Заграничные паспорта и документы

Турецкая баня в екатерининском парке царского села. История строительства Турецкой бани

Проект павильона Турецкая баня. Этот проект не был осуществлён. Николай I решил осуществить намерение бабушки-императрицы, украсив парк павильоном, посвящённым победам русской армии над турками, но уже в ходе другой победоносной для России войны с Турцией в 1828-1829 годах и заключённому по её итогам Адрианопольскому мирному договору .

Первоначально проект павильона был подготовлен в 1848 году архитектором Карлом Росси . Он воспользовался как образцом зарисовками бани гарема Старого дворца в Адрианополе, сделанными в 1829-1830 годах по распоряжению Николая I библиотекарем императора Карлом Седжером (1788-1840) и художником-баталистом Августом Дезарно (1788-1840). Мраморные детали её отделки, вывезенные в Россию, предполагалось использовать в интерьере бани .

Проект Росси был отклонён самим Николаем I , но его рисунки в феврале 1848 года были направлены главному архитектору Императорских царскосельских дворцов Ипполиту Монигетти (ему в то время было только 29 лет). Архитектору предлагалось составить свой проект, но обязательно использовать мраморные детали, вывезенные из Адрианополя . Монигетти сам бывал в Турции и в качестве прототипа павильона использовал собственное акварельное изображение адрианопольской мечети. Место для постройки павильона (на полуострове Большого пруда) также определил император 30 апреля. В середине мая 1848 года архитектор представил Николаю I свой вариант будущего павильона. Предполагалось построить турецкую баню-хаммам с Кофейной, Диванной (с фонтаном посередине и балконом), Раздевальной, Большой баней, которую должен был представлять круглый зал с куполом (он был обязательным элементом хаммама, позволяющим каплям воды, которую образовывал пар, стекать по стенам) и нишей с переходом в Малую баню и Горячую баню (с различными температурами). В первоначальном проекте предполагались резервуар для воды и топка. Павильон должен был напоминать мечеть с куполом и минаретом . Проект Монигетти был утверждён в апреле 1850 года .

После представления архитектором сметы на постройку павильона 28 августа 1848 года строительство было отложено из-за отсутствия денег. Только 11 апреля 1850 года император утвердил проект Монигетти, но приказал строить павильон без отопления и сократил смету. 6 мая 1850 года Монигетти представил новый вариант сметы, уже без отопления, на общую сумму 37 838 рублей и 12 1/2 копеек серебром. Министр императорского двора и уделов П. М. Волконский ответил архитектору:

На сию постройку назначено Государем Императором тридцать тысяч рублей серебром… сию суммою должно изворотиться, стараясь делать всевозможную экономию, ибо Его Величество не намерен на сей предмет сделать прибавки.

10 июня Царскосельское дворцовое правление объявило торги на постройку Турецкой бани по утверждённому проекту, однако желающих взять на себя подряд с такой сметой не нашлось. Монигетти настоял отдать подряд архитектору Агостино Камуцци, давшему согласие придерживаться данной сметы ещё до объявления торгов. Камуцци руководил строительством в течение двух лет. В октябре 1852 года строительство Турецкой бани было завершено. Ландшафтными работами руководил старший садовый мастер И. Ф. Пипер .

Монигетти представил на утверждение Николая I собственные эскизы мебели и украшений, которые он предполагал разместить в Турецкой бане (21 предмет), на общую сумму 4000 рублей. Император утвердил эскизы и смету, металлическая мебель была заказана в Гальванопластическом заведении принца Лейхтенбергского, деревянная мебель - у придворного мастера Готлиба Якобса, а мягкая - у французского мастера Филиппо. Часть предметов была приобретена через магазины в Москве для сокращения затрат (деревянные, инкрустированные перламутром , костью и черепаховым панцирем комод , столик, табуреты, фарфоровые и медные позолоченные сосуды, кальян , курильницу, кокосовые ложки, украшенные кораллом чубуки с хрустальными мундштуками, перламутровый веер) .

К осени 1853 года отделка интерьеров Турецкой бани была закончена. По времени создания Турецкая баня является последней постройкой на территории Екатерининского парка .

После Октябрьской революции 1917 года павильон был законсервирован, а в 1941 году открыт в качестве музея. Во время Великой Отечественной войны павильон сильно пострадал. В ходе реставраций 1949 и 1953 годов был восстановлен фасад здания. Оно было превращено в подсобное помещение лодочной станции, стены внутри здания были закрашены краской. После реставрации 2006-2008 годов, когда был восстановлен интерьер, павильон используется в тёплое время года как музейный павильон .

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Расположена на рукотворном полуострове в юго-западной части Большого пруда Екатерининского парка . В солнечный день издали видно сияние ее золотого купола и нежных бело-розовых стен. И сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие в мир арабского Востока.

Турецкая баня отражается в зеркале воды Большого пруда

История строительства Турецкой бани

Турецкая баня – последняя постройка на территории Екатерининского парка. Она была задумана как мемориальный памятник Русско-турецкой войны 1828-1829 годов. По указу императора Николая I в 1848 году разработка проекта была поручена К.Росси. Однако предложения прославленного архитектора не подошли, и работы возглавил архитектор И.А.Монигетти (1819-1878). Строительство продолжалось с 1850 по 1852 год. Руководил работами А.М.Камуцци.

В качестве образца были взяты турецкие мечети в Адрианополе (Эдирне, Турция). Это был своеобразный «ответный ход» — турки на покоренных территориях часто устраивали бани в церквях. Также в Турецкой бане были размещены трофеи – мраморные детали из султанского дворца Эске-Сораль в Адрианополе. Многие из них датируются XVI-XVII веками.

Внутренняя отделка выполнена в «мавританском» стиле, одном из направлений историзма, популярного в середине XIX столетия (подробнее о том, какие стили были популярны в XIX веке, вы можете прочитать в статье ). В Турецкой бане шесть помещений: Сени, Раздевальня, Мыльня, Купольный зал с альковом, Шестигранная комната и служебное помещение. Отопления в ней не было. Она практически не использовалась по прямому назначению. Во время прогулки по парку летом в ней можно было укрыться от жары.

После революции она была законсервирована и открыта в конце 1930-х годов как музей. В годы войны Турецкая баня серьезно пострадала от артобстрелов. В 1948 году в ней была устроена лодочная станция. В ходе реставрации 1953 года были восстановлены только стены. В 2006-2009 годах была проведена широкомасштабная реставрация, благодаря которой удалось вернуть зданию его первоначальный облик. Многие детали, как например, двусторонний каскадный фонтан, пришлось собирать буквально из осколков.

Стоимость билета: 100 рублей, льготный 50 рублей, школьный 30 рублей. Также в билетной кассе можно взять аудиогид и прослушать экскурсию.

Фотографии интерьеров Турецкой бани

Вот такой удивительный павильон есть в Екатерининском парке Царского Села.

© Сайт , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Руины Баболовского дворца


Баболовская чаша


Мост-плотина


Баболовский парк


Баболовский дворец

Во времена правления дома Романовых в Царскосельском и Баболовском парках насчитывалось семь отдельно стоящих банных зданий, каждое из которых было возведено в неповторимом архитектурном стиле. Почти не осталось сведений о так называемой «старой бане», которая располагалась на месте нынешнего церковного флигеля и была разобрана при перестройке дворца. Не сохранилась и деревянная купальня архитектора Джакомо Кваренги, с огромным бассейном для обучения плаванию царских детей и внуков. Здание настолько сильно пострадало во время Великой Отечественной войны, что его решили не восстанавливать. По сей день среди руин дворца-дачи светлейшего князя Г. А. Потёмкина в Баболовском парке стоит недостроенная мыльня с 48-тонной Царь-ванной из цельного куска гранита, предназначенной для купания Екатерины II в козьем молоке. Стены мыльни возводили над уже установленной ванной, но из-за технических просчётов, проект так и не был полностью осуществлён.

Четыре бани императорского банного комплекса


«Верхняя ванна»


«Нижняя ванна»


«Холодные бани»


Турецкая баня

Из императорского банного комплекса сохранились лишь четыре бани: «Верхняя ванна» или «Мыльня Их Высочеств» (1777—1779 гг.), «Нижняя ванна» или «Кавалерская мыльня» (1778—1779 гг.), проект которых принадлежит придворному архитектору И. В. Неелову, римские термы шотландского архитектора Ч. Камерона, которые называют «Холодными банями» (1780—1785 гг.), и Турецкая баня, построенная обрусевшим архитектором И. А. Монигетти (1850—1852 гг.).

Водоснабжение Царского Cела


Виттоловские канал и пруд


Виттоловские канал и пруд


Шапельный грот (1828). Виттоловский водовод


Таицкий водовод


Таицкий водовод

Главным врагом осуществления проектов была сама природа, ведь Екатерининский парк и прилегающие территории были очень бедны водой. Долгое время дворцовый комплекс снабжался из Виттоловского водопровода, но чем больше строений появлялось, чем больше прудов придумывала императрица в своём парке, чем больше придворных выезжало в летнюю резиденцию, тем острее вставал вопрос водоснабжения. И речь о строительстве бань и купален, для которых требовалась специальная система труб, колодцев и насосных станций, даже не велась. В 1773 году в Царском Селе началось строительство нового водопровода с забором воды в реке Тайцы и Таицких ключах. Работы велись почти 14 лет, однако Таицкий водопровод уже в скором времени позволил начать возведение двух новых бань для нужд членов императорской семьи и их придворных. Их называли «Верхняя и нижняя ванны», они были созданы по проекту Ильи Васильевича Неелова.

«Верхняя ванна» или «Мыльня Их Высочеств»


Верхняя ванна


Купальня Цесаревича Павла Петровича в Старом саду


План Верхней ванны, 1777 год


Роспись купола Верхней ванны


Роспись купола Верхней ванны

В глубине Старого Голландского сада над гладью Зеркального пруда парит дивно лёгкий и изящный светло-жёлтый павильон, который настолько удачно вписан в окружающий пейзаж, что кроме как шедевром классицизма, называть его не хочется. Однако в царские времена здание это имело самое простое бытовое назначение. Это Мыльни их Высочества, то есть баня для ближайших родственников императора, которую построили в 1777—1779 гг. взамен старого банного дворцового флигеля. Архитектор Илья Неелов только что вернулся из Италии, где был избран членом Болонской Пио-Клементинской Академии, поэтому в ранних своих работах он руководствовался «простотой, изяществом и достоинством» классической итальянской архитектурной школы. За неброскими архитектурными фасадами без вычурного декора спрятан роскошный и очень функциональный интерьер. Все стены бани были расписаны известным художником-декоратором Алексеем Бельским по мотивам фресок Золотого дома императора Нерона: античный мир, утопающий во фруктах и цветах. Главным центральным помещением павильона является восьмиугольный зал для отдыха, по стенам которого расположены двери в сени, раздевальню, парную, мыльную, котельную и комнату с бассейном. Инженерное оборудование для подачи, подогрева и сброса воды в царской бане использовалось только самое передовое. Вода поступала из строящегося Таицкого водопровода, она считалась целебной и особенно подходящей для банных процедур. Здесь же появилась одна из самых первых в российской империи ванн, ведь именно в период царствования Екатерины Великой в обиход вошло не только слово «ванна», немецкого происхождения, но и мода «ванну принимать». Несколько лет подряд «Верхней ванной» пользовалась сама императрица, а затем её внуки — Александр и Константин. Инженерная начинка здания несколько раз реконструировалась и совершенствовалась, пока в 1911 году Николай II не распорядился приспособить Мыльню «под помещения, учреждённого с высочайшего соизволения в музей памяти 200-летия Царского Села».

«Нижняя ванна» или «Кавалерская мыльня»


Нижняя ванна


Аллеи террасы Верхнего сада и Нижняя ванна


План Нижнней ванны, 1778


Нижняя ванна, 1911



Экспозиция павильона Нижняя ванна


Экспозиция павильона Нижняя ванна

Вторым архитектурно-инженерным произведением Ильи Неелова в Екатерининском парке является здание Кавалерской мыльни или Нижней ванны, которая была предназначена для придворных дам и кавалеров. Павильон, исполненный в виде классических римских терм, умело спрятан за листвой деревьев, сбоку от центральной аллеи парка. Семь цилиндрических помещений, объединённых центральным куполом, с двумя прямоугольными входами — отдельно для дам, отдельно для кавалеров, ибо, по приказу императрицы и постановлению Сената, совместные омовения в банях были запрещены. Внутри здание объединяла только центральная общая зала с огромной ванной, в которой можно было плавать. А в остальном помещения были строго поделены на мужскую и женскую: две раздевальни, две парные, и даже котельных было две. Вода поступала в Кавалерскую мыльню также из самотечного Таицкого водопровода. Специально для этих целей из Каскадного канала был проложен деревянный отвод, который переходил в оловянные водопроводные трубы, по ним вода поступала в водогрейные котлы и краны. «Нижнюю ванну в Царском селе обслуживал целый штат: парильщики, банщики, дровотаски и истопники. Дрова для бани заготавливали зимой и сушили два года под проветриваемым навесом. Дрова использовали только для печей и каминов Нижней ванны. Водогрейные котлы топились высококачественным кардиффским углём, который активно импортировали из Великобритании» . Этот небольшой банный комплекс придворные активно использовали вплоть до революции 1917 года.

«Холодные бани»


Холодные бани, Г. К. Чарлз Камерон


Ротонда (Купольный зал), Агатовые комнаты


Купальный зал. Бассейн с балюстрадой. Фото 30-х годов


«Пандус» - спуск из Висячего сада в Екатерининский парк


А. Тон. Камеронова галерея. Литография

А для личного их Императорского Величества пользования в 1780 году Екатерина Вторая утверждает в работу проект бани «как у римских императоров», архитектора Чарльза Камерона. Он обратил на себя внимание русской Императрицы, благодаря фундаментальному труду о римских термах, полностью проиллюстрированному самим автором. Он был приглашён в Царское Село, чтобы создать дворец «ни слишком велик, ни слишком мал» , в котором расположилась бы личная купальня Екатерины и который воплощал бы в себе «резюм славного века Цезарей, Августов, Цицеронов, Меценатов» .

В результате рядом с главным дворцом Царского села появились величественные «Термы Камерона» — настоящий миниатюрный дворцовый комплекс в античном стиле, который, помимо холодной бани, включал в себя висячий сад, крытую прогулочную галерею и анфиладу покоев для отдыха, которые известны под названием «Агатовые комнаты». Здание Холодных бань, состоящее из двух этажей, соединяло в себе дух древности и возрождения. Массивный первый этаж из грубого камня, «как будто изъеденного ветрами и дождями» , с широкими арками и колоннами воплощал в себе мир древних богов и атлантов. А верхний этаж, лёгкий и ажурный, с изящными статуями в нишах и коваными решётками ложных балкончиков, являл Ренессанс. Весь первый этаж здания занимали различного вида банные помещения и купальни для омовения и отдохновения, причём назывались они на латинский манер. Купальный зал с оловянным бассейном для плавания в прохладной воде — фригидарий, помещение с ванной для купания в тёплой воде — тепидарий, кальдарий — маленькая, очень горячая парильня. Императорская мыльня включала в себя опочивальню, отдыхательную комнату, комнату для массажа, а также, по личному распоряжению Екатерины, здесь была встроена настоящая русская парная баня, для создания которой пригласили всё того же Илью Неелова. Был здесь и гипокауст — небольшое тёмное помещение без окон, куда входили работники, следившие за разными температурными режимами в комнатах здания, ведь именно здесь нагревалась вода. Вода для бань накапливалась в специальном колодце и подавалась насосами в гипокауст по системе свинцовых труб, проложенных под висячим садом. Затем она нагревалась в трёх разных сосудах до трёх разных температур и поступала через цистерны в три разных помещения уже прохладной, тёплой и очень горячей. Для стока отработанных вод из всех помещений сразу была специально изготовлена труба большого диаметра, которую проложили под Цветочным садиком и по склону направили в сторону одного из каналов. По всему зданию подавался подогретый воздух по каналам, расположенным в стенах. Сами помещения отапливались печами и каминами, которые Чарльз Камерон разрабатывал лично. А для того, чтобы в помещениях не накапливалась лишняя вода и конденсат, в каждой комнате была поставлена «машина для растворения окна» , которая работала как примитивная вентиляция. Камерон старался максимально учесть технические и эстетические особенности римских терм, а также совместить их с надёжным инженерным оборудованием, а также изысканным и подчёркнуто пышным убранством, насколько это позволяла смета. «Мы с мастером Камероном мастерим здесь, в Царском Селе, сад с террасами, с банями внизу и галереей наверху. Это будет прелесть» , — писала Екатерина. Работы были полностью закончены за два года до её смерти.. Проект создал молодой архитектор И. А. Монигетти, который был принят на должность главного архитектора Императорских царскосельских дворцов.

В 1848 году новый главный архитектор представил императору вариант банного павильона, решённого в стиле турецкой мечети с минаретом. Основой для проекта стала собственная акварель Монигетти, на которой он изобразил ту самую адрианопольскую мечеть, мрамор из которой был доставлен в царскую резиденцию под Петербургом. А место для будущей бани выбрал лично император. В представленном проекте под большим куполом располагался хаммам, из которого по переходам можно было пройти к ещё двум банным помещениям. Для нагревания в них воды до разных температур предполагалось создать специальный резервуар с водой и топку. В хаммаме горячий пар должен был естественным образом образовывать капли, стекающие по стенам. 30 апреля Монигетти получил «Высочайше утверждённый план с означением на оном карандашом места, на котором должна быть построена Турецкая ванна» . Почти два года ушли на подготовку береговой линии, где грунт был слишком слаб для будущего фундамента. Земля вдоль укреплённой кромки была вынута на трёхметровую глубину и залита слоями бетона со щебнем. «Работы по сей ванне произведены с надлежащею прочностью и чистотою, а внутренние украшения с особенною изящностию из лучших материалов, согласно смете и утвержденному проэкту» ещё два года спустя засвидетельствовала приёмная комиссия Министерства императорского двора. Центральное помещение украсил мраморный бассейн с позолоченным фонтаном. В стене журчал вмонтированный каскадный фонтан. Водопроводная система холодной и горячей воды была подведена во все помещения мыльни, однако исполнена баня была без отопления! Документальных свидетельств причины такого решения не сохранилось, Турецкая баня в Царском Селе никогда не использовалась по назначению. К концу 1853 года Николай I закончил выбирать предметы мебели и украшений, а также «мелочных вещей к омеблировке Турецкой бани» . После чего изящный павильон превратили в комнаты отдохновения над водами Большого озера.


Мраморный (Палладиев) мост

Царскосельский банный комплекс по сей день является, пожалуй, самым дорогим и изысканным в мире, построенным для личного пользования одной семьи. Он стал также и своеобразным памятником передовой архитектуры и инженерии своего времени.

История строительства павильона «Турецкая баня»

Павильон «Турецкая баня» был возведен по проекту архитектора И. Монигетти в 1852 году по указу императора Николая I и расположен на искусственном полуострове на Большом пруду. Павильон «Турецкая баня» является памятником Русско-Турецкой войне 1828-1829 годов.


Здание построено в виде мечети, и это не случайно. По свидетельствам участников войн, турки на захваченных русских территориях устраивали бани в церквях.Царскосельская Турецкая баня устроена в виде мечети и символизирует ту «баню», которую русское войско устроило противнику во время войны 1828-1829 гг.


Архитектурные особенности павильона «Турецкая баня»

Здание увенчано круглыми куполами и минаретами, высокий минарет венчает шпиль с полумесяцем, интерьеры его выполнены в «мавританском» стиле и украшены трофейными мраморными деталями, вывезенными во время войны из бани турецкой султанши.


Внутреннее убранство поражало великолепием: стены были покрыты позолотой и лепными орнаментами, на полах лежали турецкие ковры, стояли турецкие диваны. Турецкую баню строили как памятник и как украшение Екатерининского парка и по прямому назначению не использовали, хотя бассейн и умывальники были установлены, а два из них оборудованы кранами для горячей и холодной воды Павильон был последней постройкой в этом парке.


Современное время

  • Во время войны павильон «Турецкая баня» был почти полностью разрушен прямыми попаданиями артиллерийских снарядов.
  • В последующие годы восстановили только фасады, а помещение использовали под лодочную станцию.


  • В настоящее время основная часть реставрации павильона завершена и он предстает перед нами почти в первозданном виде.
  • Сейчас в павильоне выставлены предметы из собрания ГМЗ «Царское Село».





Турецкая баня – это последняя постройка, выполненная на территории Екатерининского парка . Павильон был создан по образцу турецких мечетей города Адрианополя (сейчас это город Эдирне на севере Турции). Павильон представляет мемориал русско-турецкой войне 1828-1829 годов.

Для справки: Часто на покоренных территориях турки устраивали бани в церквях и строительство Турецкой бани стало своеобразным ответным ходом. В павильоне были размещены трофеи - подлинные мраморные детали, привезенные императору из сада дворца султана Эске-Сораль и бани турецкой султанши в Адрианополе: колонны, наддверные украшения и настенные доски, чаши фонтанов и другие предметы.

Для строительства сооружения Николай I пригласил Карла Росси, но проект архитектора императору не понравился и работа была поручена Ипполиту Монигетти.

Турецкая баня построена в 1850-1852 годах на небольшом рукотворном полуострове Большого пруда.

Павильон служил украшением парка, он строился без отопления и никогда не использовался по своему прямому назначению - лишь в летние дни во время прогулки в нем укрывались от жары.

Купол здания украшен рельефным орнаментом, а высокий минарет (башня, с которой мусульмане призываются на молитву), заканчивается шпилем с полумесяцем.

Внутренние помещения Турецкой бани оформлены в мавританском стиле (этот архитектурный стиль возник в эпоху Историзма и неостилей в конце XIX века).

В здании было шесть помещений - Сени и Раздевальня, Мыльня и Купольный зал с альковом, Шестигранная комната и служебное помещение.

  • Стены раздевальни украшены цветной мозаикой, лепкой и орнаментальной живописью, в нише устроен каскадный фонтан
  • Мыльня освещалась сверху, в ее стенах устроены две чаши для воды. Через полуциркульную арку можно пройти в роскошный Купольный зал
  • В середине Центрального купольного зала устроен бассейн из белого мрамора, в котором находился расписной позолоченный фонтан. Стены украшены мраморными досками с рельефными орнаментами и стихотворными текстами.

Во время Великой Отечественной войны от прямого попадания снаряда здание сильно пострадало. В 1953 году были восстановлены фасады и в павильоне разместилась лодочная станция. Павильон Турецкая баня был полностью восстановлен в 2005-2008 годах и сейчас в нем экспонируются предметы из собрания Государственного музея-заповедника Царское Село .

Режим работы Турецкой бани в 2019 г.

  • В летний период
    • С 11:00 до 18:30
    • Выходной день: среда
    • Павильон может быть закрыт в дождливую погоду
  • В зимний период
    • Павильон закрыт

Стоимость билетов в павильон Турецкая баня в 2019 г.

  • Полный билет - 200 руб.
  • Льготный билет для учащихся (с 16 лет) и студентов - 100 руб.
  • Льготный билет для пенсионеров России и Белоруссии - 100 руб.
  • Посетители до 16 лет - бесплатно.