Заграничные паспорта и документы

Самый большой порт великобритании. Portsmouth – древнейший портовый город Англии

Долгое время Великобритания была известна как мощная морская держава, что неудивительно, учитывая ее географическое положение. Большое количество островных территорий стало причиной развития военного и торгового флотов, а также строительства портов.

Морские порты Англии расположены вдоль побережья и в устьях крупных рек, в некоторых также есть доки, которые позволяют кораблям оставаться в порту даже во время отлива.

Самый крупный из портов — это Лондон, он занимает второе место по величине в мире, сразу после Нью-Йорка. Через столицу проходит почти половина всего импорта страны и четверть экспортируемых товаров. Для погрузки и разгрузки кораблей используется около девяти тысяч специальных барж. Вдоль Темзы растянулась длинная вереница доков, которые строили в разное время разные компании, потому здесь существует свой местный колорит.

Ливерпуль уступает Лондону в показателях грузооборота, но занимает уверенную позицию в мировых рейтингах. Примерно тридцать процентов пассажирского транспорта — около миллиона человек — за год проходит через порт. Доки ливерпульского порта растянулись на восемнадцать километров, к тому же к ним примыкают и порты окрестных городов вроде Уолласи и Беркенхеда. К порту Ливерпуля был приписан «Титаник», хотя на воду его спустили в Белфасте. Офис компании, которая занималась строительством легендарного корабля, находился в доках Ливерпуля, и теперь это отель класса люкс с видом на порт.

Немного ниже, чем у Ливерпуля, судооборот у Саутгемптона, самого крупного порта Ла-Манша. Естественная гавань на острове Уайт защищает корабли от ветров. В порт ввозят продовольственные продукты, а также нефть и лесоматериалы. К тому же, Саутгемптон — конечный пункт экспресс-сообщения Америки и Англии: если выйти в этом порту, то поездом до столицы можно добраться за три часа, тогда как по морю путь до Лондона займет еще сутки. Через Саутгемптон проходит более шестидесяти процентов морского пассажиропотока страны.

Манчестер уступает Ливерпулю в два раза по грузообороту, хотя через него и доки соседних городов — Элсмир-Порта и Истхема — происходит разгрузка нефтяных танкеров, а рядом расположено несколько нефтехранилищ.

В Бристольском заливе самыми крупными портами являются Кардифф, Бристоль и Суонси, на северо-востоке страны — Мидлсбро и Ньюкасл. В Северной Ирландии важнейшим является порт Белфаста, а в Шотландии — . Пассажирское сообщение с Францией обеспечивает порт Дувр, где курсируют паромы.

Сейчас на территории Великобритании работает восемьдесят девять пассажирских и грузовых портов. Не смотря на то, что сейчас объемы перевозимых грузов не так значительны, как в период колонизации Британской империей восточных стран, английские порты продолжают приносить постоянный доход и играют важную роль в экономике страны.

При въезде в этот крайне южный город на берегу Английского канала на глаза то и дело попадается лозунг: Portsmouth, the great waterfront city («Портсмут, великий прибрежный город»).

Расположенный в основном на острове Portsea Island , город отделен от остальной Англии узким ручьем Portsbridge Creek , пересеченным многими мостами и дорогами, так что понять, что ты на острове, можно, только забравшись на площадку обозрения 170-метровой башни Emirates Spinnaker Tower , которую еще называют Парусом Солента за ее особую архитектуру (Solent – это пролив, который отделяет остров Wight от остальной территории Англии). Смотровая площадка находится на высоте 100 м, а внизу на первом этаже – кафе-стекляшка Waterfront Café с видом на порт. С высокой башни видны центр и окрестности старого города, исторический порт, береговые укрепления времен Тюдоров и новые многоэтажные застройки с возвышающимся над всеми остальными зданием в форме тюбика губной помады.

Несмотря на непрерывный сильный ветер, принесенный ураганом Doris , в один из серо-голубых февральских дней с рваными тучами и внезапными солнечными озарениями я отправилась на экскурсию с местным профессиональным гидом Andrew Starr , и он подробно рассказал мне о многовековом портовом прошлом города, в названии которого, как и во всех географических названиях его окрестностей, присутствует слово «порт».

В Old Portsmouth мы шли вдоль набережной, о которую с шумом разбивались мутно-зеленые волны. Здесь высится одна из древнейших фортификаций – Квадратная башня, Square Tower , построенная в 1494 г. и служившая также резиденцией губернатора. На северной стене башни в специальной нише находится позолоченный бюст короля Карла (Чарльза) Первого, преподнесенный городу им самим в 1635 г. Обвиненный в абсолютизме, войне против парламента и предательстве интересов народа Англии и его «прав, свобод, справедливости и мира», Карл Первый был осужден и обезглавлен под предводительством Оливера Кромвеля в январе 1649 г. В день своей казни король потребовал дополнительную рубашку из опасения, что начнет дрожать от холода и тем самым даст толпе повод думать, что дрожит от страха. Местная легенда гласит, что каждый раз, когда бюст короля вынимали из ниши Квадратной башни, чтобы почистить, в истории Англии происходили самые ужасные события. Только в прошлом веке его чистили в 1939 г., накануне Второй мировой войны, и в 1982 г., накануне войны за Фолклендские острова. С тех пор нишу закрыли металлической сеткой, чтобы не дать доступа птицам, и оставили короля в покое.

Недалеко от Квадратной находится Круглая башня, Round Tower , построенная Генрихом Пятым в 1426 г. из дерева и обложенная камнем в 1490-е гг., а также руины церкви 1212 г. Royal Garrison Church , разрушенной немецкими бомбежками в 1940-х гг., и англиканский собор XII–XVII веков Portsmouth Cathedral , в котором венчался сын Карла Первого, Карл Второй.

В 1650-е гг., когда Оливер Кромвель, по обычаю всех победивших революционеров, сам превратился в диктатора, Карл (Чарльз) Второй скрывался во Франции и Нидерландах, а после смерти Кромвеля, в результате политического кризиса, приведшего к реставрации монархии, взошел на престол. После Кромвеля и его пуританских приспешников народ с радостью воспринял «веселого короля», не чуждого земных утех. (Только признанных им самим незаконорожденных детей у него было 12.) Карл Второй женился на Катерине Браганза из аристократической португальской семьи. Будучи «старой невестой» 23 лет, к тому же католичкой, плохо владевшей английским языком, и бездетной (три выкидыша) королевой, бедная Катерина не пользовалась популярностью в Англии. Несмотря на постоянные измены мужа и холодность двора, она была верной женой, справедливой правительницей, которая заступалась за пленных, и смелой разведчицей в мире моды. Обладая стройными ногами, она даже пыталась подать пример ношения коротких юбок, целиком открывавших ее ступни! Однажды ее обвинили в попытке отравить короля, судили и пытались приговорить к смерти, но Карл заступился за жену и сохранил ей жизнь. Англия обязана Катерине Браганза своим священным обычаем послеполуденного чаепития – это она приучила короля и придворных пить чай.

К югу от каменных башен тянется длиннейшая набережная, украшенная памятниками английским морякам, очень чистая и приспособленная для долгих прогулок. Здесь в начале прошлого века был популярный у лондонцев морской курорт. Позже, с появлением больших паромов и дешевых поездок в Испанию, курорт заглох, но на длинных пирсах викторианских времен остались развлекательные заведения, бары и рестораны. На выдающемся в море мысе пешеходная дорожка упирается в средневековую крепость. Это замок Southsea Castle , построенный в 1539 г. Генрихом Восьмым, который активно занимался укреплением морских рубежей (а не только одну за другой рубил головы своим женам). Крепость была построена на деньги, полученные в результате закрытия католических монастырей и в ожидании агрессии со стороны Франции. В 1545 г., во время морского сражения с французами, король наблюдал отсюда потопление своего любимого детища – самого крупного в стране с 1511 г. корабля Mary Rose , который пошел ко дну, унося с собой 500 человеческих жизней.

Остов затонувшего корабля был обнаружен в 1971 г. Правый борт был полностью уничтожен временем, но левый во многом сохранился, так же как и пушки, навигационные приборы, металлическая посуда, инструменты, деньги и даже скелеты и одежда многих моряков и одной собаки. Вокруг остова корабля был построен музей, в котором сегодня можно видеть единственный в Европе корабль XVI века.

В исторических доках Portsmouth Historic Dockyard также находится деревянный военный корабль Ее Величества Victory , на котором воевал и погиб адмирал Нельсон в битве у мыса Трафальгар в 1805 г.

В старом городе в небольшом заливчике можно посетить так называемый Остров специй Spice Island , где размещались таверны и бордели и где часто промышляли контрабандисты. Говорят, что таверн в городе было больше 400, но следует учесть, что они, как правило, представляли собой крошечные заведения на 15–20 человек, а порт всегда жил полной жизнью, и недостатка в моряках, любителях сойти на берег и повеселиться как следует, не было.

Как в каждом приморском городе, в Portsmouth есть музей-аквариум Bluereef Aquari u m , населенный рыбами, крабами и моллюсками английского побережья, гостями из теплых тропических морей и амфибиями. Среди других местных особей здесь находятся европейские пятнистые акулы.

Также на набережной расположен большой современный торговый центр Gunwharf Quays с отличным ассортиментом магазинов и ресторанов. Фирмы от Adidas до Wonderbra продают свои товары со значительной скидкой, а маленькие кофейни и пекарни обеспечивают покупателям перерыв на обед.

Фотографии: Эмма Красов. More at “ Real Travel Adventures” www.realtraveladventures.com and “Art and Entertain Me” www.artandentertainme.blogspot.com. Copyright Emma Krasov. All rights reserved. Email: [email protected].

Эмма Красов

Экономика Великобритании находится в большой зависимости от состояния национального морского торгового флота. По данным Министерства транспорта и Судоходной палаты Великобритании, около 95% тоннажа и 75% стоимости британских внешнеторговых грузов, а также до 25% товаров внутренней торговли перевозится водным путем.

Для обслуживания морских торговых и пассажирских судов, а также обработки грузов, в Великобритании построено более 70 международных морских торговых портов, имеющих коммерческое значение, а также более 200 небольших портовых пунктов, где обрабатываются местные грузы. Ежегодно через британские порты проходят перевалку более 565 млн.тонн грузов, из них около 220 млн. тонн импортных и 180млн. экспортных, а также перевозится до 30 млн. пассажиров.

Все районы Великобритании, кроме Западного Мидленда, связанны с морскими портами, служащими основными транспортными узлами. Крупнейшие из них - Лондон, Ливерпуль, Манчестер, Глазго, Бристоль, Ньюкасл. (На рис.1 представлены все порты Великобритании).

Крупнейший британский порт -- Лондон , являющийся вторым в мире после Нью-Йорка, -- расположен на Темзе, в 45 км от ее устья. Через Лондон проходит 40--50% всего импорта Великобритании и около 25% экспорта. Доки, причальные пристани, товарные склады, растянувшиеся на десятки километров, преимущественно на северном берегу Темзы, строились в разное время различными компаниями. Для разгрузочно-погрузочных работ в лондонском порту, кроме плавучих подъемных кранов, широко применяют около 9 тыс. так называемых лихтеров (лайтерс) -- самоходных барж грузоподъемностью от 20 до 100 т.

Лондону уступает по грузообороту Ливерпуль , в эстуарии Мерсея, также относящийся к числу крупнейших мировых портов. По своей роли в экспорте Ливерпуль соперничает с Лондоном. Через ливерпульский порт проходит также 30% морского пассажирского оборота страны (около 1 млн. пассажиров в год). Кроме доков самого Ливерпуля, растянувшихся на 18 км по правому берегу эстуария Мерсея, к Ливерпульскому порту относятся и доки близлежащих городов, входящих в конурбацию Большого Ливерпуля, в частности Беркенхеда и Уолласи на левом берегу эстуария Мерсея.

Манчестер - крупный порт Великобритании. Соединён с устьем р. Мерси, впадающей в Ирландское море, 58-километровым судоходным каналом. Порт Манчестер включает 20 приливных доковых бассейнов, часть канала, пирсы и причалы. Длинна причального фронта 17 км с глубинами до 12,2 м. В порту оборудованы специализированные причалы для танкеров, рудовозов и судов перевозящих контейнеры. Около 70% общего оборота морских грузов составляют наливные грузы: нефть, бензин, жидкая сера.

Суммарный оборот морских грузов прходящих через Манчестер составляет 11,4 млн. т. Порт имеет мощные погрузочно-разгрузочные средства, 3 сухих дока и плавдок обеспечивают любой ремонт судов и кораблей до эсминцев и ПЛ включительно. Через канал и устье р. Мерси связан с портом Ливерпуль.

Глазго - крупный порт Великобритании и один из главных центров судостроения на реке Клайд, в 34 км от устья, на западном побережье Шотландии. Порт включает доковые бассейны, пирсы и причалы. Длинна причального фронта составляет 20,4 км с глубинами до 12,5 м. Суммарный объем морских грузов проходящий через порт Глазго превышает 5,5 млн. т. В порту Глазго имеются 6 сухих доков и слипы, обеспечивающие любой ремонт судов. Продукция судостроительных заводов Глазго составляет около 45% всего английского судостроения. Порт связан каналом с заливом Ферт-оф-Форт Северного моря.

Бристоль -крупный порт Великобритании, расположенный в вершине одноименного залива в устье р. Эйвон. Включает рейд Кинг, 7 приливных бассейнов-доков, занимающих всё устье реки, и рейдовые причалы для танкеров. Остальные суда из-за больших приливо-отливных течений обрабатываются только в доках. Длинна причального фронта до 14 км с глубинами до 14 м. Суммарный оборот морских грузов порта Бристоль составляет 3,9 млн. т. Структура морских грузов проходящих через порт отличается разнообразием с преобладанием во ввозе нефти. Порт Бристоль обеспечивает все виды ремонта кораблей и судов.

Ньюкасл - порт Великобритании на р. Тайн, впадающей в Северное море, в 11 км от устья. Порт Ньюкасл включает 3 доковых бассейна, набережную и причалы. Глубина на рейде 6,4--12,6 м. Длина причального фронта до 6 км с глубинами до 11 м. В порт Ньюкасл ввозятся следующие морские грузы: нефть и нефтепродукты, цветные металлы, железная руда, химикалии, цемент, продовольствие; вывозятся -- кокс, уголь, чугун, машины, свинец и другие металлы. Суммарный оборот морских грузов проходящих через порт Ньюкасл составляет 5 млн. т. Причалы оснащены погрузочно-разгрузочным оборудованием, имеются склады, грузовые площадки, нефтехранилища, судостроительная верфь, сухой док.

Островное положение страны на перекрестке важных морских путей между Европой и другими континентами и зависимость экономического развития страны от внешних рынков сырья и сбыта и возможность осуществления внешнеторговых перевозок только морем - все это способствует развитию морского торгового флота страны и превращению ее в крупнейшую морскую державу мира.

В течении нескольких столетий Великобритания владела самым большим морским флотом в мире.

в 1904 году морской флот Великобритании был равен почти половине мирового тоннажа.с 1948 по 1964 торговый флот Великобритании занимал второе место в мире.

В британский Регистр внесены 649 судов водоизмещением свыше 100 так назывемых "длинных" тонн. Их суммарная грузоподъемность 15 млн. тонн. Среди них: 149 судов общим дедвейтом 5,5 млн.тонн для перевозки нефти, газа и химикатов; 453 судна дедвейтом 9,3 млн тонн, нанимаемые в качестве сухогрузов и контейнеровозов; 47 пассажирских судов суммарным дедвейтом 100 тысяч тонн.

В прошлом морским путем в Великобританию прибывало больше пассажиров, чем воздушным. Однако с начала 60-х годов 20 века число авиапассажиров стало быстро расти и теперь в несколько раз превышает численность приезжающих в страну морем. Всего в стране около 150 аэропортов, через которые она связана постоянными авиалиниями более чем со 100 странами мира.

По данным британского статистического ведомства 77% судов, принадлежащих британским компаниям, зарегистрированы в Соединенном королевстве, на острове Мэн или британских заморских территориях.