Заграничные паспорта и документы

Археологический музей под открытым небом. Археологический парк Пафоса: описание. Археологический музей под открытым небом Агора, Одеон и другие исторические сооружения Археологического парка

Никто не может сказать, сколько тайн сокрыто под землей и песком, нанесенными веками. Обычно открытия и находки делаются случайно. Именно так на Кипре фермер наткнулся на панно, выполненное из мозаики, когда распахивал землю. Произошло это в 1962 году недалеко от гавани Пафоса. Благодаря этой находке и последующим раскопкам на Кипре появился Археологический парк Пафоса.

О чем рассказывают раскопки

Неудивительно, что начавшиеся раскопки на месте найденной мозаики, постепенно слой за слоем открывали новые, интересные следы цивилизаций, живших когда-то на этом острове. История Кипра очень интересна. Когда-то им владели греки и римляне. Затем история говорит о принадлежности Пафоса Византийской, а потом Османской империям. Владела островом и Великобритания. Раскопки продолжают вестись и в настоящее время. При строительстве объектов обязательно находится какой-то артефакт из античных построек.

Найденная старинная мозаика привлекла внимание многих ученых и археологов. В течение 20 лет археологические экспедиции из разных стран по крупицам собирали уникальное покрытие, выполненное, как выяснилось, на богатейших виллах II - III веков нашей эры. Поражает факт, что мозаика не утратила своего колорита. Кроме мозаики и древних построек, были буквально "вырыты" из почвы храмы, городские стены, мост, базилики, улочки из камня.

Археологический парк

Всё найденное при раскопках, представляет собой большой единый комплекс, который назван Археологическим парком Пафоса. С 1980 года парк является мировым культурным наследием и находится под охраной ЮНЕСКО. Ценные мозаики, найденные первыми, находятся на так называемых виллах Диониса, Эона, Тесея и Орфея. Их могут посещать туристы.

Названия виллы получили по изображенным на мозаичных полях героям греческой мифологии, имен настоящих владельцев вилл, естественно, никто не знает. Интересен амфитеатр, хорошо сохранившийся в слоях почвы и руины замка "Сорока колонн", служившего крепостью. Открыты для посещения форум, храм бога-врачевателя Асклепия и базилики.

Экскурсии по парку

Исторический комплекс открыт для туристов круглогодично. Плата за вход порядка 4-5 евро. Места, где все еще ведутся раскопки, закрыты для посещения. Есть любители побродить по парку без группы, посидеть на ступенях амфитеатра, представить, что здесь происходило много тысячелетий назад. Да и времени больше, чтобы рассмотреть реликвии, сделать фотографии. Обычно на посещение парка уходит не менее четырех часов.

Для организованных групп туристов экскурсии проводятся вместе с гидом, который, проводя группу по улочкам этого археологического рассказывает исторические факты и мифы, связанные с тем или иным артефактом парка. Экскурсии начинаются от развалин четырех вилл, которые являются самыми ценными в Археологическом парке Пафоса, и относятся примерно к III - V векам н. э. Найденные при раскопках этих вилл мозаики, собранные из мелких элементов, сохранили изображения богов и героев Греции и Древнего Рима.

Вилла Диониса

В результате раскопок перед археологами открылась картина жилища с разрушенными стенами, но хорошо сохранившимся половым мозаичным покрытием. Предполагалось, что вилла Диониса, находящаяся в археологическом музее, занимала площадь около 500 кв. метров и имела сорок комнат. Впоследствии оказалось, что эта вилла была выстроена на фундаменте еще более древнего жилья, в котором также была напольная мозаика. Постройка относится ко II веку н. э. К сожалению, вилла Диониса и другие строения Пафоса были разрушены землетрясением, произошедшем в IV веке.

Технология мозаичных полов

Следует обратить внимание на мозаики, создаваемые вначале из простого камня с несложным геометрическим рисунком в трехцветной гамме: черным, коричневым, белым. Затем мозаики более усложнялись. Изменилась технология изготовления полов из мозаики. Они выкладывались по специальной технологии на камни с известью. На эту "подушку" размещались узоры и картины из мельчайшей гальки, специального стекла и мраморной крошки, которые привозились на Кипр. Это был очень дорогой товар. Позволить себе роскошь, выложенного мозаикой пола, могли только очень богатые люди.

Сразу на входе в жилище пол украшает одна из древних мозаик Кипра. На ней изображена Сцилла, описанная в поэме Гомера - "Одиссея". Рядом находится пара дельфинов. Геометрический рисунок в трехцветной гамме. Кстати, обнаружили мозаику случайно, когда начали возводить навес над основными, найденными к тому времени, экспонатами.

В глубине жилища Археологического парка Пафоса более поздние мозаичные полы. Здесь другой подход к цветовому решению выкладываемых мозаик. На одной из мозаик изображение Нарциса, обрамленное выложенными рисунками времен года и сезонов. Перед посетителями в виде ковров предстают на мозаиках сцены охоты, изображения животных, гроздья винограда. Мозаики на темы любовных историй очень точно переданы художниками тех времен.

Вилла Тесея

Из мифологии мы знакомы с подвигом Тесея, победившего в лабиринте Минотавра. Вилла, названная его именем - это огромное здание. Во время землетрясения оно не устояло, но было отстроено заново. Однако вилла была разрушена арабами в VII веке.

В мозаиках, выполненных до землетрясения, просматриваются уже римские технологии изготовления мозаичных полов. На одной из мозаик археологического парка изображена сцена, в которой Тесей борется с Минотавром. Мозаика датируется III веком н. э.

Около этой мозаики гиды рассказывают трогательную историю о том, что не следует забывать о своих обещаниях. А Тесей, убив Минотавра, забыл поменять паруса на своем корабле на белые, тем самым возвестить о своей победе отцу. Он плыл домой под черными парусами. И когда отец Тесея Эгей увидел черные паруса, он понял, что его сын погиб и отец с обрыва бросился в море, лишив себя жизни. Согласно этой легенде, море носит имя Эгея - Эгейское.

Дом Орфея

Еще до начала раскопок об этих руинах Пафоса было уже известно. Многие артефакты канули в лету, а часть каменных развалин была использована для строительства домов, так как в те годы никто не задумывался об исторической ценности этих развалин. Сохранились очертания нескольких комнат. Те мозаики, что были на полах, датируются II веком н. э. Рисунки геометрические и по древнегреческим надписям на мозаике удалось понять, что этот дом принадлежал римскому подданному Титу Гаю Реституту. Однако дом назван, как и предыдущие, по главному изображению на мозаике. Им был Орфей, играющий на лире в окружении лесных зверей.

Вилла Эона

На другой стороне улочки расположено в укрытом помещении не менее интересное жилище, раскопки которого все еще продолжаются. Но уже то, что открыто обозрению, говорит о его богатстве. На разрушенных остатках стен, просматриваются уникальные фрески. Мозаикой покрыты полы. Но больше всего поражает покрытие центральной части жилища. На ней изображен бог правосудия Эон.

Эта филигранная работа выполнена из мельчайших кусочков стекла, гранита и гальки. Она передает объем в изображении лиц на мозаичных полотнах. На других мозаиках - изображения мифологических сюжетов о Кассиопее, Аполлоне и Зевсе. Мозаики датируются IV веком н. э. Предполагается, что продолжающиеся раскопки позволят еще обнаружить и мозаичные полы, и настенные фрески.

Замок Сорока колонн

Величественный замок Саранта Колонес был построен византийцами в VII веке на сорока базальтовых колоннах в виде оборонительного сооружения. Ему было суждено строиться и разрушаться, вновь возрождаться и вновь разрушаться.

Когда в 1191 году крепость захватили крестоносцы, король Ричард Львиное Сердце не только отстроил замок, но и создал хороший оборонительный комплекс вокруг него. Разрушительное землетрясение 1222 года уничтожило эту крепость. Посетители могут увидеть среди руин когда-то существовавшего замка Саранта Колонес разломы стен, развалины построек и арку от ворот, ведущих в замок.

Другие сооружения парка

Агора или рыночная площадь, сложенная из каменных плит в виде прямоугольника. Ее строительство относят ко II веку н. э. Как и любая площадь города, эта в Пафосе была у горожан местом встреч и торговли. Разрушена была, как и все строения, в результате землетрясения в IV веке. Подвергся разрушениям во время землетрясения и амфитеатр. Но он был реставрирован: буквально сложен из найденных при раскопке каменных блоков, принадлежащих рядам амфитеатра. Амфитеатр под открытым небом работает в настоящее время. Из 25 рядов когда-то существовавших, отремонтировано и реставрировано 11. Здесь, по рассказам гидов, ставят спектакли древнегреческих трагедий.

Интересен для посетителей Храм Асклепия. Это комплекс нескольких зданий, построенных во II веке до н. э. Эти строения использовались для врачевания людей. А главное здание Асклепион - это прообраз нынешних больниц. Крутой склон, ведущий к морю, весь в каменных пещерах. Когда-то из них брался камень для строительства.

И это тоже Пафос

На что посмотреть еще туристам в этом историческом городе с вековой историей? Есть здесь большой этнографический музей с многообразием коллекций, основал его человек, который увлекался народным искусством, историей, археологией - Элиадес Джорджа. В музее выставлены экспонаты, начиная от неолита и до наших дней. Его по праву можно назвать одним из археологических музеев Кипра.

Одной из достопримечательностей Пафоса является Византийский музей. Епископ Хрисосстомос инициировал его создание. Экспозиция музея - это иконы VII-VIII веков, также есть иконы, написанные в XII-XIV века. Все иконы в хорошем состоянии. В музее выставлены парадные одеяния священников. Большая коллекция церковных книг также есть в экспозиции этого музея.

Есть на что посмотреть в Пафосе вне стен музеев. Это находящиеся недалеко от пафосской гавани погребальни времен с IV века до н. э. и до III века н. э. В склепах, вырубленных в скале, насчитывается более 100 захоронений. Есть еще захоронения - в котором было найдено немало интересных артефактов. А это в первую очередь свидетельства жизни и быта живших здесь людей.

Чтобы увидеть все эти достопримечательности, можно приобрести туристическую путевку и рейсом Москва - Пафос прилететь в международный аэропорт Пафоса. Кстати, если тянет на Кипр, чтобы побродить по развалинам античных городов, на родину Афродиты лучше ехать с ноября по апрель. Во-первых, не жарко, во-вторых, вы на самом деле будете наслаждаться природой этих сказочных мест, а не изнывать от жары. Билеты на самолеты Москва - Пафос практически всегда в наличии.

Зачем ехать. Если вы были в Помпеях или поднимались на Акрополь, археологический парк Пафоса может вам показаться простеньким. Но в масштабах Кипра это важнейшая достопримечательность, демонстрирующая тесные, уходящие в глубину веков культурные связи острова с материковой Грецией. Постройки и мозаики античной эпохи неизменно вызывают у туристов большой интерес.

Как добраться. Рядом с парком находится автовокзал Пафоса, но это, к сожалению, не тот автовокзал, куда приходят междугородные рейсы. Тот, Пафос-Каравелла, находится в 3 километрах к северо-востоку. Поэтому приехав из Никосии, Ларнаки или Лимассола, необходимо пересесть на автобус маршрутов 610 или 618. Тем, кто едет из района Корал Бэй, где любят отдыхать русские туристы, проще: автобус пригородного сообщения 615 привезёт их на автостанцию Пафос-Като, от которой до входа в Археологический парк совсем недалеко.

Если кто не знал, на Кипре левостороннее движение. Т.е. если брать машину напрокат, нужно все время быть начеку и стараться не выезжать по привычке на правую полосу, которая на острове встречная. Если все же вы рискнули взять машину напрокат, то для экскурсии в археологический парк Пафоса подойдет парковка, занимающая обширное пространство возле автостанции Като.

Как попасть. Доступ открыт круглогодично, за исключением нескольких религиозных праздников. В высокий сезон, с середины апреля по середину сентября, музей открыт с 8:30 до 19:30, в остальное время сотрудники запирают ворота в 17 часов. Вход платный, билет стоит 4.50 евро. Есть возможность сэкономить, если купить комплексный билет, позволяющий в течение одного, трёх или семи дней посетить все ценные достопримечательности острова без дополнительных расходов. Как мы убедились, недельный билет оптимален. Он стоит 25 евро и если осмотреть всего 6 музеев, то все следующие пойдут уже приятным бонусом.

Что делать. Взять с собой воду, друзей, хорошее настроение и зонтик (зонтик обязательно, днём кипрское солнце жарит нещадно, а спрятаться от него в археологическом парке негде), приготовиться к нескольким часам ходьбы и начинать экскурсию. Археологический парк Пафоса уже с первых шагов настраивают людей на встречу с прекрасным: стены касс украшают мозаики с типичными для античной эпохи сюжетами.


Мозаика, украшающая стену кассового павильона Площадь парка около 80 гектаров, это примерно 100 футбольных стадионов. К счастью, не обязательно перепахивать ногами все огромное пространство, достаточно посетить несколько самых ценных объектов, включая виллы Диониса, Тесея и Эона, где сохранились мозаичные изображения, созданные две тысячи лет назад. Также интерес представляют форум римских времён, небольшой театр и бывший храм Асклепия.

Здание театра прекрасно сохранилось Экскурсия была бы более увлекательной, выбери мы для неё подходящее время. По-моему, летом лучше посещать археологический парк Пафоса или с утра, или ближе к вечеру. Днём жара просто убийственная. Я особенно негодовал по этому поводу, раз уж меня оторвали от наслаждения пляжем, и старался испортить настроение другим, сравнивая увиденное с Помпеями. Мол, вот в Помпеях-то амфитеатр куда вместительнее, в Помпеях территория побольше, в Помпеях мозаики красивее. Друзья потом начали меня просто шпынять, и правильно делали: мозаики в Пафосе очень даже ничего, если говорить, положа руку на сердце. Да и в целом парк мне понравился, вот только страшная жара давила на психику. Не повторяйте нашей ошибки, не ходите на экскурсию в то время, когда, кажется, плавится земля.

Питание. Как я уже говорил, перед походом в парк нужно запастись водой. Едой не обязательно, на жаре есть особо не хочется. Поесть можно возле входа в парк, на набережной, где находится сразу несколько ресторанов, специализирующихся на кипрской кухне.

Пафос состоит из двух частей: верхнего и нижнего города. Нижний город или как его называют Като Пафос расположен вдоль берега и здесь сосредоточены все основные достопримечательности. Эта часть города является туристической зоной. День и ночь здесь бродят туристы, работают кафе, бары и рестораны. Повсюду сувенирные лавки, ларьки с сигаретами, мороженым и всякой другой туристической всячиной. Нижний Пафос шумный многоликий и пестрый.

Новый Пафос – это современный городской центр и другое его название Пано Пафос. Он не такой шумный и суетливый как нижний. В этой части города расположено большинство магазинов, банков и административных зданий Пафоса. Но и здесь много интересных достопримечательностей, которые можно осмотреть самостоятельно, без экскурсий - улиц и зданий, как древних так и современных. Давайте погуляем по обеим частям города Пафоса и насладимся его духом, историей, архитектурой. Путеводитель будет состоять из двух частей, карта поможет самостоятельно сориентироваться. Итак, начнем прогулку.

Като Пафос. Прогулка по достопримечательностям

Като Пафос. Храм Агия Кириаки

Самостоятельный осмотр достопримечательностей Като Пафоса начнём с храма Агия Кириаки. Он находится на пересечении улиц Святого Кириаки (od. Agias Kyriakis) с улицей Афродиты (od. Pafias Afroditis). Это, древнейшая христианская базилика на Кипре. В первые века нашей эры, на этом месте был кафедральный собор Пафоса. При раскопках базилики, археологи нашли фрагменты колонн и плиты, покрытые цветной каменной мозаикой. В XVIII веке, эпоху Лизиньянов, в северо-восточной части базилики была возведена католическая церковь Святого Павла. Через два века рядом с ней был построен францисканский монастырь.

Ни церковь, ни монастырь не сохранились до нашего времени. Сейчас в Пафосе от них остались только несколько средневековых надгробий. Здесь покоится, например датский король Эрик (1905-1103). Он как-то ехал в Палестину, но по пути скончался в Пафосе. Православная церковь Святой Кириаки, которую вы видите сейчас, появилась на месте монастыря в средние века. В церкви много красивых икон, особо почитаема икона Пресвятой Богородицы. Рядом есть невысокая колонна из серого мрамора. Это Колонна Святого Павла. По преданию проконсул Павел Сергий приковал к этой колонне апостола Павла и приказал его выпороть, а после этого убедил принять христианство.

Церковь Панагии Теоскепасти и базилика Панагия Лимениотисса

Пройдите немного на юго-восток, и вы сможете увидеть ещё одну достопримечательность Кипра и Като Пафоса - церковь Теоскепасти. Другое ее название Покрова Святой Богородицы. Она стоит на небольшом холме. Это церковь новая, 1923 года. Она построена на месте средневековой церкви, сгоревшей при пожаре.

Затем вернитесь снова на проспект Апостола Павла (Lf.Apostolou Pavlou) и перейдите на другую сторону дороги, на улицу Николау Николау (od. Nicolaou Nikolaou). Идите вниз к гавани по этой улице. Совсем рядом с гаванью позади ресторанчиков можно увидеть руины древней базилики Панагия Лимениотисса, что означает «Покровительница гавани». Эта базилика была построена в V веке нашей эры и считалась самой красивой в Пафосе. Когда-то, полы ее прекрасных залов были полностью покрыты мозаиками, рядами стояли мраморные колонны. К сожалению, землетрясение в 1159 года разрушило базилику, и мы сможем увидеть лишь руины.

Катакомбы Святой Соломонии в Пафосе

В Като Пафосе много катакомб, которые появились в результате каменоломных работ. Из скальных пород строились дома и храмы, а в образовавшихся в скалах углублениях делали погребальни. Катакомбы Святой Соломонии находятся на пересечении проспекта Апостола Павла и улицы Плутарха (od. Ploutarhou). В катакомбах сохранилась уникальная церковь Святой Соломонии (Agia Solomoni).

Вход в катакомбы легко отыскать самостоятельно по небольшому дереву. Ему более 500 лет. Киприоты считают, что если оставить на его ветвях подношение и загадать желание, то оно обязательно сбудется. Вот дерево и увешано лоскутками, тряпочками, веревочками и колокольчиками. Сами катакомбы – это несколько залов вокруг открытой площадки. В подземные залы ведут крутые ступени. Катакомбы вовсе не мрачные, так как в отверстия в скале проникает солнечный свет. В катакомбах бьет ключ с чистейшей водой. Жители Пафоса считают, что эта вода помогает при заболевании глаз.

Катакомбы Святого Ламбрианоса

От катакомб Святой Соломонии нужно свернуть направо на проспект Апостола Павла и идти вверх от моря, примерно минут 10. И там вы сможете самостоятельно осмотреть следующую достопримечательность Пафоса - катакомбы Святого Ламбрианоса. Они представляют собой несколько огромных залов, на стенах которых кое-где можно увидеть полустертые фрески. В катакомбах находятся подземные гробницы эпохи Птолемеев. Вход в катакомбы Святой Соломонии и Святого Ламбрианоса свободный. Еще есть небольшие и очень мрачные катакомбы недалеко от северо-западных ворот Пафоса.

Достопримечательности Археологического парка Пафоса

В западной части Като Пафоса находится Нео Пафос. Некогда это была древняя столица Пафоса, основанная в IV веке до нашей эры. В те времена Кипром правили Птолемеи, греко-римские правители. Город процветал 7 веков. В 58 году до. нашей эры город был сдан римлянам. При римском правлении город продолжал оставаться культурной столицей. В III нашей эры были построены роскошные виллы, полы которых украшали мозаики. Но землетрясение IV века нашей эры разрушило большую часть зданий, и город пришел в упадок.

Сегодняшние достопримечательности Археологического парка были построены до землетрясения и основная часть зданий, которые мы видим сегодня, относятся к римскому периоду. Вход в Археологический парк находится с запада портовой автомобильной стоянки. Чтобы самостоятельно пройти к раскопкам, нужно подняться по широким каменным ступеням. Прогуляемся по этим историческим достопримечательностям.
И здесь есть на что посмотреть.

Тоже интересно

В Пафосе при раскопках были обнаружены пять вилл II-III веков нашей эры. Открытие произошло случайно. В 1962 году Фермер распахивал землю рядом с портом, и плуг трактора вдруг уперся в каменное панно. Это и был уникальный мозаичный пол здания. Сами здания, к сожалению не сохранились. На мозаиках изображены античные герои. По их именам ученые и обозначили виллы: «Диониса», «Тесея», «Дом Орфея», «Дом Эона». Самые красивые мозаики на «Вилле Диониса». Они рассказывают разные истории, а большинство конечно о любви. В 1977 году археологи обнаружили под верхним слоем мозаики «Виллы Диониса» еще одно изображение – «Сцилла». На сегодняшний день это самая древняя мозаика на Кипре и красивейшая достопримечательность Като Пафоса.

Мозаики в Археологическом парке Пафоса

Первая мозаика, которую вы увидите, войдя на территорию «Виллы Диониса» в археологическом парке Пафоса – это «Сцилла». В Зале №2 можно увидеть мозаику, рассказывающую историю Нарцисса. Нарцисс был так красив, что целыми днями любовался на свое отражение в озере. За это боги обратили его в желтый цветок, растущий у воды. В зале №3 мозаика называется «Времена года». На мозаике весна, лето и осень изображены, как прекрасные женщины, а зима – седым стариком, напоминающим нашего Деда Мороза. Самая оригинальная мозаика в зале №6 - «Федра и Ипполит». Мозаика повествует о трагической истории любви мачехи к приемному сыну.

Очень красивая достопримечательность находится в зале №8 – это мозаика «Похищение Ганимеда». Это мифическая история о молодом пастухе Ганимеде. Он был так прекрасен и чист душой, что даже боги не смогли устоять перед его очарованием. Зевс превратился в орла, похитил юношу и унес его на Олимп, где тот стал виночерпием богов. В восточной части виллы есть мозаика, с изображением трагической истории любви Пирама и Фисбы. Она послужила основой для трагедии о Ромео и Джульетте.

Может пригодиться

Рядом с «Виллой Диониса» находятся руины «Виллы Тесея». Она была построена во II веке нашей эры. Когда-то это был огромный дворец площадью 9600 м², а площадь мозаик 1400 м². Сама интересная мозаика в зале №36 с изображением Тесея побеждающего Минотавра. Далее ещё одна достопримечательность - это мозаика, посвященная мифическому герою Ахиллу.

В зале №76 великолепная мозаика, изображающая великого бога морей Посейдона. Рядом с «Виллой Тесея» стоит «Вилла Эона». Она названа в честь, найденного на этом месте, изображения языческого бога. На этой вилле мозаики IV века нашей эры. Все мозаики цветные и мастерски выполнены. Создается ощущение, что они не каменные, а акварельные. Вы сможете различить сияние глаз персонажей мозаик, искусно созданную игру света и тени.

В билетном киоске Археологического музея продается путеводитель по мозаикам Пафоса на английском языке. Цена 5 €. На внимательный самостоятельный осмотр мозаик уйдет примерно 2 часа.

Театр Одеон и замок «Сорока Колонн»

Следующая достопримечательность находится недалеко от «Виллы Диониса». Это полукруглый римский театр Одеон, построенный в эллинскую эпоху. Это самое романтичное место Археологического парка, которое точно стоит осмотреть. Если вы поднимитесь по его белым ступеням, то увидите безбрежные просторы Средиземного моря. Летом здесь проходят музыкальные концерты и спектакли. Рядом с Одеоном расположены руины Асклепиона. Это небольшой храм, построенный в честь бога врачевания Асклепия.

На восток от «Виллы Диониса» находится очень колоритная достопримечательность Като Пафоса - развалины замка «Сорока Колонн» (Saranta Kolones).
Крепость построили византийцы в VII веке. В ее основании когда-то было 40 колонн. Теперь множество гранитных колонн, живописно раскиданы на поле возле руин. В 1192 году Ричард Львиное Сердце захватил крепость. Полвека крестоносцы достраивали ее и укрепляли. Но их усилия оказались напрасны. Землетрясение в 1222 года полностью уничтожило замок, оставив лишь две изящные каменные арки и подземные конструкции.

  • Археологический парк работает: 8.00-19.30.
  • Стоимость билета: 3,5 €.

Като Пафос. Царские гробницы

В 2 километрах к северу от Като Пафоса расположен большой погребальный комплекс, вырубленный в скале. Эта мрачная экскурсия в «Царские гробницы» запомнится надолго. С поверхности скалы к гробницам ведут полустершиеся каменные ступени. Вы попадаете в открытый двор, с четырех сторон которого зияют пустые погребальные камеры. Своды поддерживают полуразрушенные колонны. Это единственный пример погребальной архитектуры на Кипре. Такие гробницы больше характерны для Египта. В эпоху Птолемеев в этом некрополе было место погребения знатных горожан, царей здесь не хоронили. А свое название некрополь получил из-за схожести с царскими захоронениями в Долине Царей в Египте. Все гробницы были разграблены еще в глубокой древности. Большинство захоронений датируются I-III веками нашей эры.

  • Время работы: май-сентябрь: 8.30-19.30; октябрь-апрель: 8.30-17.00.
  • Стоимость билета около 2 €.

Форт (Крепость) Пафоса

Пройдите от входа в Археологический парк Пафоса вниз по проспекту Апостола Павла к гавани. В этом месте проспект переходит в пешеходный тротуар. Вы увидите небольшой старинный Форт. Чтобы попасть в крепость самостоятельно нужно перейти ров по каменному мосту. Еще в VII веке на этом месте византийцами была сооружена крепость, для защиты с моря. В 1192 году ее захватил Ричард Львиное Сердце. В 1222 году землетрясение превратило крепость в руины.

В 1391 году Лузиньяны снова возвели на этом месте форт, который тоже был разрушен во время войны с турками. А та часть крепости, которую мы видим сейчас, была построена в конце XVI века на руинах былых сооружений. Руины самой первой крепости можно увидеть в самом конце западного мыса гавани Като Пафоса. Поднимитесь по винтовой лестнице на верхнюю площадку крепостной стены, и пред вами откроется великолепная панорама Пафоса и гавани. Есть на что посмотреть и сделать эффектные снимки.

  • Время работы: май-сентябрь: 9.00-18.00; октябрь-апрель: 9.00-17.00.
  • Стоимость билета: около 2 €.

Увлекательной Вам прогулки! А в следующей части путеводителя прогуляемся по .

В один из жарких августовских дней нашего пребывания на Кипре было решено осмотреть Пафос.
Город делиться на верхнюю (Пано Пафос) и нижнюю (Като Пафос) части. В верхней части расположены административные здания, школы, рынки, а в нижней, которая протянулась вдоль моря, сосредоточены все главные достопримечательности - развалины древних замков, катакомбы, маяк и центральная набережная города с магазинами, барами и прочими излишествами для туристов.

Если верить древним грекам, то Пафос являлся родиной богини любви Афродиты (Петра ту Ромиу), в городе много развалин, оставшихся со времен Римской эпохи, апостол Павел проповедовал на острове... Пафос был культурной столицей древнего Кипра.
С утра провалявшись на пляжу, двинулись к культурному наследию Кипра в самое пекло! От нашего отеля ходьбы было минуты три до входа в Археологический парк Пафоса.


Конечно, первое, что мне особенно хотелось посмотреть и сфотографировать - маяк, который манил меня все предыдущие два дня.
В направлении оного мы и двинулись)

По пути осмотрели Одеон - амфитеатр, который был сооружен при римлянах во 2 в. н. э. и в те времена представлял более внушительное строение, нежели чем сейчас: в нем было 25 зрительских рядов, а не 12, как ныне, после реконструкции. В настоящее время в летние месяцы в Одеоне проводятся фестивали и театрализованные представления.






Если смотреть лицом в зрительный зал амфитеатра, то левее расположены развалины Асклепиона, где лечили жителей античного Пафоса и поклонялись богу медицины Асклепию.


Бродящих по развалинам было не много..





Пекло нещадно, стрекотали кузнечики и цикады, отовсюду врассыпную разбегались ящерки-шустрики.

Осмотрев развалины Асклепиона, посидев в тенечке одного спасительного дерева, мы двинулись непосредственно к маяку..
Вдоль тропинок попадались и такие яркости)






Осмотрели постройки, видимо, необходимые смотрителю маяка.. все было закрыто и в дверях врезан замок - на сам маяк попасть не удалось.


Вот такой кактус там рос - вроде из его плодов делают алкогольный напиток.


Вид на пафосский пляж.


Затем мелкими перебежками двинулись в сторону главных красот - дома Диониса и Дома Тесея.
Это две обширные виллы 3 века нашей эры, примечательные своими прекрасными мозаиками с сюжетами из античной мифологии, геометрическими узорами, сценами охоты и сбора винограда. Все мозаики и развалины вилл включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.




"К мозаике высочайшего класса относятся и напольные картины Дома Тесея, получившего свое название от великолепно сохранившейся до наших дней мозаики, изображающей Тесея, Ариадну и Минотавра. На мозаике в центре круглого лабиринта - Тесей, у его ног - Минотавр, над которым занесен острый меч, справа - остров Крит, слева - Ариадна, ниже - лабиринт, который, как и Крит, персонифицирован. Имена всех действующих лиц написаны заглавными греческими буквами. На сегодня эта мозаика по манере исполнения и богатству красок считается лучшей из всех обнаруженных пока на Кипре."
Вот она.


Мои любимые колонны!




В VII веке, когда участились набеги арабов на Кипр, для защиты Пафоса была построена мощная византийская крепость, получившая название Саранта Колонес - «Сорока колонн». Она расположена на возвышенном участке береговой линии, в нескольких сотнях метров к востоку от виллы Диониса, и когда-то соединялась с портом узкой дорогой. Был разрушен во время землетрясения и после этого не восстанавливался.






Вот такой "комодский варан" встретился нам там))


В последствии роль форта стал играть так наказываемый Пафосский замок, расположенный в пафосской гавани.
Во время британской оккупации острова он служил складом соли. В 1935 году замок был объявлен одной из основных достопримечательностей Пафоса.
В последние годы замок служит объектом для проведения ежегодного фестиваля, устраиваемого в сентябре. Этот средневековый форт используется как сцена в древнегреческом театре – там переодеваются актеры перед представлением. На берегу сооружены театральные подмостки и ряды кресел для зрителей. Настоящий древний форт и закатное небо над морскими волнами - неплохая декорация для театральных постановок. Когда мы были там, как раз в течении трех дней давали "Богему" Пуччини.
По центру за рядами он почти не виден (со стороны набережной).



Археологический парк Пафоса (Αρχαιoλογικό Πάρκο Πάφου/Paphos Archaeological Park) - одна из наиболее важных достопримечательностей Пафоса, представляющая собой раскопки объектов нескольких эпох, расположенные под открытым небом в районе Като Пафос, вблизи Гавани и .

Комплекс Археологического парка включает в себя: развалины замка Сорока колонн, четыре виллы (Дом Диониса, Дом Эона, Дом Тесея и Дом Орфея), в которых сохранились мозаичные полы, а также агору, одеон, асклепион и наиболее позднее сооружение парка - маяк. Раскопки на территории парка ведутся и в настоящее время.

В 1980 году весь район «Старого» Пафоса, в который входит и археологический парк, был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО за его выдающиеся древние останки.

Вход в Археологический парк Пафоса

Центральный вход в комплекс находится возле Гавани, вблизи автостанции Харбор. Гуляя по набережным Като Пафоса пройти мимо этого, внушительных размеров парка, просто невозможно.

Весь комплекс парка обнесен забором (сеткой-рабицей), с северо-восточной стороны была дырка в заборе, через которую также можно попасть в парк совершенно бесплатно.

Главный вход в комплекс

Здесь же находится касса. Стоимость билетов : 4,50 Евро - взрослый, 2,25 Евро - люди старше 65 лет. Возле входа есть туалеты. Часы работы парка : с 08:30 до 19:30 часов, продажа билетов до 19:00 часов.

При входе выдают карту памятников археологии Като Пафоса, на которой, в том числе, отмечены и объекты Археологического парка.

Необходимое время на посещение парка - минимум 2 часа, в идеале в районе 3-4 часов.

Объекты Археологического парка Пафоса

Войдя внутрь парка, перед нами открывается обширная открытая территория и лестница, ведущая наверх.

Поднявшись по лестнице, оказывается возле центра обслуживания посетителей. В центре продают сувениры, также на экране можно посмотреть документальный фильм об археологических раскопках.

Дорожки на территории парка, в основном, покрыты мелкими камнями, понадобится удобная обувь. Тени в парке очень мало, поэтому в жаркий солнечный день лучше захватить с собой головной убор и запас питьевой воды, надеть закрытую одежду или обильно нанести солнцезащитное средство на открытые участки тела. Воду в парке продают только в одном месте, в автоматах возле дома Диониса, по цене 0,50 Евро за бутылку. Здесь же в автоматах можно купить шоколадки, чипсы и прочие снеки. Шоколадный батончик - 1 Евро, чипсы, круассаны и печенье - по 1,50 Евро.

Дом Эона

От информ. центра, пройдя по территории парка, попадаем к дому Эона (House of Aion), часть которого находится в помещении. Некогда это была довольно большая вилла, в настоящее же время раскопаны всего три комнаты.

В здании можно видеть центральную часть дома, по всей видимости, служившую некой столовой-гостиной. В этом месте мозаичный пол выполнен в виде рисунков со сценами из древних легенд и сказаний.

Именно пол из Дома Эона считается одним из самых исключительных произведений древнеримского искусства, если не единственной работы такого рода в Пафосе. Данный дом датируется, примерно, серединой 4 века н.э. и назван в честь бога, показанного в середине мозаики - «Дом Эона».

Две комнаты поменьше имели геометрическую мозаику с более простыми узорами.

Также в доме Эона находится часть восстановленной стены виллы.

Дом Тесея

Рядом с домом Эона находятся остатки дома Тесея (House of Theseus) - самый крупный из домов Археологического парка.

Дом Тесея был построен во второй половине 2 века над руинами более ранних домов и использовался вплоть до 7 века.

По всей видимости, данная вилла некогда была резиденцией римского проконсула. В центре здания был внутренний двор, с четырех сторон которого располагались комнаты, часть из которых были предназначены для официальных функций, а другая - для частного использования и подсобных посещений.

До сих пор только южная половина виллы полностью раскопана, где можно видеть остатки стен и колонн, а также мозаику.

Самой яркой частью дома Тесея выступают остатки, так называемой 36 комнаты, на полу которой можно видеть напольную мозаику, предположительно 3-4 веков. Именно благодаря рисункам данной мозаики, изображающим Тесея и минотавра, вилла и получила свое название - «Дом Тесея».

Остатки мозаика комнаты № 40

Часть мозаики комнаты № 76

Дом Орфея

С развалинами дома Тесея граничат развалины дома Орфея.

Дом Орфея (House of Orpheus) датируется 2-3 веками. Это, пожалуй, на сегодняшний день, самый неприметный из домов парка, поскольку в доме можно видеть лишь небольшие участки остатков стен и камни.

Как «говорят» источники, в доме Орфея есть мозаики третьего века нашей эры, которые имеют три мифологических представления: «Орфей и его Лира», «Геркулес и Лев Немей» и «Амазонка», но в настоящее время они не видны публике.

Дом Диониса

От дома Орфея идем по дорожкам и выходим на аллею, ведущую к дому Диониса.

В небольшом каменном здании, справа от закрытой части дома Диониса, находятся автоматы по продаже напитков и закусок.

Часть остатков дома Диониса (House of Dionysos) находится под открытым небом, тогда как другая и наиболее ценная, та, где сохранилось больше всего мозаики, расположена в закрытом посещении. Предположительно, дом был построен в конце 2 века и был разрушен и оставлен после землетрясений 4 века нашей эры.

В закрытом помещении дома Диониса можно видеть мозаичные полы, предположительно 2-3 веков, украшенные мифологическими, винтажными и охотничьими сценами. Дом носит название в честь бога Диониса, который изображен на нескольких мозаиках.

Фото остатков дома Диониса, расположенных под открытым небом

Маяк Пафоса

Двигаясь на север от дома Диониса, выходим к самой поздней и отреставрированной достопримечательности парка - маяку Пафоса.

Возле маяка есть небольшая смотровая площадка, с которой открываются виды на Средиземное море, одноименный и окрестности.

Одеон и Асклепион

Вблизи маяка, чуть восточнее, находятся остатки Одеона - амфитеатр второго века, рядом с которыми также находятся остатки храма Асклепия (Асклепион) - по сути, бывший медицинский стационар.

Агора

Напротив одеона и асклепии, находится пустынная территория с некоторыми остатками - это, по всей видимости, центральная часть Агоры или Форума города Неа-Пафос - большая городская площадь, имеющая прямоугольную форму и выложенная каменными плитами.

Территория Археологического парка Пафоса за маяком

За маяком, севернее от такового, расположена обширная территория парка, на которой ведутся раскопки и находятся остатки подземного комплекса и раннехристианской базилики. К сожалению, руины за маяком, не имеют опознавательных знаков и понять, что они собой представляют, - очень сложно.

Замок Сорока колонн

От руин северной части парка держим путь к последнему из объектов - разрушенному замку Сорока колонн.

Замок Саранта-Колонес или замок Сорока колонн (Castle Saranta Colones), как полагают, был возведен в конце 7 века как византийский форт, для защитить порта и город Неа Пафос от арабских набегов, а затем, после франкского завоевания Кипра, где-то в 1200-годах был перестроен в замок Лузиньяны, который был разрушен землетрясением 1223 года и более никогда не восстановлен.

Здание представляло собой компактную крепость, окруженную массивной внешней сплошной стеной с восемью башнями и рвом, окружавшим замок. Доступ в замок был возможен через деревянный мост, проходивший надо рвом.

Название замка «Сорока колонн» происходит от большого количества гранитных колонн, которые были найдены в этом месте, вероятно, они когда-то были частью древней агоры.

Который ищет скидки по множеству систем бронирования