Заграничные паспорта и документы

Судоходные шлюзы Днепропетровского гидроузла (ДнепроГЭС). Шлюзы и каналы Шлюзовая гэс

Судоходный шлюз - гидротехническое сооружение на водных путях для обеспечения перехода кораблей из одного водного бассейна в другой с различными уровнями воды в них. Например, из водохранилища в реку. Посмотрим, как проходят шлюз большие корабли.

1. Это Волжская ГЭС. В составе гидроузла здесь есть две шлюзовые камеры. Вот сухогруз входит в подводной канал

2. Сухогруз «Сормовский 3064» заходит в шлюзовую камеру

3. По команде из диспетчерской он прижимается к одному из бортов шлюзовой камеры

4. Створки камеры закрываются под наблюдением сотрудника

5. Сотрудник шлюза смотрит, чтобы во время закрытия между створок не попал посторонний предмет:

6. Створки шлюзовой камеры закрыты. В шлюзовую камеру начинает поступать вода

7. Через несколько минут шлюзовая камера заполняется водой

8. Лишняя вода перетекает в водосброс

9. Швартовочная команда сухогруза

10. Вид с диспетчерской башни на верхние камеры шлюза

11. Нижние камеры шлюзы

12. Пассажирский теплоход «К.Минин» выходит из верхней шлюзовой камеры

13. Вид на водоотводный канал нижних шлюзовых камер

14. Ворота шлюза, общий вес которых составляет 390 тонн. За полвека здесь было осуществлено почти 423 тысячи шлюзований, через створки главных ворот прошли 950 тысяч судов. Общий объем грузоперевозок превысил 802 миллиона тонн

Вид на ГЭС (в центре) и две нитки шлюзов. Старый шлюз по центру, новый правее.

Днепровская гидроэлектростанция (ДнепроГЭС) - крупная гидроэлектростанция, расположенная на реке Днепр (Украина) у города Запорожье. Построена по в 1930-х годах. Старейшая гидроэлектростанция на Днепре и самая мощная на Украине.

Строительство ГЭС началось в 1927 году, первый агрегат был запущен 10 октября 1932 года. На то время это была крупнейшая гидроэлектростанция СССР. Строительство станции подняло уровень воды в реке на 40 метров, в результате чего были затоплены непроходимые ранее каменистые пороги и организовано сквозное судоходство.

Для того, чтобы речные суда, следующие по Днепру, могли преодолевать почти 40-метровый перепад высоты между бьефами ДнепроГЭСа, одновременно с гидроэлектростанцией был построен судоходный шлюз. Трехкамерный запорожский шлюз был введен в эксплуатацию 28 мая 1934 года, а первым судном, прошедшим через него, стал пароход «Софья Перовская».

Конструкция старого канала, прорытого в мысе левого берега Днепра выше Хортицы, проста: состоит из трех камер длинной сто метров каждая с постепенно понижающимся уровнем и аванпортом в верхнем бьефе, общий период шлюзования по которым составляет около одного часа. Для удобства навигации и швартовки при входе в шлюз из нижнего бьефа западная подпорная стена украшена арочным портиком.

Пункт управления старым шлюзом расположен в двух симметричных трехэтажных башнях, сооруженных в стиле сталинского ампира, вершину которых венчают восьмигранные ротонды под шатровой крышей, а верхний ярус периметрально опоясывают открытые балюстрады.

18 августа 1941 года плотина ДнепроГЭСа была взорвана отступавшими советскими войсками, после чего шлюзы оказались выведенными из работы и осушенными. Шлюзы стояли сухими вплоть до окончания восстановительных работ после завершения боевых действий 8 июня 1944 года, хотя электростанция и была частично восстановлена во время оккупации, но затем вновь взорвана теперь уже отступающими немцами.

После войны плотину и здание станции восстановили, и к июне 1950 года была достигнута проектная мощность в 560 МВт. В конце 1960-х годов на повестке дня стал вопрос об увеличении мощности Днепровской гидроэлектростанции, пропускной способности ее шлюза и проезжей части плотины. Началась реконструкция Днепрогэса, которая проходила с 1969 по 1980 годы. В ходе реконструкции у левого берега был построен еще один машинный зал, в котором было установлено 8 агрегатов мощностью по 103,5 тыс. кВт каждый, однокамерный шлюз, мост, расширена проезжая часть. В результате реконструкции мощность станции увеличилась до 836 МВт.

Вместе с расширением ГЭС был построен и новый шлюз, так как старый перестал удовлетворять требования речного судоходства. Пуск в эксплуатацию высоконапорного, однокамерного шлюза шахтного типа состоялся 5 ноября 1980 года. Габариты камеры нового шлюза составляют: длина - 290 метров, ширина - 18 метров, напор - 38 метров. Расположенный между левым берегом и островом новый шлюз представляет собой монументальное сооружение с двумя воротами (головные весом 124 тонны, нижние - 775 тонн). Толщина стен камеры варьируется от 15 метров (правая) до 30 метров (левая). Благодаря новому шлюзу скорость шлюзования по сравнению со старым увеличилась в три раза - до двадцати минут. При этом вода поступает в шлюз и уходит из него самотеком без применения насосов.

Вплоть до 6 сентября 1993 года оба шлюза работали вместе, но затем старый шлюз был закрыт на капитальный ремонт, который не был завершен, а сам шлюз в работу больше не вводился из-за падения объемов грузоперевозок и отсутствия в следствии этого необходимости его эксплуатации.

Старый шлюз. 2009 г. Фото: Михаил Архипов

Вид на ГЭС и шлюзы (башенка справа под трубами). 2009 г. Фото: Михаил Архипов

Вид на новый шлюз при заходе снизу. 2009 г. Фото: Михаил Архипов

Вид из камеры шлюза на верхний бьеф. 2009 г. Фото: Михаил Архипов

Вид из камеры шлюза на нижний бьеф. 2009 г. Фото: Михаил Архипов

Проект строительства гидростанции на Волге впервые был рассмотрен еще в начале прошлого века. В 1910 году талантливый самарский инженер Г.М.Кржижановский (впоследствии председатель комиссии ГОЭЛРО) обратился к царскому правительству с предложением построить гидростанцию на Волге у Жигулей. Но только в 1919 году по предложению Ленина Глебу Максимилиановичу было дано поручение выбрать место для гидроузла. Обследовав район, Кржижановский предложил три варианта размещения будущей ГЭС: в районе села Переволоки, на Красной Глинке близ Самары и у села Отважное ниже города Ставрополя. В 1940 году на Красной Глинке был заложен поселок Управленческий (), в котором должен был разместиться штаб строительства гидростанции. Но началась Великая Отечественная война и все работы были приостановлены. Дополнительные гидро-геологические исследования, проведенные в послевоенные годы, подсказали целесообразность строительства ГЭС близ села Отважное. Здесь в 1950 году развернулась гигантская стройка, в ходе которой была построена самая большая в стране плотина, огромный машинный зал и мощные судоходные шлюзы.



01. Берег Волги, перед началом строительства ГЭС, 1950 год.

02. Начало освоения территории стройплощадки. Начальником строительства Куйбышевской гидроэлектростанции был назначен генерал-майор Иван Васильевич Комзин.

03. Ни для кого не секрет, что на стойке трудились тысячи заключенных. В основном, они содержались в Кунеевском лагере, на месте будущего Комсомольского района г. Тольятти. В пик строительства, в 1955 году, количество заключенных достигло 46000!

05. Подготовка котлована станции

06. Хотя, стоит отдать должное руководству, на строительстве использовалась самая современная на тот момент техника - земснаряды, экскаваторы, самосвалы.

07. Подготовка плавучего моста на месте будущей водосливной плотины.

08. Строительство водосливной плотины

09. Всего, при строительстве станции уложено 7 миллионов кубометров бетона.

10. Водосливная плотина

11. Водосливная бетонная плотина расположена на левобережной пойме. Длина плотины-1 км. Она имеет 38 водосливных пролетов. На водобое плотины имеются устройства для гашения энергии воды. Для маневрирования затворами на плотине смонтированы 3 козловых крана, грузоподъемностью 250 тонн.

12. Фрагмент стройки рядом с машинным залом.

13. На стройку часто приезжали правительственные делегации и комиссии.

14. Бетонный завод.

15. Работа земснаряда. Земснаряды использовались для намыва земляной плотины.

16. Установка рабочего колеса гидротурбины.

17. Земляная плотина намыта из местных мелкозернистых песков и расположена между зданием ГЭС и водосливной плотиной. Длина плотины составляет 2800 м, ширина по основанию – 600 м. Наибольшая высота в русловой части – 50 м.

18. Строительство машинного зала

19. В строительстве были задействованы водолазы. Один из водолазных костюмов хранится в музее Жигулевской ГЭС ().

20. Одновременно, на левом берегу Волги, строились двухниточные судоходные шлюзы.

21. Фрагмент шлюза

22. Нижние шлюзы

24. Верхние шлюзы

25. Проверка крепления высоковольтной ЛЭП

26. Цементный завод в Яблоневом овраге

27. Строительство понтонного моста между зданием ГЭС и земляной плотиной.

29. Чтобы перекрыть естественное русло, на дно Волги, менее чем за сутки, было сброшено 1765 десятитонных пирамид из железобетона.

31. Волга была перекрыта за рекордные 19 часов и 35 минут.

32. Вода пошла через донные водосбросы станции

33. Началось наполнение Куйбышевского водохранилища.

34. Торжественный митинг, по поводу успешного перекрытия Волги.

35. Вверх от ГЭС разлилось водохранилище протяженностью более 600 км. Наибольшую ширину – 40 км – водохранилище имеет в районе слияния Волги и Камы. Максимальная глубина в приплотинной части – 40 м. Емкость водохранилища – 58 млрд. кубометров, оно является самым крупным искуственным водохранилищем в Европе.

36. В зону затопления попали 270 населенных пунктов (17 городов и райцентров), 19 колхозов, две машинно-тракторные станции (МТС), 175 зданий различных учреждений и организаций, расположенных вне Ставрополя. Переносу подлежали также населеннее пункты, не входившие в зону затопления, но лежащие в зоне отвода земель для строительства плотины и других сооружений гидроузла. Всего в 1953 году было перенесено более 1600 дворов, а также школы, больницы, промпредприятия.

37. 10 августа 1958 года состоялась церемония торжественного пуска ГЭС. На торжества в Ставрополь прибыли руководители КПСС и Советского правительства во главе с Н.С. Хрущевым.

Небольшая справка:
Здание Жигулевской ГЭС (старые названия - Куйбышевская ГЭС, Волжская ГЭС им. Ленина) расположено на правом берегу Волги. Оно состоит из 10 двухагрегатных секций с донными водосбросами. В машинном зале установлены 20 гидроагрегатов мощностью по 115 МВт (сейчас идёт модернизация и увеличение мощности) с поворотно-лопастными турбинами (диаметр рабочего колеса – 9,3 м) и генераторами зонтичного типа (диаметр ротора – 14,3 м, статора – 17,1 м).

Общая длина здания ГЭС вместе с монтажной площадкой – 730 м, ширина – 100 м, высота от подошвы до кровли – 80 м. Строительный объем здания – 4500 тыс. кубометров. Здание ГЭС имеет пристройку со стороны нижнего бьефа, которая сделана для выравнивания перепада напряжения под зданием и водоемом, и предупреждения пластического выпора грунта из-под подошвы сооружения. Отдельное сороудерживающее сооружение, расположенное в 33 м от здания ГЭС, введено впервые в практике гидротехнического строительства.

Посмотрите ещё мои записи о Жигулевской ГЭС: ,

Мои фотоподборки об истории строительства других ГЭС: ,

Просьба при использовании на других интернет-ресурсах, не забываем ставить ссылку на первоисточник.

Приглашаю всех в группу вКонтакте (

Изобретателем судоходного шлюза можно считать помощника министра транспорта китайской провинции Хуайнань по имени Цяо Вэй-Юэ. Решив раз и навсегда покончить с кражами зерна, он велел соорудить конструкцию, позволявшую судам преодолевать перепад высот без риска повреждения корпуса. Историческую эстафету подхватили голландцы, чуть позже - итальянцы. Собрали несколько фото и видео о том, как эти гидротехнические сооружения поживают в наши дни
Шлюзовая камера Угличской ГЭС ночью. Гидроэлектростанцию в Угличе запустили в 1940 году и она сыграла важную роль в обеспечении Москвы электроэнергией во время войны. А ещё именно её сооружение способствовало затоплению старой части Калязина, который сейчас знаменит одиноко стоящей на воде колокольней.

Шлюзы №7 (передний план) и №8 Канала имени Москвы - на пути из Химкинского водохранилища в Москва-реку.

Один из деревянных шлюзов на реке Теза в Ивановской области - от устья до города Шуя этот приток Клязьмы был сделан судоходным для катеров. С 2000 года исторические деревянные шлюзы постепенно заменяют на современные конструкции.

Шлюз номер 5 на реке Теза - один из двух, который оставили деревянным как памятник инженерному искусству XIX века. Сама система гидроузлов функционирует здесь более 170 лет.

Первую попытку соединить Волгу и Дон в месте их наибольшего сближения историки относят к середине XVI века. В 1569 году турецкий султан Селим II, известный своим походом на Астрахань, направил 22 000 солдат вверх по Дону с целью прорыть канал между двумя реками. Однако всего спустя месяц турки отступили «с великой бранью», заявив, по словам летописцев, что «даже всем турецким народом тут и за 100 лет ничего не сделать»
На фото: первый шлюз на канале Волга-Дон, находится в черте города Волгоград

Рыбаки на шлюзе «Северка» в низовях Москва-реки. Коломна.

На Волго–Доне, шлюз №2.

Москва, один из шлюзов Канала имени Москвы.

Видео: небольшое судно проходит первый шлюз Волго-Дона.

Чайки - неизменные спутники речных судов в умеренных широтах. Рыбинск.

Другой вид на шлюз в Рыбинске. Цитируем источник:

«Шлюз вблизи ГЭС работает по принципу двухкамерных резервуаров. В них поступает половина всего объёма воды из водохранилища. Вода постепенно переливается из одной камеры в другую, а затем суда спускаются в Волгу. Наличие второй камеры позволяет сэкономить время при прохождении шлюз. Перепад воды в них составляет 18 метров, их длина – 300 метров, а ширина – 30. Нижние ворота шлюза имеют две створки, а верхние представляют собой цельный щит, уходящий на дно и способный поворачиваться вокруг горизонтальной оси.»

Два мрачноватых человека курят около технического сооружения рядом со шлюзом №3 Беломорканала.

Проход шлюза на парусном судне, Беломорканал.

Канал имени Москвы участок Покровское - Стрешенево.

Река Свирь, соединяющая Ладожское и Онежское озеро. Теплоход "Михаил Шолохов" в шлюзе Верхнесвирской ГЭС

Скульптурная группа «Казаки» у 15-го шлюза Волго-Донского канала (в черте города Волгодонск, Ростовская область)

Шлюз на судоходном канале Брюссель-Шарлеруа, Бельгия. 2005 год.

Руины Петровского шлюза Мариинской водной системы. Цветное фото 1909 года, автор - Сергей Прокудин-Горский. Мариинская водная система была сооружена в годы царствования Павла I и на момент, когда была сделана фотография, функционировала, но некоторые участки были закрыты и заменены новыми. В результате нескольких реноваций в течение XIX века Волго-Балтийский путь сильно сократился. А в 1963 году Мариинскую водную систему окончательно сменил Волго-Балт.

Другой снимок Мариинской системы от Прокудина-Горского: Черниговский шлюз за Дубно на Новоладожском канале (ныне на территории Волховского района Ленинградской области)

Тверецкий шлюз в черте города Вышний Волочёк - когда-то здесь начиналась первая в России искуственная водная система - Вышневолоцкая. Она была сооружена при Петре I. На месте старого шлюза сейчас уже даже нет русла реки - там находится дачный посёлок.

Памятный знак недалеко от старого местоположения Тверецкого шлюза Вышневолоцкой системы. Кстати, движение по системе было односторонним, от Волги к Петербург. Обратно суда идти не могли: Боровицкие пороги на Мсте были непроходимы при плавании вверх по течению.

Бухтарминский шлюз, ГЭС на реке Иртыш, ниже устья реки Бухтарма вблизи города Серебрянска, Восточно-Казахстанской области, Казахстан. Входит в Иртышский каскад ГЭС.

Про Бухтарминский шлюз с фото выше даже есть песня!


В городе Волжский Волгоградской области. Справа от него находится плотина , а слева параллельно расположен однотипный судоходный двухкамерный . Между шлюзами проходит водосбросный канал. В состав шлюза входит верхняя и нижняя камеры. Длина каждой из камер шлюза - 290 метров, ширина камеры - 29,7 метров, глубина - 3,65 метра. Между верхней и нижней камерой проходит мост, предназначенный для движения автомобильного и железнодорожного транспорта.

Строительство шлюза началось в 1955 году, а открыт он был 10 апреля 1959 года. Несмотря на то, что шлюз находится на реке Волге, его обслуживанием занимается Федеральное бюджетное учреждение . Пропуск судов на шлюзе начинается с 1 апреля, а завершается 25 ноября.

При движении вниз по реке Волге суда заходят в шлюз со стороны , а при движении вверх по реке - с нижнего подходного канала Волгоградского гидроузла. Глубина реки Волги у верхней камеры шлюза (со стороны водохранилища) составляет 19 метров, а у нижней - 4,4 метра.

Шлюз №31 (слева) и №30 (справа) со стороны Волгоградского водохранилища. Фото: Андрей Урицк

Вид на верхнюю камеру шлюза №31 со стороны Волгоградского водохранилища. Фото: Андрей Урицк

Вид на верхнюю камеру шлюза №31 и Волгоградское водохранилище. Фото: Андрей Урицк

Вид на нижнюю камеру шлюза №31 при движении вниз по Волге. Фото: Михаил Архипов


Вид на нижнюю камеру шлюза №31 при движении вверх по Волге. Фото: Иван Загайнов

Вид на нижние камеры шлюза №30 и №31 при движении со стороны Волгограда . Фото: Михаил Архипов

Судоходные шлюзы, расположенные на Волге:

- (Дубна, Московская область)
- (Углич, Ярославская область)

- (Рыбинск, Ярославская область)

- (Городец, Нижегородская область)
- (Городец, Нижегородская область)
- (Городец, Нижегородская область)