Заграничные паспорта и документы

Исследовательские работы по теме пещера для дошкольников. Примеры проектно-исследовательской деятельности дошкольников. Проект «Каменная сказка»

Ларионова Елена Александровна

Нефедьева Татьяна Владимировна

воспитатель I квалификационной категории

Участие в районном

проектно-исследовательском конкурсе

среди дошкольников "Первые шаги"

2015 год

Награждены "Грамотой Управления Образованием

Администрации Октябрьского района"

за 1 место

Презентация

Паспорт обучающего проекта

с детьми 6 - 7 лет

общеразвивающей направленности

«Эта удивительная соль» .

Название проекта «Эта удивительная - соль!»

Участники проекта : дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители.

Руководители : Нефедьева Татьяна Владимировна и Ларионова Елена Александровна, воспитатели МДОБУ центр развития ребёнка детский сад №11 «Берёзка»

Цель проекта : Используя доступные средства, уточнить, что такое соль? Какие виды соли бывают? Свойства соли?

Вид проекта:

Краткосрочный

Исследовательский

Творческий

Познавательный

Информационный

Групповой

Задачи:

1. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли («Познание»)

2. Развивать мышление, любознательность, наблюдательность, логическое мышление, внимание, память («коммуникация»), («Познание»)

3.Учить детей устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы («Познание»)

4. Развивать познавательные способности детей: умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации («Познание»)

5. Продолжать расширять область социально нравственных ориентаций и чувств у детей; («Социализация»)

6.Обогащать представления детей об окружающих их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях («Социализация»);
7. Развивать связную и диалогическую речь; зрительное и слуховое внимание, развивать речевой слух; умение ориентироваться в пространстве; мелкую и общую моторику(«Коммуникация»);

Актуальность проекта : Тема исследовательской деятельности возникла после чтения детям Словацкой сказки «Соль дороже золота». У ребят возник интерес: что за пещера где работали гномы, откуда берется соль? Дети имеют некоторые представления об обычной соли. Кто-то из ребят сказал, что у него дома есть цветная соль. Детей это очень заинтересовало. Мы решили исследовать соль как полезное ископаемое, почему соль незаменимый продукт питания, о котором мы мало знаем, её уникальность и влияние на здоровье человека.

Продукт проектной деятельности : изготовление альбома «Опыты с солью» для детского сада, коллекция творческих работ с применением соли: изготовление поделок, рисование акварелью, лепка из солёного теста новогодних фигурок.

План работы над проектом «Эта удивительная соль»

Проект включает в себя 3 этапа : подготовительный, основной и заключительный.

Этот проект значим для всех его участников:

Дети: исследование свойств соли, её значимость.

Педагоги : продолжение освоения метода проектирования - метод организации насыщенной детской деятельности, который даёт возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

Родители : расширяют возможности взаимодействия со своими детьми, применяя полученные знания.

Предполагаемое разделение ролей в проектной группе :

Воспитатель: организует проектно - исследовательскую ситуацию, совместную опытную деятельность, консультирование родителей.

Дети: участвуют в исследовательской деятельности.

Родители: совместно с детьми и воспитателями участвуют в проекте.

Обеспечение проектной деятельности

Материально - техническое обеспечение:

Переносная мини - лаборатория для исследовательской работы (лупы, трубочки, тарелочки, лед, пипетки, скрепка)

Яйцо, веточки ели, тополя, ниточка шерстяная

Набор разной соли

- Ёмкости для проведения опытов (пол-литровые стаканы, контейнеры, вода, чайные ложки

Литература с произведениями о соли (загадки, поговорки, пословицы, сказки, народные приметы)

Набор открыток, иллюстраций, фотографий, видео.

Место проведения : Группа, кухня, Музыкальный зал.

Сроки проведения : Ноябрь 2015г

Форма проведения : НОД, самостоятельная деятельность, совместная опытно- исследовательская деятельность.

Ожидаемый результат :

Удовлетворение интереса детей к исследованию природы со способами добывания соли, о её ценности и использовании человеком в целях профилактики заболеваний.

Формирование знаний, навыков экспериментирования; повышения уровня усвоения программного материала.

Развитие наблюдательности, внимания, умения сравнивать, видеть причинно- следственные связи.

Гипотеза исследования :

Содействие развитию познавательных потребностей личности ребенка с развитым познавательным интересом и сформированным осознанным отношением к природе, способного видеть и чувствовать красоту окружающего мира, будет эффективно, если исследовательская деятельность старших дошкольников стимулирует творческий подход и обеспечивает удовлетворение детских потребностей, инициативы и желаний.

Объект исследования : соль.

Предмет исследования : свойства соли, значение для человека.

При организации исследовательской деятельности были использованы методы:

Изучение информации, беседы

Анализ познавательной литературы,

Подбор материалов и оборудования для исследований,

Экспериментальная деятельность,

Исследовательская деятельность,

Экскурсии,

Наблюдения,

Творческая деятельность,

Игровая деятельность (познавательная, логическая, художественно - познавательная игры)

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ:

1.Подготовительный этап:

Совместно с детьми мы разработали и обсудили подробный план деятельности. Поставили перед собой цели, задачи для экспериментирования, подобрали познавательную, научную литературу по теме проекта,

рассматривали иллюстрации, фотографии мест добычи соли и технику;

разновидность соли: (мелкая, крупная, каменная, поваренная, цветная, морская) ; читали статьи, загадывали загадки.

После просмотра мультфильмов о соли интерес к этой теме у ребят возрос. Им захотелось провести эксперименты и опыты с солью. С чего начались наши исследования?

2. Основной этап: опытно-экспериментальная деятельность

Сначала, мы изучили свойства и качества соли. Для этого, провели опыты и выяснили, что соль на вкус соленая, белого цвета, не имеет запаха, сыпучая, состоит из кристаллов, в тёплой воде растворяется быстрей, чем в холодной. Также узнали, что соль имеет свойство растворять лёд (опыт со льдом); что в солёной воде яйцо не тонет (опыт с яйцом) так как большое количество соли не даёт некоторым предметам утонуть. Выяснили, что при испарении солёной воды, остаются кристаллики соли.

Но самым интересным для детей стало проведение эксперимента «Выращивание кристалла» на веточке ели, тополя и на скрепке. Юные исследователи внимательно слушали инструкции и самостоятельно проводили опыт под наблюдением. Самостоятельная экспериментальная деятельность придала детям уверенность в своих возможностях, и усилила познавательный интерес. В процессе исследовательской, познавательной деятельности ребята смело высказывали свои мысли, предположения, доказывали, самостоятельно наблюдали за ростом кристаллов и делали выводы.

3. Заключительный этап: Художественно-эстетическое творчество

Продуктом нашего проекта было художественно-эстетическое творчество. Дети познакомились с самыми разными способами рисования картин с использованием соли: «Морозные узоры», рисование бабочки солью, «Деревья в инее»,

изготовили поделки из солёного теста, оформили альбом опытов для детей других групп. Провели мастер-класса с родителями, оформление материала для родительского уголка.

Результаты.

В процессе работы совместно с детьми обобщили знания о соли, кратко описав основные признаки, места добычи и использование человеком, указав положительные и отрицательные свойства. Расширили знания о том, какие виды соли бывают.

Пополнение предметно-развивающей среды: обогащение опытно-экспериментальной лаборатории образцами соли, создание картотеки опытов и экспериментов «Эта удивительная соль».

Выводы

В ходе исследовательской деятельности дети пришли к выводам:

Существует несколько видов соли. Соль - полезное ископаемое, которое используется человеком в быту и на производстве.

Осмысление элементарных естественно-научных представлений о соли, как ископаемом, узнали свойства и качества.

А так же убедились, что неизведанное рядом и самые простые и знакомые вещи могут быть необычными.

Мраморная Пещера - одно из самых ярких достопримечательностей Крыма .
Пещера Мраморная - является одной из наиболее посещаемых и красивейших пещер Европы. В 1992 г. она была принята в Международную ассоциацию оборудованных пещер.

Мало в чем ей уступает и пещера Емине-Баир-Хосар , котрая также входит в спелеокомплекс "Мраморная пещера" .


По оценкам спелеологов, "Мраморная" входит в пятерку красивейших пещер планеты.

Эта пещера исследована и открыта сравнительно недавно, в 1987 году. Глубина ее от 10 до 80 метров.

У каждого зала пещеры есть свое название. Например, галерея Сказок, Нижняя галерея, залы Жемчужных озер и Тигрового хода, Балконный зал, Зал Перестройки, Дворцовый зал. Балконный зал - самый большой зал в нижней галерее. В памяти посетителя надолго запоминаются причудливые животные и сказочные герои, вылепленные природой из мрамора.


В конце 90-х годов спелеологи, при расчистке одного из колодцев в районе Большого зала пещеры Емине-Баир-Хосар , обнаружили большое скопление костей.

Среди них виднелись массивные кости мамонта .
Это место уже облюбовали ученые со всего мира. Самое ценное для них - этот 20-метровый вертикальный колодец , который в давние времена служил капканом. Если животное проваливалось в него, оно уже не могло выбраться.

В этом колодце в большом количестве находили скелеты зубра, быка-тура, кабана, шерстистого носорога, северного оленя, благородного оленя, антилопы-сайгака, горного козла, лошади, пещерного медведя и пещерного льва, мамонтов, шерстистых носорогов и других животных, которые жили на Земле порядка 60 тысяч лет назад. Именно тут впервые в мире откопали полные скелеты древней антилопы Сайги , и Европейского осла .


В пещере Эмине-Баир-Хосар , палеонтологи откопали и зуб древнего носорога . Это удивительное животное обитало около 400 тысяч лет назад и оно старше даже мамонтов!


Мамонтенок Коля

Как добраться до Мраморной Пещеры

По трассе Симферополь - Ялта ехать до поворота направо к селу Заречное до указателя «Заречное - пещера «Мраморная». Доехать до развилки, которая ведет в село Мраморное . А за ним начинается грунтовая дорога сквозь прекрасный лесной массив наверх, к нижнему плато Чатырдага .

Там и расположена красивейшая пещера Мраморная. На плато есть уже асфальтированная дорога с развилкой и указателями: «Мраморная пещера» и «Эмине-Баир-Хосар» . Эти две пещеры расположены примерно в 1 км друг от друга. Пройти от одной пещеры к другой можно и тропинкой.

Министерство образования и науки РБ

Бичурский район

МБОУ «Мало-Куналейская СОШ»

Номинация: «Животный мир»

Тема: « Житель подземелья »

МБОУ «Мало-Куналейская СОШ» Бичурского района

Домашний адрес: с.Малый Куналей

ул.Кооперативная,68

Телефон:89243974663

Руководитель: Мартынова Виктория Геннадьевна

Телефон: 89247529418

г. Улан-Удэ,

2014

Оглавление


Введение.....................................................................................................................3
Глава 1. Теоретическая часть....................................................................................4
1.1 Кто такие дождевые черви?................................................................................4
1.2 Жизнь дождевых червей..................................................................................... 4
1.3 Польза червей...................................................................................................... 4

1.4 Почему дождевые черви вылезают на поверхность после дождя.................. 5
Глава 2. Практическая часть......................................................................................6
2.1 Интервьюирование..............................................................................................6
2.2 Эксперимент.........................................................................................................6
2.3 Анкетирование.....................................................................................................6
Заключение.................................................................................................................7
Литература……..........................................................................................................8

Приложение

Введение

Весной мы с одноклассниками на пришкольном участке сгребали листья и заметили множество червей. Откуда столько червей? Интересно, зачем они вылезли? Своими наблюдениями я поделилась с учительницей, она и предложила мне заняться исследованием дождевых червей.
Актуальность исследовательской работы . Многие не обращают внимания на червей, а многие стараются еще и раздавить. Может быть за то, что им не нравится их вид? Дождевые черви проделывают колоссальную работу по оздоровлению и улучшению почвы, это "бойцы невидимого фронта", чей труд незаметен, и поэтому не многие ценят червей по достоинству. Своей работой я хочу привлечь внимание к этим полезным, но малопривлекательным животным.

Гипотеза. Я считаю, что если прошел дождь, то червям под землей становиться, нечем дышать, и поэтому они вылезают на поверхность.

Целью работы является рассмотрение поведения дождевого червя после дождя.
Для достижения этой цели передо мной стоял ряд следующих
задач :
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Уточнить представление о дождевом черве, его приспособленности к жизни.
3. Узнать, почему дождевые черви выползают на поверхность после дождя.
4. Выяснить, какую роль играют в нашей окружающей среде дождевые черви.

Объектом исследования является роль и значение дождевого червя в природе.

Предметом исследовательской работы является дождевой червь.

В работе были использованы методы : изучение литературы по данной теме, сбор информации в сети Интернет, анкетирование, интервьюирование, эксперимент.
Исследовательская работа проводилась в летне-осенний период.

Глава 1. Теоретическая часть
1.1. Кто такие дождевые черви?

Слово «червь» не имеет строгого научного значения – так обычно называют самых разных беспозвоночных животных с вытянутым мягким телом.
От общих предков червей под влиянием факторов эволюции произошли кольчатые черви. Важным моментом в их эволюции является расчленение тела на сегменты (кольца). Древние кольчатые черви имели более сложное строение по сравнению с другими червями.
1.2. Жизнь дождевых червей
Дождевой червь обитает в различных почвах, разрыхляя и обрабатывая их (особенно благоприятна эта его деятельность на почвах огородов и садов). Эти животные, пропуская почву через свой кишечник, постоянно ее улучшают, насыщая органическими остатками и перемешивая, разрыхляют, обеспечивая доступ воздуха в более глубокие слои, повышают плодородие. Днем червь прячется в норке, а в сумерки оживает. Черви всю жизнь проводят в земле, роют глубокие ходы, и таким образом рыхлят землю. Но иногда они вынуждены покидать свои залитые водой норки после сильных дождей, чтобы не задохнуться.
Питаются черви гниющими листьями, заглатывая комочки земли, песчинки. Дышат черви всей поверхностью тонкой нежной кожи, пронизанной кровеносными сосудами.
Вот именно особенность дыхания и заставляет дождевых червей покидать свои норки.
Во время дождя, оставшись в них, червь рискует попросту задохнуться.
Зимой они сворачиваются в клубочек и спят. Черви не могут жить при солнечном свете.
Обитающие в почве кольчатые черви служат пищей для многих животных. Их поедают кроты, лягушки и некоторые пресмыкающиеся.
1.3. Польза червей
Земляного червя можно назвать самым важным животным в мире. В лесах, на лугах постоянно накапливается много засохших, увядших растений, останков животных. Надо же что – то с ними делать! Вот дождевые черви и их коллеги по работе (улитки и жуки) и исполняют роль мусорщиков и санитаров. Они превращают ненужные остатки и отходы в нужную для всех почву, роют ходы, рыхлят землю. По эти ходам к корням растений легко проходят вода и воздух. На такой земле лучше растут травы, деревья. Так что черви должны быть желанными гостями на наших огородах. Чем больше их будет, тем богаче станет почва на грядках, а от этого будет лучше урожай.

1.4. Почему дождевые черви, вылезают на поверхность после дождя?
Мы задали в Интернете вопрос: «Почему дождевые черви после дождя вылезают на поверхность?» И получили интересные ответы.
Первой возможной причиной, почему земляные черви выползают после дождя – это изменение температуры почвы, которое они чувствуют, когда выпадает дождь. Второй причиной является их естественное поведени. Возможно, они выползают наружу после дождя потому, что большинство из них делают именно так.
И все-таки самая правдоподобная версия звучит так: « Дождевой червь дышит всей поверхностью тела, которое покрыто слизистой, влажной кожей. В воде, растворено, слишком мало воздуха, и потому дождевой червь там задыхается. Поэтому в дождливую погоду червям намного легче дышать на поверхности земли.»

Глава 2. Практическая часть

2.1. Интервьюирование
В рамках данного исследования мы взяли интервью у учителя биологии Ламуева В.С., он рассказал, что червей называют «плугом земли», потому что они начали рыхлить землю раньше, чем человек. Их называют «санитарами земли», потому что, пропуская землю через свой желудок, они избавляют нас от вредных микроорганизмов, а значит, и от болезней. О них говорят – «живые удобрения» для растений, потому что они обогащают почву питательными веществами. А значит, их можно назвать «сокровищами, живущими под землей». Также он рассказал нам теорию о червях и о том, почему черви выползают на поверхность после дождя. Взяв интервью, мы пришли к выводу, что наша гипотеза подтверждается.
2.2. Эксперимент

Так же я провела эксперимент. Набрала в два прозрачных пластиковых стакана, земли, и положила туда червей. Через некоторое время черви зарылись в землю. После этого я стала брызгать водой в один стакан. Червь постепенно стал выползать на поверхность почвы. Он там задыхается и поэтому выползает, потому что в воде, растворено, слишком мало воздуха. Поэтому в дождливую погоду черви выползают на поверхность земли. В другом стакане он так и не появился.
2.3. Анкетирование
Для того чтобы выяснить, что знают ученики о дождевых червях, было проведено анкетирование учащихся начальных классов (всего – 23 человека).
Анкетирование проводилось по следующим вопросам. (Приложение)
В целом, по результатам анкетирования можно сделать вывод, что большая часть опрошенных учеников знакома с дождевым червем. Многие учащиеся согласились с нашей гипотезой. Большинство опрошенных не знают о полезности дождевых червей.

Заключение


В нашей местности дождевые черви встречаются довольно часто. Наблюдала я за дождевыми червями, читала о них в книгах. Нашла материал в Интернете. Изучив литературу и проведя исследования, я пришла к выводу, что они являются сокровищем для растений, животных и человека. А вот почему они выползают на поверхность после дождя, теперь я знаю точный ответ. Это связано с их дыхательной системой.
А во время дождя буду просто смотреть под ноги, чтоб не раздавить их, ведь черви играют немаловажную экологическую роль и нуждаются в защите.
Знания, полученные при проведении самостоятельных наблюдений, помогут мне и другим обучающимся понять значение деятельности дождевых червей в процессе почвообразования, применять свои знания во время практики на пришкольном участке.

Литература

1.Биология: Животные: Учеб. Для 7-8 кл. общеобразоват. учреждений /Б.Е. Быховский, Е.В. Козлова, М. А. Козлов и др.; Под ред. М. А. Козлова. – 25-е изд. – М.: Просвещение, 1997.
2. Биология: Справ.материалы. Учеб.пособие для учащихся /Д.И. Трайрак, Н.И. Клинковская, В.А. Карьенов, С.И. Балуев; Под ред. Д.И. Трайрака. – М.: Просвещение, 1983. – 208 с.
3. Захаров В. Б., Сонин Н. И. Многообразие живых организмов: Учеб. Для общеобразоват. учеб.заведений. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001.
4. Ликум А. Всё обо всем. Популярная энциклопедия для детей АСТ. Москва 1995. Том 1.
5. Наглядный словарь Животные «ДорлингКиндерсли», Лондон 2001. Серия наглядных словарей»
6. Теремов А., Рохлов В. Занимательная зоология. Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.:АСТ – ПРЕСС, 1999. -528 с.: ил. – («Занимательные уроки»)

Приложение

Анкетирование проводилось по следующим вопросам.
1. Вам встречались дождевые черви? (да, нет)
2. Где вы их видели? (на грядках, в навозе, на дорогах)
3. Где они живут? (под землей, в огороде, в навозе)
4. Почему червей называют дождевыми? (они выходят наружу во время дождя, они любят дождь, они всегда мокрые)
5. Полезны ли эти черви? (да, нет, не знаю)
6. Почему выползают черви после дождя на поверхность? (Им тяжело дышать под землёй, умываться, купаться, подышать свежим воздухом)

Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной группы. Тема: «Подземное царство – правда или сказка?»


Шашенко Елена Александровна, воспитатель МБДОУ "ЦРР-д/с «Чайка»
Описание материала: Предлагаю Вам конспект образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме: «Подземное царство – правда или сказка?».
Данные материал будет полезен воспитателям подготовительной группы. Конспект познавательного занятия, направленный на воспитание интереса к истории «подземного царства», любознательности у дошкольников подготовительной группы.
Цель: Продолжать формирование представлений о пещерах.
Задачи:
Образовательные: Сформировать представление о пещерах; Что такое пещеры?; Как они образовались?
Развивающие: Развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность.
Речевые: Развивать связанную речь, обогащать словарь детей: пещеры, спелеология, дождевая капля, каменная сосулька, колонна, сталагнаты, сталагмиты, сталактиты, памятники природы, атмосфера.
Воспитательные: Воспитывать интерес к истории, любознательность. Бережное отношение к природе.
Демонстративный материал: Иллюстрации, слайды, фотографии пещер, образование сталактитов, сталагмитов и сталагнатов, горы.
Раздаточный материал: Открытки, фотографии, энциклопедия.
Методические приемы: беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним. Продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов. Воспитатель: Ребята, сегодня я расскажу Вам о пещерах. Наука, которая изучает пещеры называется спелеология.
- Как Вы думаете, что такое пещеры?
Пещеры – это уникальный естественный объект, созданный природой, это пустоты в скалах над землей или под землей.
Для первобытного человека пещера служила домом, где он укрывался от непогоды и хищных зверей, готовил пищу, рисовал на стенах события своей жизни.


По пещерным наскальным рисункам и предметам, найденным в пещерах, ученые узнали о жизни предков. За последние 10 лет открыто 1500 пещер. Даже целые подземные поселения с множеством комнат, залов.
Самая глубокая пещера на Земле расположена в Абхазии и называется она Воронья пещера – ее глубина составляет чуть больше 2 километров.


Самая длинная пещера – это Мамонтова пещера, которая находится в Северной Америке. Ее протяженность составляет почти 600 километров – это в 1,5 раза больше, чем расстояние от Абакана до Красноярска.


Пещеры существуют в основном в горах и гористой местности. А также пещеры почти всегда создает вода, которая размывает мягкие горные породы и уносит их прочь.
Пещеры также могут появляться и в результате активных процессов в земной коре – землетрясений и извержений вулканов.
Дождевая капля, которая просачивается сквозь трещину в скале, растворяет частичку камня и повисает на потолке пещеры. Через некоторое время она срывается вниз, а принесенная ею частичка камня тончайшей пленкой остается на потолке. Следующая капля делает пленку толще. И через сто лет на этом месте появится каменная сосулька - сталактит длиной четыре сантиметра. И каждые сто лет он будет подрастать на столько же. А внизу, куда упала капля, будет расти каменная башенка - сталагмит. Через миллионы лет сталактит и сталагмит соединятся и превратятся в сверкающую колонну, которая называется сталагнат.


Мне кажется, что пещеры – это царство темноты и тишины. Температура в пещере летом ниже, а зимой выше, чем снаружи. В пещерах Хакасии средняя температура от +4 до +6 градусов. Поэтому в пещеры лучше ходить зимой – там теплее, чем на улице.
Главные хозяйки пещер – летучие мыши, которые спят вниз головой. Также в пещерах живут и безобидные хвостатые земноводные протеи, пауки, многоножки, черви. Все они бесцветные и прозрачные. Глаза у них либо слабо развиты, либо совсем отсутствуют.


В интернете я прочитала, что наша республика очень богата пещерами – здесь открыто и исследовано примерно 200 пещер.


На севере Хакасии находится Кашкулакская пещера, которая признана одним из самых страшных мест планеты. Местные жители называют её пещерой «чёрного дьявола». Это место у древних хакасов считалось священным. Чтобы задобрить злого духа предки приносили в пещеру звериные и человеческие жертвы.


В районе деревни Толчея расположен грот Двуглазка с самыми древними в Хакасии следами пребывания человека.


Рядом с деревней Сыя есть пещера «Археологическая» - называется она так, потому что в ней также была обнаружена стоянка древнего человека.


Самая доступная, самая большая и одна из самых красивых пещер в Хакасии – это Бородинская пещера. Длина пещеры составляет 1500 метров глубина 60 метров. Здесь находится самый большой в Сибири сталагмит - «Пагода», его высота составляет 5 метров.


Самая протяженная пещера в Хакасии – это Ящик Пандоры, длина ее составляет 18 км. Глубина 185 метров. В этой пещере есть пещерные озера.


А еще в пещерах есть молочные реки (почти как в сказке), которые образовались в результате большого содержания минералов в стекающей воде. Такие молочные реки есть в пещере имени Королёва.
Хоть пещеры и называют «памятниками природы», все равно находятся люди, которые мусорят, и стремятся оставить свой автограф, что нарушает экобаланс пещеры и почти стерильную ее атмосферу.

Вывод: Оказывается подземное царство на самом деле существует, а называется оно пещерами.
Закончу свое исследование стихотворением про пещеру.
Трудно верится, поди ты,
Что в пещерах там и тут
Как сосиски сталактиты
Сверху донизу растут.
Но еще, промежду прочим,
Точно так же знаменит,
Сталактита чуть короче
Лезет кверху сталагмит.
И поэтому в пещере
Ничего рукой не трожь.
Та пещера, камни щеря,
Напугает кого хошь.
Благодарю за внимание.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»

Пещеры – чудо природы

Выполнила: ученица 10 класса

Каширина Анастасия

Руководитель: учитель географии

Рыжова Галина Михайловна

п. Октябрьский 2016

Введение………………………………………………………………3

Глава 1. Пещера – настоящее чудо природы………………………6

    1. Что такое пещера…………………………………………………..6

      Кто исследует пещеры?................................................................6

      Как образуются пещеры…………………………………………..7

      Типы пещер…………………………………………………………8

      Причудливые пещерные узоры…………………………………10

      Растительный и животный мир пещер…………………………12

      Зачем охранять пещеры?................................................................14

Глава 2. Пещера Загонная со скалой Будаковской…………………16

2.1 Месторасположение пещеры…………………………………….16

2.2 Тип пещеры и время образования………………………………16

2.3 Кто исследовал пещеру и какой вклад внес в науку……………17

2.4 Растительный и животный мир пещеры Загонная………………21

2.5 Почему необходимо охранять этот объект………………………24

Глава 3. Социологический опрос……………………………………25

Заключение ……………………………………………………………28

Список литературы……………………………………………………29

Приложения…………………………………………………………….31

Введение.

В сельской библиотеке я случайно увидела книгу «Пещеры» и прочла ее. Эта книга стала для меня некоторым открытием. Здесь я нашла подробные ответы на все интересующие меня вопросы: как образовались пещеры, какие существуют типы пещер, кто в них обитает, кто занимается исследованием пещер. Я сильно увлеклась этой книгой и решила на ее основе провести собственное исследование какой-нибудь пещеры. В цели своей исследовательской работы я решила затронуть извечную проблему экологии – проблему защиты природных объектов.

Актуальность работы . Вопрос о защите природных объектов сейчас особо актуален. В современном мире многие люди не уделяют должного внимания окружающей среде, и, зачастую, делают все, чтобы еще больше ее разрушить. Мы выбрасываем мусор в реки, озера, на лесные поляны, мы ломаем ветви, обрываем листья, даже не задумываясь о том, что этот маленький листик служил домом для какого-нибудь насекомого, что гриб, который мы затоптали, возможно помог бы прожить какому-нибудь зверьку, что дерево, которое мы спилили, было целой средой обитания многих животных… То же самое касается и пещер. Многие туристы, посещая пещеры, оставляют за собой мусор, не думая, что это может нарушить естественное существование редких животных, ломают сталактиты, сохраняя их, как сувенир. А ведь сталактиты несут для исследователей такую ценную информацию, как возраст пещеры.

Чаще всего мы совершаем такие ошибки из-за незнания, но бывает, что и извещенные об этом люди все равно продолжают уничтожать природу. Поэтому я решила донести до читателей и слушателей информацию о ценности природных объектах, о необходимой защите пещер, на примере пещеры Загонной.

Цель моей работы: донести до окружающих, что пещеры, как и любой другой природный объект, нуждаются в защите.

Для этого я специально выбрала малоизвестную пещеру. Для достижения моей цели я поставила перед собой следующие задачи:

Определить, что такое пещеры, кто занимается исследованием пещер, какие бывают пещеры, и почему они вызывают такой бурный интерес у исследователей;

Найти точное местонахождение моего объекта исследования;

Определить, к какому типу пещер относится, и когда образовалась пещера;

Кто занимался исследованием этой пещеры, какие открытия сделал;

Кто обитал раньше, обитает сейчас в этой пещере;

Какие находки были обнаружены в пещере;

Какую роль играет пещера в жизни человека;

Почему ее необходимо охранять.

Гипотеза: Пещера – необходимый для человека природный объект, который нужно охранять.

Методы исследования: это, прежде всего, теоретические: анализ и обобщение литературных источников и ресурсов сети Интернет, эмпирические: интервью (в моем случае – с учителями географии), социологический опрос-анкетирование.

Практическая значимость моей работы заключается в том, что результаты можно использовать на уроках географии, экологии, краеведения. Она поможет больше узнать о природе Алтайского края.

Обзор. В форме краткого обзора я решила написать о том, что будет представляет собой моя работа. Исследовательская работа состоит из двух глав и результатов анкетирования. В первой главе я разъясняю, что такое пещеры, как они образуются, что интересного можно найти в пещерах. Основную информацию для этой главы я нашла в вышеописанной книге «Пещеры», недостающую информацию я дополняла из других источников. Честно говоря, до этого времени пещеры представлялись мне скользкими, мрачными полостями в скале, в которой не только нет жизни, но нельзя найти ничего прекрасного. Хотя я и знала, что в пещерах находят различные костные останки и нарисованные человеческой рукой изображения, но большого интереса пещеры для меня не представляли. Все поменялось, когда я стала глубже понимать этот удивительный подземный мир.

Вторая часть будет посвящена непосредственно самому объекту моего исследования – пещере Загонной со скалой Будаковской. В школьной и сельской библиотеке практически не было информации об этой пещере. Но тем увлекательнее добывать информацию самой. Мне пришлось немало переработать и перебрать источников информации, чтобы найти самое главное и самое интересное.

В результатах социологического опроса я описала мнение людей о том, нужно ли охранять пещеры. Кроме того выяснила, много ли дети и взрослые знают о пещерах, о том, для чего они нужны.

Глава 1. Пещера – настоящее чудо

    1. Что такое пещера

Для того чтобы определить, какую роль играют пещеры в жизни

человека, нужно выяснить, что они представляют собой.

Для сравнения смотрю, определения «Пещера – это…», в разных толковых словарях:

У глубление, полое пространство под землёй или в горном массиве, имеющее выход наружу (Толковый словарь С.И. Ожегова)

Полость, пустота в толще земли; природные подземные ходы, тупиком или с выходами; грот; подземные вертепы; иногда рытые переходы, высеченные в скалах жилища, кладбища и пр. (Толковый словарь В.И. Даля).

Как видим, эти два определения, взятые из разных источников, имеют одну общую основу: пещера – это пустота в толще земли, полое пространство, возможно, замкнутое, или имеющее один или несколько выходов.

    1. Кто исследует пещеры?

Кто же исследует эти подземные коридоры? Самым первым исследователем пещер был Ассирийский царь Салманасар III в 852 г. до н. э. Он прибыл в местность, откуда берет начало река Тигр, и обнаружил расселину в скале. В сопровождении свиты он обследовал пещеру и в память об этом приказал высечь на скале надпись и свое изображение.

Изучением пещер с XX в. на профессиональном уровне занимаются спелеологи.

Спелеология – раздел геологии, изучающий природные пещеры, а именно: их происхождение, возраст, эволюцию, морфологию, экосистему, составляющие породы и т.д. Эта наука является существенной составляющей для полноценного изучения истории, археологии, биологии палеонтологии и гидрологии. Из этого определения следует ответ на вопрос "Кто такой спелеолог?" – это специалист, изучающие пещеры, механизм и причины их образования и развития. [ 5]

Обыкновенно спелеологи действуют в сотрудничестве с другими специалистами. Ботаникам, например, интересно исследовать пыльцу, взятую из глины. Микробиологи обнаруживают в пещерах прежде неизвестные микроорганизмы. Пещера также представляет большой интерес для археологов. Ведь благодаря наскальной живописи, оставленным в пещерах инструментам и орудиям, пепелищам от кострищ и костным останкам, можно многое рассказать о жизни древнего человека. Впервые наскальные рисунки были обнаружены в 1879 г. Девятилетней девочкой и ее отцом, дон Марселино де Саутуола из Альтамиры в Северной Испании. После этого случая люди стали находить все больше таких пещер. В настоящее время известно уже около 400 пещер, расписанных картинами.

В наше время изучением пещер занимаются преимущественно любители, жертвуя своим отпуском и выходными днями. Для того чтобы измерить многокилометровые коридоры, лазы, колодцы и залы, им приходится испытывать неимоверные трудности, проводя дни и ночи в кромешной тьме, сырости и холоде.

1.3 Как образуются пещеры?

Как образуются пещеры, я нашла в книге «Пещеры». Основа образования многих пещер – химический процесс: дождевая вода из воздуха забирает углекислый газ, образуя слабую углекислоту. Ключевая вода и есть не что иное, как вода с растворенным в ней углекислым газом. Просачиваясь сквозь землю, углекислота способна разрушить известняк. В 10 литрах дождевой воды растворяется примерно 9 граммов извести; в результате образуется гидрокарбонат кальция. С помощью этой реакции на протяжении тысячелетий формируются туннели многометровой ширины и огромные залы.

Вот как происходит образование пещер: атмосферные осадки увеличивают в породе узкие трещины и щели, в течение тысячелетий превращая их в туннели, ширина которых достигает нескольких метров. Такие образования называют «карстовые». Карстовые пещеры обычно образуются там, где залегают растворимые породы: известняк, мрамор, мел, а также гипс и соль. Известняк, а тем более мрамор, растворяется чистой дистиллированной водой очень плохо. Наиболее сильное растворение происходит, как уже описано выше, если в воде присутствует растворённый углекислый газ (а он всегда присутствует в природной воде). Однако всё равно известняк растворяется слабо по сравнению, скажем, с гипсом или, тем более, солью. Вообще от того, из каких пород состоят пещеры, зависит продолжительность их существования.

1.4 Типы пещер

Но, чтобы как-то структурировать эти пещеры мне необходимо найти, на какие типы они подразделяются. В некоторых источниках нахожу, что пещеры подразделяются в зависимости от породы и способа образования.

Кроме карстовых образований, существуют также:

Известково-туфовые;

Гипсовые;

Соляные;

Вулканические;

Ледниковые и ледяные;

Морские пещеры;

Пещеры, образовавшиеся в результате горного обвала;

Эоловые.

Известково-туфовые образуются, когда вода с высоким содержанием извести стекает каскадом, известь на ступенях оседает. Если это происходит на поверхности земли, то фрагменты растений перемешиваются с известью. Со временем слой увеличивается и образуется пористая масса – известковый туф. Примером такого типа пещер является пещера Ольга в Швабском Альбе, Германия. [ Приложение 1 ]

Гипсовые пещеры появляются в ходе того же растворения в воде. 1000 литров воды способны разрушить около двух килограммов гипса. Такие пещеры образуются быстрее известковых, но и разрушаются достаточно быстро. Они являются самыми длинными по протяженности. Самая продолжительная гипсовая пещера на земле – Оптимистическая пещера на Украине (165 км). [Приложение 1]. В такого типа пещерах часто встречаются причудливые гипсовые кристаллы, очень хрупкие и прозрачные.

Тот же способ образования у соляных пещер . Но они еще более недолговечны. Соляные пещеры образуются в засушливых районах с многометровыми соляными отложениями. Самой длинной такой пещерой является Мальханова пещера в Израиле (6 км).

Способ образования вулканических пещер существенно отличается от предыдущих. Когда жидкая горячая лава вырывается из жерла вулкана, верхний слой ее течения быстро остывает. Образовавшаяся корка хорошо сохраняет тепло, и лава под ней продолжает течь. Как только поток лавы прекращается, лава из-под корки уходит. Остывшие трубкообразные полости могут тянуться на сотни метров. Самой длинной из них признана вулканическая пещера на Канарском острове Лансароте. В этой пещере имеются даже сталактиты: когда расплавленная лава капала с потолка, появлялись вулканические «сосульки».

Морские волны, набегая на берег, спустя время разрушают скалы, образуя морские пещеры. Примером такой пещеры является Фингалова пещера на острове Стаффа.

В результате обвалов громадные скальные плиты падают вниз, а между обломками часто образовываются пустоты. Эти пещеры не очень большие, но могут запросто служить человеку укрытием. Таких пещер много в Австралии.

Эоловые пещеры своим возникновением обязаны процессу эрозии. Мягкие горные породы не могут противостоять воздействию мелких песчинок, которые ветер гонит на скалы. Чаще всего такие пещеры образуются на скалах и побережьях.

Ледниковые и ледяные пещеры – это два разных типа пещер. Если пещера находится слишком высоко, и температура воздуха в ней чуть выше нуля, то просачивающаяся вода у входа в пещеру превращается в лед, особенно когда зимой сюда задувает ветер. Это ледяная пещера . Лед в ней, достигающий толщины 20 метров, постоянно подтаивает. Ледниковые же пещеры, в отличие от ледяных, не заполнены льдом, а окружены им. Например, вход в гигантскую пещеру Айсризенвельт под Зальцбургом расположен на высоте 1641 м над уровней моря. Такие пещеры сами по себе очень красивы – лед, образуя волнообразные формы, переливается яркими сине-зелеными оттенками.

К одной из разновидностей пещер можно также отнести пещеры «искусственные», выдолбленные человеком. Это очень редкие пещеры и очень молодые (По сравнению с другими пещерами). Одной из таких пещер является пещерный комплекс в Каппадокии, Турция, который существует уже около 2000 лет. Ознакомившись с типами пещер и со способами их образования можно предположить, какими древними они являются, сколько тысяч лет проходят эти процессы.

1.5 Причудливые пещерные узоры

При знакомстве с книгой «Пещеры» я нашла очень много интересного, прекрасного и уникального, чего нельзя отыскать нигде на поверхности. То, что может существовать только в пещерах.

Например, сталактиты и сталагмиты. Как они появляются? Когда уровень воды в карсте понижается, пустоты, которые служили руслом для подводных рек, осушаются. Дождевая и талая вода, просачиваясь сквозь трещины, растворяет известняк уже известным способом. Затем эта вода в виде капелек оседает на «потолке» и происходит обратный химический процесс: вода теряет углекислый газ и известняк оседает в форме натека. С годами этих слоев становится больше, а внизу, под сталактитами, таким же способом образуются сталагмиты – перевернутые «сосульки». Многие люди путают эти два названия, и я вспомнила легкий способ, которым когда-то пользовалась, чтобы их различать. В слове СталакТиты имеется буква Т, которая похожа на сосульку, направленную вниз. СталагМиты – слово с буквой М, которая напоминает две перевернутые сосульки. Вот так буквы М и Т помогают отличить сталактиты от сталагмитов. Я прочитала об этом в одном журнале, когда была еще маленькая.

Сталактиты обладают очень важной для исследователей информацией, о которой многие люди даже не подозревают. Если сталактит распилить, то срез будет напоминать спил дерева с годовыми кольцами. Каждое кольцо - это показатель климата, господствовавшего в то время. Также по соотношению изотопов кислорода О-18 и О-16 можно судить о колебаниях температуры. Ведь, чем выше средняя температура, тем сильнее испаряется изотоп О-16, который попадает в известняк сталактитов. Кроме того, по остаткам пыльцы в них можно судить о растительности того или иного времени, а по остаткам пепла – об извержениях. В приложении 2 вы можете посмотреть на кольца роста.

Кроме сталактитов, в пещерах существуют натечные жемчужины, получившихся в прудах в результате обволакивания частичек грязи известью.

Есть такое интересное явление, как пещерные «занавесы». «В пещерах иногда можно встретить целую галерею искусно выполненных природных скульптур» - говорится во все той же детской энциклопедии «Пещеры». И действительно, в зависимости от породы и поверхности, известковые натеки могут образовывать разноцветные узоры – от «кружевных вуалей» до тончайших «спагетти».

Еще существует такой интересный вид пещерных образований, который почти не изучен наукой – эксцентрики. Это кристаллы известняка, в которых имеются тонкие веточки «капилляров»; по ним известь растекается, независимо от силы тяжести. Из-за этого они образуют причудливые формы, напоминающие ствол с ветками.

А в некоторых известняковых пещерах прячутся озера непередаваемых цветов, которые, словно зеркала, отражают все вокруг. К примеру, регион Mato Grosso do Sul в Бразилии может похвастаться множеством удивительных подземных озер. Некоторые подземные озера достигают ста метров в глубину. [ 7 ]

Когда я спросила преподавателя по географии о пещерах, Галина Михайловна рассказала мне о пещерах Словении – одном из чудес света. Очень много информации о пещере Постойна можно найти в книге «100 великих чудес природы», Б.Б. Вагнера. Немало каменных шедевров можно увидеть в этой пещере. Это и огромный сталактит Кипарис, который по форме напоминает стройное дерево, изваянный природой Мальчик с Пальчик, выглядывающий из-за каменной колонны, ажурная сталактитовая драпировка, сотканная из тончайших нитевидных натеков. Коридоры пещер переливаются всевозможными оттенками красного – от нежно-розового до ярко-алого.

Стены порой кажутся то отлитыми из металла, то вырезанными из слоновой кости. Порой целый частокол каменных колонн заполняет пространство залов, и поезд словно едет по каменному лесу. И растут эти каменные сосульки очень много тысячелетий – лишь по одному миллиметру в год! Фотографии причудливых узоров можно посмотреть в приложении 2 и 3.

Вот такие прекрасные вещи можно обнаружить исключительно в пещерах.

1.6 Растительный и животный мир пещер

Но пещеры нужны человеку не только для того, чтобы любоваться их красотами. Как считает известный швейцарский спелеолог Альфред Бегли: «Под землей, в абсолютной темноте существует огромный мир, о котором мы можем говорить как о новом континенте».

Растительный и животный мир подземных коридоров – настоящая ценность для зоологов и ботаников. Наверное, каждый ребенок знает, что в пещерах обитают летучие мыши!

Но несколько веков у людей было совершенно другое представление о подземном мире. Во времена средневековья люди думали, что в пещерах живут драконы: из-под земли слышался рев, вырывались облака пара, в пещере находили кости и черепа, а на поверхность течением рек выбрасывались маленькие дракончики. Как говорится, у страха глаза велики. На самом деле «ревут» бурлящие реки, облака пара, выходящие на поверхность – это влажный воздух, выходящий из-за смены давления воздуха. Кости – это останки давно вымерших животных. Но маленькие «дракончики» - вовсе не выдумка. Это – представители уникального подземного мира, который нам предстоит разгадать.

Растительный и животный мир пещер поистине необычен. Это своеобразные маленькие «мирки» со своим микроклиматом и цепочками питания.

Как говорилось выше, люди находили в течениях рек маленьких «дракончиков» и слепо верили, что они вырастут в настоящих полноценных монстров. По-настоящему же эти маленькие безглазые существа, обитающие в карстовых пещерах, достаточно безобидны. А называются они «протеи». Они похожи на угрей, но опираются на 4 слабенькие лапки. В длину протеи не более 30 см, и являются представителями земноводных. Протеи считаются «живыми ископаемыми», потому что очень легко приспосабливаются: вылупившиеся в темноте личинки в скором времени теряют окраску, а глаза их скрываются под складками кожи. Но если их вынести на свет, то развитие пойдет в ином направлении: тело приобретет темную окраску, а глаза станут полноценным органом зрения.

А в северных областях Южной Америки обитают пещерные птицы размером с курицу – гуахаро. Александр фон Гумбольдт обнаружил их в пещере Гуахаро в Венесуэле. Здесь обитают крупнейшие колонии этих птиц. С наступлением темноты эти птицы покидают пещеру и отправляются на поиски семян и богатых маслом пальмовых плодов. Во времена Гумбольдта жители ближайшей деревни раз в году разрушали гнезда и убивали многочисленных птенцов для получения жира, который долго хранится. В настоящее время эти птицы находятся под охраной.

Летучие мыши – наиболее часто встречаемый житель пещер. И более приспособленный. На протяжении столетий люди удивлялись, каким образом летучие мыши в полной темноте не только не сбивались со своего пути, но преодолевают препятствия и чувствуют добычу. Ответ на этот вопрос я тоже нашла в книге «Пещеры» (с.19 -20). Биологи смогли разгадать эту загадку лишь в 1938 г. Оказалось, во время полета летучие мыши издают звуки высокой частоты, которые человеческое ухо воспринять не в состоянии. Эхо отражается от препятствий, и летучие мыши улавливают их своими ушами. Благодаря этому они молниеносно принимают правильные решения и быстро оказываются у цели.

Многие виды животных, например, саланганы, гуахаро и летучие мыши, регулярно покидают пещеры в поисках пропитания. Другие используют пещеры для зимовки – например, некоторые виды насекомых. Есть и обитающие только у входа в пещеру – пещерный паук. Существуют пещерные саламандры, пещерные пяденицы, пещерный рак и даже пещерный кузнечик.

У пещерных жителей есть свое преимущество. Многие из них здесь не имеют врагов. Благодаря постоянной температуре воздуха им не надо приспосабливаться к смене времен года. Некоторые обитатели пещер выжили даже в ледниковый период, в то время как их родичи вымерли на поверхности. И все же этот их маленький мир достаточно неустойчив: нарушив только одно звено их жизни, можно полностью лишиться редкого вида животных.

Кроме животных, в пещерах также растут растения. Казалось бы, как без света могут расти растения? Ведь большая часть растений питается только за счет солнечных лучей. Зеленых растений в пещерах действительно нет. На входе в пещеру часто встречаются некоторые виды папоротников и мхов, или даже водоросли растут, но только там, куда попадает дневной свет. Зато в кромешной темноте пещер раздолье для бактерий и грибов, которые выживают благодаря разлагающимся останкам животных. Бесцветные грибные нити вы можете увидеть в приложении на фото.

Интересна еще искусственная растительность, выращенная благодаря проведенному в пещеры электричеству. Это кажется нереальным, но благодаря искусственному свету даже в очень жестких условиях начинают появляться зеленые «былинки».

1.7 Зачем охранять пещеры

Пещера – не только прекрасный по своей натуре объект природы, но он является хранителем уникальных видов животных, является как-бы маленьким отдельным мирком. Кроме того, именно пещера является наиболее надежным и ценным хранителем информации о древних ее посетителях. Здесь можно поставить самый главный вопрос моего исследования: зачем нужно охранять пещеры?

В подземном мире действуют совершенно иные правила, в отличие от поверхности. Живые организмы подчас существуют в таких жестких условиях, что даже незначительные изменения их может повлечь за собой их смерть.

Иногда в пещеры попадают опасные ядохимикаты, которые представляют угрозу для существования живых организмов.

Порой посетители пещер ведут себя как настоящие вандалы: срывают сталактиты, которые росли тысячелетиями, оставляют на полу мусор, который разлагается здесь значительно дольше, загрязняют копотью факелов воздух пещеры, рисуют на стенах, несмотря на все запреты.

Из-за этого многие пещеры сейчас закрыты для посещений. Пещеры, в которых живут летучие мыши, закрыты с 15 ноября по 15 апреля – во время их спячки.

Главное правило, которое стоит помнить при посещении пещеры: не уносить с собой ничего, кроме фотографий и сувениров, и не оставлять после себя ничего, кроме следов!

Глава 2. Пещера Загонная со скалой Будаковской

Но теперь обратимся непосредственно к самому объекту моего исследования – пещере Загонной.

Я нашла в Красной книге некоторые данные по этой пещере.

2.1 Месторасположение пещеры

Месторасположение пещеры: Краснощековский район, правый берег Чарыша, в 4 км ниже с. Усть-Пустынки. Площадь памятника – 15 га. Она имеет три входа и расположена под пещерой летучих мышей, с которой в прошлом составляла единое целое. Длина пещеры 38 м, высота – 2,2 м, ширина – до 12 м. Точное местоположение на карте можно посмотреть в приложении 5.

2.2 Тип пещеры и время ее образования

Определим тип пещеры и время ее образования. Как написано в Красной книге Алтайского края, пещера Загонная заложена в коралловых известняках лудловского яруса верхнего силура, содержащих фауну брахиопод. Из слов «заложена в коралловых известняках» я поняла, что по типу пещера относится к известковой и является карстовым образованием. Чтобы узнать, что означает «…лудловского яруса верхнего силура, содержащих фауну брахиопод» и можно ли из этого утверждения сделать какой-то вывод, я разыскала в интернете некоторые термины.

Силурийский период характеризуется появлением первых позвоночных. На смену теплым мелководным морям в результате интенсивных тектонических движений пришли значительные площади суши, что привело к иссушению климата. Наиболее яркие черты силурийского периода:

Интенсивное развитие наземных растений;

Растения не имеют корней, а выросты тела, напоминающие корни, служат лишь органами прикрепления;

Вне водоема становится необходимым расчленение тела на органы, выполняющие определенные функции;

У растений в воздушной среде развивается стебель и листья;

Возникает сосудистая система;

16. Палеолит // Сайт «Археология» [ Электронный ресурс] URL : http :// arheologija . ru / paleolit - yanin - ychebnik /

Приложения

Приложение 1

Пещера Ольга в Швабском Альбе, Германия Пещера Оптимистическая, Украина

Куэва-де-лос-Вердес на о-ве Лансароте Ледниковая пещера


Пещера в Голубых горах, Австралия Эоловая пещера


Фингалова пещера на о-ве Стаффа

Приложение 2

Карст


Причудливые пещерные узоры Эксцентрики в пещерах близ г. Люрэ


Сталактиты и сталагмиты Сталактит, кольца роста

Приложение 3

Пещерные жемчужины Сталактит Кипарис, пещера Постойна, Словения

Протеи


Летучая мышь Пещерный кузнечик

Приложение 4


Пещерная саламандра Светлячки в пещере

Грибные нити в пещере