Заграничные паспорта и документы

Свеаборг (Суоменлина) - «Самая известная достопримечательность Хельсинки — морская крепость Свеаборг. Русские пушки, бастионы, гроты, тоннели и многое другое». Суоменлинна – финская крепость на острове: как добраться и чем заняться Свеаборг как добраться

До некоторых достопримечательностей финской столицы можно добраться только водным путем. Среди них и крепость Свеаборг (Suomenlinna), расположенная на островах у южной оконечности Хельсинки. Оборонительное сооружение, построенное в середине XVIII века, включено в список всемирного наследия ЮНЕСКО. А для туристов с детьми Свеаборг интересен возможностью целый день провести на свежем воздухе, вглядеться с крепостных стен в морские дали, потрогать старые пушки и обследовать подземные ходы.


История крепости Суоменлинна

Во время вы наверняка успели узнать, что страна имеет два государственных языка - финский и шведский. Крепость в Хельсинки тоже имеет название на обоих языках, только вот значение у названий разное. Строили форт на островах шведы: вплоть до 1809 года Финляндия находилась под властью Швеции. Потеряв и снова отвоевав Хельсинки (тогда Гельсингфорс), в 1748 году Швеция решила защитить город с моря. Так на скалистых островах Волчьи шхеры появилась крепость Свеаборг, или «Шведская крепость».

В 1918 году Финляндия стала независимым государством, и у крепости появилось название на финском языке - Суоменлинна, то есть «Финская крепость». Оборонительное сооружение использовалось очень активно, пережило несколько войн, переходило из рук в руки. Только в 1973 году крепость отправили на отдых - теперь она стала туристическим объектом.

Чтобы узнать об истории крепости побольше, воспользуйтесь аудиогидом для смартфонов или примкните к экскурсии. В летнее время экскурсии проводятся на разных языках, в том числе на русском.


Музеи крепости

Вообще-то, если погода хорошая, не нужно торопиться с посещением музеев. Воспользуйтесь картой, которую предлагает официальный сайт крепости, чтобы прогуляться по островам. Самый удобный для прогулок - синий маршрут. Он проходит с севера на юг рядом с основными достопримечательностями, в том числе выводит к Королевским воротам и бастионам с пушками. Длина маршрута около 1,5 км, и на нем встречаются крутые и скалистые участки. Но зато по нему вы выйдете к массивным стенам, напоминающим лучи звезды - они видны на всех фото Свеаборга.

Для семей с малышами есть более простой маршрут. А если делать остановки на игровых площадках, то никто из вас не устанет во время экскурсии.

Непоседы готовы изведать каждый уголок крепости? Спуститесь с ними в подземные переходы на острове Кустаанмиекка и обойдите искусственные сопки, которые на самом деле являются замаскированными укреплениями для защитников крепости. А на закуску оставьте бастион Зандер - одну из старейших построек столицы.

Основной музей Суоменлинна посвящен 260-летней истории крепости. Экспозиция организована традиционно - в витринах хранятся личные вещи, инструменты, оружие, документы. Чтобы экскурсия не показалась слишком сухой, посмотрите небольшой фильм о том, что пережила крепость в разные периоды своей истории. А после этого поднимитесь на крепостную стену и взгляните на мирный город вдалеке - он тих и спокоен, а здесь волны грохочут о скалистый берег, будто напоминая, что военным укреплениям покой неведом. Но внутри крепостных стен царит благодать - на зеленых лужайках туристы устраивают пикники.

Тему сражений, в которых принимал участие гарнизон крепости Свеаборг, продолжает экспозиция Военного музея «Манеж». Центральную часть здания занимают образцы военной техники и вооружения различных лет, а вдоль стен выстроились манекены в форме. После экскурсии можно примерить на себя современную форму и прикинуть вес полной боевой выкладки, надев бронежилет и взяв в руки портативную радиостанцию весом около 20 кг.

Морская крепость Суоменлинна/Свеаборг стала местом последней швартовки . Это единственная подлодка, состоявшая во флоте Финляндии во время Второй мировой войны. Сейчас внутри судна находится музей. Внешне лодка отнюдь не кажется большой, и экскурсия по машинному отделению, каютам и кубрикам только подтверждает первое впечатление.

С уставшими от обилия исторических фактов детьми вы отдохнете в музее игрушек. Старое деревянное здание с нежно-розовыми стенами само похоже на кукольный домик, а внутри него расположились игрушки, которые были в ходу два века назад. Пышнотелые куклы в изысканных нарядах, бравые оловянные солдатики, потрепанные (а значит, когда-то очень любимые) мишки, настольные игры - спросите у детей, сильно ли изменились игрушки за столько лет.

Пожалуй, отдыхом можно считать и посещение дома Эренсвярда. Несмотря на то, что в резиденции основателя и первого коменданта крепости есть выставка оружия и макетов кораблей, она все же похожа на жилой и довольно уютный дом - так и хочется проверить, топится ли зимой белая печка-голландка.

Осмотр крепости Суоменлинна может растянуться на целый день. Рекомендуем взять с собой еду для маленького ребенка, а с детьми постарше можно пообедать в кафе и ресторанах на островах.


1. В крепость Свеаборг (в переводе со шведского Sveaborg - Шведская крепость) я отправился сразу после недолгой . Собственно, главным пунктом программы в тот день был не город, а крепость, расположенная на островах в Балтийском море.

2. Ещё подплывая на пароме я увидел различные постройки крепости. Вот пороховой погреб, для безопасности выстроенный на насыпном полуострове.

3. На островах сконцентрировано множество плавсредств, ведь сухопутной связи с городом не существует. Здесь есть и достаточно редкие судна на воздушной подушке.

4. Высадившись на берег, иду исследовать прибрежную полосу.

5. Отсюда открывается прекрасный вид на центр финской столицы. До него в общем-то рукой подать.

6. Сами острова сплошь каменные, скалистые, называемые «Волчьи шхеры».

7. Расщелины скал заполнены землёй, откуда произрастают низкие берёзки и трава со мхом.

8. Крайне редко можно встретить песчаные бухточки.

9. Саму крепость построили в середине XVIII века на семи островах для защиты Гельсингфорса со стороны моря.

10. В основном укрепления построены из плотно пригнанных друг к другу валунов, местами усиленных кирпичной кладкой.

11. Главные ворота крепости со стороны пристани украшены башенкой со шпилем и часами. Все это построено в 1860-е годы русскими военными инженерами.

12. В центре острова стоит лютеранская церковь с куполом-маяком. А первоначально это был православный собор во имя Александра Невского, построенный в 1854 году знаменитым архитектором Константином Тоном, и был очень похож на спроектированный им же храм Христа Спасителя. В XX веке финны перестроили здание до полной неузнаваемости.

13. Постройки внутри укреплений сплошь кирпичные. В бывшем манеже располагается экспозиция вооружений Второй Мировой войны, но в день моего приезда оказалась закрыта.

14. Некоторые здания возведены на высоком каменном цоколе.

15. У входа в резиденцию коменданта крепости лежит сломанный якорь совершенно невообразимых размеров.

16. Рядом - необычной конструкции опора электросети.

17. Всего на островах проживает 900 человек, здесь можно встретить и вполне обычные дома.

18. Перекладины для сушильных верёвок местные жители для надёжности вбили в каменную основу острова.

19. На острове Пикку-Муста (Малый Чёрный), при Российской империи называвшемся Госпитальный, сейчас располагается военно-морская академия.

20. У входа в академию установлена скульптура, символизирующая герб страны - льва в короне, держащего в лапе меч.

21. Академию окружают укрепления форта Лило-Остерсверд, на валу которого стоят зенитки времен Второй Мировой.

22. А побережье здесь прикрывают береговые орудия.

23. В одной из казарм находится музей и туристический центр, но, как выяснилось, в октябре здесь ничего не работает.

24. В 1808 году Финляндия была завоёвана русской армией. 2 марта крепость была осаждена.Через месяц бесплодных попыток взять укрепления, было заключёно перемирие. Решили, что если к 4 мая на подмогу не придёт шведский флот, крепость сдастся. Флот на подмогу не пришёл, семитысячный гарнизон крепости сдался. Всех распустили по домам, взяв слово больше не участвовать в боевых действиях. Вся артиллерия и боеприпасы достались русским.

25. Самые мощные укрепления крепости находятся на острове Сусисаари, бывшем Волчьем.

26. В двухметровых стенах устроены бойницы для артиллерийского обстрела вражеского флота.

27. Мелкие бойницы были предназначены для ведения огня из винтовок по противнику, рискнувшему штурмом овладеть укреплениями.

28. Самые интересные укрепления - в южной части острова. Когда-то они держали пролив Кустаанмиекка (Меч Густава), хорошо заметный позади. Несмотря на то, что промежуток между островами кажется небольшим, через него легко проходят огромные паромы .

29. Здешние бастионы содержат десятки казематов, все они связаны потернами, где можно интересно побродить.

30. В некоторых бастионах сложены старинные пушки, когда-то защищавшие вход в гавань Хельсинки.

31. Маленькая дверка в одном каземате.

32. За ней - длинный коридор с несколькими поворотами, называемый потерной.

33. Потерны связывали различные части крепости между собой.

34. По таким коридорам можно было перемещаться, не боясь вражеских снарядов и пуль.

35. В куртине были складские помещения, где пол выложен кирпичом.

36. Выйдя из казематов, я попал к Королевским воротам, перед которыми лежит одноимённый причал. Когда-то это был парадный вход в крепость. Перед воротами лежит глубокий ров, больше похожий на узкую щель, через которую перекинут поднимающийся деревянный мост.

37. У причала в скалу вбито массивное кольцо.

38. С пристани открывается прекрасный вид на остров Исо Мустасаари (бывший Комендантский), где расположена исправительно-трудовая колония. Там под символической охраной трудятся над реставрацией крепости люди, совершившие незначительные правонарушения.

39. Неподалёку от ворот можно увидеть крошечную подводную лодку «Весикко» постройки 1930-х годов. После войны Финляндии было запрещено обладать подводным флотом, в результате чего субмарина долгое время лежала заброшенной на одном из островов Суоменлинны. Сейчас её восстановили и превратили в музей. К сожалению, при моём посещении на двери висел замок.

40. Более века крепость была в составе Российской империи. Нет ничего удивительного в том, что русское командование занималось усилением обороны Гельсингфорса. На острове Ланси Муста (Западном Чёрном, бывшем Стрелковом) сохранилась бетонированная позиция русской береговой батареи.

41. Две массивных двери ведут во внутренние помещения батареи.

45. Они закрыты на замок, успевший изрядно проржаветь.

43. На дверях сохранились следы от небольших снарядов. Крепость участвовала в боевых действиях во время Первой Мировой войны.

44. Батарея была рассчитана на четыре пушки, спрятанных в орудийных двориках за бруствером. Под толстым слоем бетона располагалась галерея для укрытия расчёта и боекомплекта. Для подачи снарядов был предусмотрен небольшой чугунный лючок.

45. К сожалению, сейчас здесь не осталось ни одного орудия, остались только чугунные опоры. Впрочем, на островах сохранилось множество русских пушек, которые можно увидеть в одном из следующих постов.


В середине XVIII века на подступах к Хельсинки было заложено строительство оборонительной крепости, которая со временем строилась, достраивалась и перестраивалась на протяжении нескольких веков, пережив множество войн, переходя из рук в руки и защищая рубежи разных государств Швеции, России и Финляндии.

Сегодня крепость утратила свою военную мощь и приобрела историческую ценность как культурное наследие, как образец военной культуры.

Добраться на острова (кстати, их там аж четыре: Лянси-Мустасаари, Пикку-Мустасаари, Сусисаари и Исо-Мустасаари. Хотя в интернете некоторые пишут, что восемь), особенно летом, не составляет никаких проблем. Паромы к крепости отправляются каждые полчаса - 5€ (билет в обе стороны, действителен 12 часов + бесплатная карта) и вы на месте. А еще можно водным трамвайчиком - 7€. Да, немного дороже, но зато трамвайчик привезет Вас сразу к самому красивому месту крепости - Королевским воротам.

Мы плывем к острову на пароме, и высаживаемся у главной пристани острова Исо-Мустасаари. А значит, нам предстоит пройти пешком весь предложенный в информационном проспекте синий маршрут.

Остров Исо-Мустасаари мне показался не очень интересным с точки зрения туриста. Здесь расположились старые казармы, в которых сейчас живут люди, работающие на острове. Кстати, на острове есть даже школа, детский сад, продуктовый магазин, хостел "Suomenlinna", библиотека и фитнес-центр, целая туча помещений для проведения конференций и разных торжеств, галереи и художественные мастерские. Есть кафе и рестораны. А на паромах, курсирующих между островом и Хельсинки, имеются специальные места для одного-двух автомобилей, чтобы жители острова не чувствовали себя изолированными или лишенными возможности иметь автомобиль:)


"Vanille" - одно из немногочисленных кафе, работающих в Суоменлинне круглый год

Еще на острове есть старый храм. Раньше, давным-давно, он был русским православным, финны его переоборудовали и превратили в лютеранский. Мы зашли, и... вышли, сделав пару снимков.

Зеленые лужайки острова были пусты, что странно. Обычно в таких парковых местах, то там, то тут всегда можно увидеть либо влюбленную парочку, либо мамочек с детьми, либо хозяев, выгуливающих своих четвероногих друзей. Только один раз мы увидели большую группу увлекающихся йогов:)

Пока мы бродили по острову Исо-Мустасаари солнце светило и радовало, но на Сусиссаари погода резко начала портиться. Поднялся пронизывающий ветер и далеко над горизонтом появились свинцовые облака. Господи, хотя бы не пошел дождь!

Остров Сусисаари, на который ведет белоснежный мост, можно по праву считать изюминкой крепости Суоменлинна. Здесь летом в хорошую солнечную погоду можно провести целый день и будет не скучно. Нам было не скучно даже в холод. Да, ну не повалялись на пляже, зато полазили по крепостным стенам и холмам, оказавшимися землянками, исследовали бастионы крепости, спасаясь от ветра, изучили калибры русских пушек, заглядывали во все места, куда можно заглянуть и где можно спрятаться от ветра.

В одном из десятка отзывов, просмотренных мною, перед посещением крепости вычитала и даже законспектировала (потому, что она меня просто убила глубиной познания военного дела) следующую фразу "На некоторых редутах можно зайти в капониры для орудийной прислуги". Капец, я даже таких слов не знаю! :) Может я и видела эти редуты и капониры, но точно указать в них пальцем у меня не получится. Только если угадывать:)

В музеи мы сначала не пошли, а потом было поздно. Начался дождь, и мы еле успели добежать к уютному кафе, расположенному в одиноко стоящем домике на холме в великолепном парке Пайпера.

Зато мы первым делом посетили на Сусисаари музей-подводную лодку.

Подводная лодка Vesikko

Лично я впервые в своей жизни оказалась на подводной лодке. Пусть маленькой, пусть крохотной, пусть старенькой, но на подводной! Просто фонтан эмоций!


Прайсы музея подводная лодка "Vesikko"

Я не знаю, как и сколько можно продержаться в замкнутом и сильно ограниченном пространстве, зная, что ты находишься под водой. Как вообще можно выдержать жуткое соседство работающего механизма и не иметь возможности спокойно выспаться. Подводники, они вообще люди?


Ну хорошо, я могу допустить, что можно спуститься на некоторое, (уточняю) непродолжительное, время под воду. Даже допускаю, что можно наверно, спокойно улечься на тех крохотных кроватях. Но как в этой консервной банке можно уследить за всеми стрелочками на сотне приборов?!

Летнее кафе Piper

Как только мы прошли предложенный организаторами маршрут, пошел дождь. Сначала просто накрапывал, но потом, просто превратился в стену воды. Дождь и время обеда будто сговорились о свидании в крепости Суоменлинна. И мы воспользовавшись случаем, заглянули в одинокий домик на опушке парка Пайпера - летнее кафе "Piper"


Все прятались от дождя, и людей набилось внутрь, словно селедки в бочке. Поэтому сделав удачный выбор финского супа - свежесваренный и горячий (что было просто замечательно, учитывая, нашу степень обледенения), и не очень удачный выбор десерта - какой-то слоеный коржик в сахаре (коржик выглядел красиво и аппетитно, а на вкус был простым, без восторгов) и кофе (который нивелировал поражение коржика): Так о чем это я? А! Сделав выбор, мы вышли на веранду, нашли единственный столик, на который не попадали капли дождя и в компании с воробьями наслаждались финским дождем и покоем.

Хотя крепость Суоменлинна и входит в число основных достопримечательностей Хельсинки, не каждый турист из России, приезжающий в столицу Финляндии, посещает ее. Кто-то ограничивается видом с набережной, кто-то проплывает мимо на идущем в Стокгольм теплоходе Silja Line. А зря! Надо побывать обязательно — хотя бы из уважения к истории собственной страны.


Шведская крепость

Лихо закрученную биографию крепости стоит начать даже не с ее рождения, а с чуть более раннего времени. В 1703 году Петр Великий основал Санкт-Петербург с на востоке Финского залива, и, перефразируя классика, оттоль грозить мы стали шведу. Неудивительно, что в Швеции задумались над ответными действиями. Думали долго. За это время Россия успела выиграть у своего грозного соседа две войны.

В ходе Северной войны 1700-1721 годов Гельсингфорс (будущий Хельсинки) попал под контроль русской армии и сгорел дотла. По российской версии — в результате ожесточенной артиллерийской дуэли нашего флота и шведской береговой артиллерии, по шведской — был сожжен отступавшими войсками, чтобы ничего не досталось врагу. По Ништадскому миру 1721 года Петр I присоединил только часть финских земель (Ингерманландия, Кегсгольмский округ, ). Гельсингфорс был возвращен Швеции.

В послевоенные годы политическая жизнь Швеции состояла из борьбы приверженцев мирных отношений с Россией (партия "колпаков") и сторонников реванша (партия "шляп"). Реваншисты взяли верх, но в ходе русско-шведской войны 1741-1743 годов опять получили по шапке.

В августе 1742 года российские сухопутные войска под командованием генерал-фельдмаршала П. П. Ласи при содействии эскадры под командованием вице-адмирала З. Д. Мишукова блокировали Гельсингфорс и заставили шведскую армию капитулировать без боя. Мир в Або, заключенный в 1743 году, был удачным для России. Граница на Балтике продолжала сдвигаться в направлении Стокгольма.

В 1747 году выдающийся шведский военный инженер, специалист по артиллерии и фортификации Августин Эренсвярд ("шляпа" по политическим взглядам) убедил короля Фредрика I принять план строительства новых крепостей для противостояния российскому флоту на Балтике (правда, в усеченном виде и с урезанным бюджетом).

На группе островов, представляющих собой природный заслон Гельсингфорского рейда, название которых переводится на русский очень романтично — "Волчьи шхеры", началось строительство крепости. Она получила незамысловатое имя Свеаборг (то есть "шведский замок", "шведская крепость"). Правда, почти сразу местные жители стали произносить название с финским акцентом — Виапори.

Это была настоящая стройка века. Ничего подобного по масштабам во второй половине XVIII столетия не строилось нигде в Европе. Оборонительные сооружения возводили 6 тыс. человек. Основной этап строительства растянулся на четыре десятилетия, а мелкие доработки продолжались и позже. "Отец Свеаборга" и первый комендант крепости граф Эренсвярд не дожил до завершения строительства. И хотя он скончался в родовом имении, графа перезахоронили в крепости. Могила Эренсвярда с роскошным надгробием — одна из самых фотографируемых достопримечательностей Свеаборга.

Свеаборг, построенный по самым передовым французским образцам, получил гордое прозвание "северный Гибралтар", что должно было символизировать его неприступность. В крепости был размещен мощный военный гарнизон, что превратило Свеаборг во второй по величине после населенный пункт Финляндии.

В 1806 году на островах проживало 4600 человек, а на берегу — 4200. Будущий Хельсинки был по большому счету деревней, в которой только в 1757 году появился первый каменный дом, принадлежавший коммерции советнику Иоганну Седерхолму. Это тот самый маленький двухэтажный домик на Сенатской площади, который фотографируют все туристы, как только заснимут собор и памятник Александру II.

В 1807 году на встрече российского императора Александра I с его французским коллегой Наполеоном Бонапартом в Тильзите была достигнута договоренность о том, что Россия может присоединить Финляндию к своей территории. 9 февраля 1808 года русские войска под командованием генерала от инфантерии графа Ф. Ф. Буксгевдена перешли границу, а уже 18 февраля вступили в Гельсингфорс. Вскоре Свеаборг оказался в осаде, оставшись единственным не сдавшимся населенным пунктом на юге Финляндии.

В крепости находилась примерно треть всех шведских войск, расквартированных в Финляндии: 7500 солдат и офицеров, 1500 гражданских лиц, 354 каторжника и шесть русских военнопленных; 110 военных кораблей, более 2 тыс. орудий, 100 тонн пороха. Командовал обороной комендант крепости вице-адмирал Карл-Олаф Кронстедт.

Осаждающих "северный Гибралтар" было меньше, в их распоряжении было всего 59 пушек, огромных запасов пороха также не имелось. Но вскоре комендант крепости подписал перемирие на месяц, решив по окончании этого срока капитулировать, если не получит подкрепления из Стокгольма. Посланные в Стокгольм гонцы не успели за этот месяц добраться до цели.

Третьего мая Свеаборг капитулировал. И опять мы имеем дело с двумя конфликтующими версиями относительно причин того, как это случилось. По первой, виноваты плохо обученные финские крестьяне-солдаты и не желавшие умирать не пойми за что шведы-офицеры, неисправность большинства пушек, быстро израсходованный порох, нехватка запасов продовольствия в крепости и недостаток опыта у Кронстедта, ранее одерживавшего победы только на море. Вторая версия, которую военные историки называют "золотой порох", опирается на слухи о том, что русское военное командование якобы дало коменданту крупную взятку. Документально этот факт доказан никогда не был.

После заключения Фридрихсгамского мира, по которому России перешла вся Финляндия, вице-адмирала Кронстедта сделали в Швеции чуть ли не главным виновником национальной катастрофы. Он был приговорен к смертной казни, но помилован по просьбе российского императора. Вице-адмирал вышел в отставку, но отказался поступать на службу в российскую армию, носил шведские ордена, однако не брезговал получать российскую военную пенсию, его сын стал финским сенатором, а оставшиеся в Швеции родственники меняли фамилии.

Русская крепость

После русско-шведской войны 1808-1809 годов крепость Свеаборг стала русской. Переименовывать "шведский замок" на русский лад новые хозяева не стали. А вот острова, на которых размещена крепость, переименовали, хотя и не сразу. Сначала пользовались шведскими именами, которые записывались с нижегородским акцентом.

Финны же, разумеется, произносили все названия по-своему, так что каждый островок имел целую гроздь названий. Вот несколько примеров: Густавсвард (Густав-Сверде), он же Кустаанмиека, он же Артиллерийский; Стора-Остерсварто (Стуре-Остерсварте), он же Исо-Мустасаари, он же Комендантский; Варгон (Варген), он же Сусисаари, он же Инженерный.

Хотя в Свеаборге вскоре было размещено вдвое больше русских солдат, чем когда-то было шведских и финских, островная крепость стала потихоньку терять свое значение, а населенный пункт на берегу — приобретать все большую важность. Причиной тому стало объявление в 1812 году Гельсингфорса новой столицей недавно образованного Великого княжества Финляндского (в составе Российской империи). Бывшая деревня при крепости постепенно стала превращаться в город с крепостью на морской окраине.

Да, кстати, в 1811 году в крепости в семье гарнизонного лекаря Григория Белинского родился сын, получивший при крещении имя Виссарион.

Промежуток между первой и второй осадой Свеаборга составил почти полвека. Летом 1855 года, во время Крымской войны (которая, вопреки названию, велась не только на Черном море), русский Балтийский флот был блокирован в Свеаборге превосходящим по силе англо-французским флотом.

Двадцать восьмого июля (с точки зрения нападавших) или 9 августа (с точки зрения оборонявшихся) начался обстрел крепости. Временный комендант Свеаборга генерал-лейтенант А. Ф. Сорокин, похоже, не нуждался во французской военной пенсии и не мечтал о месте в палате лордов для своего сына, а потому сумел замечательно организовать оборону крепости.

За два дня и две ночи постоянных бомбардировок по крепости и другим островам близ Гельсингфорса было выпущено более 20 тыс. снарядов, "по приблизительному и самому умеренному расчету". В финской столице, откуда обстрел был хорошо виден, началась паника — жители опасались, что неприятель начнет стрелять по городу.

Несмотря на силу бомбардировки, материальный урон, нанесенный крепости, был ничтожен. Потери оборонявшихся составили 63 человек убитыми, около 200 ранеными и контужеными. Неприятель потерял 33 человека. После нескольких дней затишья флот союзников покинул Балтийское море. Английские и французские газеты писали, что Гельсингфорс и крепость Свеаборг стерты с лица земли.

Следующий раз крепость стала ареной сражений летом 1906 года. На этот раз обошлось без внешнего врага. Комендант крепости генерал В. А. Лайминг получил информацию о готовящемся всеобщем восстании на Балтийском флоте и отдал приказ заминировать подходы к крепости. Часть матросов-минеров отказалась выполнять приказ.

Есть, правда, как всегда, другая версия. Еще с петровских времен матросу, отстоявшему вахту на холодной погоде, полагалась чарка водки или компенсация ее стоимости деньгами. Морякам в крепости почему-то не доставалось ни того ни другого, что и вызвало недовольство. Так или иначе, но комендант отдал новый приказ — арестовать смутьянов.

И тут вспыхнуло восстание. Силы разделились примерно поровну. В мятеже, к которому приложили руку эсеры и большевики, участвовало около 2 тыс. человек, которые завладели островами Александровским, Артиллерийским, Михайловским и Инженерным. Верных присяге военнослужащих было примерно столько же, они укрепились на Комендантском и Лагерном островах.

Мятеж удалось подавить за два дня. 28 организаторов и наиболее активных участников было расстреляно, более тысячи осуждено к различным срокам заключения или направлено в арестантские роты. Около 600 человек погибло в бою. В брежневскую эпоху в СССР об этих событиях был снят художественный фильм "Свеаборг", разумеется, весьма далекий от правдивого изображения истории.

Финская крепость

В 1918 году, вскоре после провозглашения независимости Финляндии, крепость Свеаборг была переименована в Суоменлинну (финскую крепость). В ней недолгое время размещался концлагерь, в который заключались те, кто участвовал в гражданской войне в Финляндии на стороне красных. Из 8500 заключенных год спустя, после закрытия лагеря, на свободу вышло 7500. Остальных скосили голод и инфекционные болезни.

После закрытия концлагеря Суоменлинна становится военным объектом и остается таковым до 1973 года, когда переходит под управление гражданской администрации и превращается в один из районов Хельсинки.

В 1991 году крепость включена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Правда, остров Пику-Мустасаари (Госпитальный) до сих пор находится в распоряжении финской армии. Есть еще одна достопримечательность неподалеку от Суоменлинны, которую, увы, нельзя посетить по той же самой причине.

На острове Сандхамн--Сантахамина--Лагерный к юго-востоку от крепости в 1857 году был поставлен памятник "убиенным 63 матросам и солдатам, во время бомбардирования Свеаборга англо-французским флотом 28-го и 29-го июля 1855 года". Проект памятника выполнил профессор барон П. Клодт (тот самый, который отливал коней для Аничкова моста в Петербурге). Но это маленькие исключения, а так почти всеумные, да? Волчьи шхеры — в распоряжении туристов.

На посещение Суоменлинны можно смело выделять целый день, и то не удастся осмотреть все, что имеется в крепости.

Но не одним любителям вспоминать былые победы российского оружия имеет смысл съездить на Волчьи шхеры. Крепость крепостью, но это еще и место, где можно просто погулять, полюбоваться природой, да к тому же там постоянно устраиваются разнообразные мероприятия — концерты на открытом воздухе, парусные регаты, выставки.

Большинство местных жителей предпочитают питаться предусмотрительно привезенными с собой продуктами. И это неглупое решение. Хотя с тем, чтобы найти заведение общественного питания, особых проблем нет. Самый популярный у туристов ресторан Walhalla, правда, открыт для обычных посетителей только на ужин с понедельника по субботу, а в воскресенье и в обед туда допускаются лишь организованные группы.

Русским патриотам можно порекомендовать пиццерию Nikolai. Названа она в честь купца Николая Петровича Синебрюхова, получившего в 1819 году эксклюзивное право на производство и продажу пива на территории Финляндии и почти сразу после получения патента открывшего кабак и в Свеаборге. Носящая его имя пивоваренная фирма Oy Sinebryhoff AB существует до сих пор (вот, правда, принадлежит шведской Carlsberg).

Паромы, украшенные надписью "Suomenlinna Sveaborg", отходят от рыбного рынка (Кауппатори) Хельсинки с 6 утра до 2:20 ночи с интервалами от 40 минут до одного часа. Время в пути — 15 минут. Цена билета туда-обратно — €3,80. Летом практически с соседнего пирса отходят также водные автобусы. Обладатели Helsinki card могут пользоваться паромом и посещать все музеи в крепости бесплатно. Собственную яхту можно припарковать в гостевом порту на острове Сусисаари только при наличии свободных мест.

Суоменлинну можно посещать круглогодично, крепость открыта 365 дней в году, но лучше все-таки делать это летом. На островах постоянно проживает 900 человек, еще около 400 на них работает. Много домов на островах используется как художественные студии. На территории крепости Суоменлинна находится тюрьма для осужденных за малозначительные преступления. Зэки в основном занимаются поддержанием крепостных сооружений в должном виде.

Вход в саму крепость свободный, платить надо только при посещении музеев. В крепости имеются музей Суоменлинны, музей Эренсвярда, Манеж (музей советско-финской и второй мировой войн), подводная лодка "Вессико", а также бесплатный для посещения таможенный музей. Сложно не заметить, что большинство пушек, стоящих в крепости, имеют надписи на русском языке. Особенно приятно, думаю, будет изучить их уроженцам Перми.

Местная церковь когда-то была гарнизонной церковью русского ограниченного контингента в Свеаборге и называлась собором Александра Невского. Построен собор был по проекту архитектора Константина Тона. И хотя с 2000 года здесь проходят не только лютеранские, но и православные службы, внешний облик здания непоправимо испорчен еще в 1928 году архитектором Франсом Шестремом. Вместо маленькой копии московского храма Христа Спасителя мы теперь видим ничем не примечательный лютеранский храм.

Находясь в крепости, где-то примерно в 17:20-17:30 можно принять участие в ежедневном ритуале — вместе с другими туристами помахать рукой проплывающему мимо, по направлению к Стокгольму, парому Silja Line. Если вы по какой-либо причине опоздали и не помахали — не страшно. Через полчаса вам будет предоставлена вторая попытка — проводить в шведскую столицу паром Viking.

Благодаря Шенгенскому соглашению в наши дни можно съездить из Хельсинки в Стокгольм на денек-другой без всяких виз. А упомянутые паромы — сами по себе достопримечательности обеих скандинавских столиц. И если вы плывете на борту одного из них, не пропустите в самом начале путешествия остров с крепостью, с берега которого вам машут руками незнакомые люди.

АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВ
proof

Технический спонсор

Вы когда-нибудь замечали, что в любом городе Земли большинство интересных мест всегда находятся в непосредственной близости друг от друга. Ты просто шагаешь по историческому центру – и «нанизываешь» достопримечательности одну за одной, как разноцветные бусинки бисера на иголку с ниткой… Вот Кафедральный собор, вот Сенатская площадь… А вот уже Старый рынок, а за ним виднеется Успенский собор… Одна за другой… Одна за другой…

Кажется все гладко и ровно… Ага!!! Как бы ни так!.. Как и бусинки бисера, что имеют обыкновение закатываться за диван, так и среди достопримечательностей условного города Икс непременно найдется одна или две таких точки, ради которых тащиться вам придется на другой конец земли. Такие места, как отряд повстанцев в мире достопримечательностей. Что ни возьми, практически в каждом городе света вы обязательно встретите нечто подобное. Лично я, по крайней мере, видел такие картины уже очень много раз. Хотите пример? Да хоть десять!.. Это и , и , и музей Леннусадам в Таллинне, и … Я могу этот список еще долго продолжать. Но на самом деле сейчас в рамках этой конкретной статьи это не имеет принципиального значения. Ведь сегодня я хотел бы рассказать вам всего об одном из таких мест, самой «труднодоступной» достопримечательности Хельсинки – старой крепости Суоменлинна (она же – Свеаборг).

Несмотря на то, что это место часто относят к числу хельсинских «must see», добраться до него не так-то просто. Острова Susisaaret, на которых стоит крепость, отрезаны от города водами Финского залива. Поэтому, попадая сюда, сразу кажется, что ты находишься уже как бы и не совсем в Хельсинки. Вокруг расстилается водная гладь… Огромные гладкие валуны подступают вплотную к берегу… А над всем этим, словно местная «гопота», кружит отряд белых чаек…

Вокруг тихо – и кажется, что за какие-то 10 минут ты променял шумный Хельсинки на какой-то милый и уютный пригород.

Впрочем, ладно… Что-то я разошелся… Надо сбавить градус ванили. Давайте лучше я расскажу вам обо всем по порядку…

Немножко истории (правда, совсем немножко)…

Решение о возведении крепостей на островах Susisaaret («Волчьи шхеры») было принято после русско-шведской войны в середине 18 века. В те времена, территория современной Финляндии входила в состав Шведской империи, а потому сама крепость получила название Свеаборг (что означает «Шведская крепость»). После обретения Финляндией независимости, здешние бастионы использовались в период гражданской войны 1918 года. На островах был образован лагерь для финских красногвардейцев, а сама крепость официально получила название Суоменлинна (дословно – «Финская крепость»). Почему я это пишу? Все дело в том, что сегодня финский и шведский языки имеют в Финляндии официальный статус, поэтому крепость попеременно называют то Свеаборг, то Суоменлинна. Таким образом, сегодня этот островной бастион именуют одновременно и финским, и шведским.

В 1991-м году крепостной комплекс вместе с другими островными постройками был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Сегодня здесь располагаются многочисленные музеи, морская академия, остатки старой артиллерии, частные дома с девятью сотнями постоянных жителей и даже тюрьма «облегченного режима», заключенные которой поддерживают крепость в надлежащем виде. Сами финны (как мне показалось) обычно используют это место как площадку для пикников: пока туристы бегали по острову с фотоаппаратами, они просто мирно сидели на камнях и, поедая привезенные с собой припасы, смотрели на скалы и водную гладь.

Сказать по правде, именно ради пикников и живописной природы этого места сюда и стоит ехать из Хельсинки. Все остальное – крепости, пушки и прочие сооружения произвели на меня значительно меньшее впечатление. Исключение — эти поросшие травой укрепления, похожие на домики Бильбо Бэггинса.

Они прикольные. А все остальное – стены и стены… Я бы мог о них больше вообще ничего не писать. Но долг блогера велит… Поэтому дальше будет большой рассказ о всех интересных местах, которые можно встретить на этом острове. Давайте для начала я устрою вам тут мини-экскурсию. А технические моменты (типа «как доехать на Свеаборг» и где снять жилье) оставим напоследок…

Крепость Свеаборг: церкви, пушки и «русские» домики…

Вообще, считается, что «достопримечательностей» в этом месте много: на туристических картах, которые можно получить в центре информации, отмечено аж целых 45 разных точек!!! Но большинство из них можно отнести к достопримечательностям только формально. Преимущественно – это различные музеи, валы и объекты общественного питания. Другое дело, что все они расположены довольно компактно и, словно на нить, нанизаны на «синий маршрут», который тянется сразу через два острова.

Начинается он от главной пристани, а затем проходит через «русскую деревню», где когда-то жили купцы из России…

Мимо гарнизонной церкви…

Военного музея…

Многочисленных сувенирных лавок…

«Messiah... Save your breath»...



И невысоких мостов, связывающих берега между собою.

Чтобы туристы не запутались на островах тут и там встречаются специальные указатели, показывающие дорогу к главным точкам Свеаборга. Видя на указателях те или иные интересные пункты, мы с Таней постоянно меняли маршрут и уходили в стороны, то вправо, то влево. Именно так (незапланированно) мы, например, добрались до подводной лодки Весикко (я называл ее «Сулико»).

Не могу сказать, что она производит какое-то особое впечатление (как например, подводная лодка Лембит, стоящая в Морском музее Таллинна). Но свернуть к ней на пару минут определенно стоит. Как-никак, не каждый день видишь на улицах подводные лодки.

Если кому-то особо интересна тема лодок, отмечу также, что на территории островов Суоменлинна есть еще «сухой порт». Реально сухой… (как незаверенный Роллтон). Находится он справа от Большого Крепостного двора с могилой Эренсвярда (это, кстати, еще одна лодочка).

Выглядит этот двор весьма симпатично… Всюду раскидистые деревья, грубые камни, поросших зеленым плющом, а также все те же старые шведские пушки, которых здесь так же много, как и чаек, летающих над головой… Дальше будут фото. Я думаю, они расскажут все лучше меня.


Возвращаясь к теме сухого дока, отмечу, что в июне 2017 года, когда на острове был я лично, это место выглядело довольно жалко.

Посреди большущей котловины стоял один единственный корабль, а вокруг него валялись остатки каких-то бревен и труб. Впрочем – смотрите сами. На картинках из туристических проспектов это место выглядело значительно более презентабельно.

Мы заглянули туда на пару минут, сделали фотки и снова вернулись на синий маршрут. Вокруг цвели цветы в горшочках…

Над головою качалась сирень…

А вездесущие китайцы прямо с моста пытались кормить с руки чаек.

Блин… Когда я вижу такие картины во мне просыпается Задорнов с его извечным: «Ну тупые…». Я стоял у них за спиной и молился, чтобы кому-то из этих граждан Поднебесной следующая чайка выклевала глаз. Ну или хотя бы сорвала сережку... И это я сейчас почти всерьез. Чаек в Финляндии можно кормить только ядом!!! Кто бывал в Хельсинки – тот меня поймет. Это не птицы – а воздушная мафия. Они воруют еду, летают прямо над головою… Я как-то даже читал историю в интернете, что чайка на причале в Хельсинки вырвала у какого-то туриста фотоаппарат. На причалах города стоят специальные знаки «Чаек не кормить». Но это же китайцы… Говорят, однажды они захватят мир. Блин… Одна надежда на японцев (что они все-таки изобретут своих роботов и в ближайшее время разберутся с Китаем). Не хотелось бы в старости есть один рис сутками…

Морские пейзажи и Ворота Короля

Наверное, читая этот текст, вы сейчас все задаетесь вопросом: «А где же та самая крепость, о которой тут постоянно идет речь»? Отвечаю: все дело в том, что крепость Свеаборг – это не единый бастион, а скорее некая совокупность стен и пушек, расположенных на тех самых островах в Финском заливе.

Поросшие травой стены крепости, встречаются здесь повсеместно. Просто не ждите увидеть на островах какой-то единый архитектурный комплекс вроде Московского кремля или чего-то в схожем духе. Крепость Свеаборг – это стены, стены, стены, пушки, стены… плюс вот эти Королевские ворота, которые являются одним из негласных символов данного места.

Как я уже говорил в самом начале, ехать сюда стоит за морскими пейзажами…

Хатками хоббитов и другими сказочными постройками, похожими на каменных исполинов, выглядывающих из-под земли…


Или, например, для того, чтобы устроить пикник на скалистых берегах острова…

Мы, например, так и сделали. Взяли плед, еду и две баночки клюквенного джина – забрались подальше и стали отдыхать. Где-то рядом с берегом копошилась парочка белых лебедей…

Впереди среди волн и росчерков скупого солнца мелькали паруса какого-то небольшого корабля…

В этот момент меня уже даже не бесили вездесущие чайки (хотя одна из них свистнула у меня черешню и в считанные секунды проглотила ее вместе с косточкой).

Наверное, за всю трехдневную поездку в Хельсинки – это был наш самый лучший день в Финляндии. Этакая кульминация путешествия. Она есть в любой поездке. Но сейчас я не буду сильно раскручивать эту тему… Просто напишу, что съездить на острова крепости Суоменлинна определенно стоит. Особенно в ясную погоду. Дальше в этой статье, как и обещал, я напишу вам о том, как это сделать.

Суоменлинна (Свеаборг): как добраться из Хельсинки

Специальные корабли, включенные в систему городского транспорта, ходят на острова каждый день с 6 часов утра до 2-20 ночи. Отправляются они вот от такой станции рядом с Рыночной площадью Хельсинки. Обычно, в дневные часы людей вокруг нее много. Поэтому вы ее не пропустите.

Билет на проезд можно купить в кассе или в автомате (5 евро). Действителен он в течение 12 часов (поэтому с одним билетом вы можете съездить и туда, и обратно).

Также отправиться в поездку вы можете, имея на руках обычный городской проездной на 24 часа (HSL) или карточку Helsinki card. Сами паромы курсируют регулярно. Интервал движения – от 20 минут до 1 часа (но вы ориентируйтесь на меньшую цифру – большие промежутки между рейсами тут бывают только ночью). Время в пути – 15 минут. У самих кораблей есть как открытые, так и закрытые площадки. В первый раз мы ехали на «крыше» парома...

А вот обратно уже возвращались, расположившись на внутренней площадке.

По дороге паром проплывает несколько маленьких островков. В ясную погоду плыть на открытой площадке очень приятно. Единственное, что немного портит впечатление – это летающие прямо над головой чайки. Как вы поняли, в этой истории они главные антагонисты.


После прибытия на остров прямо перед вами будет центр туристической информации. С другой стороны тут же находится продуктовый магазин и табло с расписанием рейсов. Если такой вариант вам по какой-то причине не подходит и вместо 5 евро вам решительно хочется заплатить за проезд все семь – поплыть на острова вы также можете на «водных автобусах» компании JT-Line. Подробную информацию о маршрутах и расписании можно посмотреть на их официальном сайте www.jt-line.fi.

Где снять жилье на островах

Рядом с крепостью прямо на островах работает хостел Suomenlinna, открытый в бывшем здании школы. В хостеле есть номера на двух-трех или на 6-10 человек. Поэтому при желании – есть, что выбрать. Летом двухместный номер в этом месте обойдется вам в 68 евро (что для Хельсинки довольно низкая сумма). Койка в дормиторие будет стоить 25. В «не сезон» цены ниже. Проверить их