Заграничные паспорта и документы

Дача безбородко на свердловской. Про "зеленую дачу" на свердловской набережной. Дальнейшее развитие усадьбы

Усадьба Кушелева-Безбородко одна из старейших усадеб Петербурга. Здесь мог бывать сам Петр I вскоре после основания города, в петровские времена тут находился усадебный дом с садом шведского коменданта крепости Ниеншанц.

Во времена Екатерины II тут уже раскинулась обширная усадьба всемогущего канцлера Александра Андреевича Безбородко, это было время расцвета усадьбы, вокруг был разбит обширный ландшафтный парк с прудами, который можно было поставить в один ряд с парком в Царском селе.

Сама императрица принимала участие в пирах устраиваемых канцлером. В литературных вечерах принимал участие Державин, а музицировал сам Глинка. В усадьбе принимали Александра Дюма-отца. Это событие вызвало ажиотаж в Санкт-Петербурге, многие горожане просились погулять в парке Кушелевой дачи, чтобы посмотреть на знаменитость.

И последний раз усадьба Кушелева-Безбородко прославилась по всему, тогда еще СССР. Её снял сам Эльдар Рязанов в своей комедии «Приключения итальянцев в России» (1974 год).

Сюжет фильма был закручен вокруг поиска сокровищ, спрятанных под львом в Ленинграде, а скульптурных изваяний львов в Ленинграде много и очень много, живых львов намного меньше. И целых 29 львов сидят вдоль ограды усадьбы Кушелева-Безбородко.

Знаменитые львы усадьбы Кушелева-Безбородко

В наше время усадьба уже находится в промышленном районе города, по адресу Свердловская набережная, дом 40. Иногда усадьбу называют Кушелевой дачей или дачей Кушелева-Безбородко, а район, где расположена усадьба называется Полюстрово, по названию, ранее располагавшейся здесь деревни, а позже курорта минеральных вод.

Многие же жители Калининского и Красногвардейского районов Санкт-Петербурга имели несчастье посещать противотуберкулезный диспансер №5, который и располагается сейчас в этом историческом здании. Про профилактику туберкулеза в конце поста.



Скульптура льва усадьбы

Немного истории

Еще в допетровские времена на месте усадьбы Кушелева-Безбородко стоял дом с садом шведского коменданта крепости Ниеншанц, ныне полостью утраченной. Дом был оборудован обширными подземельями и тайными подземными ходами, по которым должен был бежать шведский комендант крепости в случае наступления русских.

Но как водится время безудержно летит вперед и после завершения Северной войны в 1721 году здесь уже простирались русские земли.

Усадьба получила название по фамилиям своих бывших хозяев, причем сначала имением владел государственный деятель и дипломат князь Александр Андреевич Безбородко (1782 год покупка имения), а после его смерти усадьбу унаследовал его внучатый племянник А.Г.Кушелев, который не больше не меньше был директором департамента государственного Казначейства и главным государственным контролером. За заслуги перед отечеством и в память о своем великом предке Александр Григорьевич Кушелёв, получил право именоваться Кушелевым-Безбородко.

Александр Андреевич Безбородко был очень знаменит в свое время, его называли всемогущий канцлер. Он удостоился чести быть изображенным на памятнике Екатерине II на площади Островского, что рядом в Невским проспектом, можно сказать почти на нем. Его портреты висят ныне в , не один портрет, а именно портреты. Он изображен на многофигурной исторической картине Е.В.Мошкова «Миропомазание великой княгини Елизаветы Алексеевны 9 мая 1795 года» рядом с Екатериной II, а на картине «Перенесение Тихвинской иконы Божией матери 9 июня 1798 года» рядом с Павлом I, хотя доподлинно известно, что к моменту изображенному на картине канцлер уже умер.



Ворта с вазами усадьбы Кушелева-Безбородко

К строительству шедевра приложили руку такие известные архитекторы, как В.Баженов, ему приписывают первоначальное строительство усадьбы без боковых галерей в 1773 году, но с абсолютной уверенностью нельзя сказать, что это был именно он. В.Баженов построил так же дом Пашкова в Москве и Царицынский дворцовый комплекс,т.е в те времена он был одним из ведущих архитекторов в Российской империи.



Передний фасад усадьбы Кушелева-Безбородко

Масштабная перестройка усадьбы была заказана А.А.Безбородко у архитектора Кваренги. Тогда усадьба приняла привычный нам вид с боковыми галереями и боковыми флигелями. Галереи изначально были открытыми в подражание итальянскому стилю, но в климате Санкт-Петербурга открытые галереи оказались не востребованными большую часть года. При последующих перестройках галереи были превращены в закрытые.



Боковое крыло усадьбы Кушелева-Безбородко

Боковой флигель усадьбы Кушелева-Безбородко

Фасад бокового флигеля усадьбы Кушелева-Безбородко

Вокруг имения был разбит шикарный ландшафтный парк с прудами, мостиками и цветами. Говорят на пирах, устраиваемых Безбородко, бывала сама Екатерина Великая и многие видные государственные деятели екатерининской эпохи.



Дача И. А. Безбородко в Полюстрово. Акварель Г. С. Сергеева. 1800 г.

Напротив имения была сооружена масштабная гранитная пристань со сфинксами, к пристани вел подземный ход. Пристань совсем недавно отремонтировали, а вот подземный ход был утрачен.



Вид на Смольный собор от ворот усадьбы Кушелева-Безбородко

Сейчас он мог бы сильно пригодиться, поскольку перейти набережную рядом с усадьбой невозможно из-за интенсивного автомобильного движения и отсутствия поблизости пешеходных переходов.



Вход в подземный ход ведущий от пристани к усадьбе

Сфинкс на пристани

В XIX веке на территории усадьбы возник курорт, тут стали добывать железистые минеральные воды Полюстрово. Курорт процветал на протяжении 30 лет, но сильный пожар положил конец этому процветанию.

С 1896 года в история усадьбы заканчивается, но начинается новая история — история медицинских учреждений, расположенный в ранее очень знаменитой усадьбе. Все началось с общины сестер милосердия, а закончилось туберкулезным диспансером в наше время.

Самая лучшая историческая справка об усадьбе висит на сайте туберкулезного диспансера.

Современное состояние

Сейчас же это уже не пригород, а городская территория, застроенная по периметру крупными промышленными предприятиями, от крыльца усадьбы открывается прекрасный вид на Неву и Смольный собор. Перед решеткой некогда тихой загородной усадьбы ежесекундно проносятся сотни машин.

Автомобильное движение на Свердловской набережной в настоящий момент очень оживленное, шесть полос движения в обе стороны. Состояние самого здания увы вызывает только отрицательные эмоции. Здание нуждается в капитальном ремонте и реставрации.



Фасад усадьбы Кушелева-Безбородко

Для туберкулезного диспансера уже построено новое здание близ больницы имени Мечникова, это гораздо более удобное место в плане транспортной доступности для населения, чем Свердловская набережная, но из-за бюрократических проволочек переезд оттягивается. Я слышала о том, что переезд был намечен на 2011 год, но не состоялся из-за банкротства подрядчика строительства, сейчас переезд обещают в декабре 2015 года, но как говорится, поживем увидим.

Интерьер внутренних помещений в таком же ужасном состоянии, как и фасад. От усадьбы с богатой коллекцией живописи и многочисленными предметами искусства, увы, в интерьерах ничего не сохранилось





Внутренний интерьер усадьбы Кушелева-Безбородко

Эта лестница, расположенная в башне, ведет в детское отделение и поэтому там воздвигли эту зеленую малопривлекательную, деревянную решетку. Чтобы маленькие пациенты не смогли пролезть между ограждением лестницы и перегнуться через нее.



Лестница усадьбы Кушелева-Безбородко

За задним фасадом усадьбы уже идут реставрационные работы. там расположены домики для проживания персонала медицинских учреждений и бывшие парковые павильоны.



Задний фасад усадьбы

Центральная аллея старинного парка усадьбы

Парк усадьбы облагорожен, сейчас в нем располагается бизнес-центр, внутри домиков конторы различных предприятий. Конечно это уже не шикарный парк, соперничающий с парком Царского села, а жалкое его подобие, но это лучше чем пустырь с руинами.



Рядом со старинными парковыми павильонами расположены современные корпуса бизнес центров. Уцелело несколько прудов.



Отреставрированные павильоны парка усадьбы

А на этом пруду я в детстве каталась на лыжах. Во времена моего детства кругом этого пруда стояли заводы, сейчас заводы сносят, строят бизнес центры и жилые кварталы. Рыбаки пытаются выловить рыбку в пруду, я бы побрезговала есть такую рыбу. А район рядом с прудом назывался тогда Бабаровка, а почему не знаю до сих пор.



Пруд в сквере Безбородко близ Полюстровского проспекта

В парке живут белки, хотя район тихим никак не назовешь. С одной стороны набережная с интенсивным автомобильным движением, с другой стороны Полюстровский проспект, тоже очень загруженный транспортом.



Отреставрированные павильоны парка усадьбы

Церковь во имя святителя Пантелеймона была закрыта в 1923 году, позднее там располагалась детская инфекционная больница. Сейчас делаются попытки воссоздать здание.

Церковь во имя целителя Пантелеймона, построена в 1901 году Так выглядела церковь в 1900-х годах

Надеюсь, что через несколько лет мне представится возможность написать об обновленной усадьбе Кушелева-Безбородко. Там планирую сделать культурно-деловой центр.

Профилактика туберкулеза

И немного о грустном, я естественно посетила эту усадьбу по направлению на обследование в туберкулезный диспансер. Как оказалось, в этом году Минздрав издал распоряжение подвергнуть обследованию всех детей, у которых реакция Манту превышает 13 мм. В школе или садике выдается грозное направление, что вы обязаны предоставить справку об обследовании из туберкулезного диспансера в течение месяца, иначе ребенок не будет допущен к занятиям в школе.



Внутренний интерьер туберкулезного диспансера

Записаться на прием рекомендую сразу, очередь 2-3 недели. За это время нужно сдать анализы ребенку, а всем взрослым членам семьи сделать флюорографию, но это только начало. В диспансере дадут направление на рентген грудной клетки для ребенка и поставят ему Диаскинтест, это типа пробы Манту, нужно проверять через 72 часа. Проверить нужно обязательно в диспансере, в районной поликлинике нельзя. После этого еще раз записаться на прием к фтизиатру, чтобы по результатам обследования вам наконец выписали вожделенную справку, это можно сделать уже без ребенка.

Итого на все это обследование я была вынуждена 3 раза отпроситься с работы. Туберкулезный диспансер работает с 9 до 18 только по будним дням, вариантов нет. Ребенок пропустил тренировку и два урока. Я ходила по врачам вместо утреннего посещения фитнес-клуба. Возникает справедливый вопрос, а оправданно ли такое обследование? Может нашему Минздраву лучше направить деньги, выделенные на эту масштабную акцию действительно больным детям, нуждающимся в лечении, а не гонять по врачам здоровых.

С другой стороны туберкулез, конечно, опасное инфекционное заболевание. И оно не так далеко от каждого из нас, как хотелось бы об этом думать. Санкт-Петербург неблагоприятный по туберкулезу регион. Огромная скученность населения, плохая экология, наличие большого количества мигрантов все это повышает риск заразиться.

За свою жизнь я слышала о 4 случаях заболеванием туберкулезом. Мой муж в 90-е работал в МВД. Там обязательная ежегодная диспансеризация всех служащих, ежегодное поголовное флюорографическое обследование, однако двое их сотрудников умерли от туберкулеза, когда был поставлен диагноз уже ничего нельзя было сделать.

В детском саду, куда ходил мой сын, одна девочка заболела. Это была нормальная семья, т.е. девочка нормально питалась, нормально одевалась, совершенно приятные родители и такое несчастье. От туберкулеза никто не застрахован, увы. Только крепкий иммунитет, может спасти ситуацию. В Петербурге 90% населения инфицировано, но не больны. Болезнь может никогда не наступить, как это и происходит в подавляющем большинстве случаев. Крепить иммунитет нужно при любом диагнозе. Аналогичную историю про заболевшего ребенка в садике, куда ходит мой племянник, я слышала от своего брата.

Естественно, все дети контактировавшие с заболевшим подлежат обязательному обследованию в туберкулезном диспансере и наблюдению в течение года.

Заболеваемость по Санкт-Петербургу составляет около 50 человек на 100 тыс. населения, в общем не так уж много. Смертность от туберкулеза 12 чел на 100 тыс. населения.

Есть в Петерубрге место популярное, где раньше воды были минеральные, у которых здоровье свое подправляли люди знатные. Днем пили водичку целебную, вечером играли в карты и попивали шампанское. Годы шли, место менялось. В наши дни здесь уже ничего не напоминает о тех источниках и теплых летних вечерах, а львы охраняющие вход в усадьбу плачут и вспоминают, как раньше здесь танцевали кадриль.

2. Места, в которых расположилась дача Кушелева-Безбородко , а именно о ней речь и пойдет, не пустовали и до основания Петербурга. Комендант шведской крепости Ниеншанц основал здесь себе дачу и уютный сад. Теплыми летними деньками он приезжал сюда со своей семьей, ухаживал за яблонями и устраивал пикник. Но пришел Петр I, настучал шведам по лбу, влепил пенделя и прогнал с насиженных мест. Уютную дачу подарил Екатерине, если кто не помнит - жене.

фото с http://spbfoto.spb.ru/

3. Во время одного из своих визитов, Петр I отведал водицы местной, покатал ее по нёбу царскому, причмокнул и сказал: "Водица местная не хуже бельгийской, ехать теперь никуда не надо, сделаем здесь свое SPA, лучше пусть к нам будут гости заморские приезжать". Ну уверенности в исторической справедливости слов у меня нет, ибо я их сейчас сам придумал, но думаю смысл был похожий. Источник в итоге прозвали Полюстровским.

4. Ехать правда сюда никто не стал, но вот тайный советник Теплов нуждающийся в лечении смекнул, что поправить здоровье здесь будет дешевле, чем в бельгийском SPA. Выкупил себе участок, позвал Василия Баженова и уговорил построить особняк в готическом стиле. В каменном доме построили и оранжереи, где выращивались фрукты, овощи, цветы, табак, дабы Теплову скучно не было.

5. Неизвестно точно, помогла ли водичка, но Теплов в итоге концы отдал. Сынишка его в даче не нуждался и продал ее канцлеру Безбородко. Тот нанял известного зодчего Кваренги, и они полностью перстроили дом заново. Максимально использовали уже находящиеся здесь постройки. Таким образом, здание хранит не только остатки баженовской постройки, но возможно и следы той самой первой усадьбы шведского коменданта.

6. Играть в карты, танцевать кадриль и пить водичку сюда приезжал друг канцлера - Львов. Николай Александрович владел многими профессиями: инженер, изобретатель, геолог, ботаник, историк, археолог, поэт, драматург, прозаик, переводчик, мастер рисунка и архитектор. Он был и жнец, и швец, и на дуде игрец, поэтому его часто сравнивали с Леонардо Да Винчи. Именно рукам Николая Александровича приписывают появление ограды из 29 львов.

7. Ускоримся. Иначе я вам так историю всех рассказывать долго буду. После смерти Безбородко, здесь жила его племянница, а у ее сына была фамилия Кушелев, который ее сменил на Кушелев-Безбородко и прославил эту дачу на весь мир. В отличии от многих он последовал завету Петра I и открыл здесь центр оздоровления, в даче расположился курзал Полюстровских источников. Для рекламы и продвижения оздоровительно центра в европе сюда позвали известного француза А. Дюму старшего. Автор "Трех мушкетеров" писал: Мы остановились перед большой виллой, два крыла которой полукругом отходили от главного корпуса. На ступеньках подъезда выстроились слуги графа в парадных ливреях. Граф и графиня вышли из кареты, и началось целование рук. Потом поднялись по лестнице на второй этаж в церковь. Как граф и графиня переступили порог, началась обедня в честь «благополучного возвращения», которую достопочтенному священнику хватило ума не затягивать. По окончании все обнялись, невзирая на ранги, и по распоряжению графа нас проводили каждого в свое помещение. Мои апартаменты были устроены на первом этаже и выходили в сад. Они примыкали к большому прекрасному залу, используемому как театр, и состояли из прихожей, маленького салона, бильярдной, спальни для Муане и меня. После завтрака я отправился на балкон. Передо мной открылся чудесный вид – к реке от набережной спускаются большие гранитные лестницы, над которыми воздвигнут шест футов пятьдесят высотой. На вершине шеста развевается знамя с графским гербом. Это – пристань графа, куда ступила Великая Екатерина, когда оказала милость Безбородко и приняла участие в празднике, устроенном в ее честь.

8. Стоит ли говорить что место стало популярным? Сюда даже бесплатный шаттл пустили для горожан, который назывался в то время омнибус

фото с сайта https://wikimedia.org/

9. Хотелось бы сказать, что место не знало печали, что здесь танцевали кадриль, пили воду и развлекались как могли. Но курорт сгорел. Люди приезжать сюда перестали, а воду стали разливать по бутылкам. Веселье ушло, львы начинали скучать. Уже во второй половине XIX века огромный парк окружающий дачу Кушелева-Безбородко застраивали быстрыми темпами. Дачная местность превратилась в фабричную петербургскую окраину. Здесь стал работать пивной завод "Новая Бавария", ныне известный завод выпускающее Советское шампанское ЗАО "Игристые вина".

10. Место пустовало, и поэтому его передарили общине сестер милосердия Красного Креста, после дачу передали заводу "Промет", потом больнице им. Карла Либкнехта. Сейчас же дачу Кушелева-Безбородко занимает противотуберкулёзный диспансер. Последняя реставрация была в 60-х годах. Здание рассыпается, за ним никто не следит. Теперь вы понимаете почему здесь плачут львы?

UPD. Львов забрали на реставрацию! Диспансер съехал, а дачу продают с молотка. Надеюсь скоро дача заиграет красками.

Дача Безбородко, или «Кушелева дача», находится на Свердловской набережной Санкт-Петербурга. Это второе здание в городе после Мраморного дворца, отделанное мрамором. Поэтому усадьбу часто называют Вторым или Малым мраморным дворцом. Представляет собой памятник архитектуры классицизма.

Место, где от Свердловской набережной ответвляется Пискаревский проспект, носит название Полюстрово. Еще в XVIII столетии здесь был найден целебный источник минеральной воды. В 1770-ые годы на этом месте был возведен усадебный дом в готическом стиле, скорее всего, Баженовым. Участком на берегу реки Нева с 1782 года стал владеть канцлер Александр Андреевич Безбородко. В 1783-1784 годы для него, по проекту Д. Кваренги, главное здание было перестроено. Архитектор не стал строить дом заново, а использовал уже имеющиеся сооружения. Поэтому дом хранит не только элементы постройки Баженова, но, вероятно, и шведской усадьбы, предположительно располагавшейся здесь еще до основания Санкт-Петербурга.

Главное трехэтажное здание с круглыми башнями по углам было соединено дугообразными в плане галереями с 2-умя симметричными боковыми флигелями. С северной стороны от дома был разбит большой пейзажный парк в английском стиле – любимое место загородных гуляний. Кроме того, были сооружены садовые постройки. Сад был украшен мраморными скульптурами, каналами, беседками. Перед домом на набережной была построена пристань с сфинксами из гранита. В 1857-1860 годах, в ходе перестройки по проекту архитектора Э.Я. Шмидта, особняк приобрел настоящий вид.

После кончины Безбородко здесь проживала княгиня К.И. Лобанова-Ростовская, его племянница, которая воспитывала сына своей сестры – А.Г. Кушелева. Позже он стал называть себя графом Кушелевым-Безбородко. Именно с этого времени и дача приобрела известное сейчас название – дача Кушелева-Безбородко.

После 1917 года здесь была больница имени Карла Либкнехта. В 1960-1962 годах здесь были проведены реконструкционные работы, и здание было оборудовано под противотуберкулезный диспансер.

В целом дом построен в архитектурных формах эклектики. Центральный фасад особняка создан в стиле итальянского ренессанса. Отделка – розовый мрамор. В глубине участка были построены оранжерея, библиотека и театр.

Граф Кушелев-Безбородко, литератор и меценат, увлекался коллекционированием редких картин. В его особняке находилось богатейшее их собрание. Каждый петербуржец и гость Северной столицы по определенным дням могли абсолютно бесплатно посмотреть картины. Тут бывали В.В. Крестовский, А.Ф. Писемский, В.С. Курочкин, бывал проездом А. Дюма.

После смерти графа особняк был приобретен семьей императора. Жили здесь князь Николай Константинович, княгиня Екатерина Михайловна Юрьевская, разместившая в доме личные вещи убитого императора Александра II.

В первоначальном виде в особняке сохранился ряд парадных помещений, парадная лестница и элементы оформления окон и дверей. Самыми красивыми залами Малого мраморного дворца являются Золотая, Белая и Голубая гостиные, гостиная «Саксонского фарфора», Большой кабинет и другие.

Флигели особняка связаны друг с другом необычной оградой, которая отделяет палисадник от набережной (середина XIX века). Она выполнена в виде скульптур 29 одинаковых львов, которые держат в зубах чугунные цепи. Все львы установлены на квадратные пьедесталы, под которыми находится фундамент из пудожского камня. В Санкт-Петербурге немало скульптур львов, но в большинстве случаев это сторожевые львы, которые держат лапу на шаре. Так много львов – только здесь. За ними, перед домом, находится обычная ограда.

Сейчас в Малом мраморном дворце располагается Европейский институт, где происходит обучение студентов по международным программам в области истории и экономики, социологии и права.

В продолжение предыдущего комментария - отрывок из воспоминаний художника А.Н.Бенуа: Александр Бенуа. Мои воспоминания. М., "Наука", 1980, с. 311-318. (Эту книгу легко найти в интернете. Я скачал ее на электронную книгу и как раз сейчас читаю.)

А.Н.Бенуа (1870 - 1960) в детстве видел этот парк, еще почти не разрушенный. Текст длинный, но, как мне кажется, интересный.

"Должно быть, желание быть поближе к своей старшей дочери [Камилле, сестре А.Н.Бенуа - S.P.] , ожидавшей рождения второго ребенка, а также необходимость для папы [архитектор Н.Л.Бенуа - S.P.] часто бывать на постройке колокольни при церкви на Католическом кладбище (на Выборгской стороне) побудили моих родителей летом 1877 г. поселиться на Кушелевке. Здесь уже второй год жила сестра Камишенька со своим Матом [Мэтью (Матвей Яковлевич) Эдвардс - предприниматель, муж Камиллы - S.P.] и с первенцем Джомми. Кушелевкой называлась дача под Петербургом графов Кушелевых-Безбородко, расположенная не доезжая Охты, по набережной Невы. <…>.

В 50-х годах XÍX в. пышный и расточительный граф Кушелев мог еще, не рискуя ударить в грязь лицом, дать во дворце своего предка — знаменитого канцлера, пристанище "самому" Александру Дюма-отцу, и в эти годы на Кушелевке протекала роскошная, полная барских прихотей жизнь. Но с тех пор под боком у парка выросла па Охте английская бумагопрядильная фабрика, и одно ее красное здание, с трубой, выбрасывающей клубы черного дыма, и с ее непрестанным шумом, совершенно изменило характер всей округи. Кроме того, пробудившаяся страсть к наживе посредством продажи земельных участков толкнула и наследника графов Кушелевых, графа Мусина-Пушкина, расстаться с некоторой частью своей усадьбы, и как раз в 1875 г. было построено на одном из таких участков (в двух шагах от дворца) другое, не менее грандиозное, нежели бумагопрядильная фабрика, здание — Славянский пивоваренный завод, тоже с трубой, с дымом и со своими своеобразными шумами.

Склонностью графа Мусина-Пушкина "реализировать" свои земли воспользовался и мой дядя Сезар Кавос [архитектор Ц.А.Кавос (младший) - дядя А.Н.Бенуа - S.P.] - человек и сам по себе предприимчивый, а тут еще подпавший под влияние нового члена нашей семьи, мужа моей сестры Камиллы М. Я. Эдвардса, уговорившего дядю вложить некоторый капитал в канатную фабрику. Под это предприятие и был дядей приобретен еще один значительный кусок парка, и в 1876 г. было там заложено первое здание завода, выросшего затем в течение нескольких лет в целый фабричный поселок.

Обе фабрики, пивоваренная и бумагопрядильная, расположенные на берегу Невы, теснили с двух боков усадьбу, созданную для досугов екатерининского вельможи, тем не менее в 1877 г. и дворец, построенный Кваренги, и гранитная пристань, спускавшаяся монументальными лестницами до самой Невы, а также и многие постройки, разбросанные по парку, были еще в целости. Несколько комнат во дворце снимали в первое время после замужества Эдвардсы, и я помню ту пустую, отделанную под гладкий мрамор залу, в которой под огромной люстрой в полной диспропорции ежился их маленький круглый обеденный стол. Вход к сестре был из сада, но не через дверь, а через окно, к которому приходилось подыматься по чугунной, пристроенной к фасаду лестничке, тогда как из сеней дворца не было хода в их выкроенную из парадных апартаментов квартиру. Эдвардсы прожили там лишь год с небольшим, а затем переехали в домик, стоявший неподалеку в парке и, наконец, поселились в специально построенном доме уже в непосредственном соседстве с канатным заводом.

<…>

На Кушелевке мы жили в 1877, 1878 гг. и затем еще в 1882 г., и вот эти три лета дали мне очень много. Разумеется, я тогда не мог вполне сознавать то, чему я был свидетелем, а именно, что на моих глазах происходило разложение остатков славного прошлого; но когда папочка бранил меркантильность графа Мусина-Пушкина, когда он с горечью вспоминал, какой Кушелевка была в дни его молодости, когда Лудвиги мне рассказывали про те празднества, которых они сами "совсем еще недавно" были свидетелями, когда другие старожилы сообщали подробности о том, какие в парке стояли статуи и вазы и как чисто содержались каналы, по которым скользили золоченые гондолы, то все это вызывало во мне смутную печаль, а то, что доживало свой век на прежних местах, пробуждало во мне род тревожного предчувствия, как бы и это все не погибло. Оно и погибло, но уже значительно позже.

За год до того, как мы поселились на Кушелевке, и как раз, когда строился Славянский завод (строителем которого был мой двоюродный брат Жюль Бенуа [архитектор Ю.Ю.Бенуа, двоюродный брат А.Н.Бенуа; в другом месте воспоминаний ему дана нелестная характеристика - несмотря на его профессию - как деловому человеку, напрочь лишенному чувства прекрасного; я лично все же сомневаюсь в ее справедливости - S.P.]), я в первый раз посетил Кушелевку, и в это первое мое посещение меня больше всего поразила Руина. Это была одна из тех затей, в которых, в предчувствии романтических веяний, уже в XVIII в., выразилась мечта о средневековье. Руина эта, построенная в дни Екатерины знаменитым Кваренги (изображение ее имеется в увраже, посвященном его творению), должна была представлять развалины замка, с "уцелевшей" круглой башней. О Кваренги я тогда не имел никакого понятия, о средневековье — весьма смутное и скорее "сказочное", зато я, как многие дети, был легко возбуждаем всем, что просто носило отпечаток таинственности. Не возьми меня тогда папа за руку, я бы ни за что не решился пройти мимо этих поверженных на землю грандиозных колонн и карнизов и взобраться по заплесневелым валким ступеням нескончаемой, как мне показалось, винтовой лестницы. Но с папой страх исчезал, а вид, открывавшийся с верхней площадки Руины, мне очень понравился. По ту сторону Невы, отражаясь в ней, сияли главы Смольного монастыря, на первом плане возвышалось внушительное здание Безбородкинского дворца, по другую сторону - сливался с далекими лесами парк, в котором белели павильоны и статуи. Там же, где готовилось сооружение пивоваренного завода, почва была вся разрыта для фундамента, лежали груды мусора, балки, доски, кирпичи. Естественно, что, когда мы в 1877 г. поселились на Кушелевке, я первым долгом попросился на Руину, но оказалось, что Руины больше нет; ее "пришлось снести" под какие-то сараи для пивных бочек и, мне кажется, что именно тогда я в первый раз понял (не зная самого слова) ужас художественных вандализмов. Я даже возненавидел своего кузена Жюля, по распоряжению которого совершился этот чудовищный поступок, погубивший то самое, что в памяти у меня осталось, как чудесный сон.

Наше поколение, заставшее еще массу пережитков прекрасной старины и оказавшееся в то же время свидетелем начавшейся систематической гибели этой старины под натиском новых жизненных условий (и теорий), не могло не воспитать во мне какую-то особую горечь при виде совершавшегося процесса, находившегося в связи со все большим измельчанием жизни. Все на свете подчинено закону гибели и смены. Все старое, отжившее и хотя бы распрекраснейшее должно в какой-то момент уступить место новому, вызванному жизненными потребностями и хотя бы уродливому. Но видеть, как распространяется такая гангрена и особенно присутствовать при том моменте, когда гангрена только еще чего-либо коснулась, когда обреченное тело в целом кажется еще здоровым и прекрасным, - видеть это доставляет ни с чем не сравнимое огорчение. Подобные ощущения чего-то бесконечно печального и жалкого, испытанные мной в детстве, оставили глубокий след на всю жизнь. Они, несомненно, предопределили мой исторический сентиментализм, а косвенно мои "кушелевские настроения" сыграли свою роль в образовании того культа прошлого, которому в начале XX в. со мной во главе отдавалась значительная группа художественных деятелей, ставящих себе целью убережение исторических и художественных ценностей. <…>.

Кушелевский парк, называвшийся также Безбородкинской дачей, занимал неправильный четырехугольник, тянувшийся одной стороной по Неве и уходивший в глубину, пожалуй, на целую версту. Почти посреди набережной стоял <…> летний дворец канцлера князя Александра Андреевича Безбородко <…>

В сад Безбородкинский дворец выходил террасой с перильцами кованого железа. Широкая липовая аллея, подходившая к самому садовому фасаду, была уставлена по обе стороны мраморными бюстами римских императоров; она доходила до моста, украшенного опять-таки львами, а конец этой аллеи упирался (с 1877 г.) в деревянный забор, отделявший участок завода «Нева» от остального парка. Слева от дворца, в саду под деревьями возвышалась грациозная беседка, так называемый "Кофейный дом", похожий на Турецкий павильон в Царском Селе. Внутри этот дом был расписан по желтому фону птицами и арабесками, но уже в 1877 г. он служил складом всякой рухляди и, глядя через щель в запертой двери, можно было различить внутри груды ломаных скульптур вперемежку со скамьями, столами, частями решеток и с садовыми инструментами. Еще более влево от дворца стояла до 1878 г, на довольно открытом месте помянутая Руина, назначение которой было служить "бельведером", а рядом находился построенный в стиле английской готики дом управляющего <…>. Около готического дома возвышалась простая триумфальная арка, через которую, как гласило предание, не раз въезжала на праздники, дававшиеся графом Безбородко, сама матушка Екатерина Великая. Вправо от дворца парк был замкнут со стороны набережной глухим дощатым забором с каменными столбами. Ближайшие к Охте ворота в нем и вели к дачному поселку, в котором жили и мы. Почти у самых ворот, рядом с небольшой двухэтажной желтой дачей сохранился гранитный пьедестал, на котором когда-то стояла ваза, каменная крышка которой все еще валялась тут же в траве; другая прекрасная ваза полированного гранита уцелела недалеко от завода моего зятя. Кубический домик с купольным прикрытием (типичный для Кваренги), рядом с нашей дачей, служил жилищем полуглухому дворнику Сысою и его сварливой старухе; по когда-то эта сторожка была баней-купальней, и сам Александр Дюма в ней парился.

Запущенная дорожка вела от ворот в глубину парка, изобиловавшего деревьями всевозможных пород. Столетние дубы, березы, липы, ели стояли то сплоченными рощами, то образовывали центр небольших полянок. Дорожка приводила к деревянному "китайскому" мостику, от китайского убора которого оставались лишь жалкие обломки. Однажды хрупкие перила этого мостика, на которые неосторожно облокотился кто-то из наших гостей, подломились, и он едва не сломал себе шею, упав в неглубокие воды канала. С тех пор ветхие узорчатые перила были заменены новыми, простыми, но прочными, да и весь мостик переделан на простейший лад.

За мостом возвышалась "горка", обязательная в каждом парке, она вся заросла кустами волчьих ягод <...> Еще через несколько шагов за изгибом канала открывался вид на главную диковину Кушелевского парка — на Кваренгиевскую ротонду, пожалуй, слишком колоссальную по месту, но являвшую собой образцовый памятник классической архитектуры. Ротонда состояла из невысокого гранитного основания и из восьми величественных колонн с пышными коринфскими капителями, поддерживавшими плоский купол, богато разукрашенный внутри лепными кессонами. Колонны были белые, крыша зеленая. Еще в 60-х годах эта монументальная беседка служила сенью для памятника Екатерины II в образе Кибелы, но в мое время статуи уже там не было, и говорили, будто ее граф Кушелев подарил государю. Не та ли это статуя, что стояла в царскосельском "Гроте"? Сама же ротонда Кваренги простояла, несмотря на отсутствие каких-либо ремонтов, в полной целости до 90-х годов, и только тогда она была продана на слом за грошовую сумму моей кузиной Соней Кавос, которой но наследству от отца принадлежала эта часть парка. [Примечание А.Н.Бенуа: " Я узнал недавно, что в момент продажи на слом ротонда представляла из себя развалину. Чудовищная буря, пронесшаяся над Петербургом, сорвала с нее крышу и повалила одну из колонн." ]

Она же лет через пятнадцать нанесла последний удар Кушелевке, продав свою землю по участкам, на которых вскоре выросли самые ординарные дома и домишки. Лишь кое-где уцелевшие среди них деревья и полузасохшие пруды продолжали напоминать о том, что когда-то здесь была расположена одна из самых великолепных барских усадеб.

Влево от ротонды был расположен славившийся когда-то, но постепенно совершенно запущенный фруктовый сад, от которого уцелели лишь несколько кустов одичавшей малины и крыжовника; далее, за главной аллеей у моста со львами открывался вид на первый большой пруд, в водах которого отражались два соединенных одной общей мраморной лестницей павильона. Эти постройки, стоящие уже на территории, принадлежавшей Славянскому заводу, напоминали петергофские Озерки.

Первый пруд соединялся посредством пролива со вторым, находившимся в полном владении моего зятя [Эдвардса - S.P.] и славившимся своими белыми и розовыми водяными лилиями. Здесь местами на берегах можно было различить остатки гранитных пристаней с терракотовыми скульптурами и здесь же стояла "ферма" — большая, выкрашенная в красный цвет постройка с круглой башней, похожая на ферму в Царском Селе. Рядом с ней по разбитым мраморным чашам и по уступам из пористого камня стекала ржавая вода, проведенная по прямому канальчику от железного источника деревни Полюстрово. Деревня эта тянулась "в глубь страны" приблизительно на версту по обеим сторонам помянутого канальчика, воды которого становились все краснее и краснее по мере приближения их к своему источнику. У самого же источника канал расширялся в виде "ковша", на берегу которого вытянулось длинное, выкрашенное в темно-красный цвет здание "Заведения минеральных вод", пользовавшегося значительной славой в 40-х и 50-х годах, но влачившего в наше время самое жалкое существование. В запущенном саду этого "Заведения" оставался от прежнего блеска один лишь киоск для музыки и какие-то покривившиеся бараки для лавочек, но уже в наши дни музыка никогда здесь не играла, а лавочки стояли заколоченными, из чего явствовало, что вера в целебность "железной воды" была поколеблена. Соответственно с этим дачи в Полюстрово, когда-то населенные довольно зажиточными людьми, теперь снимались исключительно мелким людом. Прямо за деревней Полюстрово начинался лес, настоящий лес, куда мы ходили собирать чернику и грибы и в котором, говорили, водились волки и лисицы. С другой стороны Полюстрова открывался далекий простор полей и огородов, а вдали, у самой линии горизонта едва блистали купола церкви на Пороховых заводах."

Все это размещалось по разным отделениям обширного, когда-то барского дома, жило, ело, пило, играло в карты, предпринимало прогулки в экипажах графа, нимало не стесняясь хозяином, который, по бесконечной слабости характера и от части болезненности, ни во что не вмешивался, предоставляя каждому свободу делать что угодно»Григорий Александрович вошел в историю как издатель, меценат и писатель прозаик. На его средства издавались книги стихов А.Н.Майкова, первое собрание сочинений А.Н.Островского, сочинения Л.А.Мея и другие издания. В 1861 году он посетил в Лондоне А.И.Герцена, а в 1863 году внес значительный вклад в «Общий фонд», созданный для помощи нуждающимся молодым эмигрантам. Произведения самого Г.А.Кушелева-Безбородко публиковались как в журналах, так и отдельными изданиями. В 1857 году в Петербурге под псевдонимом Грицко Григоренко вышли его «очерки и рассказы», в 1868 году, так же в столице, были изданы в двух томах «Очерки, рассказы и путевые заметки». В 1850-е годы он проводил на «Кушелевой даче» все лето. Усадьбу посещали многие литераторы- А.Ф.Писемский,А.К.Толстой,Д.В.Григорович и другие. Здесь устраивались литературные вечера, концерты.
В 1858 году Г.А.Кушелев-Безбородко пригласил Александра Дюма-отца совершить путешествие по России и принимал его на своей даче в Полюстрове. С французским писателем он познакомился в Париже, во время своего пребывания заграницей. Дюма давно испытывал интерес к России, но приехал сюда только после смерти Николая I. Император не мог простить Дюма романа «Записки учителя фехтования», героями которого под вымышленными именами стали декабрист И.А.Анненков и француженка П.Гебль, последовавшая за ним в ссылку в Сибирь. Г.А. Кушелев–Безбородко, последний представитель богатейшего рода скончался в 1870 году в возрасте 38 лет. К концу XIX века пейзажный парк, окружающий дачу Кушелева-Безбородко постепенно сокращался, так как на его территории строились различные промышленные предприятия. В 1896 году на «Кушелевой даче» разместилась Елизаветинская община сестер милосердия Красного Креста, для которой здание было перестроено, здесь появились типичные больничные корпуса.
В 1960-1962 годах здание было отреставрировано, при сооружении Свердловской набережной подземный ход к Неве был уничтожен. Набережная напротив дачи и сегодня представляет террасу-пристань, украшенную фигурами четырех сфинксов.Все скульптурное убранство выполнено из серого гранита. Над входом в грот-в замковом камне высечена голова льва. В конце XIX века сфинксы исчезли и их восстановили лишь в 1957-1958 годы. Моделью послужили сфинксы, стоящие во дворе Строгановского дворца (Невский пр.,17). Знаменитая ограда в композицию которой включены фигуры двадцати девяти сидящих львов была отреставрирована в 1999 году.
С советских времен и до наших дней в усадьбе Кушелева-Безбородко находится тубдиспансер. В Красногвардейском районе для него уже ведется строительство нового здания, переезд тубдиспансера в которое намечен на 2011 год. Памятник архитектуры передан инвесторам, которые планируют использовать помещения усадьбы под культурно-деловой центр.

Составитель статьи:Паршина Елена Александровна.Использованная литература:Бунатян Г.Г.,Чарная М.Г.Прогулки по рекам и каналам Санкт-Петербурга.Путеводитель.Паритет.,СПб.2007;Лисовский В.Г.Архитектура Петербурга,Три века истории.Славия.,СПб.,2004 ; Пыляев М.И.Забытое прошлое окрестностей Петербурга.Паритет.,СПБ.2007;Синдаловский Н.А.От дома к дому...От легенды к легенде.Путеводитель.Норинт.,Спб.2008.

© Е. А. Паршина, 2009