Заграничные паспорта и документы

Полуостров рыбачий карта с населенными пунктами и. Край земли - полуостров рыбачий. Природные достопримечательности полуостровов


Честно говоря, те выходные дни я должен был провести в полётах над Соловецкими островами. Но прогнозы погоды были удручающими, и я не поехал. Пилоты покатили туда хотя бы просто посмотреть на тамошние места. А я там уже был и перспектива бродить по островам в пасмурную погоду (когда я там был раньше в солнечную) совершенно не вдохновляла. Остался дома. И тут мне предложили составить компанию в поездке на Средний и Рыбачий полуостровы у нас на Кольском.
Погода, кстати, по прогнозам тоже намечалась суровая. Однако выбирая между двумя местами, где мёрзнуть (в квартире или на природе), выбрал второй вариант. Ну, хотя бы прокатиться, посмотреть и определиться на будущее с уже неспешной поездкой на самый северный край нашего края (извините:))).



Про начало нашей экспедиции я уже написал... Неожиданно хорошо выспавшись под грохот водопада, подкрепившись бутербродами и чаем или кофе, мы двинулись вдоль реки Титовки на север. Самые отважные трое забрались на крышу нашего "все-вне-дорожника" и оттуда обозревали окрестности, развлекали себя рассказами и случаями из жизни. Небо на горизонте вселяло надежду. Боже, как мы жестоко ошибались!



Машину хоть и бросало из стороны в сторону на ямах и ухабах,как утлое судёнышко во время шторма, однако это не мешало иногда доставать фотоаппарат и фотографировать прямо на ходу, конечно, при страховке с двух сторон. Причём, страховка была на редкость надёжная: иногда и камеру к носу было не поднести - так крепко меня держали товарищи. Хотя, честно говоря, большая часть пути затем проходила по обычной однообразной тундре, где взгляду было не за что зацепиться, так что камеру я не доставал.



Надо сказать, что народу мы встречали очень много: рыбаков и туристов на обычных машинках, и компании квадроциклистов и велосипедистов, и "джиперов".



Такая вот тундра, такой вот пейзаж...



Подъезжаем к перевалу. После непродолжительной остановки народ тоже захотел потусоваться на крыше и нас там разместилась целая "грядка".



Миновали перевал и почти сразу перед нами появилась цель нашей поездки.



Следы ожесточённых боёв во время Великой Отечественной войны встречаются тут повсеместно.
И стоит много памятников и обелисков героям, защищавшим Заполярье.



Опять выглянуло солнышко. Как позже оказалось, это было его прощальным приветом.



Ещё раз оно осветило море, но где-то уже далеко позади на юге. А по курсу нас встречало низкое тёмное небо, ветрище прямо в лицо и морось с туманом. На крыше мы давно уже ехали вдвоём с напарником - остальных сдуло в сухую большую "кабину". Как хорошо, что на полпути я напялил непродуваемый и непромокаемый плащ, как мой сосед по насесту на крыше! Что-либо сфотографировать по пути было невозможно - сырость моментально оседала на фильтре объектива. И на кой чёрт я ввязался в эту авантюру?



Однако, мы добрались! Мыс Немецкий - самая северная точка Кольского полуострова и европейской части России. Дальше только океан и северный полюс.



Птички над головой. Приходилось иногда нагибаться...



Ветер по-прежнему свистит с севера, неся морось. Получается, что делаешь один кадр и полчаса вытираешь стекло фильтра, отвернувшись. Так что никаких градиентных фильтров, размыва воды и прочих "художественностей" не будет. Чистая хроника событий и констатация фактов. К сожалению. Тем более, что в таких поездках всё происходит по принципу "галопом по европам": времени мало, а посмотреть нужно много.



Скалы на побережье меня очень впечатлили.



В воде тоже было на что посмотеть. "Полярик" бы не помешал, конечно, но под дождём его накручивать...



Я - в шоке от этих скал. Отдельные полосы размером и формой мачете можно было отделить от массива. Край такого тесака почти такой же острый получался.



Знаете это растение? Про него много чего интересного рассказывают.



Море - океан.



Вот нас и квадроциклисты нагнали. Поехали на самый берег, видимо.



А наши решили на птичек посмотреть. Их там очень много и они нам были не рады.



Ещё бы! Только, вон, мелкие вылупились. Не летать, не бегать толком не умеют. Прячутся, замирают и ждут, когда непрошеные гости уйдут. Прошу не ругаться - все меры предосторожности были приняты. Фото сделано издалека "телевиком" на максимальном приближении (и скадрировано ещё для увеличения). Мы природе не враги.



Да, тут же ещё два маяка стоят: старый и новый, работающий и нет.



На один я "постеснялся" идти (судя по знаку, где-то разрешили обгон:))), а на другой залез, конечно.



Неземная картина с него открывается в одну сторону (а в другую и в третью - серый туман).



А в четвёртую сторону - вон тот мыс со скалами, куда мы должны были дальше ехать.



Ну вот, опять все в сборе и ждали только меня. Закинул рюкзак за спину, скатился по трухлявой лестнице... Поехали.



Расстояние было совсем небольшое, поэтому приехали быстро. И сразу полезли на утёс - оглянуться вокруг.



"Рисунок" у здешних скал тоже очень фактурный.



Какие же тут силы так постарались? Смотрится необыкновенно.



Тут уж я не выдержал, спустился к подножию скал и ломанулся к берегу, пока народ был занят фотосессиями. А ведь ещё хотел подняться на вторую вершину соседнего утёса. В общем, бегом-бегом промчался по этим каменным складкам и немного попугал их фотокамерой.



Смотрю, а на той вершине уже гуляют... Поспешил к ним.



Оглянулся ещё раз на каменные волны на берегу.



Вот и вершина. Ветер тут знатный. И обзор отличный.
За фото спасибо прекрасной незнакомке, которую мы тут обнаружили сидящей на вершине и смотрящей вдаль в полном одиночестве (сам так люблю делать под настроение в своих одиночных вылазках, когда не спешу). А девушка путешествует одна (!) пешком (!) вокруг полуострова (!). Вот я уже дома пишу, а она ещё там (ребята сказали, что у неё в планах закончить поход к концу июля). Со своей "колокольни" могу ей только позавидовать: и сколько всего разного увидеть можно не спеша, и природа, наверняка, даст шанс хорошей погодой это запечатлеть.



О, как специально один из наших участников поездки подошел на то же место, где я был, для масштаба.



Опять с сожалением покидаю и это место - пора в путь дальше.



За нашим передвижением зорко наблюдают с воздуха...



Проезжаем Скорбеевку... Когда-то тут был настоящий военный посёлок, стоит дом даже в четыре этажа, пара - поменьше и мелких куча. Интересно, с нами в поездке был мужчина, который тут обитал в своё время. На мой вопрос: "где же тут шахты под ракеты?" ответил, что стояли тут мобильные комплексы. Показал, где был "штаб" и бытовая инфраструктура посёлка. Теперь здесь гуляет ветер и царит запустение. Понятно, что, как у нас принято, всё разбито и разодрано, деревяшки ото всюду сняты: то ли под костры, то ли под другие цели...



Ещё раз убедился: почти всегда где нет человека - там красота:))



Холодные северные воды.



Обнаружил тут небольшой фрагмент таких же скал, как и в Вайде-губе.





Кругом скалы и камни...



И вдруг - настоящий пляж! Где же солнышко и мой купальный костюм?!



Побродил по берегу туда-сюда, подышал морским воздухом и пошел в лагерь: мы тут встали на ночёвку.

Полуостров Рыбачий находится на самом севере Мурманской области. Туристов он встречает удручающим зрелищем заброшенного поселка Большие Озерки. Покинутые разрушенные дома сразу вызывают желание двинуться дальше. На полуострове всего два жилых населенных пункта, а постоянно проживают там меньше 150 человек.

Полуостров Рыбачий. Побережье.

Сам полуостров - это невысокое плато, изрезанное небольшими речками, ручьями и озерами. Самая высокая точка - 334 м.

Во время второй мировой войны за полуостров велись ожесточенные бои, и до сих пор по всей его территории можно увидеть остатки орудий и военных укреплений. В послевоенные годы здесь находились военные базы, большой порт, колхоз, несколько населенных пунктов, но постепенно все это было заброшено и пришло в запустение. По всему полуострову остались лишь полуразвалившиеся дома, советские и немецкие доты, брошенная и ржавеющая техника. До 2009 года полуостров был пограничной зоной, и для его посещения нужно было оформлять пропуск, сейчас проехать сюда можно свободно.

Здесь осталась одна действующая военная база, в поселке Вайда-Губа, около одноименного залива. Неподалеку от поселка расположен маяк и памятник воинам, павшим в боях Великой Отечественной войны. Здесь же расположена одна из первых в России метеостанций, она была построена здесь больше века назад.

Самый популярный маршрут лежит к самой северной точке полуострова Рыбачий - мысу Немецкий.

Формально, полуостров омывается Баренцевым морем, но при взгляде на огромные бирюзовые волны возникает ощущение, что ты стоишь на берегу сурового и безграничного северного океана. Кстати, полюбоваться на эти волны здесь можно почти всегда, вне зависимости от сезона. Даже летом на побережье очень часто дует ветер, а зимой море не замерзает. Хотя ехать сюда зимой только для того, чтобы полюбоваться на виды, не самая хорошая идея. Летом температура редко поднимается выше 20 градусов. Лето очень короткое, относительно тепло здесь только в июле-августе, уже в сентябре начинаются ночные заморозки.

Полуостров Рыбачий - как добраться?

Заброшенный поселок на полуострове

Добраться до полуострова Рыбачий можно только на автомобиле. Погранзона отменена, для проезда достаточно российского паспорта. Так как полуостров является природным парком, формально нужно заполнить в электронном виде согласование для его посещения, но по факту, на полуострове нет никого, кто мог бы проверить, согласовано посещение или нет.

Самый простой вариант – заказать экскурсию в какой-нибудь тур-фирме, которая этим занимается. Я могу порекомендовать компанию Нордэкстрим , они возят на полуострова Рыбачий и Средний и делают это хорошо. Здесь есть подробный отчет с фотографиями о поездке с ними.

Но если вы решили рискнуть своим авто – знайте, что вам нужен хорошо подготовленный внедорожник, и желательно, не один. Второй внедорожник очень пригодится, для того, чтобы вытаскивать первый.

От Мурманска надо ехать по трассе А-138, примерно через 100 км. будет река Титовка. Переезжаем через нее и сворачиваем направо. Едем около 50 км до поселка Большое Озерко, расположенного уже на полуострове.

Здесь дорога заканчивается, то, что идет дальше дорогой назвать очень сложно. Но по рекам и камням можно попробовать доехать до самой северной части европейской территории России – полуострова Немецкий.

Видео поездки на полуостров Рыбачий

Он состоит из двух частей, собственно Рыбачьего полуострова и полуострова Среднего. Они соединены перешейком, длина которого достигает примерно 1 км. Эти полуострова соединены с материком другим перешейком, длина которого составляет около 2 км. Длина Рыбачьего полуострова от мыса Гордеева до мыса Немецкого составляет около 60 км, ширина в северо-западном конце достигает до 10 км, а в юго-восточном до 25 км.

Берега полуострова состоят из черных сланцевых скал, над которыми внутри полуострова расположены невысокие холмы и горы, покрытые и отчасти травой. По берегам рек и в долинах между холмами находятся отчасти , отчасти сухие с хорошей травой. Также здесь располагаются небольшие перелески из березы, ивы и других кустарников.

В северной части полуострова много и озер. Из последних самое значительное озеро Безымянное, длина которого достигает до 10 километров, а ширина до 1 километра. Из него вытекает река Майнаволок, длина которой до 10 км. Из других рек на Рыбачьем полуострове находятся реки Зубова (длина около 13 км), Оленка (примерно 12 км), исток озера Оленка и другие водные объекты.

На полуострове имеется большое количество различных заливов и бухт. Хотя немногие из них могут служить надежными убежищами для судов. Начиная с юго-запада следуют бухты: Малая Волоковая, Большая Волоковая, на северо-западном берегу – губа Вайда. На северо-восточной части полуострова находятся бухты: Скарбеева, Зубова, Майнаволоцкая, на восточном берегу губы: Цып-Наволок, Корабельная, Аникиева и Сергеева.

На южном берегу Рыбачьего полуострова расположен обширный Митавский залив с губами Эйна, Моча, Моткой и гаванью Новоземельской; на юго-западном берегу имеется губа Кутовая. Из мысов наиболее известны: мыс Гордеев, расположенный юго-восточной оконечности полуострова, мысы Шарапов, Башенка и Сергеев, находящиеся на восточном берегу. На северо-восточной части полуострова имеются мысы Цып-Наволок и Лавыш, Лок, Лазарь, Майнаволок, Скорбеев; в северо-западном районе – мысы Кекур и Немецкий; на западной части полуострова расположен Земляной мыс и некоторые другие.

Высшие точки полуострова находятся на мысах: Гордеев, Кекур и Гремящинская пахта (ее высота достигает около 1450 м над уровнем моря). Прочие мысы имеют высоту от 900 до 1800 м. Северо-восточный берег полуострова низменный. Северо-западный берег возвышен и в некоторых местах достигает 6000 м. За Большой Волоковой губой берега снова становятся отлогими. Средний полуостров подступает к фиорду тундристыми отмелями.

Рыбачий полуостров прежде был заселен лопарями (населением финского племени). С 1865 года здесь стали устраиваться колонии вольных переселенцев, преимущественно финляндцев и с западного берега Варангерфиорда и норвежского Финмаркена. Эти народы перешли в русское подданство, но в экономическом отношении тяготели к бывшей свой родине. Рыбацкий и Средний полуострова составляли Рыбачье сельское общество. Лопари почти все откочевали с полуострова на материк. Русские (до 600 человек) являлись сюда только летом, для рыболовного промысла, в некоторые рыболовные становища, например: Вайда-губу, Зубово и Цып-Наволок.

Затем как норвежские, так и финляндские колонии хорошо обстроились. Многие из них процветали, благодаря рыбной ловле, скотоводству, торговле и другим промыслам. Всего колоний на Рыбачьем полуострове было около 9. В них насчитывали около 500 жителей. На Рыбачьем полуострове в колонии Вайда-губе, считающейся одним из главных мест Мурманска по обилию трескового лова, вылавливали за год от 400 до 500 тысяч кг. У колонистов имелось до 100 промысловых судов, на которых они добывают до 1130 тысяч кг морских рыб и до 80 тысяч кг рыбьего жира. На этих же судах они производили торговлю с норвежскими городками Варангерфиорда.

Во второй половине XIX века известный мыслитель Николай Федорович (он был учителем Циолковского) предложил на территории Рыбачьего полуострова основать столицы России. После революции в начале XX века территории западной зоны полуострова Рыбачьего и Средний полуостров стали принадлежать . В 1940 году после советско-финской войны эти территории были вновь возращены нашей стране.

На территории Рыбачьего полуострова находятся залежи углеводорода, нефти и . В 70-е годы прошлого века здесь были осуществлены поиски , но в результате недостаточных исследований, эти поиски оказались неудачными. В 1994 году на полуострове были сделаны сейсмические съемки, по которым были обнаружены залежи нефти. Залежи нефти расположены от полуострова в море. Просторы Рыбачьего и Среднего используются для выпаса олений.

Особенностью вод, омываемых берега Рыбачьего полуострова, является то, что они не замерзают даже зимой. На повышение воды здесь оказывает влияние Нордкапское . В настоящее время, по итогам экспедиции ученных на территорию Рыбачьего полуострова, принято решение сделать здесь охраняемые территории, для сохранения фауны этих мест.

Увидеть Рыбачий и не умереть... от восторга, ну хотя бы попытаться. Эти слова очень точно отражают эмоции от посещения самой северной европейской части России. Такое ощущение, что передвигаясь по территории полуострова, ты проезжаешь по нескольким странам: тут и горы, и море, и водопады, и озёра, и даже разные времена года.

Как сказал один участник экспедиции «Открывая Серебряное Ожерелье»: «Это самое крутое, что я видел в своей жизни!»


До недавнего времени полуостров был закрытой территорией, поэтому добраться сюда можно только на машине.

Полуостров Рыбачий находится на Лапландском берегу Северного Ледовитого океана. Между материком и полуостровом Рыбачий располагается полуостров Средний. Многие считают эти полуострова единым полуостровом и называют одним именем – Рыбачий. На всю эту огромную территорию есть всего лишь четыре базы, где может остановится путешественник.

Мы же знакомились с Рыбачим с помощью мега гостеприимных ребят с базы «Прохладный Север» . На путешествие по полуострову на квадроциклах мы опоздали – погода уже не позволяла, поэтому осваивали территорию на ГАЗ-66, в народе – шишига.


Вот она огонь-машина – Шишига, которая проходит такие дороги, горы и броды, что остается только удивляться.


После ВОВ на полуострове жили в основном военные и геологи. В 90-е годы Рыбачий практически опустел, поэтому дороги и мосты во многих местах находятся в таком состоянии, что их преодоление становится квестом. Но Шишига со всем справилась и участники экспедиции сейчас благополучно сидят по своим домам на материке.


За два дня путешествия по полуострову мы увидели 2-х человек и одну машину.


Баренцево море. Через 2200 км отсюда находится Северный полюс.


Несмотря на своё северное положение, полуостров Рыбачий является самым тёплым местом Мурманской области и всего российского севера. У побережья полуострова море круглый год не замерзает.


Белые барашки волн Баренцева моря не отпускают, не хочется уходить. Море, хотя и холодное, но такое притягательное в солнечных лучах. Но наш проводник подгоняет нас: «Вы еще столько не видели!!!»


После равнинных водопадов Карелии и материковой Мурманской области водопады Рыбачего поражают своей высотой и мощью.


Одно побережье, а погода меняется с космической скоростью.


На подъезде к мысу Кекурский облака разбежались и выглянуло солнце.


На мысе находятся наверное самые живописные скалы полуострова. У меня сразу в ушах зазвучали волынки, а в глазах замелькала шотландская клетка, как в сериале «Горец», который в отрочестве засмотрела до дыр:)


Рядом с мысом Кекурский расположена Губа-Вайда, как рассказывают проводники и книжки, здесь был торг «Кегор», куда приплывали англичане, датчане, голландцы, чтобы продавать свои товары. Отсюда эти товары уже шли в Архангельск и Москву.


Гора Мотка встретила снегом и туманом, из-за которого мы не смогли ничего увидеть. Хотя нам рассказывали, что здесь виды красивее чем с мыса Кекурский.


Во время войны на этой горе располагался дивизионный командный пункт. Вообще нас предупредили, что обязательно нужно смотреть под ноги, потому что на Рыбачем все еще можно встретить «отголоски войны».


Блогеры такие блогеры. Видов нет, зато есть интернет от Мегафон . Пришлось здесь задержаться и нарушить программу полуостровного интернет-детокса.


Если вы любите заброшки, то вам здесь есть, что посмотреть. Гарнизон Большое Озерко был расформирован в 1987 году, а к 90-м поселок все покинули.


В посёлке были госпиталь, школа, столовая, дизельная станция и даже музей.


В 60-70х годах появился первый на полуостровах пятиэтажный дом со всеми коммунальными удобствами.


Когда ходишь по чужой квартире, видишь что на каждой кухне стоит печь, приходит осознание, каких неимоверных трудов стоило построить все это на полуострове и как тяжело людям было устраивать свой быт.


Очень жаль, что все усилия пошли прахом и больше это никому не нужно.


Едем к следующему водопаду.


Фотографии не передают все красоты и мощи природы Рыбачего. Смотришь на экран камеры и всё кажется плоским, маленьким. Хочется просить фотоаппарат и только впитывать всё, что видишь вокруг.


Хотите увидеть грибы, которые выше деревьев? Вот они – подосиновики.


И никак не унять желание рассказать об увиденном миру, причем прямо сразу. Все тот же Мегафон периодически давал нам такую возможность.


Наверняка слушает что-то на Сторител про зарождение Северного Морского пути:)


По дорогам стоят бочки, наполненные камнями с торчащим шестом – вешки. Нам рассказывали, что это тоже осталось от военных.


Мыс Немецкий, рядом с ним расположен посёлок Вайда-Губа, в котором находится метеостанция и маяк. Как самая северная точка европейской части России мыс приманивает к себе тысячи туристов.


На берегу оказалось увы довольно много пластика (Грета, ты была права) и остатки кита, который выбросился 3 года назад. Еще здесь много пирамидок из камней. Считается, что при строительстве пирамидки загадывают желание и чем крепче и больше сооружение, тем вероятнее сбыча мечт.


Ну, вот мы и на Краю Земли!

В середине июля по служебной необходимости мы с коллегами оказались в двухнедельной командировке в Мурманске. Поскольку в Мурманск прибыли на моём автомобиле, свободное от работы время старались проводить активно: посмотрели город, неоднократно ловили рыбу в Кольском заливе, два раза съездили на Териберку, а также мне удалось посетить полуостров Рыбачий…

В один из выходных дней я валялся на диване съемной квартиры и решил почитать в смартфоне информацию о полуострове Рыбачий и обзоры автомобильных путешественников. Чем больше читал, тем сильнее загорался идеей съездить туда. Учитывая плохие дороги и отсутствие подготовки к поездке, я планировал доехать только до перевала Муста-Тунтури, погулять там по скалам, по местам боёв и вернуться обратно. На сборы ушло не более получаса, по сути никаких сборов и не было, просто я выпил кофе, выкурил сигарету и поехал. Планировал по пути заправиться, заехать в магазин за какой-нибудь едой и водой, однако как-то проскочил все магазины и, заправившись, поехал имея на заднем сиденье бутылку с примерно 50мл воды. Такое отношение к провизии было большой ошибкой, понял я это быстро. Все две недели нашей командировки стояла жара около 30С, что вкупе с большой влажностью создавало жуткую духоту. День поездки не стал исключением и пить я захотел уже километров за 50 от Мурманска.

Трасса от Мурманска до КПП Титовка отличная, документы на КПП проверяют у всех. Как я понял, главное требование для свободного проезда – гражданство Российской Федерации. После КПП поворот направо на грунтовку, собственно, с этого момента и начинаются приключения. Дорога вдоль реки Титовки вся в ямах и ухабах, как и весь остальной путь, наверное нет смысла расписывать качество “покрытия”, потому что такового там нет, обзоров полно в интернете, скажу лишь что проехать вполне возможно, если аккуратно.


Дорога вдоль реки изобилует живописными видами и я неоднократно останавливался чтобы полюбоваться и сделать снимок. К сожалению, фото не передает высоту.


Через какое-то время дорога уходит левее реки и, извиваясь, поднимается выше и выше к перевалу. Не Кавказ конечно, но в скалистых северных сопках есть своя, особая красота, не просто так люди, побывавшие в этих местах однажды, едут сюда снова и снова.


Пока ехал вдоль Титовки, очень сильно хотел пить, было такое ощущение что нёбо слиплось и потрескалось, однозначно решил что доеду до перевала и развернусь обратно. В какой-то момент, при объезде очередной ямы, мне показалось что в дорожной пыли валяется бутылка, проехал, посмотрел в зеркало – вроде действительно бутылка. Остановился, подошел и обалдел, в дорожной пыли лежала полторалитровая запечатанная бутылка воды “Святой источник”. В тот момент для меня это было знамение, знак что надо ехать дальше, за перевал. И действительно, стоило напиться как сразу поднялось настроение и появились силы и желание ехать дальше. До перевала Муста-Тунтури после этого добрался быстро.


К сожалению, я не был подготовлен к этой поездке и не имел плана, каких-то точек с достопримечательностями, поэтому, остановившись на перевале, просто погулял по окрестным скалам. Забирался на вершины в поисках следов войны. Нашёл.



Эхо войны

За перевалом дорога стала спускаться вниз, также изобилуя видами достойными кисти художника. Я неоднократно останавливался и любовался. Таким образом добрался до полуострова Средний. Путь через полуостров Средний мне не понравился: убитая дорога, мотающие машину из стороны в сторону ямы, скорость 10км/ч, однообразный пейзаж слева и губа Большая Мотка справа. Время от времени на побережье губы встречались стоянки приезжих рыбаков и туристов. Достопримечательности Среднего – памятники павшим в боях советским воинам. На Средний, на мой взгляд, надо ехать именно чтобы прикоснуться к истории Великой Отечественной войны, не проездом как я, а вдумчиво, зная конкретные точки. Именно в этих местах и про события, происходившие в этих местах, было написано Константином Симоновым стихотворение “Сын артиллериста”.


Напомнило “Сын артиллериста” К. Симонова


Полуостров Средний – это война

Средний я объехал по восточному берегу и попал на перешеек с Рыбачьим. Для себя поставил задачу попасть на мыс Немецкий, в самую северную точку полуострова, которая является и самой северной точкой европейской части континентальной России. В одном из обзоров прочел, что добираться туда лучше по западному побережью Рыбачьего, я так и поступил. Проехав перешеек, сразу свернул налево на дорогу ведущую на мыс Немецкий, оставив справа заброшенный поселок Большое Озерко. Полуостров Рыбачий уже не так однообразен как Средний, по крайней мере мне так показалось. Я ехал навстречу солнцу, порой оно сильно мешало объезжать камни и ямы, но зато виды открывались просто фантастические.



Дорога по западной стороне Рыбачьего лучше чем по восточной стороне Среднего, скорость тоже 10-15 км/ч, но как-то разнообразнее чтоли. Меньше болтает машину из стороны в сторону, зато много больших камней и бродов. Если не торопиться то вполне проезжая почти на любом автомобиле.


Пожалуй, самое сильное впечатление на меня оставил пляж, не доезжая примерно одного километра до Червяного ручья. Темно-серый песок, прозрачнейшая, как слеза ангела, морская вода в лучах заходящего солнца, штиль и теплый вечер… Купаться сразу не стал, решил взбодриться на обратном пути, но, забегая вперед, скажу что не удалось, поскольку отлив к тому времени отодвинул воду метров на 150 и вид пляжа был уже не такой сказочный. Фото не может передать, это надо видеть лично, оно того стоит!


От этого места осталось рукой подать до мыса Немецкий. Немного поплутав по дорогам тундры в безуспешных попытках объехать стоящую на пути воинскую часть, добрался до места назначения.


Ниже короткая видео-зарисовка, которую я слепил из роликов снятых на мобилку. Снимал одной рукой, второй держал руль, соответственно участки, которые пришлось преодолевать держа руль двумя руками, остались за кадром.

В конечной точке я пробыл не более часа, погулял, полюбовался морем и поехал обратно. Обратный путь пролегал по тому же маршруту. Выехал из дома примерно в 14-30, вернулся обратно около 9-30.

Пока ехал по Рыбачьему, встретил машину французских путешественников. Людей возле не заметил, поэтому просто проехал мимо. Уже вернувшись в Питер, зашел на сайт указанный на борту их авто и почитал информацию о них, об автомобиле и их путешествиях. Почитайте, интересно взглянуть на нашу страну глазами иностранцев, видевших её не только на футбольных стадионах и барах больших городов.


P.S. Cчитаю своим долгом просить вас, друзья, не мусорите, пожалуйста. Тундра ничего не заберет, все что вы оставили будет лежать десятилетиями если не столетиями. Слой почвы очень маленький, не рвите её протекторами шин, она очень долго будет заживать, там есть дороги.

P.P.S. Ещё неделю назад был уверен что на машине на Рыбачий больше не ездок, но сейчас уже в голове мысли о правильной подготовке и как спланировать маршрут. Поеду, обязательно ещё поеду, но уже не торопясь, с рыбалкой и ночевками в палатке…