Заграничные паспорта и документы

Сообщение аварийные ситуации на воздушном транспорте. Авиационный транспорт. Группы причин аварий

Чрезвычайными ситуациями на авиационном транспорте называются случаи частичного или полного разрушения воздушного судна.
Они подразделяются на катастрофы, аварии и поломки.

Авиационной катастрофой называется авиационное происшествие, повлекшее за собой гибель одного или более человек, полное или частичное разрушение воздушного судна или его бесследное исчезновение.
Авиационной аварией называется авиапроисшествие без человеческих жертв, но вызвавшее значительное повреждение воздушного судна.
Авиационной поломкой называется ситуация, снижающая безопасность полета.

Человеку всегда было присуще желание летать. Древние сказания многих народов повествуют о способности перемещаться в воздушном пространстве. Греческая мифология рассказывает о Дедале, русская - о ковре-самолете. За желание и способность летать людям всегда приходилось платить поистине высокую цену. поскольку покорение воздушного пространства неизбежно связано с человеческими жертвами. В истории не сохранились точные данные о количестве людей, погибших при попытке летать с помощью искусственных крыльев, воздушных змеев, мешков с дымом. А если смельчаки и оставались живы, то на земле их ожидало судилище за “бесовское” дело. И все же 14 сентября 1783 г. в воздух поднялся первый монгольфьер (воздушный шар) с людьми на борту. Это событие дало толчок бурному развитию воздухоплавания. Однако незнание технического потенциала летающего средства, физических законов процесса полета и физиологических возможностей человека являлось причиной многих аварий и катастроф с воздушными шарами. Во время праздничных гуляний 6 июля 1819 г. в г.Париже был устроен фейерверк на борту воздушного шара, наполненного водородом. Охваченный огнем шар рухнул на город.
По мере совершенствования технических возможностей воздушных шаров увеличивались высота и дальность полетов, но одновременно росло и число жертв.
- 23 сентября 1923 г. - в небе над г.Брюсселем (Бельгия) из-за удара молнии сгорели три воздушных шара вместе с экипажами.
- 30 января 1934 г. - на высоте 22 км у советского стратостата оборвалась герметичная гондола. Погибли 3 человека.
Следующим этапом в завоевании воздушного пространства стало создание дирижаблей. В отличие от воздушных шаров они были снабжены двигателями. Дирижабли применялись для связи, снабжения труднодоступных, удаленных районов, разведки, судов, поиска подводных лодок и минных заграждений. Первую треть двадцатого столетия дирижабли полностью господствовали в небе. Одной из причин снижения их популярности, наряду с развитием авиации, явились многочисленные аварии и катастрофы.
- 21 февраля 1922 г. - американский дирижабль "Рома” при взлете задел линию электропередачи и загорелся. Из 45 человек, находившихся на борту. 34 человека погибли.
- 20 декабря 1923 г. - во время страшного урагана во Французской Сахаре бесследно исчез французский дирижабль "Диксмюде” с 50 членами экипажа на борту.
- 25 мая 1928 г. - катастрофа во льдах Северного Ледовитого океана дирижабля “Италия” конструкции У.Нобиле. После достижения Северного полюса дирижабль на обратном пути попал в туман и обледеневший, рухнул на ледовую поверхность. Из 16 членов экипажа 10 человек (один при этом погиб) в оторвавшейся гондоле остались на льду. Шесть человек в мотогондолах улетели на дирижабле и позднее погибли. Большая помощь разбившейся экспедиции была оказана советским ледоколом "Красин”.
- 4 октября 1930 г. - во Франции при низком полете над землей от электрозамыкания загорелся английский дирижабль “К-101 ”. Из 54 человек, находившихся на борту, уцелели 8 человек, из них двое позднее скончались от ожогов.

На смену дирижаблям пришли самолеты и вертолеты. Бурное развитие самолетостроения привело к многочисленным авариям и катастрофам.

Сегодня все авиационные ЧС условно объединены в три группы: при взлете , в крейсерском полете , при посадке .

Авиапроисшествия при взлете - 27 марта 1977 г. - авиакатастрофа в аэропорту г. Санта-Крус-де-Тенерифе (Канарские острова). При взлете самолет "Боинг-747” своим шасси срезал большую часть фюзеляжа другого “Боинга”, выполнявшего руление на взлетно-посадочной полосе. Немного пролетев, самолет, потеряв управление, упал в конце полосы. Из 644 пассажиров и членов экипажа двух самолетов погибли 583 человека.
- 25 мая 1979 г. - авиакатастрофа в чикагском аэропорту "0"Хэр” (США). Во время взлета пассажирского ДС-10 оборвался один из двигателей. Самолет, перевернувшись, взорвался. Погибли 270 человек, находившихся на борту, и 2 человека на земле в месте падения самолета.
- 13 января 1982 г. - авиакатастрофа в аэропорту г. Вашингтона (США). При взлете “Боинг-737” не успел набрать необходимую скорость и высоту. В нескольких сотнях метров от аэропорта он столкнулся хвостовой частью с мостом через р. Потомак и упал в воду. Погибли 79 человек на борту и 4 человека в автомобилях на мосту. В самолете остались живы 5 человек, находившиеся в хвостовой части.
- 24 января 1988 г. - самолет Як-40 произвел взлет из аэропорта г.Нижневартовска. При подъеме у воздушного судна отказали двигатели. Так и не сумев набрать высоту, он врезался в опору ЛЭП и рухнул в 1900 м от взлетно-посадочной полосы. Из 27 пассажиров и членов экипажа погибли 23 человека.
- 20 января 1995 г. - в районе п. Емельянове Красноярского края на взлете потерял управление и упал самолет Л-410. Из 16 человек, находившихся на борту, 3 погибли.
- 27 сентября 1995 г. - на Аляске (США) при взлете из-за возгорания двигателя потерпел катастрофу разведывательный самолет “Боинг-707” с системой “АВАКС” на борту. О количестве жертв не сообщалось.
-9 января 1996 г. -авиакатастрофа в аэропорту “Ндоло” г. Киншасы (Заир). При взлете потерял управление и врезался в торговые ряды овощного рынка, расположенного около аэропорта, российский грузовой самолет Ан-32. Погибло около 300 человек, сотни человек получили ожоги.
В последнее время увеличилось число аварийных ситуаций при взлете самолетов из-за их перегруженности. В 1995 г. “выкатилось” со взлетно-посадочной полосы более десятка только российских лайнеров.
Авиапроисшествия в крейсерском полете

Потеря управления воздушным судном в крейсерском полете по самым разнообразным причинам часто приводит к катастрофическим последствиям. Так, серьезную опасность для воздушных судов представляют собой стаи птиц. Из-за столкновения с ними ежегодно в мире происходит порядка 4 тыс. авиационных аварий и катастроф. Это неудивительно: известно, что при столкновении самолета, летящего со скоростью 800 км/ч, с птицей массой 2 кг, ему наносится удар величиной 3500 кгс. В 1960 г. самолет, пролетавший над предместьем г. Бостона (США), врезался в стаю скворцов. Птицы забили собой сопла реактивных двигателей авиалайнера. В этой авиакатастрофе погибли все пассажиры и члены экипажа.
"Катастрофой века” иногда называют падение самолета, пилотируемого первым космонавтом Земли Юрием Гагариным и летчиком-испытателем Владимиром Серегиным. Они разбились 27 марта 1968 г. во время тренировочного полета. По последней версии, причиной катастрофы стало отключение сознания у членов экипажа, попавшего в зону активного влияния геофизического локального резонанса (ГЛР).

В ноябре 1996 г. в небе близ г. Дели произошло столкновение грузового казахстанского Ил-76Т и Боинга-747, принадлежащего Саудовской аравии. Погибли 375 человек.
В декабре 1996 г. потерпел катастрофу самолет ВВС Ан-12, одним из пассажиров которого был командующий войсками Ленинградского военного округа генерал-полковник С. Селезнев. Трагедия случилась через 5 минут после взлета. Все пассажиры и 7 членов экипажа погибли. Причиной аварии стали перегруз самолета, сильная облачность и несогласованность действий экипажа. - Март 1974 г. - в самолете, выполнявшем рейс из г. Парижа (Франция). была неплотно закрыта дверь грузового отсека. На высоте 4 км за счет декомпрессии дверь выбросило. Произошло выпучивание пола в салоне, что повредило и вывело из строя кабели управления судном. Через несколько минут самолет упал и разбился. Все 346 человек, находившиеся на его борту, погибли.
- 25 октября 1978 г. - над г. Сан-Диего (США) одномоторный самолет “Сессна-172” врезался в правое крыло “Боинга-727”. Все 138 пассажиров и членов экипажей самолетов погибли. Падающие обломки погубили еще 13 человек на земле и вызвали пожар, уничтоживший городской квартал.

- 12 августа 1985 г. - вблизи г.Иокоте (Япония) после разрушения хвостового оперения “Боинг-747” местной авиалинии потерял управление и врезался в гору. Из 524 человек, находившихся на борту, в живых остались четверо.
- 9 мая 1993 г. - над г. Нижним Тагилом во время демонстрационного полета потерпел катастрофу спортивный самолет Як-52. Упав на город, он унес 18 жизней.
- 3 января 1994 г. - под г. Иркутском разбился самолет Ту-154, потерявший управление после возгорания двигателя. Погибли 125 человек.
- 22 марта 1994 г.- под г. Междуреченском разбился авиалайнер, выполнявший рейс “Москва-Гонконг”. Все 75 человек, находившиеся на его борту, погибли.
- 16 июня 1995 г. - вблизи населенного пункта Херпучи Хабаровского края разбился самолет Ан-2. Погибли 14 человек.
- 28 августа 1995 г. - в районе п. Истомиха Московской области во время тренировочного полета упал самолет Як-18Т. Погибли 4 человека.
- 6 декабря 1995 г. - потерял управление и рухнул с десятикилометровой высоты
самолет Ту-154, выполнявший рейс на г. Хабаровск с о. Сахалин. Погибли 97 человек, находившиеся в авиалайнере. Предполагаемая причина катастрофы - потеря устойчивости из-за неравномерного распределения топлива в топливных емкостях, расположенных в крыльях.
- Февраль 1996 г. - над Атлантическим океаном у берегов Доминиканской Республики потерпел катастрофу "Боинг-757”, на борту которого находились 189 пассажиров. Погибли все.
- 17 июля 1996 г. - через 15 мин после взлета из г. Атлантик-Сити (США) над Атлантическим океаном потерпел катастрофу "Боинг-747”. Погибли 230 человек.
Авиапроисшествия при посадке

24 июня 1975 г. - “Боинг-747” при заходе на посадку в аэропорту имени Джона Кеннеди в г. Нью-Йорке (США) попал в грозу. Сильные порывы ветра привели к вынужденной аварийной посадке до подлета к взлетно-посадочной полосе. В результате катастрофы погибли 112 человек.
- 28 декабря 1978 г. - при заходе на посадку в аэропорту г. Портленда (США) самолет ДС-8 рухнул на землю. Причина катастрофы - нехватка топлива. Из 189 пассажиров и членов экипажа 10 человек погибли, 23 пассажира были тяжело ранены.
-20 августа 1980 г. - в багажном отделении “L-101 1 Трайстар” вспыхнул пожар. Была совершена безаварийная вынужденная посадка в аэропорту г. Эр-Рияда (Саудовская Аравия). От повышения температуры заклинило двери и их не смогли открыть изнутри. Когда двери открыли снаружи, то приток свежего воздуха вызвал пожар по всему самолету. От токсичных газов и пламени погибли 300 человек.
- Ноябрь 1980 г. - при посадке в Сеульском аэропорту (Корея) загорелся самолет “Боинг-747”. Погибли 50 человек, несколько десятков человек было госпитализировано.
- Май 1988 г. - в условиях ограниченной видимости, не видя земли, экипаж самолета Л-410 начал снижение для визуального захода на посадку. Авиалайнер врезался в склон горы вблизи бурятского населенного пункта Багдарина. Находившиеся в самолете 15 пассажиров и 2 члена экипажа" погибли.
- 16 марта 1995 г. - при заходе на посадку в аэропорту п.Оссора Камчатской области упал на сопку самолет Ан-2. Погибли 9 человек.
- 25 октября 1995 г. - в уфимском аэропорту “Максимовка” недолетел до взлетно-посадочной полосы 300 м и упал на землю самолет Ан-32. В результате катастрофы погибли 13 человек.
- 12 декабря 1995 г. - разбились три российских истребителя Су-27, возвращавшиеся с международного авиасалона в Малайзии. В сложных метеоусловиях 6 российских самолетов с первого захода не смогли совершить посадку на аэродроме авиабазы Камрань (Вьетнам) для дозаправки. При развороте для захода на повторную посадку Ил-76, “ведущий”, прямиком привел 3 истребителя в склон горы. Четыре летчика погибли.
Наряду с самолетами, в авиационных ЧС оказываются и вертолеты:
- 18 января 1978 г. в аэропорту г. Ньюарка (США) из-за поломки потерпел катастрофу вертолет. Из 18 человек, находившихся на его борту, 3 человека погибли, 10 человек были тяжело ранены.
- 2 марта 1981 г.- вблизи оазиса Сива (Египет) вертолет с министром обороны Арабской Республики Египет и десятью генералами на борту попал в зону пыльной бури. Из-за плохой видимости он врезался в осветительную вышку, упал и взорвался. Все находившиеся на его борту люди погибли.
- 10 мая 1994 г. - частный вертолет зацепился за ЛЭП и рухнул на одну из самых оживленных магистралей в пригороде г. Лос-Анджелеса (США). Два человека погибли, трое были ранены.
- 30 октября 1994 г. - в Амурской области пропал вертолет Ми-2 с восемью пассажирами и 60 кг золотой руды на борту. Разбившаяся машина была обнаружена случайно только через год. Вертолет потерпел крушение из-за перегрузки. Поисковые работы затянулись в связи с тем, что пилот самопроизвольно изменил маршрут полета. Все люди, находившиеся на борту Ми-2, погибли.
-10 марта 1995 г. - в окрестностях п.Павловка Ульяновской области в условиях ограниченной видимости столкнулся с землей вертолет Ми-2. Погибли 3 человека.
- 24 сентября 1995 г. - в Карское море рухнул вертолет Ми-8 Диксонского авиапредприятия. Погибли 15 человек.
- 15 октября 1995 г.-на о. Большевик потерпел катастрофу вертолет Ми-26. Погибли 8 человек.
- 10 мая 1996 г. - в США во время военных учений столкнулись в воздухе, загорелись и рухнули на землю 2 боевых вертолета. Погибли 16 человек.

Авиационные аварии и катастрофы возможны по многим причи­нам и приводят к тяжелым последствиям. Аварии при взлете и посадке относятся к таким, где есть надежда на спасение, так как они обычно происходят, когда самолет еще на земле или невысоко над ней, а его скорость относительно небольшая. Более того, они, как правило, случа­ются в районе аэропорта, где имеются спасательные команды и необхо­димое оборудование.

В отличие от автомобиля самолет, налетая на стационарное соору­жение или какое-либо транспортное средство, обычно не останавлива­ется, а несется дальше. Поэтому пассажиры не подвергаются резким ударным воздействиям. Исключением из этого могут быть случаи, ког­да самолет сталкивается с горой. В этом случае шансы на спасение мизерны.

В других случаях при возникновении аварийной ситуации в полете экипаж может принять решение на вынужденную посадку. При ее под­готовке (схема 58) нужно немедленно освободить проходы и занять ме­ста в своих креслах, спинки которых следует привести в вертикальное положение. Кроме того, необходимо снять очки, зубные протезы, вы­нуть из внутренних карманов острые предметы (авторучки, ножи, за­жигалки), снять обувь на высоких каблуках, ослабить галстук и рас­стегнуть воротник. После этого положить на колени мягкие вещи для защиты головы и туловища, застегнуть и туго затянуть привязные рем­ни. По команде бортпроводника «Внимание посадка!» следует накло­ниться вперед, голову закрыть мягкими вещами и положить ее на руки, которыми обхватить колени. Оставаться в такой позе нужно до полной остановки самолета (рис. 23).

После остановки самолета расстегните ремни и подготовьтесь к эвакуации. Для экстренного покидания самолета пассажирами и эки­пажем используются все основные и запасные двери, а также аварий­ные выходы, расположенные, как правило, с левой и правой сторон фюзеляжа. Выходы для пассажиров, подходы к ним и средства откры­вания имеют заметную маркировку, облегчающую их обнаружение. Все надписи подсвечиваются изнутри независимо от основной систе­мы освещения. Устройство аварийных люков и их замков с рукоятка­ми сделано простым, заметным и не требующим больших усилий для вскрытия. Инструкция по их открыванию нанесена на дверях (люках). В местах расположения аварийных выходов на крыло проходы между креслами шире, чем везде, и не мешают открытию люков и вы­ходу пассажиров.

При покидании своего кресла не берите с собой багаж, взятый на борт в качестве ручной клади. Это диктуется мерами безопасности, так как вполне вероятно, что некоторые предметы в вашей сумке имеют ос­трые углы и края. Это может явиться причиной повреждения и сдувания надувного спасательного трапа, что приведет, в свою очередь, к травмам, а возможно и к гибели пассажиров, ожидающих своей очере­ди на эвакуацию.


Покидая самолет через выход с выпущенным и надутым трапом, нужно, не останавливаясь, прыгать на него, а не садиться на край, и затем съезжать вниз. Только прыжком достигается увеличение скоро­сти эвакуации (рис. 24, 25).

Старайтесь надевать пальто или куртку, сделанные из трудновозгораемых и труд­норасплавляемых материалов;

Продумайте, какую обувь следует надеть; избегайте туфель на высоких каблуках, но, если вы их надели, а при эвакуации придется воспользоваться надувным спасатель­ным трапом, то снимите их, когда будете покидать самолет;

При каждом взлете и посадке следите за тем, чтобы ремень безопасности был плотно натянут у ваших бедер;

Знайте, какую фиксированную позу вам нужно занять при аварийной посадке; следите, что происходит за бортом самолета; если все указывает на то, что авария не­избежна, займите нужную позу;

Знайте, где на самолете расположены выходы и как они открываются.

При декомпрессии, т.е. разрежении воздуха в салоне самоле­та в результате разгерметизации, последний наполняется пылью и тума­ном. Резко снижается видимость, из легких человека быстро выходит воз­дух, и его нельзя задержать. Одновременно могут возникнуть звон в ушах и боль в кишечнике. Быстрая декомпрессия обычно начинается с оглу­шительного рева (уходит воздух). В этом случае (схема 59), не дожидаясь команды, немедленно наденьте кислородную маску. Не пытайтесь ока­зать кому-либо помощь до того, как сами наденете маску, даже если это ваш ребенок: если вы не успеете помочь себе и потеряете сознание, то оба окажетесь без кислорода. Сразу же после надевания маски пристегните ремни безопасности и подготовьтесь к резкому снижению.

АВАРИИ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ Авиационные аварии и катастрофы возможны по многим причинам. К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы систем управления, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров.

АВАРИИ НА ВОЗДУШНОМ ТРАНСПОРТЕ Чем более подготовлен человек к самоспасению в условиях летных происшествий, тем они выше. Примером тому может служить катастрофа, случившаяся в 1974 году с самолетом "В 707" в самоанском аэропорту Паю. Из 102 пассажиров остались в живых только пятеро. Единственное, что здесь можно посоветовать, - это четко выполнять указания экипажа. Застегнуть ремни, причем отрегулировать их под свои габариты, чтобы они не болтались на теле и были как можно ниже, желательно почти на бедрах Положить скрещенные руки на спинку находящегося перед вами кресла, наклонить, прижать к ним голову, ноги вытянуть и упереться ими в пол или переднее кресло. При другой рекомендуемой на случай аварии позе, которая мне представляется более убедительной, следует сцепить руки локтями с рядом сидящими пассажирами, ладонями защитить голову (или, закрыв ими голову, упереть локти в спинку переднего сиденья), на колени и под живот положить сложенное одеяло, пальто, сумку с мягкими вещами, чтобы создать максимально объемный мягкий буфер, наклониться, жестко прижать подбородок к груди и упереться коленями в спинку переднего кресла! От очков, сережек, брошек, авторучек, ключей и т. п. карманной мелочи лучше избавиться, чтобы впоследствии медикам не пришлось вырезать и выковыривать их из вашего тела. Опасны шарфы, платки, галстуки, цепочки и шнурки на шее, которые, зацепившись за случайный выступ, могут задушить вас. В момент удара надо максимально напрячь все мышцы, особенно в направлении вперед и вниз, откуда, вероятнее всего, последует толчок. ! До полной остановки самолета ни в коем случае не покидайте кресло и не расстегивайте ремни. После первого удара могут последовать второй и третий, более сокрушительные.

Покидать самолет следует как через основные, так и через аварийные люки. Люки эти расположены, как правило, в каждом салоне. К сожалению, опыт аварий показывает, что пассажиры стремятся покинуть самолет тем же путем, которым в него попали. И погибают в образовавшихся у входов пробках. Для спуска с потерпевшего аварию самолета на землю предусмотрены специальные канаты с узлами и надувные трапы, представляющие собой два надутых воздухом баллона с натянутым между ними дном. Одним концом трап закрепляется в самолете, другим - упирается в землю. Пассажиры садятся (при быстрой эвакуации прыгают) на пол и съезжают по нему вниз Увидеть аварийные люки и понять, как они работают, надо до начала полета. Большинство люков открывается поворотом ручки вниз, после чего дверь оттягивается внутрь салона и сдвигается в Чтобы не повредить резиновые поверхности трапа, перед посадкой на него женщинам необходимо снять обувь на высоких каблуках. Не следует держаться руками за боковой окантованный шнур (чтобы не получить ожогов) и за держиваться внизу у трапа, мешая спуску других пассажиров. На случай посадки на воду в аварийном комплекте каждого самолета имеются коллективные и индивидуальные спассредства - спасательные плоты и спасательные жилеты. Спасжилеты хранятся в сиденье самолетных кресел, снизу.

ДЕКОМПРЕССИЯ – это разряжение воздуха в салоне самолета при нарушении его ДЕКОМПРЕССИЯ герметичности. Аварии на высоте свыше семи тысяч метров нередко сопровождаются декомпрессией. Вначале пассажиры слышат оглушительный рев, характерный для массированной утечки из салона воздуха. Окружающее пространство наполняется пылью и туманом, отчего резко падает видимость. Отдельные незакрепленные предметы и вещи могут летать по салону. Из легких очень быстро вытягивается весь находящийся там воздух, удержать который силовыми методами невозможно, как ни напрягай грудную клетку. Одновременно перегружаются барабанные перепонки, что сопровождается болью и шумом в ушах, кишечнике, где расширяются внутренние газы, вызывая резкие боли. Уже через несколько секунд человек теряет сознание от удушья. ! Единственная возможность не потерять сознание при разгерметизации самолета - это мгновенно воспользоваться кислородной маской, которая обычно хранится в спинке расположенного впереди кресла, надев ее на лицо. Именно надев, а не прижав ко рту - достаточно на малое мгновение потерять сознание, что может случиться и при кислородной подпитке, чтобы она выпала из ослабевшей руки.

До момента, пока вы не надели маску, пытаться оказывать помощь другим людям нельзя! Даже если это ваша любимая или ваш ребенок. Как ни кощунственно это прозвучит, но первая забота должна быть о своем здоровье. Что толку, если вы вначале броситесь к ним и погибнете раньше, чем сможете помочь. Вначале спасайте себя, тогда, сохраняя сознание и дееспособность, вы сможете помочь и другим. Сразу после закрепления маски застегните ремни. Первое, что сделает экипаж, - это направит потерявший герметичность самолет вниз, отчего вас может выбросить из кресла. Наиболее безопасные места в авариях, связанных с вынужденными посадками, расположены ближе к задней части фюзеляжа, но не в самом хвосте. При взрыве и развале самолета в воздухе безопасных мест, естественно, нет. Все эти места падают с одинаковой высоты и одинаковым ускорением. И тем не менее даже в такой безнадежной ситуации, как свободное падение с высоты в несколько километров, люди умудряются выживать! История авиации знает поистине удивительные случаи.

Облегченные по понятным причинам топливные баки и десятки тонн заключенной в них горючки мало! Быстро избавиться от горючей и плавящейся под воздействием огня синтетической одежды. способствуют противопожарной безопасности. Недаром каждая пятая авиационная авария сопровождается Например, женщинам от колготок. А вот верхнюю одежду из плохо горящих естественных материалов, наоборот, последующим пожаром. И именно поэтому так важно выполнять летные инструкции, категорически надеть, чтобы защититься от жара пламени. С той же целью и для защиты ног от возможных осколков надеть запрещающие провоз в самолетах легковоспламеняющихся горючих и взрывчатых веществ. обувь. Обязательно - негорючие головные уборы. Если есть - набросить сверху плед или одеяло. Воздушные противопожарные нормативы более жесткие, чем наземные. Оно и понятно - в салоне горящего Не возбраняются попытки тушения пожара с помощью бортовых противопожарных средств (о местоположении на высоте 10 тысяч метров самолета стоп кран не дернешь и в окно не выпрыгнешь. Кроме того, которых лучше узнать заранее). дополнительным провокатором возгорании здесь служит вызванное высотой разрежение атмосферы, значительно усиливающее испарение летучих жидкостей. ! Следует защитить дыхательные пути от дыма смоченными в воде, молоке, соке, моче тряпками. При сильной задымленности передвигаться лучше на четвереньках у самого пола. Если проход блокирован, ползите поверх На земле таких проблем не знают. В этой ситуации достаточно микротрещины в емкости, где хранится опущенных спинок самолетных кресел. Нельзя открывать запасные люки, если за ними виден дым и огонь. горючее вещество, или плохо притертой пробки плюс микроискры, чтобы раздался взрыв. Мне кажется, перечисленных причин хватит для изучения и соблюдения противопожарных инструкций.

После вынужденной посадки оставшимся в живых пассажирам следует исполнять указания экипажа, который обучен действиям в подобных экстремальных условиях. ! Но еще до того, не дожидаясь отдельного приглашения, надо: отбежать от совершившего аварийную! посадку самолета, чтобы не попасть под возможный взрыв, лечь на землю за какое нибудь препятствие и закрыть голову руками. И не вставать до команды экипажа. Или до тех пор, пока самолет не остынет и не испарится разлитое по земле горючее. После этого пассажиры, если не последует другая команда, должны собраться вместе, отнести на безопасное расстояние от потерпевшего аварию самолета раненых и оказать им первую медицинскую помощь (вначале людям с сильными артериальными и венозными кровотечениями и забитыми посторонними предметами дыхательными путями, потом - с переломами, ранами и др. повреждениями); отделить от основной массы людей погибших; осмотреть обломки самолета и окружающую местность с целью поиска полезных для выживания предметов; соорудить временное, защищающее от ветра и осадков убежище. Это первоочередные действия, до завершения которых прочими заниматься нецелесообразно. Это уже потом можно проанализировать место, где вы находитесь, на предмет топографических опасностей и удобства пребывания и попробовать отыскать более безопасное. ! Ни в коем случае не уходите от обломков самолета далеко, если это не вызвано реальной необходимостью. Первое, что сделают спасатели, - это пройдут по нитке маршрута пропавшего авиалайнера. Его они благодаря разбросанным, хорошо различимым с воздуха обломкам и повреждению естественного вида местности отыщут быстро, а вот вас, если вы ушли в дальние леса и разбрелись по двое, по трое во все стороны, придется еще пособирать.

Всякий поиск удобных для выживания мест должен производиться только в дневное время и только парами или тройками. Одиночное хождение недопустимо! Пока разведчики ведут поиск, все остальные должны максимально утеплиться и разжечь костер. Огонь, кроме тепла, важен как фактор моральной поддержки. Вид огня всегда успокаивает и вселяет надежду. Кроме того, костер облегчает поиск места катастрофы, так как виден с воздуха за десять и более километров! При распределении обязанностей и работ следует учитывать, что наибольшего внимания к себе требуют раненые и травмированные люди. Дети при кажущейся их незащищенности физически очень выносливы (вспомните дошколят, которые в лютый мороз с хохотом напихивают другу за шиворот снег и после этого умудряются не заболеть! Да взрослый бы на их месте умер!), но слабы духом, поэтому им нужна поддержка. Старики, напротив, слабы физически, но это с лихвой компенсируется их жизненным опытом и моральной выносливостью. Женщины - это просто таки образчик выносливости и долготерпения, но им важно участие в их судьбе сильного пола, а главное - рациональное руководство. В ситуациях, когда погиб экипаж самолета, важно, чтобы из среды растерявшихся пассажиров выделился лидер. Он должен внушать доверие всем своим видом и поведением, отдавать приказы без нотки сомнения в голосе, пусть даже не знает, что делать в следующую минуту.

Сев в самолет, НАДО: # изучить памятки, прослушать инструкции экипажа; # застегнуть ремень, подогнав его под фигуру; # при разгерметизации самолета - немедленно надеть кислородную маску, помочь это сделать соседям; # при аварийной посадке снять сережки, очки и выбросить прочие острые и бьющиеся предметы; # принять позу безопасности - голову склонить, локтями и коленями упереться в переднее кресло, под живот и грудь уложить мягкие вещи; # при давке на выходе - воспользоваться запасным выходом. НЕЛЬЗЯ: # загромождать верхние полки тяжелыми вещами; # расстегивать ремни, вставать до команды; # помогать другим до надевания кислородной маски; # поддаваться панике.

А ты знаешь как действовать Спасибо за внимание! при авиакатастрофе? автор презентации: Попкова Вера 1 «И» .

СПБ ГУЗ «Детский санаторий –Реабилитационный центр «Детские Дюны»

Конспект урока основы безопасности жизнедеятельности в 6 классе по теме « Аварийные ситуации на воздушном транспорте»

Подготовил и провел учитель

ОБЖ Парыгин В.И.

Тема «Аварийные ситуации на воздушном транспорте»

Цель: Актуализировать знания о важности соблюдения правил безопасности на воздушном транспорте, сформировать навыки поведения в случае возникновения аварийной ситуации на воздушно транспорте.

Задачи:

Образовательные: закрепить знания используемых понятий, умения по теме. Изучить правила безопасного поведения на воздушном транспорте.

Развивающие: развивать умения правильно понимать и истолковывать формулировки правил и рекомендаций по безопасному поведению на воздушном транспорте.

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение и стремление к обязательному соблюдению правил и рекомендаций по поведению на воздушно транспорте.

Тип урока: комбинированный.

Основные понятия: вертолет, самолет, аэропорт, стюардесса (стюард), пилот, взлет, посадка, инструктаж, ремень безопасности, кислородная маска, разгерметизация.

Оборудование и материалы

Мультимедийная презентация по теме: «Аварийные ситуации на воздушном транспорте»; видео – фрагменты записей об опасных ситуациях, возникающих на воздушном транспорте; учебник «Основы безопасности жизнедеятельности»; рабочая тетрадь;

Формы работы на уроке: работа с доской, работа с книгой.

План урока:

    Организационный момент.

    Проверка домашнего задания, степени усвоения материала.

    Объяснение нового материала.

    Первичная проверка и закрепление знаний.

    Физкультминутка.

    Проверочный этап (игра)

    Подведение итогов урока.

На доске посередине – число, тема урока: «Аварийные ситуации на воздушном транспорте».

Ход урока:

Организационный момент.

Речевая зарядка: показ слайдов и работа со словарем по теме «Транспорт, виды транспорта», «Водный транспорт» (1-4 слайд).

Вводное слово учителя:

Есть еще один вид транспорта, который мы с вами не изучали – воздушный транспорт. Какой вы знаете воздушный транспорт (Самолет , Вертолет) (Слайд 5, 6).

Сегодня тема нашего урока (пишу на доске) «Аварийные ситуации на воздушном транспорте».

Запишите число, тему урока.

Место, где стоят самолеты, вертолеты называется аэродром , а место, куда приходят пассажиры, для того, чтоб сесть в самолет и улететь называется аэропорт .

В аэропорт вы приходите вместе со взрослыми, предъявляете билет (вопрос детям: что еще?) паспорт, сдаете тяжелые сумки в багаж и проходите через контроль в самолет. На борту вас встречает (кто) стюардесса (стюард), которая показывает вам ваше место, и вы ждете команды (кого) пилота для (чего) взлета. Когда самолет поднимается в небо - это называется взлет , а когда садится на землю-это посадка . Стюардесса проводит инструктаж. Во время взлета вам предлагают соки, воду, завтрак, обед. На борту самолета вы можете поесть, поспать, почитать, посмотреть фильм, воспользоваться туалетом. Запрещено курить, громко разговаривать, смеяться, вы будете мешать другим пассажирам. Аварии самолетов чаще всего случаются в момент взлета или посадки. Поэтому все здания, стадионы, дачи, построенные вблизи аэропортов находятся в зоне риска.

Любому пассажиру необходимо знать основные правила безопасности, как на земле, так и на борту авиалайнера. (Просмотр видео с комментариями учителя).

Одна и опасных ситуаций в воздухе – разгерметизация салона, то есть нарушение его непроницаемости для газов. (Просмотр видео с комментариями учителя).

Давайте отдохнем и проведем физкультминутку (упражнения для глаз).

А сейчас мы рассмотрим ситуацию, когда на борту самолета возник пожар (просмотр видео с комментариями учителя).

Давайте откроем учебник на странице 73 и запишем в тетрадь правила поведения при пожаре в самолете.

Закрепление нового материала.

Давайте поиграем!

На столе лежат карточки с заданиями, каждый из вас выберет карточку и выполнит задание, которое там написано.

Задания:

1.Изобразите работу стюарда на борту авиалайнера (зачем нужен инструктаж);

2.Разгерметизация в салоне, покажите, как правильно надевать кислородную маску;

3.Аварийная посадка самолета, пристегните ремень безопасности (подложите подушку);

4.Подставить картинки к словам на доске;

5.Повтори правила поведения при пожаре в самолете.

Подведение итогов урока.

Рефлексия:

На уроке я узнал (а), что….

Урок мне понравился (не понравился), потому что….

Сообщение оценок и домашнего задания.

Авиационное происшествие -- событие, связанное с эксплуатацией воздушного судна, происшедшее в период нахождения на его борту пассажиров или членов экипажа, повлекшее за собой повреждение или разрушение воздушного судна и вызвавшее травмы людей или не причинившее телесных повреждений.

Авиационные происшествия подразделяют на летные и наземные. Под летным происшествием понимают событие, связанное с выполнением экипажем полетного задания и повлекшее за собой последствия различной степени тяжести для находившихся на борту воздушного судна людей (травмирование или гибель) или самого воздушного судна (повреждение или разрушение).

Наземным происшествием считается авиационное происшествие, имевшее место до или после полета.

В зависимости от последствий для пассажиров, экипажа и воздушного судна летные и наземные авиационные происшествия подразделяют на поломки, аварии и катастрофы.

Поломка -- авиационное происшествие, за которым не последовала гибель членов экипажа и пассажиров, приведшее к повреждению воздушного судна, ремонт которого возможен и экономически целесообразен.

Авария -- авиационное происшествие, не повлекшее за собой гибель членов экипажа и пассажиров, однако приведшее к полному разрушению или тяжелому повреждению воздушного судна, в результате которого восстановление его технически невозможно и экономически нецелесообразно.

Катастрофа -- авиационное происшествие, которое повлекло за собой гибель членов экипажа или пассажиров при разрушении или повреждении воздушного судна, а также смерть людей от полученных ранений, наступившую в течение 30 сут. с момента происшествия.

Мировая статистика свидетельствует, что почти 50% авиакатастроф происходят на летном поле.

В остальных случаях катастрофы происходят в воздухе на различных высотах, и терпящее бедствие воздушное судно является причиной гибели не только пассажиров и экипажа, но и людей на земле.

К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы систем управления, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров. На сегодня, пожалуй, наиболее опасной и часто встречающейся трагедией на борту самолета являются пожар и взрыв.

Спасательные и аварийные работы можно разделить на два вида: первые - проводимые членами экипажа, вторые - организуемые наземными службами. Экипажу для принятия мер, как правило, не хватает времени. Все происходит крайне быстротечно. Экипаж подает сигнал бедствия и приземляется в ближайшем аэропорту. Перед самой посадкой открываются все входные двери и люки, освобождаются проходы к ним. Как только самолет остановился, организуется немедленная эвакуация людей на безопасное расстояние.

Катастрофы в гражданской авиации, кажущиеся очень частыми и драматичными по сравнению с другими транспортными происшествиями, характеризуются более скромными средними показателями санитарных потерь. Вместе с тем в авиационных катастрофах часто имеет место почти 100%-ная гибель экипажа и пассажиров, исключения здесь редки. Обычно размеры санитарных потерь в этих случаях могут достигать 80-90% от общего числа людей, находящихся на воздушном судне.

Каждый год в среднем происходит до 60 авиакатастроф, из которых в 35 гибнут все пассажиры и экипаж. У оставшихся в живых в 40-90% могут быть механические травмы; комбинированные и сочетанные поражения встречаются в 10 и 20% соответственно, в 40-60% возможны черепно-мозговые травмы, у 10% пострадавших развивается шок. Повреждения тяжелой степени может иметь почти половина пассажиров и членов экипажа воздушного судна.

Исходя из приведенных сведений, можно считать, что задача оказания медицинской помощи массовому числу пострадавших в авиационных катастрофах не будет типичной. Наиболее часто она будет возникать в случаях наземных происшествий или после вынужденной посадки воздушного судна.

Пострадавшим немедленно оказывается первая медицинская помощь. Всеми работами руководит командир корабля. Его распоряжения обязательны как для экипажа, так и для всех пассажиров.