Заграничные паспорта и документы

Путин отдал острова, а китай на них строит мегаполис. Что стоит за передачей части амурских островов китаю Площадь спорных островов отданных китаю

В Хабаровске сегодня прошла передача Китаю острова Тарабарова и части острова Большой Уссурийский. Соглашение, подписанное между правительствами четыре года назад, юридически закрепило линию российско-китайской границы на этом участке.

Остров Тарабаров и половина острова Большого Уссурийского под Хабаровском, а также остров Большой на реке Аргунь в Читинской области по дополнению к соглашению о российско-китайской государственной границе отходят Китаю. Документ был подписан между президентом России Владимиром Путиным и руководством КНР 14 октября 2004 года. Передача Китаю островов под Хабаровском состоялась ровно через четыре года после подписания соглашения между руководством двух стран.

Замдиректора первого департамента Азии МИД России Владимир Малышев заявил, что этот акт «завершает установление и юридическое закрепление всей линии российско-китайской границы, протяженностью 4300 км». Отныне остров Тарабаров стал китайским Иньлундао, а Большой Уссурийский поделен на две части. Его западная часть, отошедшая китайцам, будет называться Хэйсяцзыдао. Восточная часть закреплена за Россией. Общая площадь этих территорий составляет около 350 квадратных километров.

С передачей островов на Амуре Китай стал ближе к Хабаровску на 50 километров. Считается, что острова имели стратегическое значение, они прикрывали Хабаровск в случае военного нападения. На Большом Уссурийском располагался укрепрайон, сейчас военные его оставили и переехали на новую заставу. Китайская сторона с пониманием отнеслась к тому, что граница проходит вблизи построенной на Большом Уссурийском острове православной часовни святого Виктора, и «при демаркации линия границы отнесена дальше от храма».

Губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев предложил создать на Большом Уссурийском острове совместную российско-китайскую торговую зону. «С точки зрения экономики мы ничего не потеряли», - сказал он. По его словам, создание торговой экономической зоны создаст цивилизованные условия для товарооборота между Хабаровским краем и провинцией Хэйлунцзян. Как сообщил Ишаев, в федеральный бюджет закладывается финансирование на строительство мостового перехода из Хабаровска на Большой Уссурийский остров.

Территориальный спор вокруг острова Тарабарова и Большого Уссурийского острова на Амуре начался в 1964 году, когда руководитель СССР Никита Хрущев и китайский лидер Мао Цзэдун договорились о размежевании территорий, однако не согласовали вопрос об этих островах, напоминает Ньюсру.ком.

После этого китайцы развернули так называемую ирригационную войну и начали регулярно затапливать в протоке Казакевичева баржи с песком. Если бы протока пересохла, острова, соединившись с китайским берегом, автоматически стали бы китайскими, поэтому китайцы сыпали в Амур песок, а россияне углубляли дно и укрепляли берег.

В 1991 году президент СССР Михаил Горбачев подписал пограничный договор с Китаем, и границу провели по фарватеру Амура. Все это время граница между Россией и Китаем на протяжении почти 4 км оставалась не демаркированной. К визиту президента РФ Владимира Путина в Китай в октябре 2004 года «ирригационной войне» был положен конец: между двумя странами было подписано дополнительное соглашение к Соглашению о российско-китайской границе на ее восточной части.

Природные ресурсы островов богаты и разнообразны. Значительную ценность имеют земельные ресурсы. До 70% площади могут использоваться в качестве пашни, сенокосов или пастбищ. На территории островов обитают ценные пушные виды животных, копытные, боровая и водоплавающая дичь. Имеются виды, занесенные в Красные книги Международного союза охраны природы, СССР и России: дальневосточный и черный аисты, черный и японский журавли, мандаринка, сухонос, дальневосточная кожистая черепаха и другие.

В Амуре, его протоках и в пойменных озерах много рыбы. Среди них охраняемые виды - черный амур и китайский окунь-ауха. В окрестностях островов постоянно обитает больше видов рыб, чем во всем бассейне Волги. Около островов проходит миграция осенней кеты и миноги.

Острова имеют большое рекреационное значение. Уже сейчас здесь расположено около 16 тыс. садово-огородных участков, которые посещают десятки тысяч жителей города, отмечают информагентства.

Во время визита в Китай президент Владимир Путин подписал документ, по которому часть острова Большой Уссурийский, а также весь остров Тарабаров будут переданы Китаю. В общей сложности КНР получит 337 квадратных километров территории. Отныне вопрос о границе решен окончательно, и граница эта длиной в 4 тысячи с лишним километров станет спокойной. Так ли нужны были Китаю эти острова и что от этого выиграет Россия?

Недавнюю встречу президента России с председателем КНР в российском МИДе назвали саммитом "прорывных решений". Однако первоначально о передаче островов Китаю речь не шла. Сообщалось, что по итогам встречи были подписаны дополнительное соглашение между РФ и КНР о российско-китайской границе на ее восточной части, протокол о плавании российских и китайских судов в акватории, прилегающей к островам Тарабаров и Большой Уссурийский, а также протокол к соглашению о совместном использовании островов.

Острова Большой Уссурийский и Тарабаров находятся вблизи Хабаровска и расположены в пойме Амура напротив устья реки Уссури. Вместе с окружающими их небольшими островками они образуют довольно компактный пойменный массив, состоящий из более чем 50 островов, ограниченных с севера главным руслом Амура, а с юга - Амурской протокой, в западной части (до слияния с Уссури) носящей название Казакевичева. На территории островов обитают ценные пушные виды животных, копытные, боровая и водоплавающая дичь. Имеются виды, занесенные в Красные книги Международного союза охраны природы, СССР и России: дальневосточный и черный аисты, черный и японский журавли, мандаринка, сухонос, дальневосточная кожистая черепаха и другие. В Амуре, его протоках и в пойменных озерах много рыбы. Среди них охраняемые виды - черный амур и китайский окунь-ауха. В окрестностях островов постоянно обитает больше видов рыб, чем во всем бассейне Волги. Около островов проходит миграция осенней кеты и миноги.

Москва и Пекин пошли навстречу друг другу, отойдя от бесплодной линии "либо все по-моему, либо ничего", способной лишь консервировать потенциальные раздражители, в роли которых всегда оказываются "подвешенные" пограничные проблемы. Впервые в полуторавековой летописи российско-китайского размежевания по рекам граница пересекает острова, проходя через них. В итоге эти районы распределяются между Россией и Китаем примерно поровну.

Спорными эти острова стали благодаря длительным усилиям китайской стороны по изменению русла Амура, которое определяет линию госграницы. В течение длительного времени Россия и Китай издавали географические карты, на которых присваивали себе всю спорную территорию. Только Соглашение 1991 года впервые заявило о распределении островов, причем обсуждение судьбы двух участков было оставлено "на потом".

Под Хабаровском, по протоку Казакевичева, проходил единственный на Амуре недемаркированный участок. Теперь, после передачи островов, граница пройдет фактически по самому городу, по его прибрежной черте.

Согласно новому договору, граница между Китаем и Россией на Большом Уссурийском пройдет недалеко от православной часовни мученика-воина Виктора и разделит остров пополам. В результате раздела имущественно пострадают жители Хабаровска, владеющие земельными участками на острове.

Что касается губернатора Хабаровского края Ишаева, то он имел на остров Большой Уссурийский свои виды. Именно туда должен был "перешагнуть" Хабаровск. Для застройки городу не хватало лишь капитального моста. По мнению дальневосточных экономистов, передача островов Большой Уссурийский и Тарабаров КНР в одночасье нанесла ущерб в 3 миллиарда долларов с учетом потери уже вложенных средств, переноса Хабаровского аэропорта, а также обустройства границы на новых участках.

Однако по мнению московских экономистов, после передачи островов перед Россией открылись возможности заключать с Китаем миллиардные сделки, так что возможные прибыли с лихвой покроют все убытки.

Амурские волны в пограничных отношениях

Пойменные острова реки Амур использовались коренными народами Приамурья с глубокой древности. Следов пребывания на островах маньчжуров или китайцев, несмотря на тщательные исследования, проведенные учеными Дальневосточного отделения Российской академии наук в 1996-1997 годах, обнаружено не было.

В XVII веке, начиная с походов Василия Пояркова и Ерофея Хабарова, острова поймы Амура привлекали внимание России своими плодородными землями, обширными пастбищами, разнообразием и богатством растительного и животного мира. Однако неблагоприятный водный режим реки и частое затопление поймы существенно затрудняли освоение этих земель.

Первым российско-китайским соглашением о границе можно считать Нерчинский договор 1689 года, когда русские под давлением китайской армии были вынуждены признать суверенитет Китая на правом берегу Амура (до этого он тоже осваивался русскими) и в Приморье.

Но в середине XIX века Россия бескровно присоединила к себе 165,9 тысяч квадратных километров Приморья, до тех пор находившихся в совместном управлении. В результате слабый в то время Китай потерял выход в Японское море.

Это приобретение было закреплено Тяньцзиньским договором от 1 июня 1858 года и подтверждено 2 ноября 1860 года Пекинским договором. "После постановления пограничных знаков, - говорилось в нем, - граничная линия навеки не должна быть изменяема". Однако вскоре было замечено, что рубежи проходили не так, как это было установлено. Договорились внести изменения, что и было сделано в 1886 году.

После чего японцы взяли вместе с Кореей и Маньчжурию, и Порт-Артур, и Дальний, и Курилы, и половину Сахалина. Оставалось только ждать, когда история позволит уже китайцам поставить ребром пограничный вопрос.

При обсуждении этого вопроса в 1926 году стороны вновь отметили, что пограничная линия между СССР и Китаем неоднократно произвольно передвигалась как местным населением, так и местными властями с той и другой стороны. Было принято решение восстановить первоначальную линию в том виде, в каком она была определена различными соглашениями и протоколами относительно русско-китайской границы.

Во время оккупации Китая Японией Советский Союз в интересах обороны поставил под свой контроль большое количество островов по китайскую сторону от фарватера на Амуре и Уссури.

В 1964 году стороны разработали проект нового соглашения. Тогда и появилось незакрытое "окно" в виде островов Тарабарова и Большой Уссурийский. Но документ не подписали. Позже китайцы сочли, что у них было достаточно оснований для захвата острова Даманский, который они всегда считали своим.

16 мая 1991 года было подписано соглашение о советско-китайской границе в ее восточной части, которое уточняло границу на основе существовавших договоров. В развитие этого документа и принимались все последующие российско-китайские договоренности по границе.

После того как Михаил Горбачев подписал соглашение о том, что граница с Китаем должна пройти по фарватеру Амура, у китайцев появилась возможность оспорить принадлежность России островов Большой Уссурийский и Тарабаров в районе Хабаровска.

Прецедент о пересмотре постсоветских границ возник едва ли не сразу после распада Союза в виде российско-китайских соглашений от июля-сентября 1992 года, по которым Россия передала Китаю примерно 600 островов на реках Амур и Уссури, а также 10 квадратных километров сухопутной территории. Еще полторы тысячи гектаров земли в Приморье потеряла Россия при демаркации границы в ноябре 1995-го года.

В итоговых документах визита Бориса Ельцина в Пекин в декабре 1992 года было закреплено следующее. 12-я статья принятой совместной декларации гласила: "Стороны продолжат переговоры по еще не согласованным участкам границы между РФ и КНР на основе договоров о нынешней российско-китайской границе согласно общепринятым нормам международного права, в духе равноправных консультаций, взаимного понимания и взаимной уступчивости с тем, чтобы справедливо и рационально разрешить пограничные вопросы".

Но менее чем через два месяца китайская позиция неожиданно поменялась - специальный представитель китайского МИДа У Цзяньминь на брифинге в феврале 1993 года, ссылаясь на закрытое выступление Дэн Сяопина о союзе с Россией, дал понять, что территориальных проблем между двумя странами больше не существует.

За последние годы на своем берегу китайцы возвели около трехсот километров дамб, чтобы искусственно направить Амур в нужном для себя направлении, обмелить протоку Казакевичева, по фарватеру которой на этом участке определяется граница.

Губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев

Все это время продолжалась так называемая "ирригационная война", начавшаяся еще в советские времена. На Амуре каждый год проводились гидротехнические работы - углублялось дно, укреплялся берег, строились дамбы. В России в постсоветское время об ирригационных сражениях немного подзабыли, а китайцы продолжали "подрывную деятельность". За последние годы на отдельных участках амурского берега китайцы возвели около трехсот километров дамб, чтобы искусственно направить Амур в нужном для себя направлении, в частности в обход мелеющей протоки Казакевичева. Чтобы ускорить обмеление, китайцы из года в год затапливали в протоке баржи с песком.

Только в 2000 году местные власти, спохватившись, обратили внимание на то, что Амур постепенно меняет русло и "уходит" от Хабаровска. Хабаровские власти решили нанести ответный удар - и на Амуре, напротив Хабаровска, начались гидротехнические работы.

Местные власти, кстати, всегда ратовали за то, чтобы спорные острова были закреплены за Россией. И гидротехнические работы (не противоречащие международным соглашениям) проводились именно в рамках этой политики.

После ряда действий обеих сторон граница была все же закреплена по Амуру и Уссури. Но она не была как следует демаркирована. Главное же заключалось в том, что реки довольно часто меняют очертания своих берегов, островов и фарватеров, из-за чего накопилось множество чисто геометрических ошибок.

На российском Дальнем Востоке огромные ресурсы, которые России трудно освоить из-за слабой заселенности территории. Для динамичного развития Дальнего Востока область может принять до 500 тысяч иностранных рабочих. Они вполне могли бы помочь построить дороги, проложить коммуникации, освоить заброшенные сельскохозяйственные земли.

Академик Петр Бакланов

Проблема состояла в том, какой из рукавов считать основным руслом Амура. До того как Путин решил передать острова Китаю, граница проходила посередине протоки Казакевичева, Китай же полагал, что место ей - в другом русле.

Но протока, по которой ныне фактически идет граница, быстро замывается, причем не без помощи китайцев, и скоро вместо спорного острова Большой Уссурийский возникнет куда менее спорный полуостров, сросшийся с китайской территорией. При этом российский берег каждый год размывается на пару метров, то есть отдаляется.

А острова имеют для Хабаровска, растянувшегося вдоль Амура на 40 километров, стратегическое значение. На Большом Уссурийском расположен укрепленный район, который в случае нападения китайцев в течение 45 минут должен удерживать противника у Хабаровска. А над островом Тарабаров пролегает траектория взлета боевых самолетов 11-й армии ВВС и ПВО, которая дислоцируется в Хабаровске.

Гражданские самолеты, вылетающие из хабаровского аэропорта, также набирают высоту над этим островом. Теперь, когда остров отошел к Китаю, на все полеты будет требоваться согласие китайской стороны, к тому же за пользование воздушным пространством соседнего государства придется платить.

Как поступил Путин

Первая мысль, которая приходит в голову: Россия сдает свои позиции и уступает Китаю. Мысль о неминуемых территориальных захватах со стороны потомков строителей Великой Китайской стены не нова. По мнению ряда американских демографов, к 2015 году территория Китая не сможет прокормить его население. При этом на границах России с Китаем существует колоссальное демографическое давление: с одной стороны, огромная плотность населения - 120 человек на 1 квадратный километр, с другой - неосвоенные пространства. Плотность населения в наших восточных краях составляет приблизительно 1 человек на 1 квадратный километр. Вблизи границы с КНР на российской стороне Приморья проживает около 2,6 миллиона человек, а на китайской - свыше 85 миллионов, так что предрасположенность китайцев к "земельной экспансии" вполне логична и долговременна.

Ни один президент не может основывать свою политику на конфронтации с Китаем до тех пор, пока он не предпринял всех усилий по сохранению сотрудничества с ним.

Генри Киссинджер

Если рассуждать по-имперски, то вывод просится один: грядут территориальные захваты российских территорий со стороны Китая. Однако границ пока никто не отменял, а прямое военное вторжение вряд ли входит в стратегические планы нашего соседа. В принципе, заполнение Китаем всех свободных пространств неизбежно, но в первую очередь это будет экспансия экономики и геополитического влияния.

В настоящий момент рано говорить о массовом заселении китайцами российского Дальнего Востока. Речь пока идет о перекачке финансов и сырьевых ресурсов из этого региона в КНР, о закреплении местных рынков сбыта за китайскими товарами, а наиболее прибыльных и рентабельных отраслей - за предприятиями с китайским капиталом.

За все 1990-е годы на всем Дальнем Востоке осело примерно 700 китайцев. Между тем, по данным наших исследований, 7 процентов приморцев уверены, что в крае живет от 20 до 30 процентов китайцев. 21 процент приморцев полагает, что в крае более 10 процентов граждан КНР, и 28 процентов думают, будто выходцев из Поднебесной от 5 до 10 процентов. Люди не знают истинного положения дел.

Директор Института истории и этнографии ДВО РАН Виктор Ларин

Впрочем, происходит во всей России, отчего уже в самое ближайшее время в стране возникнет острый дефицит трудовых ресурсов. В 2015 году на смену выходящему на пенсию поколению придет поколение, численно почти на четверть меньшее. Этот рубеж прошли некоторые развитые страны и все они не обошлись без массовой иммиграции. России тоже предстоит встать на этот путь, особенно если оживится производство. И на Дальнем Востоке иммиграция будет китайской.

Китай концентрирует экономическую и военную мощь, которая неизбежно в нынешнем веке будет направлена на освоение ресурсных провинций, существующих и будущих энергопотоков и, соответственно, владеющих ими стран. На этом пути он неизбежно должен столкнуться с другой мощной державой, которая стремится к тем же целям, но контролирует эти области уже сегодня.

Нынешний обмен с китайцами несколькими сотнями гектаров в Приморье в целом выгоден России. С Америкой нам крепко дружить вряд ли удастся, поскольку она сама ни к какой дружбе ни с кем не стремится, а тяготеет лишь к более или менее явной форме доминирования. Никогда нам не дружить и с Китаем - по причине нормального китайского национализма, поощряемого растущей мощью страны.

Но решение пограничного вопроса снимает, по крайней мере, возможную причину конфликта между нашими странами. Ибо, как ни парадоксально, но в случае вооруженного конфликта Китаю на богатых ресурсами и бедных людьми просторах Сибири делать нечего. Китайцы, конечно, хотят освоить Сибирь - но в качестве акционеров, совладельцев и инвесторов. А разве это не то же, чего Россия добивается от Запада?

Достигнутые договоренности о границе оценивать надо не конъюнктурными мерками, а по политическим критериям. А политические факторы оказались весомее всего остального.

Две страны за последние 40 лет прошли и преодолели различные периоды в отношениях, в том числе длительную и обременительную фазу острой конфронтации. Набранный опыт наглядно подтверждает необходимость иметь четко определенные, юридически зафиксированные и в максимальной степени бесконфликтные границы.

Есть три уровня участия государств в мировой политике. Первый - уровень сверхдержавы, когда страна сама определяет свои цели и самостоятельно добивается их выполнения. Второй уровень - страны средней: она определяет уже не цели, а лишь свои приоритеты внутри признанных для себя приемлемыми чужих целей. И, наконец, третий уровень - когда страна мало что может сама, и потому выбирает такого сильного партнера, в рамках политики которого и устраивает свое существование; расчет строится на том, что держава-патрон даст определенную защиту державе-клиенту.

Наш уровень уже далеко не первый. И, видимо, в этом случае Путин сделал полезный ход для государства второго уровня - он постарался оказаться в союзе с нужной державой. Если для этого пришлось пожертвовать некоторой толикой речных заводей, то это цена выглядит приемлемой.

Побывав в Хабаровске невозможно не обсудить вопрос, который сильно волнует многих граждан России, а хабаровчан беспокоит особенно. Китайская территория видна с прекрасной набережной этого города невооруженным взглядом. Рядом течет величественный Амур. Посередине реки несколько островов. В 2008 году Россия передала Китаю остров Тарабарова и часть острова Большой Уссурийский.

Почему это произошло? Либеральная общественность и подала и подает произошедшее как «одностороннюю» и «ничем не обоснованную» уступку со стороны нашей страны в отношении Китая.

Лучший способ разобраться в ситуации – это обратиться к фактам.

Об этом статья хабаровчанина Артема Яковлевича Кривошеева, который постарался разобрать всю ситуацию, что называется, «по косточкам».

«Почему Россия согласилась передать Китаю остров Тарабарова и часть острова Большой Уссурийский? Действительно, сложно согласиться, что уступка 174 кв. км. российской территории это успех нашей дипломатии. Однако, господа журналисты, кричащие «о продаже интересов России», впрочем, как и всегда, действуют в конъюнктурных интересах и сильно упрощают проблему. Давайте попробуем разобраться, что заставило Российского Президента так поступить. А история вопроса берет начало в 1858 году…

До 1858 года современные Амурская область, Еврейская автономная область, Южная часть Хабаровского края и Приморский край по Нерчинскому договору России и Китая 1689 года являлись как бы «нейтральной территорией». Тогда это устраивало оба государства. Однако, с началом противостояния России и Англии (после Наполеоновских войн) ситуация со значимостью современной территории Приамурья начинает меняться. Нарастала опасность занятия этих территорий англичанами и французами и тогда, имея своеобразный «клин» вдающийся в континент, державы моря могли успешно развернуть борьбу против как континентального Китая, так и континентальной России.

Последствия подобного развития событий хорошо представлял Генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Н. Муравьев : «Возникло не безосновательное предположение, что англичане займут устье Амура, — доносил 25 февраля 1849 года Н.Н. Муравьев императору Николаю I. — Каких тогда потребуется сил и средств от правительства, чтобы Восточная Сибирь не сделалась английскою, когда в устье Амура станет английская крепость, и английские пароходы пойдут по Амуру до Нерчинска и даже до Читы? ... Если бы вместо английской крепости стала в устье Амура русская крепость, равно как и в Петропавловском порте в Камчатке, и между ними ходила флотилия, а для вящей предосторожности чтобы в крепостях этих и на флотилии гарнизоны, экипаж и начальство доставляемы были извнутри России, — то этими небольшими средствами на вечные времена было бы обеспечено для России владение Сибирью и всеми неисчерпаемыми ее богатствами».

Крымская война и продолжающиеся в Китае опиумные войны наглядно продемонстрировали, что если русским не занять Приамурье, то это сделают англичане или, в крайнем случае, идущие в кильватере их политики французы. Являясь талантливым политиком и имея полномочия от императора, генерал-губернатор Н. Н. Муравьев выступил инициатором заключения нового договора о границах с Китаем. Согласно Айгунскому договору от 16 мая 1858 года России отходил весь левый берег Амура вплоть до устья реки. Непосредственным дополнением к соглашению выступил Пекинский договор, заключенный между Россией и Китаем 2(14) ноября 1860 года в рамках серии договоров между Китаем и европейскими странами в сожженном и разграбленном англичанами и французами Пекине. Граница между двумя странами была установлена по Амуру, Уссури и Сунгари, через оз. Ханка, до р. Тумыньдзян. Россия, таким образом, окончательно закрепила за собой Уссурийский край. Была закреплена также и западная граница между двумя странами. Договор предусматривал последующее определение границы на местности, как на восточном, так и на западном её участках .

Согласно договору, восточная граница между Россией и Китаем устанавливалась, начиная от слияния рек Шилка и Аргунь, вниз по течению р. Амур до места впадения в неё р. Уссури. Договор обходил стороной вопрос принадлежности островов. Однако, в рамках демаркационных работ российской стороной была составлена и приложена к договору карта масштабом 25 верст в дюйме, прилагаемая к тексту Пекинского договора. Указание на наличие подобной карты имеется в статье 1 текста договора, гласившей: «Сверх сего, во исполнение девятой же статьи Тяньцзинского договора, утверждается составленная карта, на коей граничная линия, для большей ясности, обозначена красной чертой и направление её показано буквами русского алфавита: А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, 3, И, I, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У. Карта сия подписывается уполномоченными обоих государств и скрепляется их печатями» . Именно на этой карте граф Н. П. Игнатьев красным карандашом провел линию границы по китайскому берегу рек Амур и Уссури, а в районе Хабаровска по протоке Казакевичева. Однако, при заключении Пекинского договора китайский представитель князь Гун отказался подписывать данную карту, а в 1861 – 1886 гг. было составлено описание линии границы лишь на ее участке от устья р. Уссури до устья р. Туманная, что серьезно запутало дело демаркации государственной границы по Амуру . Таким образом, Пекинским договором предусматривалась постепенная работа по демаркации границы. Эта работа была проведена в Приморье, Центральной Азии, на Аргуни, однако на Амуре вплоть до начала 1990-ых годов работ по демаркации государственной границы не проводилось, была зафиксирована лишь общая линия делимитации .

Таким образом, хоть это и удивительно, но четкой границы на Амуре Россия и Китай не обозначили по различным причинам в течении более чем 100 лет – с 1860 по 1990 год.

Все это породило массу споров и сложностей. В Пекинском договоре ничего не говорилось о принадлежности островов, китайский представитель, согласно условиям договора, карту не подписал. Однако, император Китая утвердил указ вместе с картой. Кроме того, в договоре указывалось, что граница проходит вниз по течению р. Амур до места впадения в неё р. Уссури. Вставал вопрос, что считать впадением реки Уссури в Амур. Даже среди российских ученых не было единства по поводу того, что считать устьем р. Уссури: точки, расположенные в районе ст. Казакевичевой или в районе Хабаровска.

Однако, понимая стратегическое значение этих островов для тогда ещё военного поста Хабаровка, Россия сразу установила контроль за островами Большой Уссурийский и Тарабаров. Чтобы избежать пограничных конфликтов вся деятельность на островах ограничилась сенокошением. Для фиксации линии государственной границы на местности российско-китайская демаркационная комиссия в 1861 г. на китайском берегу напротив станицы Казакевичевой установила деревянный столб с литерой «Е», имевший координаты 48º16"20" с.ш. и 152º37" в.д. В 1886 г. деревянный столб был заменен на каменный, установленный в том же месте. На изданных в России «Карте Китая и прибрежья реки Амура» (1859 г.) и «Карте Маньчжурии» (1897 г.) архипелаг был обозначен как территория России. Несмотря на это, китайская сторона неоднократно предъявляла претензии на архипелаг, обвиняя противную сторону в обмане и самовольном переносе демаркационного столба .

Однако, до начала Первой Мировой Войны демаркация государственной границы по Амуру так и не была проведена. Наример, согласно указанию Министерства иностранных дел России, прибрежному населению в 1911 г. предложено было до окончания размежевания «пользоваться теми островами, которые они признают принадлежащими им, не обращая внимания на протесты китайцев» . Кроме того, определение границы по главному фарватеру (по максимальной глубине русла) на Амуре и Уссури было весьма затруднительно. Дело в особенностях их течения. Эти реки несут очень много ила, тот постоянно оседает на дне - и, естественно, именно там, где идёт основной речной поток, то есть по фарватеру. В результате фарватер рек то и дело смещается. На реках довольно много островов. Как правило, ил оседает с одной стороны острова, а с другой стороны в это же время донные отложения размываются течением. Поэтому фарватер то и дело переходит с одной стороны острова на другую. Таким образом, остров, ещё недавно считавшийся принадлежащим одной из сторон, по правилу фарватера оказывается принадлежащим другой . Исходя из этого принципа возможность определить принадлежность островов Большой Уссурийский и Тарабаров вообще не представляется возможной. Так как не было четкого понимания, что же считать главным фарватером . Данная особенность рек Амура и Уссури была использована китайской стороной в проведении «ирригационных войн» в районе Большого Уссурийского и Тарабарова при серьезном обострении отношений с СССР при Хрущеве, а впоследствии и при Брежневе. Смысл был прост: китайцы топили в протоке Казакевичева баржи с песком, усиливая её заиливание, что впоследствии вызывало уход фарватера на север и автоматическое присоединение спорных островов к Китайской территории. Соответственно мы проводили дноуглубительные работы. Доходило до курьезов: китайцы ночами засыпали протоку, а мы днем ее углубляли.

Вот с таким багажом противоречий государственная граница существовала все годы Первой мировой, революции и гражданской войны в России. В 1929 году, воспользовавшись как поводом конфликтом на КВЖД, наши войска заняли остров Большой Уссурийский. Находясь в непосредственной близости от Хабаровска и до этого не контролируемый нашими войсками, остров мог быть использован для обстрела города, где начинала строиться промышленность. В 1931 году Манчжурия оказалась оккупирована японцами. В свете этих событий военное присутствие на островах было просто необходимо. Кроме того, СССР взял под контроль практически все острова на Амуре и Уссури. Собственно в таком положении граница оставалась до создания в 1949 году Китайской Народной Республики. Молодое государство было обязано СССР многим, кроме того общая идеология, грамотная политика в отношении Китая сталинского СССР не давали повода разгореться пограничной проблеме. КНР и СССР выступали единым фронтом по борьбе с общим врагом – англосаксонскими державами. 14 февраля 1950 г. в Москве был подписан сроком на 30 лет советско-китайский Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи, призванный, по словам И.В. Сталина «служить делу обеспечения мира на Дальнем Востоке против всех и всяких агрессоров и поджигателей войны» . В соответствии с договором о дружбе союзе, взаимной помощи (1950г.) советско-китайская граница до начала ревизии двусторонних отношений была границей добрососедства, где между населением пограничных районов поддерживались активные связи, велась оживленная торговля, был налажен культурный обмен. Были заключены соглашения о сотрудничестве в целом ряде пограничных областей, среди которых «Соглашение о порядке плавания по пограничным рекам Амур, Уссури, Аргунь, Сунгача, и оз. Ханка и об установлении судоходной обстановки на этих водных путях» (1951г.), о лесоводстве, о совместной борьбе с лесными пожарами в пограничных районах и т.д. В рамках этих соглашений фактически охраняемая линия границы сомнению не подвергалась . Подтверждает отсутствие претензий у китайских товарищей передача КНР топографических карт с обозначением всей линии границы. С китайской стороны каких-либо замечаний по поводу линии проведения границы не последовало.

Проблемы начались со смертью Сталина и приходом к власти Хрущева. По этому примеру наглядно можно узнать последствия непонимания руководителем страны канонов геополитики. Данный «прожектер» умудрился за несколько лет сдать ряд позиций англосаксонским державам и сильно испортить отношения союзным Китаем. Однако, вплоть до 1960 года территориальные претензии Китаем не выдвигались. Именно в этом году начинает подниматься застарелый и не урегулированный территориальный вопрос, как отражение общего резкого ухудшения отношения между странами. В чьих интересах? В интересах США, разумеется. В 1960 году СССР неожиданно отзывает советских специалистов из Китая и почти одновременно произошел первый эпизод на границе, который показал наличие разногласий между СССР и Китаем в вопросе о линии прохождения границы и принадлежности тех или иных участков. Речь идет об инциденте 1960 г., когда китайские скотоводы производили выпас скота на территории находящейся под советской юрисдикцией (в районе перевала Буз-Айгыр в Киргизии). Когда прибыли советские пограничники пастухи заявили, что находятся на территории Китайской Народной Республики. Позже выяснилось, что они действовали по директиве властей своей провинции. По этому поводу министерства иностранных дел Китая и СССР направили друг другу несколько нот и сделали устные заявления, в которых впервые со времени образования КНР на официальном, дипломатическом уровне обнаружилось различное понимание линии прохождения границы с Советским Союзом.

С осени 1960 года же начались и систематические выходы китайских граждан на острова на пограничных реках Дальнего Востока, находящиеся под нашим контролем. Советским пограничникам они заявляли, что находятся на китайской территории. Изменилась и реакция советских пограничников на инциденты. Если ранее они просто игнорировали промыслы китайских крестьян на ряде территорий, находящихся под советской юрисдикцией, то, начиная с 1960 г. Старались их пресекать.

В сложившейся обстановке Президиум ЦК КПСС принял решение о создании межведомственной комиссии из специалистов МИД, КГБ и Министерства Обороны, в задачу которой входило подбор и изучение договорных актов по границе с КНР. Комиссия выявила 13 участков, где на картах сторон имелись расхождения и 12, где не было проведено распределение островов. Сама пограничная линия не имела четкого обозначения на местности, т.к. из 141 пограничного знака в первоначальном виде сохранилось 40, в разрушенном состоянии находились 77, 24 отсутствовали вообще. Также отмечалось, что описание границы в договорных актах часто носит общий характер, а многие договорные карты составлены в мелком масштабе на примитивном уровне. В целом, по заключению комиссии отмечалось, что вся пограничная линия с КНР, кроме участка на Памире южнее перевала Уз-Бель, определена договорами. В случае проведения пограничных переговоров комиссия предлагала проводить границу не по берегам рек, а по линии середины главного фарватера на судоходных реках и по линии середины реки на несудоходных реках, а не как она была обозначена красной линией на карте, приложенной к Пекинскому договору, по которой граница шла по китайскому берегу . То есть граница была определена весьма приблизительно, необходима была её новая демаркация. Неопределенность границы на местности давало отличный повод для создания конфликтных ситуаций.

И Китай активно использовал приграничную проблему как повод для конфликтов. Статистика нарушений показывала, что с 1960 по 1964 годы их количество быстро росло, а во второй половине 60-х инциденты стали носить более острый характер. В 1960 г. количество нарушений было около 100, в 1962 уже около 5 тыс. В 1963 более 100 тыс. китайских гражданских и военных приняли участие в незаконном пересечении советско-китайской границе . Таким образом, ссора Хрущева с Китаем, положила начало очень трудному и болезненному процессу демаркации всей государственной границы. При Хрущеве же в феврале 1964 года начались консультации с КНР по приграничной проблематике. Причем китайцы выдвигали заведомо нереальные требования. Так Китай требовал признать «неравноправными» Пекинский и Айгунский договор. Тут необходимо понимать, что задача Китая в то время была не решить территориальные споры, а усугубить их и спровоцировать конфликт, демонстрируя США свою решимость противостоять СССР.

В апреле 1964 г. стороны обменялись топографическими картами с обозначением своего понимания линии границы и создали рабочую группу, после чего приступили непосредственно к рассмотрению линии границы. В результате изучения китайских карт и сопоставления их с советскими было установлено, что в нанесении линии границы на этих картах имеются расхождения на 22 участках, из которых 17 расположены на западной части советско-китайской границы (ныне среднеазиатские республики бывшего СССР) и 5 участков — на восточной части границы. Эти участки примерно совпадали с участками, которые указывала в своей записке межведомственная комиссия 1960 г. На китайских картах были обозначены ещё 3 участка, которые в материалах комиссии не фигурировали, в том числе довольно большой участок в районе перевала Бедель (Киргизия), а также острова у Хабаровска .

По итогам рассмотрения карт в Москве был сделан вывод о возможности проведения переговоров не по отдельным участкам, как это предполагалось ранее, а по всей границе, как настаивала китайская делегация. Такой подход стал возможен, поскольку на большей части протяжения пограничной линии жизненно важных расхождений граница не имела. По наиболее протяженной линии, требовавшей уточнения – речная граница на Дальнем Востоке, у сторон было одинаковое понимание того, что граница должна была проходить по главному фарватеру. В связи с этим делегации было дано дополнительное указание — подтвердить линию прохождения границы на участках, где стороны понимают ее одинаково.

Итак, запомним – инициировал пограничную проблему Хрущев, который облил грязью Сталина, бывшего для Мао Дзедуна непререкаемым авторитетом и совершив ещё ряд недружественных действий в отношении Китая. Результатом недальновидной политики Хрущева стаи боевые действия на острове Даманском, а также в Казахстане и, что самое главное, разворот Китая от дружбы и сотрудничества с СССР к США. Что во многом, определило наше геополитическое поражение в начале 1990-ых. Пограничный вопрос выступил следствием этой политики.

Далее события развивались следующим образом. Во времена Горбачева п ри проведении переговоров в 1987 – 1991 году, которые увенчались подписанием Соглашения о советско-китайской границе 1991 года, было установлено, что граница на Амуре должна проходить по главному фарватеру реки. По этому соглашению множество островов, ранее контролировавшихся СССР, в том числе и остров Даманский оказались Китайской территорией.

Теперь вопрос. Кто-нибудь помнит гневные статьи либералов о том, что Горбачев торгует родиной и отдал Китаю сразу несколько десятков «исконно русских островов»? Тем не менее, здесь Михаил Сергеевич со своей страстью к односторонним уступкам все-таки помог разрешению многолетней приграничной проблемы, во многом инициированной политикой Хрущева.

Однако, данное соглашение обходило стороной решение приграничной проблемы у островов в районе Хабаровска. И причину вы можете увидеть на карте внизу. Самая южная протока между Китаем и островами Тарабаров и Большой Уссурийский — это протока Казакевича. Если считать её впадением Уссури в Амур, то все острова являются российской территорией. А если считать впадением Уссури в Амур место севернее Большого Уссурийского острова, то тогда острова полностью являются Китайской территорией. И этот вариант для России неприемлем, так как тогда граница будет проходить прямо в непосредственной близости от Хабаровска (левый берег будет Китайским, а на правом находится Хабаровск).

По сути — это был последний не урегулированный территориальный спор с Китаем (вместе с островом Абагайтуй на Аргуни) на момент вступления в должность Президента Путина. Теперь необходимо понять тот геополитический контекст, в котором действовал Путин в начале 2000-х годов. С 2003 по 2004 год, Владимир Путин инициирует наглядный урок для желающих отдать российские недра под контроль монополий США и по заказу американцев скупить Государственную Думу (дело «ЮКОСа» и посадка Ходорковского), отменяет колониальный, по сути, закон об СРП (Соглашение о разделе продукции), вводит НДПИ («Налог на полезные ископаемые» наполняющий сегодняшний госбюджет). Следом Путин делает следующий шаг. В октябре в Пекине открываются российско-китайские переговоры, на которых вместе с рядом неопубликованных договоренностей, подписываются дополнительные соглашения, урегулировавшие все имеющиеся территориальные споры между Россией и Китаем.

Так как в случае с Хабаровскими островами нельзя было применить принцип разграничения по фарватеру, стороны договорились разделить остров Большой Уссурийский на южную Китайскую и Северную (самую освоенную) Российскую части. Кроме того, в обмен на Северную часть Большого Уссурийского мы уступили половину острова Абагайтуй на Аргуни. Был применен новый принцип – территории делились согласно ориентирам на местности.

Сквозь вопли либералов «о торговле Родиной», был «упущен» тот факт, что впервые в истории России и Китая были сняты все претензии и спорные моменты со всего протяжения 4300 км российско-китайской границы. Безусловно, передачу части островов нельзя однозначно назвать успехом, и я далек от мысли оправдывать нашего Президента, однако неполживые журналисты отчего то не говорят, что сложившееся в начале 2000-х ситуация с государственной границей досталась Путину от Хрущева и Горбачева. Где первый поссорился с нашим основным геополитическим союзником, в результате чего был инициирован территориальный вопрос, а второй успешно эту проблему решил, напоследок угробив страну, которой руководил. В результате чего Российская Федерация по силе и влиянию в мире, а главное, наличию козырей на переговорах в 2004 году представляла собой далеко не сталинский СССР образца 1952 года. В 1952 году договор о границах мог быть заключен на выгодных нам условиях, благо пространство для дипломатического торга было несравненно шире.

Возможно ли было разрешить территориальный вопрос в условиях нашего времени как-то иначе? Это большой вопрос. Передача части остров под Хабаровском была итогом почти 150 лет истории наших побед и поражений, усиления и ослабления России, а не являлась «одномоментной уступкой со стороны России». Так за что же так ругают Путина либеральные журналисты и не в меру эмоциональные патриоты? Давайте обратимся к фактам. В октябре 2004 года в Пекине подписываются договоры о границе, окончательно урегулируется пограничный вопрос. Сразу после этого, 31 декабря 2004 года выходит распоряжение Правительства РФ № 1737-р о проектировании и строительстве нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий Океан (ВСТО) с ответвлениями на Китай. (Юридическое оформление границы было завершено лишь в июле 2008 года, когда министр иностранных дел России Сергей Лавров и глава МИД КНР Ян Цзечи подписали дополнительный протокол-описание линии российско-китайской границы в ее восточной части.)

Руководство России и Китая взяло курс на сотрудничество и добрососедские отношения друг с другом, устранив последние территориальные споры, могущие всерьез испортить отношения между двумя странами и привести к русско-китайской войне, которая так нужна США. Вот это и не нравится либеральным блогерам и журналистам, а точнее их заокеанским спонсорам.

Им нужна конфронтация, а лучше война между двумя самыми мощными континентальными странами.

И чем больше будет поводов для конфликтов, тем лучше.

Вот вкратце и вся история о принадлежности островов на Амуре.

Артем Яковлевич Кривошеев».

В 2008 году Россия передала Китаю остров Тарабарова и часть острова Большой Уссурийский.

Почему это произошло? Либеральная общественность и часть наиболее эмоциональных патриотов подала и подает произошедшее как «одностороннюю» и «ничем не обоснованную» уступку со стороны нашей страны в отношении Китая.

Сложно согласиться, что уступка 174 кв. км. российской территории это успех нашей дипломатии.

Однако, господа журналисты, кричащие «о продаже интересов России», впрочем, как и всегда, действуют в конъюнктурных интересах и сильно упрощают проблему. Давайте попробуем разобраться, что заставило Российского Президента так поступить. А история вопроса берет начало в 1858 году.

До 1858 года современные Амурская область, Еврейская автономная область, Южная часть Хабаровского края и Приморский край по Нерчинскому договору России и Китая 1689 года являлись как бы «нейтральной территорией». Тогда это устраивало оба государства.

Однако, с началом противостояния России и Англии (после Наполеоновских войн) ситуация со значимостью современной территории Приамурья начинает меняться. Нарастала опасность занятия этих территорий англичанами и французами и тогда, имея своеобразный «клин» вдающийся в континент, державы моря могли успешно развернуть борьбу против как континентального Китая, так и континентальной России.

Последствия подобного развития событий хорошо представлял Генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Н. Муравьев: «Возникло не безосновательное предположение, что англичане займут устье Амура, - доносил 25 февраля 1849 года Н.Н. Муравьев императору Николаю I.

Каких тогда потребуется сил и средств от правительства, чтобы Восточная Сибирь не сделалась английскою, когда в устье Амура станет английская крепость, и английские пароходы пойдут по Амуру до Нерчинска и даже до Читы?

Если бы вместо английской крепости стала в устье Амура русская крепость, равно как и в Петропавловском порте в Камчатке, и между ними ходила флотилия, а для вящей предосторожности чтобы в крепостях этих и на флотилии гарнизоны, экипаж и начальство доставляемы были изнутри России, - то этими небольшими средствами на вечные времена было бы обеспечено для России владение Сибирью и всеми неисчерпаемыми ее богатствами.

Крымская война и продолжающиеся в Китае опиумные войны наглядно продемонстрировали, что если русским не занять Приамурье, то это сделают англичане или, в крайнем случае, идущие в кильватере их политики французы.

Являясь талантливым политиком и имея полномочия от императора, генерал-губернатор Н. Н. Муравьев выступил инициатором заключения нового договора о границах с Китаем. Согласно Айгунскому договору от 16 мая 1858 года России отходил весь левый берег Амура вплоть до устья реки.

Непосредственным дополнением к соглашению выступил Пекинский договор, заключенный между Россией и Китаем 2(14) ноября 1860 года в рамках серии договоров между Китаем и европейскими странами в сожженном и разграбленном англичанами и французами Пекине. Граница между двумя странами была установлена по Амуру, Уссури и Сунгари, через оз. Ханка, до р. Тумыньдзян.

Россия, таким образом, окончательно закрепила за собой Уссурийский край. Была закреплена также и западная граница между двумя странами. Договор предусматривал последующее определение границы на местности, как на восточном, так и на западном её участках.

Согласно договору, восточная граница между Россией и Китаем устанавливалась, начиная от слияния рек Шилка и Аргунь, вниз по течению р. Амур до места впадения в неё р. Уссури. Договор обходил стороной вопрос принадлежности островов. Однако, в рамках демаркационных работ российской стороной была составлена и приложена к договору карта масштабом 25 верст в дюйме, прилагаемая к тексту Пекинского договора.

Указание на наличие подобной карты имеется в статье 1 текста договора, гласившей: «Сверх сего, во исполнение девятой же статьи Тяньцзинского договора, утверждается составленная карта, на коей граничная линия, для большей ясности, обозначена красной чертой и направление её показано буквами русского алфавита: А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, 3, И, I, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У. Карта сия подписывается уполномоченными обоих государств и скрепляется их печатями».

Именно на этой карте граф Н. П. Игнатьев красным карандашом провел линию границы по китайскому берегу рек Амур и Уссури, а в районе Хабаровска по протоке Казакевичева. Однако, при заключении Пекинского договора китайский представитель князь Гун отказался подписывать данную карту, а в 1861 – 1886 гг. было составлено описание линии границы лишь на ее участке от устья р. Уссури до устья р. Туманная, что серьезно запутало дело демаркации государственной границы по Амуру.

Таким образом, Пекинским договором предусматривалась постепенная работа по демаркации границы. Эта работа была проведена в Приморье, Центральной Азии, на Аргуни, однако на Амуре вплоть до начала 1990-ых годов работ по демаркации государственной границы не проводилось, была зафиксирована лишь общая линия делимитации.

Таким образом, хоть это и удивительно, но четкой границы на Амуре Россия и Китай не обозначили по различным причинам в течении более чем 100 лет – с 1860 по 1990 год.

Все это породило массу споров и сложностей. В Пекинском договоре ничего не говорилось о принадлежности островов, китайский представитель, согласно условиям договора, карту не подписал.

Однако, император Китая утвердил указ вместе с картой. Кроме того, в договоре указывалось, что граница проходит вниз по течению р. Амур до места впадения в неё р. Уссури. Вставал вопрос, что считать впадением реки Уссури в Амур. Даже среди российских ученых не было единства по поводу того, что считать устьем р. Уссури: точки, расположенные в районе ст. Казакевичевой или в районе Хабаровска.

Однако, понимая стратегическое значение этих островов для тогда ещё военного поста Хабаровка, Россия сразу установила контроль за островами Большой Уссурийский и Тарабаров. Чтобы избежать пограничных конфликтов вся деятельность на островах ограничилась сенокошением.

Для фиксации линии государственной границы на местности российско-китайская демаркационная комиссия в 1861 г. на китайском берегу напротив станицы Казакевичевой установила деревянный столб с литерой «Е», имевший координаты 48º16’20» с.ш. и 152º37′ в.д. В 1886 г. деревянный столб был заменен на каменный, установленный в том же месте.

На изданных в России «Карте Китая и прибрежья реки Амура» (1859 г.) и «Карте Маньчжурии» (1897 г.) архипелаг был обозначен как территория России. Несмотря на это, китайская сторона неоднократно предъявляла претензии на архипелаг, обвиняя противную сторону в обмане и самовольном переносе демаркационного столба.

Однако, до начала Первой Мировой Войны демаркация государственной границы по Амуру так и не была проведена. Наример, согласно указанию Министерства иностранных дел России, прибрежному населению в 1911 г. предложено было до окончания размежевания «пользоваться теми островами, которые они признают принадлежащими им, не обращая внимания на протесты китайцев».

Кроме того, определение границы по главному фарватеру (по максимальной глубине русла) на Амуре и Уссури было весьма затруднительно. Дело в особенностях их течения. Эти реки несут очень много ила, тот постоянно оседает на дне - и, естественно, именно там, где идёт основной речной поток, то есть по фарватеру. В результате фарватер рек то и дело смещается.

На реках довольно много островов. Как правило, ил оседает с одной стороны острова, а с другой стороны в это же время донные отложения размываются течением. Поэтому фарватер то и дело переходит с одной стороны острова на другую. Таким образом, остров, ещё недавно считавшийся принадлежащим одной из сторон, по правилу фарватера оказывается принадлежащим другой.

Исходя из этого принципа возможность определить принадлежность островов Большой Уссурийский и Тарабаров вообще не представляется возможной. Так как не было четкого понимания, что же считать главным фарватером. Данная особенность рек Амура и Уссури была использована китайской стороной в проведении «ирригационных войн» в районе Большого Уссурийского и Тарабарова при серьезном обострении отношений с СССР при Хрущеве, а впоследствии и при .

Смысл был прост: китайцы топили в протоке Казакевичева баржи с песком, усиливая её заиливание, что впоследствии вызывало уход фарватера на север и автоматическое присоединение спорных островов к Китайской территории. Соответственно мы проводили дноуглубительные работы. Доходило до курьезов: китайцы ночами засыпали протоку, а мы днем ее углубляли.

Вот с таким багажом противоречий государственная граница существовала все годы Первой мировой, революции и гражданской войны в России.

В 1929 году, воспользовавшись как поводом конфликтом на КВЖД, наши войска заняли остров Большой Уссурийский. Находясь в непосредственной близости от Хабаровска и до этого не контролируемый нашими войсками, остров мог быть использован для обстрела города, где начинала строиться промышленность.

В 1931 году Манчжурия оказалась оккупирована японцами. В свете этих событий военное присутствие на островах было просто необходимо. Кроме того, СССР взял под контроль практически все острова на Амуре и Уссури. Собственно в таком положении граница оставалась до создания в 1949 году Китайской Народной Республики. Молодое государство было обязано СССР многим, кроме того общая идеология, грамотная политика в отношении Китая сталинского СССР не давали повода разгореться пограничной проблеме.

КНР и СССР выступали единым фронтом по борьбе с общим врагом – англосаксонскими державами. 14 февраля 1950 г. в Москве был подписан сроком на 30 лет советско-китайский Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи, призванный, по словам И.В. Сталина «служить делу обеспечения мира на Дальнем Востоке против всех и всяких агрессоров и поджигателей войны».

В соответствии с договором о дружбе союзе, взаимной помощи (1950г.) советско-китайская граница до начала ревизии двусторонних отношений была границей добрососедства, где между населением пограничных районов поддерживались активные связи, велась оживленная торговля, был налажен культурный обмен.

Были заключены соглашения о сотрудничестве в целом ряде пограничных областей, среди которых «Соглашение о порядке плавания по пограничным рекам Амур, Уссури, Аргунь, Сунгача, и оз. Ханка и об установлении судоходной обстановки на этих водных путях» (1951г.), о лесоводстве, о совместной борьбе с лесными пожарами в пограничных районах и т.д. В рамках этих соглашений фактически охраняемая линия границы сомнению не подвергалась.

Подтверждает отсутствие претензий у китайских товарищей передача КНР топографических карт с обозначением всей линии границы. С китайской стороны каких-либо замечаний по поводу линии проведения границы не последовало.

Проблемы начались со смертью Сталина и приходом к власти Хрущева. По этому примеру наглядно можно узнать последствия непонимания руководителем страны канонов геополитики. Данный «прожектер» умудрился за несколько лет сдать ряд позиций англосаксонским державам и сильно испортить отношения союзным Китаем.

Однако, вплоть до 1960 года территориальные претензии Китаем не выдвигались. Именно в этом году начинает подниматься застарелый и не урегулированный территориальный вопрос, как отражение общего резкого ухудшения отношения между странами. В чьих интересах? В интересах США, разумеется.

В 1960 году СССР неожиданно отзывает советских специалистов из Китая и почти одновременно произошел первый эпизод на границе, который показал наличие разногласий между СССР и Китаем в вопросе о линии прохождения границы и принадлежности тех или иных участков.

Речь идет об инциденте 1960 г., когда китайские скотоводы производили выпас скота на территории находящейся под советской юрисдикцией (в районе перевала Буз-Айгыр в Киргизии). Когда прибыли советские пограничники пастухи заявили, что находятся на территории Китайской Народной Республики. Позже выяснилось, что они действовали по директиве властей своей провинции.

По этому поводу министерства иностранных дел Китая и СССР направили друг другу несколько нот и сделали устные заявления, в которых впервые со времени образования КНР на официальном, дипломатическом уровне обнаружилось различное понимание линии прохождения границы с Советским Союзом.

С осени 1960 года же начались и систематические выходы китайских граждан на острова на пограничных реках Дальнего Востока, находящиеся под нашим контролем. Советским пограничникам они заявляли, что находятся на китайской территории. Изменилась и реакция советских пограничников на инциденты. Если ранее они просто игнорировали промыслы китайских крестьян на ряде территорий, находящихся под советской юрисдикцией, то, начиная с 1960 г. Старались их пресекать.

В сложившейся обстановке Президиум ЦК КПСС принял решение о создании межведомственной комиссии из специалистов МИД, КГБ и Министерства Обороны, в задачу которой входило подбор и изучение договорных актов по границе с КНР. Комиссия выявила 13 участков, где на картах сторон имелись расхождения и 12, где не было проведено распределение островов.

Сама пограничная линия не имела четкого обозначения на местности, т.к. из 141 пограничного знака в первоначальном виде сохранилось 40, в разрушенном состоянии находились 77, 24 отсутствовали вообще. Также отмечалось, что описание границы в договорных актах часто носит общий характер, а многие договорные карты составлены в мелком масштабе на примитивном уровне.

В целом, по заключению комиссии отмечалось, что вся пограничная линия с КНР, кроме участка на Памире южнее перевала Уз-Бель, определена договорами. В случае проведения пограничных переговоров комиссия предлагала проводить границу не по берегам рек, а по линии середины главного фарватера на судоходных реках и по линии середины реки на несудоходных реках, а не как она была обозначена красной линией на карте, приложенной к Пекинскому договору, по которой граница шла по китайскому берегу.

То есть граница была определена весьма приблизительно, необходима была её новая демаркация. Неопределенность границы на местности давало отличный повод для создания конфликтных ситуаций.

И Китай активно использовал приграничную проблему как повод для конфликтов. Статистика нарушений показывала, что с 1960 по 1964 годы их количество быстро росло, а во второй половине 60-х инциденты стали носить более острый характер. В 1960 г. количество нарушений было около 100, в 1962 уже около 5 тыс. В 1963 более 100 тыс. китайских гражданских и военных приняли участие в незаконном пересечении советско-китайской границе.

Таким образом, ссора Хрущева с Китаем, положила начало очень трудному и болезненному процессу демаркации всей государственной границы.

При Хрущеве же в феврале 1964 года начались консультации с КНР по приграничной проблематике. Причем китайцы выдвигали заведомо нереальные требования. Так Китай требовал признать «неравноправными» Пекинский и Айгунский договор. Тут необходимо понимать, что задача Китая в то время была не решить территориальные споры, а усугубить их и спровоцировать конфликт, демонстрируя США свою решимость противостоять СССР.

В апреле 1964 г. стороны обменялись топографическими картами с обозначением своего понимания линии границы и создали рабочую группу, после чего приступили непосредственно к рассмотрению линии границы.

В результате изучения китайских карт и сопоставления их с советскими было установлено, что в нанесении линии границы на этих картах имеются расхождения на 22 участках, из которых 17 расположены на западной части советско-китайской границы (ныне среднеазиатские республики бывшего СССР) и 5 участков - на восточной части границы.

Эти участки примерно совпадали с участками, которые указывала в своей записке межведомственная комиссия 1960 г. На китайских картах были обозначены ещё 3 участка, которые в материалах комиссии не фигурировали, в том числе довольно большой участок в районе перевала Бедель (Киргизия), а также острова у Хабаровска.

По итогам рассмотрения карт в Москве был сделан вывод о возможности проведения переговоров не по отдельным участкам, как это предполагалось ранее, а по всей границе, как настаивала китайская делегация. Такой подход стал возможен, поскольку на большей части протяжения пограничной линии жизненно важных расхождений граница не имела.

По наиболее протяженной линии, требовавшей уточнения – речная граница на Дальнем Востоке, у сторон было одинаковое понимание того, что граница должна была проходить по главному фарватеру. В связи с этим делегации было дано дополнительное указание - подтвердить линию прохождения границы на участках, где стороны понимают ее одинаково.

Итак, запомним – инициировал пограничную проблему Хрущев, который облил грязью Сталина, бывшего для Мао Дзедуна непререкаемым авторитетом и совершив ещё ряд недружественных действий в отношении Китая. Результатом недальновидной политики Хрущева стаи боевые действия на острове Даманском, а также в Казахстане и, что самое главное, разворот Китая от дружбы и сотрудничества с СССР к США. Что во многом, определило наше геополитическое поражение в начале 1990-ых. Пограничный вопрос выступил следствием этой политики.

Далее события развивались следующим образом. Во времена Горбачева при проведении переговоров в 1987 – 1991 году, которые увенчались подписанием Соглашения о советско-китайской границе 1991 года, было установлено, что граница на Амуре должна проходить по главному фарватеру реки. По этому соглашению множество островов, ранее контролировавшихся СССР, в том числе и остров Даманский оказались Китайской территорией.

Теперь вопрос. Кто-нибудь помнит гневные статьи либералов о том, что Горбачев торгует родиной и отдал Китаю сразу несколько десятков «исконно русских островов»? Тем не менее, здесь Михаил Сергеевич со своей страстью к односторонним уступкам все-таки помог разрешению многолетней приграничной проблемы, во многом инициированной политикой Хрущева.

Однако, данное соглашение обходило стороной решение приграничной проблемы у островов в районе Хабаровска. Самая южная протока между Китаем и островами Тарабаров и Большой Уссурийский - это протока Казакевича.

Если считать её впадением Уссури в Амур, то все острова являются российской территорией. А если считать впадением Уссури в Амур место севернее Большого Уссурийского острова, то тогда острова полностью являются Китайской территорией. И этот вариант для России неприемлем, так как тогда граница будет проходить прямо в непосредственной близости от Хабаровска (левый берег будет Китайским, а на правом находится Хабаровск).

По сути - это был последний не урегулированный территориальный спор с Китаем (вместе с островом Абагайтуй на Аргуни) на момент вступления в должность Президента Путина. Теперь необходимо понять тот геополитический контекст, в котором действовал Путин в начале 2000-х годов.

С 2003 по 2004 год, Владимир Путин инициирует наглядный урок для желающих отдать российские недра под контроль монополий США и по заказу американцев скупить Государственную Думу (дело «ЮКОСа» и посадка Ходорковского), отменяет колониальный, по сути, закон об СРП (Соглашение о разделе продукции), вводит НДПИ («Налог на полезные ископаемые» наполняющий сегодняшний госбюджет).

Следом Путин делает следующий шаг. В октябре в Пекине открываются российско-китайские переговоры, на которых вместе с рядом неопубликованных договоренностей, подписываются дополнительные соглашения, урегулировавшие все имеющиеся территориальные споры между Россией и Китаем.

Так как в случае с Хабаровскими островами нельзя было применить принцип разграничения по фарватеру, стороны договорились разделить остров Большой Уссурийский на южную Китайскую и Северную (самую освоенную) Российскую части. Кроме того, в обмен на Северную часть Большого Уссурийского мы уступили половину острова Абагайтуй на Аргуни. Был применен новый принцип – территории делились согласно ориентирам на местности.

Сквозь вопли либералов «о торговле Родиной», был «упущен» тот факт, что впервые в истории России и Китая были сняты все претензии и спорные моменты со всего протяжения 4300 км российско-китайской границы.

Безусловно, передачу части островов нельзя однозначно назвать успехом, и я далек от мысли оправдывать нашего Президента, однако неполживые журналисты отчего то не говорят, что сложившееся в начале 2000-х ситуация с государственной границей досталась Путину от Хрущева и Горбачева. Где первый поссорился с нашим основным геополитическим союзником, в результате чего был инициирован территориальный вопрос, а второй успешно эту проблему решил, напоследок угробив страну, которой руководил.

В результате чего Российская Федерация по силе и влиянию в мире, а главное, наличию козырей на переговорах в 2004 году представляла собой далеко не сталинский СССР образца 1952 года. В 1952 году договор о границах мог быть заключен на выгодных нам условиях, благо пространство для дипломатического торга было несравненно шире.

Возможно ли было разрешить территориальный вопрос в условиях нашего времени как-то иначе? Это большой вопрос. Передача части остров под Хабаровском была итогом почти 150 лет истории наших побед и поражений, усиления и ослабления России, а не являлась «одномоментной уступкой со стороны России».

Так за что же так ругают Путина либеральные журналисты и не в меру эмоциональные патриоты? Давайте обратимся к фактам. В октябре 2004 года в Пекине подписываются договоры о границе, окончательно урегулируется пограничный вопрос. Сразу после этого, 31 декабря 2004 года выходит распоряжение Правительства РФ № 1737-р о проектировании и строительстве нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий Океан (ВСТО) с ответвлениями на Китай.

Юридическое оформление границы было завершено лишь в июле 2008 года, когда министр иностранных дел России Сергей Лавров и глава МИД КНР Ян Цзечи подписали дополнительный протокол-описание линии российско-китайской границы в ее восточной части.

Руководство России и Китая взяло курс на сотрудничество и добрососедские отношения друг с другом, устранив последние территориальные споры, могущие всерьез испортить отношения между двумя странами и привести к русско-китайской войне, которая так нужна США.

Вот это и не нравится либеральным блогерам и журналистам, а точнее их заокеанским спонсорам. Им нужна конфронтация, а лучше война между двумя самыми мощными континентальными странами. И чем больше будет поводов для конфликтов, тем лучше.

  • Tags: ,

В торжественной обстановке на сухопутном участке границы были открыты пограничные столбы, и стороны обменялись нотами, подтверждающими завершение определения линии российско-китайской границы на всем ее протяжении. МИД России, сократив присутствие СМИ, ограничил публичность церемонии, пишет газета «Коммерсантъ».

По свидетельствам очевидцев передачи островов, пожелавших остаться неназванными, в мероприятии принимали участие около ста представителей КНР и 30 российских чиновников и силовиков. Китайская делегация прибыла к месту события (ближний к КНР берег Большого Уссурийского острова) на катерах, развернув поблизости временный палаточный городок.

Возле прикрытых тканью пограничных столбов (каменного китайского и деревянного российского) участников церемонии встречали по четыре девушки в национальных костюмах обеих стран. После торжественного поднятия государственных флагов покрывала с пограничных столбов были сняты, представители сторон обменялись нотами, подтверждающими вступление в силу дополнительного протокола-описания линии границы (подписан главой МИД РФ Сергеем Лавровым и его китайским коллегой Ян Цзечи в Пекине в июле 2008 года), и короткими речами, в которых способ урегулирования пограничного спора ставился в пример мировому сообществу как «бесконфликтный». После этого члены российской делегации покинули место церемонии.

Напомним, государственная принадлежность амурских островов была неопределенной на протяжении более сорока лет. По Пекинскому договору 1860 года российско-китайская граница в районе Хабаровска проходила по южному берегу Амура и Уссури, и, соответственно, острова Тарабаров и Большой Уссурийский являлись российскими. В 1991 году было заключено межправительственное соглашение, согласно которому советско-китайская граница была проведена преимущественно по главному фарватеру Амура. Таким образом, часть островов, ранее принадлежавших СССР, отошла Китаю (например, остров Даманский, пограничный конфликт из-за которого произошел в 1969 году). Острова Тарабаров и Большой Уссурийский, а также остров Большой на реке Аргунь были выведены за рамки соглашения. Китай продолжал считать эти острова спорными.

В октябре 2004 года в ходе визита в Китай Владимира Путина было подписано дополнительное соглашение о российско-китайской границе, предусматривающее передачу Китаю островов Большой и Тарабаров, а также разделение Большого Уссурийского острова на российскую и китайскую части. Федеральный закон об утверждении допсоглашения был ратифицирован обеими палатами российского парламента и подписан президентом в 2005 году. 21 июля 2008 года главы МИД РФ и Китая в развитие положений соглашения подписали «Дополнительный протокол-описание линии российско-китайской госграницы на ее восточной части», определивший линию прохождения границы в районе островов Большой, Тарабаров и Большой Уссурийский. Китайской стороне отошла вся территория острова Тарабаров (в китайском варианте - Иньлундао, остров Серебряного Дракона) и половина Большого Уссурийского острова (Хэйсяцзыдао, остров Черного Медведя). Общая площадь переданной под контроль Пекина территории составила 174 кв. км.

Решение о передаче островов на Амуре Китаю было отрицательно встречено рядом общественных организаций и оппозиционными партиями Хабаровского края. В частности, депутаты Хабаровской думы настаивали на чрезвычайной важности находящегося на Большом Уссурийском острове укрепрайона, призванного сдержать натиск в случае агрессии со стороны Китая. Кроме того, над островом Тарабаров пролегает траектория взлета боевых самолетов ВВС и ПВО. Жители Хабаровска были крайне недовольны в 2004 году перспективой передачи островов. С резкими заявлениями выступили представители общественных и политических объединений.

В 2005 году были собраны и направлены в Москву «десятки тысяч подписей против передачи островов», однако это никак не изменило решения Москвы.

Между тем уполномоченный по правам человека в Хабаровском крае Юрий Березуцкий считает, что окончательная передача островов КНР открывает большие перспективы для жителей региона. «У нас появляется уникальная возможность, которой нет больше нигде в стране, активизировать не только торговое, но и культурное взаимодействие», - заявил господин Березуцкий.

Напомним, что правительство Хабаровского края, смирившись с передачей островов КНР, в течение последних лет разрабатывает проект создания на Большом Уссурийском острове совместной российско-китайской торговой зоны, предусматривающий строительство на острове таможенно-пограничного перехода и постоянно действующего моста вместо ныне существующего понтонного. В будущем на данной территории планируется создать новый трансграничный коридор между Китаем и Россией.