Заграничные паспорта и документы

Мероприятия к дню байкала. Сценарий мероприятия посвящённое озеру Байкал. Песня «Разноцветная планета»

Ольга Рыбак
Экологический праздник «Славное море - священный Байкал»

Цель : развивать природоохранные инициативы

Задачи :

Расширить представление детей об охране природы; воспитывать бережное отношение, желание и умение оказывать ей посильную помощь;

Воспитывать у детей нравственные и эстетические чувства :

любовь к природе родного края, желание больше узнать о его природных богатствах, умение понимать его красоту, улавливать настроение, вызванное той или иной картиной природы, устанавливать взаимосвязь разных видов ис-кусства, отражающих одни и те же картины природы;

- музыка : развивать представление об изобразительных возможностях музыки, ее способности отображать явления окружающей природы; воспринимать образ мо-гучего, грозного моря, различать и отмечать смену динамических оттенков, пере-дающих движение волн, то усиливающихся, то затихающих; высказываться о ха-рактере музыки; совершенствовать исполнительские способности и творческие проявления.

- литература : приобщать к миру поэзии, формировать желание и умение вслуши-ваться в литературный текст, выделять его образное звучание, чувствовать красоту, испытывать радость от восприятия поэтического образа; средствами литературы развивать речь, обогащать словарный запас, оказывать влияние на формирование образности, выразительности речи; развивать воображение в процессе восприятия литературных произведений, их заучивания и чтения наизусть; поощрять при на-блюдении объектов и явлений природы вспоминать знакомые стихотворения.

- изобразительная деятельность : формировать потребность передавать красоту природы в изобразительном творчестве; привлекать к организации выставок твор-ческих работ на темы природы; формировать зачатки художественного вкуса при восприятии и изображении красоты природы.

- экология : поощрять желание и стремление любоваться объектами и явлениями природы, вызывать чувство удовольствия от созерцания ее красотой; побуждать замечать и называть как можно больше эстетических свойств и качеств объектов и явлений природы; закреплять знания правил поведения в природе, привлекая к по-сильному труду.

Ход ПРАЗДНИКА:

Зал празднично оформлен . Около центральной стены расположен трон. Под му-зыку песни «Синяя вода» Н. Лукониной дети заходят в зал, занимают свои места.

Ведущая - Озеро Байкал … Немало сложено о нем легенд, песен, сказаний.

Ведь это озеро самое большое, самое глубокое, самое древнее,

отличающееся большим биоразнообразием. О нем и наш рассказ.

Озер так много есть на свете,

Байкал же краше всех их них!

Вода чиста, и свеж твой ветер,

Там шепот сосен вековых

(М. Павлов)

Дети 1 - Байкал – голубое око России,

Байкал - голубое око земли ,

Сама природа благословила

То место, где появился ты.

2 - Ты с каждым годом все больше и больше,

Прекрасен ты летом, чудесен зимой,

Тебя обступают скалы и горы,

Огромна тайга, что рядом с тобой.

3 - Вкуснейший омуль есть в водах твоих,

Там хариус, сиг, голомянка,

И воздух прохладный здесь так свеж и чист,

Как будто не в жизни, а в сказке.

(Л. Мандрыгина)

ПЕСНЯ «СЛАВНОЕ МОРЕ – СВЯЩЕННЫЙ БАЙКАЛ »

Ведущая - Сегодня у нас необыкновенный праздник , посвященный

озеру Байкал . Но какой же праздник без батюшки Байкала ?

Что же нам делать? А не послать ли нам гонца?

(Ведущая выбирает гонца (ребенка) .

Счастливого пути, возвращайся быстрее! А пока мы ждем вестей

от нашего гонца, отгадайте загадки тетушки Тамары :

Собирает воду с гор,

Под журчащий разговор,

Поит дочку день и ночь.

Та с красавцем Енисеем

Убегает резво прочь.

(Байкал , Ангара)

Малый остров в малом море ,

Город чаек на … (Едоре) .

Остров – памятник природы,

Глубоки прозрачны воды.

Ветры гладят и кусают,

По кусочку отрывают.

Муравьиная столица,

Змеи там живут и птицы.

Чьей-то волей околдован

Там медведь к горе прикован.

(Остров Ольхон)

(Раздается стук. Появляется гонец, батюшка Байкал (взрослый) .

Байкал - Очень грозный я властитель,

Рыб и нерпы повелитель.

Зачем позвали вы меня,

И оторвали ото сна?

Ведущая - Байкал мой хмурый и седой ,

Ну что ты злишься, сам не свой?

Почему не весел, голову повесил?

Байкал - Убежала от меня

Моя дочка Ангара.

Ведущий - Грозный батюшка Байкал ,

Не сердись на нас.

Песню о воде твоей

Мы споем сейчас.

(Байкал садится на трон .)

ПЕСНЯ «ПРО ВОДИЦУ» (музыка и слова Е. Кравкля) :

1. В любимых сказках есть две страницы.

Прошу вас вспомнить их поскорей,

Там очень просто живой водицей

Вдруг оживляет богатырей.

Припев : И в этом – чудо, и в этом – тайна,

И никакая не ерунда!

И уж, конечно, не случайно,

Что оживляет весь мир вода!

2. Волна плеснула на дикий берег –

И ожил камень и засверкал,

Возникли птицы, возникли звери –

И улыбнулся седой Байкал .

Припев :

(Байкал улыбается .)

Байкал - Песней вашей я доволен

Прогоню остатки сна :

Приглашу ребят смышленых

В путешествие на Байкал !

(Байкал предлагает детям ответить на вопросы викторины «Знаете ли вы

Байкал ?»)

1. Что означает слово Байкал ?

2. Какие ветры бывают на Байкале ?

3. Какая самая многочисленная рыба в Байкале ?

4. Каков возраст озера Байкал ?

5. В какой русской народной песне упоминается омулевая бочка?

(Байкал хвалит детей )

Танец «Рыбки»

Байкал - Песни пели , танцевали,

Но еще вы не играли.

СИБИРСКАЯ ИГРА «РУЧЕЙКИ И ОЗЕРА» :

(Игроки стоят в 5-7 колоннах с одинаковым количеством играющих в разных

частях зала – это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за дру-

гом, не выходя из ручейка. На сигнал «Озера!» дети останавливаются, берутся за

руки и строят круги-озера. Выигрывают те, которые быстрее построят круг.)

Ведущая - На Байкале мы живем ,

Сушки, пряники жуем.

Мы частушек много знаем,

И сейчас их пропоем.

ЧАСТУШКИ :

На Байкале мы гуляли –

Камушки кидали.

Красоту мы замечали –

Мусор убирали.

На Байкал ходить мы любим ,

Скажем всем на свете.

Что живем мы на Байкале-

Мы гордимся этим!

Ведущая - Красив Байкал в любое время года !

Зимой и летом, осень – красив!

Не зря старалась матушка – природа,

Все чудеса в одно соединив!

(С. Шишмарев)

Дети 1 - Когда мне говорят «Байкал »

Я вижу корабли, причалы,

Я вижу небо, вижу горы,

Кругом байкальские просторы .

2 - Я там была уже не раз.

Байкал меня так сильно манит,

Там звезд сверкающий алмаз,

И ясность вод, и Шаман-камень.

3 - Байкал закатом озарен ,

Под вечер так сверкает он.

А утром алая заря…

Дети (вместе) - Мы побывали здесь не зря!

(А. Чабаненко)

ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ «ВОЛНЫ»

Байкал - В расписной коляске

Прилетела сказка,

Да про озеро Байкал ,

По Саяну – перевалу,

Да по радуге-дуге,

Да по Солзану реке.

(Т. Долбунова)

(Байкал предлагает детям послушать сказку Бекки Грей «Кто спасет озеро?»

(«Сибирячок» № 2 / 96). Сказка заканчивается словами : «Что можешь сделать

ты, чтобы помочь?» Байкал беседует с детьми , проводит игру «Что Байкалу

хорошо, а что Байкалу плохо »)

Дети - Байкал – наша жемчужина !

Байкал - легкие планеты !

Живи, Байкал !

(Байкал прощается с детьми , покидает зал. Праздник заканчивается экскур-

сией на Байкал )

Литература :

1. «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников» Л. Н. Комиссарова, Э. П. Костина.

2. «Наша Родина» Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлава.

3. «Природа и музыка» О. П. Радынова.

4. «Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет» («Красота. Радость. Твор-чество» ) Т. С. Комарова, А. В. Антонова, М. Б. Зацепина.

5. «Сибирячок» №5 / 95.

6. «Сибирячок» №2 / 96 .

7. «Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу » (маленькая энциклопедия Сибирячка) С. Н. Асламова, С. М. Сергиенко.

8. «Четыре времени года» С. А. Веретенникова, А. А. Клыков.

Цели:

  • познакомить с озером Байкал, с необычными и загадочными явлениями жизни озера, с единственной рекой, вытекающей из озера Байкал. Ангарой и реками, впадающими в Байкал, с обитателями (нерпой и рыбами);
  • учить понимать красоту, воспитывать экологическую культуру, чувство ответственности за судьбу озера, гуманное отношение к животным;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие «Байкал-жемчужина Сибири»

Цели:

  • познакомить с озером Байкал, с необычными и загадочными явлениями жизни озера, с единственной рекой, вытекающей из озера Байкал, - Ангарой и реками, впадающими в Байкал, с обитателями (нерпой и рыбами);
  • учить понимать красоту, воспитывать экологическую культуру, чувство ответственности за судьбу озера, гуманное отношение к животным;

Оборудование:

  • географическая карта озера Байкал;
  • игрушка - кораблик, аудиозапись шума волн;
  • работы учащихся;
  • выставка книг о Байкале

Ход занятия

Дорогие ребята, сегодня мы отправимся в путешествие на корабле.

(Дети рассаживаются на ковре вокруг географической карты озера Байкал.)

Работа с картой: Для начала обратимся к географической карте. На карте Байкал имеет форму молодого месяца. Таким он виден из космоса. Озеро расположено в России, на территории Иркутской области и Бурятской Республики. Сегодня, Республика Бурятия расположена на юго-восточном и северном берегу Байкала. Иркутская область занимает его западную часть.

Учитель: Волны священного моря и окаймляющие его берега горы украшают государственный герб Республики Бурятия. В верхней части герба расположено золотое соембо (солнце, луна и очаг) - символ вечности. Нижнюю часть герба обрамляет голубая лента “хадаг” - знак гостеприимства, радушия и доброжелательности байкальской земли.

Ученик: Байкал - самое глубокое озеро в мире, это колодец планеты с чистой питьевой водой. Если бы на земле вдруг исчезли все источники питьевой воды и остался только один Байкал, то все люди земного шара, пользуясь его водой, смогли бы жить почти полвека.

Ученица:

Байкал! Я по тебе скучаю,

Ты часто снишься мне во сне.

Хочу воды твоей напиться

И пробежаться по волне.

Легко, гребня волны касаясь,

Промчаться поперек и вдоль.

Я верю в сказки – как у Грина

Есть у тебя своя Ассоль.

Ученик: Почему Байкал называется Байкалом? Откуда это название пришло в русский язык?

Учитель: Все народы, населявшие берега Байкала, - буряты, киргизы, монголы, эвенки, русские - по-своему называли озеро.Вероятно, переводили это название с какого-то другого языка. А вот с какого? Ученые предполагают, что название озеру дали тюркоязычные народы - курыкане. Байкал - тюркоязычное слово от байкюль, что означает богатое озеро.

Ученица:

Байкал зовут Байкюлем, Байгюлем и Бэйхаем:

Ему дано немало Таинственных имен.

Но мы на карте мира всегда его узнаем,

На силуэт посмотрим и скажем: «Это он!»

В преданьях и легендах Байкал - старик суровый.

А он на самом деле Задорный, молодой.

Он неспроста шумливый, Порывистый, веселый -

Ведь он живой наполнен, А не простой водой!

Цыдемжап Жимбиев

Ученик: Байкал удивителен и прекрасен. Он уникален во всем. Это не только самое глубокое озеро в мире (1736 м), но одно из древнейших (25 миллионов лет) и в то же время молодое. Многие ученые считают Байкал зарождающимся океаном. Посмотрите, со всех сторон Байкал окружают горы и нагорья, порой они то подходят к самой воде, то удалятся от берегов на 10-20 км.

Работа с картой :

Вдоль западного берега южной части Байкала тянется Приморский хребет. Далее к северу он сменяется Байкальским хребтом. С северо-восточной оконечности Байкала протянулся Баргузинский хребет, вдоль восточного берега тянется хребет Улан-Бургаса, к северу от него - хребет Икатский. Вдоль восточного берега расположился горный кряж Хамар-дабан.

Учитель: Кто знает, какая единственная река вытекает из Байкала?

Дети: Ангара.

Ученица: Ангара берет начало в юго-западной части Байкала, прорезая невысокий Приморский хребет. Общая длина Ангары 1826 км.Ангара имеет быстрое течение, прозрачную воду. Она поздно замерзает и рано вскрывается.

Ученик:

Ангара-река,

Воды чистые,

Острова по ней все лесистые,

Острова по ней все в смородине,

Нет прекраснее моей Родины.

Над тобой горят зори алые,

Ангара-река - дочь Байкалова.

М. Трофимов

Работа с картой: Посмотрите, невдалеке видна огромная скала!

Учитель: Я расскажу вам старую легенду о том, как здесь появилась эта скала.

В старые времена могучий Байкал был веселым и добрым. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару. Красивее ее не было на земле.

Днем она светла - светлее неба, ночью - темнее тучи. И кто бы ни ехал мимо Ангары, все любовались ею, все славили ее. Даже перелетные птицы - гуси, лебеди, журавли - спускались низко, но на воду Ангары садились редко. Они говорили: «Разве можно светлое чернить?»

Старик Байкал берег дочь пуще своего сердца.

Однажды, когда Байкал заснул, бросилась Ангара бежать к своему возлюбленному - красавцу Енисею.

Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась страшная буря, зарыдали горы, попадали леса, почернело от горя небо, звери в страхе разбежались по всей земле, рыбы нырнули на самое дно, птицы унеслись к солнцу. Только ветер выл бесновалось озеро-богатырь. Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил от нее скалу и бросил вслед убегающей дочери.

Скала упала на самое горло красавицы Взмолилась синеглазая Ангара, задыхаясь и рыдая, стала просить: «Отец, я умираю от жажды, прости меня и дай мне хоть одну капельку воды...»

Байкал гневно крикнул: «Я могу дать только свои слезы!..»

Сотни лет течет Ангара в Енисей водой слезой, а седой одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скалу, которую бросил Байкал вслед дочери, люди назвали Шаманским камнем. Там приносились Байкалу богатые жертвы. Люди говорили: «Байкал разгневается, сорвет Шаманский камень, вода хлынет и зальет всю землю».

Только давно это было, теперь люди смелые и Байкала не боятся...

Работа с картой: На Байкале около 30 скалистых островов. Самый маленький остров называется Модотой. Ольхон является самым большим островом. Местные жители называют его Ойхон. В переводе с бурятского это слово звучит как “лесочек” или “немного лесистый”.

Остров Ольхон - сердце Байкала. Он расположен посередине Байкала и даже по своей форме напоминает очертания Байкала. Длина острова составляет 72 км, а ширина 15 км. Рядом с островом находится самая глубокая часть Байкала (1637 м).

Остров Ольхон один из красивейших мест на Байкале.

Ученица: Да, Байкал бывает разным - суровым и неприветливым, когда штормовые ветры несут холод и большое количество осадков в виде дождя и снега, спокойным и величавым, когда в безветренную погоду солнце играет в байкальской волне.

Ученик: Байкал красив в любое время года, особенно летом. Лето на Байкале - лучшее время, когда нагревается вода; и бушуют разноцветьем сопки, когда щедро играет возле берега под крики чаек рыба и на каждом шагу по дороге встречается то малина, то жимолость. Лето на Байкале - это радость! Радость оттого, что мы живем в таком чудесном месте!

Учитель: Какой сегодня чудесный день! Все вокруг залито солнечным светом. По голубому небу медленно плывут облака.

Физминутка:

Встаньте! Ноги на ширине плеч, руки опущены. Вдох - выдох, вдох - выдох, вдох - выдох. На вдохе медленно поднимите руки вверх, постепенно «растягивая» все тело, начиная с пальцев рук, потом тянитесь запястьями, локтями, плечами, грудным отделом, поясницей и ногами, но без напряжения и не отрывая пяток от пола, кончиками пальцев рук тянитесь к солнышку.

Звучит аудиозапись шума волн.

Учитель: Байкал уникален, недаром сибиряки называют его не озером, а морем.

Работа с картой:

Какие крупные реки впадают в Байкал? (Селенга, Верхняя Ангара, Баргузин, Турка, Снежная.) Молодцы!

В Байкал впадает 336 рек, а вытекает только одна - Ангара.

Какая река протекает в нашей местности? (Хилок). Хилок впадает в реку Чикой, а Чикой в Селенгу. А Селенга? В озеро Байкал. Значит, наши маленькие реки несут свои воды в огромное озеро. Поэтому нельзя засорять их.

Учитель: В Байкале обитает около 2635 видов животных и растений, 2/3 из которых эндемичны и нигде в мире не встречаются.

Ученица: Ребята, я хочу загадать вам загадку:

И не рыба, и не кит.

Кто она - поди, узнай-ка!

Рыбу ловит и молчит.

Догадались?

Это... (нерпа).

Ученик: Нерпа обитает в водах озера Байкал. Наиболее близка нерпа к наземным хищникам семейства медвежьих, но приспособлена к воде. Относится нерпа к отряду ластоногих. А названа она так потому, что передние конечности у нее трансформировались в ласты, которые служат ей для передвижения. Хвост у нерпы короткий, ушных раковин совсем нет. В середине марта у нерпы на льду в снежном логове рождается нерпёнок - белёк. Белёк длиной 60-80 см и массой 3-3,5 кг, мех у него белый. Детеныш такой белый, что на фоне снега выделяются лишь два больших черных глаза. Питается нерпа рыбой, которую ловит в воде. Под водой нерпа может находиться 20-25 минут. В тихую погоду нерпа плавает по Байкалу и спит, выставив мордочку из воды и раскинув в стороны ласты. Зимой нерпа на поверхность льда не выходит, дышит она в отверстие, которое проделывает еще в тонком льду. Байкальская нерпа занесена в Красную книгу.

Учитель: Ответьте на вопросы:

Сколько глаз у нерпы? Сколько передних ласт? Есть ли у нерпы уши? Какой у нее хвост? Как называют детеныша нерпы? Где зимует нерпа? Чем питается нерпа? Занесена ли нерпа в Красную книгу?

Молодцы! Вы правильно ответили на все вопросы.

Нерпы поддаются дрессировке. Они слушаются дрессировщика, за что получают угощение - длиннокрылого бычка. Они умеют танцевать брейк, поют смешно и с шумом дуют в усы.

Ученица: Байкал богат рыбой, настоящее время в озере насчитывается 54 вида рыб. В Красную Книгу Бурятии вошли рыбы – байкальский осетр, таймень, белый байкальский хариус, линь. Кроме них в Байкале обитают омуль, сиг, черный байкальский хариус, сорога, язь, карась, щука, окунь, налим и другие. Были искусственно разведены сом, амурский сазан и лещ. Голомянка – уникальная рыба, которая встречается только на Байкале. Голомянки самая многочисленная рыба в Байкале.

Крупные Серебристые чайки - самые шумные соседи нерпы на каменистых берегах. Обитателями лесов возле берегов Байкала являются бурые медведи, изюбры, белки, бурундуки, суслики, сурки, лисы, волки, зайцы.

Учитель: В ХХ веке священному Байкалу выпала участь: стать озером-мучеником. Досталось Байкалу с лихвой от целлюлозно-бумажных предприятий, от воздушных выбросов густо насажанной, как морковка на грядке, промышленности Приангарья, от «планов лесозаготовки» и лесных пожаров, от ядовитой жижи, приносимой Селенгой, от стекающих с полей химических удобрений, от соседства с БАМом и от человеческого равнодушия.Для того чтобы сохранить красоту и чистоту озера, прежде всего необходимо полностью прекратить сбрасывать в него любые сточные воды, что при современном развитии науки и техники является вполне разрешимой задачей.

Как хочется быть уверенной, что и через сто и через двести лет человек, подойдя к Байкалу, замрет, созерцая первозданную красоту его чистых глубин; и через сто, и через двести лет Сибирь останется Сибирью – краем обжитым, благоустроенным и заповедным, а не развороченным лунным пейзажем с остатками закаменевших деревьев. Молодое поколение должно перенять у предков зовет: святая земля нерушима!

А что мы с вами можем сделать для сохранения Байкала?

Присутствующие делятся на команды и предлагают свои решения для сохранения уникального озера (лозунги, плакаты - предупреждения, эскизы мусорных баков и урн в местах отдыха жителей города на берегу Байкала). Защита своих проектов. Подводится итог.

Ученица:

Байкал – восьмое чудо света,

О нем всегда так говорят.

Байкал красив зимой и летом,

И каждый божий день подряд.

Зимой он толщей льда покрыт,

В другом он виде к нам явился,

Когда пришла к нам вдруг весна.

Характер у Байкала разный:

То злится, то воркует он,

То штиль, то шторм,

Ах, как прекрасно,

Что есть на белом свете он!

И реки в наш Байкал глубокий

Не перестанут быстро течь.

Давайте же, ребята, вместе

Красавца нашего беречь!

Ведущий: Для того чтобы сохранить красоту и чистоту озера, прежде всего необходимо полностью прекратить сбрасывать в него любые сточные воды, что при современном развитии науки и техники является вполне разрешимой задачей.

Показ презентации

Рефлексия:

С целью формирования экологической культуры и чувства ответственности за судьбу озера Байкал учитель проводит конкурс рисунков и сочинений на тему «Байкал нуждается в защите детей!»


10 сентября наша страна отметила большой праздник – День Байкала. В нынешний год – Год экологии отдел краеведческой литературы и библиографии ЦГБ эту значимую для всех иркутян дату не мог оставить без внимания.

«Не на карте надо искать великое озеро, надо искать его в себе…»
(И. Широбоков)

Байкал. Найдется ли хотя бы один россиянин, не пожелавший увидеть своими глазами озеро Байкал? О Байкале мы (некоренные жители Иркутской области) впервые узнаем со школьной скамьи. И в детском воображении возникает тот таинственный уголок земли, который манит к себе своими чудесами, загадками и невиданной непостижимой красотой. Его находим на большой настенной карте, влюбляемся даже в само название населенного пункта Иркутск, обозначенного красной шайбочкой у основания слегка изогнутой голубой «хоккейной клюшки». И редко кому, из далеких краев бывшего Советского Союза, а затем и России, выпадает счастливый случай – поселиться рядом с Байкалом… У каждого из нас свой Байкал, и первая встреча с ним, как первая любовь, незабываема.

10 сентября вся наша страна отмечает большой праздник – День Байкала. Впервые День Байкала был учрежден 18 лет назад в 1999 году и назначен на четвертое воскресенье августа. Но затем, с 2008 года, решением Законодательного Собрания Иркутской области он был перенесен на второе воскресенье сентября. И это правомерно, т.к. школьники после летних каникул собираются в классах, трудовой народ вливается в свои коллективы, и этот знаменательный день не теряется среди многоликих солнечных дней лета, не утекает сквозь пальцы прозрачной водой, ведь это День Байкала – озера, о котором забывать нельзя. В школах, библиотеках, вузах и многих других учреждениях в этот день проводят выставки, конкурсы, викторины, которые делают наши помыслы чище и возвышеннее, призывают беречь природу родного края и главную его жемчужину – Байкал.

Под эгидой Дня Байкала в течение всего года проходят научные и культурные мероприятия, кинофестивали, театрализованные представления, спортивные соревнования. Художники приезжают на Байкал для проведения пленэров, коллективы прикладного народного творчества – блеснуть своими работами, актеры любительских театров – выступить на Международном фестивале «Сибирская рампа» «в дуэте с байкальским прибоем». С годами этот праздник становится началом отсчета добрых дел и традиций не только в нашей области, но и в разных точках планеты. Байкал, с его чистейшей пресной водой, уникальным растительным и животным миром, с его легендами и тайнами, притягивает тысячи туристов со всего мира, приобретая все

большую популярность в международном туризме. Современная инфраструктура – сеть турбаз, баз отдыха и санаториев – способствует притоку организованного туризма на Байкале. Любой путешественник может насладиться пешими, велосипедными, конными или водными прогулками, восхождением на священную гору Мунку-Сардык, увидеть и запечатлеть Песчаную бухту, Ольхонские ворота, полуостров Святой Нос, Чивыркуйский залив… Или просто полюбоваться первозданной красотой сибирского моря.

Но вот как сохранить это чудо природы на долгие времена, для будущих поколений? Мощное промышленное освоение Прибайкалья не может не сказываться на беззащитной, легко ранимой природе самого глубокого и чистого озера мира. В текущий 2017 год – Год экологии проблема защиты Байкала стоит особенно остро. Регулярно на территориях, примыкающих к водоему, проводятся экологические субботники, побережья очищаются от мусора. Но «… многое, очень многое зависит от нас: от тех, кто живет и работает на берегу Байкала, от тех, кто приезжает сюда отдыхать. Мы в ответе за каждое сломанное дерево, за каждый сорванный цветок, за сохранение природного ландшафта каждой живописной впадины, каждой уютной бухты» (Галкина В. И. 60 минут о Байкале). Байкал издревле почитался людьми, живущими на его берегах, оберегалось каждое деревце. Широко известен такой случай, ставший уже притчей: «старый эвенк, прежде чем срубить дерево для тагана, просил у березки прощение за то, что рубит ее по необходимости…». Первопроходцы, исследователи Байкала и прилегающих к нему территорий во все времена задумывались о сохранении глубокого студеного озера, единственного в мире.

О Байкале уже очень много написано, о нем сняты фильмы, созданы великолепные картины художников… Публицистика и художественная литература, произведения искусства, посвященные озеру Байкал, призваны не только воспевать его красоту и богатства, а также выступать в защиту экологии уникального озера. Такими являются произведения известных ученых и писателей – Распутина, Волкова, Галазия, Таурина, Чивилихина и многих других, радеющих за его чистоту и сохранение.

В публицистике Валентина Распутина значительное место занимает тема защиты природы и, прежде всего, озера Байкал. У писателя особое отношение к природе. «Он влюблен в нее сыновней любовью и свидетельствует об этом всем своим творчеством» (Сирин А. Д. Свет распутинской прозы).

Профессор Михаил Михайлович Кожов, объектом изучения которого был Байкал и Прибайкалье, и которым он посвятил всю свою жизнь, говорил: «Байкал с его красочной природой, кристально чистой водой и уникальностью органического мира целесообразнее использовать не для развертывания химической промышленности, а как источник чистой воды, а также для нужд туризма и отдыха трудящихся. Байкал должен быть сохранен для будущих поколений, как неповторимое явление на нашей планете».

Григорий Иванович Галазий также посвятил всю свою жизнь защите уникального озера Байкал. Его основная научная деятельность была направлена на решение проблем экологии, связанных с охраной и рациональным использованием природных ресурсов.

Он руководил Байкальской станцией, в 1961 г. ставшей Лимнологическим институтом. Много времени и сил ученый отдавал борьбе за чистоту вод озера Байкал и сохранение его флоры и фауны. Он принимал активное участие в создании и продвижении проекта «Закона об охране озера Байкал», под его руководством подготовлен и опубликован комплексный Атлас Байкала.

Основным загрязнителем Байкала был в то время построенный на юго-восточном берегу озера Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат. «Комбинат ежесуточно сбрасывал в Байкал 210 тыс. м3 сточных вод. Всем, кроме советских чиновников, было ясно, что рано или поздно эти воды нанесут вред Байкалу. У чиновников же одно было на уме: выполнение и перевыполнение плана по выпуску целлюлозы, а что будет с Байкалом - это их не волновало. Надо заметить, что в то время у Г. И. Галазия не хватало научных данных, чтобы доказать губительное влияние сточных вод комбината на экосистему озера, и ему невольно приходилось во благо Байкала несколько «сгущать краски», чтобы привлечь внимание общественности. И это ему удалось. В борьбу за сохранение Байкала включились тысячи жителей страны от академиков А. И. Яншина и А. А. Трофимука до простых людей. Появились различные общественные организации в защиту Байкала… В результате усилий общественности и учёных с 2013 года БЦБК прекратил свою деятельность» (Богданов В. Т. Байкал в легендах, былях и байках).

Галазий говорил: «Нельзя допускать, чтобы источник питьевого водоснабжения одновременно был и приёмником промышленных и бытовых отходов. Нужно разрабатывать принципиально новые безотходные технологии водопотребления…». В этом году 5 марта город отметил 95-летний юбилей со дня рождения видного ученого, почетного гражданина города Иркутска, академика, «рыцаря Байкала», как принято его величать, Григория Галазия.

Для известного иркутского краеведа и туриста Валентина Петровича Брянского, исходившего все тропы Прибайкалья, побывавшего в каждой бухте и на каждом острове озера, увлечение своей работой, стало частью его жизни. Еще будучи студентом Новосибирского института инженеров железнодорожного транспорта, он мечтал о встрече с Саянами и Байкалом.

В книге «Здравствуй, Байкал!», написанной по личным впечатлениям Брянского, привлекают мысли автора об использовании в будущем на Байкале «…только безвредных для него источников энергии: солнца, ветра, волнового прибоя, можно добавить - тепла земли, а также и видов транспорта - преимущественно паруса и весла.

… главным пользователем Байкала должен стать туризм - культурный и обустроенный. Туризм как можно скорее должен стать контролируемым, иначе он может принести вред, сравнимый с воздействием индустриальных сбросов и выбросов».

Наблюдая за жизнью Байкала, Брянский приходит к выводу, что врагами для него являются экологическая неграмотность населения и бескультурье, браконьерство, ведомственность интересов и местничество, равнодушие к его судьбе и недальновидность.

В наши дни к решению сложной экологической проблемы, грозным шквалом нависающей над Байкалом, подключаются видные общественные деятели, партия «зеленых», Байкальское экологическое движение, юные экологи. Но, как заметил И. Широбоков, проблеме сохранения Байкала весьма соответствуют слова, когда-то произнесенные В. И. Лениным: «Шаг вперед, два шага назад».

Известный иркутский журналист и писатель Игорь Широбоков – один из лидеров общественного движения в защиту Байкала, пишет об озере, с которым его связала судьба на всю жизнь, особенно проникновенно: «Безнадежная затея – рассказать все о Байкале. Многие пытались – кто словом, кто кистью, кто объективом, – но в результате удавалось запечатлеть лишь один миг, одно минутное состояние сибирского моря: отчего

так? А кто, скажите, из писателей или художников, кто из людей всех времен осмелится заявить, что воссоздал саму жизнь? Нет, человеку это не дано…

Байкал, как все мы, наполнен жизнью сиюминутной и вечной, прекрасной и пугающей, простой и непостижимой… Байкал неизмеримо больше и мудрее маленького человека. Вот почему нас так неудержимо влечет к нему, вот почему только на его берегах возникает то необъяснимо высокое и чистое состояние души, которое невозможно высказать словами.

… только любоваться им сейчас мало, чудо надо защищать и оберегать тщательнее полотен Рафаэля. Всем вместе – от бывших и будущих необдуманных, а потому преступных вторжений, каждому – от браконьерских выстрелов, пожаров, от своего пристрастия к «сувенирам» (нормальному человеку не придет в голову оторвать на память кусочек от «Сикстинской мадонны»).

С Байкала можно везти рыбу, орехи, ягоды, но надолго ли их хватит? Везите красоту, ее вам подарит Байкал на всю жизнь».

Пусть эти слова иркутского писателя станут девизом для каждого, кто когда-либо скажет: здравствуй, Байкал.

Федотова О. А., гл. библиограф ОКЛиБ

Литература

Богданов, В. Т. Байкал в легендах, былях и байках. Иркутск. 2011.

Брянский, В. П. Здравствуй, Байкал! Иркутск. 1989.

Галазий, Г. Байкал в вопросах и ответах. Иркутск. 2012.

Галкина, В. И. 60 минут о Байкале. Иркутск. 1979.

Гольдфарб, С. И. Мир Байкала. Иркутск. 2010.

Широбоков, И. Мой Байкал, наш Байкал. Иркутск. 1999.

« Озеро Байкал»

Подготовили и провели:

М.А.Акопян - учитель биологии

Тема: «Озеро Байкал ».

Цели: - познакомить учащихся с озером Байкал, показать его уникальность,

познакомить с животным миром озера, дать некоторые исторические

знания о Байкале;

Развивать речь учащихся, память, расширять кругозор, обогащать

словарный запас;

Воспитывать любовь к Родине, к природе, бережное отношение.

Сегодня на нашем мероприятии мы познакомимся с одним из великих озер планеты Земля - с озером Байкал (сл.№1,2,3 ).

Байкал слишком велик и таинственен. Для начала обратимся к географической карте.

Вот он какай Байкал! Из космоса Байкал имеет форму молодого месяца (сл.№4).

Из космоса виден древнейший Байкал,

Его полумесяц лазурный.

Он славу себе на планете снискал,

Воспет нашим временем бурным.

Как ты красив, наш батюшка Байкал!

Среди лесов, песчаных дюн и скал.

Стоишь, не зная горестей и бед

Уж четверть сотни миллионов лет.

Байкал - одно из древнейших озер планеты.

А вот еще некоторые данные об этом озере: (сл.№5)

Байкал находится на границе Иркутской области и Республики Бурятия. Ширина Байкала в пределах от 24 до 79 км. Дно Байкала на 1167 метров ниже уровня Мирового океана. По площади Байкал занимает шестое место среди крупнейших озер мира. Длина береговой линии 2100 км.

Глубина Байкала -1631 м.

По глубине Байкал занимает первое место среди озер земного шара.

(сл.№6).

Средняя глубина озера - 745 м, максимальная глубина озера 1642 м

Но такая глубина не везде.

Байкал не только глубочайшее озеро на Земле, но и крупнейшее хранилище пресной воды - в нем сосредоточено около 19 % мировых запасов (сл.№7).

Средь горных хребтов, возле сопок и скал
Раскинулось озеро-море,
Сибири жемчужина - древний Байкал,
Чьи волны шумят на просторе.

Байкалу нет равных озёр на Земле -
Он самый глубокий и чистый!
Прекрасен утрами, в вечерней заре,
В снегах и под солнцем лучистым.

В Байкал впадает в среднем 336 рек и речек, а вытекает одна Ангара - приток Енисея. Самая крупная река Селенга (сл.№8,9 ).

Как вы думаете, почему Байкал называют Байкалом? (сл.№10).

Происхождение названия Бай - Куль (тюрк.) - богатое озеро

Байгаал - Далай (монг) - богатый огонь

Бэй-Хай (кит.) - северное море

Байкал- одно из древнейших озер планеты, его возраст определяют в 25-30 млн. лет. Большинство озер, особенно ледникового периода живут 10-15 тысяч лет, а затем заполняются осадками и исчезают с лица Земли. На Байкале нет никаких признаков старения, как у многих озер мира (сл.№11 ).

Наоборот, исследования последних лет позволили геофизикам высказать гипотезу о том, что Байкал является зарождающимся океаном, Это подтверждается тем, что берега его расходятся до 2 см в год, подобно тому, как расходятся континенты Африки и Южной Америки.

Легенда Байкала .(сл.№12). Существует легенда, что у батюшки Байкала было 336 рек-сыновей и одна дочь Ангара, все они втекали в отца, дабы пополнять ее воды. Но вот его дочь влюбилась в молодого красавца Енисея, пошла против воли отца, желавшего выдать ее за старого иркута. Полюбила реку Енисей и стала выносить воды своего отца любимому. В ответ на это отец Байкал кинул в свою дочь огромный кусок скалы и проклял ее. Эта скала,называемая Шаман-камень, находится у истока Ангары и считается ее началом.

Красив Байкал в любое время года! (сл.№13,14,15,16). Громадная глубина, удивительная чистота и прозрачность воды, суровая сказочная красота берегов. Высокие волны с шумом и грохотом разбиваются о скалы, далеко разносится звук мощного прибоя (сл.№17).

Наша яхта подходит к самому большому острову Байкала - острову Ольхон.

На Байкале 27 островов, из которых самый крупный -Ольхон. (сл.№18)

В мифах и легендах бурят Ольхон называют обиталищем грозных духов Байкала (сл.№19 ). Сюда по преданиям спустился с неба главный из ханов -Хаан -Хутэ-баабай, посланный на Землю высшими богами. Здесь живет в образе белоголового орла -беркута его сын по имени Хан Шубу, который первым получил шаманский дар.

Погрузимся в подводное царство озера.

Как заманчиво увидеть собственными глазами, кто живет в этом хрустальном тереме. (сл.№20).

Глубина 100 м. (сл.№ 21,22)

На такой глубине встречаются бычки и хариус. Хариус - одна из самых пестрых и красивых рыб России. Вес его достигает от 500 до 1500 грамм. Обитает не только в озере, но и в реках Сибири.

Глубина - 150 м. (сл.№23)

На такой глубине довольно много времени проводит омуль. Самый крупный размер омуля - 50 см, вес до 5 кг. Живет омуль до 25 лет. Из 100 икринок омуля выживает одна рыба. Сколько выживет омуля, зависит от чистоты воды в Байкале.

Омуль - крупная промысловая рыба весом до 3 кг. Питается крупными придонными ракообразными, молодью рыб, мелким зоопланктоном.

Глубина 200 м. (сл.№24)

Мимо нас проплывает осетр - это царь-рыба Байкала. Осетры живут в Байкале 50-60 лет и более, достигают100-130 кг веса. Растет эта рыба очень медленно. Хищнический лов осетра очень подорвал запасы ценнейшей рыбы Байкала. Сейчас осетр занесен в Красную книгу.

Глубина 380 м. (сл.№25,26)

Вот она! Это же и есть голомянка.

Голомянка - живородящая рыба, она мечет не икру, а живых детенышей, которые погибают при температуре выше + 10 С. В голомянке так много жира, что мертвая она не тонет, а плавает на поверхности. В прошлом жители побережья Байкала собирали мертвую голомянку и вытапливали из нее жир, который использовали для освещения и как лечебное средство.

Более 70% обитателей Байкала не встречаются в других водоемах планеты. К числу таких видов относится голомянка- розовато-белая, полупрозрачная, не имеющая чешуи рыбка.

Глубина 500 м. (сл.№27)

За иллюминатором серебрястые голомянки и планарии. Очень красиво.

Не только рыбные ресурсы Байкала, но и пушные богатства Прибайкалья и Забайкалья издавна привлекали сюда переселенцев.

Шкурки баргузинского соболя - самый ценный мех в Сибири (сл.№28). Он заслуженно пользуется мировой славой.

Обычны в тайге пышнохвостые белки - еще один объект пушного промысла (сл.№29).

Мы прощаемся с островом Ольхон.

Народы, населявшие берега озера, называли озеро - Байкюль, что значит «богатое озеро». И Байкал действительно богат. Богат своим животным и растительным миром. В настоящее время известно 1550 видов и разновидностей животных, 1085 растительных организмов (сл.№30,31).

По данным института Сибирского отделения РАН в озере 2630 видов растений и животных. Такое обилие органического мира объясняется большим количеством кислорода в воде.

Озеро и прибрежные территории отличаются уникальным разнообразием флоры и фауны. Их обитатели на 2/3 эндемичны (т.е. неповторимых), то есть живут только в этом водоеме.

Байкал - пресноводный, с прозрачной водой,
И живности в водах немало:
Осётр, голомянки, таймени с плотвой,
Сиг, омуль - эндемик Байкала.

Байкальская нерпа в тех водах живёт,
А берег - гнездовье для птицы,
Увидишь орланов и чаек полёт.
Медведи приходят кормиться.

В горах Прибайкалья живёт кабарга -
Олень, самый маленький в мире,
А склоны вокруг покрывает тайга,
Богатая флора Сибири.

Немного о прибрежной природе. Тайга подходит вплотную к Байкалу и потому здесь разнообразен животный мир. Конечно, главным промысловым зверем считается соболь (сл.№32).

На открытых, травянистых участках гор медведи так же находят обильный стол - различные виды зонтичных и бобовых. Именно в этих ландшафтах и только в строго определенные периоды года можно наблюдать такое множество медведей. Северные берега Байкала уникальны и единственны в этом отношении. (сл.№33)

Появление медведя на берегу Байкала носит характер массового регулярно повторяющегося явления. Их можно видеть здесь со 2-ой декады июня, в зависимости от того, когда исчезают льды на Байкале и начинается лет ручейников. Байкал привлекает медведей множеством различного корма, озеро выбрасывает жуков, стрекоз, моллюсков, мертвых бычков, голомянок, иногда и молодых нерпят.

В широкой полосе байкальского побережья на грани двух стихий - земли и воды находят приют обитатели, жизнь которых теснейшим образом связана как с водой, так и с сушей. Орлан-белохвост, скопа, черный коршун, несколько видов чаек, гнездящихся на островах, - основные виды пернатых, без которых берега Байкала трудно себе представить (сл.№34,35,36,37,38).

Единственный представитель млекопитающих Байкала - тюлень или нерпа байкальская, имеющая общего предка с северным тюленем (сл.№39). Ученые предполагают, что нерпа проникла на Байкал из Ледовитого океана по Енисею и Ангаре в ледниковый период. Численность ее в настоящее время около 60 тысяч голов. Живет нерпа более 55-56 лет, за жизнь самка может принести до 2-х десятков детенышей. . Конечности нерпы - ласты. Передние ласты хорошо развиты, с острыми когтями.

Когда Байкал покрывается льдом, мощные передние ласты являются тем орудием, с помощью которого нерпа проделывает во льду отдушину для выныривания и вдыхания воздуха.

Большая часть нерпят появляется в середине марта, рождаются на льду, в снежном логове и пока кормятся молоком матери, в воду не ныряют. Детеныши имеют мех белого цвета - это их охранительная окраска (сл.№40). С переходом на питание рыбой их цвет меняется: серебристо-серый у 2-3 месячных, буро-коричневый - у более старших.

Нерпа-один из трех пресноводных тюленей мира. Эти животные очень любопытны, часто подплывают к судам и долго на них смотрят (сл.№41).

Конечно же всех животных не перечесть. Их много и все они нуждаются в защите (сл.№42,43,44,45).

Еще одной особенностью озера является его прозрачность - до 40 метров. Ни один водоем на Земле не имеет такую высокую прозрачность воды

(сл.№ 46,47,48).

А теперь о печальном.

Байкал - уникальное озеро, но как и у любого природного объекта у него есть свои экологические проблемы. В 1996 году озеро было внесено в Список объектов Всемирного значения ЮНЕСКО (сл.№49).

Байкальский Целлюлозно-бумажный комбинат. В 1966 году начал действовать БЦБК. В результате чего начали деградировать прилегающие территории озера. Отмечается усыхание тайги (сл.№50).

В сентябре 2008 года комбинат пришлось остановить. Однако в январе 2010 года было принято постановление фактически разрешающее Байкальскому ЦБК сливать промышленные стоки в Байкал, сжигать и складировать любые отходы на его берегах (сл.№51).

10 марта 2010 года общественные организации России объявили о создании коалиции «За Байкал» и начале сбора подписей под обращением в ЮНЕСКО.

(сл.№52,53).

Восточный нефтепровод . (сл.№54 ). Компания «Транснефть» ведет строительство нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан», проходящего в районе Байкала. В итоге, при разливе нефти пострадала бы вся уникальная экосистема озера. В Иркутске 18 марта 2006 года состоялся митинг против строительства нефтепровода. В результате В.В.Путин 26 апреля 2006 года запретил этот проект. В данное время нефтепровод строят за пределами водосбора Байкала.

В 1956 году озеро использовалось в гидроэнергетике. Оно стало составной частью Иркутского водохранилища. В результате уровень воды поднялся на 1 м (сл.№55).

Кроме промышленных предприятий озеро загрязняется бытовым мусором. Регулярно проходят рейды по его уборке, но к сожалению меньше его не становится (сл.№56,57,58).

Байкал привлекает туристов со всей планеты (сл.№59) . В 70 км от Иркутска располагается поселок Листвянка - самое популярное место туризма на Байкале. Отсюда берет начало большинство круизов по озеру. На различных участках вокруг озера проходит Большая Байкальская Тропа.

Байкал один на всей планете,

Другого - просто не дано…

Мы все твои, Байкал мой, дети,

И жить с тобой нам суждено!

О чем грустишь, Байкал любимый,

О чем вздыхает твой прибой?

Иль кто-то злой, неумолимый

Порой глумится над тобой?

И мне Байкал вздыхал в ответ:

«Я жил на свете тыщи лет…

Никто меня не обижал,

Напротив, всякий уважал…

Но за последние полвека…

Не узнаю я человека!

Как будто чистая водица

Ему вовек не пригодится…»


И людям беречь его надо!
Давно его взяли в осаду.



За то, ЧТО оставим потомкам…

Байкал и соседние с ним хребты все шире используются для отдыха населения. По берегам озера создают туристические базы и дома отдыха (сл.№60).

Байкал - это чудо, живой организм,
И людям беречь его надо!
Заводы ж, селения, «дикий туризм» -
Давно его взяли в осаду.

Бушует священный Байкал и шумит
И волны кидает в нас, скомкав,
Как будто душа у Байкала болит
За то, ЧТО оставим потомкам…

Не обижайте, люди, море!

Байкал ведь тоже хочет жить:

Играть волной, ветрами споря

И людям преданно служить!

Беречь Байкал - святое дело:

Его судьба - у нас в руках!

Сама природа нам велела,

Чтоб жил Байкал родной в веках!

И верю я: Байкалом будет

России слава прирастать!

И нам потомки не забудут

За это должное воздать.

Здесь будет файл: /data/edu/files/i1452781907.ppt (презентация "Озеро Байкал")

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

Средняя Общеобразовательная школа №12

Сценарий внеклассного мероприятия по теме

«Малая Родина – Байкал» для 2 класса.

(Игра – путешествие.)

Г.Усолье-Сибирское Игра – путешествие «Малая Родина – Байкал». Задачи: 1.Познакомить с оз. Байкалом и его достопримечательностями, показать связь людей с природой. 2.Расширять кругозор, развивать любознательность. 3.Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, родному краю, чувство гордости за малую Родину. Оборудование: иллюстрации: «чайки», «скалы»; декорации: берёза, ель, пень, кусты; плакат с названием мероприятия, выставка книг, карта, рыбы, удочки, разнос, самовар, пироги, варенье, чай, кружки, рисунки детей, призы, костюмы для выступающих, проектор, видеоролик о Байкале, музыка. Костюмы: Байкал, Енисей, Ангара, рыбаки, сарафаны для девушек – веселушек. Действующие лица: ведущий, чтецы, Байкал, Ангара, Енисей, рыбаки, девушки-веселушки.

Ход мероприятия. Вступление. (Звучит музыка – шум моря.) Ведущий: Степь сибирская безбрежная, Рек серебряных ширь. Ты, суровая и нежная, Сторона моя – Сибирь. - Ребята, у нас сегодня особый день. Мы с вами отправимся в путешествие, посвящённое самому прекрасному уголку нашей Родины – Байкалу. Байкал – край небывалой, сказочной и волшебной красоты. И так, в путь! Вперёд, нас море ждёт! Просмотр видеоролика о Байкале. Входит Байкал. Байкал: - Здравствуйте, ребята! Добро пожаловать ко мне в гости. В старые времена называли меня морем. Я очень могуч. Площадь моя 31500 кв. км., длина – 636км., ширина – 80 км., а глубина – 1741 км. В мою котловину можно влить 92 моря как Азовское и 23 как Аральское. Был я весёлым и добрым. И была у меня единственная дочь, а звали её Ангара. Красивее её не было на земле. Театрализованная сказка. Ведущий: Крепко любил Байкал свою единственную дочь. Краше её не было на земле. Днём она светла – светлее неба, ночью темна – темнее тучи. Все любовались ею, все славили её. Даже перелётные птицы спускались низко, но на воду Ангары садились редко. Разве можно светлое чернить? Старик Байкал берёг дочь пуще своего сердца. Однажды, когда Байкал заснул, бросилась Ангара бежать к юноше Енисею. Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась свирепая буря, бесновалось море – богатырь. Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил от неё скалу и бросил вслед убегающей дочери. Скала упала на красавицу – дочь. Взмолилась синеглазая Ангара и, рыдая сала просить: Ангара: Отец. Я умираю от жажды, прости меня и дай мне хоть одну капельку воды…. Ведущий: Сотни лет течёт Ангара в Енисей водой – слезой, а седой одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скалу, которую бросил Байкал вслед дочери, называли люди Шаманским камнем. Там приносили Байкалу богатые жертвы. Люди говорили: «Байкал разгневается, сорвёт Шаманский камень, вода хлынет и зальёт всю землю». Только давно это было, теперь люди смелые и Байкала не боятся… - А вы, знаете, почему Байкал рассердился? Монтаж. (Рассказывают дети.) 1.Байкал – это уникальное явление на нашей планете. Это самое глубокое озеро в мире. 2.Байкал – это крупнейшее хранилище самой высококачественной и пока ещё чистой пресной воды. 3.Редкая чистота воды обеспечивает жизнь уникальному животному и растительному миру. 4.Растительный и животный мир Байкала необычайно богат. В настоящее время в его водах известно 1550 видов и разновидностей животных. 5.Байкал – одно из древнейших озёр мира. Оно существует уже около 25000000 лет. 6.Это зарождающийся океан. Слово «Байкал» в переводе означает богатое озеро. 7.в него впадает 336 рек, а вытекает лишь одна – Ангара. 8.В Байкале в настоящее время насчитывается 52 вида рыб. Это сиг, омуль, щука, хариус, осётр, плотва, язь и др. Игра «Рыбаки». Ведущий: - А сейчас, я вам предлагаю отправиться на рыбалку на оз. Байкал. Поднимите руки те, кто любит рыбачить. Но нам нужны такие рыбаки, которые знают названия рыб и смогут рассказать нам что-нибудь интересное о них. (Дети рыбачат и рассказывают о пойманной рыбке. 4 рыбака и 4 рыбы: осётр, широколобка, омуль и голомянка.) Игра. - А пока рыбаки удят рыбу, давайте с вами тоже поиграем. Игра называется «Рыба в море». Правая рука – рыба, а левая – море. Если рыба под водой – тишина, а если на воде – хлопки в ладоши. (Ведущий показывает движения, дети следят и выполняют указания.) Частушки. Ведущий: - На территории Байкала находятся музеи, заповедники, туристические базы отдыха. Живут на Байкале люди разных национальностей: русские и буряты. Местные жители занимаются рыболовством, скотоводством, промышляют на ценных пушных зверей, собирают грибы, ягоды и орехи. Этими дарами щедро наградила наша природа людей, которые любят и охраняют свою малую Родину, свой Байкал. Многие растения и животные занесены в Красную книгу и охраняются в заповедниках. Местные жители гостеприимны и веселы. Они любят петь, плясать и шутить. Да и гостям они всегда рады. (Входят три девицы в сарафанах с самоваром и пирогами.) 1-ая девица: -Какой сибиряк не любит чаёк попить. 2-ая девица: -Да пироги отведать. 3-я девица: -Да и частушки попеть. (Исполняют частушки.) На столе у нас пирог, Пышки и ватрушки, Так споём же под чаёк Чайные частушки.

Подавай мне чашку чая, Ведь люблю я русский чай. В чае я души не чаю Наливай горячий чай. Самовар пыхтит, искрится Щедрый, круглый, золотой. Озаряет наши лица Он своею добротой. Выпивая чашку чая, я обычно не скучаю... Потому что никогда Я не пью его одна Ну давай же поскорей Чай гостям и мне налей Собери вокруг стола Для мира, радости, добра

Викторина. Ведущий: - А сейчас, мы с вами выявим лучшего знатока Байкала и посмотрим, что вы усвоили из нашего путешествия. Мы проведём викторину. Я буду задавать вопросы, а вы – отвечать. Кто ответит на большее количество вопросов, тот и победитель нашей викторины. Вопросы: 1.Какова глубина Байкала? (1741 км.) 2.Какая знаменитая на весь мир рыба, водится в водах Байкала? (Омуль.) 3.Сколько рек впадает в Байкал и сколько вытекает из него? (336 и 1.) 4.Назовите имя возлюбленного красавицы - Ангары. (Енисей.) 5.Как называется скала, которую бросил Байкал в след беглянке – Ангаре? (Шаманский камень.) (Награждение.)

Заключение. (Дети читают стихи.) 1.Услышу ль у сосен в полдневный час Журчанье струй средь камушков и брода, О, люди, мыслю я, у всех у нас Есть мать одна, зовут её – Природа! У ней для всех хватает доброты, И мы живём, запечатлев в душе на веки Её прекрасные черты – поля, луга, озёра, реки. 2.Три клада у природы есть: Вода, земля и воздух – три её основы. Какая бы не грянула беда – всё возвратится снова. 3.Но если… Впрочем, в наш жестокий век понятно всем, Что это «если» значит? О, человек! Природа – мать, ни рек и ни морей от глаз Твоих не прячет, Ни росных трав, ни голубых озёр Цени её доверие, Природы! Не обмани её! И в тёмный лес Входи, как в храм, под мраморные своды. 4.Прекрасна, прекрасна Родная земля. Прекраснее мне не найти никогда! Зелёные долы, леса и поля, И синяя в море вода! 5.Ты, дружок, смотри, не покачай! Правдивым быть и добрым обещай! Не обижай ни птахи, ни сверчка. Не покупай для бабочки сачка. Люби моря, леса, простор полей – Всё, что зовётся Родиной твоей!

Ведущий: - Наше путешествие подходит к концу, но я уверена, что оно убедило вас, ребята, в том, что свою Родину, природу, планету Земля надо постоянно охранять и беречь. Окружающий нас живой мир удивительно велик, а мы его очень мало знаем. Читайте больше книг о природе, о Байкале, о Родине. Познакомясь с этими книгами, вы узнаете много нового и интересного, таинственного и увлекательного. (Выставка книг.) Конкурс рисунков. - Готовясь к празднику, вы нарисовали рисунки о Байкале, о Родине. Из лучших ваших рисунков мы оформили выставку, которая украшает стены нашего зала. И сейчас, мы проведём награждение ребят за лучшие работы. (Награждение.) -До свидания! До новых встреч!

Список использованных источников.

1.Стихи для вступления