Заграничные паспорта и документы

Китайский дворец Екатерины II в Ораниенбауме. Китайский дворец в Ораниенбауме. Интерьеры Китайский дворец голубая гостиная ораниенбаум

Китайский дворец, жемчужина дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаум», входящего в Государственный музей-заповедник «Петергоф», — единственный сохранившийся в России памятник архитектуры в стиле рококо. Он отмечает свой 250-й день рождения, и подарком юбиляру стала многолетняя реставрация. В этом году открыты после реставрации три зала: штофная опочивальня, будуар и кабинет Павла.


Китайский дворец был возведен к 1768 году по заказу императрицы Екатерины II и являлся постройкой для кратковременного отдыха. Для планировки парка был приглашен садовник Ламберти, а к проектированию дворца привлекли недавно прибывшего в Петербург итальянского архитектора Антонио Ринальди — родоначальника стиля рококо и раннего классицизма в России.

Впервые интерес к Китаю возник на Руси в конце XV века, когда купцы начали привозить в Москву дальневосточные ткани. А к середине XVIII столетия все более-менее зажиточные петербургские дома были обставлены китайскими вещами. Царский двор задавал тон в этой моде на «шинуазри», китайский стиль. Китайский дворец получил свое название из-за украшения некоторых комнат. Там была собрана большая коллекция произведений китайского декоративно-прикладного искусства и японского фарфора.


Фрагмент южного фасада. Скульптура «Амур и Психея» — копия с античного оригинала из Капитолийского музея в Риме .
Фасады дворца украшены пилястрами и полуколоннами с ионическими капителями и гирляндами. Со стороны южного фасада находятся два прелестных садика с мраморной скульптурой и цветущими клумбами. Дворец спланирован буквой «П» и имеет три анфилады: Парадную, протяженностью шестьдесят пять метров, и две жилые, короткие, расположенные к ней перпендикулярно.
За два века, в связи со сменой владельцев, дворец претерпел ряд перестроек, был надстроен второй этаж. Вплоть до революции 1917 года Ораниенбаум был собственностью герцогов Мекленбург-Стрелицких.



Залы декорированы живописными панно, наборными паркетами, золоченой резьбой, вышивками и мебелью с инкрустацией натуральными цветными камнями. Сохранились интерьеры с уникальным декоративным убранством XVIII века. Известно, что для его обстановки французские купцы Франсуа Рембер и Биллио с 1765 по 1768 годы поставляли во дворец мебель и бронзу «в новейшем вкусе». Знаменитые художники Стефано Торелли, Джованни Баттиста Тьеполо, братья Серафино и Джузеппе Бароцци, скульптор Мари-Анн Колло, мозаичный мастер Джакомо Мартиньи и русские мастера Петергофской гранильной фабрики занимались украшением интерьеров.



Стеклярусный кабинет. Зеркало в резной золоченой раме
Главные достопримечательности дворца - Стеклярусный кабинет и уникальные паркеты. Стены кабинета декорированы 12 панно - это холсты, по которым сделана вышивка стеклярусом и разноцветным ворсистым шелком - синелью. Уникальные паркеты дворца набраны из красного и черного дерева, амаранта, самшита, персидского ореха, клена. «Подлинное чудо, полное чудес восемнадцатого века», - писал Игорь Грабарь о Китайском дворце.



Стеклярусный кабинет
Стеклярусный кабинет в XVIII веке назывался Мозаичным покоем. Он имел пол из смальтового стекла, изготовленного по рецепту М.В. Ломоносова на соседней Усть-Рудицкой фабрике. Из-за сырости не сохранился и в середине XIX века был заменен наборным деревянным паркетом с повторением рисунка мозаичного пола. Стены кабинета разделены резными золочеными рамами в виде стволов с листьями и цветами на отдельные панно со стеклярусом. Их двенадцать — десять на стенах и два десюдепорта. В зависимости от освещения панно переливаются сиреневыми, розовыми, синими и серебристыми оттенками. Поверх стеклярусного фона особыми шелковыми нитями — синелью — вышиты фантастические сюжеты с пейзажами и птицами — уникальная работа русских мастериц-золотошвеек под руководством француженки Марии де Шель.





Зал муз
Живописный декор принадлежит кисти Стефано Торелли. На плафоне изображены Венера и грации, на стенах и падуге — Аполлон с амурами и девять муз, олицетворяющих искусства.





Штофная опочивальня
«Нам удалось вернуть во дворец немало подлинных предметов и раскрыть для обозрения живопись, скрывавшуюся под слоями краски, - Татьяна Сясина, хранитель Китайского дворца, показывает Штофную опочивальню. - Хотя многие предметы мы приобретали заново». Описей XVIII века не сохранилось, они появились только в XX столетии. Но есть описания вещей, которые покупали последние владельцы Ораниенбаума - Мекленбург-Стрелицкие.



Сохранился штоф XIX века - по его образцу и воссоздана обивка опочивальни. Сюда вернулись зеркало, каминный экран, другие подлинные вещи. Друзья музея подарили фарфоровые вазы производства Мейсенской мануфактуры - подобные им стояли здесь 250 лет назад. На прежнее место водружен плафон работы Маджотто. На стенных панелях под окнами раскрыта подлинная живопись XVIII века.



Гардеробная








Сегодня Санкт-Петербург известен всему миру благодаря великолепным историческим, культурным и архитектурным памятникам. Многие из них несколько веков назад были построены вовсе не в черте города. Шикарные окрестности Северной столицы у туристов вызывают огромный интерес. Сегодня вы узнаете о Китайском дворце в Ломоносове. Часы работы ансамбля, его адрес, исторические сведения и прочая полезная информации - все это будет представлено в статье.

Город Ломоносов, или, как его называли раньше, Ораниенбаум, расположился в 40 километрах от Санкт-Петербурга. Именно в этом месте находится прекрасный музей-заповедник, где хранятся архитектурные шедевры, принадлежащие к XVIII веку. Отправляйтесь на экскурсию в Ораниенбаум и Китайский дворец вместе с нами.

Исторические сведения

На берегу Финского залива когда-то бывал ближайший помощник Петра Великого - Александр Данилович Меньшиков. Именно в этом месте ему захотелось возвести свою загородную резиденцию, так как живописные земли и Финский залив произвели на него огромное впечатление. Спустя некоторое время на этой территории появился Большой дворец. Своей роскошью он затмил даже дворец Петра Великого, который в тот период строился в Петергофе. Рядом с Большим дворцом Меньшикова был красивый Нижний сад. Но так случилось, что в 1727 году господин Меньшиков был отправлен императором в ссылку.

Таким образом, все его имущество, а также дворцово-парковый ансамбль в Ораниенбауме были переданы государству.

Спустя много лет, а именно в 1743 году, дочь Петра, императрица Елизавета, подарила этот дворец своему племяннику, который чуть позже прославился на весь мир как император Петр III.

Новый владелец отдал распоряжение построить ансамбль под названием "Петерштадт". В его состав вошли дворец, а также крепость.

С приходом к власти Екатерины Великой в пригороде стартовал очередной этап строительства. Государыня отдала приказ возвести в этом месте летнюю резиденцию. Затем в этих землях появился еще и прекрасный дворец под названием "Собственная дача".

Дворец князя Меньшикова

Как было написано выше, первым хозяином дворцово-паркового ансамбля в Ораниенбауме был князь Меньшиков. Современники писали о том, что нет в Российской империи равного дворца по площади и роскоши. А ведь не зря дворец князя Меньшикова называют Большим. Все дело в том, что монументальным дворец выглядит благодаря расположению на возвышенности. Складывается впечатление, как будто Китайский дворец парит над землей. От фасада вниз идут террасы. Одноэтажные крылья с левой и правой стороны примыкают к главному корпусу. Завершаются эти пристройки Восточным и Церковным павильонами. К ним пристроены кухонный, а также фрейлинский флигели.

Петр III приложил руку к дворцовому интерьеру. Так, Восточный павильон накопил в своем интерьере две сотни предметов японского и китайского фарфора. Поэтому данную резиденцию стали называть Китайским дворцом в Ораниенбауме.

Несколько слов о самом дворце

Начнем с того, что эту прекрасную резиденцию строили 6 лет. Она была возведена в 1768 году по проекту известного зодчего XVIII века Антонио Ринальди. Середина этого века является самым важным периодом в возведении Китайского дворца Екатерины Великой. Ринальди (итальянец по происхождению) был приглашен в Россию князем К. Разумовским. Здесь зодчий прожил много лет. В своих мемуарах он писал, что на русской земле он обрел вторую Родину.

Глядя на Китайский дворец в Ораниенбауме, туристы признают его шедевром русского зодчества. Этот дворец уникален. Поэтому заслуживает особого изучения.

Название Китайский дворец условно. Архитектура здания не имеет ничего общего с Китаем. Однако в некоторых комнатах имеются декоративные китайские элементы, которые можно свободно трактовать. В период XVIII века во дворце была собрана большая коллекция китайского фарфор, часть предметов коллекции сохранилась и сегодня.

Архитектурные элементы дворца

Китайский дворец (СПб) средний по размеру, имеет немного вытянутое здание. Внешне напоминает летний павильон в парке. Сегодня он окружен невысокими панелями из каменных плит, а также красивой декоративной решеткой из чугуна.

Перед фасадом здания разбиты маленькие партерные садики. Они уместно вписались в общую композицию постройки и по замыслу зодчего Ринальди стали неотъемлемым элементом дворца. Данную роль играют также и огромные старинные дубы, которые были посажены еще при постройке здания.

Таким образом, складывается впечатление, что дубы связывают Китайский дворец с большим парком. Центральная часть дворца завышена. Его лицевая сторона украшена пилястрами, а двери и окна обрамляет лепнина.

Перестройка XIX века

По замыслу князя Меньшикова и Екатерины Великой, Китайский дворец был одноэтажным. Центральная часть на втором этаже имела одно или два помещения, которые не имели декора. Но в середине XIX века облик здания меняется. Появляется второй этаж. Перестройка проходит под руководством А. Штакеншнейдера. Спустя некоторое время к восточной части здания он добавляет пристройку в виде одной комнаты. Это Большая антикамера, примыкающая к залу Муз.

Пройдет еще несколько лет и в 1853 году Л. Бонштедт пристроит к западному крылу здание - ещё одну комнату, а также реконструирует центральную часть южного фасада. Так появится застекленная галерея.

Внутренняя архитектура дворца

Китайский дворец в Ораниенбауме (Санкт-Петербург) был построен таким образом, что объемы, внешний облик, а также пропорции отдельных частей здания определили размещение внутренних помещений. Каждая комната имела свое предназначение.

Надо отметить, что все дворцы того периода строились именно по этому принципу. Для дворца характерны симметричность и композиционная уравновешенность. Интерьеры, то есть комнаты, расположились по одной оси. Этот принцип постройки называют анфиладной системой. Она присуща Екатерининскому дворцу, Петергофу и другим императорским резиденциям.

По задумке архитектора, центром симметрии является Большой зал, высота которого достигает 8,5 метра. Эти парадные залы имеют еще одно название - итальянские. Они выполняют организующую функцию планировки резиденции. Слева и справа от Большого зала находятся Голубая и Сиреневая гостиные, а также есть два кабинета - Стеклярусный и Малый китайский. С одной стороны анфилада ограничена залом Муз, а с другой - Большим китайским кабинетом.

Особенности элементов архитектуры дворца

Китайский дворец в Ломоносове возводился в период, когда отечественное зодчество находилась на этапе перехода от одной манеры к другой. Те декоративные приемы, которые использовали в середине XVIII века, перестали быть востребованными, а складывающийся классицизм еще не сформировался в искусстве архитектуры.

Таким образом, лицевая сторона фасада дворца стала ярким примером данного периода. Изначально планировалось придать ей декоративности и пышности. Однако эти качества уступили свое место лаконичности и простоте художественной отделки. Ведь для классицизма характерны строгость и простота. Китайский дворец возводили искусные мастера тех времен: лепщики и позолотчики, мозаичисты и паркетчики, мраморщики, а также резчики по дереву и другие талантливые ремесленники.

После революции (в 1917 году) Китайский дворец превратился в музей. Он был открыт для всех желающих. В эти годы появилась возможность провести научную обоснованную реставрацию, а также начать грамотное хранение художественных ценностей дворца. В период с 1925 по 1933 гг. художники проводили масштабную работу по восстановлению декоративной живописи.

Уникальный паркет

Снимки китайского дворца часто встречаются в глянцевых журналах России. Но его шикарное убранство волнует исследователей русского искусства даже за рубежом. Именно поэтому мы вам расскажем, в чем заключается уникальность паркетного пола музея.

Все дело в том, что 772 квадратных метра площади дворца были выложены паркетом, который собрали как из отечественных, так и заморских пород дерева. В их число входят розовое, лимонное, черное, красное дерево, а также самшит, амарант, палисандр, персидский орех и многие другие виды. В некоторых залах исследователи насчитывают более 15 видов.

Паркет Китайского дворца очень ценится, так как по своему замыслу и манере выполнения в нашей стране ему нет равных. Оказывается, деревянные планки приклеивали на отдельные щиты в форме различных узоров. Затем мелкие детали к орнаменту выжигали либо вырезали. Каждая комната имела свой интерьер, поэтому рисунок паркета привязывался к общей концепции помещения.

Нижний сад дворца

А мы с вами покидаем роскошные кабинеты Китайского дворца и направляемся в парк летней резиденции Екатерины Великой. Нижний сад является эталоном садово-паркового искусства. Он вошел в состав паркового комплекса Большого дворца. В центре него находятся партеры с большим количеством редких цветов. Его окружают ряды стройных кленов, елей и лип. Садовники высадили различные плодовые деревья, в их число вошли вишни, яблони, груши и так далее. По традиции, сад украшен миниатюрными фонтанами и скульптурами из белого мрамора.

Координаты и режим работы Китайского дворца в Ораниенбауме

Адрес: город Ломоносов, Верхний парк 7.

Кассы работают в режиме: с 10:30 до 17:00 ч.

Время посещения комплекса: 10:30 - 18:00 ч.

Стоимость билета для взрослых - 500 рублей.

Стоимость билета для школьников и студентов - 300 рублей.

Бесплатный вход для ветеранов Великой Отечественной войны и других категорий лиц.

Помните, что двери дворца для посетителей открыты только в сухой и солнечный день.

В заключение

Мы с вами познакомились с одной из прекраснейших резиденций, которая была возведена в период правления Петра Великого, то есть более трехсот лет назад. Достопримечательности Ораниенбаума поражают всех и каждого. Они удивляют посетителей не только красотой и масштабностью, а также тем, что хранят в своих стенах дух прошлых эпох.

К итайский дворец - жемчужина дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаум».
Это единственный сохранившийся в России памятник архитектуры в стиле рококо. В этом году он отмечает свой 250-й день рождения. Подарком юбиляру стала многолетняя реставрация, вернувшая к жизни уникальное творение XVIII века. Увы, она еще не закончена, но пускать в музей будут...

Китайский дворец не похож ни на что другое историческое здание, это исключительный по своей ценности образец русского рококо.

Впервые интерес к Китаю возник на Руси в конце XV века, когда купцы начали привозить в Москву дальневосточные ткани. А к середине XVIII столетия все более-менее зажиточные петербургские дома были обставлены китайскими вещами. Царский двор задавал тон в этой моде на «шинуазри», китайский стиль.

Ораниенбаумом с 1743 года владел великий князь Петр Федорович, будущий император Петр III. Его супруга Екатерина II после прихода к власти возвела в Верхнем парке комплекс зданий «Собственную дачу». Китайский дворец - одна из самых известных построек этого комплекса. Он получил свое название из-за украшения некоторых комнат. Там была собрана большая коллекция произведений китайского декоративно-прикладного искусства и японского фарфора. Строительством и убранством дворца занимался итальянский архитектор Антонио Ринальди.

Главные достопримечательности дворца - Стеклярусный кабинет и уникальные паркеты. Стены кабинета декорированы 12 панно - это холсты, по которым сделана вышивка стеклярусом и разноцветным ворсистым шелком - синелью. Уникальные паркеты дворца набраны из красного и черного дерева, амаранта, самшита, персидского ореха, клена. «Подлинное чудо, полное чудес восемнадцатого века», - писал Игорь Грабарь о Китайском дворце.

Во второй половине XIX столетия новые хозяева Ораниенбаума - потомки семьи великого князя Михаила Павловича — значительно обновили постройки, изменив их интерьеры по моде своего времени. В годы Великой Отечественной войны Ораниенбаум не был разрушен, его постройки сохранились и дошли до наших дней как подлинные здания XVIII века.

Будуар, именовавшийся в XVIII веке Живописным кабинетом, завершает восточную анфиладу покоев Китайского дворца.

Вторая очередь реставрационных работ продолжалась четыре года. На третий год приступили к общестроительным работам — реконструировали подполы и межэтажные перекрытия; в здании установили систему поддержания температурно-влажностного режима. И только четвертый год заняла собственно реставрация интерьеров. Были восстановлены три зала Китайского дворца: Штофная опочивальня, будуар и кабинет Павла I. «Мы провели максимально консервативную реставрацию, — пояснил Михаил Батаковский. — Тут не было никакого воссоздания!»

Завершится реставрация к 2023 году, но уже сейчас дворец открыт для посетителей. В Штофную опочивальню вернулись живописные панно: они тоже отреставрированы. В будуаре восстановлены декоративные панели с живописью. В кабинете Павла I на стенах открыта подлинная живопись Серафино Бароцци, которую в ходе реставрации приходилось полностью снимать.

«Нам удалось вернуть во дворец немало подлинных предметов и раскрыть для обозрения живопись, скрывавшуюся под слоями краски, - Татьяна Сясина, хранитель Китайского дворца, показывает Штофную опочивальню. - Хотя многие предметы мы приобретали заново». Описей XVIII века не сохранилось, они появились только в XX столетии. Но есть описания вещей, которые покупали последние владельцы Ораниенбаума - Мекленбург-Стрелицкие.

Сохранился штоф XIX века - по его образцу и воссоздана обивка опочивальни. Сюда вернулись зеркало, каминный экран, другие подлинные вещи. Друзья музея подарили фарфоровые вазы производства Мейсенской мануфактуры - подобные им стояли здесь 250 лет назад. На прежнее место водружен плафон работы Маджотто. На стенных панелях под окнами раскрыта подлинная живопись XVIII века.

До полного завершения реставрации попасть на экскурсию в Китайский дворец можно лишь по предварительной записи.

На весь мир славится великолепный Санкт-Петербург своими историческими, культурными и архитектурными памятниками. Причем далеко не все из них находятся в черте города. Потрясающие окрестности Северной столицы вызывают не меньший интерес среди туристов. Один из таких пригородов расположен в 40 км от города. Это Ломоносов. Прежде его называли Ораниенбаум. Здесь находится интереснейший музей-заповедник, в котором хранятся архитектурные шедевры XVIII века. Экскурсия в Ораниенбаум с посещением Китайского дворца произведет на вас огромное впечатление.

История

На эти живописные земли на берегу Финского залива первым обратил внимание и его ближайший помощник Александр Данилович Меньшиков, который решил именно здесь построить свою загородную резиденцию.

Так появился знаменитый Большой дворец, который своей роскошью и великолепием затмевал дворец самого Петра I, который в то же самое время возводился в Петергофе. Рядом был живописный Нижний сад.

В 1727 году князь Меньшиков и был отправлен в ссылку. Все его имущество, в том числе и дворец в Ораниенбауме, было передано в государственную казну. В 1743 великая императрица российская Елизавета Петровна подарила имение сыну, который позднее стал русским императором Петром III.

Новый хозяин построил ансамбль Петерштадт, в состав которого вошли мощная крепость и дворец. Когда к власти пришла Екатерина II, в Ораниенбауме начался новый этап строительства. Императрица создала здесь свою летнюю резиденцию и построила прекрасный дворец «Собственная дача».

Меньшиковский дворец

Как мы уже упоминали, Большой дворец в Ораниенбауме построил первый хозяин - князь Меньшиков (1710-1727). По размеру и роскошному декору ему не было равных в Петербурге и пригородах. Дворец не зря называют Большим. Монументальность этой постройке придает его расположение на возвышенности. Это создает впечатление, что дворец словно парит над берегом. От фасада спускаются террасы. К главному корпусу примыкают с двух сторон одноэтажные крылья, завершающиеся двумя павильонами - Восточным и Церковным. К ним примыкают Кухонный и Фрейлинский флигели. Петр III изменил дворцовые интерьеры. Восточный павильон, в связи с тем что в его интерьере появилось более двухсот предметов китайского и японского фарфора, стали называть Японским.

Китайский дворец (Ораниенбаум)

Это великолепное сооружение было возведено в 1762-1768 годах. Автором проекта и руководителем строительства стал известный в те времена зодчий С этим именем связан самый важный период в создании архитектурного ансамбля в Ораниенбауме. Итальянец по происхождению, он приехал в Россию по приглашению К. Г. Разумовского. Здесь он прожил много лет, обретя на русской земле вторую родину.

Без преувеличения можно сказать, что Китайский дворец вместе с другими бесценными памятниками тех времен принадлежит к признанным шедеврам русского зодчества. Это уникальное сооружение, которое заслуживает детального изучения. Название, которое получил Китайский условно. Во внешнем облике здания нет ничего общего с архитектурой Китая. Лишь в некоторых комнатах использовались декоративные китайские мотивы, довольно свободно трактованные. Во дворце была собрана огромная коллекция произведений китайского искусства и японского фарфора. Частично это собрание сохранилось и сегодня.

Архитектурные особенности

Китайский дворец (Ораниенбаум) - это сравнительно небольшое, слегка вытянутое здание, которое немного напоминает парковый летний павильон. Он окружен невысокой панелью из каменных плит и декоративной чугунной решеткой. Два небольших партерных садика разбиты перед фасадом. Они органично вписаны в общую композицию строения и по замыслу зодчего стали неотъемлемой его частью.

Такую же роль играют и огромные вековые дубы, которые были специально посажены при закладке здания: они словно связывают его с большим парком. Средняя часть строения слегка завышена, она является его композиционным центром. Фасады оформлены пилястрами. Застекленные двери и окна украшены лепными рамами.

Изменения дворца

Китайский дворец вначале был одноэтажным. Лишь в завышенной части его (с южного фасада) наверху было одно или два помещения, которые не имели декоративной отделки.

Второй этаж над выступами (ризалитами) южного фасада был выполнен А. И. Штакеншнейдером в конце 40-х годов XIX века. Несколько позднее он же добавил к восточной части здания пристройку с одной комнатой - Большую антикамеру, которая примыкала к Залу муз.

В 1853 году Л. Бонштедт сделал такую же пристройку к западному крылу здания, а также реконструировал центр южного фасада. Здесь он создал застекленную галерею.

Внутреннее устройство дворца

Китайский дворец (Ломоносов) создан таким образом, что его внешний облик, сочетание объемов, соотношения и пропорции отдельных частей определяют расположение внутренних помещений. Все они имели разное предназначение.

План дворца симметричен и композиционно уравновешен. Для него характерна анфиладная система — связанные между собой интерьеры находятся на одной оси. Центр симметрии - это Большой зал. Он имеет высоту 8,5 метра. Обычно такие парадные залы, которые иногда называют итальянскими, играют важную роль как организующее звено в планировке дворца.

По двум сторонам зала расположены Сиреневая и Голубая гостиные, а также кабинеты (Малый китайский и Стеклярусный). Анфиладу завершают Зал муз и Большой китайский кабинет.

Архитектурный стиль

Китайский дворец (Ломоносов) строился, когда русское зодчество находилось в переходном периоде. Декоративные приемы, активно используемые в 50-х годах XVIII века, перестали удовлетворять художественным требованиям, а появившийся классицизм еще не был окончательно сформирован в архитектуре.

В облике фасадов дворца особенности этого переходного периода выступают очень ярко. Свойственная предшествующим строениям декоративность и чрезмерная пышность уступили здесь место простоте и лаконичности художественной отделки. Это более характерно для развивающегося классицизма.

Китайский дворец строили и украшали талантливые мастера того времени - лепщики, мозаичисты, мраморщики, паркетчики, позолотчики, резчики по дереву и другие.

Паркет

Фото Китайского дворца часто можно увидеть в глянцевых изданиях не только в России, но и за рубежом. Его роскошное убранство интересует многие поколения исследователей русского искусства.

Хотелось бы рассказать об уникальных паркетных полах музея. 772 квадратных метра паркета собраны из многих отечественных и зарубежных древесных пород. В их числе розовое, красное, лимонное и черное дерево, амарант, палисандр и самшит, дуб и персидский орех и многие другие. В некоторых помещениях их насчитывается до пятнадцати видов.

Деревянные планки наклеивались в форме разных рисунков на отдельные щиты. Затем мелкие узоры выжигали или вырезали. Для каждой комнаты предназначался свой особенный рисунок паркета, который привязывался к остальному интерьеру. Паркеты являются очень ценными. По своему замыслу и манере исполнения они не имеют равных в нашей стране.

Живопись

Китайский дворец органично оформлен ценнейшими образцами декоративной живописи. Многочисленные живопись, плафоны занимают важное место в его интерьерах. Их значение трудно переоценить. Собрание плафонов, хранящееся здесь, отличается высоким мастерством изготовления. Такого собрания нет ни в одном из сохранившихся русских дворцов.

Для оформления залов и комнат приобретались первоклассные произведения прикладного и изобразительного искусства. Большинство плафонов, которые были написаны на холстах, изготавливались в Венеции группой известных живописцев академии художеств.

Дворец после революции

После 1917 года Китайский дворец стал музеем. Его смогли посещать все желающие. Стала возможна научно обоснованная реставрация, а также грамотное хранение его художественных ценностей. В период с 1925 по 1933 год были проведены серьезные работы по реставрации декоративной живописи.

Стеклярусный кабинет Китайского дворца

Это помещение по праву считается самым знаменитым покоем дворца. Стеклярусный кабинет сохранил подлинную отделку 60-х годов XVIII века. Стены его декорированы бесценными панно. Это такие холсты, по которым сделана изысканная вышивка стеклярусом.

Этот материал производился на мозаичной фабрике в окрестностях Ораниенбаума, которую основал великий ученый М. В. Ломоносов. На фоне стекляруса ворсистым шелком (синелью) вышиты композиции, изображающие фантастических птиц на фоне живописного пейзажа. Долгое время исследователи считали, что панно изготавливались во Франции. Однако сейчас появились доказательства, что их сделали девять русских женщин-золотошвей. Панно находятся в рамах с золоченой резьбой. Они имитируют стволы деревьев, увитые цветами, листьями и гроздями винограда.

Золоченые рамы имеют длину 3 метра 63 сантиметра и ширину около полутора метров. Некоторые рамы дополняют фигурки драконов. Игра позолоты очень выразительна благодаря глубине рельефа, который достигает 18 сантиметров.

Нижний сад

Это выдающийся образец садово-паркового искусства. Он входит в состав комплекса Большого дворца. В центре сада были разбиты партеры с многочисленными и довольно редкими цветами. Их окружают ряды кленов, лип и елей. Кроме того, здесь были высажены плодовые деревья - вишни, яблони и т.д. Сад украшен фонтанами и скульптурами.

Верхний парк

Этот парк условно делится на две части. В его восточной части находится комплекс Петерштадт, а в западной - комплекс «Собственная дача». Нынешний облик Верхнего парка создан в начале XIX века. Особую привлекательность ему придают мосты, которые органично вписались в его ландшафт, а также архитектурные сооружения.

Когда можно посетить дворец?

Эта информация необходима всем, кто собирается посетить Китайский Дворец. Часы работы: с 10.30 до 19.00. В понедельник сотрудники музея отдыхают.

Годы

Статус Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781710667480376 (ЕГРОКН). Объект № 7810305042 (БД Викигида) Сайт peterhofmuseum.ru Медиафайлы на Викискладе

В 1852-1853 гг. южный фасад был перестроен (появился второй этаж) по проектам А. Штакеншнейдера и Л. Бонштедта . Как музей дворец открыт в 1922 году.

История создания

Композиция восточной части говорила об отходе от типа регулярных парков , характерных для XVII-XVIII веков . В таких парках обязательно существовала одна или несколько центральных аллей, подходивших к центральной части главного дворца. Тройная липовая аллея, главная ось Собственной дачи, отходящая от Каменного зала, выходит на Китайский дворец не к его центру, а к восточной части. Таким образом, перспектива дворца с центральной аллеи не видна. В западной части был устроен лабиринт фигурных прудов с шестнадцатью небольшими островами, соединённых между собой подъемными мостиками. На островках располагались пять маленьких беседок .

В 1766 году из Венеции для Собственной дачи были получены скульптуры, выполненные итальянскими мастерами Д. Маркиори, И. Морлейтром и Джузеппе Торетти (работы этих скульпторов можно также найти в Большом Гатчинском дворце (горельефы) и в Дворцовом парке Гатчины (скульптуры))

Таким образом, если в регулярной части существовали особенности, роднящие её с пейзажным парком, то и в пейзажной части легко отыскать черты регулярного стиля. Это связано с тем, что в середине XVIII века в архитектуре происходил постепенный переход от барокко к классицизму . Это отразилось не только в облике дворцов Ораниенбаума, но и в планировке его парка.

  • Различие обработки интерьеров

Форма и отделка каждого помещения различны в зависимости от его назначения. Более того, мебель и прочие предметы декоративно-прикладного искусства - часть декора именно данного интерьера. Недаром в Китайском дворце мебель чаще всего изготовлена специально для какой-либо комнаты по эскизам Ринальди (архитектора и одновременно декоратора помещений).

Эти три черты в некоторой степени объясняют удивительную гармоничность интерьеров Китайского дворца, его связанность как к с внешним обликом, так и с близлежащим прудом и парком .

Архитектура Китайского дворца

Китайский дворец стоит на невысоком выступающем стилобате , который образует своеобразную террасу. Она облицована пудостским камнем и гранитом . С запада и востока к жилым помещениям, расположенных в ризалитах , примыкают партерные садики. Они ограждены ажурными металлическими решётками.

Дворец протянулся по оси запад - восток и в плане представляет собой букву П. Его фасады имеют различное архитектурное решение. До наших дней в неизменном виде сохранился лишь северный фасад (с южного фасада в XIX веке был надстроен второй этаж ).

Северный фасад выглядит более торжественно и нарядно. Центр его выделен в виде ризалита овальной формы с четырьмя пилястрами . Выступ завершён фронтоном и фигурным аттиком барочного типа . На нём установлены три белые декоративные скульптуры (в XVIII веке кровля дворца окаймлялась балюстрадой с вазами и статуями ). По осям трёх скульптур расположены окна-двери с полуциркульными завершениями. Такие же дверные проёмы расположены в боковых ризалитах дворца. Их завершают сандрики с рельефным орнаментом - раковиной и гирляндами.

В годы войны Китайский дворец был законсервирован , музейные ценности были эвакуированы (часть - в Новосибирск и Сарапул , часть - в уже оказавшийся в блокадном кольце Ленинград по т. н. «малой дороге жизни» (Ораниенбаум - Бронка - Кронштадт - Лисий Нос), где экспонаты хранились в Исаакиевском соборе . В частности, в подвалах Исаакиеского собора хранились стеклярусные панно. Позже, из-за их плохого состояния они были перемещены на хранение в Эрмитаж .

Сам Китайский дворец в годы войны не получил каких-либо серьёзных повреждений от обстрелов, за исключением снаряда, попавшего во второй этаж дворца. Выставочные помещения и интерьеры от этого снаряда не пострадали. Однако, по воспоминаниям очевидцев, состояние дворца при этом было довольно плачевным:

Стекла окон были выбиты... Через щели ставен и разбитые стекла в залы дворца навьюжило остатки снега. Теперь он таял на полу, и паркет, насытившись влагой, поднимался во многих местах буграми... Великолепные издания по искусству в виде книг, таблиц. гравюр валялись на полу среди множества фарфоровых ваз, мебели, мраморных изваяний. Все навалом было собрано в Большом зале - имущество музейщики готовили к эвакуации, но вывезти не успели .

В 1946 году дворец после незначительных реставрационных работ вновь открывается как музей. Это имело огромное значение для послевоенных пригородов Ленинграда - в то время, как другие дворцы лежали в руинах, Китайский дворец принимал посетителей и вселял веру в восстановление других пригородов .

Реставрационные работы во дворце

С самого первого времени своего существования Китайский дворец постоянно страдал от сырости . Антонио Ринальди , вероятно, не сумел точно оценить суровый северный климат и высокую влажность либо не рассчитывал на долгое бытование дворца и строил его больше как парковый павильон, нежели жилое помещение . Уже с 1770-х гг. проводятся многочисленные реставрационные работы во дворце. Первыми от сырости пострадали полы из искусственного мрамора. Их заменили на паркетные , ныне существующие. Десятилетие спустя была проведена реставрация живописи, располагавшейся во дворце .

В начале XIX века вновь реставрируются полы (но уже паркетные) под руководством архитектора Л. Руски . В середине XIX века при перестройке южного фасада велись также ремонтные работы. Опять ремонтируются полы во всех комнатах, а также мебель. В Стеклярусном кабинете проводится замена мозаичного пола на паркетный с сохранением первоначального рисунка . В Будуар переносится ореховая отделка из Орехового покоя на половине Екатерины II, а в Ореховом покое заново отделываются стены и на них располагаются 11 портретов придворных дам Екатерины работы художника Ж. де Сампсуа .

В 1870-1890-е гг. реставрационные работы продолжаются под началом архитектора Г. Г. Прейса. В этот период первоначальную отделку XVIII века частично теряют Гардеробная и Голубая гостиная . В это же время ремонтируется дренажная система, каменный настил вокруг дворца и балюстрада на крыше . В начале XX века снова реставрируется паркет.

Следующий этап реставрации связан уже с бытованием дворца как музея (с 1922 года ). В 1924 году реставраторы Эрмитажа начинают работу с живописью, находившейся в тяжелом состоянии. Реставрацию прошли плафоны, десюдепорты и полотна Г. Гроота , портреты П. Ротари и Ж. де Самсуа (Jean-François Samsois) . Также работы затрагивают роспись западной стены Зала муз, полная реставрация которого заканчивается в 1940 году .

В период 1947-1949 гг. ведутся работы в Передней, Гардеробной, Розовой гостиной, Штофной опочивальне, Будуаре. Эти интерьеры открываются для посетителей в 1949 году . Годом позже окрашиваются фасады дворца, реставрируются кованые решётки партерных садиков. В начале 60-х гг. XX века реставрируется Большой зал и Зал Муз. Вновь проводятся работы с паркетными полами .

В 1980 году в Большом зале вместо утраченного в годы войны плафона работы Д. Б. Тьеполо «Отдых Марса» на перекрытии появился плафон «День, прогоняющий ночь» С. Торелли (он был получен из Мраморного дворца) .

С 2007 года во дворце ведутся реставрационные работы, результатом которых стало открытие четырёх залов (Большая антикамера, Голубая гостиная, Стеклярусный кабинет , Зал муз) дворца в сентябре 2011 года (300-летний юбилей Ораниенбаума) . Помимо косметической реставрации, проводятся масштабные инженерно-дренажные работы с целью недопущения подтекания грунтовых вод в подвалы дворца .

С 8 декабря 2010 года по 20 марта 2011 года отреставрированные стеклярусные панно из Стеклярусного кабинета дворца экспонируются на выставке в Государственном Эрмитаже , специалисты которого работали над уникальными панно в течение полутора лет . По словам генерального директора ГМЗ «Петергоф» Е. Я. Кальницкой, Стеклярусный кабинет стоит в одном ряду с Янтарной комнатой Большого дворца в Царском селе, с той разницей, что стеклярусные панно - подлинник середины XVIII века .

Интерьеры

Общая характеристика внутренней отделки


1 - Передняя

2 - Гардеробная

Половина Павла:
3 - Розовая гостиная
4 - Штофная опочивальня
5 - Будуар
6 - Кабинет Павла

Парадная анфилада:
7 - Зал муз
8 - Голубая гостиная
9 - Стеклярусный кабинет
10 - Большой зал
11 - Штукатурный покой
12 - Малый Китайский кабинет
13 - Большой Китайский кабинет

Половина Екатерины II:
14 - Китайская опочивальня
15 - Камерюнгферская
16 - Портретная
17 - Кабинет Екатерины II.

Для внутреннего убранства парадных построек XVIII века характерна анфиладная система расположения комнат. Есть анфилада и в Китайском дворце, однако она занимает лишь среднюю часть здания - её образуют Зал муз, Голубая гостиная, Стеклярусный кабинет, Большой зал, Штукатурный покой, Малый Китайский кабинет и Большой Китайский кабинет. В ризалитах южного фасада дворца расположены жилые комнаты Екатерины II (Китайская опочивальня, Камерюнгферская, Портретная, Кабинет Екатерины II) и Великого князя Павла Петровича (Розовая гостиная, Штофная опочивальня, Кабинет Павла, Будуар). Ещё две комнаты - Передняя и Гардеробная - связывают интерьеры половины Павла (восточной) с Большим залом. Всего во дворце 17 помещений.

Каждый интерьер во всех своих деталях совершенно самостоятелен, благодаря этому в Китайском дворце нет ощущения бесконечности парадной галереи . Для всех комнат характерен синтез живописи, декоративной скульптуры и всех видов прикладного искусства - гармонично объединены монументально-декоративная живопись, лепка, облицовка, наборные паркеты , позолота, резьба, декоративные ткани .

Орнаментальная лепка дворца белая, низкого рельефа. Применение позолоты по сравнению с интерьерами барочных дворцов работы Растрелли (в Петергофе , Царском селе) весьма незначительно. Она лишь сопровождает основной рисунок лепки, подчеркивая главные детали. Основу лепных композиций везде составляет растительный орнамент: они составлены из стилизованных гирлянд, цветов и листьев .

Мебель во дворце полностью отвечает характеру отделки помещений. Чаще всего это выполненные на заказ для определённого интерьера гарнитуры. Также в коллекции мебели присутствуют уникальные экземпляры, изготовленные в Японии и Китае в XVII-XVIII вв .

Наборные паркеты

Особую ценность представляют собой наборные паркеты дворца, созданные в 60-70-е годы XVIII века. Они выполнены по рисункам Ринальди русскими столярами под руководством европейских мастеров-иностранцев. Первоначально в большей части комнат полы были из искусственного мрамора, но десятилетие спустя после окончания постройки дворца мрамор был заменён на паркет с сохранением первоначального рисунка. На щиты, собранные из сосновых досок рыбьим клеем наиклеивались вырезанные по узору плашки цветного дерева толщиной 5-8 мм. Породы дерева использовались самые различные - это клен , липа , берёза , груша , орех , яблоня , сосна , ольха , дуб , а также дорогостоящие «заморские» сорта дерева: лимонное , табачное , чёрное эбеновое , амарант , розовое и красное сандаловое дерево , самшит , палисандр , тис , туя и др.

В технике наборов паркетов использовались приёмы маркетри и интарсии . Применялись также резьба и выжигание, а также подкраска и подкуривание (закапывание в горячий песок до побурения древесины). В цветовой гамме паркетов преобладают теплые охристые и красновато-коричневые оттенки. Основа композиций так же, как и в лепке - растительный орнамент .

В. Г. Клементьев условно делит паркеты дворца на три категории. Первая - это тёмный фон паркета и преобладание в нём тёмных экзотических видов дерева разных оттенков. Типичный пример паркета первой группы - это Большой зал, где только центральная часть пола выполнена в светлой гамме, а по направлению к стенам идёт усиление насыщенности цвета дерева. Вторая категория - это светлый фон и преобладание свелых тонов древесины. Таких интерьеров большинство (Зал муз, Розовая гостиная, Штофная опочивальня и др.). К третьей категории он относит паркетные полы маленьких помещений - Кабинеты Екатерины II и Павла, Китайской опочивальни. По характеру рисунка эти паркеты очень близки, однако композиционное решение их различно. Основная черта этих рисунков пола - это отсутствие жестких рамок строго продуманной композиции (и главная причина этому - небольшие размеры комнат) .

Многими исследователями отмечается уникальность полов Китайского дворца: паркеты XVIII века такого высокого художественного уровня сохранились в России лишь в нём . Это единственные в своём роде, не имеющие аналогов ни в европейских, ни в русских дворцах наборные полы .

Передняя

Передняя расположена в центре южного фасада дворца и в XVIII веке являлась неким вестибюлем - первой комнатой при входе во дворец. В XIX веке после пристройки крытой застеклённой галереи её стали использовать как столовую . Комната в плане представляет собой квадрат, её стены затянуты холстами с росписью маслом. Это живопись неизвестного художника XIX века, заменившая утраченные росписи С. Торелли . На северной стене справа и слева от дверного проёма - орнаментальные росписи с пучками зелени и цветами, выполненные С. Бароцци.

Паркет середины XIX века полностью повторяет собой рисунок паркета XVIII века . Некоторые детали рисунка пола перекликаются с лепным убранством потолка, что придаёт интерьеру завершённость . Подлинная отделка XVIII века - лепной декор падуг и потолка - выполнена с использованием характерного для стиля рококо растительным орнаментом, с введением мотивов рокайля , листьев аканта . Роспись потолочного плафона «Аполлон и Искусства» выполнена С. Торелли.

Интерьер дополняют два резных золочёных стола русской работы середины XVIII века.

Гардеробная

Гардеробная следует за Передней и с запада примыкает к Розовой гостиной, связывая половину Павла Петровича с парадным входом во дворец. В XVIII веке комната использовалась соответственно её названию, но при этом известно, что позже она служила также библиотекой и буфетной .

Центральная часть потолка украшена плафоном «Суд Париса » работы С. Бароцци. Сюжет античных мифов использован и в двух десюдепортах - «Венера и Марс» и «Геркулес и Омфала» . Оба живописных панно работы неизвестного итальянского художника XVIII века. Из сохранившейся первоначальной отделки - убранство стены над камином . Здесь использована изысканная резьба с позолоченной намазной лепкой.

Паркет по сравнению с остальными комнатами Китайского дворца имеет более упрощённый и однообразный рисунок, в котором преобладают геометрические формы. Это связано с тем, что пол был заменён в 1819 году, но первоначальный рисунок при этом не сохранился . В. Г. Клементьев отмечает, что паркет, как и отделка падуг в технике гризайль , выполнен во второй половине XIX века .

Половина Павла

Розовая гостиная

Розовая гостиная находится на половине Павла, поэтому в XVIII веке она называлась Детской, а также Живописным антиком. Это название обусловлено тем, что в 1767 году Серафино Бароцци расписал стены маслом на тему развалин римского города Геркуланума . Росписи были заменены на бумажные обои в середине XIX века, а в 1894 году стены затянули розовыми холстами. Интерьер получил название Розовой гостиной .

Из подлинной отделки сохранились лепка падуг и потолка и плафон «Диана и Аврора» художника Г. Дицциани. На стенах висят портреты Екатерины II (кисти П.Ротари , а также копия с картины В. Эриксена) и лейб-медика И. Г. Лестока .

Штофная опочивальня

Эта парадная спальня следует сразу за Розовой гостиной. Своё название она получила, когда в XVIII веке стены спальни были затянуты бледно-зелёным штофом . Сейчас в интерьере использована ткань, помещённая сюда в середине XIX века . Рисунок штофа представляет собой серебристую извилистую дорожку, перевитую белыми и розовыми цветами на бледно-зелёном фоне. Мебель, входящая в убранство интерьера, а также каминный экран затянуты тканью с тем же рисунком.

Опочивальня разделена на две части, меньшая из которых - альков. Он украшен изысканной резьбой с цветочных и растительным мотивами. Эта часть спальни декорирована с использованием также и военной атрибутики - боевые знамена, трубы, стрелы - что соответствовало назвачению помещени для наследника престола Павла . В центре алькова на стене висит его детский портрет работы художника А. П. Антропова .

Потолок украшает плафон Д. Маджотто «Урания , обучающая юношу», паркет же, в многом перекликающийся с лепкой потолка и резным украшением алькова , считается одним из лучших во дворце . Он выполнен из ореха, палисандра, самшита, лимона, берёзы и чёрного дерева .

Северную стену украшают уникальные образцы вышивки синелью и стеклярусом по соломке. Представленные семь композиций работы русских мастериц демонстрируют редчайший вид декоративно-прикладного искусства , появившегося во Франции в эпоху рококо . На фоне золотистой рисовой соломки представлены сцены охоты, сельской жизни на лоне природы и пасторальные сцены. Композиции небольшого размера; они заключены в деревянные золочёные рамки.

Будуар

Будуар в XVIII веке назывался Живописным кабинетом - стены были затянуты холстами с живописью. В 50-е годы XIX века сюда из Камерюнгферской (из половины Екатерины II) переносятся ореховые резные панно . Ими и сейчас декорированы стены комнаты.

Ореховые панно, подлинная отделка XVIII века, в центре украшены живописью, выполненной C. Бароцци. В деревянные панели включены три живописных полотна - аллегорические картины «Музыка», «Живопись» и «Драма», выполненные тем же художником, что и плафон на потолке Будуара - Якопо Гуарана. Несмотря на это, считается, что вертикальные линии и тёмные тона ореховых панно вступают в противоречие светлому и свободному убранству потолка . Таким образом, перенос панно из одного помещения в другое лишь исказил первоначальный замысел Ринальди .

Кабинет Павла

Рядом со Штофной опочивальней (со стороны алькова) расположен кабинет. Это очень небольшое помещение с окнами в южной и западной стенах. В конце XIX - начале XX века комнату использовали как ванную . Изолированность кабинета Павла от остальных помещений Китайского дворца - результат переделок 1853 года, когда в нём заделали дверь, ведущую в Будуар (наглухо заделанный кирпичом дверной проём был обнаружен в 1964 году) .

Стены декорированы холстами с росписями, исполненныеми С. Бароцци. В росписи введены небольшие накладные композиции на мраморных и деревянных дощечках с резными фигурками из мыльного камня , пейзажами и иероглифами (Китай , XVIII-XIX вв.) . Потолок имеет форму полусферы, в его центре - плафон работы Г. Дицциани «Математика». Сложный рисунок паркета частично перекликается с лепкой на потолке.

Парадная анфилада

Зал муз

Зал муз по своему архитектурному решению и сохранности принадлежит к числу лучших дворцовых интерьеров XVIII века . Он открывает парадную анфиладу залов Китайского дворца. В планировке Зал муз симметричен Большому Китайскому кабинету в западной части дворца. Убранство Зала подчинено одной теме - содружество искусств.

Это помещение овальной формы, с большими застеклёнными окнами-дверями. Несколько вытянутые пропорции делают его похожим на галерею - неслучайно в XVIII веке зал назывался Живописной галереей . В отделке господствуют плавные линии - это скруглённые углы и пологие своды потолка, полуциркульные завершения окон-дверей.

Более позднее название зала, сохранившееся и теперь, обусловлено тем, что на стенах изображены девять муз - Терпсихора , Каллиопа , Урания (восточная стена), Эвтерпа , Клио (южная стена), Талия , Мельпомена (западная стена), Полигимния и Эрато (северная стена). Росписи стен выполнены С. Торелли с помощью темперных красок . Музы изображены в простенках между окнами на розово-лиловом или светло-голубом фоне; каждая живописная композиция обрамлена золочёным и белым лепным орнаментом. Изящная отделка стен согласована с лепным и живописным убранством потолка, с плафоном (также работы С. Торелли). На плафоне изображена Венера , восседающая на облаке и окружённая амурами и тремя грациями . Этот плафон, наряду с росписями стен, был необычайно высоко оценён скульптором Фальконе в его письме к Екатерине II .

Паркет Зала муз относится исследователями к одним из наиболее удачных по рисунку во всем дворце. Центральный медальон его выделяется на фоне берёзы. По контрасту его края набраны из красного дерева с золотистым отливом и украшены длинными листьями камыша-рогоза. Ослабление цвета идёт от середины к краю композиции. Мягкий переход к центральной плоскости медальона выполнен из ореха. Композиция по периметру заканчивается фризом из красно-коричневого палисандра , а на нём по краям представлены музыкальные инструменты - атрибуты муз. В скруглённых углах сложные нарядные композиции из золотисто-розового дерева. Использован также клен, подкрашенный медным купоросом для придания зеленоватого оттенка. Рисунок паркета отличается изысканностью цвета и высоким мастерством исполнения. Мотивы орнамента отвечают тематике зала. Светлые тона паркета соответствуют общему розовато-голубоватому колориту этого нарядного, полного света и воздуха помещения, решённого в типичных формах рококо. Полы в Зале муз выполнены в 1772 году группой русских столяров под руководством И. Петерсена.

Именно в Зале муз проходили балы и приёмы XVIII и XIX веков, устраивавшиеся в Ораниенбауме. Его отделкой восхищались шведский король Густав III , император Иосиф II , прусский король Фридрих Вильгельм III .

В интерьере зала присутствуют три скульптуры - это мраморные бюсты Клеопатры и Лукреции венецианской работы XVIII века и группа «Мальчик на дельфине» (копия с работы скульптора Л. Лоренцетти).

Последняя реставрация Зала была закончена в 2011 году.

Голубая гостиная

Название гостиной происходит от отделки интерьера шелковой голубой материей, которой были декорированы стены до 1860-х гг. В это время обветшавшая ткань была заменена на росписи на холстах художника А. Бейдемана . Это «Тритон и Нереида», а также копии известных эрмитажных произведений «Мадонна с куропатками» А. ван Дейка и «Похищение Европы» Ф. Альбани . От первоначальной отделки сохранились дюседепорты, лепка на потолке, плафон «Время, похищающее Истину» и паркетный пол, рисунок которого - один из изящнейших во дворце .

Стеклярусный кабинет

Самым знаменитым покоем Китайского дворца является Стеклярусный кабинет , сохранивший подлинную отделку 1760-х годов. Стены комнаты декорированы двенадцатью стеклярусными панно. Это холсты, на которых сделана вышивка стеклярусом , изготовленном на мозаичной фабрике, основанной в окрестностях Ораниенбаума (в Усть-Рудице) русским учёным М. В. Ломоносовым . На фоне стекляруса синелью (ворсистым шелком) вышиты сложные композиции с изображениями фантастических птиц, растений, порхающих бабочек среди не менее фантастического пейзажа. Долгое время считалось, что панно были изготовлены во Франции по эскизам французского орнаменталиста Жана Пильмана , однако сейчас установлено, что они были вышиты девятью русскими золотошвеями (А.Андреева, А. Логинова, Т. и Л. Кусовы, П. и М. Петровы, А. Петрова, К. Данилова, М. Иванова) под руководством бывшей французской актрисы при русском дворе Марии де Шель (де Шен). При этом автором рисунков к панно является С. Бароцци, который также выполнял росписи в павильоне Катальной горки. В той же технике (вышивке синелью по стеклярусному фону) выполнен каминный экран кабинета. На одной его стороне изображена корзина с цветами и фруктами, а на другой - птица на фоне двух китайских пагод .

Панно заключены в рамы с золочёной резьбой, имитирующей стволы деревьев, увитых листьями, цветами и гроздями винограда. Золочение выполнено в различной технике (матовой и блестящей), что даёт эффект дополнительного объёма .

Рисунок паркета середины XIX века повторяет рисунок мозаичного пола (бывшего в Стеклярусном кабинете изначально), который был набран из смальт с Усть-Рудицкой фабрики М. В. Ломоносова . При этом средняя часть паркета решена в форме квадрата, в то время как плафон на потолке овальный. Д. А. Кючарианц, исследователь творчества А. Ринальди в России, замечает, что такое несоответствие убранства пола и потолка для Ринальди несвойственно, и первопричиной считает то, что мозаичный пол был сделан по крайней мере на 10 лет позже, чем было завершены работы по внутренней отделке в самом Стеклярусном кабинете .

Стеклярусный кабинет - уникальный образец интерьера XVIII века . После реставрации, проведённой сотрудниками Эрмитажа , стеклярусные панно вновь обрели свой первоначальный вид - они были почищены от слоя пыли и грязи, с вышивки синелью были удалены позднейшие красочные наслоения, а стеклярусные трубочки закреплены (так как с течением времени они начали осыпаться).

Большой зал

Большой зал служит композиционным центром дворца. Он предназначался для торжественных приёмов, поэтому его отделка решена в более строгом стиле, чем остальных комнат. Зал в плане представляет собой овал, что породило ещё одно его название - Круглый.

Значительная часть стен зала свободна от какого-либо декора, и это не случайно. Стены обработаны искусственным мрамором различного цвета - этот материал сам по себе имеет достаточный декоративный эффект, при этом не создавая чрезмерную насыщенность в цвете и отделке. Строгость и торжественность помещению также придают окна-двери и колонны. Наличие колонн делает интерьер в некоторой степени классицистическим. На восточной и западной стенах над дверями в Штукатурный покой и Стеклярусный кабинет расположены десюдепорты , в центре которых - мраморные барельефные изображения Петра I и Елизаветы Петровны . Их исполнила М.-А. Колло , ученица Э. Фальконе , по специальному заказу Екатерины II . Барельефы включены в медальоны овальной формы, сделанные из красных и голубых смальт.