Заграничные паспорта и документы

Г сороки молдавия. Сороки - цыганская столица мира? Мемориальный комплекс «Бадя Миор»

Примар Основан Прежние названия Высота Население Названия жителей Часовой пояс Телефонный код Почтовый индекс Автомобильный код Официальный сайт

(рум.)

Город с

Экономика

Приграничная торговля - основа городской экономики.

В ноябре 2008 г. Сороках открылся супермаркет украинской сети Fourchette (Фуршет). [значимость факта? ]

География

Расположен в глубокой долине на правом берегу реки Днестр в 40 км от ж.-д. станции Флорешты . Главная достопримечательность города - средневековая Сорокская крепость , также популярен для туристов Бекировский Яр - скала из гипса и песчанника , Пещера Монаха, находящаяся в вышеуказанной скале и памятник - Свеча Благодарения, находящаяся на высоком холме, откуда открывается вид на город, реку и соседнюю Украину .

Население

По данным последней переписи, население Сорок составляет 35,1 тыс. чел.

В XII или XIII веке на месте нынешнего города находилось генуэзское поселение Ольхиония. В XV веке молдавский господарь Стефан Великий , с целью защиты своих владений от Польши и Венгрии , воздвиг на месте бывшей Ольхионии крепость , названную Сараки (от рум. sarac - бедный, злополучный, сирота, так как местные жители долго принуждены были скрываться от гонений турок в окрестных пещерах).

В 1949-1952 и 1962-1991 годах имел статус города республиканского подчинения Молдавской ССР .

Герб

21 августа 1930 года во время оккупации Молдавии Румынией был принят герб города Сороки.Он представляет собой «щит красный рассечённый. В первой части серебряная зубчатая крепость с центральной башней, с закрытыми воротами и чёрными окнами. Во второй части чёрная голова украинца с чубом в профиль, смотрящая вправо, насаженная на копьё. Щит увенчан серебряной городской короной с 5 башнями. Символизирует старинную Сорокскую крепость и борьбу против украинцев».

Известные сорочане

  • Исаак Берсукер , химик и физик. Преподавал в Сороках.
  • Гарри Бертини , дирижёр
  • К. А. Бертини , поэт, был директором гимназии сети Тарбут в Сороках
  • Аркадий (Аврум) Гендлер , автор-исполнитель еврейских песен (на идише)
  • Шломо Гилельс , писатель
  • Соломон Гольдельман , политический и общественный деятель, экономист и политолог. Родился в Сороках.
  • Израиль Гохберг , математик. Преподавал в Сороках
  • Элиза Гринблат , американская еврейская поэтесса, песенник; выросла в Сороках.
  • Саул Ицкович , журналист, писатель, краевед. До конца 1960-х годов жил и учился в Сороках.
  • Лев Кассо , русский цивилист, министр народного просвещения Российской Империи.
  • Бенедикт Катловкер , российский издатель и журналист
  • Исаак Китроссер , французский фотограф и фотокорреспондент
  • Оскар Койфман , российский химик, ректор Ивановского государственного химико-технологического университета, член-корреспондент Российской Академии Наук . Вырос в Сороках.
  • Аркадий Колкер , российский химик, замдиректора Института химии растворов Российской академии наук, родился и вырос в Сороках
  • Нисл (Нисон Мордкович) Колкер ( , Маркулешты Сорокского уезда - , Сороки), раввин Сорок с 1910-х годов, публично расстрелян нацистами у Бекировского моста в первые дни оккупации города
  • Люда Кройтор , австралийская танцовщица
  • Бунця Крупник , участник движения Сопротивления в Бельгии и разведывательной сети Красная капелла .
  • Берта Китросер (в замужестве Берта Липшиц), поэтесса, жена и муза скульптора Жака Липшица
  • Михаил Литвак , кинопродюсер, работал начальником сорокского районного отдела кинофикации
  • Александр Маркус , математик, до 1950 года жил в Сороках
  • Мильштейн, Олег Сергеевич - молдавский и российский композитор, аранжировщик, основатель и художественный руководитель ВИА Оризонт.
  • Израиль Моргенштерн , секретарь подпольного Сорокского обкома компартии Румынии в 1930-1931 и 1937-1940 годах
  • Кира Муратова , кинорежиссёр, родилась в Сороках в семье секретаря подпольного сорокского обкома коммунистической партии Румынии Юрия Александровича Короткова
  • Пасечник Борис Николаевич, первый в МССР учитель химии - Герой Социалистического Труда
  • Ефим Рачевский , педагог, заслуженный учитель России .
  • Григорий Ройтберг , врач, организатор здравоохранения, предприниматель, член-корреспондент Российской академии медицинских наук
  • Дувид Сельцер , поэт, родился в Сороках
  • Солтуз, Николай Михайлович , сорокский городской голова, член III Государственной думы от Бессарабской губернии.
  • Давид Тальников , литературный и театральный критик, жил в Сороках
  • Леонте Тисмэняну , деятель коммунистической партии Румынии, заведующий кафедрой марксизма-ленинизма Бухарестского университета, отец Владимира Тисмэняну
  • Иосиф Фельдман , журналист
  • Давид Флексор , российский правовед
  • Самсон Флексор , художник-абстракционист
  • Михаил Хазин , писатель, журналист и переводчик
  • Генрих Штейнберг , инженер-контр-адмирал
  • Роберт Штейнберг , канадский и американский математик

СМИ

Галерея

    Вид на город

    На улице города

    Паром на границе Молдавии и Украины

    Вид на город с Сорокской крепости

Топографические карты

  • Лист карты M-35-141 Сороки . Масштаб: 1: 100 000. Издание 1979 г.

См. также

Напишите отзыв о статье "Сороки (город)"

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • (рум.)

Отрывок, характеризующий Сороки (город)

Французы застали Москву хотя и пустою, но со всеми формами органически правильно жившего города, с его различными отправлениями торговли, ремесел, роскоши, государственного управления, религии. Формы эти были безжизненны, но они еще существовали. Были ряды, лавки, магазины, лабазы, базары – большинство с товарами; были фабрики, ремесленные заведения; были дворцы, богатые дома, наполненные предметами роскоши; были больницы, остроги, присутственные места, церкви, соборы. Чем долее оставались французы, тем более уничтожались эти формы городской жизни, и под конец все слилось в одно нераздельное, безжизненное поле грабежа.
Грабеж французов, чем больше он продолжался, тем больше разрушал богатства Москвы и силы грабителей. Грабеж русских, с которого началось занятие русскими столицы, чем дольше он продолжался, чем больше было в нем участников, тем быстрее восстановлял он богатство Москвы и правильную жизнь города.
Кроме грабителей, народ самый разнообразный, влекомый – кто любопытством, кто долгом службы, кто расчетом, – домовладельцы, духовенство, высшие и низшие чиновники, торговцы, ремесленники, мужики – с разных сторон, как кровь к сердцу, – приливали к Москве.
Через неделю уже мужики, приезжавшие с пустыми подводами, для того чтоб увозить вещи, были останавливаемы начальством и принуждаемы к тому, чтобы вывозить мертвые тела из города. Другие мужики, прослышав про неудачу товарищей, приезжали в город с хлебом, овсом, сеном, сбивая цену друг другу до цены ниже прежней. Артели плотников, надеясь на дорогие заработки, каждый день входили в Москву, и со всех сторон рубились новые, чинились погорелые дома. Купцы в балаганах открывали торговлю. Харчевни, постоялые дворы устраивались в обгорелых домах. Духовенство возобновило службу во многих не погоревших церквах. Жертвователи приносили разграбленные церковные вещи. Чиновники прилаживали свои столы с сукном и шкафы с бумагами в маленьких комнатах. Высшее начальство и полиция распоряжались раздачею оставшегося после французов добра. Хозяева тех домов, в которых было много оставлено свезенных из других домов вещей, жаловались на несправедливость своза всех вещей в Грановитую палату; другие настаивали на том, что французы из разных домов свезли вещи в одно место, и оттого несправедливо отдавать хозяину дома те вещи, которые у него найдены. Бранили полицию; подкупали ее; писали вдесятеро сметы на погоревшие казенные вещи; требовали вспомоществований. Граф Растопчин писал свои прокламации.

В конце января Пьер приехал в Москву и поселился в уцелевшем флигеле. Он съездил к графу Растопчину, к некоторым знакомым, вернувшимся в Москву, и собирался на третий день ехать в Петербург. Все торжествовали победу; все кипело жизнью в разоренной и оживающей столице. Пьеру все были рады; все желали видеть его, и все расспрашивали его про то, что он видел. Пьер чувствовал себя особенно дружелюбно расположенным ко всем людям, которых он встречал; но невольно теперь он держал себя со всеми людьми настороже, так, чтобы не связать себя чем нибудь. Он на все вопросы, которые ему делали, – важные или самые ничтожные, – отвечал одинаково неопределенно; спрашивали ли у него: где он будет жить? будет ли он строиться? когда он едет в Петербург и возьмется ли свезти ящичек? – он отвечал: да, может быть, я думаю, и т. д.
О Ростовых он слышал, что они в Костроме, и мысль о Наташе редко приходила ему. Ежели она и приходила, то только как приятное воспоминание давно прошедшего. Он чувствовал себя не только свободным от житейских условий, но и от этого чувства, которое он, как ему казалось, умышленно напустил на себя.
На третий день своего приезда в Москву он узнал от Друбецких, что княжна Марья в Москве. Смерть, страдания, последние дни князя Андрея часто занимали Пьера и теперь с новой живостью пришли ему в голову. Узнав за обедом, что княжна Марья в Москве и живет в своем не сгоревшем доме на Вздвиженке, он в тот же вечер поехал к ней.
Дорогой к княжне Марье Пьер не переставая думал о князе Андрее, о своей дружбе с ним, о различных с ним встречах и в особенности о последней в Бородине.
«Неужели он умер в том злобном настроении, в котором он был тогда? Неужели не открылось ему перед смертью объяснение жизни?» – думал Пьер. Он вспомнил о Каратаеве, о его смерти и невольно стал сравнивать этих двух людей, столь различных и вместе с тем столь похожих по любви, которую он имел к обоим, и потому, что оба жили и оба умерли.
В самом серьезном расположении духа Пьер подъехал к дому старого князя. Дом этот уцелел. В нем видны были следы разрушения, но характер дома был тот же. Встретивший Пьера старый официант с строгим лицом, как будто желая дать почувствовать гостю, что отсутствие князя не нарушает порядка дома, сказал, что княжна изволили пройти в свои комнаты и принимают по воскресеньям.
– Доложи; может быть, примут, – сказал Пьер.
– Слушаю с, – отвечал официант, – пожалуйте в портретную.
Через несколько минут к Пьеру вышли официант и Десаль. Десаль от имени княжны передал Пьеру, что она очень рада видеть его и просит, если он извинит ее за бесцеремонность, войти наверх, в ее комнаты.
В невысокой комнатке, освещенной одной свечой, сидела княжна и еще кто то с нею, в черном платье. Пьер помнил, что при княжне всегда были компаньонки. Кто такие и какие они, эти компаньонки, Пьер не знал и не помнил. «Это одна из компаньонок», – подумал он, взглянув на даму в черном платье.
Княжна быстро встала ему навстречу и протянула руку.
– Да, – сказала она, всматриваясь в его изменившееся лицо, после того как он поцеловал ее руку, – вот как мы с вами встречаемся. Он и последнее время часто говорил про вас, – сказала она, переводя свои глаза с Пьера на компаньонку с застенчивостью, которая на мгновение поразила Пьера.
– Я так была рада, узнав о вашем спасенье. Это было единственное радостное известие, которое мы получили с давнего времени. – Опять еще беспокойнее княжна оглянулась на компаньонку и хотела что то сказать; но Пьер перебил ее.
– Вы можете себе представить, что я ничего не знал про него, – сказал он. – Я считал его убитым. Все, что я узнал, я узнал от других, через третьи руки. Я знаю только, что он попал к Ростовым… Какая судьба!
Пьер говорил быстро, оживленно. Он взглянул раз на лицо компаньонки, увидал внимательно ласково любопытный взгляд, устремленный на него, и, как это часто бывает во время разговора, он почему то почувствовал, что эта компаньонка в черном платье – милое, доброе, славное существо, которое не помешает его задушевному разговору с княжной Марьей.
Но когда он сказал последние слова о Ростовых, замешательство в лице княжны Марьи выразилось еще сильнее. Она опять перебежала глазами с лица Пьера на лицо дамы в черном платье и сказала:
– Вы не узнаете разве?
Пьер взглянул еще раз на бледное, тонкое, с черными глазами и странным ртом, лицо компаньонки. Что то родное, давно забытое и больше чем милое смотрело на него из этих внимательных глаз.
«Но нет, это не может быть, – подумал он. – Это строгое, худое и бледное, постаревшее лицо? Это не может быть она. Это только воспоминание того». Но в это время княжна Марья сказала: «Наташа». И лицо, с внимательными глазами, с трудом, с усилием, как отворяется заржавелая дверь, – улыбнулось, и из этой растворенной двери вдруг пахнуло и обдало Пьера тем давно забытым счастием, о котором, в особенности теперь, он не думал. Пахнуло, охватило и поглотило его всего. Когда она улыбнулась, уже не могло быть сомнений: это была Наташа, и он любил ее.
В первую же минуту Пьер невольно и ей, и княжне Марье, и, главное, самому себе сказал неизвестную ему самому тайну. Он покраснел радостно и страдальчески болезненно. Он хотел скрыть свое волнение. Но чем больше он хотел скрыть его, тем яснее – яснее, чем самыми определенными словами, – он себе, и ей, и княжне Марье говорил, что он любит ее.
«Нет, это так, от неожиданности», – подумал Пьер. Но только что он хотел продолжать начатый разговор с княжной Марьей, он опять взглянул на Наташу, и еще сильнейшая краска покрыла его лицо, и еще сильнейшее волнение радости и страха охватило его душу. Он запутался в словах и остановился на середине речи.
Пьер не заметил Наташи, потому что он никак не ожидал видеть ее тут, но он не узнал ее потому, что происшедшая в ней, с тех пор как он не видал ее, перемена была огромна. Она похудела и побледнела. Но не это делало ее неузнаваемой: ее нельзя было узнать в первую минуту, как он вошел, потому что на этом лице, в глазах которого прежде всегда светилась затаенная улыбка радости жизни, теперь, когда он вошел и в первый раз взглянул на нее, не было и тени улыбки; были одни глаза, внимательные, добрые и печально вопросительные.
Смущение Пьера не отразилось на Наташе смущением, но только удовольствием, чуть заметно осветившим все ее лицо.

– Она приехала гостить ко мне, – сказала княжна Марья. – Граф и графиня будут на днях. Графиня в ужасном положении. Но Наташе самой нужно было видеть доктора. Ее насильно отослали со мной.
– Да, есть ли семья без своего горя? – сказал Пьер, обращаясь к Наташе. – Вы знаете, что это было в тот самый день, как нас освободили. Я видел его. Какой был прелестный мальчик.
Наташа смотрела на него, и в ответ на его слова только больше открылись и засветились ее глаза.
– Что можно сказать или подумать в утешенье? – сказал Пьер. – Ничего. Зачем было умирать такому славному, полному жизни мальчику?
– Да, в наше время трудно жить бы было без веры… – сказала княжна Марья.
– Да, да. Вот это истинная правда, – поспешно перебил Пьер.
– Отчего? – спросила Наташа, внимательно глядя в глаза Пьеру.
– Как отчего? – сказала княжна Марья. – Одна мысль о том, что ждет там…
Наташа, не дослушав княжны Марьи, опять вопросительно поглядела на Пьера.
– И оттого, – продолжал Пьер, – что только тот человек, который верит в то, что есть бог, управляющий нами, может перенести такую потерю, как ее и… ваша, – сказал Пьер.
Наташа раскрыла уже рот, желая сказать что то, но вдруг остановилась. Пьер поспешил отвернуться от нее и обратился опять к княжне Марье с вопросом о последних днях жизни своего друга. Смущение Пьера теперь почти исчезло; но вместе с тем он чувствовал, что исчезла вся его прежняя свобода. Он чувствовал, что над каждым его словом, действием теперь есть судья, суд, который дороже ему суда всех людей в мире. Он говорил теперь и вместе с своими словами соображал то впечатление, которое производили его слова на Наташу. Он не говорил нарочно того, что бы могло понравиться ей; но, что бы он ни говорил, он с ее точки зрения судил себя.
Княжна Марья неохотно, как это всегда бывает, начала рассказывать про то положение, в котором она застала князя Андрея. Но вопросы Пьера, его оживленно беспокойный взгляд, его дрожащее от волнения лицо понемногу заставили ее вдаться в подробности, которые она боялась для самой себя возобновлять в воображенье.

Есть в Молдавии маленький городок с интересным названием Сороки . Расположен он на берегу Днестра прямо на границе с Украиной . Через реку в районе города кстати имеется несколько пограничных паромных переправ, но их мы увидим немного позже. Есть в Сороках и единственная сохранившаяся на всю страну средневековая крепость , но сегодня я хочу рассказать про цыганский феномен связанный с этим местом . Расположенный здесь на высоком берегу огромный квартал населенный только цыганами вызывает восторг у большого числа туристов, приезжающих сюда только ради того, чтобы взглянуть на цыган ведущих оседлый образ жизни. В понимании абсолютного большинства людей цыгане - плохо одетые, пристающие к людям на улицах с просьбами позолотить ручку, закурить и т.д.; живущие в таборах или на вокзалах. Когда в Беларуси я хотел показать фотографии цыганских домов одному человеку, он удивленно спросил: "А у цыган есть дома что ли?" Таки да! Есть да и еще какие! Такие особняки можно увидеть только в районе элитных коттеджных поселков возле крупных мегаполисов, ну а в провинциальном молдавском городишке они производят неизгладимое впечатление.

В Сороках живут самые цивилизованные цыгане мира - так они сами говорят о себе. Итак заглянем к ним в гости, а заодно узнаем много интересного о этом удивительном народе, не имеющем своей родной земли. Кстати еще один интересный факт связанный с городом - здешний цыганский барон (он же барон всея Молдавии) Артур Черарь претендует на титул цыганского короля (избирается этничествами из различных государств).

Основная часть населения Сорок - молдаване живут в низменной части города на берегу Днестра, а высоко над ними на холме расположился цыганский город, названный в народе "звенящей горой" : здесь осенью и весной звенят свадебные мониста и бубны, а еще и когда-то гремели кузнецы в местных жестяно-скобяных артелях.

Я подсел в необходимую маршрутку и отправился в высокую часть города. По пути водитель успел рассказать много всего интересного про цыганскую жизнь и про сам квартал. Он завез меня на самую высокую точку города, откуда я у начал свою прогулку. Задний план на фото - украинская сторона.

Спускаясь вниз по улице, начинаешь понимать принцип, который поведал маршрутчик: "чем ниже, тем дороже". Это касается земли, на которой возводятся все новые и новые цыганские особняки. Говорят, что цена земельного участка под строительство может достигать немыслимых цен - 50 тысяч долларов за квадратный метр ! Я если честно в это слабо верю, но передаю читателю то, что лично слышал от людей.

Особняки строятся трех и четырехэтажные, причем не в "новорусском" (таких вы найдете единицы), а в особенном азиатском стиле с большими балконами, причудливыми башенками, пирамидальными надстройками...

Не впечатляет? А представьте себе, что в 80-ые годы еще при СССР некоторые особняки уже стояли! В то время как высокие партийные чиновники довольствовались одноэтажными правительственными дачами, а о богатых банкирах и бизнесменах люди читали в газетах в рубрике "за рубежом", здесь уже был этот чудо-город. В те годы советским туристам это было в сто раз интереснее нежели нынешним.

В домах сорокских зажиточных цыган - вечная стройка: у одних красуются строительные стремянки, у других в верхних этажах пустуют оконные проемы, у третьих - дом неоштукатурен, вдоль стен тянутся склады камня и кирпичей. Такие картины могут красоваться годами. Но налоговые инспекторы прекрасно знают о здешней хитрости: по закону с недостроенного дома налоги не удерживаются. Или удерживаются, но в меньших суммах.

Цыганам свойственны житейские слабости, - рассказывают местные. Их «ахиллесова пята» - вечное стремление переплюнуть соседа. Оттого в Сороках и ведется вечное строительное соперничество. Только соревнуются они по-особенному, чисто по-цыгански: когда строишь дом - хоть умри, но подыми его на пару кирпичей выше, чем у соседа. Вот, например, у Александра Преды, родного дяди барона, есть своя «фишка» для завистливых соседей - дорогущий фонтан с античными статуями, в котором летом живут.. лягушки и крокодилы!

Одному папарацци он рассказал, что спроектировал фонтан сам, после того, как побывал на заработках и увидал это чудо в «городе фонтанов» Петродворце. Увидел эту красоту - и буквально заболел ею, оттого и сконструировал нечто похожее у себя. «До крокодилов сам додумался: для шику», - признался родственник барона, чтоб соседи не дремали.


В квартале очень много маленьких улочек, которые заканчиваются тупиками - в каждо вы найдете что-то новое. На посещение цыганского города можно отводить как минимум часа три. В числе прочих достопримечательностей здесь есть упрощенная копия московского большого театра, а также дом в виде двадцати (пятидесяти) долларовой купюры!!! Я его лично не видел, поэтому до сих пор не могу представить как он должен выглядеть в натуре

Гулять по "городу" совершенно безопасно, сорокские цыгане как видно - люди богатые и не станут приставать к вам и клянчить милостыню. Они очень приветливые и спокойно разрешают заинтересовавшимся сфотографировать свой дом, себя и свою семью, они даже сами открывают калитки и приглашают зайти к себе в поисках лучших ракурсов:)

Они легко идут на контакт, их можно сфотографировать... Обратите внимание на то, что в таких роскошных домах живут самые обыкновенные люди

Тем временем я спускаюсь ниже и дома соответственно становятся дороже. За какие средства они строятся? Многие связывают цыган с наркобизнесом - так это или нет - обсуждать не стану. Неоспоримым является так называемый гадальный промысел и кое-что пострашнее - попрошайничество. До сих пор водится такой грешок: украсть чужого младенца и запустить затем в попрошайнический бизнес. Цыганская аксиома: чем жалостливее вид просящего, тем больше размер подаяния, поэтому попрошайки одеты в отборное рванье и еще нередко бывают изувечены.

В годы существования СССР, когда связи с другими странами были прерваны, Сороки стали цыганской столицей всего союза. Здесь обосновались самые влиятельные цыгане. С распадом великой страны связи не прервались и как бы это не казалось парадоксальным, сегодня рубль отданный попрошайке скажем во Владивостоке пойдет на строительство нового особняка здесь в Сороках!

Многие цыгане уезжают на заработки по городам и деревням и возвращаются сюда всего несколько раз в году. Кочующие в основном приезжают сюда на Рождество и Пасху. Не знали? А ведь наши цыгане - православные ! Мне в тот день пришлось несколько раз убедиться в их набожности, однако согласитесь как это не вяжется с наркотой, гаданием и т.д.

Один старый цыган увидев меня, спросил: "А какая тебе будет выгода с того, что ты здесь ходишь и фотографируешь нас? Тебе за это заплатят?" На мои казалось бы убедительные ответы про путешествия, впечатления и прочее, он покачал головой и задвинул мне десятиминутную лекцию примерно следующего содержания:
- Ты наверное думаешь так заслужить себе место там, на небесах? Напрасно. Только славя имя Господа нашего Бога и говоря о нем, мы можем заполучить маленький кусочек места для собственной души там в Раю. Послушай ты меня - старого цЫгана. и т.д.
Было очень удивительно слышать такое, хотя я про это уже и знал из путеводителей. Кстати в тот день мне еще два раза был задан вопрос о "личной выгоде" того, что я делаю. Цыгане не могли понять зачем я делаю что-то просто так.

Отец нынешнего барона, усопший Мирча Черарь , был в Сороках особенно уважаемым человеком, требовательным, справедливым, долгие годы правил этничеством. Открыл в городе первый ювелирный кооператив - такого рода предприятие было единственным во всем Союзе. Мирча отличался деловой хваткой да и человеком был принципиальным. Помогал цыганам учиться налаживать и продвигать предпринимательство. Ухватывался за то, что было в дефиците - такое дело и налаживал. Например в 90-ые в Сороках цыгане наладили производство нижнего белья с чем связана одна очень интересная курьезная история описанная со слов одного сорокинского ГАИшника:

"Тогда «недельки» и трикотажные мужские плавки в дефиците были. Хозяева кооператива на своих фирменных трусах не только орла от «Монтаны» увековечили, но и подписали: «Черарь». Однажды зимой залетает в ГАИ цыган по-быстрому иномарку зарегистрировать, времени, дескать, мало, давай, друг, помоги! И втаскивает в кабинет два огромных мешка с трусами и плавками. Раздал я их всем, кого в тот день встретил. И жене привез - рада была, радехонька. А летом собрались мы с коллегами на шашлык с рыбалкой на берегу Днестра - разделись позагорать, как глянули, а все, как футбольная команда, в трусах от Чераря!"

Очередное монументальное здание расположено в непосредственной близости от "цыганского пятачка" - местный перекресток, где по вечерам собирается много цыган.

Рассказывая про цыганскую роскошь, стоит упомянуть и про то, что сразу за заборами эта роскошь заканчивается - кругом непролазная грязь и лужи.

Я зашел во двор одного из домов. На улице была вся семья, но их я постеснялся фоткать. А вот по дому я "прошелся" изрядно...

Еще бы! Я никогда не видел таких замечательных крыш! Это вам не наша какая-то металлочерепица


Посмотрим на крышу подробнее...

У меня просто нет слов чтобы описать это!

Куры кстати тоже смотрятся колоритно на таких подворьях:)

В районе вышеупомянутого "пятачка" строится два крупных особняка. Вот один из них.


говорят, что их строит барон для своих сына и дочери.

Внизу виднеется молдавская часть Сорок, но я не спешу спускаться, а отправляюсь в переулок откуда с минуту назад выехал целый картеж элитных тонированных иномарок. Барон поехал сразу подумал я и в последствии не ошибся.

Когда я оказался у этого миниатюрного красивого домика, меня окликнула цаганка из двора напротив...

Я повернулся и сразу понял, что стою возле дома барона. До сих пор кляну себя за то, что так и не сфотографировал этот дом и его двор! На эти 15-20 минут я как будто попал под действие цыганского гипноза и доставал фотик только по команде цыганки - жены барона. Что ж есть повод ехать туда снова - за фотками.
Дом барона Артура Чераря , как и полагается, самый видный в округе. Как картинка, отлично просматривается со всех сторон: 3-этажный, из дорогого красного кирпича, с зеленой шиферной крышей и мини-башенкой, церковной луковкой. Сквозь массивные кованые ворота видна покрытая дорогой тротуарной плиткой придомовая территория. Во дворе сегодня многолюдно - убирают территорию (но не цыгане).
Я захожу во двор и примечаю два старых лимузина по самое днище вросших в землю - для цыган увлечение машинами теперь заменило лошадей.

Цыганка подвела меня к крыльцу роскошного дома и после стандартных вопросов откуда я и кто я, она раскинула руки:
- фотографируй! Вот дочь моя и внуки!

Собственно это все фотографии, которые я унес из баронского дома. Но это еще не конец рассказа. Цыганка усадила меня за стол и подала обед:
- У нас только постное, - предупредила она.
В тот день Бог послал мне "ленивые голубцы", зеленый чай, баранки. Я задал вопрос дочери барона: "Чем вы занимаетесь по жизни? Я вот работаю." Она немного задумалась и кувнула в сторону уборщико территории:
- К Пасхе готовимся.
Я больше не задавал вопросов.

Дальше пришло время погадать мне на любимую. Потом я конечно разгадал всю замануху связанную с оказанием мне радушного приема, но это было потом. А до того я расстался с 50-ю леями (где-то 5 долларов) и послушал про "любовь и про семью, про родную душу."
Вся фишка кроется в том самом вопросе о личной выгоде, который цыгане задают всем. Вот в отличие от таких как мы, цыгане ничего не делают просто так. Так и за гостеприимство оказанное мне нужно было расплатиться, но не станут же мне открыто предъявлять счет как в ресторане. Поэтому я золочу цыганке ручку, тем самым расплачиваясь за обед, а она в добавок еще заряжает меня позитивом в виде хороших результатов гадания: много денег, детей, хорошая работа и т.д.


Наконец я выхожу с территории баронского дома. Самого Артура я так и не увидел, но его фотографии есть в инете .

Цыганские ребятишки охотно идут на контакт. Они уже много выучили по-английски и всегда готовы устроить импровизированную экскурсию по городку. Могут предложить и вам:)

Мне же они подсказали неплохой ракурс, с которого открывается замечательный вид на город.

По Днестру проходит государственная граница Молдовы - Украины

Возле сорокинской крепости расположена межгосударственная паромная переправа, которая работает только в светлое время суток. Паром отправляется один раз в час, но будьте внимательны - по статусу погранперехода границу здесь могут пересекать только граждане Молдовы и Украины.

На той стороне Днестра видна украинская Цекиновка

Немногочисленные многоэтажки молдавского городка. Состояние их не лучшее, а во дворах там и вовсе уныло. Эти фото будут в отдельном посте.

Свеча благодарения - новый символ города, установленный на склоне высокого утеса. Оттуда открывается замечательный вид на город и окрестности - фото со смотровой площадки будут позже.

Ну а я продолжаю спуск вниз

Молдавская акация приглянулась мне еще утром в Бельцах


Наконец я спустился к сорокинской крепости и бегло осмотрев её направился на всех парах на автостанцию, расположенную в районе той самой "свечи". До отъезда последнего автобуса на Кишинев нужно было успеть взобраться на неё.

Подъем на свечу благодарения я совершил вместе с тремя сверстниками - цыганами, один из которых по имени Граф , был очень приветлив ко мне. Он увидел в моих скитаниях что-то родное - цыганское и поведал о своих малолетних скитаниях по Казахстану, России и Беларуси (ага! видимо тоже ездил попрошайничал).

Вот так вот и живут "ромалэ" на этой земле дарованной им великим молдавским правителем Стефаном Великим еще в 14 веке и не расстаются с мечтой о создании собственной этнической автономии. Этим-то и занимается сейчас сорокский барон Артур. И у него есть все шансы стать цыганским королем, но вот что с этого будет? Поживем - увидим!

При написании данного поста использовался текст отсюда , а также из замечательного путеводителя "Украина и Молдавия" авторства Андрея Сапунова .

Близ Сорок, на берегу Днестра, исследованы остатки 9 поселений, относящихся к неолитической буго-днестровской культуре 6-5-го тыс. до н. э. Выявлено 5 хронологических фаз: от собирательства до изготовления сосудов, напоминающих раннетрипольские. Обнаружено погребение - скорченный костяк без вещей. Ряд находок свидетельствует о связях с неолитическими культурами Балканского полуострова.

В XII или XIII веке на месте нынешнего города находилось генуэзское поселение Ольхиония. В XV веке молдавский воевода Стефан Великий, с целью защиты своих владений от Польши и Венгрии, воздвиг на месте бывшей Ольхионии крепость, названную Сараки (от молд. sarac - бедный, злополучный, сирота, так как местные жители долго принуждены были скрываться от гонений турок в окрестных пещерах). В XVIII веке название было сменено на Сороки. В 1692 году крепостью овладели поляки и защищались здесь от осаждавшего их Мустафы-паши. В 1711 году Пётр I, во время Прутского похода, переправил у Сорок свои главные силы на правый берег Днестра и сделал Сороки главным складочным пунктом запасов для своей армии. В 1738 году Сороки были взяты и разорены русскими войсками. По Бухарестскому мирному договору 1812 года город достался России. В 1833 году, при учреждении Сорокского уезда, город Сороки, бывший тогда владельческим местечком, был приобретён казной и сделан уездным. В 1860 году население Сорок составляло 5 250 жителей, по переписи 1897 года - 15 800 (8 089 мужчин и 7 711 женщин). Около 2/3 населения составляли евреи, 1/5 - молдаване.

В 1975 году население Сорок составляло 29,5 тыс. жителей. Во времена МССР действовали заводы (технологического оборудования, металлоизделий, стройматериалов, маслодельный, консервный, винодельческий, пивоваренный и др.), швейная фабрика, совхоз-техникум механизации и электрификации сельского хозяйства, педагогическое, культурно-просветительское училища.

В 1991 году население составляло 42,7 тыс. жителей. Работали предприятия машиностроения и металлообработки, лёгкая, пищевая промышленность. На момент переписи в 2008 году, число жителей составляло 28, 4 тыс. человек.

Герб

Герб, принятый в 1930 году, представляет собой «щит красный рассечённый. В первой части серебряная зубчатая крепость с центральной башней, с закрытыми воротами и чёрными окнами. Во второй части чёрная голова татарина в профиль, смотряшая влево, неподвижно насаженная на копьё. Щит увенчан серебряной городской короной с 5 башнями. Символизирует старинную Сорокскую крепость и борьбу против татар».

СОРОКА (Soroka) (Сороки), город (с 1835) в Молдавии, пристань на правом берегу р. Днестр, в 40 км от железнодорожной станции Флорешть. Население 39,4 тыс человек (2004). Машиностроение и металлообработка, легкая, пищевая промышленность. Историко… … Энциклопедический словарь

В Викисловаре есть статья «сорока» Содержание … Википедия

См. болтливый затвердила сорока Якова одно про всякого, как сорока набродила, словно сорока набродила... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. сорока болтливый; говорунья,… … Словарь синонимов

1. СОРОКА, и; ж. 1. Птица сем. вороновых с белыми перьями в крыльях, издающая характерные звуки стрекотание. Стрекотать, трещать как сорока (говорить громко, быстро и без умолку). Сорока воровка (о свойственной сорокам повадке прятать в своём… … Энциклопедический словарь

Сорока Александр Назарьевич укр. Сорока Олександр Назарович Дата рождения 21 апреля 1900(1900 04 21) Место рождения … Википедия

Столица, крепость. См. житель, место.. ни к селу, ни к городу, съездить Харьковской губернии в город Мордасов... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. город городец, городище,… … Словарь синонимов

- (Сороки) город (с 1835) в Молдавии, пристань на правом берегу р. Днестр, в 40 км от ж. д. ст. Флорешть. 42,7 тыс. жителей (1991). Машиностроение и металлообработка, легкая, пищевая промышленность. Историко краеведческий музей. Крепость замок 16 в … Большой Энциклопедический словарь

У этого термина существуют и другие значения, см. Сорока (значения). Село Сорока укр. Сорока Страна … Википедия

- (Urbs, Burg, Wick или Weich, Stadt, City, Cité) c лово это издревле обозначало поселение, искусственно укрепленное оградою или валом и рвом для защиты от неприятельских нападений. Г. служил убежищем на время опасности и для жителей соседних,… …

I (Urbs, Burg, Wick или Weich, Stadt, City, Cité) слово это издревле обозначало поселение, искусственно укрепленное оградою или валом и рвом для защиты от неприятельских нападений. Г. служил убежищем на время опасности и для жителей соседних,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Парижанка. Город гурмэ , Десен Триш. Ирландская кулинарная писательница Триш Десен прожила в Париже почти тридцать лет. Ее первая книга рецептов вышла в 2001 году. С тех пор она написала по-французски более двадцати пяти книг…
  • Ладушки. Энциклопедия детского фольклора , . С первых дней своей жизни ребенок знакомится с прекрасным миром народной культуры. Мама заведет веселую игру в "Ладушки" и споет ласковую колыбельную песню, а бабушка одарит яркой россыпью…