Заграничные паспорта и документы

Суэцкий канал: история и современность. Суэцкий канал – граница между двумя материками В каком году был построен суэцкий канал

Важнейший искусственный канал в , протянувшийся от до . Расположившись к западу от Синайского полуострова, он обозначает границу между двумя материками. Длина канала с подходными участками достигает 170 км. Этот судоходный канал входит в по версии нашего сайта.

Суэцкий канал берет свое начала в Порт-Саиде и тянется до одноименного залива в Красном море. Водный транспорт по нему может проходить в обе стороны. До открытия этой водной артерии перевозка товаров между Африкой и Евразией осуществлялась только сухопутным путем. Для судоходства канал был открыт во второй половине XIX века.

Согласно историческим фактам, канал здесь был проложен еще во времена 12-ой Династии египетских фараонов для того, чтобы соединять Нил с Красным морем. Достраивали канал многие последующие правители и даже персидский царь Дарий I, покоривший Египет. Во время правления халифа Мансура канал был полностью засыпан. О его восстановлении задумались в XVI веке н.э. во времена Османской империи.

Повторное открытие канала оказало неоценимое влияние на мировую торговлю. Во время Первой и Второй мировых войн Суэцкий канал не раз повергался вторжению и был частично разрушен. В настоящее время он является одним из главных составляющих бюджета Египта. Тарифы за провоз грузов по каналу повышаются каждый год.

Фото достопримечательности: Суэцкий канал

Современный Суэцкий канал – крупная водная артерия, соединяющая Средиземное и Красное моря. С этим сооружением связан еще целый ряд важных проектов. Суэцкий канал, где находится город Исмаилия, соединяется отдельным рукавом с рекой Нил.

В районе города Суэц проложен автомобильный тоннель, носящий имя генерала Ахмеда Хамди. Он пролегает под дном канала и обеспечивает автомобильное сообщение Африки с Азией. Над водной артерией проходит линия электропередачи, подвешенная на двух пилонах на высоте более 200 метров.

Построенный через канал в 2001 году мост три года удерживал статус крупнейшего вантового моста в мире. В 2004 году он уступил его виадуку Мийо в южной Франции.

Договоренность о постройке моста была достигнута во время визита президента Мубарака в Японию в 1995 году. Вантовый мост строился при поддержке японского правительства, а основным подрядчиком выступила фирма этой азиатской страны. Неофициальное название сооружения – мост египетско-японской дружбы. Он построен на 70-метровой высоте, длина его главного пролета – 404 метра.

Сегодня канал позволяет транспортировать грузы из Азии в Средиземноморье, минуя Африку. Ежегодно доходы от его использования приносят Египту по несколько миллиардов долларов. Это второй по значению источник пополнения государственного бюджета североафриканской страны.

История постройки: до Суэцкого канала

У Суэцкого канала был предшественник, сооруженный еще в древности. Его называют «Канал фараонов» или «Древний Суэцкий канал». Аристотель, Плиний Старший и Страбон приписывали идею канала фараону Сезострису. Это собирательный образ, который объединял в глазах греков и римлян египетских владык глубокой древности. Под Сезострисом иногда предполагают Рамсеса II.

По словам Геродота, строить канал начали при фараоне Нехо II (VI век до н.э.). Древний историк писал, что длина сооружения составляла четыре дня пути, а ширина позволяла плыть рядом двум боевым кораблям.

Нехо II не завершил сооружение канала. По словам Геродота, строительные работы погубили 120 тысяч египтян. Но правитель отказался от завершения конструкции после того, как услышал от оракула, что канал принесет больше пользы чужеземцам.

В VI веке до н.э. Египет стал частью персидской империи Ахеменидов. Царь Дарий I решил завершить работы по соединению Нила с Красным морем. Выяснили, что в «старом канале», вырытом при Нехо, уже нет воды. Царь смог мобилизовать на его сооружение ресурсы своей империи.

Дарий I лично приехал на открытие канала. Вдоль него стояли трехметровые стелы с надписью на нескольких языках. Они сообщали, что Дарий приказал прорыть канал, чтобы парусные корабли могли идти из Египта в Персию, «как я того захотел».

Другие авторы сомневались, что при Дарии I канал был закончен. Писали, что канал продолжали достраивать при Птолемее II (III век до н.э.). Инженеры этого царя смогли придумать водяные замки, которые предохраняли Нил от заполнения его соленой водой.

В последние века Античности сооружение было известно как «река Траяна» в честь великого императора Рима II века. В VII веке канал был засорен илом. Водный путь восстановили по приказу арабского полководца Амра ибн аль-Аса, завоевавшего Египет, или халифа Омара около 642 года до н.э. В 767 году по приказу арабского халифа аль-Мансура канал засыпали, чтобы по нему не шли поставки его врагам.

Около 1000 года ров пытались снова сделать судоходным, но новый канал быстро засорился песком. В конце XV века венецианцы предложили план соединения канала с Красным морем и Нилом, чтобы вести торговлю с Индией. Но план было трудно реализовать, а завоевание Египта османами похоронило его окончательно.

Во время Египетской кампании в 1798 году по приказу Наполеона велись раскопки и были обнаружены остатки древнего канала. Когда Наполеон стал императором, были попытки возродить канал, но они оказались неудачными. Причиной было то, что не учли глубину Красного моря.

Рождение Суэцкого канала

В 1830-е годы ряд европейских инженеров выдвигали свои проекты возрождения Суэцкого канала. В 1854 году турецкий хедив Египта Сеид-паша предоставил французскому инженеру Фердинанду де Лессепсу концессию. Она предполагала создание компании для сооружения канала, открытого кораблям всех стран.

Компания была открыта в декабре 1858 года, а в апреле 1859 года начала работы. Сооружение канала заняло десять лет. Для этого компания Суэцкого канала использовала принудительный труд египтян. Всего в его строительстве было задействовано около 1,5 миллиона граждан разных стран. Несколько тысяч рабочих погибли от болезней.

Создание водного пути не устраивало Великобританию, и она предпринимала меры по торможению проекта. Англичане придали огласке случаи использования «рабского труда» и заставили отказаться от привлечения к работе местных крестьян.

Официальное открытие Суэцкого канала состоялось 17 ноября 1869 года. Открытие осуществил Исмаил, новый хедив Египта и Судана. На торжественной церемонии присутствовала императрица Евгения, супруга императора Франции Наполеона III.

Первой канал должна была пересечь французская яхта «Aigle». Но в ночь перед открытием водного пути английский капитан Джордж Нэрс провел свое судно «Ньюпорт» мимо кораблей других стран. Так англичане оказались первыми. Нэрс получил от своего правительства официальный выговор и неофициальную устную благодарность.

Все работы были завершены только к 1871 году, и первое время по каналу ходило мало судов. Большинство акций компании Суэцкого канала принадлежали Франции. Долги вынудили Исмаил-пашу продать долю Турции французским акционерам.

В 1882 году Английские войска вторглись в Египет, и Великобритания сумела получить контроль над Суэцким каналом. Константинопольская конвенция объявляла его нейтральным под британским протекторатом. Контроль над ним пригодился англичанам во время обеих мировых войн. В 1956 году Великобритания вывела свои войска из Египта, и Суэцкий канал оказался под контролем этой страны.

Суэцкий канал – искусственный морской путь на территории Египта, отделяющий Евразию от Африки. Почти 150 лет он используется для кратчайшей транспортировки грузов из Средиземноморья в Индийский океан.

Суэцкий канал на карте отыскать очень просто. Он соединяет Средиземное море с Красным. С одной стороны Суэцкого канала находится портовый город Порт-Саид (на побережье Средиземного моря), а на другом — Суэц (на побережье Красного моря). Он «разрезает» самую узкую часть Суэцкого перешейка.

С 1956 года Суэцкий канал полностью принадлежит Египту. До этого им владела Всеобщая организация Суэцкого канала, принадлежащая Франции и Англии.

Размеры

В разных источниках можно найти различную информацию о длине, ширине и глубине Суэцкого канала. По последним данным, его длина, включая подходные участки и трассу, равна примерно 193 километрам. На всей протяженности Суэцкий канал имеет неодинаковую ширину и глубину. По официальной информации на глубине 11 метров ширина составляет 205-225 метров. В 2010 году максимальная глубина была 24 метра.


Цена за проход

Правила и цену плавания определяет Египет. Его бюджет во многом зависит от Суэцкого канала, ведь каждый год прибыль от использования этого водного пути составляет порядка пяти миллиардов долларов. Проход через Суэцкий канал является для владельцев судов наиболее предпочтительным, так как при использовании альтернативного пути, огибающего Африку, расстояние увеличивается на 8 тысяч километров, соответственно происходит большая потеря времени. К тому же есть вероятность нарваться на сомалийских пиратов. Стоимость прохода через канал зависит от веса груза, осадки судна, высоты груза на палубе, даты подачи заявки и прочих факторов, и составляет 8-12 долларов за тонну. Общая цена прохождения корабля с большим грузом может достигать миллиона долларов.

Роль канала в жизни Египта

Суэцкий канал имеет огромное значение для мирового рынка транспортировки грузов. Через него транспортируется около 20% всей перевозимой нефти и осуществляется около 10% всех мировых торговых грузоперевозок. Кроме того, на Суэцкий канал приезжают посмотреть и сделать фото туристы со всего мира, что тоже способствует увеличению бюджета Египта.


Модернизация Суэцкого канала

После того, как Суэцкий канал стал принадлежать Египту, правительство стало считать одной из своих основных задач его расширение, ведь его изначальная глубина была равна 8 метрам, а ширина – 21 метру.

Сейчас в планах правительства создание нового русла, которое будет проходит рядом с основным. Его длина составит 72 километра. Это позволит извлекать еще большую прибыль в связи с увеличением проходимость канала. Расширение должно сократить время ожидания прохождения пути до трех часов (сейчас это время составляет 11 часов) и в три раза увеличить количество судов, одновременно проплывающих через канал. Кроме того, появится огромное количество новых рабочих мест. На расширение планируется потратить несколько миллиардов долларов.


Обходные пути

Из-за высокой стоимости прохождения владельцы транспортных судов ищут альтернативные пути транспортировки грузов. Правительство Израиля предложило проложить обходной путь по своей территории. Это так называемое «шунтирование» канала. Однако этот маршрут невозможно сделать полностью водным, поэтому в планах есть строительство железнодорожного пути между городом Эйлат и Средиземноморским побережьем.

Росатомфлот также предложил заменить Суэцкий канал. Предположительно, в качестве замены можно использовать Северный морской путь, который соединяет Европу с Азией. Из-за таяния арктических льдов этот путь открыт более продолжительное время и, возможно, в ближайшем будущем, можно будет транспортировать грузы по территории России.


История строительства

Идея о проложении кратчайшего пути в воды Красного моря посещала жителей Египта еще много веков назад. Первые попытки были предприняты фиванскими фараонами в эпоху Среднего царства. Они хотели соединить Красное море с одним из притоков Нила.

История создания самого канала началась в конце VII – начале VI века до нашей эры. Найдены свидетельства Геродота, в которых говорится, что начал строительство фараон Нехо II, но до конца построил канал Дарий I век спустя. Дальше дела шли не очень хорошо. Реконструкция пути произошла в III веке до нашей эры под руководством Птоломея II Филадельфа. Углубление канала произошло через несколько веков по распоряжению императора Траяна, в период его правления в Африке. В VIII веке (в период завоевания Египта арабами) несмотря на то, что этот транспортный путь активно использовался, его засыпали.

В 1854 году французский бизнесмен Фердинанд де Лессепс решает возобновить историю Суэцкого канала. Так как в тот момент Франция имела большое влияние в Египте, ему было разрешено запустить этот процесс. Работы по строительству стартовали в 1859 году, канал был открыт через 10 лет. Большое количество жителей Египта были задействованы в принудительных работах, многие люди погибли от каторжного труда, обезвоживания и болезней.


В результате строительства экономика страны серьезно пострадала, что заставило Исмаила-пашу продать свою часть акций Всемирной организации Суэцкого канала англичанам. В 1882 году в этом месте расположилась британская военная база.

Хорошо знаешь историю географических открытий?

Проверь себя

Начать тест

Ваш ответ:

Правильный ответ:

Ваш резульат: {{SCORE_CORRECT}} из {{SCORE_TOTAL}}

Ваши ответы

Содержание (развернуть)

8 000 км — это много? А для коммерческих перевозок, где каждый километр обходится в энную сумму? В этом вопросе весь секрет Суэцкого канала . Одно из самых известных сооружений мира заслуживает пристального внимания. 160 км позволяют избегать 8 000 км пути вдоль побережья Африки. 86 морских миль - и вы из Средиземного моря попадаете в Красное. Из Европы в Азию.

Неплохо? Какова была бы судьба , будь у них этот кратчайший путь в богатую Индию? Что делал бы Христофор Колумб ? Как ни странно, но у генуэзца был шанс пройти к вожделенному краю пряностей через Аравийский перешеек. И несмотря на то, что открыли канал только 145 лет назад - в 1869 году, история идеи намного старше и интереснее!

Рождение идеи

Древние египтяне быстро почувствовали все преимущества географического расположения своей страны. Государство, возникшее на берегах Нила, могло с одинаковым успехом торговать с Месопотамией, Грецией, странами Африки и Азии. Но были и серьезные препятствия — Аравийская пустыня, например. Её бескрайние пески отделяли удобный для судоходства Нил от Красного моря. Народ, который построил пирамиду Хеопса и Карнакский комплекс, просто обязан был задуматься о строительстве удобных судоходных путей. Так, при фараоне Меренре I (2285 - 2279 гг. до н.э.) для облегчения доставки гранита из Нубии были прорыты каналы в обход порогов Нила.

Самое интересное для Вас!

Скорость больше не нужна

За постройку полноценного канала взялся фараон Сенусерт III. Однако из-за того, что все означенные события происходили около 1800 лет до н.э., нельзя с полной уверенностью сказать, получилось ли у амбициозного правителя воплотить свой замысел в жизнь. По некоторым данным, Сенусерт в гранитных скалах пробил канал длиной 78 метров и шириной 10, чтобы облегчить судоходство по Нилу.

Конечно, учитывая уровень технологий — это тоже солидно. Но современный Суэцкий канал — недостижимая высота. Некоторые источники (Плиний Старший, например) утверждают, что планы у Сенурсета были гораздо грандиознее - прорыть между Нилом и Красным морем судоходный канал в 62,5 мили (около 100 км). Не сделал он этого вероятнее всего потому, что придворные инженеры не смогли составить нормальный план.

Согласно их расчетам, уровень воды в Красном море был выше, чем Ниле, и канал «испортил» бы воду в реке. По очевидным причинам использовать шлюзы древние строители не могли. Позже ошибочность расчетов египтян доказал блистательный Фурье, а позже, на практике, подтвердили строители Суэцкого канала.

Суэцкий канал: предтечи

Только через тысячу лет фараон Нехо ІІ (ок. 600 г. до н. э.) попытался не просто повторить своих предшественников, но и превзойти их! К сожалению, подробных сведений о канале Нехо не сохранилось, но известно, что путь по нему занимал 4 дня. Этот путь проходил рядом с городами Бубастиса и Патума. Канал был извилист, так как перед Красным морем приходилось обходить скальные породы. На строительстве погибло 120 000 египтян (по данным античных авторов, однако это может быть преувеличением). Увы, работа так и не была закончена — жрецы напророчили каналу незавидную участь и фараон не стал искушать судьбу и противиться воле богов.

Почему египтяне с таким упорством пытались воплотить в жизнь столь масштабную идею? В 19 веке это очевидно - Суэцкий канал нужен, чтобы сразу выйти в Индийский океан, а не огибать Африку. Но египтяне едва ли выходили даже в Аравийское море. Да и жизнь в пустыне приучила их к сухопутным походам и экспедициям. В чем же причина? Все дело в экспансионистской политике. Вопреки общественным представлением, в Древнем Египте не только строили пирамиды и поклонялись котам. Египтяне были искусными купцами, хорошими воинами и осторожными дипломатами. А территории современных Сомали, Емена, Эфиопии были источником ценнейших товаров: мирры, ценной древесины, драгоценных металлов, ароматических смол, ладана, слоновой кости. Также были совершенно экзотические «товары»: фараон Исеси, к примеру, наградил своего казначея Бурдиду за то, что тот из Пунта привез правителю карлика.

Египетские правители использовали весь арсенал средств - торговлю, войско, дипломатию. Но почему не сухопутный путь? Зачем просто так убивать 120 000 подданных и тратить массу средств? Все дело в том, что с древних времен и до наших дней включительно, морской транспорт остается самым дешевым. Максимальная автономность, грузоподъемность, скорость - это все о кораблях, а не караванных путях. Египтяне это понимали и идеи каналов, подобных Суэцкому, постоянно посещали фараонов и ученых. Вот только жрецы сломали амбициозному фараону все планы. Этот проект был закончен, но уже совершенно другим правителем - Дарием І.

Персы, греки и арабы

Через сотню лет после фараона Нехо II именно Дарий закончил строительство канала, приписав себе, однако, несколько больше совершенного: «Я приказал вырыть этот канал от реки, которая называется Нил и течет в Египте, до моря, который начинается в Персии. […] этот канал был вырыт, поскольку […] корабли пошли из Египта через этот канал в Персию, как я намеревался». В действительности персидский царь только очистил от ила уже построенный египтянами путь и проложил остаток водного пути — так возник «дедушка» Суэцкого канала.

Но и тут не все так однозначно. Историк Страбон подает несколько другие данные: «Канал был прорыт Сесострисом [он же Сенусерт, 1800 г. до н. э.] первоначально еще до Троянской войны; некоторые, однако, утверждают, что это дело сына Псаммитиха [этим сыном был тот самый Нехо ІІ], который только начал работы и затем умер; позднее за это взялся Дарий I, который унаследовал производство работ. Но под влиянием ложного представления он бросил уже почти законченную работу, ибо его убедили, что Красное море лежит выше Египта, а если прокопать весь промежуточный перешеек, то Египет будет затоплен морем. Тем не менее цари из рода Птолемеев прокопали перешеек и сделали пролив запирающимся проходом, так что можно было по желанию плыть беспрепятственно во Внешнее море и возвращаться обратно».

Этот античный автор утверждает, что Дарий так и не закончил постройку канала. Увы, древняя история пестрит такими вот несоответствиями и едва ли можно указать на однозначно верный вариант. Однако участие Птолемея II (285 - 246 гг. до н. э.) в постройке канала не вызывает никаких сомнений. По воспоминаниям современников, канал был настолько широк, что там могли свободно разминуться две триеры (ширина такого корабля около 5 м.), а это солидные цифры даже для современного сооружения. Именно этот правитель закончил строительство знаменитого Фаросского маяка (одно из 7 чудес света), да и вообще много средств выделял для экономического развития страны. Через тысячелетия Египет станет родиной нового Чуда света — Суэцкого канала.

После Птолемея канал достался римлянам вместе с Египтом. Очередное его масштабное восстановление организовал император Траян. Позже этот путь забросили и использовали лишь эпизодически для локальных целей

Вновь по-настоящему оценили возможности канала арабские правители. Амр ибн аль-Ас создал, благодаря каналу, прекрасный путь снабжения Египта продовольствием и сырьем. Торговая функция канала изменилась в пользу инфраструктурной.

Но в конце-концов халиф Аль-Мансур в 775 году закрыл канал из-за политических и военных соображений. Канал без должного обслуживания приходил в упадок и только некоторые его части заполнялись водой во время ежегодных разливов Нила.

Наполеон. Куда же без него!

Только через тысячу лет, во время пребывания Наполеона Бонапарта в Египте, о проекте вновь заговорили. Амбициозный корсиканец задумал восстановить канал, ведь в перспективе он хотел получить форпост между Британией и ее колониями в Индии, и такой элемент инфраструктуры было грех упускать. Суэцкий канал, его образ, идея — всё это незримо витало в воздухе. Но кто бы мог воплотить эту технологически и экономически колоссальную задумку?

Высадившись в Египте в 1798 году, Бонапарт смог легко разбить египетские войска. Не ожидая серьезного противодействия со стороны турок, он начал планировать обустройство будущей колонии. Но Османская империя не желала видеть корпус из 30 000 французов у себя на юге, поэтому обратилась за помощью к Великобритании. Владычица морей подавно не хотела усиления Франции, тем более если это грозило ее колониальным интересам. Гениальный Нельсон сумел нанести французам поражение при Абукире.

Лишившись поддержки флота на Средиземноморье, Наполеон оказался в западне и ему было уже не до канала. Надо было спасать солдат и спасаться самому. А в это время инженер Лепер, которого Бонапарт привез из Франции, составлял проект канала. Но готов он был только в 1800 году — Наполеон был уже во Франции, отказавшись от завоевания Египта. Решения Лепера нельзя назвать удачными, ведь его проект опирался отчасти на старый путь, проложенный ещё Дарием и Птолемеем. Кроме того, канал был бы непригоден для прохождения судов с большой осадкой, а это сильно сказывалось на перспективе такого «короткого пути» из Европы в Азию.

Первые шаги к Суэцкому каналу

В 1830 году Фрэнсис Чесни, британский офицер, в лондонском парламенте предложил идею постройки канала через Суэцкий перешеек. Он утверждал, что реализация подобного проекта серьезно упростит англичанам путь в Индию. Но к Чесни никто не прислушался, так как к тому времени англичане были заняты налаживанием наземной транспортной инфраструктуры на перешейке. Конечно, сейчас нам подобная схема кажется бессмысленной, из-за трудности и неэффективности подобного подхода.

Посудите сами — яхта или корабль, прибывший, допустим, из Тулона, высаживал пассажиров в Александрии, где они частью по суше, частью по Нилу добирались до Каира, а потом через Аравийскую пустыню до Красного моря, где вновь занимали места на другом корабле, который шел в Бомбей. Утомительно, не правда ли? А если посчитать стоимость подобного маршрута для перевозки товара? Тем не менее, проект Чесни был отвергнут, тем более в 1859 году была достроена прямая железная дорога через перешеек. Куда там какому-то Суэцкому каналу!

В 1833 году идеей канала живо заинтересовалось французское утопическое движение сенсимонистов. Несколько энтузиастов разработали план постройки, но Мухаммед Али-паша (правитель Египта) не был настроен на поддержку подобных проектов: на море Египет еще не оправился от последствий Наваринского сражения , а на суше нужно было воевать с турками. Время идеи еще не пришло.

Фердинанд родился в 1805 году в семье дипломата, что, собственно, и предопределило его карьеру. В 20 лет он был назначен атташе в посольстве Франции в Лисабоне, где работал его дядя. В это время часто ездит в Испанию и навещает свою двоюродную племянницу Евгению. Ее лояльное отношение к дядюшке Фердинанду еще сыграет свою роль. Чуть позже, не без помощи отца, он получил место в составе французского дипломатического корпуса в Тунисе. А в 1832 году его отправили в Александрию, на пост вице-консула. Именно здесь Суэцкий канал берет начало своей истории.

Еще во Франции де Лессепс ознакомился с работами сенсимонистов и вошел в их круг. В Египте он близко общался с Бартелеми Анфантеном, главой секты сенсимонистов. Естественно, идеи реформирования Египта и масштабных строек не могли не посещать достаточно радикального Анфантена. Тем более, что в это же время проевропейские реформы начал проводить Мухаммед Али. Бартелеми, очевидно, делился мыслями с молодым вице-консулом. Вполне возможно, что он делает это не только из чистого интереса, но и потому, что де Лессепс успешно продвигается по службе — в 1835 его назначили генеральным консулом в Александрии.

В это же время произойдет еще один примечательный факт, который во многом решит судьбу канала: Мухаммед Али предложит де Лессепсу заняться образованием своего сына, Мухаммеда Саида. До 1837 года Фердинанд работал в Александрии, формально консулом, а де-факто еще и репетитором.

За пять лет в Египте Лессепс оброс связями среди египетских чиновников и неплохо разбирался в местной политике. Позже француза отправили в Нидерланды, а еще позже — в Испанию. В 1849 году Фердинанд был в составе французского дипломатического корпуса в Риме, где решались вопросы, связанные с итальянским восстанием. Переговоры были провалены, а де Лессепса сделали козлом отпущения и отправили в отставку.

Бывший дипломат жил себе спокойно в своем поместье, а в свободное время работал с материалами, которые собрал во время своего пребывания в Египте. Особенно нравилась ему идея постройки канала через Суэцкий перешеек. Фердинанад даже отослал проект канала (назвав его «Канал двух морей») на рассмотрение Аббас Паши, правителя Египта. Но увы, отклика так и не получил.

Через два года, в 1854 году, на египетский престол взошел Мухаммед Саид. Как только де Лессепс узнал об этом, он сразу отправил поздравления своему бывшему ученику. Тот в ответ пригласил бывшего консула в Египет и 7 ноября 1854 года Фердинанд де Лессепс был в Александрии. В своей дорожной сумке он держал проект «Канала двух морей», рассчитывая показать его Саиду. Время идеи пришло.

Великий комбинатор

В литературе де Лессепса часто называют авантюристом и хитрым дельцом. Связывают это, правда, больше с постройкой Панамского канала, но и в Суэцком проекте он отметился. Дело в том, что 30 ноября 1854 года Саид-паша подписал концессионное соглашение о строительстве канала (дополненное в 1856 году). Условия соглашения, предложенного Фердинандом, были крайне невыгодны для Египта. Именно поэтому он заслужил сравнение с незабвенным Остапом Бендером. Но если посмотреть на ситуацию с точки зрения средины 19 века, все становится на свои места. Европейцы воспринимали азиатские и африканские страны исключительно как колонии — уже оформившиеся, либо потенциальные. Де Лессепс был прилежным учеником и следовал европейской политической парадигме. Едва ли уместно говорить о несправедливости, если ее как таковой не существовало.

Но что же было в том соглашении? В чем просчитался Саид-паша?

  • Все земли, необходимые для постройки, переходили в собственность компании.
  • Все оборудование и материалы, которые ввозили из-за границы для строительства не облагались пошлинами.
  • Египет обязывался обеспечить 80% необходимой рабочей силы.
  • У компании было право выбирать на государственных рудниках и карьерах сырье, забирать весь необходимый транспорт и оборудование.
  • Компания получила право владеть каналом на протяжении 99 лет.
  • Египетское правительство будет получать от компании ежегодно 15% чистого дохода, 75% уходит в пользу компании, 10% в пользу учредителей.

Выгодно? Как для колонии — вполне, но не более. Возможно, Саид-паша просто не был хорошим правителем. Он тоже проводил реформаторскую политику, но ему не хватало прозорливости отца. В итоге он отдал ценнейший канал в руки колонистов-европейцев.

Суэцкий канал, на старт, внимание… марш!

Окончательный проект Суэцкого канала со всеми необходимыми чертежами и расчетами был предоставлен в 1856 году. Только через два года — 15 декабря 1858 года была основана «Universal Suez Ship Canal Company». Прежде чем приступить к непосредственному сооружению канала компания должна была получить финансовую поддержку — для этого Фердинанд начал выпускать акции.

Всего он выпустил 400 000 ценных бумаг, которые надо было кому-то продать. Лессепс сначала попытался привлечь британцев, но не получил ничего кроме насмешек и запрета продажи акций «Suez Canal Company». Консервативность британцев в этот раз сыграла против них. Полагаясь на железную дорогу через Аравийский перешеек, они упустили замечательный судоходный путь. В Австрии и Пруссии идея тоже не стала популярной.

Зато в родной Франции акции пошли «на ура» — средний класс активно скупал бумаги по 500 франков за штуку, надеясь в будущем получить неплохие дивиденды. 44% акций выкупил Саид-паша, а еще 24 000 были проданы Российской империи. В результате фонд компании составил 200 000 франков (примерный курс: 1 франк 1858 года = 15 долларов США 2011 года). 25 апреля 1859 года начались строительные работы на месте будущего Порт-Саида.

Строительство Суэцкого канала продолжалось десять лет. Нет точной оценки количества задействованных рабочих. По разным данным канал строили от 1 500 000 до 2 000 000 человек. Из них несколько десятков тысяч (или сотен, никто не считал) умерли. Главной причиной этого был непосильный труд и ужасная антисанитария. О чем можно говорить, если нормальный канал для обеспечения стройки пресной водой построили только в 1863 году! До этого воду регулярными «рейсами» доставляли 1600 верблюдов.

Что интересно, Великобритания активно выступала против использования, фактически, принудительного труда на Суэцком канале. Но не обманывайтесь на счет политиков Туманного Альбиона — ими руководило отнюдь не человеколюбие. Ведь англичане не гнушались абсолютно так же использовать египтян при прокладке своей железной дороги (об этом с возмущением писал Лессепс в письме британскому правительству). Все дело было в экономических интересах — Суэцкий канал серьезно облегчал судоходство между Европой и Индией, богатейшей колонией британцев. Именно поэтому Лондон постоянно давил на турецкого султана и Францию, не давая компании спокойно работать. Доходило до того, что нанятые британцами бедуины пытались поднять восстание среди строителей канала! Турки и французы не хотели ссориться с Британией, так как совсем недавно они вместе воевали против России и терять такого могущественного союзника им не хотелось.

В 1863 году скончался Саид-паша, на египетский престол взошел Исмаил-паша. Новый правитель захотел пересмотра концессионного соглашения и стройка почти остановилась. Над Суэцким каналом повисла серьезнейшая угроза. Но Фердинанд де Лессепс был дипломатом, пусть и не блестящим. А что за дипломат без туза в рукаве? Фердинанд обращается к Наполеону III, правда не напрямую, а через племянницу Евгению, жену французского императора. Третейский суд под руководством Наполеона пересмотрел условия соглашения и вернул египетскому государству земли, перешедшие к компании. Кроме того, были отменены льготы по пошлинам и право компании на привлечение крестьян к строительству. Но и здесь компания извлекла пользу — в качестве компенсации за изменение условий соглашения Египет выплатил компании 3,326 млн египетских фунтов в 1866 г и 1,2 млн в 1869 году. Но самое главное — Суэцкий канал начал строиться! Сам идейный вдохновитель Лессепс участвовал в открытии — 25 апреля 1859 года проект сдвинулся с мертвой точки.

16 км/год

Лессепс планировал построить канал за 6 лет, но работы хватило на все 10. Из-за недостатка технических средств работа продвигалась достаточно медленно. Ручной труд неквалифицированных рабочих в условиях пустыни — не лучший способ сооружения гигантских каналов. Но приходилось довольствоваться тем, что есть. На заключительном этапе использовали экскаваторы, которые существенно ускорили работу.

Лессепс упоминал, что за один месяц шестьдесят таких машин извлекали 2 млн м3 земли. Всего же, по оценкам Администрации Суэцкого канала, объем земляных работ составлял около 75 млн м3 земли. Почему такое несоответствие в данных? Несложно подсчитать, что если бы землеройные машины работали на Суэцком канале все 10 лет, то можно было извлечь 240 млн м3. Дело в том, что действительно современное техническое оснащение появилось у компании только под конец строительства.

Суэцкий канал начинался у Средиземного моря, потом по прямой до озера Тимсах и высохших Горьких озер. Оттуда заключительный отрезок шел до Красного моря, к городу Суэц. Интересно, что Порт-Саид был основан как поселение строителей в 1859 году. Сейчас это крупный город с полумиллионным населением, который играет важную роль в обслуживании Суэцкого канала.

В 1869 году работы были завершены. Суэцкий канал готовился к открытию. Это действительно был технологический прорыв — длина нового канала составляла 164 км, ширина 60-110 м. по водному зеркалу и 22 м. по дну, глубина 8 м. Шлюзов не было, что серьезно упростило постройку. Несмотря на то, что формально канал был построен, перманентные работы по углублению и расширению, по большому счету, не прекращались никогда — канал не был приспособлен для больших судов. Часто, чтобы разминуться, один из кораблей швартовался у специального причала (они были построены через каждые 10 км) и пропускал другой.

Но это все частности. Главное что Лессепс и его компания доказали, что канал через Аравийский перешеек построить можно. Исмаил-паша устроил грандиозные торжества в честь открытия Суэцкого канала — было потрачено больше 20 млн франков (эти неумеренные траты, кстати, сильно ударили по бюджету страны)! Гвоздем программы должна была стать заказанная у Верди опера «Аида», но композитор не успел написать ее, поэтому гости «довольствовались» роскошным балом.

Среди приглашенных были представители монарших семей с Австрии, Пруссии, Нидерландов, любимая племянница Лессепса Евгения. Россию представлял посол и знаменитый художник-маринист Айвазовский . На 16 ноября 1869 были запланированы празднества, а 17 ноября Суэцкий канал был открыт!

Суэцкий канал — важнее с каждым годом

В 1869 году на реке Клайд был спущен на воду знаменитый клипер Катти Сарк . По иронии судьбы в этот же год открыли Суэцкий канал, «убийцу» скоростных клиперов. Теперь не было надобности в этих стремительных красавцах — приземистые грузовые пароходы успевали перевезти больше груза в тот же срок благодаря творению Лессепса.

Но Суэцкий канал — это не только лирика, но еще и политика. Вскоре после первых рейсов англичане поняли, какой лакомый кусочек они упустили. Наверное, так и остались бы гордые сыны Альбиона с носом, если бы не отсутствие элементарных навыков финансиста у Исмаил-паши. Любовь к непомерной роскоши правителя во всем (вспомним и то самое празднование в Порт-Саиде) серьезно пошатнули финансовые позиции Египта. В 1875 году все 44% акций, принадлежавших Исмаил-паше (они перешли ему от Саида, его предшественника) были выкуплены Великобританией за 4 млн фунтов стерлингов (если эту сумму конвертировать в фунт 2013 года, то получим 85,9 млн фунтов). Компания стала, фактически, франко-британским предприятием.

Значение Суэцкого канала очень ярко показано на примере соглашения 1888 года. Тогда девять великих государств Европы (Германия, Австро-Венгрия, Россия, Великобритания, Нидерланды, Турция, Франция, Испания, Италия) подписали конвенцию для обеспечения свободного судоходства по каналу. Канал был открыт для доступа всем торговым и военным судам в любое время. Было запрещено блокировать канал или вести в нем военные действия. Уж если на войне, где нет правил, так соблюдали неприкосновенность этой магистрали, можно представить, какую важную роль он играл.

С каждым последующим годом нагрузка на Суэцкий канал постоянно увеличивалась, он был важнейшим элементом инфраструктуры, который позволял за пару недель попасть из Средиземного моря в Азию. Египтяне были устранены от управления каналом, все ключевые посты занимали французы и британцы. Безусловно, такое положение сильно било по чувству национального самосознания египтян. Но в открытый конфликт это вылилось лишь в средине ХХ века.

Перед Второй мировой (в 1936 г.) британцы добились права держать войска у канала для его защиты. Во время войны союзники костьми ложились, но держали у Эль-Аламейна оборону, стараясь не пустить Роммеля к Суэцкому каналу. Это был действительно стратегический объект, который прикрывал ближневосточную нефть и Азию. Но после войны значение канала серьезно изменилось. Колониальные империи отошли в небытие, зато экспорт нефти возрос во много раз. К тому же начала накаляться атмосфера в арабском мире в связи с провозглашением Израильского государства.

В 1956 году британо-французский десант занял Порт-Саид. В то же время с севера на Египет наступала израильская армия. Причиной вторжения европейский войск была попытка президента Египта Гамаль Абдель Насера (героя антимонархической революции 1952 г.) национализировать Суэцкий канал. Несмотря на тяжелейшие потери и временное перекрытие канала (1956-1957 гг.), Насер достиг своей цели и канал стал стратегически важным объектом экономики Египта.

После Шестидневной войны 1967 года канал был закрыт на 8 лет. В 1975 году операцию по очистке и разминированию Суэцкого канала проводили силы ВМФ США и СССР. Простой канала был тяжелым ударом по экономике. И Египет смог его пережить только благодаря помощи других Арабских государств.

На 8 лет (1967-1975 гг.) в Большом горьком озере (по которому проходит Суэцкий канал) были заперты 14 судов: они не успели выйти из канала до его блокады. Их назвали «Желтой флотилией», как говорят — из-за песка, которым были занесены палубы.

Данное сооружение является искусственным судоходным каналом, открытым для движения морских судов в 1869 году. Находится Суэцкий канал на территории Египта и служит водоразделом между Евразией и Африканским континентом, имеет важнейшее стратегическое и экономическое значение. Доход от его эксплуатации является одной из первостепенных статей в египетской экономике, сравнимой с финансовыми поступлениями в сфере туризма.

По заявлению управляющего, только в 2011 г. транзит через него составил более 17 тыс. судов, пополнив при этом египетскую казну на сумму в 5 млрд долларов.

Строительство Суэцкого канала

Суэцкий канал на карте (кликабельно)

История строительства уходит своими корнями в далекое прошлое. Мысль о водном пути через Суэцкий перешеек не давала людям покоя с глубокой древности. Согласно рукописям античных историков канал, соединяющий между собой правый рукав Нила и Красное море, стремились прокопать еще древнеегипетские фараоны в эпоху Среднего царства (II тыс. до н. э.).

В конце XV века венецианские купцы также просчитывали возможности прокладки канала от средиземноморского побережья в сторону Суэцкого залива, однако их замыслам не суждено было осуществиться.

Особенно остро проблема отсутствия короткого морского пути из Европы в Индийский океан возникла во второй половине XIX века. Человечество в ту эпоху переживало период масштабного колониального раздела. Территория Северной Африки, ближайшая к Европе часть континента, была лакомым куском для ведущих колониальных держав того времени — Англии, Франции, Германии и Италии. Египет же являлся объектом соперничества между Великобританией и Францией.

В то же время и главным противником строительства являлась Британия. На тот момент она — обладательница мощнейшего флота. Под ее контролем находился морской путь в Индию, лежавший через самую южную точку Африки, мыс Доброй Надежды. После открытия канала по нему бы пошли суда Франции, Германии, Испании, Голландии и других государств, которые являлись серьезными конкурентами Англии в ее морской торговле.


Строительство Суэцкого канала (кликабельно)

Но все же исторический день настал. 25 апреля 1859 года главный лоббист (выражаясь современным языком) строительства французский юрист и дипломат Фердинанд де Лессепс лично, с киркой в руках, положил начало великой стройке.

Со временем, для ускорения строительства задействовали передовые технологии того времени, земснаряды и экскаваторы. В целом строительство Суэцкого канала велось 10 лет и стоило жизни 120 тысячам рабочих. В общей же сложности в работах принимало участие до полутора миллионов человек.

В итоге было вынуто 75 млн кубических метров земли. Длина Суэцкого канала составила 163 км, ширина 60 метров, а глубина 8, чего с лихвой хватало для беспрепятственного прохождения судов.

За время строительства, вдоль берегов будущего сооружения выросло множество рабочих поселков, некоторые из них со временем переросли в крупные города: Порт-Саид, Порт-Фуад, Суэц и Исмаилия. В наше время, бо́льшая часть их взрослого населения задействована в его обслуживании.


Суэцкий канал: фото из космоса (кликабельно)

17 ноября 1869 состоялось торжественное открытие Суэцкого канала. Сроки движения кораблей из Европы в Индию существенно сократились. Первое время, для его прохождения, морским судам было нужно около 36-ти часов, но спустя недолгое время, с марта 1887 г. ситуация изменилась. Судам, которые были оснащены электрическими прожекторами, разрешили и ночную навигацию, что сократило время прохождения в два раза. В 1870 г. через Суэцкий канал совершили проход 486 грузовых и пассажирских кораблей.

Следует отметить, что всем известную статую Свободы, являющуюся символом США, сначала планировали установить в Порт-Саиде, и называться она была должна «Свет Азии». Однако египетское руководство решило, что перевозка статуи из Франции и последующая ее установка являются слишком затратным мероприятием.

Второй Суэцкий канал

Строительство второй очереди Суэцкого канала началось совсем недавно, в августе 2014 г., а уже 25 июля 2015 г. состоялась его пробная эксплуатация. Строительство параллельной ветки было вызвано тем, чтобы обеспечить двустороннее бесперебойное движение судов в обе стороны. Длина нового составила 72 километра.

Торжественная церемония по случаю его открытия состоялась 6 августа 2015 года. Президент Египта прибыл к месту проведения процедуры на борту яхты «Аль-Махруса», той самой, которая стала известна как судно, первым прошедшее в 1869 году по старому Суэцкому каналу.

Суэцкий канал видео