Заграничные паспорта и документы

Пещерный город тепе кермен как добраться. Скальный город Тепе-Кермен (Крым) - Земля до потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации. Основная реликвия и историческая справка

) мы посмотрели за предыдущие два дня. А на сегодня запланировали объекты поменьше (вечером нужно ещё и на поезд успеть!), но они оказались не менее эффектными.

Расположен совсем недалеко от Бахчисарая. Например, от Чуфут-Кале есть пешеходная тропа, соединяющая эти два пещерных города. Но поскольку мы на машине, то едем вдоль долины реки Кача по дороге на Верхоречье. Вот слева навис над нами корабль Качи-Кальона. Но сюда мы вернёмся на обратном пути. Проезжаем Машино, и вскоре сворачиваем на грунтовку, уходящую между полей влево. Проехав несколько минут, уже видим его - величественный Тепе-Кермен.

Поворот за поворотом, всё ближе и ближе, и вот мы уже въехали в лесок у подножия горы. Отсюда, по её северному склону идёт единственная дорога, ведущая на вершину. Оставив нашего четырехколёсного друга в тенёчке под сосной, по хорошо утоптанной (даже укатанной) дороге, вдыхая утренний аромат леса, начинаем подъём на Тепе-Кермен. Краски осенних пейзажей настраивают на созерцательное восхищение этим миром…

Но минут через пятнадцать ходьбы следы от автомобилей уходят в сторону, и дорога превращается в тропинку, резко идущую на подъём. И вот тут-то наши ноги вдруг стали каменными - крепатура! Они нам напоминали, что вчера уже точно так же штурмовали Мангуп. Следующие минут двадцать показались вечностью: «недалеко до хати, та не можна допхати!»

Но вот тропинка упирается в первые пещеры.

Всего пещер на Тепе-Кермене насчитали около 250. Много больших пещер, в два этажа. Они расположены в нескольких ярусах по периметру плато. Назначение пещер, в основном, хозяйственное: хлева для скота, помещения для утвари и продуктов, немного пещер оборонного характера и несколько - культового.

Тепе-Кермен, в отличие от Мангупа и Эски-Кермена, изучен мало. Определено, что люди здесь жили примерно с VI по XIII век. Но всё-таки многое об этом месте говорится со знаком вопроса. Входил ли Тепе-Кермен в систему византийских укреплений? Было ли это военное укрепление или только жилое поселение? Как тут жили люди, если воды на горе нет, а колодец пока не найден? Почему здесь прекратилась активная жизнь - тоже остаётся только в предположениях…

Ну, а мы начинаем обходить плато, постепенно поднимаясь по спирали на его вершину. Поскольку площадь Тепе-Кермена в несколько раз меньше Эски-Кермена, и тем более, Мангуп-Кале, то наш осмотр города занял не более часа.
Вот очень красивая пещера, многокомнатная со ступеньками на второй этаж.


Поднявшись на вершину плато, наслаждаемся пространством.

Вот ещё одна достопримечательность Тепе-Кермена - так называемая пещерная «церковь с баптистерием». В ней хорошо сохранилась алтарная часть, поддерживаемая несколькими колоннами.

Уникальность этой церкви ещё и в поперечном расположении нефа.

В помещении есть также купель для крещения и несколько костниц. Размеры встречающихся здесь в большом количестве костниц очень невелики - метр-полтора. Похоронить в них человека невозможно. Гид нам рассказал, что согласно традициям того времени, хоронили усопших в традиционных могилах, а через время их останки переносили в вырубленные в камнях костницы.
А недалеко от пещерной церкви стоит камень с крестом. Возможно, он отсюда же.

На вершине найдены фундаменты большой усадьбы (возможно, местного феодала - средневекового хозяина Тепе-Кермена). Но сейчас всё плато заросло колючими кустами терновника. Наконец-то, мы узнали, какой он, терновый куст, куда так не хотел попадать Братец Кролик. Ягоды терна съедобные, немного кисло-тёрпкие, с большой косточкой.

На одном из выступов завис в ожидании свободного полёта ещё один валун. Похоже, что здесь тоже раньше стояла церковь.

На вершине хорошо, но нас ещё ждёт

Тепе-Кермен – пещерный город в Крыму, расположенный на одноименной горе. Создавался он как оборонительное укрепление, поэтому и место для него выбиралось соответствующее. Подняться на гору можно было только с одной стороны, где построили надёжную стену. Со всех других боков крепость защищается 15-метровым обрывом.

Город лежит на высоте 540 метров над уровнем моря и 250 метров над уровнем близлежащих долин. По размерам он уступает соседним Мангуп-Кале и Чуфут-Кале. Площадь плато – 1,4 га.

Топоним Тепе-Кермен означает «вершина-крепость», передавая впечатление от ее внешнего облика. Как называли город его основатели, неведомо. Этот памятник изучен пока недостаточно хорошо. Археологи установили, что городище образовано приблизительно в VI веке. Началось все со строительства византийской крепости. Уже к XI–XII векам застройка становится плотной. К XIII ст. город достигает вершины процветания. Однако к XIV пустеет после набега татар и разорения золотоордынским темником Ногаем. Подобная участь постигла и соседние пещерные города.

Экскурсия в пещерный город Тепе-Кермен

Гора Тепе-Кермен буквально вся «изрезана» пещерами. Они встретятся вам еще по пути к самому плато. Поэтому скучной дорога точно не покажется. Единственное, запаситесь питьевой водой. Источников поблизости нигде нет, а дорога длинная.

Как написано в Википедии, подниматься на Тепе-Кермен лучше всего с северной стороны. На самом плато находится около 250 пещер искусственного происхождения. Они использовались как жилища, оборонительные и культовые сооружения, погребальные склепы, склады. Жилых помещений мало, поскольку люди в основном селились в долинах, в усадьбах. Пещеры же служили укрытием на случай набегов. К сожалению, селения под влиянием природным стихий и времени разрушились.

Сам город сохранился очень хорошо. Видно, что он имел несколько ярусов. На верхнем находились одноэтажные пещеры. Есть здесь и вырубленный в скале храм, как утверждают многие, с интересной энергетикой. Словами не объяснить. Лучше приходите и прочувствуйте ее сами.

Нижний ярус представлен двухэтажными пещерами. Виды из их окон открываются потрясающие. Если сделать фото с этого места Тепе-Кермен, в кадр попадет даже Кыз-Кермен.

В северо-восточной части городища, почти у самого края плато находится еще одна пещерная церковь со своеобразным интерьером, алтарем и крестильней VIII–IX веков. Помещение довольно большое – длиной 10,5 м и 5,4 м шириной. Вытянуто оно не как обычно, по оси к алтарю, а по оси с севера на юг. Алтарная преграда занимает почти всю центральную часть храма. Алтарь окружали шесть высеченных колонн, до наших дней сохранилось только три.

Отличить данный храм вы сможете по оконному проему неправильной формы. Долго объяснить эту метаморфозу никто не мог. Открытие удалось сделать случайно краеведам. Оказалось, что когда в праздник Пасхи восходит солнце, лучи его проникают через окна пещеры, и на противоположной стене появляется точная тень креста.

Как добраться до Тепе-Кермен на машине, автобусе?

На карте Тепе-Кермен расположен недалеко от Бахчисарая. На автовокзале садитесь на рейсовый автобус Бахчисарай – Синапное и езжайте до остановки «Кудрино». Пройдите через поле к сосновому лесу – на горизонте должна показаться туристическая стоянка. С нее и начинается дорога к плато.

Если вы путешествуете на автомобиле, выезжайте из Бахчисарая по Советской улице на автодорогу, проложенную через Качинскую долину. Двигайтесь в сторону села. Как проедете село Машино, сворачивайте с шоссе налево на грунтовую дорогу Синапное, она приведет вас прямо к подножию горы Тепе-Кермен. Машину оставляйте здесь и поднимайтесь наверх.

Интереснее всего путешествовать на велосипеде. Так вы не будете привязаны к дороге, а сможете заехать в соседние пещерные города Чуфут-Кале, Кыз-Кермен и даже в Бахчисарайский дворец.

Я рада, что снова пишу о Крыме. Туристический маршрут в этом году разрабатывали таким образом, чтобы сначала ознакомиться с достопримечательностями Юго-Западного Крыма. Затем, продолжая автопробег по трассе Севастополь-Ялта-Симферополь, посетить "Храм Солнца" в самой южной части Крыма и завершить путешествие по горному Крыму знакомством с урочищем Демерджи. Потом нежились на побережье Азовского моря в Восточном Крыму, как в прошлом году. Отпуск всего две недели, и очень хотелось провести его эффективно, с яркими и незабываемыми впечатлениями.


Исключительно живописные места Юго-Западного Крыма находятся несколько в стороне от самых популярных туристических маршрутов. Однако они представляют собой интереснейший с культурно-исторической точки зрения регион. На территории Крымского лесостепного предгорья в Бахчисарайском районе сохранились древние пещерные поселения (города) – одни из самых впечатляющих сооружений давно минувших эпох. Это своеобразные музейные комплексы под открытым небом. Пещерные города начинали строить еще потомки тавров и скифов. За многие столетия не раз менялся этнический состав населения и статус пещерных городов. Временами такие поселения становились важными административными и хозяйственно-культурными центрами целых регионов, возле которых проходили основные торговые пути.


Особенностью пещерных городов является тот факт, что об этих уникальных памятниках крымской истории, существовавших еще на рубеже новой эры, нет ни единого прямого упоминания в летописных документах вплоть до XIV века, а то, что было написано о них после, лишь предположения, догадки и констатация уже покинутого и заброшенного состояния пещер, которое можно наблюдать и сегодня современным туристам. В этом, наверное, и заключается притягательный магнетизм и волнующий воображение интерес к миру далеких предков, оставивших после себя загадочные руины и уникальные постройки. Посещение пещерных городов Крыма не оставляет равнодушными ни романтиков, ни искателей острых ощущений и приключений, ни просто туристов, тем более, проходит оно в окружении красивейших и неповторимых природных ландшафтов с дальними, захватывающими дух перспективами.

Первый день нашего путешествия

Мы решили начать знакомство с пещерными городами Крыма с Тепе-Кермен . Почему не с Чуфут-Кале или Баклы? Во-первых, понимали, что за короткое время невозможно посетить все пещерные города Крыма, некоторые из них "будут ждать нашего приезда" до следующих лет, а те, которые мы посетили в этом году, возможно, повторного посещения, так как не все удалось посмотреть. Во-вторых, поселение Чуфут-Кале возникло в более позднее время, предположительно с середины XIV века, соответственно является наиболее изученным историками и археологами. В-третьих, так изначально задумывался наш туристический авто маршрут.


На машине к Тепе-Кермен нужно ехать через село Машино и, проехав от села еще около 1,5 км, свернуть влево, на грунтовую дорогу. До долины реки Качи через Бахчисарай мы добрались уже поздним вечером, когда стемнело. Искать платный ночлег в ближайших селах не стали, хотя знали, что в этом районе есть туристические базы. Когда свернули на грунтовую дорогу и через несколько метров поняли, что она сильно размыта, в темноте легко застрять или разбить машину, оставили идею заночевать у самого подножия Тепе-Кермен. Мы выбрали место непосредственно рядом с грунтовкой, благо там никто по ночам не ездит. Разбили палатку, детей отправили спать в машину рядом. Ночное небо было в тот день особенно восхитительным: ясное, яркое, переполненное звездами и звездными туманностями. Я не успевала загадывать желания, так часто приходилось ловить взглядом падающие звезды. Недалеко от поверхности земли пролетали светлячки, крошечные тельца которых в темноте светились зеленым, словно точечные фонарики. Из Машино доносился незатихающий лай собак, который прерывал сон. Наутро, проснувшись, мы окончательно приняли решение идти пешком по грунтовой дороге до Тепе-Кермен. Местные жители, конечно, ездят по раздолбанной и глубоко размытой колее, но мы не рискнули.

От нашей временной стоянки рядом с грунтовкой до места, с которого непосредственно начинается подъем на Тепе-Кермен, было около 2-3 км. К Тепе-Кермен можно пройти пешком и из Бахчисарая, от Ханского дворца, мимо турбазы "Привал", и через Михайловское лесничество. Подъем на Тепе-Кермен идет по северо-восточному склону, остальные склоны труднодоступные или неудобные. Это мы проверили на себе. С одной стороны, осваивать тропы без проводника увлекательно, ощущаешь себя "первопроходцем", а с другой стороны, даже при подробном описании пути в интернете можно ошибочно выбрать другую тропу и потерять время и силы. В некоторых безлюдных и труднодоступных местах Крыма вообще небезопасно, поэтому помощь проводника считается обязательной.


Конечно, Тепе-Кермен не относится к таким местам, однако нас угораздило свернуть на тропу восточнее основного подъема. Поняли мы это, когда уже на 2/3 преодолели подъем. Дальше лезть, особенно с пятилетней дочкой, не захотелось, учитывая, что до этого приходилось чуть ли, не ползком, на четвереньках преодолевать неустойчивый и скатывающийся под ногами грунт. Мы спустились и нашли основную тропу, до которой не дошли немного меньше километра. Там же дежурили работники заповедника, собиравшие плату за вход на Тепе-Кермен.


С этого места подъем осуществляется по раздваивающейся тропе. Левее она круче, по ней мы поднимались. Приходилось цепляться за корни деревьев, поэтому желательно взять с собой палку, чтобы можно было опираться. Однако эта тропа показалась нам гораздо легче той, по которой мы полезли вначале. Обратно спускались по тропе справа, она самая удобная. В нашей семье после всех "петляний" даже забавная присказка появилась: "Если вы экстремал, то забирайтесь на Тепе-Кермен с юго-запада или юга, если почти экстремал, то на развилке по основному подъему выбирайте левую тропу, если не экстремал, то держитесь правее. А если вы вообще не любите прикладывать усилия, то оставайтесь дома перед телевизором".

Пещерный город Тепе-Кермен до сих пор является наименее исследованным, несмотря на свое удачное расположение и близость к населенным пунктам. Поселение представляет собой трехуровневую систему пещерных сооружений на вершине горы-останца, бывшей составной частью Внутренней гряды Крымских гор. Размещаясь на самом скромном по площади плато, всего 1,2-1,3 га, городище Тепе-Кермен имеет около 250 хорошо сохранившихся пещерных помещений разного назначения: погребального, культового, хозяйственного и оборонительного. По насыщенности искусственными пещерами Тепе-Кермен занимает первое место среди памятников подобного рода, по количеству таких сооружений уступает только Эски-Кермену.


Северо-восточный склон Тепе-Кермена занимает некрополь, первые погребальные сооружения которого ученые относят к VI-VII вв. нашей эры. Конструкция некоторых склепов состояла из одной или нескольких погребальных камер и дромоса, вход в склепы закрывался плитой. Такой вид захоронений существовал еще в тавро скифской традиции. Кстати, среди вещей, раскопанных на месте Тепе-Керменских захоронений, нашли нащечную пряжку от конской сбруи IV в. до н.э. в виде стилизованного изображения барана. Вполне возможно, эта вещица – амулет, принадлежность скифской или более поздней скифо-сарматской культуры. Что самое интересное, на соседнем с Тепе-Кермен плато Хыс-Хулен-Бурну археологами было обнаружено поселение, сегодня называемое Кыз-Кермен. Это место нечасто посещается туристами, хотя имеет очень давнюю историю. При археологических раскопках здесь нашли остатки скифских укреплений, датируемых IV в. до н.э.- II в. н.э., просуществовавших до вторжения готов в Крым в III в. н.э..


Весьма загадочным является то, что на плато Хыс-Хулен-Бурну практически нет искусственно высеченных пещерных сооружений в отличие от их изобилия на Тепе-Кермен. Это предположительно говорит о том, что для местного этноса Кыз-Кермен было не характерным высекание искусственных пещер для проживания. Скорее всего, изначально на плато Хыс-Хулен-Бурну находились хорошо укрепленная крепость и развитое городище с высоким статусом, а соседнюю возвышенность Тепе-Кермен использовали исключительно для захоронений.


Все это дает основание предположить, что Кыз-Кермен и Тепе-Кермен были составляющими единого древнего культово-административного центра, а пещерное поселение на Тепе-Кермен возникло позднее, по версии археологов и историков в VI веке нашей эры. Расцвет же пещерного города Тепе-Кермен пришелся на период с IX по XIII вв. н.э., возможно, когда влияние культовых слоев, населявших Хыс-Хулен-Бурну, стало переходить к культовым слоям, населявшим Тепе-Кермен.


Может быть, это произошло в результате переселения на Тепе-Кермен монахов раннего христианства, которые в скалах высекали пещеры, превращая их в храмы, кельи и святые места, монастырские комплексы, отсутствующие в скифской культуре. Скифы высоко ценили только места своих захоронений и в основном поклонялись могилам своих умерших со всей страстью и преданностью. Древнегреческий историк Геродот удивлялся отсутствию у скифов изображений богов, алтарей и храмов, и действительно, за исключением весьма скромных акрополей позднего периода в скифских городах, пока еще не было открыто ни культовых мест, ни предметов, которые можно было бы наверняка связать с проведением религиозных церемоний. Таким образом, он, вероятно, был прав, полагая, что для отправления религиозных ритуалов скифы собирались в условном месте и уходили оттуда по их окончании, но при этом они не считали, что проведенная церемония каким-то образом освятила то место, где ее проводили.


Местное, коренное и пришлое, смешанное и многокомпонентное, состоящее из аланов, сарматов, готов, скифов, население горных районов, среди которых были еще сильны традиции язычества и влияние раннего тавро скифского культа, стало приобщаться к христианскому культу. Особенно быстро распространялось христианство среди крымских готов. Авторитет монахов и ранних христианских монастырей возрастал, что нашло отражение в изменении характера захоронений на Тепе-Кермен. На территории некрополя северо-восточного склона появляются надгробные камни с изображением креста, датированные VIII-X вв. н.э.. Постепенно склепы некрополя переходят в могильники с плитовыми, а позднее и грунтовыми могилами, характерными для греко-византийского периода.


Среди множества крымских легенд, существует сказание о Кыз-Кермене и Тепе-Кермене. Согласно этой легенде, некогда Кыз-Кермен (в переводе с тюркского "Девичья башня") был хорошо укрепленным торговым городом. Правил им князь, которому во всем помогала дочь-красавица. А князь и его войско соседней возвышенности Тепе-Кермен, непрестанно чинили обиду городу, грабя торговые караваны, подчиняя жителей окрестных поселений. Чтобы наладить мир, старейшины Кыз-Кермена решили поженить дочь и молодого наследника замка Тепе-Кермен. Молодые согласились, но между ними возник спор. Молодой наследник замка Тепе-Кермен потребовал, чтобы невеста пришла к нему в замок, но она была горда и своевольна, и считала, что жених должен явиться к ней первым. Старейшины порешили устроить встречу на нейтральной территории. Они соорудили мост через овраг-пропасть между Кыз-Кермен и Тепе-Кермен, приглашая будущих возлюбленных в сопровождении подчиненных дружин встретиться на нем. Но дойдя до середины моста, девушка, вспомнила старые обиды, нанесенные ее народу, сгоряча выхватила нож и убила жениха. Дружина, находящаяся при расправе над молодым наследником Тепе-Кермен, вмиг зарубила девушку, затем между враждовавшими друг с другом дружинами разгорелась потасовка, мост обрушился и все упали в обрыв.


В этой легенде с глубоким сакральным смыслом можно провести любопытные параллели, связанные с историей развития данного региона. Тюркское название Кыз-Кермен ассоциируется с народностью, ранее поклонявшейся Деве – главному божеству матриархата. Этот народ, поддерживающий культ Девы, изначально проживал на данной территории. Жених с Тепе-Кермен в легенде символизирует новый культ, патриархат. Возможно, он берет начало с вторжения готских племен в исследуемую область, которые, как в древности и полагалось, грабили священные захоронения местного населения с целью наживы, а с появлением нового вероисповедания на Тепе-Кермен стали его последователями. Та, единственная, искусственно созданная пещера в обрыве плато Хыс-Хулен-Бурну, была высечена уже в период существования монастырского комплекса на Тепе-Кермен. Это наглядно следует из внутренних деталей и обустройства пещеры, а также ее направленности в сторону Тепе-Кермен, что тоже символично. Скорее всего, в ней проживал монах-отшельник из монастыря на Тепе-Кермен. Чтобы посетить эту пещеру на Кыз-Кермен, надо рискнуть спуститься по стертым ступеням в обрыве скалы, что по описаниям очевидцев доставляет такую сильную и неповторимую гамму эмоций, намного превосходящую, чем, целый день лазания по Тепе-Кермен и Эски-Кермен. Эта пещера, как своеобразная монашеская жертва женственности (чему? или чего?, совершенно неважно по причине одного и той же морфемы-окончания) – бессмысленный или совершенно исключительный аскетический подвиг на грани хрупкости высокой жизни и искушающего смертельного лика перед неотвратимой пропастью?

Но вернемся к описанию пещерного города Тепе-Кермен, чья хозяйственная направленность видна сразу. Большинство пещер использовалось для всесезонного содержания скота, поэтому это поселение часто называют "городом скотоводов". В скальных помещениях, предназначенных как хлева и загоны, насчитывается большое количество вырубленных в стенах и на полу разных видов кормушек. Простые скотоводы проживали в одних и тех же помещениях с животными. Загоны с кормушками и каменными петлями привязи продолжаются небольшими прямоугольными нишами или овальными комнатками с входными проемами. Некоторые входы находятся сразу за кормушками, оснащены подрубками под деревянные рамы и пазами для засовов. Такие ниши и комнатки служили спальнями для людей, которые закрывались на ночь в этих скромных уголках, а животные теплом своих тел согревали их от холода. В пещерах можно наблюдать около стенные или напольные углубления для очагов, где готовили пищу и поддерживали огонь для обогрева помещений.

На плато городища ведут главные северо-восточные ворота. В древности здесь была построена дорога в три марша. Остатки от нее при желании можно проследить на заросшем лесом склоне. На Тепе-Кермен ученые выделяют три храма. Один из них располагался у главного входа, от него осталась комната с полукруглыми арочными нишами в стене и с вырубными могилами и костницами. Скорее всего, это церковное помещение было частью многокомнатного комплекса. В метрах пятидесяти к северу, на втором ярусе была вырублена церковь с ризницей. Попасть в нее можно, не поднимаясь на плато. В неприметном с тропы храме у восточной стены располагалась алтарная апсида, а южная стена имела вход в скругленное помещение, определенное учеными как ризница. Вдоль стен церкви были устроены скамьи, а в полу и нише стены - могилы. Здесь же можно увидеть надпись на греческом языке и изображение с древнееврейской надписью (возможно оставленное неким караимом при посещении церкви в более позднее время). Считают, что эти две церкви появились на последних этапах жизни пещерного города, в XIII-XIV вв. н.э..

Визитной карточкой Тепе-Керменской обители является церковь с крещальней (баптистерием). Ее возникновение большинство относит к VIII веку нашей эры, однако некоторые ученые датируют ее первыми веками христианства. Особенностью храма является его поперечное расположение с вынесенной внутрь алтарной преградой. Гайдуков Н.Е.: "Храм в плане вытянут, но не с запада на восток, как это бывает обычно" (примеч. авт. у христиан), "а с севера на юг" (примеч. авт. как у караимов). Еще одна загадка Тепе-Кермен. Уж не намек ли это на времена укрепления Хазарского каганата в Юго-Западном Крыму и ослабления Византийского влияния? Тогда еврейские надписи можно связать с проживанием караимов на возвышенности Тепе-Кермен в поздний период существования пещерного города и использование ими церкви в своих целях, а потом они переселились на более укрепленный Чуфут-Кале после золотоордынского нашествия в Крыму.


С одной стороны, археолог А.Л. Якобсон отмечал, что архитектурное решение с поперечным расположением нефа было характерно для византийского востока, в отличие от столичного византийского стиля. По другой из версий в церкви с баптистерием изначально стояла перегородка, отделяющая помещение с крещальней. Это может свидетельствовать в пользу древнего происхождения храма, т.к. в ранние времена христианства некрещеный человек не имел права входить в храм и крещение проводилось в отдельно сооруженных при храмах крещальнях. По этому поводу высказывается П. Бабенчиков, исследовавший церковь в 1940 году: "В старину вся восточная часть пещеры до самого алтаря была изолирована от храма, что вяжется с аналогиями в других пещерных храмах... Дальнейшим выводом из этой предпосылки будет предположить, что ориентировку алтаря нужно считать не на север, как делали до сих пор, а на восток. В пользу последнего предположения, помимо других данных, говорит и тот факт, что из двух входов в алтарь западный имеет ширину 0,68 м, а южный (считаемый до сего времени царскими вратами) всего 0,5 м. Думаю, что исследователей вводила в заблуждение хорошая сохранность алтарной преграды с крестами в южной стене алтаря и полное разрушение ее в западной".

Что же на самом деле скрывает Тепе-Кермен? Пещеры горы-останца разного происхождения: отчасти они относятся к христианскому монастырю, отчасти к укрытиям караимов, отчасти к хозяйству феодального замка X-XI вв., может быть и то, и другое здесь существовало одновременно? Как считает Гайдуков Н.Е.," это вообще характерно для Крыма - возможность жить сообща, всем вместе, относительно не стесняя других". (Путеводитель по пещерным городам Крыма).


Обзор пещерного города Тепе-Кермен мы закончили к трем часам дня. Вернувшись к машине с толстым налетом придорожной пыли, я поняла для себя, что вторую ночь хотела бы провести в гостиничном номере и обязательно с горячим душем. Поэтому, мы стали собираться в Баштановку, чтобы выяснить, где пообедать и найти платный ночлег.

Приветствую, друзья!

Каждый, кто отправляется в Тепе-Кермен, преследует свой интерес. Кого-то привлекают древности и история, кто-то решает поиграть здесь в прятки в 6-ти ярусных пещерах , рискуя свалиться в пропасть или наткнуться на клад.

Ну а кому-то хочется убедиться в существование крымских чудес и увидеть собственными глазами, действительно ли прицельный солнечный луч на Пасху озаряет убранство церкви «божьим пламенем».

В любом случае, эта прогулка по еще одному пещерному городу Крыма добавит хороших эмоций и классных фотоснимков в вашу коллекцию.

Но сначала немного фактов для общей картины, чтобы вы знали – что это вообще за место, как туда добраться и на что стоит обратить внимание.

Тепе-Кермен – это и название горы-останца, и пещерного города-крепости в Бахчисарайском районе, который в несколько ярусов покрывает вершину массива.

Кстати, в переводе Тепе-Кермен и означает – холм-крепость. А возвышается он почти на 550 м над уровнем моря, при этом занимает территорию площадью в 1 га.

По оценкам ученых, Тепе-Кермен, скорее всего, какой-то период исполнял роль крепостного укрытия, а уже позже превратился в город с множеством пещерных помещений, храмов, наземных построек. И, если за дату его основания принято считать VI в., а завершением существования – XIV в., то лучшие его времена пришлись на XII – XIII вв.

Опустел город в результате разорения и набегов золотоордынцев во главе с ханом Ногайем . Правда есть подтверждения, что после тут основался монастырь. Также исследователи предполагают, что караимы из Чуфут-Кале использовали эти места под пастбище, уже после того, как тут замерла жизнь.

Где находится

Тепе-Кермен находится в 7-ми км от Бахчисарая. Ближайший населенный пункт – Кудрино.

Он соседствует с другим пещерным городом – Кыз-Кермен , а внизу раскинулась зеленая Качинская долина.

Жизнь как в муравейнике

Как и в случае с соседним городищем, Тепе-Кермен не слишком уж исследовался, а в летописях о нем практически ничего не сказано. Однако то что от него осталось, позволяет предположить – жизнь здесь бурлила не на шутку, хоть и без каких-либо горных источников или родников.

Массив с крутыми склонами-обрывами с трех сторон был очень удобен для укрытия от врага. И хотя оборонительных стен в наше время практически не обнаружилось, но возможно, они располагалась с единственной пологой стороны.

А «застройку» плато начали уже ближе к XI-XII в. В это время было создано множество пещерных помещений, большинство из которых использовались для бытовых и хозяйственных потребностей. Судя по их количеству, народ, проживающий здесь, был очень деятельный.

Жилые помещения строились на земле, о чем говорят остатки фундамента в разных местах плато. Это были и усадьбы, и часовни, и даже храмы.

Остается вопрос – как здесь жили люди без воды? Вернее, емкости и желоба под сбор дождевых и талых вод на плато имеются, но вот без источника с чистой проточной водой наверняка было худо.

Что можно посмотреть на плато

Считается, что не все пещерные помещения этого города еще изучены, и раскопки могут дать больше информации и новых открытий. Но пока что вы можете самостоятельно исследовать верхний ярус, где располагаются лабиринты пещер, и нижний, помещения которого использовались для загона скота. Остальные пещеры находятся в обрывах.

Каменные «апартаменты» здесь есть в одну и больше комнат. Связанные между собой, они могут иметь смежное или ярусное строение. Только представьте себе этот адский труд – создавать в камне более-менее удобное помещение с нишами, окнами, ступенями, какими-то резервуарами.

Некоторые из пещер служили казематами. Интересно, кого и за что тут держал в арестантах местный народ, и что за нравы тут присутствовали?

Был тут и свой некрополь. Однако исследователи не успели ничего разузнать, так как гробницы давно уже разграбили. И, если большинство пещер вы посетите наугад, не зная, подо что отведена эта «уютная» комнатушка, то два помещения ни с чем спутать нельзя – тут были храмы!

Из сохранившихся выделяют только две церкви, да и те имеют разрушения. Одна из них находится в нижней части плато, другая на северо-восточном краю верхнего плато.

Церковь с ризницей

Поднимаясь по северо-восточной тропе, вы можете посетить пещерную церковь с ризницей. Это небольшой полуразрушенный храм с алтарем, колоннами, жертвенником и двумя гробницами. Кстати, первые исследователи этой церкви, находили в пещере много человеческих костей. Вероятно, здесь находился и могильник.

В этой церкви присутствуют высеченные надписи* на древнееврейском и греческом языках. А на Пасху, если верить легенде, солнечный луч, пробиваясь сквозь оконный проем, создает образ креста.

*Расшифрованные (прочитанные) учеными надписи: «Об упокоении: Анна. О Симоне. Об упокоении: София», «Обновленный храм», «Бакши» или «Нахаму».

Церковь с баптистерием

Расположен храм на плато в северо-восточной части. Помещение имеет форму трапеции и разделяется на две части. В западной части храма вы увидите алтарь, гробницы, ниши и вырубленные скамьи. Здесь также присутствуют надписи на греческом языке.

В восточной части храма – баптистерий, как и полагается, с крестообразной купелью. Тут тоже есть гробница, вырубленные ниши и скамьи. На одной нише сохранилась монограмма.

Эти церкви относят к XII-XIV вв., но не ранее XI в.

Без мистики не обойтись!

И в этом пещерном городе есть свое место Силы признанное эзотериками. Это так называемый – единственный уцелевший осколок от разрушенной пещеры на самом краю плато.

Солнечный камень стоит одиноко прямо над обрывом. У основания можно увидеть выдолбленные емкости округлой формы совсем небольших размеров.

Легенда Тепе-Кермен гласит о душе колдуна, замурованной в этот камень. А эзотерики считают, что именно тут находится центр энергии этого пещерного города.

Отзывы посетителей

Посещение Тепе-Кермен по шкале впечатлений сравнивают с , который считается вторым по популярности после .

Если хотите мнение тех, кто уже тут побывал, то вот только некоторые из них:

«Это самое незабываемое путешествие из моей поездки в Крым!», «Удивительная прогулка! Виды с плато потрясающие!», «Почему мы раньше сюда не отправились, чуть не прозевали такое замечательное место!».

Это высказывания из многочисленных отзывов отдыхающих.

Правда нашелся один отзыв от барышни, в котором она взывал к властям полуострова, так как дорога туда дальняя и не слишком легкая, не мешало бы поставить лавочки и ларьки с прохладительными напитками. Да и разруха пещерного города не впечатлила путешественницу, – «запыленное какое-то все кругом».

Так что, друзья, рассчитывать на легкую прогулку в босоножках не стоит. Да и рюкзак придется нести с запасом воды. А подъем может занять от получаса до полутора часов, в зависимости от погодных условий и вашей физической подготовки, но об этом чуть ниже.

Как добраться

Если вы отправляетесь своим ходом, то сначала вам надо попасть в Бахчисарай. От автовокзала Бахчисарая идет автобус маршрутом на село Синапное . Ваша остановка – село Кудрино , откуда пешком надо пройти через поле до указателя, а далее по дороге.

На машине ваш путь пройдет от Бахчисарая в сторону Синапного, вдоль Качинской долины. После села Машино сверните налево, и, если повезет с погодой, то вы подберетесь по грунтовой дороге как можно ближе к подножию плато.

Координаты для авто: 44°42′55″N (44.715294), 33°55′53″E (33.931311) .

Как забраться на плато?

Приближаясь к горному массиву по грунтовой дороге, вы поймете, что склоны очень крутые. Поэтому стоит пройти по тропе дальше и обойти плато по правую сторону. Там вы уже увидите более пологий склон с утоптанной тропой, забираться по которой относительно легче, хотя кое-где придется прибегать к помощи рядом стоящих кустарников или хвататься за ветки деревьев.

Если не хотите переть в одиночку и как-то разнообразить ваше путешествие, то вот несколько разноплановых видов активностей:

  1. Пеший поход на 5 дней Пещерные города Крыма . Все включено: трансфер из Симферополя, жизнь в палатке, 3-х разовое питание и нагрузка на ваши крепкие ноги.
  2. Однодневный обход

    Режим работы и стоимость экскурсии

    На сайте Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника handvorec.ru , куда относятся все пещерные города этого района, есть информация о режиме и стоимости посещения, а также экскурсионном обслуживании.

    По идее, чтобы попасть в Тепе-Кермен, надо в кассе приобрести билет или заказать экскурсию с гидом.

    Согласно режиму работы Тепе-Кермен открыт для посещения с 9.00 до 16.00.

    Стоимость посещения в 2018 году:

    • взрослый билет – 100 рублей;
    • детский билет/учащиеся до 18 лет – 50 рублей;
    • пенсионеры – 50 рублей;
    • экскурсионное обслуживание – со всех 100 рублей.

    Где-то мы уже читали, что эти поборы вроде и незаконны, потому как должных услуг на экскурсионном объекте не имеется. Но с другой стороны, это все же заповедник. Хотя, Арина Новосельцева – глава министерства РК уверяет, что не согласовывала такой документ и обещала разобраться.

    Полезно знать

    После непогоды или в межсезонную слякоть проезд по дороге к самому плато практически невозможен . То же самое можно сказать о пешем подъеме на гору. Если уж нет другого дня, то постарайтесь взять с собой треккинговые палки .

    Извозюкаетесь вы все равно, но хотя бы будете более устойчивы.

    Не забудьте воду, панаму, удобную обувь, карту,

Обновлено 02/04/2019

Пещерный город Тепе-Кермен в Крыма одна из самых популярных достопримечательностей полуострова. Сюда приезжают не только из близлежащих курортов, но и издалека.

История крепости на холме

Пещерный город Тепе-Кермен – одна из самых известных достопримечательностей Крыма . Она находится между поселками Кудрино и Машино, на расстоянии 7 километров от Бахчисарая – в долине реки Кача. Древнее городище расположено на горе Тепе-Кермен, которая возвышается над речной долиной на 300 метров. По форме гора очень похожа на пирамиды майя (фото к статье взяты с commons.wikimedia.org).

Пещерный город, бывший некогда большим и развитым населенным пунктом Тавриды, окутан тайнами и легендами. Он входит в число главных крымских достопримечательностей-загадок . Недалеко от этого поселения находятся другие пещерные города Бахчисарая. Больше нигде на полуострове Крым нет такого количества древних историко-археологических памятников. Каждый год руины Тепе-Кермен и остальных бахчисарайских городищ посещают тысячи туристов.

«Тепе-Кермен» в переводе на русский язык означает «Крепость на холме». Ее история берет начало в конце V – начале VI вв. нашей эры. Именно в этот период на Крымском полуострове начинают массово возникать пещерные поселения, в которых можно было укрыться от набегов кочевых племен. Часть историков склоняется к мысли, что пещерные крымские города были основаны в период правления Юстиниана Первого – императора Византии, решившего таким способом дополнительно обезопасить подступы к Херсонесу.


Время расцвета города-крепости пришлось на XII – XIII века. В тот период ее активно застраивали. В Тепе-Кермен появилось множество жилых и хозяйственных построек, были усилены и оборонительные укрепления. Фундаменты многих непещерных сооружений сохранились до настоящего времени. До конца XIII столетия Крепость на холме входила в число процветающих пещерных городищ Средневековой Тавриды.

Но 1299 год стал переломным в истории города. Большинство историков и ученых-археологов убеждены в том, что Тепе-Кермен прекратил свое существование в результате нашествия татарских полчищ под предводительством хана Ногая. Татары попросту уничтожили все население после захвата города, и восстанавливать его было некому.

Тепе-Кермен в наши дни

Историко-археологический комплекс «Крепость на холме» занимает территорию больше гектара. Природные и рукотворные пещеры расположены в шесть ярусов – на высоте от 1 до 5 метров. Они имеют различную форму – квадратную, прямоугольную, овальную и круглую. Несколько столетий назад в пещерах находились жилища, храмы, ремесленные мастерские, хозяйственные и складские помещения. Самые большие пещеры состоят из нескольких «комнат». Бродить по территории древнего города можно очень долго.


Всем экскурсантам обязательно стоит побывать в пещерном храме постройки 11 века, находящемся в западном районе городища – на вершине холма. Эта культовая достопримечательность уникальна – ничего подобного среди сакральных памятников Крыма, вырубленных в скалах, нет. Храм с баптистерием интересен прежде всего своей архитектоникой, нехарактерной для 11 века. Его алтарь смещен внутрь, а неф расположен поперек. Это не единственная, но самая знаменитая церковь Тепе-Кермен.


Все экскурсии традиционно завершаются восхождением на вершину Крепости на холме, где можно увидеть громадный камень, стоящий в одиночестве на краю крутого обрыва. Когда-то эта монолитная глыба была частью большого здания. В одном из преданий пещерного города говорится, что именно в этот камень переселилась душа последнего градоначальника, не пожелавшая покидать Тепе-Кермен.


После прогулки по многочисленным пещерам этой достопримечательности Бахчисарая возникает ощущение сопричастности к многовековой истории городища, созданного нашими далекими предками, которые жили, трудились, сражались с врагами и умирали на этой земле. С горной вершины открывается потрясающий панорамный вид на долины и другие горы, склоны которых покрыты зелеными лесами.



Полезная для посещения информация

Тепе-Кермен на карте

Как добраться до пещерного города

Проще всего до пещерного города Тепе-Кермен добраться на машине – собственной, если вы приехали в Крым на ней, или арендованной. Дорога из Бахчисарая займет около 20 минут . Маршрут из Бахчисарая и любого другого населенного пункта полуострова можно проложить прямо на карте, расположенной выше. Например, из Ялты, где советую покорить , на машине ехать около часа.

Тем, кто захочет арендовать машину заранее и при этом уже на этапе заказа желает знать какой железный конь ему достанется, я рекомендую . Большой плюс этого агрегатора в том, что при поиске сразу видны год выпуска, модель и комплектация машины. Кот в мешке вам точно не достанется.

Цены на аренду вполне конкурентноспособны , тем более, что компания сотрудничает с местными прокатными конторами, которые в отличие от международных обычно отличаются более вкусными ценами. Также запомните такой момент: при заказе автомобиля цена на сайте будет такой же, как если бы вы заказывали ее непосредственно в прокатной конторе.

Drimsim - универсальная симка для путешественников. Работает в 197 странах! .

Ищите отель или апартаменты? Тысячи вариантов на RoomGuru . Много отелей дешевле, чем на Booking