Заграничные паспорта и документы

Речной теплоход «Князь Багратион» у мыса Меганом. Крым, Речной теплоход «Князь Багратион Речной теплоход князь багратион судак

«Князь Багратион» - корабль на берегу Меганома, Судак Крым. По поступившей информации, его утилизируют. Как он попал на берег Черного моря, теперь точно не может сказать никто. Самая распространенная версия расплывчата: в начале 1990-х его купил и переправил в Крым некий украинский предприниматель. С тех пор и стоит под Судаком, возле мыса Меганом, огромный корабль - словно доисторический морской ящер, выползший умирать из воды на сушу...

Фотографирующиеся на фоне судакского корабля туристы уверены, что объект их внимания - это та самая «Ласточка», на которую заманил влюбленную Ларису коварный Паратов. Иными словами, если верить местной легенде, то у Меганома стоит либо «Спартак», либо «Володарский» - именно эти пароходы-близнецы снимались в роли «Ласточки» в фильме «Жестокий романс». Построенные на знаменитой нижегородской сормовской верфи в 1914-м эти корабли были не братьями, а сестрами - они получили имена «Великая княжна Татьяна Николаевна» и «Великая княжна Ольга Николаевна», в честь старших дочерей императора. «Речные княжны» (так их называли) предназначались для перевозки пассажиров на линии Нижний Новгород - Астрахань и отличались большими размерами (91,4 м в длину), комфортными условиями и роскошным убранством внутренних помещений. На пароходах были парикмахерские, помещения для фотографов-любителей, ванны, специальные каюты для новобрачных; при отделке помещений использовались полированный венгерский ясень, красное дерево, зеркальное стекло, а также модный материал анаглит - прессованный английский картон. После революции пароходы были переименованы. «Татьяна Николаевна» стала сначала «Добрыней Никитичем», а затем «Спартаком», «Ольга Николаевна» превратилась в «Алешу Поповича», чуть позже - в «Володарского». В начале 1990-х, проработав рекордный срок (большинство их ровесников ушли на покой еще в 1950-х), пароходы были списаны. Один из них вроде бы хотели превратить в плавучий музей, другой - продать Англии для экзотических рейсов по Темзе. Но благие намерения так намерениями и остались, а пароходы погибли. Несколько лет простояли они у ростовской набережной, затем их отвели в дальний затон Дона, у города Аксай, и там уже в начале 2000-х корабли сгорели, а то, что от них осталось, разобрали и распилили...

Если исполнители роли «Ласточки» пароходы «Спартак» и «Володарский» погибли в водах Дона, что за судно стоит возле Меганома? Знатоки речного флота утверждают, что это пассажирский теплоход «Память товарища Маркина» - корабль, имеющий не менее славную историю и столь же почтенный возраст. Этот теплоход - последний сохранившийся представитель первой крупной серии речных дизельных винтовых пассажирских судов, построенных в России с 1911 по 1917 год. Всего таких теплоходов было 11. «Память товарища Маркина» был построен на коломенском заводе в 1912 году и вплоть до 1919-го носил имя «Багратион». До 1990-го он работал на пассажирских линиях Волжского бассейна, а после списания попал в Крым. В свое время этот теплоход тоже отличался комфортом и богатым внутренним убранством, но до наших дней дошло немногое: старинное пианино и люстры, некоторые элементы отделки. А вот спасательные плотики и огнетушитель, с помощью которых можно было опознать корабль (на них было нанесено название судна - «Память товарища Маркина»), не сохранились. Довольно сильно изменился за время пребывания в Крыму и внешний вид корабля - та надстройка, которая была у теплохода «при жизни», теперь спрятана под новой. Фактически построены новые стены, и за счет этого объем внутренних помещений увеличился, а ширина открытых палуб уменьшилась. Кроме того, в кормовую часть теплохода был закачан бетон, под тяжестью которого корпус треснул, и корма сильно провисла. Так что вновь отправиться в плавание этот девяностометровый, некогда способный вместить 339 пассажиров и поднять 300 тонн груза корабль уже не сможет никогда. Станет ли он базой отдыха или рестораном, как планировалось, - этот вопрос пока остается открытым.

Как он попал на берег Черного моря, теперь точно не может сказать никто. Самая распространенная версия расплывчата: в начале 1990-х его купил и переправил в Крым некий украинский предприниматель. С тех пор и стоит под Судаком, возле мыса Меганом, огромный корабль — словно доисторический морской ящер, выползший умирать из воды на сушу...


Фотографирующиеся на фоне судакского корабля туристы уверены, что объект их внимания — это та самая «Ласточка», на которую заманил влюбленную Ларису коварный Паратов. Иными словами, если верить местной легенде, то у Меганома стоит либо «Спартак», либо «Володарский» — именно эти пароходы-близнецы снимались в роли «Ласточки» в фильме «Жестокий романс ». Построенные на знаменитой нижегородской сормовской верфи в 1914-м эти корабли были не братьями, а сестрами — они получили имена «Великая княжна Татьяна Николаевна» и «Великая княжна Ольга Николаевна», в честь старших дочерей императора. «Речные княжны» (так их называли) предназначались для перевозки пассажиров на линии Нижний Новгород — Астрахань и отличались большими размерами (91,4 м в длину), комфортными условиями и роскошным убранством внутренних помещений. На пароходах были парикмахерские, помещения для фотографов-любителей, ванны, специальные каюты для новобрачных; при отделке помещений использовались полированный венгерский ясень, красное дерево, зеркальное стекло, а также модный материал анаглит — прессованный английский картон. После революции пароходы были переименованы. «Татьяна Николаевна» стала сначала «Добрыней Никитичем», а затем «Спартаком», «Ольга Николаевна» превратилась в «Алешу Поповича», чуть позже — в «Володарского». В начале 1990-х, проработав рекордный срок (большинство их ровесников ушли на покой еще в 1950-х), пароходы были списаны. Один из них вроде бы хотели превратить в плавучий музей, другой — продать Англии для экзотических рейсов по Темзе. Но благие намерения так намерениями и остались, а пароходы погибли. Несколько лет простояли они у ростовской набережной, затем их отвели в дальний затон Дона, у города Аксай, и там уже в начале 2000-х корабли сгорели, а то, что от них осталось, разобрали и распилили...


Если исполнители роли «Ласточки» пароходы «Спартак» и «Володарский» погибли в водах Дона, что за судно стоит возле Меганома? Знатоки речного флота утверждают, что это пассажирский теплоход «Память товарища Маркина» — корабль, имеющий не менее славную историю и столь же почтенный возраст.


Этот теплоход — последний сохранившийся представитель первой крупной серии речных дизельных винтовых пассажирских судов, построенных в России с 1911 по 1917 год. Всего таких теплоходов было 11. «Память товарища Маркина» был построен на коломенском заводе в 1912 году и вплоть до 1919-го носил имя «Багратион».


До 1990-го он работал на пассажирских линиях Волжского бассейна, а после списания попал в Крым. В свое время этот теплоход тоже отличался комфортом и богатым внутренним убранством, но до наших дней дошло немногое: старинное пианино и люстры, некоторые элементы отделки. А вот спасательные плотики и огнетушитель, с помощью которых можно было опознать корабль (на них было нанесено название судна — «Память товарища Маркина»), не сохранились.


Довольно сильно изменился за время пребывания в Крыму и внешний вид корабля — та надстройка, которая была у теплохода «при жизни», теперь спрятана под новой. Фактически построены новые стены, и за счет этого объем внутренних помещений увеличился, а ширина открытых палуб уменьшилась. Кроме того, в кормовую часть теплохода был закачан бетон, под тяжестью которого корпус треснул, и корма сильно провисла. Так что вновь отправиться в плавание этот девяностометровый, некогда способный вместить 339 пассажиров и поднять 300 тонн груза корабль уже не сможет никогда. Станет ли он базой отдыха или рестораном, как планировалось, — этот вопрос пока остается открытым.

Между прочим

Как бы там ни было, но в кино судакский корабль все-таки снимался — недавно он сыграл эпизодическую роль в фильме «Чужая» (Россия, 2010 г.). По сюжету картины, на этом заброшенном судне прячется от преследователей влюбленная пара. Если верить кадрам из фильма, старинное пианино на теплоходе все еще в рабочем состоянии — проснувшись поутру, обнаженная героиня наигрывает на нем какую-то импровизацию.

Это один из долгожителей Волжского пароходства. Этот пароход был построен в 1912 году. До 1919 года он носил имя «Багратион», с 1919 года, был переименован в «Память тов. Маркина».

По слухам распространяемым хитрыми экскурсоводами теплоход знаменит съемками в кинофильме «Жестокий Романс», и здесь Никита Михалков спел знаменитую песню «Мохнатый Шмель», но это неправда, в фильме снимались два других теплохода («Володарский» и «Спартак»).

До 1991 года он ходил по Волге, после он был списан, продан частному лицу на Украину. В 1992-1994 году находился в Феодосии, где использовался в качестве плавучего ресторана. С 1994 года отбуксирован в Судак на Меганом, где поставлен на вечно. Предполагалось использование в качестве турбазы, но в настоящее время судно находится в заброшенном состоянии.

Впечатляют его технические характеристики:


  • Мощность двух машин 1320 л.с




  • Длина корабля 90 метров

  • Ширина 12 метров

  • Максимальная скорость 21 км/ч

Заметили неточность или данные устарели - внесите исправления, мы будем благодарны. Создадим лучшую энциклопедию о Крыме вместе!
Это один из долгожителей Волжского пароходства. Этот пароход был построен в 1912 году. До 1919 года он носил имя «Багратион», с 1919 года, был переименован в «Память тов. Маркина». По слухам распространяемым хитрыми экскурсоводами теплоход знаменит съемками в кинофильме «Жестокий Романс», и здесь Никита Михалков спел знаменитую песню «Мохнатый Шмель», но это неправда, в фильме снимались два других теплохода («Володарский» и «Спартак»). До 1991 года он ходил по Волге, после он был списан, продан частному лицу на Украину. В 1992-1994 году находился в Феодосии, где использовался в качестве плавучего ресторана. С 1994 года отбуксирован в Судак на Меганом, где поставлен на вечно. Предполагалось использование в качестве турбазы, но в настоящее время судно находится в заброшенном состоянии. Впечатляют его технические характеристики:
  • Мощность двух машин 1320 л.с
  • Грузоподъемность около 300 тонн
  • Количество пассажиров на борту 340
  • Осадка небольшая, всего 1,7 метра
  • Длина корабля 90 метров
  • Ширина 12 метров
  • Максимальная скорость 21 км/ч
Сохранить изменения

Единственное уцелевшее судно из 11 экземпляров, построенных в период с 1911 по 1917 года на Волжском судоремонтном заводе.

Немного истории

«Князь Багратион» построен в 1912 году. Не знаю, почему он до сих пор носит такое название, если в 1919 году был переименован в «Память товарища Маркина». В то же время даже экскурсоводы называют его старым именем.

Вплоть до начала 90 годов прошлого века это было действующее судно, бороздившее просторы реки Волга. В 1992 году его продали в частную собственность. Новый владелец сделал на теплоходе ресторан, успешно функционировавший всего 2 года.

Уже в 1994 г теплоход отбуксировали к мысу Меганом, где и оставили. Изначально тут планировали организовать туристическую базу, но что-то не заладилось. Когда «Багратион» доставляли до теперешнего местоположения, он был еще в отличном состоянии. Сегодня же его вид оставляет желать лучшего. Все разграблено, разворовано, поломано.


Ходят слухи о планируемом восстановлении. Вроде бы здесь хотят сделать гостиницу для туристов. Кстати, был бы отличный вариант для отдыхающих на знаменитом . Насколько это правда, сказать сложно. О теплоходе и так сложено немало легенд, которые очень любят рассказывать экскурсоводы.

Особенно они любят утверждать, что именно на судне «Князь Багратион» снимался «Жестокий романс», в котором Никита Михалков спел знаменитый «Мохнатый шмель». Но это не более чем выдумка. В фильме в качестве съемочной площадки использовались совсем другие теплоходы: «Володарский» и «Спартак». Итак, в чем же интерес для туристов. Давайте разбираться.

Описание, характеристики

Это один из самых крупных дизельно-винтовых судов тех времен. Его грузоподъемность составляла 300 тонн. На борту комфортно могли располагаться 340 пассажиров. Длинна теплохода порядка 90 метров, а ширина – 12. В то же время эта «махина» способна была развить скорость до 21 км/час.

Примечательно, что все помещения и оборудования здесь достаточно внушительных размеров. Корабль изготовлен из немецкого метала, что придает ему особого величия и уникальности. В машинном отделении изначально располагались две паровые машины, которые позже были заменены на два мощных дизельных двигателя.

Каждый член экипажа, находящегося на судне, в свое время должен был идеально выполнять свою работу. А матросов, халатно относившихся к делу, сажали в один из трех карцеров. Двери в один из них сейчас приоткрыты, картинка еще та, жуткое место.

Корабль несколько отличается от своих собратьев. Здесь имеется не только капитанская рубка, но и помещения для помощников, в свое время выполнявшие важную роль в процессе пришвартовки. Общий вид судна вызывает несомненное восхищение.

Как добраться (доехать) до «Князь Багратион»

Добираться сюда лучше всего на собственном автомобиле. Достопримечательность находится недалеко от . Если будете ехать на авто – ориентируйтесь по карте. Карта и координаты внизу страницы .

Можно добираться и общественным транспортом или даже совершить пешую прогулку от курорта, до . В принципе теплоход приметный, так что долго искать его точно не придется. Благодаря удачному расположению сможете совместить приятное дело с полезным: после экскурсии неплохо провести время на одном из лучших пляжей окрестностей Судака.

Фото



Теплоход «Князь Багратион» однозначно будет интересен всем туристам, в той или иной степени интересующимся историей пароходостроительства. Величественное сооружение, возможно, когда-то будет отреставрировано и задуманное ранее каким-то умным человеком все же воплотят в жизнь. Я бы, например, не отказался пожить в отеле, в прямом смысле слова «на воде». А вы что думаете по этому поводу? Поделитесь с нами, напишите несколько слов в комментариях.

Речной теплоход «Князь Багратион» понравится всем любителям техники, судоходства и просто истории. Это уникальное судно, построенное ограниченной серией ещё во времена Российской империи. Любой желающий может попасть внутрь теплохода и посмотреть его устройство, прогуляться по палубе, заглянуть в каюты. Шанс увидеть что-нибудь подобное невероятно мал, и посещение речного теплохода «Князь Багратион» будет по-настоящему уникальным.

Чем уникален речной теплоход «Князь Багратион»?

Речной теплоход «Князь Багратион» сейчас находится на вечной стоянке у мыса Меганом. Он сильно исчерпал свой ресурс и теперь отошёл на заслуженный отдых. Трудно представить, что это судно плавало с 1912 по 1994 год - более 90 лет! «Князь Багратион» был по-настоящему крупным теплоходом для своего времени и являлся неким прорывом в судостроении в Российской империи. Он перевозил пассажиров вплоть до 1991 года, пока его не выкупили и не превратили в плавучий ресторан. Корабль окончательно отошёл на стоянку лишь в 1994 году.


Речной теплоход «Князь Багратион» был частью ограниченной серии кораблей, выпускавшихся в Российской Империи с 1911 по 1917 годы. Всего было построено лишь 11 таких крупных теплоходов с винтовой системой. Несмотря на то, что «Князь Багратион» уникален, сейчас он находится не в самом лучшем состоянии из-за отсутствия каких-либо реставрационных работ. Тем не менее, теплоход до сих пор хранит свою красоту и радует туристов.

Чем ещё можно дополнить поездку?

Для поездки к речному теплоходу «Князь Багратион» лучше надеть удобную одежду и обувь. В этом месте ловят операторы «МТС», «Билайн» и «Мегафон», тарифы не отличаются от внутрироссийского роуминга; также работает оператор «Win Mobile».


После посещения теплохода можно подняться на мыс Меганом, откуда открываются красивые виды на черноморское побережье. Или проехать в Долину привидений неподалёку от Судака. Перекусить можно в городе или в окрестных посёлках, там же есть множество вариантов размещения, начиная от санаториев и заканчивая частными домами, в которых проживание, естественно, будет дешевле. Однако стоит помнить, что цены на жильё меняются в зависимости от сезонного фактора.

В Судаке, помимо познавательных экскурсий, много активных развлечений. Любой желающий может взять напрокат водный транспорт, поучаствовать в интересных квестах, сходить в клуб. Нужно помнить и о сувенирах, среди огромного ассортимента которых можно выбрать что-нибудь необычное, например, знаменитые крымские вина или местную лечебную косметику.

Будет удачно, если пребывание в Судаке совпадёт с местными праздничными событиями:

    Международный фестиваль творчества «Крымские каникулы» в июле;

    Международный фестиваль искусств «Звёзды Тавриды» в июле;

    Фестиваль народных ремёсел «Город мастеров» с июля по август;

    Международный рыцарский фестиваль «Генуэзский Шлем» в августе.

Как добраться до речного теплохода «Князь Багратион»?


Добраться до теплохода можно на автобусе из Судака до Меганома или на машине. Судно пришвартовано у берега в урочище Капсель.