Заграничные паспорта и документы

Большой кремлевский дворец. Отзыв об экскурсии в большой кремлевский дворец Большой кремлевский дворец и его залы


Большой Кремлёвский дворец

Расположенный на Боровицком холме Большой Кремлевский дворец выполнял функции временной императорской резиденции во время пребывания двора в Москве. Главный фасад этого самого крупного ансамбля на территории Кремля обращен к реке. Новый императорский дворец был построен по инициативе Николая I в 1838-1849 гг. под общим руководством архитектора Константина Тона. Этот комплекс получил название "Большой Кремлевский дворец".



Большая императорская корона Российской империи


Екатерина II рядом с Большой Императорской короной, Державой и Скипетром справа от неё. (С картины Алексея Антропова, 1765-66 г.)

Длина дворца составляет 125 метров, высота - 47 метров; общая площадь составляет около 25 000 м². Кроме нового здания, он включил часть сохранившихся сооружений конца ХV-ХVII вв., входивших в состав древней великокняжеской, а потом и царской резиденции, в том числе Грановитую и Золотую Царицыну палаты, Теремной дворец, дворцовые церкви. После постройки в 1851 году Оружейной палаты и примыкающего к ней с севера здания Апартаментов, соединенного воздушным переходом с дворцовым комплексом, образовался единый ансамбль БКД, насчитывающий около семисот помещений.


Большой кремлевский дворец

В начале 1930-х внутри БКД был построен гигантский зал заседаний Верховного Совета СССР. Для этого уничтожили два лучших парадных зала царского дворца: Андреевский и Александровский. Во время реконструкции 1993-1999 гг. они были восстановлены. Сегодня весь комплекс БКД, кроме Оружейной палаты, является главной резиденцией президента Российской Федерации.


Большой кремлевский дворец. Трон Российской Империи

Внутренняя планировка императорского дворца, насчитывающая около семисот помещений, включает главный вестибюль с лестницей; пять парадных орденских залов; приемные парадные помещения императрицы; жилые покои императорской семьи, так называемую “Собственную половину” и служебные помещения, расположенные на первом этаже. Роскошная отделка интерьеров в духе времени выполнена в разных стилях – от “ренессанса” до “византийско-русского” и отличается изяществом, тонким вкусом и высоким качеством работ. Дворец по праву называют музеем русского дворцового интерьера.

По личному повелению Николая I ещё при строительстве дворца зал был посвящен ордену Андрея Первозванного. Андреевский зал стал тронным залом большого дворца и главным императорским залом Московского кремля. В 1932 году был превращён в зал заседаний, где проходили партийные съезды. Последнюю перестройку (восстановление) зала провели в 1994-1998 годах. Сегодня Андреевский зал восстановлен в таком же виде, в котором и был построен изначально.


















Примыкающий к Андреевскому Александровский зал получил свое имя в честь ордена Святого Александра Невского, учрежденного Екатериной I в 1725 году. Также, как и Андреевский, в 1930-е годы был разрушен и превращён в зал заседаний Верховного совета СССР. В 1994-1998 годах восстановлен.

















Зал назван именем святого князя Владимира. Владимирский зал находился в своеобразном центре дворца и ведет в Грановитую палату, Георгиевский зал, Теремной дворец и другие помещения Кремлевского дворца. Так получилось, что этот зал как бы связует постройки XV и XIX веков. А сам зал небольшой, с единственным окном на потолке, и освещается верхним светом через купол. Стены и пилястры Владимирского зала облицованы розовым мрамором.













Один из самых парадных залов дворца - Георгиевский. Назван был в честь ордена св. Георгия Победоносца, утвержденного Екатериной II в 1769 году и ставшей высшей военной наградой Российской империи. На стенах Георгиевского зала изображены золотые звезды и орденские повязки с девизом «За службу и храбрость».











Екатерининский зал, расположенный в Парадной половине дворца, в прошлом был тронным залом русских императриц. Получил свое название в честь единственного женского ордена (см. ЕКАТЕРИНЫ ОРДЕН) в России - святой Екатерины, учрежденного в 1714. Достопримечательностью зала являются пилястры на массивных столбах, стоящих по сторонам входов, с узорами из мельчайших кусочков малахита работы талантливых умельцев. В отделке Екатерининского зала широко используются лепные украшения. Орнамент паркета был разработан академиком Ф. Г. Солнцевым.

















панорама залов в Кремле
Всё остальное - из сети

Не думаю, что Вам приходится каждый день бывать в Большом Кремлевском дворце. Поэтому, у нас есть уникальная возможность посмотреть не только это здание снаружи, но и побывать в его прекрасных залах.И надо сказать, это восхительно.

Большой кремлевский дворец - монументальное желтое здание с белыми наличниками, фасадом, выходящим на Москва-реку, протянувшимся с запада на восток на 125 метров, было построено по указу императора Николая I, как дворец-памятник русской истории и славы русского воинства. В 1838-1849 годах его построили русские архитекторы Д.Н. Чичалов, П.А. Герасимов, А.Н. Бакарев, Ф. Рихтер и другие под руководством К.А.Тона. Дворец был временной резиденцией императорской семьи во время пребывания ее в Москве. С наружного фасада дворец выглядит трехэтажным, но фактически состоит из двух этажей. Первый этаж выступает вперед и образует наверху открытую террасу. Арочные окна, разделенные узкими простенками, придают ему вид закрытой галереи. Цоколь облицован естественным камнем. Двухъярусный фасад второго этажа расчленен пилястрами и сплошь украшен резными белокаменными наличниками окон в стиле русской архитектуры XVII века. Все фотографии и комментарии к ним gborisova

Дверной портал Андреевского зала. Андреевский орден орден св. Андрея Первозванного, старший из русских орденов, учрежденный императором Петром I в 1698 г. во имя Св. Апостола Андрея Первозванного, св. крещением первоначально пределы наши просветившего. Императорский орден Андрея Первозванного имеет одну только степень. Его знаки следующие: 1) крест синего цвета в двуглавом, тремя коронами увенчанном орле, представляющий распятого на нем св. апостола Андрея и имеющий по четырем концам латинские буквы: — S. A. P. R., означающие: Sanctus Andreas Patronus Russiae, а на другой стороне, в середине орла, хартия, на которой написан орденский девиз: "за веру и верность"; 2) звезда серебряная, имеющая в середине, в золотом поле, двуглавого орла, тремя коронами увенчанного, а в середине орла Андреевский крест; в окружности же, в голубом поле, вверху орденский девиз золотыми буквами, а внизу две связанные лавровые ветви; звезда носится на левой стороне; 3) лента голубая через правое плечо; а в орденский праздник и другие дни, когда высочайше повелено будет кавалерам быть в полном одеянии, вместо ленты орденский крест на золотой цепи.

При пожаловании ордена нехристианам изображение св. Апостола, его имени и креста заменяется изображением Императорского Российского орла. К знакам, жалуемым за военные подвиги, присоединяется по два накрест лежащих меча. Орденское одеяние составляют: 1) Длинная, зеленая бархатная епанча, подложенная белою тафтою с сереброглазетовыми крагенами, завязанная серебр. снурками, с такими же кистями; на левой ее стороне вышита звезда более обыкновенной; 2) супервест белого глазета, с золотым галуном, такою же бахромою и с нашитым на груди крестом; 3) шляпа черная бархатная, с красным пером и с крестом Св. Апостола Андрея, нашитым из узкой голубой ленты. Кавалеры этого ордена считаются все в третьем классе, хотя бы на службе находились и ниже этого класса, а вместе с тем делаются кавалерами Св. Александра Невского, Белого Орла и Св. Анны 1 ст., хотя бы таковых прежде и не имели. — Кавалеры празднуют день установления сего ордена — 30 ноября, и ордену присвоен собор его имени на Васильевском о-ве. Под особенным призрением и попечением кавалеров этого ордена состоят петерб. и моск. воспитательные дома (Св. З. т. I, Учр. Орд. ст. 291 и сл.). Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Андреевский зал с момента постройки был главным во дворце. В его восточной стороне возвышаются три тронных места под горностаевыми балдахинами. Все части царского места: балдахин, ступени подножий и троны затянуты драгоценной золотой парчей. Балдахин внутри обит мехом горностая (сегодня горностай на царской мантии искусственный - старую мантию, которая накрывала троны, продали в 1925-м году). Тронных мест три. Во время коронации императора Николая II они предназначались для императора, императрицы и вдовствующей императрицы - матери Николая.

Императорский трон осенен шатром, с входом в шесть ступеней. На плафоне шатра помещен государственный герб Российской империи - двуглавый орел.

Андреевский тронный зал В дни коронационных торжеств император и императрица принимали в Андреевском зале поздравления. Со всех концов страны приглашали в Москву представителей разных национальностей, сословий и вероисповеданий. Государь и государыня приветствовали их стоя. Тронный зал российских императоров поражает своими размерами и ослепительной роскошью. Крестовые своды опираются на 10 четырехгранных колонн, образуя три нефа. Своды, колонны и пилоны покрыты золоченой лепниной в виде растительного узора. А капители украшает знак ордена - двуглавый орел, на фоне которого расположен голубой крест с изображением распятого апостола. Стены затянуты шелковым муаром, украшены цепями и знаком Ордена. На фризе продольных стен помещены 48 титулярных гербов российских монархов. «За веру и верность» - девиз этого ордена.

Купол Владимирского зала. Владимирский зал назван так в честь ордена Святого Владимира. Орден св. Владимира был посвящен святому князю Владимиру, называемому в народе "Красное солнышко", принесшему на Русь свет Христов. Орден был учрежден в 1782 г. в качестве награды за выдающиеся заслуги в военной и гражданской службе, а также за выслугу лет. Девиз ордена - "Польза, честь и слава". Восьмигранный по планировке двусветный зал св.Владимира в отличие от Георгиевского зала освещается верхним светом через купол. Свод Владимирского зала напоминает шатры, а арки обходных боковых галерей как бы повторяют очертания древних арок. Венчает купол световой фонарь. Вечером зал освещается огромной люстрой из золоченой бронзы.

Георгиевский зал - самый большой парадный зал во всем дворце: длина 61 м, ширина 20,5 м, высота 17,5 м. Сочетание белого цвета с золотом создает ощущение торжественности своей простотой. Мощные пилоны поддерживают сводчатый потолок, украшенный лепниной в форме растительного орнамента и розетками. Все восемнадцать пилонов увенчаны мраморными статуями (скульптор Иван Витали) - аллегорически символизирующими области и царства, составляющие многонациональное государство. Конструктивно каждый пилон состоит из высокой полой цинковой колонны, украшенной лепниной и увенчанной капителью Коринфского ордера. На южной и северной стенах - барельефы с изображением св. Георгия и змея (скульптор Павел Кладш). Паркетный пол напоминает исполинский узорчатый ковер. Пол выложен узором из более чем 20 различных пород дерева - березы, ясеня, индийского палисандра, платана, чинары и т.д. По вечерам зал освещают шесть бронзовых золоченых ажурных люстр. Каждая весом 1300 кг. и 40 настенных светильников. Знаками святого Георгия были: золотой с белой эмалью крест с изображением Георгия, поражающего змия, черно-оранжевая лента и золотая звезда с девизом «За службу и храбрость». Знаки Ордена украшают верхнюю часть стен Георгиевского зала. На настенные доски золотом нанесены имена Георгиевских кавалеров и названия регулярных воинских соединений, удостоенных этого ордена. Награждали им солдат и офицеров за храбрость и мужество, проявленные в бою, и за выслугу лет: 25 лет в армии и 18 на флоте. За все время существования ордена им было награждено свыше 11 тысяч героев. При торжественном освящении дворца в апреле 1849 года митрополит московский Филарет сказал: «Чертог Георгия Победоносца должен стать храмом славы победоносного российского воинства». Этот зал был свидетелем многих исторических событий.

Знаками святого Георгия были: золотой с белой эмалью крест с изображением Георгия, поражающего змия, черно-оранжевая лента и золотая звезда с девизом «За службу и храбрость». Знаки Ордена украшают верхнюю часть стен Георгиевского зала. Во время торжественных приемов собирались офицеры, на груди которых были те же знаки, что украшают стены зала. На стенах Георгиевского зала расположены мраморные доски с высеченными золотыми буквами названиями 545 полков, флотских экипажей и батарей и более 10 тысяч фамилий офицеров и генералов, которые были удостоены Георгиевского Ордена, среди них такие имена как: Суворов, Кутузов, Ушаков, Нахимов. При торжественном освящении дворца в апреле 1849 года митрополит московский Филарет сказал: «Чертог Георгия Победоносца должен стать храмом славы победоносного российского воинства». В Георгиевском зале сохранился подлинный паркет работы 1845 года. В его орнаменте использовано более 20 ценных пород дерева из Юго-Восточной Азии и Южной Америки. В этом зале проводятся международные конференции, дипломатические и правительственные приемы, церемонии награждения орденами и медалями.

Это один из самых впечатляющих залов Кремлевского дворца. Большой и торжественный, он назван в честь ордена Святого Георгия Победоносца, учрежденного в 1769 году императрицей Екатериной II и ставшего высшей наградой в русской армии. Святого великомученика с давних пор почитали на Руси как олицетворение воинской доблести. При царе Федоре Иоанновиче даже существовал некий прообраз этого ордена. Монетой с изображением Георгия Победоносца награждали воинов за храбрость. В то время ее носили на рукаве или шапке. Георгий Победоносец, кроме того, издревле считался покровителем Москвы. Со времени ее основания изображение святого украшало герб древней столицы, а позднее стало частью герба России. При торжественном освящении дворца в апреле 1849 года митрополит московский Филарет сказал: «Чертог Георгия Победоносца должен стать храмом славы победоносного российского воинства». На стенах Георгиевского зала изображены золотые звезды и орденские знаки с девизом «За службу и храбрость». На мраморных плитах высечены названия 545 полков, флотских экипажей и батарей и более 10 тысяч фамилий офицеров и генералов, удостоенных ордена Св. Георгия Победоносца. Среди них имена фельдмаршалов А. В. Суворова, М. И. Кутузова, генерала П. И. Багратиона, адмиралов Ф. Ф. Ушакова, П. С. Нахимова. По обеим сторонам зала возвышаются 18 витых колонн, увенчанных аллегорическими статуями побед. Потолок украшен лепниной в форме растительного орнамента и розетками. Исключителен по красоте и виртуозности исполнения паркетный пол зала. Он выложен узором из 20 различных пород дерева — березы, ясеня, индийского палисандра, платана, чинары и т. д. В полукружьях поперечных стен — горельефные изваяния святого Георгия на коне работы скульптора Петра Клодта.

Александровский зал, в который из Георгиевского зала ведут золоченые двери, огромен: 31, 5 метров в длину, 21 - в ширину и 20 - в высоту. В оформлении этого зала архитектор Константин Тон использовал элементы, характерные для византийско-русского зодчества. Благочестием и мужеством был знаменит Новгородский князь Александр, покровитель Ордена святого Александра Невского - государственной награды Российской империи с 1725 до 1917 года, учреждённой Екатериной I. Девиз ордена «За труды и Отечество» в более позднее время помещался на звезде.

Купол Александровского зала - полусфера, которая опирается на массивные пилоны. В его лепных золоченых кортушах помещены знаки Ордена: крест и звезда с вензелем С.А. По бокам изображен государственный герб - двуглавый орел с царской короной, скипетром и державой. Дом, иже миру есть удивление, …дом зело красный, прехитро созданный Честности царстей лепо сготованный. Красоту его мощно есть равняти Соломоновой прекрасной полате… Злато везде пресветло блистает, Царский дом быти лепота являет. Написания егда возглядаю, Много историй чюдных познаваю… Четыре части мира написаны, Аки на меди хитро изваяны… Буслаев Ф. И. Историческая хрестоматия церковно-славянского и древнерусского языков. М., 1861. С. 1197.

Вход в Андреевский тронный зал. Паркет в залах дворца был выполнен в 1843 году московскими мастерами. Красивым, прочным и изящным одновременно называли его современники. Изысканные узоры и переплетения рисунка паркета напоминают настоящий тканый ковер. В марте 1960 года профессор академии художеств Петр Моллер предложил написать картину на тему жития святого Александра Невского, патрона Ордена. Шесть исторических полотен были созданы и смонтированы в верхних нишах торцевых сторон зала: на западной - воинские подвиги князя, на восточной - сцены из его мирной жизни: строителя монастырей, просвещенного и мудрого правителя.

Потолочные своды Александровского зала Парусные своды, украшенные орденскими знаками, несут сферический купол с теми же знаками, обрамленный государственными гербами в треугольных орнаментах с четырех сторон. Дом, иже миру есть удивление, …дом зело красный, прехитро созданный Честности царстей лепо сготованный. Красоту его мощно есть равняти Соломоновой прекрасной полате… Злато везде пресветло блистает, Царский дом быти лепота являет. Написания егда возглядаю, Много историй чюдных познаваю… Четыре части мира написаны, Аки на меди хитро изваяны… Буслаев Ф. И. Историческая хрестоматия церковно-славянского и древнерусского языков. М., 1861. С. 1197.

Огромные, в два яруса окна Александровского зала выходят на юг и буквально заливают все помещения светом, отражающимся в многочисленных зеркалах. В украшении стен использован белый и розовый искуственный мрамор. Красным бархатом в цвет орденской ленты обита мебель. На стенах между витыми колоннами - гербы земель, входивших в состав Российской империи.

Резные массивные двери украшены орденскими крестами. В XIX веке главным залом Большого Кремлевского дворца был Андреевский (тронный) зал. В середине 90-х годов XX века Андреевский зал восстановлен в своем первозданном великолепии. Зал украшают 10 золоченых пилонов и золоченые двери с орденскими крестами и цепями Андреевского ордена, учрежденного императором Петром I. Стены обтянуты голубым, цвета Андреевской ленты, шелковым муаром, украшены цепями и знаками ордена. Над окнами помещаются гербы губерний и областей России. Примечателен купол зала, в сложные лепные золоченые узоры которого вплетаются орденские знаки с девизом «Польза. Честь. Слава».

Кроме этого, у Вас есть возможность ознакомиться с другими залами Большого Кремлевского Дворца. Зал инаугурации президента России ! Красное крыльцо.Горжусь красотой, мастерами, историей и Россией!

Не каждый там бывал. Виртуальная экскурсия по российскому "Запретному городу".

Андреевский зал Большого Кремлёвского дворца Московского Кремля. Императорский трон. via

На сайте Президент России kremlin.ru, подписанном "Администрация Президента РФ", где три первые раздела называются: Россия. Государство. Путин (интересно, это намек, что Путин - президент навсегда?), на странице Кремль говорится так:

"Кремль открыт! Добро пожаловать!
Попасть в Московский Кремль не трудно. Никому не запрещается.[...]" Мне кажется, гениально сказано.


2.

Андреевский парадный зал на акварели Константина Андреевича Ухтомского , 1849. Убранство в русско-византийском стиле разработано Федором Григорьевичем Солнцевым . via

"Но, сколько бы раз Вы ни посещали Кремль, как бы хорошо ни познакомились с его достопримечательностями, некоторые места в Кремле наверняка так и остались для Вас недоступными. Это - здания и территории, которые отведены под государственные учреждения и службы, обеспечивающие деятельность Президента России.

Заполнить этот пробел поможет виртуальная экскурсия. Она открывает доселе, к сожалению, закрытые для туристов объекты, входящие в кремлевский комплекс резиденции Президента. Причем открывает - в уникальной изобразительной подробности.

Сенатский дворец и Большой Кремлевский дворец предстанут перед Вами во всех мелочах - вплоть до надписей на корешках книг, стоящих в шкафах Президентской библиотеки, и едва заметных деталей древних росписей Грановитой палаты. Вы рассмотрите каждый камень, каждый предмет интерьера, каждый вензель на высоких потолках, каждый листок в кремлевских садах так, как если бы Вы находились в непосредственной близости к ним."

И по старой доброй традиции: статья из журнала AD Russia в неизменном виде про внутренности Большого Кремлевского дворца:

Интерьеры Большого Кремлевского дворца мы обычно видим лишь по телевизору - как фон политических событий. Мы вывели их на первый план.

Большой Кремлевский дворец

Большой Кремлевский дворец насчитывает около семисот помещений. Парадная лестница из ревельского камня ведет на второй этаж к пяти парадным орденским залам. Стены ее сделаны из искусственного мрамора (колонны - из мрамора настоящего), интерьер выдержан в духе Ренессанса и позволяет оценить новаторские строительные решения Константина Тона, который перекрыл большой пролет с помощью металлических конструкций. Фигурные отливки на потолке сделаны из цемента - прием на момент строительства дворца новаторский.

3.

Владимирский зал

Владимирский зал - один из самых необычных во дворце. В плане он представляет собой квадрат со стороной шестнадцать метров, но устроенные по углам ниши придают ему вид восьмигранника. В декоре воспроизведены цвета ордена Святого Владимира. Шатровый шестнадцатигранный свод сложен из пустотелых керамических горшков - для облегчения конструкции и улучшения акустики. Освещается зал верхним светом через специальный проем. Лестница ведет в старую часть комплекса - Теремной дворец.

4.

Андреевский зал

Андреевский зал Большого Кремлевского дворца, построенного в 1849 году Константином Тоном, в XIX веке считался главным в анфиладе парадных помещений, посвященных главным орденам Российской империи. Андреевский зал, как и следует из его названия, прославляет орден Святого Андрея Первозванного, самый первый российский орден, учрежденный Петром I в 1699 году. Десять золоченых пилонов зала и позолоченные двери украшают цепи и кресты из символики ордена. В конце зала - три тронных места с горностаевым пологом над ними, над окнами - гербы российских губерний.

5.

Александровский зал

Ордену Святого Александра Невского, учрежденному в 1725 году Екатериной II, в Большом Кремлевском дворце посвящен Александровский зал. Его стены выложены розовым мрамором, купольный потолок и несущие его парусные своды покрыты изображениями орденских гербов и звезд.

6.

Такие же звезды вытканы на спинках стульев: бархат их обивки такого же цвета, как орденская лента. По стенам зала размещены картины из жизни Александра Невского. Этот зал, как и Андреевский, был перестроен в советское время и восстановлен в 1990-х. Иногда зал используется для заседаний Государственного совета.

7.

Георгиевский зал

Георгиевский зал - первый в парадной анфиладе Большого дворца. Его тема - орден Святого великомученика и победоносца Георгия, учрежденный Екатериной II в 1769 году. На стенах зала укреплены мраморные панели с именами кавалеров ордена (по южной стене помещения когда-то стояли золотые ларцы со списками).

8.

Основной мотив декора - орденский крест, на верху колонн стоят статуи - аллегории земель и царств, вошедших в состав России с XVпо XIX век. Они созданы Иваном Витали. На фото внизу - резные двери, ведущие из Георгиевского зала в Александровский.

9.

Аванзал

Аванзал - небольшое помещение, ведущее с парадной лест-ницы в Георгиевский зал. Центральное место на его светло-зеленых стенах занимает картина знаменитого французского баталиста Адольфа Ивона, изображающая битву на Куликовом поле (1850).

10.

Теремной дворец

Святые сени находятся в самой старой части комплекса Большого Кремлевского дворца - Теремном дворце. Его построила в 1635 году бригада русских мастеров - Бажен Огурцов, Трефил Шатурин, Антип Константинов и Ларион Ушаков. С Красного крыльца, выходящего на Соборную площадь, через Святые сени можно попасть в Грановитую палату и Владимирский зал.

11.

Грановитая палата

Грановитая палата Теремного дворца - самое древнее помещение дворцового комплекса. Она была построена в 1491 году итальянскими архитекторами Марко Руффо и Пьеро Антонио Солари и служила тронным залом царю Ивану III. Здесь проходили Земские соборы и заседания Боярской думы, принимали иностранных послов. Стены палаты украшают росписи XVI века с религиозными сюжетами. В 1668 году их подновлял живописец Симон Ушаков с командой народных умельцев из Палеха.

12.

Храм Успения Пресвятой Богородицы

Главное сооружение Соборной площади Кремля. Построил его в 1479-м итальянец Аристотель Фиораванти. В 1547 году именно здесь короновали первого русского царя - Ивана IV Грозного.

13.

Оригинал статьи .

В 1838 г. на Боровицком холме, по инициативе Николая I, начали строить Большой Кремлевский дворец на месте разобранных дворцов Ивана III и Елизаветы Петровны. Закончено строительство было в 1849 г. Почти сто лет до этого предпринимались попытки создания нового дворца. Так, в 1768 г. архитектор Баженов представил свой макет здания, располагавшегося от берега Москвы-реки по всему Боровицкому холму. В 1770 г. сломали часть кремлевской стены и в 1773 г. торжественно заложили новую резиденцию. Но уже через год было решено, что такой грандиозный проект нецелесообразен и строительство остановили. Разрушенную кремлевскую стену восстановили и вместо помпезного дворца построили здание московского Сената.

Но начало строительства в 1812 г. вновь показало необходимость постройки дворца в честь обновления Москвы.

Над проектом пригласили работать группу специалистов – Бакарева, Герасимова, Рихнет, Чичагова. Возглавлял проект архитектор К.А. Тон, автор проекта Храма Христа Спасителя и родоначальник так называемого византийско-русского стиля.

По задумке авторов Дворцовый комплекс, который в дальнейшем станет называться Большим Кремлевским дворцом, должен был включать в себя кроме самой масштабной постройки часть сохранившихся сооружений царской резиденции – Золотую Царицыну палату, Гранатовую палату, домовые церкви и Теремной дворец.

Главный архитектор Тон не стремился построить новаторский комплекс сооружений, он взял за основу уже знакомые москвичам планировку и элементы архитектуры привычных исторических сооружений. Но при строительстве использовались самые передовые и современные приемы и технологии, например, облегченные кирпичные своды, новые конструкции кровель, цемент и другие самые инновационные для того времени строительные материалы.

Только в 1851 г., после постройки Оружейной палаты и Апартаментов, соединяющихся воздушным переходом с дворцовым комплексом, Большой Кремлевский дворец стал единым архитектурным ансамблем, достойным императорской семьи и ставшим одним из чудес города для москвичей и иностранцев.

Главный фасад здания обращен в сторону реки и с этого ракурса оно кажется трехэтажным, хотя на самом деле в нем всего два этажа. Первый этаж выглядит как закрытая галерея, цоколь обрамлен натуральным камнем, второй этаж украшен резными оконными наличниками из белого камня. В центре дворца располагается трибуна с золоченой балюстрадой, с одной стороны которой по сей день находятся действующие часы, а с другой – часовые колокола. Около главного входа находится вестибюль с мраморными колоннами. Общая протяженность Кремлевского дворца 125 м., его площадь – 25 000 кв. м., а высота – 47 м.

Дворцовый комплекс включает в себя около 700 помещений различного назначения, в том числе 5 орденских залов, приемные помещения Парадной половины, жилые помещения Собственной половины, служебные помещения первого этажа, вестибюль с парадной лестницей.

Об интерьерах и внутреннем убранстве можно говорить бесконечно. Недаром дворец называют музеем русского парадного интерьера. Дворец по праву называют музеем русского дворцового интерьера. Отделка эклектична – от элементов ренессанса до византийского стиля. При этом любой ее элемент поражает тонкостью, изяществом и качеством работы, оригинальным вкусом и добротностью исполнения.

Каждый дворцовый зал по-своему является произведением зодчества и искусства, но истинные ценители архитектуры наиболее величественным считают Георгиевский зал. Именно в нем расположены мраморные доски памяти с именами военных, награжденных самым почитаемой русской наградой, – Орденом св. Георгия Победоносца. Среди награжденных были такие исторические личности как Михаил Кутузов, Александр Суворов и Петр Багратион. Этот шестидесятиметровый бело-золотой зал, с огромными бронзовыми люстрами, с мощными пилонами поистине оставляет незабываемое впечатление. Ко всему именно здесь находятся мраморные статуи скульптора Ивана Витали и барельефы, изображающие святого Георгия и змея, авторства Павла Кладш. В российской истории именно этот зал играет важную роль – здесь приветствовали космонавта Юрия Гагарина, тут в 1945 г. состоялся прием участников Парада Победы.

Владимирский зал получил свое название в честь Ордена святого Владимира. Зал выполнен в форме восьмигранника, облицован розовым мрамором и кроме огромной бронзовой люстры имеет дополнительное освещение через купол. Из этого зала можно попасть в Теремной дворец, Гранатовую палату и многие другие помещения дворца.

Зал Заседаний – самое большое помещение дворцового комплекса. Он появился только в 1933 г. в связи с объединением Александровского и Андреевского залов. Окна, выходящие в сторону Москвы-реки, 1615 кв. м. площади, вместительность до 3000 посетителей – сделали именно этот зал в советское время местом заседаний Верховного совета СССР.

Екатерининский зал – очень уютное и красивое помещение Парадной половины дворца, получивший свое название в честь единственного женского российского ордена. В прошлом – он был тронным залом русских императриц. Позолоченные люстры, серый муар стен, украшения из кусочков малахита, тонкий хрусталь канделябров – все здесь представляет огромную историческую и художественную ценность.

После Екатерининского зала можно попасть в Парадную гостиную и Парадную опочивальню, которые сегодня являются настоящим музеем императорского быта 19 в. Камин, облицованный яшмой, колонны из зеленоватого мрамора, тяжелая монолитная мебель – все это подчеркивает благородство убранства помещений, предназначенных для высокопоставленных государственных особ.

Последнее помещение Парадной половины дворца – Ореховая гардеробная, в отделке которой использованы панели из орехового дерева.

Собственная половина дворца с расположенными в ней жилыми помещениями императора и его семьи также представляет собой образец утонченности и интерьерной шедевральности. Смешение стилей барокко, рококо, классицизма делают семь комнат Собственной половины концептуально единым целым. Кабинет Императора, кабинет Императрицы, спальня, будуар, столовая, приемная, гостиная – для каждого помещения было подобрано свое убранство.

Столовая оформлена искусственным камнем и статуями мифологических героев. В остальных комнатах этой половины дворца можно заметить множество фарфоровых предметов, уникальные люстры, мебель мягких форм, изогнутых очертаний, множество огромных зеркал, помпезную инкрустацию и лепные узоры, паркет и двери из ценных пород дерева с уникальными рисунками.

В настоящее время весь ансамбль Большого Кремлевского дворца за исключением Оружейной палаты, которая является музеем, - это Резиденция Президента Российской Федераций. Именно здесь проходят важные государственные встречи на высшем уровне, церемонии награждений, проводятся дипломатические приемы.

Видео:

March 24th, 2015

"Начинается земля,
как известно, от Кремля"
(с) В. Маяковский.

Сколько всяких дворцов мы посещали в своих путешествиях. А вот самый главный в родном городе - Большой Кремлевский дворец оставался для нас совершенно недостижимым. В Кремле можно официально посетить Оружейную палату, Алмазный фонд, соборы, а вот красивейший Большой Кремлевский дворец отчего то не входит в список посещения. Странно. Туда водят делегации всяческих иностранцев и отдельные экскурсии для каких-нибудь организаций видимо для поднятия уровня патриотизма. Мы всегда мечтали туда попасть и как только у нас выдалась возможность посетить БКД мы с удовольствием воспользовались этой возможностью. Объект режимный. Поэтому тут можно снимать, а тут вот нельзя. С чем это связано опять же непонятно. Но таковы правила. В итоге снимать можно было в парадных залах в Грановитой палате, а вот на первом этаже и в Теремном дворце нет. Но все равно увиденное потрясает.
1. Большой Кремлевский дворец одно из самых массивных сооружений внутри Кремля. Дворец начали строить в одно время с Храмом Христа Спасителя. Его строительство завершили в 1849 году. Дворец должен был символизировать новую Москву. Однако старые здания Кремля не были утрачены в результате большого строительства. И в итоге Большой Кремлевский дворец соединен с Теремным дворцом и Грановитой палатой и составляет с ними одно целое.

2. Начнем с Грановитой палатой. Вот вдалеке двери, которые ведут на Красное крыльцо.

3. А само это помещение - Святые сени. Кстати Грановитая палата была отреставрирована в 2012 году и теперь предстает перед посетителями во всем блеске. Кстати может кто знает, что за штуковина справа на стене? Может это воздуховоды системы вентиляции или отопления.

4. Красивая роспись и позолота кругом - очень богато выглядит.

Кстати вот архивное фото. Тут видно, что нынешний паркет гораздо интереснее, чем на фото начала прошлого века.

5. Росписи в арках на религиозные темы. Удивительно, что во времена Петра I росписи были закрашены и своды затянуты тряпкой с изображением двуглавого орла.

6. Еще немножечко паркета.

7. Тут же очень красивые люстры.

8. И дверные ручки.

9. Дверные порталы тоже очень богато украшены.

10. Грановитая палата. Тут все стены расписаны. Видно, кстати, что стены в палате довольно толстые.

11. Посредине палаты столб, на которые опираются своды потолка.

12. Сами своды тоже богато расписаны.

13. Очень красиво. Кстати ковер на полу - это тоже восстановленная аутентичная часть интерьера.

Вот прием в честь коронации Александра III. Обращает на себя внимание царское место. Эдакий подиум с пологом.

Вот еще интересно. Интерьер до восстановления исторического облика. Задрапированные стены, своды выбелены. Вокруг столба полки с посудой.

А вот тут тот же интерьер после реставрации. Даже царское место выглядит по другому.

14. Сейчас в интерьере нет царского месте, скорее всего оно было утрачено в советское время, так как палата использовалась для приемов и в новое время. А вот светильники остались аутентичными.

15. Вообще Грановитая палата - место особенное. Тут праздновали например коронацию Александра III, тут же проходили собрания боярской думы, взятие Казани в 1552 году тоже праздновали здесь. Место с большой историей.

16. Еще очень круто выглядит роспись нижней части стен, как будто она затянута тканью.

17. Очень и очень красивые аутентичные светильники. Тонкая работа.

18. Я так понял, что росписи на стенах в основном повествуют о сюжетах из царской жизни.

19. Еще общий вид помещения. К слову сказать зала не такая уж и большая. Многие нынче снимают для празднования свадеб помещения и поболее.

20. Однако, как я уже говорил место это не простое, а с историей. Кстати вот тут хорошо виден рисунок ковра. Вообще Грановитая палата выглядит очень аутентично... по старо-русски, если можно так выразиться. Побывать тут было очень интересно.

21. Выходим из Грановитой палаты и проходя через Святые сени попадаем во Владимирский зал.

22. Зал очень торжественный и красивый. По сути он соединяет парадные залы Большого Кремлевского дворца, Грановитую палату и старый Теремный дворец.

23. Зал назван в честь ордена Святого Владимира. Кстати обивка банкеток тут как раз таки в цвет ленты ордена.

24. Лестница ведет в Теремный дворец.

Интересно, что во времена Русско-японской войны в залах Кремлевского дворца была организована швейная мастерская где шили вещи для отправки на фронт. А вот в Владимирском зале проходила упаковка вещей.

25. Потолок с светопрозрачным фонарем, пропускающим внутрь свет. Своды украшены позолоченными орнаментами и изображениями орденов Святого Владимира. Тут же очень красивая позолоченная люстра.

26. Двери, ведущие в Георгиевский зал, повторяют своей формой окна на фасаде здания.

27. На стеклах орнамент и изображение ордена святого Георгия.

28. Тоже самое и на дверных ручках.

29. Самый помпезный, самый красивый из всех залов - Георгиевский зал.

30. Тут красивый и сложный рисунок на паркете. Огромные золоченые люстры. Высоченные потолки.

31. Зал огромный. По двум сторонам в два ряда идут окна.

Вот интересный кадр советских времен. Похоже кремлевская елка для советских пионеров.

32. В нишах таблички с именами кавалеров ордена. Обивка банкеток также повторяет расцветку георгиевской ленты.

33. В оформлении Георгиевского зала не так много позолоты, как в остальных частях БКД. Тут все решено в белых тонах, лепнина на сводах и опорных колоннах. Золотые тут только изображение Георгиевских звезд.

34. Еще раз оценим потрясный паркет. Большое количество сортов дерева, сложный рисунок - это очень тонкая работа.

35. Очень красиво. С левой стороны форма ниш под таблички с именами повторяет форму окон, также как и дальняя стена с дверями. Так что Георгиевский зал спроектирован в духе симметрии.

36. паркет берегут и ходить по нему не разрешают. Не мудрено, такая красота.

37. В потолке видны замаскированные вод лепнину потолка, я так думаю, вентиляционные отверстия.

38. Еще вид. Обратите внимание на скульптуры, стоящие на колоннах между окнами.

39. Шикарная бронзовая золоченая люстра.

40. Цифры впечатляют. Длинна зала 61 метр, ширина 20,5, высота потолков - 17,5. Потолок поддерживают 18 пилонов. Вес одной из шести люстр - 1,3 тонны

41. Следующий зал - Александровский. Интересно, что в советское время Александровский и следующий Андреевский залы были объединены, все красота была демонтирована.

Выглядело это вот таким образом. Это был зал заседаний Верховного совета СССР. Довольно печально.

42. В середине 90-х было принято решение о реконструкции Александровского и Андреевского зала в их изначальном виде. И с 1994 по 1998 они были восстановлены. По сути - это реплики изначальных интерьеров.

43. Тут гораздо больше позолоты, особенно после "скромного" Георгиевского зала. На дверях изображение ордена Святого Александра Невского. Даже стулья украшены его изображением.

44. Очень нарядный зал, и даже занавески в тон орденской ленты.

45. Тту опять же полная симметрия, проемы на "глухой" стене повторяют оконные. Зеркала также дают эффект льющегося из окон света.

А вот снова фото времен Русско-японской войны.

46. Тут тоже роскошные люстры и богато декорированный потолок с вплетенными в орнамент изображениями орденов.

47. Золоченные колонны.

48. Вид очень парадный.

49. На ручке двери снова изображение ордена.

50. Дальше еще один зал - Андреевский. Именно он был тронным залом Кремлевского дворца. Соответственно тут стоит трон, а вернее три и над ними знак всевидящего ока.

51. Двери между залами. Каждый украшен лентой со своим орденом.

52. Отделка стен и занавески в цвет ленты ордена Андрея Первозванного - голубая.

Вот уникальное фото из 90-х. Реставраторы за работой.

И вот еще.

53. Это как раз расписывают миниатюры на колоннах вверху.

Восстанавливают паркет. Вообще очень интересно посмотреть за тем, как все это делалось.

54. Над первым рядом окон по периметру идут гербы российских губерний.

55. В оформлении снова лепнина с позолотой.

56. Над тремя тронными местами полог из горностая. Говорят, что.... горностай не настоящий! Троны тоже не настоящие - это копии, а вот настоящие троны сохранились, теперь они в Оружейной палате.

57. Орден Андрея Первозванного единственный, который комплектуется цепью. То есть парадный вариант кавалера ордена должен в себя включать такую вот цепь, которая изображена на дверях зала.

58. Еще раз взглянем на трон. Очень празднично.

59. Кстати боковые окна Андреевского и Александровского залов выходят на Москва реку, отсюда должен открываться красивый вид на Болотный остров и Замоскворечье.

Другие залы второго этажа недоступны для посещения, так как там рабочие помещения президента России. И туда даже в его отсутствие никого не пускают. Еще мы посетили Малахитовый зал, который идет параллельно Андреевскому и Александровскому залам, Теремный дворец - очень красивое, аутентичное место, а также жилые помещения императора и его семьи на первом этаже, но во всех этих помещениях снимать было нельзя, а жаль, там есть что посмотреть!

P.S.
Все архивные фото я обычно нахожу на