Заграничные паспорта и документы

Деревня короля слонов: Buon Don в провинции Даклак. Катаемся на диких слонах в провинции даклак, вьетнам Катание на слонах во вьетнаме

Слоны, слоны… Во вьетнамской провинции Даклак они повсюду! В деревнях прирученные животные помогают по хозяйству и зарабатывают живые деньги, катая туристов. В национальных парках, коих в Даклаке несколько, слоны пока живут вольно. Пока… Пока их не поймали охотники. Такие, как самый знаменитый "король слонов" - Ама Конг (Ama Kong) из маленькой деревушки в районе Buon Don . Умер Ама полгода назад в 102 года. Имел четырех жен, которые родили ему 21-го ребенка. А на охоту в последний раз ходил в 86 лет , тогда же и вернулся домой, поймав для приручения аж 7 слонов!

Ехать или не ехать в знаменитый Buon Don? Или лучше поехать смотреть на водопады Dry Sap? У нас было не так много времени в Даклаке, ведь программа нашего путешествия с юга на север Вьетнама очень насыщенная. Мы до последнего колебались, что же выбрать и… выбрали легенду о слоновьем охотнике. Это была личность, овеянная кучей сплетен, небылиц и преданий. Поехали на родину Ама Конга с нами!

Рано утречком мы взяли байк и покатили на север провинции Даклак в регион Buon Don.

До первой туристической деревни со слонами - километров сорок. Дорога хорошая, домчали быстро. Встречай нас, Ban Don!

Первая деревушка - исключительно туристическая. Напоминает музей под открытым небом Пирогово в Киеве. Привезенные из разных уголков провинции деревенские длинные дома мнонгов.

Внутри историческая начинка. Длинные лодки-долбленки, посуда, ткацкие станки. В общем, чтобы представить себе как живут мнонги - экспонатов достаточно. Хотя, конечно, приятнее наблюдать все это вживую на озере Лак. Помните мой ?

Здесь показывают небольшое шоу мнонгов. Ритуальные песни-пляски. Красиво, симпатично и абсолютно бесплатно. Вернее за символические 30 тысяч донгов (полтора доллара) за входной билет в комплекс Ban Don.

Здесь же можно прокатиться на слоне. Конечно, если вы читаете мой блог давно, то слонами вас не удивишь… Но у Саши с Ариной был особый экстремальный трек через горную реку Serepok.


Покатались, побродили по деревне. Будете там, обязательно пройдитесь по подвесным мостикам . Они довольно крепкие, хотя в некоторых местах все же проваливаются доски.

Здесь мы наконец-то смогли отведать традиционной еды мнонгов. Это курица гриль с солью, чили и лемонграссом. Довольно посредственная еда, так как курица была домашней, небольшого размера, а ее мясо довольно жестким. Зато гарнир был потрясающим. Рис, запеченный в бамбуке! Это не только здорово выглядит, но еще и вкусно. Такой рис называется Com Lam, будете в Даклаке, обязательно попробуйте.

В Ban Don нам еще предлагали покататься по реке на каноэ и даже искупаться на каком-то дальнем пляже (стоит 200 тысяч донгов - 10 долларов), но мы решили ехать дальше и все-таки найти настоящую слоновью деревню, где живут реальные люди, а не декорации для туристов.

Поехали по дороге, ориентируясь по карте. Через пару километров наткнулись на национальный парк Yokdon . Заехали разведать интересности.

Оказалось, что на сафари в парк нужно ехать как раз в "несезон", т.е. когда во Вьетнаме дожди - с мая по октябрь. Тогда дикие животные выходят из джунглей на водопои и за ними легко наблюдать. Если кто интересуется нацпарками, то вот что предлагают в Yokdon прямо на месте - прайс на туры.

Если от нацпарка поехать дальше, то примерно через пять километров и будет знаменитая слоновья деревня Buon Don. При въезде в деревню - кладбище слоновьих охотников . Довольно печальное зрелище - неухоженные могилы, мусор, забытье…

У гуру Ама Конга - здесь самый высокий и красивый барельеф. Надписи на вьетнамском и тайском языках. Почему тайский? Да потому, что королю слонов удалось в своей жизни поймать двух альбиносов . Одного он подарил королю Вьетнама, другого - королю Таиланда. Благодарные тайцы до сих пор помнят и чтят его.

Ну вот к чему этот матрац на фото? Кто-то ночевал возле могилки и забыл убрать? Оказывается, у мнонгов принято устраивать на могилах вещевые копилки, складировать все, что может пригодиться умершему в потустороннем мире. Ну должен же Ама Конг на чем-то спать! А еще ему там пригодятся слоновьи бивни. Зачем? У меня и не спрашивайте… Мы ведь тоже недалеко ушли от язычников мнонгов. Вот к чему все эти стаканы с водкой и конфетки на могилках наших родных? Кто будет все это пить и есть?

Но вернемся к королю. Повидаться с живым королем слонов можно было еще совсем недавно. Ама Конг умер в ноябре 2012 года. Ему было 102 года и всю жизнь он отличался не только храбростью (Ама поймал и приручил 360 слонов и это чистая правда!), но еще и мужской силой. У него было четыре жены и 21 ребенок! А в последний раз Ама Конг женился, когда ему было уже за 80! И замуж он взял вовсе не бабушку-ровесницу, а 25-летнюю красавицу из соседней деревни, в которую влюбился с первого взгляда.

Теперь в эту деревушку в Buon Don приезжают не только покататься на слонах, коих тут пару десятков, но еще и купить секретное зелье для мужской силы , которое изобрел сам Ама Конг. Нам это средство ни к чему, слонов уже тоже было в избытке, так что мы просто немного побродили по деревне.

Обычная деревушка, ничего примечательного. Длинные дома, такие же, как мы видели на озере Лак, только люди более застенчивы. При попытке сделать фото грозно махали руками . Ну достали их здесь туристы, что поделать… Вот она - цена славы великого предка.

Впрочем, туристов-то как раз было не особенно много. Так, какие-то вьетнамские военные на экскурсии и одно семейство. Если вьеты умудряются вшестером на одном мопеде ехать , то на огромного слона такой компанией забраться вообще запросто!

Деревня стоит на реке Serepok. Но вода в ней не очень чистая. Даже местная детвора предпочитает мирно вести разговоры в лодках, а не плескаться в воде.

Аринке слоны уже порядком поднадоели, да и время дневного сна уже давно подошло, так что пришлось ехать обратно.

Для тех, кто поедет в Buon Don, выложу карту этой деревеньки. Я думаю, что пару часов там провести будет интересно.

Дорога домой пролетела практически незаметно. Пару раз останавливались. Ну разве можно проехать мимо такого раритета во вьетнамской глубинке! И откуда у этого парня советский жигуль?

Веселое семейство. Глава семьи больше похож на русского деревенщину, чем на горного мнонга.

Итоги самостоятельной поездки в Даклак:

В общей сложности мы проехали основные достопримечательности провинции на байке за 3 дня . Это около 220 километров. Дороги в основном хорошие. Трафик терпимый, если не попадать в часы пик. Уже скоро все нужны я опубликую все нужные для самостоятельной поездки контакты, адреса и карты.

Финансы:

Я не буду считать первые три дня в Буонметхуоте, в которые мы приходили в себя после переезда из Далата и усердно работали (да-да, работу в нашем путешествии никто не отменял!). Эти дни мы могли провести где угодно и к полезным поездкам по достопримечательностям это не относится.

Так вот, самостоятельная двухдневная поездка на озеро Лак нам обошлась в 140 долларов . Это включая все расходы на аренду байка и бензин, еду, отель (750 тысяч донгов за сутки - 36 долларов), катание на слонах, лодке, услуги гида.

Скататься на байке на один день в Буон Дон - 35 долларов : аренда байка, бензин, обед, катание на слоне.

Итого - 3 дня за 175 долларов.

Если бы мы покупали поездку в самом недорогом агентстве в Буонметхуоте и ехали бы в организованный тур, то нам пришлось бы заплатить 200 долларов за 2 дня! В эту сумму включен только транспорт, обеды и гид. Все остальные расходы на гостиницу, завтраки и ужины, катание на слонах и лодках нам нужно было бы оплачивать отдельно, а это и есть главные траты. В общем, не буду утомлять подробностями, просто скажу, что хоть мы и потратили эти 175 долларов, нам удалось сэкономить примерно столько же.

В следующем посте - про крайне противоречивый Нячанг. Так сложно разобраться, что ты чувствуешь по отношению к этому городу и к людям, которые здесь живут! 10 дней в Нячанге: хорошо нам здесь или нет? Мое мнение меняется по несколько раз за день… Чамские башни и большой Будда, горячие минеральные источники и три ресторана: русский борщ, индийская массала и французский страус пармантье…

Отсюда до границы с Камбоджей всего несколько часов пешего хода. Утоптанная слонами дорога делает резкий поворот - чтобы не покидать вьетнамской территории. Роскошные заросли бамбука, типичного для этих мест растения, поражают разнообразием. Здесь и желтый цвет всех оттенков, и нежная зелень только что проклюнувшихся ростков, и коричневая теплота толстенных стволов - некоторые из них достигают высоты четырехэтажного дома. Двигаться по тропе трудно - все вокруг заросло густым кустарником; его жесткие, похожие на железные когти колючки нещадно царапаются - наши руки долго еще потом болели от этих ран.

Переходим еще одну из речушек - в этот период они довольно мелкие - и видим маленькое кладбище. По краям его расставлены молчаливые стражи - деревянные скульптуры в виде стилизованных фигурок животных, в частности, слона. Сверкающе-белый череп буйвола, который призван отгонять злых духов, как, впрочем, и другие символы, говорит о том, что место святое. А несколько больших, вкопанных в землю амфор, содержащих приношения для богов, указывают на то, что где-то поблизости живут люди - в некоторых сосудах мы видим свежие фрукты. Так оно и есть: еще десять минут пути, и весь наш караван, слоны и люди, входит в маленькую, построенную на сваях деревню - к большому удивлению ее обитателей.

Зярай - одно из 54 живущих во Вьетнаме меньшинств. Много веков они сохраняют в нетронутом виде свой первозданный образ жизни. Им это удается благодаря тому, что обитают они в труднодоступных местах вьетнамских джунглей, и все неоднократные попытки "вьетнамизировать" эти племена, которые предпринимали власти, окончились неудачей. Мужчины зярай низкого роста, их кожа своим цветом напоминает амбру. Вся одежда состоит из набедренной повязки. Женщины ходят с обнаженным торсом. Как только наша экспедиция вступила на территорию деревни, местные жители с любопытством окружили необычных гостей - только дети держались поодаль, боясь подходить к людям невиданной расы. Это понятно: маршрут нашей экспедиции на слонах пролегает по запрещенной для иностранцев зоне. Зярай не говорят по-вьетнамски, и поэтому нам необходим переводчик - с местного на вьетнамский. Мы привезли его из Плейку. Он быстро говорит о чем-то с пожилым человеком, кажется, старостой деревни.

Потом другой переводчик - с вьетнамского на русский - Вао - говорит нам: в деревне нам рады. И подтверждает то, что мы уже прочли по глазам окруживших нас жителей: мы первые белые люди, ступившие на территорию, где они живут.

Понемногу узнаем, что эта маленькая народность, обосновавшаяся здесь две тысячи лет назад, всегда отказывалась участвовать в военных конфликтах. Да, они снабжали вьет-конговцев продуктами, но только потому, что те силой заставили их. А вообще у них хорошие контакты с другими племенами, которые населяют равнину за пределами джунглей. Зярай предлагают им табак, лекарственные растения, меди другие продукты леса, а сами получают в обмен металлические изделия, сельскохозяйственные орудия.

Глава деревни приглашает нас в свою скромную бамбуковую хижину. Внутри темно, попахивает дымом, но глаза скоро привыкают. В углу - сложенный из камней очаг и все необходимое, чтобы готовить пищу, довольно большой набор ножей самых разных размеров, орудия для охоты и рядом с очагом - циновки для отдыха. Внутри хижины - приятная прохлада. Мы приехали сюда зимой, но если по ночам температура довольно низкая, то днем она сменяется нестерпимой жарой.

Хозяин дома подвигает к нам сосуд, наполненный "жиу ге" - алкогольным напитком из перебродившего риса. Пьем по очереди, пользуясь одной-единственной рисовой соломинкой. По традиции, этим напитком угощают во время ежегодных празднеств и других торжеств или когда появляется совсем незнакомый гость. Тем временем одна из женщин готовит рис, который затем подают вместе с кусками курицы и соусом "ныуок-мам" - его варят из рыбы и овощей. Переводчик передает нам слова хозяина, который очень огорчен тем, что не может угостить нас змеиным мясом, лягушачьими лапками и обезьяньими мозгами - любимыми лакомствами зярай.

Альберто, самый молодой член нашей экспедиции, вообще-то не пьет, но вот "жиу ге" время от времени потягивает. И правильно делает: этот напиток значительно менее опасен для здоровья, чем, например, речная вода. Так же и Игорь, сначала не очень-то благосклонно относившийся к этому продукту перегонки риса, теперь его пьет с удовольствием.

Сосуд с соломинкой уже сделал несколько кругов, и хозяйка дома становится очень веселой. В какой-то момент в приступе громкого смеха она демонстрирует всем свои сточенные почти до основания передние зубы, пеньки которых выкрашены черным. Зрелище поистине ужасное. Невозможно угадать, сколько лет этой женщине. И когда она говорит о своем возрасте, о том, что вышла замуж, когда там, в долине, еще падали с неба бомбы, - в это трудно поверить.

Улыбаюсь, чтобы скрыть свои чувства, и пытаюсь сделать несколько снимков... Узнаю, что традиция протыкать мочки ушей и вставлять в отверстия бамбуковые палочки, а также стачивать и выкрашивать в черный цвет зубы - все это часть ритуала, означающего вступление во взрослую жизнь.

Наша Суан, девушка редкой грации и красоты, которая учится на третьем курсе Ханойского университета, качает головой и уже во второй раз выражает на своем ломаном русском языке удивление - до сих пор она просто не могла представить, что в ее стране существует такая жизнь. Время от времени она с любопытством спрашивает о чем-то хозяина, но каждый раз вместо ответа получает лишь улыбку и покачивание головой - он явно не понимает, о чем ему говорят.

Я никогда не мог представить, что во Вьетнаме на пороге 2000 года мне доведется встретиться с представителями первобытных племен, жизнь которых отмечена самой крайней простотой. Здешние охотники пользуются теми же арбалетами и отравленными стрелами, а рыболовы такими же сетями и ловушками, которыми пользовались и их предки. Лес удовлетворяет все их нужды, разве что за редкими исключениями. Они получают здесь все - от материала для строительства жилищ до дичи и фруктов. Например, из коры некоторых растений выделывают нечто вроде циновок, которые и подкладывают под корзины, укрепляемые на спинах слонов. Та же кора дает нити, из которых ткут грубые ткани.

Следующий день подарил нам уникальное зрелище: мы были свидетелями жестокого ритуала. Среди многих племен этого региона распространено разведение буйволов - но не столько для работы и не ради мяса, а для жертвоприношений. Буйвол считается самым дорогим даром.

С первыми лучами утренней зари в воздухе разливается ощущение чего-то торжественного. День солнечный, небо цвета темной лазури. Церемония начинается где-то около полудня. Посреди деревни вкопаны в землю несколько толстых бамбуковых стволов, крепко связанных между собой. Сверху каждый ствол богато украшен. К стволам привязывают буйвола - мощное животное с огромными рогами, весящее не менее трех тонн. Призывные крики, дробь барабанов, удары священного гонга, рев животного - все это смешалось в один дикий, невообразимый вихрь звуков. Обезумевший от страха буйвол яростно мечется, пытаясь освободиться. Музыка и крики постепенно утихают, буйвол стоит как вкопанный, раздувая ноздри, - он чувствует приближающуюся смерть. Двое мужчин, держа в руках остро заточенные ножи с непомерно длинными рукоятками, подкрадываются к животному и двумя точно рассчитанными движениями мгновенно перерезают ему сухожилия передних ног. Испустив ужасный крик, буйвол падает на колени, и тут на него обрушивается град стрел - стрелки тщательно целятся, чтобы не попасть в жизненно важные места. Всеобщая экзальтация, крики - и несчастная жертва умирает в страшных мучениях. Для жителей деревни это великий день, для нас же - просто ужасный, вызывающий содрогание спектакль. Зярай считают, что чем больше страдает приносимый в жертву буйвол, тем лучше: тем дальше уйдут от деревни злые духи, причина всех несчастий. Праздник заканчивается обильным угощением - и все это происходит в двух шагах от залитой кровью площадки.

Жизнь зярай делится как бы на два этапа. Десять месяцев они работают на рисовых полях, возделывают сладкий картофель, маис, другие зерновые культуры, маниоку, табак, а два месяца занимаются строительством и починкой своих хижин, изготавливают глиняную посуду, плетут корзины и, повалив большое дерево, долбят каноэ. А также празднуют свадьбы. Время от времени мужчины ходят на охоту и, как правило, приносят оленя либо антилопу.

Спрашиваю, есть ли здесь тигры, - я слышал о них, когда много месяцев назад путешествовал по Камбодже и забрел в места, расположенные недалеко отсюда. Мне говорят, что несколько лет назад в деревне, отстоящей отсюда на расстоянии дня пути, один тигр убил девочку. Она собирала дрова и отошла совсем недалеко от дома. "Но мы решили, что не будем на него охотиться", - говорит мне мужчина, спина которого обильно украшена татуировкой, в основном геометрическими рисунками.

Назавтра мы оставляем этот необыкновенный оазис, открывший перед нами совсем иной мир. Наши послушные слоны идут вперед, и кажется, что они продвигаются очень медленно, но когда Игорь соскакивает на землю, чтобы сделать несколько снимков, ему приходится потом бегом догонять нас. Огромные корзины, в которых мы сидим, не очень-то удобны для длительных переездов, и я с сожалением вспоминаю верблюжьи седла - по сравнению с этими корзинами они кажутся просто пуховыми подушками.

Приходит вечер, появляется полная луна - здесь она кажется просто огромной. Мы отдыхаем у огня, растянувшись в гамаках, подвешенных к стволам бамбука. С каждым днем усталость накапливается все больше, но мы тем не менее продолжаем наше путешествие, которое приносит нам все новые впечатления. Мы изолированы от всего мира, нас окружают опасности, мы вынуждены преодолевать массу трудностей. Мириады насекомых, ядовитые змеи, комары - и малярийные тоже, труднопереносимый климат... Ну и что же!

"Все это - ничто по сравнению с блеском великолепной природы, такой потрясающей, такой многообразной - именно здесь человек чувствует, как он мал и слаб", - записал я в своем дневнике.

Под стрекотание сверчков Куанг, чиновник из Ханоя, который путешествует с нами, рассказывает, что джунгли Вьетнама были театром кровавых битв. 27 лет назад, еще мальчиком, он участвовал в атаке на американскую базу в Плейку, что в двух днях пешего перехода от того места, где мы находимся. Куанг пришел по "тропе Хошимина", которая тянулась вдоль границы по территории Лаоса и Камбоджи. В том сражении у Плейку погибли 8 американских солдат и по крайней мере 200 вьетнамцев. В тот же день Пентагон осуществил ответные атаки на объекты Северного Вьетнама. Это было началом вовлечения США в войну, которая продолжалась десять лет.

"Из тех, кто сражался вместе со мной в те дни, - рассказывает Куанг, - вернулись домой только по одному из каждой пятерки".

Наше путешествие заканчивается в Шузе - селении, расположенном на самом краю цивилизации, у дороги номер 14, что ведет от Плейку в Далат - курорт, основанный французами. Мы пережили незабываемые дни, совершив путешествие, похожее на великие экспедиции прошлого. С грустью расстаемся с нашими друзьями-слонами - незаменимыми товарищами в этом путешествии, терпеливыми, упрямыми и забавными гигантами.

Яцек Палкевич, итальянский путешественник. Перевела с итальянского Людмила Филатова

В провинции Даклак можно покататься на настоящих диких слонах. А точнее не покататься, а переплыть озеро, сидя на его спине. Это было одно из самых ярких впечатлений за последние несколько месяцев.

Мне всегда казалось, что на слонах катаются бессердечные люди. Особенно мне было жалко слонов, на которых взгромождаются тучные туристы. И даже тот факт, что слоны в Азии издавна использовались в битвах, меня не успокаивал. Поэтому ранее у меня даже желания не возникало забраться на это милое животное. Но вот поплавать на слоне – это уже совсем другая история. Тут уж я никак не могла устоять!

Провинция Даклак знаменита как раз именно прогулками на слонах по озеру. По крайней мере, это самая распространенная экскурсия в её окрестностях. Добраться туда можно только на байке, ну, или на туристическом автобусе. Но все-таки лучше поехать самостоятельно. Во-первых, это намного интересней, а во-вторых – намного дешевле!

Где находится «прокат» диких слонов

Чтобы покататься на слонах придется преодолеть ни один десяток километров. Мы выехали в 7 утра и ехали на байке примерно около часа. Дорога была практически свободна, что мне показалось очень странным. Обычно жизнь во Вьетнаме в этот ранний час уже в самом разгаре.

Где купить билеты

  • Билеты на это интересное развлечение можно купить на ресепшн в отеле LAK. Персонал с трудом говорит на английском, но с помощью жестов с ними все же можно объясниться.

Стоимость билетов в отеле LAK: $35

Отель «LAK» на карте мира отмечен в конце статьи

  • Если проехать мимо «LAK», то можно сэкономить $10, так как «прокат» слонов находится на самом деле в нескольких километрах от отеля. Там уже продают билеты от первого лица – за $25. По словам вьетнамца, который там работал, гостиница «LAK» арендует их слонов за более высокую стоимость.

Стоимость билетов: $25

Время работы: покататься на слонах можно в любое светлое время суток

Длительность прогулки: час

«Прокат слонов» на карте мира отмечен в конце статьи

Как кататься на слоне

Нам достался чудесный, умный и острожный слон по имени Ихо, которому исполнилось не так давно 44 года. Для слонов это достаточно солидный возраст, поэтому я была спокойна за нашу безопасность. Все-таки взрослый слон глупостей делать не будет. Ихо ко всему прочему ещё и симпатичный, причем, он сам об этом знает. И как только я достала фотоаппарат, он тут же стал мне позировать.

Ихо родился с одним бивнем. Посмотрите, как он любит бананы! Кстати говоря, Ихо предусмотрительный и запасливый слон — взял с собой на дорожку бананов в хоботе. Все- таки не первый день плавает.

Урок первый: дело привычки

Ихо, как и все слоны, ходит очень вальяжно. С низу может показаться, что нет ничего проще, чем залезть на слона, расслабиться и насладиться прогулкой. Но не тут-то было. Несмотря на то, что сиденье надёжно прикреплено к спине, мне казалось, что я участвую в родео. И как бы мне не нравились слоны и Ихо в частности, я все-таки не понимаю, почему все люди постоянно пытаются залезть на них?

Урок второй: не мешай слону есть

По дороге к озеру Ихо решил немного перекусить. В очередной раз поражаюсь силе слона! Мне веточку-то сложно сорвать с куста, а он своим хоботом захватил целую охапку! Мы простояли около 10 минут, видимо, у очень вкусного дерева, боясь пошевелиться. Вдруг Ихо рассердится, что мы его торопим и поскачет в озеро, а не пойдет?

Урок третий: ощути азиатскую экзотику!

Кататься на слоне по озеру – это настоящее приключение. Конечно, немного страшновато довериться такому большому животному, но Ихо выглядел очень надежным другом. Только на озере я ощутила всю прелесть происходящего!

Урок четвертых: смело управляй!

Наконец-то мне передали бразды правления слоном! Я перебралась со спины на голову, так сказать, на полном ходу. Правда, отпустить ручку сиденья я так и не смогла. Было очень и очень страшно! Причем, Ихо видимо понял, что на его спине происходят какие-то перемещения, и в тот момент, когда я все же уселась на голову, он стал фыркать, махать хоботом и даже топнул ногой. А если учесть, что все это происходит в воде, то все выглядит ещё опаснее. Но, опасность – мое второе имя, поэтому я просидела во главе слона где-то 5 минут, пока рука окончательно не затекла.

У специально обученного человека это получалось значительно лучше. По моим наблюдениям для равновесия необходимо плотно держать ноги за ушами слона. Но это проще сказать, чем сделать.

Урок пятый: плавай как слон!

Ихо великолепно плавает! На фоне сухопутного передвижения, казалось, что он не плывёт, а стоит на месте. Его выдавало лишь приближение берега и плавное движение ног. Да и сам Ихо был крайне рад оказаться в воде. Как будто вода – это и есть его стихия. И да, нас наконец-то перестало трясти.

После этой поездки я по-другому стала относится к слонам и сильно зауважала этих умных и сильных животных. Очень интересно понаблюдать за его движениями, посмотреть, как он ведет себя в природе и даже понять его характер. И все же больше на слонах я кататься не буду. Мне кажется, что их место в диких джунглях, а не под попами туристов.

Во Вьетнаме обитают слоны вида Азиатский слон (лат. Elephas maximus) семейства Слоно́вые (лат. Elephantidae). Это самое большое животное в Азии. На Земле по размерам их превосходят виды Саванный слон и Лесной слон, обитающие в Африке.
Всего вид Азиатский слон насчитывает 4 подвида: индийский, шри-ланкийский, суматранский, борнейский. Некоторые ученые склонны рассматривать слонов из Вьетнама и Лаоса отдельным, пятым подвидом.

Слон для катания туристов в городе Далате во время кратковременного отдыха

Слон на параде в старинной столице Вьетнама, городе Хюэ. Рисунок, 19 век. Слоны использовались в армиях во Вьетнаме до середины 20 века.

Слоны считаются животными с высоким уровнем интеллекта. Они опознают себя себя в зеркале, используют некоторые предметы в качестве примитивных инструментов, обладают хорошей памятью.

Одной из особенностью тела слона, наряду с хоботом, являются его большие уши. У азиатских слонов они меньше, чем у африканских. Но все же они непропорционально большие по отношению к черепу и всему телу если сравнивать с ушами других животных в джунглях.
Еще в 1877 г. американский зоолог Аллен обратил внимание на взаимосвязь между климатом и строением тела млекопитающих родственных видов. Чем холоднее климат, тем меньше у них выступающие части тела относительно общих его размеров. Чем теплее климат, тем длиннее уши, хвосты и ноги. Это связано с теплообменом. Через хвосты, уши и конечности идет активная теплоотдача. Там, где жарко, выступающие части помогают быстрой отдаче тепла в атмосферу. В этом больше всего нуждаются именно очень крупные животные так как у них производится много тепла внутри. Таким образом, огромные уши просто жизненно необходимы слонам.

Диких слонов во Вьетнаме осталось очень мало. В 20-м веке ареал их распространения во Вьетнаме был широк: от границ с Китаем на севере почти до г. Хошимина на юге (в дельте Меконга они не встречались). Еще в начале 80-х годов 20-го века их насчитывалось во всей стране примерно две тысячи особей. К 2010 г. осталось немногим более ста особей, живущих в десяти стадах. Ареал распался на очаги обитания. Самые крупные очаги остались в трех провинциях: Нге Ан, Донг Най и Дак Лак. В последней провинции особей больше всего - примерно 50.

Вьетнамские слоны живут в субтропических и тропических лесах (джунглях). Они предпочитают светлые леса с густым подлеском из кустарников и бамбука. Поля фермеров постоянно отвоевывают все новые площади у джунглей. Слоны становятся агрессивнее потому что сужаются их возможности по добыванию пищи и учащаются нападения на них браконьеров. В ответ слоны иногда заходят на поля фермеров и вытаптывают насаждения. Те особи, которые находятся в неволе и используются в различных сферах человеческой деятельности, тоже нередко проявляют агрессию.

Браконьеры охотятся на слонов кроме преследования цели добыть бивни еще из-за поверия, что украшения из волос слоновьего хвоста приносят удачу.

Одомашненные слоны

В прежние годы прирученных слонов использовали во Вьетнаме в экономике так же, как и в других странах: на заготовке древесины и для транспортировке тяжелых грузов. В настоящее время - только в сфере туризма и развлечений.
Во вьетнамской армии слоны были боевым средством в течение многих веков. В 15-м веке они помогли вьетнамской армии отразить вторжение монголов. Последнее использование слонов было во время Вьетнамской войны, причем, обеими противоборствующими сторонами - северянами и южанами. Северяне транспортировали на них военные грузы, а южане осуществляли патрулирование в джунглях. Вероятно, это было последнее применение слонов в военном деле во всей истории.

Ближайшим местом к популярным курортам, где туристам можно увидеть слонов и поездить на них, является город Далат. Эти слоны, конечно, находятся в неволе. Их интенсивно эксплуатируют, поэтому животные быстро истощаются и умирают. В неволе они не оставляют потомства потому что для спаривания им нужны только отдаленные безлюдные места. В сутки для слона из-за его большой массы требуется в пищу 300 кг травы и несколько сотен литров воды. В условиях джунглей слоны сами могут найти себе столько пищи. А погонщики, эксплуатирующие слонов для туристов, не могут предоставить животным достаточный и полноценный корм. Слоны нуждаются в растительной пище из джунглей, которую они употребляли миллионы лет. Она содержит больше для них необходимых биологических веществ и микроэлементов, чем та баланда, которой их кормят хозяева.

В провинции Даклак один раз в два года проводится фестиваль слонов, во время которого устраиваются гонки слонов, игра слонов в футбол и другие аттракционы. В другое время на них просто катают туристов, причем и на дальние расстояния.

Начиная примерно с 2000 г. в горной местности южного и центрального Вьетнама многие семьи стали держать слонов в домашних хозяйствах в большем количестве, чем в прежние годы. Преимущественно, этим занимаются представители национальных меньшинств, проживающие в этом регионе. Многие семьи имеют в хозяйстве по 5-10 слонов. Слоны лояльны к людям. Как правило, они признают верховенство человека.

Национальные меньшинства считают одомашненных слонов членами семьи. Люди этих общин заботятся о больных особях, хотя это довольно накладно.

Изредка у прирученных слонов появляется потомство. Хозяева отпускают пару слонов в джунгли на 1-2 месяца для заведения потомства. Ведь самке во время беременности нельзя опускаться на колени для того чтобы на ее спину загрузили груз или пассажиров. После родов она не может интенсивно использоваться 3-5 лет. В то же время, из слонов стараются выжать максимум прибыли. Например, за один час катания турист платит $25-30. Поэтому лишь немногие хозяева даже временно отпускают своих слонов на волю для спаривания.

Поездка в Даклак, вторая экскурсия от Leto, которую мы взяли, была самая людная: аж целых 13 человек набралось. При этом все как один были ненапряжными в общении, потому общая атмосфера поездки была спокойной. Экскурсоводом в этот раз Денис – молодой парень с хорошо подвешенным языком, но несколько слабовато владеющий фактурой. К примеру, ещё по дороге туда я поинтересовался высотой озера Лак над морем. Денис ответил, что около 50 метров. Я сильно удивился, что при таком малой высоте удалённая от моря местность почти со всех сторон окружена горами. В реальности высота оказалась 415 метров. Но в целом подобные огрехи никак не умаляли общей прелести поездки.


Хотя, если под словом поездка подразумевать именно дорогу, то её-то никак прелестной не назовёшь. Во-первых, заявленный комфортабельный микроавтобус никак таковым не назовёшь: даже в чартере места для ног было много больше. За несколько часов, пока колени упирались во впереди стоящий ряд, ноги сильно затекали. Как объяснил Денис, все микроавтобусы во Вьетнаме такие, так как рассчитаны на низкорослых азиатов. Во-вторых, по дороге и туда, и обратно оказался незаявленный в программе 800-метровый перевал с кучей серпантинов на подходах. А манера вождения вьетнамских водителей очень своеобразна: при вхождении в поворот они ускоряются. Как следствие, примерно половину туристов укачало. Было бы не лишним предупреждать о подобном заранее, чтобы можно было подготовиться, выпив таблетку от укачивания (т.к. во время переездов в районе Хюэ и пещер подобных проблем не было, нам и в голову не пришло, что они могут понадобиться позднее).

Карта нашего пути в Даклак 3 апреля. Красные кружки – Нячанг и озеро Лак. Красная линия – наш путь на микроавтобусе.

Карта наших катаний 3 апреля. Красный кружок – наша гостиница Van Long. Красная линия – наш путь на микроавтобусе. Зелёная линия – наш путь на слоне. Синяя линия – наш путь на лодке.

Но хватит о грустном! К полудню мы приехали в деревушку, расположенную на берегу озера и заселились в чуть ли не единственный там отель. Прямо под наши окном стоял слон, а за ним открывался вид на мутные воды озера Лак. Приятным сюрпризом было то, что нам с Катей достался лучший номер с панорамными окном, за который обычно требуют доплатить 10 долларов. Мы ещё посмеялись, что это – компенсация за вчерашний визит Константина с подозрениями в работе шпионами. Зря смеялись! По возвращении в Нячанг директор Leto связался с нами и сказал, что этот номер был подарком от него, чтобы «загладить неудобства, доставленные своим визитом».

Лестница на второй этаж, по которой мы поднимались, вместо перил была окружена аутентичными лестницами мнонгов – местного народа, о котором я подробнее расскажу в следующей части. Левая из них с изображением черепахи предназначена для мужчин, правая, с женской грудью,– соответственно для женщин. Если подняться по аутентичной лестнице было несложно, то спуск вызывал некоторые опасения, потому мы всё-таки пользовались более стандартным вариантом.

Пообедав, мы приступили к процедуре кормления слонов бананами и сахарным тростником, во время которой можно было погладить самое крупное сухопутное животное современности. Забавно, что слоны часто кусок тростника клали за бивень, доедая его позже.

Слон ест сахарный тростник.

Затем нашу группу поделили напополам: одна часть пошла кататься на лодках, мы же отправились на слонов; позже мы поменялись местами. Посадка на слона производится со специального помоста высотой около двух метров. На шее размещается погонщик, а на лавке, что на спине – 2 пассажира.

Процесс движения слона с пассажирского места.

Сначала мы проехали с полкилометра по асфальтовой дороге, затем слон сошёл с неё и, перемешивая прибрежную грязь, вступил в воды озера Лак.

Наш слон так всю дорогу и шёл по дну, но более мелкий сильнее удалился от берега и поплыл со своими наездниками. На озере я на время поменялся с погонщиком местами. На слоновьей шее ехать мне понравилось много больше: тебя и не болтает со стороны в сторону, но главное, что ты ощущаешь, как под тобой ходят гигантские мышцы. А сам слон на ощупь приятно тёплый и шершавый. Детская мечта прокатиться на этой животине сбылась! Но было грустно осознавать, что диких слонов во Вьетнаме почти не осталось, в неволе они не размножаются и через несколько десятилетий подобной возможности уже не будет.

После катания на слонах, мы пошли на лодки. Никогда до этого не приходилось кататься на долблёнке. Ну и качает же такие лодки! Любое движение сразу вызывает болтанку. Интересно, что у берега лодочники использовали шесты, а уже на глубине стали использовать вёсла – по одному на лодку.

Холм с бывшей загородной резиденцией императора.

Накатавшись, мы отправились в деревню мнонгов, о чём расскажу в следующей части, равно как и о этническом шоу. Снимки озера и слонов не хотелось же размазывать по постам.

После посещения деревни у нас оставалось время до ужина, и мы сверх программы заехали по завивающейся спиралью дороге на расположенный неподалёку холм, где когда-то император выстроил свою загородную резиденцию. Сейчас же заброшенное в течение долгого времени здание отреставрировали, и частично используют под гостиницу (номеров в ней немного, а рейтинг на Букинге всего 6,6), а частично как музей.

На второй день с утра всё затянуло дымом, и я решил, что где-то сильный пожар. Но уже через пару часов дым рассеялся, а Денис пояснил, что причина дыма в утреннем сжигании мусорной травы по окрестным поселениям. Кстати, это утро было самым холодным временем за всю поездку – я откровенно замёрз в куртке, даже прогуливаясь быстрым шагом. Но уже через пару часов после восхода быстро потеплело.

Связки бананов у гостиничного ресторана. Можно и слонов кормить и самому пожевать.

Ещё вечером предыдущего дня мы купили в магазинчике за отелем свежий чёрный перец горошком. Да уж: у нас такой нигде не найти. Раньше я и не знал, что значительная часть перца, продаваемого у нас – подделка. За горошковый перец часто выдают сушёные зёрна папайи, сдобренные кайенским перцем, а уж под видом молотого вообще всё что угодно может быть. Каким-никаким тестом на то, настоящий перец или нет, является вода: настоящий перец тонет, а ягоды папайи и разный мусор – плавает, как и должно быть со всякой подобной субстанцией. Кстати, Вьетнам производит 45% чёрного перца от общемировой величины.

А утром второго дня у нас была дегустация кофе и какао. Кофе был в двух вариантах: арабика и слоновий. Слоновий кофе – это аналог лювака, только вместо куницы зёрна пропускают через пищеварительный тракт слона, где они теряют горечь, проходят ферментизацию, после чего их собирают, моют и продают. В отличие от Нячанга, где множество подделок, и кофе часто активно сдабривают ароматизаторами и поливают маслом, чтобы зёрна блестели, здесь товар был настоящим. Арабика, конечно, была сильно дешевле: 250 тысяч донгов за килограмм против 1 миллиона за слоновий кофе (625 и 2500 рублей соответственно). Но уже в том же Ханое цена слоновьего кофе будет доходить до 250 долларов (15000 рублей) за килограмм. Кстати, Вьетнам то ли ещё находится на втором месте по экспорту кофе, то ли, обогнав Бразилию, вышел на первое.