Заграничные паспорта и документы

Остров вознесения столица. Остров Вознесения: история открытия, расположение и территориальная принадлежность. История, начавшаяся с открытия

Координаты : 7°56′33″ ю. ш. 14°22′05″ з. д.  /  7.94250° ю. ш. 14.36806° з. д.  / -7.94250; -14.36806 (G) (Я) Акватория Атлантический океан Страна Острова Святой Елены, Вознесения и Тристан-да-Кунья Острова Святой Елены, Вознесения и Тристан-да-Кунья

Площадь 91 км² Наивысшая точка 859 м Население (2008 год) 710 чел. Плотность населения 7,802 чел./км²

Климат

Климат острова субэкваториальный , температура колеблется от 25 до 27 °С , самый холодный месяц - сентябрь, самый тёплый месяц - март. Дождливого сезона как такового на острове нет. Среднее годовое количество осадков - 130-150 мм в основной части острова, 750-800 мм в районе Зелёной Горы (600-800 м над уровнем моря).

История

В 1701-м году английский пират и путешественник Уильям Дампир , потерпевший кораблекрушение на тогда ещё необитаемом острове, открыл источник пресной воды. По построенной в 1830-хх системе туннелей и труб пресная вода шла в Джорджтаун. В конце XIX века всё для повышения производительности залили бетоном, и в таком виде водоснабжение острова прожило до шестидесятых, когда BBC построила электростанцию с опреснителем.

Остров оставался необитаемым вплоть до 1815 года, когда там разместился небольшой британский гарнизон. После смерти Наполеона в 1821 году остров стал базой, снабжающей провиантом суда, препятствующие работорговле на западноафриканском побережье. В 1836 здесь побывал натуралист Чарльз Дарвин . В 1898 на острове впервые появляются британские связисты: Eastern Telegraph Company (ныне Cable and Wireless) проводит через остров телеграфный кабель из Соединенного Королевства в Южную Африку.

С 1922 до 1964 островом управляла компания Eastern Telegraph, а с 1964 года в связи с размещением станции Би-Би-Си было принято решение назначить администратора. В 1982-м отсюда воевали с Аргентиной за Фолкленды . В 1990-х Европейское космическое агентство в связи с ракетной программой Ariane 5 построило тут наземную станцию. В настоящее время население острова состоит из британских и американских военных и связистов, их семей и обслуживающего персонала.

Вооружённые силы

Население

На острове нет как такового местного населения. Жители острова - это преимущественно служащие и военные с семьями. Население по переписи 2008 года составляло 1060 человек, преимущественно жители острова Святой Елены (710 человек ), а также 150 военных с семьями США и 200 из Великобритании .

Населённые пункты

На острове расположены пять населённых пунктов:

Населённый пункт Оригинальное название Население,
чел. (2008)
Комментарий
Джорджтаун Georgetown 560 Порт и административный центр
Ту-Ботс-Вилледж Two Boats Village 120 Расположен в 3-х милях от побережья
Тревеллерс-Хилл Travellers Hill 200 Здесь располагается британский гарнизон
Кэт-Хилл Cat Hill 150 Здесь находится военная база США
Рэд-Лайн Red Line 30 Резиденция администратора
Всего: 1060

А также несколько коттеджей в Зелёных горах (англ. Green Mountains ).

Религия

Туризм

Сообщение

На остров Вознесения можно добраться двумя способами:

Напишите отзыв о статье "Остров Вознесения"

Примечания

Ссылки

  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (рус.)

Остров Вознесения ( Ascension Island )

Это вулканический остров, расположенный в Атлантическом океане в 1600 км к западу от африканского побережья.

Входит в состав британской заморской территории Остров Святой Елены, от которого расположен в 1287 километрах к северо-западу. Главный город и порт - Джорджтаун ( Georgetown ).

Остров открыл португалец Жуан ди Нова в 1501 году, но никаких описаний острова он не сделал. В 1503 году в день Вознесения остров был открыт повторно мореплавателем Альфонсо д"Альбукерке, который и дал острову название, которое он носит до сих пор. Будучи сухим и бесплодным, он мало интересовал моряков Ост-Индского флота. Остров оставался необитаемым вплоть до 1815 года, когда там разместился небольшой британский гарнизон. После смерти Наполеона в 1821 году остров стал базой, снабжающей провиантом суда, препятствующие работорговле на западноафриканском побережье. С 1922 до 1964 островом управляла компания Eastern Telegraph, а с 1964 года в связи с размещением станции Би-Би-Си было принято решение назначить администратора.

На острове нет как такового местного населения. Жители острова - это преимущественно служащие и военные с семьями. Население на 2005 год составляло 1100 человек, преимущественно жители острова Святой Елены, а также 150 жителей США и 200 человек из Соединённого Королевства.

Как добраться

На остров Вознесения можно добраться двумя способами:

Самолётом ВВС Великобритании или авиакомпании Эйр Атланта ( Air Atlanta ) до военного аэродрома РАФ Брайз-Нортон неподалёку от Оксфорда, Великобритания.

На Королевском почтовом корабле "Святая Елена" ( Royal Mail Ship " Saint Helena "), который плавает между Кейптауном(ЮАР) и островом Святой Елены с заходом в бухты острова Вознесения и иногда островов Тристан-да-Кунья. Корабль отправляется раз в месяц и берёт на борт 130 пассажиров.

Правообладатель иллюстрации Alamy Image caption Остров Вознесения находится в южной части Атлантики, между Бразилией и Африкой

Остров Вознесения – это маленькая зеленая точка в южной части Атлантического океана, вулканический форпост империи, где одновременно и холодно, и жарко, пишет Мэттью Тейлор.

Этот кусочек британской территории, затерявшийся в тропических водах Атлантики где-то между Бразилией и Африкой, не перестает удивлять своими странностями.

Официально здесь нет населения. Британские власти не предоставляют 800 местным жителям права на постоянное жительство на острове, несмотря на то, что некоторые живут здесь десятилетиями. В результате все они имеют статус временного гостя.

Чтобы приехать сюда, необходимо письменное разрешение представителя королевы на острове, чья должность называется весьма прозаично – администратор.

Аэропорт, взлетная полоса которого когда-то была самой длинной в мире, спроектирован так, что он может принять американский космический челнок "Шаттл".

Управляют аэропортом военные ВВС США. Отсюда специалисты НАСА наблюдали за приземлением на Луне космического корабля "Аполлон".

Отсюда же наблюдает за запуском ракет в космос Европейское космическое агентство.

Верхушки холмов здесь застроены спутниковыми антеннами различных модификаций. Но никто здесь не горит желанием рассказать о том, кто и что с их помощью прослушивает.

Природа и расположение острова Вознесения создают идеальные условия для такой, не совсем обычной, деятельности.

Верхушка вулкана

Однажды в жаркий полдень я проезжал мимо аэродрома Wideawake ("Бодрствующий"), который, согласно легенде, был назван так потому, что здесь в ночное время дозаправлялись самолеты британских ВВС, курсировавшие между Великобританией и Фолклендами.

Спустившись к берегу, я столкнулся нос к клюву с действительной причиной такого названия – сотнями тысяч закопченных крачек. Эти морские птицы известны также как wideawakes за их неутихающий круглосуточный гомон.

С геологической точки зрения остров Вознесения очень молод. Это верхушка подводного вулкана, поднявшегося над поверхностью океана лишь около миллиона лет назад. Последнее извержение этого вулкана, вероятно, произошло совсем недавно – в XVI веке.

Неумолимые волны Атлантики лишь только начали подмывать искривленные, черные как уголь затвердевшие потоки лавы, опоясывающие остров по его береговой линии. Они выглядят так, как будто остыли лишь вчера.

Image caption С геологической точки зрения остров Вознесения очень молод

Размером он примерно с остров Гернси, основная его территория – выжженная пустыня. Остров был необитаем до тех пор, пока на нем в 1815 году не высадились британцы.

Самыми крупными живыми существами, обитавшими на острове, были крабы. Суда здесь не задерживались.

Тем не менее, моряки, причалившие здесь в 1726 году, обнаружили на острове палатку и дневник.

Эти вещи принадлежали голландскому моряку Леендерту Хазенбошу, оставленному на острове в наказание за его гомосексуальность.

Дневник повествует об отчаянных поисках Хазенбошем воды и пищи. В итоге ему пришлось пить сначала кровь черепах и морских птиц, и, в конце концов, собственную мочу.

О смерти моряка ничего не известно: его скелет найден не был.

Гарнизон

Почти 80 лет спустя на острове Вознесения появился британский гарнизон.

Его расквартировали здесь для того, чтобы французы не пытались спасти Наполеона, сосланного на ближайший к острову Вознесения кусок суши - остров Св. Елены, находящийся в 700 милях к юго-востоку.

Британцы тоже не могли найти на острове пресную воду.

"У берега ничего не растет, - писал Чарльз Дарвин, посетивший остров Вознесения. – Остров полностью лишен деревьев".

Дарвин обсуждал со своим другом Джозефом Хукером возможности сделать этот остров более приемлемым для жизни человека.

Джозеф Хукер, впоследствии ставший директором королевского ботанического сада в Лондоне и посетивший остров в 1843 году, разработал план.

Он решил засадить деревьями верхушку 859-метровой Зеленой горы, самой верхней точки острова. Листва должна была удерживать влагу, приносимую постоянно дующим юго-восточным ветром. Эта влага собиралась бы внизу, и ее должно было быть достаточно для снабжения гарнизона водой.

Хукер также решил создать пастбища для домашнего скота и участки, пригодные для выращивания овощей.

"Как вы видите по окружающей нас растительности, этот план оказался на удивление успешным", - говорит биолог Сэм Вебер, с которым мы стоим в лесу из фикусовых деревьев, бамбука, имбиря и гуавы, покрывающих сейчас Зеленую гору.

Разрушительные последствия

Мы находимся всего в нескольких минутах езды от жаркой равнины, покрытой застывшей лавой, но здесь, наверху, прохладно и ветрено.

"Прав он был или нет – это другой вопрос. По нынешним стандартам многие ученые назвали бы его проект полной катастрофой. Внешне все это выглядит как тропический рай: здесь влажно, множество растительности. Но если копнуть поглубже, здесь мало что происходит. Здесь нет и следа сложной экосистемы, характерной для настоящего тропического туманного леса. И все виды растительности, которые здесь раньше существовали, вымирают", - говорит он.

Image caption Сейчас это абсолютно неуправляемая хаотичная масса инвазивных видов, говорит биолог Сэм Вебер

Среди этих видов, произраставших здесь до появления на острове Homo sapiens – несколько видов травы, в том числе крошечный папоротник высотой в мизинец.

Долгое время это растение считалось вымершим, но в 2009 году его вновь обнаружили на склоне Зеленой горы. После тщательного разведения в лондонском ботаническом саду, оно вновь было здесь посажено.

Хукер, надо признать, понимал, что его посадки вытеснят эндемичные папоротники. Возможно, он не осознавал, насколько разрушительными будут для экологии острова последствия этого процесса.

"Я не думаю, что мы когда-либо сможем назвать Зеленую гору в полной мере функционирующей экосистемой. По крайней мере – не в ближайшее время. На это уйдут тысячи лет", - говорит Вебер.

"Сейчас это абсолютно неуправляемая хаотичная масса инвазивных видов. Одни начинают доминировать, другие умирают. Ими зарастают тропы, и это делает гору менее привлекательной для прогулок", - говорит ученый.

Мексиканский шип

Би-би-си внесла свою лепту в разрушение естественной экологии острова.

Ее инженеры прибыли в середине 60-х, чтобы установить здесь передатчики для трансляций программ Всемирной службы Би-би-си на Африку и Южную Америку.

Они построили новый поселок в нескольких километрах от сонной столицы, Джорджтауна, и рассадили здесь мескитовый кустарник, известный как мексиканский шип, чтобы укрепить иссушенную землю.

Сейчас сухие и колючие низкорослые мескиты разрослись на обширных территориях острова Вознесения.

"По самым скромным оценкам, сейчас здесь 398 тысяч таких кустов", - говорит Вебер.

"Очень трудно физически контролировать его рост, корни кустарника уходят на 20-30 метров под землю. Поэтому мы прибегаем к биологическим методам контроля, используя вредителей, которые являются специфическими для этого растения в его естественном ареале", - говорит ученый.

Все это, так же как и работа Вебера по сохранению фикусовых деревьев, ставших импровизированной средой обитания папоротников, делает природу острова Вознесения еще более необычной.

Ситуация зашла слишком далеко для того, чтобы попытаться восстановить разрушенную экосистему острова.

План Вебера состоит в том, чтобы использовать инвазивные виды в рамках более широкой стратегии, направленной на то, чтобы в течение следующих ста или двухсот лет хотя бы частично восстановить остров от разрушения, инициированного Дарвином и Хукером.

Черепахи

Этот долгосрочный проект распространяется и на морскую экосистему. Большую часть последних 500 лет, в течение которых человек посещал этот остров, черепахи служили ему обедом.

Правообладатель иллюстрации Alamy Image caption Лишь в 1970-х годах популяция черепах на острове начала расти

Моряки обычно ловили этих животных, весивших до 250 кг, поднимали на корабль и переворачивали на спину. Так они лежали, оставаясь живыми иногда неделями, прежде чем из них варили суп.

Отлов черепах прекратился в 1930-е годы. Но черепашьему потомству потребовались десятилетия, чтобы достичь зрелости и вернуться на остров, чтобы отложить здесь яйца.

Поголовье черепах на острове Вознесения начало расти только в 1970-х годах.

"С тех пор мы наблюдаем невероятное восстановление численности черепах, - говорит директор департамента охраны природы острова Вознесения Никола Вебер. - Мы наблюдаем позитивный эффект прекращения их отлова".

В этом контексте песок, которым осыпала меня одна из местных черепах, небрежно двинув ластами, я воспринял как большую честь.

Пункт третий. ОСТРОВ ВОЗНЕСЕНИЯ

Рейс с острова Святой Елены на остров Вознесения и обратно называют "шатлом", и он отличается от кейптаунского рейса более размеренной обстановкой на борту. Жизнь уже не бурлит, а лениво замирает. Снова игры и ничегонеделание на палубе. И так два с половиной дня. Это очень здорово. Как-то там они работают без меня? Вроде ничего, приспособились.



Мы покинули остров Святой Елены 12 октября, а ранним утром 15 октября по курсу показался остров Вознесения.





Здесь, как и на острове Святой Елены, нет причала для такого судна, поэтому "Святая Елена" останавливается на рейде напротив столицы острова - Джорджтауна. Контейнеры доставляются на берег на платформе по одному, а за пассажирами приходит небольшое судно. Но сначала все высаживающиеся на берег проверяются прибывшим на борт врачом на предмет кори. Врач спрашивает, не болеете ли вы корью, а его ассистент при этом измеряет температуру.




Высадка с этого небольшого судна на берег весьма затруднена даже при небольшом волнении: судно то и дело отскакивает от причала на пару метров. Детей переносят на руках, а взрослые при помощи команды, поймав момент, прыгают на берег сами. Недаром пассажиров перед высадкой со "Святой Елены" предупреждают, что обе руки у них должны быть свободны.



Первое впечатление, которое оставляет остров Вознесения, довольно суровое. Но, в отличие от острова Святой Елены, здесь широкие песчаные пляжи.



На острове одна большая по местным меркам гостиница Obsidian Hotel на 17 номеров.




Остров Вознесения был открыт примерно в то же время, что и остров Святой Елены, в 1501 году (двумя годами позже остров получил свое нынешнее название), но в отличие от последнего еще в течение трехсот лет оставался необитаемым. Интересно, что будучи необитаемым, остров служил чем-то вроде почтового сортировочного узла: проходящие мимо корабли оставляли в определенном месте острова письма, которые забирали другие корабли, идущие в нужных направлениях. Восточная оконечность острова, где это происходило, и сейчас носит имя Letterbox ("почтовый ящик"). Но вот следов самого ящика обнаружить не удалось. Остается неизвестным, куда же именно складывали письма для ожидания нужного корабля. Предполагается, что письма запечатывали в бутылки, и просто оставляли их на берегу.

Иногда корабли заходили сюда для пополнения запасов продовольствия и ремонта.

В 1815 году с прибытием Наполеона в ссылку на остров Святой Елены на острове Вознесения был размещен военный гарнизон для предотвращения нападения на остров Святой Елены французских кораблей и бегства Наполеона в Европу. Изначально не планировалось, что военные надолго останутся на острове, практически лишенном источников пресной воды. Но это место оказалось настолько удобным со стратегической точки зрения, что после смерти Наполеона военные не ушли: на острове обосновалась база британских военно-морских сил, которая оставалась здесь до 1922 года.

В 1899 году на остров Вознесения провели первый подводный телеграфный кабель, и вскоре остров стал важной коммуникационной точкой между разными частями света. С 1922 года остров Вознесения стал зависимой территорией острова Святой Елены (который, в свою очередь, является зависимой территорией Великобритании). При этом фактически остров был передан в управление Восточной телеграфной компании (ныне известной под именем Cable and Wireless).

Сейчас на острове Вознесения в основном проживают военные специалисты, о чем я расскажу позже.

Джорджтаун - необычный город. Здесь, как и на всем острове, нет постоянных жителей. Люди приезжают сюда работать по контракту, обычно на два года, а затем покидают остров, и многие больше сюда не возвращаются. Никто не имеет право приобрести здесь недвижимость (исключение сделано для церкви), и никто не имеет право остаться на острове после истечения контракта. Поэтому буквально на всем здесь лежит тень "временного проживания". В этом - разительный контраст с уютным обжитым островом Святой Елены.



В 1860 году для защиты острова был возведен форт Хайес. Сейчас он является частью музея, здание которого расположено рядом.



Там же, в здании музея, разместилась и местная картинная галерея.



Севернее находятся остатки еще одного форта под названием Тронтон. Этот форт был построен военными первого гарнизона, обосновавшегося здесь в 1815 году, и является самой старой из сохранившихся здесь построек.



Построенная в 1847 году церковь Святой Мери, единственная церковь в Джорджтауне, открыта круглосуточно. Правда, чтобы внутрь не зашел один из бродящих по городу ослов или баранов, двери церкви закрыты на защелку, которая легко открывается снаружи.





Первый официальный почтовый офис был открыт на острове Вознесения в 1867 году. Позднее, в 1924 году, на острове были впервые выпущены собственные почтовые марки, сразу ставшие филателистической редкостью. В настоящее время на острове ежегодно издается пять наборов почтовых марок, часть которых гасится специальным штампом в день выпуска и продается вместе с конвертами, выпускаемыми вместе с каждым набором. Марки и конверты чаще всего посвящены природе острова Вознесения, но иногда они бывают и на другие темы. То же можно сказать про остров Святой Елены, марки и конверты которой тоже высоко ценятся коллекционерами со всего мира, причем на острове Святой Елены тематика марок и конвертов разнообразнее - от королевских династий Великобритании до полетов человека в космос (хотя последняя тема вряд ли имеет отношение к этому острову).



Почтовый офис на острове Вознесения обслуживается всего тремя служащими, приезжающими работать с острова Святой Елены по двухгодичным контрактам.





Хотя на острове Вознесения нет постоянных жителей и все дома являются временным жильем, некоторые из них смотрятся весьма уютно. Большинство временных служащих приезжает сюда с острова Святой Елены. Работа по контрактам на острове Вознесения дает им возможность заработать неплохие деньги, особенно если учесть высокий уровень безработицы на родине. Остров Вознесения для них - просто место, где можно заработать себе на жизнь, и больше сюда не вернуться.




Учитывая, что большинство служащих приезжают сюда с острова Святой Елены, в 1990-е годы планировалось открыть морскую пассажирскую линию остров Святой Елены - остров Вознесения, обслуживаемую одним пассажирским судном с еженедельным отправлением. Однако этого не произошло, и острова связывают только рейсы теплохода "Святая Елена", выполняемые примерно раз в месяц.




Остров Вознесения - место, где с января по апрель откладывают яйца морские зеленые черепахи, приплывающие для этого из Бразилии. Ученые пока не могут дать однозначного ответа на вопрос, как черепахи находят в Атлантическом океане маленький остров. Но факт остается фактом: тысячи черепах ежегодно добираются сложными морскими трассами до острова Вознесения, чтобы отложить яйца и уплыть обратно в Бразилию. А через два месяца маленькие черепашки, вылупившиеся из яиц, смело ползут в воду и, повинуясь неведомым инстинктам, тоже уплывают в Бразилию. Как на суше, так и в воде их подстерегают птицы, которые не прочь полакомиться молодым черепашьим мясом. Поэтому до места назначения добирается только одна недавно родившаяся черепашка из тысячи.

С того момента, как в XIX веке на острове появился первый военный гарнизон, люди использовали черепашье мясо в пищу. А со временем на острове была налажена торговля черепахами, поскольку для проходящих судов требовалось пополнение продовольствия. Черепахи доставлялись отсюда даже в Лондон (живыми), где из них делали супы. Такие супы могли позволить себе только очень обеспеченные люди.

В Джорджтауне были устроены бассейны, куда доставлялись пойманные черепахи. Поймать черепаху означало перевернуть ее на спину, чтобы она стала беспомощной, и погрузить в лодку. Из бассейнов черепахи в необходимом количестве доставлялись на корабли. В последний раз черепахи служили пищей для военных на острове в годы Второй мировой войны. Американцы с удовольствием употребляли в пищу бутерброды с черепашьим мясом.

Ловля черепах давно запрещена, но бассейны в полуразрушенном виде сохранились.



В 1964 году в центре острова был построен поселок Ту Боатс, где поселились сотрудники компании BBC, обслуживающие аппаратуру, обеспечивающую вещание на Африку и Южную Америку. В отличие от Джорджтауна, этот поселок похож на уютную деревню в тропиках. Здесь находится единственная на острове школа, есть плавательный бассейн и даже бар.






Поселок Ту Боатс расположен у подножья Зеленой горы - самой высокой горы на острове и единственной, густо покрытой тропической зеленью. По горе проложены несколько пешеходных дорожек, с которых можно наблюдать множество птиц, обитающих в этих местах. Зеленая гора является заповедной зоной.

При этом именно Зеленая гора является тем самым вулканом, благодаря которому образовался остров. Последнее извержение этого вулкана произошло около пятисот лет назад, поэтому он до сих пор считается действующим.




Чтобы люди могли укрываться от жары, в некоторых местах острова вкопаны лодки. Отсюда пошло название поселка в центре острова - Two Boats, то есть Две лодки.

Есть на острове место и под названием One boat - Одна лодка. Это не поселок, а просто лодка на дорожном перекрестке, в тени которой собраны спортивные награды, полученные в разные годы командами и спортсменами острова Вознесения. Эти ценности лежат абсолютно без присмотра: никто на острове не покушается на чужую собственность. Знак автобусной остановки поставлен здесь ради шутки: ни общественного транспорта, ни такси на острове нет.



Как я упоминал, с 1922 года остров Вознесения находился под управление Восточной телеграфной компании. А во время Второй мировой войны на остров пришили американцы, которые по соглашению с правительством Великобритании в рекордно короткие сроки (сто дней) построили здесь аэродром.

Одно из мест, где в 1942 году дислоцировались прибывшие на остров американские военные, обозначено памятным знаком.



Не обошлось и без неожиданной сложности: на выбранной для аэродрома площадке тысячами высиживали яйца черные крачки. Они сильно мешали строительству. Орнитологи предложили простое решение - уничтожить все яйца, и тогда птицы, возможно, станут искать себе другое место. Так и получилось: военные оперативно уничтожили 40 тысяч яиц, аэродром был достроен без задержки, а крачки улетели с этого места навсегда.

В период с 1943 по 1945 год американские военные самолеты произвели здесь 25 тысяч посадок на пути в районы боевых действий, доставляя войска в Европу, северную Африку и на Ближний Восток. В то время немногие самолеты могли без посадки пересечь Атлантический океан, поэтому они садились на острове на дозаправку. У американских летчиков существовала поговорка: "Если я не найду остров Вознесения, моя жена будет получать пенсию".

В 1956 году Великобритания и США подписали новое соглашение, согласно которому американские войска станут использовать остров Вознесения в качестве тренировочного полигона. В 1957 году, с возвращением американцев на остров, была открыта новая военная база, построен тренировочный лагерь, а аэродром стал использоваться совместно американскими и британскими ВВС. В 1960-е годы на острове Вознесения проходили подготовку специалисты в рамках программы полета человека на Луну, и программы "Спейс Шаттл". Для посадки шаттла была удлиннена полоса аэродрома, однако он так ни разу и не прилетел на остров.

Лагерь, база и аэродром функционируют и в наши дни. В 1982 году во время британо-аргентинской войны за Фолклендские острова здесь делали посадку самолеты ВВС Великобритании, доставляющие все необходимое в район военных действий.











Несмотря на обилие тропической растительности на Зеленой горе в центре острова, пейзажи здесь большей частью пустынные. Это связано с вулканическим происхождением острова. Местами остров Вознесения напоминает Марс или Луну (недаром остров был выбран для "лунной программы"), и посреди всего этого свободно бродят ослы и овцы.





Овцы и ослы были завезены на остров Вознесения человеком. Первыми привезли коз и овец: это произошло еще в XVI веке, после открытия острова. Козы и овцы размножились, и на многие десятилетия стали источником пополнения продовольствия для проходящих кораблей. А ослы появились на острове в 1815 году, вместе с первым гарнизоном, который проводил здесь много строительных работ, и без помощи сильных выносливых животных было не обойтись.

Коз на острове уже не осталось, а ослы и овцы свободно ходят там, где им заблагорассудится, и иногда заходят в дома. За десятилетия они поели большую часть островной зелени, почти полностью уничтожив один из редких видов растений. Периодически их отстреливают для регулирования популяции.




Большим бедствием для местной фауны стали крысы, которые попали на остров с одного из кораблей, затонувшего в этих водах в XVIII веке. Судно дало течь, и зашло на остров для ремонта. Ремонт сделать не успели: корабль утонул, и крысы попали на берег. До этого на острове не было хищников, и птицы в огромном количестве гнездились и откладывали яйца прямо на камнях. До прибытия первого военного гарнизона крысы успели уничтожить большую часть прилетающих на остров птиц, включая несколько видов, которых никогда не знала наука, полностью.

Для борьбы с крысами на остров привезли кошек. Вот тут-то настал конец и оставшимся птицам, так как кошки заинтересовались не крысами, а птицами, как более легкой добычей. Расплодившись на острове, они уничтожили почти всех птиц, которые могли теперь гнездиться только на соседнем скалистом островке, недосягаемом для котов и крыс. В конце концов котов то ли перестреляли, то ли куда-то вывезли с острова, но сейчас птицы стали возвращаться на остров Вознесения, и предполагается, что скоро их популяция воссановится.

На острове живут и завезенные человеком кролики, являющиеся частыми жертвами дорожно-транспортных происшествий.




А эта странная скульптура называется Ящерица. Согласно давней традиции, каждый, кто перед тем, как покинуть остров, плеснет на него краску, больше сюда не вернется. Многочисленные слои краски на "ящерице" показывают отношение многих людей к своему временному дому - острову Вознесения.



До 2004 года остров Вознесения был закрыт для свободного посещения. Сейчас посещение острова стало возможным при наличии письменного разрешения от местной администрации, которое необходимо получить заранее.

Добраться до острова Вознесения несколько проще, чем до острова Святой Елены, но тоже нелегко. Теплоход "Святая Елена" заходит сюда всего раз в месяц, и находится в пути до Кейптауна десять дней (с трехневной остановкой на острове Святой Елены). Гражданского аэропорта на острове Вознесения нет. Есть только аэродром ВВС Великобритании, через который один-два раза в неделю выполняется рейс с военно-воздушной базы Брайз Нортон под Оксфордом на Фолклендские острова и обратно. Самолет ВВС Великобритании делает на острове Вознесения посадку для дозаправки. С недавнего времени двадцать мест на каждом рейсе стали выделять для продажи гражданским лицам, и, таким образом, появилась возможность быстро добраться с острова Вознесения до "большой земли". Правда, министерство обороны Великобритании, выполяющее этот рейс, не гарантирует гражданским лицам места в самолете до последнего момента даже при наличии билетов, так как приоритет отдается военнослужащим и военным грузам. Не гарантируется и то, что полет будет выполнен в соответствии с заявленным расписаниям: рейс может быть перенесен на несколько дней вперед или назад.




Рейс по маршруту Фолклендские острова - остров Вознесения - база Брайз Нортон 16 октября был выполнен без задержек. Раньше эти рейсы выполняли исторические самолеты типа "Тристар", а несколько лет назад их заменили Боинги-747. Сейчас из-за ремонта взлетно-посадочной полосы на Фолклендских островах на линии временно используются меньшие по размерам, арендованные у гражданских авиакомпаний Боинги-767. Оба еженедельных рейса по той же причине теперь выполняются в один день, с интервалом в шесть часов. Не успел - оставайся на острове на неделю.

Наш самолет, арендованный у компании Air Seychelles, прибыл на аэродром острова Вознесения точно по расписанию. Транзитные пассажиры, в основном военные, возвращающиеся с Фолклендских островов, на время дозаправки самолета расположились в "зале ожидания" под открытым небом.




Все объявления делал местный военный - громким командным голосом. В гражданских аэропортах обычно слышишь: "Леди и джентельмены, а сейчас будьте так добры, ...". Здесь все иначе. "Внимание! Сейчас проходят в самолет те, у кого места с двадцатого по тридцатый ряд!" По-военному грубовато, но четко и понятно.




В самолете было необычно слышать не привычное "От имени авиакомпании... приветствую вас на борту...", а "От имени министерства обороны Великобритании приветствую вас...". В остальном полет не отличался от обычного.

Через восемь с половиной часов мы приземлились на военной базе Брайз Нортон, где можно увидеть исторические самолеты Tristar и VC-10, которые до сих пор находятся на службе ВВС Великобритании. Из Брайз Нортон меня любезно довезли до аэропорта Хитроу вместе с несколькими военными, не взяв за это ни пенса. Наутро я улетел оттуда в Нижний Новгород - времени заехать домой в Санкт-Петербург у меня не было. Работа не ждет, и она не менее интересна, чем путешествия.

Впрочем, на этом славное путешествие можно считать оконченным.