Заграничные паспорта и документы

В норвегии в море упал российский вертолет. В норвегии в море упал российский вертолет Нашли вертолет в норвегии

В генеральном консульстве России на Шпицбергене РБК, в свою очередь, пояснили, что информация об упавшем вертолете уточняется. «Вертолет летал в законсервированный поселок. Там связи нет, что случилось, пока не знаем. Прокомментировать ситуацию не можем», — сказали в генконсульстве.

Прямо сейчас над местом падения вертолета, как заявил РБК дежурный Норвежской спасательной службы около 19:00 мск, работают два вертолета. «Еще никто не найден, поэтому мы не можем утверждать, погибли они [люди, находившиеся на борту] или нет», — сказал он. Спасательные работы, как уточняет норвежское издание Verdens Gang, осложняют снег и плохие погодные условия.

По данным журнала «Русский вестник Шпицбергена», вертолет Ми-8АМТ был доставлен на остров в 2013 году. Его эксплуатацией занимается компания «Конверс Авиа».

Заместитель гендиректора по организации перевозок и авиационных работ этой авиакомпании Дмитрий Желязков сообщил РБК, что информация по поводу их вертолета проверяется. «Ждем информацию от спасательных служб Норвегии», — сказал он, добавив, что связи с экипажем нет. На борту, как добавил собеседник РБК, «было пять членов экипажа и три пассажира».

Диспетчер планово-диспетчерской службы авиакомпании «Конверс Авиа», в свою очередь, сообщил, что работники авиаперевозчика «сами обстоятельства полностью не знают». «Собираем информацию, [выясняем] обстоятельства разные. Пока ничего нам неизвестно», — отметил он, добавив, что «вертолет новый, хороший» и «проверенный». «Летал постоянно. Всегда его проверяли, и регламент он проходил», — пояснил диспетчер.

«Для работы на Шпицбергене авиакомпания «Конверс Авиа» отправляет только лучших и хорошо себя зарекомендовавших специалистов, имеющих исключительно большой опыт работы в высокоширотных районах — в Арктике и на Крайнем Севере», — рассказывал Желязков в сентябре. «В таких кадрах авиакомпания не испытывает недостатка, имея долгосрочные многолетние договоры на авиационное обслуживание с крупными российскими нефтегазодобывающими компаниями», — отмечал он.

Вертолет Ми-8АМТ способен перевозить до 24 пассажиров и до 4000 кг груза. Полеты на Шпицбергене «Конверс Авиа» выполняет в интересах треста «Арктикуголь», а также для генерального консульства России, перевозя работников треста и сотрудников консульства из аэропорта Лонгьир в Баренцбург и обратно. Кроме того, время от времени компания совершает полеты в научных и других целях, которые подлежат согласованию с авиационной администрацией Норвегии и губернатором Шпицбергена.

В целом же «Конверс Авиа» выполняет коммерческие воздушные перевозки и авиационные работы с использованием вертолетов Ми-8Т, Ми-8МТВ, Ми-2, R-44. Всего в парке авиакомпании более 20 собственных вертолетов. Авиаперевозчик занимается организацией полетов в том числе в ЕС, на Ближнем Востоке и в Африке. Аэропортом базирования «Конверс Авиа» является тверской аэропорт Змеево.

Баренцбург — жилой поселок рядом с угольной шахтой, разработку которой трест «Арктикуголь» ведет с 1932 года. В Баренцбурге проживают около 400 человек, однако поселок ежегодно посещают тысячи туристов. В жилом поселке Баренцбург есть гостиница, больница, детский сад и другие социальные объекты.

«В Баренцбурге находится российский научный центр. Его курирует институт Арктики и Антарктики, и он туда направляет сотрудников», — cообщил РБК бывший директор музея Арктики и Антарктики Виктор Боярский. По его словам, «сотрудники работают там довольно продолжительное время, иногда по полгода, иногда меняются почаще». «Выполняют различные работы по исследованию климата и наблюдению за льдом, за уровнем моря и так далее, целый комплекс работ», — пояснил он, заметив, что, по его информации, «на борту были три сотрудника НИИ Арктики и Антарктики и пять членов экипажа».

До 1920 года Шпицберген считался «ничейной» территорией, но затем вошел в состав Норвегии при условии сохранения за остальными странами права вести на архипелаге хозяйственную деятельность. За СССР, а после его распада за Россией в соответствии с норвежским законодательством был зафиксирован особый статус на Шпицбергене.

Баренцбург считается своеобразной российской «столицей» на Шпицбергене, кроме того, в состав «российской территории» входят законсервированные рудники Грумант и Колсбей, а также поселок Пирамида и участок под названием Тундра Богемана.

Пирамида также является угольным месторождением. Строительство и оборудование шахты в нем начала Швеция в 1910 году. Спустя 17 лет владельцем этого поселка стал советский трест «Северолес». В 1931 году эта территория была передана тресту «Арктикуголь».

За последние годы для превращения поселка Пирамида в туристическую зону трест «Арктикуголь» капитально отремонтировал в населенном пункте гостиницу, а также восстановил инженерные сети, тепло- и водоснабжение. В порту для туристов были установлены три гостевых домика. В рамках программы охраны памятников культуры на Шпицбергене в феврале 2011 года трест «Арктикуголь» и губернатор Шпицбергена договорились о совместном выполнении работ по ремонту и поддержанию части зданий поселка. Всего в Пирамиде, по данным издания Dagbladet, проживают порядка 1 тыс. человек.

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Это фото российского вертолета Ми-8 было сделано в Баренцбурге в 2011 году

Спасательный центр Северной Норвегии сообщил о том, что в результате поисковой операции у архипелага Шпицберген, где в четверг упал российский Ми-8, на дне моря удалось обнаружить фрагменты разбившегося вертолета.

Обломки найдены на глубине 209 метров, уточняют норвежские спасатели, приблизительно на расстоянии 1,2 морской мили (около 2,2 км) к северо-востоку от Ис-фьорда, расположенного на западном берегу острова Западный Шпицберген.

На этом спасатели завершили свою работу, поиском тел пассажиров и членов экипажа теперь займется полиция. На борту упавшего вертолета находилось восемь человек - предполагается, что все они погибли.

Как уточняет Интерфакс со ссылкой на источник в международных службах авиационного поиска и спасения, "на глубине 178 м обнаружены предположительно предметы, характерные для кабины российского вертолета и личные вещи членов экипажа".

Говорить об обнаружении фрагментов фюзеляжа пока преждевременно, утверждает источник.

"На место из Мурманска направляются российские водолазы с глубоководным робототехническим оборудованием, чтобы исследовать дно", - сказал он.

Подробности операции описала губернатор Шпицбергена Керстин Аскхольт. По ее словам, российские спасатели будут работать вместе с норвежцами, сейчас они направляются к месту крушения на борту судна "Поларсиссел".

  • Андрей Рогачевский: российский Шпицберген вчера и сегодня

Накануне вечером пресс-служба МЧС России сообщила, что в Норвегию вылетели "более 40 спасателей двух передовых подразделений МЧС - отряда "Центроспас" и Центра "Лидер", в том числе 17 водолазов, имеющих допуск к проведению поисково-спасательных работ на больших глубинах".

Как сообщает РИА Новости, предполагается также привлечь судно, способное поднять вертолет.

"Российский" остров

Ми-8, на борту которого находились трое пассажиров и пятеро членов экипажа, направлялся из российского поселка Пирамида в Баренцбург, упал в море недалеко от архипелага Шпицберген в четверг, около 15:35 по местному времени.

Правообладатель иллюстрации Lev Fedoseev/TASS Image caption Баренцбург - второй по величине населенный пункт на архипелаге Шпицберген

Шпицберген - норвежский архипелаг, но там уже почти 100 лет живут и работают российские шахтеры, и часть хозяйственной деятельности на архипелаге согласно его особому статусу осуществляет Россия.

Вскоре МЧС России подтвердило, что все восемь человек на борту вертолета - российские граждане, при этом трое пассажиров - сотрудники петербургского НИИ Арктики и Антарктики.

Баренцбург - второй по величине населенный пункт на архипелаге Шпицберген. Население Баренцбурга и поселка Пирамида составляет около 500 человек.

Архипелаг был открыт голландским мореплавателем Виллемом Баренцем в 1596 году. С конца XIX века здесь стали добывать уголь. В 1920 году был подписан международный договор, который позволил России осуществлять деятельность на Шпицбергене.

К началу 1930-х на Шпицбергене возникли три советских шахтерских поселка - Пирамида, Грумант и Баренцбург, они были выкуплены у голландских и шведских фирм госкомпанией "Арктикуголь". Россия остается единственной, кроме Норвегии, страной, которая продолжает добывать уголь на Шпицбергене.

Вертолет не имел разрешения на этот полет. Если бы россияне следовали законам страны, на территории которой работают, трагедии бы не случилось.

Переписку компании «Конверс Авиа» и норвежского департамента гражданской авиации опубликовала газета «Свалбардпостен». Письмо, датированное 20 декабря прошлого года, сообщает авиакомпании, что вертолет Ми-8 с бортовым номером RA22312 в 2017 году может осуществлять лишь внутренние перелеты, непосредственно связанные с горнодобывающей деятельностью треста «Арктикуголь». В тексте особо подчеркивается (со ссылкой на норвежские подзаконные акты): «Разрешение не распространяется на любые иные рейсы, коммерческие или некоммерческие (включая транспортировку туристов, грузов, ученых, а также международные рейсы со Шпицбергена)».

Напомню, 26 октября вертолет как раз перевозил ученых НИИ Арктики и Антарктики, завершавших цикл метеорологических исследований на архипелаге. На борту были сотрудники НИИ Олег Голованов, Николай Фадеев и Максим Каулио. Вместе с ними погибли члены экипажа — командир Евгений Баранов, второй пилот Владимир Фролов, бортмеханик Алексей Поуляускас, техник Марат Михтаров и инженер Алексей Королев.

Какие последствия будет иметь обнародование этих документов, пока неясно. Теоретически отправить людей в заведомо незаконный полет, из которого они не вернутся, означает получить обвинения по уголовному делу. Оно, напомню, уже возбуждено российским СК по статье «Нарушение правил безопасности полетов, повлекшее смерть двух и более лиц». Однако будут ли для российских следователей иметь значение норвежские документы и как «трудности перевода» повлияют на квалификацию деяний фигурантов — вопрос.

Однако вопросы должны бы возникнуть и к руководителям научной экспедиции: как продумывалось транспортное обеспечение ученых и что заставило отправить людей в смертельный полет? Понятно, что ресурса, чтобы зафрахтовать норвежский борт (а это в сложившейся ситуации было бы единственным законным решением вопроса), у НИИ не было. Видимо, как часто бывает, с российским трестом просто договорились «по-дружески».

Ограничения на полеты, выданные «Конверс Авиа», связаны с особенностями российского присутствия на архипелаге. По договору о Шпицбергене, россияне имеют право работать на ограниченной его части и вести строго определенную деятельность, соблюдая при этом законы норвежской короны. Эти законы не первый раз нарушаются (самый громкий скандал был связан с посещением архипелага находящимся под санкциями вице-премьером правительства РФ Дмитрием Рогозиным). Чем больше нарушений, тем строже норвежская сторона напоминает россиянам, что они в гостях. Тем не менее россияне продолжают вести себя на Свальбарде, как у себя дома.

В 2007 году россияне ухитрились провести несколько полетов, вообще не уведомив о них департамент авиации. Перевозили ученых и съемочную группу. Вертолеты тогда эксплуатировала компания «Спарк плюс». Получив претензию, «Арктикуголь» заявил, что это норвежцы нарушают договор о Шпицбергене, а именно пункт о равных правах на ведение бизнеса на архипелаге. Министерство транспорта и коммуникаций отклонило жалобу треста в августе 2008 года, напомнив, что полеты над Свальбардом могут производить только норвежские борты. А право россиян использовать свои вертолеты — исключение из правил и акт доброй воли. Вопрос решался на уровне МИД двух государств, и норвежская дипломатия оказалась более эффективной.

Но россиян это, разумеется, не остановило. Всплывшие сейчас документы вполне могут серьезно осложнить дальнейшую работу российской авиации на архипелаге.

Губернатор Кирстин Аскхольт пока дипломатично предполагает, что пребывание ученых в заброшенном поселке Пирамида и роковой полет могли быть косвенно связаны с горнодобывающей деятельностью россиян.

— Рано говорить о расследовании, мы пока сосредоточены на поисковой операции, — говорит она.

Траурных мероприятий в Баренцбурге еще не проводилось. «Арктикуголь» обещает провести панихиду лишь после того, как будут найдены тела всех пропавших членов экипажа и пассажиров. Генконсул России Вячеслав Николаев официально поблагодарил норвежскую сторону за организацию поисковой операции. После крушения единственного в этих краях российского вертолета губернатор Аскхольт предоставила россиянам собственный борт.

Что касается поисков тел погибших, они продолжаются, но пока не очень успешно. Единственное тело было найдено в 130 метрах от вертолета 30 октября. Останки направлены на экспертизу в норвежский город Тромсё.

Подъем со дна моря российского вертолета Ми-8. Фото: РИА Новости

В ночь на 4 ноября обломки вертолета были подняты на поверхность норвежским судном. На борту машины тел погибших не оказалось. Зато там нашли 24 спасательных жилета. Еще один жилет был ранее найден рядом с вертолетом. Это означает, что никто из пассажиров и членов экипажа не надел жилет перед морским перелетом, как того требуют правила безопасности. Также в ста метрах от места крушения на дне были найдены сумка, куртка и обувь. Речевой самописец в кабине не обнаружен. Найденные GPS-устройства будут расшифрованы в Москве.

Полина Духанова

У берегов Норвегии пропал с радаров российский вертолёт Ми-8, на борту которого находились восемь человек. По данным норвежской спасательной службы, он потерпел крушение. В МЧС России RT cообщили, что информация о полёте перестала поступать, когда вертолёт находился в 10 километрах от Баренцбурга на архипелаге Шпицберген. Российское ведомство готовит к вылету на Шпицберген самолет Ил-76 с водолазами, подводными аппаратами и беспилотниками.

Российский вертолёт потерпел крушение в море у берегов Норвегии. На его борту находились восемь человек, сообщает спасательная служба страны. Инцидент произошёл в нескольких километрах от российского шахтёрского посёлка Баренцбург на архипелаге Шпицберген.

«Российский вертолет, восемь человек на борту, упал в море в 2—3 километрах от Баренцбурга. спасательная служба Северной Норвегии координирует операцию», — говорится в Twitter ведомства.

Спасатели отмечают, что вертолёт, судя по всему, летел по маршруту посёлок Пирамида — Баренцбург.

«Вертолёт, скорее всего, направлялся из (российского. — RT ) посёлка Пирамида в Баренцбург. Он пропал и потерпел крушение около 15:35 по местному времени (16:35 мск. — RT ), — сообщается в Twitter.

На место происшествия были отправлены два спасательных судна и вертолёт, о чём заявил представитель спасательной службы Туре Хонгсет. Помимо этого туда выдвинулось и судно губернатора Шпицбергена «Поларсиссель» (Polarsyssel).

  • Судно Polarsyssel
  • Jan-Morten Bjoernbakk

Известно, что пропавший борт принадлежит компании «Конверс Авиа». Она является российской и действует с 1995 года. В её парке более 30 вертолётов, которые осуществляют авиационное обеспечение ледоколов и морских судов, а также обслуживают российские организации на территории Норвегии. Она также имеет официальную аккредитацию ООН и выполняет авиационное обслуживание миссий и подразделений всемирной организации.

«Вертолет принадлежит нашей компании. На данный момент мы не подтверждаем информацию, что он разбился. Пока с ним отсутствует связь», — приводит ТАСС заявление заместителя генерального директора «Конверс Авиа» Дмитрия Желязкова.

В компании отметили, что вертолёт был технически исправен и регулярно проходил проверки перед вылетом. «Вертолёт Ми-8АМТ адаптирован к полётам в северных районах, он 2013 года выпуска», — уточнил Желязков. Он подчеркнул, что воздушное судно пилотировал опытный экипаж, который хорошо знал специфику полётов на Шпицберген.

«В условиях Арктики работают одни из самых опытных лётчиков, имеют специальную подготовку. Командир — один из самых опытных в компании», — заявил замгендиректора.

К спасательной операции подключились и сотрудники «Конверс Авиа», о чём RT сообщил советник генерального директора авиакомпании Александр Шилов.

  • Знак города Баренцбург на архипелаге Шпицберген
  • РИА Новости
  • Михаил Воскресенский

Информацию о вертолёте подтвердили RT и в МЧС России. По их данным, борт пропал с экранов радаров в 10 километрах от Баренцбурга.

«Поступила информация, что в акватории Гренландского моря в 10 км от населённого пункта Баренцбург с экранов радаров пропал вертолёт Ми-8, на борту которого находились восемь граждан России. Вертолёт следовал по маршруту населённый пункт Пирамида — Баренцбург. Во взаимодействии с Норвежским объединённым спасательным координационным центром проводятся поисково-спасательные работы. В район предполагаемого нахождения вертолёта Ми-8 направлены вертолёты со спасателями на борту. Проведение работ осложняется неблагоприятными метеоусловиями», — заявил RT представитель Национального центра управления в кризисных ситуациях МЧС Артём Волков.

В ведомстве уточнили, что готовят к отправке на Шпицберген самолет Ил-76 со спасателями отряда «Центроспас» и центра «Лидер».

«На Шпицберген готовится к отправке группа спасателей, в состав которой войдут более 20 водолазов отряда «Центроспас» и центра «Лидер» МЧС России, имеющие допуск к глубоководным поисково-спасательным работам, а также подводные аппараты «Фалькон» и беспилотники для мониторинга акватории Гренландского моря», — цитирует ТАСС пресс-службу МЧС.

Как подтвердил российский генконсул на Шпицбергене Вячеслав Николаев, на борту вертолета были только граждане РФ.

«На борту были члены экипажа и трое учёных — все российские граждане. Пока что вертолёт не найден. Рассматриваются два возможных варианта: крушение и вынужденная посадка. Поисками занимаются как наши поисковики, так и норвежские спасательные службы», — цитирует ТАСС дипломата.

Он уточнил, что спасатели прибыли в район крушения в течение 20—30 минут. При этом Николаев подчеркнул, что пока не удалось установить точное местонахождение вертолёта.

  • Жители российского поселка Пирамида
  • РИА Новости

Тем временем норвежские спасатели сообщили, что вертолёт не подавал сигнала бедствия. «Насколько мы понимаем, речь идёт о крушении. Вертолёт не подавал сигнала бедствия», — заявил телеканалу NRK представитель службы Фин Туре Сортлан.

«Они ещё могут быть в живых, если на борту были средства спасения. Пока что нам не удалось обнаружить сам вертолёт, однако мы нашли следы горючего на воде и сужаем район поисков», — цитирует агентство Дельбекка.

Пресс-служба Министерства энергетики России обнародовала имена пассажиров и экипажа, пропавших у берегов Норвегии. Это сотрудники НИИ Арктики и Антарктики — Олег Голованов, Николай Фадеев и Максим Каулио. Члены экипажа — командир Евгений Баранов, второй пилот Владимир Фролов, бортмеханик Алексей Поуляускас, техник Марат Михтаров и инженер Алексей Королёв.