Заграничные паспорта и документы

Ла-Рошель: что посмотреть, как доехать и многое другое. La Rochelle Business School Школа бизнеса и туризма Ла Рошель Ля рошель город во франции на карте

Корабль останавливается не у самого города, а где-то километров в 10 от него.
От корабля в город ходит бесплатный шатл. Я так и не поняла - кто эти шатлы обеспечивает и оплачивает, т.е. в некоторых портах они стоят 15 долларов в день, а в некоторых бесплатно. Так вот именно здесь, в Ла Рошели, хоть и были эти автобусы бесплатно, но организовано все было намного лучше чем в других местах! Ну просто замечательно организовано!
Во первых все девушки - гиды, помогающие и при посадке у корабля, и в городе - носили униформу - было видно у кого спрашивать карту города или время отправления автобуса. И они даже говорили по-английски))). В городе, у места стоянки шатла всегда был один из автобусов - т.е. пока ждешь - то можно посидеть, а не стоять(на корабле ведь много и пожилых людей, не говоря уже о том, что все чувствуют себя уставшими после многочасового хождения по городу). Ну и отправлялись они один за другим - так что ждать по сути и не приходилось. Потом, когда корабль отплывал все эти девушки-гиды, их там было человек 10-12, стояли на пристани и махали платочками)))...
Я, кстати, не удивлюсь, если эту услугу город оплачивает - круизные туристы считаются очень выгодными для экономики городов)))

А теперь - город.

Город оставил очень и очень приятное впечатление.
Ну, во-первых, он мне показался каким-то настоящим, не забитым под завязку туристами. Нет, там не было пусто, совсем нет - много людей в ресторанчиках и в магазинах, но они были явно французкого происхождения, что очень радует)))...
Еще понравились местные улочки - такие чистенькие и уютные - много ресторанов везде, что очень скрашивает жизнь нашему брату-туристу - то тут можно присесть, то - там)))...




У города Ла Рошели довольно интересная история.
Я что-то в этот раз совсем ничего почти не читала без поездкой, хотя информацию кое-какую нашла и даже распечатала. Но прочитала только сейчас - вот так бывает...



Эта цитадель, состоящая из двух башен, когда-то перекрывала вход(для кораблей) в город, в его внутреннюю гавань.
Башня Сен-Николая отличается характерным наклоном. Причина его – в свайных опорах, на которых покоится это сооружение: за прошедшие века они немного просели, что слегка подкосило башню. В массивной восьмигранной Цепной башне располагался подъемный мост, позволявший протягивать цепь от башни Сен-Никола, перекрывавшую вход в порт. Говорят, именно этими цепями удерживали в колыбели Гаргантюа. На первом этаже башни Ла-Шен ныне размещается небольшая выставка, знакомящая с историей местной протестантской общины, а на крыше устроена смотровая площадка.


Город довольно долгое время был основным атлантическим портом Франции - этому способствовало его удачное географическое положение - в частности защищенность от западных ветров островом Ре.
Отсюда отходили судна с солью и вином. Соль, наверное, в основном добывалась на острове Ре.
По крайней мере ее много в местных магазинчиках...


И оттуда же(с острова Ре) продается много дорогущей картошки.
Сначала не могла понять - что это за цены у них такие на картофель, но потом вспомнила, что тамошняя картошка какая-то особенная и очень ценится. Что-то я все равно сомневаюсь, что я бы лично могла почувствовать разницу, хм... Ну картошка и картошка)))...


Так.
Вернемся к истории).
Т.е. я тут просто немного цитат выложу).
«... в Ла-Рошели располагалась одна из крупнейших резиденций тамплиеров, а семь «дорог тамплиеров», сходящиеся в городе-порту, вели сюда из всех уголков страны, обеспечивая быстрый и удобный доступ в случае внезапной нужды. Главная дорога, ведущая из Парижа, была как следует защищена и оборудована специальными пунктами для быстрой смены лошадей. ... Когда 13 октября 1308 года Филипп Красивый отрыл охоту на рыцарей Ордена, именно сюда, в Ла-Рошель, тамплиеры успели переправить свои сокровища. Здесь их уже ждали корабли, готовые в любую минуту отчалить от негостеприимных берегов Франции. Что и произошло в самом скором времени

И дальше...
«Ла-Рошель – одно из первых мест во Франции, куда проникли идеи Реформации: открыто приняв идеи, город стал цитаделью гугенотов, «атлантической Женевой». В 1570 году по завершении третьей религиозной войны город (один из четырех в стране) получил статус крепости, в которой разрешалось селиться протестантам. Здесь им была гарантирована свобода вероисповедания, что подарило городу непродолжительный период процветания и мира. После Варфоломеевской ночи в 1572 году Ла-Рошель стала центром протестантского сопротивления. В 1573 году герцог Анжуйский осадил город, однако взять его не сумел, поскольку английский флот под командованием Монтгомери захватил Бель-Иль. В конце концов Ла-Рошель почетно капитулировала.
Подписание Нантского эдикта принесло в Ла-Рошель несколько десятилетий мирной жизни. Однако приверженность горожан к протестантизму, тесные торговые и культурные связи с англичанами (герцог Бекингем разбил укрепленный лагерь на острове Ре) и после того, как солдаты Ла-Рошели 10 сентября 1627 года выступили в бою против королевских французских войск, король Людовик XIII приказал начать осаду Ла-Рошели. Кардинал Ришелье лично руководил операцией.
Город взяли в блокадное кольцо, для чего вдоль всех его сухопутных границ возвели укрепления длиной 12 км, а в море насыпали дамбу (арх. Метезо), перекрывшую вход в порт. Пятнадцать месяцев мучительного голода заставили город покориться. Ришелье въехал в Ла-Рошель 30 октября 1628 года, а через два дня там появился Людовик XIII. В ходе осады погибло 23 000 человек. 5 000 выживших пощадили, хотя руководители повстанцев, в том числе мэр Жан Гитон, были вынуждены покинуть город на несколько месяцев. Торговля порта была разрушена, а крепостные укрепления срыты.

Начались новые преследования гугенотов, достигшие свой высшей точки отменой Нантского эдикта Людовиком XIV. Многие гугеноты бежали из страны и основали в 1689 году в Северной Америке город Нью-Рошель.
Как всякий старинный портовый город, Ла-Рошель знаменита капитанами, исследователями и первопроходцами. В XV веке отсюда отплывали корабли с колонистами в Канаду, а Жан де Бетанкур отправился открывать Канарские острова. Уроженец Ла-Рошели Деласаль стал в 1681 году первым европейцем, кто прошел от истоков Миссисипи до Мексиканского залива. Жил здесь и Р. Галье – первый европеец, вернувшийся живым из Тимбукту.
Судовладельцы из Ла-Рошели получали большие прибыли, торгуя с Канадой и Луизианой, а больше всего с Вест-Индией. Они сделали свое состояние на трехсторонней торговле, включая продажу тканей и покупку рабов в Западной Африке, транспортировку и продажу рабов в Америку и выгодное возвращение домой с большими грузами колониальных товаров.
В 1890 году в Ла-Паллисе построили новый глубоководный порт, работа которого не зависела от уровня приливов и отливов.»

Честно скажу - я уже и не помню откуда я понадергала цитаты, поэтому ссылку дать не могу, но и авторство себе не приписываю)))...

Так что, как видите, не так чтобы совсем простой городишко - есть и интересные моменты в его истории.

Кстати, насчет последнего утверждения - что порт сделали «более глубоководным»...Хм...
Там какие-то неимоверные приливы-отливы. И на острове Ре мы это заметили, и здесь тоже.
Причем за довольно короткое время вода то пропадает, то снова появляется.
Вот смотрите.
Сначала этот снимок.
Полно так себе воды...



Вон даже рыбы плавают...


А теперь смотрите здесь!



И разница на фото всего-то пара-другая часов...
И знаете. Меня вот очень один вопрос заинтересовал - куда рыба девается во время отливов??? Дело в том, что мы наблюдали за приливом на острове Ре и видели, как там на мелководье копошились рыбешки, причем было такое ощущение, что они «вылазили из ила». Ну вот не видно было, чтобы они приплывали вместе с водой!!! Даже не знаю, что и думать - может там какие-то рыбы особенные?
И вот всякие мидии-устрицы-улитки там тоже на стенках поприклеивались... Тоже ведь как-то приспособились и не погибают без воды...

И насчет устриц и других гадов)))...
Зашли там на местный рыночек.
Вот их цены, может кому-то это интересно(или актуально).

Смотрите какие приятные цены тут))).




И еще с рынка...







Интересный цветок там увидела - похож очень на розу, но не роза...


А вот это, вроеде бы - Большая часовая башня.
«Она служила некогда городскими воротами и была частью крепостной стены, отделяющей Старый порт от города. Первоначально башня была построена в начале 12 века – тогда же, когда средневековый город был обнесен первой крепостной стеной. Тогда она носила название Парро или Перро, поскольку за ней находился квартал с таким названием. В Средние века ворота башни состояли из двух арочных проемов: больший предназначался для проезда повозок и экипажей, а меньший – для пешеходов. Уже во второй половине 17 века они были объединены в одну большую арку, которую мы можем видеть сейчас.

В 1478 году к башне была добавлена колокольня с часами, внутри которой находился колокол, звонивший каждый час. Эта колокольня просуществовала несколько веков и была заменена в 1746 году на нынешнюю изящную конструкцию в стиле Людовика XV, украшенную пилястрами, виньетками и драпировками, которые поддерживают путти. Колокол, находящийся сейчас в башне, является одним из самых тяжелых колоколов региона: его вес составляет более двух тонн».


Пройдя под башенными воротами, оказываешься на rue de Palais – главной торговой улице Ла-Рошели. Здесь и на соседних улочках много интересных средневековых домов. По ним очень чувствуется, что у города было богатое прошлое - мостовые и сейчас в полном порядке, только отполированы за эти годы до блеска...



И очень много арок!
Вот какие молодцы - в жару под ними можно гулять в тени, а в плохую погоду спасаться от дождя!!!
Почему во всех городах это не строят???!!!




Мы там позаходили в разные магазины - есть и интересные, кстати)...
Вот здесь была вкусная нуга(правда показалось дороговато, но мы все равно купили).



А еще я себе купила там обалденное сверкающее мыло с приятным морским запахом!
(обычно я такую ерунду не покупаю)))))





Удивили, в который уже раз это их, французское!!! пристрастие к сардинам в консервах!
И цены на них, естественно - прямо деликатес какой-то, хи-хи...
Ну где вы видели такие специализированные магазины с рыбными консервами???
Я лично - больше НИГДЕ!)))





И даже вот такие магазины попадаются - никогда этого не пойму, кто в этих магазинах покупает? Этот датский мастодонт уже развелся ва всех городах и странах и их торговля, между прочим, очень даже процветает! Особенно кризис в этом случае сказался - народ видимо стал покупать вещи подешевле... И плевать на качество(((...


И еще одна из башен поближе...


В этот день мы посетили аж 4 города: Ванн, Нант, Ла-Рошель и Рошфор. В последний, правда, мы приехали уже поздно вечером, поэтому практически сразу отправились в отель. В принципе. это так изначально и планировалось, так как ничего особо интересного в Рошфоре нет.
А вот Ванн (Южная Бретань) достоин отдельного внимания, уж больно красив! Старинные улочки, фахверковые домики, крепостные стены… Всё, что нужно! Город небольшой, здесь проживает около 50 тысяч человек, но от этого он становится только уютнее и милее. Будете в Бретани, не пропустите мимо! Это один из самых красивых городов за всю нашу поездку. Да что говорить, смотрите сами!


Замок Эрмин (Château de l’Hermine). Ну не чудо ли?

Старый город окружен крепостной стеной, которая хорошо сохранилась со времён Средневековья

Несмотря на небольшие размеры туристов здесь достаточно много.

Женщина аж рот раскрыла от такой красоты.

Как же я люблю эти старинные фахверковые домики!

А сейчас я вам лично представлю месье Ванна и его жену… Вон они, на фасаде дома… сейчас подойдём поближе…

Скульптура выполнена из гранита и раскрашена, специалисты относят её к 16 веку. Жалко только, что руки не сохранились. Конечно, на самом деле эта парочка вовсе не носит фамилию Ванн, так их назвали уже лет через 300 романтичные жители города.

На этот день у нас запланирован насыщенный маршрут, поэтому, к сожалению, мы вынуждены покинуть Ванн и ехать дальше. А как хотелось погулять по нему ещё хотя бы пару часиков! Но плотный график не позволяет, и мы перемещаемся в Нант, до которого из Ванна около 110 км. Город тоже интересный, здесь есть где погулять и что посмотреть, хотя после Ванна он выглядел несколько бледно. Это достаточно крупный город, шестой по величине во Франции, бывшая столица Бретани, формально больше не являющаяся её частью.

Наверно, самая интересная достопримечательность Нанта - это замок бретонских герцогов (Chateau des Ducs de Bretagne), построенный двумя последними правителями независимой Бретани, Франциском II и его дочерью, герцогиней Анной, родившейся здесь в 1477 году.

Как и положено, в сердце города - готический собор, в которм находится усыпальница Бретонских герцогов. На его фоне наша взятая в прокате машинка, на которой мы проехали по Франции более 2000 км, Fiat 500L. Кстати, неожиданно очень понравилась в управлении и в динамике (я до этого не ездил на турбодизельных)

По пути в отель на пару часов заезжаем в Ла-Рошель, который до этого у меня ассоциировался исключительно с романом Дюма…
В далеком прошлом здесь была достаточно крупная рыбацкая деревня, но вследствие удачного расположения она в скором времени превращается в портовый город. Период расцвета приходится на XI век, когда он получает звание крупнейшего торгового центра Атлантического побережья.
В настоящее время город сумел сохранить свой портовый статус.

В Старом Порту сохранились три башни крепостной стены, построенные в XIV веке, а в настоящее время признанные объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО. Между двумя башнями на фото раньше была проброшена цепь, с помощью которой можно было перекрывать вход в порт для нежелательных гостей.

Набережная в Старм Порту Ла-Рошеля - прогулочная зона, здесь множество кафешек и ресторанов, где можно вкусно пообедать.

Отель у нас был забронирован в соседнем с Ла-Рошелем городе Рошфоре (30 км), куда мы и отправляемся на ночь. Завтра нас ждёт не менее насыщенный день!

Ла-Рошель (Франция) - самая подробная информация о городе с фото. Главные достопримечательности Ла-Рошель с описанием, путеводители и карты.

Город Ла-Рошель (Франция)

Ла-Рошель - город на западе Франции в регионе Новая Аквитания. Это старый порт с живописной гаванью, который до сих пор окружён средневековыми укреплениями и внушительными башнями. Ла-Рошель - это красивый старинный город, пропитанный солёным морским воздухом. Он имеет очаровательный исторический центр, полный старых зданий. Прогулка по старым улочкам Ла-Рошеля - это путешествие по разным историческим эпохам, начиная от Средневековье до Нового времени.

География и климат

Ла-Рошель расположен на берегу Бискайского залива Атлантического океана. Город находится в центре Французской Атлантики в юго-западной части страны. Ла-Рошель имеет умеренный морской климат (океанический) с прохладным летом и мягкой зимой.

Практическая информация

  1. Население - 75.7 тыс. человек.
  2. Площадь - 28,43 км².
  3. Валюта - евро.
  4. Язык - французский.
  5. Виза - шенгенская.
  6. Время - центральноевропейское UTC +1.
  7. Гастрономия Ла-Рошеля славится великолепными блюдами из рыбы и морепродуктов. В окрестностях старого порта (Vieux Port) расположено множество рыбных ресторанчиков, где можно попробовать блюда местной кухни (например, мидии в белом вине и сливочно-луковом соусе).
  8. В барах и ресторанах Ла-Рошеля можно попробовать интересный коктейль - белое вино с фруктовым сиропом.

История

Ла-Рошель был основан в 10 столетии. В 12 и 13 веках город являлся базой тамплиеров, которые построили здесь крупный порт. До 15 столетия Ла-Рошель был крупнейшим портом французского королевства. В эпоху Реформации город поддержал гугенотов. Краткий период процветания длился половину столетия. Затем местный флот был уничтожен Карлом I Лотарингиским. В 1628 году Ла-Рошель был взят королевскими войсками и гугенотам пришлось его покинуть.


Ла-Рошель был важным портом в эпоху колоний. В годы Второй мировой войны здесь была построена военно-морская база немцев.

Достопримечательности

Ла-Рошель имеет очаровательный старый город, который сохранил множество великолепных старинных зданий, начиная с эпохи Средневековья до Нового времени. В сердце исторического центра расположена ратуша, основанная в 13 веке. Её здание представляет собой яркий пример готической и ренессансной архитектуры. Ратуша Ла-Рошеля является одной из старейших на территории Франции. Текущее здание было построено между 15 и 19 столетиями.

Недалеко от ратуши, на небольшой улочке Bis Rue des Augustins, находится роскошный особняк 16 века, открытый для публики.

Немного севернее находится красивая старая улочка Grand Rue des Merciers, на которой можно посмотреть средневековые фахверковые дома.


Старый порт. Справа - башня св. Николая, слева - Цепная башня

Старый порт - самая старая и самая живописная часть города. Большинству здешних зданий и сооружений сотни лет, но они до сих пор находятся в очень хорошем состоянии. Узкие улочки и дома из светлого камня придают этому месту средиземноморское очарование.

Старый порт был основан в 13 столетии. Сохранившиеся башни датируются 14 - 15 веками. Самая высокая - башня Святого Николая. Она была задумана как оборонительный форт. Мощная и круглая башня называется Цепная. В Средние века к этой башне была прикреплена цепь, которая перекрывала устье гавани.


Башня-маяк (Тур де ла Лантерне) расположена немного в стороне от входа в гавань. Она была построена в 15 веке и представляет собой великолепное средневековое сооружение с высоким шпилем, на вершине которого размещался массивный факел. В эпоху Реформации башня использовалась как тюрьма для гугенотов. В 17 столетии здесь были заточены пираты (корсары). До начала 20 века башня использовалась как гарнизонная тюрьма. Сейчас она является историческим памятником.

Интересным местом для любознательных является Аквариум, где содержится около 600 видов различных существ из Атлантического, Индийского и Тихого океанов, а также Средиземного и Карибского морей


Башня с часами (Большие часы) представляет собой ворота, отделявшие старый порт от города. Они были построены в 12 веке во время возведения первых средневековых стен. Первоначально это сооружение имело две аркады для прохода пешеходов и повозок, но в 1672 году они были объединены в одну. В 15 веке ворота были увенчаны колокольней. Текущий вид эта конструкция обрела после 1746 года.

Готическая колокольня 15 века, принадлежавшая церкви Святого Варфоломея, где каждый год проводились выборы мэра города. Церковь была разрушена в 1568 году во время религиозных войн.

Нотр-Дам-де-Кунь (Notre-Dame-de-Cougnes) - католическая церковь с высокой готической колокольней. Была основана в 12 веке как небольшая часовня. Во время Реформации церковь была разрушена и восстановлена в 1653 году.


Кафедральный собор Святого Луи - главная католическая церковь города Ла-Рошель. Представляет собой внушительное здание в стиле архитектуры классицизм. Церковь начали строить в 1752 году и завершили только через 115 лет.

Церковь Сен-Совер - внушительное религиозное сооружение в стиле архитектуры Людовика XIII, построенное в конце 17 века на фундаменте средневековых церквей.

  • Музей естествознания - увлекательный музей, построенный в 18 веке. Является одним из лучших мест во Франции, где можно познакомиться с миром естественной истории. На площади 2300 кв. м. представлена ​​удивительная коллекция из почти 10 000 предметов, найденных натуралистами и этнографами со всего мира.
  • Музей Нового Света, расположенный в особняке 18-го века. Содержит великолепные экспозиции, раскрывающие мир судовладельцев и их огромное богатство.
  • Музей изящных искусств, в котором представлено около 900 картин и рисунков с 15 по 20 столетия.
  • Морской музей в доках. Он представляет собой флот из восьми кораблей, по которым посетители могут совершить прогулку.
  • Музей протестантов - ​​богатая коллекция исторической информации о борьбе гугенотов, начиная с периода Реформации.

При словах «осада Ла-Рошели» первым делом вспоминается великий французский писатель Александр Дюма-отец. В самом деле, кто не помнит совет д’Артаньяна, Атоса, Портоса и Арамиса в бастионе Сен-Жерве? А происки коварного Ришелье и безумства герцога Бэкингема? Но, как ни странно, подробностей самой этой осады не знает почти никто. Между тем история осады Ла-Рошели не менее интересна, чем приключения четвёрки отважных мушкетёров. Здесь нашлось место и предательству, и ненависти, и глупости, и самопожертвованию. Причём при ближайшем рассмотрении герцог Бэкингем предстаёт не галантным кавалером, а тщеславным и воинствующим глупцом, а кардинал Ришелье, в свою очередь, - умелым администратором и полководцем.

Истоки конфликта

Варфоломеевская ночь с 23 на 24 августа 1572 года разделила Францию на два непримиримых лагеря - католиков и протестантов. Началась эпоха долгих и кровопролитных религиозных войн, охвативших периоды царствования Карла IX, Франциска II и Генриха III. Конец братоубийственной войне смог положить только Великий Беарнец - Генрих IV, который принял Нантский эдикт. Согласно этому документу, протестанты получали несколько городов на территории Франции и имели право содержать свои войска.

После убийства короля религиозным фанатиком Равальяком хрупкое перемирие в одночасье разрушилось. Теперь кальвинисты стали «пятой колонной» в государстве. Они получали поддержку от Испании и Англии, которые были заинтересованы в ослаблении Франции. Получилось, что протестантские религиозные общины образовали государство в государстве.

В начале 1611 года в Сомюре собрались лидеры протестантов. На конференции стоял вопрос: что делать дальше? Партия «осторожных» во главе с любимцем Генриха IV Дюплесси-Морнэ считала, что необходимо признать новую власть и сотрудничать с королём. «Непримиримые» под руководством герцога Анри де Рогана выступали за прямой конфликт с государством.

В 1616 году виконство Беарн, небольшое феодальное образование в предгорье Пиренеев на юго-западе Франции, населённое преимущественно протестантами, было провозглашено личным владением короля Людовика XIII. Таким образом, Беарн потерял свою независимость. Совет виконтства, состоящий сплошь из «непримиримых», отказался ратифицировать это решение. В 1620 году Людовик вошёл в Беарн с 20-тысячным войском, разогнал Совет, а на его месте создал Парламент, состоящий сплошь из католиков.

Протестанты посчитали это нарушением Нантского эдикта и начали военные действия. Вскоре запылал Лангедок, а затем восстала и Ла-Рошель.

Король Франции Людовик XIII

В апреле 1621 года Людовик XIII подошёл к протестантским крепостям Сомюр и Туар, которые сдались без сопротивления. Армия двинулась дальше. Город Сен-Жан д’Анжели оказал королевским войскам сопротивление, но через две недели был взят. За неповиновение король лишил город привилегий и приказал разрушить стены. Вскоре Людовик подошёл к Монтобану, который также отказался открыть ворота. Началась осада, которая была прервана из-за эпидемии в королевской армии. Войска поспешно покинули окрестности города.

Вследствие этого герцог де Роган остался хозяином Лангедока. Он устроил свою штаб-квартиру в крепости Андюз, откуда управлял всем краем. Герцог де Субиз, ближайший сподвижник де Рогана, обосновался в Ла-Рошели - оплоте протестантов на атлантическом побережье, откуда протестантские отряды несколько раз совершали грабительские походы к городам Пуату.

Такое положение вещей, разумеется, не устраивало короля Людовика. Королевская армия выбила протестантов из Гиени, захватив все принадлежавшие им города. У стен Монпелье «непримиримые» пошли на переговоры. Согласно решению ассамблеи, король обязал протестантов срыть все укрепления своих городов и даровал им амнистию. Но мир, заключённый в Монпелье, оказался лишь передышкой.


Кардинал Ришелье

В 1624 году королевский совет, в который вошёл новый первый министр Франции Жан-Арман дю Плесси, кардинал де Ришелье, - постановил захватить Кастр в Лангедоке и остров Рэ, находившийся на выходе из гавани Ла-Рошели. Отряд герцога де Субиза, пытавшийся помешать королевским войскам под командованием Жана де Сен-Бонне, маркиза де Туара, высадиться на острове, был разбит наголову. 15 сентября 1625 года французский гарнизон занял крепость Сен-Мартен-ля-Рэ, захватил острова Рэ и Олерон. Французскому флоту под командованием герцога Монморанси удалось захватить несколько кораблей протестантов, но герцог Субиз сумел бежать в Англию.

Англичане, уже давно поддерживавшие протестантов, решили открыто вмешаться в конфликт. Этому поспособствовал французский губернатор Гиени, герцог д’Эпернон, который захватил в Бордо британский торговый флот с годовым запасом кларета (красное полусладкое вино) на борту. В ответ разъярённый Карл I приказал арестовать все французские корабли, многие из которых были захвачены англичанами в Ла-Манше.

Остров Рэ

В начале 1627 года Англия объявила себя защитницей французских протестантов. В марте началась подготовка экспедиции в Ла-Рошель, которую возглавил любимец короля Карла I герцог Бэкингем. Планировалось выбить французский гарнизон с островов Рэ и Олерон, деблокировать Ла-Рошель и захватить плацдарм на побережье Франции. Герцог Субиз принимал активнейшее участие в разработке операции.

27 июня 1627 года армада из 15 кораблей и 50 транспортов покинула Портсмут и отправилась к Ла-Рошели. Главой экспедиции был назначен герцог Бэкингем. В состав военной эскадры входили «Триумф» (флагман, флаг герцога Бэкингема), «Рипалс» (вице-адмирал лорд Линдсей), «Вэнгард» (сэр Джон Бург), «Виктори» (контр-адмирал лорд Харви), «Рейнбоу», «Уорспайт», «Нонсач», «Эспиранс», «Лайон» и шесть малых судов. На торговые суда было загружено 8000 солдат.

Около Дюнкерка к отряду присоединилась голландская эскадра из 10 кораблей. По замыслу Бэкингема, он должен был выгрузить войска в Ла-Рошели и проследовать в Бордо, где всё ещё стоял арестованный флот торговых судов. Но эти планы нарушились. Мэр Ла-Рошели Жан Гиттон не дал англичанам высадить войска в городе, сообщив, что поддержит их только тогда, когда те возьмут Рэ и Олерон.

Утром 20 июля 1627 года флот Бэкингема появился у острова Рэ. В цитадели Сен-Мартен-ля-Рэ занял оборону гарнизон из 1000 солдат с 12 орудиями под командованием маркиза Туара. Солдаты были рассредоточены между двумя бастионами: собственно Сен-Мартеном и Ля-Пре. Последний ещё не был готов к осаде, на нём велись строительные работы.


Герцог Бэкингем

21 июля англичане обстреляли бастионы и высадили 2000 человек на восточной части острова, у Сбалансо, расположенной ближе всего к Ла-Рошели. Маркиз де Туара, обладавший слишком малыми силами, не смог воспрепятствовать десанту. Шесть дней кровопролитных боёв заставили де Туара сосредоточить оставшиеся войска (800 человек) в Сен-Мартене, отдав остальной остров противнику. В Ля-Пре заперся небольшой отряд французов из 30 человек.

На один день стороны заключили перемирие, чтобы похоронить убитых, среди которых оказался и родной брат де Туара. Гарнизон на острове оказался блокированным как с суши, так и с моря, практически без провизии и боеприпасов.

В отчаянной попытке получить помощь от короля французский генерал отправил вплавь через пролив трёх добровольцев, которые должны были добраться до лагеря французской армии, подошедшей к Ла-Рошели, и сообщить о бедственном положении гарнизона. Доплыл лишь один: остальные были либо убиты, либо взяты в плен.

Ришелье, извещённый о том, что де Туара ещё держится, срочно снарядил небольшой отряд из пятнадцати пинасов с продовольствием. Тринадцати из них 7 сентября удалось прорваться к бастиону с помощью высокого прилива. Англичане, совсем не ожидавшие таких действий, не смогли помещать французам.

Тем временем осаждающие выгрузили пушки и установили батареи напротив Сен-Мартена. Ошибкой Бэкингема стало то, что он вначале запретил своим подчинённым рыть траншеи, усмотрев в этом трусость, из-за чего от пуль французских солдат погибло много англичан.

12 сентября к герцогу прибыло подкрепление из Англии - 1500 ирландцев под командованием Ральфа Бинглея. В конце концов было решено снять с кораблей дополнительно 500 матросов и общими силами атаковать форт Ля-Пре. Однако почему-то приказ был отменён, хотя на тот момент, как мы помним, в Ля-Пре находилось всего лишь 30 французских солдат. Англичане также начали испытывать проблемы с продовольствием, из-за сезона штормов суда с припасами не могли выйти из портов.

7 октября французы решили ещё раз послать подкрепление и провизию на остров. В этот раз англичане смогли перехватить их и захватили 10 мелких судов из 35. Ришелье и маршал Шомберг, прибывшие в расположение французской армии под Ла-Рошелью, понимали, что де Туара вряд ли продержится до конца года, поэтому в их голове созрел хитрый план: перебросить с Олерона 6000 пехотинцев и 300 кавалеристов при 6 пушках на остров Рэ и ударить по англичанам с тыла.

Узнавшие об этих планах британцы не на шутку испугались. На военном совете все требовали уйти обратно в Англию, объясняя это тем, что помощь из Портсмута и Амстердама так и не вышла. Утром 6 ноября Бэкингем решил предпринять генеральный штурм Сен-Мартена. 3000 солдат и 700 матросов пошли на приступ. У де Туара было около 1200 человек, из которых 600 - ветераны осады.

Солдаты Бэкингема смело преодолели простреливаемое пространство и ринулись к стенам форта, держа в руках лестницы. Но все осадные лестницы оказались очень короткими, растерявшиеся войска сгрудились около стен, расстреливаемые со всех сторон бойцами де Туара. Потеряв около 500 человек, британцы побежали.


Ла-Рошель, вид крепости и города на 1628 год

Ночью 8 ноября Шомберг с 3000 солдат высадился на севере острова Рэ. К своему величайшему удивлению он обнаружил, что англичане покидают остров, и атаковал их отходящие части. Как писал Александр Дюма в романе «Три мушкетёра», потери войск Бэкингема составили

« более 2000 солдат, среди которых: 5 подполковников, 3 полковника, 250 капитанов, 20 родовитых дворян, 4 мортиры и 60 флагов, которые были привезены в Париж Клодом де Сен-Симоном и с гордостью повешены в сводах собора Парижской Богоматери».

Сообщая эти данные, великий романист был абсолютно точен.

Осада Ла-Рошели

Королевская армия подошла к городу в августе 1627 года. 30 тысяч человек при 48 орудиях под номинальным командованием Гастона Орлеанского, брата короля (фактическое командование осуществлял герцог Ангулемский), охватили Ла-Рошель плотным кольцом из 11 деревянных башен и 18 редутов.

Главным руководителем осады был кардинал Ришелье. Первый министр привлёк к осаде маршалов Луи де Марийака, Бассомпьера, Шомберга. Ришелье требовал максимально эффективного управления войсками и вспомогательными отрядами, на места администраторов и квартирмейстеров он, пользуясь своей церковной властью, широко привлекал способных священнослужителей. К примеру, широко известный духовник короля отец Жозеф наладил эффективнейшую разведывательную службу, от которой он знал даже малейшие подробности жизни в осаждённой крепости.

По плану королевского архитектора Метезо было решено отрезать Ла-Рошель от моря. Поперёк гавани, вне досягаемости городских орудий, французы начали строить полуторакилометровую дамбу из булыжников, скальной породы, старых кораблей, вооружённых пушками, стоящими на прикреплённых к дамбе плавающих платформах. По плану дамба должна была иметь один небольшой, но сильно защищённый вход, способный пропустить только малоразмерные суда.

Для постройки дамбы было привлечено 4000 парижских рабочих, которым посулили большое вознаграждение. К январю сооружение было построено, и Ла-Рошель оказалась отрезанной от моря. 10 января из Парижа к осаждённому городу приехал Ришелье, получивший чин «генерала армии короля при Ла-Рошели и в окружающих провинциях» .


Кардинал Ришелье на дамбе, ограждающей Ла-Рошель с моря

С продовольствием в городе становилось туго, и Жан Гиттон решил выпустить из крепости женщин, стариков и детей, чтобы они не испытывали больше мук осады. Королевские войска не разрешили им покинуть кольцо окружения, в результате чего те бродили между противоборствующими сторонами, побираясь и постепенно умирая от случайных пуль и голода.

12 марта 1628 года была предпринята попытка сделать пролом в крепостной стене у ворот Порт-Мобек, через которые в осаждённый город проходили лодки с солью. 5 тысяч человек были готовы после подрыва ринуться на штурм, но группа подрывников заблудилась в темноте, и приступ был отложен. Это склонило Ришелье и маршалов к мысли, что ла-рошельцам лучше «подохнуть с голода, а не от пуль» .

В начале мая к городу подошёл английский флот из более чем ста судов, но все его действия ограничились перестрелкой с батареями дамбы. Ничего не добившись, англичане ушли домой 18-го числа.

Протестанты возлагали большие надежды на новый флот, который готовил к выходу Бэкингем, но 23 августа герцог был убит Джоном Фельтоном. Тем не менее 28 сентября к Ла-Рошели подошёл английский отряд из 114 кораблей, который завязал перестрелку с дамбой. Боевые действия продолжались до 4 октября, когда разразился шторм и англичане отступили.

К этому времени Ла-Рошель уже полностью исчерпала возможности для обороны, от голода и обстрелов умерло не менее 13 тысяч её горожан. 28 октября 1628 года город сложил оружие, протестанты согласились на безоговорочную капитуляцию. В момент сдачи в городе находилось не более 150 солдат, способных носить оружие, и всего 5400 жителей из прежних 28 тысяч.


Сдача Ла-Рошели

По статьям соглашения, заключённого с горожанами, Ла-Рошель становилась католическим городом, а крепостные стены должны были быть срыты. Впрочем, после утверждения королевской власти в Ла-Рошели Ришелье отменил уничтожение укреплений. «Нам ещё не раз понадобятся крепкие стены этого города» , - убеждал кардинал Людовика XIII.

Заключение

В тот момент, когда Ришелье осаждал Ла-Рошель, в Лангедоке войска принца Конде сражались с Анри де Роганом. В сентябре 1628 года де Роган, терпящий одно поражение за другим, начал тайные переговоры с Испанией о помощи. В результате с молниеносной быстротой возникла антифранцузская лига в составе Англии, Испании, Савойи и Лотарингии.

Быстрое падение Ла-Рошели помешало этому протестантскому конгломерату начать активные боевые действия против Людовика XIII. 1 ноября король торжественно вошёл в покорённый город, а 10 ноября, убедившись, что осада закончилась поражением протестантов, уплыл домой английский флот. 20 мая 1629 года был подписан мир с Англией.

14 мая Людовик XIII осадил Прива, первую крепость гугенотов в Лангедоке. 19-го туда прибыл Ришелье, а 21-го крепость капитулировала. Далее шли Юзес, Кастр, Ним, Монтобан. Видя, что дело проиграно, герцог де Роган согласился начать переговоры о мире.

28 июня 1629 года в Але был подписан эдикт о примирении. Он предусматривал всеобщую амнистию, но все укрепления и стены протестантских городов должны были быть разрушены жителями за собственный счёт, в города возвращались католические миссии. Де Роган получил 300 тысяч ливров в возмещение ущерба, но на некоторое время был отправлен в ссылку.


Кардинал Ришелье на Роне

Королевская власть на территории Франции упрочнилась.

Послесловие: кардинал Ришелье как отец французского флота

В январе 1626 года Ришелье добился того, чтобы его назначили генеральным суперинтендантом по торговле и министром по морским делам. В октябре этого же года кардинал настоял на снятии с должностей герцогов Монморанси и Гиза, допустивших многочисленные беззакония в управлении вверенными им эскадрами. Ещё в 1625 году у Франции не было ни одного корабля (кроме десяти галеонов в Средиземном море), но уже на следующий год началось усиленное строительство торговых судов, имевших небольшое вооружение.

После осады острова Рэ было принято решение отдельно строить и военный флот. В начале 1627 года Ришелье разместил заказы на постройку восемнадцати военных кораблей на верфях Нормандии и Бретани. Вскоре ещё 6 линкоров было заказано в Голландии. В конце года заказ был пересмотрен в сторону увеличения: требовалось уже 12 кораблей. Во время осады Ла-Рошели военный флот Франции насчитывал уже 35 кораблей, правда, пока ещё не боеготовых. А к 1635 году Франция обладала тремя боеспособными эскадрами (52 корабля) в Атлантике и Канале.

31 марта 1626 года при ярой поддержке Ришелье четырьмя торговыми компаниями было создано «Морбианское товарищество», получившее государственную монополию на торговлю с Восточной и Западной Индией, Канадой и Левантом. Был заново отстроен торговый порт Сен-Мало, где быстро создали большую (в 45 кораблей) китобойную флотилию.

Таким образом, кардинала Ришелье с полным правом можно считать отцом-создателем французского военного и торгового флотов. Осада Ла-Рошели показала, что, пока Франция не будет обладать сильным флотом, её побережье всегда будет уязвимо для атак англичан и голландцев. Великий кардинал выбил из Генеральных штатов увеличенный бюджет на флот. Ришелье приглашал из Голландии капитанов и корабельных мастеров, посылал на учёбу в Англию и Нидерланды французских волонтёров, привлекал инженеров и архитекторов к разработке новых кораблей. Вообще, действия кардинала очень напоминают действия русского царя Петра I. Разве только заграницу переодетым он не выезжал.


Кардинал Ришелье рассматривает проекты кораблей

К сожалению, Жану-Арману дю Плесси не удалось в полной мере насладиться результатами своих трудов. Французский военный флот достиг своего расцвета в 1680-х годах. Многие историки считают, что в этом только лишь заслуга Кольбера. Ничуть не умаляя заслуг этого министра Людовика XIV, можно сказать, что всё же базу для столь внезапного и блистательного появления французского флота на исторической сцене подготовил именно Жан-Арман дю Плесси, кардинал де Ришелье, первый министр Франции.

Литература:

  • Леви, Э. «Кардинал Ришелье». - М.: АСТ, 2007.
  • Tulot J.L. «Correspondance de Frederic de La Tremoille (1602–1642)». - Paris, 1848.
  • Baudier M. «Histoire du Mareschal de Toiras, ou se Voyent les Effets de la Valeur et de la Fidélité : avec ceux de l"Envie et de la Jalousie de la Cour, ennemies de la Vertu des Grands Hommes. Ensemble une bonne partie du Règne du Roy Louis XIII». - Paris, 1644.
  • Bloomfield, P. «Uncommon People. A Study of England"s Elite.». - London: Hamilton, 1955.
  • Delafosse M. «Petite histoire de l"île de Ré». - Paris: Éditions Rupella, 1978.
  • Miquel P. «Les Guerres de religion». - Club France Loisirs, 1980.

Ла-Рошель от А до Я: карта, отели, достопримечательности, рестораны, развлечения. Шоппинг, магазины. Фото, видео и отзывы о Ла-Рошели.

  • Туры на майские во Францию
  • Горящие туры во Францию

История города Ла-Рошель

Ла-Рошель была основана в 10 веке, а в 11-12 веках стала важным центром в сети ордена тамплиеров, которые построили здесь большой порт. Напоминанием об этом времени служит улица Тамплиеров (rue des Templiers). Вплоть до 15 века Ла-Рошель была крупнейшим портом Франции на побережье Атлантики, а в эпоху Возрождения город открыто принял идеи реформации и со второй половины 16 века стал центром гугенотов, что подарило ему период процветания и мира - правда, непродолжительный. Противостояние с королевскими войсками в 1628 г. надолго лишило город всяких политических привилегий. Былая слава и процветание вернулись к нему лишь в 17-18 веках, с началом активной морской торговли с Канадой и Антильскими островами.

После революции 1789 г. удача вновь отворачивается от города, и очередной этап возрождения начинается лишь с созданием глубоководного порта в 19 веке.

Прекрасная Ла-Рошель

Пляжи Ла-Рошели

В черте города обустроенных пляжей нет. Ближайшая зона отдыха Ле-Миним находится в 3 км к юго-западу от Старого порта на набережной Вален. Зато в 9 км от Ла-Рошели находится остров Ре с прекрасными песчаными пляжами.

Популярные отели Ла-Рошели

Развлечения и достопримечательности Ла-Рошели

Центр Ла-Рошели - Старый порт, который представляет собой гавань, окруженную кварталами Старого города. В 14 века для защиты порта по обеим его сторонам были построены специальные башни: на западной стороне - Ла-Шен, на восточной - Сен-Никола. В случае опасности между ними натягивались цепи, перекрывавшие вход в порт.

Крепостная стена, протянувшаяся на запад от башни Ла-Шен, приведет к еще одной башне - Лантерн, также называемую башней Четырех сержантов. В 1822 году здесь казнили сержантов гарнизона, замысливших свержение только что восстановленной монархии. Надписи, процарапанные на стенах, сделаны заключенными в ней в 17 веке английскими пиратами.

Все три башни и Музей Орбиньи-Бернон можно посетить по единому билету. Кроме того, находясь в Ла-Рошель можно существенно сэкономить на расходах на транспорт и входных билетах в музеи, если приобрести La Rochelle city pass. Карточки бывают на 1, 2, 3 или 7 дней и продаются в Туристическом офисе Ла-Рошеля.

Пройдя через башенные ворота, вы окажитесь на улице Пале - главной торговой улице Ла-Рошели. К востоку от нее параллельно идет улица Мерсье. Между двумя этими улицами сохранилась традиционная для портового города застройка - средневековые дома с навесными карнизами из шифера и аркадами для защиты от дождя, ренессансные особняки, каменные здания 18 века, водостоки в виде горгулий... все это и создает особенную атмосферу Ла-Рошели.