Заграничные паспорта и документы

Летний дворец петра 1 где находится. Дворец Петра I в Летнем саду открылся после реставрации. Что посмотреть в Летнем дворце

Санкт-Петербург похож на резную шкатулку из бирюзы и самоцветов. Резные-расписные её стенки – барельефы с сотней-другой старых сказок и полузабытых историй. Крышка – купола церквей и высокие шпили, увенчанные флюгерами и крестами. Днище – фундаменты старых зданий, которые ещё помнят дыхание своих создателей, высокие своды и мощные балки, которые продолжают торжественно удерживать вес в несколько столетий. И стоит распахнуть шкатулку, а внутри окажется эклектика стилей и поразительные сочетания – изящества, силы и власти, которые расцветают новыми красками с наступлением каждого века.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 декабря:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFTA2000Guru - промокод на 2 000 руб. для туров в Таиланд от 100 000 руб.
  • AF2000KGuruturizma - промокод на 2 000 руб. для туров на Кубу от 100 000 руб.

В мобильном приложении Travelata действует промокод - AF600GuruMOB. Он даёт скидку 600 рублей на все туры от 50 000 рублей. Скачать приложение для и

На сайте onlinetours.ru вы можете купить ЛЮБОЙ тур со скидкой до 3%!

Летний дворец Петра Великого сложно назвать красивейшим дворцовым комплексом Северной столицы – это здание выглядит несколько скромно или даже бледно на фоне прочих гигантов – настоящей поэзии в камне, однако, именно этот дворец является частью Русского музея, представляя собой резиденцию, где большую часть своего времени, не занятого разъездами или же военными походами, проводил великий монарх. А значит, именно сюда стоит заглянуть, если возникает желание понять, чем именно и как жил этот человек.

Летний дворец изначально возводился именно как императорская резиденция, появившись на карте Санкт-Петербурга едва ли не с самим основанием города. Главные заботы по его внешнему виду и оформлению легли на плечи именитого мастера своего дела – Доменико Трезини, по чьему проекту и был впоследствии возведён небольшой двухэтажный особняк в ритме барокко. Стоит отметить, что, несмотря на то что формально архитектором является всё же Трезини, первый план будущего особняка разрабатывался лично монархом, а лишь затем эти чертежи корректировались и несколько перерабатывались в творческой манере. Расположение резиденции также выбирал лично Петр Великий – между Фонтанкой и Невой.

Некоторые находят оформление Летнего дворца несколько скудным – его стены украшают всего двадцать восемь барельефов, которые, как и следовало ожидать, оказались очередной вариацией на тему увековечения победы над шведами в блистательной для России Северной войне, а планировка комнат одинакова для обоих этажей, но эта простота здания с лихвой окупается сложностью лаконичности устройства Летнего сада, который задумывался как подражание Версальскому. Примечательно, что подражание вышло более чем полным – и сегодня Летний сад продолжает считаться одним из наиболее утончённых образцов ландшафтного искусства.

Экспозиция

Летняя резиденция монарха является довольно интересным местом для посещения не только с позиций углубления в жизнь самого императора, но и с точки зрения наблюдений за теми новшествами, которые этот энергичный человек решил перенять у своих более уверенных в технических вопросах соседей. Так, необычный по своей форме флюгер, который представляет собой фигуру Георгия Победоносца, привычным жестом поражающего змия, является работой одного механика, с которым Петр Великий познакомился в Дрездене.

Необычность этого механизма заключалась в том, что главная его составляющая располагается как раз таки под крышей особняка и представляет собой сложную для того времени панель, по которой можно было отследить не только направление, но и силу ветра. Ещё одной своеобразной детальною Летнего дворца является наличие канализации, которая была первым образцом сооружений этой направленности во всём городе.

Сегодня посещение Летнего дворца включает в себя не только возможность лично взглянуть на кабинет монарха, его гардеробную, личные комнаты и мастерские, но и также посетить ещё одно довольно примечательно здание, которое называют Людскими покоями. В чём же ценность этих помещений? Именно здесь когда-то находилась так варварски украденная Янтарная комната, а также ряд коллекций, которые пополнялись по личным инициативам Петра Великого. Так, именно здесь хранилась та самая коллекция Рюйша, голландского анатома, который вызывал у русского монарха неподдельный интерес и восхищение результатами своей работы. Сегодня с этой коллекцией можно ознакомиться в ходе визита в Кунтскамеру, так как она стала одной из первых составляющих будущего Музея странностей.

Самые интересные достопримечательности Санкт-Петербурга в нашей статье.

Время работы и стоимость билетов

Посещение дворцового комплекса обычно начинается в десять часов утра и завершается 18:00. Кассы же закрываются часом ранее. Довольно нетипичен выбор выходного дня – это вторник. Существуют различия в стоимости билетов для граждан собственно России и некоторых стран СНГ, для иностранных граждан. Первые в общем случае потратят на билеты не больше ста рублей, разумеется, если они не входят в льготные категории, вторые же должны будут заплатить до трёхсот рублей за входной билет.

Летний дворец Петра I в Санкт-Петербурге расположен в Летнем саду, который был заложен в первые годы основания города. Летний сад с Летним дворцом Петра I находятся в настоящее время в ведении Государственного Русского музея.

С началом строительства на левом берегу Невы Адмиралтейства началось также строительство жилых зданий. Участок берега Невы между Безымянным ериком (Фонтанкой) и речкой Мьей (Мойкой) Петр I выбрал для своей летней резиденции.
Сначала Петр I жил в деревянном домике, построенном в 1903 году и совсем непохожем на царскую резиденцию. Именно эту постройку видел в 1710-1711 годах автор "Описания Санкт-Петербурга и Кроншлота": "Вплоть у речки, - пишет он, - царская резиденция, то есть небольшой домик в саду голландского фасада, пестро раскрашенный с золочеными оконными рамами и свинцовыми орнаментами".
Этот домик Петр и назвал своим "летним дворцом", а потом это название по наследству перешло к новому зданию, выстроенному в камне, в котором царская семья действительно жила в летнее время.

После того, как Мойку соединили с Невой Лебяжьим каналом, образовался небольшой остров. В северной его части в 1710-1714 годах был сооружен Летний дворец, который был одним из первых каменных дворцов в Санкт-Петербурге. Автор проекта - архитектор Д. Трезини. Внутренние интерьеры созданы под руководством немецкого скульптора и архитектора Андреас Шлютер. В оформлении комнат участвовали русские художники А.Захаров, И.Заварзин и Ф.Матвеев.

По преданию, царь поручил построить дом так, чтоб здание символизировало новую политику России. Тогда Д. Трезини расположил здание резденции так, что шесть из его двенадцати окон смотрели на восток, а другие шесть - строго на запад. "Так и наша Россия одинаково обращена и к Западу, и к Востоку", - пояснил архитектор, и царь одобрил такое выражение своих идей.

Двухэтажное кирпичное здание Летнего дворца в стиле барокко с четырехскатной железной крышей увенчано медным флюгером в виде Георгия Победоносца, поражающего копьем змия. По углам крыши - водостоки в виде крылатых драконов, сделанные из прорезного железа.
Вход дворца обрамлен порталом из черного мрамора, над которым - барельеф, изображающий Минерву с военными трофеями. Основным украшением фасадов дворца Петра I являются 28 барельефов, исполненных в редкой технике ручной намазки, расположенные в рамках между окнами первого и второго этажей. Тема изображений - прославление морской силы России. Возможно, эскизы этих композиций были предложены немецким скульптором и архитектором А.Шлютером, который воспользовался гравюрами европейских мастеров с изображением морских существ.

Тема триумфа в декоре фасада дворца позволяет считать его первым памятником победам России в Северной войне. Сцены, представленные на барельефах - мифологические, но заключенный в них смысл оторван от контекста мифов и становится понятным лишь в связи с основными событиями в жизни России и самого Петра I - борьбой со Швецией за выход к морю. Сюжеты барельефов, несомненно, выбраны государем, и не случайно некоторые из них совпадают с сюжетами корабельной резьбы ("Триумф Нептуна и Амфитриты", "Персей, побеждающий Медузу", "Амуры на дельфинах", "Амуры на гиппокампах"). Толкование этих аллегорий можно найти в печатных описаниях триумфальных врат, воздвигавшихся по случаю побед над шведами, где Нептун и Амфитрита являются олицетворением морской славы России и символом ее роста, в образах античных божеств и героев (Марса, Геракла, Персея) представляется сам Петр, а противник царя - Свейская держава, именуется "гидрою, химерою, змеею прехитрой".

Дворец невелик (что соразмерно вкусам Петра I): 26,5 х 15,5 м; высота двух этажей - 8,1 м; высота до конька крыши - 13,3 м; высота комнат - 3,3 м. Планировка обоих этажей одинаковая. В первом этаже находились покои царя, во втором - его жены Екатерины и детей.

Дворец предназначался только для проживания в теплое время года (с мая по октябрь), поэтому в нем тонкие стены и одинарные рамы. Во дворце всего 14 комнат, две поварни, два внутренних коридора. Расположение комнат - анфиладное, а служебные помещения сообщаются с внутренним коридором, что избавляло прислугу от необходимости появляться в парадных комнатах. В служебный коридор выходят: а) Гардеробная (сохранились подлинные сосновые шкафы для хранения одежды - специальными коваными крюками они прикреплены к стенам); б) Денщицкая (1-й этаж); Фрейлинская (2-ой этаж); в) поварни, туалеты, топочные отверстия печей; г) служебная винтовая лестница, скрытая за дубовой резной конструкцией, напоминающей шкаф (изготовлена в соответствии с указанием Петра от 2 мая 1714 года). Наружная дверь из коридора выходила на фасадную невскую галерею.


Расположение дворца на полуострове было использовано для устройства в нем проточно-промывной канализации. Идея архитектора Ж.Б. Леблона, по тому времени - последнее слово техники, очень увлекла Петра. Под фундаментом здания был проложен канализационный тоннель, соединивший Неву с гаванцем, по которому циркулировала вода. Посредством деревянных коробов с тоннелем были связаны 6 туалетов дворца (проточно-промывная канализация действовала только до 1777 года, так как после наводнения гаванец был засыпан).

По проекту Ж.Б. Леблона была оборудована нижняя поварня Летнего дворца - здесь появились очаг, разделочные столы, кладовые и мойка с проточной водой. "То, что составляет большое удобство и о чем можно только мечтать, - писал Леблон, - это иметь текущую воду, проведя трубы с водой из находящегося поблизости источника". Вода во дворец подавалась от фонтанной системы Летнего сада, насосами накачивалась в свинцовый бак на чердаке, откуда по трубам поступала в поварню.

Сохранилось уникальное описание интерьеров Летнего дворца, оставленное неизвестным автором в 1720 году: "... дворец, очень красиво убранный различной китайской обивкой. В трех комнатах стояли бархатные кровати с широким позументом, соответствующим всему убранству. Было много зеркал, много украшений, пол мраморный. При комнатах - кухня, стены которой обтянуты обивкой, как комнаты в других дворцах. В ней находились насосы, подсобки, шкафы для серебряной и оловянной посуды. Одна из комнат напротив была заполнена токарными и слесарными инструментами...".

В петровском дворце двери, стенные панели, лестницы изготовлены из дуба. Исключение составляют два кабинета - Зеленый (на 2-ом этаже) и личный Кабинет Петра (на 1-ом этаже), где двери и стенные панели отделаны орехом (имеется в виду комната, ранее называвшаяся исследователями Токарной - здесь демонстрировались токарные станки Петра I, которые ныне хранятся в Государственном Эрмитаже). Смежные с Кабинетом комнаты - столовая и спальня царя. На филенке двери, ведущей в спальню - изображение Голгофы (предположительно работы Петра I). Кабинет императора и поварни украшены уникальными голландскими изразцами, камины - лепными барельефами. Живописно расписаны плафоны кабинета (мастер Г.Гзель).

В Кабинете находится уникальный ветровой прибор. В резную раму, резьба которой выполнена на тему морской символики, заключены три диска со шкалой: верхний - часы со стрелками (часовой, минутной и секундной), нижние диски - "ветровые указы", соединенные с флюгером на крыше дворца. Прибор с "ветровыми указами" - прибор навигационный, позволяющий определять силу и направление ветра в Балтийском регионе. Он был заказан Петром I дрезденским мастерам Динглингеру и Гертнеру в 1713 году. В 1714 году ветровой прибор привезли в Санкт-Петербург и установили на месте, выбранном самим Петром - в его Кабинете. Флюгер в виде фигуры Георгия Победоносца, установленный на крыше, приводит в движение механизм этого прибора.


Хорошо сохранилась отделка Зеленого кабинета в верхнем этаже. Это один из первых образцов украшения интерьера в духе новой французской моды, привезенной в Россию архитектором Ж.Б.Леблоном, которая предполагала украшение стен панелями с декоративными росписями, зеркалами, десюдепортами. В этом кабинете, в стенных шкафах, дверцы которых до сих пор застеклены квадратиками "лунного" стекла начала XVIII века, помещались предметы первой петровской Кунсткамеры.

После смерти Петра I и Екатерины I в их доме почти никто не жил. Одно время в нем проходили заседания Верховного Тайного совета, а позже сюда приезжали отдыхать императорские придворные.

Внешний облик дворца за три века почти не изменился. Это объясняется тем, что еще при жизни императора, у Лебяжьей канавки, построили новые летние палаты. После постройки большого Летнего дворца Елизаветы Петровны на берегу Мойки (на месте нынешнего Михайловского замка) старый дворец Петра I оказался заброшенным. Это спасло его от переделок и сохранило его первоначальный вид. В прежнем виде сохранился Зеленый кабинет, столовая и помещения, в которых жили фрейлины Екатерины I. Остались личные вещи Петра и Екатерины, ставшие позже главными экспонатами музея.
Тот факт, что дворец сохранился до наших дней без существенных изменений, подтверждается и историческими планами Летнего сада первой половины XVIII века, и фиксационными чертежами М.Г. Земцова 1727 года.

Летний дворец - не только одно из первых каменных зданий Петербурга, с которого "начинался город", но и уникальный образец архитектурного творчества его основателя, отразивший в себе своеобразие личности Петра I.

В начале XIX века Летний дворец служил дачей для высших государственных чиновников. Музейная история здания начинается в 1903 году, когда к 200-летнему юбилею Санкт-Петербурга в его стенах была развернута выставка, посвященная Петру I.

После 1917 года дворец сохранялся как исторический и архитектурный памятник. В 1934 году в Летнем дворце Петра I был открыт историко-художественный мемориальный музей. В настоящее время в экспозиции Летнего дворца выставлены личные вещи Петра Великого и Екатерины I, а также мебель, живопись, шпалеры, стеклянные и фарфоровые изделия петровской эпохи.

Использованы материалы сайта www.rusmuseum.ru

В северо-восточной части знаменитого петербургского Летнего сада находится небольшой, но примечательный Летний дворец Петра I. Здание, практически являясь ровесником города, сегодня находится в отличной сохранности, а в летнее время любой желающий может посетить отличную экскурсию по интерьерам, созданным для самого известного российского правителя.


Как добраться на метро

Дворец находится в туристическом сердце Петербурга - на территории Летнего сада . Ближайшие станции метро - «Невский проспект» и «Гостиный двор». Время в пути от них - около 20 минут.




Обратите внимание, что экскурсии во дворец проводятся только в строго определённое время, группами по 15 человек. Уточнить расписание можно на официальном сайте Русского музея, к которому относится дворец.

Стоимость взрослого билета - 500 рублей (лето 2019 г.). Оплатить посещение можно только наличными: стоит это учитывать, так как банкоматов рядом с дворцом нет.




Немного истории

Дворец по проекту знаменитого Доменико Трезини строился с 1710 по 1712 год. Ещё с 1703 года на этом месте располагался летний домик Петра. В оформлении фасадов дворца в «голландском манире» принимало участие несколько мастеров, в том числе известный представитель раннего барокко, немецкий архитектор Андреас Шлютер.




Существует легенда о том, что дворец был построен на Адмиралтейской стороне Санкт-Петербурга для того, чтобы мотивировать горожан селиться вокруг. Эта часть города развивалась весьма неохотно: на противоположной Петроградской стороне располагался порт, торговая площадь, гостиный двор, да и первое жилище Петра, его небольшой домик, было возведёно именно там.

Уже с 1704 года возникла необходимость заселения Адмиралтейского острова: здесь просто-напросто не хватало рабочих рук. Офицеры и чиновники переселялись сюда под страхом «лишения живота». Увы, нам не дано узнать, действительно ли возведение дворца повлияло на активность заселения левого берега Невы, но началось оно именно со времени окончания постройки дворца.




После смерти императора здание не приходит в упадок: ещё во времена правления его дочери Елизаветы Летний дворец стал использоваться для проживания в нём крупных чиновников. Стоит отметить, что здесь сохранился и уникальный выставочный экспонат: ветровой прибор, заказанный Петром ещё при его жизни.




Дворец, как и многие здания города, пострадал во время Великой Отечественной войны, его реставрация началась в 1946 году. Примечательно, что в военное время Летний дворец и Домик Петра на Петроградской стороне на какое-то время открывались для посещения: это был своеобразный символ того, что Ленинград не сломлен под натиском врага, город всё ещё жив.

Ещё с 20-х годов XX века Летний дворец был открыт как музей, правда, выставки, проводимые здесь, не были связаны с его историей. Но уже в 30-х в музее появляются различные вещи Петра, предметы интерьера его времени. В 2004 году здание перешло в ведение Государственного Русского музея .




Летний дворец - отличное место для того, чтобы насладиться прекрасными старинными интерьерами и узнать больше об истории Санкт-Петербурга. В пешей доступности от него находятся самые известные городские достопримечательности - Петропавловская крепость и Стрелка Васильевского острова .

Если кратко, в целом:

  • дворец с интересной исторической экспозицией;
  • удобное расположение в центре Санкт-Петербурга;
  • экскурсии проводятся только в строго определённое время, лучше планировать посещение заранее.

Летний дворец Петра I в Санкт-Петербурге. Историческое здание в стиле петровского барокко, бывшая императорская резиденция, построенная по проекту Д. А. Трезини в 1710-1714 годах. В настоящее время здание входит в состав Русского музея.

Летний дворец Петра I — одно из старейших зданий Санкт-Петербурга, он был построен в 1714 году и сохранился в своем первозданном виде до наших дней. Двухэтажный дворец предназначался только для летнего проживания, поэтому имел тонкие стены и одинарные оконные рамы. Император впервые поселился в незаконченном дворце уже в 1712 году и в летнее время прожил там все оставшиеся годы. Именно Летний дворец дал название Летнему саду.

Фасад дворца декорирован барельефами из событий Северной войны работы А. Шлютера, где сам Петр I изображен в образе Персея, а четырехскатная крыша украшена угловыми водостоками в виде крылатых драконов. Саму крышу венчал флюгер, указывающий направление и силу ветра. Общий вид барочного дворца внешне скромен, здание имеет ровные пропорции и обилие окон со всех сторон здания. Интересно, что здание строго ориентировано на запад и восток, это было воплощением идеи императора, что Россия одинаково нацелена на обе эти стороны света.

Летний дворец довольно мал — он состоит всего из 14 комнат (по 7 на этаже). Неброскость внешних форм компенсировалась богатством внутреннего убранства. Интерьеры были расписаны русскими художниками А. Захаровым, И. Заварзиным и Ф. Матвеевым. Из самых заметных украшений внутри дворца находятся дубовое панно в нижнем вестибюле, уникальные голландские изразцы, камины с лепными барельефам, живописные плафоны. В отделке широко использовались темы прославления русской воинской славы, этому посвящены многие скульптурные и художественные элементы декора.

На первом этаже располагались комнаты Петра I, на второй — его жены и детей. Также дворец включал комнаты для приемов («ассамблейные»), кабинет, тронный зал и даже личный карцер царя. Одну из комнат дворца занимала механическая токарная мастерская, где император любил не только работать лично, но и принимать доклады вельмож.

В Петровское время возле дворца располагалась небольшая гавань — Гаванец, которую позже засыпали после наводнения. Она позволяла подплывать ко входу во дворец прямо на лодке. Также окружающая дворец вода использовалась и для устройства канализации.

После смерти Петра I дворец долгое время использовался в качестве летней резиденции для сановников и придворных, здесь заседал Верховный Тайный совет, но сами царствующие особы больше во дворце не жили. Именно этому дворец обязан своей сохранностью — Елизавета построила себе новую летнюю резиденцию, а петровский дворец никто не стал перестраивать.

В 1925 году дворец перешел в ведение Русского музея, а с 1934 года стал полноценной музейной экспозицией, посвященной Петру I.

Летний дворец Петра I включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Посещение Летнего дворца Петра I будет интересно туристам, интересующимся архитектурой начала XVIII века, всем желающим увидеть экспозиции , разместившиеся на территории , а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями -

Летний дворец, одно из старейших зданий Санкт-Петербурга, был построен на небольшом участке земли между Невой и Фонтанкой, на месте бывшей усадьбы шведского подданного, майора Коннау. Автором проекта дворца был Доменико Трезини, в оформлении принимали участие Захаров, Матвеев, Шлютер. Двухэтажный дворец скромен и состоит всего из 14 комнат и 2 кухонь. Дворец стал летней резиденцией императора: Петр I отдыхал здесь каждое лето начиная с 1714 года и до самой смерти в 1725 году.

Поскольку здание использовалось только в летнее время, то серьезного отопления в нем не было. Тонкие стены дома, ординарные рамы в окнах, а рядом — две большие реки. Все это в непростом северном климате Петербурга создавало дополнительные сложности для сохранения памятника истории и культуры. В результате к моменту начала реставрации Летний дворец, по мнению специалистов, находился уже в катастрофическом состоянии. Но, хотя общая сумма на реставрацию уникальной постройки в ходе работ была сокращена почти в четыре раза (по словам главного архитектора Государственного Русского музея Ирины Тетериной, от 891 млн руб. осталось 220 млн руб.), на качестве реставрации это не сказалось и она была выполнена в установленные сроки.

Дворец Петра I в Летнем саду. Фото: Наталья Шкуренок

Особый предмет заботы составили музейные объекты, качественная реставрация которых не проводилась с XVIII века. Из-за ограниченности в средствах реставраторы (работу выполняли специалисты Русского музея, в комплекс которого с 2004 года входит Летний дворец) часть экспонатов отреставрировали полностью, в том числе дубовые панели с барельефом «Минерва», ветровой прибор с флюгером на крыше и ряд предметов мебели, включая кухонный стол и 3 шкафа, а часть — тщательно расчистили от следов более ранних реставраций и ремонтов и законсервировали — это 11 живописных потолочных плафонов, 7 из которых имели размер приблизительно 2х4 м, 4 настенных живописных медальона, деревянные панели и живописные панно Зеленого кабинета.

Были проведены полная замена коммуникаций и гидроизоляция фундамента. К сожалению, пришлось полностью заменить старые, исторические рамы в окнах: и потому, что они пришли в полную негодность, и по той причине, что зданию требуются усиленные меры защиты от внешней среды, и по соображениям безопасности.

Дворец Петра I в Летнем саду. Фото: Наталья Шкуренок

Реставрация Летнего дворца Петра I стала второй очередью проекта по реставрации всего Летнего сада, начавшейся еще в 2009 году. В 2012 году, после окончания реставрации и реконструкции Летнего сада, был объявлен конкурс на проектную документацию по реставрации Летнего дворца. По предварительным планам она должна была завершиться к 2015 году, но из-за проблем с финансированием и организационных сложностей к работе приступили только в конце 2014-го, сроки сдачи переносили несколько раз. И только к концу мая 2018 года работы окончательно завершили. Вскоре в Летнем дворце Петра I возобновятся экскурсии.