Заграничные паспорта и документы

На территории какого современного государства находится каппадокия. История Каппадокии – “Страна прекрасных лошадей”. Церкви и храмы. Какие стоит посетить

(англ.) русск. ). Одно из племён Каппадокии, о котором он упоминает - мосхи , отождествляемые Флавием Иосифом с библейским Мешехом , сыном Иафета : «Мосохенцы, родоначальником которых является Мосох, носят теперь название каппадокийцев» .

Местоположение

Каппадокия на карте Малой Азии. Обозначены другие границы эллинистических государств и римских провинций

В различные периоды времени границы Каппадокии менялись. В настоящее время под этим названием принято понимать её основное ядро. Область находится в центре п-ва Малая Азия , не имея выходов к морю. Это по большей части ровное, лишенное растительности плоскогорье с континентальным климатом, редкими реками, которое находится на высоте 1000 метров над уровнем моря. С юга оно ограничено горами Эрджияс (3864 м, Аргейская гора) и Хасандаг (3253 м) (хребет Тавр) и простирается на север рядами долин к реке Кызылырмак и солёному озеру Туз .

Из рек Каппадокии главными были Галис (ныне Кызылырмак) и Ирис (ныне Ешильырмак) с многоводным притоком Ликом (ныне Келькит). Бывшие исторические области Малой Азии, окружавшие Каппадокию, таковы: с севера Понт , с северо-востока - Армения , на востоке Месопотамия , на юге Сирия и Киликия .

Эти территории в древности были известны как Каппадокия Великая или Средиземноморская . Периодически в состав Каппадокии включались земли, выходящие к Чёрному морю , они назывались Каппадокия Малая, Понтийская или Верхняя , (хотя в истории они больше известны под самостоятельным названием Понт , являвшимся время от времени независимым государством).

Города

Большинство городов Каппадокии либо известны с древнейших времён и упоминаются во многих источниках античности, либо были основаны исламскими завоевателями ок. XIII в.

Исторические области Малой Азии во времена классической античности

Язык и население

Каппадокия, особенно античная и средневековая, имеет довольно богатую языковую историю из-за того что регион лежал на перекрёстке нескольких важных миграционных потоков как индоевропейских, так и неиндоевропейских народов.

Для средневековой Кападдокии характерна постепенная ассимиляция индоевропейских носителей (армяне , греки) неиндоевропейскими (турки).

В 1912 г. в Каппадокии (совр. илы Кайсери, Нигде, Аксарай и Невшехир) проживали: турки - 202 927 чел., греки - 78 719 чел., армяне - 39 489 чел.

С преобразованием империи в 1919 году регион оказался в составе Турецкой республики (официально с 1923 года). В результате административной реформы регион оказался поделённым между административными провинциями Невшехир , Кайсери , Аксарай и Нигде . В 1923 году состоялся Греко-турецкий обмен населением , когда эти земли покинуло грекоговорящее население, жившее там веками, а остались лишь турки. Кроме того, региона коснулось истребление армян .

В III веке в Каппадокии родился христианский великомученик Георгий Победоносец , наиболее почитаемый святой этого имени.

Армяне в Каппадокии

Ряд исследователей считает коренных жителей Каппадокии народом, родственным армянам и фригийцам . Политика Византии в отношении армян сыграла важную роль в истории Каппадокии. Гранича на северо-востоке с Малой Арменией , а на востоке - с Великой , Каппадокия издавна испытывала демографическое влияние этой нации, но в этот период оно приобрело особый размах. Византийская империя в условиях борьбы с Багдадским халифатом занималась насильственным переселением армян из Армении в Малую Азию. Имела место и обычная, достаточно интенсивная эмиграция из захваченной арабами Армении, вызванная той же войной. Переселение на византийские территории осуществлялось, главным образом в Каппадокию (VII-IX вв.), а также в Месопотамию , Киликию и Сирию . «Так, например, византийский полководец Лев в 688 году разорил 25 округов Армении и выселил оттуда в Малую Азию 8000 семейств. В 747 году , в 751 году , в 752 году армяне были переселены в Малую Азию из Мелитены и Карина (Эрзурума)» . Пик, вызванный агрессией Византии и вторжением сельджуков , пришёлся на XI в. К примеру, в -1021 годах император Василий II переселил из Ванской области в Себастию (Малая Азия) 15 тысяч армянских семейств . Византийские императоры, уничтожив Васпураканское, Анийское и другие армянские царства, предоставили Багратидам, Арцрунидам и другим царским и княжеским родам новые владения на территории империи. Эти правители концентрировали в своих руках власть по мере ослабления самой Византии, вдоль восточной границы которой возникли армянские княжества на землях, обитаемых армянами, в том числе и в Каппадокии.

Одним из подобных вассальных государств стало Арцрунидское царство, которое возникло в Себастии в -1020 годах при царе Сенекериме , когда этот правитель вместе с третью всего населения своей Васпураканской области покинул свои земли и переселился в верховья Кызыл-Ирмака. Это первое вассальное армянское царство, возникшее в Каппадокии, в состав которого входили Себастия, а также ряд городов и уездов между Понтийскими горами и Ефратом. Византия надеялась использовать его как один из барьеров против сельджуков. Армяне титуловали Сенекерима «царём Армении», тогда как Константинополь даровал ему лишь титул «патрика» (11-й ранг в правительственной иерархии Византии), «полководца» Каппадокии или «дука Месопотамии и стратега Каппадокии» . После смерти этого правителя в 1026 году при его наследниках государство продолжало расширять свои границы, пока не было захвачено сельджуками в 1080 году .

Следующий период характеризуется эрозией и выветриванием . Благодаря резко континентальному климату Каппадокии с внезапными и значительными перепадами температуры, в горных породах образовывались трещины. Вода и лёд способствовали разрушению скал, наряду с проливными дождями и воздействием рек. (В образовании долин этой местности особую роль сыграли р. Кызыл-Ирмак и впадающие в неё р. Невшехир, Дамса и их притоки). Они разрушали вулканические породы. С течением времени из вулканической породы образовывались отдельные холмы.

Каменные столбы

Именно таким образом были образованы знаменитые «каменные столбы» худу , или перибаджалары (тур. Peri bacaları, «камины фей» , - останцы в виде каменных грибов и каменных столбов причудливых форм и очертаний. Геологический разрез этих образований выглядит следующим образом:

  • наверху расположены базальты и андезиты
  • а внизу - туфы

Долина Паша Баглари (Пашабаг). Невшехир, Аванос, Чавушин, нац. парк Гёреме

Ранее базальты и андезиты покрывали туфовую основу полностью, теперь же (благодаря процессу разрушения) увидеть их можно только в отдельных частях скал: они нависают крупными блоками («шляпками») на конусообразных туфовых столбах. Под ними видна четкая горизонтальная линия, обозначающая границу скалы и туфа. Шейка туфового конуса со временем постепенно утончается, благодаря чему в какой-то момент эта «шляпка» будет обрушена. Не защищённые сверху останцы разрушаются полностью. Процесс их образования и разрушения, проявившийся в четвертичном периоде , продолжается и до наших дней .

Туфовые конусы высятся либо сплошной стеной, либо отдельными группами. Некоторые из этих скал достигают высоты 40 м. Этот вид образований считается присущим исключительно Каппадокии: 18-ти километровая территория Кызыл-Ирмака , Дамса-Чайы (на востоке), Невшехир-Чайы (на западе), а на юге 288 кв.м. между Ойлы и Кермильскими горами. Типичная форма - «грибы», хотя есть и более экзотические формы. Так, в окрестностях Гёреме находится т. н. Love Valley (Нижняя долина, она же Долина пенисов, Penis Valley) , скальные образования которых имеют очевидные формы фаллосов (см. илл. ).

К началу III века до н. э. Каппадокия была разделена на 10 провинций, названия которых сохранены Страбоном . Пять из них находились на Тавре: Мелитена, Катаония, Киликия, Тианитида и Гарсавритида. Названия других пяти были: Лавинсена, Саргаравсена, Саравена, Хаманена, и Моримена.

В смутное время после смерти Ариарата IV ( -) Каппадокия оказалась во власти Понта , что произошло благодаря активной деятельности вышеупомянутого понтийского царя Фарнака I .

Вдова Ариарата V Филопатора Лаодика (Ниса?), чтобы продлить время своего правления, убила одного за другим пятерых своих сыновей . В - годах до н. э. власть в стране фактически оставалась в её руках, чтобы затем перейти к её шестому сыну Ариарату VI . Царь соседнего Понта Митридат V Эвергет ввёл в Каппадокию войска, «чтобы поддержать малолетнего наследника», а затем женил его на своей дочери Лаодике.

Как отмечают историки, одним из источников дохода страны являлась работорговля, которую организовали цари Каппадокии и Вифинии, заполняя, например, невольничий рынок острова Делос , поставлявшего рабов в Рим . О каппадокийских рабах упоминают поэты Гораций , Персий , Марциал , Ювенал .

Основные даты

Список правителей Каппадокии

Персидские сатрапы Каппадокии Ариартиды
  • Ариарат IV Евсеб
  • Ариарат V Филопатр
  • Ариарат VII Филометор
Ариобарзаниды Македонские сатрапы
  • Эвмен (323-316 до н. э.)
  • Аминта (302-301 до н. э.) - наместник
Ариартиды (350-95 до н. э.)

  • Регент Гордий (101-96 до н. э.)
  • Ариарат IX (96-95 до н. э.)
  • Ариарат VIII (вторично; 95-86 до н. э.)
Ариобарзаниды (95-36 до н. э.)
  • Ариобарзан I Филороман (95-62 до н. э.)
  • Ариобарзан II Филопатр (62-52 до н. э.)
  • Ариобарзан III (52-42 до н. э.)
  • Ариарат X (42-36 до н. э.)
  • Архелай (36 до н. э. - 17 н. э.; не происходил из рода Ариобарзанидов). Супруга - Пифодорида
Армянские правители и цари
  • Сенекерим Арцруни (1022-1026).
  • Давид , сын (1026-1065).
  • Атом , сын (1065-1083)
    • Абусахл , брат (соправитель: 1065-1083)

С XI-XV вв. начинается активная исламизация данных земель.

Пещерные поселения Каппадокии

В мировой культуре

В литературе

В кинематографе

В компьютерных играх

  • Каппадокия является одной из локаций в игре Assassin’s Creed: Revelations

Достопримечательности и туризм

Каппадокия является одним из туристических центров Турции . Это связано с наличием уникальных достопримечательностей, созданных как силами природы, так и руками человека.

Основные группы достопримечательностей провинции:

  • Вулканические ландшафты - скалы и останцы причудливых очертаний, созданные в процессе выветривания .
  • Пещерные и подземные города - поселения, вырубленные в мягких породах скал или под землей.
  • Каньоны - сочетают в себе специфические фигуры выветривания и, нередко, пещерные поселения.

Большая часть достопримечательностей Каппадокии расположена в округе города Ургюп . Здесь находятся Гёреме , Зельве , Чавушин, Учхисар и другие музеи под открытым небом .

Туристический сервис в Каппадокии налажен на уровне основных курортов Турции. Есть отели всех видов, от домов усадебного типа до специфических пещерных гостиниц. Транспортное сообщение - автомобильное, на автобусах или маршрутках, позволяет добраться до основных достопримечательностей. Туристические офисы различных компаний располагаются во всех городах, предоставляя услуги гидов и всевозможные экскурсии по провинции.

См. также

  • Великие каппадокийцы - Отцы Церкви
  • Каппадокийский греческий язык - считается возможно вымершим языком .
  • Караманлиды - одна из населявших Каппадокию народностей.
  • Монастыри Метеоры - другой пещерный монашеский комплекс

Списки:

Примечания

  1. Richard Nelson Frye . . - Verlag C.H.Beck, 1984. - P. 70. : "The position of the Cimmerians in the great power struggle between Assyria and Urartu is not easy to determine, but it seems that they moved westward against Phrygia and into Cappadocia, from whence probably the name Gomer came into the Bible and Gamirk " in Armenian."
  2. Schmitt, R. Kappadoker // Reallexikon der Assyriologie und Vorderasiatischen Archäologie. - Berlin: Walter de Gruyter , 1980. - Bd. 5. - S. 399. и Summerer, L. Amisos - eine Griechische Polis im Land der Leukosyrer // Pont-Euxin et polis: polis hellenis et polis barbaron. Actes du X e Symposium de Vani, 23-26 septembre 2002: Hommage à Otar Lordkipanidzé et Pierre Lévêque / Kacharava, D. ; M. Faudot et E. Geny, éd.. - Besançon: Institut des Sciences et Techniques de l"Antiquité, 2005. - P. 129-166. - 298 p. - ISBN 978-2848671062 . . Согласно более старой теории (Ruge, Walther. Kappadokia //

Границы Каппадокии в различные периоды времени постоянно менялись. Сегодня этим именем принято называть ее основное ядро, которое находится в центральной части полуострова Малая Азия, в стороне, не имеющей выхода к морю. Оно представляет собой пустынное плоскогорье с континентальным климатом, расположившееся на высоте 1000 м над уровнем моря. На юге его окаймляют горы Эрджияс и Хасан, на север оно простирается рядами долин к соленому озеру Туз Гёлю и к реке Кызыл-Ирмак. В древности эти территории назывались Каппадокия Великая или Средиземноморская. Регулярно в склад Каппадокии включались земли, которые выходили к Черному морю: Каппадокия Малая, Верхняя или Понтийская (хотя в истории они чаще всего указываются под самостоятельным именем Понт, периодически являвшимся независимым государством).

Каппадокия славится своей уникальной геологией - она была сформирована вследствие интенсивной вулканической активности. Таким своеобразным строением она обязана двум периодам, встрече двух противоположных сил природы около 65-62 млн. лет назад: периоду извержения вулканов, в результате чего здешние земли были покрыты туфами и другими геологическими породами, и периоду эрозии и выветривания. В период, когда здесь начали образовываться горы, в частности хребет Тавр, в средней Анатолии образовались глубокие трещины в земле. Вследствие чего магма, извергающаяся на поверхность, образовала гряду вулканов, таким образом параллельно хребту Тавру выстроилась линия новых вулканов (Девели, Эрджиес, Хасан, Кейчибойдуран, Гюллюдаг и Мелендиз).

Следующий этап характеризируется эрозией и выветриванием. Благодаря континентальному климату со значительными и резкими перепадами температуры, в горных породах начали образовываться трещины. Деятельность льда и воды способствовала разрушению скал, вместе с воздействием рек и проливных дождей. Вот так образовались прославленные «каменные столбы» перибаджалары («камины фей») – останцы в форме каменных столбов и каменных грибов самых причудливых форм и очертаний.

Название «Каппадокия» происходит от языка древних хеттов, что в переводе означает «страна чистокровных лошадей». История Каппадокии берет свое начало с 5 тысячелетия до нашей эры. Весь долгий период своего существования эта местность находился на перекрестке цивилизаций, поочередно входя в состав Хеттской, Персидской, Римской и Османской империй и других государственных образований, и служа полем боя для многочисленных войн.

Властвование Хеттской империи продолжалось на этой территории с XVIII по XII столетие до нашей эры. Пала она под натиском агрессивных племен и «народов моря», которые двинулись на Армянское нагорье.

Несколько столетий Каппадокия принадлежала персам. Отсюда в Персию регулярно транспортировали золото, мулов, баранов и лошадей. Непобедимая конница Дария и его сына Ксеркса имела в своем распоряжении 1500 замечательных каппадокийских скакунов, являющихся гордостью империи.

Александр Македонский отвоевал Каппадокию у персов. После того, как его империя распалась, страна некоторое время наслаждалась независимостью, но уже через 350 лет она стала римской провинцией. Римляне довольно странно повели себя в этой ситуации - они не стали переделывать здесь все на свой лад, а обошлись лишь строительством новых дорог. С давних времен через эту местность проходили торговые пути из Европы в Малую Азию – начиная с II тысячелетия до нашей эры, ассирийские купцы имели здесь представительства - «карумы».

Долина Земи:

Зерно христианства в этой стране гор и тенистых ущелий было посеяно апостолом Павлом в I столетии нашего тысячелетия, а первым епископом Каппадокии стал Василий Великий – именно на здешних землях после долгих лет странствований по Палестине и Египту он обрел гармонию и умиротворение.

Первые христиане начали строить здесь подземные города, чтобы защититься от набегов сарацинов – так тогда называли мусульман. Многоярусные лабиринты, созданные в те далекие времена, до сих пор сохранились в отличном виде. Небольшой отрезок времени Каппадокией владели византийцы, затем она надолго попала во владение турок-сельджуков. Они активно занимались строительством – на территории Турции сохранилось большое количество возведенных ими мечетей, крепостей и медресе – духовных училищ. Они строили мощные «дворцы для путников» - так называемые караван-сараи.

Султан-Хан – это караван-сарай, который находится на границе Каппадокии. Он являлся прекрасной защитой от превратностей кочевой жизни. Купцы могли здесь отдохнуть, пополнить запасы, переждать страшную жару или непогоду. Также странникам предлагались услуги врача, конюшни, бани-хамам и мечети. Туристическим центром Каппадокии считается городок Гёреме. На въезде в город располагается прекрасный музей под открытым небом, он представляет собой некую долину, где собраны древние скальные церкви с фресками на разнообразные сюжеты из Нового Завета.

Городок Гёреме:

Национальный парк Гёреме:

Каппадокия знаменита своими подземными городами, вырубленными в скалах первыми христианами, которые спасались в пустынных уголках Малой Азии в период правления императора Диоклетиана. Много веков в этих пещерах проживали люди. Около полвека назад неподалеку от каппадокийской деревушки Деринкую археологи обнаружили подземные города, уходившие вглубь земли более чем на десятки метров, представленные километровыми лабиринтами галерей, жилых и хозяйственных помещений. На семи ярусах подземелья находятся амбары, колодцы, трапезные, вентиляционные шахты, конюшни, винные погреба, тюрьма, церковь и школа. Дверью, закрывавшей ходы в пещерные города, служили огромные каменные валуны.

Сохранить секреты подземелья – было главной целью жителей города, от которой зависела их жизнь. В дни, когда в город наведывались арабы или даже монголы жители уходили под землю. В переходах и штольнях хранились запасы провизии. У всех городов были потайные выходы. Многоярусность, вентиляция и потайные выходы делали такой город безопасным и неприступным.

В узком коридоре кое-где есть ступеньки, вырубленные прямо в породе. Внутри царит полумрак и приятная прохлада – здесь особенно приятно побывать после уличной жары. Посетив это место, следует обратить внимание на цвета стрелок, изображенных на стенах, синие ведут к выходу, а красные – вниз, вглубь подземного города. С двух сторон от этого прохода располагаются просторные помещения – это и есть квартиры обитателей древнего города.

В центральной части Каппадокии находится одно из самых густонаселенных поселений данного района - Учхисар:

Учхисар известен также своей крепостью, вырубленной в скале:

Крепость стоит на вершине холма, поднявшись на который, можно охватить взглядом почти всю Каппадокию, в том числе Долину Любви, о которой сложено немало легенд и сказаний:

Внимательные читатели заметят на этом фото собаку:

Каппадокия славится своими мастерами: гончарами, виноделами, ткачами и резчиками по камню. Через эту местность протекает самая длинная река Турции - Кызыл-Ирмак - Красная река. Свое название она получила благодаря красному окрасу воды, что связано с составом глины, окрашенной солями железа. Еще задолго до нашей эры на ее глинистых берегах вырос город, который сегодня называется Аванос. Гончарное искусство в этой местности было распространено еще в период властвования хеттов – их технику до сегодняшних дней используют ремесленники Аваноса. Каждое изделие сушат на солнце в течение трех дней, затем отправляют на обжиг. В печку, в которой обжигают посуду, добавляют не только дрова, но и пучки овечьей шерсти, солому и изюм. Благодаря такому особенному методу обработки, посуда, изготовленная местными гончарами, звенит словно колокольчик, если по ней стукнуть пальцем.

Богатая история здешних мест вдохновила знаменитого поэта Иосифа Бродского на написание стихотворения “Каппадокия”, в котором рассказывается о войнах Митридата. Есть предположение, что необычными ландшафтами Каппадокии и ее подземными домами вдохновлялся Джордж Лукас при создании фантастических ландшафтов Татуина в фильме «Звёздные войны. Эпизод IV. Новая надежда». Более того, жители могут показать места, где якобы происходили съемки фильма. Те, кто имел счастье побывать в Каппадокии, постоянно рассказывают о том, что когда над этими местами сгущаются сумерки, а люди погружаются в царство Морфея, из своих подземных тайников на вершину одной из скал вылетают добрые феи. Но увидеть их могут лишь те, кто имеет чистое, доброе сердце, и кто не утратил способности верить в волшебство и сказки.

Каппадо́кия (греч. Καππαδοκία, лат. Cappadocia, тур. Kapadokya, перс. کاپادوکیه‎, Katpatuka - «Страна прекрасных лошадей») - историческое название местности на востоке Малой Азии на территории современной Турции (часть земель провинций Невшехир, Кайсери, Аксарай и Нигде), употребляющееся со времён античности вплоть до наших дней. Характеризуется чрезвычайно интересным ландшафтом вулканического происхождения, подземными городами, созданными в 1 тыс. до н. э. и обширными пещерными монастырями, ведущими свою историю со времён ранних христиан. Национальный парк Гёреме и пещерные поселения Каппадокии входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.


Местоположение
В различные периоды времени границы Каппадокии менялись. В настоящее время под этим названием принято понимать её основное ядро. Область находится в центре п-ва Малая Азия, не имея выходов к морю. Это по большей части ровное, лишенное растительности плоскогорье с континентальным климатом, редкими реками, которое находится на высоте 1000 м над уровнем моря. С юга оно ограничено горами Эрджияс (Erciyes Dag, 3916 м, греч. назв. Аргеос) и Хасан (Hasan Dag, 3253 м) (хребет Тавр) и простирается на север рядами долин к реке Кызыл-Ирмак и солёному озеру Туз.

Из рек Каппадокии главными были Галис (ныне Кызыл-Ирмак) и Ирис (ныне Ешильырмак) с многоводным притоком Ликос (совр. Келькит). Бывшие исторические области Малой Азии, окружавшие Каппадокию, таковы: с севера Понт, с северо-востока - Армения, на востоке Месопотамия, на юге Сирия и Киликия.

Эти территории в древности были известны как Каппадокия Великая или Средиземноморская. Периодически в состав Каппадокии включались земли, выходящие к Чёрному морю, они назывались Каппадокия Малая, Понтийская или Верхняя, (хотя в истории они больше известны под самостоятельным названием Понт, являвшимся время от времени независимым государством).

Язык и население

Во времена античности регион был населён индоевропейскими племенами иранского происхождения (иранские народы[источник?]. Каппадокия, особенно античная и средневековая, имеет довольно богатую языковую историю из-за того что регион лежал на перекрёстке нескольких важных миграционных потоков как индоевропейских, так и неиндоевропейских народов. Причём для средневековой Кападдокии характерна постепенная ассимиляция индоевропейских носителей (греки, армяне, курды) неиндоевропейскими (турки).

После захвата региона Александром Македонским в 4 в. до н. э. в Каппадокии наступает эллинистический период, то есть имеет место прогрессивная ассимиляция или эллинизация местного населения. Тем не менее, ни во времена античности, ни во времена Византии, когда здесь распространяется особая форма греческого языка - византийский язык - полной ассимиляции автохтонного населения не происходит. Так, вероятно, из-за того что греки составляли не более трети местного населения и не проводили агрессивной лингвистической политики, греческий язык являлся лишь лингва франка региона. В 1923 г. по Лозаннскому договору состоялся Греко-турецкий обмен населением, по которому все грекоязычное население покинуло данные земли.

Ситуация резко меняется после 1071 года, когда выигранная битва при Манзикерте открывает туркам ворота в Малую Азию. Массовый наплыв тюркских кочевников и их доминирующее военное положение приводят к исламизации, а затем и к ассимиляции большинства местных народов турками. Большинство греков при этом переходит на турецкий язык, а точнее его особый караманский диалект (см. «Караманлиды»). В среде тех немногих греческих крестьян, которые сохраняют способность общаться на среднегреческом, при сильном турецком влиянии развивается так называемый каппадокийский язык, существовавший до середины XX века. Из существовавших национальных меньшинство следует отметить карманлидов и катаонов (жителей Ю.Катаонии).

По имеющимся данным, в 1813 году, армяне все еще составляли ок.60% населения Кесарии, а в области горы Эрджияс, насчитывалось 34 армянских села.

С преобразованием империи в 1919 г. регион оказался в составе Турецкой республики (официально с 1923 года). В результате административной реформы регион оказался поделённым между административными провинциями Невшехир, Кайсери, Аксарай и Нигде. Из событий мировой истории, повлиявших на её судьбу следует отметить Греко-турецкий обмен населением 1923 года, когда эти земли покинуло грекоговорящее население, жившее там веками, а остались лишь турки. Кроме того, региона коснулось истребление армян. В настоящий момент, несмотря на многовековую историю армян и даже нескольких армянских князей в Каппадокии, представители этой нации в регионе не проживают. Кроме того, ни в одном путеводителе по Каппадокии, выпущенном в Турции, нет ни слова об армянах и армянском владычестве на данной территории.

Армяне в Каппадокии
В истории этого края важную роль сыграла политика Византии в отношении армян в Каппадокии. Гранича на северо-востоке с Малой Арменией, а на востоке - с Великой, Каппадокия издавна испытывала демографическое влияние этой нации, но в этот период оно приобрело особый размах. Византийская империя в условиях борьбы с Багдадским халифатом занималась насильственным переселением армян из Армении в Малую Азию. Имела место и обычная, достаточно интенсивная эмиграция из захваченной арабами Армении, вызванная той же войной. Переселение на византийские территории осуществлялось, главным образом в Каппадокию (VII-IX вв.), а также в Месопотамию, Киликию и Сирию. «Так, например, византийский полководец Лев в 688 г. разорил 25 округов Армении и выселил оттуда в Малую Азию 8000 семейств. В 747 г., в 751 г., в 752 г. армяне были переселены в Малую Азию из Мелитены и Карина (Эрзерума)». Пик, вызванный агрессией Византии и вторжением сельджуков, пришёлся на XI в. К примеру, в 1020-1021 гг. император Василий II переселил из Ванской области в Себастию (Малая Азия) 15 тысяч армянских семейств. Византийские императоры, уничтожив Васпураканское, Анийское и другие армянские царства, предоставили Багратидам, Арцрунидам и другим царским и княжеским родам новые владения на территории империи. Эти правители концентрировали в своих руках власть по мере ослабления самой Византии, вдоль восточной границы которой возникли армянские княжества на землях, обитаемых армянами, в том числе и в Каппадокии.
Одним из подобных вассальных государств стало Арцрунидское царство, которое возникло в Себастии в 1016-1020 гг. при царе Сенекериме, когда этот правитель вместе с третью всего населения своей Васпураканской области покинул свои земли и переселился в верховья Кызыл-Ирмака. Это первое вассальное армянское царство, возникшее в Каппадокии, в состав которого входили Себастия, а также ряд городов и уездов между Понтийскими горами и Ефратом. Византия надеялась использовать его как один из барьеров против сельджуков. Армяне титуловали Сенекерима «царём Армении», тогда как Константинополь даровал ему лишь титул «патрика» (11-й ранг в правительственной иерархии Византии), «полководца» Каппадокии или «дука Месопотамии и стратега Каппадокии». После смерти этого правителя в 1026 году при его наследниках государство продолжало расширять свои границы, пока не было захвачено сельджуками в 1080 году.

В 1045 г. в Каппадокии было образовано Багратидское царство. Оно было основано в 1044 г., когда, захватив царство, Константин Мономах даровал его правителю Гагику II два города (или даже замка) - Пизу и Колонпалат. Гагик II же распространил свою власть на Кесарию, Цамндав и Хавартанек, получив их в качестве приданого за внучку царя Сенекерима, дочь Давида Арцруни. Это вассальное государство просуществовало до 1079 г., когда Гагик был убит греческими феодалами.

Цамндавское царство возникло в 1065 г. из владений, дарованных Гагику, царю Карса, сыну Абаса, взамен потерянных им земель. Ими оказались города Цамндав (бывший Кидн) и Ларисса. Это государственное образование существовало до убийства Гагика в 1081 г. византийцами.

Кроме этих трёх армянских царей на данные земли переселились многочисленные армянские княжеские роды вместе со своими вассалами и подданными. Важным источником по этой теме является сочинения Смбата Спарапета.

Арабский историк Абу Аль Фарадж отзывается об армянских поселенцах X века в Сивасе следующим образом: «Сивас, в Каппадокии, доминировал армянами, чьё число увеличилось настолько, что они стали жизненно важными членами имперской армии. Армяне использовались в сильно укреплённых крепостях, отвоёванных у арабов в качестве часовых. Они отличались как опытные солдаты пехоты в имперской армии и постоянно боролись с выдающейся храбростью и успехом у Римлян, другими словами Византийцев». В результате дальнейших военных кампаний Византии, расселение армян продолжилось как в Каппадокии, так и в восточном направлении - в Киликию и в гористые области северной Сирии и Месопотамии - вплоть до эпохи образования государств крестоносцев.
Каменные столбы

Именно таким образом были образованы знаменитые «каменные столбы» перибаджалары (тур. Peri bacaları, «камины фей», англ. fairy chimney) - останцы в виде каменных грибов и каменных столбов причудливых форм и очертаний. Геологический разрез этих образований выглядит следующим образом:
наверху расположены базальты и андезиты
а внизу - туфы
Ранее базальты и андезиты покрывали туфовую основу полностью, теперь же благодаря процессу разрушения увидеть эти их можно только в отдельных частях скал: они нависают крупными блоками («шляпками») на конусообразных туфовых столбах. Под ними видна четкая горизонтальная линия, обозначающая границу скалы и туфа. Шейка туфового конуса со временем постепенно утончается, благодаря чему в какой-то момент эта «шляпка» будет обрушена. Не защищённые сверху останцы разрушаются полностью. Процесс их образования и разрушения, проявившийся в четвертичном периоде, продолжается и до наших дней.

Туфовые конусы высятся либо сплошной стеной, либо отдельными группами. Некоторые из этих скал достигают высоты 40 м. Этот вид образований считается присущим исключительно Каппадокии: 18-ти километровая территория Кызыл-Ирмака, Дамса-Чайы (на востоке), Невшехир-Чайы (на западе), а на юге 288 кв.м. между Ойлы и Кермильскими горами. Типичная форма - «грибы», хотя есть и более экзотические формы. Так, в окрестностях Гёреме находится т. н. Love Valley (Нижняя долина, она же Долина пенисов, Penis Valley), скальные образования которых имеют очевидные формы фаллосов.

В окрестностях г. Кула в Эгейском регионе Турции имеется по аналогии названная область «Куладоккия», площадью 37,5 гектар, образовавшаяся схожим образом из вулканических пород.

Климат и растительность

Климат Каппадокии умеренно континентальный, с жарким и сухим летом и холодной зимой. Зимой (с декабря по февраль) температура в ночные часы понижается до отрицательных значений (0...-15), днем бывает слабо положительной (от 1 до 5 тепла). Самое жаркое время года с июня по сентябрь (ночью +15...+20 , днем около 30 градусов). Самый засушливый месяц - август, в нем месячное количество осадков всего 10 мм, а число дней с дождем в среднем не более 3. Больше всего осадков выпадает в апреле и мае (40-50 мм), в них наблюдается 12-13 дней с осадками. Растительности мало, но почва прекрасно подходит для выращивания винограда (один из немногих регионов в Турции). Горное плато отличается континентальным климатом, неблагоприятным для произрастания южных злаков и плодовых деревьев.

История
История Каппадокии ведёт своё начало с 5 тыс. до н. э. Все это время регион находился на перекрёстке цивилизаций, входя поочерёдно в состав Хеттской, Персидской, Римской и Османской империй и иных государственных образований, и служа ареной многочисленных войн.

В 302 г. до н. э., воспользовавшись помощью приютивших его армян, Ариарат II разбил македонского полководца Аминту и, изгнав войска греков, восстановил владения, хотя страна все ещё оставалась в зоне влияния Селевкидов. Первое время Каппадокия признавала над собой власть понтийских царей, хотя фактически была независима. Окончательный раздел между двумя царствами произошёл около 255 г. до н. э., когда Ариарат III принял царский титул.

К началу III века до н. э. Каппадокия была разделена на 10 провинций, названия которых сохранены Страбоном. Пять из них находились на Тавре: Мелитена, Катаония, Киликия, Тианитида и Гарсавритида. Названия других пяти были: Лавинсена, Саргаравсена, Саравена, Хаманена, и Моримена.

Ариарат III Благочестивый в 193 до н. э. участвовал в войне против римлян в союзе с Антиохом, за что должен был выплатить часть возложенной на Сирию контрибуции. С тех пор он стал верным союзником пергамцев и римлян. Дружба с римлянами, как отмечает Тит Ливий, была заключена в 189-187 гг. В 182 до н. э. его ссора с Фарнаком Понтийским развязала общую войну всех малоазиатских государств. Фарнак напал на Каппадокию, но цари Пергама Евмен и Аттал неожиданно выступили на стороне Ариарата.

В борьбе против этой коалиции Фарнак потерпел поражение и в 179 г. до н. э. был вынужден подписать мир на невыгодных для себя условиях: расторгнуть все неравноправные договоры с галатами, возвратить Пафлагонию и захваченную часть Каппадокии, а также выплатить победителям 1200 талантов контрибуции.

Как отмечает Тит Ливий, в 160 - 153 гг. царь Ариарат, с помощью хитрости и силы изгнанный из своего царства Деметрием, волею Сената был восстановлен на престоле. Свои армянские владения Ариарата вынудили уступить вновь возникшим государствам - Великой Армении и Софене.

В смутное время после смерти Ариарата IV (156 - 131) Каппадокия оказалась во власти Понта, что произошло благодаря активной деятельности вышеупомян""утого понтийского царя Фарнака I.

Ариарат V Филопатор воевал с Аристоником Пергамским, поднявшим в 133 г. до н. э. восстание против римлян, и погиб в этой войне, зато к владениям его наследников благодарными римлянами были присоединены Ликаония и Киликия.

Вдова Ариарата V Филопатора Лаодика (Ниса?), чтобы продлить время своего правления, убила одного за другим пятерых своих сыновей (пасынков?). В 130-129 гг. до н. э. власть в стране фактически оставалась в её руках, чтобы затем перейти к её шестому сыну Ариарату VI. Царь соседнего Понта Митридат V Эвергет ввёл в Каппадокию войска, «чтобы поддержать малолетнего наследника», а затем женил его на своей дочери Лаодике.

Как отмечают историки, одним из источников дохода страны являлась работорговля, которую организовали цари Каппадокии и Вифинии, заполняя, например, невольничий рынок острова Делос, поставлявшего рабов в Рим.. О каппадокийских рабах упоминают поэты Гораций, Персий, Марциал, Ювенал.













История Каппадокии, уходит в глубь веков. В течение многих столетий люди устремлялись в Малую Азию, а отсюда рассеивались по всему свету. Европейские и азиатские завоеватели пересекали эту землю из конца в конец, оставляя после себя уникальные культурные памятники, многие из которых дошли до наших дней. Правда, нередко лишь в виде развалин. Но и последние способны заговорить и немного рассказать, например, о древнем могущественном государстве на территории современной Каппадокии - царстве хеттов. Именно с Хеттов и начинается история Каппадокии.

Каппадокия в составе Хеттской и Персидской империй

В XVII веке до н. э. его властитель Хаттусили I сделал своей столицей город Хаттушаш , который потомки его украсили храмами и скальным святилищем Язылыкая . Держава скотоводов, писцов и солдат просуществовала около тысячи лет. Шесть веков боевые колесницы хеттов ужасали народы Малой Азии. Их стремительный бег едва смогли остановить Вавилон и Древний Египет. Но царства не вечны - около 1200 г. до н. э. империя хеттов пала под натиском “морских народов” и фригийцев, оставив нам лишь развалины циклопических стен и бесценную коллекцию клинописи.

Пришедшая им на смену персидская эпоха , растянувшаяся до вторжения Александра Македонского в 336 г. до н. э., также небогата историческими памятниками. Персы больше известны своими разрушениями, а не строительством. Хотя в Каппадокии , где селилась знать, их культура просуществовала на несколько столетий дольше, чем на остальной части древней Анатолии . И кстати, само название восходит к персидскому “катпатука” , что значит “Страна прекрасных лошадей” .

Греко-Римский период в Каппадокии

Александр Великий промелькнул в истории подобно метеору. За невероятно короткое время - одиннадцать лет со дня вторжения и до своей смерти - он сумел не только освободить Анатолию от персов, но и способствовал стремительному распространению греческой культуры. Не избежали этой участи и государства Каппадокии - греческий язык и литература стали постепенно вытеснять анатолийские языки. Сначала зажиточные классы, а затем и крестьяне начали пользоваться греческим в качестве основного средства общения. Конец непрерывным междоусобным войнам, начавшимся после смерти Александра Македонского , положил Рим , который со 190 г. до н. э. медленно, но верно присоединял Анатолию к своей огромной империи.

В 17 году н. э. Тиберий сделал всю область Тогда же центральный город Мацака стал называться Цезарией или Кесарией. Сегодня это город Кайсери . Говоря о Каппадокии , невозможно оставить в стороне . Зародившись в римской Палестине, оно удивительно быстро закрепилось в этих местах, что в значительной степени было результатом миссионерской деятельности Святых Петра и Павла, живших и проповедовавших в то время на землях Анатолии.

Византийский период в Каппадокии

Как “страна церквей”, как духовный центр всей Анатолии просуществовала вплоть до XI века. Византийская империя дряхлела. Бесчисленные набеги тюркских племен подрывали ее могущество. При императоре Романе IV Диогене в 1071 г. произошло решающее сражение с армией турок-сельджуков Несмотря на огромное численное превосходство над нерегулярной турецкой конницей, византийские войска были разгромлены. Сам Диоген попал в плен и купил жизнь за счет части своих земель. К их числу принадлежала … Надо отдать справедливость - сельджуки были довольно терпимы к христианам и христианству, и монастыри вполне могли продолжать существование. Однако связи с греческим миром были разорваны, коммуны стали распадаться, и большая часть их обитателей занялась земледелием.

История Каппадокии во времена Сельджуков и Османов

Сельджуки исповедовали ислам, и с их появлением на территорию Каппадокии пришла новая религия. Именно с этого момента последователи Магомета начали победное шествие по всей Анатолии, сделав временной столицей город Конью , входивший тогда в состав каппадокийских земель. Султан Аладдин Кейкубат собрал в нем выдающихся художников, ученых и теологов своего времени. А чуть позже в городе возвели первые мечети и медресе. Но культурный подъем закончился внезапно и несчастливо: в поисках “последнего моря” в Анатолию забрели неразборчивые орды Чингисхана. В те времена, когда монголы хозяйничали в Анатолии, отряд отступавших сельджуков, под командованием султана Аладдина, неожиданно был атакован ими и полностью окружен. На выручку изумленному Аладдину пришли не известные никому ранее воины. Монголы отступили, а благодарный султан немедленно поинтересовался именем командира храбрых всадников. “Эртогрул, отец Османа”, - ответил воин. Так описывает легенда появление Эртогрула с четырьмястами сорока четырьмя всадниками и собственно, всей Османской империи… В конце XIII века османы стали последними завоевателями Анатолии. Великая Османская империя просуществовала до 1923 г. (до основания ), а Каппадокия в ее составе неспешно и неотвратимо превращалась из арены бурных исторических событий в мирную и тихую провинцию. Но изумлять мир не перестала…


Современная Каппадокия является крупным туристическим центром, который ежегодно посещает множество туристов. Добраться сюда можно с помощью автобуса из любого города Турции.

Где остановиться?





К услугам туристов предлагаются самые разнообразные гостиницы и отели, отвечающие вкусу и требованиям любого клиента. Здесь есть элитные отели, проживание в которых начинается от 269 евро за ночь, а есть и довольно простые гостиницы, дизайн которых напоминает устройство традиционного турецкого дома, с вполне доступными ценами.

Достопримечательности Каппадокии



В Каппадокии сохранилось около 350 христианских церквей, которые, в основном, относятся к 9-му-11-му векам нашей эры. Хотя встречаются и более древние. Все они вырублены прямо в скалах, а их убранство не поражает роскошью или размерами. В некоторых храмах роспись нанесена прямо на голые стены. В более позднее время техника росписи была усовершенствована, и фрески начали наносить на основу из гипса. Многие из них отлично сохранились, так как никогда не подвергались воздействию солнечного света.

В наше время в христианских храмах службы уже не проводятся, лишь раз в году, весной сюда приезжает Константинопольский Патриарх Варфоломей, который проводит молебен в некоторых церквах.



В долине Земляных Пирамид , которая находится в 17 километрах от города Невшехир, находится множество скальных церквей, среди которых , датируемая 11-м веком, первоначально возводимая как монастырь, церковь с пряжкой, считающаяся самой большой из наскальных храмов, церковь с сандалиями, состоящая из двух этажей, церковь с яблоками, получившая такое название благодаря яблоням, расположенным вокруг храма, Змеиная церковь, относящаяся к 11-му веку, церковь Святой Варвары и Девичий монастырь.



Подземные города наравне со скальными церквами являются главными достопримечательностями Каппадокии. Самым большим из них является Деринкую, глубина которого составляет 85 метров. Когда-то здесь одновременно проживало около 10 тысяч человек.



Еще один подземный город - Каймаклы, в котором на сегодняшний день пока что раскопано всего шесть подземных этажей.

Известен и Озконак, который еще не очищен полностью, поэтому не установлена точная площадь этого подземного города.
Вырубать города в скалах начали еще в первом тысячелетии до нашей эры. Таким образом местные жители скрывались от многочисленных врагов. В этих городах отлично работает система вентиляции. На нижних этажах может быть даже очень холодно, поэтому при посещении этих достопримечательностей стоит захватить какую-то теплую одежду.


Посещать Каппадокию лучше всего весной, в начале лета и осенью, то есть в то время года, когда здесь нет изнуряющей жары. Музеи работают ежедневно, с 8 утра до пяти вечера. Стоимость входного билета в подземный город составляет 15 лир, то есть около 8 долларов.



Каппадокия известна как центр гончарного производства. Здесь находится множество маленьких фабрик, производящих керамическую посуду и сувениры. За небольшие деньги можно приобрести прекрасную настенную тарелку или глиняный кувшин, которые долгие годы будет напоминать о путешествии в чудесную страну Каппадокию.