Заграничные паспорта и документы

Сообщение на тему загадки пирамид. Неразгаданные тайны египетских пирамид. Кто построил египетские пирамиды

Всем известно, как много интересных, порою поразительных научных открытии сделали учёные на древней египетской земле. Массу чудесных находок дали ее гробницы и храмы. Но самым большим чудом Египта, поражавшим людей ещё в древности, были пирамиды - эти удивительные искусственные горы - гробницы древних египетских царей. Путешественникам, плывшим по жёлтым водам Нила, всегда бросалась в глаза резкая грань там, где Нильскую долину с её зелеными полями и финиковыми рощами сменяют горячие пески мёртвой Ливийской пустыни.

Это - египетские пирамиды.

Они словно вырастают из песков пустыни - колоссальные, величественные, подавляющие человека необычайными размерами и строгостью очертаний. Стоя у подножия пирамиды, трудно себе представить, что эти огромные каменные горы созданы руками людей. А между тем они были действительно сложены из отдельных каменных глыб, как в наше время дети складывают пирамиды из кубиков. Тысячи рук рабов и подвластных фараону египтян были заняты тяжёлым и бесполезным трудом - созданием огромной каменной горы, которая должна была скрыть в своих недрах мертвое тело египетского царя.

Созданием вечной усыпальницы фараон обеспечивал своему бессмертному духу вечное жилище.

Первым из египетских царей, воздвигнувшим над своей гробницей пирамиду, был фараон Джосер. Эта самая древняя пирамида Египта состоит из шести огромных ступеней. До постройки первой пирамиды в Египте воздвигались гробницы с массивной прямоугольной надземной частью, сложенной из камня. По форме они напоминают арабские скамейки - мастабы - и под этим названием и вошли в науку. Пирамида Джосера по существу представляла собой шесть таких мастаб, поставленных одна на другую, уменьшавшихся кверху. Создание первого в мире каменного сооружения таких значительных размеров (высота около 60 м) приписывается Имхотепу - замечательному учёному-медику, математику и архитектору, бывшему визирем царя Джосера. Слава Имхотепа была столь велика, что уже через несколько столетий его имя было окружено легендами. От более позднего времени сохранились статуэтки, изображающие этого замечательного зодчего. По-видимому, сам фараон Джосер был настолько доволен построенной Имхотепом небывалой ещё усыпальницей, что разрешил высечь имя архитектора на цоколе своей статуи - честь, совершенно неслыханная в древнем Египте. При раскопках заупокойного храма, находившегося возле пирамиды Джосера, учёные нашли обломки нескольких статуй фараона и среди них пьедестал, на котором было написано имя Имхотепа.

Раскопки возле пирамиды Джосера открыли целый "город мёртвых", окружавший усыпальницу фараона. Вокруг были построены мастабы - гробницы членов царской семьи и приближенных к фараону вельмож. Здесь же находился и заупокойный храм, где совершались жертвоприношения в честь умершего фараона. При раскопках храма археологами был открыт зал, украшенный самыми древними в мире колоннами. Правда, это были ещё не обычные круглые колонны, они лишь наполовину выступали из стен, но Имхотеп задолго до греческих архитекторов создал прообраз строгой и стройной дорийской колоннады.

Заупокойный храм и пирамида были обнесены стеной из белого известняка и, по замыслу архитектора, составляли единый архитектурный ансамбль.

Пространство возле пирамиды было тщательно изучено археологами ещё в начале нашего века. Однако египетский учёный Мохаммед Гонейм обратил внимание на одну из террас юго-восточнее пирамиды Джосера. Тщательный осмотр, произведенный Гонеймом, обнаружил остатки каменных стен, осколки обработанного известняка и алебастра, Гонейм решил произвести раскопки. Работы вскрыли остатки кладки из больших неотёсанных камней. Это был фундамент массивной ограды, такой же, какая в свое время окружала и пирамиду Джосера. Верх этой ограды был разобран ещё в древности. Потом открылась под толстым слоем песка и щебня хорошо сохранившаяся часть ограды - рабочие назвали её Белой стеной. Она была великолепна - облицована белым шлифованным известняком, украшена нарядными выступами. Несомненно, стена ограждала пирамиду. Но где же следы самой гробницы, столь же древней, как до сих пор единственная в своем роде пирамида Джосера?

Гонейм решил искать остатки пирамиды в центре участка и оказался прав. Из-под многометровой толщи песка, щебня и строительного мусора появилась нижняя массивная ступень древней гробницы. Высота ступени равнялась 7 м. Гонейм определил, что эта пирамида должна была иметь семь ступеней. Следовательно, она была на одну ступень выше прославленной пирамиды Джосера. Высота открытой пирамиды должна была достигать 70 м. Но если остатки пирамиды были погребены под глубоким слоем песка, значит, и само захоронение цело. Надо было его искать. Возле нижней ступени пирамиды был обнаружен ход, вырубленный в скале. Это был длинный коридор с разветвлениями.

В части галерей были найдены вещи, которые только увеличивали интерес к центральному погребению, доказывая, что гробница в древности не была ограблена. Гонейм нашёл множество каменных и глиняных сосудов, золотые украшения, коробочку для притираний, сделанную из золота, большое количество прекрасных чаш из порфира.

Но самой ценной находкой были печати на маленьких сосудах из тёмно-красной глины. На печатях Гонейм прочёл имя Сехемхет, что означало "могучий телом" - это было неизвестное до сих пор имя фараона одной из древнейших династий. Интерес к неведомому владыке, погребённому в пирамиде, возрос ещё больше. Египетские газеты были полны статьями с загадочными и сенсационными заголовками вроде: "Сияние золота из гробницы фараона" или "Золотые россыпи недостроенной пирамиды". Все с нетерпением следили за ходом работ. После долгих поисков, многих разочарований, с большим риском (несколько раз камни обваливались в подземных ходах) учёному удалось проникнуть в усыпальницу.

В незаконченном, наспех вырубленном центральном зале (строительный мусор не был убран, а его только выгребли в соседние галереи) стоял великолепный алебастровый саркофаг. Когда археолог внимательно осмотрел саркофаг, он был поражён - крышки у саркофага не было. Высеченный из цельной глыбы алебастра, он был закрыт с торцовой стороны дверцей, которая опускалась и поднималась в пазах. С волнением Гонейм убедился в том, что, после того как саркофаг был поставлен в усыпальницу, к нему никто не прикасался - сверху был положен погребальный венок из истлевших цветов и трав, вернее то, что осталось от погребального венка, возложенного на саркофаг 4700 лет назад.

В день, назначенный для открытия саркофага неизвестного доныне фараона, подземный склеп заполнила толпа учёных-египтологов, фото- и кинорепортёров, журналистов. Затаив дыхание, собравшиеся следили за тем, как рабочие приступили к подъёму тяжелой алебастровой дверцы. В глубоком молчании саркофаг открыли. Он был пуст. Потрясённый Гонейм тщательно осмотрел саркофаг. На его стенках были только следы, оставленные инструментами, с помощью которых мастера высверливали и выдалбливали внутренность саркофага. Никогда и никто не был погребён в этой великолепной гробнице. Щебень и строительный мусор, неубранные из галерей и переходов, незаконченный вид самой усыпальницы, недостроенная пирамида, пустой саркофаг - всё это представляло загадку для египтологов.

Тайну недостроенной пирамиды было трудно разгадать. Может быть, фараон, для которого предназначалась гробница, неожиданно умер, а его преемник не счёл нужным продолжать строительство. Может быть, произошли ещё какие-либо важные события, неизвестные нам (как неизвестным до последнего времени было имя самого царя Сехемхета), которые вынудили фараона внезапно прервать строительство пирамиды. Тайна остаётся тайной. Но загадки, возникшие перед учёными, рано или поздно разрешаются ими. Так было и со многими другими памятниками, открытыми на древней египетской земле.

Многое было неясным и в самой большой пирамиде, построенной фараоном Хуфу (или по-гречески Хеопсом), жившим в XXVIII в. до н.э.

Почти пять тысяч лет стоит эта огромная пирамида. Высота её достигала 147 м (сейчас из-за обвала вершины её высота равна 137 м), а каждая из сторон по длине составляет 233 м. Для того чтобы обойти пирамиду Хуфу кругом, нужно пройти около километра. Вплоть до конца XIX в. пирамида Хуфу являлась самым высоким сооружением на земле. Её грандиозные размеры поражали всех, кто был в Египте. Недаром первые русские путешественники, попавшие в Египет, называли пирамиды "рукотворными горами".

Учёные подсчитали, что пирамида Хуфу была сложена из 2"300"000 огромных глыб известняка, гладко отшлифованных, причём каждая из этих глыб весила больше двух тонн. Тщательно отесанные и отшлифованные известняковые глыбы были столь мастерски пригнаны одна к другой, что в щель между двумя камнями невозможно просунуть лезвие ножа.

Камни плотно примыкали один к другому и держались собственной тяжестью. Точность работы каменотёсов и шлифовальщиков достойна удивления, особенно если представить себе, что древние ремесленники, создавшие такие грандиозные памятники человеческого труда, пользовались ещё каменными орудиями. В каменоломнях на правом берегу Нила, недалеко от древней столицы Египта Мемфиса, тысячи рабочих добывали камень для постройки пирамиды. По обозначенным на известняковой скале границам каменного блока рабочие выдалбливали в камне глубокие борозды. Эта работа отнимала много сил и труда. Выдолбив углубления в борозде, рабочие забивали в них клинья из сухого дерева и поливали их водой. Мокрое дерево начинало разбухать, трещина увеличивалась, и глыба откалывалась от скалы. Отколотый камень вытаскивали из шахт каменоломен с помощью толстых канатов, сплетенных из папируса (такие канаты были найдены в древних каменоломнях). Известняковые глыбы затем отесывались специалистами-каменотесами здесь же на вместе. Каменотесы работали с помощью целого набора инструментов, изготовленных из дерева, камня и меди. Этот труд, конечно, был более лёгким, чем работа по добыванию камня, но и тут приходилось от зари до зари трудиться под палящим солнцем. В известном поучении древнеегипетского писца Ахтоя, в котором он рассказывает своему сыну Пиопи о различных профессиях, говорится: "Каменотёс ищет работу по всякому твердому камню, когда же он кончает, руки его опускаются, он утомлён. И так сидит он до сумерек, колени его и спина его согнуты". Это поучение было написано писцом, жившим в эпоху Среднего царства. А пирамиды были построены за много веков до этого, и вряд ли труд каменотёса того времени был более легким, чем во времена писца Ахтоя. Блоки белого облицовочного известняка на ладьях перевозили на другой берег Нила. К месту постройки их подвозили, погрузив на специальные деревянные салазки. Древнегреческий историк Геродот, посетивший Египет в V в. до н.э., был первым учёным, который подробно сообщил собранные им сведения о пирамидах. Труд Геродота представлял собой обширное повествование, состоящее из девяти книг, в одной из которых он описывал своё путешествие в Египет. Первая глава прославленной "Истории" Геродота, начиналась словами: "Нижеследующие изыскания Геродот Галикарнасец представляет для того чтобы от времени не изгладились из нашей памяти деяния людей, а также чтобы не были бесславно забыты огромные и удивления достойные сооружения, исполненные частью эллинами, частью варварами". Геродот добросовестно и обстоятельно записал рассказы египтян о том, как создавались пирамиды. Одна только дорога, по которой доставляли камни из каменоломен к месту, где воздвигалась пирамида, строилась около десяти лет. Сама эта дорога, широкая, выложенная по бокам шлифованным камнем, украшенным различными изображениями, по словам Геродота, была удивительным сооружением.

После каменотесов лицевую сторону облицовочного камня обрабатывали шлифовальщики. Они работали с помощью шлифовального камня, воды и песка. В результате длительной обработки поверхность плиты становилась гладкой и блестящей. После этого камни считались готовыми для постройки.

На известняковой скале, расчищенной от песка, гравия и камня, строители возводили громаду пирамиды, укладывая блоки гигантскими ступенями. Среди этих блоков, по словам Геродота, не было ни одного, который не достигал бы 9 м.

По рассказу Геродота, для того, чтобы втащить наверх каменные глыбы, строилась наклонная насыпь. Впоследствии её разравнивали. По ней строители, подгоняемые палками надсмотрщиков, тянули на канатах тяжёлые камни, которые с помощью деревянного рычага устанавливали на место. Сколько людей погибало под тяжестью сорвавшейся каменной глыбы, сколько было искалечено при укладке камней, сколько умирало от непосильного труда здесь же, у недостроенных ещё стен пирамиды! И это в течение долгих двадцати лет. Когда кладка пирамиды была закончена, её ступени, закладывались облицовочными блоками. Их привозили из каменоломен, находившихся в Верхнем Египте, возле Асвана. По уступам пирамиды облицовочные блоки поднимали наверх и укладывали их сверху вниз. Затем их полировали. Под лучами южного солнца они сияли ослепительным блеском на фоне безоблачного египетского неба. Геродот рассказывает, что постройка пирамиды Хуфу длилась около двадцати лет. Через каждые три месяца менялись рабочие, число которых достигало 100"000 человек. Плети надсмотрщиков, изнурительный зной, нечеловеческий труд делали своё дело. Ведь никаких машин для поднятия двухтонных известняковых глыб не было. Всё делалось только с помощью живой человеческой силы. Даже если принять во внимание, что Геродот допустил ряд явных преувеличений и неточностей, то всё равно приведенные им цифры дают представление о грандиозном размахе работ, предпринятых Хеопсом для создания колоссальной усыпальницы. В этом же рассказе Геродот упоминает о надписи, сделанной на пирамиде, в которой указывалась сумма, издержанная на лук, чеснок и редьку для рабочих. 0на равнялась 1600 талантам. "Если же это действительно так, - восклицает Геродот, - то сколько же должно быть издержано на железные орудия для работы, на пищу и одежду рабочих?".

Всё погребальное сооружение представляло собою почти сплошную каменную кладку. Вход в пирамиду всегда находился на северной её грани, на высоте около 14 м от земли. Внутри пирамиды было несколько камер, из которых только две были погребальными. Одна, нижняя, как предполагают учёные, предназначалась для супруги царя. Вторая, несколько больших размеров (10.6 Х 5.7 м), находившаяся на высоте 42.5 м от основания пирамиды, служила усыпальницей самого фараона. В ней стоял саркофаг из красного полированного гранита. Над погребальной камерой царя одна над другой расположены пять глухих камер, предназначенных, по-видимому, для распределения давления над камерой. В толще пирамиды проложено несколько узких и длинных ходов, ведущих в камеры, находящиеся внутри пирамиды, и в камеру, вырытую под её основанием. Учёными были прослежены также и две вентиляционные щели, пронизывавшие толщу каменной кладки и шедшие из камеры самого Хеопса. При расчистке поверхности пирамиды на многих блоках были обнаружены пометки, сделанные красной краской и содержавшие имя фараона Хуфу. Части древней облицовки были открыты археологами при расчистке нижней части пирамиды, занесенной песком. Притеска облицовочных камней была так совершенна, что невозможно было сразу определить места их соединения. А при фотографировании этой облицовки исследователям пришлось специально обвести краской швы, где смыкались блоки. Можно смело сказать, что ни один из царей, правивших после Хуфу, не смог превзойти его гробницу по размерам и величию, но имя фараона, который решил прославить себя постройкой небывалой по великолепию пирамиды, в течение многих столетий было ненавистно населению Египта.

Второй по величине после гробницы Хуфу считается пирамида фараона Хафра (Хефрена). Она на 8 м ниже, но зато менее разрушена. Верх пирамиды сохранил часть полированной облицовки. Остальные пирамиды значительно меньше, и многие из них сильно разрушились.

Вблизи от пирамиды Хафра поднимается из песка пустыни холм. Высота его около 20 м, длина около 60 м. Приблизившись к холму, путешественники видят огромную статую, высеченную почти целиком из скалы. Это знаменитый большой сфинкс - фигура лежащего льва с человеческой головой. Лицо его потрескалось, нос и подбородок отбиты. Так мусульмане арабы покалечили статую, простоявшую тысячелетия. Арабы верили, что в статуях древних египетских богов живут злые духи, и поэтому старались уничтожить как можно больше их изображений. С таким гигантом, как большой сфинкс, справиться им было не под силу, но изуродовали они его основательно.

"Отец ужаса" - так называют большого сфинкса жители пустыни. Наибольший страх он внушает им ночью, освещённый яркой луной, когда глубокие тени придают его чертам особую выразительность.

Кого же изображает эта колоссальная статуя, почему она оказалась в таком близком соседстве с пирамидами? На голове статуи повязка, которую носили только фараоны. Учёные считают, что это статуя фараона Хафра, которая входила в ряд сооружений, связанных с гробницей фараона.

В древнем Египте не всякий смертный имел право приближаться к пирамиде - этому "вечному горизонту", за который "зашёл" фараон (о фараоне не говорили, что он умер,- он "заходил" за горизонт, подобно солнцу; египетские цари называли себя сыновьями солнца). Для того чтобы желающие могли почтить память умершего фараона, не оскорбляя его величия, на некотором расстоянии от пирамиды воздвигался заупокойный храм - нечто вроде приёмной залы умершего царя. Массивные прямоугольные столбы из полированного гранита поддерживали потолок. Гранитные стены и пол здания были тщательно отполированы.

Свет падал из небольших отверстий, пробитых в верхней части стен, и создавал торжественный полумрак, в котором особенно величественными казались тёмные статуи фараона - владыки, принимающего почтительных гостей. От этого торжественного зала к пирамиде вёл длинный крытый коридор. Его стены и пол также были сделаны из полированного гранита. По этому коридору в пирамиду везли тело фараона в тяжелом саркофаге из ценного камня.

Для того чтобы сохранить от тления тело царя, которое было обиталищем его души (у египтян она называлась Ка), его бальзамировали. Подробный рассказ о процессе бальзамирования нам сохранил древнегреческий писатель Диодор, живший в I в. н.э. У Геродота также говорится о бальзамировании покойников. Умершего приносили в помещение для бальзамирования. Труп клали на пол и к нему приближался человек, который назывался начертателем знака. На левом боку тела он намечал чертой место, где должен был проходить разрез. Затем подходил другой человек и эфиопским камнем делал на трупе разрез, после чего обращался в бегство, так как по обычаю в него с проклятиями бросали камнями все присутствовавшие. Эти проклятия составляли древний религиозный ритуал, связанный с нанесением увечья умершему. После этого к телу приступали непосредственно бальзамировщики. Один железными крюками через ноздри извлекал из черепа часть мозга. Оставшийся мозг растворяли впрыскиванием различных сильных снадобий. Через рану в боку вынимались внутренности, которые обмывались пальмовым вином и благовонными эссенциями. Потом их обматывали в тонкую льняную материю и вкладывали в специальные сосуды-канопы, сделанные из глины, алебастра или порфира. Крышки каноп были сделаны в виде различных голов. В канопу с крышкой, изображавшей человеческую голову, складывали желудок и кишки, в канопе с головой шакала лежали лёгкие и сердце, а сосуд с головой кобчика предназначался для печени. В это время тело умершего сначала натирали кедровым маслом и промывали внутри пальмовым вином. Затем на 40 дней клали его в специальный щелочной раствор. Потом снова промывали вином и пропитывали различными ароматическими смолами, предохраняющими от гниения. Наполнив внутренность тела ароматическими веществами, разрез зашивали и передавали набальзамированный труп специальным одевальщикам, которые украшали его. Часто золотили ногти на руках и ногах, вставляли глаза из хрусталя или слоновой кости. На пальцы рук и ног надевали кольца. Нарядив таким образом умершего, одевальщики покрывали всё тело слоем клея и начинали обматывать его тонкими льняными бинтами. Обёртывали, тщательно обматывая, пальцы рук и ног и всё тело по нескольку раз, так что длина этих бинтов составляла несколько сотен метров. Таким образом приготавливалась мумия - нетленное обиталище для духа Ка, который должен был жить вечно.

Тот же Диодор рассказывает, что когда царь египетский умирал, на всю страну налагался длительный траур, продолжавшийся семьдесят два дня. Храмы запирались, жертв богам не приносили, никаких торжеств не справляли, благовониями не умащались. Все эти дни египтяне не вкушали ни мяса, ни вина, ни мучной пищи. Посыпав голову прахом, толпы мужчин и женщин бродили по городу с жалобными песнопениями, в которых прославлялись добродетели умершего фараона. В день, назначенный для погребения, саркофаг с набальзамированным телом фараона ставили на особые полозья, украшенные богатейшей резьбой и росписью, и с торжественными церемониями провожали в последний путь умершего владыку, "сына солнца", ушедшего к богам. Саркофаг с телом царя помещали в склепе внутри пирамиды, гранитные стены и потолок которого были тщательно отполированы.

Родственники фараона и жрецы заботились о том, чтобы умершему не грозила опасность в загробном мире, чтобы он мог свободно передвигаться внутри своей гробницы и чтобы боги приняли его как равного. Поэтому часто стены помещений внутри пирамид испещрены молитвами и заклинаниями. Особенно тщательному заклятию подвергались двери, которые вели из одного помещения в другое или из коридора в камеру. В пирамиде фараона VI династии Пепи возле первой двери написан целый гимн, где утверждается, что эти "двери неба" отверзаются только для Пепи, но не для кого-нибудь другого. Перед другой дверью написан текст, кончающийся словами: "Когда же приходит Пепи со своим Ка, дверь должна открываться. Посвящена эта пирамида Пепи и его Ка". На стенах, прилегающих к дверям, помещены изображения стражей дверей-павианов, волков, львов, и заклятия против них и злых демонов, угрожающих умершему фараону. Эти тексты, обнаруженные в большом количестве, являются одним из самых древнейших произведений религиозной литературы. Учёные назвали их по месту находки "текстами пирамид".

Заботясь о безопасности духа умершего в загробном мире, его родственники не забывали и о жизненно необходимых вещах. В особых помещениях хранились драгоценности и различные предметы, принадлежавшие фараону. Ведь древние египтяне верили, что умерший продолжает жить и после смерти, что он нуждается во всех тех вещах, которые были ему необходимы при жизни. И великолепная гробница царя служила ему домом, как при жизни домом был роскошный дворец.

В дни праздников в память умершего фараона торжественная процессия направлялась к его пирамиде. В зале с колоннами перед изображением фараона, "воссевшего рядом с Ра", совершались моления и приносились жертвы. В эти дни в "городе мертвых" возле больших пирамид было шумно и оживлённо. Гнали стада жертвенных животных, шли люди с корзинами даров, цветами, приношениями. В заупокойный храм допускались лишь родственники царя, приближенные и жрецы. Остальные участники процессии в честь умершего фараона оставались в долине у входа в коридор, ведший к заупокойному храму царя, и ожидали окончания жертвоприношения. К пирамиде - освящённому месту упокоения фараона, ставшего божеством, - простой смертный не смел приближаться. Однако богатства, наполнявшие кладовые царской усыпальницы, были большим соблазном для грабителей. Строители пирамид предусмотрели и это. Вход в склеп закрывался изнутри тяжёлым замковым камнем. После окончания погребальных церемоний из-под камня выбивались подпоры и вход в центральный покой пирамиды, где стоял великолепный гранитный саркофаг с телом фараона, замыкался навсегда.

Такой же огромный камень, спущенный вниз по наклонному ходу в склеп, закрывал ход в коридор.

Колодец, по которому спускались люди, после того как были замурованы все входы и выходы, засыпался. Царская могила была недоступна для людей и демонов. Фараон мог мирно покоиться под стометровой громадой пирамиды, нависшей над сводчатым склепом.

Но все предосторожности оказались напрасными. Царские гробницы были ограблены ещё в древности, и до наших дней сохранились лишь пустые залы и сложные переходы внутри пирамид. О неслыханной ценности сокровищ, которые таились в царских могилах, можно было только догадываться до тех пор, пока в 1922-1923 гг. не была открыта знаменитая гробница царя XVIII династии Тутанхамона, умершего в XIV в. до н.э., более 32 столетий назад. По счастливой случайности она не была разграблена, и вся утварь, которая сопровождала царя в его загробную жизнь, предстала перед глазами учёных.

Несколько комнат окружало центральное помещение, где стоял саркофаг молодого царя, умершего, когда ему было всего 18 лет. Все эти кладовые были забиты массой вещей. Здесь находились четыре царских колесницы, окованные золотом, великолепные царские ложа с головами зверей, золотой трон, на спинке которого из драгоценных камней было сделано изображение умершего фараона и его жены. В чудесных сосудах из прозрачного алебастра хранились душистые мази. В деревянных футлярах нашли жареных гусей и окорока - пищу молодого царя в его загробной жизни. Многочисленные сундуки с одеждами, драгоценностями, обувью, сосудами заполняли кладовые.

У входа стояли статуи самого фараона, охраняющие двери, которые вели в центральное помещение. Когда дверь была вскрыта, учёные увидели сплошную золотую стену, украшенную плитками бирюзового цвета. Это был огромный ящик - саркофаг, занимавший почти всю комнату. С одной стороны ящика имелись дверцы, запечатанные печатью с именем Тутанхамона и закрытые на бронзовый засов. Три тысячи лет прошло с тех пор, как была наложена печать фараона на эти дверцы, и вот они снова заскрипели, но уже под рукой археолога. Первый футляр был снят. Под ним оказался второй, столь же богато украшенный. Простенки между первым и вторым саркофагами были также заполнены вещами. Здесь лежали два великолепных золотых опахала из страусовых перьев, замечательные алебастровые сосуды и множество других ценнейших вещей.

Третий гроб был сделан из дорогого резного позолоченного дуба. Когда сняли и его, то под ним оказался саркофаг из розового гранита необычайной красоты. Сняв крышку, учёные увидели золоченое ложе, на котором находился саркофаг в форме спелёнутой мумии. Он был покрыт листами золота и сверкал драгоценными камнями.

Последний футляр, в котором лежала мумия фараона Тутанхамона, завернутая в 16 полотняных пелён, был сделан из чистого золота. На лице мумии была золотая маска-портрет молодого фараона. На мумии нашли огромное количество золотых украшений - ожерелий и браслетов. На ногах были надеты золотые кованые сандалии, пальцы рук и ног заключены в золотые футляры. Сокровища, найденные в гробнице молодого царя, не имели цены. А ведь это было ещё не самое богатое погребение египетских владык.

Фараон Тутанхамон был незначительным правителем, при нём Египет не достигал особого могущества и богатства. Над его могилой пирамида не была воздвигнута. В эту эпоху фараонов хоронили в Долине царей, в гробницах, вырубленных в скале.

Какие же несметные богатства должны были заключать в себе погребения других, более могущественных властителей Египта! Ведь не случайно вавилонский царь писал египетскому фараону: "Брат мой, золота в твоей стране столько же, сколько песка".

И, вероятно, недели и месяцы нужны были, чтобы разместить в многочисленных кладовых и тайниках все бесценные дары, сокровища и жертвенные приношения, которые причитались могущественному царю.

Недаром надписи, встречающиеся в пирамидах, сравнивают умершего фараона с самим богом солнца Ра, верховным божеством египтян.

"Летит он, улетающий... Летит он от вас, о люди", - гласит одна из надписей. "Не на земле он больше, на небе он... В твоей ладье гребёт он, о Ра, в твоей ладье правит он на небе, а когда ты выходишь из-за горизонта восточного, он плывет с тобой в ладье твоей, о Ра, о Солнце!".

Но хотя тексты пирамид восхваляли божественное могущество фараона, хотя мощные стены пирамиды надёжно укрывали погребение царя, огромные гранитные саркофаги в пирамидах царей Хуфу и Хафра пусты. Ещё в древности были разрушены храмы при пирамиде Хафра. Огромные статуи фараона Хафра были разбиты и брошены в колодец, откуда их извлекли археологи при раскопках. Было ясно, что не от времени пострадали эти великолепные статуи из тёмного твёрдого камня. Они были намеренно испорчены, разбиты на куски, искалечены.

Ещё Геродот, собиравший во время своего путешествия по Египту рассказы о фараонах - строителях пирамид, писал о том, что цари Хуфу и Хафра, воздвигшие самые большие пирамиды, были и после смерти ненавистны народу. Рассказывали, что народ, доведенный до отчаяния непосильным трудом, поборами, голодом и нищетой, восстал и разорил гробницы этих двух наиболее беспощадных тиранов. Мумии Хуфу и Хафра были выброшены из их великолепных гробниц и растерзаны на куски. Статуи, увековечивавшие память этих жестоких угнетателей, возмущенный народ разбивал везде, где только они встречались. А ненавистные имена Хуфу и Хафра в течение многих столетий были преданы забвению, народ избегал называть их.

Легко представить себе, в какое грандиозное восстание вылилось отчаяние парода, в течение десятков лет изнывавшего на постройке огромной пирамиды Хуфу.

Об этом восстании до нашего времени дошли смутные предания. Но папирусы, рассказывающие о выступлениях египетских бедняков в более поздние времена, говорят, что египетский народ не был смиренным страдальцем. Он пытался защитить свою свободу от произвола богачей. Папирусы неоднократно упоминают о народных волнениях, когда выведенный из терпения деспотизмом фараона, жрецов и богачей народ брался за оружие. Восставали каменотесы и камнерезы, истощенные непосильным трудом. Поднимались ремесленники и крестьяне. К ним присоединялись рабы, работавшие в каменоломнях, на оросительных каналах и плотинах. Они громили богатые поместья, храмы, убивали угнетателей, истребляли самую память о них, запечатленную в статуях, гробницах, заупокойных храмах.

"Богач засыпает голодным, а те, кто прежде выпрашивал его оливки, те пьют крепкое вино.., у кого не было хлеба, имеет теперь амбары...",- так говорится в одном из папирусов, который называется "Жалоба Ипувера". "Земля повернулась, как круг гончарный: ничтожные владеют сокровищами... Знатные полны жалоб, а ничтожные полны радости",- с ужасом повествовал жрец Ипувер.

По-видимому, восставшему народу удалось на время захватить в свои руки часть богатств знати, землю, скот, житницы. Эксплуататоров заставили трудиться на самых тяжёлых и унизительных работах. Гражданская война разгорелась в Египте.

Но из тех же папирусов учёные узнали, что вновь был восстановлен прежний порядок, когда, по словам Ипувера, "руки людей станут строить пирамиды, рыть пруды, сажать рощи деревьев для богов; хорошо, когда знатные люди стоят, одетые в тонкое платье, и смотрят на ликование в доме их...".

Этими людьми, руки которых должны были снова строить пирамиды, являлись всё те же египетские бедняки - ремесленники, земледельцы, рабы. На них снова лёг беспощадный гнет налогов, повинностей, изнурительных и тяжёлых работ.

Во время восстания и гражданской войны не строились храмы, царские усыпальницы и гробницы знати. Но когда наступило успокоение, фараоны и знать стали вновь воздвигать пышные погребальные сооружения.

В Египте даже самый знатный человек не смел помышлять о постройке такого погребального сооружения, как пирамида. Только фараон, сын Солнца, мог иметь такую грандиозную гробницу. Усыпальницы знатных египтян либо вырубались в скале, либо строились из камня или кирпича. Это были невысокие прямоугольные сооружения, построенные над склепом. Гробницы египетской знати обычно теснятся вокруг пирамид, словно вельможи и после смерти хотели быть поближе к фараону.

В этих гробницах-мастабах обычно было несколько помещений. В главном находился саркофаг с телом умершего. В одной из комнат были сложены вещи, принадлежавшие хозяину гробницы. В маленьком помещении обычно стояла статуя умершего. Стены масштаб украшались росписью или раскрашенными рельефами. Краски росписей поражают своей яркостью и свежестью. Живость и тонкость рисунка были удивительны. А ведь египетские художники работали с помощью довольно грубых кистей, сделанных из кусков волокнистого дерева. С одного конца такой кусок разбивали камнем до тех пор, пока он не размочаливался, образуя грубую бахрому. Вот такими примитивными кистями (несколько кистей с остатками красок на них найдено в гробницах) художники создавали изящные, живописные изображения, украшавшие стены гробниц.

Здесь можно увидеть сцены повседневной жизни - жатву, посев, ремесленников и земледельцев за работой, охоту, катание по Нилу на лодке, танцы девушек, пляску воинов. Простые люди, трудолюбивые и талантливые, - такими были египетские труженики, изображенные за своими обычными занятиями.

И не вельможи - владельцы богатых, украшенных росписями мастаб, которые хвастливо перечисляли свои заслуги перед фараоном, обессмертили себя постройкой этих гробниц, а скромные труженики, имена которых не названы в надписях.

Это они выращивали замечательные урожаи Нильской долины. Они строили оросительные каналы и плотины, они высекали великолепные статуи, воздвигали прекрасные храмы, украшали стены здания замечательными рельефами, полными жизненной правды. И в этих картинах повседневной жизни они увековечили себя, свой незаметный труд, без которого не могла бы существовать вся тысячелетняя культура Египта. Сами того не зная, они сохранили до наших дней на каменных страницах стен рассказы о своей тяжелой трудовой жизни, о подневольном существовании одних и благоденствии других, о своих горестях, забавах и развлечениях.

По восточным краям туристы не могут обойти вниманием одну из величайших загадок истории - пирамиду Хеопса. Единственное уцелевшее чудо Древнего мира, из семи существующих, порождает интерес ученых, археологов, историков, астрологов и просто поклонников тайн. На вопросы рода: «Где находятся пирамиды Хеопса?» или «Почему же стоит их посетить?», с удовольствием ответим в нашей статье.

Каковы размеры пирамиды Хеопса?

Для полного понимания величия этого архитектурного шедевра достаточно представить себе его габариты. Лишь представьте, это - огромное строение весом около 6,4 миллионов тонн, расположенное в Гизе, республике Египта. Высота пирамиды Хеопса даже после эрозии ветром достигает 138 метров, размер основания достигает 230 метров, а длинна бокового ребра - 225 метров. И именно с этой пирамидой связаны величайшие загадки египетской истории, над которыми бьются ученые всего мира.

Тайна пирамиды Хеопса - кто и для чего её построил?

Наиболее распространённая теория - пирамида была возведена как гробница для фараона Хеопса или Хуфу (так его называют сами египтяне). Приверженцы этой теории подтверждают свои догадки самой моделью пирамиды. На основании в 53 тысячи метров квадратных расположены три усыпальницы, одна из которых вмещает Большую Галерею.

Однако противники этой версии подчеркивают, что усыпальница, предназначенная для Хеопса, никак не украшена. Что странно, поскольку, как известно, египтяне были приверженцами помпезности и богатства в оформлении гробниц своих властителей. Да и сам саркофаг, который предназначался для одного из величайших фараонов в египетской истории, не достроен. Не отёсанные до конца края каменной коробки и отсутствующая крышка свидетельствуют о том, что мастера не слишком серьезно отнеслись к вопросу погребения. К тому же, останков самого Хеопса ни при одних раскопках найдено не было.

Видео - Как была построена пирамида Хеопса?

На смену варианта с усыпальницей приходит версия о том, что пирамида – это астрономическое строение. Поразительные математические расчёты и возможность через шахты коридорного типа увидеть созвездия на ночном небе предоставляют астрономам поводы для дискуссий.

Археологи и учёные всего мира пытаются разгадать истину пирамиды Хуфу в Гизе. Однако на основе уже добытых фактов можно с уверенностью сказать, что автором проекта стал Хемион, близкий родственник и, по совместительству, придворный архитектор Хеопса. Под его чутким руководством в течение 20 лет, с 2560 г. до н.э. и до 2540 г. до н.э., больше трёх десятков строителей, архитекторов и разнорабочих сооружали пирамиду из огромных гранитных блоков.

Некоторые египтяне и любители оккультных наук воспринимают пирамиду как религиозный объект. Они видят в пересечениях коридоров и катакомб мистический узор. Но эта идея не имеет достаточного основания, как и версия об инопланетном вмешательстве. Так, определённый круг исследователей-уфологов утверждает, что только при помощи инопланетных существ можно было соорудить такое колоссальное произведение архитектурного искусства.

Что следует знать туристу?

Туристов и почитателей арабской культуры только забавляет и вдохновляет различие версий и общая неопределённость, которая вращается вокруг пирамиды Хеопса. Каждый год сотни тысяч посетителей приезжают к подножью гранитного сооружения, дабы прикоснуться к истории. А местные жители только этому и рады - визитёрам созданы все условия для познавательных экскурсий.

Дважды в день, в 8 и 13 часов, к пирамиде приезжает группа до 150 человек. Внутрь они входят через проход, расположенный с северной стороны. Но, приехав наконец-то на место своеобразного паломничества, не все посетители готовы к тому, какова пирамида Хеопса внутри. Длинный, низкий, сжатый по бокам проход у некоторых иностранцев вызывает приступ клаустрофобии. А песок, пыль и спёртый воздух могут стать причиной астмы.

Но для тех, кто поборол себя и выдержал переход внутрь пирамиды, открывается всё архитектурное величие египетской культуры. Массивные стены, Большая Галерея, общее ощущение старины и аутентичности - это именно то, что подкупает гостей.

На южной стороне, у выхода, туристам предлагают ознакомиться с экспонатами, являющими собой плоды многолетних раскопок. Тут же можно посмотреть и на Солнечную Ладью - один из самых больших плавучих средств передвижения, обнаруженный за всю историю археологической деятельности человечества. Здесь же можно прикупить сувениры и памятные фигурки, футболки и так далее.

Тем, кто остается до позднего вечера, посчастливится увидеть световое шоу. Организаторы под светом софитов создают неповторимую, немного мистическую атмосферу, и рассказывают загадочные истории о пирамиде и египетской культуре.

Ещё один момент, на который стоит обратить внимание посетителям пирамиды Хеопса, это вопрос о фото- и видеосъёмке. Внутри самого строения выставлен запрет на любую съемку, как и на желание некоторых людей забраться на саму пирамиду. Но, выйдя из усыпальницы и прикупив сувенир, можно сделать бесчисленное количество снимков с любого ракурса. На фото пирамида Хеопса заиграет новыми красками и поразит своими геометрическими формами.

Однако, стоит быть максимально бдительным и не отдавать свои гаджеты незнакомым людям, другим туристам и, в особенности, местным жителям. Иначе вы рискуете либо не увидеть свою камеру вообще никогда, либо расстаться со внушительной суммой, чтоб получить её обратно.

С сугубо практической точки зрения, в этом нет ничего странного. Как известно, в любом туристическом центре мира местное население предпочитает получать прибыль любой ценой. Отсюда и завышенные цены, и склонность к мошенничеству, и большое число карманников. Потому стоит быть максимально бдительным.

Пирамида Хеопса: интересные факты

Пирамида Хеопса - прекрасное и удивительное творение. Она - объект восхищения для ученых, художников, писателей, режиссеров и многих других людей, которые не боятся разгадывать тайны. И перед тем, как направиться в Гизу к гранитному массиву, стоит ознакомиться с рассказами о нём. Для этого в сети существуют десятки кинофильмов. Таких как, к примеру, документальная лента «Разгадка тайны пирамиды Хеопса» режиссёра Флоренса Трана. В ней автор пытается максимально широко рассмотреть идею постройки, загадки создания и истинного предназначения пирамиды великого фараона.

Что интересно, не взирая на недостроенные саркофаги и отсутствия однозначных сведений об архитекторе пирамиды Хеопса, наибольшей загадкой являются внутренние шахты. По подсчетам специалистов, достигая в ширину от 13 до 20 сантиметров, шахты проходят по бокам главных комнат и имеют диагональный выход на поверхность. В чем конкретное предназначение этих шахт - не известно до сих пор. То ли это вентиляция, то ли тайные ходы, то ли своеобразная воздушная прослойка. До сегодняшнего момента у науки нет конкретной информации по этому поводу.

Видео - Факты о пирамиде Хеопса

Так же, как и по поводу процесса постройки пирамиды. Материалы для одного из семи чудес света доставлялись из расположенного неподалёку карьера. Но до сих пор не известно, каким образом большие валуны весом до 80 тонн доставлялись к месту стройки. Здесь вновь возникает уйма вопросов к уровню технологического прогресса египтян. Либо к вопросу о магии или высшем разуме.

Чем же есть пирамида Хеопса на самом деле? Гробница? Обсерватория? Оккультный объект? Послание от инопланетных цивилизаций? Этого мы, пожалуй, не узнаем никогда. Но у каждого из нас есть шанс поехать в Гизу и, прикоснувшись к истории, выдвинуть своё предположение.

Пирамиды по сей день хранят множество секретов и тайн. Некоторые из них уже, конечно, были раскрыты, но остаются такие вопросы, которые до сих пор тревожат умы ученых и историков. Как и кем были созданы эти монументы? Какие технологии применялись при строительстве? Как строителям удавалось передвигать каменные блоки огромнейшего веса? Зачем фараонам нужны были подобного рода усыпальницы? Все это и множество других интересных фактов вы узнаете из статьи и станете немного ближе к пониманию секретов пирамид и познанию их мощи и величия.

Интересные факты про египетские пирамиды

Эти древнейшие строительные сооружения уже не один век занимают свои почетные места и прославляют талант своих создателей, благодаря которым удалось сделать вечные монументы. До сих пор ученым не удалось достоверно определить, как были сделаны пирамиды и какие технологии применялись. Известны только некоторые данные, но большинство используемых технологий остается в секрете.

Просто усыпальницы?

В Египте находится порядка 118 пирамид, созданных в разные периоды, различных размеров и типов. Есть две разновидности пирамид, более старые ступенчатые, один из первых сохранившихся экземпляров пирамида Джосера, около 2650 г. до н. э.

В действительности эти пирамиды являются могилами, а их скопления - кладбищем. В древности считалось, что обеспеченных людей нужно хоронить со всем, что может им понадобиться в загробной жизни, поэтому фараоны находили свое последнее пристанище в роскошных пирамидах, которые они начинали строить задолго до своей кончины.

Грабители усыпальниц фараонов

Имеющие место ужасы про египетские пирамиды напрямую связаны с грабителями, которые так любят их посещать под покровом ночи и отбирать у почивших их последнее имущество. Однако не единственно ради драгоценностей, спрятанных в усыпальницах, посещают монументы мародеры.

Местные жители немало подпортили облик некоторых пирамид. Например, две пирамиды в Дахшуре совершенно не выглядят так, как раньше, весь известняк, которым они были покрыты, украден для строительства домов в ближайшем городе. Также часто воруют каменные блоки и прочий материал для строительства, что приводит к невероятным разрушениям.

Секреты и мифы

Ужасы египетских пирамид заключаются еще и в том, что вокруг них царит множество легенд. Причиной возникновения такого мифа стало вымышленное проклятие самой известной гробницы в мире - гробнице Тутанхамона. Она была открыта в 1922 году группой исследователей, большинство из которых умерли в течение ближайших семи лет. В то время многие считали, что это связано с проклятием гробницы или каким-то таинственным ядом, хотя большинство так считает и до сих пор.

Но это все стало одним огромным заблуждением. Сразу после того как гробница была открыта, это произвело настоящий фурор. В одной из газет во имя поднятий рейтингов было указано, что перед входом в гробницу была табличка с предостережением о том, что всякий вошедший сюда умрет. Однако это оказалось всего лишь газетной уткой, но после того, как исследователи начали один за другим умирать, статья обрела популярност, и с тех пор бытует подобный миф. Стоит отметить, что большинство этих ученых были преклонного возраста. Вот так легко некоторые загадки египетских пирамид решаются.

Устройство пирамид

Погребальный комплекс фараонов состоит не только из самой пирамиды, но и из двух храмов: один рядом с пирамидой, один должен омываться водами Нила. Пирамиды и храмы, которые находились недалеко друг от друга, были соединены аллеями. Некоторые частично сохранились до наших дней, например, аллеи между Луксорским и Между пирамидами Гизы подобных аллей, к сожалению, не сохранилось.

Внутри пирамиды

Египетские пирамиды, интересные факты, их касающиеся, и древние мифы - все это состоит в непосредственной связи с внутренним строением. Внутри пирамиды находится камера с захоронением, к которой с разных сторон ведут ходы. Стены проходов обычно расписывались религиозными текстами. Стены пирамиды в Саккаре, деревне недалеко от Каира, были расписаны древнейшими заупокойными текстами, которые дошли до наших дней. Рядом с пирамидами Гизы также находится известная фигура сфинкса, который по преданию должен охранять покой почивших. К сожалению, до нашего времени не дошло оригинальное название этого строения, известно только, что в период средневековья арабы называли монумент «отцом ужаса»

Виды пирамид

Многие загадки египетских пирамид непосредственно связаны с их созданием. До сих пор никому не удалось достоверно определить, как древние египтяне сумели создать такие монументальные строения, которые по сей день находятся в сохранности.

Ученые считают, что строительство велось в несколько этапов, за которые размеры пирамиды могли значительно увеличиться по сравнению с первоначальными. Строительство начиналось задолго до смерти фараона и могло занять несколько десятков лет. Только для создания подходящей площадки для строительства и выравнивания почвы было необходимо около десятка лет. Для создания самой большой на сегодняшний день пирамиды понадобилось два десятка лет.

Кто строил пирамиды

Бытует мнение, что пирамиды строились рабами, которых морили голодом и били плетью за плохо сделанную работу, но это не так. показали, что люди, строившие пирамиды, содержались в хороших условиях, их неплохо кормили. Тем не менее, никто до сих пор не сумел разгадать доподлинно, как тяжелейшие каменные блоки поднимались наверх, ведь человеческая сила на такое неспособна.

Однако археологи считают, что со временем техника строительства менялась, изменялись и сами египетские пирамиды. Интересные факты в математике тоже касаются строительства пирамид. Так, ученым удалось определить, что у пирамид математически правильные пропорции. Как древним египтянам удалось такое сделать, остается загадкой.

Египетские пирамиды - чудо света

  • Пирамида Хеопса - это единственное уцелевшее чудо света.
  • Существует несколько теорий о постройке пирамид. Согласно одной из них, строительство происходило по принципу рычага, но при учете этого оно заняло бы не меньше, чем полтора столетия, а пирамида была воздвигнута за два десятилетия. Вот что остается загадкой.

  • Некоторые любители мистического считают эти строения мощными энергетическими источниками и полагают, что фараоны проводили в них время и при жизни, чтобы получить новую жизненную силу.
  • Существуют и совсем невероятные теории. Например, некоторые считают, что пирамиды были построены инопланетянами, а другие, что блоки передвигали люди, владеющие магическим кристаллом.
  • Есть еще некоторые вопросы, касающиеся сооружения. Например, до сих пор не было выяснено, почему пирамиды строились в два этапа и зачем нужны были перерывы.
  • Пирамиды строились два столетия и возводились по несколько сразу.
  • Сейчас, по исследованиям разных ученых, возраст их составляет от 4 до 10 тысяч лет.
  • Кроме точных математических пропорций, пирамиды обладают еще одной особенностью в этой области. Каменные блоки расположены так, что между ними совсем нет зазоров, туда не пролезет даже самое тонкое лезвие.
  • Каждая сторона пирамиды расположена в направлении одной стороны света.
  • Пирамида Хеопса, самая большая в мире, достигает высоты в 146 метров, а ее вес составляет более шести миллионов тонн.
  • Если вы хотите узнать, как создавались египетские пирамиды, интересные факты о строительстве можно узнать из самих пирамид. На стенах проходов изображены сцены строительства.
  • Грани пирамид выгнуты на один метр, чтобы они могли накапливать солнечную энергию. Благодаря этому пирамиды могли достигать тысячи градусов и издавать непонятный гул от такого накала.
  • Для был сделан идеально прямой фундамент, поэтому грани отличаются друг от друга всего на пять сантиметров.
  • Первая построенная пирамида датирована 2670 годом до н. э. По своему виду она напоминает несколько пирамид, расположенных рядом друг с другом. Архитектор создал тип кладки, которая помогла достичь такого эффекта.
  • Пирамида Хеопса создана из 2,3 миллиона блоков, идеально ровных и подходящих друг к другу.
  • Строения, подобные египетским пирамидам, встречаются также в Судане, где позже подхватили традицию.
  • Археологам удалось найти деревню, в которой жили строители пирамид. Там были обнаружены пивоварня и хлебопекарня.

  • Много секретов скрывают египетские пирамиды. Интересные факты касаются, например, по принципу которого сделана пирамида. Стены стоят под углом 52 градуса, что делает соотношение высоты и периметра равным отношению к длине.

Мощь и величие

Для чего создавались египетские пирамиды? Интересные факты о строительстве не дают представления о том, для чего они служили. А создавались пирамиды для восхваления мощи и величия своих обладателей. Пышные гробницы были немалой частью всего погребального комплекса. Они наполнялись вещами, которые могли понадобиться фараонам после смерти. Там можно было встретить буквально все, что может понадобиться человеку. Любая одежды, драгоценности, посуда - все это и множество других вещей отправлялись вместе с фараонами в их гробницы. Эти богатства, похороненные вместе с владельцами, и являются зачастую причиной появления грабителей, желающих получить драгоценности. Все эти загадки и мифы, которые окутывают пирамиды, начиная с самого создания, уже множество веков остаются нераскрытыми, и никто не знает, будут ли они раскрыты когда-нибудь.

Все знают о египетских пирамидах. И каждый знаком с официальной версией их происхождения: пирамиды построены ценой эксплуатации тысяч рабов. Но, всегда были скептики, которые подвергали эту версию сомнению. В смысле, не могли безграмотные рабы построить столь грандиозные объекты. Тогда кто? Когда нет убедительных гипотез в ход идет фантазия. Авторами пирамид считали то жителей Атлантиды, то инопланетян. Но многие, услышав про эти версии, предпочли и дальше верить в рабов и фараонов. Но...

Сначала о самих приамидах. Известны следующие особенности пирамид:

Математические – в соотношения их геометрических элементов заложены «золотое сечение» (соотношение между апофемой боковой грани и половиной длины основания пирамиды Хеопса), число «пи» (периметр основания равен длине окружности, радиус которой равен высоте пирамиды Хеопса) и тригонометрические особенности, возможно, следующие из использованных построений (тангенс угла наклона боковой грани пирамиды Хеопса равен обратному синусу этого угла (51 градус 30 минут)).

Астрономические – ориентация пирамид по линии север-юг выполнена с точностью до 3-х минут дуги; имеются ходы, ориентированные на некоторые звезды.

Геологические – кроме местного материала (известняк скал, расположенных в нескольких сотнях метров) использовались гранит (предположительно привезенный из Асуана, находящегося в 900 км выше по течению Нила) и базальт (происхождение неизвестно).

Технологические – при строительстве были использованы миллионы блоков известняка со средним весом 2,5 тонны, многократно использовались плиты весом более 200 тонн, тщательная отделка не только известняковых, но и гранитных и базальтовых плит; имеются просверленные в граните и базальте конические отверстия и соответствующие им керны (обнаружены в конце 19-го века) с бороздкой с шагом 2 мм; ходы, проложенные в толще пирамид, выполнены по линиям, отклоняющимся от прямой не более, чем на 5 мм на расстоянии порядка 80 м, плоскости граней пирамид выполнены с большой точностью.

Вопросы заключаются в следующем:

Будучи весьма впечатляющими сооружениями, они обладают всеми вышеперечисленными особенностями, которые не соответствуют представлениям об уровне развития цивилизации тех времен.

Ни назначение самих пирамид, ни назначение помещений и ходов (с учетом их расположения и размеров), имеющихся внутри пирамид, непонятно.

Несмотря на большой объем культурного наследия древнего Египта, не обнаружено ни описаний, ни рисунков, связанных со строительством пирамид, а также и самих их изображений.. всё, что известно – иероглиф «мер», обозначающий пирамиду.. Российские исследователи считают, что древние египтяне не строили пирамид, а лишь использовали существовавшие еще до них сооружения.

ЧУДО БЫВШЕЕ В УПОТРЕБЛЕНИИ

Что это за працивилизация?

Плиты из чёрного базальта, использованные при строительстве некоторых египетских пирамид и храмов, сохранили следы дисковой пилы, которой у древних египтян с их уровнем технологического развития (как это общепринято считать) никак не могло быть. А отверстия в граните? Что за свёрла и дрели применялись во времена фараонов? Сами пирамиды, видимо, стоят на месте каких-то ещё более древних полуподземных сооружений с непонятными функциями: то ли укрытий от природных катаклизмов, то ли убежищ на случай войн.

Возможна ли версия, что египетское государство возникло на базе какой-то працивилизации. В начале III века до н.э. в Египте жил историк Манефон. В неше время он известен, как единственный известный нам древнеегипетский автор, составивший полноценный исторический труд по истории Древнего Египта – автор книги «История Египта»

Манефон оставил нам хронологический перечень правителей Египта, в том числе первого царства, когда страной 10-12 тысяч лет назад правили боги. Возможно, речь идёт о представителях неизвестной истории древней цивилизации (некоторые исследователи считают, что речь идет об Атлантиде)

сфинкс Египет 1860

Инвентарная стела

Примечательно, что полтора столетия назад в египетской Гизе была найдена, так называемая, инвентарная стела, на которой указано, что фараон Хеопс повелел отремонтировать повреждённую статую Сфинкса (по общепринятой версии, сооружена около 2,5 тыс лет до нашей эры). На ней сохранились следы дождевой эрозии. Но известно, что Египет существует без проливных дождей не менее восьми тысяч лет. Когда на это обратили внимание, египетские власти, они, чего-то испугавшись, распорядились убрать инвентарную стелу в запасник Каирского музея, а поверхность Сфинкса решили срочно отреставрировать. Или же зачистить от следов эррозии? Что они скрывают?

Если вам все-таки посчастливится попасть в Асуанские каменоломни, то обратите внимание на шурфы, уходящие на несколько метров вглубь. Диаметром они около полуметра, и их там множество.

Интересно. Человек, стоя на голове, долбит гранит на несколько метров вниз, полируя при этом стенки канала. И все это для чего? По мнению египтологов – для того, чтобы посмотреть направление трещины, которое, кстати, прекрасно определяется и снаружи.

Вывод можно сделать один – у древних был инструмент, позволявший работать с гранитом как с пенопластом.

Еще два любопытных факта. Пирамида Хеопса. В ее основе лежит скала, высотой около 10 метров, однако основание этой гранитной поверхности от горизонтали 2 см, при стороне практически идеального квадрата в 230 метров. Разлет сторон составляет не более 10 см. Также пирамида практически идеально ориентирована по сторонам света. Ошибка позиционирования 0,015%.

Я работаю в области строительства. Даже в наше время, при наличии всех этих лазерных приборов, добиться такой точности практически невозможно. Какими же приборами пользовались строители пирамид?

Еще одной немаловажной деталью было то, что поверхность пирамид была покрыта отполированным известняком, вогнутым в центре. Это покрытие было настолько блестящим, что его отраженный свет можно было увидеть с Луны. Кстати, радиус изгиба поверхностей повторял радиус изгиба поверхности Земли, и, поэтому не был виден вблизи. Позже, землетрясение расшатало облицовку, и арабы растащили эти камни на восстановление мечети Султана Хасана, Каирских дворцов и прочего. Камни, которым была облицована пирамида, состыкованы с промежутком 0,5 мм с идеальными прямыми углами. Причем и этот микрозазор был предназначен для заполнения клеем, делая их водонепроницаемыми.

Опять же, по моему личному опыту в строительстве, даже сегодня, когда облицовочная плитка изготавливается в цехах при помощи машин, идеально ровных плит с углами ровно в 90 градусов получить не получается. Мы покупаем плиты в Испании и Италии, так как эти плиты с наименьшей погрешностью. А у египтян они идеальны. Как?

Есть и еще один, по-моему, немаловажный момент. Датировка пирамид выясняется путем радиоуглеродного анализа. А он способен определить возраст только у органических веществ. То есть, возраст пирамид определялся по остаткам древесины, оставленных древними.

Например Сфинкс был построен во времена фараона Хеопса, 2500 лет до н.э.. Но не факт что именно они были строителями. 150 лет назад, в Гизе была найдена так называемая «Инвентарная стела», о которой я писал выше, на которой было написано, что Хеопс всего лишь велел «отреставрировать» Сфинкса, а не построить его. Более того, существует теория о том, что Сфинкс был настолько страшен, что люди могли умереть от страха, только взглянув ему в глаза. И, поэтому его лицо переделали под более человеческое.

Также, в 90-х годах было доказано, что борозды на теле Сфинкса – это следы дождевой эрозии. Но, как я уже отмечал, дождей в Египте не было уже более 8 тысяч лет. А Сфинкс – гораздо более поздняя, нежели пирамиды, постройка.

На пирамидах 6-й династии блоки были по 500 кг. На пирамидах 4-й династии блоки были от 2 до 50 тонн.

Плотность известняка составляет 2,63 – 2,73 г/см3, я был на пирамидах и видел блоки размером 1,5х1,5х2м. Если посчитать, то их вес составляет более 12 тонн.

Я выделю вам средства, чтобы Вы наняли сколько угодно людей, чтобы они без единой поддержки машин, подняли бы эту глыбу на высоту хотя бы двадцати пяти метров и установили её там «стык в стык» с другой такой же.

Пирамида, по словам Геродота, строилась 20 лет. Если сосчитать все глыбы, использованные при постройке, а их 2,3 миллиона то путем вычислений получаем, что эти рабочие в день ставили друг на друга 315 глыб, средним весом 5 тонн каждая. Это примерно по 13 глыб в час. А это примерно 4,5 глыбы в минуту. Это математика. Что же это за рабочие такие?

Вот еще одна загадка. Как рабочие могли двигать и обрабатывать столь массивные камни?

Если исследовать камни, находящиеся по периметру пирамиды Хеопса, то можно обнаружить камни с пропилами, как от дисковой пилы. Причем при распиле идет и шлифование. Этого эффекта можно добиться только диском с алмазным напылением, вращающимся с большой скоростью. Но древние египтяне работали медными пилами, которые просто не могут сделать ничего подобного.

Обелиск, на котором высверлены отверстия

Также, не далеко от места, куда ведут туристов – Карнак – стоит обелиск, на котором высверлены отверстия. Возможно для крепления чего-либо. Отверстия диаметром в 1 см, просверлены вглубь около 10 см. Причем сделаны они под углом 10-20 градусов к поверхности. Уверяю вас, подобное отверстие, даже в очень мягком материале, даже сегодня, сделать довольно проблематично – сверло просто уведет. Что же за технологию использовали древние, что режущий инструмент в гранит вгрызался как в масло?

Также следы от резки дисковой пилой можно найти в каменоломнях в Южной Саккаре, правда, туда не пускают туристов. Почему не пускают?

Следы распила на базальте

Обратите внимание. Следы распила на базальте четкие и параллельные. Качество этой работы свидетельствует, что пропилы были сделаны идеально устойчивым лезвием, без каких-либо признаков начального «рыскания» полотна. Такое ощущение, что распиливание базальта в древнем Египте было не очень трудоемким делом, потому что мастера с легкостью позволили себе оставить лишние, «примерочные» следы на скале, которые при условии ручного распила будут являться избыточной тратой времени и сил. Такие «примерочные» распилы – не единственные здесь, несколько подобных следов от устойчивого и легко режущего инструмента можно найти в радиусе 10 метров от этого места. Наряду с горизонтальными имеются и вертикальные параллельные борозды.

Высверленные каналы

Еще одна интересная деталь – использование в древнем Египте такой технологии как сверление. Высверленные каналы в различных изделиях Древнего Египта варьируют в пределах от 0,63 см до 45 см в диаметре. Самое маленькое отверстие, сделанное в граните, составляет около 5 см в диаметре. Показанное на фотографии гранитное изделие, высверленное трубчатым сверлом, было выставлено в Каирском музее без какой-либо сопровождающей информации, и сами гиды никакой информцией не обладали. На фотографии хорошо видны круговые спиральные бороздки на открытых участках изделия, абсолютно идентичные друг другу. Характерный «вращательный» рисунок этих каналов, кажется, подтверждает наблюдения о методе удаления части гранита путем предварительного высверливания своеобразной «цепочки» из отверстий.

Впрочем, если приглядеться к древним египетским артефактам, то становится понятно, что сверление отверстий в камнях, даже самых твердых пород – не составляло для египтян какой-либо серьезной проблемы. На следующих фотографиях вы видите каналы, сделанные предположительно методом трубчатого сверления.

В большинстве гранитных дверных проемов в храме Долины, расположенном около Сфинкса, хорошо заметны каналы от трубчатого сверла. При строительстве храма отверстия использовались, видимо, для крепления дверных петель при навешивании дверей.

На следующих снимках можно увидеть еще нечто более впечатляющее – канал диаметром порядка 18 см, полученный в граните с помощью трубчатого сверла. Толщина режущей кромки инструмента поражает. Невероятно, чтобы это была медь – при имеющейся толщине торцевой стенки трубчатого сверла и предполагаемом усилии, приходящемся на его рабочую кромку, это должен быть сплав невероятной прочности (на снимке показан один из каналов, открывшийся при расколе гранитного блока в Карнаке)

Наверное, чисто теоретически, в самом наличии отверстий подобного типа нет чего-то запредельно невероятного, чего нельзя было бы получить древним египтянам при огромном желании. Однако, сверление отверстий в граните – занятие весьма сложное. Трубчатое сверление – это достаточно специализированный метод, который не будет развиваться без реальной необходимости иметь отверстия большого диаметра в твердых породах. Эти отверстия демонстрируют высокий уровень технологии, развитый египтянами, видимо, не для «навешивания дверей», но уже вполне сложившийся и продвинутый к тому времени уровень, потребовавший бы как минимум нескольких столетий для своего развития и предварительного опыта применения.

Несколько аргументов сторонников версии «бетонных пирамид».

Гипотезу о бетоне, использовавшемся при строительстве пирамид, впервые выдвинули в конце 1970-х годов французский (или швейцарские, информация расходится) ученые. Проверкой их концепции занялись различные эксперты. Используя рентгеновские лучи, электронные микроскопы и плазменную горелку, они обнаружили следы «быстрой химической реакции, препятствовавшей естественной кристаллизации». Для природных камней такой феномен необъясним, зато он подтверждает искусственное происхождение известковых блоков. Француз в свою очередь, успешно опробовал изготовление бетонных конструкций из известняка: в Институте геополимеров в Сен-Квентине ему удалось за десять дней изготовить и высушить большой блок по гипотетической египетской технологии.

Но, противники теории француза, те самые эксперты, утверждают, что для изготовления бетона древним египтянам требовались гигантские количества мела и угля. Останков мела и угля рядом с пирамидами не обнаружали. Кроме того, нет свидетельств использования форм для отливки блоков.

Возможно и бетонные плиты, но следы по-любому есть. Как ни крути, будь то технология «гранитного» бетона или фрезы, египтяне были не так просты, как описывает их официальная история.

И потом, то что египтяне использовали бетон – это не значит, что из него целиком построены пирамиды. «Применялась (то есть не везде) на верхних уровнях сооружений», а на нижних все те же блоки из известняка. Неужели геологи не могут отличить известняк от бетона?

Многие считают, что египтяне лишь реставрировали пирамиды, а построены они были до них, вот тогда и мог применяться «известняковый бетон».

Пподведём небольшой итог, по приведенным выше аргументам:

1. На плато Гиза есть два типа пирамид: одни (пирамиды Хеопса, Хефрена, Микерина и др.) изготовлены из крупных блоков гранита и известняка (2,5-70 тонн) и достигают громадных размеров; другие – «малые» пирамиды в десятки раз меньше первых и материалом для них служили небольшие блоки известняка (твердость ниже чем у гранита), либо вообще были сделаны из глиняных кирпичей. Причем первые были возведены (как считают историки) в очень короткий период, во времена Четвертой династии (75% объема всех пирамид), тогда как вторые были построены уже позже и уже превратились в руины. Вопрос: за несколько веков египтяне растеряли все навыки строительства?
2. Есть несколько пирамид, имеющих основание и нижние ряды как у первых, но в остальном построенных как вторые.
3. В Каирском музее хранятся медные орудия труда, но технологи отрицают возможность строительства пирамид при помощи только этих орудий, учитывая объемы, сроки, сложность и точность работы.
4. На некоторых блоках присутствуют следы машинной обработки, т.е. следы сверла и фрезы.
5. Саркофаги и блоки пирамид сделаны с ювелирной точностью. Может быть египтяне были как швейцарцы помешаны на точности и качестве? Но зачем это для строительства якобы могил?

Исходя из этих данных несколько предположений:

1. Египетская цивилизация пришла извне, когда многие из пирамид были уже построены. Египтяне только реставрировали пирамиды. «Другим народом Он заменит вас, который походить на вас не будет!» (Коран, 47:38)
2. До Четвертой династии египтяне не использовали существующие пирамиды. Привратно поняв определение «Врата в царство мертвых», и предназначение саркофагов, фараоны приказали хоронить их в пирамидах.
3. Возможно, первым, или одним из первых эту традицию начал Хуфу, т.к. его родственникам «принадлежит» небольшое количество больших пирамид.
4. В египетских текстах упоминается о «строительстве» этих пирамид, но это слово переводится еще и как «реставрация».
5. Традиция была продолжена, фараоны умирали, а «гробниц» стало нехватать. Сначала реставрировались (примитивными способами и примитивными материалами) полуразрушеные пирамиды, а когда закончились и они, последних фараонов пришлось хоронить в примитивных пирамидах из глиняных кирпичей, на большее в тот момент египтяне не были способны.
6. Так как впоследствии никаких мумий непостредственно внутри пирамид не нашлось, версия с «могилой» отпадает. Тогда для чего нужны эти сооружения?

Могут возникнуть вопросы, мол «Куда делись эти инструменты? Неужели от цивилизаций ничего кроме пирамид не осталось?». Более подходящим вопросом было бы «Куда делись приспособления (машины), вращавшие эти интсрументы. По поводу их отсутствия есть несколько предположений:

Во-первых, размер, допустим сверла, даже большого, несопоставим с размером пирамиды, и искать его можно, как иголку в стоге сена. Во-вторых, под пирамидами, да и под всем плато Гиза находится сеть подземных ходов и пещер, где ещё не ступала нога человека. В третьих. О возрасте пирамид до сих пор точно ничего не известно и он может быть очень значителен. Со времени их строительства мог случиться ряд катаклизмов, в том числе библейский потоп или цунами, которые могли просто смыть все свидетельства существования кого-либо и разрушить некоторые пирамиды. В четвертых, не обязательно это были сверло или фреза, возможно, что использовались другие, неизвестные нам технологии.

Зато свидетельств применения этих технологий множество, достаточно их и в Каирском музее. Вот только некоторые из них.


Нижняя часть этой гранитной вазы обработана с такой точностью, что вся ваза (приблизительно 23 см в диаметре, полая внутри и с узким горлом), будучи поставлена на стеклянную поверхность, принимает после покачивания абсолютно вертикальное положение по осевой линии. При этом площадь соприкосновения со стеклом ее поверхности не больше, чем у куриного яйца. Необходимое условие для столь точной

балансировки – полый каменный шар должен иметь идеально ровную, одинаковую толщину стенок (при столь крошечной площади основания – менее 3,8 мм2 – любая ассиметрия в таком плотном материале как гранит, привела бы к отклонению вазы от вертикальной оси).

Также в Каирском музее выставлено достаточно крупное (60 см в диаметре или больше) оригинальное изделие из аспидного сланца. Оно напоминает большую вазу с цилиндрическим центром 5–7 см в диаметре, с внешним тонким ободом и тремя пластинами, равномерно расположенными по периметру и загнутыми к центру. Что это такое и как могло быть использовано не указано. Гиды информацией не обладают. В самом музее есть целый зал, с такими вот непонятными изделиями.

Почему египтяне деградировали?

Любому, кто посещает район пирамид, ясно, что после Четвертой Династии произошел резкий упадок в деле их сооружения. Фараоны Пятой Династии возвели пять сравнительно небольших пирамид в Абусира, примерно в девяти километрах от Гизы и две небольшие пирамиды в Саккаре, неподалеку от ступенчатой пирамиды Джосера. Все они были выстроены довольно бесхитростно, и внутренняя их часть обрушилась, чего нет в пирамидах предшествующей ей Четвертой династии. Все пирамиды Пятой династии в настоящее время – просто нагромождение каменных блоков. Во времена Шестой династии в Саккаре были возведены четыре небольшие пирамиды, все примерно в 53 метра высотой, но они имеют сейчас еще более плачевный вид. На этом и закончилась собственно «эпоха».

На фотографиях видно, что блоки облицовки выравнивались после укладки. Плюс поверхность необработанных блоков не похожа на то, что добывают в каменоломне, она сглаженная.
А это керн из Каирского музея. Мы на местах строительства вырезаем такие в бетоне для испытаний. С помощью немецких и японских станков. Чем это вырезали египтяне? Вот еще один странный интсрумент. Керн в керне. При постройке Бурдж аль Араб такие использовались для скрепления железных деталей каркаса. Железо от тепла расширяется и дает погрешность 5 см. Чтобы конструкция не повреждалась, в местах связки использовали такие штыри.

Тарелка или тигль с загнутыми краями из гнейса

Тарелка или тигль с загнутыми краями из гнейса (почти гранит). Толщина стенки 2 мм. По мне – маловероятно что его вытачивали до такого вида. Больше похоже на то что края именно загнуты. О предназначении – скорее всего это именно тигль для плавки реагентов.

Цитата из «Виманика-Шастры»:
«Для плавки этих видов металлов используются тигли различных классов. Как утверждается, существует 40 разновидностей одних только тиглей второй группы. Из всех этих тиглей, для плавки основных металлов предписывается тигель номер 5, известный под названием antarmukha (края отверстия которого загнуты внутрь)».

Еще кое что о Египетских пирамидах.

Некоторые пирамиды разных династий построены из необожженных кирпичей и плохо обработанных камней, положенных на раствор, а на нижних уровнях имеют высококачественную кладку из мегалитических блоков. Эти две совершенно разные технологии, примененные в одном месте, позволяют судить, что эти пирамиды были построены на руинах более древних сооружений.

Эта особенность встречается в «культовых» сооружениях разных цивилизаций по всему миру. Теотиуакан, Боливия, Перу, Греция, Эфиопия – это далеко не полный список таких мест. Сами сооружения построены аборигенами из небольших камней или кирпичей, уложенных на раствор и представляют из себя жалкое зрелище. Зато, если войти вовнутрь, то мы увидим достаточно массивные блоки с прямыми углами и высоким качеством обработки.

Обычно массивные блоки 20-100 тонн можно найти в нижних ярусах строения, в фундаменте и подземной части. Что еще характерно для таких мест – вокруг валяются обломки стелл, блоков такого же качества, но аборигены даже не смогли очистить от них пространство.

Вот один из таких примеров – гробницы Аксума (Эфиопия). Надземная часть выполнена из мелких камней, а под землей гранитные блоки. Причем технология их укладки более характерна для Центральной Америке, нежели этому региону.

КУДА ПОДЕВАЛОСЬ МАСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЕЙ ПИРАМИД?

Гробница Сети II. Саркофаг почему-то перевернут кверху дном и поставлен над небольшой ямой, даже не закрывая ее полностью. Всеми своими параметрами он буквально воочию демонстрирует реальные возможности египтян периода уже даже Нового Царства в обработке твердых пород камня. Хоть и старались для фараона, но выше головы прыгнуть не могли.

Серапеум (Саккара). Надписи на внешних сторонах «саркофага» резко контрастируют по качеству исполнения с самой гранитной коробкой. Гранит тщательнейшим образом отполирован, плоскости идеально выровнены, а надписи просто небрежно нацарапаны. И легко заметить кривые линии вместо прямых, равно как и отсутствие элементарной параллельности нацарапанных элементов рисунка как между собой, так и относительно краев гранитной коробки. Достаточно очевидно, что уровень мастерства тех, кто наносил надписи, абсолютно не соответствует уровню мастерства изготовителей самой гранитной «коробушки». А ведь именно по этим надписям и датируют Серапеум!

В далеких раскаленных песках Египта создано рукотворное чудо света, волнующие умы исследователей разных времен. Сколько уже высказано теорий и гипотез об их построении и назначении! Загадки и тайны египетских пирамид тревожат не только ученых, но и обычных людей. Как же такие гигантские строения возвели в древности? Невольно начинаешь думать о вмешательстве внеземных цивилизаций.

Кто построил египетские пирамиды

Советская оккультистка Е. П. Блаватская считает, что пирамиды построены не 2500 лет до нашей эры, а на 75 лет раньше. И в них должен был храниться генофонд человечества – атланты, которые и возвели пирамиды.

Нострадамус тоже высказывал своё мнение о том, что строили пирамиды выходцы Атлантиды, но делали они это не механическими воздействиями на блоки, а мысленно действовали на гравитацию.

Благодаря научным исследованиям мы знаем о пустотах под пирамидами, а также под Сфинксом. Учёными был запущен робот в шахты нижнего яруса, но он прошел не далеко – то и дело натыкался на известняковые двери.

Гигантские сооружения буквально пронизаны шахтами, каналами и пустотами по всей протяженности! И уже научно доказано – все шахты и каналы прокладывались по картам звездного неба. По осевой линии идет вертикальный канал – якобы для связи с предками или Вселенским разумом.

Так же есть большое количество помещений, никак не связанных с обрядом захоронения. При раскопках были найдены фонари слабого света – именно они использовались при росписи и обустройстве внутри пирамид.

Напрямую загадки египетских пирамид связаны с Имхотепом. Его деятельность наложила отпечаток на всю историю Египта – с 2630 года до н. э. Именно он – верховный жрец и главный советник фараона. Именно он создал проект первой пирамиды из каменных блоков. Его считали богом медицины, архитектуры и философии.

Кто построил их на самом деле? Этот вопрос волнует каждого человека, который хоть сколько-то интересуется тайнами египетских пирамид. Рабский труд, примитивные орудия и менее 40 лет строительства на каждую - и такой результат?! Ведь у них не было даже современных технологий…

И строились пирамиды из камней, добываемых в Асуанских каменоломнях, что находятся в Македонских горах – за десятки километров от Гизы. Египтяне указали, что перевозили камни по Нилу на лодках, а потом перекатывали до места стройки. Но лодки легкие – они бы легко тонули от тяжести хотя бы одного такого блока. И даже если камни бы перекатывали, появилась бы дорога и куски, откалывающиеся от блоков.

Финиковые пальмы с очень мягкой древесиной не удержали бы ни одного блока, да и самих пальм было не так много, чтобы поддерживать такое масштабное строительство.

Вес пирамиды – 6500 миллиардов тонн. На строительство ушло 2 300 000 каменных блоков. Мало того, что блоки надо было добыть и доставить до назначенного места, их надо было затащить на огромную высоту. По подсчетам ученых получилось, что 20 000 рабочих, ставящих по 10 монолитов, потратили бы 664 года для полного возведения гигантского строения. Но ведь не реально прожить фараону добрых шесть сотен лет!

На фресках пирамиды Хуфу изображены фигуры, очень похожие на самолеты, вертолёты, корабли и подводные лодки. Но откуда египтяне могли знать о таких технологиях? Как можно было высечь изображения до такой степени похожие на современную технику? Тут остается только развести руками. Пока что нам не дано знать ответ.