Заграничные паспорта и документы

Альберто Анджела Один день в Древнем Риме. Повседневная жизнь, тайны и курьезы. Прогулка по Риму. Что посмотреть за день Рассказ первый день в риме

Маршрут по Риму был составлен наспех вечером предыдущего дня. На выпрошенной в отеле карте я прочертила жирную кривую, отмечая кружочками все достопримечательности, которые следовало осмотреть. Получилась своебразная зигзагообразная диагональ, пересекающая вечный город посередине с юго-востока на северо-запад, от района Термини до Виллы Боргезе.

Утром намечался ранний подъем. Поскорее собравшись, мы спустились в холл гостиницы, где совершались последние приготовления к завтраку. Средиземноморский завтрак пришелся мне по нраву: вкусно и сердито. Для тех, кто не в теме: обычно это кофе и булочка. А кофе-то ведь не простой, а ароматный каппучно с нежной молочной пенкой, посыпаннной сверху корицей... Да и булочки местного изготовления вещь довольно аппетитовозбуждающая=)

Лихо разделавшись с завтраком, мы выскочили из отеля, прошли полсотни метров и встали как громом пораженные. А куда идти, собственно говоря? Где мы вообще находимся? На какой улице? Эти вопросы поставили нас с мамой в откровенный тупик.
Вот тут-то и понадобился мой вери-вери-пур, но хоть какой-никакой английский. Оказалось, что большинство итальянцев смыслят в английском еще меньше меня. То есть, совсем ничего в нем не смыслят.

Несмотря на взаимное непонимание, мы-таки разобрались, что к чему. Взяли путь на Коллизей, но только не прямиком, а через руины замка Виктора Эммануила и церковь Санта-Мария-Маджоре. О двух последих пунктах мы до этого толком ничего не слыхивали, просто они были отмечены на карте и лежали как раз (ну или почти) на пути к Колизею.

Началось наше долгое, но увы, мимолетное, путешествие по Риму. Жизнь в городе кипела, хотя в августе все римляне (как, впрочем, и все итальянцы) берут отпуска и сваливают куда подальше, передавая город в полное распоряжение туристов.

На дороге, по тротуарам - всюду разбросана разного рода грязь - неизменная спутница городских окраин. Вдоль и поперек снуют мигранты из стран Южной Азии и Африик; Мимо пробегают подтянутые римские девушки, одни из немногих римлян, оставшихся в городе.
А мы идем неспеша, оглядываясь по сторонам и дивясь изобилию древних руинов и их прекрасной сохранности.

Добрались до развалин замка первого короля объединенной Италии Виктора Эммануила.
Для справки: до середины XIX века Италии как государства не существовало вовсе, а территорию итальянского сапога занимали враждующие между собой крохотные республики и княжества. Лишь в 1848 начался процесс объединения Италии - так называемое Рисорджирменто, продолжавшееся более двадцати лет. Правителем уже единой Италии был избран Виктор Эммануил, король Сардинского королевства, бывшего центром объединения.

Но пока мы об этом не имели ни малейшего представления, как и о том, что это перед нами такое простирается. Вот так бы мы стояли и смотрели на руины непонятного происхождения, если бы не благодушный итальянский полиционер, который и поведал нам краткую историю сего сооружения.

Замок сам по себе напоминает небольшой особнячок; у подножия мирно дремлют старинные колонны и плиты, а вокруг всего этого разбит обширный парк.

С утра здесь можно встретить несчастных постояльцев - иммигрантов, нашедших некое подобие крова в городском парке. Один паренек беззаботно спал на траве меж четырех громадных стволов. Я его щелкнула, в ответ на что он стал осыпать меня последними ругательствами, возмущенно размахивая при этом руками. Мы мгновенно скрылись с места происшествия и побрели себе спокойно дальше.

Вскоре перед нами возникла она - Санта-Мария-Маджоре, чрезвычайно сложная в архитектурном отношении церковь. Она имеет в плане два фасада, и они настолько друг от друга отличны, что создается впечатление, будто это две совершенно разные церкви. Передний фасад украшает стройная часовая башенка (самая высокая в Риме).


Задний фасад увенчан двумя сводчатыми куполами, которые возвышаются по обе стороны от центра.

Отсутствие чёткой планировки сразу бросается в глаза. Видно, что церковь строили веками. Об этом говорит многообразие архитектурных стилей: готические витражные окна, роскошные барочные фасады, купола в духе Возрождения и их мыслимые и немыслимые переплетения.

Мы долго раздумывали, зайти или нет. Наконец, решившись, переступили порог и оцепенели от увиденнего. Собор прекрасен как снаружи, так и изнутри. Зайти непременно стоило.

Покинув эту тихую и величественную обитель, мы утремились к амфитеатру Флавиев, или, говоря по-нашему, к Колизею. Есть ли на свете человек, который не знает, что такое Колизей? Быть может, папуасы Новой Гвинеи или эскимосы крайнего Севера и не знают этого, однако весь цивилизованный мир наслышан о нем сполна. Весь, кроме моей мамы.
На мое радостное восклицание:
- А теперь мы идем к Колизею! - она задает мне ну просто обескурживающий вопрос:
- А что такое Колизей?
Немного оправившись от шока, я принялась за разъяснения.
Говорю: "Колизей - это древнеримский амфитеатр, где проводились гладиаторские бои и схватки с дикими зверьми". Чтобы в её голове возник ясный образ этого сооружения, я задаю наводящий вопрос:
" Мам, ты помнишь, фильм такой, "Гладиатор" называется?" Задея удалась, а я продолжила свою импровизированную экскурсию:
"Колизей был построен в I веке нашей эры римскими императорами из рода Флавиев, оттого он и называется амфитеатром Флавием. Вмещал он в себя до 80 тысяч человек, причем все - от императора до последнего плебея - могли присутствовать на зрелищах. Однако размещались в Колизее согласно социальному статусу. На нижних рядах сидели аристократы, богатые и уважаемые горожане, там же располагалась императорская ложа. Чем ниже было положение человека в обществе, тем выше находилось его сидение.
Зрелища здесь устраивались не для слоабонервных. С современнной точки зрения, естественно. Скажем, приводили на арену человека - раба - и подпускали к нему голодного льва. А зрители активно скандировали и хлопали, упиваясь разыгывающейся на их глазах кровожадной игрой.
Вот теперь ты имеешь хоть какое-то представление о том, что такое Колизей. Приготовься увидеть его воочию."

Вскоре он предстал во всем своем неподдельном величии. Смотрел на нас точно с фотокарточки. Я чуть было не завопила от восторга, смешанного с неверием.

Еще в предыдущий день мы выведали один очень полезный секрет: как попасть в Колизей, не выжидая в длиннющей очереди за билетами. Ничего противозаконного, говорю сразу. Дело в том, что билет дает возможность посетить не только Колизей, но также форумы и Палатинский холм. И билетная касса имеется не только у входа в Колизей, но и у Палатинского холма, за аркой Константина.


Нам повезло: очереди в этой кассе не было совем. И мы, радуясь, что не потеряем драгоценное время в томительном многочасовом ожидании, купили билеты и прошли на Палатинский холм. Именно здесь, по преданию, волчица вскормила маленьких Ромула и Рема, легендарных основателей Рима. Именно с этого холма начинается почти трехтысячелетняя история города. Здесь зелено и пахнет историей. Отвсюду видны развалины древних античных и средневековых строений.
Легко потеряться, если не знаешь, куда идти. Что мы не преминули сделать=) Побродив вволю и так и не найдя Фарнезианские сады, мы вдруг вспомнили о времени и о том, что его у нас ограниченное колчество, и побрели искать выход.

Было уже окло 11 утра, когда мы с билетами на руках подошли к Колизею. С жалостью оглядели несчастных, стоявших в полукилометровой очереди, которая ползла, казалось, медленнее улитки. А мы в несколько минут добрались до внутренностей амфитеатра, еще более потрепанных временем, чем его внешний вид;

Арена в Колизее отсутствует, зато видны находившиеся под ней подвальные помещения.Людей внутри ничуть не меньше, чем снаружи.

Я бы пришла сюда на рассвете холодным ноябрьским утром, чтобы сидеть здесь в одиночестве и вдыхать в себя этот дух истории, который, увы, легко развеивается из-за обилия шныряющих туда-сюда современников. Я бы прошлась по этим расстерзанным останкам былого могущества и увидела бы перед собой разъяренную толпу, холеного императора в терновом венце, окруженного разодетой свитой, увидела бы гладиаторов, с неистовым бешенством бросающихся друг на друга. Однако напрячь воображение в бурлящем людском потоке меня не вышло. Эти камни были для меня просто камнями, а не свидетелями гладиаторских боев и инсцинированных морских сражений.
Совершив обход по нижней галерее, мы покинули Колизей.

Двинулись по уличе Императроских форумов (via Fori Imperiali). Эта улица тоже своего рода достопримечательность. Какие отсюда открываются виды на античные руины! В потверждение, если не верите на слово, фотография.


Беспрерывно озираясь по сторонам, дошли до так называемого Свадебного торта, или Пищущей машинки, или, того хуже, Вставных челюстей. Всё это - любовные прозвища, данные римлянами монуменумту в честь уже упомянутого Виктора Эммануила. Сами итальянцы своего первого короля не сильно жалуют, отсюда и эти смешные прозвища (очень точные, если задуматься).

Кстати, официальное название памятника - Витториано. Другое его официальное название - Алтарь Отечества. Здесь горит вечный огонь в память о погибших в Первую мировую итальянцах.

По стилю Витториано - чистейшее барокко, пышное, нарядное и монументальное. Красиво, не возразишь. Особенно если смотреть на его, заблаговременно перейдя дорогу. Почему? На переднем плане блещет ярко-зеленая, залитая солнцем трава, и на этом фоне белоснежный монумент смотрится еще более выгодно.

Дальше мы пошли искать площадь Венеции. Я говорю маме: "Она находится за Витториано, как показано на карте." Она мне втирает обратное: что нам нужно идти вперед, а не назад. Завязывается горячий спор. Мотаясь из стороны в сторону, то вперед, то назад, мы опросили уйму людей: "Where is piazza Venezia?". Но все наши респонденты были такими же, как мы, непутевыми туристами=) Благо, на пути нам встретилась коренная римлянка, которая своим ответом нас буквально ошарашила. А сказала она вот что: "This is Piazza Venezia. You are in the Piazza Venezia".
Значит, мы так долго мучились в поисках растреклятой площади, в то время как сами находились на ней? И мы здорово посмеялись над собой. Хотя, в общем, мы тут были не при чем. Просто на карте Витториано показан неправильно: смотрит на площадь Венеции не передом, как то есть на самом деле, а задом. Вот мы и запутались. Горячо поблагодарив добрую итальянку, мы взяли курс на Пантеон.
Пантеон, наряду с Колизеем форумами, является некой визитной карточной города. Храм всех богов, бывший некогда языческим, в VII веке превратился в христианскую церковь.


Такую необычную христианскую церковь вы не увидите нигде в мире. Вся фишка в том, что она круглая. Никаких латинских и греческих крестов, никаких нефов, ничего от христианского храма. Да еще и дырка в девять метров на куполе. Правда, это вовсе не дырка, это такое специальное отверстие, сквозь которое сюда проникает свет. А порой и дождь, и град, и все прилгающееся.

Кстати, в Пантеоне нашли покой многие выдающиеся итальянцы, и в их числе Рафаэль Санти. Его могила расположена в отдельной нише; её украшают две скульптуры: бюст самого Рафаэля и статуя Девы Марии. Кто изображен в образе Девы Марии - неразрешимая загадка истории. Возможо, его невеста из богатого и знатного рода, или же его возлюбленая (читай - любовница) Форнарина, для которой он отстроил роскошную виллу и которую обессмертил на своих полотнах?...

Продолжение следует...

👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей - платим мы!) я давно практикую Румгуру , реально выгодней 💰💰 Букинга.

👁 Знаешь ? 🐒 это эволюция городских экскурсий. Вип-гид - горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь 🚀! Цены от 600 р. - точно порадуют 🤑

👁 Луший поисковик Рунета - Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷

“Все дороги ведут в Рим” — гласит пословица. И согласно этой пословице, одна из дорог однажды привела меня в этот великий город.

Войдя в Рим, я был поражен его великолепием: домами, храмами, алтарями, колоннами. Еще меня удивило то, как много людей собралось в нем. Я осмотрел холмы, между которых стоит город, прогулялся на набережную реки Тибр, поглядел на храм верховного бога Юпитера. Потом я зашел на Форум, чтобы посмотреть на богатых римлян, одетых в тоги. Форум - это такое место, где собираются римские граждане, по делам или просто так. Я завершил прогулку около колонны императора Траяна, поставленной в честь победы римских легионеров над варварами.

Я присел отдохнуть около особняка аристократа. Здесь я наблюдал, как из дома рабы вынесли лектику - носилки с шатром. В них сидела богатая патрицианка, вся увешанная драгоценностями.

Рабы понесли носилки с госпожой по улице, а следом шли рабы-охранники. Немного спустя из дома вышли еще рабы с корзинами и отправились в сторону рынка. Я вообще заметил, что римляне, даже плебеи, сами почти не работают. За них все делают рабы.

Я проголодался и купил пирожки у уличного торговца. Он тоже оказался рабом, но вольноотпущенником. Часть своей выручки он отдает хозяину.

Конечно, я увидел и Колизей. Его арена и амфитеатр поразили меня своими масштабами. Сюда как раз стекался народ. Император дарил народу зрелища гладиаторских боев в честь очередной победы своих легионов над противников. На арену выходили гладиаторы, целые отряды. Они были вооружены копьями, мечами, пиками. Рабы везли на колесах клетки с хищными пантерами и тиграми, привезенными из заморских стран. Сегодня люди и звери будут сражаться друг против друга. Проигравший погибнет.

Я понял, что для римлян бой гладиаторов - обычное зрелище. Зрители спокойно жевали пирожки и сладости, держали на коленях своих детей в то время, как на арене лилась кровь. Я ушел из цирка, когда римские граждане заключали пари на деньги и болели за «своих» гладиаторов. Кто кого побьет: германцы или галлы? Люди чувствовали себя повелителями мира, гражданами Великой Империи, которая никогда не падет.

Об исторических событиях можно рассказать так, что читатель (рядовой, не историк) заскучает от монотонного заумного повествования и холодных цифр и отложит книгу после десятка страниц. Навсегда.

А можно по-другому - живо, увлекательно, проводя параллели с современностью, тем самым делая происшедшее давным-давно близким и понятным.
Так поступил Альберто Анджела - итальянский палеонтолог, археолог, писатель и телеведущий.
В своей книге «Один день в Древнем Риме. Повседневная жизнь, тайны и курьезы», он превратил читателя в тайного наблюдателя римской жизни.

В один из дней 115 года нашей эры, во времена правления императора Траяна, когда Рим, по мнению автора «переживал эпоху наивысшего могущества и, возможно, наивысшей красоты», в период, когда Римская империя простиралась от Шотландии до границ Ирана, и от Сахары до Северного моря, вслед за автором читатель оказывается в столице империи - в домах римлян, на улицах города, в храмах и школах, на форуме и рынках, в суде, на казни преступников и боях гладиаторов в Колизее, на пирах элиты и «за столами» бедняков.

Римский modus vivendi («способ существования») - способ строительства, манера одеваться, есть, общаться в семье и с посторонними, четкая система законов и общественных правил - в нем Альберто Анджела видит секрет долголетия Римской империи и влияния на развитие всего человечества. И об этом римском «способе существования» он рассказывает в своей книге.

Мне тема Рима всегда была интересна, а с некоторых пор особенно (практические соображения), поэтому не только читала, но и делала для себя пометки.
Интересуетесь Римом? Тогда заглядывайте под кат.

Рим эпохи императора Траяна - город по тем временам огромный, его население достигало полутора миллионов человек.
Город, где встречались разные культуры и верования, тогдашний «плавильный котел».
Провинциалов он пугал. Слишком шумный, легкомысленный, эксцентричный, наполненный проходимцами и нацеленный на прибыль. Тем же, кто в Риме родился или жил давно, город виделся «полным жизни и веселья» (по словам Марциала).

Различия между людьми определял их статус, ты или римский гражданин, или чужеземец (peregrinus), или раб.
Рабы по римскому закону относились к разряду вещей, а их труд был основой римской экономики.

В императорском Риме мирно сосуществовали разные религии - наравне с богами римлян (Юпитер, Юнона, Минерва, Марс, Венера, Диана, Бахус, Меркурий и т.д.) в ходу были «чужеземные» божества, импортированные с завоеванных земель: Исида из Египта, Кибела с территории современной Турции, Митра из Персии. В простонародных кварталах были небольшие христианские общины - около пятидесяти лет до этого они подверглись гонениям при Нероне и пока не оправились.
В Риме было и несколько синагог - много евреев перебралось в Рим после разрушения Иерусалима императором Титом в 70-е годы нашей эры.
Позже, при императоре Константине, христианство выйдет на первый план, и оттеснит все остальные религии в сторону.

А пока прагматичные римляне радушно принимали все культы, и каждый мог верить, во что хочет, но с одним условием: приносить также жертву во славу императора, посещать обряды в его честь и признавать его абсолютную власть. Ранние преследования христиан связаны как раз с тем, что они отказывались признавать божественность Нерона и участвовать в императорских культах.

Новые верования были более открытыми в отношении женщин, чем холодная официальная римская религия, которая являлась делом исключительно мужским. Иноземные религии проникали в семьи, а там их проповедниками становились женщины, благодаря их роли в воспитании детей.

Первой ступенью обучения в Риме были начальные школы - детей собирали в группы в лавках или на улице. Если у родителей были деньги, то подростки продолжали учебу, изучая грамматику, латинскую и греческую литературу. Знание греческого языка во многом определяло статус, принадлежность к благородному сословию. Римляне считали Грецию подлинной родиной культуры античного мира, а себя - сыновьями и наследниками этой великой цивилизации.

Состоятельные юноши продолжали учиться, овладевая правилами красноречия, готовя себя к публичной карьере.
Средняя и высшая школы располагались уже «не в пыли», как школа начальная, а в домах учеников или в специальных аудиториях.

Дом богача (domus) был отстраненной от улицы маленькой крепостью без окон (лишь иногда в верхней части дома оставляли небольшие окна). В таких домах имелись атриумы без крыши - через незащищенные крышей пространства в дом поступали свет и вода во время дождей. Вода собиралась в центре зала в бассейне (имплювий), и отводилась в подземные резервуары. В богатые дома вода подводилась и из акведуков - персональный водопровод был редкой привилегией, следствием полезных связей и знакомств. Благополучному римскому семейству принадлежало от пяти до двенадцати рабов (а некоторые семейства владели сотнями рабов). Самый надежный раб спал перед дверью хозяина. Обстановка в доме была скудной, яркости добавляли фрески на стенах. В шкафах хранили хрупкие и ценные предметы - стеклянные бокалы, кубки, весы. Одежду складывали в деревянные сундуки. Золото, документы, купчие на дощечках или папирусе хранили в сейфах - сундуках с хитрыми замками.

Рим дал миру современную городскую застройку.
Инсулы - небоскребы Античности, многоэтажные римские дома (от латинского «insula» происходит современное итальянское слово «isolato», обозначающее целый изолированный квартал). В Рим прибывало все больше людей со всей империи, требовалось больше жилья, поэтому город рос ввысь - до шести этажей плюс мансарда (она уж гарантированно была незаконной частью построенного дома). Чем выше этаж, тем беднее его жильцы. Наверх без лифтов тяжело подниматься, чем выше этаж - тем ненадежнее построено жилье и больше риск, что случится обрушение, спуститься в случае пожара сложнее, а живущих под крышей заливали дожди.

На верхних этажах жили слуги, учителя, мелкие ремесленники, каменщики носильщики, поставщики товаров в лавки и на рынки. Ниже - чиновники города. Еще ниже располагались предприниматели, разбогатевшие торговцы, застройщики, работающие в тесном контакте с императорской или сенатской властью. Порядок в доме поддерживали рабы, они же носили в дома воду. Места мало, обжиты были даже лестничные площадки. Чем выше этаж, тем теснее и грязнее квартира.
Окна на верхних этажах не застекляли, просто закрывали кусками кожи, полотном или деревянными ставнями.

У каждой инсулы был владелец. Но арендную плату собирал не он, а профессиональный администратор - он заботился о содержании дома и искал жильцов. Администратор платил владельцу только за аренду дорогих престижные квартир второго этажа, а плату за остальные квартиры забирал себе. Каждые полгода арендные договоры перезаключались и многие оказывались выброшенными на улицу в поисках нового крова.

Смысла проводить много времени дома у римлян не было, поэтому они направлялись в город, на форум, в термы или еще куда.

Можно было пойти понаблюдать за процессом в суд, в базилику Юлия - там проходили великие процессы, но и мелкие дела рассматривались, ведь в Риме было принято обращаться в суд по малейшему поводу. Коллегия судей (центумвиры, их сто восемьдесят) делилась на четыре зала, в которых шли заседания. В каждом зале был претор (председатель заседания), сорок пять судей, истец и ответчик со своими адвокатами. А за спинами участников собирались зрители - простой народ, обожающий следить за прениями в судебных заседаниях, как за увлекательными спектаклями. Заседания, начавшиеся утром, могли закончиться на закате. Если не нравились выступления адвокатов в одном зале, публика перебиралась в другой зал. Адвокат не импровизировал, он следовал плану, составленному заранее. Тщательная предварительная подготовка - методика многих крупных адвокатов Римского форума. Адвокаты строили фразы, выбирали слова, тон, ставили голоса и следовали Цицерону, который говорил, что искусство оратора складывается из трех элементов: умения взволновать, усладить и убедить. И создавали эффектные сцены. На удачные выступления публика реагировала аплодисментами, криками и свистом (первый ряд зрителей, подкупленная адвокатом «клака» не в счет, они шумели за деньги). Шумный успех у зрителей оказывал психологическое давление на судей и влиял на вердикт.

О любви римлян к зрелищам все знают благодаря Колизею.
В его «расписании» были «звериные травли», публичные казни преступников и гладиаторские бои.
За четыре с половиной столетия работы Колизей успел стать местом, где количество смертей на единицу площади самое высокое в мире. По некоторым оценкам на этой арене лишились жизни около миллиона человек.

Мужчины при Траяне носили туники, богачи поверх туники надевали тогу - ее могли носить только римские граждане. Штаны носили только легионеры. В этот период римской истории было принято ходить бритым, иначе тебя не поймут, - если только ты не солдат и не философ. Женщины тоже носили одеяния, похожие на туники. Женская одежда была ярче мужской, украшена вышивкой. Богатые римлянки носили причудливые прически или парики. Волосы для светлых и рыжих париков привозили из Германии, черные - из Индии. Парики надевали вечером на пиры.

Большинство римлян были простыми людьми, непритязательными в еде. Влиятельное меньшинство позволяло себе роскошные ужины, длившиеся часами, с семью переменами блюд. Такие пиры были частью образа жизни богатых римлян.
В гости приглашали чаще не из-за желания побыть в компании, а из политических соображений и ради престижа.

Римская кухня эпохи Траяна напоминает индийскую и ближневосточную.
Блюда сдобрены приправами, пряностями и специями. На практике широкое использование пряностей и специй в римской кухне незаменимо для того, чтобы перебивать запах мяса (и рыбы) «с душком».
Неприятная, но неизбежная реалия в мире без холодильников и консервантов.

Римляне предпочитали мягкие блюда хрустящим (например, мясо перед жаркой отваривали).
Греки, всегда считавшие отварное мясо слишком простой пищей с пренебрежением называли римлян «поедателями вареного мяса», то есть грубым народом.
Мясо - один из фаворитов римской кухни: его не только жарили на решетке и на шпажках, но и рубили на фарш и ели с разными начинками в виде котлет и биточков. Либо набивали мясными обрезками и требухой свиные кишки - это, по сути, не что иное, как колбаса. В императорском Риме можно было найти хорошо знакомое нам блюдо - колбаску luganiga (или lucanica, луканская колбаска, как ее называют римляне). Ее готовили из рубленой копченой говядины или свинины, смешанной с разными пряностями - кумином, перцем, петрушкой или чабером. В фарш добавляли свиной жир и орешки пинии. Результат - настоящее лакомство…
Другое знакомое блюдо - фуа-гра, гусиная печень: ее высоко ценили уже в античном Риме.

Среди тогдашних продуктов нет привычных для современной итальянской кухни помидоров, крупной фасоли, кукурузы, шоколада. Все это будет открыто в Новом Свете благодаря Колумбу. Моцареллу римляне тоже не знали, ибо ее делают из молока азиатской буйволицы, которую в Италию еще не привезли. То же самое касается баклажан, которые получат распространение в средние века благодаря арабам. В отсутствие помидоров и моцареллы никто пока не изобрел пиццу. Нет еще спагетти и других макаронных изделий, которые распространятся в Италии, начиная с эпохи Средневековья.

Конечно, вино. По мнению Плиния Старшего и Горация, лучшее из всех - фалернское, производящееся на севере Кампании. Марциал предпочитает альбанское вино, родом из тех самых мест к югу от Рима, где сейчас делают знаменитое вино «Кастелли-Романи». Гораций продолжает список, добавляя также каленское (вино для богачей), массикское и цекубское, производившееся неподалеку от Фонди на юге Лация, которое поэт считает «щедрым и крепчайшим».

В блюда добавляли шафран, перец, кумин, имбирь, гвоздику, семена кунжута, душицу, шалфей, мяту, можжевельник. Были популярны финики, изюм, гранаты, орешки пинии, разные виды зеленого салата, дикая спаржа, репа, капуста, нут, чечевица, горох, бобы, разнообразные виды хлеба. Из мяса больше всего ели свинину, а рыба была дорогой - в два-три раза дороже мяса. В пищу шли разные птицы - от дроздов до фламинго, от журавлей до попугаев.
На рынках был большой выбор улиток, устриц, раков, омаров, креветок.

В начале римской истории питались в основном чем-то вроде каши - puls - с яйцами, оливками и кислым сыром. К этому прибавлялось большое количество бобовых и овощей. Мясо было редкостью, большее распространение имели свинина и курятина. Ведь до III века до нашей эры было запрещено забивать и употреблять в пищу коров и быков, которые могли использоваться только для полевых работ и жертвоприношений.
Позднее завоевания принесли с собой новые веяния и новые продукты.

Итак, затянувшийся римский пир окончен. А после него вернуться бы домой живым, ведь ночной Рим был небезопасен.
Как писал Ювенал, «ты мог бы прослыть беспечным, если бы пошел в гости на ужин, не составив завещания»…

Таким, по мнению Альберто Анджела, был Рим во времена правления императора Траяна.

Но все мои пометки получились информационными, не слишком живыми.
За бортом остались многие жизненные ситуации и истории, описанные в книге.
Например, утро в доме богача, рынок рабов, рождение наследника одного из римских граждан, прогулка по Римскому форуму или казнь ростовщика в Колизее.

В Риме у нас была долгая пересадка между рейсами, и мы, естественно, . В час дня мы были на Термини. В нашем распоряжении было около шести часов.

Первым делом мы решили посмотреть на термы Диоклетиана.

Эти бани расположены совсем недалеко от вокзала. Император Диоклетиан построил их для своего народа в 305 году н.э. По площади они превосходили все предыдущие постройки подобного типа. Так, не менее грандиозные термы Каракаллы занимали 11 га, а термы Диоклетиана – 13 га и могли вмещать до 3200 чел.

Помимо собственно помывочных отделений, отделанных со всей доступной тогда роскошью, они включали библиотеки, собрания статуй и картин, зимние сады, залы для занятий физкультурой и спортом. Помещения были с подогревом, то есть в любое время года любой гражданин Рима, включая последнего бедняка, мог с комфортом провести там время и, не только помыться, но и повысить, так сказать, свой культурный уровень.

Что и говорить, любили римляне попариться. Сооружение грандиозно и по сегодняшним меркам. Достаточно сказать, что сейчас в нём располагаются Национальный римский музей с собранием произведений римского и греческого искусств, две церкви и планетарий.

Купол планетария, устроенного в термах Диоклетиана

А многие помещения не используются и представлены циклопическими руинами.

Мы подошли к музею и при входе на территорию были подвергнуты тщательной проверке (сказывается непростая ситуация с терроризмом).

перед входом в музей

Билет в музей покупать не стали, так как помимо терм Диоклетиана, в билет входит посещение еще нескольких объектов: крипты Бальби, палаццо Альтемпс и палаццо Массимо. Мы решили, что логичней пройтись покупать билет, когда времени у нас будет побольше и мы сможет посетить все, что заложено в билете.

Таким образом, мы ограничились внешним осмотром грандиозных развалин – воистину впечатляющих!

Перейдя оживленную улицу, мы оказались у фонтана Наяд на площади Республики.

Фонтан был создан по проекту Марио Рутелли и открыт в 1901 году. Четыре нимфы окружают морского бога Главка. Нимфа Озера восседает на лебеде, нимфа Реки — на речном чудище, нимфа Океан — на морском, и нимфа Подземных вод — на драконе. Бог Главк, который по преданию изначально был человеком и который борется с дельфином — символ победы человека над стихией. По туристической легенде, если обойти фонтан и загадать желание, то оно сбудется. Это мы сделали. Ждём-с.

При открытии фонтана обнаженные статуи показались слишком эротичными, и первое время он был огражден забором. Сейчас, в свете нынешних представлений о нравственности, не совсем понятно, чем это было вызвано.

После осмотра фонтана и любования окружающими площадь полукруглыми зданиями, созданными по проекту Гаэтано Коха и украшенными пышной скульптурой,

мы решили вернуться и зайти в церковь Санта-Мария-дельи-Анжели-е-деи-Мартири , устроенной в одном из помещений бывших терм. Я думал, что в эту церковь зайти можно только по билету. Но нет, церковь действующая, вход свободный.

Вход в церковь Санта Мария дельи Анжели и деи Мартири

Посещение церкви, созданной по проекту самого Микеланджело, стало для меня откровением. Представьте, Микеланджело устроил в одном из помещений терм Диоклетиана церковь размерами не сильно уступающую Исаакиевскому собору в Питере. Какого же размера были эти бани внутри изначально?! Длина церкви 90 м (Исакий имеет размер 100 на 100 м), высота сводов – 29 м.

Церковь была закончена в 1556 году, уже после смерти Микеланджело, и неоднократно перестраивалась после 1700 года. На табличке внутри церкви, написано, что папа Пий 4-й повелел Микеланджело перестроить наиболее сохранившуюся часть терм в церковь потому, что император Диоклетиан был гонителем христиан.

Микеланджело очень уважал античную культуру и подошёл к вопросу деликатно, постаравшись как можно лучше сохранить древнеримское наследие и показать его величие. Так появилась эта, одна из самых необычных, церквей. В ней очень много подлинных шедевров живописи и скульптуры, не только итальянской работы, но и французской, в частности, скульптура св. Бруно работы Гудона. Да ещё постоянно играет замечательная музыка. Впечатление незабываемое.

Ещё. В начале 18 века папа римский Климент 11-й повелел учёному Франческо Бьянчини проложить по полу церкви меридиан. Цели было три: 1-я – проверять точность Григорианского календаря, 2-я – получить инструмент для определения даты Пасхи, и, 3-я — честолюбивый папа хотел утереть нос Болонье, где подобный меридиан уже существовал.

Благодаря тому, что античные бани ориентировались строго с юга на север (чтобы лучше использовать солнечное тепло) луч солнца из круглого окна в куполе в 12 часов 15 минут направлен строго вдоль меридиана. Заказанный к новому 1700 году меридиан был готов в 1702 г.

меридиан в церкви Санта Мария дельи Анжели и деи Мартири

Есть там и маятник Фуко, показывающий суточное вращение Земли.

Кто помнит, был такой маятник и в Исаакиевском соборе в Питере. Но там он, по замыслу большевиков, доказывал, что бога нет. А в римской церкви доказывает, как велик Бог, так сложно и совершенно всё устроивший. Как видим, из одного и того же явления можно делать противоположные выводы.

В милом дворике церкви отметились и китайцы, установившие памятник Галилео Галилею. Сразу видно, по-моему, что лицо Галилео ваял не европеец.

Галилео Галилей, изваянный китайским скульптором

дворик церкви

Мы не торопясь гуляли по Риму, любуясь архитектурными шедеврами, коих в Великом городе не счесть.

Фонтан на плошади Сан-Бернардо

Церковь Сан-Бернардо, устроенная в одной из угловых ротонд терм Диоклетиана

Англиканская церковь Сан-Паоло-дентро-Ла-Мура

Зашли в англиканскую церковь Сан-Паоло-дентро-Ла-Мура. Церковь совсем недавняя, конца 19-го века, но красивая как снаружи, так и внутри и вполне достойна быть в Риме. Часть ее мозаик выполнена прерафаэлитом Эдвардом Берн-Джонсом.

Проголодавшись, мы стали искать, где перекусить. Зашли в закусочную, где сидели местные – это всегда говорит в пользу заведения. Когда заказывали, то из-за взаимонепонимания, (и мы, и работники заведения, владеем английским не в совершенстве) взяли вместо одного куска мяса по 2 на каждого. «Париж (в нашем случае Рим) стоит обедни (у нас обеда)», поэтому заказали ещё 2 бутылочки вина по 0,25 л. Опасались большого счёта, вышло всего 13 е на двоих. Выходит, и в Риме можно поесть дёшево (по евромеркам, конечно) и сытно.

Вскоре мы оказались около башни Милиции.

башня Милиции

Я бы перевёл её название как «Ментовская», это больше соответствует её предназначению. И вот почему. Она не была создана в античные времена и потому не могла быть местом, откуда, как гласит современная туристская легенда, Нерон наблюдал за пожаром в Риме. Она была построена в средние века, когда на развалинах бывшей имперской метрополии орудовали шайки местных феодалов. Построила её семья Аретино в конце 12 века, чтобы контролировать свой район и наблюдать за конкурентами, укрепившимися в замке св. Ангела.

Потом она неоднократно переходила из рук в руки, пока не потеряла своего военного значения и стала просто одной из достопримечательностей города. Сейчас её высота составляет около 50 м, но до землетрясения 1348 года она была гораздо выше.

Церковь св. Екатерины Сиенской

Перед башней располагается прекрасная церковь св. Екатерины Сиенской, одной из святых покровительниц Италии. Как можно понять из таблички, эта церковь имеет отношение к вооружённым силам Италии, возможно поэтому на её ступенях дежурили 2 солдата.

Выйдя из церкви, мы оказались перед входом в Императорские форумы, в которые и отправились за 11,5 евро.

«Форум» в переводе означает рынок. Но это грандиозное сооружение скорее соответствует современному понятию «торгово-развлекательный центр».

так выглядели форумы в древности

«Императорские форумы» включают в себя форумы: Цезаря (46 г до н. э.), Августа (2 г до н. э.), Веспасиана (75 г), Нервы (98 г), Траяна (113 г) и храм Мира. Несмотря на то, что от мраморной и прочей отделки почти ничего не осталось, форум и сейчас производит неизгладимое впечатление. Подумалось, что современному человечеству до древних римлян ещё расти и расти.

Форум (вернее, то, что от него осталось) имеет несколько уровней. Мы то поднимались на самый верх, то спускались вниз, переходили с уровня на уровень, из внутренних помещений наружу, по галереям, балюстрадам, лестницам.

Общее впечатление портили расставленные тут и там современные абстрактные скульптуры, они всё время лезли в кадр. Типа, «и мы могём не хуже». Не знаю, кому как, но мне они на фоне римских творений резали глаз. Диссонируют они с совершенными и строгими античными формами.

современное изваяние

Это отнюдь не простой булыжник, но творение японского скульптора

А на улице было тепло, уличные музыканты играли Пьяццола, очень подходящего для этого не по-ноябрьски теплого вечера. Внизу, где бесплатно, бродили толпы гуляющих (а на форуме, где за деньги, почти никого не было).

В небе парили стаи птиц, на земле, меж развалин, бегали кошки. И всё это на фоне колонны Траяна, церквей и других архитектурных чудес. Кстати, и «Алтарь Отечества», который обычно принято ругать и сравнивать с пишущей машинкой, смотрелся с этого ракурса (да еще на фоне предзакатного неба) возвышенно и величественно. Как славно было в эти мгновения!

Алтарь Отечества

Вечерело, и пришло время возвращаться на ж/д вокзал, чтобы отправится в аэропорт. Не смогли мы не пройти лишний раз мимо Колизея, где этим вечером было очень людно.

От Колизея мы поднялись на холм Оппио, прошли через парк Траяна и вскоре вышли к церкви Санта-Прасседе.

Эта церковь находится как бы в тени своей соседки – великолепной Санта-Мария-Маджоре, но поражает не меньше. В глубине этой скромной церкви скрываются чудесные, немного наивные мозаики начала 9 века. Также здесь хранится такая христианская святыня, как «столб бичевания», к которому был привязан Христос, когда его били плетьми.

Разумеется, после Санта-Прасседе мы зашли и в Санта-Мария-Маджоре.

А вскоре мы уже были на вокзале и искали, где отправляются электрички в аэропорт.

Вроде мы пробыли в Риме совсем немного, но Рим там многолик и так насыщен шедеврами, что даже короткая прогулка позволяет увидеть очень многое и оставляет ошеломительное впечатление. Сколько же в Риме сосредоточено чудесных творений! Как велик и прекрасен Вечный город!

Календарь цен на авиабилеты

Полезные сайты для подготовки к путешествию

Ж/д и автобусные билеты в Европе - и

Прокат велосипедов, скутеров, квадро- и мотоциклов -


Если вы хотите получать сообщения о появлении на сайте новых рассказов, вы можете оформить подписку.

Поэтому мы не только посетим самые важные достопримечательности в центре города, но и внимательно присмотримся к жителям этого города - как они разговаривают, как едят и пьют кофе, какие церкви предпочитают для сосредоточенной молитвы, и о чем вспоминают, окидывая торопливым взглядом постройки Древнего и Современного Рима.

Мы начнем нашу прогулку на площади Венеции, где, по мнению итальянцев, «чувствуется биение сердца Вечного города». Здесь истинный римлянин непременно заскочит в бар, и, выпив стоя кофе одним глотком, отправится по своим делам. А мы тем временем неспешно поднимемся на Капитолийский холм к базилике Девы Марии, построенной на месте римского храма богини Юноны. Набожные итальянцы верят, что можно избавиться от всех болезней, если обратиться с молитвой к деревянной фигурке Младенца Иисуса (Bambin Gesu), вырезанной самими ангелами из дерева, растущего в Гефсиманском саду.

На Капитолийском холме я расскажу вам легенду об основании Вечного города, и мы полюбуемся знаменитой Капитолийской волчицей, которая вскормила близнецов Ромула и Рема. Неподалеку от скульптуры волчицы находится фонтанчик с питьевой водой Аква Марция, которую и по сей день любят все римляне за ее вкус и прохладу. Я покажу вам, как пьют воду настоящие римляне, зажимая снизу носик питьевого фонтана, чтобы струя свежей и холодной воды касалась ваших губ, но не рук. На фоне открывающейся панорамы Римского форума я расскажу вам истории о гениальном полководце и талантливом архитекторе, покорившим не только народы, но и силы природы.

Затем мы отправимся к легендарному фонтану Треви, где выясним, сколько же монеток нужно в него бросить, чтобы сбылись все желания, и выпьем воды из трубочек влюбленных, ведь каждый итальянец хотя бы раз в жизни сделал это, чтобы встретить свою любовь и прожить долгую счастливую жизнь вместе.

Побродив по узеньким улочкам, мы попадем на пьяцца Ротонда перед Пантеоном, где попробуем разгадать тайну недостроенного портика храма всем богам, подобно римлянам на протяжении всех веков. По пути к площади Навона я расскажу вам о философии кофе в Италии, ведь в этой стране кофе является непререкаемым объединяющим фактором. Все истинные ценители этого напитка скажут вам, что лучший кофе в Риме можно попробовать на площади св. Евстахия недалеко от Пантеона, а за чашкой кофе мы узнаем легенду об этом святом и почему все стены кофейни украшены изображениями оленя с крестом над головой.

Последняя точка на нашем маршруте - площадь Навона, место встречи и вечернего отдыха римской молодежи и семейных пар. Я расскажу историю площади и ее названия, мы полюбуемся фонтаном Четырех рек работы Лоренцо Бернини и церковью св. Агнессы, созданной его извечным соперником Франческо Борромини. А поскольку католическое рождество уже совсем близко, я расскажу, как проходит этот праздник в традиционной итальянской семье. Поскольку площадь Навона во время Рождества становится самым культовым рынком в городе, то она непременно покорит вас своей атмосферой и шикарными прилавками с традиционными сладостями!

Ну и, конечно, как же без вишенки на торте? В завершении нашей прогулки вас ждёт сладкий сюрприз - лакомство, которое, как выражаются сами итальянцы, заставит вас облизнуть усы, как котик! Я буду с нетерпением ждать нашего знакомства и постараюсь подарить вам как можно больше радостных моментов и ярких впечатлений!

Организационные детали:

  • Кофе и сладости не входят в стоимость экскурсии и оплачиваются отдельно.
  • Для группы из 4-х человек стоимость экскурсии 120 евро



+5






Закажите экскурсию на любой из доступных дней в календаре

  • Это индивидуальная экскурсия на русском языке, гид проведет ее для вас и вашей компании.
  • На сайте вы оплачиваете 23% стоимости , а остальные деньги - гиду на месте. Вы можете