Заграничные паспорта и документы

Все спорные территории мира (1 фото). Пять спорных территорий россии - рав авром шмулевич


28 СЕНТЯБРЯ,

28 сентября 1939 года был заключен Договор о дружбе и границе между СССР и Германией. Он был подписан министром иностранных дел Германии Риббентропом и народным комиссаром по иностранным делам СССР Молотовым. Мы решили рассказать о пяти спорных территориях России с другими государствами.

Договор между нацистской Германией и Советским Союзом был заключен 28 сентября 1939 года. Он был подписан после вторжения в Польшу армий Германии и СССР министром иностранных дел Германии Риббентропом и народным комиссаром по иностранным делам СССР Молотовым. Согласно этому договору территория Польши разделялась между Германией и СССР. Текст договора и карта с линией границы между СССР и Германией были опубликованы в советской печати. По этому договору Литва переходила в сферу влияния СССР. Это обеспечило Советскому Союзу невмешательство Германии во взаимоотношениях с Литвой, что в результате привело к учреждению Литовской ССР 15 июня 1940 года.

СПОРНЫЕ ОСТРОВА

Курильские острова включают в себя 30 больших и множество маленьких островов. Они входят в Сахалинскую область России и имеют важное военно-стратегическое и экономическое значение. Однако южные острова архипелага — Итуруп, Кунашир, Шикотан и группа Хабомаи —- оспариваются Японией, которая включает их в состав префектуры Хоккайдо.

Принципиальная позиция Москвы состоит в том, что южные Курильские острова вошли в состав СССР, правопреемницей которого стала Россия, и являются неотъемлемой частью территории Российской Федерации на законных основаниях по итогам Второй мировой войны, закрепленной в Уставе ООН, и российский суверенитет над ними, имеющий соответствующее международно-правовое подтверждение, сомнению не подлежит.

В Японии же говорят, что северные территории являются вековыми территориями этой страны, продолжающими находиться под незаконной оккупацией России. Согласно японской позиции, в случае подтверждения принадлежности северных территорий к Японии она готова гибко подойти ко времени и порядку их возврата. Вдобавок, поскольку японские граждане, жившие на северных территориях, были насильственно выселены Иосифом Сталиным, Япония готова прийти к соглашению с российским правительством с тем, чтобы проживающие там российские граждане не подверглись такой же трагедии. Иными словами, после возврата островов Японии она намерена уважать права, интересы и желания ныне живущих на островах россиян.

ЗАБРАЛИ ПОЛТОРА ОСТРОВА

Проблема спорных островов Тарабаров и Большой Уссурийский возникла в 1964 году, когда был разработан новый проект соглашения по границе между Россией и Китаем. А история была такой. В 1689 году был заключен Нерчинский договор, когда Россия признала права Китая на земли на правом берегу Амура и в Приморье. В середине XIX века, пользуясь слабостью Китая, Россия присоединила к себе 165,9 тысяч квадратных километров Приморья, находившихся в совместном управлении. Китай остался без выхода в Японское море. Во время Второй мировой войны между Сталиным и главнокомандующим НОАК Мао Цзэдуном, контролировавшего северные районы Китая, было заключено соглашение о проведении линии границы по китайскому берегу рек Амур и Уссури. Таким образом Китай фактически лишался права использовать фарватер этих рек, но зато получал поддержку от СССР.

В 2004 году между Россией и Китаем подписано соглашение о российско-китайской государственной границе на ее восточной части. Документ определяет прохождение границы на двух участках: в районе острова Большой в верховьях реки Аргунь (Читинская область) и в районе островов Тарабаров и Большой Уссурийский при слиянии рек Амур и Уссури вблизи Хабаровска. Тарабаров полностью отдан Китаю, а Уссурийский - лишь частично. Линия границы, согласно документу, проходит как по середине рек, так и по суше. Территория обоих участков (около 375 кв. км) распределяется примерно пополам.

ЗАХОТЕЛИ ОТТЯПАТЬ КУСОК

Эстония претендует на Печорский район Псковской области и правобережье реки Нарва с Ивангородом. 18 мая 2005 министры иностранных дел России и Эстонии Сергей Лавров и Урмас Паэт подписали договоры о государственной границе и разграничении морских пространств в Нарвском и Финском заливах, закрепившие прохождение госграницы между двумя государствами по прежней административной границе между РСФСР и Эстонской ССР «с незначительной корректировкой на условиях адекватной территориальной компенсации». Одним из основных предметов переговоров по российско-эстонской границе является «Саатсеский сапог». Его планировалось передать Эстонии, обменяв на другие территории. Договор не был ратифицирован Россией, из-за внесенных в него эстонской стороной поправок.

РЫБНАЯ ВОЙНА

Без малого полвека Россия ведет необъявленную рыбную войну с Норвегией. В основном бои идут на территории знаменитой «сумеречной зоны» в Баренцевом море. Это - спорное водное пространство размером с половину Германии или Италии, две трети Великобритании.

Суть спора сводится к тому, что Россия проводила границу вдоль побережья острова Шпицберген, Норвегия полагала, что граница должна находиться равноудаленно от Шпицбергена с одной стороны и Земли Франца-Иосифа и острова Новая Земля с другой. Поскольку государства находились в дружественных отношениях, спор о границе редко вытекал в какие-либо акции, изредка происходили задержания российских рыболовецких судов. Однако в дальнейшем спор обострился, так как в Баренцевом море в том числе и на спорных территориях были обнаружены запасы углеводородов. В апреле 2010 года стороны пришли к соглашению, что новая делимитационная линия разделит спорную территорию на две равные части, окончательно 40-летний спор был урегулирован 15 сентября 2010 года после подписания договора «О разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане» передачей 90 тыс. кв. км. в пользу Норвегии.

КРЫМ - ТЕРРИТОРИЯ СПОРОВ

На протяжении многих лет не утихают споры вокруг, пожалуй, самого красивого и любимого места отдыха советского народа. Крым - это не только «всесоюзная здравница», но и стратегическая территория.

В 1991 году, когда произошел распад Советского Союза, взаимоотношения Украины и России ухудшились. Народ, проживающий в России, после потери стольких территорий, вспомнил о Крыме, который можно было вернуть, т.к. передачу его Украине в 1954 году многие не одобряли. В то же время 80 процентов жителей Крыма заявили, что считают себя гражданами России, а Крым — частью ее территории. Но у Украины оставался один весьма весомый рычаг давления на Россию — это Черноморский флот. В январе 1992 года тогдашний Президент Украины Л. Кравчук заявил о взятии под свою опеку Черноморского флота. Это было крахом для России. Но и передача Крыма Украине это весьма огромная потеря для России.

Территориальные претензии испокон веков оказывали существенное влияние на государственную политику, хотя чем дальше мы уходим от времен Средневековья, тем менее разумными кажутся споры о мелких островах, заливах и клочках земли.

Однако время от времени вопрос территориальных претензий привлекает к себе внимание.


В современном мире значение территориальных споров все-таки падает: все больше государств сегодня понимают, что большая территория v вовсе не повод для гордости, но если говорить о прошлом (иногда совсем близком), то -

Из глубин

Ученые-историки обычно делят территориальные споры на несколько категорий. Это споры из-за районов, имеющих военно-стратегическое значение, экономическое значение и политическое значение.

Деление это достаточно условное, поскольку в каждом спорном случае есть свои особенности и нюансы.

Военное значение имеют территории, которые могут стать "перевалочными пунктами" для нападения в случае войны. Особенно дороги государствам районы, которые могут быть использованы для разведывательной деятельности, сегодня например, для размещения радиолокационных станций.

К экономически важным регионам относятся проливы, каналы, а также территории, богатые природными ресурсами или имеющие большой потенциал для развития туристического бизнеса. Чаще всего споры между государствами возникают при разделе водных территорий, богатых рыбой, а также при определении границ нефтяных шельфов.

Политическое значение имеют территории, являющиеся спорными исторически, причем обычно они не играют важной роли в географическом или в экономическом плане. Зато территориальные претензии могут стать способом набирания политических очков в предвыборной борьбе.

Кто и на что претендует

Сегодня практически все знают о том, что некоторые острова Курильской гряды являются предметом территориальных претензий Японии. Но не только Япония предъявляет территориальные претензии к России.

Вопрос о нынешних границах периодически поднимали или поднимают и другие соседи, не говоря уже о бывших республиках СССР. Корни этих проблем уходят глубоко в века, когда к Российской империи было присоединено очень много различных земель. В состав Российской империи входили и нынешняя Финляндия, и значительная часть Польши, Кавказа, и знаменитая Аляска.

После передела карты мира в результате войн в XX веке многие спорные вопросы если и не остались нерешенными, то оставили значительный след в "коллективном бессознательном" наций-соседей. После распада СССР проблем еще несколько прибавилось. По протяженности границ Россия и занимает первое место в мире v 60 тысяч километров.

Двигаясь вдоль границы, прокомментируем проблемы в отношениях с соседними государствами, связанные с территориальным вопросом.

Россия v США

У России и США самая длинная морская граница в мире. Единственной проблемой долгое время был вопрос о разграничении вод Берингова пролива. В 1990 г. между двумя СССР и США был подписан договор о разграничении морских пространств (разграничены территориальные воды, экономическая зона и шельф). Это около пяти тысяч километров.

Россия v Япония

Договора о границе у России и Японии нет. Нет и мирного договора. Японцы увязывают его заключение с решением проблемы Южных Курил.

Россия v Северная Корея

Действует соглашение о демаркации (обозначении на местности) границ и разграничении морского пространства, границы четко обозначены не только на карте, но и на местности. И надежно охраняются. В Китай, Японию и Южную Корею северные корейцы нелегальным образом проникают гораздо чаще, а большая часть северокорейских нелегалов, о которых писали СМИ в 1990-х годах, - рабочие, бежавшие с принадлежащих КНДР леспромхозов в России.

Россия v Китай

Пограничные споры омрачали отношения СССР и КНР, начиная с 1960-х годов. Кульминацией пограничных споров считаются события 1969 года, когда Китай положил году не одну тысячу своих солдат в битве за остров Даманский (в те времена этот клочок земли размером полтора на полкилометра, покрытый илом и поросший камышом, еще не был полуостровом).

В 1991 г. подписано соглашение о демаркации восточной части границы ротяженностью около 4200 км. Демаркация завершена. Однако стороны так и не сумели договориться относительно двух ее участков: на реке Аргунь (остров Большой) и на Амуре (острова Большой Уссурийский и Тарабаров). Здесь не удалось даже делимитировать границы (обозначить их на карте), не говоря уже о демаркации.

На западной границе Китая с Россией протяженностью около 50 км действует соглашение по делимитации. Начата демаркация.

Россия v Монголия

Действуют договор о границе и соглашения по демаркации.

Россия v Казахстан

Вопрос о границе пока не поднимается ни одной из сторон. Сейчас существует весьма условная "межреспубликанская граница".

Каспийское море

Пока действуют российско-иранские соглашения о разделе Каспийского моря. Однако новые независимые прикаспийские государства v Азербайджан, Туркмения и Казахстан v требуют раздела Каспия (прежде всего его дна). Азербайджан, не дожидаясь определения статуса Каспийского моря, уже приступил к разработке его недр.

Россия v Азербайджан

Создана двусторонняя комиссия по делимитации границы. Ее деятельность осложняется тем, что на некоторых участках по обе стороны границы проживают лезгины v народ оказывается разделенным.

Россия v Грузия

С 1993 г. работает комиссия по делимитации границы. Ее деятельность затрудняется наличием непризнанных образований v Абхазии, Южной Осетии (Грузия) и Чечни (Россия). Не решены проблемы черноморской границы: предстоит разграничить территориальные воды, экономическую зону и шельф.

Россия v Турция

Все пограничные проблемы были решены еще в советский период.

Россия v Украина

Россия считает, что Азовское море с Керченским проливом должно считаться внутренним морем России и Украины. Киев же настаивает на его разделе. Проблемы сухопутной границы обсуждаются вместе со всем комплексом двусторонних российско-украинских проблем и решаются так же трудно, как и все остальные.

Россия v Белоруссия

Вопрос о границе между двумя государствами пока не ставится.

Россия v Латвия

Латвия после обретения независимости в 1991 году ставила вопрос о признании договора с РСФСР 1920 года и о незаконности передачи в состав России Абренского (Пыталовского) района Латвии в конце 1940-х годов. Собственно возвращения территорий Латвия не требовала, а в середине 1990-х годов вообще сняла все претензии к России, выполняя условия, необходимые для вступления в ЕС.

Россия v Эстония

Несмотря на распространяемые рядом СМИ утверждения, Эстония официально не предъявляет претензий к России.

Калининградская область

Этот российский полу-анклав имеет общие границы с Польшей и Литвой. Пограничных проблем здесь нет, хотя, по утверждению ряда российских СМИ, в ФРГ и в Литве растет популярность идеи аннексии области.

Россия v Литва

Подписан договор о демаркации границы. Однако Россией этот договор пока не ратифицирован.

Россия v Финляндия

Действует договор о госгранице, подписаны документы о ее демаркации.

Россия v Норвегия

Сухопутная граница и территориальные воды оформлены соответствующими документами и демаркированы. Главная проблема двусторонних отношений v разграничение морской экономической зоны и шельфа. Переговоры об этом безуспешно идут с 1970 г. Норвежцы считают, что российская Lграница полярных владений¦ должна быть пересмотрена, и настаивают на принципе равного отстояния границы от островных владений обеих стран.

Граница полярных владений России была установлена постановлением ВЦИК в 1926 г. В этот сектор, вершиной упирающийся в Северный полюс, вошли все острова восточной части Северного Ледовитого океана. Многие страны все чаще делают заявления о его неправомерности.

Насколько реальны претензии

Маловероятно, что кто-либо из нынешних соседей России способен ввязаться в войну, чтобы реализовать свои территориальные притязания. Однако в современном мире существует много других способов добиваться своих целей. Российские эксперты очень любят заниматься построением сценариев типа:

"Возможны пограничные конфликты, возня из-за демаркации границы, как это было в ситуации с пограничным пунктом Верхний Ларс на границе с Грузией"
"Нельзя не брать в расчет возможное провоцирование этнических и межэтнических конфликтов на территории России извне. Как это происходит сейчас на Кавказе в связи с Чечней, на границе с Дагестаном, с Абхазией и Грузией."
"Возможно постепенное изменение не в пользу российских граждан этнического баланса на прилегающих дальневосточных территориях в связи с проникновением и расселением там граждан Китая".
"Своего рода "экономический шантаж" как реакция на внутренний катаклизм в России. Если у нас что-нибудь случится, некоторые из наших соседей могут предъявить России, как векселя к оплате, свои отложенные территориальные претензии".

Это интересно

Кроме того, по подсчетам журналистов, в самой России в последние 10 лет проявилось порядка 30 территориальных претензий субъектов Федерации друг к другу.

Москва спорит с Московской областью о принадлежности аэропортов Шереметьево и Внуково, Тверская область спорит с Ярославской об островах на реке Молога. Шадринский и Долматовский районы Курганской области тяготеют к Свердловской области. Из-за спорных территорий враждуют Калмыкия и Астраханская область. И это далеко не полный список.

Особую опасность представляют такие регионы, как Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия, в которых уже давно звучат призывы к разделению.

Реферат на тему:

“Спорные территории”

Ученика 8”А” класса

лингвистической гимназии №13

Коростылева Владимира

Научный руководитель: Локтева Галина Ивановна

I.Введение…………………………………………стр.1

II.История открытия и освоения Курильских островов и острова Сахалин……………………..стр.2

III.Проблема “Северных территорий” после второй

Мировой войны…………………………………..стр.4

IV.Заключение…………………………………..стр.10

V.Библиография…………………………………стр.11

Начинаются процессы глобализации, страны активно друг с другом сотрудничают, но все-таки остались нерешенные проблемы, территориальные вопросы, например спор по поводу Западной Сахары между Мавританией и Марокко, по поводу острова Майоте (Маоре) между Францией и Федеральной Исламской Республикой Коморские Острова, по поводу Фолклендских (Мальвинских) Островов между Великобританией и Аргентиной, Война за независимость Палестины и т.д. Россия тоже в числе спорщиков, Япония предъявляет права на южную часть Курильского архипелага. Об этом я и собираюсь говорить в своем реферате.

Проблема “Северных” территорий

Древняя и средневековая история Сахалина и Курильских островов полна тайн. Так, сегодня мы не знаем (и вряд ли когда-нибудь узнаем), когда на наших островах появились первые люди. Археологические открытия последних десятилетий позволяют сказать только, что это произошло в эпоху палеолита. Загадкой остается и этническая принадлежность населения островов вплоть до появления здесь первых европейцев и японцев. А они появились на островах только в XVII столетии и застали на Курилах

и южном Сахалине айнов, на северном Сахалине - нивхов. Вероятно уже тогда в центральных и северных районах Сахалина жили ульта (ороки). Первой европейской экспедицией, оказавшейся у курильских и сахалинских

берегов, стала экспедиция голландского мореплавателя М.Г.Фриза. Он не только исследовал и нанес на карту юго-восток Сахалина и Южные Курилы, но и провозгласил Уруп владением Голландии, что, однако, осталось без

каких-либо последствий. Огромную роль в изучении Сахалина и Курильских островов сыграли и русские землепроходцы. Сначала - в 1646 г. - экспедиция В.Д.Пояркова открывает северо-западное побережье Сахалина, а в 1697 г. В.В.Атласов узнает о существовании Курильских островов. Уже в 10-е гг. XVIII в. начинается процесс изучения и постепенного присоединения Курильских островов к Российскому государству. Успехи России в освоении Курил стали возможны благодаря предприимчивости, мужеству и терпению Д.Я.Анциферова, И.П.Козыревского, И.М.Евреинова, Ф.Ф.Лужина,

М.П.Шпанберга, В.Вальтона, Д.Я.Шабалина, Г.И.Шелихова и многих других российских исследователей -землепроходцев. Одновременно с русскими, которые двигались вдоль Курил с севера, на Южные Курилы и крайний юг Сахалина начинают проникать японцы. Уже во

второй половине XVIII в. здесь появляются японские фактории и рыбалки, а с 80-х гг. XVIII в. - начинают работать научные экспедиции. Особую роль в японских исследованиях сыграли Могами Токунай и Мамия Риндзо.

В конце XVIII в. исследования у берегов Сахалина вели французская экспедиция под командой Ж.-Ф.Лаперуза и английская - под командой В.Р.Броутона. С их работой связано появление теории о полуостровном положении Сахалина. Свой вклад в эту теорию внес и российский

мореплаватель И.Ф.Крузенштерн, который летом 1805 г. безуспешно пытался пройти между Сахалином и материком. Точку в споре поставил Г.И.Невельской, который в 1849 г. сумел найти судоходный пролив между островом и материком. За открытиями Невельского последовало присоединение Сахалина к России. На острове один за другим возникают русские военные посты и селения. В 1869-1906 гг. Сахалин был крупнейшей каторгой в России. С начала XIX в. Сахалин и Курилы становятся объектом российско-японского территориального спора. В 1806-1807 гг. на Южном Сахалине и Итурупе русскими моряками были разгромлены японские поселения. Ответом на это стал захват японцами на Кунашире русского мореплавателя В.М.Головнина. На протяжении двух последних столетий русско-японская

граница неоднократно менялась. В 1855 г. в соответствии с Симодским договором граница прошла между островами Уруп и Итуруп, Сахалин же был оставлен неразделенным. В 1875 г. Россия передала Японии принадлежавшие ей Северные Курилы, получив взамен все права на Сахалин. Начало XX столетия Сахалин и Курильские острова встретили в составе разных государств. Сахалин входил в состав Российской империи, Курильские острова - в состав Японской империи. Вопрос о территориальной принадлежности островов был решен российско-японским

договором, подписанным в 1875 году в Санкт-Петербурге. В соответствии с Санкт-Петербургским договором Япония уступила России все свои права на Сахалин. Россия же в обмен на это уступила принадлежавшие ей Курильские

острова. В результате поражения России в русско-японской войне 1904-1905 гг. Японии удалось отторгнуть у нее Южный Сахалин. В 1920-1925 гг. под японской оккупацией находился Северный Сахалин.

В последний раз российско-японская граница претерпела изменения в 1945 г., когда наша страна в результате победы во второй мировой войне вернула себе Южный Сахалин и Курильские острова. В августе-сентябре 1945 года Советы с одобрения США оккупировали все Курилы, и в 1946 году Оккупационная Администрация США объявила японскому правительству, что вся цепь Курил, включая Хабомаи, исключена из территории Японии. В 1951 году Япония начала мирные переговоры со США и их союзниками. Москва участвовала первое время, но затем вышла из переговоров под предлогом разногласий относительно действий США в холодной войне. Несмотря на это окончательный текст Сан-францисского мирного договора устанавливает совершенно однозначно, что Япония "отказывается от всех прав, претензий и п1ритязаний на Курильские острова".

В это время ведущий переговоры с японской стороны премьер-министр Сигеру Йосида публично заявил, что Япония недовольна такой формулировкой, особенно в отношении южной части островов. В административном отношении Хабомаи и Шикотан под японским управлением

всегда относились к Хоккайдо, а не к Курилам. Что касается Итурупа и Кунашира, то историческая судьба этих двух островов отличается от судьбы остальных Курил, права России на которые были признаны Японией еще в 1855 году.

Тем не менее Йосида подписал договор. Все, чего ему удалось добиться от американцев, представленных ярым антикоммунистом госсекретарем Джоном Фостером Даллесом, было заявление, что если уж Япония питает столь сильные чувства к Хабомаи, она может попытаться

обратиться Международный суд. Относительно японских претензий на остальные острова - ответом было очень громкое молчание.

В 1955 году Япония начала попытки заключить отдельный мирный договор с Москвой. Япония понимала слабость своей позиции относительно островов. Но она надеялась, что есть возможность получить хоть какие-то

уступки относительно Хабомаи и Шикотана и добиться того, чтобы США, Франция и Британия признали, что хоть эти острова не относятся к Курилам, от которых Япония отказалась в 1951 году.

К удивлению Токио Советы согласились с таким требованием: они хотели остановить Токио от сближения со США. Но консерваторы в МИД"е, боясь любого японо-советского примирения, немедленно вмешались и включили Итуруп и Кунашир в перечень территориальных претензий. Москва сказала "нет", и консерваторы успокоились.

Тем не менее в 1956 году премьер-министр Итиро Хатояма решил попытаться вырваться из тупика и послал своего консервативного министра иностранных дел Мамору Сигэмицу в Москву с полномочиями вести мирные переговоры.

Сигэмицу начал со стандартных уже японских требований Итурупа и Кунашира, - - получил немедленно отказ. Однако Советы вновь предложили вернуть Шикотан и Хабомаи при условии, что будет подписан мирный

договор. Сигэмицу решил принять это предложение. Однако когда новости о возможном соглашении просочились наружу, токийские антикоммунистические

консерваторы вновь приступили к решительным действиям.

Сигэмицу был отозван и на пути домой был "перехвачен" все тем же Джоном Фостером Даллесом, который всего за пять лет до того заставил японцев отказаться от Курильских островов, включая большую часть того, что ныне зовется Северными территориями. Даллес предупредил, что, если Япония перестанет претендовать на все Северные территории, США не

станет возвращать японцам Окинаву. Токио тут же разорвал переговоры с Москвой.

Ученые немало спорили о том, как же это Даллес умудрился сделать такой поворот на 180 градусов. Одна из теорий утверждает, что в 1951 году США знали, что если они не станут соблюдать ялтинские соглашения по Курилам, Москва может перестать соблюдать ялтинские

соглашения по Австрии - проблема эта практически исчезла к 1956. Еще одна интересная теория, выдвинутая профессором Кимитадой Мива из Университета Софии в Токио утверждает, что американская позиция 1951 года была результатом сделки с Советами, закрепившей решением Совета безопасности ООН Микронезию за США тремя годами ранее.

И, наконец, есть такая теория, что коварный Даллес все обдумал и спланировал заранее. Его намерением с самого начала было заставить Японию отказаться от Курил в 1951 году и, зная, что японцы станут позднее пытаться вернуть острова, включить в мирный договор статью,

Позволяющую США обратить в свою пользу любую уступку, которые японцы могли бы в будущем сделать русским. Короче говоря, если Япония позволяет Советам удержать хоть часть Курил, США удерживают Окинаву. Сегодняшняя японская позиция полностью игнорирует все описанные выше тонкости. Она попросту утверждает, что Северные территории есть исконные японские земли ("кою но рёдо") и как таковые должны быть возвращены. В том же, что касается Сан-Францисского договора, Токио выдвигает два крайне спорных аргумента. Первый заключается в том, так как в договоре не сказано, кто именно должен получить те самые Курилы, от которых Япония отказалась, то на них может претендовать кто угодно, в том числе и сама Япония. Другой аргумент - что Северные территории не относятся к тем Курилам, от которых Япония отказалась, да и не могут относиться, будучи опять же "исконными японскими землями". С последним аргументом, однако, не все в порядке. Если бы Япония в самом деле не отказывалась от Северных территорий в 1951, то почему бы это Йосида заявлял всему миру в 1951, что он-де огорчен потерею Северных территорий? По возвращении из Сан-Франциско он предстал перед парламентом и получил запрос, включает ли термин "Курильские острова", использованный в Сан-Францисском договоре, Итуруп и Кунашир. Управление по договорам министерства иностранных дел, отвечая официально на этот запрос по поручению премьер-министра, ответило парламенту 19 октября 1951: "к сожалению, да, включает". В течение последующих лет официальные представители МИД"а комментировали этот ключевой момент так: что ответ парламенту 19 октября был: а) неправильно понят, б) устарел, и, наконец, в) был "кокунай муки", то есть "для внутреннего употребления", - иначе говоря, иностранцам вроде меня не следует совать свой нос в такие дела. Официальные представители МИД"а также любят указывать энергичную поддержку со стороны США, которые, начиная с 1956 года официально утверждают, что Итуруп и Кунашир определенно не относятся к территориям, от которых Япония отказалась в Сан-Франциско. Ясно, что США, говорящие прямо противоположное тому, что они же говорили в 1951, попросту применяют маленькую уловку в стиле холодной войны, чтобы держать Токио и Москву на ножах, - но такое предположение вежливо игнорируется. Но не только США участвовали в этом процессе. В 1951 году Британия сыграла важную роль в том, чтобы заставить Японию отказаться от Курил, и британское посольство в Токио имеет в своих архивах доклад от 1955 года, где неожиданное требование японцами Итурупа и Кунашира названо "забавным и наивным". Сегодня же Британия поддерживает то же самое требование как совершенно разумное. Австралия, которая в 1951 году предпринимала усилия для того, чтобы предотвратить какие либо уступки Йосиде по территориальным вопросам (из опасения, что послевоенная Япония использует любую неопределенность с границами в качестве предлога для милитаризации) сегодня также безоговорочно поддерживает японскую позицию. Короче говоря, то, что началось как мероприятие по наказанию Японию за агрессию времен войны ревратилось в успешнейшую операцию холодной войны по удержанию Японии в лагере Запада. Я не предлагаю полностью отбросить японскую позицию. Если бы Токио сослался на ту неохоту, с какой Йосида отказывался от Курил, и особенно от южной их части в Сан-Франциско и представил бы некие секретные документы, демонстрирующие, чем именно США принудили его сдаться, - это составило бы хорошую юридическую базу для того, чтобы добиваться пересмотра этой части мирного соглашения. Но сегодня Япония находится в ловушке собственных заявлений о том, что она якобы никогда не отказывалась от Северных территорий, так что не смеет более сказать правду о том, что же именно произошло в 1951 году. Для нее легче валить все на бывший Советский Союз, чем на США. Она тщетно настаивает на возврате Москвой этих "исконных земель", не понимая, что перед лицом именно такого требования Москва не может уступить, даже если бы и хотела, - из боязни создать прецедент, который позволит другим ее соседям предъявить права на бывшие "исконные земли". Предложение Хасимото, что Москва может контролировать территории еще несколько лет при условии, что она признает японский над ними суверенитет, показывает, насколько неадекватно в Токио воспринимают как законы международной дипломатии, так и русский менталитет. Тем временем большинство японцев, даже образованных, совершенно забыли, что именно случилось тогда, в 50-е годы, и пребывают в убеждении, что требования Токио абсолютно законны. Правительство понуждают продолжать переговоры в жестком ключе и игнорировать регулярные намеки Москвы, что она все еще готова вернуть Шикотан и Хабомаи. Такой спор обречен на вечное продление. А Джон Фостер Даллес хихикает себе в гробу.

Я считаю, что Курилы должны принадлежать России, т.к. Япония отказалась от них в 1951 году и уже поздно отказываться от своих решений она проиграла в войне и должна стерпеть лишения, связанные с этим. Ведь если все народы будут требовать свои земли, то не станет таких государств как США, Великобритания, Россия и т.д. А во-вторых, Россия с Японией всё еще в состоянии войны, и с начала нужно подписать мирный договор, а только потом разговаривать о территориальных спорах.

Список территорий, по поводу которых есть споры и чей суверенитет под вопросом. В этой категории содержится информация о территориях, самостоятельно не претендующих на статус отдельного суверенного государства, а споры между признанными и частично признанными государствами рассматриваются как споры между признанными государствами.
ЕВРОПА
1.Боденское озеро – латентный конфликт о принадлежности озера между Австрией, Германией и Швейцарией.
2.Велики Школж и Мали Школж – управляется Хорватией, оспаривается Боснией и Герцеговиной.
3.Вершина Монблан – спор о принадлежности вершины между Францией и Италии.
4.Военный комплекс у Светы Гера, в области Жумберак – управляется Словенией, оспаривается Хорватией.
5.Гибралтар – Испания утверждает, что территория принадлежит ей по Утрехтскому договору. Управляется Великобританией.
6.Залив Пиран – продолжительный спор между Словенией и Хорватией.
7.Ивангород и Печерский район - Россия признала их как часть Эстонии по Тартускому договору 1920. После падения Советского Союза, регион остался за Россией. Формально Эстония не имеет никаких претензий в этом районе.
8.Имия или Кардак – часть Эгейского спора между Грецией и Турцией.
9.Карлингфорд-Лох – приграничный спор между Ирландией и Великобританией.
10.Лох-Фойл – пограничный спор между Ирландией и Великобританией.
11.Населённые пункты Васильевка, Дороцкое, Кочиеры, Кошница, Новая Моловата, Погребя, Пырыта, Копанка и часть г. Бендеры (пос. Варница) - управляются Молдавией, оспариваются Приднестровской Молдавской Республикой
12.Область в районе пика Монтмалюс – между Андоррой и Испанией.
13.Оливенса - управляется Испанией, оспаривается Португалией.
14.Остров Вуковар – управляется Хорватией, оспаривается Сербией.
15.Остров Тузла и Керченский пролив – оспариваются Украиной у России с 2003 года.
16.Остров Шеренград - во времена существования Югославии входил в состав Хорватии. Во время войны контролировался вооружёнными силами Сербской Краины. После войны перешел под управление Сербии, оспаривается Хорватией.
17.Перешеек между Гибралтаром и Испанией - Испания утверждает, что Великобраитания незаконно занимает территорию, поскольку она не была включена в Утрехтский договор.
18.Превлака – управляются Хорватией, оспариваются Черногорией.
19.Районы Дуная, части районов Осиек и Сомбор – спор между Хорватией и Сербией.
20.Сарыч – управляется Украиной, оспаривается Россией. Конфликт основан на разделении Черноморского флота и договора аренды объектов Севастополя.
21.Саставси – управляется Сербией, оспаривается Боснией и Герцеговиной.
22.Северное Косово - находится под местным самоуправлением и контролируется KFOR, оспаривается Республикой Косово и Сербией.
23.Скала Роколл - управляется Великобританией, оспаривается Ирландией, Данией (Фарерские острова) и Исландией.
24.Устье Эмс и западная часть залива Долларт – спор между Нидерландами и Германией.
25.Эгейский спор - широкий ряд спорных вопросов о принадлежности национального воздушного пространства, территориальных вод и исключительной экономической зоне между Грецией и Турцией.
АЗИЯ И ОКЕАНИЯ
1.Аасал, Аль-Каа, Аль-Каср, Дейр Аль-Аашайер, Кфар Коук и Туфаил – спорная территория между Ливаном и Сирией.
2.«Точка 20», небольшой участок отвоеванной у моря земли в Сингапуре – Малайзия заявляет, что она находится в ее территориальных водах.
3.Абу-Муса - управляются Ираном, оспариваются Объединенными Арабскими Эмиратами.
4.Азербайджанские эксклавы Карки, Юхары, Аскипара, Бакхударли и Ярадуллу – конролирует Армения после нагорно-карабахской войны.
5.Аксай Чин – управляется Китаем, оспаривается Индией.
6.Альберт-Майер - управляется Тонга, оспаривается Новой Зеландией
7.Анклавы Бутана в Тибете (Черкип Гомпа, Дунгмар, Гесур, Гезон, Итсе Гомпа, Кхочар, Ньянри, Ринганг, Санмар, Тарчен и Зуфилфук) – управляются Китаем, оспариваются Бутаном.
8.Арцвашен/Башкенд – эксклав Гегаркуникской области Армении, удерживаемой Азербайджаном после нагорно-карабахской войны.
9.Беверидж - управляется Тонга, оспаривается Ниуэ (ассоциированное с Новой Зеландией государство)
10.Большой Томб и Малый Томб - управляются Ираном, оспариваются Объединенными Арабскими Эмиратами.
11.Борайбари – управляется Бангладешем, оспаривается Индией.
12.Гилгит-Балтистан – управляется Пакистаном, оспаривается Индией.
13.Голанские высоты - сирийская территория захвачена Израилем в 1967 году и аннексирована Израилем в 1981 году.
14.Горы Бакду – спорная территория между Северной Кореей и Китаем, на которую также претендуют Тайвань и Южная Корея.
15.Дайхата-Думабари – управляется Индией, оспаривается Бангладешем.
16.Демчок, Чумар, Каурик, Шипки Пасс, Джадх и Лапфал - спорные районы, расположенные между Аксай Чином и Непалом, которые контролирует Индия, но оспариваются Китаем и Тайванем. Демчок контролирует Китай.
17.Джамму и Кашмир - разделён между Пакистаном, Индией и КНР, оспаривается Индией и Пакистаном.
18.Дои Ланг – управляется Бирмой, оспаривается Тайландом.
19.Долина Исфара – управляется Киргизией, оспаривается Таджикистаном.
20.Долина Шаксгам – управляется Китаем, оспаривается Индией.
21.Индо-бангладешские анклавы - внутри основной части Бангладеша есть 103 индийских анклава, в то время как внутри основной части Индии есть 71 бангладешский анклав. В 1974 Бангладеш одобрило предлагаемый договор обменяться все анклавы на территориях друг друга, но Индия никогда не ратифицировала его.
22.Каранг Унаранг – спорная территория между Индонезией и Малайзией.
23.Корейский полуостров – Северная и Южная территория считают территорию друг друга своей.
24.Кула Кнгри и горные районы к западу от этого пика, западный район Хаа – управляется Китаем, оспаривается Бутаном.
25.Ледник Сиачин и область Салторо – захвачены Индией в 1984 году, их оспаривает Пакистан.
26.Линия Дюранда – территория племен, частично управляемая Пакистаном и Афганистаном, Афганистан претендует на все земли, населенные пуштунами.
27.Лифитила – управляется Индией, оспаривается Бангладешем.
28.Минерва - управляется Тонга, оспаривается Фиджи
29.Монастырский комплекс Дэвида Гереджи – пограничный спор между Грузией и Азербайджаном.
30.Небольшие участки района Окуси – управляется Восточным Тимором, оспаривается Индонезией.
31.Некоторые острова на реке Наф – спорные между Бангладешем и Бирмой.
32.Несколько областей в Ферганской долине – спорные между Узбекистаном, Таджикистаном и Киргизией.
33.Нилосон (Ланкастер) - оспаривается Францией (Французская Полинезия).
34.Оарух и Умм Аль-Марадим – управляется Кувейтом, оспаривается Саудовской Аравией.
35.Область Калапани, спор вокруг реки Саста, Антуданда и Навалпараси – управляются Индией, оспариваются Непалом.
36.Область Прачинбури – спорная между Тайландом и Камбоджей.
37.Остров Возрождения (ныне – полуостров) – спорная территория между Казахстаном и Узбекистаном.
38.Остров Суэйнс – управляется США, оспаривается Такелау, которая находится в зависимости от Новой Зеландии, которая также не признает суверенитет США над островом.
39.Остров Хавар - под управлением Бахрейна, оспаривается Катаром
40.Остров Южное Тальпатти или Новый Мур – появившийся и исчезнувший остров, вокруг которого шел спор между Индией и Бангладеш с 1970-х по 2000-е, досих пор сказывается на неопределенности морской границы.
41.Острова в Торресовом проливе между австралийским полуостровом Кейп-Йорк и островом Новая Гвинея - управляется Австралией, оспариваются Папуа-Новой Гвинеей
42.Острова Макклесфилд – управляется Китаем, оспаривается Тайванем и Вьетнамом.
43.Острова Матвея и Хантер – спорная между Вануату и Францией.
44.Острова Сенкаку (Даоюйдао) – управляются Японией, оспариваются Китаем и Тайванем.
45.Острова Спратли – спорные между Китаем, Тайванем, Вьетнамом, Филиппинами, Малайзией и Брунеем.
46.Острова Укатный, Жесткий и спорный остров Маложемчужный – управляются Россией, оспаривается Казахстаном.
47.Острова Хурия Мируя – управляется Оманом, оспаривается Йеменом.
48.Парасельские острова – полностью контролируются Китаем, оспариваются Тайванем и Вьетнамом.
49.Перевал трёх пагод – спорный между Бирмой и Тайландом.
50.Пирдивах – управляется Индией, оспаривается Бангладешем.
51.Пограничный спор между Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами.
52.Пратас - управляются Китаем, оспариваются Тайванем.
53.Пулау Батек – передана Тимором Индонезии в качестве компенсаций в 2004 году.
54.Различные территории: Дак Джерман, Дак Данг, зона Ла Дранк, острова Бэ, Милию, Эю, Пик, и Северные Пиратис – спорные между Вьетнамом и Камбоджей.
55.Речной остров Мухараджа – контролируется Индией, но оспаривается Бангладешем.
56.Рифы Минерва – управляется Тонга, но на него претендует Фиджи.
57.Сабах (Северное Барнео) – управляется Малайзией. Филиппины сохраняют претензии на Сабах на том основании, что он является исторической частью Султаната Сулу, чьим правопреемником являются Филлипины.
58.Сектор Газа - управляется ХАМАС, оспаривается Палестинской Национальной Администрацией, сформированной из представителей ФАТХ
59.Село Переви - в советское время частично входило в состав Юго-Осетинской автономной области, на основании чего часть села (т. н. Малый Перев) считается властями Южной Осетии территорией республики. Причиной спорного статуса является невозможность доступа к грузинской части села в обход югоосетинской. В 2008-2010 гг. Переви полностью контролировалось Россией. С 2010 года передано под управление Грузии (включая Малый Перев).
60.Село Аибга Гагрского района Абхазии с прилегающей территорией (160 кв. км) - оспаривается Россией как часть единого села Аибга, разделённого в советское время административной границей по реке Псоу между РСФСР и Грузинской ССР. Контролируется Абхазией.
61.Скалы Лианкур – управляется Южной Кореей, оспаривается Японией.
62.Скарборо – управляется Китаем, оспаривается Филиппинами и Тайванем.
63.Сэр Крик – небольшие участки болотной земли, спорная между Индией и Пакистаном.
64.Тева-и-Ра (бывш. Конуэй) - управляется Фиджи, оспаривается Францией (Новая Каледония)
65.Тыва - управляется Россией, оспаривается Тайванем
66.Уэйк – упарвляется США, оспаривается Маршалловыми Островами.
67.Фашт Ад-Дибал и Китат Джарадех – спорные между Бахрейном и Катаром, не включенные при разделе в суждения Международного суда от 2001 года.
68.Фермы Шабаа – спорная территория между Израилем и Сирией, на которую также претендует и Ливан.
69.Цзяньдао – управляется Китаем, оспаривается Тайванем, Северной Кореей и Южной Кореей.
70.Часть комунны Поипет – управляется Тайландом, оспаривается Комбоджей.
71.Часть суверенной базы Акротири – управляется Великобританией, оспаривается Кипром.
72.Часть суверенной базы Дакелия – управляется Великобританией, оспаривается Кипром.
73.Шатт Аль-Араб – спорная территория между Ираком и Ираном.
74.Южные Курильские острова – управляются Россией, оспариваются Японией.
75.Южный Тибет – управляется Индией, но оспаривается Китаем и Тайванем, которые не признают законность линии Макмагона.
АФРИКА
1.Абьей – и Судан и Южный Судан претендуют на район, однако контролирует Судан после провозглашения независимости Южного Судана с 2011 года.
2.Бакасси – район был передан Камеруну Нигерией по решению Международного суда и заключения Гринтрийского соглашения.
3.Банк дю Гейзер – Франция утверждает, что острова являются частью группы островов в Индийском океане в составе Французских Южных и Антарктических земель. Оспариваются Мадагаскаром и Коморскими островами.
4.Басас-да-Индия, остров Европа и остров Жуан-ди-Нова – де-факто часть Французских Южных и Антарктических земель, оспаривается Мадагаскаром.
5.Буре – управляется Эфиопией, оспаривается Эритреей.
6.Полоса Каприви – спорная территория между Ботсваной, Намибией, Замбией и Зимбабве.
7.Сеута – управляется Испанией, оспаривается Марокко.
8.Архипелаг Чагос - Великобритания управляет архипелагом в рамках Британской Территории в Индийском океане. Оспаривается Маврикием и Сейшельскими островами.
9.Часть округа Гикумби, Северной провинции – управляется Руандой, оспаривается Угандой.
10.Острова Глорьез - де-факто часть Французских Южных и Антарктических земель, оспаривается Мадагаскаром, Сейшельскими и Коморскими островами.
11.Треугольник Халаиба - ранее находился в рамках совместного управления Египтом и Суданом. Теперь Египет претендует на полный контроль.
12.Хеглиг – претендуют и Судан и Южный Судан, контролируется Южным Суданом, на международном уровне признается как часть Судана.
13.Треугольник Илеми – управляется Кенией, оспаривается Южным Суданом.
14.Ислас Чафаринас – управляется Испанией, оспаривается Марокко.
15.Джодха - претендуют и Судан и Южный Судан, контролируется Южным Суданом.
16.Часть района Кабале – управляется Угандой, оспаривается Руандой.
17.Кафия Кинги - претендуют и Судан и Южный Судан, контролируется Южным Суданом.
18.Кака - претендуют и Судан и Южный Судан, контролируется Южным Суданом.
19.Ка-Нгване – контролируется ЮАР. Свазиленд утверждает, что территория была конфискована во время колониальных войн.
20.Часть области Кахемба – спорный район между Анголой и Демократической республикой Конго. Страны согласились прекратить спор в июле 2007 года, но вопрос не решен до конца.
21.Деревня Коуалоу – спорная между Бенином и Буркина-Фасо.
22.Деревня Кпеаба – Гвинейские войска занимают деревню с января 2013 года, но де-юре принадлежит Кот-д’Ивуару.
23.Район Мойо, площадь около Логоба – спорный между Южным Суданом и Угандой.
24.Провинция Ланчинда-Пвето – управляется Замбией, оспаривается Демреспубликой Конго.
25.Острова в заливе Мбамба и озеро Ньяса – управляется Танзанией, оспаривается Малави на основе англо-германского договора 1890 года.
26.Острова Мбандже, Кокотиерс и Конго – спорные между Габоном и Экваториальной Гвиней.
27.Мелилья – управляется Испанией, оспаривается Марокко.
28.Окрестности острова Мигинго и дальше на север, вблизи островов Лолве, Оуаси, Ремба, Рингити и Сигулу в озере Виктория – спорные между Кенией и Угандой.
29.Огаден – принадлежит Эфиопии, но населен этническими сомалийцами, что стало поводом для претензией со стороны Сомали. Это послужило поводом для двух Огаденский войн – 1962 и 1977 годов.
30.Несколько островов на реке Нтем – спорные между Камеруном и Экваториальной Гвинеей.
31.Несколько деревень вблизи реки Окпара – спорные между Бенином и Нигерией.
32.Граница по Оранжевой реке - Намибия утверждает, что граница проходит по середине реки, в то время как Южная Африка утверждает, что она лежит вдоль северного берега.
33.Пеньон-де-Алусемас – управляется Испанией, оспаривается Марокко.
34.Пеньон-де-Велес-де-ла-Гомера – управляется Испанией, оспаривается Марокко.
35.Остров Перехиль - управляется Испанией, оспаривается Марокко. После инцидента 2002 года, обе страны согласились вернуться к статус-кво предыдущего инцидента.
36.Рас-Думейра и остров Думейра – управляется Эритреей, оспаривается Джибути.
37.Долина Руфунзо и Сабанерва – спорные между Руандой и Бурунди.
38.Остров Рукванзи и долина реки Семлики – спорные между Конго и Угандой.
39.Остров Синдабези – управляется Замбией, оспаривается Зимбабве.
40.Сокотрийский архипелаг - Сомали официально не претендует на архипелаг, но попросил ООН разобраться в «статусе» архипелага, должен ли он принадлежать Йемену или Сомали.
41.Юго-восточный Алжир – оспаривается Ливией.
42.Острова Тиран и Санафир – управляются Египтом, оспариваются Саудовской Аравией.
43.Остров Тромелин - де-факто часть Французских Южных и Антарктических земель, оспаривается Маврикием и Сейшельскими островами.
44.Тсорона-Заламбесса – спорная территория между Эфиопией и Эритреей.
45.Вади-Хальфа – управляется Египтом, оспаривается Суданом.
46.Побережье Йенга, левый берег рек Макона и Моа – управляется Сьерра-Леоне, оспаривается Гвинеей.
47.Бадме – повод для эфиопо-эритрейской войны 1998 года. В настоящее время под контролем Эфиопии.
48.Майотта – на референдуме 2009 года население решило стать заморским департаментом Франции, однако Коморские острова претендуют на территорию.
49.Юго-восточная часть Западной Сахары - управляется Марокко, оспаривается Западной Сахарой.

СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА
1.Ханс-Айленд – Канада и Дания (от имени Гренландии) заявляют права собственности на остров.
2.Континентальный шельф в восточной части Мексиканского залива за пределами 200 миль – принадлежность небольшого зазора за пределами 200 морских миль экономических зон США, Кубы и Мексики до сих пор не определена окончательно.
3.Остров Макиас-Сил – США и Канада не могут определить права собственности.
4.Норд-Рок – США и Канада не могут определить права собственности.
5.Пролив Хуана де Фука – США и Канада не могут определить права собственности.
6.Диксон-Энтранс – США и Канада не могут определить права собственности.
7.Канал Портленд – США и Канада не могут определить права собственности.
8.Море Бофорта – США и Канада не могут определить права собственности.
9.Северо-Западный проход и некоторые другие арктические воды – находятся в канадских территориальных водах, но США заявляют свои права на навигацию
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АМЕРИКА
1.Исла Авес – управляется Венесуэлой, Доминика отказались от претензий на остров в 2006 году, но продолжает претендовать на прилегающие моря.
2.Бахо Нуэво – управляется Колумбией. Гондурас признал суверенитет Колумбии, Никарагуа, Ямайка и США не признали.
3.Южная половина Белиза – оспаривается Гватемалой, ранее претендовавшей на весь Белиз.
4.Северная часть острова Калеро – управляется Коста-Рикой, оспаривается Никарагуа.
5.Остров Коньехо – управляется Гондурасом, оспаривается Сальвадором.
6.Навасса – управляется США, оспаривается Гаити.
7.Саподилла-Кей – управляется Белизом, оспаривается Гватемлой и Гондурасом.
8.Серранилья - Ямайка признала суверенитет Колумбии, Гондурас, Никарагуа и США не признают.
ЮЖНАЯ АМЕРИКА
1.Гайана к западу от реки Эссекибо - Венесуэла и Гайана имеют перекрывающиеся претензии по поводу морской зоны. Барбадос и Гайана так же подписали соглашение о совместном сотрудничестве в этой области.
2.Острова Анкока – управляется Венесуэлой, оспаривается Гайаной.
3.Арройо-де-ла-Инвернада (Ринкон-де-Артигас) и Вила Альборнос – Уругвай оспаривает 237 кв.км. реки Инвернада вблизи области Масоллер.
4.Фолклендские (Мальвинские) острова - управляются Великобританией, оспариваются Аргентиной.
5.Французская Гвиана к западу от реки Мароуини – управляется Францией, оспаривается Суринамом.
6.Гуайра Фоллз (Сет Квидас) - спорные острова, частично контролируемые Бразилией и Парагваем, были затоплены водохранилищем Итайпу.
7.Гайана к востоку от верхнего течения руки Карантин – управляется Гайаной, оспаривается Суринамом.
8.Исла Бразильера – управляется Бразилией, но чиновники Уругвая утверждают, что остров является частью их департамента Артигас.
9.Исла Суарес – управляется Боливией, оспаривается Бразилией.
10.Морская граница залива Венесуэла - Колумбия утверждает, что она имеет право на воды в этом заливе.
11.Южная Георгия и Южные Сандвичевы острова - управляются Великобританией, оспариваются Аргентиной.
12.Ледяное поле Южной Патагонии между Монте Фитц Рой и Сьерро-Муралльон - граница до сих пор официально не определена, однако и Аргентина и Чили имеют тут свои претензии.

В 2014 году Крым «вернулся в родную гавань». Насколько это правомерно, с точки зрения международного права, мы рассуждать не будем. Но факт остается фактом: Украина считает это аннексией, и маловероятно, что в ближайшем будущем признает эту территорию за Россией. Это означает одно: спорные приграничные территории России надолго будут камнем преткновения в международной политике. Однако Украина - не единственная держава, которая имеет претензии к нам. Спорные уже много лет создают трудности в международной политике. Какие государства и почему хотят откусить кусок земли от нас? Постараемся разобраться.

В состоянии войны

Мало кто знает, но де-юре наша страна находится официально в состоянии войны с соседской страной. Нет, не с Украиной, как многие могут подумать. Несмотря на громкие высказывания «оккупации Россией», никакого объявления со стороны режима Порошенко не последовало. Агрессивная риторика звучит только для внутреннего электората.

Мы на сегодняшний день в состоянии войны с Японией по двум причинам:

  • Россия официально является правопреемникам СССР. Это значит, что все международно-правовые договоры единой теперь относятся напрямую к нам. Одни говорят, что это несправедливо. Мол, республик было много, а отвечает одна Россия. Но об этом надо было спрашивать наших депутатов в начале девяностых, которые получили весь золотой запас Союза и место постоянного члена в Совете Безопасности с правом вето на любые решения ООН.
  • Именно мы владеем землями, доставшимися нам после развала СССР, на которые претендует восточный сосед.

Что от нас хочет Япония?

Спорные территории России и Японии находятся среди Курильских островов и на Сахалине. Курилы включают в себя четыре острова, которые являются частью нашей страны: Итуруп, Кунашир, Шикотан и архипелаг Хамобаи. В 1956 году СССР готов был передать два острова (Хамобаи и Шикотан). Себе же мы хотели оставить Итуруп и Кунашир, в которых уже создана мощная военная инфраструктура, а сами острова считаются стратегическими объектами. Страна восходящего солнца уже была готова на уступки, однако вмешались США. Они потребовали от Японии не заключать подобные соглашения и настаивали на возвращении всех островов. Однако СССР на это не пошел. В итоге никто никому ничего не передал. Спорные территории России и Японии находятся у нас. Углубимся в историю. Когда именно возникла проблема?

Синодский трактат о дружбе и торговле

Спорные территории России (Курильские острова) не всегда нам принадлежали. В 1855 году Николай I подписал с Японией договор о торговле, по которому Российская империя не имеет исторических претензий на четыре спорных острова. Современные скептики считают, что это был вынужденный шаг. Россия была втянута в Крымскую войну, в которой мы воевали сразу против всех развитых стран Европы. То есть Николаю I пришлось искать союзников на Востоке, однако кроме Японии там никого не было. Да и она была еще слаба в военном и экономическом отношении. Только-только начала выходить из самоизоляции.

Позиция противников передачи Курильских островов основана на том, что именно Россия открыла эти острова, что не совсем верно. Между ними и основными японскими территориями расстояние такое, что они наблюдают друг друга из подзорной трубы. «Открывать» эти территории японцам смысла не было. Они и так были, по сути, открыты и находились под их управлением еще в 17 веке.

Обмен территориями

Синодский трактат (1855 г.) не решал вопрос о Сахалине. На этой территории жили как японцы, так и русские. Исторически получилось так, что наши соотечественники заселили север, а азиаты - юг. В результате Сахалин стал совместной территорией, однако де-юре прав не было ни у кого. Положение изменил договор 1875 года. По нему все острова на Курилах передавались Японии, а Сахалин отходил к нашей стране. Таким образом, исторически спорные территории России (Курильские острова) должны принадлежать Стране восходящего солнца, если бы не дальнейшие события.

Русско-японская война

Русско-японская война 1904-1905 закончилось подписанием По нему Россия отдавала южный Сахалин. Это дает повод сторонникам империализма утверждать, что трактат 1905 года зачеркнул все предшествующие. Из этого следует, что предыдущие соглашения о передаче Курильских островов можно не соблюдать. Однако царский режим, Временное правительство и коммунисты в 1917 году документально не оспаривали данные территории.

Вторая мировая война

Великая Отечественная война закончилась в мае 1945 года. Однако Вторая мировая еще продолжалась. Япония была сильнейшим государством на Тихом океане после США. Квантунская армия в Манчжурии, Корее и Монголии насчитывала до миллиона человек с высоким моральным духом. Советский Союз согласился на переброску армии из Германии на восток при санкционировании союзниками обратной передачи Южного Сахалина и спорных Курильских островов. После одобрения Запада наши деды вместо того, чтобы разойтись по домам и налаживать мирную жизнь, еще до 2 сентября были втянуты в военные действия. Из-за этого, как и предполагалось, появились спорные территории России.

Итоги противостояния с Японией

Современные прозападные правозащитники в один голос утверждают о «незаконной оккупации» Курильских островов. Конечно, исторически можно согласиться, что они не принадлежали нашей стране изначально. Однако правозащитники забывают, что после поражения в Русско-японской войне 1904-1905 гг. Южный Сахалин отошел к азиатскому государству. Результатом войны часто являются территориальные приобретения. Если использовать данный принцип в построении международных границ, то многие страны должны полностью перекроить свои границы.

«Екатерина, ты была не права?»

Существуют ли спорные территории России и США? Каждый российский патриот скажет - «конечно». Аляска, которую продала, а некоторые даже утверждают, что отдала в аренду якобы императрица Екатерина II. Откуда идет такой миф? Непонятно. Но продажа Аляски состоялась относительно недавно. В 1867 году Россия продала эту территорию за 7.2 млн долларов. Конечно, можно сказать, что тогда это были большие деньги. Но на самом деле это не так. Все территории, которые США отвоевывали у других стран (Англия, Испания, Мексика) впоследствии были куплены. И суммы эти были в два раза больше - от 14 млн долларов. Фактически Александр II продешевил в два раза. Однако попытаемся разобраться, зачем это было сделано?

О своих намерениях продажи Аляски император Александр заявлял за 10 лет до этого. Историки нашли переписку с братом Константином. В ней император советовался по поводу продажи североамериканских владений. Зачем он это сделал? Была ли в этом необходимость? Если говорить объективно, то да, так как целесообразность такому договору подтверждается следующими фактами:

  • Слабость России в военном, экономическом плане. Наша страна физически не могла закрепиться на этой территории. Кроме того, необходимо было выбирать: закрепляться в Америке или на Дальнем Востоке. Потеря и того и другого была реальностью. Правительство правильно решило, что сохранение Америки при потере Дальнего Востока впоследствии приведет и к потере первой составляющей.
  • Набирающие силы Соединенные Штаты. Конечно, к 1867 году сами США не собирались забирать Аляску у России, как они это сделали с Мексикой, Испанией и Францией. Но идея «единой Америки» уже тогда летала в воздухе. Аляска была лишь делом времени. К 1867 году Штатам было просто не до России с северными территориями. К тому же экспансия населения на Аляску создавала угрозу бесплатного воссоединения с остальными Штатами населением. В этом случае Россия не получила бы ничего.
  • Союзнические отношения с США и враждебность Старой Европы. Россия в это время окружила себя врагами. Крымская война показала, кто есть кто. В этой ситуации император принял решение передать североамериканские территории своим союзникам за деньги, так как вероятность захвата этой территории со стороны Англии или Франции была велика. Наш парусный флот уже не мог противостоять пароходам, тем более на столь отдаленных землях от столицы.

Итог: Аляску продали за половину стоимости, которую США платили врагам после войны за присоединения. Выводы напрашиваются сами. США эта территория в это время тоже не особо была нужна. Конгресс не хотел ее покупать. О том, что будет через 100-150 лет, мало кто предполагал. Об огромных природных богатствах этой территории тоже никто не догадывался.

Однако наличие спорных территорий России и США есть и без Аляски.

Договор 1867 года хоть и отчуждал от нас североамериканские земли, однако пограничная морская линия не была окончательно определена. Стороны предлагали разные методы разграничения:

  • Россия - локсодромию. На карте прямая линия, изгиб на плоскости.
  • США - ортодромию. На карте изгиб, на плоскости прямая.

В результате сошлись на альтернативном варианте: линия была посередине между локсодромией и ортодромией. Однако до конца этот конфликт не урегулирован. США воспользовались слабостью СССР, и навязали новый договор в 1990 году, который значительно ухудшал наше положение в этом регионе. Но до сих пор договор не был ратифицирован нашей страной, что дает право считать его ничтожным. Сейчас эта территория считается спорной, а действия, которые хоть как-то могут обострить отношения на этой территории, не предпринимаются.

Спорные территории России с другими странами

Однако Япония и США - не единственные страны, с которыми возникают подобные проблемы. Наличие спорных территорий со затормаживают международное сотрудничество. Какие еще государства имеют к нам претензии? Их на самом деле не так уж и мало:

  • Норвегия;
  • Украина;
  • Эстония;
  • Китай;
  • Дания;
  • Канада;
  • Исландия;
  • Швеция;
  • Финляндия;
  • Азербайджан;
  • Туркменистан;
  • Казахстан;
  • Иран;
  • Литва;
  • Латвия;
  • Монголия.

Список, конечно, внушительный. Но почему столько много стран? Дело в том, что спорные территории России и сопредельных государств - это не только земли, острова, но и водные шельфы, морские приграничные районы. Много стран относится к Арктическим державам. Сегодня идет битва за новый континент. Пока только юридическими и научными методами.

Битва за Арктику

Сразу несколько государств борются за Арктику. Это единственный материк, который не участвовал в колониальном разделе. Оно и понятно: кому нужны льды? Так было до того момента, пока человечество не могло технически и экономически развивать новые месторождения углеводородов на севере. Но ситуация поменялась. Высокие цены на нефть, развитие науки и техники сделало выгодным извлечение газа и нефти с северных льдов. Сразу несколько стран втянулись в новый колониальный раздел: Россия, Канада, США, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия. В общем, те страны, кто непосредственно граничит с Арктикой.

На юге акваторию Каспийского моря не могут поделить Иран, Казахстан, Россия, Азербайджан, Туркменистан.

Спорные территории России и Финляндии: дело не только в Арктике

Россия и Финляндия имеют претензии не только по поводу Арктики. Камнем преткновения с северным соседом является Карелия. До Зимней Кампании 1939 года советско-финская граница проходила чуть севернее Санкт-Петербурга. Руководство СССР понимало, что в случае надвигающейся войны эта территория будет хорошим плацдармом для вторжения в нашу страну. После некоторых провокаций началась Зимняя война 1939-1940-х годов.

В результате СССР понес большие людские потери и не готов был к такой войне. Однако результат был положительный: территория Карелии вошла в состав Союза. Сегодня финские реваншисты требуют от России возвращения этих земель.

«Ты что, царская твоя морда, казенными землями разбрасываешься?»

Хочется вспомнить знаменитую фразу из знаменитой кинокомедии. Но тут не до смеха. До 2010 года существовали спорные территории России и Норвегии в акватории Баренцева моря. Речь идет о бассейне в 175 тыс. кв. км. До 2010 года стороны нашли компромисс: обе страны занимаются рыболовством здесь, а добыча углеводородов оказалась под запретом. Все бы ничего, но геологи нашли здесь огромнейшие запасы. И здесь, как говорится, «снесло крышу» нашим чиновникам. Россия добровольно отказалась от 175 тыс. кв. км. акватории рыболоведческих промыслов в обмен за совместную добычу газа и нефти. Шаг недальновидный, особенно при сегодняшних низких ценах на нефть. Кроме того, целая отрасль северного рыболовства была уничтожена одной подписью.

Все для Китая?

Норвегия - не единственная страна, которая получила щедрый территориальный подарок от нас. Существовали спорные территории России и Китая. В 2004 году наша страна отдала «поднебесной» спорный остров Тарабаров и часть острова Уссурийский. Однако не все так просто. Получив одну часть территории, Китай сразу же требует другую. Теперь мы должны, по словам китайских историков, отдать часть территории на Алтае и на Дальнем Востоке. А про огромные территории в Забайкалье, которые отдали в аренду на полвека, мы говорить не будем. Сегодня это наши территории, пока еще, но что будет через 50 лет? Время покажет.