Заграничные паспорта и документы

История Туркменбаши

Памяти АМЗ, друга и коллеги

1) Аэропорт. Когда впервые подлетаешь к Красноводску, то внизу расстилается пустыня-степь с множеством пересекающихся и разъезжающихся в разные стороны дорог. Интересное зрелище - разноцветный залив Кара-Бугаз. В первые перелеты видно было, как Каспийское море вбрасывало свои воды в залив, испаряющий морскую воду и концентрирующий сульфаты и прочие соли, и тем самым как-будто понижающий уровень моря. Для простоты решения вопроса засыпали бульдозерами каспийский ручей, создав дамбу, так и не построив шлюз, чтобы менять степень оттока. Потом уже, через несколько лет, когда приморские земли стало конкретно затапливать, просто разрыли дамбу и пустили воду в обезвоженный Кара-Бугаз.
После посадки самолет еще полчаса с лишним добирается до стоянки, а из окна видно, как рядом с посадочной полосой врыты капониры, в которых прячутся военные самолеты. Аэропорт находится наверху, а город у подножья красной горы, поэтому всегда видно как военные самолеты сначала, расправив крылья, покидают гору, а затем, постепенно прижимая их к телу, показывают свою переменную стреловидность.
Аэровокзал Красноводска сначала поразил нас своей простотой, двухэтажное здание для инженерных служб и небольшой деревянный сарайчик типа зала ожидания. Имелись достаточно прочные, сваренные из труб, проходы на территорию поля, в которых проходила проверка багажа. Такую глубокую проверку мы, командируемые из многих городов Союза, здесь встречали впервые. Проверяли здесь всё, раскрывались чемоданы, сумки, портфели, вытаскивались вещи, или сама проверяющая с цепким неподкупным взглядом бесцеремонно рылась, выискивала из нашего скарба что-то, рассматривала, думала и снова бралась за новую вещь. Сначала мы думали, что только к нам, командированным такое отношение, потом увидели, что всех проверяют по полной программе. Всегда было интересно, как вытаскивалась книга и перелистывалась по листику, а мы везли собой несколько купленных томиков художественной литературы. Наши ребята всегда советовали ей читать побыстрей, а в следующий раз взять парочку одинаковых книжек, а одну ей, в подарок. Да, не понимали мы многого из-за своей полной темноты, гораздо позднее узнав, что Красноводск был одной из перевалочных баз всевозможных наркотиков, поэтому и шли такие, на наш взгляд, странные проверки.
Рейсы из Красноводска проводились не только европейские города Союза, но по городам Туркмении и Средней Азии. Поэтому среди пассажиров много казахов, туркменов, узбеков и азербайджанцев. Особенно было интересно смотреть на семьи туркменов, когда впереди шествовал глава семьи в сапогах, несмотря на страшную жару, и, в основном, в европейском костюме, а за ним плелась жена в обязательном платке и длинном бархатном платье зеленого или синего цвета, надетом на разрисованные вышитые шальвары, которая в обеих руках несла чемоданы или узлы, а за них грязноватыми ручонками держались ребятишки. Мужик шел как бай, размахивал руками и вел жену на регистрацию и на посадку в самолет. Казахи всегда были демократичнее и мы не замечали такого гендерно-мужского преимущества.

2) Город и люди . Город был основан в 19-ом веке генералом Столетовым как форпост Российской Армии против туркменских кочевников и для завоевательных походов против Бухарского и Хивинского ханств. Только после строительства Закаспийской железной дороги и создания паромного сообщения с Баку, этот маленький городок, заселенный русскими военными и чиновниками, стал расти, превращаясь в значительный транспортный узел. Второе рождение город приобрел во время Отечественной Войны, когда на основе эвакуированного из Туапсе оборудования за короткий срок (осень 1942 - весна 1943годы) был построен Красноводский НПЗ.
Сам город был небольшим (немного больше 50 тыс. жителей) и состоял из двух частей, центра, а за небольшим перевалом располагались Красноводские Черемушки. В центре были здания обкома, ДК "Нефтяник", гостиница, дореволюционное здание железнодорожного вокзала, небольшая набережная, несколько домов постройки 50-х годов в стиле сталинского псевдоклассицизма, несколько коттеджей для руководства области и завода, кинотеатр, музей 26-ти Бакинских комиссаров, конечно базар, а остальные домики - по типу мазанок. Преимущественный цвет города - белый, за исключением некоторых специальных вкраплений, как ДК, обком и т.д. Черемушки за перевалом представляли собой безликую массу домов, в основном, из силикатного кирпича с практическим отсутствием растительности. Внутри жилых кварталов вкапывались тындыры, в которых пекли лепешки. Среди квартальной пыли сидела туркменка или казашка, задирая платье, она формировала кусок теста, шлепая им по своей голой ноге или по шальварам, а затем быстро опускала ее на стенку печи.
Основные деревья в городе - это среднеазиатские вязы - карагачи, которым не страшна была жара, и не нужен был полив, так как воду давали два раза в день, утром и вечером, на два часа. Работал опреснитель, но опресненной воды не хватало, ее смешивали со скважинной соленой водой, поэтому вкус красноводского чая может запомниться на всю жизнь. По городу стояли газировочные старинные аппараты с колбами, наполненными сиропом, и с которыми управлялись либо женщины, либо мужики-азербайджанцы, наливая вручную газировку в стаканы или в пол-литровые пивные кружки. Поэтому интересно было наблюдать за туркменками, одетыми в полную свою амуницию, как она, выпив две пол-литровых кружки газировки, потом тщательно утиралась своим платком. Как мылись эти стаканы и кружки, и вообще вся посуда в общепите, а, особенно, в пивнушках - понятно, никаких реальных санитарных норм там не существовало. Я сам испытал это на себе, когда случилась и со мной такая беда, зайдя уже домой полностью "зеленым" после перелета с посадками в Мангышлаке и Астрахани, поймав где-то "бациллу". Местный народ всегда говорил, что надо проводить дезинфекцию организма обыкновенной водкой, но как ее выполнять в жару, непостижимо.
По рассказу друга нашей семьи, бывшего директора Красноводского нефтеперерабатывающего завода, то когда он в 1952 году прибыл на новое место службы, город представлял собой удручающие состояние. Внутри города была гора, так на нее поднимались местные жители-туркмены с кувшинами для омовения, и от этого места всегда омерзительно даже не пахло, а воняло. И первым делом он дал задание, чтобы гору эту облили мазутом, а запах мазута во сто крат приятнее запаха туалетных дел. И вообще у туркмен в ту пору был заведен порядок, что такими делами можно заниматься прямо на улице, для этого необходимо лишь туркменке, например, накрыть голову платьем, она никого не видит, а что ее другие видят - ей по барабану, она спокойно исполняет таким образом свои физиологические потребности. При получении новой квартиры, когда национальных кадров стали переселять в дома, то первым делом получатель жилья вбивал три гвоздя в стену, а потом втаскивал всю свою юрту туда со своими коврами и скарбом.
Потом уже в 90-х годах после распада Союза русских жителей начали выкидывать из насиженных квартир, стали заводить уголовные дела на руководителей завода, начальников цехов, принуждая их покинуть город, которому была отдана жизнь. Но, это было потом. А пока "оккупанты" строили Дворцы Культуры, больницы, жилье и эксплуатировали только оборудование нефтеперерабатывающего завода, нефтебазы, порта, железнодорожной станции, прививая европейскую культуру туркменскому народу, выводя его из племенной зависимости.
Русские люди Красноводска, в большинстве своем, из-за отдаленности от метрополии, показались нам удивительно щедрыми, общительными, добродушными и удивительно быстро откликались на все вопросы. Не было тогда национальной вражды, но нам показалось, что все кланы (русские, азербайджанцы, казахи, туркмены) жили раздельно, на некоторой отдаленности друг от друга. Хотя было видно, как при встрече в магазинах, на улице, на базаре очень спокойно разговаривают друг с другом люди разных национальностей. Интересно, что многие русские вели речь с бакинским акцентом.
70 лет совместного пребывания туркменского народа совместно с русским не позволило сближению элит. Первым человеком в республике, области, городе всегда был туркменский национальный кадр, а вторым секретарем ЦК республики, или обкома, или райкома, то же и по исполнительной власти, назначался коммунист обязательно русского происхождения. Коммунисты они были одной партии, но менталитет у них значительно различался. Кроме того, первый был под неусыпным надзором и партийным контролем второго. При этом, когда национал переезжал из низкоразрядного кабинета в главный, то с ним случалась полная метаморфоза. Из раболепствующего, как принято на востоке, чиновника или партийного работника, он сразу превращался в главенствующего на своем месте, которому все были должны. Все были обязаны приносить ему решения, которые он только утверждал, все должны были давать ему подношения разных видов, а он царствовал согласно байским традициям. И только русский "второй", зная всю изнанку восточной жизни, портил ему "кровь", наставляя временами на путь истинный. Но, когда произошел распад Союза, тогда взыграли долго хранимые в душе националистические чувства, которые некому уже было направлять в определенное русло, появился Туркменбаши в полном обличье со своей "Рухнамой", памятники с позолотой, величавые речи с полным набором лести и угроз. Даже в советское время в отдаленных и так называемых "колхозах", председатели коллективов были вполне сложившимися баями, которые нещадно эксплуатировали своих рабов-колхозников, работающих на свою выгоду, а затем взятки шли в центр другим хозяевам жизни. Такой социализм был присущ практически всем среднеазиатским республикам. Надо лишь заметить, что вооруженных конфликтов на территории Туркменистана в период 90-х годов не наблюдалось, там пошли по тихому варианту, а Большой Брат в то время занимался своими делами, вот и остались на окраине Союза множество обездоленных людей, которые сами и по своему усмотрению решали свои проблемы. Кто решил, кто не решил, расставаясь с чувством Родины. Бывал там и Медведев судя по фотографиям в аэропорту Туркменбаши, бывшего Красноводска. Туркмения и остается полностью закрытой страной для внешнего мира, поэтому сложно сейчас сказать, как обстоят дела в Красноводске. Но, по фотографиям и гуглевским картам есть заметные изменения, это и новые дома, гостиницы, набережная с пальмами, построенные на нефтяные и газовые деньги. Много там, видимо, и "пыли в глаза" для иностранцев, которые работают на реконструированном НПЗ, так как Туркменистан остается крайне бедной страной с минимумом информации на внешнюю сторону.

3)Нефтеперерабатывающий завод . Завод расположен направо со съезда с горы по дороге из аэропорта. Направления он был топливного, находились в нем старинные АВТ с еще с некоторым американским приборным оформлением где-то конца 30-годов, присутствовал каталитический крекинг, коксовая установка и французская прокалка. Нашей областью было производство моющих средств, а конкретнее перевод на непрерывный режим процесса сульфирования додецилбензола совместно высшими спиртами, который находился в крайне запущенном состоянии и управлялся дедовскими способами. На этом с техническим описанием заканчиваю, так как все изложено в соответствующей литературе. С другой стороны, на настоящее время завод полностью реконструирован и нашей установки сейчас нет в помине.
Договорные документы мы сделали достаточно быстро, налаживанию отношений с сотрудниками завода помогло знакомство с бывшим руководством завода, остальное было в наших руках. И это тоже нами довольно скоро, по красноводским понятиям, было выполнено, отправлено оборудование на завод, получено авторское свидетельство, через год сделан монтаж, и мой коллега и друг АМЗ притупил к наладке системы.
Жизнь на заводе в то время шла неспешным порядком, не было такой торопливости и суетливости на аналогичных заводах метрополии, всегда у них существовали проблемы с сырьем, планами по переработке, начальство очень редко получало причитающиеся (или скорее не причитающиеся) квартально-месячные премии. Поэтому пришлось немало взбадривать руководство завода, чтобы они обратили на нас внимание, хотя им тоже было это необходимо, и не только для отчетов по внедрению новой техники, а в техническом плане совершенствования технологии. Наконец, вопрос был решен. Целую неделю мы с взятым для помощи сотрудником А, с самого утра до позднего вечера при 40-45 градусной жаре проводили надзор за монтажом и сами кое-что делали своими руками. А начальник цеха Д, очень хороший парень, не думал, что мы с монтажниками так быстро управимся и выдал нам типа премии на отдых в заводскую турбазу на Авазе. Сотрудник мой А, разведенный парень, который в свободное время вязал спицами шерстяные вещички, познакомился в теплых водах Каспийского моря с одной дамой, которая ему очень понравилась, а поэтому спрашивал у меня совета, что ему делать со всем этим. В конце концов, он так и остался в Красноводске, по прошествии многого времени я не знаю доподлинно, где он теперь, может быть в Волгодонске. Но, я оказался косвенным соучастником того, как наша контора потеряла в одночасье ценного кадра, хотя некоторое время следил за системой, работая в цехе КИП завода.
Национальных кадров в ту пору на заводе было немного. Помнится, как один из замов главного инженера говорил, что "надо дырочка сделать здесь", а пожилой старший оператор на нашей установке, сидя в положенной тюбетейке и пиалой в руках, всегда твердил, что надо отдохнуть нам и выпить зеленого чая, а работа никуда не убежит. Максимум, что давали туркменским кадрам выполнять, это копка земли, а опалубку, залив бетона делали уже рабочие других национальностей. Не хотели туркмены работать на производстве, занимались другими своими делами.
Трудно было и АМЗ научить операторов, даже русских, работать по-новому. Любой элементарный сбой приводил их в транс. Взаимосвязанная трехконтурная система сначала трудно ими воспринималась и не поддавалась им для управления. Помню, что нам тоже поначалу приходилось туго, и тогда АМЗ вставал рядом с пультом и долгими часами с помощью своей большой технической эрудиции и колоссальной интуиции успокаивал стрелки приборов, приговаривая мне, чтобы я не трогал выбранные настройки. Было у него, у АМЗ что-то, которое не только воздействовало на технику, но и на людей, которые гораздо сложнее технических устройств, но некоторые его манипуляции работали, давали облегчение, или наоборот, но воздействие всегда бывало. Временами, как и у любой техники, бывали сбои, тогда они нас вызывали и ждали АМЗ как бога. Спустя время рассчитан был и экономический эффект, трудно было определить только тот показатель, по которому бы наше министерство бы не наложило свою "лапу" и повысило бы требования к заводу. С этими проблемами мы совместно с заводчанами достойно справились и несколько лет имели определенную личную выгоду (и заводчане тоже), а контора наша тоже достойно отчиталась.

4) Гостиницы . Центральная гостиница с виду казалась неплохой, но для проживания сносным был только второй этаж, на остальных этажах находиться было невозможно даже для нас командировочных людей, полное отсутствие воды, душа - все это доставало массу неудобств. Неплохо мы обитались в так называемой "французской" заводской гостинице, представляющей собой двухкомнатную квартиру, куда заселялись командировочные на завод. Когда там не было мест, то приходилось селиться в заводское общежитие, на дверях комнат которых практически не было запоров, а двери закрывались на веревочки, это было - класс! В том общежитии проживали несколько месяцев сварщики и монтажники с нашего завода Петрова, которые варили обечайки коксовых камер. Они были - очень своеобразные ребята, а когда, узнав, что мы из Волгограда, то все время хотели нам чем-нибудь помочь. Сварные с завода Петрова относились к очень квалифицированному рабочему персоналу, имели соответствующие допуски и категории, хотя некоторые были полностью неграмотны, а один из них не умел ни читать, ни писать. Однажды он пришел и попросил написать письмо дочери. Я написал, что здравствуй дочь, живу я хорошо и у меня все в порядке, а сначала перечислил приветы и все. Сказав "большое спасибо", он ушел. Сварные получали деньги один раз в месяц, быстро их пропивали и проедали, а затем отправлялись на море ловить бычков. Однажды со мной и в этом общежитии был один из наших слесарей, язвенник, но водочку очень любил, от меня он прятал бутылки, я их находил, выливал, так и жили, но утром на работе он просил меня покрутить маленькие винты, потому что тряслись руки.
Из французской "гостиницы" просто было ходить на работу, не надо было ждать автобус, небольшой переход через перевал и через минут 20-30 похода - ты у входа в заводскую проходную.
В гостинице всегда знакомились с массой народа, командируемой на завод, в основном, разговаривали о житье-бытье в наших городах, одинаковых проблемах, недостатках в жизни. Однажды одна семейная пара из Ферганы, увидев, что мы с АМЗ накупили новозеландской баранины, рассказали нам свой рецепт приготовления ферганского плова с "ханским" длинным рисом, о котором мы могли только мечтать. Тогда АМЗ договорился с одной продавщицей-казашкой, которая нам достала этот продукт. Уже почти три десятка лет рецепт этот пользуется в семье у нас почетом. Другой сосед от скуки каждый день пытался сыграть со мной в преферанс, хотя бы на копеечку. По телевизору было две программы, а часто он был поломан, а по радио целый день пели акыны свои тягучие однотонные песни. Народ рассказывал, как однажды в национальной телепередаче в прямом эфире один из таких акынов вошел в транс и свалился со стула, на котором он сидел со скрещенными ногами и с музыкальным инструментом с натянутой одной струной. После небольшого затемнения, прямой зфир показал этого музыканта сидящим уже на ковре и на полу, где ему ничего не угрожало. Другими видами культурной программы - это были прогулки по городу, в кинотеатр и конечно на базар. Можно было и половить рыбку, например, в канале, идущим к опреснителю. У местных возможны были и другие культурные поездки как например на охоту или рыбалку в район Кара-Бугаза, или в заповедные места на море, где жили и живут фламинго.

5) Живность . Мухи были везде, в магазинах, общепите, на установке на заводе, в супе, компоте. Выпиваешь стакан, а на дне - дополнительное мясо мушиное. Везде в общественных местах висели клейкие ленты, облепленные мухами. В гостинице заводской были еще и муравьи, которые проложили дорогу и спокойно по ней ходили. Хозяйка гостиницы, бабка, которая жила рядом в доме все время наблюдала за проживающими там людьми. Так она наложила дуста на кухне для муравьев, на которых он не действовал, он спокойно продавался, несмотря на очень давнишний запрет использования и продажи, долго доходила информация к южным границам Союза.
По вечерам на набережной летало огромное число летучих мышей. А днем по улицам расхаживали огромные собаки с большими головами, вечно голодные и крайне добродушные, что шло вразрез с их размерами. Мы еще шутили, что своей доброй душой собаки эти напоминают тех людей русского происхождения, которые живут в этом городе.

6) Базар . Рынок был похож на восточные базары, но не очень, не было в нем того восточного шарма, который присущ таким местам, бедновато там было. Хотя присутствовали там туркмены в папахах, лежали горы дынь и арбузов, взращенных поливом соленой водой и семечками, закладываемыми в срезанный саксаул для быстрого пророста и подпитки влагой из этого биологического насоса. Привозили ярко-желтую морковь, картофель. Летом и зимой было очень много винограда, гранатов, яблок, груш, орехов. Продавалась различная трава и пряности. Около мешка с зеленым нюхательным табаком сидел старый туркмен в папахе и предлагал всем понюхать табаку для улучшения зрения. Одна из моих экономистов даже попробовала это средство, потом до вечера не могла придти в себя от его действия. Была там небольшая харчевня, варили очень вкусный суп "пити", неплохие там были вещи из баранины. Про шашлык вопрос особый и только благодаря моему коллеге АМЗ, который на своем родном языке мог договориться с азербайджанцем - шашлычником, тогда мы были твердо уверены в правильности приготовленного продукта. В любом другом случае можно было нарваться на неприятность. Ходили в городе рассказы про шашлычников, про собачек, из которых приготавливалась эта еда. Даже однажды, рассказывали, что одного из таких бизнесменов судили, а он в оправданье своего совершенного действа и благодаря своей темности заявил на суде, что нормальных граждан он не кормил собачьим продуктом, а только пьяных офицеров. За эти слова его и приговорили к повышенному сроку.

7) Магазины . Во всех магазинах, продуктовых или промтоварных, была масса вещей или продуктов, о которых мы в России в 80-е годы уже забыли. Когда наша женская половина отдела узнала об этом, то стала проситься в туркменские командировки, чтобы сочетать работу с приятным и полезным для своих семей. Еще дома они заготавливали мешки для посылок, чтобы там, в Красноводске накупить различных тряпок и отправить их мешками по почте.
В продуктовых магазинах была в изобилии колбаса, огромные туши новозеландской баранины, которую местные мусульмане не брали, считая их каким-то скрещением со свиньей, куры, утки, молоко, сметана, творог, преимущественно из порошка, различные консервы и т.д, что давно пропало с наших обедневших прилавков. Вино-водочные продукты были среднеазиатского производства, если вина, то только крепленные, марочные, узбекские, не умели они из сладчайшего винограда делать сухие вина, или не любили. Были портвейны, мадеры, вкус у которых был на много голов выше нашего российского пойла.

8) Аваза . Недалеко от города на море, а не на заливе, это было чудесное место с удивительно чистым песком чуть зеленоватой и прозрачной морской водой, куда по воскресным дням красноводский народ направлял свои стопы для отдыха. Если вначале июня вода была немного холодноватая, какие-то течения не давали возможности ее прогреву и, несмотря на общую температуру воздуха не менее 30 градусов, то потом в середине лета теплота самой воды достигала уже тоже 30 градусов. В этом месте происходили съемки "Белого солнца пустыни", не брезговал и Сокуров пляжем Авазы, снимая там свои фильмы. На берегу были расположены турбазы, жарились шашлыки из осетрины, отдыхать там было хорошо, несмотря на некоторые неудобства. В море Каспийском водятся тюлени, и по рассказу одного из командировочных, когда он выплыл в море, на него напал самец тюлений, приняв за соперника, и уже практически на берегу его покусал. Мужик испытал достаточный шок, обратился к врачу, благо, что на турбазе нашелся врач-туркмен. Врач, осмотрел укушенного мужика, заметил с достаточным туркменским акцентом, что тюлень зубы никогда не чистит, и прописал ему серию уколов по полной программе от бешенства, которую он закончил у себя дома, в Уфе.

9) УФРА . Расшифровывается как укрепленный форт российской армии, находится недалеко от города и там расположена нефтебаза (хотя по некоторым данным это топонимика, и смысл несколько иной). Приехали мы туда ради общего интереса, посмотрели этот небольшой поселочек с магазином, дома, стоящие на пропитанной нефтью земле, людей, в крайней бедности, живущих в этих домах-мазанках, посмотрели на полное отсутствие растительности, посмотрели и уехали.

10) Порт . Были мы там только в связи с паромной переправой в Баку или обратно, приезжали туда за билетами, которые считалось очень трудно достать, не купить, а, именно, достать. Всегда паромная переправа была загружена, а для нас это был один из шансов добраться до Баку или до Красноводска, потому что некоторое время прямого сообщения с Красноводском не было и приходилось летать через столицу Азербайджана. Для АМЗ полет в Баку и потом прогулка по городу доставляли истинное удовольствие. Пареньку из Нахичивани пришлось несколько лет проучиться в Нефтяном институте, а потом приехать молодым специалистом на ТЭЦ-2, Волгоград, с практическим минимумом русского языка, стать здесь, в России, прекрасным специалистом, жениться, создать отличную семью и воспитать детей. По прилету в Баку АМЗ устраивал мне экскурсию по городу, по набережной, видел я и старый город с Девичьей башней, поднимались на гору, в парк, откуда видна вся панорама города. Конечно, можно было улетать из Баку в Красноводск и на самолете, что мы делали много раз за три года, но паромом было интереснее, ночь - и ты на другом берегу моря. Авиаперелеты через море тоже были сопряжены с большими трудностями, если, даже достанешь билет на соответствующий рейс, то это не значит, что улетишь. Огромная толпа страждущих местных жителей с гортанными голосами оттесняет тебя от посадки, есть у них билеты или нет - никого это не интересует, только потом лишь тебе говорят, что улетите потом на следующем самолете. Это - восток и порядки здесь свои!
Однажды АМЗ с коллегой Т после проделанной работы не могли никак покинуть Красноводск, то ли отменен был прямой рейс, то ли какая-то была другая невзгода, не помню. Отчаявшись от безвыходности положения, АМЗ узнал самую знаменитую фамилию в Красноводске и позвонил в паромную билетную кассу, представился "Курбановым" и заказал два билета на паром. Кассир смиренным голосом утвердительно сказал, что бронирует два билета и приезжайте за ними, тогда они отправились в порт и коллега Т выкупила благополучно эти злосчастные билеты, ребята переплыли море, а затем из Баку прилетели домой.
11) Заключение . Прошло уже много лет, утекло много воды, даже той, солоноватой, красноводской. Вот и вспоминаешь отдельные моменты в жизни, лица друзей, коллег, знакомых, некоторых уже нет в этой жизни, а воспоминания остаются. Жизнь все равно продолжается.

, азербайджанцы , армяне

Конфессии мусульмане, христиане Этнохороним туркменбашинцы, красноводчане Официальный язык туркменский Цифровые идентификаторы Телефонный код + 993 243 Почтовый индекс 745000 Автомобильный код BN Аудио, фото и видео на Викискладе

История [ | ]

Станция Бахми Транскаспийской железной дороги в 1890 году

Первая попытка закрепления Российской империи на восточном берегу Каспия относится к 1716 году, когда князь Бекович-Черкасский основал укрепление на побережье Красноводского залива («в устье Узбоя »), готовя поход на Хиву . Укрепление имело кронверк , было окружено рвом и валом. На вооружении имелись пушки. Гарнизон насчитывал до 1000 человек, однако смертность от болезней была весьма высока. Комендантом крепости был полковник фон дер Виден .

Символические ворота в Центральную Азию в городе Туркменбаши

В 1869 году под руководством полковника Николая Столетова был повторно основан укреплённый форт русской армии (УФРА) Красноводск . Ныне на месте расположения форта находится посёлок Кенар (часть города Туркменбаши). Место, где был основан Красноводск, называлось Шага-дам. Форт использовался как база для операций против туркменских кочевников и для походов на Бухарское и Хивинское ханства. Была образована Закаспийская область , Красноводск был её центром до строительства Ашхабада (см. Среднеазиатские владения Российской империи). Это был небольшой городок, заселённый русскими военными и чиновниками, а также торговцами - персами и армянами . После строительства Закаспийской железной дороги , начавшегося из Красноводска, из Средней Азии через паром в Баку в конце XIX - начале XX веков, Красноводск превратился в важный транспортный центр и стал расти.

В городе действуют три современных отеля.

Герб города [ | ]

Население [ | ]

Транспорт [ | ]

Современный терминал аэропорта Туркменбаши

Город важен как транспортный узел, образованный морским портом с паромным терминалом, железной дорогой и аэропортом . Через город проходит транстуркменская автотрасса М37 , связывающая Карабогаз , Ашхабад , Туркменбаши и Бухару .

Аэропорт [ | ]

В 1990 году аэропорт Красноводска отметил 50-летний юбилей. Первоначально, в 1940 году, он располагался внизу плато, в районе госпиталя. Во время Великой отечественной войны был переведён наверх плато и являлся аэродромом совместного базирования вместе с частями ВВС. Считался приписным аэропортом Ашхабадского предприятия. Как самостоятельное подразделение существует с 1959 года, после создания 225-й отдельной объединённой авиа-эскадрильи (ООАЭ).

В 2010 году Туркменбашинский аэропорт был реконструирован и получил статус международного . Имеет две взлётно-посадочные полосы, связывает город с Ашхабадом , велаятскими центрами и Стамбулом . Регулярные грузовые рейсы в Туркменбаши осуществляет люксембургская авиакомпания Cargolux . До аэропорта из города можно добраться на машине или автобусе. Время в пути до города на машине занимает 10-15 минут.

Железнодорожное сообщение [ | ]

Туркменбашинский вокзал был построен в 1895 году по проекту архитектора Алексея Бенуа . Бенуа - автор дворца Великого князя Николая Константиновича в Ташкенте и многих других проектов в бывшем Туркестане . Здание вокзала - одно из красивейших на всей железной дороге Средней Азии. Привокзальная площадь соседствует с мемориалом воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны . Со станции Туркменбаши ежедневно курсирует поезд № 605/606 из Ашхабада.

Морское сообщение [ | ]

Международный морской порт [ | ]

Береговая охрана

Крупнейшим морским портом в Туркменистане является Туркменбашинский международный морской порт. 15 августа 2013 года в Туркменбаши начато строительство нового порта стоимостью 2 млрд долларов США, объект возводит турецкая компания «Gap Insaat » .

На территории порта в настоящее время также ведётся строительство судостроительного и судоремонтного заводов «для расширения возможностей Туркменистана в области международных перевозок нефти и нефтепродуктов» .

В 2014 году был открыт морской пассажирский вокзал .

Паромная переправа Туркменбаши-Баку [ | ]

Составной частью транспортной системы Туркменистана в международных транспортных проектах и коридорах являются железнодорожные паромные переправы Туркменбаши-Баку и Туркменбаши-Астрахань .

Транспорт
Порт города Туркменбаши Судно «Алсион » в порту города Туркменбаши. Туркменистан . 1998 год Железнодорожный вокзал города Туркменбаши - депо

География [ | ]

Климат [ | ]

Отель «Сердар» в туристической зоне «Аваза»

В районе города проходили съёмки советских художественных фильмов «Дни затмения» Александра Сокурова , «Сорок первый» Григория Чухрая и «Бархан» Санжара Бабаева (в самом городе).

В 1998 году, в рамках своей трёхмесячной экспедиции на Каспий , город посетила «Команда Кусто » на судне «Алсион » .

Религия [ | ]

Русская православная церковь [ | ]

Храм Архистратига Михаила

Армянская апостольская церковь [ | ]

Армянский храм построен в 1903 году, ныне не действует и нуждается в капитальной реконструкции .

Спорт [ | ]

В городе есть стадион, на котором базируется туркменский профессиональный футбольный клуб «Шагадам» .

Сотовая связь [ | ]

В городе работает оператор сотовой связи: «TM CELL» - национальная компания, начавшая работать c 2007 года , с 2010 года имеется сеть «четвертого поколения» () с поддержкой технологии LTE, сеть охватывает все районы города Туркменбаши и международный аэропорт .

Международные отношения [ | ]

Один из районов Красноводска

Новые фотодокументы из города Туркменбаши, присланные нашими источниками, свидетельствуют о том, что город на Каспии влачит жалкое существование. Рядом с помпезной туристической Авазой с серией беломраморных отелей и голубых ванн бассейнов, улицы, дома и дороги бывшего Красноводска напоминают трущобы, где коммунальная инфраструктура годами не видела ремонта, а местные жители каждый день испытывают острую . И это далеко не все проблемы жителей западного региона Туркменистана.

Район железнодорожной больницы

Район железнодорожной больницы (улицы Гоголя и Нагорная) напоминает место, куда упали авиабомбы или артиллерийские снаряды, хотя войны здесь, слава Богу, не было. Вглядитесь в эти снимки: ни нормальных дорог, ни тротуаров, ни детских игровых площадок. Все, что запечатлено на фотографиях наших читателей и еще осталось за кадром, результат абсолютного бездействия хякима города, его заместителей и других чиновников, занятых, по словам красноводчан, дележом прибыли от морского порта и строительством объектов, не являющихся первой необходимостью жителей города. Облеченные властью люди здесь попросту не появляются, а значит не нужны ни дороги, . Не пролегает по этим трущобам и маршрут первого лица государства, хотя он довольно часто наведывается в западный регион страны. Президент, на вмешательство которого в сложившуюся ситуацию так рассчитывают красноводчане, предпочитает любоваться своим детищем – .

Нехватка воды в Красноводске, да и Балканском велаяте – отдельная тема. В нынешние жаркие дни жителям подают воду в квартиры через день по вечерам на 3-4 часа. В день среды 24 июня воды нет уже четвертые сутки. В районе нового аэропорта живительной влаги не бывает и того дольше - и неделю, и десять дней.

Люди жалуются – пишут, звонят даже в Ашхабад, но никому до этой проблемы нет дела. Одна жительница города Туркменбаши, описывая жизнь своей семьи у моря без воды и света, рассказала, что ей приходится собирать в баул накопившее грязное белье и отправлять родственникам в Ашхабад, чтобы те там постирали.

Еще один проблемный аспект города – это чрезмерная дороговизна продуктов на местном рынке. Некоторые наши читатели винят в этом приезжих из других областей страны, в частности, из , которые сотнями работают на стройках Авазы.

«Их стало так много, что они теперь составляют половину всего населения нашего города. Местные говорят так: если всех трудовых мигрантов отправить домой, то и цены на базаре придут в норму, и на работу устроиться станет легче», — пишет наш читатель.

Но сами приезжие своей вины не чувствуют. Они говорят, что приехали сюда, оставив надолго дома и семьи не от хорошей жизни, а потому, что в том же Дашогузе дефицит рабочих мест.

В этом репортаже мы рассказали далеко не обо всех проблемах города у моря. В следующих материалах мы затронем еще одну головную боль красноводчан – , вернее, их отсутствие. А пока местные жители вопрошают, как при наличии таких проблем проходит день хякима и его заместителей, среди которых наверняка есть ответственные за решение социальных вопросов красноводчан.

Больше фотографий из Туркменбаши в разделе , на наших страницах в

Туркменбаши - город-порт, находящийся в Балканском велаяте на берегу Каспийского моря. С городом Баку на западном берегу город соединяет паромная переправа в 270 км. До 1993 года город назывался Красноводск - название города в действительности являлось переводом местного топонима «Кызыл-Су». В 1993 он был переименован в честь первого президента Туркменистана Туркменбаши Сапармурата Ниязова. Согласно переписи 2005 года, численность населения составляет 68 тысяч человек. Здесь развита нефтеперерабатывающая, пищевая (а также рыбная), легкая промышленность, расположен нефтеперерабатывающий завод, судоремонт, мемориальный музей 26 Бакинских комиссаров, краеведческий музей. Работают отели «Сердар», «Туркменбаши», «Толкун», «Аваза».

Город Туркменбаши является первым по значению портом и воротами Каспия в Туркменистане, а национальная туристическая зона «Аваза» - первой зоной отдыха в стране.

Транспорт
Город важен как транспортный узел, образованный морским портом с паромным терминалом, железной дорогой и аэропортом с взлётно-посадочной полосой, способной принимать все типы самолетов. Также в настоящее время строятся новый аэропорт, железная дорога и многорядная скоростная автомагистраль Ашхабад - Туркменбаши.

История Туркменбаши
Туркменбаши - относительно молодой город. Он был основан в1869 году российской экспедицией во главе с подполковником Николаем Григорьевичем Столетовым. Ровно 140 лет назад в октябре месяце русские вышли в открытое море и направились именно сюда, чтобы создать на побережье Каспийского моря город. Но по воле случая во время их плавания случился сильный шторм, и все суда разбросало по морю. Поэтому каждое судно прибыло в Красноводский залив в разное время. Первое причалило в бухту Муравьева 31 октября, второе - 3 ноября и третье - 6 ноября. И по этой причине дата основания города Красноводска является спорным вопросом: каждую из трех можно считать знаменательной и избрать ее как день рождения нового замечательного города Туркмении. Здесь, на диком побережье Красноводского залива и было решено заложить крепость - факторию. Эта бухта показалась строителям наиболее благоприятным местом расположения нового города, так как она почти никогда не замерзает и со всех сторон защищена от сильных ветров. Еще при Петре I эти места обследовали и описали сподвижники руководителя первой экспедиции князя Бекович-Черкасского. На новом месте и были заложены новая крепость и укрепленный форт. От него осталась только блокгауз батарея, где сейчас находится местный музей.

Как и многие другие центры государства, Красноводск обязан своим возникновением русским, оккупировавшим эту среднеазиатскую территорию. Итак, высадившиеся на берег моряки, начали отстраивать здесь не просто поселение, а целую систему торговых, экономических и культурных отношений с местными племенами туркмен.

Сегодня внимание туристов в Туркменбаши могут привлечь не только современные новостройки, которые так активно возводятся, но также и некоторые старые здания и постройки, способные рассказать о прошлом города.

Каждый город имеет свою историю, хранит давние тайны бытия и, безусловно, Туркменбаши не является исключением из этого исторического правила. К сожалению, многие задания прошлых лет не сохранились на этой территории. Причиной тому, возможно, послужили какие-то определенные обстоятельства, как, например, захватнические или оборонительные войны, разрушавшие все на своем пути, не оставляя ничего кроме груды пепла. А может быть, виной всему стали сами люди, не сумевшие сделать так мало - сохранить свое наследие, оставленное им предками, по сути, их собственными праотцами; а может, это произошло по чьему-то непониманию сущности исторической ценности и привлекательности старины. Кто знает? И кого теперь судить? Но главная задача сейчас попытаться сохранить хотя бы то, что осталось. Тем более что в настоящий момент город Туркменбаши претендует на то, чтобы превратиться в крупный туристический центр страны. И для этого у него есть все предпосылки. Пока город живет тем будущим, которое может перед ним открыться, временем, когда он, наконец, достигнет желаемой цели - стать второй Анталией или даже чем-то большим.

Безусловно, для туристов излюбленными местами посещения являются древние исторические памятники былых времен. Но с каждым днем таких мест становится все меньше. Прошлое края неизбежно несется в никуда. На месте развалин старого города возводятся новые постройки - современные гостиницы и административные здания. Конечно, подобные меры, производимые государством тоже нельзя игнорировать, ведь Туркменбаши - это современный город современного государства, которому также необходимо развиваться, двигаться вперед, а не жить постоянной памятью о прошлом. Но, во всяком случае, этот вопрос - палка о двух концах, при котором любое принятое решение не будет приветствоваться массами, такова уж людская натура.

Любой приморский город всегда начинается с вокзала и морского порта. Вокзал Туркменбаши в мавританском стиле был построен в 1895-96 гг., но, к сожалению, ни архитектор, ни производитель работ до сих пор не выяснены. Здание вокзала - одно из красивейших на всей железной дороге Средней Азии. Привокзальная площадь соседствует с мемориалом воинам, погибшим в годы войны.

Морской торговый порт в Туркменбаши развивался очень быстро. Было построено около десятка пристаней. А недавно было возведено оригинальное здание управления порта «Туркмендениздеряеллары» в виде корабля в море.

Не так давно было намечено строительство нового международного морского порта. Туркменские суда за последнее время освоили многие морские трассы, вплоть до морских ворот Гибралтара. Да и сам порт стремительно развивается. Осуществляется фронтальная модернизация портальных кранов и судов дальнего плавания. Ведется радикальная реконструкция портовых сооружений, логистических центров и нефтяных терминалов. С возрастанием объемов перевозок морским транспортом в порту уже задействован мощнейший автокран немецкого производства "Либхер" с компьютерным управлением и грузоподьемностью до 500 тонн. Такой автокран является гордостью любого порта мира. Грузовые терминалы объемом 5000 кубометров обслуживают автокары "Комацу" и 20-тонные грузовики "Мазманы", а 40-тонные автопогрузчики «Кальмар» заняты на транспортировке тяжеловесных морских контейнеров.

Новый порт, который строится в соответствии с современными международными стандартами, будет принимать как зарубежные суда, так и теплоходы для морских круизов, яхты и другие суда, которыми скоро пополнится Национальный флот Туркменистана.

В 1951 году был построен большой комплекс дворца культуры нефтяников, в строительстве которого принимали и военнопленные японцы.

Ну а главной гордостью Туркменбаши конечно же является море. В него влюблены все - и приезжие, и местные жители. Равнодушным подобное чудо природы оставить не сможет никого.

Туркменбаши-Красноводск действительно своеобразный и красивый город. И если Вы приняли решение посетить именно Туркменистан, поездка в этот город должна стоять в Вашем списке первой.

Достопримечательности Туркменбаши

Аваза - активно развивающийся морской курорт, расположенный в 12 км к западу от центра города.

Мечеть Парау-биби . Небольшая белая мечеть Парау-биби - священное место паломничества мусульманок. Она в полном одиночестве стоит на одной из скал Копетдага.
Существует красивая легенда, посвященная истории возникновения мечети. Согласно этой легенде, Парау-биби была красивой туркменкой, жившей в одной из деревень. Как-то ее пообещали отдать на откуп наступающим врагам. Спасаясь, она убежала в горы и молилась. Тогда скала раздвинулась и спрятала Парау-Биби навсегда. На этом месте и возникла мечеть. К мечети ведет кривая лесенка. На полпути можно увидеть отпечатки в скале, которые оставила Парау-биби: от колена, локтя, пальца и лба. Сегодня к небольшой мечети приходят сотни женщин и просят Парау-биби - покровительницу беременных женщин и детей, чтобы она помогла им сохранить красоту, обрести хорошего мужа и много детей.
Также, по преданию, лежащие чуть поодаль, несколько серповидных камней были раньше кусками дыни, которые Парау-биби в панике бросила в приближающихся врагов. По обычаю, молодые женщины наступают на эти камни. Если камень начинает вращаться, значит - все будет хорошо. Если не вращается, то через год надо пробовать снова, вернувшись в эти прекрасные места.

Мавзолей Шир-Кабиб . В 6 км от Дехистана находится древнее захоронение Машад - мусульманский некрополь с расположенным в центре известным мавзолеем Али ибн Суккари или «Шир-Кабир». Памятник относится к постройкам престижной серахской архитектурной школы и датируется 10 веком. Стены здания из квадратного сырцового кирпича были украшены от основания до купола резным ганчем с завитками, лиственными узорами и куфическими надписями, и раскрашены в синий, красный и фисташково-зеленый цвета.
«Шир-Кабир» также называют мечетью «на деревянных столбах». Это самая старая из сохранившихся на территории Туркменистана мечетей. Причем ориентированный на Мекку уникальный резной михраб (молельня), состоящий из трех вписанных друг в друга ниш, говорит о том, что этот мавзолей, прежде всего, использовался именно как мечеть, а не просто как усыпальница.
К сожалению, «Шир-Кабир» неоднократно подвергался реконструкции, в его интерьере сохранились элементы декора 10 века. И внутреннее убранство до сих пор несет на себе отпечаток величия и красоты.
Это место также является святыней для паломников, которые, посетив его, утверждали, что после Мекки это единственное место на земле, благословленное Аллахом.

Караван-сарай Ташарват . Живописные развалины караван-сарая Ташарват лежат в 38 км от города Балканабад - столицы Балканского велаята. Во времена функционирования Великого Шелкового Пути караван-сарай имел не последнее значение для проходивших мимо караванов, в котором они делали остановку на пути своих долгих странствий.
Здание караван-сарая представляет собой прямоугольное укрепление с каменной стеной, внутри которого расположены развалины жилого строения. Возле караван-сарая была раскинута роща карагача в 100 деревьев. Первые упоминания об укреплении Ташарват обнаружены в 1871-1872 годах. Археологические исследования показали, что еще в конце 19 столетия строение было обитаемо.

Дехистан - это глинистая, безводная равнина на юго-западе Туркменистана вблизи Каспийского моря. Но такой безлюдной и неприметной эта местность была не всегда. Когда-то, во времена своего расцвета, здесь кипела жизнь, цвели сады, зеленели поля, окруженные живительными водами рек. Уже в 3 тысячелетии до н.э. эта территория активно осваивалась пришедшими сюда первыми земледельцами, а в 3-6 веках в оазис, орошаемый рекой Атрек, начали приходить многочисленные тюркские племена: саки, массагеты, эфталиты. Но наиболее мощный племенной союз возглавили дахи (отсюда и название местности), которые создали крупные укрепленные опорные пункты и поселения (Шадур-кала, Акга-кала).

Мисриан - городище, расположенное на территории Дехистана и являющееся его крупнейшим историческим памятником. До нас дошли только руины этого огромного поселения, но даже по ним можно сказать, что в свое время это было место с высочайшим уровнем развития культуры. Город состоял из шахристана (цитадели), рабата (пригорода) и окружавших его со всех сторон густонаселенных кварталов ремесленников. Истинные размеры древнего города ясно не установлены, так как сведений об этом сохранилось не достаточно. В 10-13 веках цитадель была обнесена мощной крепостной стеной, которую охраняли два ряда дозорных.
Мисриан может считаться центром ремесла. Доказательством этому служат остатки сотен мастерских, производивших первоклассный кирпич, бронзовые котлы, светильники, другие изделия из металла, прекрасную, в том числе фаянсовую, глазурованную керамику. Последняя поражает обилием и высочайшим художественным уровнем орнаментальной и сюжетной росписи. В большом ассортименте производились также всевозможные изделия из стекла, а мастера-ювелиры создавали свои шедевры из драгоценных металлов и отличались высоким профессионализмом и утонченным вкусом в художественной обработке камня. Помимо этого в Мисриане также были обнаружены совершенная для своего времени система водоснабжения, многочисленные бани, городская канализация, что является показателем развитой городской культуры.
Относительно сохранившиеся памятники Дехистана - два двадцатиметровых минарета. Интересно, что, находясь всего в 120 м друг от друга, они, судя по сохранившимся надписям, сооружены с интервалом почти в 200 лет.
От одной, вероятно, соборной мечети остались лишь два пилота портала с восхитительным богатейшим декором растительно-эпиграфического стиля с использованием полихромной глазури высшего качества.
За время правления Хорезмшахов город успел пережить бурный расцвет, однако впоследствии был до основания разрушен монгольскими войсками. В 15 веке город умер навсегда.

Находящийся на живописном берегу Каспийского моря. До недавнего времени он назывался Красноводском, а в 1993 году его переименовали в честь первого президента государства — Туркменбаши Сапармурата Ниязова.

Население города состоит в основном из туркменов (почти 90 %), русских (около 6 %), а также украинцев, казахов, узбеков и турков. Официальным языком считается туркменский. Практически все жители города исповедуют ислам, отдельная категория населения относится к христианской церкви.

Основу экономики Туркменбаши составляет нефтеперерабатывающая промышленность. На территории города располагается целый комплекс предприятий, занимающихся переработкой нефти и ее сопутствующих природных ископаемых. Также здесь находится крупнейший в Средней Азии судоремонтный завод. Стоит отметить, что порт Туркменбаши паромной переправой связан со столицей Азербайджана Баку.

В черте города располагается знаменитая курортная зона «Аваза», которая включает огромное количество отелей и гостиниц, развлекательных центров, игровых клубов и других заведений. Это место идеально подходит для молодежного отдыха, семейного отдыха с детьми, которым обязательно понравится плескаться в удивительно красивом и теплом Каспийском море.

Климат и погода

Климат Туркменбаши считается субтропическим пустынным. Практически круглый год здесь стоит невероятно жаркая и очень сухая погода. Количество осадков не превышает 125 миллиметров в год. Обычно их выпадение приходится на конец осени — начало зимы. Среднесуточная температура воздуха в это время составляет примерно +5 °C . Летом наблюдается удивительно жаркая погода. Днем воздух прогревается до +35 °C , а ночью столбик термометра опускается до +18 °C . В летний период количество осадков минимально.

Лучшим временем для поездки в удивительный Туркменбаши является период с конца весны по начало осени.

Природа

Прекрасный Туркменбаши отличается от других городов Туркменистана своей удивительной великолепной природой. Главной особенностью природных пейзажей города является Каспийское море — самое крупное на земле соленое море, которое не имеет связи с мировым океаном. На живописных берегах Каспия можно встретить грациозных фламинго, удивительных пеликанов, ленивого каспийского тюленя. Но главным богатством этого моря, конечно же, является осетр, популяцию которого призвана сохранить природоохранная служба Туркменистана.

С востока Туркменбаши окружен невысокими горами, на западе его берега омывают синие воды Каспия. К слову, прекрасные песчаные пляжи Туркменбаши считаются самыми лучшими на территории всего моря. Недаром на его побережье возле города располагается множество курортов и санаториев.

Достопримечательности

Главной достопримечательностью Туркменбаши является Каспийское море, которое поражает воображение своей красотой и разнообразным подводным миром. Чтобы полюбоваться на живописные красоты этого водоема, в город приезжает большое количество иностранных туристов. Неподалеку от Туркменбаши создана совершенно уникальная курортная зона с многочисленными отелями, «плавучими» ресторанами, барами, развлекательными центрами, клубами и т.д.

В самом городе мало старинных достопримечательностей, зато окрестности Туркменбаши поражают своими историческими и культурными ценностями. Одним из важных центров всемирного женского паломничества является белая мечеть Парау-Биби , которая была построена на одной из скал величественного Копетдага и сегодня считается покровительницей беременных женщин и детей, Ежегодно сюда приезжают сотни тысяч девушек, молящих о долгожданной беременности.

Большинство туристов предпочитает посетить известный мавзолей Шир-Кабир , дата постройки которого относится к X веку. Кроме этого, на территории древнего захоронения Машад находится мечеть Шир-Кабир , которая считается самой старой из сохранившихся мечетей во всем Туркменистане. Стены этого удивительного сооружения от его основания и до самого купола украшены резным ганчем с узорами и надписями, раскрашенными в красный, синий и фисташковый цвета. Некоторые паломники, приезжающие сюда, утверждают, что это священное место является вторым по значимости (после Мекки) из тех, что были благословлены Аллахом.

Самой посещаемой достопримечательностью вблизи Туркменбаши является удивительный Дехистан — это равнина, которая сохранила следы жизни людей, пришедших на эту территории еще в третьем тысячелетии до нашей эры. Крупнейшим историческим памятником Дехистана считают городище Мисриан. К сожалению, до наших дней не сохранилось ни одного здания и сооружения той эпохи, и приезжающие сюда туристы сегодня могут наблюдать только руины этого поселения.

Зато на территории Дехистана можно посетить два относительно хорошо сохранившихся минарета, высота которых достигает 20 метров.

В самом Туркменбаши многие иностранцы стремятся обязательно посетить Музей 26 бакинских комиссаров , рассказывающий об удивительной судьбе каждого из расстрелянных комиссаров.

Питание

Кухня Туркменбаши несколько отличается от гастрономии в других частях страны. Основным блюдом меню любого ресторана города является рыба. Обычно для угощения туристов используют осетровые виды рыб. Наиболее популярным блюдом в заведениях общественного питания Туркменбаши считается «Кавурдака » — это обжаренные в кунжутном масле кусочки рыбы. Кроме этого, многие иностранцы предпочитают заказывать знаменитую вяленую рыбу и потрясающий рыбный шашлык. Интересно, что этот вид шашлыка готовится так же, как и из мяса. Куски рыбы попеременно с луком нанизываются на вертел, после чего обжариваются на открытом огне. Во многих ресторанах можно даже наблюдать за процессом приготовления этого вкуснейшего блюда. Стоит отметить, что в Туркменбаши, как и во всем Туркменистане, рыбные блюда подаются с неповторимым кисло-сладким соусом.

Главным блюдом каждого ресторана Туркменбаши является, конечно же, знаменитый туркменский плов . Ни одно застолье не обходится без этого прекрасного угощения. Кроме этого, в меню ресторанов города включено несколько десятков блюд из мяса. Обычно здесь готовят баранину, курицу и говядину. Основными блюдами считаются «Говурма », «Гара чорба » и «Какмач ».

Из напитков здесь стоит попробовать знаменитый туркменский «Айран ».

Гостеприимный Туркменбаши предлагает своим посетителям прекрасно провести время в ресторанах, которые располагаются над водами Каспия. Неповторимая атмосфера, царящая в этих заведениях, окунает туристов в потрясающий мир туркменской кухни. Стоит отметить, что большинство кафе и ресторанов Туркменбаши предлагают своим клиентам не только угощения национальной кухни, но также блюда других стран мира.

Цены на питание в Туркменбаши держатся на том же уровне, как и во всей стране. Так, ужин в ресторане среднего класса здесь будет стоить около 7 $ за человека. А в удивительных ресторанах «над водой» за трапезу из двух блюд придется отдать несколько большую сумму — примерно 10-12$ за человека.

Проживание

Прекрасный город Туркменбаши всегда радушно встречал своих гостей. На его территории находится множество гостиниц самого разного класса. В курортной зоне «Аваза» можно встретить отели, уровень комфорта в которых соответствует четырем и пяти звездам.

Наиболее популярной у иностранцев гостиницей является «Туркменбаши». Этот отель первым на всем туркменском побережье Каспийского моря получил статус пяти звезд. Все номера гостиницы оснащены современной удобной мебелью, а также всеми необходимыми техническими средствами, например кондиционерами, телевизорами, холодильниками и телефонами с возможностью международного вызова.

Кроме того, все постояльцы могут дополнительно воспользоваться услугами ресторанов, фитнес-клубов, спортивных залов, саун, бассейнов, теннисного корта, автостоянкой, развлекательным центром и другими заведениями, находящимися на территории отеля. Стоимость проживания в гостинице «Туркменбаши» зависит от вида номера и его комплектации. Средняя цена размещения составляет около 150-200 $ за одну ночь.

На территории города можно найти большое количество небольших, но очень комфортабельных гостиниц. Проживание в подобных заведениях будет стоить значительно дешевле, чем в крупных отелях. За одну ночь можно заплатить не более 70 $.

Развлечения и отдых

Основные развлечения города Туркменбаши сосредоточены в курортной зоне «Аваза». Это потрясающий природный уголок, где располагаются учреждения санаторно-курортного лечения, а также многочисленные отели и гостиницы, отвечающие всем мировым стандартам. Кроме того, здесь находятся развлекательные центры, рестораны, клубы, дискотеки, игровые заведения. Каждый турист найдет в «Авазе» занятие по душе. В будущем здесь планируют построить горнолыжные трассы и огромный аквапарк. Уже сегодня многие называет «Авазу» национальной туристической зоной. Здесь особо популярны рыбалка, гребля и яхтинг.

Кроме того, в Туркменбаши для путешественников проводят увлекательные экскурсии по достопримечательностям города и его окрестностям. Самыми посещаемыми местами считаются Дехистан, мечеть Парау-Биби и Хазарский заповедник.

Покупки

В Туркменбаши существует огромное количество сувенирных лавочек и магазинчиков, которые продают различные памятные товары. Самыми популярными покупками среди иностранных туристов являются предметы национального костюма, изделия из шелка и шерсти, тюбетейки, тельпаки, ювелирные украшения, различные статуэтки. Как правило, большинство путешественников предпочитают приобретать статуи лошадей — символа государства. Ну и, конечно, мало кто из иностранцев возвращался домой без великолепного туркменского ковра. В Туркменбаши располагается большое количество лавок, специализирующихся на продаже ковров. Стоит отметить, что лучше всего приобретать такое дорогостоящее изделие (не менее 300 $) исключительно в государственных магазинах, поскольку только там продавцы могут выдать вам специальный сертификат, подтверждающий факт покупки. Кроме того, в стоимость ковра уже включается налог, который обязателен к уплате при вывозе ковра заграницу.

Ковровые изделия и войлочные циновки можно также приобрести на местных городских рынках. Правда, их качество будет несколько ниже, чем в государственных торговых точках.

Все расчеты за покупки производятся только в национальной валюте — манате.

Транспорт

Туркменбаши является крупным транспортным узлом. Здесь пролегает железная дорога с высоким грузо- и пассажирооборотом. Туркменбаши — это самый крупный порт Туркмении , а неподалеку от города располагается аэропорт.

Авиаперелеты осуществляются государственным авиаперевозчиком «Туркменские авиалинии». Воздушным сообщением Туркменбаши связан с Ашхабадом , Туркменабадом и Дашогузом. В основном авиаперелетами внутри страны пользуются иностранные туристы, которым путешествие по железной дороге в поездах кажется недостаточно комфортным. Цена на внутренние рейсы невысокая — всего 7-10 $.

Железная дорога является основным транспортом, связывающим Туркменбаши с другими крупными городами государства. По ней ежедневно перевозится несколько сотен тысяч грузов, привозимых в порт. Пассажирские поезда ходят в направлении Ашхабада, Дашогуза, Туркменабада, Мары. Стоимость билета составляет около 2,5 $ в плацкартном вагоне и чуть более 4 $ за проезд в комфортном СВ.

Как крупный морской порт, Туркменбаши связан паромной переправой с крупными портами других стран, в частности с Баку в Азербайджане и Астраханью в России . Интересно, что переправа является железнодорожной. Каждый из действующих паромов принимает на борт до 28 железнодорожных вагонов и около 200 пассажиров. Цена такой переправы колеблется от 20 $ до 40 $. Также между портами Баку, Астрахань и Туркменбаши отлично налажено грузовое сообщение.

Общественный транспорт города представлен автобусами и такси. При этом большинство иностранцев отдают предпочтение услугам последних извозчиков. Стоимость билета на проезд в общественном транспорте Туркменбаши составляет около 0,1-0,15 $. За поездку в такси придется заплатить чуть больше — примерно 1 $.

Связь

В Туркменбаши телефонная связь развита несколько слабее, нежели в столице государства. Здесь хоть и присутствуют уличные телефонные аппараты, но они пригодны только для городской связи. Кроме того, качество связи из этих автоматов оставляет желать лучшего. Для международного звонка можно воспользоваться телефонами, установленными в гостиницах, а также в любом отделении связи. Стоимость звонка заграницу составляет примерно 1 $.

Мобильная связь в Туркменбаши получила большее развитие, чем стационарная. Работу сотовой сети обеспечивают два оператора: TM CELL и «МТС-Туркменистан». К слову, эти компании прекрасно поддерживают роуминги всех крупных мировых операторов сотовой связи, в том числе и российских. Путешествуя по Туркменбаши, можно приобрести сим-карту любого местного оператора и разговаривать с родными по цене в 0,25 $ за минуту звонка.

Интернет-соединение в городе отлично налажено. На центральных улицах Туркменбаши, а также в крупных гостиницах есть уютные интернет-кафе. Интересно, что кроме указанных мест доступ в Сеть предоставляют также различные крупные заведения и аэропорт. Стоит отметить, что стоимость одного часа работы в интернете обойдется вам всего в 2 $.

Безопасность

Туркменбаши пользуется репутацией относительно спокойного и безопасного города. Правда, статус крупного транспортного центра с огромным пассажиропотоком делает его привлекательным для карманников и мошенников. Стоит отметить, что более тяжкие правонарушения в отношении иностранных граждан не фиксировались. Помните, что при нахождении в местах большого скопления людей необходимо быть предельно внимательным к своим вещам, кошелькам. Лучше всего ценные вещи оставлять в гостинице.

Однако в отношении санитарии все не так благополучно: как и в любом азиатском городе, в Туркменбаши есть риск заразиться такими серьезными заболеваниями, как дизентерия, малярия, гепатит, тиф. Перед приездом сюда необходимо сделать все требуемые прививки.

Кроме того, здешняя водопроводная вода является совершенно непригодной для употребления. Для начала рекомендуется ее прокипятить и только после этого пить или чистить зубы. Покупая продукты питания в местных магазинах или на базарах, после стоит тщательно мыть их. Особенно фрукты и овощи. А такие продукты, как мясо или рыба, перед приемом в пищу необходимо подвергнуть термической обработке.

Бизнес-климат

Приморский город Туркменбаши привлекателен для инвесторов в первую очередь нефтяным бизнесом — на территории города располагается целый комплекс нефтеперерабатывающих предприятий. Власти города и страны приняли ряд законов, регулирующих отношения иностранных инвесторов и государственных предприятий. Стоит отметить, что по этим законам совместные предприятия получают целый ряд дополнительных льгот по налогообложению и сертификации продукции.

Кроме того, в последнее время наметился рост интереса туристов к Туркменбаши, особенно после открытия курортной зоны «Аваза». Большинство иностранных инвестиций вкладывается именно в туристический бизнес. Открытие крупных гостиниц и развлекательных заведений является очень быстро окупаемым бизнесом.

Недвижимость

Недвижимость в Туркменбаши получила очень высокую оценку экспертов со всего мира. Стоит отметить, что повышенный интерес со стороны инвесторов обусловлен политикой, проводимой на рынке недвижимости (здесь отсутствуют ограничения в продаже жилья для иностранных граждан), а также осуществлением множества мер для привлечения туристов в город и его окрестности. В частности, огромное значение в развитии рынка недвижимости Туркменбаши оказало создание курортно-рекреационной зоны «Аваза».

Стоимость квадратного метра в Туркменбаши немного ниже, чем в столице государства, а в сравнении с остальными городами страны несколько превышает средние показатели. Для покупки небольшой квартиры в спальном районе Туркменбаши необходимо подготовить сумму в 25 000-30 000 $. Большинство бизнесменов, покупающих недвижимость для последующей организации гостиницы или хостела, отдают предпочтение загородным коттеджам. Стоимость недвижимости подобного рода заметно выше, чем простой квартиры. Цена дома средней величины вместе со стоимостью земельного участка составляет около 45 000 $. Замечено, что рынок загородного жилья сегодня испытывает определенные трудности, связанные с колебаниями цен на землю.

Прекрасный Туркменбаши очаровывает туристов своим радушием и гостеприимством. Для незабываемого и безопасного отдыха в этом великолепном городе необходимо соблюдать несколько важных правил.

Все туристы, приезжающие в Туркменбаши, обязаны останавливаться только в том отеле, который был указан в приглашении туристической фирмой и являлся основанием для оформления въездной визы. Путешествие иностранных туристов по некоторым районам, в основном по заповедным зонам, возможно только при сопровождении представителем туристической компании. Стоит отметить, что проведение видео- и фотосъемки также требует специального разрешения со стороны местных властей или населения.

Нахождение в Туркменбаши возможно только после проведения соответствующих профилактических прививок — против тифа, малярии, дизентерии и гепатита. К слову, в жаркий период года в городе особенно остро стоит проблема с профилактикой дизентерии.

Жаркая погода Туркменбаши для многих туристов является непривычной, поэтому во избежание неприятностей желательно при себе всегда иметь солнцезащитную косметику, головные уборы и репелленты, которые защитят вас от назойливых насекомых.

При покупке сувенирной продукции помните, что далеко не все товары разрешены для вывоза заграницу. Категорически запрещено вывозить любые виды рыб и черную икру. Кроме этого, при покупке ковровых изделий необходимо предоставить таможенным органам специальный сертификат, подтверждающий приобретение товара, выплату соответствующего налога, а также возраст ковра. Для вывоза заграницу допускаются изделия, возраст которых не превышает 50 лет.