Заграничные паспорта и документы

Прогулки по Риму. Мосты и набережная Тибра. Река Тибр: историческое значение и великолепные мосты Мосты рима

Река Тибр на карте мирапо сравнению с другими водными артериями не сильно выделяется, но в Италии занимает третье место по протяженности. Она огибает все семь холмов Рима и как бы очерчивает весь район Трастевере. Могучий Тибр делает Вечный город еще красивее и монументальнее с его знаменитыми архитектурными памятниками, которыми окружены берега водоема.

История и легенды

Исток реки располагается в горах Апеннинского региона. Название реки – Tiber чаще всего связывают с латинским происхождением, и ассоциируется он с древним городом Тиволи, который находиться в 30 км от столицы.

Также существует более яркая легенда происхождения наименования речки, по которой в 900-х годах до н. э. жил великий царь Тиберинус и его утопили в древнем водоеме Альбуле. После смерти этот царь по желанию бога Юпитера стал хранителем вод, и в его честь была переименована река, в которой его утопили. Многие итальянцы уверены, что именно из-за этой легенды все античные скульпторы изображали моря и океаны в виде сильных мужей, бороды которых представляют собой потоки вод.

Тибр – именно та река, по которой в младенческом возрасте Рем и Ромул путешествовали в корзинке, пока их своеобразный «корабль» не прибился к берегу у подножья Палатинского холма. Когда братья выросли, они основали город Рим, первые поселения которого были основаны на восточной стороне реки.

Для древних римлян Тибр играл жизненно важную роль, было три главных его предназначения:

  1. Использование в качестве главного компонента канализационной системы города.
  2. По реке переправлялись военные судна, участвующие в знаменательных битвах за Сицилию против Карфагена.
  3. Река Тибр в Риме служила торговым путем, по которому завозились продукты и стройматериалы на судах.

Из-за того, что со временем дно водоема замусорилось и кораблям стало практически невозможно по нему проплывать, судоходство прекратилось. Многочисленные попытки расчистить русло реки не увенчались успехом, и в XX веке из портового Рим преобразовался в автомобильный город.

Вдоль Тибра построены высокие набережные, они были возведены в XIX веке, как заграждения на пути сильного течения, которое бывает во время паводков и в сезон дождей, чтобы уберечь столицу от наводнений.

Мосты

Левый и правый берег Тибра связывает 26 мостов. Имеются как новые, так и хорошо сохранившиеся древние сооружения.

К монументальным старожилам относится:

  • Мульвиев мост , построенный еще в 1 веке до н.э. Он связывает Римини и Фламиеву дорогу. На нем в 4 в. н. э. сражались императоры Константин I Великий и Максенций. В основе их схватки лежали отличающиеся религиозные взгляды, каждый из них хотел доказать, что его убеждения главенствующие. В итоге ожесточенной схватки Константин победил Максенция и сбросил его прямо в Тибр, после чего в Италии стало распространяться христианство. Сейчас рядом с Мульвиевым мостом находиться Олимпийский стадион, он действующий и встречает игроков и зрителей футбольных клубов «Рома» и «Лацио»;
  • Мост Святого ангела был возведен во 2 веке н.э., по нему можно только ходить, на транспортных средствах ездить через эту переправу нельзя. Вначале сооружение было названо в честь императора Адриана, который и стал инициатором его возведения. На другом конце этого моста выстроен , который в средние века получил название Замка Святого ангела, как впоследствии и переименовали мост. В каменном замке огромных размеров теперь хранятся останки многих христианских понтификов, а также разнообразные артефакты. В 16 веке после реконструкции сооружения оно было облицовано мрамором и украшено статуями святого Петра и Павла. Затем в 17 веке знаменитый Лоренцо Бернини дополнил их еще 10 статуями;
  • представляет собой переправу для пешеходов, которая соединяет правый берег Тибра с . Он выполнен из камня в честь папы Сикста IV, в ансамбле со старинной набережной этот мост смотрится очень живописно. В теплое время на набережной около этого сооружения устанавливаются палатки с разными лакомствами для жителей и гостей столицы.

Мосты через Тибр раньше имели стратегическое значение, за их состояние отвечал определенный человек, а не так как сейчас, целые компании. В честь одного из начальников мостов была названа переправа, соединяющая (с высоты похожего на лодку рыбака) с восточным районом города. Он был возведен в 60 гг. до н.э. и называется мост Фабричо. Кроме приведенных переправ имеются еще и другие более современные, а самым первым каменным сооружением, возведенным в 142 гг. н.э. является мост Эмилия, теперь можно увидеть лишь его остатки, которые известны под названием «Разрушенный мост».

Тибр, прежде чем добраться до Рима, прокладывает свой путь через Лацио и Умбрию. В него впадают меньшие реки: Аниене и Нера, при подходе к столице вдоль берегов реки установлены укрепления из бетона и камня, водоем переходит в канал Fossa Traiani. Устье реки находиться в Тирренское море, общая протяженность водной гордости Рима составляет 406 км, ее площадь равняется 17,4 тыс. км 2 . Этот водоем является главной артерией для водоснабжения всей столицы.

В городе предусмотрены многочисленные тоннели и трубы, по которым передается чистая вода.

Среди интересных для туристов исторических и современных фактов можно выделить следующие:

  • у истока Тибра под руководством Бенито Муссолини в 1930 году была установлена мраморная колонна, на которой написаны слова, выражающие всю важность рассматриваемого водохранилища для столицы, примерный их перевод с латыни гласит: «Здесь место рождения реки, священной для судьбы Рима»;
  • в древности Тибр использовали для публичных казней, в нем топили преступников под одобрительные возгласы зрителей;
  • еще со времен религиозных противостояний, выражение «перейти Тибр» означает принять католицизм;
  • в первый день отчаянные римляне устраивают ледяные купания, прыгая в Тибр с моста Кавур, их отважности всегда радуются многочисленные зрители.

Сегодня Тибр также живописен, как и много лет назад, а местные жители успешно украшают его берега своими художественными работами, которые может купить любой турист. Его могут пригласить на увлекательную прогулку по водной глади водоема, а также угостить живой рыбой, выловленной местными рыбаками.

Вам также может понравиться:

Глава «Мосты» подраздела «Архитектура Римской империи» раздела «Архитектура Древнего Рима» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией Б.П. Михайлова.

Сходные задачи и близкие методы решения наблюдаются и в римском мостостроении. Несмотря на различия между обычным транспортным мостом и мостом, предназначенным для канала акведука через реку, между ними было много общего, что позволяет рассматривать их эволюцию совместно. Наиболее интересным среди дорожных мостов времени ранней империи был мост в Аримине, пересекающий реку под углом. Строительство его было начато при Августе и закончено в правление Тиберия (14-20 гг. н.э.). Этот мост хорошо сохранился до нашего времени (рис. 159).

Проезжая часть его покоится на пяти невысоких арках пролетом 8-9 м. Легкие пандусы над крайними арками заканчивают горизонтальную линию средней части моста. На устоях поле стены украшено сандриками с нишами, которые обрамлены плоско выступающими коринфскими пилястрами. Своды моста по глубине приблизительно равны пролету арок; пяты арок, как и в других римских мостах, находятся на уровне воды. Более массивные, чем обычно устои моста, составляющие здесь около 1/2 пролета арки, подчеркивают вместе с карнизом и сандриками масштаб и мощность сооружения.

Мосту в Аримине близки два моста, построенные в Испании, - мост в Августе Эмерите и мост в Альконете. Как у всех мостов, построенных через равнинные реки, их композиция развивается по горизонтали. Мост в Августе Эмерите имел ярко выраженный композиционный центр, отмеченный большей по размерам аркой центрального пролета (рис. 160). Опоры его облегчены малыми арками, как в римских мостах республиканского времени. Особенностью моста в Альконете является использование сегментной арки, мало распространенной в римской архитектуре.


160. Августа Эмерита (Мерида, Испания). Мост, II в. н.э. Фрагмент и общий вид 161. Мост Алькантара (Испания). 98-106 гг. Фрагмент и схема построения моста

Примером моста, построенного на горной реке, уровень которой может резко меняться, является мост Алькантара через реку Таг (совр. Тахо) в Испании, построенный в 98-106 гг. Он показывает развитие композиции данного типа сооружений не только по горизонтали, но и по вертикали (рис. 161).

Проезжая часть моста около 200 м длиной и около 8 м шириной находится над водой на огромной высоте - 45 м. В архитектуре моста ясно видны римские традиции позднереспубликанской эпохи, когда в качестве центра композиции выделялась центральная опора и композиция гармонично развертывалась в обе стороны от него. Симметрия композиции подчеркнута и возрастающей к середине величиной арочных пролетов, а также постановкой над средним пилоном триумфальной арки. Крутые берега и высота дорожного полотна подсказали композиционное решение, вполне логичное при горизонтальной верхней линии моста и общем уровне шелыг арок. Пролеты арок уменьшаются к концам моста благодаря рельефу берегов. Пяты соседних арок на одном и том же столбе оказались таким образом расположенными на различных уровнях, а все столбы, за исключением среднего, получились асимметричными. Эта асимметрия не так бросается в глаза благодаря введению контрфорсов на опорах моста, подчеркивающих вертикальный элемент в общей композиции. Размер арок показал (в отличие от других римских мостов, где нарастание размеров пролетов к центру шло в арифметической прогрессии), что здесь мы имеем более тонкую закономерность ритмического нарастания, обусловливающего законченность и пластику этого замечательного памятника *.

* В основу композиции всего моста положен закон гармоничного убывания пролетов соответственно делению полуокружности, построенной на диаметре, равном длине моста (с центром на оси средней опоры), на восемь равных дуг, по 22,5° каждая. Проектируя эти членения на диаметр (длина проезжей части моста), мы получим оси девяти столбов, соответствующие в ортогональной проекции осям столбов при круговой в плане форме аркад с равными пролетами.

Одним из наиболее интересных римских мостов является мост Элия, построенный в 134 г. н.э., подводивший дорогу с Марсова поля к расположенному на другом берегу Тибра мавзолею Адриана (рис. 162). Мост состоял из семи пролетов: трех больших в середине моста и четырех малых (по два на каждом конце). Воспроизводя в несколько усложненном виде схему моста в Аримине, мост Элия также производит впечатление тяжеловесности и монументальности, но основные закономерности его художественного построения определяются не столько его утилитарным назначением, сколько его местом в городском ансамбле. Так, хотя мост построен в период высшего расцвета римского мостостроения, пролеты центральных арок его меньше пролетов целого ряда мостов, построенных ранее. Поскольку мост входил в комплекс мавзолея Адриана, являясь бы его преддверием, слишком большее, арки пролетов были неуместны, ибо они придавали бы облику моста легкость и изящество, слишком резко контрастировавшие с монолитной массой мавзолея. В плане мост расположен так, что его ось ориентирована на центр мавзолея, замыкающего перспективу моста. Той же цели - связать мост с мавзолеем - служит и значительная ширина моста (11 м), большая, чем у обычных римских мостов, к тому же увеличенная мощными контрфорсами.


162. Рим. Мост Элия, 134 г. н.э. Вид моста на гравюре Пиранези; вымостка античной дороги близ моста Элия

К числу наиболее замечательных инженерных сооружений II в. н.э. относится и так называемый Гардский мост в Южной Франции, являющийся частью акведука, снабжавшего водой город Немауз. Он представляет собой могучую аркаду, несущую водопроводный канал над долиной реки Гар (рис. 163, 164). Поскольку при грандиозной высоте памятника (48, 75 м) ему не угрожали паводковые воды, здесь можно было создать многоярусную крупнопролетную аркаду, которой избегали на горных реках, чтобы не создавать препятствий для прохода воды при ее высоком уровне.

При проектировании подобного моста были возможны и другие композиционные схемы помимо осуществленной, но автор этого произведения избрал схему трехъярусной аркады, в которой крупные пролеты арок двух нижних ярусов он стремился по высоте сделать равными и завершить их вверху низкой аркадой, родственной соседней аркаде на трассе.

В этой схеме в наибольшей степени выявляются горизонтальность и масштабность, которые вместе составляют основные художественные черты сооружения. Огромную роль в создании художественного образа Гардского моста играет динамическая ритмика. Аркада, очерченная сверху горизонтальной линией водопроводного канала и пересекающая речную долину, уже в силу природных условий получает ритмическую структуру: ее средняя часть, наиболее высокая, получает значение композиционного центра, а боковые сходят на нет, служа завершением развитой композиции.

В трехъярусном Гардском мосте основная роль в композиции сооружения принадлежит средней аркаде. Низкая верхняя аркада с ее стереотипными арками, по величине пролетов, сопоставимыми со столбами, в композиции играет роль аттика. Нижняя аркада, в силу условий рельефа почти невидимая (за исключением центра) и повторяющая в уменьшенных по горизонтали размерах среднюю, также не может композиционно отчетливо выразить идею сооружения. Поэтому более важная роль принадлежит средней аркаде, определяющей собой весь образ грандиозного сооружения.

Целостная ритмическая композиция аркады и удачный выбор пропорций, связавших воедино не только разноразмерные арки одной аркады, но и все три яруса Гардского моста, определили успех архитектора, создавшего это неповторимое сооружение.

Можно думать, что при разработке проекта за основу была взята типичная для римской архитектуры трехчастная схема с ясно выраженным постепенным нарастанием к центру композиции. При симметрично отлогих берегах реки она выглядела бы таким образом:

А2-А2-А2-А1-А1-А1-А-А1-А1-А1-А2-А2-А2 *.

* А - арка с пролетом 24,5 м; А1 - тоже, 19,5 м; А2 - то же, 15,5 м.

Однако сложный рельеф берегов, более крутых с северной стороны, требовал видоизменения этой простой схемы. Изменение было проведено не только путем приспособления к рельефу, но и путем некоторого усложнения самой композиции посредством введения принципа «золотого сечения» и перенесения центра композиции ближе к северному берегу. В окончательном виде схема выглядит следующим образом:

(б-А1-А1-А1-А) / 0,382 - (А1-А1-А1-А2-А2-А2) / 0,618 *

* Почти скрытая рельефом местности арка в месте соединения аркады с акведуком.

Различный рельеф берегов и смещение ложа реки к северу относительно средней оси долины подсказали зодчему этот способ превращения элементарной симметрии в ритмическое целое.

В методе пропорционирования важнейшим элементом является выбор исходного размера. Если в аркаде Аква Марциа им была ширина канала, то в более сложном по рисунку Гардском мосте, где сочеталось значительно большее число разновеликих элементов, выбор исходного размера был неизмеримо более сложен. Архитектор Гардского моста проявил большое остроумие, избрав в качестве модуля высоту клина арки (1,55 м). Это был наиболее стандартный элемент конструкции, лучше всего подходивший для этих целей. Отсчет всех остальных размеров шел от него. Так, толщина Гардского моста поверху (ширина канала вместе со стенами) равна двум высотам клиньев. Ширина свода моста в нижних ярусах состоит из трех и четырех соседних арок, т.е. в свою очередь они кратны исходному размеру. Кратными модулю являются размеры и других элементов сооружения: толщина столбов равна 3 модулям, пролет главной арки равен 16 модулям, пролеты двух меньших арок равны 12,5 м и 10 модулям. Высотные размеры получены, по-видимому, геометрическим способом, будучи производными от «золотого сечения», хотя здесь для достижения кратности приходится дробить модуль на четверти. Высота верхнего яруса 4,75 м, высота среднего яруса 12,5 м, высота столба 4,75 м, высота тимпана 7,75 м.

Сложные цифровые отношения определяют и динамику нарастания арочных пролетов по длине моста. Здесь нет простейшей закономерности нарастания, которая встречается, например, в мосте в Альконете через р. Тахо - арифметической прогрессии, в которой следующий элемент образуется за счет постоянной разности. В Гардском мосту разность непостоянна, она меняется, образуя следующий ряд: 15,5 м - 19,5 м - 24,5 м.

Между первым и вторым элементом она равна 4 м, а между вторым и третьим - 5 м. Здесь закономерность определена тоже «золотым сечением»:

24.5 / 19.5 = 19.5 / 15.5 = 1,258 .

При выборе пропорциональных отношений между вертикальными членениями моста, а также между его вертикальными членениями, с одной стороны, и горизонтальными членениями, с другой, за основу был принят тот фрагмент фасада, который встречается наибольшее число раз, т.е. средний по размерам пролет - 19,5 м. Это г пролет стал «типовым», на основе которого разработана вся дальнейшая система пропорций моста, построенная на «золотом сечении».

Верхняя малая аркада состоит из примерно одинаковых арок. Каждый третий столб малой аркады (за исключением отрезка над средней и над крайней левой аркой) стоит на оси столба нижней аркады.

Из архитектурных деталей в Гардском мосту применены только одни гуськовые тяги, причем проведено утяжеление и увеличение размеров профилей сверху вниз: размер нижнего доходит до 60 см, что сообщает памятнику особо укрупненный масштаб и усиливает впечатление его грандиозности. Мастерство каменной кладки достигло здесь небывало высокого уровня. То же самое верно и в отношении всех технических задач, стоящих перед строителем при сооружении этого грандиозного памятника.

Гардский мост является одним из самых ярких произведений римской архитектуры. В нем достигнуто органическое выражение функциональной обоснованности в художественной форме. Мощный, лаконичный и в то же время легкий образ этого сооружения может служить символом инженерного искусства Рима.

До наших дней сохранилось немало сооружений, построенных римскими строителями и инженерами. Среди них можно назвать участки участки дорог, древние акведуки — водопроводы, а также мосты через реки и горные ущелья.

Ярким примером может служить мост через реку Тахо, который называется Алькантара. Этот мост был построен в 98 — 106 годах нашей эры. Длина его проезжей части составляет около двухсот метров, а высота над поверхностью реки равна 105 метров.

До наших дней прекрасно сохранилось это сооружение, которое характеризуется чрезвычайной прочностью и надежностью. У путешествующих по мосту может появиться чувство страха только от большой высоты.

Также служит в нынешнее время мост, построенный римлянами во французском городке Сен — Шама через реку Тулбур. Единственный пролет этого моста имеет длину около 9 метров. Пешеходы и в наше время используют крупный мост римского времени, переброшенный через реку Гард в южной Франции.

Однако это не самые большие мосты, построенные римскими инженерами преимущественно в военных целях. До наших дней, к сожалению, не сохранились многие мосты, о которых стало известно по их описаниям в трудах историков и сохранившимся изображениям.

Громадным сооружением был мост через реку Дунай, который располагался недалеко от современного города Турну — Северина. Он был построен в 104 — 105 годах нашей эры во время войны римского императора Траяна с даками.

Известно и имя спроектировавшего этот мост инженера — . Это был грек Аполлодор Дамасский. Длина этого грандиозного сооружения составляла 1070 метров, и стоял он на двадцати могучих основах — быках, которые и сохранились до наших дней. Высота каждой опоры достигает 44 метра, а толщина равняется 18 метрам.


Честно говоря, поначалу мы не собирались посвящать римским мостам отдельный рассказ, просто хотели вставить их в соответствующие прогулки. Но потом в недрах домашней библиотеки был найден третий номер журнала "Архитектура СССР" за 1938 год (это не опечатка - год действительно 1938) со статьёй советского инженера и архитектора Ивана Сергеевича Николаева (1901-1979) "Мост и город". Статья была посвящена старым мостам Западной Европы, и мы, не мудрствуя лукаво, решили предоставить слово специалисту, опубликовав здесь ту часть статьи, в которой речь идёт об античных мостах Рима. Текст публикуется без изменений, мы лишь частично поправили старую орфографию, приведя её в соответствие с существующими сейчас нормам.


Итак, текст - Иван Николаев, фотографии - наши, краткие комментарии в квадратных скобках - тоже наши.


... " Даже в античном Риме начало каменному мостостроению было положено только во II веке до н. э. До этого времени мосты были или деревянными целиком, или имели деревянные пролеты и каменные опоры.


Интересно отметить связь строительства городских мостов в Риме с необходимостью повысить обороноспособность города в пору Республики.


Первый мост через Тибр в Риме был деревянным (Pons sublicius). Он, по преданию, не имел ни одной металлической детали. На нем сражался национальный герой Гораций Коклес. Заграждая путь войску Порсенны, осадившему Рим в 500 году до н. э., он давал тем самым возможность римлянам разрушить за своей спиной мост и лишить противника средств переправы. Впоследствии, когда Ганнибал в 217 году до н. э. почти подходил к римским стенам, мосты через Тибр были также разрушены.


И эти мосты были также деревянными, причем не потому, что уровень технических знаний не давал возможности перейти к каменному мостостроению, но, главным образом, потому, что деревянные мосты легче было при надобности разрушить.


Пока не была окончательно обеспечена безопасность города, каменные мосты не строились. Через 20 лет после второй Пунической войны, в 181 году до н. э. поблизости от того места, где раньше стоял "Pons sublicius", был построен новый деревянный мост на каменных опорах - так называемый "Мост сенаторов". Лишь после окончательной победы Рима в третью Пуническую войну, когда ненавистный Карфаген был дотла уничтожен, взялись за постройку первого целиком каменного моста (142 год до н. э.). [Речь в статье идёт о мосте Ponte Rotto, его остатки лучше всего смотреть с современного моста Ponte Palatino]



О качестве этой постройки можно судить по тому, что мост простоял 1700 лет, пока в 1575 году не был капитально реставрирован. В реставрированном виде он простоял 23 года и рухнул во время наводнения в 1598 году. При реставрации моста архитектор Маттео ди Кастелло заботился больше о скульптурном его оформлении и не доглядел за тем, что подрядчик, производивший каменные работы, заменил античный камень бутом. Почти перед самой смертью Микеланджело этому великому мастеру была поручена реконструкция моста, но вскоре заказ был отобран по той, якобы, причине, что Микеланджело тратил слишком много камня. Отсюда ясно, что Микеланджело, как опытный строитель, отдавал себе отчет в необходимости больших затрат на ремонт моста, простоявшего более полутора тысячелетия.




Из пяти арочных пролетов этого моста до нашего времени сохранился один пролет. Очертания арки - полуокружность, пролет 24,4 м. Устой шириной в 7,92 м облегчен нишей, отвечавшей античной разгрузочной арочке, составлявшей особенность римских мостов республиканского периода. Рельефы на щековых стенах моста относятся к эпохе Возрождения, первоначально мост был оформлен скромнее.




Руины этого моста дали повод к его современному названию "Ponte Rotto" ("разрушенный мост").




Следующими по времени сооружения были два моста, соединявшие Тибрский остров с обоими берегами, - левый по течению называется мостом Фабриция, правый - мостом Цестия. Оба моста построены в 69 - 57 гг. до н. э., т. е. совпадают с началом деятельности Юлия Цезаря. К этому времени внешние враги были окончательно обезврежены и не угрожали Риму. Внутренний враг, Спартак со своей армией рабов за 3 года до того был также уничтожен.


Раньше был построен мост Фабриция, соединяющий остров Тибра с левой стороной города. Яникульская правая сторона города в те времена еще не была застроена. Этим и объясняется тот факт, что мост Фабриция был построен раньше моста Цестия и получил более богатое и изящное оформление.




Прекрасно сохранившийся до наших дней мост Фабриция имеет две больших круговых арки в 24,5 м и 24,25 м и среднюю опору с малой аркой пролетом в 6 м. Пять арок несколько приподняты над центром, вследствие чего он кажется слегка сегментным. Притеска камней в арках сделана артистически, благодаря чему мост устоял на протяжении двух тысячелетий, несмотря на сильнейшие наводнения и землетрясения. (сноска внизу страницы: "Необходимо учесть, что, несмотря на широкое применение бетона в арках и сводах гражданских зданий, римляне в мостостроении прибегали за очень редкими исключениями, только к квадровой кладке без раствора. Можно реально представить себе искусство притески травертиновых клиньев, если учесть, что поверхность постели от 1,5 х 1 до 1,5 х 9 м в каждом из клиньев, число которых в каждой арке по фасаду достигало 60. Малейшая выпуклость привела бы здесь к неравномерности напряжения и вызвала бы трещины и впоследствии разрушения.")


Однако, кроме стремления к прочности, уже в этих ранних мостах времен Республики сказалось отношение римлян к мосту, как к элементу городского ансамбля. Особенно ясным это становится при анализе композиции моста Фабриция. Здесь очевидно стремление архитектора связать общую композицию с пропорциями и деталировкой. Отношение большой арки к малой равно 4: 1, средней опоры к пролету 1: 2, высота пилястр к пролету 1: 1, ширина моста к большой арке как 4: 1. Верхняя линия моста (проезжая часть и парапет) - горизонтальна, на среднем участке, от середины больших пролетов она слегка опускается к берегам. Профилировка тяг и пилястр оригинальна и смела по рисунку (сильно вынесенный каблук несет полку).




Мост Цестия был частично перестроен в конце XIX века в связи с очисткой русла Тибра. Первоначально он имел среднюю арку в 22,5 м и две крайние по 5,6 м. По прочности он не уступает мосту Фабриция, но выполнен грубее, хотя, по-видимому, с соблюдением тех же принципов, что и мост Фабриция.






Типичным для всех этих трех мостов (мосты: Сенаторов, Фабриция, Цестия) являются устои, самостоятельно воспринимающие нагрузку от каждого пролета, благодаря наличию разгрузочной арки. Хотя устройство последней и объясняют потребностью создать дополнительные сечения для паводка, все же главное заключалось в ином, именно - в стремлении изолировать один пролет от другого, чтобы иметь возможность при случае разрушить один пролет и сохранить часть моста. Такое подчинение архитектуры моста требованиям обороны города было характерно для республиканского времени, когда Рим неоднократно подвергался опасности. Однако строитель моста отдавал себе также отчет в композиционном значении арки как архитектурной темы и трактовал ее в двух контрастных масштабах. Это видно из того, что и мост Фабриция, и мост Цестия имели малые арки уже в пределах береговых устоев, у самых краев. Утилитарного назначения они не имели и были поэтому впоследствии застроены, отчего архитектура этих мостов сильно проиграла.



Создав мосты Цестия и Фабриция, связанные архитектурно с островом и набережной, римляне показали себя творцами ансамбля, и в этом отношении их учениками являлись мастера Возрождения.


В императорскую пору римляне также всегда стремились увязать мост с архитектурным ансамблем города. Мост Адриана [здесь речь идёт о мосте св. Ангела], служивший подходом к мавзолею Адриана (ныне замок св. Ангела), относится ко времени высшего расцвета римского мостостроения. Отношения и пропорции здесь усложнены и не столь ясно подчинены кратности. Арки снабжены архивольтами, обломы изысканны, введена скульптура. Мост, связанный верхней линией с берегами, невысок, отчего и пролеты даны сравнительно меньших размеров (18 м). На опорах отсутствует разгрузочная арка, опора оформлена тяжелее и монументальнее выражает свою сущность.






Этот мост, построенный почти одновременно с мавзолеем Адриана в 136 году н. э., не предназначался для городского движения и имел вместе с мавзолеем чисто мемориальное назначение. тем не менее, он шире всех прочих мостов (ширина его 11 м), что объясняется тем, что по нему проходили процессии, а также желанием строителя придать преобладание горизонтали в сечении моста, поскольку он является подступом к надгробию.






Надо отдать должное строителю этого моста: мост монументален и органично увязан с мавзолеем. Здесь совершенно очевидно полное овладение техникой, которая позволяет, не принижая инженерное искусство, поставить его на службу архитектурной идее.






Палладио, а до него Альберти, утверждали, что мост Адриана в древности имел покрытие. Альберти даже указывает число мраморных колонн, именно 42, на которых лежал архитрав и бронзовое покрытие с замечательным убранством, остатки которого он "созерцал с благоговением".




Именно Альберти папа Николай V поручил восстановление галереи на мосту после катастрофы 1450 года. В этом году праздничная процессия пилигримов, следовавшая за папой, который ехал на осле (шествие на "осляти"), заполнила мост и, напирая на парапет, опрокинула его, вследствие чего 150 человек утонуло в Тибре.






Альберти мог "созерцать" остатки римских галерей моста, очевидно, только во время последующих солидных реконструктивных работ. Но о них Альберти не обмолвился ни одним словом, хотя его труд писался в те же годы. (сноска внизу страницы: "Это объясняется тем, что свой труд Альберти посвятил и читал папе Николаю V, с которым и приключилась эта история, о которой лучше было молчать".) Одновременно с Альберти был привлечен к работе А. Росселино, который выполнил новый парапет и соорудил две, впоследствие разрушенные, капеллы у въезда на мост. (ссылка внизу страницы: "Современные статуи, украшающие мост, принадлежат Бернини и его ученикам. Лично Бернини принадлежит ангел с крестом".) [Современные источники говорят, что Бернини является автором двух ангелов: с крестом и с табличкой]









Возвращаясь вновь к античному Риму, упомянем, что наряду с перечисленными четырьмя мостами: Сенаторов, Фабриция, Цестия, Адриана, город имел еще несколько мостов, а именно: мост Нерона, или Триумфальный, оформленный наиболее богато, но не сохранившийся, мост Аврелия - ныне Ponte Sisto, капитально переделанный впоследствии папой Сикстом, мост императора Проба и мост Агриппы (последние два моста также не сохранились). Не считая республиканского моста Милвия, находившегося в нескольких километрах от города, Рим императорской поры имел не менее чем 8 мостов через Тибр, что было, конечно, роскошью для своего времени. Река, таким образом, впервые вошла как органическая часть города в его ансамбль." ...



Об острове Тиберина я уже рассказывала- но неожиданно мне попалась интересная легенда об одном из ведущих к нему мостов.

Римские мосты я очень люблю- как и вообще мосты, поэтому и заинтересовал вопрос- а какой мост в Риме самый старый?

Официально информация называет мост Milvio, который существовал ещё в 200 году до нашей эры,


или мостSublicio, датируемый 600 годом до нашей эры,


но в целом эти мосты дошли до нас в уже измененном, перестроенном виде, они неоднократно изменялись в течение многих веков.

Мост Милвио, например, разрушали частично в 1849 году, чтобы создать препятствие продвижению французских войск.

Так мы и подобрались к мосту Фабричио - связывающим набережную с островом Тиберина, по некоторым свидетельствам этому мосту более двух тысяч лет. Из мостов, которые сохранились в Риме в наименее измененном виде он самый старый не только в Вечном городе, но, как говорят, возможно, и в мире.

Имя свой мост получил в честь Лучио Фабричио - римскому попечителю мостов, чье имя до сих пор можно различить на аркаде моста.


В те давние времена мостов было мало и переправа через Тибр иногда становилась жестоким испытанием. Поэтому управление мостами- строительство. Поддержание их в «работоспособном» виде было задачей особой стартегической важности. И люди, занимавшиеся этим делом, были в Древнем Риме знаменитыми личностями.

Есть даже трактовка наименования Римского Папы- Понтифик- от слова Pontefice -то есть «строитель моста».

Мост Фабричио называют также «мостом четырех голов», а с этим связана одна римская легенда.

В конце 1550 года, когда Папа СикстV решил восстанавливать мост Фабричио, он дал такое поручение четырем архитекторам. Но архитекоры никак не могли прийти к согласию между собой- они спорили, ругались, дело дошло до большого скандала. Папа Сист был товарищ жесткий- известны случаи, когда в полной мере проявлялась его «тяжелая рука». Вот и здесь он «принял меры»- терпеливо ожидая, когда закончится раздор между архитекторами, он так этого и не дождался,и приказал казнить их прямо намосту.А в надзидание прочим Папа приказал установить на мосту две скульптуры, которые изображают четырех архитекторов - каждая из 4 голов, составляющих единую статую, раздражительно повернута к остальным-такпогрязшие в спорах и скандалах архитекторы вынуждены разделить одно и то же место уже навечно.

И- вотони- старые и новые римские мосты, интересные и банальные:

ПонтеКавур


Duca d’Aosta

Risorgimento


Ponte Nenni

Matteotti

Regina Margherita

Ponte Umberto

Ponte Sant’Angelo (самый знаменитый)


Vittorio Emmanuele

Principe Amedeo

Ponte Mazzini

Ponte Sisto (мой любимый римский мост)

Ponte Garibaldi


Ponte Cestio