Заграничные паспорта и документы

Штат в индии орисса промышленность. Орисса – уникальный штат в Индии. Землевладение и землепользование

Когда-то европейцы называли его Черной пагодой. Храм Солнца является высшим архитектурным достижением штата Орисса и считается шедевром мирового уровня.

Строительство храма началось в XIII веке, во время правления царя Нанарасимха. Когда-то в этих местах плескалось море, но за семь столетий оно отступило от берега на несколько километров. Ансамбль храма включает в себя три части: танцевальный павильон для выступлений храмовых танцовщиц, джагамохана – зал для молящихся, а также деул – святилище. По задумке древних архитекторов, два ритуальных помещения являлись частью огромной двухколесной колесницы. Каменная скульптура, изображающая семь коней в прекрасной сбруе перед входом в храм символизирует дни недели. А 12 пар колес под массивной колесницей соответствуют числу месяцев в году. Но основной мотив, который прослеживает по изображениям и скульптурам – Любовь, ведь старинная поговорка гласит: «Желание – основа Вселенной». Скульптурные композиции представляют собой любовные пары, а дополнительную интригу создают эротические сцены, изображенные на стенах.

Руины святилища окружают каменные изваяния слонов, лошадей и чудищ. Но скульптурной изюминкой является статуя юного воина – бога Солнца, тончайшая работа скульпторов, вызывающая подлинный восторг и восхищение.

Храм Джаганнатхи в Пури

Храм Джаганнатхи является главной святыней и достопримечательностью города Пури. Согласно писаниям, храм был возведен на том месте, где Кришна закончил свои земные игры. Ежегодно сюда приезжают паломники со всех концов Индии, чтобы провести у стен храма три дня и три ночи.

Макушка храма украшает ярко-красный флаг и "колесо дхармы". Залы храма, которые именуются "мандапа" напоминают вершины гор и имеют пирамидальные своды. Внутреннее пространство состоит из трех залов: джагомонаха (зал собраний), ната мандир (танцевальный зал) и бхога-мандапа (зал подношений). С восходом солнца сотни верующих идут к храму, чтобы попасть к Господу Джаганнатхе на даршан (приветствие).

В течение уже многих веков, храм ежегодно организует и проводит пышный «фестиваля колесниц» Ратха-ятру, в ходе которого храмовые божества Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры везут по главной улице города Пури в огромных, пышно разукрашенных колесницах.

Храм Джаганнатхи открыт для верующих каждый день кроме воскресенья с 10 до 12 дня и 16 до 20 часов вечера. Однако попасть туда могут не все, для иностранцев вход запрещен, а если вы хотите принять участие в богослужениях, то это можно сделать с крыши Библиотеки Рагхунандан, расположенной напротив центральных ворот храма.

А какие достопримечательности Ориссы вам понравились? Рядом с фотограйией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.

Озеро Чилика

Озеро Чилика является крупнейшей лагуной в Азии. В этом месте лучше всего наблюдать за птицами, которые собираются здесь с октября по март. Они прилетают сюда зимовать из Сибири, Ирана, Гималаев и других европейских и азиатских мест. Здесь можно увидеть пеликанов, розовых фламинго, цапель, аистов, орликов и других птиц.

Максимальная площадь озера - более 1100 квадратных километров. На нем располагаются несколько островов, на которых представлена прекрасная флора и фауна, а также на которых удобней всего наблюдать за птицами. На острове Налбана располагается заповедник.

В озере обитает 225 видов рыб, а также редкостный Ирраваддский дельфин. На восточном берегу располагаются рыбацкие деревни и храм Калиджаи.

Добраться до озера можно автобусом или такси из Пури до деревни Сатапада (45 километров). В деревне находится главная пристань, откуда отплывают прогулочные лодки.

Когда-то порт Гопалпур вошел в историю как центр торговли между Индией и странами Юго-Восточной Азии. Здесь были многочисленные склады для прибывших грузов, а товары настолько разнообразны, что пальцев рук не хватит сосчитать все наименования. Но когда торговцы покинули здешние места, порт пришел в запустение и окрестности превратились в небольшую деревушку, промышляющую рыболовством.

Еще буквально несколько лет назад здешние пляжи были излюбленным местом богачей, но, не устояв в конкуренции с Пури, опустел и превратился в тихое уютное местечко.

Пляжи порта с чистым мелким песком и зарослями кешью позволяют расслабиться. А во время прогулки можно посетить немногочисленные достопримечательности в виде старого маяка и парочки храмов.

Пляжи Пури

Хотя пляжи Пури считаются лучшими в Ориссе, официально песчаную полосу вдоль океана нельзя назвать пляжем, поскольку она для этого не приспособлена: большие волны и сильное течение, сбивающее с ног даже умелых пловцов, множество крабов, которые так и норовят цапнуть вас за палец, а также обилие рыбацких лодок и сетей.

Но путешественников привлекает не возможность поплавать в водах Индийского океана, а потрясающие виды, которые здесь можно наблюдать. Закаты и рассветы под шум волн Бенгальского залива, местные девушки, бегающие по песку в мокрых сари, приливы и отливы - все эти красоты пляжей Пури не оставят равнодушными никого.

Местами пляж оборудован для туристов. Мелкие чайные и кафе, сувенирные лавки и простые деревенские жители, торгующие жемчугом.

Если вы хотите уединиться и проникнуться настроением полудикой природы Индии, пляжи Пури, несомненно, лучшее для этого место.

Храм Солнца

Хотя в мире и достаточно мест, посвященных солнцу, но храм Сурьи - один из самых известных.

Место является жемчужиной Конарака. Построен храм был в 1250 году и, согласно мифам, был задуман как гигантская каменная колесница - тому подтверждение - прямоугольное в плане основное здание храма, обилие каменных колес в декоре, а также 7 скульптур лошадей, ведущих колесницу: 3 - с северной стороны, и 4 - с южной.

Храм Сурьи состоит из целого комплекса построек, не уступающих по красоте один другому. Это павильон для ритуальных танцев, исполнявшихся в дни равноденствия или для обращений к солнцу. Это святилище и церемониальное здание. Также храм имеет при себе множество более мелких сооружений: колодцы, алтари, павильоны.

Особой популярностью у туристов пользуется статуя Сурьи - богини солнца. Гигантская фигура поражает посетителей искусностью своего исполнения. Лицо, одежда, украшения - абсолютно все проработано в мельчайших деталях, отчего богиня выглядит как ожившая.

Храм Парсурамешвара

Храм Парсурамешвара находится в священном городе Бхубанешвар, административном центре индийского штата Орисса. Он является одним из 7 тысяч храмов, имевшихся когда-то в городе, и самым старым из 500 сохранившихся до наших дней.

Храм представляет собой небольшую, но богато украшенную важнейшую святыню Бога Шивы, датируемую VIII веком и прекрасно сохранившуюся до нынешнего времени. Он располагается в «Роще совершенных существ» в окружении 20 буддийских храмов небольшого размера.

Здание храма Парсурамешвара имеет необычный цветовой оттенок, получаемый благодаря сочетанию красных, оранжевых, пурпурных камней, из которых выложены его стены. Его украшают скульптуры, изображающие животных, любовные пары, а также цветочно-растительный орнамент и изящные решетки. Украшенный резными фигурами танцовщиц алтарь храма с 44-футовой башней отделяет от церковного вестибюля арочный зал.

Озеро Чилка

Идеальная экология, удивительная флора и фауна озера Чилка привлекают туристов и любителей природы со всего мира.

Озеро является самой большой лагуной Индии, его площадь достигает тысячи квадратных километров, на которых есть еще и небольшие острова.

Уникальный животный и растительный мир поражают глаз. С октября по март здесь находят себе пристанище перелетные птицы, прилетающие из Сибири, Ирана, Ирака и Афганистана. Также здесь много и постоянно обитающих птиц, среди которых - прекрасный розовый фламинго. Вся территория озера взята под охрану Птичьим заповедником, который заботится о пернатых.

Еще одной достопримечательностью озера Чилка является храм Калиджаи, находящийся на одном из островов. Согласно преданиям, он возведен в честь девушки, которая бросилась в озеро по дороге на собственную свадьбу, она слышала духов рыбаков, звавших ее со дна. Ежегодно храм становится центром паломничества верующих со всей Ориссы и Бенгалии.

Деревня Рагхураджпур

Деревня Рагхураджпур находится на восточном побережье Индии, в Ориссе. А именно - в 14 километрах севернее храмового Пури, неподалеку от Бхуванешвар – столицы штата и прибрежного Конарака. В деревне всего 2 улицы, дома расписаны традиционными орнаментами. Рагхураджпур славится во всем мире техникой Патта Читра – рисунками на ткани в неповторимом орисском стиле.

Расположенная на берегу реки, эта небольшая деревушка является объектом творческого наследия. Здесь проживают ремесленники, мастерство которых глубоко почитается и передается из поколения в поколение. Каждый дом Рагхураджпура - мастерская и жилище художника. Жители занимаются росписью по ткани (Патта Читра), на пальмовых листьях (Талапатра Читр), по чесучовому шелку (Матха Читра), резьбой по дереву, изготовлением каменных статуй, масок из папье-маше, игрушек из коровьего навоза, игральных карт (Ганджифа), расписыванием кокосовых орехов.

Рагхураджпур привлекает туристов и тем, что здесь сохраняются и почитаются традиции Готипуа - исполнительского искусства, древней формы одисского танцевального стиля.

Самые популярные достопримечательности в Ориссе с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Ориссы на нашем сайте.

После завтрака отправление на экскурсию в Конарк - небольшой городок на берегу Бенгальского Залива знаменитый на весь мир благодаря огромному храму-колеснице божества Сурия.

Небольшое поселение Конарак славится знаменитым храмовым комплексом Солнца , который внесен ЮНЕСКО в список всемирного наследия. Сейчас это не действующий храм, поэтому неиндуисты могут заходить на его территорию. Из двух частей святилища сохранилась только восточная часть - здание колонного зала для ритуальных танцев перед входом в основной храм.

Группа из семи мчащихся галопом лошадей и 24 украшенных резьбой колесниц (диаметр каждого колеса около 3х метров), сохранившиеся побокам приподнятой платформы, свидетельствуют о том, что храм был задуман в виде колоссальной колесницы бога Солнца - Сурьи. Все изображения на стенах комплекса, его пропорции и ориентация - глубоко символичны и с высочайшей точностью подчинены астрономическим явлениям. Храм Солнца, как и храмы Кхаджурахо, украшают изображения множества любовных пар, соединившихся в откровенных позах.
Здание храма некогда украшала башня 60-метровой высоты. Башня храма еще 100 лет назад служила маяком европейским морякам, отправляющимся в путь от побережья Ориссы. Они называли храм «Черной Пагодой». Сегодня она представляет собой груду развалин. Существует официальная версия о крушении этой башни и самого храма в результате очередного урагана, которых здесь бывает немало каждый год. Однако, удивительно, что с 13 века по 19 век ни один ураган не мог поколебать это грандиозное сооружение. Легенда же гласит, что внутри храма находились огромные магниты, которые дополнительно притягивали железные скобы-крепления в каменных блоках стен друг к другу. Английские колонизаторы вывезли эти магниты в Британию, после чего первый же ураган легко разрушил этот потрясающий шедевр архитектурой мысли. А металические скобы можно увидеть и сейчас в щелях стен храма.

  • Каждый год в декабре в Конарке проходит крупный фестиваль индийского классического танца , который проходит на фоне этого храмового комплекса. Современные танцовщицы, исполняющие танцы Махари на публике и на религиозных фестивалях, не являются храмовыми служительницами (так как это запрещено по современным законам Индии). Они не обручены с Божеством, их не пускают в главное святилище, но они делают это для изучения и сохранения традиции танца. Настоящие Махари были непревзойденными учителями своего искусства. Существовал обычай, по которому Махари удочеряли девочек и учили их танцевальной службе при храме. Таким образом, танец сохранял художественную чистоту и святость в течение 600 лет. Английские колонизаторы запрещали Махари танцевать в храмах, приравнивая их к проституткам, в результате чего культ Махари стал вырождаться.

Посещение деревни рыбаков, резчиков по камню и горшечников . На обратном пути в Пури посещение деревни художников и ремесленников Рагхураджпур . Мастера-ремесленники этой деревни специализируются в искусстве Пата-читра - искусстве росписи яркими красками по пальмовым листьям и тканям. Они хранят секреты, издревле передающиеся от отца к сыну. Это искусство достигло своего расцвета, в 16-м веке. Именно эта техника росписи повлияла на формирование письменности языка Ория. Можно побродить, полюбоваться красивыми росписями на стенахдомов, пообщаться с доброжелательными мастерами и посмотреть, как они создают Пата-читру (картины на ткани), гравюры на пальмовых листьях, мелкую скульптуруиз камня и дерева, игрушки и сувениры из кокоса, джута и дерева.

  • За дополнительную плату можно заранее забронировать индивидуальное танцевальное представление Готипуа ($210 с группы), существующее только в Ориссе. Этот тип танца исполняется только мальчиками, одетыми и украшенными как девочки-танцовщицы. Когда-то м альчики обучались искусству этого танца у храмовых танцовщиц Махари, но постепенно, в отличие от Махари, их выступления стали доступными для публики, в то время как настоящие Махари исчезли.

Новь Ориссы

После завоевания независимости, особенно в последнее время, в Ориссе начала развиваться промышленность. В отсталый штат врывается бурный XX век. Особое внимание уделяется развитию энергетики. На крупнейшей в штате реке Маханади построена плотина Хиракуд протяженностью 4800 метров. Строили ее около 50 тысяч человек. Было образовано огромное водохранилище, сооружена гидроэлектростанция. Созданы условия для искусственного орошения огромного района. Считают, что это одно из самых крупных сооружений, построенных в Индии за годы независимости. За эти годы были введены в эксплуатацию также электростанции в Мачкунде, Болимеле, Роуркеле.

Ранее штат имел выход к морю (порт Висакхапатнам в штате Андхра-Прадеш) только через железнодорожную и автомобильную магистрали. В 1972 году закончено строительство и введена в эксплуатацию первая очередь собственного морского порта Ориссы Парадип. Океанские суда водоизмещением до 60 тысяч тонн доставляют сюда грузы, которые по новой железной дороге отправляются в глубь страны. Вступил в строй крупный сталелитейный завод государственного сектора в Роуркеле. По всему штату растут цементные заводы, предприятия по производству огнеупоров, керамики. Совсем недавно вступил в строй крупный завод точного машиностроения в Корапутском дистрикте (город Сунабеда).

Каждое новое предприятие изменяет жизнь того района, где оно возникает, обрастая населенными пунктами с дорогами, современными культурно-бытовыми учреждениями, парками.

В 1974 году индийские геологи открыли новое крупнейшее месторождение золота в бассейне реки Самбой, которое не уступает известному месторождению в Карнатаке. В 1975 году правительство одобрило проект освоения месторождения никеля в Сукинде. Запасы залегающих в этом районе руд с высоким содержанием никеля оцениваются в 65 миллионов тонн. Это имеет особое значение для экономики Индии, так как до сих пор добыча собственной меди и никеля не обеспечивала потребностей страны. Открыты также богатые месторождения хромистых руд.

Очень важным мероприятием правительства было утверждение в 1971 году строительства 572 промышленных комплексов, из них 10 - в Ориссе. Промышленные комплексы создаются прежде всего в отдаленных и отсталых районах. Это обеспечит равномерное развитие всех частей страны и даст населению глубинок работу. Уже сейчас на вступивших в строй предприятиях занято более ста тысяч человек.

Освоение новых богатых месторождений, создание завода в Сунабеде и другие новостройки потребовали строительства новых дорог. Английские колонизаторы строили дороги только в тех районах, где особенно сильно проявлялись их интересы, например на юге и севере Индии, вдоль западного и восточного побережья. Громадная же территория центральной части республики оказалась со слабо развитой сетью дорог. Четвертая пятилетка предусматривала ассигнования в размере около 3,5 миллиарда рупий на дорожное строительство. В первую очередь необходимо было реконструировать автомобильные дороги: улучшить покрытие, расширить их для двустороннего движения и соединить отдельные участки.

Штат Орисса оказался в числе районов, наименее обеспеченных дорогами. Хорошая автострада проходит только по побережью Бенгальского залива. Там же имеется железнодорожная магистраль Мадрас - Калькутта. И еще две железнодорожные линии (Калькутта - Бхилаи на севере и Висакхапатнам - Бхилаи на юге) пересекают штат Орисса.

Пятый пятилетний план развития страны предусматривает большой рост железнодорожного транспорта. Планируются также значительные ассигнования на строительство автодорог. Технология строительства автомобильной трассы здесь необычна, во всяком случае, для европейцев. Вместо сложной техники часто используются естественные условия. Время, дожди и жаркое солнце заменяют дорожные машины по уплотнению грунта и подготовке полотна. Полотно покрывается битумом и засыпается щебнем. Через несколько месяцев солнце превращает битум в асфальт.

Как ни странно, индийцы делают мощную подготовку дороги. Казалось бы, при отсутствии отрицательных температур она излишня. Но индийцы говорят, что они строят на многие десятилетия, и без ремонта. Конечно, при такой мощной подготовке вряд ли будет необходим ремонт. Ну, а ремонт верхнего покрытия - дело недорогостоящее.

Автомобильные магистрали в штате - это не только средство сообщения. Они - раскрытая книга жизни трудового народа, особенно сельского.

Идет по дороге группа женщин. Два-три кувшина с водой не затрудняют их движения. На строительстве весь бетон, цемент, кирпич, раствор женщины переносят только на головах. Нагрузка достигает 50 килограммов. Глядя на громадные производственные корпуса или многоэтажные здания, диву даешься, что все это смогли перенести женщины на головах. Даже если нет большого груза, а есть всего только узелок или просто зонт, его женщина тоже несет на голове, хотя обе руки свободны - привычка. Мужчины же маленький груз, даже если это узелок весом в несколько десятков граммов, несут на палке через плечо или на зонте.

Нередко прямо па дороге поздно вечером можно увидеть спящих людей: они не сумели засветло добраться до дому.

Почему же на дороге? Ведь это, наверное, опасно?

Вовсе нет: нагретая за день она ночью отдает тепло. И хищные звери по ней не ходят, и транспорт для лежащего человека не опасен, - заверил нас переводчик.

Вот и получается, что дорога - самое подходящее место для отдыха уставшего путника.

На дорогах мы любовались водителями: виртуозность и быстрота (скорость 90–100 километров в час), прекрасное знание дороги и каждого ее поворота, разъезда, подъема или спуска, молниеносная реакция, особенно в вечернее время, да еще в горах. Порой такая езда напоминала гонки в приключенческих фильмах.

А ведь не на всех участках можно разъехаться со встречной машиной. Казалось бы, в таких условиях неизбежны частые аварии. Отнюдь. Индийские шоферы работают безаварийно. Возможно, что немалую роль играют предупредительные плакаты с остроумными советами: «Водитель! Не забудь, что конечности второй раз не отрастают!» «Выигранная минута может оказаться последней в вашей жизни!» «Не делай жизнь еще короче!» Плакаты большие, красочно оформлены и установлены в наиболее подходящих местах.

Особенно трудно грузовым машинам. Тяжело урча, они преодолевают перевалы и чудом разъезжаются со встречным транспортом: автомобилями и повозками, запряженными быками и волами, которых не так-то просто заставить свернуть с пути. Большинство автомашин раскрашены и иллюминированы. Содержание украшений всегда религиозное. Нередко на полочке перед изображением божества лежат приношения ему в виде зерен, кусков кокосового ореха, лепешек и т. п. Тут же тлеют ароматические палочки. Водители очень любят свои машины и с большой нежностью ухаживают за ними.

Иногда у обочины группками сидят мужчины и мирно беседуют, обсуждая какие-то проблемы: дорога заменяет им сельский клуб.

Часто дороги используются крестьянами для сушки и обмолота зерна. Разложенные на горячем асфальте стебли с зерном или масличными семенами быстро высыхают, а колеса транспорта добросовестно выполняют функцию молотилки. В дни праздников дороги служат источником дохода для населения окрестных деревень. Ведь на празднование нужны деньги. Зарабатывают кто как может. Например, таким способом: нарядные, раскрашенные девушки перегораживают дорогу проезжающему транспорту, окружают его и устраивают танцы. Освобождают вас «из плена» только после того, как получат награду.

В структуре управления штатами большую роль играла Индийская гражданская служба (ИГС), впоследствии преобразованная в Индийскую административную службу (ИАС). Человек, ставший чиновником ИАС, живет особой жизнью. Он - «вне политики» и не входит ни в одну политическую партию, не участвует в выборах, точнее, не выставляет свою кандидатуру. Это удобно для членов ИАС: при смене правительства их не смещают, так как они не являются политическими деятелями, а только исполняют волю министров. Карьера члена ИАС обеспечена. За его продвижением по службе следят высшие чиновники штата. Он получает ежегодную надбавку, ему обеспечена высокая пенсия. Такая система не всегда учитывала рост и развитие способностей служащего. Важно было попасть в список ИАС и строго соблюдать субординацию.

Консерватизм структуры управления, несомненно, тормозит развитие промышленности. Идея иерархичности в сочетании с кастовой системой обеспечивает слепое повиновение. Исключается критика действий вышестоящего чиновника, глушится инициатива. Это распространяется по всей служебной лестнице - от руководителя до курьера.

Однажды мы зашли к начальнику цеха. В кабинете было жарко, душно. Вместо того чтобы повернуть ручку фена, расположенную рядом с креслом, он нажал кнопку и вызвал секретаря. Вошел молодой человек (секретарями в Индии, как правило, работают мужчины). Получив указание включить фен, он вышел в приемную, нашел своего подчиненного и передал ему распоряжение. Наконец, рассыльный зашел в кабинет и включил фен. В Индии это в порядке вещей, и виновны в этом кастовые предрассудки. Любой из нас мог бы включить фен, но нельзя: потеряешь авторитет. Это произошло в начале нашего знакомства. Впоследствии, когда индийские специалисты лучше узнали нас, отношения определялись деловыми качествами, но предрассудки зачастую были сильнее их.

В Индии строго соблюдается время чаепития. Два раза в день, в 11 и 16 часов, делается короткий перерыв на чай. Как-то на производственном совещании, носившем напряженный характер, забыли о нем. Индийцы из вежливости не напомнили, но через несколько дней некоторые из них с осуждением вспомнили об этом. На следующем совещании в установленное время был подан чай с лимоном и кофе с молоком. Индийцы заулыбались, польщенные оказанным вниманием. Во время чаепития мы сказали им, что предыдущее совещание прошло без чая по той простой причине, что не сработала сфера обслуживания, и что у нас нет никаких оснований нарушать установленные традиции, которые не мешают работе, а, наоборот, способствуют лучшему взаимопониманию.

На производственных совещаниях ведутся рабочие протоколы. В них со стенографической точностью записываются все высказывания. Такой протокол неудобен в работе. В подробностях тонет главное. И когда мы составили короткий протокол, где были зафиксированы лишь решения и сроки их выполнения, то на следующий день начальник цеха мистер Кутти удивленно спросил:

А почему такой короткий протокол? Ведь мы так все подробно обсудили!

Ничего! Мы пожалели ваше время и бумагу.

Каково же было паше удивление, когда на следующий день мы увидели на своих столах толстые пачки бумаги!

На предприятиях в Ориссе существует еще одна, на наш взгляд странная, традиция: независимо от режима того или иного предприятия его могут посетить все родственники работающего. Приезжают десятки нарядно одетых людей всех возрастов: от ребятишек, только что научившихся ходить, до глубоких старцев. На заводе им оказывают большое внимание. Их везде водят, все показывают, подробно отвечают на все вопросы. А сами служащие с гордостью рассказывают о своей работе. Возможно, для штата, который встал на путь строительства новой жизни, это не так уж и плохо - пусть все знают, как строится эта жизнь.

Закладка любого здания - будь то храм, или школа, или же промышленное предприятие - обставляется в штате очень торжественно. Все как положено: и раскалываются кокосовые орехи, и кладутся под фундамент монеты, и обязательно найдутся почетные граждане, которым выпадает честь положить первый кирпич.

Не менее торжественно отмечается и окончание строительства. В честь этого события сооружаются трибуны, их обрамляют цветами и иллюминируют, разбивают парки, строят бассейны с фонтанами. Все делается для того, чтобы этот день оставил о себе добрую память у как можно большего количества людей. После официальной части обычно для строителей и почетных гостей устраивается прием и концерт, а для остального населения на богато иллюминированной главной площади города - грандиозный фейерверк.

На одном из таких концертов выступала знаменитая исполнительница классических танцев Ориссы Саньюкта Паниграхи с мужем Шри Рагхунатхом Паниграхи. Мы как зачарованные смотрели на древние изящные танцы, и перед нами оживали бессмертные каменные фигуры на стенах древних храмов Ориссы.

Удалось побывать нам и на концерте другой известной танцовщицы - Индрани Рахман, которая воплотила в своем искусстве лучшие черты традиционной индийской хореографии. В ее вдохновенных танцах оживают поэтические сцены древнего эпоса, мифические герои народных сказаний, барельефы, фрески, скульптуры храмов. Она исполняет классические танцы, творчески осмысливая каждый жест, в точности передавая значение этих жестов, заложенное в них еще в древности. Танцевальное искусство Ориссы привлекло Индрани техническим совершенством и утонченностью, возможностью достичь наивысшей выразительности исполнения. Тонко чувствуя музыку, обладая незаурядным интеллектом и удивительно широким взглядом на современное искусство, Индрани сумела раскрыть красоту этих стилей, возродить танцы Ориссы не только для Индии, но и для других стран…

В создании новой Ориссы, кажется, хотят принимать участие все. Даже… махараджи. Рассказывают, что махараджа из города Джейпур усиленно добивался разрешения на строительство завода точного машиностроения в Корапутском дистрикте. Получив отказ, он попытался вложить деньги в новый автомобильный завод. Но и здесь ему отказали. Не удалось махарадже пустить свои баснословные капиталы в оборот! Мы заинтересовались личностью махараджи, пожелавшего помочь штату. Однажды нам сказали, что мы можем посетить махараджу в его резиденции в Джейпуре. Дворец - два десятка зданий - расположен на окраине города. Большинство строений и огромный сад - в запустении. Махараджа с семьей занимает несколько двухэтажных домов, обнесенных стеной и охраняемых личной стражей.

Наша машина въехала через главные ворота и остановилась у парадного подъезда. В большой приемной (которая также давно нуждается в ремонте) нас представили служащему. Через несколько минут со второго этажа спустился пожилой, представительный мужчина и сообщил, что нас скоро примут, а пока нам предложили сесть за большой стол и выпить соку, который тут же принесли в запотевших бокалах. Мы обратили внимание, что в помещении и во дворе много праздно шатающихся слуг. Вдруг те слуги, что находились в холле, пришли в легкое замешательство: со второго этажа спускалась стройная средних лег женщина в сари.

До чего хороша и удобна эта национальная одежда индийских женщин! Тысячи женщин во всем мире ежегодно ломают голову над созданием новой моды, не всегда находя по-настоящему красивые линии, удобные модели. Иногда мода, не успев родиться, отмирает, иногда она принимает уродливые, противоестественные формы. Сари неизменно, уже несколько веков, украшает индийскую женщину. А ведь это обыкновенный кусок материи, длиной в семь метров без всяких швов. Правда, нм нужно уметь задрапироваться, и тогда оно удивительно тонко подчеркивает женственность и изящество фигуры или, наоборот, скрывает ее недостатки. Преимущества сари перед другими видами женской одежды в условиях Индии очевидны. Оно одинаково удобно и выгодно для женщины с любой фигурой, с любым достатком и в любую погоду. Куском сари, перекинутым через плечо, женщина укрывает голову от палящих лучей солнца. Красиво смотрятся на женщинах и простые сари из хлопчатобумажной ткани, и дорогие праздничные, расшитые золотыми и серебряными нитями, вышитые по краям затейливыми орнаментами…

Это была махарани. Она представилась, извинилась, сказав, что ее муж уехал на лечение.

Если вам что-нибудь угодно, я постараюсь сама решить вопрос, - предложила она свои услуги.

Мы - ваши соседи. Хотели просто нанести визит вежливости и, если возможно, посмотреть дворец и его достопримечательности.

О! Благодарю вас! - ответила махарани и тут же дала какие-то указания управляющему. Забегали слуги, появились люди с ключами.

Махарани любезно пригласила нас осмотреть «некоторые вещи» и направилась к стоящему в центре двора зданию. Служащие долго возились с замками. Наконец, тяжелые, массивные двери заскрипели, и мы вошли в большой зал, где было собрано множество различных ценностей: на стенах - старинные картины и барельефы из слоновой кости; по периметру зала располагалась богатейшая коллекция холодного и огнестрельного оружия, кажется, всех веков, в центре зала - два больших парадных старинной работы кресла-беседки, надеваемых на слонов во время торжественных выездов. Одно кресло серебряное с полудрагоценными камнями, другое - отделано слоновой костью. Тонкая резьба и филигрань поражали своей красотой. Это были настоящие произведения искусства замечательных индийских умельцев. Рядом с креслами возвышались сундуки с инкрустированными крышками, какие-то большие тюки, по-видимому, ковры. Всюду множество серебряных сосудов с богатейшей художественной чеканкой.

Других помещений, кроме зала, нам не показали, сославшись на пропажу ключей. Но и без того наш визит затянулся. Поблагодарив махарани за любезный прием и за приглашение повторить визит, когда вернется муж, мы попрощались.

На обратном пути было о чем подумать. Сколько десятков тысяч тружеников работало в течение многих лет, создавая изумительные по красоте вещи, и теперь они пылятся за ржавыми замками. Махараджа крошечного княжества собрал за этими замками сказочные богатства, в то время как, по подсчетам индийских экономистов, около 65 процентов населения находится на грани нищеты.

И все же у Ориссы есть будущее. В недалеком времени она займет достойное место в экономических преобразованиях страны.


Орисса вовсе не туристический штат. Белые путешественники попадают сюда, совершая индийскую кругосветку, по пути из Варанаси , Бихара или Калькутты в Мадрас . Как правило, европейцы ограничиваются посещением Пури, Конарка и Бхубанешвара . Некоторые отправляются в непродолжительный трип на юг штата в земли адиваси — древних, сохранивших архаический традиционный уклад и обычаи племен, населяющих холмы Раягады, Корапута и Малкангири.

Орисса (Orissa), но правильнее говорить и писать Одича (Odisha ). В ноябре 2010 года Парламент Индии, вытирая следы колониального прошлого, утвердил новое, исторически и лингвистически более верное название. Odisha происходит от санскритского Odra Vishaya или Odra Desa — народ Одра . Именно так называли эти земли в своих хрониках Птолемей, китайские путешественники древности, буддийские хроники и мусульманские источники. Лично мне старое название намного милее — оно романтичнее и женственнее.

Орисса известна легендарными Храмами и , пещерами , южных гор. В Ориссе яркая и замечательная кухня, изобилующая рыбой и морепродуктами, неповторимая школа танца Одисси, живопись и гравюра на пальмовых листьях и знаменитое куттакское филигранное серебро. В Ориссе самое большое в Азии озеро, единственное населенное пресноводными дельфинами. Бесконечные песчаные пляжи и ревущие волны Бенгальского залива, множество легендарных древних храмов, холмы Восточных Гат, населенные древними экзотическими первобытными племенами. Орисса — совсем не туристический штат, но для тех, кто хочет увидеть настоящую Индию и совершать настоящие открытия, для тех, кто в путешествиях предпочитает формат adventure and exsciting, Орисса превзойдет все самые смелые ожидания.

Древняя Орисса , Одра Деса, была населена дравидскими племенами, многие из которых до сих пор сохранили традиционный быт и обряды. Самый известный эпизод древней истории Ориссы связан с Ашокой, императором династии Ганга, и войной с империей Калинга. В 261 году до новой эры Ашока одержал кровавую победу над Калингой и, потрясенный ужасами войны, принял буддизм и концепцию ненасилия, которая была увековечена в знаменитых наскальных эдиктах Ашоки . Буддизм оказался не вполне пригодной идеологией для управления империей, и еще при жизни Ашоки империя пришла в упадок и распалась. Новый расцвет Ориссы связывают с именем Императора Каравелы, в царствование которого были построены знаменитые пещерные храмы . Знаменитые в Пури и заложены в царствование императора Яяти Кесари, объединившего империи Косала и Уткала и перенесшего столицу в земли Ориссы.

Последний индуистский царь Ориссы был убит в бою при Гохиратикири войсками империи Моголов в 1576 году. Мусульмане разделили земли Ориссы на шесть административных округов. Британцы установили контроль над Ориссой в 1761 году и в 19 веке упорно боролись с человеческими жертвоприношениями в культах местных племен. Надо заметить, весьма успешно.

Территория нынешнего штата Орисса (столица - город Бхубанешвар ) - это часть древнего королевства Калинга. В 261 году д.н.э. Калингу завоевал жестокий царь Ашок. Но Калинга победила победителя - вскоре Ашок, умиротворенный здешней природой и жизнью, принял буддизм и стал последователем пацифизма.

7-13 век явился для Калинги расцветом архитектуры, сохранившиеся образчики которой сегодня разбросаны по всему штату. Независимость Орисса получила в 1936 году. Сегодня это в основном земледельчекская территория, со множеством небольших деревенек и местных "святых людей". Также здесь развита добыча полезных ископаемых. Две трети территории Ориссы - это докембрийские скалы, таящие в себе множество минералов, включая хром, железо, ванадий, доломиты, гранит и т.п.

Лучшее время для визитов - между октябрем и мартом. В этот период погода здесь очень приятная и располагающая к путешествиям и отдыху. Также это время, когда миллионы перелетных птиц прилетают сюда с севера, чтобы вить гнезда в лесах и на озерах Ориссы. Самая высокая температура - в мае-июле. В начале осени - несколько недель проливных дождей.

Орисса протянулась вдоль Бенгальского залива, и длина ее береговой линии - 482 км. Пляжи Ориссы славятся лучшими белоснежными песками в мире.

Пури

Пляж Пури - одно из четырех святейших мест Индии. И одна из вершин Золотого треугольника Ориссы. Но сегодня его золотые пески и грохот разбивающихся о берег волн Бенгальского залива привлекают сюда не только пилигримов, но и туристов отовсюду. Лучшее время для посещения - начало ноября. В это время здесь проводится традиционный Пури-фестиваль. Здесь популярны катания на катамаранах.

Балигхай

Пляж расположен в 8 км от Пури, в месте впаденя в Бенгальский залив речки Нуанаи. Окружен казуариновой рощей. Рядом расположен Исследовательский центр, изучающий морских черепах.

Конарк

Конарк знаменит на весь мир своим уникальным Храмом Солнца (13 век), который привлекает паломников со всего света. Каждый год в декабре возле него проводится танцевальный фестиваль в специально для этого построенном открытом театре. Событие собирает классических танцоров со всей Индии.

Конарк - более спокойный пляж, чем Пури, но воды здесь более непредсказуемы, даже опытные пловцы должны быть остророжны.

Гопалпур

Самое популярное место для любителей водных видов спорта. В прошлом - морской порт, Гопалпур является идеальным пляжем для морских прогулок под парусами и на катаманарах и окружен руинами древних портовых построек. В бывших складах сегодня устраиваются яркие танцевальные вечера и вечеринки, длящиеся до утра. Пляж облюбован состоятельными бенгальцами из Калькутты.

В последнее время, с увеличением потока туристов, Гопалпур отстраивается. Здесь возводятся новые шикарные отели, увеличивается количество торговцев сувенирами, открываются многочисленные рестораны. Но пока еще пляж не переполнен отдыхающими.

Чандипур

Еще один знаменитый курорт Ориссы. Это уникальный пляж, на котором дважды в день вода во время отлива отступает на 5 километров, а затем возвращается на исходные позиции. Так что здесь можно наблюдать, как море исчезает у вас на глазах. Отлив оставляет после себя ракушки, крабов и другую морскую живность, которую всегда интересно рассматривать. Пляж окружают песчаные дюны и заросли казуарин.

Если вам надоело загорать или плавать в море, вы можете арендовать рыбацкую лодку и отправиться в однодневное путешествие вдоль залива до впадения в него речки Будхабаланга. Также здесь предлагают поездки на джипах, а профессиональные труппы регулярно устраивают для отдыхающих танцевальные представления.

Парадип

Парадип - крупный морской порт, играющий важную роль в индийской торговле. Пляж окружен хвойными лесами. В дельте реки Маханади расположено множество живописных островков и прохладных ручьев. Прекрасное место для водных прогулок.