Заграничные паспорта и документы

Хевсуретия

Из всех посещенных в Грузии мест крепости-поселения Шатили и Муцо произвели на нас наибольшее впечатление. Сейчас, спустя полтора месяца после поездки, при воспоминаниях о Грузии чаще всего представляются именно эти две укрепленные деревни в Аргунском ущелье на самой границе с Чечней. Вспоминается непростая дорога, на которой мы пропороли два колеса острым, как нож, сланцем. Вспоминается перевал Медвежий крест с безлесными горами по обе стороны перевала. Серпантины раздолбанных дорог, размываемые горными потоками. Дома-крепости о трех-четырех этажах, в которых никто не живет. Склепы и башни на скалах...
Да, в Грузии много красивых мест, но Хевсуретия, если не самый красивый, то уж точно самый необычный регион в Грузии.

Дорога в Шатили и Муцо - это отдельный аттракцион, к которому нужно быть готовым. Проходима она только с мая по сентябрь. Стокилометровая дорога начинается от Жинвальского водохранилища, которое было построено в 1970-ые годы для обеспечения Тбилиси питьевой водой. При этом под водой оказались деревни, древние храмы и монастыри.

Первые километры пути сносные, даже встречаются куски вполне приличного асфальта. Дорога, обогнув водохранилище, петляет с берега на берег вдоль реки Арагви. Изредка встречаются села, вполне себе живые и ухоженные.

Вскоре в Пшавскую Арагви вливается Хевсуретская Арагви, место слияния отмечено скульптурой орла.

Немного спустя въезжаем в Хевсуретию (Хевсурию). Дорога начинает подниматься в горы и постепенно становится всё более убитой. Окружающий пейзаж между тем продолжает радовать.

Проезжаем заброшку: остовы домов и три тоннеля, пробитые в горах.

Зашла в один из тоннелей - по дну текли зловонные воды, продолжать дальше обследование штольни сразу пропало желание.

Эти тупиковые тоннели - остатки грандиозного советского проекта, так и не осуществленного. В 1984 году было принято решение, утвержденное К.У. Черненко, о строительстве Транскавказской перевалочной железной дороги. Эта ветка должда была стать новым БАМом и соединить Владикавказ и Тбилиси. Планировалось пробить самый длинный в Советском Союзе тоннель, под Главным Кавказским Хребтом, длиной около 35 км. Работы начали вести очень активно, даже изменили русло реки перед тоннелем, но в 1988 году прератили.
Так и остались стоять заброшенные тоннели памятником советскому недострою.

Потихоньку карабкаемся на перевал, то и дело останавливаясь для фотосессий.

На одной из остановок нас обогнал молодой красавец-джигит. Мы его снова увидим на следующий день уже в Муцо, в конце пути. Лошадь тут - самое подходящее средство передвижения.

Проезжающие машины приветствуют друг друга. "Братство Шатили", так мы назвали общность людей, которые прониклись горами и ущельями Хевсурии.

Кстати, были немало удивлены количеством машин по дороге в Шатили, мы-то думали, что здесь совсем дикие места. А тут машины одна за одной.

Горы по мере набора высоты лысеют, появляются заснеженные пики, впрочем, большую часть времени скрытые облаками.

Около перевала Медвежий крест оборудована небольшая парковка. Оставляем там машину и по крутой тропке поднимаемся к высшей точке перевала - 2700 метров. На самой высокой точке установлена металлическая конструкция из нескольких переплетенных крестов, посередине на цепях висит колокол. Звоним, фоткаемся для зачета:)

От перевала открывается вид на Внешнюю Хевсуретию. Это уже Северный Кавказ. Из Чечни сюда попасть было бы проще, чем из Грузии, если бы не граница. А так уже в сентябре дорога закрывается и местность оказывается отрезана от остального мира.

После перевала дорога начинает ощутимо портиться. Всё чаще покрытие грунтовки состоит из коварного сланца, острого, как бритва.То и дело видны следы обвалов, через дорогу текут настоящие реки.

Местность тоже меняется. Куда девалась легкомысленная обжитая Грузия? Тут горы пугающе безлюдны, а в воздухе разлита непонятная тревога.

Только многочисленные стада овец, с высоты похожие на хаотично двигающиеся рисовые зерна, показывают, что здесь бывают люди, по крайней мере, в летнее время.

Проезжаем башню Лебаискари. Пишут, что формой она похожа на Ингушские башни, но нам пока сравнить не с чем.

Вскоре мы спускаемся в Аргунское ущелье. Аргун, зажатый между скалами, ревёт и клубиться. Совсем скоро его воды окажутся в России, а потом вольются в мутный Терек.

Пятнадцать километров от перевала до Шатили мы ехали больше часа. И вот наконец видим цель поездки - деревню-крепость Шатили. Из-за замшелого цвета домов деревня почти сливается с окружающими горами.

Крепость Шатили построена на месте слияния реки Шатилисцкали с Аргуном.

Главная функция деревни - оборонительная. Но здесь также и жили, поэтому дома и башни построены таким образом, что можно спокойно перемещаться из одного строения в другое, не выходя наружу.

Башни сложены из плит шиферного сланца без всякого связующего раствора. Деревня обращена на север, в сторону Чечни.

Дома двух, трех и даже четырех и пятиэтажные. На первом этаже жители держали крупный рогатый скот, на втором обитали козы и овцы, а третий занимали сами хозяева, храня здесь же запасы сена.

Дома большей частью необитаемы, в одном из них устроен гест-хаус, еще в трех-четырех живут, а все остальные дома и башни открыты для посетителей.

Никаких запрещающих табличек о ветхих лестницах и обрывах, никаких указателей и пояснений, как было бы в Европе. Всё на твой страх и риск и абсолютно бесплатно.

Вдобавок в некоторых помещениях ещё сохранилась домашняя и хозяйственная утварь. От всего этого возникает впечатление "настоящести" места, словно на дворе позапрошлый век, ты зашел в гости к хозяевам, а они на минутку отлучились.

Впрочем, по лабиринтам деревни мы гуляли уже на следующее утро. День выдался тяжелым, приехав в Шатили, мы обустроили лагерь на берегу Аргуна и остаток вечера предавались отдыху.

А с утра обнаружили стоящее на ободе колесо:((Поставив запаску, пошли гулять по лабиринтам Шатили.

Жители Шатили, воинственные хевсуры, всегда сторонились остального мира, жили отрезанными от него. Без надежных провожатых и охраны не стоило даже близко подходить к этим местам.

Сохранились воспоминания путешественницы и журналиста Зинаиды Рихтер, которая побывала тут в в 1923 году. Когда она попросила выделить ей провожатого в Шатили, местные жители в Барисахо сказали ей: "Мы очень рады тебе, живи у нас, но проводить тебя в Шатили не можем, так как сами туда не ходим. Шатильцы убьют и нас, и тебя."
И только когда упрямая женщина сказала, что раз здешние мужчины такие трусы, то им надо ходить в юбке, а она пойдет одна, её проводили. Ночью.

Тут надо отметить, что во время описываемых событий воинственные хевсуры перессорились с жителями Барисахо и девять лет (!!!) были отрезаны от внешнего мира. Совсем, то есть ни один человек из внешнего мира не появился за это время в Шатили! И когда Рихтер оказалась в Шатили, хевсуры спросили: «А кто сейчас царь?» И были немало удивлены, узнав, что царя уже шесть лет, как нет, а есть власть Советов:))

У стен Шатили было два крупных сражения: в 1813 году, когда деревню сожгли, и в 1843 году, когда шатильцам удалось отбиться от войск имама Шамиля. Причем, в последнем случае хевсуры убили 100 человек, потеряв только двух.

У поверженных врагов хевсуры (в переводе с чеченского - жители ледников) отрубали кисти рук и прибивали их к дверям своих домов. Еще в тридцатые годы прошлого столетия высохшие руки украшали входы в жилища.

Умение сражаться холодным оружием всегда почиталось главным достоинством мужчины, а враги нападали не всегда, поэтому часть умений выплескивалась в местных конфликтах. До тяжелых ран, а тем более до убийства в сельских стычках дело доходило редко — ранить тяжело считалось неумением и даже трусостью. Высшее мастерство — лишь слегка оцарапать лицо. Существовал своеобразный прейскурант за нанесенные раны. Мерилом были ячменные зерна, которые укладывались в порез. Каждое зерно — баран.

Еще любопытно, как местные знахари избавлялись от боли:
«Если рана видна, ее надо почистить, подготовить к операции. Если раны нет, но у человека болит голова, нужно найти больное место. Для этого на голову клали тесто. На больном месте оно высыхает быстрее. Здесь и надо было разрезать кожу накрест, лопаточкой отделить ее, отогнув от черепа, и чистить кость железным скребком. Иногда приходилось соскребать до самого мозга.»

А это совсем за гранью:
У шатильцев есть охраняемый лес, который они называют Лес божественной милости. Каждый совершеннолетний шатилец заходит один раз в году в этот лес. Делает шатилец это в строго определенный день, который известен. Первыми заходят в лес шатильки — местные представительницы женского пола, одев на себя, при этом, самые великолепные одежды. Их они затем, однако, снимают, берут в руки и кладут под то или иное дерево, стоящее в указанном лесу. После этого заходят туда же — в место, где уже находятся женщины, — представители мужского пола селения Шатиль. Первая же представительница женского пола, которую увидит тот или иной шатильский мужчина, вошедший в Лес милости, должна стать там же его женщиной. Данное состояние, причем, продолжаться должно весь день.
Возможно, при этом, что окажется последняя — та, кто сидит в лесу, — матерью шатильского мужчины, подходящего к ней. Не исключено также и то, что увиденная представительница женского пола окажется его дочерью или его сестрой, или же, наконец, его супругой. В любом случае мужчина этот, вошедший в Лес милости, должен там совокупиться с той женщиной, которую он увидел в названном лесу первой. После этого они все, шатилийцы, которые оказались тогда в Лесу милости, возвращаются в свое селение — вечером, совершив обозначенную форму совокупления.

Хотя, скорей всего, это легенда, выдуманная поверженными чеченами.


Шатили сейчас активно восстанавливается. Например, сделали новые балконы, некоторые вроде как и не балконы вовсе, а восстановленные туалеты.


Шатили претендует на включение в число памятников Всемирного наследия, что, на мой взгляд, палка о двух концах - сделают дорогу, в разы увеличиться количество посетителей, посещение станет платным, пропадет аура места.

К слову, некоторое время назад назад Саакашвили уже предлагали сделать сюда приличную дорогу. Он отказался, аргументируя это тем, что по восстановленной дороге в Грузию сразу придут чеченцы:))


А мы тем временем поехали в Муцо, до которого от Шатили еще 12 километров плохой дороги.

На настоящий момент я написал больше сорока развернутых отчетов, посвященных достопримечательностям Грузии, в моих архивах дожидаются своего часа материалы еще постов на двадцать. И если я пока не могу заявить, что излазил всю страну вдоль и поперек, то основное, что положено видеть туристу, я видел. Из своего опыта могу сказать, что Шатили и особенно дорога через перевал Медвежий крест - самое красивое, что есть в Грузии. Если сравнивать с более разрекламированной Сванетией, то на мой взгляд здесь даже зрелищней, хотя природа совершенно разная и лучше не делать выбор между этими отдаленными районами, а ехать в оба места. Впрочем, у Шатили есть одно важное преимущество: сюда можно съездить на денек из Тбилиси, в отличие от Сванетии, на посещение которой стоит иметь в запасе несколько дней.


Этот рассказ я начну у плотины Жинвальского водохранилища, рядом с крепостью Ананури, аккурат в том месте, где закончился мой пост про Военно-Грузинскую дорогу. Не доезжая плотины, есть съезд с основной дороги, который ведет на другой берег Арагви. Отсюда, поехав направо, можно попасть в городок Тианети и дальше - альтернативной (и, полагаю, убитой) дорогой в Мцхету, а влево начинается долгий путь в Шатили. Сначала я пролетел поворот, почему-то убежденный в том, что дорога на другой берег проходит прямо по плотине, пришлось возвращаться, но зато погода позволила сделать пару хороших снимков водохранилища и противоположного берега, порезанного грунтовкой, соединяющей несколько поселков. Эти места знаковые и по-своему интересные. Жинвали в XII веке был богатым городом, царской резиденцией. В 1970-е, когда для обеспечения Тбилиси питьевой водой было построено водохранилище, руины архитектурных комплексов и монастырей, вместе с выселенными деревнями ушли под воду. Они и сейчас где-то там под десятью квадратными километрами воды.

Жинвальское водохранилище.

// vartumashvili.livejournal.com


На противоположном берегу начинается царство колдобин, остатки проложенных в советское время асфальтированных дорог давно потеряли свой вид и дают представление о том, в каком темпе и с какими усилиями придется ехать следующие несколько часов. Правда, хорошее грунтовое покрытие на подъезде к Шатили радует больше, чем глубокие ямы на старом асфальте. Трафик в эту сторону ничтожный: мне попалась пара маршруток, держащих путь в столицу, пара туристических джипов и всего несколько легковушек. Лишь в одном месте было замечено скопление транспорта, и по внешнему виду их хозяев я сделал вывод, что это охотники.

Два друга - ослик и бычок. Надеюсь, их везут не на мясокомбинат.

// vartumashvili.livejournal.com


Сторожевая башня на противоположном берегу Пшавской Арагви, где-то между селами Гудрухи и Магароскари.

// vartumashvili.livejournal.com


Пересекаю Пшавис Арагви, один из притоков знаменитой реки.

// vartumashvili.livejournal.com


96 километров дороги от Жинвали до Шатили с остановками на фотографирование отняли у меня ровно четыре часа. Первые километров сорок вплоть до Барисахо дорога не особо интересная, здесь нет каких-то тяжелых отрезков, накатанная грунтовка со следами давно разрушенного асфальта вьется по дну ущелья, периодически перепрыгивая с берега на берег, то немного поднимаясь в горы, то проходя возле самой воды. Позади остаются несколько деревень, маленьких и больших, умирающих и цветущих. Видно, что раньше за дорогой следили, лучше всего это помнят основательные каменные остановки, встречающиеся порой в самых неожиданных местах. Неужели они когда-то прятали от непогоды пассажиров? Здесь такая глухомань, что верится в это с трудом... В одном месте очередной мост уходит прямо в гору: когда-то оползень засыпал дорогу и этот отрезок не стали восстанавливать, а построили новый мост в стороне, подальше от опасного участка. Чуть дальше в Пшавскую Арагви, вдоль которой я ехал все это время, вливается Хевсуретская Арагви. Пшавис Арагви, названная в честь этнографической группы грузин (к пшавам принадлежал один из самых известных писателей Важа Пшавела), уходит вправо к своим истокам, дальше нам не по пути... На страже этого места стоит каменный орел, а в одном из своих самых известных стихов Важа сравнил Грузию с раненым орлом - вот такое вот совпадение (или не совпадение?)... Пшавы вообще интересный народ, они не были такими воинственными, как хевсуры или тушинцы, возможно поэтому их численность была существенно выше. Да и предпочтение пшавов делать "любовь, а не войну" отразилось в древнем и уникальном для Кавказа обычае цацлоба, позволявшем незамужней девушке иметь ПОЧТИ интимную связь, включающую даже эротические ласки с мужчинами, с которыми она состояла в кровном родстве.

Ручеек стекает небольшим водопадом прямо на дорогу.

// vartumashvili.livejournal.com


Орел, сторожащий слияние Пшавской и Хевсуретской Арагви.

// vartumashvili.livejournal.com


Километров через пять дорога привела меня в крупное село Барисахо, к южной границе Хевсуретии - северному району Грузии, граничащему с Чечней и Ингушетией. Я въехал в край заворожительной природы, крепких обычаев и воинственных людей. "Хевс" переводится ущелье, а "урн" означает принадлежность. Таким образом, хевсуры - жители горных ущелий. Своим видом они отличаются от традиционных грузин голубыми или серо-зелёными глазами и светло-русыми волосами (есть даже гипотеза, согласно которой хевсуры - потомки западноевропейских крестоносцев, осевших в этих краях и ассимилировавшихся). Край делится на три части: Внутреннюю, находящуюся по южную сторону Главного Кавказского хребта, Внешнюю, смотрящую на Россию и, если бы не граница, то и более доступную с той стороны, и самую труднопроходимую и бездорожную восточную часть в ущелье Архоти. Все население Хевсуретии едва ли сейчас насчитывает 1-2 сотни человек, да и те проживают в южной ее части.

Музей в Корша.

// vartumashvili.livejournal.com


В паре километров от Барисахо привлекает внимание необычное здание Этнографического музея Корша, основанного местным скульптором, писателем и художником Шотой Арабули. В музее представлены разные материалы о жизни Хевсуретии, традициях, одежде и орудиях труда, но я к сожалению не нашел времени на его посещение. За Барисахо находятся давно заброшенные строения: несколько домов в 2-3 этажа, бывших административными зданиями, и забетонированный вход в какие-то шахты или штольни. Что здесь разрабатывалось и когда выработки были заброшены - информации об этом нет.

Остатки шахт за Барисахо.

// vartumashvili.livejournal.com


// vartumashvili.livejournal.com


Проехав два моста, я неожиданно оказался у быстрой горной реки Бисо, сменившей спокойное течение Арагви. Самые знаменитые хевсурские деревни расположены на ее правом берегу. Причем традиционно селения состоят всего из нескольких домов, расположенных всегда на склонах гор на солнечной стороне ущелий. Село Гудани, например, было важным религиозным и культурным центром, соединяющим прочие общины. С XIX века здесь сохранились развалины комплекса, состоящего из нескольких домов и храма. Чуть дальше одинокой сторожевой башней отмечено селение Бисо, о котором существует почти забытая легенда о заболевшем еврее, отставшем от свиты царицы Тамары, взявшем в жену хевсурку и основавшем с ней новый род, разросшийся до целой деревни. Со строительством новой дороги башня оказалась ниже уровня дороги. Рядом с Бисо - селение Кахмати, одно из древнейших в округе, в нем можно обнаружить следы прошлого в виде развалин замка и средневековых могильников.

Пороги на реке Бисо.

// vartumashvili.livejournal.com


В ущелье реки Бисо.

// vartumashvili.livejournal.com


Конфликты в этой части Грузии шли всегда, вражда хевсуров с пшавами была настолько сильной, что случайно попавший к врагам хевсур или пшав мог даже не надеяться на милость и спасение. На севере хевсуры вели бесконечную вражду с чеченцами. Если добавить ко всему сказанному стычки между общинами и кровную месть, которая не позволяла угаснуть даже незначительному конфликту, то сложится полная картина. Дорога, по которой я ехал, пришла на замену конным тропам уже в советское время, с ее строительством закончилась долгая вражда с соседями, стали угасать устои, исчезли знахари и целители... С одним из последних представителей этой некогда важной прослойки, называемым в этих краях "дастакари", в начале 70-х годов удалось пообщаться советскому журналисту А. Кузнецову (его статья была опубликована в книге "Дальние дороги", которую можно найти в сети). Старик Бидзина Арабули рассказал, что помог нескольким сотням человек, большей части из которых ему пришлось делать трепанацию (трепанацией лечили даже головную боль), причем весь его хирургический арсенал - костяные и деревянные ножи и лопатки. При всем при этом у старика не было ни единого смертельного случая. "Если рана видна, ее надо почистить, подготовить к операции. Если раны нет, но у человека болит голова, нужно найти больное место. Для этого на голову клали тесто. На больном месте оно высыхает быстрее. Здесь и надо было разрезать кожу накрест, лопаточкой отделить ее, отогнув от черепа, и чистить кость железным скребком. Иногда приходилось соскребать до самого мозга." (Из книги А. А. Кузнецова)

Вид в обратную сторону. В облаках прячутся ледники горы Чаухи (3688), где-то там у ее подножия горные озера Абоделаури. Встреченные чуть дальше на перевале туристы из Прибалтики как раз собирались устроить там трекинг и ночевку.

// vartumashvili.livejournal.com


Еще одна цитата из той же книги: "Хевсуры в Грузии,- сказал мне как-то скульптор Гоги Очиаури,- все равно что казаки в России. Они всегда были готовы к войне, и их всегда призывали на войну." Примечательно, что еще до Великой Отечественной войны Хевсуретия существовала теми же устоями и принципами, что и тысячу лет назад. Без надежных провожатых и охраны не стоило показываться даже на пороге опасного и непредсказуемого края. Путешественница и журналист Зинаида Рихтер побывала здесь в 1923 году. Принявшие ее и сопровождавших милиционеров жители Барисахо наотрез отказывались выделить ей проводника до Шатили. "Мы очень рады тебе, живи у нас, но проводить тебя в Шатили не можем, так как сами туда не ходим. Шатильцы убьют и нас, и тебя." Дело сдвинулось, только когда отчаянная исследовательница дерзко заявила: "Если ваши мужчины трусы, то им надо ходить в юбке, а я одну пойду..." Тогда, чтобы "русская женщина" не думала о хевсурах, как о трусах, один молодой человек, подвергавший себя смертельной опасности, так как в прошлом убил шатильца, согласился проводить ее, но только ночью. (Все эти моменты описаны в книге "В солнечной Абхазии и Хевсуретии", которую также можно найти в интернете.)

Башня в селении Бисо и дорога.

// vartumashvili.livejournal.com


За Кахмати дорога стала круче и начался подъем на перевал, не сложный, но медленный, потому что за каждым поворотом серпантина приходилось останавливаться и браться за фотоаппарат.

На перевале.

// vartumashvili.livejournal.com


Вид на Внутреннюю Хевсуретию.

// vartumashvili.livejournal.com


Трактора по дороге встречались несколько раз. Наверное, они тут всегда и стоят, а при необходимости выровнять завал или расчистить снег сюда приезжает водитель.

// vartumashvili.livejournal.com


Это вид назад, откуда я приехал. Буквально последние метры до высшей точки перевала, на другой стороне вид совсем другой.

// vartumashvili.livejournal.com


Верхняя точка перевала Медвежий крест (Датвисджвари) - 2676 метров над уровнем моря - отмечена металлическим сооружением, представляющем собой переплетение крестов различных форм. Посредине этой конструкции на цепях раскачивается колокол. По древнему обычаю в этом месте нужно поднять три тоста: за Бога, за ушедших и за удачную дорогу... Сверху открывается вид на всю Внутреннюю Хевсуретию и частично на Внешнюю, уходящую в Аргунское ущелье. Здесь на северном склоне Главного Кавказского Хребта, частью которого является Пшав-Хевсуретский хребет, начинается Северный Кавказ. Учитывая, что дорога, которой я еду, практически непроходима с сентября по май и единственным транспортным средством служит вертолет, поддерживающий связь с пограничными воинскими частями, попасть на северную часть хребта географически проще из России.

// vartumashvili.livejournal.com


На этой стороне совсем другой вид: меняется пейзаж, ландшафт и даже настроение. Ущелье отдает величием и какой-то тревогой. Возможно такое впечатление создалось от того, что я ехал один: песчинка среди огромных гор... Дорога повернула и пошла вниз, спускаясь к тонкой струе петляющей реки, через каких-то километров 15 воды этой речки окажутся в России, и, постепенно набирая силу, вольются в мощный Терек. Я продолжил движение строго на север теперь уже по знаменитому Аргунскому ущелью, за моей спиной осталась одна из гор хребта, в ледниках которой берет свое начало Аргун.

На спуске с перевала. Проехав немного против течения в сторону одной из вершин Хевсуретского хребта, я развернулся и поехал в противоположную сторону вдоль Аргуна. На этом снимке тоненькая змейка Аргуна уходит влево, где и зарождается в паре километров от этого места.

ПЕРЕВАЛ МЕДВЕЖИЙ.

Такое бывает - сутки напролет мелкий изматывающий дождь. Это скучно когда вы дома и смотрите в окно. Но это отвратительно, если вы, вместе со своей туристской группой, двигаетесь по маршруту через Восточные Саяны. Хорошо если вы не достигли перевала и вам не надо подниматься вверх, скользя на мокрых камнях. Однако и в лесополосе, вдоль по горной речки Кы-Зыр-Сук, идти по звериным тропам, хлюпая обувью полной воды - в этот период нет никакого удовольствия. Одежда не просыхает и с кустов, при ходьбе, на вас то и дело обрываются новые потоки воды. Есть только одно спасение - идти как можно быстрее и во всем действовать энергичнее. Только в движении жизнь. Только так вы спасетесь от простуды и не потеряете бодрости духа.
На стоянке первым делом заготавливаете дрова. Да не те, что валяются под ногами - эти насквозь мокрые и все равно гореть не будут. Берите только сухостой, который и под самым проливным дождем будет пылать. После этого ставьте палатки, а дежурные пусть готовят еду. Перед сном нужно переодеться в сухое. Потом забраться в палатку и, согреваясь друг о друга, отключиться до утра.
Вот одним таким вечером, укладываясь спать в мокрой палатке, я поспорил с Пашкой на три литра соку, что утром мы увидим солнце. Я спорил от отчаяния и злости, чтобы прогнать и сдвинуть с места подкрадывающуюся ко всем нам апатию. И Пашке было гарантировано 100% успеха. Он торжествовал и сглатывал слюну, хотя чтобы получить свой выигрыш ему предстояло пройти по труднейшему маршруту по горным хребтам Арадан и Ергаки, взять несколько перевалов и выбравшись в цивилизованный мир дойти до ближайшего магазина.
Но утром - о чудо! – первое, что мы увидели, выглянув из палатки - это солнце бесхитростно как младенец улыбающееся нам сквозь мокрые ресницы сосен. Настроение наше поменялось, как и погода, и даже нежданный проигрыш не расстроил Пашку.
Погода прояснилась, как нельзя вовремя. Из лесополосы мы вышли к каменному поясу горных перевалов. Они были расположены один за другим - Снежный, Медвежий и Знамя Юности.
Перевал Снежный мы преодолели без особых препятствий. На его плоском гребне кое-где, оправдывая название, несмотря на разгар лета, синело несколько островков снега. И было это тем удивительней, что высота здесь над уровнем моря едва ли достигала 2-х тысяч метров.
Мы взяли этот перевал без приключений, обратив мимоходом внимание на то, что на затвердевшем старом снегу четко отпечатались следы медвежьих лап. В эту пору мишки не бывают агрессивными. Такие "визитки" как эта нам приходилось встречать и раньше. Еще внизу, в лесной чаще, можно было ждать сюрпризов. А здесь, где не было растительности, а лишь голые камни - мы не придали этому обстоятельству серьезного значения.
Перевал Медвежий был совсем неподалеку посреди горных цирков. Мы прошли по камням совсем немного, когда он открылся перед нами. От него нас отделяло только великолепное горное озеро - насквозь прозрачное и холодное. В таких озерах нет растительности, и не водится ничего живого. С одного края оно было неглубоким и через него, прямо к перевалу, вел естественный мостик из валунов. По склону перед озером рос мелкий сухой и тощий кустарник.
- Наломаем здесь веточек, перейдем озеро, сделаем костерок, пообедаем и возьмем перевал! - сказал руководитель нашей группы. Время уже было за полдень. Стоило напомнить о еде, как в животах у всех радостно заворчало.
Мы быстро сложили две охапки сухих и ломких хворостин, и дежурные - Пашка с Ксюхой - перешли по мостику из камней через озеро к перевалу, чтобы разжечь костер и поставить котлы. Пока они переходили, мы наломали еще кустарника и двинулись вслед за ними.
Как вдруг один из нас, глянув вперед, сказал обыденным голосом: "О, медведь!"
Мы проследили направление его взгляда и обомлели. Ксюха с Пашкой уже перешли озеро (до них было метров 200) и поднимались с охапками хвороста и котлами на небольшую возвышенность. С другой стороны на эту же возвышенность навстречу им, невидимый ими, но видимый нами - неторопливо шел здоровенный бурый мишка. До нечаянной встречи оставалось секунд 10-15.
- Назад! - мы завопили хором, не сговариваясь - и наш дикий вопль эхом прокатился по горным вершинам.
Ни Ксюха, ни Пашка толком ничего не поняли. Однако по тону нашего крика они ощутили, что происходит нечто ужасное. Оксанка швырнула на камни хворост и бросилась, не оглядываясь к нам. Пашка, вслед за ней, тоже было бросив свою охапку и котлы, пробежал несколько шагов и вдруг повернул назад. Снова подхватил то и другое и, уже с грузом, перебежал к нам.
Мишка, очевидно напуганный нашим ужасным криком, не раздумывая, устремился через перевал. В течение 30 минут, замеряя по часам, мы с завистью глядели на его энергичную уменьшенную расстоянием фигуру, ни на минуту не прекращавшую подъем (нам бы бегать с такой скоростью!). Чтобы повторить вслед за ним это же восхождение нам понадобилось около 4-х часов.
Перебираясь через этот перевал, я и сломал свою гитару. Она была плотно пригнана у меня сзади поверх рюкзака. Я шел и тревожно вглядывался за отроги камней - не прячется ли там наш недавний знакомый? Споткнулся и с десяток метров проехал на спине.
На самой высокой точке перевала, у тура сложенного из камней, где туристские группы оставляют записки (упакованную в непромокаемые емкости, информацию о себе) мы и сложили обломки нашего походного музыкального инструмента, как память об этой нечаянной встрече.

Из всех посещенных в Грузии мест крепости-поселения Шатили и Муцо произвели на нас наибольшее впечатление. Сейчас, спустя полтора месяца после поездки, при воспоминаниях о Грузии чаще всего представляются именно эти две укрепленные деревни в Аргунском ущелье на самой границе с Чечней. Вспоминается непростая дорога, на которой мы пропороли два колеса острым, как нож, сланцем. Вспоминается перевал Медвежий крест с безлесными горами по обе стороны перевала. Серпантины раздолбанных дорог, размываемые горными потоками. Дома-крепости о трех-четырех этажах, в которых никто не живет. Склепы и башни на скалах...
Да, в Грузии много красивых мест, но Хевсуретия, если не самый красивый, то уж точно самый необычный регион в Грузии.

Дорога в Шатили и Муцо - это отдельный аттракцион, к которому нужно быть готовым. Проходима она только с мая по сентябрь. Стокилометровая дорога начинается от Жинвальского водохранилища, которое было построено в 1970-ые годы для обеспечения Тбилиси питьевой водой. При этом под водой оказались деревни, древние храмы и монастыри.

Первые километры пути сносные, даже встречаются куски вполне приличного асфальта. Дорога, обогнув водохранилище, петляет с берега на берег вдоль реки Арагви. Изредка встречаются села, вполне себе живые и ухоженные.

Вскоре в Пшавскую Арагви вливается Хевсуретская Арагви, место слияния отмечено скульптурой орла.

Немного спустя въезжаем в Хевсуретию (Хевсурию). Дорога начинает подниматься в горы и постепенно становится всё более убитой. Окружающий пейзаж между тем продолжает радовать.

Проезжаем заброшку: остовы домов и три тоннеля, пробитые в горах.

Зашла в один из тоннелей - по дну текли зловонные воды, продолжать дальше обследование штольни сразу пропало желание.

Эти тупиковые тоннели - остатки грандиозного советского проекта, так и не осуществленного. В 1984 году было принято решение, утвержденное К.У. Черненко, о строительстве Транскавказской перевалочной железной дороги. Эта ветка должда была стать новым БАМом и соединить Владикавказ и Тбилиси. Планировалось пробить самый длинный в Советском Союзе тоннель, под Главным Кавказским Хребтом, длиной около 35 км. Работы начали вести очень активно, даже изменили русло реки перед тоннелем, но в 1988 году прератили.
Так и остались стоять заброшенные тоннели памятником советскому недострою.

Потихоньку карабкаемся на перевал, то и дело останавливаясь для фотосессий.

На одной из остановок нас обогнал молодой красавец-джигит. Мы его снова увидим на следующий день уже в Муцо, в конце пути. Лошадь тут - самое подходящее средство передвижения.

Проезжающие машины приветствуют друг друга. "Братство Шатили", так мы назвали общность людей, которые прониклись горами и ущельями Хевсурии.

Кстати, были немало удивлены количеством машин по дороге в Шатили, мы-то думали, что здесь совсем дикие места. А тут машины одна за одной.

Горы по мере набора высоты лысеют, появляются заснеженные пики, впрочем, большую часть времени скрытые облаками.

Около перевала Медвежий крест оборудована небольшая парковка. Оставляем там машину и по крутой тропке поднимаемся к высшей точке перевала - 2700 метров. На самой высокой точке установлена металлическая конструкция из нескольких переплетенных крестов, посередине на цепях висит колокол. Звоним, фоткаемся для зачета:)

От перевала открывается вид на Внешнюю Хевсуретию. Это уже Северный Кавказ. Из Чечни сюда попасть было бы проще, чем из Грузии, если бы не граница. А так уже в сентябре дорога закрывается и местность оказывается отрезана от остального мира.

После перевала дорога начинает ощутимо портиться. Всё чаще покрытие грунтовки состоит из коварного сланца, острого, как бритва.То и дело видны следы обвалов, через дорогу текут настоящие реки.

Местность тоже меняется. Куда девалась легкомысленная обжитая Грузия? Тут горы пугающе безлюдны, а в воздухе разлита непонятная тревога.

Только многочисленные стада овец, с высоты похожие на хаотично двигающиеся рисовые зерна, показывают, что здесь бывают люди, по крайней мере, в летнее время.

Проезжаем башню Лебаискари. Пишут, что формой она похожа на Ингушские башни, но нам пока сравнить не с чем.

Вскоре мы спускаемся в Аргунское ущелье. Аргун, зажатый между скалами, ревёт и клубиться. Совсем скоро его воды окажутся в России, а потом вольются в мутный Терек.

Пятнадцать километров от перевала до Шатили мы ехали больше часа. И вот наконец видим цель поездки - деревню-крепость Шатили. Из-за замшелого цвета домов деревня почти сливается с окружающими горами.

Крепость Шатили построена на месте слияния реки Шатилисцкали с Аргуном.

Главная функция деревни - оборонительная. Но здесь также и жили, поэтому дома и башни построены таким образом, что можно спокойно перемещаться из одного строения в другое, не выходя наружу.

Башни сложены из плит шиферного сланца без всякого связующего раствора. Деревня обращена на север, в сторону Чечни.

Дома двух, трех и даже четырех и пятиэтажные. На первом этаже жители держали крупный рогатый скот, на втором обитали козы и овцы, а третий занимали сами хозяева, храня здесь же запасы сена.

Дома большей частью необитаемы, в одном из них устроен гест-хаус, еще в трех-четырех живут, а все остальные дома и башни открыты для посетителей.

Никаких запрещающих табличек о ветхих лестницах и обрывах, никаких указателей и пояснений, как было бы в Европе. Всё на твой страх и риск и абсолютно бесплатно.

Вдобавок в некоторых помещениях ещё сохранилась домашняя и хозяйственная утварь. От всего этого возникает впечатление "настоящести" места, словно на дворе позапрошлый век, ты зашел в гости к хозяевам, а они на минутку отлучились.

Впрочем, по лабиринтам деревни мы гуляли уже на следующее утро. День выдался тяжелым, приехав в Шатили, мы обустроили лагерь на берегу Аргуна и остаток вечера предавались отдыху.

А с утра обнаружили стоящее на ободе колесо:((Поставив запаску, пошли гулять по лабиринтам Шатили.

Жители Шатили, воинственные хевсуры, всегда сторонились остального мира, жили отрезанными от него. Без надежных провожатых и охраны не стоило даже близко подходить к этим местам.

Сохранились воспоминания путешественницы и журналиста Зинаиды Рихтер, которая побывала тут в в 1923 году. Когда она попросила выделить ей провожатого в Шатили, местные жители в Барисахо сказали ей: "Мы очень рады тебе, живи у нас, но проводить тебя в Шатили не можем, так как сами туда не ходим. Шатильцы убьют и нас, и тебя."
И только когда упрямая женщина сказала, что раз здешние мужчины такие трусы, то им надо ходить в юбке, а она пойдет одна, её проводили. Ночью.

Тут надо отметить, что во время описываемых событий воинственные хевсуры перессорились с жителями Барисахо и девять лет (!!!) были отрезаны от внешнего мира. Совсем, то есть ни один человек из внешнего мира не появился за это время в Шатили! И когда Рихтер оказалась в Шатили, хевсуры спросили: «А кто сейчас царь?» И были немало удивлены, узнав, что царя уже шесть лет, как нет, а есть власть Советов:))

У стен Шатили было два крупных сражения: в 1813 году, когда деревню сожгли, и в 1843 году, когда шатильцам удалось отбиться от войск имама Шамиля. Причем, в последнем случае хевсуры убили 100 человек, потеряв только двух.

У поверженных врагов хевсуры (в переводе с чеченского - жители ледников) отрубали кисти рук и прибивали их к дверям своих домов. Еще в тридцатые годы прошлого столетия высохшие руки украшали входы в жилища.

Умение сражаться холодным оружием всегда почиталось главным достоинством мужчины, а враги нападали не всегда, поэтому часть умений выплескивалась в местных конфликтах. До тяжелых ран, а тем более до убийства в сельских стычках дело доходило редко — ранить тяжело считалось неумением и даже трусостью. Высшее мастерство — лишь слегка оцарапать лицо. Существовал своеобразный прейскурант за нанесенные раны. Мерилом были ячменные зерна, которые укладывались в порез. Каждое зерно — баран.

Еще любопытно, как местные знахари избавлялись от боли:
«Если рана видна, ее надо почистить, подготовить к операции. Если раны нет, но у человека болит голова, нужно найти больное место. Для этого на голову клали тесто. На больном месте оно высыхает быстрее. Здесь и надо было разрезать кожу накрест, лопаточкой отделить ее, отогнув от черепа, и чистить кость железным скребком. Иногда приходилось соскребать до самого мозга.»

А это совсем за гранью:
У шатильцев есть охраняемый лес, который они называют Лес божественной милости. Каждый совершеннолетний шатилец заходит один раз в году в этот лес. Делает шатилец это в строго определенный день, который известен. Первыми заходят в лес шатильки — местные представительницы женского пола, одев на себя, при этом, самые великолепные одежды. Их они затем, однако, снимают, берут в руки и кладут под то или иное дерево, стоящее в указанном лесу. После этого заходят туда же — в место, где уже находятся женщины, — представители мужского пола селения Шатиль. Первая же представительница женского пола, которую увидит тот или иной шатильский мужчина, вошедший в Лес милости, должна стать там же его женщиной. Данное состояние, причем, продолжаться должно весь день.
Возможно, при этом, что окажется последняя — та, кто сидит в лесу, — матерью шатильского мужчины, подходящего к ней. Не исключено также и то, что увиденная представительница женского пола окажется его дочерью или его сестрой, или же, наконец, его супругой. В любом случае мужчина этот, вошедший в Лес милости, должен там совокупиться с той женщиной, которую он увидел в названном лесу первой. После этого они все, шатилийцы, которые оказались тогда в Лесу милости, возвращаются в свое селение — вечером, совершив обозначенную форму совокупления.

Хотя, скорей всего, это легенда, выдуманная поверженными чеченами.


Шатили сейчас активно восстанавливается. Например, сделали новые балконы, некоторые вроде как и не балконы вовсе, а восстановленные туалеты.


Шатили претендует на включение в число памятников Всемирного наследия, что, на мой взгляд, палка о двух концах - сделают дорогу, в разы увеличиться количество посетителей, посещение станет платным, пропадет аура места.

К слову, некоторое время назад назад Саакашвили уже предлагали сделать сюда приличную дорогу. Он отказался, аргументируя это тем, что по восстановленной дороге в Грузию сразу придут чеченцы:))


А мы тем временем поехали в Муцо, до которого от Шатили еще 12 километров плохой дороги.

На севере Восточной Грузии, высоко в ущельях Кавказских гор находится один из самых красивых и девственно чистых регионов – Хевсуретия (или Хевсурети). Этот край словно «оседлал» Большой Кавказский хребет, расположившись как по северному его склону, так и по южному. Из-за географического расположения Хевсуретия делится на Внутреннюю (южные склоны – Пиракети) и Внешнюю (северные склоны – Пирикити). Связывают эти два региона Архотский и Медвежий перевалы.

Хеви – в переводе с грузинского, означает «овраг», «ущелье». От этого слова и пошло название края, в котором много ущелий и гор.

К сожалению, сейчас, край отважных хевсуров, «благодаря» политике Советского Союза, практически, опустел. Жителей насильственно переселяли в долины. Во всем регионе осталась пара сотен семей, остальные горцы спустились ниже, в города и села равнинной Грузии. Может, потому и сохранила природа девственный вид, а это сильно привлекает туристов, особенно, из Европы.

На сегодняшний момент, Хевсуретия – самый малочисленный и практически неосвоенный регион. Это следует учитывать туристам, которые прогуливаются, уже в довольно большом количестве, по склонам этого края.

Хевсуры

Первые упоминания о суровом регионе с грозными и бесстрашными горцами датируются XV веком, однако это совершенно не значит, что Хевсуретия заселена в позднем средневековье. Недоступные ущелья, были заселены ранее, до сих пор важную роль в быте этого народа играли дохристианские традиции и обычаи.

Только в «Золотой век», во время правления царя Георгия III и его дочери царицы Тамары грузинские правители задумались об охране своих рубежей от северных соседей. Вот и стали использовать хевсуров в качестве пограничников. А вознаграждением за исполнение такого долга – служило освобождение от уплаты любых налогов в казну.

Гордые, подчиняющиеся особому кодексу чести, грозные и бесстрашные хевсуры, которые прославились своей воинственностью и храбростью во все времена воевали с соседями. Если хоть как-то можно было понять их неприязнь к северным мусульманским народам-соседям ингушам и чеченцам (хотя этнически, эти народы близки), то совершенно непонятна была агрессия против единоверцев: пшавов и тушинцев. Да что пшавы и тушинцы? Хевсуры неоднократно шли войной друг против друга пиракетские против пирикитских. А еще в народе культивировалась Кавказская вендетта (кровная месть), которая не позволяла стихнуть конфликту, даже если он разгорелся из-за пустяка.

Происхождение хевсуров

Ознакомившись с национальным костюмом хевсуров их бытом, российский этнограф Арнольд Зиссерман высказал гипотезу, что хевсуры являются сильно огрузинившимися потомками европейских крестоносцев. Такая гипотеза имеет под собой более серьезные основания, чем кажется.

Существует множество сохранившихся документов, свидетельствующих о контактах грузин с крестоносцами, хевсуры, вплоть до ХХ века носили кольчуги, что не свойственно кавказским народам. Хевсурский прямой меч также напоминает европейский. Сами горцы всегда подчинялись только грузинскому царю, не признавали никаких феодалов, жили родоплеменными общинами. Хевсурские воины представляли «элитные» отряды грузинских царей. Более того антропологически хевсуры отличаются от грузин и близки к европейцам.

Когда царская власть в Грузии ослабла, аргветские князья пожелали присоединить этот регион к своему княжеству. Однако это присоединение было чисто формальным.

В XIX веке регион претерпел страшные испытания.

Во-первых, поход Симановича в 1813 году. Армия генерала Симановича с тяжелыми боями огнем и мечом захватила Хевсуретию.

Во-вторых, в 1843 году на хевсуров пошли войной войска имама Шамиля, который требовал от горцев признания его власти и отречения от российского правления. Но шатильцы отказались, потеряв в бою 2-х человек, они убили более ста воинов имама.

В-третьих, чума 1850 года, которая скосила практически все население. Все село Анатори, кроме одного человека «переселилось» в могильники, которые сейчас являются одним из туристических объектов Хевсуретии.

Немалую роль в опустошении горного региона и его обезлюживании сыграла Советская власть. Позже некоторые горцы вернулись, но заселялись уже не в крепостях, а в обычных домах, где удобств больше.Так появился поселок Новый Шатили.

В 1942 году, когда ингушский и чеченский народ были репатриированы, хевсуров насильственно переселяли в их опустевшие села. Некоторые горцы, чтобы избежать репатриации бежали, они скрывались в горах, тогда проявился кодекс чести, хевсуры, жившие в домах ингушей и чеченцев, кормили беглецов тайно от государственных органов.

В 50-ых годах ХХ века, когда репатриантов вернули на свои земли, грузины добровольно оставили их дома и вернулись обратно в Хевсуретию.

Хевсуры на фото

К сожалению, сохранилось не так много старых фото. И если обычные национальные одежды можно и сейчас увидеть почти в каждом доме или отеле Хевсурети, то боевые наряды стали большой редкостью. Несколько фотографий можно увидеть на информационных щитах рядом с Шатили, Анаторийскими могильниками и Муцо. Ниже представленные кадры взяты оттуда.


Этнография и быт Хевсуретии

Как говорилось выше, горцы жили родоплеменными общинами. При этом народ делился как бы на две касты:

Воины, которые занимались набегами и грабежом, а также защитой своего имущества;

Пастухи и земледельцы, которые разводили скот и выращивали скудный, из-за климатических условий, урожай.

Так как по полгода хевсуры оказывались в снежном плену, то весь быт и инфраструктура исходили от этого. Их деревня представляла собой одну большую крепость, где башни и башенки крепились друг к другу и соединялись как явными, так и тайными проходами.

Крепости становились неприступными, их стены казались продолжением скал. Поэтому хевсуры практически не знали поражений от внешних врагов. Высокогорные деревни-крепости являются блестящими, уникальными памятниками грузинского строительного зодчества. Каждый род заселялся в своем ущелье, пользовался им и охранял его от набегов соседей.

Хоть все проживали в крепости, при этом каждая семья имела свою маленькую башенку.


Устройство хевсурского дома-башни. На нижнем этаже располагался скот. Второй этаж был кухней. Третий — спальней.

Связь с родичами поддерживалась через проходы как наружные, так и внутренние. Долгими зимними вечерами женщины шили, вязали и вышивали удивительной красоты народные костюмы. Почти на каждом элементе национального наряда вышивался или ввязывался крест. Мужчины поддерживали оружие в готовности, охраняли свою крепость.

Что посмотреть в Хевсурети

Хевсуретия – идеальный край для этнографического путешествия и треккинга (пеших походов), чем и пользуются туристы. В регионе имеется несколько значительных исторических и культурных памятников, а также сказочные природные ландшафты, на фоне которых фотографии становятся шедевральными. И в отличие от всем известной , здесь пока нет больших масс туристов. Что является несомненным плюсом.

К сожалению, туристическая инфраструктура пока на начальном уровне, но есть надежда, что все еще впереди. Так как в регион пока не провели нормальные дороги, рекомендуется ехать в Хевсуретию на внедорожниках. Для любителей треккинга разработаны красочные маршруты.

Классический популярный – Шатили-Муцо;

Новый, набирающий «обороты» Барисахо-Рошка- перевал Чаухи-лагерь альпинистов Джута;

Джута-Рошка.

Проходя по этим маршрутам высока вероятность встречи с другими путешественниками, особенно по выходным дням, так как эти маршруты привлекают местную молодежь.

Шатили

Шатили – является самым знаменитым в регионе средневековым городом-крепостью. Для его строительства было выбрано стратегически важное место. Расположенная на правом берегу Аргуни, крепость не только охраняет ущелье, но и контролирует тропинки, ведущие из Чечни, Ингушетии, Дагестана и Тушетии.

Сейчас, рядом с крепостью построен новый поселок, который и является главным населенным пунктом региона.

Туристов же интересует старая уникальная крепость, представляющая собой башенный комплекс, выполнявший функции жилого квартала и защитно-фортификационного сооружения. На данный момент крепость почти полностью реконструирована и бродить по ней очень интересно. За исключением нескольких башен старый Шатили пустует. Поэтому, вы без труда попадёте внутрь многих сооружений. Можно подняться на крышу что бы полюбоваться красивым видом и сделать запоминающиеся фото. В некоторых башнях полностью новые деревянные перекрытия и лестницы. А в некоторых до сих пор частично сохранились древние деревянные перекрытия и предметы быта.

Шатили находится на северном склоне региона. Туристы могут ходить по руинам крепости свободно, там не нужно покупать билеты для осмотра.

Первое свое серьезное поражение, Шатили потерпела от армии Симановича, который сжег ее вместе с соседними крепостями в 1813 году.

Между крепостью и новым поселком имеется поляна для ритуальных служб (святилище), которую называют Джвари. Испокон веков на территорию Джвари женщинам вход был запрещен. Однако, из-за возникающих многочисленных вопросов, хевсуры полностью огородили святилище от туристов. Хотя практически любой мужчина может войти туда, но лучше попросить разрешения. Повыше святилища имеется небольшая рощица, которая является отличным местом для привала.

Шатили часто становился «музой» поэтов и художников. Эту крепость воспевали в героических балладах, описывали в литературных произведениях, изображали на своих полотнах выдающиеся художники.

Анаторийские могильники

Анаторийские могильники памятники страшной чумы, а может – черной оспы, которая «скосила» хевсуров в середине XIX века. В могильниках до сих пор лежат человеческие кости в большом количестве. Рассказывают, что заболевшие сами, своими ногами шли туда, где на лавках ожидали своего часа. Могильник представляет собой небольшое одноэтажное строение. Попасть внутрь нельзя. Так как входа нет. В небольшие окна вставлена прочная решётка. За которой нашли последнее пристанище больные чумой. Впечатлительным людям лучше отказаться от посещения этого места.


Внимание! Могильники находятся на краю высокого обрыва. Будьте очень осторожны и внимательны когда будете их исследовать.

Муцо

Муцо – крепость, которая защищает северные границы страны. Крепость расположена севернее Шатили, их разделяет 12-километровая тропа, ставшая популярным треккинговым маршрутом. На внедорожнике проехать по ней можно. Но несмотря на небольшое расстояние, дорога занимает около часа.

По легенде Муцо была построена Великой царицей Тамарой, специально для охраны северных границ.

Другая легенда гласит, что крепость решил возвести великий хевсурский воин Торгвай. Ему на помощь пришли все хевсуры, они встали в ряд от поселка Анатори и начали передавать друг другу камни, так возвели за один день крепость Муцо.

Никто не знает, когда опустела крепость: то ли после разрушительного похода Симановича, то ли раньше, но к середине XIX века она была уже пуста. С развитием туристического бизнеса руины Муцо отреставрировали. По плану работы по восстановлению крепости должны быть закончены в 2018 году. В октябре, за пару недель до закрытия перевала, они ещё продолжались. Хотя большая часть была завершена.



Муцо в октябре 2018. Реконструкция почти завершена.

В 5-километрах от Муцо есть «деревня» Адроти, точнее, была. Сейчас там проживает всего лишь одна семья. Это крайняя деревня в регионе.

Перевал Медвежий крест

Перевал Медвежий крест (2677 м. над уровнем моря) расположен на одной из вершин Кавказского хребта и разделяет Хевсуретию на две части. Традиционно путники останавливаются на перевале, чтобы покушать и выпить три рюмки вина:

За умерших;

За удачное завершение пути.

Дорога по перевалу самая долгая и медленная часть пути, но виды которые открываются с него запомнятся вам на всю жизнь. Обязательно сделайте остановку на самой верхней точке перевала. Даже если не хотите выпить. Ни одно фото не передаст красоты и объёма пространства раскинувшегося перед вами. На пике, как правило прохладно и дует пронизывающий ветер.

Абуделаурские озера

Абуделаурские озера– достопримечательность Южной Хевсуретии, находится недалеко от деревни Рошка. Это три небольших озерца, их называют по цвету воды в них: Белое, Голубое и Зеленое.Разбросаны они на высоте от 2600 до 2800 метров над уровнем моря. От этих озер вытекают ручьи, образующие реку Абуделаури, которая и течет по одноименной долине. Путешествие по озерам может занять целый день.

Первым, путешественникам, вышедшим из Рошки, попадается Зеленое озеро, оно маленькое и малоинтересное. Называется так, потому что в воде отражается трава окружающего луга. У озера можно разбить палатку, если решено подниматься на перевал Чаухи.

Следующее на пути озеро Голубое. Оно особенно живописно в период полноводья, в то же время отмечается буйное цветение рододендронов. Окружают Голубое озеро не луга, а камни, оставшиеся после древнейшего вулканического извержения. Многие туристы предпочитают на этом озере останавливаться и разбивают лагерь. Особенно в выходные дни много посетителей у этого озера.

Белое озеро расположено в 200 метрах выше Голубого. Но путнику кажется, что оно находится совершенно в другой климатической и географической зоне. У Белого озера нет рододендронов, почти нет травы. Вокруг воды, цвета сильно разбавленного молока, почти нет ничего живого, лишь безжизненные россыпи камней. Озеро расположено на высоте 2815 метров, что делает его самым высокогорным озером, к которому может забраться простой путешественник. Только озеро Келицад расположено выше, но к нему могут добраться только альпинисты с профессиональным снаряжением.

Два нижних озера лежат на треккинговом маршруте к Джуте. Белое – остаётся немного в стороне.

Справка для туристов

Хевсуретия всегда привлекала любителей и профессионалов этнографов ведь почти до ХХ века, край жил своей жизнью, обособленно, соблюдая вековые традиции. Неприхотливые, даже аскетичные бытовые условия, а также ежегодно проводимые месяцы в снежном плену, формировали суровые нравы воинственного народа. Посылать войско на хевсуров, считалось – обречь армию на верную гибель.

Очень поучительны и интересны «Очерки Хевсуретии» А. Зиссермана, который интересовался этим регионом в 1851 году.

Горный край также был изучен и описан грузинским ученым Вахушти Багратиони.

Интерес к хевсурскому народу в начале ХХ века проявила известная пролетарская путешественница Зинаида Рихтер. Она добралась до Шатили и описала крепость.

Так как регион малоосвоен и пока не облагорожен, практически отсутствует интернет, телефон – единственное средство связи с владельцами гостиниц. Мобильный интернет в Шатили работает, но очень плохо. Лучше всего ловит магдти или джеоселл. За Шатили ни связи ни интернета практически нет.

Сезон в Хевсурети с конца мая до середины октября. Позже непогода и снег делают невозможным добраться туда на машине. Перевал закрыт. Раз в неделю летает вертолёт для пограничников и немногих жителей остающихся зимовать.

Что касается безопасности, хевсуры, несмотря на репутацию воинствующего народа очень гостеприимны. Гость для хевсура во все времена считался неприкосновенной личностью, поэтому со стороны людей в Хевсуретии можно видеть лишь улыбки и гостеприимство, готовность помочь и подсказать.

Тем не менее, в этом регионе есть некоторая степень опасности, которая может исходить от диких хищников, если таковые встретятся и… собак. Собаки в Хевсуретии пасут стада, а пастухи не всегда при них, поэтому как бы ни был велик соблазн, к барашкам лучше не подходить. Если при стаде будет пастух, он сам подойдет к вам. В принципе, собаки сами по себе не проявляют агрессию, но «береженого – Бог бережет».

Где остановиться в Хевсурети

Гестхаусы имеются только в некоторых селах – это:

Шатили, там самое большое количество домашних гостиниц большинство из них принадлежат представителям рода Чинчараули их около 12. Рошка (у Шоты Циклаури тел.+995 599 39-97-89);

Гудани (один гест у Дзилы Чинчараули тел +995 593 30-11-70);

Корша (у Мамуки Арабули, тел.+995 599 741 199 и Ламары Арабули тел. +995 595-54-62-36; +995 599-607-647) в этом же селе имеется магазинчик, в котором можно не только закупить припасов, но и заправиться.

Есть большая и красивая гостиница в деревне Джута, хозяева Нанука и Гигла Арабули (тел. +995 555 355 366).

Самый популярный и удобный для ночёвки – Шатили. Я для остановки выбрал достаточно новый гестхаус Твинс. Был самый конец сезона, когда туристов уже почти нет в этих краях и я не стал бронировать отель через букинг. Просто позвонил и договорился. Но по приезду оказалось, что кто-то успел забронировать мою комнату через интернет, и мне отдали другую. Чуть меньшую по размерам. Летом, в разгар сезона можно без бронирования вообще остаться без крыши над головой. Поэтому, мой совет – не рискуйте и бронируйте жильё заранее через букинг.

Учтите, что это простенькие сельские гестхаусы. Насколько я понял из общения с местными, там нет ни одного отеля, где были бы индивидуальные ванные комнаты. Их делают общими на весь дом или один на этаж. Учтите это и уточняйте предварительно. Так как в некоторых отелях указано, что есть индивидуальные, но факту оказались общие.

Так же обратите внимание на такой фактор как питание. У некоторых гестов цена заметно выше соседних, но при этом у них включено в стоимость двухразовое питание. Хотя на букинге указан только завтрак.

Список отелей в Шатили доступных для онлайн бронирования на букинге:

Shatili Guesthouse-Mziani — очень хорошие отзывы и высокий рейтинг -9,3.

Shatili Guest House — 8,4 общий рейтинг и 9,4 за персонал.

Shatili Guesthouse Twins — новый гестхаус. Работает с августа 2017. Я выбрал именно его для своей первой поездки в этот край. Расположение отеля отличное. В ста метрах от крепости. Дома совершенно новые. Хозяйки отеля – две приятные пожилые женщины. Общительные и отзывчивые. Куда можно сходить, что посмотреть в округе – всё рассказали.





Я брал проживание с завтраком и ужином, так как кафе в поселении отсутствуют. Ужин был богатый и вкусный. И завтрак и ужин приготовят во столько, во сколько вы пожелаете. Вообщем, мне всё понравилось и в следующий раз я остановлюсь у них же.

Jurkha’s Shatili Tower — здесь номера находятся в настоящей древней башне!

Doctor’s House — ещё одна новинка на букинге и пока без отзывов.

Shatili mzias guesthouse — так же как и предыдущие три гестхауса только недавно начали работать с букингом.

В регионе практически отсутствуют магазины, и нет кафе, поэтому еду и воду в пеший поход лучше брать с собой. Один из немногих гестов где есть на продажу напитки, включая алкоголь — Shatili Guesthouse Twins

Как добраться до Шатили (Хевсурети)

Хевсуретия на карте Грузии

Если смотреть на карту Грузии, то Хевсурети находится наверху, на границе с Россией. Её легко найти если провести от Тбилиси линию вертикально вверх.

На картах лучше всего ориентироваться по Шатили. Так как это главная и самая значимость региона. Что бы посмотреть на его расположение относительно Тбилиси или всей страны, просто уменьшите карту в масштабе.

Дорога Тбилиси — Шатили

Следует отметить, что ехать в Хевсуретию желательно только на внедорожнике. На легковых автомобилях и «паркетниках» лучше не рисковать. Из в Шатили отличная магистраль до , это около 50 км и машина их быстро проезжает. От Жинвальской ГЭС до Шатили дорога далеко не идеальна. Это обычная грунтовка. По состоянию на октябрь 2018-го в этом регионе прокладывали новую дорогу. Приблизительно с четверть расстояния была покрыта хорошим новым асфальтом. Вполне возможно, что в следующем году дорогу уложат до перевала. Но в любом случае, самая плохая часть пути начинается именно с перевала и поэтому, без внедорожника там никак.

Сначала путь пролегает по пшавскому региону, по ущелью реки Арагви. Определить где заканчивается Пшавия и начинается Хевсуретия легко, на условной границе стоит памятник орлу. Орел символ свободы и гордости, горцы часто себя сравнивают с этой птицей.

Поездка занимает много времени не только потому, что дорога плохая, но и потому что на каждом шагу возникает желание остановиться и фотографировать.

В поселке Корша можно посетить этнографический музей, который находится в здании, стилизованном под хевсурскую традиционную башню.

В селе Хахмати можно купить вкуснейший натуральный брендовый мед. После Хахмати начинается перевал Медвежий крест.

За перевалом Медвежий крест, по пути можно увидеть небольшой, но очень красочный водопад.

Фото Хевсуретии

Здесь фото с последней поездки в этот край в октябре 2018-го года. Во время нахождения в этом крае меня всё время не покидало ощущение, будто бы я опять приехал в Непал. Только горы чуть пониже и вокруг башни-крепости. Красота невероятная! И к тому же почти нет туристов! Впрочем, фотографии расскажут об этом более убедительно. В моём инстаграме @vic_tor_georgia можно найти видео снятые с дрона в Хевсуретии.

Фото Шатили