Заграничные паспорта и документы

План летнего дворца елизаветы на. Любимые дворцы русских императриц. Летний дворец Елизаветы Петровны: описание

В мае 2009 года я уже писала про этот дворец. У меня тогда была серия постов про Покровское-Рубцово.
Вчера поздно вечером с Зиной и Лешой мимо ехали и я поняла, что они про него не помнят.
Так что пост повторяю.
Дворец расположен на ул. Гастелло 44 http://maps.yandex.ru/-/CZHEbkC
А во времена прекрасной Елисавет и раньше это было царское село Покровское-Рубцово.


В Покровском в молодости жила дочь Петра 1 Елизавета. Удаленная от двора Анной Иоанновной, она выстроила в усадьбе новомодный дворец, предавалась здесь беззаботным увеселениям, устраивая праздники с друзьями, заставляя танцевать на них покровских крестьян. Московский историк, писатель И. К. Кондратьев пишет, что, "будучи от природы веселого характера, княжна участвовала здесь в праздничных хороводах, составленных из Покровских девиц и молодиц, одеваясь в их красивый костюм: в цветной атласный сарафан и кокошник, или в парчовую кику с дробницами из жемчуга и с позументом, или просто по девичьи, вплетая в трубчатую косу свою ярославскую ленту... С тех пор, надо думать, и пели песню:

Во селе, селе Покровском,
Среди улицы большой,
Разыгралась, расплясалась
Красна девица душа".

Хотя после восшествия на престол Елизавета Петровна не забывала любезное ее сердцу Покровское, она приказала архитектору Бартоломео Растрелли сделать дворец еще более пышным - но все-таки уже не так часто бывает там.

Село затихает, однако иногда еще здесь устраивались праздники: на каруселях и качелях развлекались посетители, а с огромной, длиной почти 400 метров катальной горы скатывались сани или коляски. Эта гора была нарочно сделана к приезду Екатерины II в 1763 г., но и в свое отсутствие она дозволяла "кататца летом и зимою дворянству и купечеству и всякого чина людем, кроме подлых". Посетителей ждали также "трактир и в нем кушанье, чай, чека-лад, кофей, водка гданская и французская, виноградное питье, полпиво и меды". Примерно со второй половины XVIII в. село становится обычным предместьем города, а потом и частью его, в которой начинается интенсивное строительство фабрик и заводов.
Ну а теперь по-порядку.

Ул. Гастелло 44. Бывший Покровский дворец "прекрасной Елисавет" имеет долгую и во многом еще не выясненную историю. Известно, что здесь на берегу большого пруда стояли деревянные хоромы, предназначенные для пребывания царской семьи. Так, в 1713 г. в них жила царевна Мария Алексеевна, позднее будущая императрица Елизавета Петровна вместе с родственниками Скавронскими и Гендриковыми. Возможно, что в середине 1730-х г. вместо деревянных хором выстроили каменные палаты, арх. М.Г. Земцов.

В большой московский пожар в мае 1737 г. дворец сгорел полностью.
В 1742 - 1743 гг. он перестроен в нарядный барочный дворец по проекту архитектора Ф.Б. Растрелли.
Это по данный С.К. Романюка.
А И.Кондратьев в 1893 году в своей "Седой старине Москвы" писал, что в 1742 году тут построен деревянный дворец, который значится во всех старинных московских путеводителях. Он сгорел и в 1753 году на его месте построен каменный.

В мезонине центральной части был домовый храм, его главу стоящую до сих пор без креста мы сегодня принимаем за бельведер.

Дворец стоит на пригорке, перед ним был небольшой курденер, который спускался к пруду, который был образован из запруженной реки Рыбинки, которая недалеков от дворца впадала в Яузу. От дворца на середину пруда, где был остров и стояла деревянная Воскресенская церковь был проложен красивый деревянный мост.
Теперь на месте пруда и всей этой красоты выстроен жилой дом в стиле сталинского ампира, Рыбинку заключили в трубу... а дворец сотрясается от поездов, которые проходят прямо перед ним по линии Курской железной дороги, которую построил промышленник П.фон Дервиз.

Но о нем, вернее о его следах в Покровской-Рубцове будет уже следующий пост.

И, безусловно, символом Летнего сада и одним из символов Санкт-Петербурга является ограда, выходящая на набережную Невы, построенная в 1770-1784 годах архитектором Ю.М.Фельтоном. Но мало кто знает, что на этом самом месте некогда стоял Летний дворец Анны Иоанновны , удивлявший современников своим великолепием.

Набережная Невы у Летнего сада. Именно здесь некогда стоял Летний дворец Анны Иоанновны

История строительства дворца Анны Иоанновны

Первоначально, при императрице Екатерине I здесь была построена «Зала для славных торжествований», представлявшая собой деревянную галерею и зал, насчитывающие 11 окон по фасаду. 21 мая 1725 года в ней состоялось бракосочетание великой княжны Анны Петровны (1708-1728) с герцогом Голштинским (Карл Фридрих Шлезвиг-Гольштейн-Готторпский, 1700-1738). От этого брака родился Карл Петер Ульрих, будущий российский император Петр III (1728-1762).

В 1731 году по приказу императрицы Анны Иоанновны (1693-1740, годы правления 1730-1740) «Зала» была сломана, и всего за 6 недель в 1732 году был возведен роскошный деревянный дворец. Его архитектором был Франческо Растрелли, в работах также принимал участие его отец, Бартоломео Растрелли. 1 июня 1732 года императрица торжественно въехала в новый Летний дворец. Последующие годы она жила здесь с начала мая по конец сентября.

Императрица Анна Иоанновна, с гравюры И.Соколова, 1740

Дворец представлял собой одноэтажное, вытянутое в длину помещение. Центральная часть фасада была выделена, от боковых крыльев отходили спуски к Неве. Вдоль кровли шла балюстрада, украшенная резными деталями и скульптурой. Частые окна были зеркальные – редкость для того времени; через них можно было увидеть внутреннее убранство. Во дворце насчитывалось 28 комнат, 10 из которых занимал Бирон. Когда Анна Иоанновна жила в Летнем дворце, на Неве были пришвартованы четыре яхты, которые во время празднеств и застолий давали салют.

Чертежи Летнего дворца Анны Иоанновны, выполненные Ф.-Б. Растрелли

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Загадочная смерть императрицы

В Летнем дворце императрица скончалась, здесь же проходила церемония прощания. Ее кончине предшествовали странные события. Еще 5 (16) октября 1740 года во время обеда с Бироном Анна Иоанновна потеряла сознание. Врачи признали болезнь смертельной. М.И.Пыляев в книге «Старый Петербург», ссылаясь фрейлину Блудову, пишет следующее (сохранены грамматика и пунктуация):

За несколько дней до смерти Анны Иоанновны, караул стоял в комнате, возле тронной залы, часовой был у открытых дверей. Императрица уже удалилась во внутренние покои; было уже за полночь, и офицер уселся, чтобы вздремнуть. Вдруг часовой зовет на караул, солдаты выстроились, офицер вынул шпагу, чтобы отдать честь. Все видят – императрица ходит по тронной зале взад и вперед, склоня задумчиво голову, ни на кого не обращая внимания. Весь взвод стоит в ожидании, но, наконец, странность ночной прогулки по тронной зале начинает всех смущать. Офицер, видя, что государыня не желает идти из залы, решается, наконец, пройдти другим ходом и спросить, не знает ли кто намерений императрицы. Тут он встречает Бирона и рапортует ему. – Не может быть, — говорит Бирон: — я сейчас от государыни, она ушла в спальню ложиться. – Взгляните сами, она в тронной зале. – Бирон идет и тоже видит ее. – Это что нибудь не так, здесь или заговор, или обман, чтобы действовать на солдат, — говорит он, бежит к императрице и уговаривает ее выйдти, чтобы в глазах караула изобличить самозванку, пользующуюся некоторым сходством с ней, чтобы морочить людей. Императрица решается выйдти, как была в пудермантеле. Бирон идет с нею. Они видят женщину, поразительно похожую на императрицу, которая нимало не смущается. – Дерзкая! – говорит Бирон, и вызывает весь караул; солдаты и все присутствующие видят «две Анны Иоанновны», из которых настоящую и призрак можно было отличить только по наряду и по тому, что она пришла с Бироном. Императрица, постояв минуту в удивлении, подходит к ней, говоря: «Кто ты? Зачем ты пришла?» Не отвечая ни слова, привидение пятится, не сводя глаз с императрицы, к трону, всходит на него, и на ступенях, обращая глаза еще раз на императрицу, исчезает. Императрица обращается к Бирону и произносит: Это моя смерть, — и уходит к себе.

В этой истории много непонятного. Еще в детстве Анне Иоанновне некий юродивый предсказал, что она умрет после того, как увидит свое отражение без зеркала. В 1721 году, во время пира по случаю провозглашения Петра I императором, шутиха заявила, что женщин царского дома будет поджидать смерть в женском обличии. Можно было бы поверить в мистику, но… На следующий день после смерти Анны Иоанновны, близ Зеленого моста у реки Мойки был обнаружен труп женщины, поразительно похожий на покойную императрицу. Была ли она тем самым призраком?

По завещанию Анны Иоанновны, подписанному на следующий день после явления двойника, престол переходил к 10-месячному Иоанну Антоновичу, регентом при котором был Бирон. Однако ему недолго пришлось править. В ночь на 8 ноября Бирон был арестован Минихом и сослан в . Младенца-императора из Летнего дворца увезли в Зимний дворец, а оттуда – тоже в Шлиссельбург.

Дальнейшая судьба дворца

В 1748 году, уже в царствование Елизаветы Петровны, Летний дворец был разобран и перевезен в Екатерингоф, послужив строительным материалом для двух флигелей, расширивших главный дворец. А уже после революции, в 1926 году, после нескольких пожаров, Екатерингофский дворец разобрали окончательно. Так прекратил свое существование Летний дворец Анны Иоанновны.

© Сайт , 2009-2020. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.


В Покровском в молодости жила дочь Петра 1 Елизавета. Удаленная от двора Анной Иоанновной, она выстроила в усадьбе новомодный дворец, предавалась здесь беззаботным увеселениям, устраивая праздники с друзьями, заставляя танцевать на них покровских крестьян. Московский историк, писатель И. К. Кондратьев пишет, что, "будучи от природы веселого характера, княжна участвовала здесь в праздничных хороводах, составленных из Покровских девиц и молодиц, одеваясь в их красивый костюм: в цветной атласный сарафан и кокошник, или в парчовую кику с дробницами из жемчуга и с позументом, или просто по девичьи, вплетая в трубчатую косу свою ярославскую ленту... С тех пор, надо думать, и пели песню:

Во селе, селе Покровском,
Среди улицы большой,
Разыгралась, расплясалась
Красна девица душа".

Хотя после восшествия на престол Елизавета Петровна не забывала любезное ее сердцу Покровское, она приказала архитектору Бартоломео Растрелли сделать дворец еще более пышным - но все-таки уже не так часто бывает там.

Село затихает, однако иногда еще здесь устраивались праздники: на каруселях и качелях развлекались посетители, а с огромной, длиной почти 400 метров катальной горы скатывались сани или коляски. Эта гора была нарочно сделана к приезду Екатерины II в 1763 г., но и в свое отсутствие она дозволяла "кататца летом и зимою дворянству и купечеству и всякого чина людем, кроме подлых". Посетителей ждали также "трактир и в нем кушанье, чай, чека-лад, кофей, водка гданская и французская, виноградное питье, полпиво и меды". Примерно со второй половины XVIII в. село становится обычным предместьем города, а потом и частью его, в которой начинается интенсивное строительство фабрик и заводов.
Ну а теперь по-порядку.

Ул. Гастелло 44. Бывший Покровский дворец "прекрасной Елисавет" имеет долгую и во многом еще не выясненную историю. Известно, что здесь на берегу большого пруда стояли деревянные хоромы, предназначенные для пребывания царской семьи. Так, в 1713 г. в них жила царевна Мария Алексеевна, позднее будущая императрица Елизавета Петровна вместе с родственниками Скавронскими и Гендриковыми. Возможно, что в середине 1730-х г. вместо деревянных хором выстроили каменные палаты, арх. М.Г. Земцов.

В большой московский пожар в мае 1737 г. дворец сгорел полностью.
В 1742 - 1743 гг. он перестроен в нарядный барочный дворец по проекту архитектора Ф.Б. Растрелли.

Екатерина дворец не любили и здесь почти не бывала и в нач. 19 века он пришел в запустение.
Дворец достоял до 70-х гг. XIX в.
В это время его отдали Покровской общине сестер милосердия и архитектор А.П.Попов перестроил его в сестринский корпус в духе нарядной архитектурной декорации XVII столетия.
В советское время дворец был одной большой коммуналкой, где в полуподвальных кельях доживали свой век милостию Божией 4 монахини.
В 1970-х годах дворец реставрировали и отдали Государственному научно-исследовательскому институту реставрации (ГОСНИИР), который его занимает до сих пор.
Дворец в плане похож на букву "Ш"

Центральная его часть богато декорирована

С обеих ее сторон имеются крыльца в старинном русском стиле.

богато декорированы окна

В мезонине центральной части был домовый храм, его главу стоящую до сих пор без креста мы сегодня принимаем за бельведер.

Дворец стоит на пригорке, перед ним был небольшой курденер, который спускался к пруду, который был образован из запруженной реки Рыбинки, которая недалеков от дворца впадала в Яузу. От дворца на середину пруда, где был остров и стояла деревянная Воскресенская церковь был проложен красивый деревянный мост.
Теперь на месте пруда и всей этой красоты выстроен жилой дом в стиле сталинского ампира, Рыбинку заключили в трубу... а дворец сотрясается от поездов, которые проходят прямо перед ним по линии Курской железной дороги, которую построил промышленник П.фон Дервиз.

Но о нем, вернее о его следах в Покровской-Рубцове будет уже следующий пост.

Со смертью императрицы Анны Иоанновны, последовавшей в 1740 году Бирон стал регентом при малолетнем императоре Иоанне Антоновиче, которому было в ту пору 2 месяца от роду. Впрочем, регентство его было недолгим. Бирон был арестован за злоупотребления и сослан в ссылку. Недолгим было и правление матери малолетнего императора Анны Леопольдовны, назначенной регентшей при нем. 25 ноября 1741 года в результате дворцового переворота на престол взошла дочь императора Петра I Елизавета Петровна. Время ее царствования - время мощного взлета петербургского зодчества. Сама любившая пышность и великолепие, Елизавета Петровна желала видеть детище своего отца украшенным красивыми зданиями и потому очень пеклась о парадном строительстве в Петербурге и его пригородах. Вступив на престол, Елизавета Петровна преимущественно жила в Летнем дворце на месте нынешнего Михайловского замка, который вскоре стал тесен для разросшегося императорского двора. Во время ее царствования были построены Никольский Морской собор, Зимний дворец, был сооружен ансамбль Смольного монастыря, возведены Тучков и Сампсониевский мосты, и, наконец, открыты Московский университет, Академия художеств в Петербурге и Пажеский корпус. Она приглашала в Петербург лучших архитекторов Европы, и среди них самым ярким был Бартоломео Растрелли. Им возведены в Петербурге лучшие здания. Это Зимний дворец, дважды им перестроенный, Аничков, Воронцовский, Строгановский дворцы; Большой Петергофский дворец, Царскосельский (Екатерининский) дворец, Смольный монастырь и другие здания. Глядя на собор Смольного монастыря, Кваренги, не любивший архитектуру елизаветинского барокко, со словами: «Ну и церковь!», - снимал шляпу.
По приезде в Петербург Елизавета Петровна велела строить для себя сразу два дворца, один временный, деревянный около Полицейского моста, другой каменный на набережной Невы. Оба дворца строились по проекту Б. Растрелли. Деревянный дворец, хотя и строился как временный, был отделан с большой роскошью.
Невский проспект к тому времени стал лучшей улицей города. Елизавета следила за его благоустройством. Были изданы указы, запрещающие строить на главной улице города деревянные здания. На проспекте возводились только каменные дома. Но они были не похожи на нынешние. Как правило, это были двухэтажные здания с обязательным палисадником перед фасадом, огражденным узорчатой чугунной решеткой. В 1755 году начали перестраивать Гостиный двор. План Растрелли, отличавшийся большой пышностью отделки здания, не был осуществлен за недостатком финансирования. Сейчас мы видим здание Гостиного двора, построенное по проекту архитектора Вален-Деламота, который сохранил планировку Растрелли, но осуществил постройку здания в стиле раннего классицизма.
Елизавета Петровна по отзывам современников была очень красива, жива и кокетлива. Ее дворцы были уставлены зеркалами, в которых она постоянно видела свое многократно повторенное отражение. Для нее скупались в Европе в большом количестве самые дорогие наряды. После смерти в гардеробе императрицы было 15000 платьев, некоторые из которых не были ни разу одеты. Сама они никогда не одевала дважды одно и то же платье. И того же требовала от придворных, за внешним видом которых очень следила, издавая один за другим указы, регламентирующие внешний облик своих приближенных. Так например, был издан указ, запрещавший придворным дамам носить темные платья, указ о том, чтобы к маскараду ездить только в хорошем платье, а не «в гнусном». А зимой 1747 года вышло «волосяное установление», которое предписывало всем придворным дамам подстричься налысо, а голову покрывать «черными взлохмаченными париками», которые сама же и выдала. Причиной такого жесткого установления было то, пудра с волос императрицы никак не желала сходить, императрица решила выкрасить волосы в чёрный цвет, но и это почему-то не получилось и тогда ей пришлось первой состричь волосы и надеть черный парик. А она не любила, чтобы кто-либо превосходил ее красотой и совершенством. Ну как было не издать «волосяного установления»?
Время Елизаветы - время, когда в искусстве царил стиль барокко, который был под стать веселому характеру императрицы с ее капризами и любовью к роскоши. Архитектурные шедевры Франческо Бартоломео Растрелли, до сих пор поражающие нас изяществом, роскошью и великолепием - памятник тому времени. И один из них -Смольный монастырь, который строился императрицей для себя. Одно время у нее было желание отречься от престола и уйти в монастырь. Для строительства монастыря были согнаны тысячи солдат и мастеровых людей. Он строился с большим размахом. И через несколько лет внешне был готов. Но тут началась семилетняя война, и строительство прекратилось за нехваткой денег. Вскоре и желание уйти в монастырь у Елизаветы тоже пропало.

Г. Р. Державин назвал время правления Елизаветы «веком песен». Елизавета Петровна и в самом деле любила музыку и сама обладала незаурядными музыкальными способностями: играла на многих инструментах и сочиняла песни. Благодаря ей Россия познакомилась с гитарой, мандолиной, арфой и другими инструментами. При ней расцвели опера, балет, а также драматический театр, который она очень любила. На сцене русских театров играли Шекспира, Мольера и, конечно же, пьесы первого русского трагика Александра Сумарокова. В 1750 году в Ярославле был создан Федором Григорьевичем Волковым театр, спектакли которого шли с большим успехом. Узнав о «ярославских комедиях», императрица специальным указом вызвала Волкова с труппой в Петербург. Инициативой Сумарокова и Волкова в 1756 году был официально учреждён «Русский для представления трагедий и комедий театр», положивший начало созданию Императорских театров России. Театр поначалу располагался в Меншиковском дворце, в котором в 1732-м открылся Шляхетный кадетский корпус для малолетних дворян. Здесь была поставлена первая русская трагедия «Хорев», здесь же разместили в 1752 году актеров труппы Федора Волкова.
При той активной светской жизни, какую вела Елизавета, до управления государством у нее иногда просто не доходили руки. Министры месяцами бегали за ней, чтобы она успела между переодеваньями к балу или маскараду подписать какой-нибудь документ. К счастью, бюрократическая машина, запущенная некогда Петром, продолжала свою работу, и дело шло своим чередом. К тому же у нее были замечательные помощники. Она вполне могла положиться во внутренней политике на П. И. Шувалова, во внешней на А. П. Бестужева-Рюмина, в сфере просвещения на И. И. Шувалова.
Балы и маскарады сменяли друг друга, соперничая между собой в пышности и блеске. Но на фоне этого, казалось, нескончаемого праздника в Петербурге происходили важные события. Петербург этого времени - это Петербург Ломоносова, основателя отечественной науки и поэзии, это Петербург важных географический исследований и открытий. В 1743 году закончилась одиннадцатилетняя Вторая Камчатская экспедиция, а через два года был издан Академический атлас с картами громадной территории от Байкала до Анадыря и северо-западной Америки.
Создавая в свое время Академию наук, Петр I мыслил ее как центр высшего образования в России. Это видно из проекта «Положения Академии наук и художеств», в котором было сказано, что члены Академии, трудясь «о совершенстве художеств и наук», должны были «те художества и науки публично учить», то есть преподавать. То есть Академию Петр мыслил как университет. В 1745 году профессором этого Академического (или Петровского) университета стал М. В. Ломоносов, который настоял на том, чтобы обучение в университете могли проходить не только дворяне: «Ни единому человеку не запрещено в университетах учиться, кто бы он ни был, и в университете тот студент почетнее, кто больше научился». Такая установка профессора первого в России высшего учебного заведения, основателя отечественной науки открыла дорогу к получению образования для многих талантливых молодых людей. Среди первых «природных россиян», окончивших Петровский университет были Антиох Кантемир, Иван Магницкий, Петр Ремизов. Поэтические «Сатиры» Антиоха Кантемира были очень популярны в то время и в списках ходили по рукам.
Повышению интереса к культуре и образованию способствовали и культурные запросы и интересы императрицы и двора, близость к Европе, сам дух города, с самого рождения предназначенный быть «окном в Европу». В городе появляются гимназии, как государственные, так и частные. В 1757 году в Петербурге была образована «Академия трех знатнейших художеств» - живописи, архитектуры и скульптуры. Возведение здания для Академии художеств на Университетской набережной начнется только в 1764 году, а с момента основания до этого времени она располагалась в доме инициатора ее создания И. И. Шувалова, в Шуваловском дворце на Садовой улице, между Невским проспектом и Итальянской улицей. Первыми ее учениками стали Иван Старов, Федор Рокотов, Василий Баженов. Как художник-мозаичист М. В. Ломоносов стал почетным членом Академии. Мозаичное панно работы М. В. Ломоносова «Полтавская баталия» находится сейчас в здании Академии наук.
В 1751 году на Николаевской набережной Невы, нынешней набережной лейтенанта Шмидта, открылся Морской шляхетный кадетский корпус, позже ставший Морской академией. С причала, где стоит памятник Крузенштерну, уходили в море все выдающиеся русские мореплаватели и адмиралы.

Петербург шумной елизаветинской поры уже мало чем напоминал скромный петровский «Парадиз». В городе к этому времени сложилась благоприятная среда для развития экономики. Он не требовал уже исключительных мер по привлечению населения и финансов. Все возрастающие потребности новой столицы преображали весь это край на многие километры вокруг. Возы со строительным материалом, продовольствием, различными изделиями местных промыслов тысячами тянулись из Новгородской, Псковской, Олонецкой губерний. Корабли из Европы, барки, лодки, плоты сотнями искали места для швартовки у пристаней города.
За время своего двадцатилетнего правления Елизавета Петровна не подписала ни одного смертного приговора. И может быть, поэтому внутренняя жизнь страны в целом в этот период была стабильной - в стране не было ни бунтов, ни ожесточения. Были запрещены некоторые жестокие забавы: в Москве и Петербурге было запрещено иметь медведей, стрелять из ружей. В сфере внешней политики это время было также временем покоя: из 20 лет царствования Елизаветы 15 лет были мирными. А четыре года участия России в Семилетней войне (1756-1760) обнаружили боеспособность русской армии, нанесшей поражение непобедимым дотоле войскам Фридриха Великого. И это при извечной российской неразберихе, воровстве в тылу, непродуманности стратегических планов.

Трудно назвать другое строение, которое просуществовало бы на территории императорского Летнего сада такой короткий срок — всего пятнадцать лет — и оставило настолько яркий след в истории. На протяжении восьми лет Летний дворец Анны Иоанновны оставался императорской резиденцией, где бился политический пульс всей Российской империи.

Летний деревянный дворец Анны Иоанновны входит в группу несохранившихся построек Летнего сада. В стенах этого дворца в 1740 году окончила свой жизненный путь императрица, и здесь же было оглашено ее завещание. Здесь было провозглашено регентство Бирона, а высокие сановники и гвардия присягали малолетнему императору Иоанну Антоновичу. С любимым дворцом Анны Иоанновны связана одна из самых драматических страниц нашей истории — арест герцога Курляндского Бирона, бывшего фаворита императрицы. Неудивительно, что получившая такую мрачную славу императорская резиденция восемь лет спустя была разобрана.

Летний дворец Анны Иоанновны был возведен в 1732 году на набережной Невы на месте «Залы для славных торжествований», по этому случаю разобранной. Архитектором выступил Франческо Растрелли при участии своего отца, Бартоломео Растрелли.

Это был одноэтажный дворец, значительно вытянутый в длину. Летний деревянный дворец резко отличался от дворца Петра I, стоявшего на берегу Фонтанки. Растрелли выделил центральную часть здания, а от боковых крыльев устроил спуски к воде. По краю кровли проходила нарядная балюстрада, однообразный ритм которой нарушался фигурными резными украшениями и декоративной скульптурой. Колонны и украшенные наличниками часто расположенные окна значительно обогатили фасады дворца, придав ему характер барочного сооружения. После завершения строительства дворца новая резиденция императрицы приобрела функцию своеобразного «невского фасада», через который можно было пройти в Летний сад.

По свидетельству Растрелли, дворец имел двадцать восемь апартаментов. Из других источников известно, что в 1741 году — уже после смерти императрицы — во дворце были следующие покои: «Антикамора», где принимали послов; «Комедия»; обер-гофмаршальские помещения, спальня императрицы, большая императорская зала, десять покоев герцога Бирона, четыре покоя, которые занимал его сын Петр. Кроме того, во дворце находились покои фрейлин, контора для письмоводства; казенные палаты, где хранились палатные уборы, и оружейные палаты. Упоминается также, что спальня Бирона была обита коврами. Это самое подробное описание внутренних апартаментов Летнего дворца, которое мы имеем на сегодняшний день.

На плане деревянного дворца Анны Иоанновны, выполненном с копии чертежа 1732 года, ясно видно, что здание заключало в себя две анфилады зал. Помещения северной анфилады выходили окнами на Неву, а южной — в сад. Невскую анфиладу составляли залы больших размеров — это была парадная часть дворца. По оси здания располагался, по-видимому, тронный зал, в нем на плане дворца показано тронное место. Далее на запад через три помещения находилась парадная опочивальня. В восточном корпусе дворца, выделенном ризалитом, находился самый большой зал дворца. Судя по описанию, во дворце располагалась «Комедия», то есть зал для театральных представлений. Очевидно, «Комедией» служил именно этот большой зал в восточном корпусе здания. Садовую анфиладу составляли помещения меньшего размера. Возможно, здесь находились жилые покои; они группируются апартаментами, разделенными прихожими и имевшими выход в сад. Поскольку в Невской анфиладе располагалась парадная опочивальня, то можно предположить, что в Садовой анфиладе находилась вседневная опочивальня, в которой императрица и скончалась. Апартаменты Бирона также выходили окнами в сад и примыкали к императорским: это подтверждается сообщением подполковника Манштейна, арестовавшего герцога.

Анна Иоанновна впервые переехала в свою Летнюю резиденцию сразу после свадьбы брата своего фаворита, Густава Бирона, с княжною Меншиковой, отпразднованной в Зимнем дворце в первый день лета 1732 года.

Анна Иоанновна жила в Летнем дворце по точно установленному порядку — с начала мая до конца сентября (исключая несколько недель в июне и июле, проводимых в Петергофе). Императорский двор всегда с особой пышностью перебирался в Летний дворец. Анна Иоанновна плыла по Неве под громы пушечных выстрелов на украшенной золотом шестнадцативесельной яхте с великолепной каютой в виде комнаты, украшенной зеленым бархатом.

2 Покровский дворец Елизаветы Петровны

Императрица Елизавета Петровна из тех редких послепетровских Романовых, которые любили Москву. Ее симпатия распространялась и на принадлежащее ей село Покровское-Рубцово на берегу ныне несуществующей речки Рыбинки, впадавшей в Яузу. Само село с деревянным «увеселительным» дворцом, церковью Покрова, прудом и садом известно еще с XVI в. Его первым владельцем был Протасий Васильевич Юрьев, от которого сложными путями оно досталось Романовым. Владения были большими.

При Анне Иоанновне, удаленная от двора, Елизавета Петровна жила в Покровском-Рубцово. По преданию — весело, устраивая праздники, танцы и гуляния. В 1737 году деревянный дворец сгорел. В 1739 году Елизавета построила новый на берегу пруда: одноэтажный, на высоком подклете, с центральным двусветным залом. Интерьеры дворца не сохранились, но известно, что они были отделаны в японском и китайском стилях. Роскошный парк с катальной горкой и каруселями был устроен в 1752 году архитектором Б.-Ф. Растрелли. Он же делал и проект нового дворца, который не был осуществлен.

С другой стороны пруда построили церковь Воскресения Христова, соединявшуюся с дворцом переходом и мостом. В 1790 году она была упразднена.

После смерти Елизаветы дворец практически не использовался. В 1872 году территория была отдана Покровской общине сестер милосердия. Община произвела переделки по проекту П. П. Скоморошенко: надстроили второй этаж, построили боковые крылья, возродили Воскресенскую церковь, но уже в центральном зале, изменили на ныне существующий декор фасадов.

Общину закрыли в 1920-х гг., устроив в бывшем дворце огромные коммунальные квартиры, которые просуществовали здесь до 1980-х гг. Пруд был засыпан, а перед дворцом была проложена нынешняя улица Гастелло. В настоящее время во дворце располагается Государственный научно-исследовательский институт реставрации.

3 Большой Екатерининский дворец

Большой Екатерининский дворец в Царском Селе — любимая резиденция Елизаветы Петровны и Екатерины II. Екатерининский дворец — композиционный центр Екатерининского парка и одно из главных его украшений. Величественное здание занимает центральную часть Царского села.

История дворца начинается в 1717 году со строительства «Каменных палат» для супруги Петра Первого Екатерины Первой. Согласно проекту Браунштейна, это было скромное двухэтажное здание, архитектура которого была типичной для подобных построек в России начала XVIII века. В 1724 году строительство дворца было завершено. В честь этого в новом дворце был устроен грандиозный праздник.

Первой перестройку «Каменных палат» начала после восшествия на престол в 1741 году Елизавета Первая. Сменилось несколько архитекторов, прежде чем в конце 1748 года строительство возглавил обер-архитектор императорского двора Франческо Бартоломео Растрели. И уже к концу июля 1756 года императрице и ее гостям вместо скромного здания был представлен шикарный дворец в стиле барокко, поражавший красотой и размерами. Лазоревый фасад был украшен белыми колоннами, лепными украшениями и фигурами атлантов. Золоченый орнамент придавал дворцу еще более торжественный вид. От центральной части дворца отходили флигели, соединенные крытыми галереями. Над северным крылом возвысились позолоченные купола пятиглавой дворцовой церкви. А над южным крылом засиял позолоченный купол с многоконечной звездой на шпиле. Фасады дворца имеют протяженность 300 метров, а на позолоту наружных и внутренних украшений ушло почти 100 килограммов червонного золота.

Внутренняя планировка и убранство так же были видоизменены. Парадные комнаты были расположены во всю длину здания, образуя Парадную золотую анфиладу. Появились Картинный зал и знаменитая Янтарная комната. В Картинном зале представлены более ста картин западноевропейских мастеров живописи XVII — начала XVIII веков различных национальных школ. Над созданием Янтарной комнаты более пяти лет трудились лучшие мастера из разных стран.

Следующий этап в оформлении парадных и жилых залов дворца относится к 1770-м годам. Новая хозяйка резиденции, императрица Екатерина II, увлеченная античным искусством, пожелала украсить свои апартаменты в соответствии с модными вкусами и поручила их отделку шотландскому архитектору, знатоку античной архитектуры Ч. Камерону.

Созданные им интерьеры — Арабесковая и Лионская гостиные, Китайский зал, Купольная столовая, Серебряный кабинет, Синий кабинет (Табакерка) и Опочивальня — отличались утонченной красотой, строгостью декоративного оформления и особым изяществом отделки. К сожалению, эти залы погибли в годы Великой Отечественной войны и до сих пор не восстановлены.

4 Китайский дворец в Ораниенбауме

Китайский дворец является частью грандиозного дворцово-паркового комплекса «Собственной дачи» императрицы Екатерины II. Строительство дворца осуществлял архитектор Антонио Ринальди. По его проекту перед южным фасадом Китайского дворца вырыли большой прямоугольный пруд, на левом берегу которого построили Фрейлинский домик, а на правом отвели место для кофейного домика (проект этой постройки так и не был осуществлен). У восточного фасада дворца, уже за границей Собственной дачи, был построен Кухонный корпус.

Китайский дворец, блестящий образец стиля рококо в России, по праву считается жемчужиной дворцово-паркового ансамбля Ораниенбаум. Абсолютная подлинность делает этот многоликий пригород уникальным, выделяя его из всех императорских резиденций, которые блистательным ожерельем обрамляют Северную столицу

Екатерина II, будучи еще великой княгиней, облюбовала для себя в Ораниенбауме «заветный» уголок. В своих «Записках» она вспоминает 1757 год: «Мне пришла фантазия развести себе сад… но я знала, что великий князь не даст мне для этого ни клочка земли, и поэтому попросила князей Голицыных продать или уступить мне 100 десятин с давних пор заброшенной… земли, которою они владели возле самого Ораниенбаума… Они охотно уступили мне ее. Я принялась чертить планы и разбивать сад, и так как в первый раз занималась планами и постройками, то все выходило у меня огромно и неловко».

К воплощению своего замысла Екатерина Алексеевна смогла приступить лишь пять лет спустя, с воцарением на российском троне. В 1762 году начинается строительство Собственной дачи, и, прежде всего, — «каменного домика и горы». Все работы проводились «под смотрением» А. Ринальди и по его чертежам. Екатерина II порой приезжала в Ораниенбаум, наблюдая за возведением Голландского домика, или Китайского дворца. Новоселье в Китайском дворце императрица отпраздновала 27 июля 1768 года. Этот воскресный день был отмечен божественной литургией в храме Святого Пантелеймона, а затем состоялась парадная трапеза в честь завершения строительства дворца: преосвященные архиереи, архимандриты вместе с вельможами обедали и «пили за Высочайшее Ея Императорского Величества здоровье».

В 1770-е годы императрица часто посещает Ораниенбаум и принимает здесь высоких гостей: с визитами прибывают не только «чужестранные» министры, но и царственные особы — король Швеции Густав III, австрийский император Иосиф II. 17 июля 1780 года Екатерина II впервые показывала дворец своим внукам, великим князьям Александру и Константину. С 1796 года Ораниенбаум принадлежал великому князю Александру Павловичу (будущему императору Александру I), а в 1831 году резиденция перешла в единоличное владение его брата Михаила Павловича. Позднее хозяйкой поместья стала супруга Михаила Павловича Елена Павловна, а затем их дочь Екатерина Михайловна, вышедшая замуж за герцога Георга Мекленбург-Стрелицкого; их дети — Георгий, Михаил и Елена — владели Ораниенбаумом вплоть до 1917 года.

Китайским летний увеселительный дворец был назван благодаря роскошной отделке четырех комнат, выдержанной в духе представлений того времени об искусстве Востока. Встречаются и другие названия: «Домик, что в Верхнем саду», «Домик маленький, собственный Ее Императорского Величества». И действительно, ему менее всего подходит громкое определение «дворец» — он скорее напоминает парковый павильон, стоящий на невысоком стилобате, образующем террасу.

Скромный внешне дворец поражает своим внутренним убранством. Позолота и зеркала, орнаменты из раковин, цветочные гирлянды, завитки, причудливо изогнутые рамы, лепные узоры, прихотливо бегущие по стенам, падугам и потолкам, изысканные росписи, подернутые жемчужной дымкой, — все это создает атмосферу изнеженности и уюта. Таков стиль рококо, просуществовавший недолгое время в XVIII столетии, но оставивший в России яркий след — изысканный и камерный Китайский дворец в Ораниенбауме. Особую утонченность интерьерам рококо придают стилизованные восточные мотивы декоративного убранства и множество подлинных произведений искусства Китая и Японии.

Интерьеры Китайского дворца хранят первозданное убранство XVIII века: редкостную коллекцию живописи итальянских художников, прекрасные образцы восточного и западноевропейского фарфора, мебель русских и европейских мастеров. Одной из главных достопримечательностей дворца являются уникальные паркеты, выполненные по рисункам Ринальди; они не имеют себе равных в русском декоративно-прикладном искусстве. Первоначально полы во дворце были исполнены из искусственного мрамора. В 1770-х годах их заменили наборными паркетами из разнообразных пород дерева (их насчитывается до 36) — дуба, клена, березы, палисандра, самшита, красного и черного дерева, персидского ореха, сахардана (коричневого дерева), амаранта и других. Паркеты, не повторяющиеся ни в одном помещении, поражают своим сложным рисунком и изысканной цветовой гаммой.

Стеклярусный кабинет, Штофная Опочивальня, Зал Муз, Голубая и Розовая гостиные… Уже сами эти названия говорят об исключительности дворцовых помещений, их непреходящей художественно-исторической ценности. В оформлении интерьеров Ринальди использовал богатейший арсенал декоративных форм, присущих стилю рококо, достигая гармоничной взаимосвязи убранства дворца и его архитектуры.

Центром симметричной композиции Китайского дворца является Большой зал, от которого вдоль северного фасада в обе стороны отходят помещения парадной анфилады. К основному объему здания с юга под прямым углом примыкают два крыла, включающие малые анфилады; в западной анфиладе располагались личные покои императрицы Екатерины II, восточной — комнаты ее сына, великого князя Павла Петровича.

Китайский дворец расположен в юго-западной части Верхнего парка. Перед дворцом расстилается поляна с цветниками, а боковыми кулисами и фоном для него служат вековые дубы. В XVIII столетии парк был решен в регулярном французском стиле, и в его композицию был «вписан» бассейн правильной геометрической формы. К середине XIX века характер парковых насаждений изменился: планировка стала свободной, и Верхний парк приобрел романтический облик. Водоем превратился в пруд, и его берега приняли более мягкие очертания.

Как музей Китайский дворец открылся в 1922 году. В годы Великой Отечественной войны 1941−1945 годов советские войска отстояли «Ораниенбаумский пятачок», что не позволило немецкой армии оккупировать Ораниенбаум. Повреждения, нанесенные войной, не исказили облик его памятников, а искусное мастерство реставраторов лишь подчеркнуло их высочайшие художественные достоинства.