Заграничные паспорта и документы

Классификация и основные требования к индивидуальным спасательным средствам. Спасательные шлюпки Судовые спасательные средства

Спасательными средствами называется комплекс устройств, механизмов и конструкций, необходимых для тренировок и для спасения экипажа и пассажиров в случае гибели судна.

Требования, определяющие судовые спасательные устройства указаны в следующих документах:

Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г. (СОЛАС-74), глава III "Спасательные средства и устройства";

Международный кодекс по спасательным средствам (Кодекс LSA);

Правила по оборудованию морских судов Российского морского регистра судоходства, часть II "Спасательные средства".

Предлагаемая классификация делит спасательные средства на индивидуальные, коллективные и вспомогательные.

Рисунок 5. Классификация судовых спасательных средств

Индивидуальные спасательные средства

Индивидуальные спасательные средства - это средства, рассчитанные на использование одним человеком. В эту группу входят как персональные (спасательные жилеты и гидрокостюмы), так и средства, которые могут быть использованы любым человеком по мере необходимости (спасательные круги, защитные костюмы и теплозащитные средства).

Спасательные круги

Спасательный круг – это плавучий круг эллиптической формы в сечении с прикрепленным к нему в четырех точках спасательным леером.

Спасательные круги не могут быть надувными или изготовленными из тростника, пробковой стружки или любого крошеного материала. Обычно круги изготавливаются из вспененного полистирола, пеноприта или другого синтетического вспененного материала, не впитывающего воду.

Спасательный круг должен:

Иметь наружный диаметр не более 800 мм и внутренний не менее 400 мм;

Иметь спасательный леер, проходящий по наружному периметру круга и закрепленный в четырех равноудаленных друг от друга местах, образуя четыре одинаковых петли;

иметь нашитые полосы из световозвращающего материала;

Иметь массу не менее 2,5 кг.

Не менее одного круга с каждого борта должны иметь спасательные лини длиной не менее 30 м.

Рисунок 6. Спасательный круг с самозажигающимся огнем

50% спасательных кругов, но не менее шести, должны быть снабжены самозажигающимися огнями с источником электроэнергии, обеспечивающим горение не менее 2 часов.

Огонь белого цвета должен гореть непрерывно или быть проблесковым с частотой не более 70 проблесков в минуту.

Не менее двух кругов, из числа оборудованных самозажигающимися огнями, должны быть снабжены автоматически действующими дымовыми шашками с продолжительностью действия не менее 15 минут и иметь возможность быстро сбрасываться с ходового мостика. Эти круги не должны иметь спасательных линей.

Дымовые шашки дают дым оранжевого цвета, хорошо видимый днем и отличимый от других возможных источников дыма. Обычно, самозажигающиеся огонь и шашку совмещают в одном корпусе.

Такая комплектация спасательных кругов делается для того, чтобы иметь возможность оказать помощь человеку, находящемуся в воде, при различных обстоятельствах:

если человек упал за борт с судна стоящего на якоре, то наиболее рациональным является подача круга со спасательным линем, что не позволит течению относить человека от судна во время проведения спасательной операции;

Если человек упал за борт движущегося судна, то подавать ему круг с линем бессмысленно - круг уйдет вместе с судном. В этом случае должен быть подан круг со средствами подачи сигнала: днем – с самозажигающейся дымовой шашкой, ночью - с самозажигающимся огнем.

Рисунок 7. Круг с самозажигающимися огнем и дымовой шашкой

На судне также могут устанавливаться спасательные круги без дополнительного оборудования, если выполняются вышеперечисленные условия комплектации.

Круги распределяются таким образом, чтобы быть легкодоступными на обоих бортах судна и по возможности на всех простирающихся до борта открытых палубах. По меньшей мере, один спасательный круг должен размещаться вблизи кормы судна.

Храниться круги должны таким образом, чтобы их можно было быстро сбросить, и не должны крепиться наглухо каким-либо образом. На каждом спасательном круге должны быть нанесены печатными буквами латинского алфавита название судна и порт приписки.

Спасательные жилеты

Спасательный жилет – это средство для поддержания человека на поверхности воды. Для каждого находящегося на борту человека должен быть предусмотрен спасательный жилет.

Спасательные жилеты конструктивно могут быть надувными или с "жесткими" элементами, обеспечивающими плавучесть.

Конструкция спасательного жилета должна обеспечивать:

Всплытие человека, находящегося в бессознательном состоянии, и его переворот лицом вверх не более чем за 5 секунд;

Поддержание человека в таком положении, чтобы тело было отклонено назад не менее чем на 20°, а рот находился на высоте не менее 12 см над уровнем воды.

При прыжке в воду с высоты 4,5 метров жилет не должен причинять повреждений.

Надувные спасательные жилеты имеют не менее двух независимых камер, обладающих такой плавучестью и устройством, чтобы в случае повреждения любой из них жилет отвечал выше перечисленным требованиям.

Система надувания позволяет надувать жилет как автоматически, так и вручную от газового баллона. Кроме того, она предусматривает возможность подкачки жилета ртом.

Прыжок в воду в жилете делается ногами вперед. При этом жилет должен быть хорошо зафиксирован (не болтаться).

Жилет с жесткими элементами плавучести при входе в воду имеет большое сопротивление, поэтому для дополнительной фиксации вертикального смещения следует взяться руками за нагрудные элементы плавучести.

Прыгать в воду в надетом жилете с жесткими элементами плавучести с высоты более 4,5 м не рекомендуется. Однако, если неизбежно приходится прыгать с большей высоты, то следует намотать конец лямок для крепления на руку, а жилет взять в руку. В этом случае жилет при входе в воду будет вырван из руки, но удержан за лямки.

Рисунок 8. Жесткий спасательный жилет

Каждый спасательный жилет должен быть снабжен белым сигнальным огнем и свистком.

Батарейка сигнального огня начинает работать после ее заполнения морской водой. Остановить начавшуюся электрохимическую реакцию после попадания в корпус воды невозможно, поэтому для предотвращения преждевременного использования ресурса, отверстие для впуска воды закрыто пробкой. Пробка выдергивается только вручную, и это следует делать только с наступлением темноты.

Рисунок 9. Сигнальная лампочка и батарея спасательного жилета

На судне должно быть достаточное количество спасательных жилетов для вахтенного персонала, а также для использования в удаленных местах расположения спасательных шлюпок и плотов. Спасательные жилеты, предусмотренные для вахтенных, должны храниться на мостике, на посту управления двигателем и в любом другом посту, где несется вахта.

Рисунок 10. Хранение спасательных жилетов в удаленных местах

Гидрокостюмы и защитные костюмы

Гидротермокостюм - костюм из водонепроницаемого материала для предохранения человека от переохлаждения в холодной воде.

Для каждого находящегося на борту человека должен быть предусмотрен гидротермокостюм.

Гидрокостюмы должны удовлетворять следующим требованиям:

Любой член экипажа мог самостоятельно надеть костюм в течение не более 2 минут вместе с одеждой и спасательным жилетом, если гидрокостюм требует ношения жилета;

Температура тела человека не должна понижаться более чем на 2°С в течение 6 часов при температуре воды 0 – 2°С;

Не поддерживал горения и не плавился, если был охвачен открытым пламенем;

Обладал прочностью, обеспечивающей прыжок с высоты 4,5 метров;

Обеспечивал свободу перемещения при спуске спасательных средств, при подъеме по вертикальному трапу на высоту до 5-ти метров, а также человек мог проплыть небольшое расстояние и забраться в шлюпку или плот.

В маркировке гидрокостюма указывается гарантированное время теплозащиты.

Рисунок 11. Надевание гидрокостюма

Теплозащитное средство - изготовляют из водонепроницаемого материала с низкой теплопроводностью в виде костюмов или мешков и предназначено для восстановления температуры тела человека, побывавшего в холодной воде. В снабжение каждой спасательной шлюпки и плота должны входить теплозащитные средства в количестве 10% вместимости людей, но не менее двух.

Теплозащитное средство должно обеспечивать условие, чтобы температура тела человека не падала более чем на 1,5°С после первого получасового пребывания в воде с температурой 5°С при отсутствии волнения.

Из многих других индивидуальных спасательных средств следует отметить спасательный «шарик» - надувной баллон красного цвета с тонким нейлоновым шнуром, упакованный в белую пластиковую коробку, крепящуюся к спасательному жилету. При открывании упаковки баллон раздувается газом до диаметра 0,5 м и поднимается в воздух, удерживаясь линем. Баллон, а с ним и человек, может быть легко обнаружен днем с расстояния 2 мили.

Вопросы для самопроверки:

1. Какой наружный диаметр должен иметь спасательный круг?

2. Конструкция спасательного жилета.

3. Гидрокостюмы.

4. Теплозащитное средство.

Введение

1. Краткий обзор литературы по снабжению спасательных шлюпок и плотов

2. Комплектация спасательных шлюпок

3. Комплектация спасательных плотов

4. Комплектация спасательных шлюпок свободного падения и дежурных спасательных шлюпок

Список использованной литературы

Терминология

Введение

Исходя из статистики, каждый час экипаж одного судна в мире сталкивается с чрезвычайной ситуацией, как то: пожар, посадка на мель, человек за бортом, столкновение с другим судном, водотёчность (пробоина), льдообразование. Эти чрезвычайные ситуации не редко приводят к тому, что экипаж вынужден покинуть судно, причем чаще всего с ограниченным запасом времени. Для того, чтоб увеличить шансы выживания людей вне судна (а именно в спасательной шлюпке или на плоту), в конвенции СОЛАС

предусмотрена комплектация выше оговоренных спасательных средств. Но этого мало для выживания. Следует также уметь пользоваться всем, что можно обнаружить в спасательных средствах.

Сегодня на страже безопасности людей, вышедших в море, стоит целый ряд специальных устройств и приспособлений - от разделения судна на отсеки переборками до его оборудования спасательными шлюпками и аварийным радиопередатчиком, подающим сигнал бедствия. Наличие каждого из них на борту судна является обязательным. Средства спасения потерпевших кораблекрушение известны столько же времени, сколько существует само мореплавание. И на протяжении всего этого времени все они, и в первую очередь спасательные шлюпки, вряд ли оправдывали свое назначение. Чаще их просто-напросто не хватало, чтобы в случае катастрофы спасти всех членов экипажа. Бывало и по-другому: шлюпок достаточно, но для спасения они не годятся, поскольку не обладают мореходными качествами.

Даже тогда, когда на тонущем судне не было паники, далеко не все спасательные шлюпки удавалось спустить на воду: то выходили из строя некоторые шлюпбалки

, то волной, захлестнувшей палубу, смывало иные шлюпки за борт. А шлюпки с наветренного борта и вовсе нельзя было подготовить к спуску.

Некоторые шлюпки при сильном волнении опрокидываются. Но и спасательные шлюпки специальной конструкции, которые не переворачиваются, не всегда дают гарантию того, что люди, спасшиеся при кораблекрушении, выживут. Ведь они открыты всем ветрам и не могут защитить людей от холода, сырости или палящего солнца.

Нескончаемая череда ужасающих свидетельств о гибели целых команд, не сумевших спастись, несмотря на наличие традиционных спасательных средств, не давала покоя судовым конструкторам во всем мире. Десятилетиями ломали они голову, пытаясь противопоставить смерти в море спасательную шлюпку - непотопляемую и способную выполнить свою миссию при любых условиях. Первым шагом конструкторских поисков явились спасательные плоты. Их можно спустить на воду, не опасаясь, что они перевернутся. В этом состоит их достоинство. Однако такой плот не защищает находящихся на нем людей от волн.

Однако в наше время все минусы КСС

стараются исправить международные организации типа ИМО.

В июне 1996 года 66 сессия Комитета по безопасности на море Международной морской организации (КБМ ИМО) приняла своей резолюцией MSC.48 (66) Международный кодекс по спасательным средствам (Кодекс ЛСА

), подготовленный на базе положений Части С главы III «Спасательные средства и устройства» конвенции СОЛАС-74 Подкомитетом ИМО по спасательным средствам, поиску и спасению. Данный кодекс вступил в силу 1 июля 1998 года. Однако некоторые его статьи имеют ссылки на ранее принятые положения СОЛАСа.

Кодекс ЛСА определяет порядок снабжения коллективных спасательных средств, их конструкцию, а так же снабжение судна КСС и ИСС (индивидуальными спасательными средствами).


1. Краткий обзор литературы по снабжению спасательных шлюпок и плотов

В литературе на сегодняшний день мало написано о комплектации спасательных шлюпок и плотов. Основным источником информации является СОЛАС и Кодекс ЛСА. Эти два нормативных документа определяют не только порядок комплектации суден спасательными средствами, но также их состояние и состояние комплектуемых на них элементов. В некоторых сборниках можно найти описание и предназначение многих устройств и вещей, входящих в обязательное снабжение средств коллективного спасения.

Однако на сегодняшний день нет единой книги или ее аналога для получения точной и полной информации по снабжению спасательных шлюпок и плотов.

В настоящее время можно найти много литературы, посвященной КСС, но вся она опирается на СОЛАС и Кодекс ЛСА, преобразуясь в тривиальное перечисление элементов снабжения.

2. Комплектация спасательных шлюпок

Здесь представлен перечень элементов, которые должны присутствовать на каждой спасательной шлюпке (СОЛАС, «Снабжение спасательной шлюпки»):

1. Весла (достаточное кол-во для того, чтобы управлять шлюпкой на спокойной воде);

2. 2-а отпорных крюка;

3. плавучий черпак;

4. 2-а ведра;

5. иллюминирующий компас;

7. плавучий якорь

с дректовом (надежность должна соответствовать любым погодным условиям);

8. 2-а фалиня

(по 15м), один закреплен на баке и находиться рядом с носовой оконечностью шлюпки, другой - на баке и готов к использованию;

9. 2-а топора (на баке и корме шлюпки);

10. канистры (пластиковые упаковки) с пресной водой из расчета 3л пресной воды на человека;

11. нержавеющий ковш с кончиком;

12. нержавеющий градуированный сосуд для питья;

13. пищевой рацион (из расчета 10.000 кДж на человека; должен быть запаян и упакован в водонепроницаемый контейнер);

14. парашютные ракеты (4-е шт.);

15. фальшфейер

(6-ть шт.);

16. дымовые шашки (2-е);

17. водонепроницаемый электрический фонарик (запасные батарейки и лампочка в водонепроницаемом контейнере);

18. сигнальное зеркало с инструкцией;

19. таблица сигналов (в водонепроницаемой упаковке);

20. 1 свисток;

21. аптечка (водонепроницаемая упаковка, которая может быть надежно закрыта после использования);

22. таблетки от морской болезни, стерильный пакет;

23. ножик с кончиком;

24. 3-и открывашки для консерв;

25. 2-а плавучих спасательных кольца;

26. ручная помпа (насос);

27. рыболовный набор;

28. запчасти и инструменты для двигателя (в достаточном количестве);

29. огнетушитель;

30. инструкция по сохранению жизни.

Однако нужно не только иметь данные элементы на борту спасательной шлюпки, нужно еще и знать, как пользоваться и для чего они нужны. Я попробую немного разъяснить элементы, представленные здесь.

Ведра, плавучий черпак и ручной насос используются для удаления воды непосредственно из шлюпки.

Пресная вода и пищевой рацион помогают прожить несколько дней; 1 литр пресной воды рекомендуют развести с 0,5 литров морской для полоскания полости рта, что уменьшает жажду; нержавеющий градуированный сосуд служит для «спланированного» употребления жидкости, т.е. дозирования.

Парашютные ракеты, фальшфейера (hand-heldflares), плавучие дымовые шашки, фонарик, сигнальное зеркало и свисток предназначены для подачи сигнала. К этой группе можно еще отнести таблицу сигналов. Фонарик спроектирован так, чтоб максимально сократить потерю электроэнергии, поэтому при использовании он мигает. Сигнальное зеркало при правильном использовании может посылать световой сигнал на очень большие расстояния, поэтому часто в снабжение СШ добавляют и инструкцию по использованию зеркалом. Свисток эффективен на небольших расстояниях, но из-за компактности это сигнальное средство тоже включили в список снабжения.

Аптечка и таблетки от морской болезни – незаменимые элементы снабжения. Таблетки от морской болезни (на судах СНГ чаще всего используют «аэрон») нужно употребить сразу, как только вы окажитесь в СШ. Аптечка должна содержать все необходимое для оказания первой помощи пострадавшему.

Весла, 2 опорных крюка и плавучий якорь внесены в список для того, чтоб приводить в движение СШ помимо мотора или ручного привода. Весла чаще всего используются тогда, когда заканчивается топливо у двигателя или происходит поломка, а также при подходе к берегу. Отпорные крюка используются для удаления от тонущего судна или от надводных скал или других опасных элементов, способных повредить корпус шлюпки. Плавучий якорь удерживает шлюпку против волн, что необходимо при сильном волнении или шторме.

Остальные элементы довольно-таки понятны, но я хочу отметить, что в запчасти и инструменты для двигателя можно отнести что угодно, т.е. это часть списка дана не точно, а потому часто судовладельцы используют эту неточность для экономии. Еще я хотел бы обратить ваше внимание на инструкцию по сохранению жизни. Когда вы окажитесь в СШ желательно ее тут же прочитать, т.к. она содержит все сведения, касающиеся использования тех или иных элементов, а также и рационы и использование средств сигнала. Однако про инструкцию по сохранению жизни я расскажу немного позже (в разделе «Комплектация спасательных плотов»).

Также каждая спасательная шлюпка должна быть оборудована такими элементами, не входящими в снабжение, но являющимися незаменимыми:

· Посадочный трап

: позволяет забраться экипажу на шлюпку. Нижняя ступенька трапа должна располагаться по крайней мере на 0,4 метра ниже ватерлинии спасательной шлюпки в порожнем состоянии (пустая).

Спасательные шлюпки

Коллективные судовые спасательные средства - это средства,которые могут использоваться группой людей и должны обеспечивать надежное и безопасное спасение.

при крене судна до 20° на любой борт и дифференте 10°.Посадка людей в спасательные средства и спуск последних на воду в спокойных условиях не должны превышать по времени:

10 минут - для грузовых судов;

30 минут - для пассажирских и промысловых судов.

Спасательные шлюпки и спасательные плоты, как правило, должны размещаться на одной палубе, допускается размещение спасательных плотов на одну палубу выше или ниже палубы, на которой установлены спасательные шлюпки.

Спасательная шлюпка - это шлюпка, способная обеспечить сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна.

Именно это назначение и определяет все требования, предъявляемые к конструкции и снабжению спасательных шлюпок.

Число спасательных шлюпок на борту судна определяется районом плавания, типом, судна и численностью людей на судне. Грузовые суда неограниченного района плавания оборудуются шлюпками, обеспечивающими весь экипаж с каждого борта (100% + 100% = 200%). Пассажирские суда оборудуются спасательными шлюпками вместимостью 50 % пассажиров и экипажа с каждого борта (50% + 50% = 100%).

Все спасательные шлюпки должны:

  • иметь хорошую остойчивость и запас плавучести даже при заполнении водой, высокую маневренность;
  • обеспечивать надежное самовосстановление на ровный киль при опрокидывании;
  • иметь механический двигатель с дистанционным управлением из рубки;
  • быть окрашены в оранжевый цвет.

Спасательная шлюпка должна быть оборудована двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия:

  • двигатель должен работать не менее 5 минут от момента запуска в холодном состоянии, когда шлюпка
  • находится вне воды;
  • скорость шлюпки на тихой воде с полным комплектом людей и снабжения должна быть не менее 6 узлов;
  • запас топлива должен быть достаточным для работы двигателя полным ходом в течение 24 часов.

Если судно имеет частично закрытые спасательные шлюпки, то их шлюпбалки должны быть снабжены топриком с прикрепленными к нему по меньшей мере двумя спасательными шкентелями.

Запас плавучести шлюпки обеспечивается воздушными ящиками - герметичными, заполненными воздухом или пенопластом отсеками, объем которых определяется с учетом того, чтобы головы людей, сидящих в шлюпке, находились выше поверхности воды, даже если шлюпка полностью затоплена.

Сведения о вместимости шлюпки, а также ее главные размеры наносятся на ее борта в носовой части несмываемой краской, там же указаны название судна, порт приписки (буквами латинского алфавита) и судовой номер шлюпки. Маркировка, по которой можно установить судно, которому принадлежит шлюпка, и ее номер должны быть видны сверху.

По периметру шлюпки, под привальным брусом и на палубе наклеивают полосы из светоотражающего материала. В носовой и кормовой частях на верхней части закрытия накладывают кресты из светоотражающего материала.

Внутри шлюпки устанавливается электролампочка. Заряд батареи питания обеспечивает работу в течение не менее 12 часов. На верхней части закрытия устанавливается сигнальная лампочка с ручным выключателем, дающая постоянный или проблесковый (50-70 проблесков в минуту) огонь белого цвета. Заряд батареи питания обеспечивает работу в течение не менее 12 часов.

Спасательные шлюпки для нефтеналивных судов имеют огнезащитную конструкцию, оборудованы системой орошения, обеспечивающей проход через непрерывно горящую нефть в течение 8 минут, и сжатого воздуха, обеспечивающей безопасность людей и работу двигателей в течение 10 минут.

Корпуса шлюпок изготовляют двойными, они должны иметь высокую прочность, рубка должна обеспечивать круговую видимость, иллюминаторы из огнестойкого стекла.

Для обеспечения использования шлюпки неквалифицированными людьми (например, пассажирами) на хорошо заметном месте вблизи органов управления двигателем должна быть предусмотрена инструкция по пуску и эксплуатации двигателя, а органы управления должны иметь соответствующую маркировку.

Еженедельно все спасательные шлюпки и плоты, дежурные шлюпки и спусковые устройства инспектируются визуально, чтобы обеспечить их постоянную готовность к использованию.

Двигатели всех спасательных и дежурных шлюпок должны работать не менее 3 минут. Спасательные шлюпки, за исключение шлюпок свободного падения, должны быть стронуты со своих мест установки. Результаты проверки заносятся в судовой журнал.

Ежемесячно все спасательные шлюпки, за исключением шлюпок свободного падения, вываливаются со своих мест установки без людей в шлюпке. Проводиться проверка снабжения с тем, чтобы убедиться в их комплектности и хорошем состоянии.

Каждая спасательная шлюпка, за исключением шлюпок свободного падения,спускается, а затем маневрирует на воде с расписанной на ней командой управления по меньшей мере один раз в 3 месяца.

Спуск шлюпки. Шлюпки, спускаемые механическими средствами, устанавливаются горизонтально по обоим бортам судна. Шлюпбалка это устройство, предназначенное для хранения шлюпки, имеющее наклоняющиеся за борт балки, используемые при спуске и подъеме шлюпки.В походном положении шлюпки устанавливают на шлюпбалках, для этого на последних имеются односторонние кильблоки, на которые опирается шлюпка. Для более плотного прилегания шлюпки к кильблокам последние снабжены войлочной подушкой, закрытой парусиной. Шлюпка закрепляется найтовыми с глаголь-гаком, которые перед спуском обязательно отдают.

Перед спуском шлюпки необходимо предварительно: доставить в шлюпку оборудование и снабжение, необходимое для выживания после оставления судна: переносную УКВ радиостанцию и радиолокационный маяк-ответчик, теплые вещи, дополнительный запас пищи и воды, дополнительный запас пиротехнических средств сигнализации;

Спасательная шлюпка должна быть оборудована спускным клапаном, который устанавливается в нижней части днища шлюпки для спуска воды. Клапан автоматически открывается, когда шлюпка находится вне воды, и автоматически закрывается, когда шлюпка находится на плаву. При подготовке шлюпки к спуску на воду клапан должен быть закрыт колпачком или пробкой.

Вываливание шлюпки происходит только под действием силы тяжести и осуществляется при помощи шлюпочных талей. Перед началом спуска отдают стопор на шлюпбалках и плавно потравливают лопарь талей, для чего понемногу отдают тормоз шлюпочной лебедки. Равномерное потравливание носовых и кормовых талей достигается тем, что оба лопаря закреплены на барабане одной шлюпочной лебедки. После того как шлюпбалка достигнет предельного положения, начинается вертикальный спуск шлюпки на воду.

Управление спуском шлюпки на талях может осуществляться как с палубы судна, так и из шлюпки. Это позволяет при благоприятных погодных условиях не оставлять на борту команду обеспечения спуска. После спуска шлюпки на воду выкладывают нижние блоки шлюпталей.

Очень важно, особенно на волнении, оба блока выложить одновременно. Для этого шлюпки имеют откидные гаки с общим приводом. В этом случае одновременная отдача обоих гаков осуществляется поворотом рукоятки привода.

Корпус шлюпки свободного падения имеет более прочную конструкцию и хорошо обтекаемые плавные обводы, предотвращающие сильный удар при входе шлюпки в воду. Так как при ударе о воду возникают перегрузки, в шлюпке установлены специальные кресла, имеющие амортизирующие прокладки.

Перед сходом шлюпки с рампы экипаж должен надежно закрепить себя ремнями безопасности и специальным фиксатором головы. Шлюпки свободного падения гарантируют безопасность людей при падении с высоты до 20 метров.

Шлюпки свободного падения считаются самым надежным спасательным средством, обеспечивающим эвакуацию людей с гибнущего судна при любых погодных условиях.

Дежурная спасательная шлюпка. Это тип спасательных шлюпок, предназначенных для спасания людей из воды (упавших за борт или обнаруженных в море) и для сбора спасательных шлюпок и плотов.

Преимущество дежурной шлюпки? быстрота и надежность спуска и подъема на борт на ходу при небольшом волнении. Мощный стационарный или подвесной мотор позволяет оперативно обследовать район падения человека за борт, поднять его и доставить к борту судна. Дежурная шлюпка способна выполнять спасательные операции в штормовых условиях и при ограниченной видимости. Дежурные шлюпки находятся в постоянной готовности. Подготовка и спуск шлюпки производятся за 5 минут.

В шлюпке предусмотрено место для транспортировки спасенного в лежачем положении. Мощность двигателя обеспечивает скорость не менее 8 узлов, а запаса топлива хватает на 3 часа полного хода. Гребной винт защищен для предотвращения травм людей, находящихся в море.

Спасательные плоты

Спасательный плот? это плот, способный обеспечить сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна.

Его конструкция должна быть такой, чтобы выдержать на плаву влияние окружающей среды в течение не менее 30 суток при любых гидрометеоусловиях. Плоты изготавливаются вместимостью не менее 6 и обычно до 25 человек (на пассажирских судах могут встретиться плоты вместимостью до 150 человек).

Количество плотов рассчитывается таким образом, чтобы общая вместимость имеющихся на каждом борту спасательных плотов была достаточна для размещения 150% общего числа находящихся на судне людей.

Дополнительный плот на судах, где расстояние от носовой или кормовой оконечностей до ближайшего плота превышает 100 м, должен быть установлен дополнительный плот.

Рядом должны храниться как минимум 2 жилета и 2 гидрокостюма, а также должны иметься посадочные средства с каждого борта (на высокобортных судах - посадочные трапы, на низкобортных - спасательные шкентеля с мусингами. Общая масса плота, его контейнера и снабжения не должна превышать 185 кг, за исключением случаев, когда плот предназначен для спуска одобренным спусковым устройством или когда не требуется переносить его с борта на борт.

По способу доставки на воду спасательные плоты делятся на спускаемые механическими средствами (при помощи плотбалок) и сбрасываемые. Спускаемые плоты устанавливаются, главным образом, на пассажирских судах, поскольку посадка в них осуществляется на уровне палубы, что является большим преимуществом при спасении пассажиров, могущих оказаться в самом разнообразном физическом и психическом состоянии.

Основное распространение, благодаря своей компактности, получили плоты надувного типа (ПСН - плот спасательный надувной).

Основными элементами спасательного плота являются:

  • 1. камера плавучести (обеспечивает плавучесть плота);
  • 2. днище? водонепроницаемый элемент, обеспечивающий изоляцию от холодной воды;
  • 3. тент? водонепроницаемый элемент, обеспечивающий изоляцию подтентового пространства от зноя и холода.

Камера плавучести надувного плота состоит не менее чем из двух независимых отсеков, для того чтобы при повреждении одного отсека, оставшиеся отсеки могли обеспечивать положительный надводный борт и удерживать на плаву штатное количество людей и снабжение. Обычно отсеки располагаются кольцами один над другим, что позволяет не только обеспечить достаточную плавучесть, но и сохранить площадь для размещения людей при повреждении одного отсека.

Для обеспечения возможности поддержания рабочего давления в отсеках устанавливаются клапаны для ручной подкачки насосом или мехами.

Задача термоизоляции подтентового пространства обычно решается путем установки тента, состоящего из двух слоев водонепроницаемого материала с воздушной прослойкой. Наружный цвет тента делается оранжевым. Для установки тента в надувных плотах делаются опоры арочного типа, надувающиеся автоматически вместе с камерой плавучести. Высота тента делается такой, чтобы человек мог находиться в сидячем положении в любой части подтентового пространства.

На тенте должно быть:

  • 1. по меньшей мере, одно смотровое окно;
  • 2. устройство для установки радиолокационного отражателя или SART
  • 3. устройство для сбора дождевой воды;
  • 4. полосы из белого световозвращающего материала.
  • 5. На верхней части тента устанавливается сигнальный огонь, автоматически включающийся при раскрытии тента. Заряд батареи питания обеспечивает работу в течение не менее 12 часов.

Внутри плота устанавливается внутренний источник света с ручным выключателем, способный непрерывно работать в течение не менее 12 часов.

По внешнему периметру камеры плавучести плота крепится спасательный леер, помогающий добраться до входа. По внутреннему периметру также устанавливается спасательный леер, помогающий людям удерживаться во время шторма.

Входы в спасательные плоты оборудуются специальными устройствами, помогающими людям забираться из воды внутрь плота. По крайней мере у одного из входов на уровне воды должна быть оборудована посадочная площадка.

Входы,не оборудованные посадочной площадкой, должны иметь посадочные трапы, нижняя ступенька которых находится ниже ватерлинии не менее чем на 0,4 метра.

На днище надувного плота по периметру устанавливаются заполняемые водой карманы. Они представляют собой отвисающие вниз мешки с отверстиями в верхней части. Отверстия делаются достаточно большими, чтобы в течение 25 секунд после того, как плот оказывается в раскрытом состоянии на воде, карманы заполнились не менее чем на 60%.Карманы выполняют две функции:обеспечивают остойчивость, что особенно актуально во время шторма, когда раскрытый плот находится на воде без людей;

раскрытый плот имеет очень большую надводную парусность по сравнению с погруженной частью, что приводит к сильному ветровому дрейфу. Заполненные водой карманы, существенно уменьшают ветровой дрейф плота.

Для надувания плота к его днищу крепится баллон с нетоксичным газом, закрытый специальным пусковым клапаном, который открывается при натяжении прикрепленного к нему пускового линя.

При открытии пускового клапана газ заполняет отсеки в течение 1 - 3 минут.

Пусковой линь имеет двойное назначение:

  • используется для открытия клапана на баллоне с газом;
  • используется для удержания плота на воде у борта судна.

Длина пускового линя не менее 15 метров.

На судне ПСН (плот спасательный надувной) хранится в пластиковом контейнере, состоящем из двух половинок, герметично соединенных и скрепленных бандажными лентами.

Прочность лент, или соединяющих концы ленты звеньев, рассчитывается на разрыв от внутреннего давления газа при надувании плота. Контейнер с плотом устанавливается на специальной раме, прижатый к ней найтовами, заведенными на устройство отдачи.

Спусковое устройство спасательных плотов должно обеспечивать безопасный спуск плота с полным комплектом людей и снабжения при крене до 20° на любой борт и дифференте до 10°. Установка плота предусматривает два способа освобождения от найтовов? ручной и автоматический.

Снабжение спасательного плота

  • 2 плавучих весла;
  • средства осушения: плавучий черпак и 2 губки;
  • 2 плавучих якоря, один из которых постоянно прикреплен к плоту, а второй является запасным. Сразу после раскрытия плота сбрасываемого типа прикрепленный плавучий якорь раскрывается автоматически.
  • специальный нескладной нож без колющей части с плавучей ручкой. Нож находится в кармане с наружной стороны тента вблизи места крепления пускового линя к плоту.
  • спасательное кольцо с плавучим линем длиной не менее 30 метров;
  • ремонтный комплект для заделки проколов: клей, пробки и зажимы;
  • 3 консервооткрывателя;
  • ножницы;
  • ручной насос или меха для подкачки плота;
  • питьевая вода консервированная из расчета 1,5 литра на человека;
  • пищевой рацион из расчета 10 000 кДж на человека;
  • аптечка первой помощи;
  • таблетки от морской болезни с продолжительностью действия не мене 48 часов на человека;
  • по одному гигиеническому пакету на человека;
  • рыболовные принадлежности;
  • теплозащитные средства в количестве 10 % от расчетного числа людей, но не менее 2 единиц;
  • инструкция по сохранению жизни на спасательных плотах
  • Средства сигнализации: радиолокационный маяк - ответчик (SART);УКВ переносная радиостанция;4 красные парашютные ракеты;6 красных фальшфейеров; 2 плавучие дымовые шашки; электрический водонепроницаемый фонарь; сигнальное зеркало (гелиограф) и сигнальный свисток; таблица спасательных сигналов.

Морской сайт Россия нет

Коллективные судовые спасательные средства это средства, которые могут использоваться группой людей и должны обеспечивать надежное и безопасное спасение при крене судна до 20° на любой борт и дифференте 10°.

Посадка людей в спасательные средства и спуск последних на воду в спокойных условиях не должны превышать по времени:

10 минут - для грузовых судов;

30 минут - для пассажирских и промысловых судов.

Спасательные шлюпки и спасательные плоты, как правило, должны размещаться на одной палубе, допускается размещение спасательных плотов на одну палубу выше или ниже палубы, на которой установлены спасательные шлюпки.

Спасательная шлюпка это шлюпка, способная обеспечить сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна.

Именно это назначение и определяет все требования, предъявляемые к конструкции и снабжению спасательных шлюпок.

Число спасательных шлюпок на борту судна определяется районом плавания, типом, судна и численностью людей на судне. Грузовые суда неограниченного района плавания оборудуются шлюпками, обеспечивающими весь экипаж с каждого борта (100% + 100% = 200%). Пассажирские суда оборудуются спасательными шлюпками вместимостью 50 % пассажиров и экипажа с каждого борта (50% + 50% = 100%).

Все спасательные шлюпки должны:

иметь хорошую остойчивость и запас плавучести даже при заполнении водой, высокую маневренность;

обеспечивать надежное самовосстановление на ровный киль при опрокидывании;

иметь механический двигатель с дистанционным управлением из рубки;

быть окрашены в оранжевый цвет.

Спасательная шлюпка должна быть оборудована двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия:

двигатель должен работать не менее 5 минут от момента запуска в холодном состоянии, когда шлюпка

находится вне воды;

скорость шлюпки на тихой воде с полным комплектом людей и снабжения должна быть не менее 6 узлов; запас топлива должен быть достаточным для работы двигателя полным ходом в течение 24 часов.

Если судно имеет частично закрытые спасательные шлюпки, то их шлюпбалки должны быть снабжены топриком с прикрепленными к нему по меньшей мере двумя спасательными шкентелями.

Запас плавучести шлюпки обеспечивается воздушными ящиками - герметичными, заполненными воздухом или пенопластом отсеками, объем которых определяется с учетом того, чтобы головы людей, сидящих в шлюпке, находились выше поверхности воды, даже если шлюпка полностью затоплена.

Сведения о вместимости шлюпки, а также ее главные размеры наносятся на ее борта в носовой части несмываемой краской, там же указаны название судна, порт приписки (буквами латинского алфавита) и судовой номер шлюпки. Маркировка, по которой можно установить судно, которому принадлежит шлюпка, и ее номер должны быть видны сверху.

По периметру шлюпки, под привальным брусом и на палубе наклеивают полосы из светоотражающего материала. В носовой и кормовой частях на верхней части закрытия накладывают кресты из светоотражающего материала.

Внутри шлюпки устанавливается электролампочка. Заряд батареи питания обеспечивает работу в течение не менее 12 часов. На верхней части закрытия устанавливается сигнальная лампочка с ручным выключателем, дающая постоянный или проблесковый (50-70 проблесков в минуту) огонь белого цвета.

Заряд батареи питания обеспечивает работу в течение не менее 12 часов.

Спасательные шлюпки для нефтеналивных судов имеют огнезащитную конструкцию, оборудованы системой орошения, обеспечивающей проход через непрерывно горящую нефть в течение 8 минут, и сжатого воздуха, обеспечивающей безопасность людей и работу двигателей в течение 10 минут.
Корпуса шлюпок изготовляют двойными, они должны иметь высокую прочность, рубка должна обеспечивать круговую видимость, иллюминаторы из огнестойкого стекла.

Для обеспечения использования шлюпки неквалифицированными людьми (например, пассажирами) на хорошо заметном месте вблизи органов управления двигателем должна быть предусмотрена инструкция по пуску и эксплуатации двигателя, а органы управления должны иметь соответствующую маркировку.

Еженедельно все спасательные шлюпки и плоты, дежурные шлюпки и спусковые устройства инспектируются визуально, чтобы обеспечить их постоянную готовность к использованию.
Двигатели всех спасательных и дежурных шлюпок должны работать не менее 3 минут. Спасательные шлюпки, за исключение шлюпок свободного падения, должны быть стронуты со своих мест установки. Результаты проверки заносятся в судовой журнал.

Ежемесячно все спасательные шлюпки, за исключением шлюпок свободного падения, вываливаются со своих мест установки без людей в шлюпке. Проводиться проверка снабжения с тем, чтобы убедиться в их комплектности и хорошем состоянии.

Каждая спасательная шлюпка, за исключением шлюпок свободного падения,спускается, а затем маневрирует на воде с расписанной на ней командой управления по меньшей мере один раз в 3 месяца.

Шлюпки, спускаемые механическими средствами, устанавливаются горизонтально по обоим бортам судна. Шлюпбалка это устройство,предназначенное для хранения шлюпки, имеющее наклоняющиеся за борт балки,используемые при спуске и подъеме шлюпки.

В походном положении шлюпки устанавливают на шлюпбалках, для этого на последних имеются односторонние кильблоки, на которые опирается шлюпка. Для более плотного прилегания шлюпки к кильблокам последние снабжены войлочной подушкой, закрытой парусиной. Шлюпка закрепляется найтовыми с глаголь-гаком, которые перед спуском обязательно отдают.

Перед спуском шлюпки необходимо предварительно:

доставить в шлюпку оборудование и снабжение, необходимое для выживания после оставления судна:

переносную УКВ радиостанцию и радиолокационный маяк-ответчик, теплые вещи, дополнительный запас пищи и воды, дополнительный запас пиротехнических средств сигнализации;

убрать леерное ограждения посадочной палубы;

подготовить штормтрап;

отдать найтовы;

отдать стопора шлюпбалок.

Спасательная шлюпка должна быть оборудована спускным клапаном, который устанавливается в нижней части днища шлюпки для спуска воды. Клапан автоматически открывается, когда шлюпка находится вне воды, и автоматически закрывается, когда шлюпка находится на плаву. При подготовке шлюпки к спуску на воду клапан должен быть закрыт колпачком или пробкой.
Вываливание шлюпки происходит только под действием силы тяжести и осуществляется при помощи шлюпочных талей. Перед началом спуска отдают стопор на шлюпбалках и плавно потравливают лопарь талей, для чего понемногу отдают тормоз шлюпочной лебедки. Равномерное потравливание носовых и кормовых талей достигается тем, что оба лопаря закреплены на барабане одной шлюпочной лебедки. После того как шлюпбалка достигнет предельного положения, начинается вертикальный спуск шлюпки на воду.

Лопари стальные тросы, прикрепленные к шлюпке в ее оконечностях и проведенные на лебедку,предназначенные для спуска и подъема шлюпки. Лопари должны периодически тироваться.

Для того чтобы исключить возможность спуска шлюпки до момента ее полного вываливания за борт, на шлюпбалке имеется рог, на который навешивают серьгу подвижного блока шлюпталей.
Длину и форму рога выбирают таким образом, чтобы подвижный блок спадал с него только при нижнем предельном положении шлюпбалки.

Управление спуском шлюпки на талях может осуществляться как с палубы судна, так и из шлюпки. Это поз- воляет при благоприятных погодных условиях не оставлять на борту команду обеспечения спуска. После спуска шлюпки на воду выкладывают нижние блоки шлюпталей.
Очень важно, особенно на волнении, оба блока выложить одновременно. Для этого шлюпки имеют откидные гаки с общим приводом. В этом случае одновременная отдача обоих гаков осуществляется поворотом рукоятки привода.

1 – шлюпбалка; 2 – лопарь; 3 – шлюптали; 4 - фалинь.

Посадка людей производится по штормтрапам

Посадка людей производится по штормтрапам

На ходу и на волнении шлюпки обычно спускают с людьми. Посадка людей в этом случае производится либо в шлюпку, установленную на кильблоках, либо после спуска шлюпки до уровня палубы, с которой наиболее удобно производить посадку.

Каждая шлюпка в районе своей установки имеет посадочный штормтрап, тетивы которого изготовляются из манильского троса толщиной не менее 65 мм, а балясины − из твердых пород дерева размером 480x115x25 мм.

Верхний конец трапа должен быть закреплен на своем штатном месте (под шлюпкой),а сам штормтрап должен находиться в свернутом виде,всегда готовый к употреблению.

После того, как последний человек переместится с судна в шлюпку, фалини освобождаются (в крайнем случае – перерубаются топорами, находящимися в оконечностях шлюпки), и шлюпка отходит от судна. Рекомендуется сохранить фалини,т.к. они еще могут понадобиться.

Снабжение шлюпок

Снабжение шлюпок

Каждая спасательная шлюпка должна иметь снабжение соответственно требованиям Международной конвенции СОЛАС-74, включающее:

на гребных шлюпках по одному плавающему веслу на гребца плюс два запасных и одно рулевое, на моторных - четыре весла с уключинами, прикрепленными к корпусу шлюпки штертами (цепочками);

два отпорных крюка;

плавучий якорь с тросом длиной, равной трем длинам шлюпки, и оттяжкой, закрепленной за вершину конуса якоря;

два фалиня длиной не менее 15 метров;

два топора, по одному в каждой оконечности шлюпки для перерубания фалиней при оставлении судна;

пищевой рацион и запас питьевой воды 3 литра на каждого;

нержавеющий ковш со штертом и нержавеющий градуированный сосуд;

рыболовные принадлежности.

Сигнальные средства:

четыре парашютные ракеты красного цвета, шесть фальшфейеров красных, две дымовые шашки,

электрический фонарь с приспособлением для сигнализации по коду Морзе в водонепроницаемом исполнении (с комплектом запасных батарей и запасной лампочкой),

одно сигнальное зеркало,

Гелиограф - с инструкцией по его использованию, сигнальный свисток или равноценное сигнальное устройство, таблицы спасательных сигналов;

прожектор, способный осуществлять непрерывную работу в течение 3 часов;

аптечку первой помощи, по 6 таблеток от морской болезни и одному гигиеническому пакету на человека;

складной нож, прикрепленный штертом к шлюпке, и три консервооткрывателя;

ручной осушительный насос, два ведра и черпак;

огнетушитель для тушения горящей нефти;

комплект запасных частей и инструментов для двигателя;

радиолокационный отражатель или SART;

нактоуз с компасом;

индивидуальные теплозащитные средства в количестве 10% от пассажировместимости шлюпки (но не менее двух).

Шлюпки свободного падения

Шлюпки свободного падения

Корпус шлюпки имеет более прочную конструкцию и хорошо обтекаемые плавные обводы, предотвращающие сильный удар при входе шлюпки в воду. Так как при ударе о воду возникают перегрузки, в шлюпке установлены специальные кресла, имеющие амортизирующие прокладки.

Перед сходом шлюпки с рампы экипаж должен надежно закрепить себя ремнями безопасности и специальным фиксатором головы. Шлюпки свободного падения гарантируют безопасность людей при падении с высоты до 20 метров.

Шлюпки свободного падения считаются самым надежным спасательным средством, обеспечивающим эвакуацию людей с гибнущего судна при любых погодных условиях.

Это тип спасательных шлюпок, предназначенных для спасания людей из воды (упавших за борт или обнаруженных в море) и для сбора спасательных шлюпок и плотов.

Преимущество дежурной шлюпки − быстрота и надежность спуска и подъема на борт на ходу при небольшом волнении. Мощный стационарный или подвесной мотор позволяет оперативно обследовать район падения человека за борт, поднять его и доставить к борту судна.

Дежурная шлюпка способна выполнять спасательные операции в штормовых условиях и при ограниченной видимости. Дежурные шлюпки находятся в постоянной готовности. Подготовка и спуск шлюпки производятся за 5 минут.

В шлюпке предусмотрено место для транспортировки спасенного в лежачем положении. Мощность двигателя обеспечивает скорость не менее 8 узлов, а запаса топлива хватает на 3 часа полного хода. Гребной винт защищен для предотвращения травм людей,находящихся в море.

§ 122. Шлюпочное устройство и спасательные средства морских судов

Шлюпочное устройство современного транспортного судна состоит из шлюпок (спасательных и рабочих), приспособлений для хранения шлюпок по-походному на своих штатных местах, устройств для спуска шлюпок на воду и подъема их на борт судна и палубных механизмов (шлюпочные лебедки).

При размещении спасательных шлюпок учитывают доступность и возможность быстрой посадки в них пассажиров и команды, легкость, быстроту и безопасность спуска шлюпок на воду при неблагоприятных условиях крена и дифферента и безопасность хранения. Шлюпки располагают так, чтобы они не мешали работе у других шлюпок. Палубы, на которых размещены шлюпки, должны быть освещены.

Шлюпки хранят по обоим бортам на одной из наиболее высоко расположенных палуб в средней части судна. Спасательные шлюпки нельзя располагать в носовой части в пределах 1/5 длины судна, так как здесь они могут быть повреждены или омыты волнами. При размещении шлюпок в кормовой части они при спуске могут попасть под винты.

На танкерах грузоподъемностью более 3000 т должно быть не менее четырех спасательных шлюпок: две на кормовой надстройке и две посередине судна. На крупнотоннажных судах допускается расположение шлюпок в два яруса, по две под одной парой шлюпбалок.

На своих штатных местах шлюпки должны быть установлены таким образом, чтобы при любых сложных условиях рейса они оставались неподвижными и не повредились. Их располагают на двух или трех ростр-блоках (кильблоках), которые должны иметь простую конструкцию и быть точно пригнаны по форме обводов шлюпки. Крепят шлюпки по-походному при помощи найтовов, имеющих глаголь-гак для быстрой их отдачи.

Для подъема и спуска шлюпок на воду применяют шлюпбалки различных конструкций. Шлюпку подвешивают к головам двух шлюпбалок на талях. Шлюпбалки должны обеспечивать быстрое вываливание шлюпки за борт, спуск ее с полным снабжением и комплектом для людей, на который она рассчитана; спуск шлюпок с обоих бортов судна при крене до 15°.

Шлюпбалки подразделяют на три группы.

Рис. 173.


Поворотные (обыкновенные) шлюпбалки (рис. 173) состоят из стальных изогнутых балок, вращающихся вокруг своей продольной оси.

Заваливающиеся шлюпбалки также парные, но вращение их производится на шарнире у пятки. 1 такому типу шлюпбалок относят секторную шлюпбалку (рис. 174), у которой по зубчатой рейке, закрепленной на палубе судна, катится зубчатый сектор благодаря вращению рукоятки винтового стержня, проходящего через нарезную обойму. К третьей группе относят гравитационные (скользящие) шлюпбалки (с катящейся тележкой). Существует несколько разновидностей таких шлюпбалок.


Рис. 174.


Один из типов показан на рис. 175. Спуск шлюпки производится под действием ее собственного веса при ослаблении тормозного устройства шлюпочных лебедок. Преимущество этой группы шлюпбалок состоит в том, что при их применении нельзя повредить и смыть шлюпки, так как они хранятся над самой высокорасположенной палубой судна и далеко от борта.


Рис. 175.


Спуск и подъем шлюпки осуществляют вручную или при помощи шлюпочных лебедок. Шлюпку спускают до такой высоты, чтобы киль ее находился немного выше уровня гребня волны, а затем плавно, но быстро спускают на подошву волны. Это исключает возможность удара под днище шлюпки подошедшей волны. Важно своевременно выложить нижние блоки шлюпочных талей, что значительно упрощается при наличии приспособления для одновременного выкладывания шлюпочных талей. При спуске шлюпки на воду предварительно заводят к носу судна фалинь, который пропускают через носовой рым шлюпки и крепят шлюпочным узлом за вторую банку .

После выкладывания шлюпочных талей шлюпку удерживают параллельно борту судна па необходимом расстоянии, управляя рулем. Чтобы не повредить шлюпку от ударов о борт судна, ее спускают с подветренного борта, снижая ход дс малого. Если шлюпку спускают при сильном волнении, рекомендуется выпускать растительное или минеральное масло .

Для этой цели вдоль борта судна подвешивают мешки с маслом, которое, просачиваясь через стенки мешка, распространяется тонким слоем по поверхности воды и ослабляет силу удара волны.

При подъеме шлюпки на судно в ней должны находиться два человека. На борт подают фалинь. Лопаря шлюпочных талей разносят по палубе судна через канифас-блоки (при подъеме вручную). Отрывать шлюпки от воды нужно в момент нахождения ее на гребне наибольшей волны. После отрыва от воды открывают пробки для удаления воды из шлюпки.

К спасательным средствам современного морского судна относят шлюпки, плоты, скамьи, круги, нагрудники и т. д.

Судовые шлюпки - главные спасательные средства для пассажиров и команды. Шлюпками также пользуются для сообщения с берегом, для завозки верпов, для выполнения различных работ (забортные работы, завозка концов при постановке на бочку и т. д.). Для последних целей обычно используют рабочие шлюпки.

Плавучесть шлюпки и способность ее держаться на воде должны быть такими, чтобы шлюпка не тонула при полной нагрузке, будучи при этом заполненной водой. Шлюпка должна обладать остойчивостью, достаточной для того, чтобы нести парус, не опрокидываться на волнении и допускать без значительного крена свободное перемещение в ней людей; быть поворотливой и иметь малый дрейф при следовании под парусами; обводы ее должны обеспечить наименьшее сопротивление движению под парусами и на веслах; высота борта шлюпки должна быть такой, чтобы можно было работать веслами, но волна не должна захлестывать ее. Корпус шлюпки должен выдерживать тяжелые условия плавания на волнении с полной нагрузкой, а также возможные удары при эксплуатации или спуске на воду. Наружная обшивка не должна пропускать воду и рассыхаться при длительном хранении на судне.

Габариты шлюпки при заданном количестве размещаемых людей должны быть минимальными, чтобы она занимала возможно меньше места на борту судна. Люди должны удобно размещаться в шлюпке, иметь возможность сидеть на банках, не мешая управлению (гребцам и рулевому).

В настоящее время разработан общепризнанный наилучший тип спасательных шлюпок - вельботы. Эти лучшие конструкции получили свое отражение в правилах Регистра СССР и ГОСТах.

Суда заграничного плавания снабжают спасательными средствами в соответствии с правилами, выработанными Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море. Снабжение спасательных шлюпок такелажем и продовольствием производят по нормам ГОСТа.

На каждую спасательную шлюпку судовым расписанием по шлюпочной тревоге назначают старшее лицо из штурманов или квалифицированных гребцов. На моторную шлюпку выделяют человека, умеющего управлять мотором, а в шлюпку, снабженную радиотелеграфной установкой и прожектором, - лицо, умеющее обращаться с радио и прожекторными установками.

Универсальный плот используют в закрытом положении в качестве обычного спасательного плота. В открытом положении плот используют для ведения с него покрасочных работ за бортом или доковых работ.

Надувные спасательные плоты изготовляют на 6, .10 и 20 человек для торговых судов всех типов. Это прочная надувная конструкция, защищающая от действия волн, дождя и солнца. Хранят плоты на палубе в виде компактных пакетов. Время, необходимое для приведения плота в готовность, начиная от момента сбрасывания до окончания заполнения углекислым газом, не более 30 сек.

Спасательные круги и нагрудник и изготовляют из кусковой пробки или другого эквивалентного материала. Применение кругов и нагрудников, наполненных тростником, пробочными опилками, крошеной пробкой, с -воздушными камерами, требующими предварительного наполнения воздухом, воспрещается. Спасательный круг должен в течение 24 ч поддерживать в пресной воде 14,5 кг балласта. Спасательные круги должны иметь закрепленные лееры. Один спасательный круг на каждом борту должен быть снабжен спасательным линем длиной не меньше 27,5 м.

Для всех судов нормами снабжения установлено минимальное число спасательных кругов. Половина из них, но не менее двух, должна иметь светящиеся буйки, которые автоматически зажигаются при падении руга в воду.

Размещать спасательные круги следует таким образом, чтобы они были легко доступными.

Спасательный нагрудник должен поддерживать в пресной воде в течение 24 ч 7,5 кг железа, а затем дополнительно еще не менее 15 мин такого же рода груз весом 8 кг.

Конструкция нагрудника должна быть такова, чтобы его можно было надевать с любой стороны. По расчетам нагрудник должен поддерживать голову человека, находящегося в бессознательном положении над водой.

Спасательный жилет изготовляется из материалов, стойких против воздействия нефти и нефтепродуктов. Заполнителем спасательного жилета является пенопласт с удельным весом 0,1 г/см³.

Поддерживающая сила около 11 кг, весит жилет 1,5-1,6 кг. Он снабжен свистком, электрической лампочкой с батарейкой, питаемой водой.

Запрещено выпускать в плавание суда -при отсутствии или недостаточном количестве спасательных шлюпок, плотов, нагрудников и других спасательных средств и неисправности пускового устройства.

На морских судах обязательно должен быть неприкосновенный запас (НЗ) -пищевых продуктов, необходимых для питания оставившего судно личного состава в течение нескольких дней. Для судов дальнего плавания НЗ рассчитывают на пять суток, для судов каботажного плавания - на трое суток. При этом рекомендуется пищевые продукты уложить в деревянные ящики соответствующих размеров с веревочными ручками по бокам, исходя из расчета вместимости каждой шлюпки и района плавания судна. Наличие заготовленных таким образом ящиков обеспечивает удобство хранения НЗ на морских судах.

На каждого человека полагается иметь в составе неприкосновенного запаса следующие продукты на день: а) мясные консервы- 300 г или рыбные консервы - 400 г, мясо-растительные консервы - 500 г; б) масло - 50 г; в) сухари или галеты - 500 г; г) сахар -5 0 г; д) чай-1 г; е) соль - 5 г; ж) витаминные препараты - 2 г. В состав неприкосновенного запаса входит также молоко сгущенное сладкое - 500 г на весь трехдневный или пятидневный срок.

Помимо пищевых продуктов, спасательная шлюпка должна обеспечиваться запасом пресной воды в анкерках из расчета 3 л на человека.

Неприкосновенный запас расходуют при кораблекрушении, необходимости оказания помощи судну, терпящему бедствие, и если по непредвиденным обстоятельствам рейс продолжается более предполагаемого срока.