Заграничные паспорта и документы

Куда делся малазийский боинг. «Спокойной ночи, MH370». Тайна пропавшего авиарейса так и не раскрыта. Все эти данные говорят о злом умысле

XXI век – эпоха тотальной оцифровки всех сфер человеческой жизни: от здоровья до развлечений. Неверного мужа выдает телефон, потерявшегося ребенка – специальный браслет, угнанную машину – GPS-трекер. Тем более удивительно, что в 2014 году с лица земли бесследно исчез самолет, на борту которого находились 239 человек.

Это был регулярный международный рейс, совершаемый «Малазийскими авиалиниями» дважды в день.

В ночь на 8 марта на борт «Боинга» 777 поднялись 227 пассажиров и 12 членов экипажа. Самолет вылетал из Куала Лумпур, Малайзия, чтобы через 5 часов и 34 минуты приземлиться в Международном аэропорту Пекина.

Подготовка к полету прошла без эксцессов: проблем не было ни с пассажирами, ни с багажом, ни с экипажем. Самолет взлетел вовремя – в 00:35 по местному времени – набрал высоту и лег на стандартный курс.

В 01:06 диспетчер получил автоматический отчет о местоположении борта, согласно которому тот двигался строго по курсу. В отчет была включена информация о количестве топлива – 43 800 кг при прогнозируемом расходе в 37 500 кг.

В 01:19 капитан корабля Захарий Шах вышел на связь с диспетчерским центром «Лумпур Радар». Диспетчер предупредил экипаж самолета о том, что они покидают зону его ответственности, и должны связаться с диспетчером из соседнего диспетчерского центра «Хо Ши Мин». Но на связь с диспетчерами из «Хо Ши Мина» рейс MH370 так и не вышел.

Установлено, что «Боинг» 777 пропал с радаров диспетчерского центра «Лумпур Радар» в 01:20 ночи, то есть через полторы минуты после последнего сеанса связи. Примерно в это же время самолет исчез с радаров диспетчерского центра «Хо Ши Мин», с которым он должен был выйти на связь.

Сотрудники обоих центров попытались засечь «Боинг» при помощи сигнала с запасного транспондера, который есть на всех самолетах, но оказалось, что он был отключен в ту же минуту, когда борт исчез с радаров обоих центров – то есть, в 01:20.

Последние данные, полученные от «Боинга» 777, говорили о том, что он двигался строго по курсу на рекомендованной высоте со скоростью 842 км/час, что соответствовало норме.

Позже стало известно, что с экипажем пропавшего «Боинга» пытался связаться капитан другого самолета, пролетавшего неподалеку. С этой просьбой к нему обратились из диспетчерского центра, сообщив, что рейс «Малазийских авиалиний» перестал выходить на связь. Первая попытка наладить связь с MH370 была предпринята в 01:30, то есть через 11 минут после разговора капитана с диспетчером из «Лумпур Радар» и через 9 минут после исчезновения самолета с радаров. По словам пытавшегося наладить связь капитана, он слышал какое-то «бормотание» и статические помехи.

Единственным, кто продолжал видеть малазийский «Боинг», был военный спутник. Он же и зафиксировал, что в 01:22 самолет повернул направо, а затем совершил неожиданный разворот налево, сойдя с курса и полетев практически в обратную сторону.

«Боинг» продолжал удерживать высоту, пересекая малазийский полуостров со скоростью 919 км/час. Данные с военного спутника подтвердили в аэропорту Султан Измаил Петра, радары которого засекли «неопознанный борт», летевший через их зону ответственности с 01:30 до 01:52 ночи.

Военный спутник Малайзии продолжал отслеживать рейс MH370 до 02:22, пока тот не покинул зону его действия. За это время «Боинг» долетел до острова Пенанг, после чего снова изменил направление, начав двигаться в сторону Севера.

Страны, мимо которых пролетал пропавший «Боинг», с неохотой делились данными, собранными их военными спутниками в ночь исчезновения самолета. Со временем следователям сообщили, что Индонезия не получала сигнал с рейса MH370, несмотря на то, что он пролетал неподалеку от северной части Суматры. Не исключено, что власти страны решили не раскрывать эту информацию, боясь рассекретить возможности своих военных спутников.

Аналогичные заявления поступили от Таиланда и Вьетнама, где сообщили, что видели пропавший «Боинг» до 01:21 ночи, после чего он пропал с их радаров. Позже власти Таиланда сообщили, что в ту ночь их военный спутник все же зафиксировал сигнал от неизвестного самолета, но последний не содержал идентификационных данных, поэтому утверждать, что он принадлежал малазийскому «Боингу», нельзя.

Об отсутствии информации по MH370 сообщила и Австралия. Несмотря на то, что самолет двигался в обратную сторону, Канберра все же проверила данные со своих спутников, но не обнаружила никаких следов пропавшего «Боинга». Позже стало известно, что австралийская загоризонтная радиолокационная станция с радиусом действия в 3 000 км в ту ночь была отключена.

На этом странности не закончились. В 02.29 ночи спутниковая система связи (ССС) самолета, до этого не реагировавшая на запросы с земли, внезапно подключилась к наземной станции компании Inmarsat, послав запрос о входе в сеть. Это значит, что по какой-то причине ССС отключалась от сети, а в 02:29 подключилась обратно. После этого наземная станция, к которой подключилась ССС самолета, отправила ей несколько запросов. Запросы были автоматическими – станции Inmarsat отправляют их раз в 60 минут, если за это время от самолета не было никаких сигналов. Той ночью Inmarsat отправила 5 таких запросов – каждый из них был зафиксирован ССС самолета, что свидетельствует об исправности бортовых систем. Кроме этих запросов ССС самолета зафиксировала два звонка с земли – в 02:39 и 07:13 утра – это были вторая и третья попытка выйти на связь с экипажем. Несмотря на то, что сигналы достигли самолета, пилоты на эти звонки так и не ответили.

В 08.19 утра ситуация повторилась – ССС самолета отправила второй запрос на подключение к сети Inmarsat. То есть, незадолго до этого системы самолета снова были отключены. Вход в сеть был успешным, но когда час спустя станция Inmarsat отправила очередной автоматический запрос на «Боинг», тот уже не ответил.

Кто отвечал за поиски пропавшего малазийского Боинга?

Операция по поиску пропавшего «Боинга» стала крупнейшей в истории авиации. Изначально она велась в водах Южно-Китайского и Андаманского морей, над которыми самолет пролетал около 2 часов ночи. Позже, после детального анализа сеансов связи со станцией Inmarsat, зона поисков сдвинулась в южную часть Индийского океана.

Операция длилась три года и завершилась только в январе 2017. За это время было обыскано 120 000 км.кв. морской поверхности.

Обломки Боинга MH370 найдены у берегов Африки

Первый обломок пропавшего самолета был найден в конце июля 2015 года на берегу острова Реюньон, расположенного в западной части Индийского океана – за 4 000 км от поисковой зоны. В сентябре 2015 года французские следователи сообщили, что обнаруженный на обломке серийный номер принадлежит самолету, совершавшему рейс MH370. Также было установлено, что обломок является частью флаперона – разновидности управляющих поверхностей крыла самолета, объединяющих в себе функции закрылков и элеронов.

После обнаружения обломка были обысканы все пляжи Реюньона. Следователям удалось обнаружить куски чемодана, который мог находиться на борту «Боинга», бутылку из-под китайской минеральной воды и упаковку малазийских чистящих средств.

В 2016 году были найдены еще несколько обломков MH370, в том числе на пляжах Мозамбика, а также на островах Маврикий, Родригес и Пемба. Вероятно, они были принесены океанскими течениями.

Версии исчезновения малазийского Боинга

В ходе расследования были рассмотрены самые разные версии – от наиболее вероятных до почти фантастических.

Изначально упор делался на терроризм, однако проверка членов экипажа и пассажиров самолета не выявила никаких подозрительных связей, подтверждающих версию о теракте. Следователи установили, что как минимум два человека на борту использовали для покупки билетов краденые паспорта. Однако позже было доказано, что, несмотря на неоднозначность ситуации, эти пассажиры были беженцами, а не террористами.

Второй наиболее вероятной версией случившегося был отказ систем, ставший причиной крушения самолета. Но тот факт, что ССС на борту самолета продолжала обмениваться данными со станцией Inmarsat, эту версию опровергал – чтобы ССС продолжала работу, ей нужно электричество. Тот факт, что в 08:19 система послала запрос на вход в сеть, указывает на то, что в это время самолет был исправен и продолжал свой полет.

Именно эти сеансы связи и навели следователей на мысль о наиболее вероятной причине исчезновения самолета. Напомню, что в период с 01:19 по 02:29 самолет был полностью недоступен. ССС на его борту не реагировала на автоматические запросы и сигналы с земли, а также не зафиксировала вызов с другого самолета, пытавшегося связаться с экипажем MH370 по просьбе диспетчеров. Но в 02:29 она внезапно отправила запрос на вход в систему Inmarsat. Такой запрос отправляется в нескольких случаях: а) проблемы с питанием, б) сбой программного обеспечения, в) отключение критических систем, отвечающих за работу ССС или с) потеря связи из-за слишком большой высоты.

После этого самолет ответил на 5 автоматических запросов с наземной станции Inmarsat, отправленных каждый час, а также зафиксировал два звонка с земли – в 02:39 и 07:13 утра. По мнению следователей, это указывает на то, что причиной отправки запроса стало отключение питания.

В 08.19 ситуация повторилась – самолет снова отправил запрос на вход систему. Это значит, что в какой-то момент борт опять оказался обесточен. А уже в 09:15 «Боинг» перестал выходить на связь.

Большинство экспертов, работавших над делом, считают, что причиной исчезновения и вероятного крушения самолета стала неконтролируемая медленная декомпрессия самолета. Медленная декомпрессия – это падение давления воздуха в закрытом пространстве (например, салоне самолета), вследствие его разгерметизации. Иногда воздух уходит настолько медленно, что узнать о проблеме можно только после появления первых признаков гипоксии (удушения).

Причиной неконтролируемой декомпрессии может быть человеческий фактор (усталость, невнимательность), усталость материала, отказ систем или внешнее воздействие.

Медленная декомпрессия чаще всего возникает во время набора высоты. Вероятно, именно это и произошло с MH370, экипаж которого перестал выходить на связь всего через 38 минут после вылета из аэропорта.

По версии следователей, экипаж сошел с курса и отключил питание самолета, находясь в бреду из-за нехватки кислорода. Час спустя им, каким-то образом, удалось восстановить питание, после чего спутниковая система связи принялась слать сигналы станции Inmarsat. Вероятно, примерно в это же время экипаж окончательно потерял сознание, а самолет продолжил полет на автопилоте.

6 часов спустя, а именно в 8 утра, у пропавшего «Боинга» закончилось топливо. Его нехватка привела к отключению всех систем, в том числе ССС. Самолету понадобилось время, чтобы запустить аварийную авиационную турбину, которая восстановила питание некоторых критических систем, в том числе – спутниковой системы связи. Как только питание было восстановлено, ССС снова связалась со спутником, послав запрос на вход в сеть. Однако в это время самолет, вероятнее всего, уже свалился в штопор, быстро приближаясь к поверхности Индийского океана.

Следователям понадобилось время, чтобы расшифровать данные со станции Inmarsat, подтвердившие, что самолет продолжал свой полет вплоть до 8 утра. Если бы эта информация была расшифрована раньше, зону поисков сдвинули бы в сторону, и тогда, вероятнее всего, родственникам 239 человек, навсегда оставшихся в марте 2014 года, было бы кого оплакивать.

Британский виртуальный следопыт Ян Уилсон (Ian Wilson) - видеоинженер по основной профессии. Объект, похожий на самолет, он обнаружил с помощью ресурса Google Maps. Увидел лежащим в труднодоступных джунглях Камбоджи .

Ян не сомневается: объект это и есть самолет - скорее всего, тот самый - малазийский Boeing 777-200, который 8 марта 2014 года, следуя из Куала-Лумпура в Пекин , исчез самым загадочным образом вместе с 239 пассажирами.


По очертаниям обнаруженный лайнер - какой надо. Только почти на 6 метров длиннее - не 63, 7 метра, а 70.

Хвост отвалился, - объясняет следопыт, - лежит чуть поодаль от фюзеляжа. Отсюда и «удлинение».

Главное возражение скептиков: на фотографию из космоса, использованную Гугл -картами, мог случайно попасть самолет, летящий над джунглями. К тому же, четырех лет, прошедших с момента пропажи, вполне достаточно для того, чтобы буйная тропическая растительность полностью скрыла лайнер. Да и странно, что машина на фото практически цела. Даже если бы самолет не рухнул с большой высоты, а пытался сесть в джунглях, он, скорее всего, развалился бы на несколько крупных фрагментов.

Нет, - отметает сомнения Уилсон. Мол, проверял с помощью одной из опций ресурса - «escape ground view». Самолет лежит.


Мог ли виртуальный следопыт «набрести » не на MH370, а на какой-то другой Boeing 777-200?. Исключено - другие такие в этом районе Камбоджи не падали. По крайней мере, авиационным экспертам ничего не известно о подобных катастрофах.

Уилсон сообщил, что хотел бы сам добраться до обнаруженного им места крушения. Ведь малазийские и австралийские специалисты, которые пусть безрезультатно, но официально заняты поисками останков лайнера, как правило, не реагируют на «сигналы» виртуальных следопытов. Или отмахиваются от них.

КСТАТИ

А вот еще Боинг

С Уилсоном конкурирует австралиец Питер Макмэхон (Peter McMahon), давно увлеченный расследованиями авиационных катастроф. Пользуясь Google Maps, он тоже увидел силуэт разбившегося малазийского Боинга. Но в другом месте - под водой. Если доберется до него, то нырять придется.


В марте 2018 года Макмэхон : Боинг лежит на мелководье примерно в 16 километрах южнее Раунд Айленда (Round Island) - одного из Сейшельских островов. На фото со спутника просматриваются и крылья, и фюзеляж.

В Бюро транспорта и безопасности Австралии (Australian Transport and Safety Bureau) Макмэхону ответили, что обнаруженный им самолет вполне может быть тем самым - искомым. Но никаких действий не предприняли. Откликнулись и малазийские власти. Но более жестко: попросили не вводить людей в заблуждение.


Макмэхон каким-то образом рассмотрел, что фюзеляж лайнера весь в пробоинах. Словно бы прошит пулеметными очередями.

И еще один

В 2016 году малазийский Боинг нашел Скотт Уаринг (Scott Waring) - известный уфолог и виртуальный археолог из числа тех, которые ищут аномалии на снимках, переданных с других планет, например, с Марса.

Скотт уверяет, что специально поисками пропавшего лайнера не занимался. Искал следы НЛО , которые были замечены в районе Мыса Доброй Надежды (Cape of Good Hope) в 2013 году. И с этой целью рассматривал снимки местности, выложенные в Google Earth. Увидел контуры самолета. Он лежит под водой. Почти целый.


Следовавший по маршруту Куала-Лумпур - Пекин , на его борту находилось 239 человек. Чтобы найти самолет, была организована самая дорогостоящая в истории поисково-спасательная операция стоимостью более $200 миллионов. Однако место падения так и не было найдено. Официальное расследование зашло в тупик. Но все это время параллельно до истины пытались докопаться родственники и группы энтузиастов со всего мира. Недавно ограниченным тиражом была опубликована книга «Рейс MH370: полёт в никуда. О чём молчит расследование». Ее авторы Сергей Мельниченко , генеральный директор Международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов», человек с большим летным и экспертным опытом, и Павел Тяпкин, в прошлом физик, специалист по радарным установкам и системам ПВО . Они провели свое расследование и попытались разгадать величайшую загадку в истории гражданской авиации. Насколько им это удалось? Об этом мы говорили с Павлом в эфире Радио «Комсомольская правда» .

Рейc MH370 «Полет в никуда: о чем молчит расследование». Новые подробности исчезновения малазийского «Боинга»

Капитан перевел дочери крупную сумму...

Павел, эта история не укладывается в голове: напичканный электроникой самолет бесследно пропадает в напичканном электроникой и радарами мире. Что это было? Теракт? Попытка самоубийства? Несчастный случай?

Версия с самоубийством пилота стала, как мы это называем с соавтором, «неофициально официальной версией». Ее изо всех сил проталкивает и малайзийская и англоязычная пресса, но, на наш взгляд, она хромает на обе ноги. Ну, во-первых, зачем так странно и долго себя убивать? Ведь самолет летел еще много часов после того, как отклонился от курса. А самоубийство - это все же либо импульсивный, либо хорошо продуманный, но быстрый поступок. Когда мы писали книгу, то очень внимательно изучали все, что мы могли «накопать» про капитана - 53-летнего Захари Ахмад Шаха. И пришли к выводу, что самоубийство не в его типе характера, особенно самоубийство с таким количеством невинных жертв - простых пассажиров.

Однако ведь на него составили целое досье! И там полно подозрительных деталей. Например, на домашнем летном тренажере он отрабатывал тот самый маршрут с полетом в совершенно безлюдную точку Индийского океана. Незадолго до последнего полета перевел дочери крупную сумму денег, якобы на покупку дома. Наконец, за несколько минут до вылета ему поступил странный звонок с сим-карты, купленной с помощью поддельных документов.

Но этот звонок как раз и опровергает версию самоубийства! Скорее, он косвенно подталкивает нас к версии теракта.

- Если это был теракт, то почему никто не взял на себя ответственность?

Тут у нас два довода. А что если теракт не удался? Что если было задумано что-то более грандиозное, вроде атаки на башни-близнецы в Нью-Йорке , а самолет просто не долетел до цели, разбился по каким-то причинам? И второе. Теракт мог быть задуман и полностью осуществлен одиночкой. В данном случае - капитаном лайнера. Мы видим, что в Европе происходит много таких терактов, когда человек вообще не входит ни в какую ячейку, не имеет над собой никаких руководителей. Просто сам задумал теракт, захватил грузовик и врезался в толпу, подавил людей. Но тут есть еще одно обстоятельство, которое еще больше запутывает ситуацию. Создается впечатление, что кто-то делает все, чтобы «Боинг» никогда не был найден.

- Почему?

Например, в середине расследования тихо и незаметно обнаруживается бумажный документ, из которого следует, что в «Боинг» залили больше топлива, чем было указано в официальных электронных записях. Исходя из этого рассчитывается место падения гораздо дальше первоначальной официальной дальности полета. Потом есть странная позиция малайзийских военных, которые ситуацию в своем воздушном пространстве контролируют на 100 процентов, но почему-то равнодушно наблюдают, как в первые дни после исчезновения «Боинг» ищут у берегов Вьетнама , где его точно нет. Потом через четыре дня, 12 марта, спохватываются и говорят: а вы знаете, самолет развернулся и обратно через всю Малайзию полетел в сторону Андаманских островов. А потом, 13 марта, возникают американцы и говорят: а по спутниковым данным, исходя из восьми сигналов телеметрии двигателей Боинга 777, самолет летел еще семь часов и вроде упал далеко на юге, в Индийском океане. Хорошо, не вопрос! Но в Австралии установлен мощнейший загоризонтный радар стоимостью $1,5 миллиарда, он «пробивает» на 3000 километров. Если «Боинг» упал в той расчетной точке Индийского океана, то австралийцы должны были его видеть. Но на все запросы они отмалчиваются, ссылаясь на военную тайну. Наконец, обломки «Боинга», которые были выброшены океаном на берег острова Реюньон (это в Индийском океане, 700 к востоку от Мадагаскара - Ред.), судя по карте морских течений, не могли приплыть оттуда, где шла поисковая операция. Таких нестыковок куча. Налицо искажение данных: лайнер ищут там, где он не мог упасть.

Угнали дистанционно?

Такие подтасовки дают повод для появления различных конспирологических теорий. Муссировалась версия, что целью злоумышленников была группа разработчиков секретного микрочипа из американской компании Freescale Semiconductor, которая находилась на борту. Другие обращали внимание на большое количество однофамильцев, зарегистрировавшихся на рейс. Но больше всего говорят об «американском следе». Суть этой конспирологической теории в том, что после взрыва башен-близнецов в Нью-Йорке американские спецслужбы заказали «Боингу» разработку системы удаленного управления самолетами. В случае захвата лайнера террористами она даст возможность перехватить управление и дистанционно посадить его в безопасном месте. Якобы, такая система была установлена на пропавшем «Боинге», но воспользовались ей вовсе не спецслужбы...

Я в эти теории заговора не верю. Технически встроить такую систему в самолет и управлять им с земли через спутник вполне возможно. Но ни одна спецслужба мира на этот шаг не пойдет, потому что это несет жуткую опасность для них самих. Ведь в этом случае они открывают окно возможностей для террористов. Если есть система дистанционного управления, то рано или поздно ее взломают хакеры и наоборот - поведут самолет на небоскреб. Причем убьют двух зайцев : и теракт совершат, и сами в живых останутся. Большинство конспирологических теорий рождается из-за недостатка информации. Яркий пример - история с однофамильцами. Тут же стали раздувать: группа готовила захват самолета. Потом оказалось, что однофамильцами были китайцы-художники из несколько поколений одной семьи, летевшие домой после выставки.

Если самолет невозможно было угнать дистанционно, значит, это сделал кто-то на борту. Были среди пассажиров люди, обладавшие летными навыками?

Была версия, что среди пассажиров был малайзийский специалист по авиационной электронике, который сидел в бизнес-классе прямо под антенной спутниковой связи и теоретическим мог «хакнуть» лайнер. Но честно говоря, доказательная часть этой версии шита белыми нитками. Мы перебрали всех пассажиров поименно, но потенциальных угонщиков не обнаружили. Нас больше привлекал капитан воздушного суда.

- Чем именно?

Мы накопали несколько фактов совершенно странных. Я бы даже сказал, разнонаправленных. С одной стороны, он - дальний родственник и страшный фанат одного малайзийского оппозиционного политического деятеля Анвара Ибрагима, который, судя по всему, тесно связан с Саудовской Аравией и ваххабитами.


Пассажиры стали жертвами политических разборок?

- Захари Ахмад Шах был религиозным человеком?

В том-то и дело, что нет. Мы проанализировали его активность в интернете и обнаружили, что в последние полгода он лайкнул на YouTube несколько лекций известного английского биолога и атеиста Ричарда Докинза . То есть капитан увлекся атеизмом, что для мусульманина очень необычно. И напрочь убивает версию про терроризм с исламским уклоном. Капитан оказался личностью противоречивой. Он был не исламистом, а скорее, правозащитником, который выступает за свободу, равенство и братство. Известно, что он в соцсети выкладывал свое фото в черной футболке с надписью «Демократия умерла». Потому что, с его точки зрения, демократия действительно умерла, так как его кумиру Анвару Ибрагиму не дали победить на выборах в Малайзии. Против Анвара были cнова выдвинуты обвинения, 7 марта 2014 года политика приговорили к 5 годам тюремного заключения...

А 8 марта 2014 года «Боинг», которым управлял Захари Ахмад Шах, исчез в неизвестном направлении! То есть чисто теоретически в случае угона пассажиры могли быть использованы в качестве заложников, если бы возник торг: пассажиры в обмен на свободу Анвара Ибрагима? А потом что-то пошло не так?

Я такие версии тоже слышал, но у нас слишком мало информации, чтобы что-то определенное говорить.

- На борту был еще и второй пилот. Что можно сказать о нем?

Фарик Абдул Хамид гораздо моложе, ему было 27 лет, и я не верю, что он мог угнать самолет в силу его положения на борту. Этот полет был его последним экзаменом перед получением сертификата на этот тип воздушного судна. Если бы Захари подписал его летный сертификат, Фарик становился бы вторым пилотом Боинга 777. То есть впереди карьерный скачок, другая зарплата... Поэтому он не мог ничего в этом полете предпринять подозрительного. И это еще раз указывает на капитана - именно командир угнал самолет. В этот момент Фарик Абдул Хамид был наиболее зависим от капитана. И еще одно обстоятельство. Второй пилот за несколько дней до полета сделал предложение своей девушке.

- Логично. Если ты собрался угнать лайнер, тебе не до устройства личной жизни.

Кстати, всплыла поразительная деталь. Когда лайнер летел уже с выключенными системами связи обратно через Малайзию, он зачем-то сделал полукруг вокруг города Пенанг. А это родной город Захари Ахмад Шаха. Такое ощущение, что он прощался со своим домом. И, вот представляете, есть неофициальная информация, что в этот момент один из сотовых телефонов на борту «Боинга» связался с базовой сотовой станцией в одном из районов города Пенанг.

Второй пилот пытался звонить с борта самолета

- Разве такое возможно?

В принципе, да, особенно если самолет летит медленнее и ниже, чем это было в ту ночь. Энтузиасты из малайзийской полиции специально гоняли там с этой целью небольшой винтовой самолет, оказалось, что телефон «схватывает» сеть на высоте 3-5 километров. Но в тот раз звонок не удался, там было просто соединение, но этого достаточно, чтобы определить телефон звонившего абонента. Это был номер второго пилота.

- А сколько прошло со времени угона?

Больше часа.

- То есть, он уже мог понять, что лайнер захвачен?

Мы можем строить догадки, что он пытался что-то сообщить на землю. Но это всего лишь догадки.

- Насколько велики шансы, что мы узнаем правду о пропавшем «Боинге»?

Я рассчитываю на то, что нам что-то выкинет океан. Есть некоторые наметки, что имеет смысл поискать на безлюдных островах, отмелях ближе к центру Индийского океана. Обломки кое-что могут рассказать. А вторая надежда - на то, что если конспирологи все же правы, и был заговор, то рано или поздно кто-то проболтается.

То ли правда, то ли нет....Анонимный источник: Бежавший из плена, пассажир малайзийского Боинга вышел в селение на юго-востоке Афганистана...
С угоном Боинга 8 марта 2014 года скорее всего связаны Соединенные Штаты — речь может идти о «внеморальных» государственных интересах этой страны...

«Бежавший из плена под Кандагаром азиатский пассажир драматического рейса MH370 добрался до селения на юго-востоке Афганистана под названием Шахраз (уточняется). Примерно через неделю данные об этом будут переданы Китаю (неизвестно, станет ли это достоянием мировой гласности). Как стало известно, целью внезапного угона малайзийского авиалайнера Боинг-777-200-ER стало — пресечение американской стороной попытки группы особых специалистов попасть из Малайзии в Китай». Об этом на особом доверии корреспонденту «МК» эксклюзивно рассказал анонимный источник в спецслужбах. По некоторым предположениям, Соединенные Штаты могли таким образом сорвать попытку промышленного шпионажа со стороны Китая. Как бы это не омерзительно звучало, но отработанными методами террористов теперь вооружились политики и силовики государств. В мировых СМИ данная информация публикуется впервые.

Накануне источник из спецслужб сообщал «МК» на условиях анонимности о том, что, по имеющимся данным, захваченные пассажиры, внезапно пропавшего 8 марта 2014 года авиалайнера, летевшего рейсом MH370 из Куала-Лумпура в Пекин начали умирать из-за невыносимых условий содержания.

По словам представителя спецслужб, поиски «черного ящика» лайнера являются, скорее всего, бессмысленной затеей, хотя и объяснимой.

В первую декаду апреля «МК» сообщало о том, что кличка злоумышленника, вынудившего пилотов «Боинга» совершить угон самолета компании Malaysia Airlines, на борту которого находились в общей сложности 239 человек, — Хич. Не было ничего не известно о его сообщниках. Пилоты рейса MH370 в угоне не виновны, заверил тогда собкора «МК» на условиях анонимности достаточно авторитетный источник из спецслужб.

«Rolls-Royce собирает данные о работе двигателей Trent 800, которые устанавливаются на Boeing 777, раз в 30 минут. Пять часов полета на крейсерской скорости (около 900 км в час) дают дальность полета 4000-4400 км» (The Wall Street Journal via «Ведомости«). Это означает, что Boeing 777 мог приземлиться в том числе и в Афганистане…

В конце марта 2014 года «МК» оказалось единственным изданием в мире впервые сообщившем о том, что «малайзийский авиалайнер находится на небольшой дороге к юго-востоку от афганского Кандагара (в горах, на границе с Пакистаном), с отломанным крылом. Это значит, что лайнер мог совершить очень жесткую посадку. Все пассажиры рейса MH370 на тот момент были живы. По имеющимся данным, взятые в заложники люди были разбиты на семь групп и помещены в «мазанки» (в очень тяжелые условия)».

По мнению разведки, «целью угона целого самолета был захват 20 специалистов, летевших из Малайзии в Китай». По сообщенным «МК» данным стало известно, что «захваченные специалисты еще в марте были перевезены в один из пакистанских бункеров (предположительно, там находится некое производство). Среди оговариваемых специалистов — один японец, хотя в официальном списке пассажиров рейса его национальность отличалась».

Пресс-атташе российского посольства в Кабуле Степан Аникеев не смог прояснить ситуацию: «К нам не поступала эта информация, — заявил изданию НСН российский дипломат. — Но у нас в Афганистане много всего интересного происходит. Может быть, и есть этот лайнер здесь, почему бы нет. Если все живы, это было бы здорово. Но пока комментировать нечего», — сказал из Кабула Аникеев.

КАРТА — где может находится исчезнувший авиалайнер

Самолет «Боинг-777-200ER», выполнявший рейс из Куала-Лумпура в Пекин (длина маршрута — 4417 км), внезапно пропал 8 марта 2014 года. Boeing 777-200ER компании Malaysia Airlines совершал совместный с китайской China Southern Airlines рейс с 227 пассажирами на борту из 14 стран, включая 5 детей в возрасте до 5 лет и 12 членами экипажа (в т.ч. — два пилота). Большинство пассажиров — 153 — имели гражданство Китая (один — постоянный резидент Гонконга). Среди пассажиров был единственный россиянин - 43-летний предприниматель Николай Бродский из Иркутска. Он возвращался из отпуска на Бали, где занимался дайвингом. Четыре человека, имевшие билеты на этот рейс, опоздали на регистрацию и не попали на самолёт. Минимум двух пассажиров (итальянца Луиджи Маральди (Luigi Maraldi) и австрийца Христиана Коцеля (Christian Kozel), которые числились в списках, на борту не было: по их паспортам приобрели билеты и попали на борт иранцы — Пурия Нур Мохаммад Мердад и Делавар Сейед-Мохаммадреза.

Генеральный секретарь Интерпола Рональд Ноубл: «Вызывает большое беспокойство, что любой человек может попасть на международный рейс, используя украденный паспорт, содержащийся в базах Интерпола».

Рейс MH370 вылетел из Куала-Лумпура в Пекин 8 марта в 00:41:13 по местному времени. В 01:19:24 диспетчер «Куала-Лумпур Контроль» передал рейс MH370 диспетчерам в Хошимине, на что было получено подтверждение от экипажа авиалайнера. В последний раз рейс MH370 был зафиксирован на радаре в 01:21:13, однако пилоты не выходили на связь с диспетчерами в Хошимине. После этого связь с самолетом была потеряна совсем. В 01:38 вьетнамские диспетчеры обратились к своим коллегам в Куала-Лумпур с вопросом, куда пропал рейс MH370?

После безуспешных попыток обнаружить пропавший самолет диспетчеры Куала-Лумпура в 02:15 связались с центром управления полетами авиакомпании Malaysia Airlines, где предположили, что самолет находится в воздушном пространстве Камбоджи. Однако диспетчеры центра ОрВД Камбоджи отметили, что экипаж с ними на связь не выходил. Вьетнамские диспетчеры в свою очередь подчеркнули, что согласно плану полета лайнер Boeing 777 не должен был пролетать через воздушное пространство Камбоджи. В течение следующих нескольких часов диспетчеры и представители авиакомпании тщетно пытались установить хоть какую-то связь с самолетом и определить его местоположение. В результате после четырех часов безрезультатных попыток, в 05:30 был отправлен запрос о начале официальной поисково-спасательной операции. Известно о семи полученных сообщениях с рейса MH370 посредством адресно-отчетной системы авиационной связи (ACARS) после потери связи с авиалайнером, включая последнее в 08:19.

1 мая Министерство транспорта Малайзии опубликовало предварительный отчет об обстоятельствах исчезновения авиалайнера Boeing 777. В нем министр транспорта Малайзии Хисамуддин Хуссейн подтвердил информацию о том, что один из военных радаров Малайзии зафиксировал разворот самолета в западном направлении утром 8 марта… («Авиационный деловой портал«)
Итак, по сей день никому ничего неизвестно о рейсе MH-370. Малайзия, Австралия и Китай договорились продолжить происки пропавшего самолета, которые теперь будут больше сосредоточены на изучении морского дна (апрельские поиски в Индийском океане результатов не принесли).

В конце апреля уставшие от неопределенности и однобоких методов поисков пропавшего авиалайнера родственники пассажиров пропавшего «Боинга» обратились к властям Малайзии с письмом о проверке версии нахождения исчезнувшего самолета, выдвинутой впервые (31 марта) российской газетой «Московский Комсомолец» со ссылкой на анонимные источники в спецслужбах. Экстраэксклюзивная информация «МК» была срочно обнародована на английском и французском языках и мгновенно растиражировалась мировыми СМИ (пример и еще пример), блогами и соцсетями (на различных языках мира).

MH370: Check Kandahar, say family members

Эксперт в области расследования авиационных происшествий из Центра научно-технических исследований и экспертиз (Москва), опытнейший советско-российский авиатор Евгений Кузьминов пояснил собкору «МК», что «такой самолет вполне мог сесть на обычной грунтовой дороге более менее плотной поверхности длиной порядка 2000 метров. Хотя, конечно, для этого должны быть свободные подходы к посадочной полосе — то есть не должно быть деревьев и гор. При жестком приземлении на «плохую» поверхность, конечно, могло подломиться шасси или даже поломаться крыло» (оценочный вес угнанного Боинга 777-200ER с пассажирами, экипажем и грузом — порядка 200 тонн). Евгений Кузьминов напомнил о похожей посадке авиалайнера, имевшей место в СССР в 1968 году, в результате которой все пассажиры остались живы, а самолет уцелел.

Boeing 777 — крупнейший в мире двухмоторный реактивный пассажирский самолёт. Двигатели, устанавливаемые на нём, являются самыми крупными и самыми мощными в истории авиации реактивными двигателями. Увеличенная дальность полета до 14316 километров. Размах крыла: 60.90 м, длина: 63.70 м.
For foreign media

This information was not published in the world media: «A Russian newspaper has claimed that Flight MH370 was hijacked by «unknown terrorists» and flown to Afghanistan, where the crew and passengers are now being held hostage. The extraordinary comments, attributed to a Intelligence source, appeared in the Moskovsky Komsomolets newspaper. The source told the paper: «Flight MH370 Malaysia Airlines missing on March 8 with 239 passengers was hijacked. Pilots are not guilty; the plane was hijacked by unknown terrorists. We know that the name of the terrorist who gave instructions to pilots is «Hitch.» The plane is in Afghanistan not far from Kandahar near the border with Pakistan». Moskovsky Komsomolets also claims the passengers have been divided into seven groups and are living in mud huts with almost no food. Twenty Asian passengers were said to have been smuggled into a bunker in Pakistan.

ИСТОРИЯ ПОИСКА «сбежавшего» рейса MH370 (от Wiki)

Предыдущий случай бесследного исчезновения гражданского самолета имел место 30 января 1979 года во время выполнения грузового рейса Boeing 707-323C компании Varig. Через полчаса после вылета из Токио самолет исчез над Тихим океаном. Несмотря на обширные поиски, не удалось найти никаких следов самолёта либо признаков его падения. Данный инцидент считался до сих пор единственным фактом бесследного исчезновения реактивного авиалайнера и одним из самых загадочных случаев в истории мировой авиации…

Летевший в ночь на 8 марта 2014 года из Куала-Лумпура в Пекин «Боинг-777» малайзийских авиалиний неожиданно пропал с радаров, не подав никаких сигналов о неполадках. На поиски борта и 239 человек, находившихся на нём, были брошены силы более 25 стран. Работы велись почти три года, прекращались и снова возобновлялись, но так ни к чему и не привели. Наоборот, со временем вопросов становится всё больше, а число ответов – всё уменьшается.

Угнать самолёт и улететь на Мальдивы

За всё время поисков спасателям удалось найти лишь несколько незначительных обломков, принадлежность которых к рейсу MH-370 эксперты смогли установить официально. В июле 2015 года в 700 километрах от Мадагаскара на берегу острова Реюньон была обнаружена деталь с маркировкой «657ВВ». Позднее, в августе, следователи выяснили, что найденный обломок – это часть крыла малайзийского «Боинга». Ещё почти через год, уже недалеко от мозамбикского побережья, был найден стабилизатор горизонтального полёта, принадлежность которого к 777-ому также была установлена специалистами.

А вот ни тел, ни тем более чёрных ящиков обнаружить не удалось - всё это, вероятно, кануло в морскую пучину. Отсутствие останков, которые могли бы пролить свет на трагедию, привело к тому, что начали выдвигаться самые фантастические версии произошедшего. Так, малайзийские власти всерьёз рассматривали версию, что самолёт могли угнать – на первый взгляд весьма логичное объяснение пропавшим обломкам. Назывались даже возможные «пункты назначения»: Казахстан, Афганистан, Пакистан и Мальдивы. Но власти этих стран оперативно опровергли подобные предположения, отметив, что следы лайнера не были обнаружены их радарами. Хотя это скорее подтверждало предположения: специалисты уверяют, что похитители могли намеренно лететь на малой высоте, чтобы их не засекли.

Конечно же, не исключалась и версия теракта. По убеждению некоторых экспертов, только при уничтожении в воздухе обломки могли пропасть бесследно. Масла в огонь подлило известие, что двое из пассажиров, которые должны были оказаться на борту, заявили о краже паспортов. С помощью их документов террористы как раз могли попасть на самолёт. Впрочем, есть у этого и другое объяснение: Куала-Лумпур – крупный центр переправки мигрантов в Европу, путешествующих именно по украденным паспортам. Так что, возможно, пропажа паспортов никак не связана с пропажей самолёта.

Проститься с домом и разбиться

Как бы то ни было по прошествии некоторого времени – когда то у берегов ЮАР, то в Танзании, то в Таиланде начали находить обломки – версии угона и теракта отошли на второй план. Постепенно всё больше вопросов стало появляться к роли пилота «Боинга» - Захарии Ахмад Шаха в произошедшей трагедии.

53-летний капитан борта работал в Малайзийских авиалиниях с 1981 года и за это время налетал почти 18,5 тыс часов. Погода в зоне пропажи была хорошей, так что версия об ошибке при пилотировании была отброшена почти сразу.

После детального анализа переговоров было отклонено также предположение о том, что Ахмад Шах был «не в себе». Последний контакт пилота с наземными службами не вызывал вопросов: на сообщение диспетчера о том, что он передает управление вьетнамских коллегам, лётчик спокойным голосом ответил: «Хорошо, спокойной ночи».

Правда, за 12 минут до этого «Боинг» изменил курс, а в самолёте были отключены все системы связи и обнаружения. По всей видимости, тогда же борт снизился до предельно малой высоты, чтобы стать «невидимым» для радаров. Далее, предположительно, он следовал на юг, умело лавируя между воздушными пространствами разных стран, и долетел до центра Индийского океана к западу от австралийского города Перт – максимально удалённого от возможных мест посадки района.

О том, что всё это – дело рук Ахмад Шаха, косвенно говорит несколько фактов. Во-первых, во время обыска в его квартире ФБР нашла лётный тренажёр, в программу которого была загружена информация по пяти взлётно-посадочным полосам в районе Индийского океана. Во-вторых, «Боинг» сделал ненужный крюк возле малайзийского штата Пинанг, откуда был родом пилот.

Основываясь на этих фактах, авиаконструктор Саймон Харди позднее предположил, что пропажа самолёта – не что иное, как самоубийство Ахмад Шаха. Как при этом ему удалось «обезвредить» других членов экипажа и пассажиров, по-видимому, останется загадкой. Экс-руководитель Бюро безопасности транспорта Канады Лэрри Вэнс предположил, что пилот, предварительно надев кислородную маску, мог разгерметизировать салон, чтобы находившиеся на самолёте люди потеряли сознание.

«Головоломка» на 70 миллионов

Вероятно, не удастся выяснить и то, был ли самолёт направлен прямиком в воду или же продолжал полет до тех пор, пока не кончилось топливо. При этом исследователями установлено, что «Боинг» не готовился к посадке на воду – его закрылки попросту не были выпущены. Достоверно никто даже не может сказать, где именно упал самолёт. Только «приоритетная зона» падения тянется в длину на 93 километра, а её площадь превышает 60 тысяч квадратных километров.

Выходит, что «дело малайзийского «Боинга» почти целиком состоит из тёмных пятен. Что реально произошло и что считать приоритетной версией пропажи самолёта? Мог ли командир корабля настолько разочароваться в жизни, что решил покончить с собой таким изощрённым способом, заодно прервав судьбу ещё 238 человек? Понимали ли они, что с ними происходит? Рухнул ли лайнер и если да, то где? А если нет, то остался ли кто-либо в живых? Наконец, найдутся ли чёрные ящики «Боинга»?

Пока не найдётся ответ хотя бы на один из этих вопросов, вряд ли удастся раскрыть загадку этой истории. Однако надежды остаются: поисковыми работами в настоящее время занимается лишь одна частная компания. Правительство Малайзии обещало ей 70 миллионов долларов, если лайнер или его чёрные ящики будут найдены. Так что вот ещё один вопрос – достаточный ли это стимул, чтобы довести дело до конца?