Заграничные паспорта и документы

Рассказ по истории 1 день в риме. Альберто Анджела Один день в Древнем Риме. Повседневная жизнь, тайны и курьезы. “Пьяцца ди Спанья”(см.описание выше)

Ранним утром на рассвете в римских домах раздавались первые звуки нового дня. Рабы натирали мраморные полы пчелиным воском, гремели посудой в столовой, зажигали огонь в печи, открывали ставни и готовили детали дневного туалета господ. Все римские дома были счастливы по-разному, в зависимости от достатка хозяев. Сами хозяева тоже просыпались рано, за вычетом тех случаев, когда вечеринки переходили в ночные гуляния с друзьями.

Римляне торопились на работу. Правда, работали они до полудня и день через два, поскольку праздники в Древнем Риме преобладали над буднями, а в будние дни после обеда римляне сами себе устраивали праздники. Как?

Принцип удовольствия 2000 лет назад

В отличие от принципа лишения и страдания, узаконенного несколько веков позже Церковью, язычники древнего Рима следовали принципу удовольствия. Они открыли его задолго до теории Фрейда. Если не было бога, который мог бы стать покровителем удовольствия во всех его формах, римляне его заимствовали или придумывали сами. Они торопились жить. Этот врожденный импульс был созидающим и разрушительным для тех времен, но никто об этом особенно не задумывался.

Ритуал утреннего обмывания совершался над тазом или бронзовой миской, но без мыла - римляне не знали его. Вместо этого использовали пепел бука, измельченную глину и щелок либо бобовую муку. Для гладкости кожу потом смягчали масляным бальзамом. Вытирались льняным полотенцем. Мужчины брились ежедневно, пожилые, как ни странно, не стеснялись красить волосы в черный цвет, а лысые не пренебрегали париками. Рабы и рабыни отвечали за то, чтобы мужчины были гладко выбриты, накрахмалены и одеты в чистую тогу, а женщины - причесаны по моде, гримированы и одеты лучшим образом. У зажиточных римлян были рабы-парикмахеры (тонзоры) и ornatrices для матрон. Волосы закручивали горячим железным стержнем - аналогом бигудей.

Первый завтрак римляне делали наспех, очень часто - по дороге на работу, прикупив в одной из многочисленных лавок холодные или теплые закуски. Женщины после этого либо приступали к домашним заботам, либо навещали подруг и родственников. Работающих женщин в Древнем Риме было немного и заняты они были в основном в ремесленных мастерских.

Римский форум 2000 лет назад - место встречи изменить было нельзя

поначалу являлись местами оживленной торговли или, попросту говоря, обыкновенными рынками. В имперский период они превратились в притягательные центры для римлян. Воздвигались базилики и появлялись сенатские курии. Здесь проходили торжественные шествования завоевателей и демонстрации награбленного на покоренных территориях. Самые последние события можно было узнать только на форумах. Бывшие рынки постепенно превращались в ярмарки, а затем - в культурные и политические центры города.

Простые римляне, жившие в многоэтажных инсулах , часто в - комнатушках без санитарных помещений и воды, с удовольствием устремлялись по утрам к форумам: это был способ приобщиться к благу и почувствовать себя жителем великой империи. Здесь было позволено словоблудие и ораторство в неограниченных количествах и для всех. Любой мог обратиться к толпе с импровизированной трибуны и толкнуть речь на любую тему, кроме тех, которые подвергали сомнению величие империи и статус существующей власти.

Таких форумов в Риме в имперский период было не менее одиннадцати. И хлеб, и зрелища - все можно было дать и получить здесь жителю древнего города в ритме стремительно меняющегося ежедневия. Здесь заключались торговые соглашения, устанавливались цены на ходовые и неходовые товары, а великолепие колоннад и раскрашенных статуй исполняло гордостью и эстетическим удовлетворением сердца жителей и гостей Рима. После работы (примерно к часу дня) римляне, умывшись и переодевшись, стекались к площадям в надежде получить шанс, выгодное предложение или купить по лучшей цене заморский товар первого качества.

Полезно :

Римские купания 2000 лет назад

Древние римляне считали, что истина в воде. Они даже поклонялись богине Veritas, дочери Сатурна, которая, как считалось, жила в глубинах колодцев. Однако римские императоры с помощью многотысячной армии рабов и знатных мастеров позволили жителям древнего мегаполиса буквально купаться в истинной влаге блаженства. Были построены акведуки и термы, которые полностью изменили представление римлян о свойствах воды и ее политической значимости.

Знаменитые термы императоров стали средоточием новой культуры и образа жизни в Древнем Риме. Термы Диоклетиана и Каракаллы ежедневно посещали тысячи римлян от мала до велика. Библиотеки, площадки для игры, оздоровительные процедуры по примеру древних этрусков чередовались с отдыхом и солнечными процедурами, а "в кулуарах" терм или напрямую в бассейнах решались судьбы республики.

Термы в послеобеденное время стали альтернативой форумам и циркам. Особенно после величайшего решения Агриппы сделать их бесплатными для всех. Можно было увидеть мимов, плясунов, продавцов цветов и амулетов, можно было вдоволь поесть-попить, можно было сделать ставки на гладиаторов, закрутить любовную интригу или просто выбрать одну из жриц любви. Можно было заняться спортом или почитать древние рукописи.

Изощренный механизм водных процедур в наши дни по соображениям экономии сохранился лишь частично. Между тем, в римских термах были свои правила наслаждения водой. Сначала посетители входили в тиепидариум - просторный бассейн со слегка подогретой водой, в котором они пребывали около часа. Затем наступала очередь кальдариума : здесь воду разогревали до температуры прим. 40° C. Наконец, купальщик выбирал лаконикум (laconicum) - бассейн с горячей водой в помещении с разогретым воздухом (прообраз сауны). Для финальной закалки служил тонизирующий фригидариум с холодной водой.

Колизей и цирки 2000 лет назад

Все новое - это хорошо забытое старое. За две тысячи лет до появления современного бокса, борьбы, фехтования, скачек и даже футбола римская цивилизация наслаждалась противоборством мужской силы в самом грубом виде на многочисленных аренах и стадионах. Вид и запах крови будоражил и опьянял многотысячные толпы зрителей , а гладиаторы-победители становились кумирами. Вопреки распространенному мнению, смерть гладиатора на арене Колизея была не частым явлением. Римляне были по-своему милосердны, но вместе с тем практичны: покупка и обучение гладиатора стоили немалых денег.

Римские обыватели, к сожалению, не испытывали такого же чувства сострадания к диким зверям, которые включались в спектакли Колизея. По свидетельству современников известно, что не менее 5.000 хищных зверей было убито за 100 дней праздника в честь открытия Колизея.

Большой Цирк , или Чирко Массимо, который мог вместить до 300 тысяч зрителей, сотрясал возгласами и ревом восторженной публики римское небо почти ежедневно. Если верить легенде, то похищение сабинянок и последующее столкновение латинов и сабинян, которое чудом закончилось крепким союзом двух племен, произошло как раз после одного из конных состязаний на арене Большого Цирка.

А ведь это было лишь малой частью индустрии развлечений в Древнем Риме. Существовали стадионы - сооружения с чисто спортивной направленностью, среди которых - известный стадион Домициана, точной копией которого является нынешняя жемчужина Рима - площадь Навона. Существовали цирки, в которых проводились сражения на воде и на кораблях в натуральную величину. Среди них - Наумахия Августа в районе нынешнего квартала Трастевере.

Конец дня и ужин в Риме 2000 лет назад

Утомленные солнцем и празднованиями римляне перед сном забегали в таверны (аналог нынешнего фастфуда - быстрого питания) либо торопились домой, где их ждал подогретый рабами ужин. Ужинали нередко в присутствии рабов, кучкующихся в углу трапезарии. Если принимали гостей, по всем правилам ужин становился понятием растяжимым. Забота рабов состояла в том, чтобы проводить довольных гостей, осветить дорогу факелом или запрячься лично в повозку.

После ужина супруги удалялись в свои покои. В римских семьях, если была такая возможность, супруги спали отдельно и лишь по мере надобности ночевали в спальне с широкой кроватью. Это одна из загадок Вечного города. Но ведь утро вечера мудренее.

Поэтому мы не только посетим самые важные достопримечательности в центре города, но и внимательно присмотримся к жителям этого города - как они разговаривают, как едят и пьют кофе, какие церкви предпочитают для сосредоточенной молитвы, и о чем вспоминают, окидывая торопливым взглядом постройки Древнего и Современного Рима.

Мы начнем нашу прогулку на площади Венеции, где, по мнению итальянцев, «чувствуется биение сердца Вечного города». Здесь истинный римлянин непременно заскочит в бар, и, выпив стоя кофе одним глотком, отправится по своим делам. А мы тем временем неспешно поднимемся на Капитолийский холм к базилике Девы Марии, построенной на месте римского храма богини Юноны. Набожные итальянцы верят, что можно избавиться от всех болезней, если обратиться с молитвой к деревянной фигурке Младенца Иисуса (Bambin Gesu), вырезанной самими ангелами из дерева, растущего в Гефсиманском саду.

На Капитолийском холме я расскажу вам легенду об основании Вечного города, и мы полюбуемся знаменитой Капитолийской волчицей, которая вскормила близнецов Ромула и Рема. Неподалеку от скульптуры волчицы находится фонтанчик с питьевой водой Аква Марция, которую и по сей день любят все римляне за ее вкус и прохладу. Я покажу вам, как пьют воду настоящие римляне, зажимая снизу носик питьевого фонтана, чтобы струя свежей и холодной воды касалась ваших губ, но не рук. На фоне открывающейся панорамы Римского форума я расскажу вам истории о гениальном полководце и талантливом архитекторе, покорившим не только народы, но и силы природы.

Затем мы отправимся к легендарному фонтану Треви, где выясним, сколько же монеток нужно в него бросить, чтобы сбылись все желания, и выпьем воды из трубочек влюбленных, ведь каждый итальянец хотя бы раз в жизни сделал это, чтобы встретить свою любовь и прожить долгую счастливую жизнь вместе.

Побродив по узеньким улочкам, мы попадем на пьяцца Ротонда перед Пантеоном, где попробуем разгадать тайну недостроенного портика храма всем богам, подобно римлянам на протяжении всех веков. По пути к площади Навона я расскажу вам о философии кофе в Италии, ведь в этой стране кофе является непререкаемым объединяющим фактором. Все истинные ценители этого напитка скажут вам, что лучший кофе в Риме можно попробовать на площади св. Евстахия недалеко от Пантеона, а за чашкой кофе мы узнаем легенду об этом святом и почему все стены кофейни украшены изображениями оленя с крестом над головой.

Последняя точка на нашем маршруте - площадь Навона, место встречи и вечернего отдыха римской молодежи и семейных пар. Я расскажу историю площади и ее названия, мы полюбуемся фонтаном Четырех рек работы Лоренцо Бернини и церковью св. Агнессы, созданной его извечным соперником Франческо Борромини. А поскольку католическое рождество уже совсем близко, я расскажу, как проходит этот праздник в традиционной итальянской семье. Поскольку площадь Навона во время Рождества становится самым культовым рынком в городе, то она непременно покорит вас своей атмосферой и шикарными прилавками с традиционными сладостями!

Ну и, конечно, как же без вишенки на торте? В завершении нашей прогулки вас ждёт сладкий сюрприз - лакомство, которое, как выражаются сами итальянцы, заставит вас облизнуть усы, как котик! Я буду с нетерпением ждать нашего знакомства и постараюсь подарить вам как можно больше радостных моментов и ярких впечатлений!

Организационные детали:

  • Кофе и сладости не входят в стоимость экскурсии и оплачиваются отдельно.
  • Для группы из 4-х человек стоимость экскурсии 120 евро



+5






Закажите экскурсию на любой из доступных дней в календаре

  • Это индивидуальная экскурсия на русском языке, гид проведет ее для вас и вашей компании.
  • На сайте вы оплачиваете 23% стоимости , а остальные деньги - гиду на месте. Вы можете

3,652 просмотрели

Надеюсь, эта серия фотографий еще больше приблизит вас к «правильному» Риму. Итак, этот рассказ про мой Рим 13 июля 2014 года.

Вставать с первыми лучами солнца меня зовёт долг и совесть перед моими клиентами – влюбленными парами из разных стран мира, которые приезжают в Италию до или после свадьбы, а иногда просто на годовщину отношений или день рождения. Убежден, что только в это время можно по-настоящему насладиться городом и сделать красивые снимки. На моем официальном сайте jakutsevich.ru вы найдете больше фото и идей для прогулок на рассвете, и не только в Италии. Но сегодня мой рассказ не про влюбленных, а про любовь к Риму.
Чаще всего мы встречаемся с друзьями и клиентами у Арки Константина возле Колизея. Буквально в начале июля ее наконец-то освободили от строительных лесов.


Так обычно выглядит площадь у главной римской достопримечательности в 6.30-7.00 утра. Все массовые экскурсии начинаются в 8.30-9.00, а до этого времени он большинству не интересен. Именно поэтому мы назначаем наши так рано.


В этот утро я гулял с Холи и Джорданом, которые прилетели в Рим из США за полгода до свадьбы. Кто заинтересовался, может и рассказ про ребят.


В этот день по всем прогнозам, даже в айфоне, синоптики обещали проливные дожди.


Мокнуть я, конечно, не люблю, но как фотограф такой свет и облака просто обожаю. Тем более любой дождь имеет свойство заканчиваться, а в Риме они льют обычно недолго, но «как из ведра». В любом случае вы всегда можете скоротать время в одном из многочисленных кафе за чашечкой .


Спустя минуту после того, как был сделан снимок выше, полило из того самого ведра, и мы прыгнули в такси и переехали к . Тут пришлось подождать минут 20 под навесом.

И, как обычно, тучки быстро рассеялись.

Мы же полюбовались на набережную и решили спуститься к реке.

Кого кого, а чаек можно встретить в любую погоду.

Мост Умберто I – второго короля Италии.

Перед Пантеоном только мы и одинокий продавец зонтиков, который днем превращается в продавца воды или шарфов.

Неподалеку от Пантеона находится церковь Сант-Иньяцио (Sant’Ignazio di Loyola a Campo Marzio). Всем советуем туда заглянуть и полюбоваться невероятно красивой росписью знаменитого Андреа Поццо, которая создает иллюзию купола, хотя потолок плоский.

Ранним утром после дождя даже центральные улочки абсолютно пустынны.

Как вам такая Via del Corso без сотен туристов-шопоголиков?

И самая гламурная Via Condotti ведущая к .

Мы же направились в сторону народной площади .

Здесь мы встретили несколько скучающих рабочих разбирающих ограждения после недавнего концерта.

Конечной целью нашей утренней прогулки был холм Пинчо и один из самых красивых римских парков . Именно отсюда открывается один из лучших бесплатных видов на панораму Рима. Именно тут днем толпятся сотни туристов. Вдали виднеется , как видите в 9 утра любоваться панорамами Вечного Города желающих не особо много. И правильно утром ведь нет такой удушающей жары, которую все так обожают в июле-августе, да и скучно одному.

Вид на народную площадь.

Именно тут мы встретились с мамой и братьями Холи, чтобы провести небольшую на семейную фотосессию .

Кажется, что до Ватикана рукой подать.

А вот так гордо возвышается над городом находящийся на площади Венеции.

Любоваться римскими церквями можно бесконечно.

Какое же утро без кофе? – спросите вы и будете абсолютно правы.

Настроение у всей нашей делегации бодрое и позитивное, а с шоколадным круассаном жизнь вообще удалась!

Главный редактор «ИТАЛИЯ ДЛЯ МЕНЯ» Яна Якуцевич всегда рада составить нам компанию.

Вся наша прогулка заняла около 4-х часов и мы чуть-чуть уставшие, но под впечатлением от увиденных красот отправились на заслуженный отдых, чтобы уже вечером встретиться в одном из самых атмосферных районов Рима . Удивительно, но многие туристы до сих пор не слышали или игнорируют этот гастрономический рай – такой концентрации баров и ресторанов в не найдете больше нигде в Риме.

В этот вечер было особенно пустынно, так как большинство туристов были прикованы к экранам телевизоров в барах – показывали финал чемпионата мира по футболу в Бразилии.


Сами бары очень маленькие и сидеть внутри особо не принято, так что большая часть болельщиков тусуется на улице.

Именно в таком формате большинство итальянцев и коротает вечера, если желает пообщаться и выпить. Сидеть внутри и устраивать пир на весь мир особо не принято. Чаще все стоят с бокалами на улице рядом с баром и выпив бокальчик продвигаются к следующему заведению.


Таков был один мой день в «правильном Риме». Как видите ни вкусно и недорого позавтракать и поужинать, а также с комфортом наслаждаться самыми популярными местами и достопримечательностями нам никто не мешал. Такой Рим можно любить и в такой Рим можно влюбиться на всю жизнь!

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Об исторических событиях можно рассказать так, что читатель (рядовой, не историк) заскучает от монотонного заумного повествования и холодных цифр и отложит книгу после десятка страниц. Навсегда.

А можно по-другому - живо, увлекательно, проводя параллели с современностью, тем самым делая происшедшее давным-давно близким и понятным.
Так поступил Альберто Анджела - итальянский палеонтолог, археолог, писатель и телеведущий.
В своей книге «Один день в Древнем Риме. Повседневная жизнь, тайны и курьезы», он превратил читателя в тайного наблюдателя римской жизни.

В один из дней 115 года нашей эры, во времена правления императора Траяна, когда Рим, по мнению автора «переживал эпоху наивысшего могущества и, возможно, наивысшей красоты», в период, когда Римская империя простиралась от Шотландии до границ Ирана, и от Сахары до Северного моря, вслед за автором читатель оказывается в столице империи - в домах римлян, на улицах города, в храмах и школах, на форуме и рынках, в суде, на казни преступников и боях гладиаторов в Колизее, на пирах элиты и «за столами» бедняков.

Римский modus vivendi («способ существования») - способ строительства, манера одеваться, есть, общаться в семье и с посторонними, четкая система законов и общественных правил - в нем Альберто Анджела видит секрет долголетия Римской империи и влияния на развитие всего человечества. И об этом римском «способе существования» он рассказывает в своей книге.

Мне тема Рима всегда была интересна, а с некоторых пор особенно (практические соображения), поэтому не только читала, но и делала для себя пометки.
Интересуетесь Римом? Тогда заглядывайте под кат.

Рим эпохи императора Траяна - город по тем временам огромный, его население достигало полутора миллионов человек.
Город, где встречались разные культуры и верования, тогдашний «плавильный котел».
Провинциалов он пугал. Слишком шумный, легкомысленный, эксцентричный, наполненный проходимцами и нацеленный на прибыль. Тем же, кто в Риме родился или жил давно, город виделся «полным жизни и веселья» (по словам Марциала).

Различия между людьми определял их статус, ты или римский гражданин, или чужеземец (peregrinus), или раб.
Рабы по римскому закону относились к разряду вещей, а их труд был основой римской экономики.

В императорском Риме мирно сосуществовали разные религии - наравне с богами римлян (Юпитер, Юнона, Минерва, Марс, Венера, Диана, Бахус, Меркурий и т.д.) в ходу были «чужеземные» божества, импортированные с завоеванных земель: Исида из Египта, Кибела с территории современной Турции, Митра из Персии. В простонародных кварталах были небольшие христианские общины - около пятидесяти лет до этого они подверглись гонениям при Нероне и пока не оправились.
В Риме было и несколько синагог - много евреев перебралось в Рим после разрушения Иерусалима императором Титом в 70-е годы нашей эры.
Позже, при императоре Константине, христианство выйдет на первый план, и оттеснит все остальные религии в сторону.

А пока прагматичные римляне радушно принимали все культы, и каждый мог верить, во что хочет, но с одним условием: приносить также жертву во славу императора, посещать обряды в его честь и признавать его абсолютную власть. Ранние преследования христиан связаны как раз с тем, что они отказывались признавать божественность Нерона и участвовать в императорских культах.

Новые верования были более открытыми в отношении женщин, чем холодная официальная римская религия, которая являлась делом исключительно мужским. Иноземные религии проникали в семьи, а там их проповедниками становились женщины, благодаря их роли в воспитании детей.

Первой ступенью обучения в Риме были начальные школы - детей собирали в группы в лавках или на улице. Если у родителей были деньги, то подростки продолжали учебу, изучая грамматику, латинскую и греческую литературу. Знание греческого языка во многом определяло статус, принадлежность к благородному сословию. Римляне считали Грецию подлинной родиной культуры античного мира, а себя - сыновьями и наследниками этой великой цивилизации.

Состоятельные юноши продолжали учиться, овладевая правилами красноречия, готовя себя к публичной карьере.
Средняя и высшая школы располагались уже «не в пыли», как школа начальная, а в домах учеников или в специальных аудиториях.

Дом богача (domus) был отстраненной от улицы маленькой крепостью без окон (лишь иногда в верхней части дома оставляли небольшие окна). В таких домах имелись атриумы без крыши - через незащищенные крышей пространства в дом поступали свет и вода во время дождей. Вода собиралась в центре зала в бассейне (имплювий), и отводилась в подземные резервуары. В богатые дома вода подводилась и из акведуков - персональный водопровод был редкой привилегией, следствием полезных связей и знакомств. Благополучному римскому семейству принадлежало от пяти до двенадцати рабов (а некоторые семейства владели сотнями рабов). Самый надежный раб спал перед дверью хозяина. Обстановка в доме была скудной, яркости добавляли фрески на стенах. В шкафах хранили хрупкие и ценные предметы - стеклянные бокалы, кубки, весы. Одежду складывали в деревянные сундуки. Золото, документы, купчие на дощечках или папирусе хранили в сейфах - сундуках с хитрыми замками.

Рим дал миру современную городскую застройку.
Инсулы - небоскребы Античности, многоэтажные римские дома (от латинского «insula» происходит современное итальянское слово «isolato», обозначающее целый изолированный квартал). В Рим прибывало все больше людей со всей империи, требовалось больше жилья, поэтому город рос ввысь - до шести этажей плюс мансарда (она уж гарантированно была незаконной частью построенного дома). Чем выше этаж, тем беднее его жильцы. Наверх без лифтов тяжело подниматься, чем выше этаж - тем ненадежнее построено жилье и больше риск, что случится обрушение, спуститься в случае пожара сложнее, а живущих под крышей заливали дожди.

На верхних этажах жили слуги, учителя, мелкие ремесленники, каменщики носильщики, поставщики товаров в лавки и на рынки. Ниже - чиновники города. Еще ниже располагались предприниматели, разбогатевшие торговцы, застройщики, работающие в тесном контакте с императорской или сенатской властью. Порядок в доме поддерживали рабы, они же носили в дома воду. Места мало, обжиты были даже лестничные площадки. Чем выше этаж, тем теснее и грязнее квартира.
Окна на верхних этажах не застекляли, просто закрывали кусками кожи, полотном или деревянными ставнями.

У каждой инсулы был владелец. Но арендную плату собирал не он, а профессиональный администратор - он заботился о содержании дома и искал жильцов. Администратор платил владельцу только за аренду дорогих престижные квартир второго этажа, а плату за остальные квартиры забирал себе. Каждые полгода арендные договоры перезаключались и многие оказывались выброшенными на улицу в поисках нового крова.

Смысла проводить много времени дома у римлян не было, поэтому они направлялись в город, на форум, в термы или еще куда.

Можно было пойти понаблюдать за процессом в суд, в базилику Юлия - там проходили великие процессы, но и мелкие дела рассматривались, ведь в Риме было принято обращаться в суд по малейшему поводу. Коллегия судей (центумвиры, их сто восемьдесят) делилась на четыре зала, в которых шли заседания. В каждом зале был претор (председатель заседания), сорок пять судей, истец и ответчик со своими адвокатами. А за спинами участников собирались зрители - простой народ, обожающий следить за прениями в судебных заседаниях, как за увлекательными спектаклями. Заседания, начавшиеся утром, могли закончиться на закате. Если не нравились выступления адвокатов в одном зале, публика перебиралась в другой зал. Адвокат не импровизировал, он следовал плану, составленному заранее. Тщательная предварительная подготовка - методика многих крупных адвокатов Римского форума. Адвокаты строили фразы, выбирали слова, тон, ставили голоса и следовали Цицерону, который говорил, что искусство оратора складывается из трех элементов: умения взволновать, усладить и убедить. И создавали эффектные сцены. На удачные выступления публика реагировала аплодисментами, криками и свистом (первый ряд зрителей, подкупленная адвокатом «клака» не в счет, они шумели за деньги). Шумный успех у зрителей оказывал психологическое давление на судей и влиял на вердикт.

О любви римлян к зрелищам все знают благодаря Колизею.
В его «расписании» были «звериные травли», публичные казни преступников и гладиаторские бои.
За четыре с половиной столетия работы Колизей успел стать местом, где количество смертей на единицу площади самое высокое в мире. По некоторым оценкам на этой арене лишились жизни около миллиона человек.

Мужчины при Траяне носили туники, богачи поверх туники надевали тогу - ее могли носить только римские граждане. Штаны носили только легионеры. В этот период римской истории было принято ходить бритым, иначе тебя не поймут, - если только ты не солдат и не философ. Женщины тоже носили одеяния, похожие на туники. Женская одежда была ярче мужской, украшена вышивкой. Богатые римлянки носили причудливые прически или парики. Волосы для светлых и рыжих париков привозили из Германии, черные - из Индии. Парики надевали вечером на пиры.

Большинство римлян были простыми людьми, непритязательными в еде. Влиятельное меньшинство позволяло себе роскошные ужины, длившиеся часами, с семью переменами блюд. Такие пиры были частью образа жизни богатых римлян.
В гости приглашали чаще не из-за желания побыть в компании, а из политических соображений и ради престижа.

Римская кухня эпохи Траяна напоминает индийскую и ближневосточную.
Блюда сдобрены приправами, пряностями и специями. На практике широкое использование пряностей и специй в римской кухне незаменимо для того, чтобы перебивать запах мяса (и рыбы) «с душком».
Неприятная, но неизбежная реалия в мире без холодильников и консервантов.

Римляне предпочитали мягкие блюда хрустящим (например, мясо перед жаркой отваривали).
Греки, всегда считавшие отварное мясо слишком простой пищей с пренебрежением называли римлян «поедателями вареного мяса», то есть грубым народом.
Мясо - один из фаворитов римской кухни: его не только жарили на решетке и на шпажках, но и рубили на фарш и ели с разными начинками в виде котлет и биточков. Либо набивали мясными обрезками и требухой свиные кишки - это, по сути, не что иное, как колбаса. В императорском Риме можно было найти хорошо знакомое нам блюдо - колбаску luganiga (или lucanica, луканская колбаска, как ее называют римляне). Ее готовили из рубленой копченой говядины или свинины, смешанной с разными пряностями - кумином, перцем, петрушкой или чабером. В фарш добавляли свиной жир и орешки пинии. Результат - настоящее лакомство…
Другое знакомое блюдо - фуа-гра, гусиная печень: ее высоко ценили уже в античном Риме.

Среди тогдашних продуктов нет привычных для современной итальянской кухни помидоров, крупной фасоли, кукурузы, шоколада. Все это будет открыто в Новом Свете благодаря Колумбу. Моцареллу римляне тоже не знали, ибо ее делают из молока азиатской буйволицы, которую в Италию еще не привезли. То же самое касается баклажан, которые получат распространение в средние века благодаря арабам. В отсутствие помидоров и моцареллы никто пока не изобрел пиццу. Нет еще спагетти и других макаронных изделий, которые распространятся в Италии, начиная с эпохи Средневековья.

Конечно, вино. По мнению Плиния Старшего и Горация, лучшее из всех - фалернское, производящееся на севере Кампании. Марциал предпочитает альбанское вино, родом из тех самых мест к югу от Рима, где сейчас делают знаменитое вино «Кастелли-Романи». Гораций продолжает список, добавляя также каленское (вино для богачей), массикское и цекубское, производившееся неподалеку от Фонди на юге Лация, которое поэт считает «щедрым и крепчайшим».

В блюда добавляли шафран, перец, кумин, имбирь, гвоздику, семена кунжута, душицу, шалфей, мяту, можжевельник. Были популярны финики, изюм, гранаты, орешки пинии, разные виды зеленого салата, дикая спаржа, репа, капуста, нут, чечевица, горох, бобы, разнообразные виды хлеба. Из мяса больше всего ели свинину, а рыба была дорогой - в два-три раза дороже мяса. В пищу шли разные птицы - от дроздов до фламинго, от журавлей до попугаев.
На рынках был большой выбор улиток, устриц, раков, омаров, креветок.

В начале римской истории питались в основном чем-то вроде каши - puls - с яйцами, оливками и кислым сыром. К этому прибавлялось большое количество бобовых и овощей. Мясо было редкостью, большее распространение имели свинина и курятина. Ведь до III века до нашей эры было запрещено забивать и употреблять в пищу коров и быков, которые могли использоваться только для полевых работ и жертвоприношений.
Позднее завоевания принесли с собой новые веяния и новые продукты.

Итак, затянувшийся римский пир окончен. А после него вернуться бы домой живым, ведь ночной Рим был небезопасен.
Как писал Ювенал, «ты мог бы прослыть беспечным, если бы пошел в гости на ужин, не составив завещания»…

Таким, по мнению Альберто Анджела, был Рим во времена правления императора Траяна.

Но все мои пометки получились информационными, не слишком живыми.
За бортом остались многие жизненные ситуации и истории, описанные в книге.
Например, утро в доме богача, рынок рабов, рождение наследника одного из римских граждан, прогулка по Римскому форуму или казнь ростовщика в Колизее.

Alberto Angela

UNA GIORNATA NELL’ANTICA ROMA

© О. Уварова, перевод, 2016

© М. Челинцева, перевод, 2016

© Издание на русском языке, оформление. ООО «Издательская Группа „Азбука-Аттикус“», 2016

Издательство КоЛибри®

Посвящаю эту книгу Монике, Риккардо, Эдоардо и Алессандро, с благодарностью за свет, которые вы внесли в мою жизнь

Введение

Как жили древние римляне? Что происходило каждый день на улицах Рима? Все мы хотя бы один раз задавали себе подобные вопросы. Эта книга и призвана на них ответить.

На самом деле очарование Рима невозможно описать. Его можно только ощутить – всякий раз, когда осматриваешь археологический памятник римской эпохи. К сожалению, пояснительные таблички и существующие путеводители в большинстве случаев предлагают лишь самые общие сведения о повседневной жизни, сосредоточиваясь на архитектурных стилях и датировках.

Но есть один трюк, помогающий вдохнуть жизнь в места археологических раскопок. Присмотритесь к деталям: стертые ступени лестниц, граффити на оштукатуренных стенах (в Помпеях их великое множество), колеи, выбитые повозками в каменных мостовых, и потертости на порогах жилищ, оставленные не дошедшей до наших времен входной дверью.

Если вы сосредоточитесь на этих подробностях, неожиданно руины вновь наполнятся биением жизни и вы «увидите» тогдашних людей. Именно так и была задумана эта книга: рассказ о Великой истории с помощью множества историй малых.

За многие годы телевизионных съемок памятников римской эпохи – как в черте самого Рима, так и за его пределами – я неоднократно наталкивался на жизненные истории и любопытные подробности времен императорского Рима, позабытые в веках и вновь открытые археологами. Всплывали особенности, привычки, курьезы повседневной жизни или общественного устройства ныне исчезнувшего мира… То же самое происходило во время бесед с археологами, при чтении их статей или книг.

Я понял, что эти ценные сведения о римском мире почти никогда не доходят до людей, оставаясь «в плену» специальных изданий или археологических памятников. Вот я и попытался изложить их.

Эта книга призвана оживить руины Древнего Рима с помощью рассказа о повседневной жизни, отвечая на самые простые вопросы: что чувствовали прохожие, шагая по улицам? Как выглядели их лица? Что видели горожане, выглядывая с балконов? Какова на вкус была их пища? Какую латынь мы бы услышали вокруг себя? Как освещали храмы на Капитолийском холме первые лучи солнца?

Можно сказать, я навел объектив телекамеры на эти места, чтобы показать, как они могли выглядеть две тысячи лет назад, чтобы читатель ощутил себя на улицах Рима, вдыхая их разнообразные запахи, встречаясь взглядом с прохожими, заходя в лавки, дома или в Колизей. Только подобным образом можно понять, что на самом деле значило жить в столице империи.

Я живу в Риме, и поэтому мне легко было описывать, как солнце в течение дня по-разному освещает улицы и памятники, или самому посетить места археологических раскопок, чтобы подметить множество мелких подробностей, которые я привожу в своей книге, в дополнение к собранным за годы съемок и репортажей.

Естественно, сцены, которые будут разворачиваться перед вашим взором во время этого визита в Древний Рим, не плод чистой фантазии, а, как уже говорилось, непосредственно основываются на результатах исследований и археологических открытий, лабораторных анализах находок и скелетов или изучении античной литературы.

Лучший способ упорядочить все эти сведения – расположить их в виде описания одного дня. Каждому часу соответствует определенное место и персонаж Вечного города с его занятиями. Так постепенно разворачивается во времени картина повседневной жизни в Древнем Риме.

Остается лишь последний вопрос: зачем вообще нужна книга про Рим? Затем, что наш образ жизни является продолжением римского. Мы не были бы собой без римской эпохи. Только подумайте: обычно римская цивилизация отождествляется с лицами императоров, марширующими легионами и колоннадами храмов. Но ее настоящая сила в другом. Эта сила позволила ей просуществовать в течение невообразимо долгого времени: на Западе более тысячи лет, а на Востоке, хотя и с некоторой внутренней эволюцией, приведшей от Константинополя к Византии, еще дольше, более двух тысячелетий, почти до самого Возрождения. Ни один легион, ни одна политическая или идеологическая система не смогли бы обеспечить подобного долголетия. Секрет Рима заключался в его повседневном modus vivendi , способе существования: способе строить дома, манере одеваться, есть, взаимодействовать с другими людьми в семье и вне ее, подчиненной четкой системе законов и общественных правил. Этот аспект остался в целом неизменным в течение веков, хотя и претерпевал постепенное развитие, и позволил римской цивилизации просуществовать столь долго.

Да и канула ли в прошлое та эпоха на самом деле? Ведь Римская империя оставила нам не только статуи и великолепные памятники. Она оставила нам и «программное обеспечение», поддерживающее наше каждодневное существование. Мы используем латинский алфавит, а в Интернете им пользуются не только европейцы, но и весь мир. Итальянский язык происходит от латыни. В значительной части от него же происходят испанский, португальский, французский и румынский. Огромное множество английских слов тоже имеют латинские корни. И это не говоря уж о правовой системе, о дорогах, архитектуре, живописи, скульптуре, которые без римлян не были бы такими, как есть.

По сути, если задуматься, большая часть западного образа жизни есть не что иное, как развитие и продолжение римского образа жизни. Как раз такого, какой мы бы могли видеть на улицах и в домах Рима императорской эпохи.

Я попытался написать такую книгу, которую сам бы хотел найти в книжном магазине, чтобы удовлетворить свое любопытство в отношении жизни в Древнем Риме. Надеюсь, мне удастся удовлетворить и ваше любопытство.

Итак, перенесемся в римский переулок в 115 году нашей эры, в правление императора Траяна, когда Рим, по моему мнению, переживал эпоху наивысшего могущества и, возможно, наивысшей красоты. День как день. Скоро рассветет…

Альберто Анджела

Мир в то время

При Траяне, в 115 году нашей эры, Римская империя была огромна, как никогда до или после. Ее сухопутные границы тянулись по периметру более чем на десять тысяч километров, то есть почти на четверть окружности земного шара. Империя простиралась от Шотландии до границ Ирана, от Сахары до Северного моря.

Она объединяла самые разные народы, разные в том числе и чисто внешне: это были и блондины Северной Европы, и народы Ближнего Востока, азиаты и североафриканцы.

Вообразите себе жителей Китая, Соединенных Штатов и России, которые в наши дни были бы объединены в одно государство. А доля населения Римской империи в общем населении Земли была в то время еще выше…

Ландшафт на этой огромной территории тоже отличался исключительным разнообразием. Перемещаясь с одной окраины на другую, мы бы, добираясь до теплых средиземноморских берегов и вулканов Апеннинского полуострова, встретили ледяные моря с тюленями, обширнейшие хвойные леса, луга, заснеженные вершины, огромные ледники, озера, реки. На противоположном берегу «Нашего моря» (так – Mare nostrum – римляне называли Средиземное море) нас бы поджидали бескрайние песчаные пустыни (Сахара) и даже коралловые рифы Красного моря.

Ни одна империя в истории не включала в себя столь различные природные ландшафты. Повсюду официальным языком была латынь, повсюду расплачивались сестерциями, и повсюду действовал один и тот же свод законов – римское право.