Заграничные паспорта и документы

Какое атмосферное давление в самолете. В самолете артериальное давление повышается или понижается. Кто не может бегать

Доказанным является тот факт, что артериальная гипертензия представляет собой одну из наиболее распространенных болезней современного мира.

В 21 веке можно сидеть за компьютером и зарабатывать миллионы, отпала необходимость ходить в супермаркеты или посещать лекции в ВУЗе.

Таким образом, современный человек мало двигается и обильно кушает. Если добавить к этому низкое качество продуктов, плохую экологию и стресс, то мы получим благоприятный фон для развития патологии сердечно-сосудистой системы.

Может случиться так, что в связи с долгожданным отпуском или командировкой возникает необходимость воспользоваться услугами авиакомпаний. В медицинской литературе существует множество информации о том, можно ли летать на самолете при гипертонии. Вся она носит неоднородный характер и порой вызывает сомнения.

В этой статье будут кратко рассмотрены основы влияния большой высоты на человеческий организм, описаны противопоказания к полету, а также рекомендации, которые позволят сделать путешествие максимально комфортным и безопасным.

  • 1 В чем опасность полетов при гипертонии?
  • 2 Какое давление в самолете?
  • 3 Риск со стороны сердца
  • 4 Влияние на сосуды
  • 5 Как подготовиться к полету на самолете при гипертонии?
  • 6 Противопоказания для полетов
  • 7 Видео по теме

В чем опасность полетов при гипертонии?

Общепринятым мнением среди медицинских работников является то, что полет на самолете не вызовет нежелательных последствий, если артериальная гипертензия полностью контролируема.

Авиатранспорт безопасен для большинства пациентов с сердечно-сосудистой патологией.

Другое дело составляют люди, которые отправляются в путешествие с высоким артериальным давлением или тяжелой сердечной недостаточностью. В первую очередь, если исключить физические факторы, связанные с набором высоты и ускорением, многие люди испытывают страх или тревогу.

В кровоток выбрасывается большое количество стрессовых гормонов (адреналин, норадреналин, вазопрессин), которые вызывают спазм периферических сосудов и увеличение сердечного выброса. В связи со снижением атмосферного давления происходит компенсаторное возрастание кровотока в малом круге, что повышает риск развития отека легких, особенно у людей, страдающих от сердечной недостаточности.

Неконтролируемая артериальная гипертензия вызывает повреждение сосудистой стенки и способствует формированию тромбов различной локализации.

При перелетах на большие расстояния человек вынужден длительно сидеть, в результате чего нарушается венозный отток из нижних конечностей.

Таким образом, возможно образование тромбов с дальнейшей их миграцией. Если добавить ко всему вышеперечисленному индивидуальные вегетативные реакции, которые препятствуют достаточному потреблению жидкости и способствуют обезвоживанию (тошнота, рвота), то мы получим благоприятный фон для развития сосудистой катастрофы.

Какое давление в самолете?

Современные самолеты отличаются повышенным комфортом, конструкторы пытаются создать условия, которые максимально приближены к стандартным.

Даже в герметичных авиалайнерах человек испытывает экстремальные нагрузки.

При стандартном полете на высоте от 10 до 14 тысяч метров давление в салоне самолета равняется тому, если бы вы находились в открытой кабине или на вершине горы высотой от 2000 до 2500 метров.

Используя элементарные расчеты, при температуре 22 градуса по Цельсию вы испытываете давление 570 мм.рт.ст, что на 190 мм.рт.ст меньше чем на уровне моря. Важно учитывать быстрое изменение градиента при взлете и посадке. Мало кто знает, при нормальной концентрации кислорода в салоне (21%) поддерживается очень низкая влажность воздуха (от 10% до 20%).

Обыкновенный полет, который хорошо переносится молодыми здоровыми людьми, может стать испытанием для сосудов гипертоника.

Риск со стороны сердца

Сердце во время полета испытывает повышенную нагрузку в связи с изменением сосудистого тонуса, увеличением сопротивления легочных сосудов и ишемии миокарда.

Стрессовые факторы, такие как шум, вибрация и страх преумножают концентрацию катехоламинов, что вызывает тахикардию.

Увеличение ЧСС может запустить аномальную циркуляцию электрического импульса в сердечной мышце, таким образом спровоцировать аритмию. Из-за короткой диастолы миокард испытывает дефицит кислорода, в результате чего возможно развития приступа ишемии и даже инфаркта.

Если человек страдает хронической левожелудочковой недостаточностью, спазм легочных сосудов может привести к отеку легких.

Влияние на сосуды

На большой высоте снижается атмосферное давление и концентрация кислорода в окружающей среде. Организм пытается компенсировать эти колебания путем спазма периферических сосудов и перенаправления крови к жизненно важным органам. Таким образом, увеличивается АД и ЧСС.

Тромб в сосуде

Снижение кровотока в нижних конечностях и в органах малого таза способствует формированию тромбов, которые могут мигрировать и вызывать закупорку легочной артерии.

Это наиболее грозное и потенциально смертельное состояние можно предотвратить, если употреблять достаточное количество жидкости и совершать небольшие прогулки по салону каждые 2 часа.

Как подготовиться к полету на самолете при гипертонии?

Если вы собираетесь в путешествие на самолете, необходимо выполнить ряд обязательных условий, которые позволят предупредить осложнения:

  • правильное питание . Избегайте соленой пищи. Идеально приготовить подходящее блюдо дома и взять с собой. Это может быть нежирное мясо или рыба, овощи или фрукты. Можете попросить у проводника обед или снек со сниженным содержанием соли. Пейте достаточное количество жидкости (вода, соки);
  • медикаменты . Строго соблюдайте прием лекарств, которые вам назначил врач, не забудьте взять их с собой в путешествие, в том числе средства для неотложной помощи при гипертоническом кризе и стенокардии (Фармадипин, Нитроглицерин);
  • посетите вашего лечащего врача . Выслушайте рекомендации относительно полета, возможно доктор назначит лабораторно-инструментальные исследования (ЭКГ, общий анализ крови и мочи, липидограмму);
  • сон и отдых . Накануне полета не выполняйте тяжелую физическую работу, избегайте перееданий, употребления алкоголя, спите не менее 8 часов;
  • тонометр . Возьмите с собой в путешествие исправный аппарат для измерения АД и запасные батарейки (если он электронный).

Если во время полета вы чувствуете себя плохо, обратитесь за помощью к сопровождающему персоналу. Во время полета каждые 2 часа вставайте и ходите по салону в течение 10 минут, таким образом, вы препятствуете избыточному стазу крови в ногах и формированию тромбов.

Избегайте стресса, если вы испытывайте страх, допустимо использование седативных препаратов. Не зацикливайтесь на своей артериальной гипертензии, не думайте о том, что она может стать препятствием к путешествию. Готовьтесь тщательно, но не переусердствуйте.

Противопоказания для полетов

Существует достаточно обширный спектр противопоказаний для путешествия авиатранспортом.

С ознакомительной целью ниже представлены не только случаи, которые касаются артериальной гипертензии и кардиальной патологии:

  • тяжелая дыхательная недостаточность с одышкой в состоянии покоя;
  • нестабильная стенокардия;
  • пневмоторакс или пневмомедиастинум;
  • желудочно-кишечное кровотечение;
  • тяжелая анемия ― гемоглобин меньше 75 г/л;
  • неконтролируемая аритмия и нарушения сердечной проводимости (атриовентрикулярная блокада 3 ст.);
  • выраженная застойная сердечная недостаточность;
  • период после инфаркта миокарда ― большинство экспертов сходятся во мнении, что период в 21 день после болезни является абсолютным противопоказанием к полету;
  • тромбоз глубоких вен нижних конечностей до тех пор, пока адекватные меры профилактики не будут предприняты (антикоагулянтная терапия или оперативное лечение);
  • срок беременности больше 36 недель, также в течение всего третьего триместра, если в анамнезе были преждевременные роды или выкидыши;
  • в течение 10 дней после оперативного вмешательства на органах брюшной полости (аппендицит, холецистит) и 3-4 недель при торакальной хирургии (легкие, коронарные сосуды, сердце).

Любое показание может быть абсолютным или относительным в той или иной ситуации. Всегда консультируйтесь с врачом перед путешествием, сообщайте ему вид транспорта, которым вы планируете воспользоваться.

Видео по теме

О том, как влияет высокое и низкое атмосферное давление на гипертоников, в видеоролике:

Самый безопасный вид транспорта будет комфортным и надежным спутником для гипертоника лишь при правильном подходе. Соблюдение рекомендаций при подготовке к полету, предварительный медицинский осмотр и тщательный контроль артериального давления сделают ваше путешествие абсолютно безвредным.

Информация на сайте сайт является справочно-обобщающей, собранной из общедоступных источников и не может служить основанием для принятия решения об использовании медикаментов в курсе лечения.

сайт

А ещё у нас есть

Людям с гипертонией и острыми сердечными заболеваниями физически трудно летать на самолете, хотя он и считается одним из самых комфортных и быстрых транспортных средств для длительных путешествий. Тряска и турбулентность при высоком давлении вызывают головокружение, шум в голове, слабость, тошноту, иногда рвоту. Прежде чем покупать авиабилет, гипертоникам следует учесть все риски, чтобы долгожданное путешествие не превратилось в мучение.

В самолете артериальное давление повышается или понижается?

Интенсивное негативное влияние на кровеносную и сердечно-сосудистую систему человека происходит в начале и конце полета во время резких скачков атмосферного давления - быстрого понижения при взлете и повышения при посадке. Несмотря на регулировку и поддержание постоянной температуры, влажности и циркуляции воздуха в кабинах современных самолетов, даже здоровые пассажиры имеют неприятные ощущения.

Укажите своё давление

Двигайте ползунки

Когда самолет набирает высоту, кровяное давление у пассажиров повышается. Связано это с разницей между внешним давлением воздуха и давлением в барабанной полости уха.

Сужение сосудов стремительно повышает давление.

В герметичных салонах самолетов пониженное давление, которое составляет 75% от нормального атмосферного, приводит к снижению уровня кислорода в крови, а в тяжелых случаях ― к гипоксии или, другими словами, к кислородному голоданию. В первую очередь на снижение концентрации кислорода в воздухе реагируют головной мозг и миокард. Постепенно ухудшается гемодинамика в ногах, увеличивается вязкость крови, сужается просвет сосудов, что нередко провоцирует повышение давления, появление одышки, учащенное сердцебиение, головокружение, обморок, сбой сердечного ритма, увеличивает риск инфаркта или инсульта. Против подобных состояний помогает кислородная подушка или ингалятор, которыми оснащены самолеты отдельных авиакомпаний.

Можно ли летать гипертонику?

Чтобы минимизировать риски, нужно заранее учесть возможное ухудшение состояние здоровья на борту самолета. Опасность перелета зависит от степени и стадии гипертонии. При нормальном самочувствии и стабильном течении болезни лететь можно, но важно точно следовать рекомендациям лечащего врача. Перелеты противопоказаны гипертоникам, которые страдают другими заболеваниями, а именно:

  • аневризмом аорты;
  • перикардитом;
  • ишемической болезнью;
  • врожденными пороками сердца;
  • стенокардией;
  • болезнями дыхательных путей;
  • лейкоцитозом;
  • анемией.

Повышенная нагрузка на сердце вызывает болевые ощущения.

Чем моложе и здоровее человек, тем легче сосуды справляются с перегрузками на высоте, соответственно, чем дольше человек болеет гипертонией, тем хуже сосуды реагируют на физические нагрузки. На эластичность сосудов может влиять и высокий уровень холестерина, который снижает способность сосудов и сердечной мышцы быстро реагировать на изменение давления, связанного с разгоном, взлетом и приземлением. В подобных ситуациях возникают гипертонические кризисы, сбои сердечного ритма, боли в области сердца.

Использование лекарств

Турбулентность и низкий уровень кислорода увеличивают нагрузку на сердце, заставляя его работать интенсивнее. Это приводит к резкому повышению кровяного давления, которое может спровоцировать сердечный приступ и даже инсульт. Поэтому людям с повышенным давлением перед полетом желательно принять гипотензивные препараты.

На борту самолета есть аптечка, но лучше взять с собой прописанные врачом лекарства, которые помогают стабилизировать состояние и быстро привести себя в норму. Медпрепараты всегда должны находиться под рукой, поэтому нужно взять их в ручную кладь в самолет. При плохом самочувствии и головной боли желательно постараться расслабиться, попробовать заснуть или хотя бы вздремнуть. Так перелет пройдет быстрее и легче.

Представьте, что вы удобно расположились в кресле самолета и наслаждаетесь полетом, мечтая о приближающемся отпуске на морском берегу или о встрече с близкими. А для того, чтобы вам было удобно и комфортно, так же как и на земле, в авиалайнерах предусмотрены специальные системы, отвечающие за качество воздуха в салоне.

Пассажирские самолеты летают на высоте от 9 до 12 тысяч метров. Все зависит от модели, поскольку у каждой из них есть своя «идеальная» высота, на которой лайнер расходует минимальное количество топлива и испытывает небольшое сопротивление. После того, как самолет взлетел и набрал высоту, он оказывается в атмосферном воздухе, параметры которого сильно отличаются от таковых у поверхности. Того воздуха, который есть в салоне, хватает примерно на 15-20 минут полета, а дальше в нем падает содержание кислорода и им становится невозможно дышать. Но для того, чтобы добавить свежего воздуха в салон, не получится просто открыть для проветривания люк. Дело в том, что содержание кислорода на такой высоте уменьшается до 7-8%, в то время как внизу этот показатель равен 21%. А атмосферное давление за бортом (второй не менее важный показатель воздуха) снижается до 170-250 мм. рт. ст., вместо привычных для нас 740-760 мм. рт. ст.

Но с увеличением высоты даже при неизменном процентном соотношении компонентов воздуха парциальное давление кислорода падает, что приводит к общему снижению уровня кислорода в крови человека, да и любого другого живого существа. Поэтому недостаточно просто обогатить атмосферный воздух кислородом, необходимо привести в норму и давление.

Для обеспечения комфортных условий во всех авиалайнерах работает специальная система кондиционирования воздуха. Система забирает воздух, который находится за бортом и сжимает его с помощью компрессоров. Благодаря этому плотность кислорода в нем повышается до приемлемых значений. Одновременно с этим происходит выравнивание параметров температуры до комфортного уровня.


Что касается давления, то в салоне авиалайнера поддерживается более низкое давление, чем то, что соответствует уровню аэропорта. Как правило, это 600-650 мм. рт. ст., что соответствует высоте 1300-1800 метров над уровнем моря. Считается, что это нижняя граница комфортного для человека атмосферного давления воздуха.

Но у системы кондиционирования есть один существенный недостаток: воздух, попадающий в салон, слишком сухой. Разреженный в атмосфере, он содержит меньше влаги, а при доставке в салон осушается дополнительно. Делается это для того, чтобы в патрубках системы кондиционирования не намерзал лед, который может привести к ее закупорке. Поэтому некоторые пассажиры испытывают постоянную жажду во время полета, а также жалуются на сухость в глазах и горле.

Переезды воздушными лайнерами не только удобны, с их помощью можно быстро добраться в дальние страны. Однако для некоторой категории людей перемещение с их помощью может быть опасным для жизни. В первую очередь это относится к пациентам с гипертоническим артериальным давлением и другими сердечными недугами.

Можно ли гипертоникам летать на самолете? Эта тема является актуальной для многих больных с этим заболеванием. Что необходимо предпринять, чтобы перелет для человека с гипертонией не принес осложнений и негативных последствий?

Занятость современных людей принуждает их к быстрому перемещению на дальние расстояния, для этой цели идеально подойдет воздушный транспорт. Однако перелет не заложен в природу человеческого организма, поэтому часто вызывает у человека стрессовое состояние.

Люди с некоторыми патологиями, в частности, пищеварительной и сердечно-сосудистой системы попадают в группу риска. Дело в том, чем выше воздушное судно поднимается над уровнем моря, тем разительно изменяется атмосферное давление, состав микроклимата и воздуха. Вследствие таких кардинальных перемен организм начинает вырабатывать гормон стресса, так называемый адреналин, провоцирующий:

  1. Учащение сердечного ритма.
  2. Увеличение артериального давления.
  3. Убыстрение обменных процессов.

Помимо этого во время перелета у всех пассажиров без исключения наблюдается общее состояние – заложенность ушей, которое продолжается от двух минут до двенадцати часов. Почему возникает такое явление? Специалисты объясняют его появление существенным различием между давлением в салоне самолета и в среднем ухе человека. Когда борт находится на высоте больше 2 тыс. метров над уровнем моря, давление воздуха внутри и снаружи от барабанной перепонки поднимается до максимального уровня, что и провоцирует этот синдром, который с точки медицины определяется как закладывание ушей.

Исходя из вышеописанного, можно сказать, если у человека присутствуют какие-то несоответствия в отношении здоровья, особенно со стороны сердечно-сосудистой системы, желательно выбирать более оптимальный вид транспорта, к примеру, поезд, автомобиль.


Можно ли летать на самолете при повышенном давлении? Однозначного ответа на этот вопрос не имеется, а удачность перелета зависит от степени болезни, показателей АД, общего самочувствия гипертоника. Особенно внимательно стоит подойти к этому вопросу, если пациент достиг пожилого возраста.

При запущенной стадии заболевания, после перенесенного гипертонического криза и инсульта либо хирургической операции врачи категорически против полетов. Из этого вытекает, что летать на самолете при гипертонии разрешается только при удовлетворительном самочувствии и с разрешения доктора.

Для гипертонии помимо высокого артериального давления, характерна такая клиника:

  • Головная боль в затылочной и височной зоне головы.
  • Болезненность и жжение в области сердца.
  • Неприятный дискомфорт.
  • и онемение в конечностях.
  • Тошнота, сопровождающаяся рвотой.
  • Головокружение.
  • Повышенный страх.
  • Паническое состояние и волнение.
  • Покраснение лица, отечность.
  • Чрезмерное потоотделение.

Вышеописанная симптоматика в момент путешествия самолетом способна проявляться с удвоенной интенсивностью, что может спровоцировать серьезнейшие осложнения:

  1. Гипертензивный криз.
  2. Сердечный приступ.
  3. Летальный исход.

Высокая вероятность развития такой клинической ситуации объясняется резким перепадом атмосферного давления в момент взлета и приземления лайнера. Когда он набирает высоту, объем присутствующего на борту кислорода начинает стремительно падать, что и провоцирует стремительное ухудшение здоровья гипертоника. Как только самолет начинает движение по взлетной полосе, в организме человека наблюдаются определенные болезненные процессы, негативно сказывающиеся на самочувствии.

Что происходит с давлением человека в самолете? Даже люди с вполне хорошим здоровьем тяжело переносят скачки давления в момент полета, у них возникает:

  • Головная боль.
  • Тошнота.
  • Рвота.
  • Заложенность в ушах.

Возможный риск со стороны сердца

Когда самолет достигает высоты в 3 тыс. метров, количество кислорода существенно снижается, при длительных межконтинентальных рейсах авиалайнеры поднимаются на высоту 10 тыс. метров и выше. Для гипертоников это очень серьезная ситуация, так как показатель кислородного вещества способен снижаться до критической отметки.

Опасность подстерегает и тех пациентов, у которых в анамнезе:

  1. Атеросклероз.
  2. Стенокардия.
  3. Ишемия.
  4. Инфаркт.
  5. Инсульт.

Перенести пониженный уровень кислорода помогают так называемые кислородные подушки — они обеспечивают дополнительную вентиляцию легким во время критических моментов перелета. Однако многие авиакомпании отказались от этих устройств из-за высокой взрывоопасности кислорода.

Влияние перелета на сосуды

Чрезмерную нагрузку во время авиа перелета ощущают и сосуды кровеносной системы, ведь человек вынужден длительно находиться в сидящем положении, но больше всего достается венам на ногах. Из-за низкой гемодинамики, наблюдается сужение сосудистых просветов, что в свою очередь провоцирует повышение АД. Для гипертоников такой патологический процесс опасен закупоркой вен и капилляров тромбом.

В любом случае летать на самолете или вертолете для людей с высоким давлением – это всегда большой риск, о котором не стоит забывать. В той ситуации, когда нет возможности воспользоваться альтернативным транспортом, то целесообразность путешествия самолетом необходимо обговорить со своим врачом. Специалист подскажет, что необходимо предпринять, чтобы избежать вероятных осложнений.

Когда передвижение воздушным транспортом противопоказано


Имеется ряд патологических факторов, при которых перелеты вертолетом и самолетом строго воспрещены. Пациентам с недавно перенесенным инфарктом и инсультом перелет самолетом абсолютно запрещен, а после гипертонического криза он разрешается только через полгода или год после прошедшего обострения.

Если в ходе операции человеку были установлены шунты, регуляторы сердечного ритма или кардиостимуляторы, то это тоже может стать причиной запрета на авиа перелет.

В список риска попадают люди, у которых в анамнезе:

  • Тромбофлебит.
  • Гипертензия легких.
  • Пневмония.
  • Бронхиальная астма.
  • Избыточный вес.
  • Гипотония.
  • Психические расстройства.
  • Неумение справляться с паническими атаками.
  • Сердечные приступы в прошлом.
  • Недавнее оперативное лечение.
  • Тромбоз глубоких вен на нижних конечностях.

Необходимо с осторожностью летать людям с проблемным давлением, если у них диагностированы следующие болезни:

  • Атеросклероз.
  • Ишемия.
  • Стенокардия.
  • Сахарный диабет.
  • Затяжные недуги органов дыхания.
  • Другие заболевания эндокринной системы.
  • Пониженная либо повышенная свертываемость крови.

Медики не советуют путешествовать самолетом беременным женщинам с гипертензией. Перелет может стать причиной развития осложнения, что опасно как для будущей мамы, так и еще не родившегося малыша.


Часто на вопрос, можно ли летать в самолете с высоким давлением, врачи отвечают отрицательно, однако бывают такие ситуации, когда самолет остается единственным транспортом для перемещения. К примеру, человеку нужно срочно попасть на лечение в другую страну.

Существует ряд правил, которые могут помочь больному с гипотензией перенести перелет с минимальным ущербом для своего здоровья и правильно подготовиться к поездке.

Подготовка к полету

Что необходимо предпринять до предполагаемой даты путешествия самолетом? Перед покупкой билета на самолет людям с проблемным давлением необходимо обследовать свое здоровье, что поможет узнать, сможет ли организм перенести путешествие. Для этого потребуется:

  • Ежедневный мониторинг АД.
  • Систематический контроль пульса.
  • УЗИ сердца.
  • Анализ крови на сахар.
  • Клинический тест крови.

Если состояние здоровья удовлетворительно и врач не запрещает перемещение самолетом, можно готовиться к полету, учитывая следующие рекомендации:

Мероприятие Описание
Наличие кислородных подушек в салоне Предпочтение отдавать тем авиакомпаниям, авиалайнеры которых укомплектованы кислородными подушками или ингаляторами. Заказывая билет через турагентство, обязательно уточняйте этот нюанс. В отдельных случаях эту услугу можно оформить дополнительным заказом. Заказать кислородную подушку можно за несколько суток до запланированного полета. Основанием для оформления заказа является врачебная рекомендация либо рецепт.
Расположение кресла При бронировании места в самолете предпочтение отдавайте креслу, которое находится возле прохода. Это позволяет чаще вставать, не тревожа соседа.
Изменение рациона За неделю до путешествия перейти на низкокалорийное питание, жирная пища не лучшим образом воздействует на сосудистые стенки. Обязательно отказаться от чрезмерного потребления соли, тем самым понизиться риск развития отечности после окончания путешествия.
Изменение образа жизни Больше гулять на свежем воздухе, .

Не забывать высыпаться, сон должен быть крепким и здоровым.

Подготовка лекарств В дорожную сумку обязательно положить лекарственные препараты от гипертонии, которые пациент принимает ежедневно и небольшую подушечку, ее можно будет подложить под поясницу — она поможет нормализовать кровоток и будет поддерживать комфортное положение тела.
Наличие сопровождающего Не стоит при гипертонии лететь в одиночестве, необходимо взять с собой сопровождающего из членов семьи, которые смогут поддержать в случае ухудшения самочувствия.

В отношении приема лекарственных средств можно придерживаться следующей схемы:

  • Больным стенокардией за час до рейса следует выпить внеплановую дозу (одновременно) по одной таблетке нитроглицерина и аспирина. Принятые лекарства способны понижать риск сердечного приступа.
  • За 30 минут до планируемого перелета принять любой седативный препарат со спазмолитическим либо гипотензивным действием (корвалол, настойка валерьяны или пустырника, сердечные лекарства, понижающие давления либо другие средства седативного направления). На заметку, корвалол запрещен во многих странах, поэтому брать его с собой нельзя, альтернативный вариант – настойка пустырника.
  • Непосредственно перед взлетом положить под язык таблетку ментола или валидола. Эти лекарства способствуют понижению и купированию тревожного состояния во время путешествия.

Действия в салоне самолета

У большинства людей с вполне удовлетворительным здоровьем во время полета начинает увеличиваться ощущение страха и беспокойство. Устранить эти негативные психологические эмоции поможет настойка валерьяны или пустырника. Хорошей альтернативой станет через наушники или книга с интересным сюжетом, просмотр легкого фильма — они помогут отвлечься от напора негативных мыслей.

Во время путешествия самолетом избежать осложнений в самочувствии помогут следующие рекомендации, представленные в таблице:

Также полезными будут следующие советы, что можно, а что нельзя делать на борту самолета:

  1. Если это разрешено условиями перелета, можно периодически подниматься (1-2 раза в час) и делать прогулку по салону самолета. Полезными станут и разминки в кресле – шевеление руками и ногами, повороты шеей.
  2. Непосредственно во время путешествия принимать препараты от давления ни в коем случае нельзя. Они могут вызвать сильную слабость вследствие сильного понижения артериального давления из-за нахождения на высокой высоте.
  3. Для предупреждения одышки, которая может перейти в удушье нужно дышать ровно и глубоко, а предварить ее появление помогут кислородные коктейли.
  4. Ни в коей мере нельзя подавлять тревогу и беспокойство алкогольными напитками.
  5. Не употреблять кофе, энергетики из-за которых давление может повыситься. Оптимальный вариант – негазированная вода (разжижает кровь и предупреждает тромбообразование).
  6. В случае резкого ухудшения самочувствия известить об этом экипаж самолета, который обучен оказывать экстренную помощь.

Но с этими напастями можно справиться, если к воздушному путешествию грамотно подготовиться.

В полете могут стать проблемой:

Перепады давления . Даже в самом комфортабельном самолете условия для человеческого организма близки к экстремальным. При полете на высоте 10-14 километров в пассажирском салоне поддерживается такое давление, как если бы вы находились на высоте от 1500 до 2500 метров, что неизбежно ведет к низкому насыщению крови кислородом. К тому же в салонах современных самолетов обычно поддерживается очень низкая влажность воздуха - от 10 до 20%.

Кому придется туго : в первую очередь пассажирам, страдающим сердечно-сосудистыми и бронхо-легочными хроническими заболеваниями.

Мучениями может обернуться авиаперелет и для больных острым и хроническим синуситом.

С заложенным носом садиться в самолет нельзя, иначе под влиянием перепадов давления можно заработать экссудативный средний отит, а в особо тяжелых случаях - даже разрыв барабанной перепонки. Особенно при снижении самолета.

Авиаперелеты противопоказаны при:

недавно перенесенном инфаркте миокарда; нестабильной стенокардии, застойной сердечной недостаточности, нерегулируемой гипертонии, неконтролируемой желудочковой или наджелудочковой тахикардии, выраженном заболевании клапанов сердца, сопровождаемым симптомами недостаточности кровообращения; бронхиальной астме нестабильного течения, пневмотораксе; острой инфекции среднего уха; отслойке сетчатки глаза и тяжелых формах глаукомы; тяжелых формах анемии; беременности сроком после 36 недель; недавно перенесенной хирургической операции. Выход : перед тем как купить билет на самолет, проведите клиническое обследование, обращая особое внимание на функциональные возможности миокарда и ресурс легких (их жизненную емкость).

Если количество вдыхаемого воздуха и диффузионная способность лег-ких составляют менее 50% от ожидае-мых, с авиаперелетом лучше повре-менить.

Если лететь все же необходимо, запаситесь жизненно важными препаратами. Всем больным астмой (кроме самых легких случаев) следует взять с собой стероидные препараты для перорального приема в экстренных ситуациях. В других случаях может быть целесообразным во время полета использовать кислород.

Людям, страдающим острым или хроническим синуситом, следует взять с собой в полет аэрозоль про-тивозастойного действия, способст-вующий уравниванию давления в пазухе. Полезно и опрыскивание полости носа физиологическим раствором ввиду низкой влажности воздуха в салоне.

Смена часовых поясов . Часовая акклиматизация - испытание нелегкое. Бессонница, головные боли, резь в желудке - вот лишь неполный перечень тех неприятностей, которые выпадают на долю тех, кому приходится пересекать один или несколько часовых поясов. Тяжелее всего приходится тем, кто совершает перелет на восток: в этом случае биологические часы человека значительно отстают от местного времени. Для того чтобы прийти в себя, организму в этом случае потребуется до трех-четырех недель.

Кому придется туго : больше всего от смены часовых поясов страдают больные воспалением легких, бронхиальной астмой, сердечными аритмиями, гипертонической и язвенной болезнью.

Выход: в случае перемещения с востока на запад вылетать лучше утренним рейсом. При этом от сна в самолете лучше воздержаться, приняв тонизирующее средство. Тогда вы сможете погрузиться в объятия Морфея вечером по местному времени.

При перелетах с запада на восток вылет лучше подгадать на вечерние часы и приложить все усилия для полноценного отдыха во время полета.

Желательно также, чтобы между длительными авиаперелетами (туда и обратно) был двухнедельный перерыв - тогда вам будет легче оградить себя от неприятностей, связанных со сменой часовых поясов.

Нарушения венозного крово-обращения . Многочасовое пребывание в положении сидя без движения приводит к увеличению гидростатического давления и замедлению кровотока в венах и даже его остановке (стазу).

В свою очередь застой крови в венах ног, вызванный длительной скованной позой или сжатием подколенной вены краем сиденья, может быть причиной отека и привести к развитию тромбоза глубоких вен, чреватого внезапной смертью от тромбоэмболии (закупорки легочной артерии) при отрыве тромба с «насиженного» места. Согласно международной статистике, каждый час в разных аэропортах мира таким образом уходит из жизни один человек.

Кому придется туго : страдающим варикозным расширением вен, людям с повышенной вязкостью крови, диабетом, сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Выход : для профилактики тромбообразования во время полета, наденьте компрессионный трикотаж (чулки гольфы или колготки), а также комфортную свободную одежду из натуральных материалов и удобную обувь.

Периодически меняйте положение тела или пройдитесь по салону самолета (каждые 30 минут), выбрав (если это возможно) место у прохода. Чаще пейте воду (но не алкогольные, газированные напитки или кофе).

Кинетоз - «воздушная болезнь».Она проявляется головокружением, бледностью, холодным потом, сонливостью, тошнотой, рвотой.

Кому придется туго : склонным к укачиванию, детям и пожилым.

Выход : примерно за 30 минут до полета примите препарат против укачивания. Восприимчивым к укачиванию людям также рекомендуется избегать избытка жидкости, газообразующей пищи и сидеть ближе к крылу самолета, если это возможно.