Заграничные паспорта и документы

Чудо Запада: Мон-Сен-Мишель. История аббатства. Куда приводят мечты Монастырь мон сен мишель схема

Аббатство Сен-Мишель (Saint Michel de Cuxa на каталанском — Сан-Мигель де Кюкса) в местечке Codalet в регионе Лангедок-Русильон , в Восточных Пиренеях, было основано бенедиктинским орденом монахов. Это был важный религиозный центр во времена аббата Олиба. Теперь некоторые колонны монастыря вывезены в Нью-Йорк, где являются частью музея клуатров. Но даже то, что осталось, представляет собой сокровище романской архитектуры.

Аббатство Сен-Мишель де Кукса, основанное бенедиктинцами в 878 году, является образцом ранней монастырской . Этот стиль быстро завоевал популярность во Франции и Испании. Изящные арки в мавританском стиле пронзают массивные стены аббатства, освященного в 974 году. Крыт

История аббатства Saint Michel de Cuxa

История аббатства Saint-Michel-де-Cuxa начинается с наводнения … Изначально существовала весьма почитаемая в Каталонии обитель Сан-Андре-де-Эскалада в местечке Eixalada, основанная в 840 году. Но в 878 г. река Têt, у русла которой был расположен монастырь, вышла из берегов. Наводнение уничтожило обитель, а уцелевшие от стихии монахи были вынуждены укрыться в Cuxa, под защитой графов .

Протасиус, аббат старого монастыря, обратился к графу Конфлану и Русильона, Миро Старому, с просьбой выделить им место под строительство новой обители. Миро Старый удовлетворил их просьбу, подписав в июне 879 году нужные бумаги. Первая монастырская церковь была построена на личные деньги графа Конфлана. Все привилегии и земли уничтоженного монастыря Эскалада были переданы новому аббатству. В результате уже через четыре года после основания, монастырь Сан-Мигель де Кюкса стал одним из богатейших и влиятельнейших аббатств Каталонии.

Миро Старый покровительствовал не только аббатству Saint Michel de Cuxa, но и другим монастырям. Благосклонностью графа пользовалось аббатство Лаграс. Он также содействовал основанию монастырей Сан-Хуан-де-лас-Абадесас и Санта-Мария-де-Риполь.

В 940 году, по инициативе графа Синифрида II Серданского, была построена церковь Сен-Мишель. В 956 году здание было переделано, став более просторным. Главный алтарь новой церкви был освящен 30 сентября 974 года Гари, монахом из монастыря Клюни на Луаре, основавшего 5 монастырей на юге Франции.

Когда венецианский дож Пьетро I Орсеоло принял совет Ромуальда стать монахом, он оставил свой кабинет и исчез в ночи, появившись потом именно в монастыре Saint Michel de Cuxa, в сопровождении самого Ромуальда и его компаньона, Маринуса, основавшего поблизости эрмитаж (вариант маленького монастыря, уединенное жилище отшельника или группы отшельников, решивших в уединении вести религиозную жизнь).

Архитектура аббатства Saint Michel de Cuxa

Монастырь Saint-Michel de Cuxa — это выдающийся памятник, характеризующий переход от до-романской к романской архитетуре в течении всего 1 поколения.

Колокольня Saint-Michel de Cuxa

Уже издалека вы можете любоваться красивой колокольней 11 века с ее четырьмя этажами. Она украшена аркатурами — рядом декоративных ложных арок на фасаде — характерными для ранне-романской архитектуры. Также для этого периода типичны отверстия в стене и сам силуэт башни. Эти же элементы можно найти у северо-итальянских построек того же периода, что доказывает существовавшую связь между этими регионами.

Стандартизация — другая особенность ранне-романского искусства в 11 веке. Этот был построен на деревянной опалубке, которая сохранила свои отпечатки в известковом растворе. В период 1010 — 1040 гг, аббат Олиба возвел две колокольни и западную часть монастыря в виде двух наложенных церквей перед большой церковью 10-го века.

Крипта Saint-Michel de Cuxa

Посещение монастыря Saint Michel de Cuxa начинается со склепа — крипты. Потайная, как пещера, церковь Рождения Христа (Nostra Senyora del Pessebre) приглашает к медитации вокруг центральной колонны, 7 метров в окружности, которая поддерживает центральный круглый свод.

Другие своды того же периода расположены вокруг крипты Рождения Христа, под атриумом, отделяющим верхнюю (разрушенную) церковь Троицы от дороманской церкви Св. Михаила.

Церковь св. Михаила

Вход в церковь — через клуатр. Дороманская церковь св. Михаила (Сен-Мишель) — это большая юазилика, построенная в период 956 — 974 гг аббатами Понсом и Гарином. Ее длинный неф и обширный трансепт напоминает великие церкви Рима. Проход состоит из двух больших квадратных апсид и двух часовен с круглыми апсидами в направлении трансепта. Первоначально это огромное здание было не сводчатым, а покрытым деревянными балками.

Главной характеристикой церкви являются арки в виде подковы. Эта форма (кривая выходит за рамки полукруга) особенно заметна в трансепте, так как аркады нефа были увеличены в 16 веке. Арки в виде подковы, строительство которых продолжало существовать в той или иной форме вплоть до эре вестготов, — наследие от позднеклассического периода. Арабская мусульманская цивилизация также черпала вдохновение от этих форм, отчего долгое время считалось, что церковь Saint Michel de Cuxa была построена под влиянием мусульманского искусства, несмотря на то, что арабы покинули эту территорию за два века до ее постройки.

Углы и колонны большой церкви были построены из огромных, часто восстановленных, тесаных каменных глыб, а сами стены закончены с кладкой из грубых, нерегулярных камней. Этот метод строительства отличается от ранней, 11-го века, романской архитектуры, где камни, даже не обтесанные, были формированы, регулярно расположены в соответствии с пропорциями.

После пожара в 14 веке, два отсека хоров были переделаны с арочными сводами. Крыша нефа современная: она была восстановлена уже после 1950 года.

В 11 веке большая церковь была изменена за счет добавления сводов к ее проходам, постройки колоколен на концах трансепта (северная башня рухнула в 1838 году) и что-то типа амбулатория примерно в 10 веке.

Клуатр Saint-Michel de Cuxa

Клуатр — это типичная для романского и готического стиля крытая галерея по периметру закрытого прямоугольного внутреннего дворика монастыря. Клуатр монастыря Saint Michel de Cuxa был перестроен в 1949 — 55 гг с аркадами и капителями, остававшимися в городке Prades или в частной собственности.

Первоначально клуатр был закрыт с четырех сторон, а вокруг него группировались здания, находящиеся в коллективной собственности монахов: трапезная, общежитие… Все эти здания были снесены после 1789 года. Без сомнения, клуатр был работой аббата Грегори воторйо половины 12-го века. Он знаменует собой возрождение скульптуры в романском искусстве в этом региона и открывает работу по мрамору.

Декор капителей колонн примечателен непривычнм отсутствием повествовательных субъектов и человеческих фигур. В основном он вдохновлен символами, фантастическим бестиарием (львы, обезьяны), чудовищами и растительными мотивами.

Реконструкция клуатра также включала капители от бывшей крестной перегородки, чья цель была отделить место, предназначенное для монахов. Она была демонтирована в 16 веке, но некоторые ее фрагменты были повторно использованы в аббатстве, до того, как они были дальше рассеяны в 19 веке. В изолированном северо-западном углу можно увидеть больше повествовательных субъектов, Христа с бородой, ангелов и серафимов. Ворота нынешней церкви — это фронтальная арка от бывшей крестной перегородки. На ней можно увидеть льва св. Марка (слева) и быка св. Лукаса (справа), а также полный декоративный репертуар 12-го века.

Посещение монастыря Saint Michel de Cuxa

Время работы:

  • май — сентябрь: 9:30 — 11:50 и 14:00 — 18:00
  • октябрь — апрель: 9:30 — 11:50 и 14:00 — 17:00

Туры

  • с экскурсоводом на французском, каталанском и немецком языках для групп от 15 человек по запросу.
  • Время экскурсии — 1:15.

Стоимость входного билета:

  • полный тариф — 5 €
  • Pass — 4,50 €
  • Дети 12 — 17: 3 €
  • Дети до 12 лет — бесплатно
  • Группы — 3,50 €

Адрес:

В окрестностях Abbaye Saint Michel de Cuxa (Codalet):

8 км
4 км
Molitg les Bains 10 кмТермальный курорт
Mosset 10 км
10 км

Еще в окрестностях Abbaye Saint Michel de Cuxa (Codalet):

  • — рекомендуется съездить (4 км)
  • Eglise de Sainte Marie de Marcevol (Arboussols) — религиозный памятник (4 км)
  • — (8 км)
  • Mosset — (9 км)
  • — (10 км)
  • enceinte / форт (укрепления Вобана (

О значении этого места для французов Виктор Гюго писал: «Мон Сен Мишель для Франции - то же, что пирамиды для Египта». Путешествуем с Геннадием .

Граница между французскими провинциями Нормандия и Бретань, у побережья Ла Манша проходит по руслу реки Куэнон. Здесь, в месте впадения реки в залив Сен Мишель, на гранитном острове расположено знаковое место для французов - Мон Сен Мишель (Mont St. Michel), что переводится как: - Гора Святого Михаила.

Об острове-аббатстве-крепости Мон Сен Мишель рассказывать трудно. Количество различных событий, историй и легенд связанных с ним огромно. Все упомянуть и уложиться в разумный размер, мне кажется, не возможным. Наверняка что-нибудь интересное я упущу или просто не знаю. Место это настолько популярное, что кто-нибудь обязательно бывал там. Поэтому прошу дополнять мою заметку рассказами, впечатлениями, фотографиями.

Характерный силуэт аббатства среди низкого, плоского побережья появляется на горизонте за несколько десятков километров и мы ехали ещё около часа пока добрались до автостоянки возле него.


Этот замок-аббатство часто по праву называют Восьмым Чудом Света. Здесь чудесно все: и удивительные природные явления, и его вовлечённость в значительные для Европы исторические события, и замечательные строения, и сама атмосфера неприступной крепости, расположенной на небольшом скалистом острове. Несомненно Мон Сен Мишель и в наши дни оказал влияние на архитектуру Замка Спящей Красавицы в парижском Диснейленде и стал прообразом крепости Минас Тирит в трилогии Дж.Р.Р.Толкиена «Властелин Колец» и в фильме по ней.

Во времена древних римлян Мон Сен Мишель еще не был островом. Мрачную необитаемую скалу называли тогда Могильной Горой. Возможно, кельты использовали это место для своих захоронений. Друиды приходили сюда поклоняться заходящему солнцу, и римляне впоследствии еще долго сохраняли этот ритуал. Согласно одной из легенд именно на Могильной Горе был тайно похоронен Юлий Цезарь — в золотом гробу, в золотых сандалиях.

Существует несколько версий происхождения острова Мон Сен Мишель. Самая правдоподобная, утверждает, что в начале V века, после сильного шторма в этой части Ла-Манша изменилась береговая линия. Часть берега опустилась, прибрежные луга и леса скрылись под водой и затем были занесены песками, а два скалистых холма стали островами. Крупнейший среди них, Монт Томб (по французски “Могильный холм”), и носит сейчас имя Мон Сен Мишель. Маленький же носит имя Томбелен (“Маленькая могила”).

Согласно другой версии обе скалы притащили в море гиганты — родители Гаргантюа. Грангузье, его отец, как и принято у мужчин, нёс самый тяжелый из камней — Монт Томб, а Гаргамелле, мать Гаргантюа, тащила Томбелен. Но гиганты утомились и бросили эти камни вблизи у берега. Сам Гаргантюа тоже отметился здесь в землеустройстве - его стараниями и появилась река Куэнон. Каким образом - легко догадаться.

Какой из версий верить каждый выбирает сам, но факт остаётся фактом - в заливе Сен Мишель возвышаются два острова, а приливы в этом месте - одни из самых высоких во всём Мировом океане. Два раза в год, когда солнечный и лунный приливы складываются, высота суммарного прилива может достигать ~14 метров. Из-за низких и пологих берегов море возле аббатства в это время отступает\наступает на 15-20 километров, обнажая дно — зыбучие пески глинисто-известнякового происхождения. И так два раза в день. Нетрудно посчитать, что скорость, с которой набегает морская вода соответствует скорости резвого пешехода, а из-за неравномерного рельефа, местами может достигать скорости скачущей лошади. Неудивительно, что за долгую историю этого места не всем удавалось убежать от прилива.

Следующие две фотографии были сделаны мной с одного и того же места аббатства во время не самого сильного прилива и отлива. Вот это фото я сделал во время прилива.

а это когда начался и ещё продолжался отлив...

Существуют легенды о приливах, догоняющих всадника, рассказы о повозках, бесследно исчезающих вместе с лошадьми в громадных зыбунах, описания ужасной гибели путников, затянутых в мокрый песок. Отлив в бухте всегда начинается как-то неожиданно: еще недавно всюду, куда ни кинь взгляд, плескалось белесовато-мутное море, как уже везде проступил такого же цвета песок, коварством которого были «загипнотизированы» почти все французские классики — от Гюго до Мопассана. Песок этот кажется вполне безобидным, пока не спустишься на его предательски зыбкую, всю в лужах от недавно отступившей воды поверхность.

К сожалению мы не застали время наибольшего прилива, но для полноты картины я вставлю здесь фотографию из интернета - остров Мон Сен Мишель в период прилива.

В 70х годах XIX века, в связи с возросшим числом посетителей аббатства, остров соединили с берегом дамбой. Однако дамба нарушила естественную циркуляцию вод в заливе и он начал заноситься песком и илом до такой степени, что в конце XX века собственно полноценным остров был только во время самых высоких приливов дважды в год. Поэтому в начале 2000х дамба была разрушена и построен мост по которому сейчас можно проехать до ворот самого аббатства, но только на общественном транспорте.

Сегодняшний облик горы - результат многократных перепланировок, разрушений, разгула стихий, пожаров, человеческих заблуждений и подвигов. Это культовое сооружение имеет и огромное светское значение. Здесь не только молились, но и сражались, и замышляли заговоры.

История аббатства Мон Сен Мишель началась с часовни, которая была воздвигнута на гранитной скале-острове в 708 году епископом Авранша Сен-Обером. Одна из легенд рассказывает, что архиепископу явился во сне архангел Михаил и велел построить на острове часовню. Епископ подумал, что ему померещилось и решил выждать. Архангел явился вновь с тем же приказом, но епископ оказался тяжел «на подъем» и вновь ослушался. На третий раз архангел в буквальном смысле вдолбил епископу мысль о необходимости постройки часовни, он продавил в голове епископа дыру, что, наконец, смогло убедить того начать строительство церкви— так появилась базилика святого Михаила. В это конечно сложно поверить, но сохранено свидетельство этого события. В Аванше, где находятся мощи святого Оберта, на его черепе действительно есть вмятина.

В середине 10 века монахи-бенедиктинцы с разрешения Папы основывают здесь аббатство и на деньги герцога Нормандии возводят монастырь. Вскоре скала на острове Мон Сен Мишель стала известным местом паломничества, а её история стала тщательно отслеживаться.

В следующем столетии на горе появилась романская церковь с монастырем. Работа по возведению аббатства была не из легких и затянулась до середины 12 века. Аббат Робер де Ториньи приложил огромное количество усилий и превратил остров Мон Сен Мишель в центр научной мысли. Тогда же священники стали играть видную роль и в политической жизни края.

В начале XII века аббатом Роже II ведется строительство башни на северном склоне, куда ныне входит Рыцарский зал и Трапезная. В это время аббатство уже является одним из паломнических центров Европы. Влияние монастыря растет. Аббатство принимает английских и французских королей, ему даровано несколько владений в Англии.

В 1204 году король Франции Филипп Август захватывает Нормандию. Союзником французского короля Ги де Туром было захвачено и сожжено поселение у монастыря, в результате от огня серьезно пострадал и сам монастырь. Филипп Август, чтобы искупить свою вину, жертвует аббатству огромную сумму, а также финансирует постройку сооружения на северном склоне, впоследствии названным Чудом. В 1128 году строительство Чуда было завершено. Вплоть до XIV века архитектура монастыря не менялась. Аббаты, сменявшие друг друга, постепенно застраивали остров. В этом уникальном месте находятся постройки разных стилей и эпох, что придает красоту архитектуре.

В 1356 году англичане предпринимают попытку взять монастырь, однако осада оказалась безуспешной. В 1386 году аббат монастыря Пьер Руа в целях безопасности, значительно укрепляет вход в монастырь, а также сооружает три башни. В дальнейшем, сменивший Руа аббат Роббер Жоливе, возводит крепостные стены у подножия монастыря.
В ходе Столетней войны в 1424 году англичане вновь осаждают монастырь. На протяжении десяти лет, терпя огромные потери, они безрезультатно пытались попасть за стены замка. Но французы отстояли аббатство. Англичанам так и не удалось взять остров, но они полностью уничтожили городок, образовавшийся за минувшие века у основания монастыря. В 1450 году англичане терпят поражение в битве у Формигни (Formigny) и их изгоняют из Нормандии.

Но монастырь, выстоявший в религиозных войнах оказался беззащитным перед революционерами и в 1792 году войска выгнали последних монахов, а территорию превратили в тюрьму, которую в народе прозвали — «провинциальная Бастилия».

С приходом Наполеона III Мон Сен Мишель возвращает себе былую славу, тюрьма упраздняется, и монастырь объявляется национальным достоянием Франции. Начинаются работы по его восстановлению. Середина XX века ознаменовывается возвращением монахов на скалистый остров. В 1979 году аббатство включается в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

В настоящее время остров обитаем. Кроме монахов-бенедиктинцев, на нем живет около 70 человек жителей, есть даже своя мэрия, полиция, больничка, отель. Жители острова, в основном, обслуживают туристов.

Из за большого числа посетителей в наше время проезд до острова ограничен. Частным образом проехать по этому мосту нельзя. Подавляющее большинство приезжающих на экскурсии, покидают свои автобусы в деревне, на берегу и проезжают к воротам Мон Сен Мишель на бесплатных шаттлах или просто прогуливаются по мосту. Благо, идти всего около километра и всё время с видом на замок.

Те же, кто как мы приезжают своим ходом, на автомобиле, оставляют машины ещё дальше - на стоянках километрах в 3 и так же, шаттлом добираются до ворот монастыря.

В принципе, существуют однодневные автобусные экскурсии в Мон Сен Мишель аж из Парижа. Можно и «неорганизованно» обернуться оттуда одним днём на поезде/автобусе. Однако если уж приехали сюда, то лучше оставаться с ночёвкой. По числу посетителей Мон Сен Мишель занимает второе место во всей Франции после Парижа. В год - до 3.5 миллионов туристов! И многие из них останавливаются в местных гостиницах на побережье. Но и за стенами крепости есть несколько гостиниц, в домах XV-XVI веков с ограниченным количеством номеров. Комнаты там, как правило, нужно бронировать сильно заранее. Либо быть очень везучим. Нам повезло! Ещё в начале лета мы, согласно лучшим рекомендациям трипэдвайзера, забронировали место в гостнице на побережье, вблизи начала моста на остров, чтобы можно было ходить в аббатство пешком. Просто для порядка иногда посматривали - как там дела за стенами. Буквально за неделю до нашей поездки освободился номер в одной из самых известных гостиниц Мон Сен Мишель - Мамаша Пуляр (La Mere Poulard.

Список именитых постояльцев этой гостиницы всего на 27 номеров весьма внушителен. Здесь останавливались: Хемингуэй, Спилберг, Ив Сен Лоран, президент Рузвельт, последний император Японии, разные короли и королевы. Ну, теперь и мы, естественно. :))

Нам достался номер в котором до этого в разные времена жили, российский князь Феликс Юсупов и французский хореограф Серж Лефар, о чём свидетельствовали таблички с автографами на стенах.

Однако больше всего нас удивило то, что по цене он оказался дешевле номера, от которого нам пришлось отказаться - 130 евро за ночь. Скорее всего это было потому, что кто-то отказался в последний момент и нам просто повезло. Обычная цена нашего номера на сайте гостиницы - 340 евро за ночь.

Бродя по острову и аббатству Мон Сен Мишель, нас не покидало ощущение, что мы ходим по 3D-лабиринту. Порой, чтобы попасть в соседнее по плану строение необходимо было подняться или спуститься на другой уровень и там перейти в сторону. Поэтому план острова-аббатства просто необходимо иметь перед глазами. Можно взять на входе листок с описанием аббатства, иначе монастырь превратится в череду стен и лестниц.

На этой схеме отмечены:

1. Аббатство
2. Чудо-сооружение
3. Город
4. Дозорная терраса
5. Внешние ворота
6. Бульварные ворота
7. Королевские ворота
8. Королевская башня
9. Аркадная башня
10. Башня свободы
11. Низкая башня
12. Башня «Пряжка»
13. Церковь Сан-Пьер
14. Северная башня
15. Башня Клодин
16. Дамба
17. Башня Габриэль
18. Укрепление складов
19. Часовня Сен-Обер
20. Источник Сен-Обер

Ночёвка внутри городских стен на острове имеет громадный плюс - утром и вечером остров пуст. Действительно, 3.5 миллиона в год - это чуть меньше 10000 человек в день. Вот как выглядит основная улица городка во время обычного потока посетителей (первое попавшееся фото из интернета).

А так это же место - вечером, когда остаются только проживающие внутри стен.

И само аббатство в вечерние часы выглядит особенно готичненько.

Чтобы попасть в крепость нужно пройти через несколько ворот:

Внешние ворота

Бульварные ворота

и Королевские ворота с подъёмным мостом

В средневековой фортификационной архитектуре ворота считались слабым местом и такой вход был необходим. Сразу за Входными воротами, в память о 100-летней войне установлена эта пушка, захваченная у англичан.

Мон Сен Мишель является для французов символом сопротивления в 100-летнюю войну. За всё время остров так и не был взят англичанами. Был момент когда аббатство уже готовилось сдаться, но по случаю в нём как раз оказались на постое 119 французских рыцарей, которые взяли оборону на себя и держали её непрерывно 10 лет, с 1424 по 1434 год. Вся Нормандия оказалась в руках англичан и лишь Мон Сен Мишель остался непокорённым.

За королевскими воротами начинается главная и единственная улица крепости - Гран рю, которая пересекает весь городок, расположенный внизу, у основания скалы. Здесь полно магазинчиков, отелей, сувенирных лавок, есть мэрия, приходская церковь и даже кладбище. Особенность этого поселка — его дома и крепостные стены с башнями построены на песке!

В самом начале Гран рю, почти у Королевских ворот, как раз и располагалась наша гостиница со знаменитым во всем мире рестораном «Мамаша Пуляр». Его история такова. В последней четверти XIX века, когда в аббатстве начались реставрационные работы, здесь поселился Эдуард Корруае, занимавший в то время пост главного архитектора Мон Сен Мишель. Ни один трактир не пришелся ему по вкусу, и поэтому он определил в трактирщицы свою кухарку Аннету Бутио. Вскоре она вышла замуж за некого Виктора Пуляра, и в 1888 году открыла трактир «Мамаша Пуляр». Несмотря на то, что здесь готовили вкуснейшие блюда из разнообразных продуктов, фирменным блюдом Аннеты Пуляр стал омлет . Этот факт легко объяснить. Он готовится легко и быстро. Для усталых путешественников это закуска в ожидании других блюд, для бедняков — основная еда. А во время постов и воздержания он — трапеза для всех. Рецепт омлета мамаши Пуляр держится в секрете. Однако цена на это омлет сейчас совсем не гуманная - 30-35 евро в зависимости от начинки. Ну и из личного опыта замечу, что несмотря на такие завышенные цены и в других ресторанах “за стенами крепости”, и обед, и ужин оказались не фонтан. Совсем не по-французски, что в общем-то и подтвердилось последующим просмотров отзывов в Tripadvisor.

От главной улицы вверх отходят несколько узких переулков

Кроме улиц и переулков интересно побродить по стенам крепости откуда открываются виды на городок и морской залив

Дома в городке Мон Сен Мишель

Мощные стены аббатства поросли мхом и лишайником, отчего еще более кажется, что эта крепость-монастырь - творение природы, а не человека.

Естественно, ночуя внутри крепости утром на экскурсию в само аббатство можно попасть до того, как шаттлы привезут первых туристов с материка. Здесь, кстати, мы столкнулись c классическим «французским гостеприимством». С утра лил дождь и за десять минут до открытия, на лестнице под навесом, у входа скопилось с десяток человек ожидающих начала продажи билетов в 9:30. Минут за пять до начала появился какой-то начальник, выставил, всех из под навеса под дождь и протянул ленточку через лестницу, мотивируя тем, что не положено и повторяя как заклинание на ломаном английском: - This is not possible.

Архитектура Мон Сен Мишель, как бы отображает средневековое европейское общество. На нижнем ярусе находится город, там жил класс работающих простолюдинов и крестьян. Выше, на среднем уровне расположены строения, предназначенные для класса защитников - рыцарей и королей. На вершине горы стоит аббатство, где обосновалось духовенство. Венчает аббатство высокий шпиль с золочёной фигурой Архангела Михаила.

Точная копия фигуры со шпиля

Экскурсии по аббатству начинаются в воротах защищённых маленьким замком, построенным в 1393 году аббатом Пьером Ле Руа. За ними начинается подъём по крутой лестнице, прозванной "Бездна"

Бенедиктинцы мечтали, чтобы Мон Сен Мишель стал своеобразным гимном во славу Всевышнего. Однако расположить на вершине скалы огромное здание собора, которое могло бы вместить всех паломников, не представлялось возможным. В 1023 году началось строительство собора в романском стиле, законченное только к 1520 году в готике.

Неф церкви.

Окно церкви

Вид на монастырскую церковь, колокольню и шпиль из клуатра (монастырского дворика с галереей) Ла Мервей. Взгляд невольно устремляется в небо.

В 1204 году Филипп Август присоединил герцогство Нормандии, которое находилось с 1066 года под владычеством Англии, к Французскому королевству. Бретонские солдаты, выступившие на стороне Франции, подожгли Мон Сен Мишель. Постройки к северу от собора были разрушены. Однако благодаря щедротам Филиппа Августа на их месте за рекордные для того времени 17 лет были сооружены здания Ла Мервей (Чудо).

Клуатр Ла Мервей , расположенный на выходе из церкви, идеальное место для молитв и размышлений. Он, как и другие сооружения Ла Мервей, был построен в начале XIII века за

Колоннада клуатра в Мон Сен Мишель

С высоты клуатра на восток хорошо виден второй гранитный остров залива - Томблен.

Аббат жил в соприкосновении с паломниками, в то время как монахи укрывались в монастыре. С востока на юго-восточной стороне островаа поднимаются аббатские апартаменты, возводившиеся в XIII-XVI веках. Прямо под ними размещался гарнизон крепости.

Аббат жил в соприкосновении с паломниками, в то время как монахи укрывались в монастыре. С востока на юго-восточной стороне острова поднимаются аббатские апартаменты, возводившиеся в XIII-XVI веках. Прямо под ними размещался гарнизон крепости.

В время Великой Французской революции, когда аббатство служило тюрьмой, в здании Чуда размещалась фабрика по изготовлению соломенных шляп.

Первые карцеры появились в аббатстве еще в XII веке. Сюда отправляли монахов, совершивших тяжкие преступления и тех, кого аббат отправлял под суд. В конце XV века по приказу короля Людовика XI небольшая часть аббатства была превращена в государственную тюрьму, «морскую Бастилию», как ее называли. Были сооружены чрезвычайно тесные камеры, где нельзя было ни встать, ни лечь в полный рост. Кроме того, заключенные были прикованы к стене цепью, которая звенела при каждом движении. Также были сооружены огромные клетки с торчащими вовнутрь кольями, где человек был, фактически, обездвижен. Как правило, заключенные умирали в течение года. В период с 1666 по 1786 годы в этой государственной тюрьме побывало 153 узника.

В 1793 году революционеры объявили о закрытии монастыря и передаче имущества государству. Мон Сен Мишель, переименованный в Мон-Либре (Гора Свободы) превратился в тюрьму (тюрьма - Гора Свободы, ну что - вполне революционно.), просуществовавшую до 1863 года. За это время здесь побывало 14000 заключенных. На первых порах это были священники и крестьяне, противники Революции. Затем - политзаключенные и уголовники.

В 1820 году, когда в аббатстве ещё была тюрьма, там было установлено колесо. С его помощью поднимали наверх пищу для заключенных. Аналогичные колеса применяли и в средние века для подъема различных грузов. Приводились в действие такие колеса с помощью лошади, которая, фактически, жила в колесе. Иногда использовались и заключённые.

Груз поднимался цепью вот на таких салазках

Которые двигались по каменным направляющим

Сейчас помещения тюрьмы лестницей соединены с Залом Рыцарей, расположенном на следующем ярусе

Он свое название получил в честь ордена Рыцарей Святого Михаила, основанного в 1469 году Людовиком XI. Это был рабочий зал для монахов. Предполагается что в нём были развешаны гобелены, делившие зал на маленькие отделения и изолированный проход через который гости попадали в церковь.

Отапливался зал с помощью двух огромных каминов.

Гостевой зал предназначался для знатных паломников, в том числе и королей. Здесь они делили трапезу с аббатом.

Приём пищи у монахов является значимым событием для всей братии, поэтому зал, где всё происходит, был построен с соответствующими времени техническими и эстетическими новшествами. Толстые стены удерживают лёгкие круглые арки. Чтобы не ослаблять стену, окна сделаны узкими и глубокими. Во время молчаливых трапез, один монах читал Священное Писание с кафедры, расположенной на южной перегородки.

В Трапезной нас наконец нагнала первая прибывшая с материка экскурсия. Это оказались китайцы.

Минут десять их экскурсовод энергично щебетал, а потом всё таки нам удалось ухватить последний период перед наплывом основной волны туристов.

Во второй половине дня, когда число посетителей достигло максимума, мы выбрались с острова.

и отправились в соседнюю Бретань, в устричную столицу Франции, в городок на западном берегу залива Сен Мишель - Канкале.

Церковь Сен Мишель - неизвестный шедевр архитектуры Африки May 5th, 2016

Eglise Saint Michel

Этот неизвестный шедевр архитектуры Африки давно уже находится под опекой ЮНЕСКО и ООН. Но мало кто видел его своими глазами и добраться до этого шедевра крайне сложно матерому путешественнику, не говоря уже о пресловутом туристе.

Храм Святой Мишели - является важнейшей достопримечательностью курортного городка Libreville, что в африканском Габоне бывшей Экваториальной Африки, с уникальной архитектурой и удивительным церковным хором, использующим для сопровождения своих церковных выступлений уникальные народные музыкальные инструменты, выполненные из цельного красного дерева с выдолбленными в них специальными отверстиями различной формы, что придает каждой службе определенный колорит и оставляет в памяти незабываемые ощущения.

Церковь Сен Мишель находится во втором округе Либревиля в густонаселенном в районе со сложно произносимым названием - Нкембо, где вечные пробки и столпотворение. Поэтому мне пришлось ожидать благоприятного момента, рабочего не праздничного дня, когда район более менее опустеет, в храме не будет столпотворения, дабы спокойно прогуляться по пустой церкви и всё сфотографировать.

Характерной отличительной чертой, отличающей эту уникальную католическую церковь от множества других исторических церквей и соборов во всем мире - является применение в архитектуре оригинальных колонн из цельного красного дерева с художественными рельефными гравюрами на сюжеты из Библии ручной работы, выполненными слепым африканским мастером. Слепой мастер создал из цельных огромных кусков плотного красного дерева гравюры в виде огромных массивных колон и сводов, из которых и была собрана эта деревянная церковь. Эти колонны являются произведением искусства, являясь её отличительной особенностью, ради которой сюда и приезжают ценители архитектуры со всего мира, паломники и общественные деятели. Всем известно, что красное дерево достаточно прочное, как камень и может простоять не один век.

На днях мне довелось побывать в этом удивительном по своему размаху архитектурном сооружении, чтобы своими глазами увидеть по истине шедевр мировой архитектуры - знаменитую католическую церковь Сен Мишель, что в габонском Либревиле.

И вот как это было...

1.
Центральный вход в церковь

2.
Характерной чертой, отличающей эту католическую церковь от множества других исторических церквей и соборов, - применение в архитектуре оригинальных колонн из цельного красного дерева с художественными рельефными гравюрами на сюжеты из Библии и церковной истории, выполненными слепым африканским мастером.

3.
Слепой мастер создал из цельных огромных кусков плотного красного дерева гравюры на Библейскую тему. Колонны эти поистине украшают церковь Сен Мишель, являясь ее отличительной особенностью, ради которой в Габон приезжают ценители архитектуры со всего мира.

4.
Рельефные гравюры на библейские темы

5.
Под сводами церкви очень уютно

6.
Торцовой вход в церковь оформлен вот такими деевянными раздвижными дверями

7.
Ручная работа - вот она

8.
Католический собор Сен Мишель

9.
очень интересно оформлены стены - в виде деревянных витражей

10.
Основа церкви - деревянные балки, отделанные кирпичом и деревянными витражами

11.
Навес церкви

12.
Внутри церкви Сен Мишель

13.
Святая вода. Тут происходит таинство крещения

14.
В церкви можно спокойно отдохнуть. В Африке католические соборы открыты для всех страждущих

15.
Церковь внутри достаточно вместимая

16.
Обычный день в церкви Святой Мишели

17.
Витражы из глины

18.
Достаточно массивный высокий купол

19.
Вот такие деревянные гравюры ручной работы сделал неизвестный слепой автор для этой церкви

20.
Деревянный витраж центрального входа

21.
Характерной чертой, отличающей эту католическую церковь от множества других исторических церквей и соборов, - применение в архитектуре оригинальных колонн из цельного красного дерева с художественными рельефными гравюрами на сюжеты из Библии и церковной истории, выполненными слепым африканским мастером. Слепой мастер создал из цельных огромных кусков плотного красного дерева гравюры на Библейскую тему. Колонны эти поистине украшают церковь Сен Мишель, являясь ее отличительной особенностью, ради которой в Габон приезжают ценители архитектуры со всего мира.

22.
Архитектура церкви Святой Мишели и в самом деле достаточно необычна для католических соборов во всем мире

23.
Центральный вход в церковь

24.
Территория католического собора

25.
Музыкальные инструменты

26.
Важнейшей изюминкой и отличительной чертой церкви Сен Мишель помимо уникальной архитектурой - является церковный хором, использующий для сопровождения своих выступлений народные музыкальные инструменты, что придает каждой службе небывалый колорит. Тут расположены музыкальные инструменты

27.
Под сводом церкви

28.
Стены церкви из каменных плит

29.
На территории церкви имеется своя автомобильная парковка

30.
Территория церкви

31.
Вся территория католического собора Сен Мишель уложена булыжной плиткой

32.
Католический собор Сен Мишель

33.
Необычная архитектура собора лаже для бывших франко-английских колоний в Африке

34.
Напротив собора на улице расположены местные лавки и салоны

35.
Когда находишься на территории этого уникального архитектурного ансамбля, невольно чувствуешь присутвие божественных сил и очищаешься душой. Тут очень спокойно и тихо для громкой. и суетливой Африки

36.
На территории имеется свой алтарь

37.
Тут люди молятся. И это таинство для любого верующего африканца. Африканцы вообще очень набожные и серьезно относятся к вере

38.
Святая Мишель

39.
Важнейшей достопримечательностью курортного городка Либревиль, что в африканском Габоне, можно смело назвать церковь Сен Мишель

40.
Вот такой японский автохлам очень популярен в Африке даже у церковных служителей

41.
Церковь Сен Мишель находится во втором округе Либревиля в густонаселенном районе со сложно произносимым названием Нкембо

42.
Сен Мишель - величественный собор, достопримечательность Габона

43.
Угловой свод собора

44.
Не смотря на палящее беспощадное африканское солнце, под сводами церкви свежо и прохладно

45.
В церкви нужно вести себя скромно и тихо

46.
Деревянный несущие балки церкви отделаны кирпичом

47.
Под потолком расположены вентиляторы. На католические праздники тут достаточно многолюдно и мест свободных нет. Церковь считается одной из самых величественных в Либревиле

48.
Мест тут, как вы видите, много. Имеется огромная сцена для церковного хора и настоятеля

49.
Церковь Святая Мишель - неизвестный шедевр архитектуры Африки

Все в Африку!

Вот еще несколько репортажей

Скажите, уважаемые читатели, вас часто посещают ангелы во сне и дают вам задания? А бывает такое, что, когда вы не выполняете требования ангелов, они вас при этом бьют по голове, да так, что на утро вмятина на голове остается? Нет, нет, у меня все нормально, просто именно благодаря подобному чуду мы обязаны появлению самого красивого места во Франции - аббатства Мон-Сен-Мишель. И это совсем не средневековая благочестивая легенда, т.к. британские ученые, действительно, обнаружили вмятину на черепе основателя монастыря. Но обо всем по порядку.

Ранним и приятно теплым августовским утром мы на великах выехали из . В этот день нам нужно было доехать до острова Мон-Сен-Мишель. Расстояние от до знаменитого аббатства примерно 45 км, и после вчерашнего дня, когда мы слегка поднапряглись на менее длинном пути из , я решил не рваться и экономить силы.

К счастью, дорога этому весьма способствовала. Почти сразу от Фужера началась прекрасная велодорожка. Вообще, в Бретани их довольно много. я приводил ссылку на карту велосипедных дорог Бретани. Дело в том, что раньше здесь было много железнодорожных путей, пересекавших в разных направлениях весь регион. Но в конце прошлого века они пришли в запустение, и власти решили снести рельсы, а на их месте устроить такой подарок велосипедистам. Т.к. железнодорожные пути стараются делать с минимальным уклоном и максимально прямыми, то катить по такому маршруту одно удовольствие. Некоторые из них тянутся на десятки километров, на нашем маршруте мы совпадали с дорожкой чуть менее, чем на 10 км, но все равно я получил исключительно приятные эмоции, даже на таком коротком участке.

Когда дорожка закончилась, точнее мы с нее свернули, т.к. она пошла на запад в сторону Сен-Мало, а нам надо было восточнее, в сторону границы с Нормандией., то все равно дорога осталась весьма приятной. Мы проезжали живописные деревеньки.

В этот раз я старался не гнать, а останавливаться в красивых местах, отдыхать и делать снимки. Здорово же?

Сильных уклонов не было, потом, когда я проверил трекер, оказалось, что баланс сместился в сторону спуска. Т.е. мы большую часть времени ехали с горки. Пейзажи по сторонам дороги были примерно такие.

Как тут не сделать привал?

Наконец, мы доехали до границы Бретани с .

Казалось бы, регионы совсем рядом, но мне показалось, что деревни в Нормандии выглядят побогаче. Многие дома интересно украшены, вот, например, явно живет кто-то связанный с морем, перед домом маяк и корабельный винт.

Даже церкви стали выглядеть по-другому, хотя отъехали от Бретани всего на несколько километров.

В общем, в этот раз 40 км до нашего отеля пролетели незаметно, хотя делали множество остановок и по трекеру ехали почти три часа. Зато почти не умотались.

И, когда, на горизонте за очередным полем я увидел крошечную гору, то пришел в дикий восторг! Это было настоящее состояние катарсиса, когда после двухдневных мучений, я наконец обрел свой маленький рай.

Мы поселились в отеле Le Beauvoir в одноименной деревне примерно в 5-6 км от Мон-Сен-Мишель. Можно, конечно, было взять отель прямо на острове, но на наши даты самый бюджетный вариант начинался от 250 евро за ночь. Даже с учетом, что все расходы мы делили на двоих (т.е. получалось по 9 тыс примерно), все равно я решил, что с учетом, что мы на великах, то очень приличный отель за 70 евро всего в 5 км, это гораздо разумнее. Подумаешь 15 минут езды, так что смысла в тратах на жилье на острове никакого нет.

Отель Le Beauvoir оказался вполне достойным (7.5 оценка на букинге). Самое главное, что у них была своя стоянка и даже гараж для мотоциклов и велосипедов. Отлично! В общем, волнующий многих вопрос, где относительно бюджетно, но в тоже время прилично переночевать в Мон-Сен-Мишель оказался успешно решен.
http://www.booking.com/hotel/fr/le-beauvoir-beauvoir.ru.html

Кстати, фотография сделана, как раз от отеля. Расположение отличное.

Конечно, не терпелось быстрее доехать до острова. Я немного прилег в отеле... и проспал почти два часа, ангелы во сне меня не беспокоили. После чего захотелось пообедать, так что выехали мы к Мон-Сен-Мишель только в районе четырех часов. По дороге от острова я совершил одну ошибку. Надо было ехать на велосипеде прямо до входа, но я побоялся, что там негде будет оставить велик. Поэтому мы привязали велики на одной из парковок и оставшиеся пару километров прошли пешком. Так вот, скажу, что велосипеды вполне можно оставлять прямо на острове, все так и делают. Точнее привязывают их перилам моста, который ведет к Мон-Сен-Мишель. Ну, да ладно, зато отлично прогулялись. Может так даже и лучше получилось. Т.к. времени нам вполне хватило.

Я понял, что основной эффект на туриста Мон-Сен-Мишель производит благодаря своей неожиданности. Вокруг тянется абсолютная плоская равнина, какие-то бесцветные песчаные равнины, пожухлая трава, бесконечная гладь воды, и вдруг посередине этого меланхоличного пейзажа, как атомный взрыв, образуется гора с городом и монастырем. Глаза сначала не верят, но по мере приближения, Мон-Сен-Мишель из чуда и миража превращается в реальную и плотскую громаду камней.

В этом году в Мон-Сен-Мишель закончили перестройку подъезда к острову. И теперь вместо дурацкой дамбы к острову ведет изящный мост. Что приятно, убрали все парковки из непосредственной близости к этому чуду и теперь можно наслаждаться видами в полной мере.

Церковь Saint-Pierre.

Любимый фахверк.

Так, так, солнце начинает садиться. Надо спешить увидеть закат.

La Mère Poulard - это не только сувенирный магазин (справа на фото), но и самый известный и вкусный во Франции омлет.
http://www.merepoulard.com/
В этом ресторане на открытом огне готовят омлеты "тетушки Аннет". Тетушка отличается изрядной жадность, так что сто грамм знаменитого омлета обойдется вам минимум в 25 евро. Мы решили проигнорировать этот аттракцион.

Что же, солнце село и пора было отправляться обратно в отель. Настоятельно рекомендую проверить расписание отливов и приливов у Мон-Сен-Мишель, думаю легко найдете его в сети. Можно попасть на уникальное природное шоу, когда на ваших глазах окрестности затапливаются водой. Но в нашем случае ничего такого не ожидалось, поэтому мы со спокойной совестью отправились назад в нашу деревню.

Шли мы задом наперед, т.к. никак не могли налюбоваться вечерними видам Мон-Сен-Мишель. По итогам прогулки я остался под большим впечатлениям. Да, за время, что я веду блог я постоянно вижу в ленте и в сообществах отчеты по Мон-Сен-Мишель. Казалось бы, место избитое донельзя, но все равно картинки-картинками, а в реальности очень сильно цепляет.

Такими темпами вернулись мы в отель только к 11 вечера, и конечно, в нашей деревне мест для ужина уже не осталось. К счастью, в отеле работал бар, а у Ольки оставалась колбаса и багет со вчерашнего пикника в Витре. Я решил удивить Ольку вином, которое мы в прошлом году , я имею в виду гевюрцтраминер, конечно. Так мы очень "сытно" поужинали бутылкой вина на двоих и полные впечатлений завалились спать, завтра надо было снова в дорогу до Сен-Мало, причем путь был еще более длинный, чем сегодня.

Со строительством церкви Святого Михаила в Дижоне в ее нынешнем облике связана одна из городских легенд. Согласно ей, в XV столетии герцог Бургундии стал обладателем религиозной реликвии – шкатулки-дароносицы, в которой сохранился кусочек ритуального хлеба – гостии, достать который из дароносицы оказалось невозможным.

Шкатулку передал герцогу Папа Евгений IV, получивший реликвию от монакского священника, а тот – от одной из своих прихожанок. Эта женщина первой и обнаружила кусок гостии, и попыталась от него избавиться. Но все попытки срезать присохшую облатку ножом привели только к появлению капель крови, которые, высохнув, оставили след, напоминающий распятие. Узнав о таком чуде, в Дижоне решили строить новый храм и начали сбор пожертвований. Работы начались в конце XV века, в 1529 году храм уже был освящен, хотя строительство продолжалось еще и в XVII столетии до 1667 года.

Первым же сооружением на месте церкви Сен-Мишель была часовня, также посвященная архангелу Михаилу. Первое упоминание о ней было найдено в городских летописях и датируется IX веком. Часовня была построена из дерева и располагалась на кладбище. В начале XI века часовня уже имела статус приходской церкви и не вмещала всех прихожан в часы богослужений. Поэтому было решено построить более вместительное здание, оно было освящено в 1020 году епископом Дижона.

К моменту строительства нового здания церкви в конце XV века старое очень обветшало. Строительство, даже несмотря на явленное в виде дароносицы с гостией чудо, велось очень медленно, поэтому в облике церкви можно увидеть готическую нижнюю часть и ренессансную верхнюю. И пускай проект храма менялся вместе со сменой преобладающего архитектурного стиля, храм Сен-Мишель выглядит весьма впечатляюще: его главный фасад устремлен вверх, башни увенчаны куполами, а портик украшен филигранной каменной резьбой. Здание было построено из светло-серого песчаника, но в ярком солнечном свете выглядит белоснежным, а закат окрашивает его стены в розовые оттенки.

Внутри церкви установлена статуя святого Михаила, над которой в середине XVI века была размещена скульптурная композиция «Страшный суд». В конце XVII века в церкви был установлен орган, а в XIX ее интерьер украсили витражи и стенная роспись.