Заграничные паспорта и документы

История дольменов. Н.Колтовой. Исследование энергетики и излучений дольменов и древних архитектурных памятников - Земля до потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации Что м д н дольменах

Брунов Виктор Викторович , Вологда.

В 2009 и 2010 г. проводились научные исследования этих двух мегалитов приборами ИГА-1 и методом биолокации.

2009-Брунов В.В. Об энергоинформационном воздействии на людей святилищ, расположенных близ г. Сочи. Конф. Торсионные поля. М. 2009. с.652-667.+

2010-Брунов В.В. Кравченко Ю.П., Брунова Н.П. Новые открытия сочинских дольменов / // Вузовская наука - региону: 8-я всероссийская научно-практическая конференция. Т.1. Вологда: ВоГТУ, 2010. с.378-381.

Зеленцов Сергей Николаевич . к.м.н., Вологда.

Большинство сейдов на рамки никак не воздействовали, но сейды, вокруг которых не растет мох и кустарник дали сильное вращение рамки против часовой стрелки(?!), кроме того такое же вращение фиксировалось на фотографиях трещин в скалах.

Нередко можно встретить глубокие трещины в скалах, заложенные камнями. Работа исследователей с биолокационными рамками показывает, что камни, закрывающие трещины в этом случае блокируют сильнейший энергетический поток, исходящий из них. Также заслуживает внимание реакция рамок на белые камни, которые часто ставились на видных местах. Рамки показывали, что белые камни «нейтрализовывали» своей постановкой некие природные силы, вызывающие сильное отрицательное вращение рамок.

Кудин Михаил Иванович (1965-), краевед, в.н.с. АРГИ, Сочи.

Регистрировали движения маятника в областях портальных выступов дольменов, в районе отверстия или фиктивной пробки, в задней части памятников в местах выступов боковых плит. По большей части выходило, что в местах портальных выступов, а также в областях выступов боковых плит в задней части дольмена, маятник совершает круговые движения (как право-, так и левосторонние). В районе отверстия или фиктивной пробки маятник делает колебательные движения по главной оси сооружения.

2010-Кондряков Н.В. Тайны сочинских дольменов. Майкоп, 2010.

Кузнецов Николай , геофизик, Абакан.

Геопатогенные зоны - это участки земной поверхности, излучающие неизвестный до сих пор науке поток энергии. Как правило, ширина этих зон незначительна и варьируется в пределах 10-50 метров, а длина составляет многие сотни метров, а в некоторых случаях - километры. По форме и силе воздействия этих полей на биолокатора мы разделили геопатогенные зоны на два типа:

1-высокочастотные (отрицательные), когда вектор измеряемого поля направлен “веерообразно” (в этих местах происходит “разбалансировка” биополя человека, что в конечном итоге приводит к патологии),

2-низкочастотные (положительные), где проявляется синусоидальная форма кривых биолокационного эффекта, при этом направление вектора измеряемого поля в одной части аномалии фиксируется строго вертикально вниз, в другой - вверх. В этих местах происходит выравнивание биополя человека, что способствует его оздоровлению.

2010-Кузнецов Н. Тайна менгиров Хакассии.

Сочеванов Валерий Николаевич , Санкт-Петербург.

Исследовали Большой Заяцкий (Соловецкий архипелаг). Методы исследования:

Биолокационная съемка объектов (В.Н.Сочеванов),

Биолокационная диагностика людей (В.Н.Сочеванов),

Определение изменений функциональной активности сердено-сосудистой системы,

Изменение циркуляции энергии по энергетическим каналам (скэнирование).

При биолокационной диагностике людей выявлено положительное воздействие лабиринта на психологическое, эмоциональное и физическое состояние организма. Регистрировалась гармонизация работы чакр. Наблюдается активизация в 2-3 раза верхних чакр у мужчин, и нижних чакр у женщин.

2003-Кодола Олег Евгеньевич. Сочеванов Валерий Николаевич. Путь лабиринта. СПб. 2003. 174с.++ В книге приведены результаты исследований 2002-2003 годов на острове

Дольмены

О чём писать? Достоин ли я, могу ли я своими словами выразить и передать все чувства от прикосновения к этой тайне? Я вспоминаю своё последнее посещение. Мой любимый дольмен... Я стою рядом с ним, и на душе так спокойно, мир­но, такая тишина, что никуда не хочется уходить. Душа в вос­торге взлетает ввысь, к свету, руки сами собой вскидываются вверх, и я почти кричу: «Господи, как хорошо! Спасибо Тебе!..»

О дольменах я узнал десять лет назад. Тогда я прочитал книгу В. Мегре «Анастасия». Прочитал ее одним махом. Впе­чатление было двоякое: было хорошо, нежно, тепло от слов Анастасии, главной героини, и больно от грубостей Мегре. Из книги мне запомнилось место, где сибирская ведунья расска­зывала о дольменах, о таинственных каменных сооружениях, построенных много тысячелетий тому назад. Она рассказала В. Мегре о том, что в дольмены уходили умирать (точнее, в вечную медитацию) живые люди, не утерявшие способности пользоваться Мудростью Вселенной, они это делали для того, чтобы оставшиеся в живых могли постичь истину первоистоков, получить ответы на вопросы, которыми интересовался че­ловек. И я подумал о том, что если поеду в Геленджик, то толь­ко ради того, чтобы увидеть именно их, посмотреть, что же это такое.

Перед этой поездкой было 7 лет активных духовных поис­ков: философский кружок в университете, где я и мои товари­щи читали Вл. Соловьева, Ницше, Бердяева, потом чтение четырех Евангелий и открытие молитвы, Агни Йога, Роза Мира, Ричард Бах, Кастанеда, изучение Вед, медитации, поездки в Индию и встреча со святыми, с людьми, изучающими свет и любовь. И вот теперь новая страница Судьбы Реки под назва­нием Дольмены.

Какие они оказались разные и не похожие друг на друга. Одни украшены орнаментом в виде волн, вертикальных, гори­зонтальных, на других даже показаны П-образные врата, вход в неведомый мир. Третьи - и их большинство, - скромны и непритязательны, без всяких узоров, разве что какой баловень турист напишет очередную глупость «Здесь был я - дурак», не понимая всей правдивости этой надписи.

Для меня первым оказался дольмен на 13-м километре, рядом с кладбищем посёлка Возрождения.

У нас была экскурсия в Джанхот, и на обратном пути экс­курсовод попросила заехать водителя к дольмену.

В нашем распоряжении было 15 минут. Первым ощуще­нием было чувство таинственности. Массивные каменные плиты, необычной формы, тишина... Что скрывается за эти­ми камнями, зачем мы здесь, кто и зачем построил дольмены? Нет, пожалуй, я не задавал этих вопросов.

Я сел рядом с дольменом, попытался расслабиться и ра­створиться в этом месте, попытался слиться с дольменом: не­понятные ощущения шли от этих каменных плит. В в памяти всплыли слова, которые говорил Ученик древних жрецов-дру­идов: «Кто, если не я, разгадает тайну дольменов».



Время пролетело мгновенно, мне показалось, прошло 3 минуты, но бдительный экскурсовод, смотря на часы, гово­рил, что 15 минут прошло и автобус нас ждёт. Эффект измене­ния скорости времени заметил не один я - и другие мои спут­ники (позже у других дольменов мы поражались - сидим вро­де бы 10-15 минут, а часы показывают, что прошёл час). Где наше сознание витало оставшееся время - оставалось загад­кой.

Сердце матери

Особенных вопросов радом с дольменами у меня обычно не возникало, приходило состояние Блаженства. И мне было этого достаточно. Хотя после знакомства с ними стали возни­кать вопросы, и приходить ответы в красивой форме. В. Мегре, написав о дольмене Прамамочки, рассказал о том, что человек рядом с ним может получить информацию про то, как растить ребёнка, а место, где находится этот дольмен, не указал. (В. Мегре сказал, что данную информацию можно получить и без дольмена, на расстоянии, т. е. автор книги обеспокоился, что толпы туристов могут просто уничтожить это место - в этом, я думаю, причина отказа указать точное расположение).

И у проводников начался ажиотаж - люди спрашивают, а они не знают, где находится этот дольмен. Версий было мно­го. Одни говорили - этот дольмен там-то, другие указывали иное место. Меня это мало трогало. Но сам вопрос, который витал в воздухе, видимо, захватил и моё сознание. И я мыслен­но обратился к духу Прамамочки. Это было в Геленджике, ря­дом никаких дольменов, но вдруг на меня повеяло какой-то нежностью, любовью, стало очень хорошо - как будто дух Пра­мамочки прикоснулся и поговорил со мной.

Я увидел женщину, светящуюся любовью, с распущенны­ми волосами, на руках которой был её младенец - её Дитя. Это был Бог, которого она родила.

А она, Мать Вселенной, вскармливала своё Дитя. Огром­ную любовь излучали их тела, и пространство вокруг них, ка­залось, тоже сияло. Разноцветные лучи проходили через голо-

ву и тело Женщины и соединялись в её груди, объединяясь в её соске. И её сосок, как маленький вулканчик, заключал в себе все энергии Вселенной.

Энергии, полезные Тебе, Возьми, Дитя моё, Они идут через меня. Мой Сын, мой Бог, Творец Вселенной! Расти на радость нашему Отцу и людям всем!

Это состояние полной Веры в себя, в свои силы и в Бога. Состояние реки, которая всем даёт свою влагу, состояние Сол­нца, дарующего всем свой свет и тепло.

В этом состоянии женщина Чиста и Свободна, Целомуд­ренна, то есть Мудра - так как знает, что её сын - Сын Бога. Бесстрашна - так как ничего не может произойти без воли Отца. Женщина, которая представит это, войдёт в это состоя­ние - станет настоящей Богоматерью. Это, наверное, цель земного пути каждой женщины. Я в это искренне верю. Мне поведал об этом дух дольмена «Сердце матери».

О названиях дольменов

После опубликования первой и второй книг В. Мегре ты­сячи людей из разных уголков страны совершили паломниче­ство к дольменам Геленджика. А так как тайна дольменов при­открывалась и это уже были не просто камни, а живые Духи, с которыми можно общаться, - люди попытались дать назва­ния дольменам, к которым они обращались. Так, например, группа единомышленников А. В. Солнцева из центра «Анаста­сия» г. Москвы совершила несколько поездок к дольменам, в результате которых появились названия дольменов Тор, Хан, Инф, Гор и т. д. Параллельно с ними зазвучали другие имена: дольмен Любви, Нежности, Солнечный и Лунный и пр. Это было здорово! Каждый новый дольмен получал своё имя.

Как гром среди ясного неба на конференции 1999 г. про­звучала критика Мегре данной работы. Мегре сказал, что но­вые имена могут увести человека от истинного предназначе­ния дольменов.

Я согласен, что имена не отражают той полноты, что есть у дольмена, и я так и говорю людям, что дух дольмена много­планов, что много свойств может раскрыться через него, по­этому не зацикливайтесь на названии. Название - как грань кристалла, как один оттенок из всех цветов радуги. Но даже через одну грань мы можем понять суть всего Кристалла, через один цвет можем прийти к другим цветам радуги. Поэтому имена пусть останутся, тем более что они направляют челове­ка к его Божественной сути. Во всяком случае, Дольмен Муд­рости, Нежности, Любви звучит лучше, чем дольмен № 1, № 2, №3.


Дар гора

Гора Нексис. Вечер. Оля, проводник, привела нас на это чудесное место. И, как человек тактичный и понимающий, оставила нас наедине с дольменами... Ветер нёс лёгкие облака, которые, скользя по горе, иногда окутывали и нас своим пухо­вым одеянием. Мы сели в круг и стали петь наши любимые песни, посвященные Богу, а потом пошли к дольменам.

Солнечный дольмен. Он выделяется среди всех. Стоит на горе, окружённый валами, как будто сам дольмен упал с неба, и по земле пошли во все стороны волны, которые вдруг вне­запно застыли. Хотя на самом деле, без всякой мистики, лес­хоз дал распоряжение сделать бульдозерами валы от пожаров, чтобы не горели деревья, травы в сухое жаркое время года. Но удивляет, какие ровные круги получились, что за невидимая рука водила творца (не хочу говорить тракториста) этих земля­ных валов.

Итак, обойдя дольмен, я прислонился спиной к камен­ной плите и как будто попал в другое измерение. Пошли ка­кие-то образы. Я увидел старца, благословляющего молодых людей. Он сидел строгий, но вместе с тем свет лился из всего его существа. Юноши подходили к нему по очереди. Это было посвящение. Видение длилось секунду, потом исчезло. Навер­ное, рано мне заглядывать дальше. Но после того, как исчезло видение, внутри появилась музыка, раздалась чудесная мело­дия. Она звучала и звучала всё время, пока мы находились на горе... Это было невероятно. И только через несколько дней, по дороге домой, уже в поезде, на эту мелодию пришли стихи.

В горах, на солнечной поляне,

Среди ветров, небесных вод

Стоит Он - сложенный из камня,

А по душе - сама Любовь!

Дольмен. Простой и совершенный,

Дитя великих мудрецов.

Они ушли, а ты нетленный

Стоишь, и множество веков

Несёшь своё предназначенье,

Даёшь божественный свой Дар!

Кому прозренье, вдохновенье,

Кому святое исцеленье,

А мне на счастье был Ты дан.

Ушли куда-то прочь сомненья,

Ушли печали, и Покой

Проник широкою рекой

В мой ум.

И Муза вдохновенья

Теперь нашёптывает мне

Божественные песнопенья.

И я пою

О том, что вновь

Приду к Тебе

О, Свет!

О, Гений!

В гармонии,

Вселенском Единении

Дольмен Любви!

Позже, вспоминая горы, дольмен, я опять мог ощущать внутри музыку, писать стихи. Но иногда не хватало слов. Слова были тесны, чтобы передать все грани ликования моей души.

После первого посещения дольменов я решил, что зай­мусь тем, что буду водить к Ним людей. И с тех пор каждое лето я становлюсь проводником к этим местам.

Я не веду статистики, как дольмены повлияли на людей, но результаты иногда меня поражают.

У многих ускорились события в жизни. Дольмены как бы стали важной ступенью в их жизни. Мой друг детства Алексей К. у дольменов встретил свою половину Светлану. И я был при­глашён на свадьбу в качестве свидетеля. Сейчас у них родилась девочка, и они думают о родовом поместье.

Другой человек, Ольга У., после дольменов съездила в Индию и нашла там своего духовного учителя. Многие - мне дорогие люди - нашли себя в православии. Володя С. уехал в общину Виссариона. Ускорился их духовный поиск, выросла духовная устремленность.

Стихи у дольменов - дело обычное. Почти в каждой груп­пе кто-нибудь да напишет стихотворение. Видно, муза стихос­ложения всегда находится рядом с дольменами. Хотя большин­ство, примерно 80% людей, стихи не пишут, тонкий план не видят, и когда их спрашиваешь об ощущениях, они говорят: «Нам просто здесь хорошо, мы ощущаем мир и покой». И, на­верное, это и есть высшая оценка этим местам: они дают нам состояние Мира - а дальше со временем приходят осознан­ность каждого шага своей жизни.

Как всё было

Дольмены начали строить около 5000 лет назад. В то вре­мя были мудрецы, которые жили божественной жизнью, жиз­нью Золотого века человечества, когда люди напрямую общались с Богом, обитали в райских садах и обладали удивитель­ными энергиями и способностями. Но уже тогда появились признаки Железного века человечества, века страданий. Че­ловечество пошло по пути деградации, и мудрецы предвиде­ли, что этот период, достигнув своего апогея, завершится. И вот тогда новым, проснувшимся людям, потребуются знания мудрецов. Они решили эти знания оставить на Земле. Эти тай­ны находятся в дольменах.

Пришла информация о том, как происходил процесс ухо­да. Уходили ведь живые люди в каменную камеру. Зачем? Ради того, чтобы передать знания следующим поколениям. Это можно сравнить с подвигом Иисуса, который тоже пожертво­вал своим телом ради людей.

Для дольмена выбиралось специальное место - гармо­ничное этому Человеку, и готовился камень, который нравил­ся Ему и подходил к месту установки дольмена. После этого каменные плиты обрабатывались, сушились на солнце, а по­том их перемещали - возможно, используя способности По­священных облегчать вес предметов. И вот дольмен установи­ли. Человек должен был выбрать время ухода. Возможно, это делали с помощью звёзд и планет, высчитывали астрологичес­ким путём.

А, скорее всего, интуитивно мудрец знал момент, время своего ухода.

И вот наступал назначенный День. Друзья и родные с тор­жественной радостью провожали его на подвиг Души, печали и скорби не было, они поднимали крышку дольмена, - и он входил в эту каменную камеру. Что же было дальше? Плиты герметично закрывали Человека внутри, шум, свет- остава­лись снаружи. Внутри царили мрак и тишина. Воздуха, кисло­рода с каждым глотком становилось всё меньше и меньше. Что же происходило с Человеком дальше?

Когда человек перестает дышать, энергия Кундалини из основания позвоночника начинает автоматически поднимать­ся по позвоночному столбу, то есть раскрываются все энерге­тические центры тонкого тела человека. И в этот момент наи­высшего энергетического подъёма Дух Человека дает приказ покинуть своё старое тело. Намерение человека определяет будущее его духа. Местом обитания духа становится каменная кладка дольмена, благодаря которой Дух тысячелетия оста­вался на этом месте, храня знание первоистоков и передавая их следующим поколениям людей.

Когда завершится их Миссия? Почему они обрекли себя на то, чтобы не воплощаться среди людей? Возможно, с на­ступлением Нового Золотого Века Человечества Духи дольме­нов станут свободны. А пока они стоят и терпеливо ждут глав­ных вопросов человека: Кто я? Куда иду? И как быстро я могу добраться до цели?

Мёртвый дольмен

Однажды я подумал, что, возможно, с разрушением плит дольмена освобождается и его Дух. Но опыт показал обратное. У некоторых разрушенных дольменов энергия места была гораздо сильнее, чем у многих целых дольменов. Исключением из правил оказался дольмен в Шапшугской долине, из которого дух ушёл. Когда я подходил к нему, я поразился тому, чтоничто внутри меня не откликнулось. Ни радости, ни печали не было. Душа осталась полностью равнодушной. Дольмен был пуст. Я решил проверить себя и спросил у друзей про их ощу­щения. «Мёртвый дольмен, ничего не чувствуем», - подтвер­дили они. Рядом с дольменом мы увидели таинственные зна­ки - следы какой-то магической операции, которая, возмож­но, и стала причиной ухода духа дольмена. Шапшугскую до­лину часто посещают группы экстрасенсов, эзотериков всех мастей, маги и колдуны. Чёрное и белое здесь находится ря­дом. Тут надо быть осторожным...

Жил-был художник

Один художник из Москвы приезжает каждое лето в Ге­ленджик, рисует портреты людей, а иногда ходит в горы к доль­менам, отдохнуть душой. Однажды он поделился со мной сво­им переживанием: «Там, у дольменов, ко мне приходят чис­тые мысли. Наверное, таким образом духи дольменов и разго­варивают с людьми. Последний раз они сказали мне: «Рисуй не для славы и денег...».

Деньги - болезненная тема, тем более для Геленджика, куда одни приезжают, чтобы их потратить, а другие - чтобы заработать. Святыня и деньги - несовместимые понятия. Нельзя водить к святыням только ради денег. Они закроются от вас (сужу по своему опыту). Если ты думаешь о деньгах, то более светлые мысли перекрываются. Хотя, если цели благие и деньги становятся не главным, то плата допускается. Кроме платы проводникам, есть ещё экологический сбор на фермер­ском хозяйстве С. Бамбакова, а также надо платить за проход в долину реки Жене, где тоже есть дольмены. Конечно, храмы пользуются пожертвованиями, но здесь, если ввести эту систему, только 1% от посещающих людей, наверное, пожертвует какую-то сумму. А в реальности кто будет убирать мусор за 99% туристов? Поэтому экологический сбор - мера правильная. Хотя и тут нужно бы сделать исключение. Для людей, кото­рые стеснены в средствах и хотят побывать в этих местах, нуж­но сделать бесплатный вход. В Египте, например, за осмотр пирамид, гробниц или храмов берут около 20-40 египетских фунтов, что на наши деньги составляет 200-400 рублей.

Да и если сравнивать дольмены с пирамидами, а я недав­но побывал в Египте, то дольмены выигрывают. Радом с ними я чувствую себя приятно, хорошо. У пирамид же энергия хо­лодная, чувствуется тревога - заходить внутрь не хочется. Там - опасность. Вот сфинкс - другое дело. Рядом с ним тепло и хорошо. Он, как страж, стоит рядом с пирамидами и смотрит своими мудрыми глазами на цивилизацию людей.

Что дали мне эти десять лет с дольменами? Блаженство и ещё раз блаженство от общения с этими чистыми Душами. Мне перестали мешать люди и деньги. Поясню: раньше требова­лось уединение, чтобы сконцентрироваться на энергии места, на Хранителе Дольмена, теперь иногда за сотни метров я чув­ствую поток энергий и могу общаться с Духом дольмена. И сот­ни туристов мне уже ничуть не мешают. Но если вы пришли первый (и даже второй или третий) раз, конечно, лучше всего выбрать время, которое неудобно для массовых туристичес­ких групп. Это ранние утренние часы. Когда вы наедине с При­родой и с Тем, к кому вы пришли.

Деньги. Кажется, я нашёл ту золотую середину, где я по­нимаю, где надо брать деньги, а где не надо. И когда мы идём к дольменам общаться или знакомиться, я стараюсь денег не брать. И когда я это делаю бескорыстно, я чувствую, как раду­ются дольмены, они меня принимают, как родного, я чув­ствую, как радуется моя душа. Однажды в таком состоянии я был на фермерском хозяйстве у дольмена Нежности. Мне показалось, что он сам указал мне место, где я должен сесть. Я сел на это место, закрыл глаза и представил себя сосудом, от­крытым всему пространству, всей Вселенной. И - о чудо! Я увидел белый сияющий шар, который входил в мой сосуд.

Свет и чистота были сутью этого шара. Блаженство разли­лось по всему моему телу. Я понял, что стал беременным! Бе­ременным Светом. Может, кто-то назовет меня ненормаль­ным. Мужчина - и беременность. Но это так и было! И это было превосходно! О, люди! Если вы почувствовали это состо­яние или состояние блаженства - постарайтесь его не расплес­кать. Постарайтесь не говорить как можно дольше, побыть в тишине, ограничить себя в питании, бережно нести это состо­яние дальше.

Через несколько часов, приехав в Геленджик, я наелся. Суть моего тела осталась пока той же прожорливой. Всё моё блаженство улетучилось. Опять еду к дольменам - что делать? «В тебе осталось семя, но оно прорастёт, если ты каждый день не менее трех часов будешь находиться в том состоянии, кото­рое испытал», - был ответ. Можно сотни раз приходить к свя­тыням и потом опять возвращаться на круги своя, ничего не меняя. Надо создавать новые привычки, новый образ жизни. Вспоминаю героя из фильма Марка Захарова «Тот самый Мюн­хгаузен», который каждый день в 10 утра совершал подвиг. Под­виг - это состояние души, состояние её полёта.

Господи, как велик и прекрасен Твой мир! Господи, дай мне сил быть с тобою всегда! Быть в океане Твоей Милости, в океане Твоей Любви!

Археологи

На реке Жене стоял один дольмен, с которым я встречал­ся, как с братом. Я и его Дух поднимались в облака, и мы кру­жились и радовались друг другу. А один раз, пытаясь уберечь его от агрессии людей, я мысленно сотворил ему золотую за­щиту из светящихся лучей, которые, как корзиночка, сплелись вокруг его каменного тела.

Долина реки Жене - это очень оживлённое туристичес­кое место. Часто группы людей идут одна за другой. Некото­рые останавливаются и пытаются получить от дольмена энер­гию, здоровье и т. д. Иногда это провоцируют экскурсоводы, говоря, например, такие слова: «А здесь мы можем подзаря­диться энергией, здоровьем. Давайте попросим здоровья у Дольмена». И в этот момент происходит ужасное: они присло­няются к дольменам и пытаются взять из него как можно боль­ше энергии. Люди в этот момент превращаются в вампиров. И хотя через некоторое время энергетика дольмена восстанавли­вается, зрелище это отвратительное. Поэтому я и пытался ему помочь. Но не помогло от ещё большей беды - археологов.

Один раз я пришёл и обнаружил печальную картину: де­ревья, которые росли рядом с дольменом, были срублены, кам­ни разворочены. Горе-археологи из Питера уничтожили всю гармонию, которая здесь царила. Варвары с учёными дипло­мами хотели докопаться, что-то найти. Конечно, каждый по-своему ищет Истину, каждый по-своему зарабатывает на хлеб. Но как объяснить людям с огрубевшим сердцем, что они унич­тожают Красоту? Как передать стоны и печаль духов дольме­нов, духов леса над содеянным? Будут смеяться. Пускай... При­рода сама накажет. Ничто не остается без расплаты. Глава груп­пы археологов, делавших раскопки в селе Анастасиевка, Туап-синского района, получил инфаркт сердца, Мегалиты, кото­рые они раскопали получили название Храм солнца. Памят­ник был шикарнее Стоун Хенджа, но, знак был расшифрован правильно и после всех измерений и фотографий всё было опять закопано. Всему свое время…

Эти строки были написаны 6 лет назад. С тех пор раны несколько зажили, да и я начал понимать некоторые положи­тельные стороны. Например, если б не археологи, многие доль­мены просто растащили бы под постройки жилья и других объектов. То есть, они заботятся о сохранении дольменов, в чём им надо сильно помогать. Да и сам я, если сказать честно, 20 лет назад был археологом, студентом участвовал в археоло­гической экспедиции, мыл черепки, копал землю. Известные академики Шипов и Акимов тоже раньше занимались наукой и... открыли торсионные поля, и теперь снимают ауру людей, святых, говорят, что наука вплотную подошла к Богу. Да и Мег-ре всё время оглядывается на учёных, даже в своей книге опи­сал опыт с радиационными приборами, которые показали уменьшение радиации у Дольменов. Так что наука не так без­надёжна, и, может быть, лирики и физики объединятся в кон­це концов.

Один археолог как-то признался: «За 50 лет моего обще­ния с древними святилищами-плитами я ни разу не заметил ничего сверхъестественного, не ощущал ни приливов, ни от­ливов энергии, не заболел из-за них и не выздоравливал благо­даря им. Я всегда видел в них только камни, в которые вложен огромный человеческий труд, следы какой-то неведомой идеи, заставившей совершить этот труд».

С XVIII века учёные описывают дольмены, вымеряют их длину, ширину, определяют вес, возраст, разбирают культур­ный слой по косточкам (т. е. смотрят и в хвост, и в зубы). За что им большое спасибо. Да и выглядят умно, в очках. Так что пус­кай делают музей под открытым небом, пускай на совещаниях рассказывают о своих открытиях и достижениях. Это тоже, наверное, важно, это тоже божественный план. В конце кон­цов, плоть не мешает духу пообщаться с духом, и никакие ар­хеологи не смогут здесь стать препятствием. Хотя многие из них продолжают едко высмеивать тех, кто кладёт цветы к доль­менам, кто кланяется памяти Великих Предков, кто бережно, босиком подходит к каменным святыням и пытается сосредо­точиться на своём вопросе или просто молча побыть с духом дольмена.

Вспоминаю, как в детстве я ходил на экскурсии в право­славные храмы, которые прежний режим оставил как истори­ческие памятники. Помню, как экскурсовод, показывая на алтарь, фрески, рассказывал о культовом характере сооруже­ния. Говорил о высоте и широте храма, сколько времени и как он строился, как искусно обманывали народ и так далее. Сей­час храмы передают обратно в ведение церкви. И, наверное, такие экскурсии сейчас восприняли бы как кощунство. Но ведь были времена...

С дольменами история аналогичная. Тысячелетия забве­ния - и только сейчас их предназначение раскрывается. Хотя многие народы в своих легендах раскрывали суть этих соору­жений. Мегрелы, например, называли их «домами великанов», казаки - «богатырскими хатами», адыги сохранили легенды о том, что дольмены построили великаны для карликов. Вели­каны Духа построили дольмены для карликов духа. Какая уди­вительная прозорливость! Сейчас в каждом человеке живёт этот карлик - карлик сомнения, неверия, эгоизма, и от каж­дого человека зависит решение - остаться карликом или стать великаном.

Проснитесь, Люди! Выбор за вами!

Дольмены - одна из самых удивительных тайн планеты. Огромные каменные сооружения безупречной геометрической формы, построенные тысячи лет назад, - кто и зачем создал их? Для чего древним людям понадобилось прилагать огромные усилия для вырубки, сложнейшей транспортировки, обработки прочнейших глыб и их невероятной по точности установки в строгом порядке? Ответа на эти вопросы пока нет.

Дольменами называются древние мегалитические (с греч. «мега» - огромный, «литое» - камень) сооружения определенной формы. В простейшем варианте это три камня, поставленные в форме буквы П. Происхождение слова «дольмен» связано с историческим заблуждением: французский археолог Воден, не знавший истинного возраста сооружений, приписал их кельтам (на кельтском наречии «dol» означает стол, «теп» - камень). В действительности дольмены гораздо старше: от 8000 лет до н.э. в Индии до 1400 г. до н.э. на Кавказе. Хотя датировка неточная, и ученые предполагают, что постройки могут оказаться еще древнее. Мегрелы называли дольмены «одзвале», «садзвале» (вместилища костей), а также «мдишкуде» (дома великанов), абхазы - «адамра» (древние могильные дома). Дольмены можно увидеть в Англии, Испании, Португалии, Франции, Германии, Африке и даже в Индии и Корее, множество хорошо сохранившихся дольменов есть в России и на Северном Кавказе.

Адыгейцы использовали для их обозначения слово «испыун» («испун», «спыун»), что значит «дом карлика». По легенде, в давние времена в горах жили племена карликов и великанов. Маленькие и слабые карлики не способны были сами построить себе жилище, чтобы укрыться от непогоды. Великаны, глядя на то, как тяжело им живется, пожалели крошечных соседей. Каждый гигант без труда выломал каменную плиту в горах и, взвалив ее на плечи, отнес к месту постройки. Вместо дверей в лицевой плите пробито отверстие в форме прямоугольника или арки. Через них карлики якобы въезжали в «дом» верхом на зайцах.

Это всего лишь одна из множества легенд относительно происхождения и строительства дольменов. Каковы были настоящий способ их возведения и назначение - ученым остается лишь предполагать.

Во многих дольменах обнаружены захоронения: древние кости, предметы быта, наконечники стрел, янтарные бусы, кремневые топоры, черепки керамической посуды. Все эти находки относятся к разным историческим эпохам, от неолита до Средневековья, поэтому определить точно период происхождения дольменов сложно. А вот версия насчет использования их для ритуальных целей нашла много сторонников. В ее пользу говорит тот факт, что иногда строители имитировали вход с помощью фальшивых пробок, тогда как настоящий находился с другой стороны. Очень уж это похоже на попытку защитить могилы от осквернения. И если это так, то вполне объяснимо, почему входы ориентированы по сторонам света - так древние люди совершали религиозные обряды, связанные с культом мертвых. Однако многие современные исследователи говорят о том, что устраивать захоронения в дольменах стали гораздо позже, когда первоначальное назначение загадочных сооружений уже забылось.

Иногда на крышах дольменов встречаются круглые площадки, у которых по краям идут бортики, отбрасывающие тень в ясную погоду. Не исключено, что таким образом жрецы наблюдали за Солнцем и составляли календарь. А может быть, эти каменные тяжеленные постройки служили своеобразным символом могущества народа, как, например, храмы или гробницы?

По поводу того, каким образом строители дольменов передвигали каменные громады, существует масса предположений. Некоторые исследователи убеждены: дольмены 6ыли собраны из эрратических валунов, переносимых ледниками на значительные расстояния. Строители перекатывали природные глыбы по деревянным валикам с помощью кожаных ремней, а для установки верхней плиты делали насыпь из песка и глины. Возможно, какое-то количество дольменов и могло быть собрано таким образом. Но очень сомнительно, чтобы последний ледниковый период оставил нашим предкам сотни тысяч одинаковых пластин размером 2x3 метра. Скорее всего, строители добывали материал в каменоломнях. По мнению исследователя Ю.Н. Воронова, «выломку плит производили с помощью деревянных колышков, забивавшихся в ямки, выдолбленные по контуру. Колышки поливали водой: разбухая, они отламывали плиты необходимого размера». Несмотря на популярность этой версии, остается непонятным, куда делись следы отверстий и сколов, которые должны были остаться от работ.

Пытаясь разгадать эту загадку, ученые поставили эксперимент по постройке дольмена. Эксперимент показал, что для возведения каменного сооружения людей требовалось не так уж и много, нужно было также и умение пользоваться простейшими инструментами. Но тогда почему таким способом не возводили другие постройки? Зачем нужны были дольмены в таких количествах?

Сами экспериментаторы считают, что все довольно тривиально: дольмены использовались для хранения еды и оружия. К сожалению, эта гипотеза слаба – дольмены расположены слишком далеко от предполагаемых мест поселений. Но с каждым годом ученые получают все более достоверные сведения, которые однажды позволят разгадать загадку Дольменов.

Дольменами называют особые постройки, сделанные из огромных камней и предназначавшиеся для захоронения и проведения культовых обрядов.

Считается, что первые дольмены появились в четвертом тысячелетии до нашей эры. Первым стал Пиренейский полуостров. Но по некоторым данным, уже в пятом тысячелетии на острове Сардиния они уже были. Следующей на очереди была Северная Африка и Сицилия. Затем Малая Азия. Это уже третье тысячелетие. И в то же время дольмены появились на Западном Кавказе. После первого тысячелетия до нашей эры дольмены больше не строились.

16 век. Тщательное изучение дольменов Кавказа.

1660 год. Священник Йохан Пикардт из Нидерландов утверждает, что дольмены дело рук великанов. Когда люди начали брать камни для своих нужд (строительства).

1734 год. В Нидерландах (город Дрент) принимают закон об охране таинственных сооружений.

1912 год. Кропотливое изучение дольменов археологами и другими учеными. Чего только не находили на раскопка: керамические осколки, топоры из кремния, бусы из янтаря. И, разумеется, останки человеческих тел. В сосудах из керамики для умерших оставляли еду.

Где можно увидеть дольмены?

  • Северная Африка
  • Южная и Юго-восточная Азия (Индия и Индонезия, Вьетнам и Корея)
  • Россия (Западный Кавказ)
  • Европа

Причем на разных территориях может быть абсолютно разное число дольменов: на весь Китай, например, приходится меньше тысячи, а в Корее более тридцати тысяч.

Как устроен дольмен. Виды дольменов

  • Плиточный. Составляет более 90% от всех дольменов. Использовались шесть плит, соответствующие граням куба. На передней стенке дольмена есть отверстие. Оно может быть разнообразным по форме: круглое, овальное, квадратное. Также может иметься и специальная пробка, закрывающая отверстие. Ложнопортальный дольмен термин, означающий отсутствие отверстия в постройке, чаще располагается оно сзади или сбоку.
  • Составной. Изготовлен из блоков. Простейшая конструкция представляет собой больших размеров камень, поставленный на другие в виде буквы П.
  • Полумонолитный, или корытообразный. В камнях от скал делали углубление, накрывали плитой.
  • Монолитный. Находился непосредственно в скале.

Части дольмена соединены прочно, почти нет щелей между плитами. Для строительства применялись гранитные плиты, песчаник или известняк.

  • Еще один тип дольменов с курганом. Он строился на уровне земли, а над ним насыпался курган.
  • Дольмен в виде буквы Т. Основная часть сооружения была объединена с коридором в той или иной вариации.

Еще один важный нюанс украшение дольменов. Некоторые из них содержат узоры и на наружной, и на внутренних поверхностях. Рисунки представлены зигзагообразными линиями, лабиринтами, геометрическими фигурами и даже изображением пейзажей.

Назначение дольменов не вызывает у ученых споров. Археологические раскопки не раз подтверждали, что дольмены были своеобразными погребальными.

Как строились древние дольмены?

Для начала выбирали камень в местах неподалеку, а лучше каменные плиты. Но если вблизи не было материала, то их могли принести. Затем очередь подходила к обработке камня. Делали это с помощью инструментов, а также брали клинья из дерева. После этого камень оставляли на определенное время, чтобы он стал прочнее. Специальными терками камень шлифовался и только потом использовался для строительства гробниц-дольменов.

Дольмены в России

Насчитывается около двух тысяч дольменов. Преимущественно, в районе Кавказа. Курортные города Сочи, Туапсе, Геленджик, Новороссийск могут похвастаться наличием этих загадочных построек. Наиболее полно и подробно изучены дольмены Западного Кавказа отечественным ученым В.И. Марковиным. Ему принадлежат описания более двух тысяч дольменов. В 1971 году ученый исследовал жилища строителей дольменов. Марковин считал, что эти люди были не знакомы ни с железом, ни с гончарным ремеслом. Основным инструментом для земледелия была мотыга, а о плуге они еще даже не слышали. Другие ученые также недоумевают, каким образом были сотворены такие постройки без специальных инструментов. По данным историков, раньше дольменов на Кавказе было порядка тридцати тысяч. Но в результате войн они оказались разрушены.

Также погребальни такого рода есть и Карачаево-Черкесской республике. Они отличаются тем, что плиты в них добросовестно выровнены. В России дольмены не охраняются, из-за чего у некоторых возникает желание получить от них какую-то пользу. Разорение дольменов происходит благодаря работникам лесных хозяйств, сектантам, черным копателям, туристам, бизнесменам и многим другим.

Вопросы, не разрешенные до сих пор:

  1. Средний вес плиты колеблется от пяти до двадцати тонн. Как в то время производилась их доставка и транспортировка?
  2. Какие инструменты использовались для обработки плит?
  3. Как строители добивались идеального соотнесения плит друг с другом?
  4. Как наносили орнаменты и рисунки на камне?
  5. Какой цивилизации принадлежат эти сооружения?

Многие ученые-кавказоведы пытались выяснить вопрос о происхождении местных дольменов. Однако среди древностей бассейна реки Кубани и Причерноморья, включая Абхазию, еще не найдены такие памятники, которые были бы им конструктивно близки и в то же время предшествовали. Речь может идти о крупных сооружениях типа каменных ящиков. Так археологи называют обкладки могильной ямы, когда все стороны ее замкнуты поставленным на ребро плитняком. Однако на очерченной территории подобные захоронения неизвестны для первой половины III тысячелетия до нашей эры, а ведь только из них могли бы путем трансформации - усложнения конструкций «ящика» - появиться дольмен-ные постройки. Не сразу, но возникла мысль, что дольмены привнесены на Кавказ извне. Но откуда? Ясно, что не со стороны гор, так как уже давно замечено, что дольмены не только Кавказа, но и всего мира приурочены к приморским частям. Имеются, правда, частные мнения, что высказывал Жак де Морган: «...вовсе не надо подвергаться влиянию отдаленных центров, чтобы воздвигнуть крупные камни и накрыть их крышей». Увы, он не прав, ему не захотелось видеть пазов, пяточных камней и всего того, что делает дольмены Западного Кавказа и некоторых других стран предтечей высокой архитектуры.

Мыслили и так, что дольмены Кавказа возникли из гротов, пещер, как подражания им. И это отпадает, хотя поддерживалась такими кавказоведами, как Д. Н. Анучин и М. М. Иващенко. Тогда зачем же у корытообразных построек, действительно близких по форме гротам, имеется портал (фасад) и на нем, выбитые из целого камня, имитируются выступающие боковые плиты, подпяточник или просто ниша перед лазом? Ведь это полнейшее подражание дольменам, сложенным из плит, когда вполне естественно длинные боковые стены и выступающие перекрытия образуют перед лазом портал. Нет, «пещерная теория» для западно-кавказских дольменов явно не годна, она ничего не объясняет.

Значит, снова море. «Идея» такого сооружения, как дольмен, могла прийти только со стороны моря. Так думали Б. А. Куфтин, Л. И. Лавров. Последний вообще думал, что «идеи» дольмена были широко распространены, могло даже существовать между их строителями «этническое (кровное) родство». Ставя в неразрывную линию все дольмены мира, включая Дальний Восток, он считал, что подобные постройки появляются «с развитием торгового и военного мореплавания у приморских народов в неолите и эпоху бронзы», когда кавказцы могли видеть дольмены в других странах и начать их строить у себя.

Л. Н. Соловьев, тот самый археолог, с которым я советовался, как же копать древние постройки, представлял себе, что дольмены на Кавказе вначале появились в Абхазии («южно-дольменная культура»), затем распространились более широко, и все это произошло под воздействием «кашков» - малоазийского, довольно подвижного населения, известного по клинописным источникам. Но здесь неувязка - «кашки» дольмены не строили, и в Малой Азии они не найдены.

Почти каждая теория имеет своих сторонников, есть гаи и у Л. Н. Соловьева.

Итак, положение с происхождением очень сложное. С началом наших экспедиционных работ и с появлением первых публикаций дело еще более осложнилось. Относительное сходство сосудов позднего этапа майкопской культуры, найденных в дольменах станицы Новосвободной, с керамикой западно-европейской культуры «шаровидных амфор» привело к еще одному мнению: дольмены Западного Кавказа - это результат нашествия на Восток носителей данной культуры. Это мнение более других поддерживают В. А. Сафронов и Н. А. Николаева. Не будем углубляться в его обоснование и критику. Во-первых, территория культуры с «амфорами» так глубоко - до Кавказа - не заходила. Во-вторых, материалы, найденные в гробницах Новосвободной, не характерны для дольменов, они привнесены в них, и почему они в них все же оказались - пока неизвестно, в этом еще надо разобраться. И уж если идет речь о сопоставлении древностей, то оно должно идти по линии культа «шаровидных амфор» - майкопская культура, а дольмены лишь бочком зашли на эту трассу.

До сих пор никто и никогда не сравнивал дольмены мира между собой, вышагивая между ними с рулеткой, компасом и хотя бы саперной лопатой как шанцевым инструментом, на это ушла бы жизнь любого долголетнего исследователя.

Публикации интересующих нас памятников мира можно найти в журналах, книгах, но все они написаны с разным подходом, с разных научных позиций, а древние строения изображены разным чертежным почерком и рассмотрены под различным критическим взглядом - вот и разбирайся сам, что в этих руинах важно, а что второстепенно. Я попытался проделать такую кабинетную работу, обложив свой рабочий стол книгами и даже сгрудив их на полу. Не стану здесь повторять, что же характерно для дольменов той или иной страны. Это уже сделано. Наиболее близкие черты западно-кавказским дольменам, мне кажется, можно найти в древних постройках Пиренейского полуострова (Португалия, Испания), на Корсике и на ближайших островах Средиземноморья, в Северной Африке, Палестине. Особенно похожи дольмены на территории доисторической Фракии (Лалапаша). Они имеют приставные портальные плиты и, пожалуй, те же пропорции. Невольно возникла теория, что постройки, близкие кавказским дольменам, расположены вдоль морских течений, а они в Средиземном море идут от Гибралтара вдоль северного побережья Африки и заворачивают в Черное море против часовой стрелки, омывая вначале Кавказское побережье, а затем его противоположную сторону. И везде, кроме Малой Азии, по линии течений имеются дольмены, в той или иной степени схожие с кавказскими. Морские течения сильны, и их токи могли бы помогать движению древних судов. Просматривая литературу по истории кораблестроения, можно найти сведения о морских плаваниях, совершавшихся в III-II тысячелетиях до нашей эры не только на многовесельных судах, но и на кораблях, оснащенных парусами. Известны рисунки таких кораблей на сосудах, каменных рельефах, печатках, найдены даже их модельки (Анатолия, Крит, Кикладские острова, Египет). Итак, корабли в столь глубокую древность, каким является время появления первых дольменных построек на Кавказе, уже строили, и они могли совершать плавания вдоль берегов, пользуясь не только попутным ветром, но и течениями. И конечно же, строители дольменов, отправляясь в плавание, даже не знали, что где-то существует Кавказ, они случайно высадились на его берегах и здесь осели. Говоря о миграции (переселении) на Кавказ, я писал в 1974 году: «Можно только предполагать, что морские походы не были единовременны, велись они с разных территорий, но наиболее древние дольменные памятники Кавказа находят аналогии в западной части Пиренейского полуострова (современная Португалия) и на острове Сардиния». Мне представлялось, что случайное посещение Кавказа сменилось затем повторными заездами.

На мой взгляд, эта гипотеза объясняет появление дольменов на Кавказе, обрастая попутными картинами: продвижение строителей от побережья в глубь гор, появление их связей - боевых и более мирных - с уже жившими на занимаемых землях племенами майкопской культуры и т. д. Во всех деталях миграций трудно было разобраться сразу, но я исходил из сухой и деловой посылки - «идея» дольмена без людей, видевших и строивших их, на Кавказ не могла проникнуть. Ее принесли.

Дальнейшие разработки касались уже самой механики миграции. Как они могли проходить, что являлось их причиной, роль морских путей-дорог в этом процессе, могли ли миграции быть стихийными?

В октябре 1979 года в небольшом болгарском городке Созополе состоялся международный симпозиум под названием «Тракия - Понтика I». Уже глубокая осень коснулась и этой благодатной земли. Бушевало Черное море, и в унисон ему порывами набегали дождевые тучи. Представители четырнадцати стран Европы заседали в уютном зале, сидя за большим столом, украшенном цветами. Чопорная холодность первого дня сменилась затем дружеской обстановкой, и доклады проходили оживленно, сменялись экскурсиями и беседами в парке. Дольменам были посвящены три выступления - П. Делева, И. Ванкова и мое. Первые два докладчика рассказали об исследовании болгарских мегалитов, а я, познакомив слушателей с архитектурой и содержимым наших, кавказских дольменов, остановился более всего на тех сомнениях, которые возникают в связи с гипотезой о миграции их первых строителей на Кавказ из чужеземных стран. Действительно, вкратце пересказанные мысли о происхождении дольменов являются далеко не окончательным мнением. Много неясного. Изучение миграционных процессов недавнего прошлого, обусловленных экономическим фактором (в первую очередь ростом населения при отставании роста экономики), когда люди в поисках хлеба насущного вынуждены искать новые места обитания, где можно было бы приложить свои руки и энергию, показывает всю сложность таких «оттоков» населения. В миграциях в первую очередь принимает участие в основном сильное мужское население средних лет. Появление не всегда желанных пришельцев на новых местах ведет к военным стычкам, борьбе с давно живущим здесь населением. К этому надо добавить необходимость приспособиться к новым для мигрантов климату, пище, переболеть неведомыми для них болезнями и т. д. И только со второй, третьей миграционной волной на новые места обычно прибывали люди более пожилого возраста и женщины. Победителями в таком сложном процессе, как миграции, становились сильнейшие - это могло быть более древнее местное население или пришельцы: ведь единоборство шло не на жизнь, а на смерть. Часто побежденное население «растворялось» в среде победителей. Так было во времена испанской конкисты в Центральной Америке, в период арабских завоеваний или во время крестовых походов. Все это имеет место и в современных миграционных процессах, но в более смягченном, облагороженном виде, если только не переходят они в открытую войну, когда избыточное население в виде наемных войск стремится захватить чужие территории. Примеров тому много.

Доклад в Созополе вызвал шумные прения. Вероятно, не все согласились с его положениями, хотя никто не выступил с отрицанием возможных связей древних построек Кавказа со средиземноморскими мегалитами как их первоосновой. Есть еще одна линия связей Кавказа с Пиренеями, которая подтверждает такое мнение. Я имею в виду басков. Этот народ, живущий ныне в основном в Испании и в примыкающих к ней южных районах Франции, по языку и культуре довольно близок кавказским народам. Еще известный ученый XIX века П. К. Услар, отмечая языковые особенности, ничего не мог сказать о происхождении этого народа, находя его таинственным и теряющимся «во мраке веков». Археологи (П. Бош-Гимпера и др.) приписывают ему особую баскско-каталонскую мегалитическую культуру, среди памятников которой встречаются дольмены трапециевидного плана. Современные языковеды прослеживают цепочку языков, родственных баскскому и кавказским, ведя ее от Испании до самого Кавказа. Академик Н. Я. Марр, например, увлекаясь, намечал пути, по которым баски (яфетиды) могли проникнуть на Кавказ. У него получалось, что при своем движении они могли пользоваться как сухопутными путями, преодолевая небольшие водные пространства, так и морскими. Их маршрут шел по островам и полуостровам Средиземного моря, через Малую Азию и по побережью Черного моря.

Как видим, спор о происхождении дольменов Западного Кавказа уводит в мир лингвистики, сложных грамматических и фонетических сопоставлений, сопряженных опять-таки с миграциями. Шум моря во всех чисто теоретических и несколько отвлеченных построениях все равно звучит, круша шквальными ударами зыбкие перегородки между прошлым и шумно пульсирующим настоящим...

Остались за бортом самолета маленький гостеприимный Созопол и сказочно красивый город-остров Несебр, а дольменная проблема все обрастает ракушками домыслов, теорий и мнений.

Археологи почти всегда ставят перед собой задачу связать те или иные древности с каким-либо этносом, то есть стремятся проследить: а нельзя ли сопоставить их с культурой какого-либо конкретного народа. Б. А. Куфтин, например, пользуясь «семантическими пучками», готов был считать дольмены порождением многих живых и мертвых народов. Им упоминаются лигуры, киммеры, пеласги, этруски, а наряду с ними - чаны, адыги, дагестанцы. Другой исследователь дольменов - Л. И. Лавров, прекрасный языковед, этнограф и археолог, связывал культуру дольменов только с предками абхазо-адыгов. Такое же мнение высказывали Л. Н. Соловьев, Ш. Д. Инал-Ипа. В противовес им Я. А. Федоров считал, что дольмены могли оставить только предки абхазов. Мне представляется наиболее верным относить их постройку к древнему абхазо-адыгскому населению, тем более что разделение общего для них праязыка могло произойти, судя по исследованиям лингвистов, в более позднее время, когда дольмены уже не воздвигали. Здесь интересен и еще один факт. Язык басков, если сравнивать его с языками народов Кавказа, наиболее всего близок населению причерноморских районов, а с удалением к Чечено-Ингушетии и Дагестану находит все меньше и меньше параллелей. Таким образом, прабаски, как и праадыги, вполне могли иметь контакты.

Однако профессор Отар Михайлович Джапаридзе считает возможным связывать культуру дольменов с предками грузин (картвельских племен). Не выступая против его мнения, хотел бы заметить, что третья смена обряда погребения, когда наряду с сидячими костяками начинают появляться в них следы вторичных захоронений, то есть кучи костей безо всякого анатомического порядка, могут являться показателем появления на территории дольменов предков картвельского населения. Обычно такие захоронения сопровождаются вещами протоколхидской культуры, которые в этой книжке не описаны, так как скорее всего в это время дольмены уже прекращали строить, а лишь использовали для впускных захоронений. Именно такие находки, мне кажется, могут быть увязаны с древнегрузинской культурой. Но это мнение беглое, оно еще требует более полной аргументации.

Существуют и другие взгляды. Так, отдельные археологи любую постройку, хотя бы отдаленно похожую на дольмен, готовы объявлять мегалитом, не считаясь с характером кладки, манерой обработки камней и т. д. Дольмены они ищут в горах Осетии, Чечено-Ингушетии и Дагестана, забывая об их связи с определенным этносом, а уж если не этносом (пусть будет так), то даже отвлекаясь от характерного только для них и описанного здесь инвентаря, что приводит к путанице самого понятия о дольменах и мешает и без того сложному пониманию этих и без того загадочных построек.

Вероятно, ученых еще долгие годы будут интересовать дольмены, порождая все новые мнения о культуре оставившего их населения, их быте и верованиях. Может быть, придет и такое время, когда ученые с чертежами в руках смогут воочию сравнить все мегалиты мира между собой, не считаясь с трудностями далеких путешествий и языковыми барьерами. Мечта... Любая мечта иногда становится явью.

Завершен небольшой рассказ о дольменах. Возможно, он не удовлетворил в полной мере любознательность многих читателей. Ведь в нем более предположений, чем ответов на вопросы. Все так. Наука не стоит на одном месте, развивается и расширяет со дня на день видимые ею горизонты. То, что сейчас вызывает у нас недоумение, через десять лет, глядишь, будет легко расшифровано и познано. Уже есть прогнозы, что скоро будут определять возраст керамики, есть надежда, что степень разрушения горной породы по коре выветривания также будет давать материал для датировок, да и сами экспедиции будут организованы с привлечением разных специалистов, усилия которых будут сведены к решению общей задачи - полновесному осмыслению определенного памятника. Такие экспедиции уже начинают работать.

Дольмены Западного Кавказа еще ждут новую плеяду своих исследователей, только хотелось бы, чтобы они мастерски владели техникой черчения и зарисовок - той глубиной фиксации материала, которая сохраняет разрушающийся памятник на века. А дольмены с каждым днем становятся все большей и большей редкостью. Уже давно нет дольменов кожжохской группы, стали сносить постройки Дегуакской поляны. Дольмены исчезают по разным причинам - из-за собственной древности (исчерпан естественный лимит времени, отведенный на их стойкость), невежества и корысти людей (ломают их на камень), из-за необходимости освободить занимаемые ими площади.

Современное законодательство «Об охране и использовании памятников истории и культуры», принятое в нашей стране 29 октября 1976 года, требует уважительного и бережного отношения к ним.

Вероятно, выполнение статей этого закона обязательно не только специальными лицами, но и всеми людьми, независимо от того, какова их профессия, степень знания отечественной истории и широта кругозора. Все местное население должно включиться в охрану дольменов, помня хотя бы то, что в их конструкции, содержимом и даже расположении на местности таятся ответы на многие важные в международном масштабе исторические вопросы. И если эта книга хотя бы на малую толику возбудила интерес к дольменам, то можно считать, они будут сохранены, и, значит, мой труд также не был бесполезным.