Заграничные паспорта и документы

Замок ласточкино гнездо где находится. История и легенды замка Ласточкино гнездо. Активный отдых в окрестностях

История замка на скале

Ярко высвечен на фоне моря и неба знаменитый готический замок над обрывом - «Ласточкино гнездо». Неброско, почти затаенно, как все по-настоящему ценное, темнеет за ним юго-западный отрог мыса Ай-Тодор. О Ласточкином гнезде сложено много легенд, но и реальная его история интересна.

Загадочной романтикой средневековья овеян замок из серого камня с изящными готическими башенками, расположенный на самом краю обрывистой скалы. Ежегодно он привлекает к себе сотни тысяч туристов, стремящихся рассмотреть вблизи миниатюрную жемчужину архитектурного гения, являющуюся сегодня символом Южного берега Крыма. Сегодня Ласточкино гнездо служит эффектным украшением и достопримечательностью крымского полуострова.

С конца XVIII века, после присоединения Крыма к России (1783 год), состоятельные люди стали покупать на Южном берегу земли, строить дворцы, закладывать парки. Стало традицией приезжать в Крым на отдых. Приезжие, будь то владельцы имений с их семьями и гостями или люди победнее, которым Крым нужен был для лечения, любовались берегом и в каждое название невольно вкладывали отношение первооткрывателей того, что давно открыто.

Аврора у древних римлян - богиня утренней зари . Назвать скалу ее именем могли, скорее всего, люди, которые приезжали и приходили сюда на рассвете, чтобы встретить восход солнца. Они были мирными гостями на этой земле и продолжили бесконечную, как сама вселенная, традицию поиска красоты. Мы с вами - их наследники.

Первым известным строением на Аврориной скале считается деревянная дача »Генералиф» («Замок любви»). Ее хозяином был неизвестный генерал , участник Русско-турецкой войны 1877-1878 годов, и, как видно, романтик. Ведь, будучи уже в генеральском возрасте, он дал своей даче название «Замок любви» ! Какие причины навеяли такое романтическое название: красота окружающей природы, восторженные мечты или земное чувство любви к женщине, - нам неведомо. Можно только пофантазировать об истории позднего, печального и грешного чувства, ради которого и выстроили на труднодоступной скале это пристанище. Кто был рядом с хозяином звездными ночами, кого будила, кого утешала богиня утренней зари?

Сейчас остается только предполагать, что именно вдохновило генерала-романтика на столь неожиданное решение. Быть может, к строительству небольшой деревянной дачи его побудил не только очаровательный крымский пейзаж, но и рассказы старожилов о некогда располагавшемся на этом месте святилище богини Девы, которой поклонялись местные аборигены – тавры. Возможно также, что на эту мысль его навело особое дерево. По преданию, оно росло на том месте, где сейчас расположен замок, прямо из каменного монолита, пробив для себя отверстие, равное диаметру ствола. Кто знает, а может быть, причиной была одна из забытых ныне крымских легенд о богине утренней зари – Авроре, в честь которой и была названа скала.

Как бы там ни было, а живописная местность впечатлила бывалого воина и вдохновила его на строительство. Каждый день генерал поднимался на скалу, где проводились работы, и следил за тем, чтобы в точности выполнялось каждое его требование. И вскоре скалу увенчала небольшая, но уютная одноэтажная дача, получившая свое первое название – Генералиф.

«Замок любви» на труднодоступной скале привлекал внимание, его изображали на своих полотнах художники-маринисты И.К. Айвазовский (1817-1900), Л.Ф. Лагорио (1827-1905), А.П. Боголюбов (1824-1896). Разве смогли бы они воспеть этот божественный пейзаж, не будоража фантазию, не обращаясь к самим богам?

Старожилы рассказывают полузабытую историю о жестоком и отважном джигите, который на потеху публике завязывал обреченной лошади глаза, садился верхом, разгонялся и прыгал со скалы в море, пролетая по воздуху все сорок метров! Он ухитрялся остаться невредимым, выплыть на берег, поклониться зрителям, небрежно принять награду. Потом покупал новую лошадь и готовился к очередному прыжку.

После смерти таинственного генерала его наследники продали дачу члену городской управы города Ялты Альберту Тобину, который служил придворным врачом в Ливадийском дворце, излюбленном месте отдыха царской семьи. Известно, что чета Тобиных успела несколько видоизменить деревянный домик. В это время возникло и закрепилось за домиком на скале название «Ласточкино гнездо». Но по неизвестным причинам мадам Тобина предпочла продать свое имение влиятельной московской купчихе Анне Рахмановой, владелице нескольких доходных домов в Москве.

Для новой хозяйки Ласточкиного гнезда, богатой и образованной дамы, это приобретение было просто очередным капризом. Рахманова с энтузиазмом приступила к перестройке крымского имения. Она снесла деревянную постройку и возвела каменный дом, который и сегодня можно видеть на открытках начала XX века. Но, видимо, к 1911 году у Рахмановой пропал интерес к своему гнездышку

В 1911 году имение у московской купчихи приобрел крупный немецкий нефтепромышленник барон фон Штенгель . Разрабатывая месторождения бакинской нефти и, очевидно, скучая по родной Германии, барон пожелал оставить в Крыму память о рыцарских замках средневековья. В 1912 году на Аврориной скале для него построили миниатюрный замок в готическом стиле, с башенками и стрельчатыми окнами. Именно благодаря ему мы сегодня восхищаемся красивым замком, напоминающим средневековые крепости в готическом стиле, которые можно часто видеть на родине барона, в Германии.

Как и прежние хозяева, нефтепромышленник решил изменить дизайн своего приобретения. Для этого он пригласил московского архитектора-модерниста Леонида Шервуда, младшего сына знаменитого архитектора Владимира Шервуда, который в свое время проектировал здание Исторического музея на Красной площади в Москве. Леонид Шервуд закончил Императорскую Академию художеств в Петербурге, а затем продолжил обучение в Париже. Он увлекался творчеством талантливого французского скульптора Огюста Родена, был лично с ним знаком и прислушивался к его советам. Обладая хорошим вкусом, Шервуд по достоинству оценил место расположения своего очередного шедевра и вскоре предоставил проект заказчику.

Автором проекта был талантливый потомственный московский зодчий А.В. Шервуд, сын знаменитого архитектора В.О. Шервуда, проектировщика здания Исторического музея в Москве. Задуманная архитектором ступенчатая композиция исходила из малых размеров участка. Здание 12-метровой высоты располагалось на фундаменте шириной 10 и длиной 20 метров. «Птичьим» объёмам отвечало внутреннее устройство: прихожая, гостиная, ступеньки и две спальни последовательно располагались в двухэтажной башне, которая поднималась над скалой. Рядом со зданием был разбит сад. Он в результате землетрясения обрушился в море.

Барон был в восторге от проекта и не жалел денег на строительные работы. Старый дом был полностью снесен, а на его месте в 1914 году вырос настоящий готический замок в миниатюре из серого крымского известняка и желтого евпаторийского камня. Но недолго он радовал своего владельца: 28 июля 1914 года началась Первая Мировая война, и немецкому нефтепромышленнику пришлось покинуть Российскую империю. Ласточкино гнездо было продано богатому купцу и меценату Павлу Шелапутину.

На взгляд специалиста неверные пропорции соединены столь же неудачно; комбинация двух кубов и плоской призмы зрительно давит на цилиндр башни, не уравновешивая композицию, а «пытаясь столкнуть ее в бездну». Вопреки архитектурным нормам, объемы не исходят один из другого и потому не выглядят единым целым. Части здания сопряжены механически, но с полярной нагрузкой, то есть не притягивая, а подталкивая друг друга. Некоторым элементам, например башне с провисшим балконом, явно недостает визуальной тяжести. Со стороны весь дворцовый комплекс кажется шаткой конструкцией, готовой в любой момент рухнуть в морскую бездну.

Возможно, конструктивная неустойчивость задумывалась изначально. Шервуд мог запланировать такую постройку по просьбе заказчика. Однако другим архитектурным несообразностям объяснения найти невозможно. Объемы возрастают в соответствии с высотой унылой лесенки, высоким концом направляющейся к обрыву. Проводя аналогию с арифметической прогрессией, каждый последующий элемент здания высится над предыдущим. Особого внимания не уделено ни одной из частей; все они выглядят в равной степени полновесными, напоминая группу сановников одного ранга, выстроившихся по росту.

В то же время некоторая значительность сообщена деталями. Зубчатый венец увеличивается по мере уменьшения высоты блока. В средней части ансамбля расположена гостиная, выделенная широкими окнами, балконами и высокими остроконечными шпилями конусообразной формы, соединенными с рядом небольших арок. Рустика цоколя выражена в облицовке этой части камнями с грубо отёсанной, выступающей лицевой поверхностью.

К архитектурным недостаткам здания можно прибавить несоответствие размеров оконных и дверных проемов, а также крайний лаконизм внутренней отделки. Украшениями парадного зала служат массивный камин, бронзовые бра, старинная инкрустация, резные детали потолка с выпуклыми изображениями драконов. Атмосферу ушедших эпох создают 11 средневековых гepбов. Все же сказочный образ нарушен темными деревянными балками с излишне выдающимися деталями крепления.

Если в архитектурном отношении Ласточкино гнездо отнюдь не шедевр, то его художественный образ вызывает восхищение. Трогательное одиночество дворца, стойко противостоящего морской стихии, исходит от эффектного расположения. Идея устройства замка на самом краю отвесной скалы, безусловно, не является заслугой архитектора. Живописное место выбрал первый владелец, который невольно увековечил свои грезы и преподнес потомкам сказку в камне.

Сегодня многие приписывают именно Павлу Шелапутину такое деяние, как открытие ресторана в замке Ласточкино гнездо. Однако это не соответствует истине. Дело в том, что Шелапутин к тому времени уже был тяжело болен. Он успел совершить сделку купли-продажи с бароном фон Штейнгелем и после этого сразу же уехал на лечение в швейцарский город Фрибур, где и умер в том же 1914 году. Ласточкино гнездо перешло по наследству его несовершеннолетним внукам.

И все же, как этот замок стал рестораном? Дело в том, что, пока наследники подрастали, управляющий крымскими имениями Шелапутиных решился открыть в этом здании доходное место – ресторан. Но особых доходов он не приносил, поскольку наступили нелегкие времена: сначала грянула Первая мировая война, затем – Гражданская, а после – революция. Имение было отобрано новой властью, а ресторан закрылся, но ненадолго.

В стране наступило время новой экономической политики (НЭП), которое внесло существенные изменения и в жизнь Ласточкиного гнезда. На этот раз оно перешло в ведомство ялтинского кооператива. В замке достроили открытую террасу, где и был восстановлен ресторан. Предприимчивые кооператоры тех лет пировали здесь под шум волн Черного моря ровно до 12 сентября 1927 года…

«Вспыхнула спичка, и, странное дело, стул сам собой скакнул в сторону и вдруг, на глазах изумленных концессионеров, провалился сквозь пол.

– Мама! – крикнул Ипполит Матвеевич, отлетая к стене, хотя не имел ни малейшего желания этого делать.

Со звоном выскочили стекла, и зонтик с надписью «Я хочу Подколесина», подхваченный вихрем, вылетел в окно к морю. Остап лежал на полу, легко придавленный фанерными щитами.

Было двенадцать часов и четырнадцать минут. Это был первый удар большого крымского землетрясения 1927 года. Удар в девять баллов, причинивший неисчислимые бедствия всему полуострову, вырвал сокровище из рук концессионеров».

И. Ильф и Е. Петров,

«12 стульев»

В 1927 году в Крыму произошло сильное землетрясение с эпицентром в море, близ берегов Ялты. Были два толчка среди ночи. Первый - слабый, как бы предупреждающий, заставил людей выйти из домов. Потому и оказалось при многих разрушениях сравнительно мало жертв. Второй толчок ударил в полные девять баллов.

Мощное землетрясение, которое вошло в историю полуострова как Ялтинское, или Крымское, принесло много бед и разрушений. Каменные глыбы срывались со скал и летели вниз, круша все на своем пути. Даже гора Аю-Даг сползла в море от столь мощного толчка. Не обошла беда стороной и замок на Аврориной скале. Вот как описано это событие в книге А. Никонова «Крымское землетрясение 1927 года»: «…На балконе, висевшем над морем, ужинало довольно много посетителей из соседнего дома отдыха «Харакса». Публика разошлась лишь за 10 минут до главного толчка, от которого разрушилась башня этой затейливой дачи. Упавшие на балкон камни разбили столы и стулья, сломали перила и сбросили часть этой мебели в море, куда последовали бы и посетители, если бы они задержались на 10 минут позже. В башне, построенной из желтого евпаторийского камня, образовались 2 бреши, как будто ее прошило огромное ядро». Часть Аврориной скалы обрушилась, смотровая терраса перед зданием нависла над пропастью. И в завершение этой катастрофы глубокой косой прямо под замком прошла в скале трещина.

Ласточкино гнездо устояло, но на долгие годы стало аварийным зданием, и на сорок лет превратилось в романтические развалины. Правда, есть сведения, что в 30-е годы жизнь здесь все же возобновилась на непродолжительное время. Замок переоборудовали в библиотеку для отдыхающих санатория «Жемчужина», который находился поблизости. Видимо, местные власти не приняли всерьез последствий землетрясения. И только когда трещины в здании стали угрожающе расползаться, эксплуатацию Ласточкиного гнезда запретили. Конечно, впоследствии не обошлось и без туристов-экстремалов, которые в поисках приключений искали любую возможность «просочиться» на территорию замка, чтобы полюбоваться дивным видом, открывавшимся со смотровой площадки.

Предложений по технике беспрецедентного и абсолютно необходимого ремонта поступило много. Возникла даже радикальная идея - разобрать замок, пронумеровать камни и плиты и сложить в прежнем порядке на новом, безопасном месте. Нет, это было бы уже не Ласточкино гнездо!

В 1930-е годы в замке находился читальный зал местного Дома отдыха.

Почтовые открытки 1928-33 годов

Только в 1967-1968 годах, через сорок лет после землетрясения, рабочие «Ялтаспецстроя» выполнили этот полуфантастический ремонт, не разбирая стен. Руководил операцией архитектор И.Г. Татиев . Прежде всего, требовалось подвести к объекту подъемный кран и другую достаточно тяжелую строительную технику. И это по дорогам, которые предназначались в основном для легковых автомобилей и редких автофургонов с продуктами! С большим трудом и риском удалось завершить все приготовления. Скала оказалась перегруженной, а работа, между тем, планировалась долгая. Она требовала от строителей сноровки, сообразительности, большого мужества.

Начавшиеся в 1968 году восстановительные работы касались укрепления фундамента, частичного видоизменения фасада и внутренних помещений. Автор проекта реставрации, ялтинский конструктор В.Н. Тимофеев посадил крайний блок здания на консольную железобетонную плиту, заведенную под центральный объём. Таким образом была надежно закреплена крайняя часть дома, оставшаяся висеть над обрушенной скалой. Помимо монолитной плиты, всю постройку обнесли антисейсмическими поясами.

Увеличенная в высоту башня обрела декоративность благодаря четырем шпилям. Правильный архитектурный приём нарушил унылое возрастание объёмов, сделав акцент на крайней части дворца. Сегодня восстановленный замок официально признан памятником архитектуры прошлого столетия.

Если альпинисты привыкли проводить свои «рабочие дни» над пропастью, то для каменщиков «Ялтаспецстроя» это было в новинку. Отыскались и спасли дело добровольцы. Работая в подвешенной люльке, они закладывали трещину камнями, заливали бетоном. Под основание замка подвели железобетонную плиту, швы одели свинцовой оболочкой. Затем, уже без героизма и не торопясь, рабочие провели реставрацию здания. В таком «антисейсмическом поясе» обновленное Ласточкино гнездо обрело, на радость всем, кто любил и любит Крым, вторую жизнь.

В новейшее время возле готических стен разросся стихийный рынок сувениров. Чего только тут не увидишь: тысячи мелких поделок из керамики, можжевельника и всевозможных пластмасс, кораллы и ракушки тропических морей, цветные фотографии, картины. Больше всего видов самого Ласточкина гнезда: на холстах, на ватмане, на металлических и пластмассовых подносах, на «амфорах» из благородной керамики. Ходовой товар для круглосуточной местной торговли!

Скала «Парус»

Скала «Золотые ворота»

И сейчас многих молодых мужчин тянет на подвиги: удивить публику или даму сердца, проверить свои способности, посмотреть сраху в лицо, прыгнув с огромной высоты вниз… в волнующееся Черное море… Да, были отчаянные парни, которые решались на такие прыжки. Не всем, к сожалению, везло. Редкие счастливцы оставались невредимыми, только отлеживались по нескольку дней. Но находились сорвиголовы, готовые повторить прыжок и даже заработать! Правда и то, что на них разрывалась одежда, будто подсеченная бритвой…

На разные лады пересказывают здесь один фантастический случай. Молодой ялтинец, житель одного из старых кварталов Дерекоя, после тяжелой ссоры с женой поехал к Ласточкиному гнезду, поднялся на запретный обрыв, перелез через парапет и в отчаянии, а может быть и с некоторой рисовкой в расчете на зрителей, бросился вниз. Обреченное сердце могло остановиться еще в полете, но сработал многолетний навык: выросший у моря, человек много раз прыгал со скал и соляриев. Не поддался он смертельному ужасу - выпрямился, развел руки крыльями, полетел отвесно вниз, подправляя траекторию в воздушном потоке, который вдруг оказался ему помощником, вошел точно головой, разбив поверхность, как бутафорское перекрытие, выставленными вперед руками. Когда вынырнул и добрался до берега, к нему бросились отдыхающие с фотоаппаратами. «Героя» восхваляли, подзадоривали, просили повторить прыжок, даже собирали деньги. Неудачливый (или, наоборот, слишком везучий?) самоубийца отказался: шаг, смертельный по замыслу, вернул его к жизни…

Со стороны моря у подножия скалы можно отыскать несколько подводных пещер и даже занырнуть в каждую из них, освещая путь водонепроницаемым фонарем. Охотники за неповторимым, вы не разочаруетесь! Только будьте начеку: подводный грот - не лучшее место для встреч, а встреча с теми, кто нырнул туда раньше и уже плывет обратно, вовсе не исключена, особенно днем, в разгар пляжного сезона. Не напугайте друг друга!

Причал в уютной бухте позволяет швартоваться теплоходам местного сообщения даже в четырехбалльный шторм, когда закрыты соседние портопункты «Золотой пляж» и «Мисхор». Со всех концов Крыма собираются морские и сухопутные экскурсии к «оригинальному сооружению» - замку «Ласточкино гнездо». Почти все, кто приезжает в Крым, стремятся хотя бы раз подняться к «Ласточкину гнезду». Правда, на площадке перед замком, где и без того стало тесно от торговцев сувенирами, летом собирается столько любознательных, что невольно приходят мысли о благодатном межсезонье, когда хотя бы рано утром удается побыть здесь одному или вдвоем.

С июля 2011 года «Ласточкино гнездо» больше не является рестораном. Обновленный дворец-замок отныне открыт всем гостям и жителям крымского полуострова. Вход в замок всегда теперь будет бесплатным.

Туристов будут пускать в выставочный зал на территории замка. В замке развернута выставка «Волшебный мир Архипа Ивановича Куинджи», на которой представлены картины из фондов Симферопольского художественного музея, в т.ч. его легендарная картина «Лунная ночь на Днепре».

Уникальность выставки – в том, что она оформлена по тому же принципу, который применял сам художник. Картины представлены в абсолютной темноте, освещенные направленным лучом света. Также во дворце и на прилегающей к нему территории планируется проводить концерты камерной музыки, историко-литературные вечера, театрализованные представления, презентации и т.д.

Предусмотрено создание выставочного павильона, в котором будет открыт художественный салон для организации торговли произведениями живописи, фотоработами, декоративно-прикладными изделиями, сувенирной продукцией, краеведческой литературой. В плане – реконструкция памятника и приведение прилегающей территории в надлежащий вид: в частности, планируется обустроить две смотровые площадки, отремонтировать подъездные пути. «Ласточкино гнездо» - памятник архитектуры и истории, расположенный на отвесной 40-метровой Аврориной скале мыса Ай-Тодор в ялтинском поселке Гаспра.

Министерство культуры Крыма и Республиканский комитет АРК по охране культурного наследия разработали концепцию использования памятника архитектуры: в замке и на прилегающей к нему территории будут проводить концерты камерной музыки, историко-литературные вечера, театрализованные представления, презентации и многое другое. В выставочном павильоне откроют художественный салон. Благодаря этому будет организована торговля произведениями живописи, фотоработами, сувенирной продукцией, краеведческой литературой и т.д.

Архитектурный памятник «Ласточкино гнездо» будет любимым местом туристов и людей, любящих искусство. Выставки и прекрасные концерты, безусловно, найдут своих постоянных зрителей.

В ближайшей перспективе - проведение на территории замка балов для молодежи под сопровождение изысканной живой музыки. Так что, возможно, мы скоро станем свидетелями и участниками первого бала для девушек Ялты.

Кликабельно

Миниатюрный замок в готическом стиле Ласточкино гнездо – одна из самых популярных достопримечательностей Большой Ялты (да и всего Крыма). Белоснежное строение с несколькими смотровыми террасами буквально «парит» на самом краю обрыва над морем.

Где находится? Расположено Ласточкино гнездо на мысе Ай-Тодор в Гаспре (курортный поселок между Мисхором и Ливадией, входит в состав Большой Ялты), на вершине Аврориной горы, высота которой без малого 40 метров.

Как добраться? Добраться до замка удобнее всего от автовокзала Ялты на маршрутном такси 32 или 27 (остановка «Санаторий Парус»). Можно доехать и на автомобиле (адрес: Алупкинское шоссе, 9), используя в качестве ориентира расположенные рядом санатории Жемчужина и Парус. Из курортных поселков в Ласточкино гнездо отправляются и морские экскурсии, так Вы сможете совместить осмотр популярной достопримечательности и приятную прогулку на теплоходе.

История Ласточкиного гнезда начинается с древних времен. Само место, где сейчас расположен замок, окружено легендами. Одна из них гласит, что когда-то на Аврориной горе было святилище богини Девы, которой поклонялись местные жители. По другому преданию прямо из скалы выросло дерево, которое стали почитать как святыню. Среди продавцов сувениров бытует и легенда о джигите. Чтобы завоевать любовь красавицы, он разогнался на коне и бросился со скалы прямо в море. Каким-то чудом ему удалось остаться в живых и выплыть на берег.

Первое строение появилось здесь после русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Один отставной российский генерал (имя его уже неизвестно), построил здесь дачу, которую назвал «Генералиф» (в переводе «Замок любви»). Это было небольшое деревянное строение, которое упоминается в справочнике по Крыму 1895 года издания. Жители окрестных деревень с удивлением смотрели на чудака, который решил жить в таком опасном месте, где дом, казалось, вот-вот рухнет прямо в волны, бьющиеся о скалы.

Именно это, самое первое строение на Аврориной горе, можно разглядеть на картинах Айвазовского и Боголюбова. А на изображении Лагорио (1901 г.) видно, что дача уже пришла в упадок – провалилась кровля, почти полностью разрушена веранда.

После этого владельцы дачи менялись неоднократно. Сначала собственником стал бывший придворный врач А. К.Тобин, он подарил домик молодой жене, но, овдовев, та продала ненужную дачу купчихе из Москвы по фамилии Рахманина. Именно она переименовывает домик на вершине скалы в Ласточкино гнездо .

В 1911 году владельцем полуразрушенной дачи становится нефтепромышленник барон фон Штенгель. Тоскуя по родной Германии, он решает устроить в Крыму подобие рыцарского замка. И в 1912 году по проекту московского архитектора А. В. Шервуда построено здание в готическом стиле. Несмотря на миниатюрные размеры, которые позволяли разместить здание на совсем маленьком участке, оно имело все признаки средневекового замка: ступенчатую композицию, башни, стрельчатые окна. Всего 12 метров высотой, небольшое строение имеет прихожую, гостиную и 2 спальни. Рядом устроен красивый сад, который вследствие землетрясения обрушился в море в 1927 году.

После начала Первой мировой войны немецкий промышленник спешно отбывает на родину, а замок Ласточкино гнездо продает купцу Шелапутину, который начинает использовать его как ресторан.

Национализированный после октябрьской революции 1917 года, замок становится государственной дачей, здесь располагается читальный зал дома отдыха. Землетрясение, лишившее Ласточкино гнездо сада, сильно повредило и само здание. Опасались даже, что оно обрушится. Поэтому долгие годы доступ туда был закрыт, а на развалины можно было посмотреть только издалека.

Ремонт был произведен только в 1967-1968 годах. Трещину в скале и фундаменте заложили камнями и залили бетоном, под основание замка положили железобетонную плиту, отреставрировали само строение.

Ласточкино гнездо сейчас

В советские времена и позже в Ласточкином гнезде располагался ресторан, по словам побывавших там, неприлично дорогой. Ресторан закрыт в 2011 году, а вход на территорию установлен бесплатный. Туристы любуются видами со смотровых площадок, покупают сувениры и слушают байки торговцев и экскурсоводов. Войти внутрь замка сейчас нельзя, поскольку он снова признан аварийным, а, следовательно, небезопасным.

Начиная с момента постройки Ласточкиного гнезда и по сей день находятся желающие повторить подвиг безымянного джигита и прыгнуть со скалы в море. Далеко не все из них оказываются такими же удачливыми, как герой легенд.

В Ласточкином гнезде можно сделать множество замечательных снимков, полюбоваться на морские виды со смотровых террас. Рядом со стихийным рынком сувениров, так любимых туристами, открыт художественный салон, где продаются настоящие произведения искусства – картины, скульптуры ручной работы.

Под скалой расположена удобная бухта, куда пристают туристические катера и кораблики. Их пассажиры поднимаются к замку пешком по довольно крутой дороге. У подножия скалы есть подводные пещеры со следами пребывания древних людей, которые исследуют аквалангисты.

Любителей кино заинтересует тот факт, что именно здесь снимался фильм «Десять негритят» Станислава Говорухина и часть эпизодов старого советского фильма «Человек-амфибия».

Нередко можно увидеть разочарованные отзывы туристов, ожидавших увидеть настоящий готический замок, как на фотографии в путеводителе. В действительности Ласточкино гнездо – совсем крохотное, буквально прилепившееся к вершине скалы здание (отсюда и название). Сюда стоит приехать тем, кого привлекают не только чудеса архитектуры, но и изумительной красоты пейзажи, открывающиеся с высокой точки.

Нельзя побывать в Крыму и не посетить Ласточкино гнездо, которое стало одной из самых его знаменитых достопримечательностей, своеобразной «визитной карточкой».

Дворец-замок Ласточкино гнездо является своеобразным символом Южного берега Крыма. Посмотрите фото Ласточкино гнездо Крым — это здание, похожее на сказочный средневековый замок, уменьшенная копия одного из замков на Рейне.

Дворец Ласточкино гнездо находится в поселке Гаспра, около 8 км от Ялты, он замечательно смотрится как со стороны моря, так и с берега. Его изображают в разных видах и разное время года на художественных полотнах, гравюрах, многочисленных разнообразных крымских сувенирах.

Название поселка Гаспра происходит от греческого слова «аспрос» — белый, первые письменные упоминания о Гаспре встречаются в VIII веке. К концу XIX века, после того как рядом, в соседней Ливадии поселилась царская семья, Гаспра становится популярным курортным местечком отдыха на черноморском побережье. Сейчас здесь много санаториев и домов отдыха в бывших виллах и дворцах, окруженных зеленью парков.

Ласточкино гнездо история замка

Небольшой сказочный замок Ласточкино гнездо стоит на одном из выступов мыса Ай-Тодор, на отвесной скале Аврора, на краю 40-метрового обрыва. На одном из отрогов мыса Ай-Тодор, слева от Ласточкина гнезда, если смотреть с моря, с 1835 года находится Ай-Тодорский маяк. На другом выступе мыса, справа от замка, с моря виден санаторий «Парус», названный так по одноименной скале Парус у подножия мыса Ай-Тодор.

В 1905 году дачу Ласточкино гнездо называли замком любви. В путеводителе Г. Москвича 1905 года есть сведения о даче «Генералиф» — замке любви, принадлежащей барону П. А. Штейнгелю, более известной как «Ласточкино гнездо», называвшейся так из-за очень смелой постройки замка на краю совершенно отвесной скалы, выступающей в море.

Кто построил Ласточкино гнездо в Крыму

В 1912 году на месте дачи построен миниатюрный дворец-замок Ласточкино гнездо по проекту русского инженера-архитектора А. В. Шервуда на средства бакинского нефтепромышленника барона В. Шнейгеля. Здесь в 1914 году хозяин открыл ресторан.

После Октябрьской революции 1917 года замок использовался как туристическая база и как один из корпусов близлежащего санатория Жемчужина.

В 1927 году замок Ласточкино гнездо перенес сильное землетрясение 6 — 7 баллов, но почти не пострадал — в море упали только несколько острых шпилей и кусок скалы — фундамента из-под нижнего балкона и Ласточкино гнездо повисло в воздухе над морем, доступ к нему был закрыт, затем был сделан частичный ремонт фундамента и башен. Во время Великой Отечественной войны замок не пострадал.

Капитальный ремонт и восстановление замка в первоначальном виде состоялись в 1967 — 1970 годах. Ласточкино гнездо было реконструировано по проекту Ялтинского отделения института Гипроград, авторы проекта — сотрудники института архитектор Татиев И. Г. и инженер-конструктор Тимофеев В. Н.

При восстановлении под основание замка подвели монолитную железобетонную плиту, скалу окружили антисейсмическим поясом. На башнях замка восстановили шпили по старым фотографиям и чертежам.

В 1971 году Ласточкино гнездо было открыто для посещения туристами. В замке снова располагался модный ресторан итальянской кухни до 2011 года.

Фото Ласточкино гнездо Крым

Со смотровой площадки открывается захватывающий вид на раскинувшееся внизу море и скалы:

Ласточкино гнездо в Крыму фото внутри замка

До 2011 года в замке Ласточкино гнездо находился ресторан итальянской кухни:

С 2011 года в замке Ласточкино гнездо в Крыму открыт музей, здесь постоянно проходят выставки: подводной археологии — Сокровища Черного моря:

коллекций живописи — картин крымских художников, выставки, посвященные творчеству и жизни Сальвадора Дали — иллюстрации литературных произведений, гравюры, литографии великого гения, отмечается Международный день музеев, проводится Всероссийская акция «Ночь музеев».

Замок Ласточкино гнездо в Крыму постоянно привлекает внимание кинематографистов. Здесь в 1960 году снимался фильм Человек-амфибия, одна из самых известных советских кинолент. У подножия мыса Ай-Тодор, на скале которого стоит замок, в фильме Человек-амфибия находился подводный вход в грот Ихтиандра. Позже здесь снимали фильм-детектив режиссера Станислава Говорухина Десять негритят. Замок в кадр нигде полностью не попадает, но хорошо видна лестница из 900 ступеней, ведущая к морю, где происходят события фильма.

Дворец-замок Ласточкино гнездо — одна из ярчайших жемчужин Крыма, символ полуострова Крым. Каждый год тысячи туристов приезжают на мыс Ай-Тодор, чтобы увидеть это завораживающее место на краю скалы Аврора, выступающей в море, полюбоваться окружающей чудесной природой и видами, открывающимися с отвесной скалы.

Посмотрите интересное видео:

Ласточкино гнездо Крым. Замок Ласточкино гнездо Гаспра, Крым. Интересные факты

Ласточкино гнездо Крым где находится

В путешествии Вам может пригодиться эта информация.

Ласточкино гнездо Крым адрес:

Крым, Гаспра, Алупкинское шоссе, 9

Можно побывать в Ласточкином гнезде как с автобусной, так и с морской экскурсией из Ялты, также экскурсии к Ласточкиному гнезду организуют во всех поселках и здравницах вдоль побережья.

К Ласточкиному гнезду можно добраться через поселок Гаспра по Севастопольскому шоссе.

Из Ялты к Ласточкиному гнезду ходят маршрутки, от автовокзала Ялты — автобус № 27 по Алупкинскому шоссе.

На машине нужно ехать по Алупкинскому шоссе до смотровой площадки — за санаторием «Парус». От площадки тропинка спускается к причалу и ступеням, ведущим к замку.

Прямо у подножия скалы Аврора находится пристань, от которой ежедневно по расписанию с утра до вечера отходят прогулочные катера, проходящие вдоль морского побережья от Алупки до Ялты, рейс могут отменить или перенести лишь в случае шторма.

Дорогие читатели, это все, что я хотела Вам рассказать в статье Фото Ласточкино гнездо Крым где находится история замка адрес , надеюсь Вам было интересно.

Будьте здоровы и счастливы, интересных Вам путешествий и хорошего отдыха!

Столь романтическое и необычное название дом получил от хозяйки этого участка в начале XX века. А первая деревянная постройка на скале, с которой открывается замечательный обзор на морскую гладь, принадлежала некоему генералу, участнику Русско-турецкой войны 1877–1878 годов.

История строительства

Известный всем небольшой замок на вершине скалы в поселке Гаспра, недалеко от Ялты, построен в 1911 году архитектором А. Шервудом по заказу барона Ф. Штейнгеля. Известный нефтепромышленник хотел придать своей даче образ рыцарского замка и даже дал название «Генералиф», что означает «замок любви». Однако это название не прижилось. Архитектор построил дачу-замок в готическом стиле, добавив в убранство фасада аркатурные фризы, декоративные башенки, зубчатое завершение стен.

Размер постройки совсем не велик: ширина 10 метров, длина 20 метров, а высота 12 метров. Столь величественным здание делает, безусловно, его местоположение, ведь высота скалы, на которой оно расположено, - более 40 метров. Внутри дома разместились прихожая, гостиная с большими окнами, лестница, ведущая на башню, и две спальни.

Землетрясение в Крыму

Барон В. Штейнгель продал дом в 1914 году и уехал из России. Новый хозяин открыл в «Ласточкином гнезде» ресторан, который успешно работал.

Угроза над постройкой нависла во время землетрясения 1927 года, когда обрушилась часть скалы. К счастью, здание устояло, но была частично разрушена башня и пострадала смотровая площадка. В последующие годы здесь размещался красный уголок дома-отдыха, читальный зал, а затем столовая, пока здание не опустело из-за аварийного состояния.

Реконструкция началась в 1968 году и продлилась три года; под основание «Ласточкиного гнезда» была подведена монолитная железобетонная труба, были восстановлены архитектурные элементы наружного декора.

«Ласточкино гнездо» в кинематографе

В 1960 году на мысе снимался фрагмент советского кинофильма «Человек-амфибия» режиссеров Владимира Чеботарёва и Геннадия Казанского. А через 15 лет благодаря режиссеру Станиславу Говорухину многие узнали, как выглядят интерьеры «Ласточкиного гнезда»: здесь снимался фильм «Десять негритят». В 2009 году кинематографисты вновь обратились к загадочному замку на скале: режиссер Юрий Кара снимал здесь ленту «Гамлет. XXI век».

«Ласточкино гнездо» сегодня

В 2002 году вновь была проведена реконструкция, и «Ласточкино гнездо» открылось для посещения как ресторан. Традиционно возле стен дворца можно приобрести различные крымские сувениры. В июле 2011 года памятник архитектуры и истории национального значения передан в муниципальную собственность, при поддержке «Симферопольского художественного музея» в нем открылась выставка «Волшебный мир Архипа Куинджи», на которой экспонировалась знаменитая картина «Лунная ночь на Днепре». Различные выставки проводились каждые 1,5–2 месяца до 2013 года, когда в плите-фундаменте обнаружили трещины и доступ на дачу-замок приостановили для проведения проектных работ по реконструкции - укреплению скалы.

Ласточкино Гнездо в Крыму было построено офицером в отставке сразу же после окончания войны с Турцией в 1877 году. Смелое решение мог придумать и реализовать только отважный человек.

Тогда это был небольшой деревянный домик в один этаж, который использовался владельцем, как дача.

Почему назвали Ласточкино Гнездо?

Позже дом стал собственностью придворного врача Александра III, Тобина. После его смерти, родственники продали строение знаменитой московской купчихе Рахманиной. Именно ей замок обязан своим названием. Рахманина сломала старую постройку. И на ее месте появился двухэтажный деревянный замок, которому купчиха дала имя - Ласточкино Гнездо.

Ласточкино гнездо история кратко

После купчихи Ласточкино Гнездо досталось Рудольфу фон Штенгелю, немецкому промышленнику, который часто любил проводить время в Крыму. Немец с помощью известного инженера и скульптура Леонида Шервуда создал настоящий каменный замок, которым мы можем любоваться по сей день. В связи с обострение русско-немецких отношений Штенгель был вынужден вернуться в Германию.

В 1914 году замок перешел во владение к купцу Павлу Шелапутину. В замке был открыт ресторан. Бизнес не принес ожидаемого результата и был признан убыточным, ресторан был закрыт. А замок, после смены нескольких владельцев, заброшен.

После революции 1917 года в Ласточкином гнезде работала столовая для партийных работников. Но сильное землетрясение 1927 года привело замок в аварийное состояние, здание было закрыто и на протяжении нескольких десятилетий пришло в запустение. Замок находился в этом виде до 1967 года. Команда специалистов во главе с ялтинским архитектором Татиевым укрепила фасад замка и фундамент скалы, в замке провели реставрационные работы.

В 2011 г. замок Ласточкино гнездо получил статус архитектурно-исторического памятника.

Сегодня Ласточкино Гнездо входит в 100 самых популярных мест России, занимает 38 место. В настоящий момент, в 2017 году, Ласточкино Гнездо открыто для посещений туристов. В помещении замка проводятся тематические выставки. Любой желающий может купить билет и попасть внутрь замка. Посмотреть можно только два зала на первом этаже здания.

В одной из недавних новостей прозвучала информация, что в следующем году начнутся реставрационные работы, которые позволят, в дальнейшем открыть для посещения замок полностью, включая второй этаж и балкон. Будем ждать.