Заграничные паспорта и документы

Сан-Джиминьяно, Италия: подробное описание, достопримечательности и отзывы. Сан-Джиминьяно, Италия. Достопримечательности, фото, что посмотреть туристу Прогулочная экскурсия по Сан-Джиминьяно

Сан-Джиминьяно от А до Я: карта, отели, достопримечательности, рестораны, развлечения. Шоппинг, магазины. Фото, видео и отзывы о Сан-Джиминьяно.

  • Туры на Новый год в Италию
  • Горящие туры в Италию

Представьте себе средневековый Манхэттен - 14 мощных башен, скребущих небо не хуже блестящих многоэтажек исторического центра Нью-Йорка. Примерно так выглядит Сан-Джиминьяно (San Gimignano) - миниатюрный городок, до которого одинаково легко добраться из Флоренции и Сиены. Уникальная архитектура, фантастические ландшафты, которые, казалось бы, могли быть рождены только в фантазии дизайнера и «фотошопа», и всего 7 тысяч человек населения, делают этот город одним из самых живописных и посещаемых туристами во всей Тоскане.

В давние времена Сан-Джиминьяно был обыкновенной деревушкой этрусков и носил совершенно другое название, пока, желая спасти город от варваров, епископ Модены не дал ему нынешнее имя и новых хозяев. С этого и началась увлекательная история города, который долгое время не могли поделить между собой две влиятельные фамилии. Примерно тогда же, в 12-13 веках, были построены башни, придающие сегодняшнему облику Сан-Джиминьяно удивительный колорит.

С 1990 года Сан-Джиминьяно внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Офис информации

Офис информации находится на площади Piazza del Duomo. График работы: март-октябрь 9:00-13:00 и 15:00-19:00, ноябрь-февраль 9:00-12:00 и 14:00-18:00. Здесь можно найти бесплатные карты, забронировать номер в гостинице, купить билеты на автобус, а также аудиогиды по улицам города за 5 EUR. Кроме того, офис организует пешеходные экскурсии, которые стартуют с марта по октябрь каждое воскресенье в 15:00 на английском и итальянском за 15 EUR.

А еще на Piazza del Duomo каждый четверг открывается рынок, где можно купить свежие овощи и фрукты, сыры и мясо, домашнее вино и настойки.

Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.

Как добраться

Автостанция города (Piazzale dei Martiri di Montemaggio) находится за пределами городских стен (Porta San Giovanni), оттуда придется пройти 5-10 минут пешком до центра Сан-Джиминьяно. Примерно там же находится одна из больших парковок (2 EUR в час). На станцию прибывают автобусы из Флоренции (7-11 EUR, 2 часа, 12 отправлений в день) и Сиены (7-10 EUR, 1 час 5 минут, 10 отправлений). Кроме того, несколько автобусов в день курсируют до Поджибонси. Расписание обратного рейса и стоимость всегда можно уточнить в офисе информации. До Вольтерры можно доехать только с пересадкой в Колле-ди-Валь-д’Эльса и, возможно, еще и в Поджибонси (6-9 EUR, 2 часа 22 минуты, 4 отправления в день кроме воскресенья).

Некоторые отели предлагают своим постояльцам бесплатный трансфер от парковки и автобусного вокзала.
Бесплатная парковка в Сан-Джиминьяно так же есть, но находится достаточно далеко от центра - на северных окраинах, в так называемом новом районе.

По самому городу передвигаться нужно исключительно пешком. Лишь до автостанции и парковки некоторые ленивые особи могут воспользоваться либо трансфером отеля, либо, если они не бронировали ночь в Сан-Джиминьяно, электро-шатл-автобусом, который курсирует в течение дня от Porta San Giovanni до площади Piazza della Cisterna и далее к Porta San Matteo. Стоимость проезда около 2 EUR, билетик можно купить в табачном киоске, на обратную дорогу - в офисе информации.

Поиск авиабилетов в город Флоренция (ближайший а/п к Сан-Джиминьяно)

Магазины и рестораны

Вдоль главной улочки города тянется множество кафе и ресторанов, где можно отведать потрясающую итальянскую кухню из самых свежих, отборных продуктов, выращенных буквально за стенами города. Магазинов и сувенирных лавок здесь не меньше. Туристы традиционно приобретают магнитики и тарелочки с изображениями тосканских пасторалей и лугов, но стоит быть умнее и прицениться к всевозможным винам, настойкам и лимончелло. Все они в Сан-Джиминьяно отличаются изумительным качеством, вкусом и богатым выбором.

Гиды в Сан-Джиминьяно

Популярные отели Сан-Джиминьяно

Развлечения и достопримечательности Сан-Джиминьяно

Не считая величественных башен (из 72 сохранилось лишь 15), Сан-Джиминьяно интересен и своими роскошными дворцами - Палаццо-Нуово-дель-Подеста (Palazzo Nuovo del Podesta) и Палаццо-дель-Пополо (Palazzo del Popolo). Последний был построен еще 1288-1323 годах и сегодня привлекает внимание не только своей архитектурой, но и художественной галереей с собранием работ Филиппино Липпи, Пинтуриккио, Беноццо Гоццоли и других мастеров флорентийского кватроченто. Примечателен и Кафедральный собор (1148) и церковь Св. Агостино с уникальными фресками Гоццоли (1298).

Отдельного упоминания заслуживают музеи города. Например, Городской музей, который находится в бывших залах дворцов Гамуччи и Фикарелли. Здесь стоит осмотреть все 10 выставочных галерей, уделив особое внимание внушительному макету-реконструкции города, изображающим Сан-Джиминьяно во времена Средневековья.

Сан-Джиминьяно

Другой музей, который не пропустила еще ни одна любопытная физиономия школьника - это Музей пыток и истязаний. Расположенный у самого входа в город, буквально сразу за крепостными стенами, он привлекает внимание к своей коллекции стоящей на улице у двери фигуре палача (настоящий ли он, проверить до сих пор никто не решается).

В конце июня туристов в городе становится больше, а все из-за проводимого здесь Праздник урожая, который отмечают каждый год с давних пор. В эти дни толпы горожан в традиционной одежде спешат по узким улочкам к площади Piazza della Сisterna, чтобы посмотреть на турнир конных рыцарей. Кроме того, каждый год здесь организуется турнир Giostra dei Bastoni (сражения на палках).

Это место, богатое историей: старый город Сан-Джиминьяно входит в перечень объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Он знаменит произведениями искусства XIV-XV вв. и типичной застройкой той эпохи; здесь также процветают традиционные ремёсла, сочетающие новаторский дух и мощную творческую энергию.

Старый город © andras_csontos / Shutterstock.com

Что посмотреть

Башни

Сан-Джиминьяно с высоты птичьего полёта

Сан-Джиминьяно - один из ярчайших примеров средневекового города-коммуны. Его облик по сей день определяют величественные башни, устремлённые в небо. Они господствуют над окружающим ландшафтом и хорошо заметны издалека; каждая из башен может рассказать свою собственную историю.

Вплоть до середины XIV в. Сан-Джиминьяно был процветающим городом с оживлённой экономикой и бурной художественной жизнью. Одним из важнейших источников его процветания были торговцы и паломники, которые путешествовали по «Дороге франков»: этот старинный тракт и сегодня делит город на две части.



Для этой эпохи было характерно активное соперничество между наиболее влиятельными родами, которое отразилось и на архитектуре города: считалось, что кто выстроит башню выше, тот и важнее. Правда, самой высокой оставалась главная городская башня Роньоза, чьё первенство было закреплено законом. К 1300 г. в Сан-Джиминьяно насчитывалось более семидесяти аналогичных сооружений - столько же, сколько и благополучных семей в окрестностях города; сегодня из них устояло лишь тринадцать.

Палаццо-дель-Пополо



Это один из главных памятников Сан-Джиминьяно, где сегодня работает городской музей. Основу его коллекции составляют картины флорентийской и сиенской школы XII-XIV вв., среди которых - Распятие Коппо ди Марковальдо, триптихи Никколо Тельяччи и Таддео ди Бартоло; также интересны произведения XV в. кисти Доменико Микелино, Пинтуриккьо и Филиппино Липпи. В залах дворца можно также полюбоваться фресковыми росписями на стенах: здесь есть сцены из частной жизни работы Меммо ди Филиппуччо и «Маэста» Липпо Мемми. В левой части здания палаццо находится основание высокой и мощной башни, построенной в начале XIV в.

Кафедральный собор

Фасад собора © lapas77 / Shutterstock.com

Собор Сан-Джиминьяно - это выдающийся памятник романской архитектуры Тосканы. Первоначально на этом месте была заложена обычная приходская церковь, однако с ходом лет значение храма неуклонно возрастало, и здание было перестроено в великолепный собор.

Его интерьер украшают изумительные фрески: сцены из Ветхого Завета Бартоло ди Фреди на левой стене, из Нового (предположительно Барнарабы да Сиена) - на правой. У входа в церковь, в центральном нефе, по сторонам от «Мученичества святого Себастьяна» Беноццо Гоццоли, помещены две знаменитые деревянные статуи Якопо делла Кверчи. В верхнем ярусе центрального нефа, между двумя порталами и в первых двух пролётах справа и слева видны росписи Таддео ди Бартоло, изображающие Страшный Суд.




В глубине правого нефа находится главная жемчужина собора - знаменитая капелла Санта-Фина 1468 г. с росписями Доменико Гирландайо на сюжеты из жития святой Фины. Ключевые эпизоды легко узнать: это прекрасная сцена, где святой Григорий предсказывает мучавшейся от болезни девушке скорую смерть, и сцена похорон святой. Также заслуживает внимания изящный алтарь работы Бенедетто да Маяно (1475 г.).

Музей вина «Vernaccia di San Gimignano»

Виноградник в Сан-Джиминьяно / Shutterstock.com

Этот музей находится в здании виллы делла Рокка ди Монтестаффоли. Здесь можно узнать о лучших винах Сан-Джиминьяно и старинных традициях их производства.

Что попробовать

Вино Vernaccia

Это вино производится исключительно на территории городского округа Сан-Джиминьяно и имеет древнюю историю: упоминание о нём есть даже в «Божественной комедии» Данте Алигьери. Верначча - это белое сухое вино светло-жёлтого соломенного цвета с тонким и сильным запахом, сухим и гармоничным вкусом.
Оно прекрасно подходит для аперитива и отлично сочетается с закусками (особенно морскими), любыми блюдами из рыбы и ракообразных, а также белого мяса. Подают его охлаждённым до температуры 11-12 градусов.

Вино San Gimignano Rosso DOC

Самое знаменитое вино Сан-Джиминьяно - это, безусловно, Vernaccia; тем не менее здесь, как и во всей Тоскане, прекрасно умеют делать и красные вина: с 1996 г. винодельческая зона Сан-Джиминьяно получила статус наименования, охраняемого по происхождению. Основной сорт винограда, который идёт в дело - санджовезе; помимо него, используется мерло, особенно интересно раскрывающий свой вкус на этой земле. Цвет вина - ярко-красный, аромат щедрый и изящный. На вкус оно плотное и с хорошим потенциалом выдержки. Идеально подходит к выдержанным сырам, красному мясу и дичи; из местных блюд к нему можно порекомендовать традиционного кабана под томатным соусом.

Вино San Gimignano Vin Santo DOC

Винсанто - это главное из десертных вин Тосканы. Обычно его делают из винограда сортов треббьяно и мальвазия, но в Сан-Джиминьяно также используют сорт верначча. Плоды собирают полностью созревшими, после чего вялят на решётках или в сетях. Затем начинается изготовление вина; брожение происходит в небольших деревянных бочонках, обеспечивающих поступление достаточного количества воздуха. Классическое десертное вино может различаться по уровню сладости, а подают к нему чаще всего традиционное местное печенье «кантуччини».

Шафран

© http://www.toplifemagazine.it/

Шафран (Crocus Sativus) - это цветок из семейства ирисовых. Название его восходит к ближневосточным языкам, где корень слова, вероятно, означал «жёлтый». Цветы шафрана необходимо собирать на заре, когда они ещё не раскрылись, а рыльца нужно немедленно высушить. Чтобы получить один килограмм этой пряности, требуется около 150 000 цветков. Вкус шафрана ни с чем не спутать: он слегка горьковат и резок. Эта специя хорошо подходит к рыбе, овощам и белому мясу.

Как добраться

На самолёте

— Аэропорт Пизы «Галилео Галилей»: www.pisa-airport.com

— Аэропорт Флоренции «Америго Веспуччи»: www.aeroportofirenze.it

На поезде

В Сан-Джиминьяно не ходят поезда; нужно доехать до Поджибонси (Poggibonsi), а там сесть на автобус.

На автомобиле

С севера (Милан)

— Автомагистраль A1 Милан-Рим в южном направлении; съезд Firenze Impruneta; супермагистраль Флоренция-Сиена; съезд Poggibonsi Nord; далее по дорожным указателям до Сан-Джиминьяно (11 км).

С юга (Рим)

— Автомагистраль A1 Рим-Милан в северном направлении; съезд Valdichiana; далее по дорожным указателям на Сиену; съезд Poggibonsi Nord; далее по дорожным указателям до Сан-Джиминьяно (11 км).



,
, и
, и

Когда в марте 2006 года мы вернулись из Эмильи-Романьи, муж просматривал какие-то статьи об Италии, и вдруг наткнулся на поразительную фотографию – город, из центра которого растут башни. На первый взгляд городок от этого был похож на кладбище, на второй – на Нью-Йорк, а точнее – Манхеттен. «Вот это да! - воскликнула я, - надо обязательно его посетить!» Могла ли я предполагать, что всего лишь через каких-то 4 месяца мы снова поехали в Италию, дабы исполнить данное когда-то обещание – вернуться в Тоскану снова…

…живописные тосканские холмы. Пусто. Присутствие людей практически незаметно. На одном из холмов стоит невысокая глиняная чаша. В ней две дырки в стене (типа вход и выход). В центре чаши понатыкана куча каменных спичек. И у одной из дырок в стене (ворот города) постоянно происходит бурная деятельность: постоянная нескончаемая толпа народа, регулярно пополняемая подъезжающими автобусами и машинами, чуть в стороне полностью забитая автостоянка, на дороге перед воротами время от времени даже возникают пробки. Приблизительно так и выглядит город снаружи.

Внутри все в камне. По каменным аутентичным улицам ходят толпы туристов, говорящих на всех языках. И за всем этим безобразием наблюдают аборигены, сидящие на стульях прямо на улице. Каждое здание в городке если не магазин или едальня, то пансион. Но если уйти на параллельные центральной улочки, то там тишина и покой. Все улицы городка можно обойти за 1-2 часа. Выходишь из чаши, 2 минуты на транспорте, и опять тишина и холмы...

История

Сан-Джиминьяно находится на высоте 334 м над уровнем моря, на месте древнего этрусского поселения, датированного II-III вв. до н.э., но город появился здесь в X веке. Назван он в честь канонизированного епископа города Модены, который, согласно легенде, в VI веке остановил на этом самом месте орды Аттилы и сохранил поселение и жизнь многих людей.

Позволю себе небольшое лирическое отступление насчет великого переселения народов. Помнится мне, после школьной программы по истории древнего мира остался осадок, что вандалы – это дикие необразованные племена с востока, разрушившие в просвещенной Европе все, что можно было разрушить, в т.ч. и сокрушившие великий Рим. На самом деле, как показывают последние исследования, племена вандалов (название которых сейчас являются в некотором роде именами нарицательными, обозначающими дикость и бездумное разрушение) были ничуть не менее развиты, чем многие государства Европы. Есть даже мнение, что провинция Андалусия в Испании названа так именно по слову «вандалы», которые там когда-то обитали. Переправившись через море и захватив Карфаген, они в некоторой степени угрожали спокойствию Рима, т.к. Карфаген был основным поставщиком зерна для Римской империи, спокойствие которой зиждилось на слогане «Хлеба и зрелищ». В самом Карфагене они построили цивилизацию довольно высокого уровня. И только когда в результате государственного переворота жизни невесты правителя Карфагена – дочери бывшего римского императора – угрожала опасность, войско карфагенян вихрем ворвалось в Вечный город. Почему долгое время считалось, что они дикие захватчики? Да потому, что были они арианами, это особое ответвление христианства, считаемое Ватиканом жуткой ересью, и Ватикан сделал все возможное, чтобы выставить события тех лет в наиболее выгодном для себя изложении. В некотором роде, ему это удалось. Показательно, что исследователи, изложившие не так давно эту версию событий, были англичанами, которые априори нелояльны Ватикану. Попробовали бы поляки, итальянцы или французы выдвинуть такую версию!

Но вернемся к Сан-Джиминьяно. В 1199 г. город стал свободной коммуной, и получил независимость от епископа Вольтерры. Именно с этого времени город стал интенсивно развиваться. Вне всякого сомнения, самыми первыми путешественниками в Европе были пилигримы, проходящие немыслимые для современных горожан расстояния пешком. От города к городу двигались они, каждый к своей цели. Те, кто шел с севера Италии в Рим, частенько останавливались в деревеньке Сан-Джиминьяно, где их ожидали постоялые дворы, трактиры и прочие радости туриста. Турбизнес во все времена приносил неплохой доход, и зажиточные горожане предпочитали не хранить свое золото в кубышке, а вкладывали деньги в недвижимость – церкви, монастыри, дворцы и башни. В XII-XIII веке в городе построили 72 башни, от которых сейчас сохранилось только 15 (я знаю, что во многих путеводителях пишут 13, но все-таки больше доверия городским источникам, к тому же, я собственноручно башни проинвентаризировала – точно, 15).

Расцвет города длился недолго – до XIV века. С одной стороны, к этому времени изменился маршрут паломников, с другой – в городе началась настоящая гражданская война между двумя фракциями – последователями знатных семей Ардингелли (сторонников гиббелинов) и Сальвуччи (поддерживавших гвельфов). Кризис довершила чума, начавшаяся в 1348 году, и через 5 лет город принес вассальную клятву Флоренции. Сейчас Сан-Джиминьяно внесен в список мирового культурного наследия под охраной ЮНЕСКО.

Башни

«В полном мраке как мгновенное видение средних веков, возник перед нами город башен, блеснул романтическим видением и исчез. Он предстал перед нами, как черный силуэт, вычерченный тушью на светлом небе, озаренном молнией при страшном грохоте грома, подхваченного эхом ущелий. И, словно в ответ на этот удар, с другой стороны сверкнула молния. На этот раз Сан-Джиминьяно весь озарился фосфорическим блеском на фоне черного призрачного неба. Так все время возникал и исчезал он перед нами, поглощаемый мраком, пока мы не подошли к его воротам». Павел Муратов «Образы Италии»

Как я сказала выше, из 72 башен, символизировавших могущество и богатство проживавших здесь знатных семейств, сохранилось лишь 15. Именно башни как магнит притягивают сюда туристов, жаждущих аутентичности. Это образец того, как выглядела Флоренция в XII- XIII веке, когда бились насмерть кипевшие лютой ненавистью гвельфы и гиббелины, пока Козимо Медичи не приказал снести все башни Флоренции, что, впрочем, местами было выполнено несколько халтурно, но мы сейчас ведем речь о Сан-Джиминьяно.

Интересно, что первично - враждующие семьи создали башни как архитектурный жанр, или проживание вот в таких вот башнях ожесточало характер, и дело доходило до войны? Прям как в Шреке - и какие-такие комплексы у человека, который живет в такой башне? Если верно первое, то отчего же во всем мире не было понастроено таких вот башен? Чем совершеннее оружие, тем беззащитнее человек? Каково было жить в таких башнях? Если же верно второе, то все же правильно, что башни снесли А еще, по ходу дела, в средневековой Италии были серьезные проблемы с наукой – слишком уж много в Италии падающих башен.

«Башни составляют гордость и славу Сан-Джиминьяно. Они делают его историческим чудом, сбывшимся сном о гвельфах и гибеллинах, о Данте, о благочестивых сьенских фресканти. В XIV веке их строила крошечная городская республика, строили местные знатные фамилии. Они до сих пор хранят старые имена, еще и теперь одну из них называют башней Сальвуччи, и другую – по имени непримиримых врагов этой фамилии, башней Ардингелли. В таких же башнях были когда-то Флоренция и Сиена. Там время и новые потребности жизни их уничтожили. Их сохранил только этот маленький городок, обойденный благами и соблазнами культуры. Он охранял эти бесполезные и странные сооружения, точно лучшее свое достояние». П. Муратов «Образы Италии»

Круглосуточный туристический аттракцион! Все магазины, рестораны-все работает допоздна, и поток людей несет вас сначала к пьяцца Цистерна, где вы видите первые башни, затем – к площади Дуомо. Нет слов – это величественно и прекрасно!

Главное развлечение живущих здесь дедушек и бабушек (ибо молодежи здесь делать нечего) - наблюдать за восхищенными туристами. Для этого в стратегических местах скопления туристов ставятся мягкие стульчики с подушками (например, в лоджии на пьяцца Дуомо) Для них это двойное представление – они смотрят, как мы смотрим на башни. Особенно хороши пожилые доны – в идеально выглаженных брюках, в белых и голубых рубашках, пахнущие хорошим парфюмом, иногда с тросточками, они вальяжно созерцают…

Чувство нереальности происходящего захватило бы полностью, если бы не туристы, которых тут тучи. Правда, если сбежать на боковую улочку, будут только мотоциклы, горшки герани, да белье на веревках.

От городских ворот Porta San Giovanni до Piazza della Cisterna

Сан-Джиминьяно окружает неприступная городская стена с пятью воротами, основной вход в город, которого мы не избежали - Porta San Giovanni. Перед ними с наружной стороны – большой сквер-площадь и памятник погибшим в войнах. Ворота весьма живописны: башенка, галерейка-караулка, пристроенная сверху, а сама стена поросла травой и сейчас используется как жилье (судя по торчащим антеннам и посуде на подоконниках).

По via San Giovanni мы движемся на стройную башню, которая указывает нам путь, справа будет бывшая церковь Святого Франциска, основанная когда-то рыцарями, возвращавшимися из Крестового похода. Дома вокруг образуют узкие улицы, по которым врагу, если бы он прорвался в город, пришлось бы долго и упорно пробиваться к сердцу крепости.

Улица выводит нас к площади делла Цистерна (Piazza della Cisterna) . Такое странное название связано с тем, что в XIII веке здесь находится городской резервуар для воды. Большая часть домов, окружающих площадь – это бывшие башни, только обрезанные сверху. Иногда попадаются по 2-3 бывшие башни, которые вполне мирно уживаются, будучи коротенькими, тесно касаясь стенами, но как они выглядели, когда были высокими – вот вопрос!

Если обогнуть строительное ограждение в центре площади и пройти вправо, там будет романская церковь Святого Лоренцо на мосту (San Lorenzo in Ponte) 1240 года постройки. Чуть в стороне от башен и суеты города-аттракциона – дом Святой Фины, покровительницы города, где она прожила с 1238 по 1253 год.

А еще в Сан-Джиминьяно есть Музей пыток (Museo della Tortura), на via del Castello 1/3, в котором собран подлинный пыточный инструментарий разных времен, начиная с XIII века. Мы не любители, поэтому не пошли.

Piazza del Duomo

Небольшой подъем – и мы на пьяцца дель Дуомо. Доминантой площади является Колледжата (Collegiata, он же Duomo, он же церковь Santa Maria Assunta) – романский собор XII века (освящен в 1148 году), построен по проекту архитектора Джулиано да Майано. Фасад очень скромный, зато внутри целая россыпь шедевров.

Сиена и Флоренция не мирились в политике, и даже в искусстве они были соперницами. Ярче всего это проявилось в искусстве Сан-Джиминьяно: в том же соборе особнячком показывают работы мастеров сиенской школы, особо - мастеров флорентийской. Представителями первой являются, прежде всего, работы Бартоло ди Фреди (Bartolo di Fredi) и боттеги Деи Мемми (Bottega dei Memmi) - росписи XIV века на тему Ветхого и Нового Завета. Сцену Страшного суда изобразил Таддео ди Бартоло (Taddeo di Bartolo).

Завершает компанию сиенцев в соборе Якопо делла Кверча (Iacopo della Quercia), здесь мы видим деревянные скульптуры его работы. К флорентийской школе в соборе относятся Святой Себастьян Беноццо Гоццоли (Benozzo Gozzoli), скульптуры Бенедетто и Джулиано да Майано (Benedetto, Giuliano da Maiano). Жемчужиной собора является капелла Святой Фины, патронессы города, расписанная Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio) и Беноццо Гоццоли (Benozzo Gozzoli).

«Заходили мы и в собор, расписанный фресками жизнерадостного Беноццо Гоццоли. Своими фресками он воздал хвалу житию святой Фины. Эта праведница была разбита параличом. Всю жизнь свою она провела прикованной к одру. Но душа ее была полна тихой радости, и страждущие приходили к ней за утешением. Это итальянская Лукерия - живые мощи. Предание сохранило память о ее любви к фиалкам. Когда старый сторож провожал нас, он сказал: «Io sono felice di essere il custode di Benozzo Gozzoli». П. Муратов «Образы Италии"

За Дуомо прячется Музей религиозного искусства: оклады, алтари, фрагменты кладки разрушенных в округе церквей и монастырей, росписи…

Слева от Дуомо - Палаццо Коммунале, или Новый дворец подесты XIII века (в нем расположено турбюро). Фасад украшен старинными гербами. Здесь в 1299 г. в Зале Совета города Данте Алигьери, бывший тогда одним из депутатов городского совета Флоренции, обратился к местным жителям, призывая оказать поддержку партии гвельфов. За что и поплатился несколькими годами позже – его изгнали из родного города. А с другой стороны, если бы не изгнали – появилась бы на свет «Божественная комедия» - кто знает? Теперь этот зал носит имя Зал Данте, в нем хранится фреска «Маеста» работы Липпо Мемми (Lippo Memmi) начала XIV в. Здесь же расположилась Pinacoteca Civica, где можно увидеть работы Беноццо Гоццоли (Benozzo Gozzoli), Филиппино Липпи (Filippino Lippi), Пинтуриккьо (Pinturicchio), Таддео ди Бартоло (Taddeo di Bartolo),

и прочих, не менее громких имен тосканских фресканти. Кроме Зала Данте и музея, во дворце можно подняться на высоченную башню Torre Grossa высотой 54 м, построенную в 1311 году.

С другой стороны площади взгляд привлекает Палаццо-Веккьо дель Подеста (Palazzo Vecchio del Podesta) XII века, над которым высится башня Torre Rognosa (ее еще называют Часовой башней) высотой 51 м. В конце XVIII века здесь открыли театр.

Группка башен в центре площади в строительных лесах, но это их не портит. Тени башен протягиваются далеко, похожие на пальцы гигантской протянутой руки.«На всю эту каменную растительность смотришь снизу вверх. Улицы узки, площади тесны. Средневековые башни размещены так, что с наблюдателя падает кепка, напоминая о необходимости смирения». Петр Вайль «Гений места»

Неподалеку от пьяцца Дуомо есть еще одно любопытное строение - Propositura, или крепость Прунелло, XII век, такая крепость в крепости. По пути к церкви Sant"Agostino мы осмотрели также церковь Святого Бартоло (S.Bartolo), XII века и церковь Сан - Пьетро ин Форлиано (S. Pietro in Forliano), XII - XIII века, обе в романском стиле.

Поблуждав по узким улочкам, мы решили, что нельзя уехать из города, так и не попробовав местного вина, и после недолгих поисков ближайшей энотеки, мы вышли из нее с двумя бутылками прекрасного вина.

Покупка вина

Вино в Италии можно и нужно покупать в энотеках (специальных частных магазинчиках) и в супермаркетах (там сорта подешевле и выбор поменьше). Сравнивать вино в энотеках и супермаркетах бессмысленно – разве только то, что в винных магазинах стоит на входе в больших плетеных корзинах, где недорогие сорта, может попасться в супермаркете. В энотеках же – весьма достойные сорта и года. Вот так, все вместе:) Думаю, что советовать что-то неуместно, сортов очень много, вкусы очень разные.

Как говорит andre, «отвлекусь на вопрос выбора вина в сельской местности – спросите у местных жителей, что они пьют, или же посмотрите, что они покупают, если вы, конечно, уверены, что покупают они не для кулинарных целей. Потому что никакая цена в 30-40-50 евро и никакая этикетка с надписью Крю, равно как и медали не застрахают вас от покупки плохого вина. А времени на дегустацию 2500 сортов местных вин обычно не хватает. Местные же жители имели на выяснение их сравнительных достоинств гораздо больше времени, чем вы...» Если хотите сделать верный выбор, пристаньте к продавцу (частенько он же хозяин заведения), обрисуйте свои параметры выбора (цена, примерно сорт, с чем будете пить, вкусовые пожелания), и он обязательно посоветует вам достойную бутылку.

Есть мнение, что вино (например, то же Кьянти), нужно покупать не в регионе его производства, а в другом. Вроде как на месте производства оно будет дороже из-за туристического ажиотажа – местные жители успешно адаптировались к туристическому интересу к их продукции. В этой поездке мы пили все же Кьянти (каюсь, не удержались). Опять же есть мнение, что из кьянти не стоит покупать вино в плетеных корзинках, которое и у нас продается – оно неважного качества. Самое приятное вино мы покупали в одной из энотек в Сан-Джиминьяно – кьянти местного производства.

Кстати, вина Сан-Джиминьяно в целом похожи. Отличаются бархатистостью, насыщенностью вкуса. Чем выше цена, тем глубже, ярче, разнообразнее вкус. Обратите внимание на надписи на этикетке D.O.C. и D.O.C.G. – это местные знаки гарантии качества на государственном уровне. Хотя и обычные сорта, наверное тоже очень достойные. Замечу, что мы ниже уровня D.O.C. вина все же не пили:)

Sant"Agostino

Расположенный между Флоренцией и Сиеной, Сан-Джиминьяно принужден был участовать в историческом поединке этих двух городов, но все же тяготел к Флоренции. Сиена была слишком близка и потому слишком опасна. Несмотря на это, все церкви и общественные здания города в XIV веке были расписаны сиенскими мастерами, живопись художников из Сиены можно видеть в небольшом музее, расположенном в зале Палаццо Коммунале, главное же – в двух замечательных церквях, Сант Агостино и Колледжата. В XV веке Сан-Джиминьяно окончательно попал под власть Флоренции, и тогда здесь стали работать флорентийцы Полайоло, Гирландайо, Гоццоли.

В северной части города высится среди идиллических домиков церковь Сант-Агостино. Когда мы притопали сюда, в церкви шла служба, поэтому мы тихо крались вдоль стен, стараясь не привлекать внимания ни женщины-священника, ни прихожанок – благообразных старушек с настояшими кружевными веерами. Фрески похожи на волшебные цветные картинки. Здесь Гоццоли, пожалуй, достигает своих вершин – то, что сделано им здесь, оставляет фрески в Пизе далеко позади. С этим может сравниться только поезд волхвов в капелле Медичи во Флоренции, во дворце Медичи-Рикарди.

Все еще под впечатлением от сказочных фресок мы осмотрели конвент Святой Чиары (S. Chiara), церковь и конвент Сан-Джироламо (S. Girolamo), церковь Святого Джакопо ин Темпио (S. Iacopo al Tempio), все XII-XIII века,

и вышли к еще одним городским воротам – S. Iacopo, они заметно проще, чем те, через которые мы вошли – примерно так черный вход отличается от парадного.

В восточной части города стоит посмотреть на средневековые фонтаны в ломбардском, готическом и романском стиле, созданные в XII- XIV веке, а если вы не посмотрели дом Святой Фины от площади делла Цистерне, то логично сделать это сейчас. Напомню, что здесь неподалеку друг от друга стоят романская церковь Святого Лоренцо на мосту (San Lorenzo in Ponte) и дом Святой Фины, покровительницы города, где она прожила с 1238 по 1253 год. Дальше через пьяцца Дуомо, еще раз сфотографировав башни со всех сторон, можно проследовать в западную часть города.

На западе расположена бывшая крепость XIV века, по которой радостно бегают ребятишки, а взрослые пытаются сосредоточиться на созерцании панорамы долины и яростно позируют «на фоне». Башни отсюда смотрятся не менее впечатляюще, чем с улиц города! В крепости расположился музей вина, где вам поведают историю виноделия и проведут дегустацию (правда, у нас на это времени уже не хватило). Еще одну интересную прогулку протяженностью чуть более 2 км можно совершить по городским стенам и бастионам, созерцая отсюда рощицы специально привезенных сюда и декоративно высаженных заповедных деревьев – они охраняются почти так же трепетно, как и городские башни.

На высокую башню в крепости на наших глазах группа испанцев втащила испанский флаг, громко распевая песни. Соберетесь туда – возьмите с собой флаг СССР – разговоров местному населению будет на полгода. Будут говорить: «Это было до того, как на Рокка водрузили советский флаг/флаг неизвестной страны».

Отсюда взор уносится над неизмеримыми пространствами к каким-то неизвестным горам и сумеречным вечерним долинам. Там далеко – Поджибонси и Чертальдо, там – Сиена, откуда мы приехали. Где-то здесь молодая флорентийка с загадочной улыбкой позировала для Леонардо да Винчи, в этих местах Никколо Макиавелли писал «Государя», и здесь же родился главный сатирик Средневековья Джованни Боккаччо…

Обратно я иду, всматриваясь в лица тех, кто идет навстречу – им еще только предстоит все это увидеть и от этого мне немножко завидно…

Вернувшись в Поджибонси, мы поняли, что наш билет, прокомпостированный в Сиене в 15.21, заканчивается в 21.21 (прокомпостированный билет на поезд, купленный в Италии, действует в течение 6 часов, при этом вы можете делать неограниченное количество посадок), а во Флоренцию мы прибудем только через полчаса. Можно было, конечно, понадеяться на извечный русский авось, и попытаться проехать зайцем, но это не наш метод. На пути следования к 21 часу оказалась большая узловая станция Эмполи (интересный, кстати, город, и в следующий приезд в Тоскану мы его обязательно исследуем), и мы вышли из поезда, дабы приобрести билет на участок Эмполи-Флоренция. Кассы к тому моменту уже были закрыты (судя по расписанию, они работают до 20 часов), и в здании вокзала одиноко стояли только два автомата по продаже билетов – оба исключительно на итальянском.

Как только я подумала, что придется покупать билет у кондуктора, переплатив 8 евро за каждый билет, к нам подошел плотный загорелый мужчина средних лет, с ног до головы в черном (этакий представитель семьи Сопрано) и предложил свою помощь, причем он ни слова не знал по-английски, мы очень плохо говорили по-итальянски, но билеты мы в итоге купили! Тут на перрон подошел поезд до Флоренции, и мы, рассыпавшись в благодарностях синьору, и радостно топоча, впрыгнули в готовый отправляться поезд, даже кондуктор растерянно отскочил в сторону от нашей стремительности:)

Гордо возвышающийся своими башнями – символами власти на холме. Красота его каменных улиц и дворцов привлекает миллионы туристов, Сан Джиминьяно входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Первые упоминания о городе относятся к 929 году.
В средние века Сан Джиминьяно находился на пути пилигримов, следующих в Рим из Англии, также он был перевалочным пунктом между Пизой и Сиеной , что послужило прочной основой для роста и процветания города.
Любопытно, что свое название Сан Джиминьяно получил от имени святого епископа из Модены, который защищал поселение от нападок варваров.
В XII в. Сан Джиминьяно продолжал быть важным городом и коммерческим центром. Он разросся, появились кварталы за стеной: Сан Маттео. В это время стал складываться его неповторимый облик, сохранившийся до наших дней.

В 1199 г. Сан Джиминьяно обрел независимость. В это время проходили битвы между гвельфами и гибеллинами. В XIII в. Сан Джиминьяно под властью гибеллинов обрел покой и экономическое процветание. Стало развиваться сельское хозяйство, выращивание ароматических трав, особенно, шафрана, который продавали по всей Италии и в другие страны. Благодаря стабильности и достатку в Сан Джиминьяно зародилась аристократическая прослойка, которая занималась управлением и политикой. Чтобы показать свое богатство и мощь семейства выстраивали башни, так в XIV в. насчитывалось 72 башни, из которых сохранились 14.

В 1255 году Сан Джиминьяно захватили гвельфы, которые приказали разрушить стены, окружающую город.
В 1261 году Сан Джиминьяно вернул себе независимость под властью гибеллинов, которые восстановили и расширили городские стены. Теперь город включал в себя четыре квартала: Piazza, Castello, San Matteo и San Giovanni.
8 мая 1300 г. Сан Джиминьяно посетил Данте Алигьери, он приезжал в качестве посла от Лиги Гвельфов.
Кризис XIV в. прокатился по Сан Джиминьяно, раздираемый многочисленными битвами, скошенной эпидемий чумы, город лишился большей части своего населения и сдался на милость Флоренции .
Несмотря на экономический и политический упадок, XIV-XV вв. стали столетиями искусства в Сан Джиминьяно , сюда приезжали многочисленные художники и скульптуры.
В последующие века Сан Джиминьяно играл второстепенную роль, но это помогло ему сохранить средневековые постройки практически нетронутые временем.
В 1860 году Сан Джиминьяно стал частью объединенной Италии .

В конце XIX в. стали открывать красоту и очарование Сан Джиминьяно вновь. И в 1990 г. он был включет в ЮНЕСКО.

Во время второй мировой войны Сан Джиминьяно пострадал в ходе бомбардировок союзников. На башне Торре Гросса был разрушен колокол, после войны Советский Союз подарил новый колокол. Кроме этого пострадали дома на центральной площади и часть Кафедрального собора.
Сан Джиминьяно известен своими средневековыми башнями, часто его называют «городом ста башен». В Средневековье в период золотого расцвета насчитывалось 72 башни-дома. К 1580 году их количество сократилось до 25. Сейчас осталось лишь 14 башен.

«Эти башни, скорее всего, выполняли роль оборонительных сооружений в непрекращающихся войнах между враждующими кланами. Но также цены на землю были высоки, поэтому приходилось возводить высотные здания. Хотя, это спорная гипотеза, потому что на территории городов было много пустырей. Еще одна гипотеза – это хвастовство и стремление выставить напоказ свое могущество, являющиеся непременным атрибутом жизни знатного сословия.
Выполняя защитную функцию, башня служила убежищем для семей и кланов во времена волнений в городе. Именно поэтому считалось суровым наказанием лишить семью башни или вынудить разрушить ее».

В маленьком Сан Джиминьяно концентрация башен столь высока, что создается ощущения маленького человечка среди небоскребов. «Вертикали власти» давят, но создают неповторимое очарование города.


Сан Джиминьяно.

В историческом центре Сан Джиминьяно много ресторанов, винотек и магазинов местных продуктов.
Туризм – одна из основных статей дохода города. Вторая статья – сельское хозяйство.
Выше упоминалось о шафране, который выращивают вокруг города, но большую славу Сан Джиминьяно сыскал как город белого вина - Вернача ди Сан Джиминьяно (Vernaccio di San Gimignano DOC).

Как добраться в Сан-Джиминьяно

Сан-Джиминьяно – прекрасный образец средневековой архитектуры посреди великолепных пейзажей Тосканы. Здесь сохранилось множество исторических сооружений – башен, дворцов и музеев. Посещение города будет любопытным для всех, кто интересуется архитектурой, историей и искусством.

Сан-Джиминьяно расположен на полпути между Флоренцией и Сиеной и часто становится отдельным пунктом для посещения в путешествии по Тоскане. В Сан-Джиминьяно нет своей ж/д станции, поэтому добраться сюда можно только на автобусе или на машине.

Флоренция – Сан-Джиминьяно

Расстояние между Флоренцией и Сан-Джиминьяно составляет порядка 60 км. Среди способов добраться на общественном транспорте самым востребованным остается автобус. Правда, прямых маршрутов между Флоренцией и Сан-Джиминьяно нет. Сначала необходимо будет доехать до городка Poggibonsi, а затем уже оттуда непосредственно до Сан-Джиминьяно. Автобусную станцию во Флоренции можно найти поблизости от ж/д вокзала, там же, в билетной кассе можно приобрести билет до Сан-Джиминьяно (покупать отдельный билет на станции Poggibonsi не надо). Прокомпостировать билет необходимо до посадки в автобус. Перевозки осуществляет компания Tiemmespa . Время в пути от Флоренции до Poggibonsi составит примерно 50 минут, ещё 25-30 минут потребуется, чтобы доехать из Poggibonsi в Сан-Джиминьяно.

Для того, чтобы добраться в Сан-Джиминьяно из Флоренции, можно также воспользоваться опцией аренды авто. Прокат авто в Италии – услуга достаточно популярная в связи с развитой транспортной инфраструктурой и возможностью посмотреть большое количество достопримечательностей. Для Тосканы, где сосредоточено множество живописных мелких городков, аренда авто особенно востребована. Во Флоренции можно найти офисы проката различных компаний. Флоренцию и Сан-Джиминьяно соединяет автотрасса Raccordo Autostradale Firenze-Siena (57 км, время в пути – 1 час 10 минут).

Забронировать нужный класс авто во Флоренции заранее можно на специализированных сервисах , , и других. Для оформления машины в прокат потребуются загранпаспорт, международное водительское удостоверение и банковская карта для оплаты услуг и блокировки депозита.


Allie_Caulfield/Площадь Цистерна, Сан-Джмининьяно

Отели Сан-Джиминьяно

В Сан-Джиминьяно наибольшей популярностью пользуется съем апартаментов. Что касается отельного фонда, то здесь можно найти около 15 отелей различной категории звездности. Также имеются такие опции, как гостевые дома и гостиницы по типу «постель и завтрак». Наивысшие оценки от гостей города получили такие варианты проживания, как:

Hotel Bel Soggiorno 3* — отель расположен в «сердце» Сан-Джиминьяно, основные достопримечательности находятся в пешей доступности. На территории отеля можно найти ресторан тосканской кухни. Гости могут остановиться в номерах различной вместимости, включая семейные номера. В зависимости от типа номера, завтраки могут быть включены в стоимость или оплачиваться дополнительно. Вай-фай предоставляется бесплатно. Поблизости находится платная общественная парковка. На стойке регистрации оказываются услуги хранения багажа;

Hotel L`Antico Pozzo 3* — отель расположен в историческом здании в центре Сан-Джиминьяно. При отеле работает бар. Остановиться можно в номерах различной вместимости, включая семейные номера. В зависимости от типа номера, завтраки могут быть включены в стоимость или оплачиваться дополнительно. Вай-фай предоставляется бесплатно на всей территории отеля. Стойка регистрации работает круглосуточно, оказываются услуги хранения багажа;

Hotel Sovestro 3* — отель находится в живописном месте в окрестностях Сан-Джиминьяно. До центра города – около 2 км. Поблизости расположен ресторан тосканской кухни. На территории отеля работает сезонный бассейн. Остановиться можно в одно, двух и трехместных номерах. В зависимости от типа номера, завтраки могут быть включены в стоимость или оплачиваться дополнительно. Вай-фай предоставляется бесплатно. Также на территории имеется бесплатная частная парковка. Стойка регистрации работает круглосуточно;

Casa Torre Margherita – данная гостиница по типу «постель и завтрак» находится в стенах исторического особняка, в самом центре Сан-Джиминьяно. Для гостей отеля открыта панорамная терраса для отдыха. Остановиться можно в номерах различной вместимости, завтраки включены в стоимость проживания. Вай-фай предоставляется бесплатно. Рядом находится платная общественная парковка;

Locanda La Mandragola – гостиница расположена в здании виллы, в окружении сада, поблизости от исторического центра города. К услугам гостей предлагается терраса с видом на город. Гости могут остановиться в двухместных номерах. В зависимости от типа номера, завтраки могут быть включены в стоимость или оплачиваться дополнительно. Вай-фай работает бесплатно. Частная парковка поблизости предоставляется за дополнительную плату.


Cédric Liénart/Панорама Сан-Джиминьяно

Достопримечательности Сан-Джиминьяно

Основные достопримечательности Сан-Джиминьяно – исторические. Здесь сохранилось множество памятников эпохи Средневековья, которые и привлекают многочисленных туристов, посещающих Тоскану. Осмотр, конечно, стоит начинать с исторического центра. Когда-то в Сан-Джиминьяно находилось более 70 башен различной высоты – этаких небоскребов наших дней. Сегодня до нас дошли только 15 из них, но и это позволят представить себе архитектуру средневекового города. Кстати, чтобы увидеть город с высоты птичьего полета, можно подняться на одну из башен. Отличным видом располагает башня Bell Tower . С её обзорной площадки виден не только сам Сан-Джиминьяно, но и живописные тосканские поля.

Также непременно стоит посетить Соборную площадь . Здесь стоит довольно аскетичный по меркам тосканских городов собор, а также располагается ещё 4 башни, самая высокая из которых — Torre Grossa . Примечательно, что все башни были построены в период 11-14 веков, и сохранились до наших дней в аутентичном состоянии.

В Сан-Джиминьяно можно найти и средневековые палаццо. Двумя самыми популярными среди туристов считаются Palazzo Nuovo del Podesta и Palazzo del Popolo . Дворцы были построены в 13-14 вв., сейчас внутри размещаются художественные галереи с полотнами тосканских мастеров.

В городе находится достаточно много музеев, в основном, художественных. Но также есть и музей миниатюр, который является частью Городского музея Сан-Джиминьяно . Здесь представлена уникальная экспозиция – макет средневекового города, который когда-то располагался на месте современного Сан-Джиминьяно. Музей открыт для посетителей ежедневно, с 10 до 19.30, в зимнее время – с 11.00 до 17.30.

В целом, можно сказать, что Сан-Джиминьяно – самобытный и уникальный уголок тосканской культуры. Здесь сохранилось множество достопримечательностей эпохи Средневековья, причем осмотреть историческое наследие можно как вживую, так и на макете музея. Сан-Джиминьяно является прекрасным пунктом для осмотра по пути из Флоренции в Сиену.


Paul Barker Hemings/Виды Сан-Джмининьяно