Заграничные паспорта и документы

Легенды и мистика озера светлояр. Тайна китеж-града, скрывшегося под водой озера светлояр Экскурсии на озеро

24 июля в Казани, во время пресс-конференции, посвященной погружению дайверов в озеро Светлояр Нижегородской области, члены экспедиции признались, что верят в приметы. По словам руководителя подводного исследовательского отряда РГО и ФПСР Дмитрия Шиллера, во время экспедиции было замечено несколько мистических событий.

Сразу после приезда члены экспедиции стали свидетелями необычного события. Дело в том, что озеро считается духовным символом России. В ночь на Ивана Купалу, с 6 на 7 июля, сюда прибыли 26 тыс. паломников, чтобы совершить обряд. Согласно легенде, человек должен три раза обойти вокруг озера со свечами в руках. Паломников было настолько много, что озеро находилось в огненном кольце.

Увиденное очень впечатлило участников экспедиции. Им предстояло на глазах у всех паломников совершить погружение в озеро, что они и сделали. Перед этим к дайверам подошел старый старообрядец и рассказал историю про водолаза, который когда-то пропал в озере. Это вызвало неприятные ощущения у участников экспедиции, однако от своей цели они не отступились.

Как только дайверы опустились в воду, грянул гром и начался ливень. По словам ожидавших на берегу, ливень был таким сильным, что они не видели кончиков своих пальцев на вытянутой руке. Как только дайверы вынырнули, дождь прекратился. Члены экспедиции считают, что таким образом озеро прогневалось на них за то, что они проникли в его глубины.

Также участники исследовательского отряда Русского географического общества Максим Астахов, Владимир Алимпиев и Артем Куликов отметили и другой удивительный момент. Во время погружения один из участников на небольшой глубине потерял элемент снаряжения. Впятером ребята пытались его найти, но вещь была потеряна.

Это аномальное явление, поскольку обычно вещь падает на дно и ее легко найти. Участники экспедиции объясняют пропажу особенностью структуры дна: желеобразная субстанция, которая затягивает все, что туда упало. Дайверы считают, что таким образом они заплатили за проход – озеро забрало то, что ему было нужно.


Данный факт стал еще одним доказательством того, что озеро имеет двойное дно. На дне озера нет ни мусора, ни бутылок. Дела обстоят так потому, что они проваливаются через первое дно. Члены экспедиции и сами с легкостью погружались на первое дно. По словам участников, страха они не испытывали, так как проходили предварительные тренировки в пещерах, где можно было заблудиться.

В данной ситуации дайверы понимали, что в любой момент могут всплыть на поверхность. Добраться до второго дна членам экспедиции не позволила ледяная вода, от которой стыла кровь. Так озеро выпроводило нежеланных гостей, считают дайверы.

«Существует военно-морское правило: если водолазу приснился плохой сон и у него есть предчувствие, он имеет право отказаться от погружения», - сообщил Д.Шиллер на вопрос о том, верит ли он в предзнаменования.

Дмитрий Шиллер рассказал о том, как появилась идея совершить экспедицию на озеро. По его словам, ровно 100 лет назад члены Казанского университета первыми пришли на берег озера Светлояр, чтобы разгадать его тайны. Озеро считается духовным символом России. Согласно легенде, хан Батый напал на Китеж-град. Небольшой город, не желая сдаться врагу, ушел под воду. Уже многие десятилетия ученые пытаются разгадать тайну водоема.

После приезда на озеро члены экспедиции стали свидетелями необычного события. Сюда съехались 26 тыс. паломников, среди которых были православные, мусульмане, буддисты, старообрядцы. Люди пришли за энергетикой озера. Согласно преданию, человек должен три раза обойти вокруг озера со свечами в руках. Паломников было настолько много, что озеро находилось в огненном кольце.


Перед членами экспедиции была поставлена задача сфотографировать дно, взять биологические пробы на самой глубокой точке, чтобы помочь ученым понять, как озеро появилось. В экспедиции принимали участие и волонтеры – юные дайверы 15-16 лет, которых отряд по возможности всегда берет с собой.

Никаких следов деятельности человека членами экспедиции найдено не было. Единственное, что удалось обнаружить, - остатки деревьев. Все собранные материалы переданы в лабораторию на изучение.

В этой статье речь пойдет о легендарном граде Китеже, укрывшемся от врагов на дне озера Светлояр (Нижегородская область). Разгадать его загадку вот уже несколько десятилетий пытаются ученые всего мира.

Горячая молитва

О том, как скрылся под водой град Китеж, повествует старинная летопись 1251 года, созданная через 13 лет после того, как произошли описанные в ней события.

Согласно этому литературному источнику, в 1238 году хан Батый, покорив почти все русские княжества, сошелся в битве на реке Сити с правителем Владимиро-Суздальской земли Георгием Всеволодовичем. В жарком сражении монголо-татарские захватчики сокрушили немногочисленные полки русичей, и князь вместе с остатком войска укрылся в небольшом городе Китеже, который он же и основал несколько десятилетий назад на берегу озера Светлояр.

Надо сказать, что подступы к граду надежно скрывали ветлужские леса и непроходимые болота, и дорогу туда знали лишь немногие. Желая во что бы то ни стало добраться до князя Георгия, Батый приказал пытать пленных, дабы узнать у них путь к Китежу. Даже самые страшные пытки не смогли сломить пленников, но один из них - Гришка Кутерьма - все же указал захватчикам путь к городу, ставшему убежищем для князя.

Пройдя по тайной тропе, татарские орды увидели перед собой красавец Китеж, практически лишенный боевых укреплений. Его жители, вместо того чтобы готовиться к битве, упав на колени, истово молились. Предвкушая легкую победу, захватчики ринулись к городу, но тут из-под земли хлынули потоки воды, вынуждая неприятеля бесславно отступить.

Но даже когда татаро-монголы ретировались, подземные источники не иссякли. Вода поднималась вокруг стен города, надежно укрывая дома, храмы и жителей Китежа. Вскоре на месте цветущего града поблескивала на солнце лишь гладь озера, которое и по сей день является немым свидетелем катаклизма ушедших веков.

Место заповедное

Сегодня же у многих исследователей событий тех лет возникает вопрос: а зачем нужно было Батыю, практически покорившему уже всю Русскую землю, искать маленький город, затерянный в лесах и болотах, который трудно назвать лакомой добычей? Неужели хан потратил время и силы на поиски заветной тропки к Китежу только для того, чтобы уничтожить уже побежденного князя?

Ответ на этот вопрос дает в одной из своих работ писатель и историк Александр Асов. По его мнению, Китеж - один из древнейших городов Русской земли, хотя его официальная история насчитывает всего несколько десятилетий. И основан он был еще в дохристианские времена в непростом, заповедном месте.

Испокон веку славянские племена верили, что озеро Светлояр наделено силой неведомой. Потому-то живущие на его берегах берендеи устраивали святилища светлому богу Яриле, имя которого и дало название озеру.

Кроме того, согласно славянским легендам, на этой заповедной земле родился могущественный бог Китоврас, имевший облик получеловека-полуконя. Он был строителем храмов, ведавшим все тайны Вселенной. Здесь же появился на свет бог мудрости и хмеля Квасура, дарующий людям радость и веселье.

Сам же Китеж-град впервые упоминается еще в «Звездной книге Коляды» - священной летописи наших далеких предков. Этому городу покровительствовали многие боги, и даже когда Русская земля стала православной, на местах силы - святилищах славянских божеств - были возведены христианские храмы.

Правители всех княжеств почитали Китеж и заботились о священном городе, о чем говорят шесть (!) белокаменных церквей, возведенных здесь в рекордно короткое время. Белый камень в Средние века был очень дорог, и строители расходовали его очень бережно.

Поэтому можно предположить, что, услышав о необычном городе, Батый решил завладеть его великой силой, дабы с ее помощью завоевать весь мир. (Правда, непонятно, почему великая сила города не помогла Георгию Всеволодовичу победить Батыя.) Однако высшие силы распорядились иначе, укрыв под водой священный Китеж и от врагов, и от друзей.

А что же на дне?!

Град Китеж и в наши дни время от времени напоминает о себе людям. Многие очевидцы утверждают, что в ясную погоду на восходе солнца и накануне больших православных праздников из-под воды доносятся звон колоколов и мелодичное пение. Кроме того, иногда здесь можно увидеть под озерной гладью белоснежные стены, кресты и золотые купола затонувших храмов.

Конечно же, глубины Светлояра неоднократно изучали и ученые-археологи, и аквалангисты-любители, но следы утонувшего града так и не были найдены. Исследователи пришли к выводу, что дно озера можно назвать трехслойным - состоящим из трех уровней подводных террас, относящихся к разным эпохам.

Эти террасы уходят в глубь озера от берега подобно ступеням гигантской лестницы, чередуясь с ровными участками дна. На «ступеньке», которую можно отнести к тому веку, когда и произошел катаклизм, погубивший заповедный город, находящейся на глубине 20 метров, были найдены черепки посуды, монеты, украшения XIII столетия - и ничего более значимого.

Однако же при исследовании глубин озера геолокатором на дне Светлояра была обнаружена аномальная зона в виде овала, покрытая многометровым осадочным слоем. Сигналы аппарата из нее были довольно глухими, будто бы что-то мешало свободному прохождению звука. Данный факт позволил исследователям выдвинуть предположение, что в этой зоне вполне могут находиться руины древнего города, однако более весомых доказательств этого пока получить не удалось.

Врата в иной мир

У эзотериков, которые также долгое время изучают феномен исчезновения Китежа, существует своя версия его нынешнего месторасположения.

По их мнению, город, расположенный в месте силы, каковым является район Светлояра, мог перенестись в параллельное измерение, чему поспособствовала горячая искренняя молитва его жителей в момент смертельной опасности. Причем врата в иной мир и сегодня приоткрываются время от времени, чему также есть свои доказательства.

Дело в том, что в село Владимирское, которое находится неподалеку от Светлояра, иногда заходят странные люди в старинной одежде. Эти пришельцы нередко пытаются купить товары в местном сельмаге и расплатиться за них монетами... XIII века - новенькими и блестящими, будто отчеканенными пару лет назад.

Кроме того, в районе озера Светлояр были зафиксированы неоднократные исчезновения людей, решивших отдохнуть на природе в этих заповедных местах. Как правило, эти «заложники обстоятельств» отсутствуют от нескольких часов до двух-трех дней, а возвращаясь обратно, редко помнят, что с ними происходило.

Однако бывают и исключения. Так, один мужчина из Нижнего Новгорода, собиравший грибы у озера Светлояр, пропал в лесу на три дня, а вернувшись, рассказал близким, что побывал в таинственном граде Китеже, и в доказательство своих слов показал кусочек хлеба, которым гостя угостили «подводные жители». Но едва он достал «свое доказательство», как «потусторонний» хлеб на глазах свидетелей превратился в камень.

И все же ежегодно к заветному озеру приезжает множество паломников, причем самых разных вероисповеданий. Влекут их сюда и слава загадочного места силы, и целебная вода, и земля с берегов Светлояра, которой под силу справиться даже с самыми тяжелыми заболеваниями.

Кроме того, считается, что если три раза обойти озеро по часовой стрелке, то оно исполнит любое желание. Правда, сделать это не так-то просто, ведь общая площадь Светлояра составляет 12 гектаров.

Светлояр - одно из самых легендарных и загадочных озер России: ученые до сих пор не пришли к единому мнению относительно его происхождения. Особенностью озера Светлояр является то, что его вода остается чистой и не зарастает тиной. вода из Светлояра может много лет храниться в сосуде, не теряя чистоты, прозрачности и вкусовых качеств.

На Благовещенском холме стоит деревянная церковь, освященная в честь Казанской иконы Божьей Матери.
Люди молятся у поминальных крестов, зажигают свечи, затем поклоняются камням, находящимся на Благовещенском холме. Существует легенда, что сама Богородица оставила свой след на одном из камушков, когда обходила озеро. Геологи называют такие камни - «следовиками» - это карельские «подарки» ледникового периода.

Есть там святыня камень-следовик "Стопочка Богородицы".
Этот камень верующие считают священным, предполагая что след в форме ступни на нем оставила сама Богородица. Рядом сооружен деревянный храм Владимирской божьей Матери.

Легенда об исчезнувшем в водах Светлояра городе вдохновила Н. А. Римского-Корсакова на создание оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».


Озеро Светлояр находится на территории одноименного заповедника. Это озеро - с очень чистой водой, идеальной овальной формы, оно является одним из самых больших и глубоких озер в Нижегородской области. Площадь озера Светлояр - около 12 га, длина - 410 м, ширина - 315 м, наибольшая глубина – около 29 м.

1.

2.

3.

4.

5.

Большая глубина озера Светлояра (до 36 м), его овальная форма с воронкообразным дном, чистота воды делают происхождение этого озера загадочным и явились основанием для распространенного мнения о его карстовом происхождении. Однако исследования, проведенные в районе озера Светлояр геологосъемочной партией Горьковской геологоразведочной экспедиции, не подтвердили этого. Пробуренная близ озера почти 300-метровая скважина показала, что до глубины около 250 метров нет пород, подверженных карсту. Эта четвертькилометровая толща представлена главным образом такими породами, как суглинки, глины, песчаники, мергели. А залегающие глубже известняки, гипсы, ангидриты не затронуты карстовыми процессами. Исследования экспедиции привели к заключению, что Светлояр - остаток древнего русла реки Люнды (правый приток Ветлуги), в полукилометре от которой он находится. Озеро имеет сток в Люнду и обильное родниковое питание, чем объясняется чистота и свежесть его воды.

6.

Легенда о граде Китеже

Еще до пришествия татар, великий князь Георгий Всеволодович построил на Волге город Малый Китеж (нынешний Городец), а потом, «переправившись через тихие и ржавые речки Узолу, Санду и Керженец», вышел к Люнде и Светлояру на «зело прекрасно» место, где поставил город Китеж Большой. Так на берегу озера появился славный Китеж-град. В центре города возвышались шесть глав церквей. И был Большой Китеж велик и знаменит.

7.

8.

9.

Но настал чёрный год - прокатилось по Руси Батыево нашествие. В 1238 году после разорения Владимиро-Суздальского княжества хан Батый разбил лагерь на реке Сити. После очередной неравной битвы князь Юрий Всеволодович с остатками своих войск отступил в Малый Китеж. Однако Батый взял его приступом, и князю с остатками войска чудом удалось скрыться в Большом Китеже. Монголо-татары сожгли малый Китеж, залили кровью, и пытали пленных: где Большой Китеж, в котором укрылся князь, как найти туда дорогу? Один из них не выдержал мук - повёл врагов через заволжскую тайгу. Но Китеж, когда его окружили враги, не сдался им: жители его взмолились Богу, и защитил он их. Город опустился вниз, и его накрыли сверху земляные колпаки - холмы и озеро. Ужас объял врагов, и бежали они прочь от этого чуда.
Теперь к озеру есть путь, который называется Батыевой тропой. Она может привести к славному городу Китежу, но не каждого, а лишь чистых сердцем и душою. С тех пор город невидим, но цел, а особо праведные могут увидеть в глубине озера огоньки крестных ходов и слышать звон его колоколов.
По легенде, на дно этого озера опустился город Китеж.

10.

11.

12.

13.

Михаил Михайлович Пришвин, готовясь к поездке на Светлояр, писал так: «Я думаю о том неизвестном мне заволжском крае, куда мне предстоит ехать летом. Это решено, я туда еду. Пусть все там изучено, пусть все известно, но я-то почти ничего не знаю И меня почти никто не знает на свете. Я оторву кусочек большого таинственного мира и расскажу другим людям по-своему».
«Познакомившись с чудесным озерком, я после этого не раз приходил к нему с палкой в руках и котомкой за плечами, чтобы, смешавшись с толпой, смотреть, слушать и ловить живую струю народной поэзии среди пестрого мелькания и шума».

1.

2.

3.

Легенда о чудесном погружении в его воды града Китежа, не сдавшегося хану Батыю легла в основу оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», послужила материалом для полотен Васнецова, Нестерова, Рериха.

4.

5.

6.

7.

А это уже строки Владимира Галактионовича Короленко.
На берегу Светлояра шумела ярмарка. Продавался нехитрый крестьянский товар. За рядами палаток были установлены столы с самоварами. Пьяные на озере были редкостью.
Выше ярмарки, на горах, стояла часовня Вокруг нее и шла пря. Споры о вере. Берега озера были приютом свободомыслия. По всем дорогам и тропам шли сюда люди разных вер: раскольники, сектанты, чернокнижники, старообрядцы, доморощенные философы, толстовцы. Шли с тяжелыми книгами. Шли на молитву и великий спор. О чем говорили? Да о вере - чья вера ближе к истине. Приезжавших наблюдателей поражал один из творимых здесь ритуалов. После усердных молитв и поклонов надо было три раза оползти озеро. Говорят, что так поступали женщины в годы Великой Отечественной войны, вымаливая у Бога жизнь своим мужьям, сыновьям, братьям.

8.

9.

10.

11.

12.

1.

2.

3.

4.

Советский композитор С. Н. Василенко написал кантату «Сказание о граде Великом Китеже и тихом озере Светлояр». Свои живописные полотна Светлояру посвятили К. А. Коровин, М. П. Клодт, А. М. Васнецов, Н. К. Рерих, И. С. Глазунов.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

28.

29.

30.

31.

32.

1.

3.

4.

5.

6.

Оно нашло отражение в произведениях А. Мельникова-Печерского, М. М. Пришвина, ему посвятили стихи А. Н. Майков, М. А. Волошин, А. А. Навроцкий. Весьма обширна научная и научно-популярная литература о Светлояре. В последние годы она пополнилась двумя интересными источниками: в 1982 г. вышла книга К. Г. Пысина «О памятниках природы России», где описано озеро, а в 1985 и 1989 г. - сборник легенд о Светлояре «Град Китеж», составленный В. Н. Морохиным.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

Для православных озеро Светлояр - это место паломничества, к которому следует относиться благоговейно. Особый день на Светлояре - 6 июля (23 июня по старому стилю) - праздник Владимирской иконы Божией Матери. В селе Владимирском 6 июля - престольный праздник. Съезжается много народу. Крестным ходом идут верующие от Владимирской церкви (по имени храма, что стоит в селе с 1766 года, оно и названо Владимирским) до часовни Казанской иконы Божией Матери, выстроенной на "горах" на берегу озера, и там служится молебен.

Это небольшое озеро находится на территории Нижегородской области, в междуречье Керженца и Ветлуги, левых притоков Волги. Именно с ним связана легенда о граде Китеже, ушедшем на дно, чтобы не достаться врагам. Озеро Светлояр обладает уникальными свойствами: набранная из него вода годами сохраняет свежесть, а на берегах встречаются растения, которых в этой местности больше нет. Сюда регулярно прибывают паломники - и каждый год здесь происходят случаи чудесного исцеления.
Всё началось с метеорита
Длина водоёма - 470, а ширина - 350 метров, он имеет форму овала. Его название восходит к исконно русским словам «светлый» (кстати, оно также имело значение «чистый», «праведный») и «яр», обозначающему не только обрыв, глубину, но и место, имеющее отношение к славянскому богу солнца Яриле.
Вопрос о происхождении озера до недавнего времени оставался открытым. В XIX веке высказывалось предположение о карстовом происхождении озера (то есть его образовании в результате провала горной породы под воздействием климатических условий). Доказательством служило сходство со многими карстовыми водоёмами: они обычно тоже невелики, часто имеют правильную форму и большую глубину, вода в них иногда может исчезать и появляться снова - именно это, согласно легендам, происходило со Светлояром.
Но проведённые в середине XX века геологоразведочные работы показали, что на дне озера нет следов карстовых процессов. Было высказано мнение о ледниковом происхождении водоёма.
В конце 1960-х годов участники экспедиции «Литературной газеты» обследовали Светлояр и установили, что озеро состоит из трёх террас разной глубины - первая, самая глубоководная, по их мнению, возникла примерно 1500 лет назад, средняя, расположенная выше, - 800 лет назад, верхняя - около 400 лет назад. Таким образом, озеро образовалось в несколько этапов.
И только исследования, проведённые в 2009 году, показали, что начальный водоём имеет метеоритное происхождение и стал результатом падения небесного тела. Также были существенно скорректированы даты его образования. Первоначальная впадина появилась примерно три тысячи лет назад. Второе опускание произошло около 1000 лет назад, а третье и последнее - в XII-XIII веках.
Легенда о пропавшем городе
Согласно народным поверьям, где-то рядом с озером родился Китоврас - мифическое существо, крылатый получеловек-полуконь (истории о нём записаны в сборнике Кирилло-Белозерского монастыря и некоторых других старинных церковных книгах). Он помогал славянам возводить города и храмы - и именно в честь него это место было названо Китеж и считалось священным для проживающего здесь племени берендеев.
После прихода христианства на месте языческих возникли православные храмы. Владимирский князь Юрий (канонизированный в 1645 году под именем Георгий) Всеволодович, третий сын Всеволода Большое Гнездо, построил на берегу озера (по другим письменным свидетельствам - на острове в центре водоёма) белокаменный город Большой Китеж с шестью храмами, имеющими золотые купола. Новый град был возведён недалеко от Малого Китежа (ныне Городец), который основал дед Юрия Всеволодовича Юрий Долгорукий.
В 1238 году войско хана Батыя вторглось во Владимиро-Суздальское княжество, взяв среди прочих городов и Малый Китеж. Князь Юрий Всеволодович с дружиной укрылись в Большом Китеже, путь к которому лежал через непроходимые болота. Дорогу врагам показал пленник Гришка Кутерьма, не выдержавший пыток.
Но когда воины Батыя подошли к Большому Китежу, город вдруг ушёл под воду. Согласно некоторым легендам, это произошло только на какое-то время - и когда враги ушли ни с чем, воды расступились, и город появился снова. Но концовка других сказаний менее оптимистична: вода сомкнулась над Большим Китежем навсегда.
Местные жители утверждают, что именно с этих времён в воде озера иногда можно разглядеть золотые купола храмов древнего города. Кроме того, откуда-то из глубины нередко доносится звон колоколов, а на берегу не раз замечали призрачных людей в старинных одеждах.
Отчего испугались черемисы?
Но насколько сказания о древнем граде могут соотноситься с реальными событиями? Впервые татаро-монголы вторглись на Русь в 1237-1240 годах - и по времени это совпадало с периодом, когда произошло последнее опускание озера Светлояр. В старообрядческих книгах легенда о Китеже записана по-другому: князь спрятал в озере священную церковную утварь, а сам был убит в бою с врагами. Там же сказано, что город не погиб, а стал невидимым и открывается только праведникам, которые могут прийти к нему путём, названным Батыевой тропой.
Эта легенда нашла отражение во многих художественных произведениях - опере композитора Николая Римского-Корсакова, картинах художников Константина Коровина, Аполлинария Васнецова, Николая Рериха, стихах и прозе Максимилиана Волошина, Анны Ахматовой, Михаила Пришвина и многих других.
Большинство историков сходятся во мнении, что провал под воду имевшегося здесь поселения вполне мог произойти. Правда, обследовавшие дно водолазы никаких строений не обнаружили. Но этому, как и тому факту, что дно и берега озёр метеоритного происхождения обычно не проваливаются, можно найти логичное объяснение.
Почти весь европейских центр России лежит на огромных тектонических плитах. Но, как выяснили геологи, в районе озера Светлояр находится разлом между такими плитами - таким образом, провал здесь действительно может возникнуть стремительно и достигать очень большой глубины.
Косвенно это предположение подтверждают события 1903 года. Тогда жители деревни Шары, расположенной недалеко от Светлояра, были сильно напуганы грохотом, доносившимся из-под земли. Позже обитавшие в деревне черемисы обнаружили в соседнем лесу огромный провал, такой глубокий, что даже самые высокие деревья пропали в нём без следа. То есть для данного места неожиданный и стремительный уход части поверхности на большую глубину может быть следствием движения тектонических плит и происходить неоднократно.
Хлеб превратился в камень
Специалисты по аномальным явлениям считают, что подобные зоны обладают высокой природной энергетикой. Именно поэтому здесь встречаются многие явления, которые кажутся таинственными и необъяснимыми.
К примеру, перед восходом или после заката солнца на озере часто появляются миражи, а в небе можно наблюдать огромные светящиеся кресты - в 1996 году один из них видела и документально охарактеризовала сотрудница местного краеведческого музея. К такого же рода явлениям относится и уже упоминавшийся колокольный звон, исходящий из-под воды.
Исследователи отмечают, что в этих местах нередко пропадают люди - некоторые исчезают навсегда, другие после возвращения ничего не помнят.
Несколько лет назад сюда для сбора грибов приехал житель Нижнего Новгорода. Мужчина пропал, его долго искали. Через неделю он вернулся из лесу живым и здоровым, рассказав, что был в невидимом граде Китеже, где его хорошо встретили. В качестве доказательства мужчина показал кусок хлеба, которым его угостили, - и этот хлеб на глазах у собеседников превратился в камень.
Местные краеведы утверждают, что в здешнем музее до революции 1917 года хранилось письмо на древнерусском языке, где сын сообщал своему отцу, что находится в Китеже, и просил о нём не беспокоиться. Во время революционного переворота письмо исчезло.
Жители окрестных деревень рассказывают, что к ним иногда приходят люди в старинных одеждах и покупают хлеб или бублики, за которые платят древними медными монетами. Уфологи рассматривали эти деньги - они действительного относятся к временам существования легендарного города. Неужели он переместился в находящийся рядом параллельный мир?
Захоронения гигантов
Озеро Светлояр также славится тем, что его вода лечит от многих болезней, снимает порчу и продлевает жизнь. Чтобы всё это произошло, согласно ещё одной легенде, страждущий должен опуститься на колени и в таком положении обойти водоём три раза по часовой стрелке, после чего можно умываться целебной водой или пить её. На первый взгляд, подобные действия имеют мало общего с привычной для нас лечебной практикой, но отзывы сотен людей, избавившихся от болезней, говорят об обратном.
Известно, что во время Великой Отечественной войны несколько женщин совершили такой обряд, молясь за то, чтобы с их супругами не случилось беды, - и все мужчины возвратились домой невредимыми.
Ещё одна загадка озера - расположенный в пяти километрах от него источник, вода которого обладает такими же свойствами. Может быть, родник через подземные пласты как-то соединён со Светлояром? Доказать это пока не удалось.
По легенде, когда князь Юрий Всеволодович уходил от погони в Большой Китеж, его лошадь оступилась - и из-под копыт неожиданно забил фонтан воды. Отряд преследователей посчитал это плохим знаком и повернул назад.
Рядом с источником находятся три древних захоронения, размеры которых намного больше традиционных христианских могил. Некоторые исследователи предполагают, что здесь погребены люди-гиганты, которые тысячи лет назад жили в этих местах. Вскрытие могил пока не проводилось - против него активно возражают те, кто считает, что из-за этого целебная вода источника может потерять свою силу.
Местные жители говорят, что познать тайны озера никому не суждено. В его чудеса надо просто верить.