Заграничные паспорта и документы

Под башней «Лахта Центра» раскинется целый город. «Лахта центр»: что стоит за высотными рубежами Башня газпрома в лахте сколько метров будет

«Лахта центр»:
что стоит
за высотными
рубежами

Партнерский проект

Небоскрёбы – это авангард строительной отрасли. Супервысотные здания всегда требуют от своих создателей особого подхода. В 2018 году в Петербурге завершится строительство «Лахта центра», который станет самым высоким небоскрёбом Европы. Какие технологии используются для возведения питерского гиганта?

Новая высота Европы

Общественно-деловой комплекс «Лахта центр» строится в Приморском районе Санкт-Петербурга, на побережье Финского залива. Его центром станет станет штаб-квартира группы Газпром и компании «Газпром нефть», другую часть площади займут общественные пространства: научно-образовательный комплекс для детей и молодежи, планетарий, выставочные пространства, медицинский и спортивный центры, многофункциональный зал-трансформер и другие.

Комплекс состоит из четырёх сооружений: многофункционального здания с атриумом, стилобата (там разместится паркинг и вспомогательные помещения), арки главного входа и небоскрёба высотой 462 метра. Именно он станет самым высоким не только в России, но и во всей Европе. Супертолл «Лахта центра» на 88 метров перерастёт нынешнего европейского рекордсмена – башню «Федерация» в «Москва-сити» – и окажется на 11 месте мирового высотного рейтинга.

Стройка на болоте

Бытует мнение, что Петербург построен на вязких грунтах, и строить небоскрёбы здесь невозможно. Специалисты отвечают: строить можно везде, но нужен хороший расчет. Возведению петербургского супертолла предшествовали полтора года инженерно-геологических исследований. Авторы проекта изучили геологические, геодезические, экологические, историко-культурные особенности участка.

Выяснилось, что слабые грунты составляют только верхний слой. Под ним залегает вендский горизонт – это древнейшие глины, которым 635-540 миллионов лет. Прочные как скальный грунт или бетон, эти глины являются отличной опорой для небоскрёба. Но добраться до них непросто: на пути у строительной техники – отложения ледникового периода в виде гигантских валунов и песчаных супесей с гравием. Комплекс исследований, проведенные расчеты и натурные испытания стали основой для создания конструкции «Лахта центра».

Устройство: основание

Сваи и защитная стена

От давления и воды в верхних слоях почв фундамент защищает пятигранная подземная конструкция по периметру основания небоскрёба. Её высота – 30 метров, длина стен – более 300 метров. Внутри пятиугольника установлены 264 сваи, уходящие на глубину до 82 метров. Их диаметр – 2 метра. Это самые широкие сваи в мире. Сваи фундамента небоскреба не забивают, а создают прямо на месте - в грунте. Шахту выбуривают, затем устанавливают армокаркас и заливают бетоном.

Фундамент

На сваи опирается фундамент небоскрёба. Он состоит из трёх плит, разделенных десятью радиальными стенами, расходящимися «лучами» от ядра. Самая знаменитая из плит – нижняя, толщиной в 3,6 метра. Именно она попала в Книгу рекордов Гиннесса: строители за 49 часов уложили 19 624 кубометра бетона в основание здания. Причем уникальность плиты не в физическом размере, а в методике, которая обеспечивает необходимую несущую способность при оптимальных размерах конструкции.

Подробнее о рекорде на площадке «Лахта центра»

Каждая свая под башней представляет собой отдельное сложное инженерное сооружение высотой с 30-этажный дом. Контроль за ее строительством – это целая система, включающая опускаемые в шахту камеры видеоконтроля и ультразвуковые датчики, установленные в арматуре каркаса сваи для определения плотности и отсутствия пустот.

Проверка под давлением

Вес башни «Лахта центра» составит 670 тысяч тонн, давящих на грунт сравнительно малой площади. Под давлением грунт будет уплотняться, а небоскрёб оседать – как и любое другое здание. Основная задача в том, чтобы эта осадка проходила равномерно и здание не отклонялось от вертикали. Для наблюдения за поведением грунта, подземными конструкциями и их взаимодействием создана система геомониторинга, которая объединяет 4800 датчиков.

Датчики размещены и в грунте, и во всех элементах подземных конструкций башни. Так, 95 датчиков «следят» за вертикальными перемещениями, 40 – за поровым давлением грунта, 336 измеряют деформации в сваях, 10 – давление под подошвой фундамента, 2136 – динамику усилий в конструкциях фундамента. Все датчики объединены в автоматическую систему. После возведения каждых пяти новых этажей башни система выдает полный отчет о том, что происходит с грунтом, сваями, фундаментом. Такие знания полезны не только для строителей, но и для научных исследований.

Управление вертикалью

Осадка может пройти равномерно. Но ведь и само здание может быть построено с наклоном. Это будет неудивительно при высоте почти в полкилометра: не исправленное отклонение в 1 мм внизу приведет к отклонению на 1 метр наверху. «Лахта центр» не может себе позволить сильного отклонения: небоскрёб устойчив «в наклоне», только если специально так спроектирован (как, например, Capital Gate – здание с самым большим наклоном в мире: при 160 метрах высоты – 18 градусов крена). Максимальное разрешенное проектом отклонение ядра «Лахта центра» – 6 миллиметров на все 462 метра. А цель – сместить дельту отклонения к нулю, хотя в мировой практике достичь абсолютного нуля пока никому не удавалось.

Как питерскому супертоллу не превратиться в Пизанскую башню?

В мире есть примеры зданий, которые успешно существуют в состоянии отклонения от вертикали на метры. Например, церковь 1382 года в Бад-Франкенхуазене: отклонение шпиля от вертикали составляет 4,45 метра при «росте» 25 метров.

Устройство: конструкция

Небоскрёб нельзя просто построить «насколько хватит кирпичей». Существуют разные системы, которые обеспечивают устойчивость супервысоких зданий. У башни «Лахта центра» она состоит из ядра, аутригеров и несущих колонн по периметру здания.

Представляет собой «трубу» диаметром 24,5 метра с толщиной железобетонной стены 0,8 метра. Отвечает за вертикальную устойчивость.

Аутригеры

Аутригеры расположенные на технических этажах, состоят из кольцевой балки вокруг ядра и идущих от нее диагональных металлических ферм и колонн. Эти элементы передают усилия от ядра на внешние колонны и снижают опорный момент внизу здания, а также придают горизонтальную жесткость – например, гасят раскачивание башни от ветра. Всего аутригеров в башне «Лахта центра» - пять, из которых четыре имеют вид сдвоенных этажей, а пятый – нетипичный, в виде мощной железобетонной «шайбы»

Выполнены из композитных материалов – стальной сердечник с железобетонной оболочкой. Такое решение применено впервые в гражданском строительстве в России. Благодаря ему стоимость колонн значительно снижается, а срок возведения

сокращается на 40% при прочих равных.

Кручёная форма

По словам создателей, башня «Лахта центра» задумывалась как современная интерпретация высотной доминанты, выделяющейся на фоне традиционной горизонтальной застройки Санкт-Петербурга. Её «собратья» – шпиль Петропавловского собора, Адмиралтейская игла, купол Исаакиевского собора – украшают центр города, в то время как новый супертолл станет организующим элементом в стремительно развивающемся Приморском районе. Новому небоскрёбу досталась роль главного акцента делового пространства, которое возникнет на линии «морского фасада» города.

«Форма здания символизирует энергию воды, перетекание пространств, открытость и легкость, – объясняют авторы проекта. – Эффект невесомости и максимального слияния будущего комплекса с окружающей средой будет усилен за счет применения особого типа стекла, благодаря которому в зависимости от времени суток высотное здание будет менять цвет, что создаст ощущение «живого объекта».

Устройство: фасад

Башня «Лахта центра» скручивается вокруг своей оси на 90 градусов. В строительстве такого здания есть определённые особенности. Например, из-за расширения, сужения и «кручения» все 189 тысяч составляющих металлоконструкций башни отличаются друг от друга (строго говоря, одинаковых всего две). Также разнятся по форме и изгибу фасадные элементы: 16 505 панелей покрывают площадь 72 500 квадратных метров,при этом 71% стеклопакетов отличаются друг от друга размерами и своей геометрией. Размер каждого стеклопакета 2,8 на 4,2 метра, вес 740 килограммов. Для обслуживания такого прихотливого сооружения разработана специальная система обслуживания фасадов (сокращенно СОФ).С ее помощью фасады будут поддерживаться в чистоте, а при необходимости и ремонтироваться.

Как собрать 189000 деталей и ни разу не ошибиться?

Задел на будущее

Покорение высоты – это всегда вопрос наличия соответствующих технологий. Лифт, вентиляция, электричество - в своё время именно высотки первыми испытывали все эти «новинки». После успешного старта производство технологий стало массовым: из категории эксклюзивных благ они перешли в категорию минимальных стандартов при строительстве уже типового жилья и общественных зданий.

Возведением небоскрёбов обусловлены разработки современной подъемной строительной техники, изобретение конструкций устойчивости зданий, внедрение новых технологий пожарной безопасности, современных высокопрочных строительных материалов. Высотное строительство – область, где формируется заказ на высокотехнологичные решения, которые затем перейдут в другие сферы нашей жизни.

«Шагающие» механизмы для строительства небоскрёба

Петербургский «Лахта центр» активно внедряет технологии – что-то впервые на региональном и российском строительном рынке, что-то – на мировом. Значение этой стройки для строительной отрасли можно будет оценить позже, но уже сейчас видно, как меняется среда: появляются совместные производственные предприятия, растут квалифицированные кадры, поставщики используют новые технические решения – так осваиваются новые высоты в стандартах качества.

К заливке нижней плиты готовились заблаговременно, ведь «переделать» работу невозможно. Участники отрепетировали все, что возможно. Например, 13 бетонных заводов-поставщиков тренировались в изготовлении бетонной смеси по уникальной рецептуре до тех пор, пока не достигли её абсолютной идентичности.

Скорость заливки составила более 400 кубометров в час, а миксеры совершили более 2450 рейсов. Процесс был организован так, что о событии местные жители узнали из СМИ – не было ни дополнительной пробки на загруженном Приморском шоссе, ни шума со строительной площадки.

За дельтой отклонения следят геодезисты. В их арсенале семь систем оборудования (оптических и лазерных), дублирование помогает перепроверить показания приборов. Три из семи геодезических систем представлены в России впервые, но успели хорошо себя зарекомендовать на ведущих мировых стройках.

Мировая геодезическая премьера – импульсный высокоскоростной лазерный сканер с двухосевым компенсатором. Прибор впервые используется на строительстве небоскреба. С его помощью строители «Лахта центра» проверяют положение металлоконструкций внутри бетонной среды при изготовлении, например, композитных колонн со стальным сердечником внутри бетонной конструкции.

Для ведения ядра строго вертикальным курсом задействована и «космическая» технология – геодезический прибор Trimble 4D Control. Он использует спутниковый сигнал и систему геодатчиков, установленных на стройплощадке. С помощью показаний GPS и ГЛОНАСС система определяет точные координаты ядра и дельту смещения, которая постоянно корректируется на основании полученных данных.

Для сборки используют BIM – относительно новую для России технологию. Она представляет собой виртуальную трехмерную модель здания, объединяющую все данные проектной документации. При добавлении измерения времени выстраивается виртуальная технология возведения объекта: проекты организации строительства, производства работ, логистики поставок. В «Лахта центре» к стандартному использованию модели добавили еще одно применение. Из-за своей сложной геометрии башня собирается из металлоконструкций, каждая из которых имеет единственно возможное место монтажа. Правильность сборки контролируется, в том числе с помощью BIM. Конструкции, поставляемые на площадку, имеют штрих-коды, связанные с BIM- моделью. Код детали однозначно указывает её место монтажа в общей конструкции.

Про петербургский супертолл строители говорят, что он – «ручной работы». Речь идёт об уникальности решений, а что касается труда – автоматизируют всё, что возможно. Например, для возведения ядра используют систему «скользящей» (автоматизированной) опалубки.

Опалубка – это форма для бетонирования, образованная двумя рядами щитов, пространство между которыми – будущая стена ядра. Бетон заливается между щитами и застывает.

Обычную опалубку нужно раскреплять, переставлять на новое место и собирать заново – гигантская потеря времени и производительности. А автоматическая по мере заливки бетона «передвигается» с помощью гидравлических домкратов.

Подобные самопередвижные инструменты на лахтинской стройке очень любят. По сходному принципу работает ветрозащита на башне – её панели скользят вслед за опалубкой. К «шагающим» механизмам относится кран в ядре башни – первый такого рода в Петербурге.

04/05/2017

«Лахта центр» достроят к осени 2018-го. Стройка идет по плану и будет завершена в срок, уверяют в компании. Но в срок не будут построены ни дополнительные дороги, ни развязки, ни переходы, необходимые для транспортного обеспечения небоскреба. Как люди и машины будут до него добираться и чем это обернется для Петербурга? – «Городу 812» рассказал исполнительный директор АО «МФК «Лахта центр» Александр БОБКОВ.


Ш оссе с разворотом

Я спросила вашего пресс-секретаря, как без машины добраться до «Лахта центра», и услышала в ответ: «Давайте мы сами вас заберем». А как после открытия будут сюда добираться сотрудники и посетители?

После открытия к нам можно будет добраться так же, как всем жителям Лахты сегодня, - на автобусах, маршрутных такси по Приморскому шоссе. В летний период по воде будут ходить аквабусы. Плюс мы запустим бесплатные автобусы-шаттлы к ближайшей станции метро «Беговая», которая откроется к чемпионату мира. А прессу мы всегда с удовольствием привозим на стройку.


По официальной информации, только в офисах «Газпрома» будут работать более восьми тысяч сотрудников. Плюс обслуживающий персонал, плюс туристы. Это уже десятки тысяч человек. Как минимум две тысячи из них поедут на личных автомобилях по Приморскому шоссе. Оно и так загружено, а превратится в шоссе-пробку. Что делать?

Посмотрите на схему. Всю инфраструктуру внутри нашего квартала - подъезды, выезды из паркинга, внутриквартальные дороги - мы, конечно, построим. За транспортную инфраструктуру, прилегающую к МФК «Лахта центр», отвечает город. Когда мы выбирали место для строительства, то наивно поверили в Генплан. В нем задолго до нас уже были запланированы и развороты на Приморском шоссе, и крупная развязка рядом с (тогда не существовавшим) «Лахта центром» (на схеме - в желтом овале. - Ред.). С открытием «Лахта центра» город должен обеспечить подключение нашего квартала к Приморскому шоссе с помощью эстакадного съезда через Лахтинскую гавань (на схеме - в красном овале. - Ред.). Сказать, что все это будет сделано к открытию, не могу.

- А что будет сделано?

К июню 2017-го должны закончить обустройство двух разворотов на Приморском шоссе (на схеме - зеленые «кружки»). Их планировали сделать еще в 2014-м, потом в 2015-м, 2016-м... Сейчас процентов на пятьдесят они уже готовы. В одном из них требуется только перенести поребрик и закрасить двойную сплошную, чтобы можно было разворачиваться в сторону области. Проект подключения квартала Южной Лахты (где находится «Лахта центр») к Приморскому шоссе в мае будет отправлен на экспертизу. Но когда мы увидим его физическое воплощение, неизвестно. Это вопросы к городу. Естественно, два действующих въезда на территорию «Лахта центра» будут расширены и облагорожены. Но хотелось бы, чтобы и город свои планы осуществил в заявленные сроки.

Во сколько обойдется подключение «Лахта центра» к Приморскому шоссе? Депутатами озвучивалась цифра 12 миллиардов.

Стоимость строительства этой развязки с эстакадой, по информации городских комитетов, минимум втрое меньше.

- В Смольном говорят, что денег на это нет.

Деньги есть, просто они распределены по другим объектам.


Власти города еще осенью направили заявку на софинансирование этого проекта из федерального бюджета. Ответ из Москвы уже есть?

Нам об этом неизвестно, но могу предположить, что первый вопрос федералов при рассмотрении подобных заявок: «Документация у вас есть?» А документация по этому проекту появится не раньше мая, после прохождения госэкспертизы. Поэтому решение, вероятно, отложено и ждет досылки документации.

Примерно год назад говорили о том, что напротив «Лахта центра» будет построена станция «Новая Лахта» на существующей железнодорожной ветке. В какой стадии эти планы?

Октябрьская железная дорога готова начать строительство новой станции хоть сейчас. Это займет 9-11 месяцев. Но дело в том, что станция без пешеходного перехода к «Лахта центру» через Приморское шоссе - подземного или надземного - теряет смысл. К сожалению, у города пока не нашлось средств на его строительство. Хотя он есть в проекте планировки.

Нужно больше офисов

- Рядом с «Лахта центром» ПАО «Газпром» реализует еще один строительный проект. Что там будет?

Офисный центр. По размеру он будет меньше нашего, но площадь на одно рабочее место - больше. Соответственно, порядка 1000-1200 человек там еще поместится.

Два года назад вы говорили, что в «Лахта центре» общественного пространства будет больше, чем офисов. А теперь под офисы отдаете две трети площадей. Почему так?

Мы отказались от гостиницы в пользу офисных помещений, так как их не хватало. При этом все знаковые общественные объекты комплекса сохранены. Нужно учитывать, что значительную часть комплекса - 25-27% - занимает паркинг.

- На сколько машин он рассчитан?

На 2000 автомобилей. Плюс на прилегающем участке будет еще примерно 890 мест.

- Этого хватит?

Более чем. Я надеюсь, что не все сотрудники будут ездить на работу на автомобилях. Согласно нормативам, на 100 квадратных метров офисов положено одно машино-место. У нас на 60 квадратных метров - одно машино-место.

- Парковки будут платными?

Скорее всего, это будет какой-то микс. Те, кто приедет к нам на концерт или в планетарий, смогут оставить машину бесплатно.

Что кроме офисов появится в «Лахта центре»? Сколько посетителей, не связанных с «Газпромом», по вашим ожиданиям, будут приходить и зачем?

Мы считаем, что поток туристов в 400-600 тысяч человек ежегодно нам гарантирован. Так как на обзорную площадку захотят прийти все. Между двумя корпусами многофункционального здания появится протяженный атриум-променад. В нем расположатся вход в планетарий, детский научный центр, зал-трансформер, стрит-ретейл, кафе и рестораны, а также и лифты на офисные этажи. Эту общественную зону мы хотим сделать максимально комфортной, но в то же время комплиментарной к деловой.

- Уже есть договоренность с арендаторами? Какой общепит и какая торговля появятся?

Есть много заявок, и есть шорт-лист (а на деле лонг-лист) компаний, с которыми ведутся переговоры. Мы хотим получить арендаторов, которые так же, как и мы, понимают, что это нестандартное место и уникальный средовой объект. У нас не будет полноценной торговли, и мы бы не хотели видеть здесь стандартный фастфуд. Между 74-м и 76-м этажами башни разместится панорамный ресторан. Оператор пока не выбран, но все лидеры этой отрасли - назовите любого! - проявляют заинтересованность.

Очень подводит погода

Небоскреб «Лахта-центр» возвысился вверх на 35 этажей (147 метров) и установил новый рекорд среди всех зданий Петербурга.
Есть одно здание выше — телебашня, а это не считается. К тому же, в 2017 году здание будет еще в 2 раза выше, а к 2018 году высота небоскреба составит 462 метра. Он будет выше башни «Федерация» в деловом центре «Москва-Сити» в столице и станет самым высоким зданием в Европе.

До настоящего момента городской рекорд принадлежал светящейся в московском районе «Лидер тауэр», которое, кстати, является самым высоким зданием в мире в северных широтах. Из исторических зданий лидирует Петропавловский собор со своими 122 с половиной метрами, задуманный как главная доминанта города. Но технологии сильнее.

Напомним, строительство штаб-квартиры «Газпрома» сопровождалось боями градозащитников с властями, ведь изначально ее возведение планировалось не в Лахте на берегу Финского залива, а в Малой Охте на правом берегу Невы. Власти считали, что это станет новым символом Северной столицы, а жители были против башни почти в центре. Теперь люди и власти договорились. Планируется, что «мегасооружение» привлечет к нам финансовых воротил со всего мира. Оно уже попало в «Книгу рекордов Гиннеса» за самый огромный фундамент в мире. Его без остановки заливали 49 часов.«Лахта-Центр» сегодня
«Лахта-центр» по плану в 2018
Фундамент-рекордсмен «Лахта-центра»
План строительства
Внутренний вид «Лахта-центра» по плану
Самое высокое здание в северных широтах в мире — «Лидер-тауэр» на пл. Конституции
Архитектурная доминанта Северной столицы до 1962 года (в том году была построена телебашня)

Архитектор Филипп Никандров рассказывает, как газпромовский «Охта центр» в Санкт-Петербурге превратился в «Лахта центр», и объясняет, почему архитектор должен быть главнее девелоперов и чиновников

Главный архитектор «Горпроекта» Филипп Никандров /Евгений Егоров / Ведомости

Филипп Никандров спроектировал для Санкт-Петербурга и Москвы высотки, которые имеют все шансы стать новыми городскими символами, – башни «Лахта центра» на берегу Финского залива и «Эволюция» в «Москва-сити». Архитектор 15 лет проработал в международном бюро RMJM, в офисах Великобритании и на Ближнем Востоке, откуда вернулся в Россию в 2004 г. Высотки он начал проектировать в 2000-х, работая в Дубае. На родине возглавил проектирование двух небоскребов по своим концепциям, победившим в международных архитектурных конкурсах, – башни «Эволюция» в «Москва-сити» в 2005 г. и комплекса «Газпрома» в Санкт-Петербурге в 2006 г.

Башня «Лахта центра» в Петербурге, куда переедут структуры «Газпрома», будет введена в эксплуатацию осенью 2018 г. Она станет самым высоким зданием в Европе (462 м).

– Строительство «Лахта центра» завершается. Но в свое время решение строить в Санкт-Петербурге башню для «Газпрома» вызвало скандал. Расскажите про историю проекта и почему произошел переезд с Охты в Лахту?

– Эта история началась на участке около 5 га в том месте, где Охта впадает в Неву. На месте снесенного в 2008 г. Петрозавода когда-то была Охтинская верфь, в XVI–XVII вв. тут находилась шведская крепость Ниеншанц, а до этого, еще в XIII в., – шведская крепость Ландскрона. По сути, история Петербурга с того и началась, что в 1703 г. Петр I взял Ниеншанц осадой, а три недели спустя основал новый город ниже по течению Невы, начав строить крепость на Заячьем острове. Старая земляная фортификация Ниеншанца была впоследствии разрушена. Когда в 2006 г. «Газпром » объявил закрытый международный конкурс на строительство штаб-квартиры на этом участке, я сотрудничал с британской компанией RMJM, попавшей в шорт-лист, составленный из сплошных притцкеровских лауреатов. Мы сумели представить интересную концепцию, которая понравилась заказчикам и большинству членов жюри, одновременно победив в открытом интернет-голосовании и голосовании на выставке конкурсных проектов.

Концепция не только воплощала исторический генетический код участка в своих формах – мы предложили музеефикацию Ниеншанца и Ландскроны трассировкой ее абрисов в мощении и в многочисленных атриумных пространствах комплекса, предусматривавшего также археологический музей для артефактов, найденных в ходе проведенных на деньги «Газпрома» раскопок. Правда, археологи, получив свое вознаграждение, объявили всю площадку «петербургской Троей» и потребовали запрета на строительство, не имея при этом никаких научных планов по консервации участка или воссозданию земляной крепости, кроме, естественно, чистого новодела – построить срытую в XVII в. фортификацию с нуля заново, а потом объявить это памятником. Пройдя согласование Главгосэкспертизы в 2010 г., проект был закрыт, а власти Петербурга тут же объявили весь участок памятником и запретили на нем какое-либо строительство.

Но проект на Охте закрыли главным образом даже не в связи с протестами ЮНЕСКО по поводу самого факта высотного строительства в так называемой буферной зоне вблизи исторического центра, а из-за выявившейся нелегитимности городского высотного регламента, когда обнаружились грубые нарушения при его принятии как части ПЗЗ [правил землепользования и застройки] Санкт-Петербурга. В 2010 г. Верховный суд его отменил. Тогда было фактически приостановлено около 120 проектов, находившихся на территориях промышленного пояса вокруг исторического центра, которые ЮНЕСКО считала буферной зоной (такого статуса в определении границ исторического центра Петербурга как памятника всемирного наследия до сих пор нет). Но развивалась вся эта история на фоне формирующегося предвыборного политического протеста, в котором строительство башни для оппозиционных движений в Санкт-Петербурге символизировало некий акт насилия власти над культурой и историей, отсюда проистекали разного рода сравнения башен с фаллическими образами и плач части интеллигенции по поводу «дефлорации культурного пространства города» (придумали же такое!). Построенную в 1960-е гг. 300-метровую телебашню на фоне шпиля Петропавловки и три десятка дымящих промышленных труб, превышающих отметку верха купола Исаакия, никто как будто бы и не замечал. То есть все это было не столько про архитектуру, сколько про политику, от этого знакового проекта слишком сильно «пахло властью».

Филипп Никандров

Главный архитектор «Горпроекта»

Родился в 1968 г. в Ленинграде. Окончил архитектурный факультет Ленинградского инженерно-строительного института. В 1994 г. вступил в Союз архитекторов России

Работает в «Ленгипрогоре»: Мастерская № 3, участие в проектах для Северодвинска

Перешел в Персональную творческую архитектурную мастерскую (ПТАМ) Ю. К. Митюрева

Стал главным архитектором в офисах Великобритании, Ближнего Востока и России международной архитектурной компании RMJM Scotland Ltd. (с 2011 г. – директор и соруководитель европейской студии RMJM). В 1999 г. получил профессиональную лицензию на осуществление самостоятельной архитектурной деятельности

Назначен главным архитектором ЗАО «Горпроект»

Изначально идею не принимали в штыки, в 2006 г. был проведен архитектурный конкурс, была открытая выставка всех концепций, была полемика, но уже в 2007 г. потекли серьезные деньги в протестную кампанию по дискредитации проекта на Охте. Кто финансировал это, я точно не знаю, но речь шла о переезде из столицы крупнейшего налогоплательщика страны, сумма налоговых отчислений которого была сопоставима с совокупным годовым бюджетом Петербурга, и слишком много влиятельных сил было заинтересовано если не остановить, то как минимум замедлить этот переезд из одного региона в другой.

– Вы сами не воспринимали тот проект как угрозу историческому облику Петербурга?

– Нет. Меня бы это, безусловно, смущало, если бы это строилось, скажем, напротив Дворцовой площади или Петропавловской крепости по аналогу 300-метровой лондонской башне The Shard, стоящей через Темзу прямо напротив Тауэра, памятника всемирного наследия ЮНЕСКО. Наш же участок был далеко за пределами исторических городских ансамблей. Мы тогда построили 3D-модель города, провели свой ландшафтно-визуальный анализ, просмотрев все точки, с каких улиц башню будет видно, и нашли всего 5–6 улиц, на оси которых сидела новая доминанта, и все эти улицы были за пределами так называемого золотого треугольника. Пять километров от Дворцовой площади – это вполне приличное расстояние.

Но «Газпром» в итоге принял стратегически правильное решение – перенести стройку со спорной территории и подальше от исторического центра. С 2011 г. проект развивается в Лахте, на берегу Финского залива, на участке намывной территории, в 5 км от границы исторического центра. RMJM не смогла пережить международный экономический кризис и дальше концепции работа с ней не пошла. Так что вместе с проектом «Лахта центра» я перешел работать главным архитектором в «Горпроект», выигравший в 2011 г. тендер на генеральное проектирование объекта. С тех пор проект был полностью и неоднократно переработан, от прежней концепции осталась только идея силуэта башни-шпиля, символизирующей пламя, что несет людям «Газпром». Но теперь это 462 м, это будет на многие годы вперед самый высокий небоскреб не только России, но и Европы.

Сейчас «Лахта центр» как новый общественно-деловой кластер – это флагман агломерации практически в центре кольца лагуны Финского залива, опоясанного кольцевой автомагистралью, в орбите которой Большой Санкт-Петербург и будет развиваться в XXI в. И башня на берегу залива как новая общегородская доминанта формирует морской фасад города прямо напротив нового пассажирского порта, принимающего в летний туристический сезон по 5–7 круизных лайнеров одновременно, а это больше туристов, чем ежедневно прибывает через аэропорт «Пулково».

– А что было раньше на этом месте?

– Была пескобаза – хранили песок для строек.

– То есть башня стоит на песке?

– Нет, она стоит на 264 сваях диаметром 2 м до 82 м глубиной, они проходят первые 30 м слабых грунтов и упираются в твердые глины. Фундаментную плиту непрерывно заливали более двух суток (рекорд Книги Гиннесса).

Площадь участка первой фазы – 8 га, там будут большие благоустроенные пространства: три общественные площади, открытый амфитеатр со сценой на фоне залива, музей занимательной науки с планетарием, концертный зал. Башню завершает не кабинет руководителя компании, а доступная обзорная площадка, безусловный центр притяжения для туристов. Объект также сертифицируется на золотой стандарт LEED, что делает его в национальном масштабе флагманом в части энергосбережения и бережного отношения к окружающей среде, все-таки это штаб-квартира крупнейшей энергетической компании, развивающейся в ногу с прогрессом.

– Какое соотношение площадей, которые займет «Газпром», и общественных зон?

– Под офисные функции отведено менее 45% всех площадей, остальные относятся к общественным пространствам и функциям, включая рекреацию. У «Газпрома» рядом есть еще одна площадка в 7 га, там построят вторую фазу, где будет больше офисных площадей.

– Платит за все «Газпром»?

– Инвестор первой фазы – «Газпром нефть », эта компания изначально была застройщиком и девелопером проекта через свою дочернюю структуру. Но в итоге поселятся в комплексе все основные бренды группы компаний «Газпром». Сейчас они в Петербурге занимают сопоставимые площади в разных бизнес-центрах, платят за аренду. В долгосрочной перспективе собственное здание – это однозначная экономия для них.

– Вы предполагаете, что «Лахту» ждет судьба не Монпарнасской, а Эйфелевой башни? (210-метровая башня «Монпарнас», единственный небоскреб в историческом центре Парижа, стала объектом критики. Через два года после ее постройки возводить высотные здания на этой территории было запрещено.)

– Я очень на это надеюсь, а рассудит история. Впрочем, любой архитектор убежден в своей правоте. Хотя, думаю, создатель башни «Монпарнас» тоже ею гордился. Мы – архитекторы, дизайнеры – живем и работаем в сложное время в контексте идеологии всеобщего консюмеризма, что вынуждает многих из наших коллег умерщвлять свои же постройки, идя по пути сиюминутной архитектурной моды, постоянно изобретая новые стили и девальвируя тем самым ценность предыдущих. Это делает жизнь инвесторов сложной, особенно если речь о высотном здании. Срок строительства с высотой увеличивается прямо пропорционально. И может так оказаться, что, проинвестировав ультрамодную на момент начала проекта концепцию, вы получите морально устаревший к моменту завершения стройки объект. Именно поэтому в России строится так много псевдоклассических зданий (что считается дурным вкусом в Европе) – таким образом заказчики пытаются спасти инвестиции и обмануть время. Но обманывают только самих себя, все эти «псевдо» и «квази» никогда не станут классикой, а навсегда останутся в категории жалких пародий. Стилистика фасадов и форм «Лахта центра» вне времени, она не привязана ни к какой архитектурной моде.

– Башня железобетонная?

– Железобетонное ядро в центре и обетоненные стальные колонны по периферии, между ними стальные балки и железобетонные перекрытия по стальному профнастилу – это наиболее популярный сейчас тип конструктива для меганебоскребов, его называют композитным. К 2020 г., когда башня будет полностью заселена, она уже не попадет в список 20 самых высоких башен мира. Но мы живем в контексте Европы, и задач ставить высотные рекорды не было. Задача изначально была найти гармонию с местом в градостроительном контексте Петербурга.

– Как ее строили?

– Многие используемые передовые строительные технологии уже были отработаны ранее на других объектах, но в более скромных масштабах. Уникальны, например, фасады: это самый большой в мире холодногнутый фасад (после башни «Эволюция»): стекло изогнуто и строго следует спиралеобразной геометрии формы, как бы течет непрерывно. Кроме того, тут применен интеллектуальный вентилируемый фасад: летом он будет препятствовать нагреву помещений при открытых вентклапанах, а зимой – накапливать солнечную энергию за счет парникового эффекта, уменьшая энергозатраты на отопление при закрытых вентклапанах. Уникальна и система обслуживания фасадов: по форме здания проложены специальные рельсы, по которым будут перемещаться балки с люлькой для мойки или замены стеклопакетов. В эти же рельсы интегрирована и архитектурная подсветка, и антиобледенительные системы. Меры по борьбе с обледенением здесь крайне важны – никто не строил такие высокие здания на такой северной широте и в таком влажном климате. Специальные датчики будут следить за тем, когда надо будет включать локальный обогрев в местах, где могут появиться сосульки в холодное время года.

Городу, безусловно, нужны такие объекты, они позиционируют его гораздо дальше его привычной ниши города-музея или Северной Венеции. Петербург – как и Венеция – плоский город. Но высота рядовой застройки вне пределов исторического центра выросла в несколько раз, а высота доминант – нет, сейчас средняя высота исторических архитектурных доминант в центре – 50–60 м, как средний жилой дом на окраине. И этот новый масштаб диктует и масштаб новых высотных доминант. Но до последнего времени такие доминанты в городе не строились.

Фотогалерея

Оказалась самой высокой

Небоскребы и высотное строительство в целом – тенденция, связанная с ростом плотности наших городов и мегаполисов, как, впрочем, все явления нашей жизни. Тенденция позитивная, если в градостроительном планировании, а также проектировании и строительстве небоскребов заняты профессионалы, и пугающее явление, если этим занимаются дилетанты, а такое тоже бывает.

– Вы полагаете, что увеличение плотности застройки – это прогрессивно?

– Увеличение плотности застройки – это прогрессивно и неизбежно. Прогрессивно, так как в целом на планете при увеличении плотности проживание становится все более компактным и, таким образом, сохраняются или освобождаются от застройки значительные территории, остающиеся на балансе природных экосистем. Неизбежно, поскольку с ростом населения планеты усиливается всеобщая тенденция экономии ресурсов, включая энергию и все виды инфраструктуры.

– Сейчас много говорят о том, что надо возводить города-сады, но строить продолжают города-муравейники. Что должно произойти с обществом, чтобы возобладали прогрессивные урбанистические тенденции?

– В двух словах не ответить. Россия сейчас находится в плену одновременно нескольких трендов – еще преобладает индустриальное общество, но в мегаполисах, где традиционное производство заменяется инновационной и сервисной экономикой, уже видны элементы постиндустриального общественного уклада. Например, «Сколково» можно рассматривать как прототип или, скорее, шоурум такого города-сада. Хотя оно создается в некоторой изоляции от настоящей экономики страны и имеет признаки потемкинских деревень, но такова судьба многих пилотных проектов.

В России все еще превалирует массовое жилищное строительство эпохи индустриализации, начатое с хрущевских времен. До сих пор миллионы взрослых детей живут с родителями, миллионы разведенных супругов продолжают делить жилплощадь, не говоря уже о миллионах людей, обитающих в коммуналках и ветхих домах. Новостройки по-прежнему конкурируют за кошельки покупателей с теми же хрущевками и брежневками: такой убогий конкурентный фон не сулит нам особого качества строящихся домов эконом-класса и улучшения градостроительной среды. В западных странах, наоборот, имеет место перепроизводство жилья, поэтому нет такого размаха массового жилищного строительства, строят там намного меньше, значит, и конкуренция гораздо выше и лучше качество. Это касается и социального жилья, которое тоже строят, но по государственным заказам и не так массово, как у нас, что позволяет использовать индивидуальные проекты для каждого конкретного участка и даже привлекать к этим проектам известных архитекторов.

Только серьезная конкуренция в сфере жилищного строительства способна возродить институт настоящих архитектурных конкурсов и вернуть качество архитектуры в новое строительство. А что касается уже построенных «муравейников», то, к сожалению, нам с этим жить, и очень долго.

Но надо понимать, что прогрессивные урбанистические тенденции не сулят уменьшения плотности застройки в наших городах, она будет продолжать расти с ростом темпов урбанизации. Которая будет продолжаться как минимум до середины этого века, когда в городах, согласно прогнозам, будет жить 70% населения планеты. Но это могут быть уже совсем другие города.

– Полицентрическое или моноцентрическое развитие, агломерация или конурбация – какой путь должны выбрать Москва и Петербург?

– Генпланы и ПЗЗ обоих мегаполисов, равно как и все российское градостроительство как наука, базируются до сих пор на основополагающих принципах градостроительства индустриального общества со времен промышленных революций XIX в. Это значит: в удалении от даунтауна строились промзоны, а рядом располагались спальные жилые кварталы, отдельно строились стадионы, парки для отдыха горожан и т. д. Однако, если мы избавимся от подобного функционального районирования и зонирования городов по старым схемам центрического развития и будем строить жизнь постиндустриального общества, создавая смешанную застройку, в которой жилье, ритейл, офисы, школы, университеты, объекты культуры и спорта будут гармонично сосуществовать вдоль благоустроенных и озелененных улиц и скверов, то дальнейший рост плотности городов за счет увеличения этажности застройки сможет осуществляться, не разрушая такую гармонию, а, наоборот, уменьшая потребность в суточной миграции. То, что сейчас большинство населения живет в одном районе, работает – в другом, а ездит за покупками или отдыхать – в третий, только порождает транспортный коллапс. Ответ на этот вызов – полицентрическое развитие наших городов.

– Уже стало общим местом, что девелоперы ругают архитекторов за «излишние красивости», а архитекторы девелоперов – за упрощение проектов в ущерб в итоге качеству. Можно ли этим сторонам договориться? И как?

– Это вечный спор и борьба за долю в бюджете. Девелопер будет стремиться если не урезать, то предельно оптимизировать бюджет, выделяемый на архитектурную выразительность, качество деталей и благоустройство. А архитектор, напротив, будет (и обязан по определению) бороться за увеличение бюджета на эстетику и качество. Но договориться можно. Если, например, принять принцип минимализма в том высоком понимании, в каком его сформулировал [немецкий архитектор Людвиг] Мис ван дер Роэ: «Меньше – значит больше». Вот только отмерять «больше-меньше» тут должен вовсе не девелопер, не чиновник, а архитектор.

– Вы согласны, что для архитектора сделать хороший проект дешевого, но качественного дома – это профессиональный вызов? У вас есть такие проекты?

– Абсолютно согласен, это, в принципе, и есть высший экзамен. Конечно, для любого зодчего большое везение – получить неограниченный бюджет на реализацию его архитектурных грез и фантазий, но, на мой взгляд, построить красиво в маленьком бюджете гораздо более почетная заслуга и более высокая миссия, достойная аплодисментов.

Недавно у нас появился такой заказ – проект типового жилого дома для предоставления в аренду. Итогом должна стать концепция арендного дома, которым будет централизованно владеть и управлять единый домовладелец. Чтобы этому бизнесу быть успешным на рынке, новый домовладелец должен предлагать не только доступную плату, но и исключительно привлекательное для потенциальных арендаторов жилье в части качества и эстетики. Это и есть та задача и тот профессиональный вызов, о котором вы спрашиваете.

– На недавнем форуме по высотному строительству в Екатеринбурге вы рисовали картину идеального города будущего. Каким он должен быть?

– Таким, чтобы большинству его жителей было удобно в нем жить, не мечтая о переезде в другой город. Таким, чтобы родившимся в нем людям хотелось в нем же прожить жизнь. Речь идет об экологически и социально безопасном урбанизированном городском пространстве, находящемся в гармонии с окружающей средой и обеспечивающем – в силу своей планировки и функциональной комплектации – удобный и простой доступ граждан к основным элементам сложной социальной инфраструктуры, включая трудоустройство, образование, здравоохранение, культуру, торговлю, рекреацию и спорт. Что касается транспорта, то его структура уже меняется с процессом «уберизации» и с появлением беспилотных автомобилей и дронов, а цель для человека будущего, на мой взгляд, – меньше перемещаться по городу в автомобиле и больше ходить пешком и/или пользоваться велосипедами и гироскутерами. Паттерн суточных миграций в черте города уже начал меняться, онлайн-шопинг и курьеры стали медленно, но верно убивать традиционную торговлю, в развитых странах стрит-ритейл, моллы и гипермаркеты с огромными парковками потихоньку вымирают как класс. Но люди должны оставаться достаточно мобильными для поездок между городами или путешествий по миру. Думаю, что виртуальная реальность будет снижать долю делового туризма и командировок, люди будут путешествовать, чтобы навестить родственников или чтобы посмотреть мир. И если туристы массово стремятся в какой-то город, то, значит, он уже в чем-то, безусловно, успешен и тем самым завоевал свое место в настоящем и будущем.

Лахта-центр современный общественно-экономический деловой комплекс, расположенный на берегу Финского залива в Санкт Петербурге. Строительство финансирует Газпром, здесь же будет и располагаться его центральный офис.

Оно ведется уже на протяжении 6 лет. И сроки окончания строительства назначили на третий квартал 2018 года.

Лахта центр когда открытие: грандиозное строительство общественно-делового центра

Центр будет включать в себя огромное количество объектов: крупный медицинский центр, спортивный комплекс, детский научно-развлекательный комплекс, набережную, концертные и конеференц-залы, рестораны, офисы крупных компаний и многое другое.

Ключевой фигурой комплекса является небоскреб высотой 462 метра или 87 этажей, ставший самым северным небоскребом и самым высоким строением в Европе. Вершина станет маяком для проходящих судов, в ее шестигранную вершину вмонтированы прожекторы.

Лахта центр когда открытие: последняя информация по выполняемым работам

По последней информации пресс-центра строительства в комплексе произведен демонтаж последнего башенного крана. Все работы по строительству в настоящее время идут с опережением, ранее запланированного графика. Демонтаж должен был закончиться к полуфинальному матчу ЧМ 2018.

Руководство строительства выразило надежду, что внешний вид объекта вызовет положительные эмоции у жителей и гостей «северной столицы».

На июнь 2018 года также запланированы работы внутри здания, монтаж фасадов здания и МФЗ, работы с фасадами входной арки.

Лахта центр когда открытие: введение в эксплуатацию смотровой площадки

От исполнительного директора проекта Александра Бобкова, так же была получена информация, что смотровая площадка, расположенная на высоте 360 метров, что соответствует 83-87 этажу небоскреба станет доступна для посетителей только концу 2019 года. Обусловлено это сроками, которые будут установлены на въезд в комплекс основных арендаторов помещений.

За вход на площадку будет изыматься оплата и одновременно ее посетить смогут порядка 50 человек, а стабильно начнет функционировать в 2019-2020 году.

Так как вид с высоты птичьего полета на Санкт-Петербург открывается потрясающий, ожидается наплыв посетителей: петербуржцев и туристов, посещающих город. На смотровой площадке будут установлены специальные телескопы, оснащенные интерактивными картами, что позволит ознакомиться с достопримечательностями города. По предварительным данным посетить ее в течение года ее сможет 300-350 тыс.человек.