Заграничные паспорта и документы

Владельцы «ВИМ-Авиа» покинули Россию. Задержаны генеральный директор и главный бухгалтер «ВИМ-Авиа Кто руководит авиакомпанией вим авиа

Сотрудник пресс-службы компании «ВИМ-Авиа» Алена Панарина сообщила РБК, что передвижения собственников она не комментирует.

По данным «СПАРК-Интерфакса», Светлане Мурсекаевой принадлежит 99% «ВИМ-Авиа», Рашиду Мурсекаеву — 1% (ранее 20% авиакомпании принадлежало лихтенштейнскому «Геркулес Партнерс Фонду Близнецы-Близнецы II»).

25 сентября после массовых задержек рейсов «ВИМ-Авиа» и появившейся информации о том, что у авиакомпании нет средств для оплаты топлива, Мурсекаев признал, что «у авиакомпании сложилась сложная экономическая ситуация, оборотные средства закончились и финансирование заморожено». «Поскольку авиакомпания не может осуществлять полеты без дополнительного финансирования, изучаем возможности для введения внешнего антикризисного управления», — говорил в интервью «России 24» Мурсекаев.

В понедельник, 25 сентября, в отношении неназванных должностных лиц «ВИМ-Авиа» по ч. 4 ст. 159 УК России (мошенничество). Они подозреваются в том, что получили 1 млн руб. за счет реализации билетов, зная при этом, что денег для закупки топлива и выполнения рейсов у авиакомпании нет.

Вечером 27 сентября расследование в отношении должностных лиц «ВИМ-Авиа» по поручению главы Следственного комитета Александра Бастрыкина по расследованию особо важных дел.

Ситуация с «ВИМ-Авиа» в среду с членами правительства, которое проводил президент Владимир Путин. Глава государства выразил недоумение тем фактом, что авиакомпания, по словам чиновников, соответствует всем критериям, но при этом работать не может.

Рашид Мурсекаев в начале 1990-х годов занимался поставками продуктов питания из Азии в счет долгов за поставки российского оружия вместе с Сергеем Недорослевым (сейчас — председатель совета директоров группы компаний «Каскол»). Партнеры учредили компанию «Белуха», которая скупала акции оборонных и авиационных предприятий. Впоследствии Мурсекаев занялся самостоятельным бизнесом — консолидировал 68% акций Дальневосточного морского пароходства, которые в 2002 году продал Сергею Генералову за $60 млн. В 2002 году Мурсекаев стал партнером основателя «ВИМ-Авиа» — Виктора Меркулова, а в 2003 году выкупил у него 75% в авиаперевозчике. В 2003 году, как писал Forbes , Мурсекаев потратил на закупку 12 подержанных самолетов Boeing $160 млн.​

Авиакомпания «ВИМ-Авиа»

Авиакомпания «ВИМ-Авиа» была создана в октябре 2002 года. Первые рейсы перевозчик осуществлял в основном на азиатском направлении (Вьетнам, Китай, Таиланд). Парк авиакомпании состоит из Boeing 777-300, 777-200, 767-300, 757-200 и Аirbus 319-111, 330-200. По данным ЕГРЮЛ, учредители ООО «ВИМ-Авиа» — Рашид (1%) и Светлана (99%) Мурсекаевы. Также они числятся учредителями признанного в июле 2017 года банкротом ПАО «Инвест Холдинг».

Финансовые показатели
В 2016 году компания показала чистую прибыль 89 млн руб. при выручке 17,174 млрд руб. Стоимость активов по состоянию на 31 декабря 2016 года составила 10,481 млрд руб., а чистый финансовый долг — 7,007 млрд руб. (источник: ГМЦ Росстата).

Объемы перевозок
По данным Росавиации, в 2016 году компания «ВИМ-Авиа» перевезла 2,076 млн пассажиров, показав прирост по этому показателю на 30% и заняв девятое место в отрасли. В самой компании такой рост связывали с введением в строй новых воздушных судов (четыре Boeing 737-500, два Boeing 767-300, шесть Boeing 777-200 и один Airbus A330-200). С января по август 2017 года количество перевезенных пассажиров продолжило расти по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — на 31,4%. Тем не менее компания опустилась на десятое место, пропустив вперед «Северный ветер».

Проблемы авиакомпании
В 2016 году у компании возникли проблемы с осуществлением пассажирских перевозок. «ВИМ-Авиа» допускала массовые многочасовые задержки рейсов. В июле 2016 года Росавиация предупредила «ВИМ-Авиа» о возможности ограничения сертификата эксплуатанта в связи с массовыми задержками и дала ей неделю на решение всех проблем. Пресс-секретарь перевозчика отмечала , что задержки были связаны с высоким сезоном и попыткой государственного переворота в Турции. На следующий день после вынесения предупреждения в компании заявили о стабилизации ситуации с перевозками и сообщили, что проблемы удалось решить благодаря вводу новых судов.

В 2017 году компания вновь столкнулась с проблемами, когда после задержек в начале июня несколько десятков рейсов было отменено. Представитель Ространснадзора тогда объяснил срыв чартерной программы задержками с ремонтом самолетов. Количество пострадавших из-за проблем «ВИМ-Авиа» в июне 2017 года оценивалось приблизительно в 30 тыс. человек. В итоге доля задержанных рейсов у авиакомпании в этом месяце составила 13,56%. В июле—августе проблемы остались : за июль доля задержанных рейсов составила 13,83%, а в августе — 19,45%. В сентябре авиакомпания задержала более 40% рейсов.​

В январе—сентябре 2017 года управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу провело в авиакомпании семь проверок, преимущественно по обращению граждан.


2. Собственники и руководство

Владельцами 100 % долей авиакомпании «ВИМ-Авиа» являются Рашид Мурсекаев и его супруга Светлана Мурсекаева.

Генеральный директор — Кочнев Александр Яковлевич.

Флот

Боинг-757 авиакомпании ВИМ-Авиа

По данным официального сайта, флот авиакомпании на июнь 2010 года состоит из 11 самолётов Boeing 757-200. Ранее эксплуатировались самолёты Як-42, Ил-62 и Ту-154.

Деятельность

Авиакомпания «ВИМ-Авиа» специализируется на чартерных перевозках. 1 ноября 2007 года «ВИМ-Авиа» была названа руководителем Росавиации Евгением Бачуриным одной из авиакомпаний, чаще всего задерживающих вылеты чартерных рейсов. В качестве наказания за такие нарушения Росавиация планировала ограничить количество чартерных рейсов данного перевозчика на зимний сезон 2007/2008 годов на 15-25 %.

Маршруты

«ВИМ-Авиа» осуществляет пассажирские и грузовые перевозки из Москвы, является одним из крупнейших чартерных перевозчиком России. Доля регулярных рейсов по состоянию на 01 февраля 2010 составляла всего 32,4 %.

В разные периоды времени в маршрутной сети компании присутствовали города Барнаул, Иркутск, Братск, Сочи, Омск, Уфа, Магадан, Владивосток, Челябинск, Новый Уренгой, Хабаровск, Улан-Удэ, Магнитогорск, Ханты-Мансийск, Белоярский, Якутск, Норильск, Благовещенск, Магадан и др.

В последнее время авиакомпания снова активно развивает внутрироссийские авиаперевозки, так, например, начав летать в 2010 году из Москвы в Сочи, Екатеринбург и Краснодар, к весне 2011 авиакомпания имеет регулярные рейсы в Хабаровск, Петропавловск-Камчатский, Магадан, Читу, Барнаул, Омск, Сочи и Новосибирск, а количество рейсов в Екатеринбург и Краснодар, ввиду их высокой популярности и наполняемости, увеличилось до двух в день.

Показатели деятельности

Бурятские авиалинии

Следственный комитет России (СКР) задержал генерального директора и главного бухгалтера авиакомпании «ВИМ-Авиа» по делу о мошенничестве. Об этом сообщила официальный представитель ведомства Светлана Петренко.

«В рамках уголовного дела о хищении денежных средств пассажиров сотрудниками авиакомпании "ВИМ-АВИА" (ч.4 ст.159 УК РФ) Главным управлением по расследованию особо важных дел СК России задержан генеральный директор указанной компании Александр Кочнев, а также главный бухгалтер Екатерина Пантелеева», – сказала она.

В ближайшее время им будет предъявлено обвинение, затем следствие планирует ходатайствовать перед судом об избрании в их отношении меры пресечения.

При этом Петренко заявила: «Совладельцы компании Рашид и Светлана Мурсекаевы поспешно покинули страну, и по имеющейся у следствия информации находятся за границей. В связи с этим принимаются меры к установлению их местонахождения».

Ситуация с задержками вылетов «ВИМ-Авиа» обострилась в конце прошлой недели. Позже авиакомпания официально заявила, что у неё не хватает денег для продолжения полётов и она прекращает чартерные рейсы. Потребовалось вмешательство Минтранса и Росавиации. Общий долг авиакомпании перед кредиторами, по данным Росавиации, составляет 7 млрд рублей. Прокуратура начала проверку, а СКР возбудил уголовное дело о хищении.

Накануне Минтранс договорился с аэропортами и топливозаправочными компаниями о бесперебойном обслуживании всех рейсов «ВИМ-Авиа». Перевозить пассажиров регулярных рейсов будут вплоть до 15 октября. Также СМИ сообщили, что «ВИМ-Авиа» получит от государства 500 млн рублей в качестве возврата НДС за третий квартал.

Сотрудники компании заявили, что не могут связаться с генеральным директором. Авиакомпания по-прежнему не выплатила долги по зарплате и задолженность кредиторам

Обновлено в 19:01

Новый гендиректор компании «ВИМ-Авиа» и его заместитель — исчезли. Они уже трое суток не выходят на связь, отмечает коллектив авиакомпании. Сотрудники опасаются, что отсутствие руководства может повлиять на решение суда о выплате долгов по зарплате.

Ранее заместитель генерального директора «ВИМ-Авиа» Богачев заверил коллектив, что примет все возможные меры для погашения задолженности. Суммарная задолженность по зарплате коллективу авиакомпании «ВИМ-Авиа» составляет около 700 млн рублей.

Возможно, просто выключили телефоны на майские, но скорее всего, скрываются, предполагает независимый аналитик Дмитрий Адамидов:

Дмитрий Адамидов независимый аналитик «Я думаю, что тут не на пустом месте, конечно, переживают люди. Уж если ты вступил в эту должность, то, наверное, как-то не надо прятаться. Да, это немного странно, но вообще вся история с «ВИМ-Авиа» странная, так что, это вполне в духе. По сути новое руководство — это не как конкурсный управляющий, но это как раз менеджеры, которые призваны вот каким-то образом разрешить накопившиеся проблемы, разобрать, как, не знаю, банкротятся, к чему временная администрация, которая просто занимается сбором активов, сбором требований кредиторов, их выплатой и прочее. По сути у «ВИМ-Авиа», за исключением некоторых нюансов у руководства, примерно такая же задача, тем более летать они не могут. Уже ничего из операционной деятельности вестись не может, там чисто работа с бумагами. Может, поехали отдыхать и выключили телефоны, тоже такое может быть».

Президент Владимир Путин своим указом снял дисциплинарное взыскание с министра транспорта Максима Соколова, наложенное на него в сентябре 2017 года из-за ситуации вокруг «ВИМ-Авиа». О том, с чем это могло быть связано, говорит главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров:

Роман Гусаров главный редактор портала Avia.ru «Данное решение все-таки я расцениваю как некий сигнал или, скажем, действие к тому, что при распределении портфелей и назначении нового кабинета министров после 7 мая, кандидатура Соколова рассматривается в качестве кандидата на один из руководящих постов. Может быть, в рамках будущего кабинета министров, может быть, в рамках других органов власти. Сам факт снятия с него этого взыскания как раз открывает ему путь к новым назначениям».

Новые руководители были назначены в «ВИМ-Авиа» после того, как совладелец компании Рашид Мурсекаев покинул страну и был заочно арестован полицией. На него было заведено дело о хищении средств.

В октябре 2017 года авиакомпания приостановила полеты из-за финансовых трудностей. В настоящее время кредиторская задолженность «ВИМ-Авиа» составляет около 10 млрд рублей.

В пятницу, 29 сентября, были отправлены судом под домашний арест. Как уточнила «Газете.Ru» пресс-секретарь Басманного суда , Пантелеевой и Корчневу назначена мера пресечения в виде домашнего ареста до 25 ноября.

После массовых задержек и отмен рейсов авиакомпании «ВИМ-Авиа» в их отношении было возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ («мошенничество»).

Между тем, совладельцы авиакомпании «ВИМ-Авиа» и Светлана Мурсекаевы покинули страну и могут быть объявлены в международный розыск.

Проблема с рейсами «ВИМ-Авиа» началась еще на прошлой неделе. В понедельник, 25 сентября, авиакомпания объявила, что из-за финансовых трудностей прекращает чартерные рейсы. отказался обслуживать самолеты проблемного перевозчика из-за долгов, и со вторника «ВИМ-авиа» перебазировалась во .

В Минтрансе создан оперативный штаб для решения проблем с перевозкой пассажиров, уже оплативших билеты «ВИМ-Авиа», погашения задолженности по зарплате сотрудникам перевозчика и урегулирования кризисной ситуации. Премьер-министр подписал в четверг распоряжение о выделении 98 млн руб. из резервного фонда правительства на обслуживание самолетов «ВИМ-авиа».

Для вывоза пассажиров «ВИМ-авиа», находящихся за границей, в первую очередь в Турции, привлекаются борты S7 и .

В пятницу было объявлено, что по поручению президента Владимира Путина в Анталию для вывоза российских туристов направлены два Ту-214 специального летного отряда «Россия», обслуживающего первых лиц государства.

Некоторые туроператоры самостоятельно предпринимают меры для вывоза с мест отдыха своих клиентов.

Из-за сложившейся кризисной ситуации подписал указ о дисциплинарном взыскании главе .

С пятницы Росавиация публикует на своем сайте ежесуточный график полетов регулярных и чартерных рейсов «ВИМ-Авиа».

В настоящее время согласуется график погашения имеющейся задолженности за топливо и аэропортовое обслуживание. Новое руководство компании сотрудничает с правоохранительными органами РФ, заверяют в компании.

По стопам «Трансаэро»

В пятницу новым генеральным директором «ВИМ-Авиа» назначен Александр . Как сообщил представитель «ВИМ-Авиа», он назначен «с целью разрешения кризисной ситуации, сложившейся в авиакомпании».

Александр Бурдин в течение почти двух лет был гендиректором АК , которую возглавил уже после остановки работы перевозчика. Ему удалось погасить долги по заработной плате в размере 4,1 млрд. руб. перед 10 тыс. бывших сотрудников, закончить инвентаризацию основных средств и собрать имущество авиакомпании для обеспечения выплат кредиторам. До этого он два года возглавлял Unitile — крупнейший холдинг в России по производству керамических строительных материалов, и в течение 11 лет был заместителем генерального директора, членом правления .

При этом в «Газете.Ru» сообщили, что не получали уведомление от авиакомпании «ВИМ-Авиа» о назначении нового гендиректора.

По действующему законодательству, его назначение сопровождается соответствующей аттестацией и внесением в сертификат эксплуатанта. В ведомстве заявили, что в настоящее время Бурдин там не значится.

«Нам Александр Бурдин известен по ситуации с авиакомпанией «Трансаэро», в которую он был также назначен с формулировкой «для решения кризисной ситуации». Как известно, «Трансаэро» в сентябре признан банкротом. Авиасообществу этот специалист неизвестен. Будем знакомиться», — сказал представитель Росавиации

Исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт» говорит, что Бурдин — квалифицированный финансист с большим опытом антикризисного управления.

«Действительно, его работа на позиции в «Трансаэро» в тот момент, когда компания уже не была авиакомпанией, а была юрлицом с сомнительными перспективами, была эффективной, он продемонстрировал высокий результат, удовлетворив максимальную часть претензий, в первую очередь, выплатив зарплаты», — пояснил эксперт.

На просьбу «Газете.Ru» прокомментировать назначение Бурдина глава комитета по транспорту и строительству заявил, что главное, чтобы принимаемые кадровые решения шли на пользу пассажирам.

Впрочем, аналитики не ждут от нового гендиректора каких-то подвигов.

Если две недели назад авиакомпания была в руках менеджмента и решения принимали они, то сейчас судьба «ВИМ-Авиа» в руках кредиторов и поставщиков, отмечает Пантелеев.

«Если они решат, что восстановление или продолжение операционной деятельности «ВИМ-Авиа» позволит сократить задолженность в какой-то перспективе, то перевозчик под руководством опытного управленца сможет выполнить свои обязательства, программу антикризисных преобразований и вернуться к жизни, но если будет принято решение зафиксировать убытки, то никакой управляющий не поможет, а поможет только мешок денег», — резюмирует эксперт.