Заграничные паспорта и документы

Путешествие по сахалину и курилам. Самые интересные достопримечательности Сахалина. Путешествие Антона Чехова на остров Сахалин. По острову: дороги, автобусы, поезда, самолеты

Зеленоград - Южно-Сахалинск на автомобиле.

Предисловие.
Потому что без предисловия будет не понятно, «а нафига» нам это приключение понадобилось.


А поехали жить на Сахалин? Там зарплаты большие… - сказал мне муж, одним хмурым сентябрьским вечером (или солнечным сентябрьским утром, как он сам утверждает).
- А поехали! - у меня была хандра, и хотелось каких-то перемен. В общем, не важно когда, важно то, что на этой фразе моя спокойная и размеренная жизнь в Зеленограде закончилась.
Муж как раз вернулся из командировки в Японию, где ему удалось искупаться в Тихом океане, да и в целом очень всё понравилось. Почему позвал не в Японию, а на Сахалин - это почти то же самое, только в России. А у самураев с собаками гулять негде.
Плюс на Сахалине хорошие перспективы заработка для инженера по автоматизации, ибо добыча газа. А зарплаты там в нефтегазовой отрасли гораздо выше чем в Москве, при затратах времени на дорогу от работы до дома в 3-4 раза ниже, чем в столице. Москва - Зеленоград утром и вечером часа 3 по пробкам… Поскольку нас в Москве особенно ничего не держало, решили попробовать переехать.

Ты сначала резюме разошли, пригласят тебя куда-нибудь или нет, потом разговаривать будем, - пыталась я сдать назад и соскочить с темы. 30 лет конечно не 60, но уже боязно вот так срываться с места и начинать всё с 0. Тем более что у меня появились новые друзья, интересная работа - хобби, уезжать как-то сразу расхотелось.
И вот начался трёхмесячный штурм сахалинских компаний на предмет поработать, меня - на предмет: «Смотри какие красивые фотографии, какие интересные рассказы об острове!». Я вспомнила, что на Сахалине есть борзые и борзятники, которых тут же разыскала в сети и познакомилась. Меня всячески стали убеждать переехать. Главное, на острове тоже есть лошади и конюшни. «Мы тебе там лошадь купим, если захочешь!» - всячески соблазнял муж. А ещё море «рыбо, крабо, креведко», горы и горнолыжный курорт, охота, и много места, где можно гулять с собаками. Да и собак не слишком дорого везти самолётом, думалось на первый взгляд.
Но глубокая проработка вопроса и общение с авиакомпаниями показали, что мы немного заблуждались. Собаки у нас не тяжёлые, но высокие. Кто не знает, это 4 русские псовые борзые. Аристократ уже 85 см в холке, не помещается ни в одну из предлагаемых к продаже клеток. А если сделать на заказ деревянный ящик, то его вес и габариты проходят только по категории «груз», а не «собака с сопровождением». В общем, ценник нам выставили 90 тыс. рублей за одного Аристократа, без стоимости клетки… Вариант с самолётом отпал, поскольку компания - работодатель не пойдёт на такие расходы по нашему переезду.
- Поехали на машине?
- Это 9 тыс км, две недели времени - это опасно, тяжело, трудно и просто это «дофига»! Мы переругаемся!
- Зато всю страну посмотрим! Ты же хотела путешествие через всю страну как-нибудь?
- Хотела, но на месяц минимум, за заездом в города и на БРДМ - 2, до Магадана.
Сахалин это остров (вдруг, кто не знает). Только своим ходом туда не попасть. Из п. Ванино, в Хабаровском крае ходит паром в п. Холмск, на острове. Время плаванья составляет от 14 часов… Переговоры с паромом обнадёжили:
- Не вы у нас первые, не вы последние с собаками. Собаки будут с вами в каюте, прогулять их можно будет на палубе. У нас часто на выставки так ездят с острова на материк.
Итак, было принято решение ехать на машине. Но на какой? На Сахалине дороги плохие. Если куда-то выехать, там дорог нет совсем. Зимой снега наметает по пояс, его плохо чистят, не как в Москве. Нужно что-то полноприводное. Желательно японское и вместительное, ибо 4 собаки весьма крупной породы. Выбор пал на Тойоту Секвойя, потому что это рамный полноприводный японский внедорожник, самый большой у Тойоты. Да и вообще это была моя давняя мечта. Короткое совещание с друзьями автолюбителями, и я две недели мотаюсь по Москве и области, в поисках машины своей мечты, делаю диагностику подвески всем выставленным на продажу автомобилям и учусь разбираться в их болячках. Здесь хотелось бы сказать большое спасибо друзьям за поддержку и советы, в таком новом и непростом для меня деле! Без вас, я бы не справилась.
Моя машина была уже практически продана, новая практически выбрана, но в последний момент мы всё же решили не менять свою 6-ти летнюю комфортабельную шоссейку на 14-ти летнюю японку. Решено - едем на нашей! А на острове уже решим менять её или нет.
А она на меня обиделась, за то, что я собиралась её продать. Сначала у неё вытек антифриз, через сгнившие трубки заднего контура отопителя (привет московским коммунальным службам с их реагентами на дорогах). Потом накрылась турбина. Затем вторая форсунка. Плюс ещё небольшая авария с заменой переднего бампера и фары, замена всех рабочих жидкостей, тормозных колодок. Машинка у меня теперь золотая! Уж больно много она к себе внимания потребовала перед дорогой. Но и отработала это внимание на отлично!
Жильё семье из двух человек и 4 -х собак было тоже не просто снять. Через полтора месяца мужем был найден подходящий вариант и получено согласие на проживание животных.
Начали готовиться к переезду. Даниил - морально и материально поддерживая меня на расстоянии, я - практически. Расставаться с квартирой, в которой прожил 15 лет и завалил её хламом - очень сложно. С этим мне помогала мама, которая специально прилетела в гости из Казахстана. Без неё, я бы, наверное, не собралась. Ну и в программу сборов нужно было вписать посещение Красной площади и Театра.
Час Х наступал. Муж взял отпуск и приехал за нами. Ещё 2.5 дня ушло на освобождение квартиры от хлама и сборов в дорогу. Держава нас порадовала тем, что накануне отъезда съела целый тюбик металлический Мази Вишневского оставшегося без присмотра. Рентген показал, что ехать всё-таки можно, ввиду отсутствия крупных кусков.
Небольшое отступление. Мы с мужем считаем себя бывалыми автопутешественниками. Раз 5 или 6 мотались Москва - Усть-Каменогорск к родителям на машине. Это туда и обратно 8-9 тыс км (смотря ехать через Новосибирск или нет). Поэтому, что такое дальняя, очень дальняя дорога, мы себе представляли. Но вот есть ли жизнь за Новосибирском, нет ли жизни за Новосибирском?...

– самостоятельно или в составе туристической группы – поездка для тех, кому становится скучно в тепле и домашнем уюте. Домоседам здесь делать нечего, поскольку высокая влажность летом и сильные зимние вьюги, отсутствие комфорта и утомительные переезды могут испортить все впечатление о здешних красотах.

Как добраться до Сахалина

Цена на билет на сильно «кусается». Если грамотно отслеживать сайты авиакомпаний, то можно купить билет – всего за двенадцать тысяч. Но в сезон отпусков надеяться на такое чудо не стоит. Здесь средняя цена перелета будет составлять пятьдесят тысяч.

Второй вариант – поездка на поезде, но это очень долго. Точка прибытия – город Ванино, далее паромом.

Нюансы паромной переправы: что нужно знать?

Поскольку многие туристы попадают на остров на пароме, то важно знать, как правильно организовать переезд.

  • Заказывать и места для пассажиров, и парковочное место для машины нужно как минимум за месяц до предполагаемого времени своего приезда. Если этого не сделать, то перелет может оказаться напрасным. Сахалин так и останется мечтой.
  • Периодически нужно звонить в организацию «Дальтранссервис» и уточнять сведения о произошедших изменениях, поскольку точного расписания работы паромной переправы нет.
  • Перед приездом к парому надо обязательно звонить в кассу Ванино и подтверждать свой приезд. В противном случае забронированное место могут просто отдать другим путешественникам. Предоплата не принимается.
  • Во время поездки предлагается бесплатный обед (только один раз). Есть возможность принять душ (платно).
  • По приезду в Ванино нужно обязательно оформить пропуск.
  • Все, что потребуется во время переправы, нужно брать с собой. Спуститься в трюм к машине не позволят.
  • При входе на паром пассажиров осматривают и отбирают все спиртное.
  • Самые удобные каюты (но и более дорогие) находятся на верхней палубе.
  • В летнее время продолжительность паромной переправы двенадцать – четырнадцать часов. Зимой время поездки - от шестнадцати часов и больше.

Чем можно заняться на Сахалине?

Сахалин особенно привлекает заядлых рыболовов. Принимая во внимание здешние климатические условия, с этой целью на остров нужно отправляться в августе-сентябре. Если покупать билеты на этот период заранее – примерно за полгода, то можно значительно сэкономить.

Организованные туры от агентств будут стоить очень дорого, поэтому есть смысл организовать все своими силами. Даже готовая путевка «включает» только услуги проводника. Все остальное – лагерь, продукты, рыболовные снасти, стоимость пути – за свой счет.

Лето – отличное время, чтобы совершить пешее восхождение на гору Вайда или прогуляться по горному хребту Жданко. Интересным будет и местный дайвинг. Летние месяцы на Сахалине – время морского каякинга.

Сахалинская зима – это лыжи и, конечно, рыбалка.

Сначала много буковок (кому-то могут быть полезны), но потом фотки)))

По роду деятельности частенько бываю на острове. Нравится мне он… Климатом, природой, доступностью (и НЕдоступностью) многих красивейших уголков, приветливым народом. Много чем.
После очередной командировки и рассказов о сопутствующих работе похождениях (в основном, рыбалках) жена возьми да и скажи: «А поехали в отпуск на Сахалин на машине?!» Ну и… Поехали!

Волею звезд дата нашего планируемого отъезда совпала с пиком наплыва официальных и не очень работников путины (не путать ударение!), их даже вояки помогали развозить. Хорошо, что изначально допускался разбег по датам. День ИКС пришлось отложить на неделю. Когда же я очередной раз позвонил в транспортное агентство, меня ждал еще один «сюрприз» – ближайшая возможная дата еще на неделю позже планируемой. И дальше лучшего описания, чем опробованный на собственном опыте алгоритм действий по прохождению этого захватывающего квеста, не придумаешь. Хотя, скорее всего, кто не раз уже осуществил такой переезд, имеет свое видение, как и что лучше делать. Надеюсь, для «перворазников» будет интересно и полезно узнать, что:

1. Планирование поездки (и все пункты со 2 по 6) осуществлять не позднее двух недель до даты выезда.
2. Позвонить в агентство «Дальтранссервис» и узнать ближайшую дату, на которую можно подать заявку на паром.
3. Составить заявку в свободной форме с указанием дат отбытия ТУДА и ОБРАТНО, марки и госномера авто, паспортных данных с регистрацией сопровождающих лиц и контактных телефонов.
4. Оправить заявку по факсу или по эл. почте (лучше по факсу, т.к. почту проверяют не сразу) и убедиться, что все приняли и поняли.
5. На следующий день (а может и через два… узнать можно лишь регулярными звонками) заявку обработают и поставят в планирование парома. Тогда же только можно узнать ДАТУ (!!!) и во сколько рублей денег это мероприятие вылилось. БЫТЬ ГОТОВЫМ к тому, что запланируют на день раньше, чем указано в заявке. Бронируется место под авто и пассажирские места для сопровождающих в 4-местных каютах.
6. Если есть желание попасть в 2-местную, позвонить в пассажирскую кассу пароходства и рассказать им историю, что «Дальтранссервис» поставил в бронь авто и сколько-то людей на такое-то число. Объяснить, что хочется в 2-местную каюту. Обещать они ничего не смогут, но нужно попросить записать фамилии в «списки желающих».
7. Перед выездом позвонить в «Дальтранссервис» и узнать, на какое время планируется паром. Запасшись терпением и спокойными нервами, время узнать можно…
8. Поездку спланировать таким образом, чтобы подъехать минимум часа за 4 до парома.
9. ПЕРЕД самым выездом позвонить в «Дальтранссервис» и сказать что выезжаем (назвать фамилии и номер авто). Также позвонить в пассажирскую кассу и тоже подтвердить выезд (напомнить про желание попасть в 2-местную каюту).
10.Даже если этого не сказали делать, ПОЗВОНИТЬ в «Дальтранссервис» с поворота Лидога-Ванино и подтвердить поездку.
11.По приезду в Ванино… Да-да-да… Позвонить в «Дальтранссервис» и узнать, когда можно заехать на территорию порта.
12.Добраться до офиса «Дальтранссервис» в порту, заплатить деньги и оформить проездные документы (Это отдельная ветка квеста… Пояснения диспетчера по телефону, как добраться до офиса могут привести совсем в другой угол порта, поэтому лучше следовать по чекпойнтам на карте).
13.Немного подождать на стоянке около офиса и получить на руки документ. КОНОСАМЕНТ. Именно он дает право заехать и зайти на борт парома. Только теперь можно спокойно выдохнуть.
14.Заехать на паром. Со времени заезда и до выезда авто находится вне доступа. Позаботиться о вещах срочной необходимости на период до суток.
15.Пройти по пирсу до проходной и при проверке документов спросить про каюты. Если выполнены все пункты выше – фамилия присутствует у проводников на верхней палубе (именно там расположены 2-местные каюты) и там скажут номер.
16.После отхода парома доплатить разницу цены.

ВСЕ!!! Квест пройден!

Говоря сразу о дороге назад отмечу, что в Холмске информационное обеспечение о пароме организовано лучше. Диспетчеры «Дальтранссервиса» более приветливы, отвечают на вопросы без интонаций, что ты и так уже все должен знать.

Ну а дальше – свобода!
Благодаря наличию машины в доступности от получаса до 3-х часов езды находятся места, в которые приезжаешь и… отдыхаешь душой и телом. Не знаю, как это описать, но иногда наступает ощущение нереальности происходящего (особенно чувствовалось на перевалах, где с одной стороны виден залив, с другой океан, а перед тобой полянка, на которой рядом растут брусника, ягель, кедровый стланик, лопух и бамбук).

Особых задач мы перед собой не ставили, хотелось побывать в максимуме красивых и интересных мест, в которые может доставить наш авто. Для себя хотелось попробовать словить сильного лосося на лайтовый спиннинг и на нахлыст (что и было осуществлено).

А рассказывать можно долго. Лучше покажу немного фото.

P.S. справочно, вдруг кому поможет в планировании:

Посещено: мыс Евстафия, мыс Великан, мыс Трудный, водопад Клоковский, водопад Айхор, гора Быкова, гора Лягушка, Чертов мост и куча разных бухт, озер и Бог его знает чего еще…
Пройдено 3800 км пути. Средний («по больнице», с учетом трасс, города, перевалов и бездорожья) расход бензина составил 13 л/100 км.
Стоимость АИ-95 на острове – 41 р. 20 коп.
Стоимость перевозки авто и 2-х сопровождающих на пароме – 19800 р. в одну сторону плюс доплата за размещение в 2-местной каюте – 1600 р. за двоих. Цена перевозки авто зависит от его занимаемой площади.
Стоимость съемной квартиры в центре города – от 1500 р./сутки за однокомнатную и от 2500 р./сутки за двушку.

мыс Евстафия, чушки были когда-то на свиноферме, но как она перестала фунциклировать, сбежали и слегка одичали. их пробовали ловить и на шашлык - говорят, невкусные, потому что жрут в основном водоросли... теперь бегают по всей округе, внезапно появляясь из кустов.

перешеек на мысе. в бухте слева все кому не лень собирают чилима, ежей, и ловят камбалу.
справа уже море. лосось, окунь, краб.


по дороге на мыс вполне себе живописные ветряки))

на горе Быкова. обещалась солнечная погода с видами "вон туда и туда и еще вот туда", однако на гору села туча и фотосессия была в стиле "жена ссыльного декабриста"


водопад Клоковский. 3 часа пути от Южного по асфальту вдоль побережья и меж гор.
большой, шумный, настоящий))

хребет Жданко. одно из многих мест по дороге, на которых невольно останавливаешь машину и "залипаешь" на вид.

бухта Тихая. наверное, самое большое (может быть, единственное) разочарование поездки.
мы ее прозвали бухта Затхлая. хотели тут остаться на ночь, а то и на две. уехали через час. может, просто не повезло с чистой водой и контингентом окружающих отдыхающих... хотя по отзывам народа, многие в восторге.

В конце июля пятеро отважных путешественников,не испугавшихся трудностей длительного перелёта, медведей и суровых погодных условий,прибыли на Сахалин для пешего двухнедельного похода по острову.Наш поход был разбит на три части:поход на мыс Великан;поход по старой разобранной железной дороге Южно-Сахалинск Холмск и поход в бухту Тихая к подножью хребта Жданко.

Часть 1

г.Южно-Сахалинск-г.Корсаков-пос.Озёрский-о з.Вавайское-мыс Великан-пос.Охотское-г.Южно-Сахалинск

Данная поездка начала разрабатываться нами еще более года назад и вот в ноябре 2012года у авиакомпании Аэрофлот случилась распродажа билетов на данное направление,по данной распродаже были приобретены билеты на беспересадочный рейс Аэрофлота в Южно-Сахалинск и обратно,всего за 11300руб в обе стороны.Главной целью данной поездки было фотодокументирование и проход по старой Японской железной дороге от Южно-Сахалинска в Холмск,через множество тоннелей и галерей.С каждым годом линия всё больше зарастает растительностью,разворовываются рельсы,мосты,появляются обвалы в тоннелях,возможно через несколько лет данный маршрут будет вообще непроходим.

Южный из окна самолёта

Прибыв в Южный мы первым делом озадачились покупкой газа для горелок,ещё в Москве я подготовил адреса спортивных и туристических магазинов куда следовало зайти за газом,но зайдя в первый туристический магазин нам объяснили,что газ продаётся в супермаркетах и мы пришли совсем не по адресу((((. После этого мы зашли в супермаркет купили два баллона газа,хлеба,газированной воды и были готовы выдвигаться на маршрут.......

Погода была солнечная и теплая мы решили не ждать вечерний дизель на Новодеревенскую,а ехать сразу в Корсаков (благо автобусы ходят туда каждые 30 минут). Далее Корсакова до озера Вавайское можно добраться на автобусе на Новиково (ходит раз в день и не каждый день),в этот день он уже уехал,нам оставалось доехать бусом до пос.Озерский,а далее стопить попутки или топать пешком.

Залив Анива

Посёлок Озёрский

Посёлок Озёрский представляет собой две улицы параллельно морю,есть многоквартирные 4-5 этажные дома,далее в сторону посёлка Новиково идёт пыльный грейдер,попутных машин почти не было,на встречу шел достаточно большой поток машин в основном джипов. Дорога идёт непосредственно вдоль залива Анива,вода теплая.Мы не стали ждать удачи в поисках попутной машины,а сразу пошли по дороге,уж очень хотелось уйти дальше от населёнки в уединённое место.Пройдя несколько километров по берегу сворачиваем с основной дороги влево и встаём лагерем на берегу реки Аракуль,пресная вода в реке,дрова рядом в лесу. Утром продолжаем идти по дороге,лишь последние несколько километров подъезжаем на микроавтобусе до озера.

Озеро Большое Вавайское

Озеро Большое Вавайское служит местом отдыха,вода теплая,берег песок,по берегам растет пихта,кедровый стланник.В рабочий день отдыхающих мало,ребята которые нас подвезли до озера очень удивились,что мы без машины.Когда узнали,что мы с материка провели целую фотосессию с нами и со своими женами....
Ночевка на берегу озера,дрова рядом в лесу,вода в озере,на следующий день нам предстоит переход более 20 километров по грейдеру до мыса Великан.

Дорога на Великан

Утром идем по хорошо укатанному грейдеру на север в сторону Свободного,затем правый поворот на грунтовку которая поднимается на Тонино-Анивский хребет,машин нет,погода тёплая,в нескольких местах с хребта открывается замечательный вид на солёное озеро Тунайча. Встретили корейцев на кроссовых мотоциклах,ездили на Великан,сопровождающие и переводчик,стояли на развилке дорог.Питьевая вода появляется только после начала спуска с хребта к морю.

Озеро Тунайча,вид со Тонино-Анивского хребта

После спуска с хребта погода портится,с моря дует ледяной ветер,идёт морось,на море небольшой шторм.Оставив девушек и вещи в небольшой бухте у мыса Птичий,идём с Юрой на разведку к мысу Великан.По берегу не пройти (прилив),прошли по дороге которая идёт сверху,на дороге медвежий навоз,дошли до мыса,есть хорошая стоянка в ложбинке двора,вода рядом,ветра почти нет.Вернулись за вещами и девушками,уже темнеет.....,весь следующий день гуляли по окрестностям и отдыхали.Южнее мыса Великан находится рыбачий стан,иногда ездят грузовики.

Непогода у мыса Птичий

Утром погода улучшилась,в отлив можно пройти по берегу до мыса Птичий,приехало несколько машин к мысу Птичий жарят шашлыки.Во второй половине дня погода портится, опять дует ветер и идёт изморось.Вечером сходили к рыбакам спросили не пойдёт ли грузовик,рыбаки ничем не обнадёжили,значит опять пойдём через хребет пешком.

Штормит

Утром позавтракав выдвинулись в обратный путь,у мыса Птичий вообще безлюдно,дует ветер,попутных машин нет.На встречу попались два микроавтобуса и джип,уже после спуска с хребта встречаем трёх женщин на велосипедах,они из Санкт-Петербурга катают уже четвертый раз по Сахалину.Далее идём по скучной грунтовке в сторону Свободного,стопим проходящие машины,поймался джип загрузили девушек и все рюкзаки,сами с Юрой потопали пешком до Свободного,дело пошло быстрее.Прошли 12 км чуть более чем за 2 часа.Девушки разведали место ночевки,ночевка на озере Айруп,вода теплая,дрова в лесу.

Озеро Айруп

Весь следующий день мы добирались до Южного.Сначала пешком по берегу Охотского моря,затем опять поймали машину и отправили девушек с рюкзаками в Охотское,а сами продолжали идти пешком.Дорога пыльная,машин очень мало,по дороге попался карьер ездят грузовики,сильно пылят,стопом никого не берут.Из Охотского в Южный автобус ходит три раза в день,девушки могли бы успеть на дневной,а с нами только на вечерний.По дороге нам попался рыбацкий стан,на берегу небольшой маяк.Охотское небольшой посёлок,есть магазин,база отдыха,много рыбаков на берегу,на остановке продают больших крабов 2000руб штука.

Необычные ландшафты, уникальные геологические памятники, термальные источники и интереснейшие музеи - все это можно увидеть и посетить на Сахалине! Достопримечательности острова манят к себе не только российских туристов, но и путешественников из других стран (в первую очередь, из Японии и Китая). О самых интересных туристических объектах Сахалина мы расскажем в нашей статье. Желаем приятного чтения!

Достопримечательности Сахалина и общее описание острова

Сахалин (японское название - Карафуто) - крупный остров у восточных берегов материковой Азии. От континента он отделен Татарским проливом, а от соседнего острова Хоккайдо - проливом Лаперуза. Административно остров является частью Сахалинской области, в состав которой входит также цепочка слабозаселенных Курильских островов. Общая площадь Сахалина - 76,6 тыс. кв. км. Крупнейший город - Южно-Сахалинск (190 тысяч жителей).

Остров Сахалин - один из самых необычных регионов в России. Он заметно выделяется своей уникальной природой, а удаленность от «большой земли» придает ему еще большего колорита и загадочности. Местные жители уже давно привыкли и к здешним удивительным пейзажам, и к муссонному климату, и к регулярным подземным толчкам. А вот жителям других регионов и стран все это - в диковинку.

К главным природным достопримечательностям Сахалина можно отнести горячие источники, многочисленные озера, реликтовые тисовые рощи, необычные скалы, созданные лавовыми наслоениями. В крупных городах есть ряд музеев с очень интересными тематическими экспозициями. А еще на Сахалине сохранилась уникальная и рабочая узкоколейная ветка железной дороги, аналогов которой нет во всем мире!

Мы составили для вас список из десяти самых интересных достопримечательностей Сахалина (некоторые из них мы детальнее опишем далее):

  • музей истории Сахалинской железной дороги;
  • остров Монерон;
  • Холмский перевал;
  • бухта Тихая;
  • скалы «Три брата»;
  • маяк на мысе Жонкиер;
  • памятник «Погибшим рыбакам» в Невельске;
  • краеведческий музей в Южно-Сахалинске;
  • Чертов мост в Холмске;
  • Природный заповедник «Поронайский».

Остров Монерон

В акватории Татарского пролива, в 50 км от берега Сахалина, находится остров Монерон. Его площадь составляет всего 30 квадратных километров. Но на этой небольшой территории «уместились» две речки, цепь холмов и базальтовых скал, а также с десяток водопадов. Однако главная изюминка острова - лежбища пятнистых тюленей, сивучей и прочих млекопитающих.

Тихая бухта

В заливе Терпения, в пределах Макаровского района острова, есть чрезвычайно уютное и живописное место - бухта Тихая. С трех сторон ее защищают отроги красивейшего горного хребта Жданко. Тихой эту бухту прозвал известный мореплаватель Иван Крузенштерн. В этом красивом месте можно отлично расслабиться и половить рыбу. Идеальную тишину и покой в бухте изредка нарушают лишь чайки, которые с удовольствием проводят время на близлежащих скалах и островках.

Скалы «Три брата»

Эта группа из трех остроконечных скал выступает из морской воды близ Александровска-Сахалинского. Кстати, их же силуэты изображены на гербе этого города. Скалы «Три брата» уже давно стали одним из символов всей Сахалинской области. Вместе с маяком на соседнем мысе Жонкиер они составляют единый туристический комплекс. Особенно эффектно скалы выглядят на закате.

А.П. Чехов и Сахалин

Историко-литературный музей имени Чехова, расположенный в Александровске-Сахалинском, подробно рассказывает о сахалинской каторге, а также о пребывании на острове известного русского писателя. В 1890 году Чехов отправился в длительное путешествие на Восток. Главной целью экспедиции было посещение Сахалина. На острове он проводил перепись населения, пообщался со многими каторжанами, в том числе политическими.

Неким итогом чеховского путешествия на восток стала книга с незатейливым названием «Остров Сахалин». Правда, читать ее довольно скучно, ведь, кроме личных путевых впечатлений писателя, она насыщена детальными статистическими данными.