Заграничные паспорта и документы

Чья усадьба в нескучном саду. Усадьба нескучное. Известные жители и посетители

Предыдущая фотография Следующая фотография

В настоящее время дворец на реконструкции, открытие планируется в середине 2018 г.

Если роскошный Екатерининский дворец в Царском селе создавался для помпезных приемов, то его более простой сосед был предназначен для жизни. Будущую семейную резиденцию Романовых возвели при Екатерине II. В 1796 г. дворец стал достойным свадебным подарком внуку царицы Александру Павловичу. Сам он во время своих визитов в Царское село любил жить в Большом Царскосельском, а вот его младший брат и преемник Николай I предпочитал Александровский дворец и с удовольствием занимался его благоустройством. В левой части здания находились жилые комнаты его внука Александра Александровича, однако, став царем, Александр III выбрал в качестве своей резиденции Гатчинский дворец. Настоящим семейным гнездом Александровский дворец стал для Николая II и его супруги Александры Федоровны. Оттуда Романовы и отправились в ссылку, из которой так и не вернулись.

В 1918 г. дворец превратился в музей, потом здание переоборудовали в дом отдыха представителей НКВД, на втором этаже находился детский приют, во время оккупации здесь был немецкий штаб и гестапо с тюремными камерами в подвалах. После войны помещения дворца отдали Институту русской литературы, а потом - Военному ведомству. Сейчас Александровский дворец снова служит музеем.

Особенности архитектуры

Двухэтажное здание кажется довольно простым, особенно если сравнивать его с ближайшим соседом - Екатерининским дворцом. Несмотря на это, Александровский дворец признан одним из выдающихся образцов архитектуры классицизма. Автором проекта выступил знаменитый Джакомо Кварнеги, здание возводилось под присмотром зодчего Петра Неелова. С обеих сторон дворца расположены двойные флигели - раньше там находились жилые помещения. Главный фасад украшен роскошной сквозной колоннадой - в центре располагались залы парадной анфилады. Часть здания дополняет полуротонда с куполом в форме сферы.

Залы и интерьеры

Над обстановкой Александровского дворца трудился все тот же Кварнеги, а вместе с ним десяток именитых художников, лепщиков и декораторов. Интерьеры резиденции соответствовали классическим канонам. Сегодня они активно восстанавливаются.

Реконструировано 3 зала парадной части резиденции: Мраморная гостиная, украшенная золоченым гарнитуром, зеркалами и шкурой тигра, Полукруглый зал, где в начале прошлого века каждый год зажигали рождественскую елку, и Портретный зал с изображениями членов императорской династии. В конце анфилады находятся Приемная императора, обшитая дубом, и его Парадный кабинет.

Жилые комнаты императорской семьи находились в восточном флигеле. Восстановлены Угловая гостиная, принадлежавшая Александре Федоровне, Сиреневый кабинет, Кленовая гостиная императрицы и ее спальня. Убранство некоторых помещений было утрачено целиком, остались лишь архивные фотоснимки интерьеров.

От усадьбы к дворцово-парковому ансамблю: архитектурно-историческая шпаргалка

Парк устроили за пределами тогдашней Москвы на берегу реки. Выбранное место было неудобным для строительства, поэтому в течение двух лет 700 человек работали над выравниванием почвы, чтобы придать парку форму амфитеатра. Но результат того стоил: от усадебного дома к реке сад спускался уступами, разной ширины и высоты, но одинаковой длины в 95 сажен. В парке было много каменных оранжерей с пальмами и деревьями из жарких стран: специально для него собрали 2 000 сортов редких растений. На пятой сверху площадке размещался большой пруд и птичник с выписанными из Голландии и Англии редкими птицами и животными. А в грунтовых сараях и парниках выращивали ананасы и виноград.

Охраняли растения вымазанные мелом сторожа. При беглом взгляде они не отличались от садовых скульптур. Но когда посетители начинали что-либо ломать, «скульптуры» оживали и подавали голос. Слухи о говорящих статуях наполнили Москву, и народ массово повалил в сад, который назвал «Нескучным».

При следующем владельце - графе Алексее Орлове-Чесменском - в Нескучнике появились памятники в честь военных баталий, павильоны, беседки и различные садовые «затеи». Но так как главной страстью хозяина были лошади (именно он вывел знаменитых орловских рысаков), в парке появились манеж и конюшни. Перестроили и главный дом. Среди возможных архитекторов называют И. Ситникова, В. Иехта, В. Яковлева.

В 1830 в Нескучном саду построили театр под открытым небом - так называемый «воздушный» театр. Его декорациями и кулисами были кусты и деревья. Занавеса и сцены не было. Из-за этого иногда спектакли давали по колено в воде. Но зрителям новшество нравилось, и театр пользовался завидной популярностью.

…театр, устроенный в саду под открытым небом, восхитил меня; декорациями служили вековые деревья, журчащий ручеек, дерновые скамьи и кусты махровых роз. Во время антракта дамы перебегали из ложи в ложу, в креслах тоже пестрели нарядные дамские шляпки, кавалеры подносили своим избранным и их безмолвным и неулыбчивым телохранительницам букеты, фрукты и мороженое.

Летом 1830 года «воздушный» театр в Нескучном посетил Пушкин с Гончаровой и Нащокиным. Шла репетиция, но при появлении знаменитого гостя, ее прервали, и актеры толпою ходили за ним, пока поэт осматривал сцену и зрительские места. А в 1834 году театр закрылся.

В 1923 на территории Нескучного сада прошла первая Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка.

В парке поставили несколько павильонов, в том числе «Махорка» К.С. Мельникова и «Машиностроение» И.В. Жолтовского. А в 1947-1951 годах в Нескучнике по проекту Сергея Иконникова построили беседку в честь 800-летия Москвы. На ее стенах запечатлены главные события из истории города.

А в 2006-2007 годах площадь возле ротонды благоустроили и назвали «Аллеей влюбленных». На ней пустили фонтаны и установили специальные часы: теперь влюбленным не нужно беспокоиться о том, что они опоздают на свидание - на часах всегда без пяти шесть.

В Нескучном саду на краю Андреевского оврага стоит Охотничий домик, где снимали игры «Что? Где? Когда?». В летнем домике работает библиотека, есть небольшой зоопарк, действует старейшая в Москве площадка для пинг-понга. От пруда видна скульптура девушки-ныряльщицы работы Р. Иодко над единственным в Москве фонтаном-каскадом. А у самой реки притаился небольшой грот.

Говорят, что... ...если влюбленные пройдут вместе по Гротесковому мосту, то любовь их будет крепкой. А если при этом еще и поцелуются, то не расстанутся уже никогда.
...невзрачная постройка зеленого цвета на берегу пруда в Нескучном саду - все, что осталось от Ванного (Купального) домика конца XVIII века. Там в мраморных ваннах любил купаться император Александр II. И даже дно чистейшего пруда было выложено мраморными плитами.
В советское время в Ванном домике устроили заведения общепита, но после пожара он опустел. И теперь этот парковый павильон медленно разрушается.
...на кирпичах строений и аллей Нескучного сада можно найти клейма «Н.Я.». Эти кирпичи были изготовлены в XIX веке на подмосковном заводе купца Николая Якунчикова.
...на своем участке П.Н. Трубецкой устроил первый воксал - увеселительный сад с иллюминацией, театральными представлениями и закусками. Здесь же в 1805 году москвичи наблюдали за первым полетом на воздушном шаре. Следующий владелец участка - Шаховской - устроил там водолечебницу. Но в тамошние ванны никто не садился, воды не пили, в галереях не гуляли - проект оказался коммерчески неуспешным, и владение пришлось продать в казну.
...Илья Ильф любил гулять в Нескучном саду. Однажды он подошел к дрессированному слоненку из местного цирка-шапито. Тот вдруг встал на задние ноги. Ильф опешил, но вскинул фотоаппарат, сделал несколько кадров и облегченно сказал: «Садитесь!». Тут уже опешил слоненок и сел.
...в течение нескольких лет после революции в Александринском дворце располагался Московский музей мебели. Это тот самый музей, где в романе «Двенадцать стульев» Остап Бендер и Киса Воробьянинов разыскивали драгоценные стулья.

Музей современного искусства «Гараж» - место, где встречаются люди, идеи и искусство, чтобы создавать историю! Музей «Гараж» был основан в 2008 году Дарьей Жуковой и Романом Абрамовичем и стал первой в России частной филантропической институцией, чья деятельность направлена на развитие и популяризацию современного искусства и культуры. Одна из основных миссий Музея «Гараж» - показать, что современное искусство - это пространство для диалога и поиска ответов на многие вопросы. Здесь проходят выставки ведущих российских и зарубежных современных художников (таких как Марина Абрамович, Рэймонд Петтибон, Марк Ротко, Виктор Пивоваров, Яёй Кусама), образовательные программы для взрослых и детей разных возрастов, а также кинопоказы, концерты, перформансы и многое другое. Гиды «Гаража», опираясь на знания и опыт лучших искусствоведов и кураторов, каждый день открывают посетителям мир современного искусства. Экскурсоводы с радостью проведут для вас экскурсии на русском и английском языках, а также помогут гиду с последовательным переводом с русского на язык группы. История Музея всегда была тесно связана с архитектурой. Его первым «домом» стал знаменитый Бахметьевский автобусный парк в Москве (в честь которого «Гараж» и получил свое название) - памятник конструктивизма, спроектированный архитектором Константином Мельниковым. В 2012 году «Гараж» переехал в самое сердце столицы - Парк Горького, во временный павильон, построенный по проекту японского архитектора Шигеру Бана. В июне 2015 года Музей открыл свое первое постоянное здание на территории Парка, в котором прежде находился популярный в 1960-е годы ресторан «Времена года», ставший для советских граждан воплощением мечты об идеальном досуге. Сегодня здание, отреставрированное всемирно известным архитектором Ремом Колхасом и его бюро OMA, стало не просто музеем, но и одной из главных городских достопримечательностей, сохранив многие элементы своего прошлого. Одним из них является мозаика, украшающая Атриум Музея и изображающая девушку в окружении осенних листьев. Именно в Атриуме каждые полгода - весной и осенью - появляется созданное художниками специально для «Гаража» произведение искусства, доступное для свободного посещения. В числе сменяющихся инсталляций проекта, названного Garage Atrium Commissions, были работы Эрика Булатова, Луиз Буржуа, Рашида Джонсона и Ирины Кориной. Для вас в Музее ежедневно открыт книжный магазин с лучшей подборкой книг и журналов по искусству и сувенирами «Гаража», которые сделаны в Москве (обратите внимание на маркировку Made in Moscow), включая продукцию, созданную в сотрудничестве с художниками. Работает уютное кафе с авторской кухней, летней верандой и завтраками, которыми можно наслаждаться в течение всего дня. Сердцем институции и платформой для выставочных, издательских и исследовательских проектов «Гаража» является его коллекция - крупнейший в мире архив по истории российского современного искусства начиная с 1950-х годов. Архив доступен для российских и зарубежных исследователей, а его фонды, насчитывающие на данный момент более 400 000 единиц хранения, постоянно пополняются. Кроме того, в здании Образовательного центра Музея рядом с Пионерским прудом для всех желающих работает первая в России публичная библиотека по современному искусству. Музей «Гараж» также стал первым музеем в России, открывшим инклюзивный отдел и адаптирующим выставочные и образовательные программы для посетителей с разными формами инвалидности. Все здания Музея оборудованы пандусами, а специалисты инклюзивного отдела проводят экскурсии и специальные мероприятия для глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих посетителей, а также для людей с особенностями интеллектуального развития. Мы не знаем, какие у вас планы, но нам точно есть что предложить: выставки, лекции, встречи с экспертами, фильмы под открытым небом в отличной компании, коктейли на свежем воздухе, фестивали, концерты известных музыкантов, перформансы, дискуссии, прогулки по парку и многое другое. До встречи в Музее «Гараж»! Стоимость билетов: 0- 300 рублей

Демидовский дворец расположен рядом с Третьяковской галереей. Расположен на берегу Москва-реки, является памятником архитектуры середины XVIII века.

Прокопий Акинфиевич Демидов - старший сын крупнейшего уральского горнозаводчика А.Н. Демидова, крупнейший владелец горнопромышленных предприятий. Основал Московское коммерческое училище в 1772 году, известен многотысячными пожертвованиями на Московский университет и миллионными вкладами в строительство Московского воспитательного дома, членом опекунского совета которого состоял. Был знаменит своими чудачествами, современниками характеризовался как человек грубоватый и независимый настолько, что вызывал негодование Екатерины II, отзывавшейся о нём как о «дерзком болтуне». С увлечением предавался занятиям ботаникой, собрал гербарий, переданный Московскому университету, написал исследование о пчёлах, очень любил певчих птиц.


Демидов в течение ряда лет приобрел на имя жены землю у нескольких московских владельцев. К этим владениям в 1754 гору был куплен двор с домом Ф.И. Соймонова, известного навигатора и картографа. Это округлило участок, и усадьба заняла все пространство, лежащее между "рвом и дорогою, что ездят от церкви Риз-Положения к Москве-реке". Сохранилась “челобитная дворянина П.А. Демидова и жены его Матрены Антиповой” от 10 апреля 1756 года о том, что они хотят построить “каменные палаты”. Имеется и резолюция: "дозволяется строиться согласно приложенному плану архитектора Яковлева".

Демидовский Нескучный дворец , расположенный на берегу реки Москвы, является памятником архитектуры середины XVIII века и прекрасно представляет классический стиль. Дворец имел завидную судьбу. При жизни владельца он был заставлен тысячами клеток с пернатыми. Любоваться этакими чудесами ездила вся московская знать. Тут бывали живописцы, литераторы, государственные деятели, ученые… После смерти владельца одно время дворец принадлежал графам Орловым. Позже здание вместе с угодьями купил Николай I и поселил в нем супругу Александру Федоровну (иногда и дворец называли Александрийский). После революции уникальный памятник истории превратили в музей. Люди приходили сюда, чтобы познакомиться с богатейшими коллекциями изысканной мебели. Говорят, Ильф и Петров сочинили свой прославленный роман о злополучных стульях не без подсказки, услышанной в этих стенах.


Решетка ограды изготовлена в 50-е годы 18 века на Нижнетагильском заводе Демидова по проекту Ф.С.Аргунова. Чугунные створы не собраны из отдельных частей, а отлиты цельным куском.


В бытность Прокопия Демидова усадьба Нескучного дворца славилась знаменитым ботаническим садом. Демидов, увлекаясь коллекционированием экзотических растений, еще в 1740-х гг. попросил у брата Григория отводок и семян из его соликамского сада. После смерти Григория Прокопий перевез в Москву наиболее интересные растения из уральской коллекции. Сад и сам по себе привлекал внимание посетителей, доступ в него был открыт, и он всегда был заполнен посетителями. Популярности сада способствовали и эксцентрические выдумки хозяина. Например, однажды вместо гипсовых копий римских статуй он расставил на клумбах вымазанных мелом мужиков, которые окликали всех, кто осмеливался сорвать цветок. Слух о живых статуях взбудоражил Москву, в сад валом повалил народ. Тогда-то и возникло название нынешнего места - Нескучный сад .


В саду Демидова ежегодно составлялись "травники" (гербарии), куда входили многочисленные растения его сада. Этими травниками снабжались "охотники и любители ботаники". Каталог сада в 1781 году составил академик Паллас, он писал: "Владетель сего сада определил его сперва для плодов, а наконец для одной ботаники, и построил в нем множество разных каменных оранжерей". Паллас упоминает пять террас, спускавшихся к реке, и восемь оранжерей, на них расположенных. Эти оранжереи были предназначены не только для “сочных растений и дерев из теплых стран”, но и специально для “рощения семян", и тянулись на целые полверсты.


В предисловии к своему каталогу 1786 года П.А. Демидов указывает 8000 растений - общее число их за весь период существования сада, куда входит 6000 видов и не менее 2000 садовых форм. Среди растений демидовского сада было немало видов российской флоры из различных регионов страны. Некоторые растения были уроженцами далеких заморских краев. Для пополнения коллекции растений своего сада хозяин установил связи с зарубежными и отечественными ботаниками.


После смерти П.А. Демидова ботанический сад в Москве постепенно пришел в запустение. Прямые наследники, сыновья, садом не интересовались. Исполняя волю покойного, его вдова Татьяна Васильевна обратилась в 1787 г. к Екатерине II с просьбой передать сад в ведение Московского университета, но получила отказ, новые владельцы имения также не обращали внимания на сад, и он захирел и погиб как ботанический. Только часть редких растений из него пересадили в университетский сад. В 1920-х гг. краеведы Л.П. Александров и В.Л. Некрасов писали: “Лучше всего была бы восстановлена память о первом ботаническом саде России… если бы Нескучный сад, украшенный памятниками Демидову и Палласу, был обращен в большой ботанический сад… и служил целям просвещения, знакомя с разнообразной флорой России".

Беседка в Нескучном саду


Дворцовый комплекс в Нескучном саду содержится в хорошем состоянии, его по-прежнему занимает в основном Российская Академия наук.


Охотничий домик, сохранившийся от старейшей усадьбы Трубецкого занимает Элитарный клуб "Что, где, когда?". Обнесенное высоким забором и охраняемое собаками здание мало доступно для осмотра. Однако, можно рассмотреть, что передний фасад, служащий декорацией для съемок игр, содержится в хорошем состоянии, правда перед ним установлено нагромождение металлических конструкций, видимо, используемых при съемках. Задний и боковые фасады производят впечатление заброшенности, которую трудно себе представить, наблюдая здание по телевизору во время регулярных игр знатоков.

Летний домик, судя по внешнему виду, находится в удовлетворительном состоянии, в нем размещается библиотека, в которой работает и за которой следит, наверное, всего одна немолодая библиотекарша (на фото справа). Одной из основных ее забот является защита здания и библиотеки от компаний пьяниц, собирающихся к вечеру на скамейках вблизи домика.


Нескучный сад расположен на правом берегу реки Москвы и является крупнейшим парком в исторической части города.

Нескучный сад был образован в первой половине правления Николая I из дворянских усадеб, которые раньше принадлежали Трубецким (на юге), Голицыным (в центре) и Орловым (на севере).

Свое название сад получил от усадьбы Нескучное Никиты Юрьевича Трубецкого.

Князь купил 18 октября 1728 года на имя своего пятилетнего сына Петра у архимандрита Заиконоспасского училищного монастыря Германа (Копцевича) "дворовое хоромное строение с деревьями, насаженными на берегу Москвы-реки". Участок располагался недалеко от Андреевского монастыря.

В начале 1750-х годов Трубецкой на месте купленного строения возвел по проекту архитектора Ухтомского усадьбу - Нескучный загородный дом (двухэтажный дом с четырьмя флигелями).

За домом были устроены "лабиринт" и оранжереи, а в овраге - зверинец.

К началу XIX века от усадьбы Трубецких мало что сохранилось. В парке проводились праздники и гуляния, а в 1805 году - запуск воздушных шаров.

Единственной постройкой, оставшейся от усадьбы Трубецких, является Охотничий домик.

Первоначально в нем была Каменная галерея, хранились охотничьи ружья и порох, жили слуги. В советское время в домике размешалась чайная "Самоварник".

А с 1990 года Охотничий домик является площадкой для проведения игр телевизионного клуба "Что? Где? Когда?".

Последний владелец усадьбы Трубецких, князь Шаховской, продал ее в ноябре 1826 года за двести тысяч рублей для устройства в Москве летней резиденции императора Николая I.
После покупки сад не был закрыт для посетителей, и в 1830 году в нем был открыт летний воздушный театр, в создании которого принимал участие архитектор Осип Иванович Бове.

Театр вмещал до 1500 зрителей и был "как крытая большая галерея полукружием, а самая сцена была приспособлена так, что деревья и кусты заменяли декорации". Театр сразу стал очень популярным среди москвичей. Спектакли давались два раза в неделю. Здесь играли знаменитые русские актеры: Щепкин, Мочалов, Ленский и др. Цены на билеты составляли от 15 рублей за ложи до полутора рублей во второй галерее.

Театр просуществовал до 1835 года, когда славу Нескучного затмил новый увеселительный парк - Петровский, с возведенным в нем театром.

С имением Трубецких граничили владения князей Голицыных, чьё имя носила и близлежащая Голицынская больница.

Одной из владелиц усадьбы была Наталья Петровна Голицына, ставшая прообразом графини в повести Пушкина "Пиковая дама".

Наталья Петровна, жившая в Петербурге, не хотела расставаться с московской дачей и распорядилась в завещании не продавать ее ранее, чем через 5 лет после своей смерти.

Сын княгини, московский градоначальник Дмитрий Владимирович Голицын, продал усадьбу в 1843 году Департаменту уделов за тридцать тысяч рублей серебром. Владение, приобретенное императором, занимало территорию площадью около 12,5 га. В парке росло более 2500 деревьев - лип, берез и кленов. Главный дом усадьбы стоял без стекол и пребывал в ветхом состоянии.

На месте усадьбы Голицыных в 1951 году была построена беседка-ротонда в честь празднования 800-летия Москвы.

Северная часть Нескучного сада, расположенная ближе всего к центру города, была куплена в 1754 году Прокофием Демидовым у разных владельцев: один участок у генерала Соймонова, другой - у вдовы князя Репнина.

На образовавшемся большом участке был построен каменный дом. При дворце Демидов разбил сад, имевший форму амфитеатра.

Первые растения были получены путём обмена семенами и получения отростков из демидовского ботанического сада в Соликамске.

От усадебного дома к реке сад спускался уступами, имевшими разную ширину и высоту, но одинаковую длину в 95 сажен. От двора и дома верхняя площадка отделялась решёткой около 10 сажен шириной.

Первоначально были посажены плодовые деревья, затем - кустарники и травянистые растения. В саду имелось множество каменных оранжерей, где находились пальмы и деревья из жарких стран, а на пятой сверху площадке располагался большой пруд и птичник с выписанными из Голландии и Англии редкими птицами и животными. Помимо этого, грунтовые сараи и парники служили для выращивания ананасов, винограда и проращивания других растений.

После смерти владельца опустевшую демидовскую усадьбу приобрела Елена Никитична - жена генерал-прокурора Вяземского, которая провела детство в этих местах, в имении своего отца Никиты Трубецкого.

В 1793 году бывшее имение Демидова выкупил граф Фёдор Григорьевич Орлов - один из знаменитых братьев Орловых.

При графе Орлове был перестроен дом Демидова, создан комплекс хозяйственных построек, благоустроен парк на склоне высокого берега Москвы-реки, в котором появились фигурный пруд, павильоны, мостики и грот.
Два тальвега, насыщенных грунтовыми водами использовали для создания Екатерининского пруда.

Не имея законнорожденного потомства, Федор Орлов завещал имение своей 11-летней племяннице Анне Чесменской. Всё управление Нескучным от имени дочери осуществлял её отец Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский.


В бывшем Демидовском дворце старый граф давал пиршества для забавы своей единственной дочери, по окончании которых пускали фейерверк. Граф Орлов превратил новую усадьбу, называемую в то время "Майским домом", в увеселительную.

"Летом ни одного праздника, ни одного воскресенья не обходилось без того, чтобы в саду графа не было каких-либо торжеств и праздников" - вспоминали современники. Укреплялись и формировались склоны оврагов, через сухой овраг построили два капитальных каменных моста: Верхний и Средний. Основные планировочные преобразования в усадьбе произошли в это же время и связаны они были с главной страстью графа - лошадьми. Вдоль северо-восточной границы служебного двора возвели протяженное каменное двухсветное здание Манежа и примыкающих к нему конюшен. В Манеже Орловых устраивались карусели - конные состязания и процессии, в которых принимала участие его дочь Анна.

В настоящее время в бывшем здании манежа располагается минералогический музей имени Ферсмана.

Сохранился и бывший домовый храм при манеже.

В 1804−06 годах в имении Орлова был воздвигнут двухэтажный Летний (Чайный) домик с 4 коринфскими колоннами. Перед южным фасадом домика устроили обширную площадку.

По одной из версий домик был местом тайных встреч императрицы Екатерины II с Григорием Орловым, по другой - как место игр для Анны Алексеевны Орловой-Чесменской. Из домика открывается живописный вид на Москву-реку и Фрунзенскую набережную.

В овраге, у фигурного Екатерининского пруда с естественными берегами, возвели другой классический павильон - Ванный домик (или Ванну), сооруженный на участке между тальвегами. До настоящего времени сквозь свайную систему Ванного домика фильтруется значительный объем грунтовых вод.

В домике были установлены ванны и действовала баня.
В советское время Ванный домик был столовой и кафе "Поплавок".


С 1960-х годов после первого пожара началось постепенное разрушение Ванного домика. Во время очередного пожара 2003 года частично обрушились колонны, сгорел купол, и остатки здания были обшиты железными листами и покрашены в зеленый цвет. Сейчас в этом обшарпанном, изрисованном строении сложно узнать изящный Ванный домик.


Рядом с Екатерининским прудом сохранился "Проходной грот с каменным сводом, убранный снаружи ноздреватым камнем", венчавшийся раньше "Бересчатой беседкой". Грот был построен в 1807 году, после чего дважды перекладывался – в 1836 и 1856 годах. Последняя его перестройка в 1856 году проведена архитектором и инженером Петром Дмитриевичем Дельсалем.


В 1970-е годы грот использовался московскими "моржами" в качестве раздевалки: "Вот в этом гроте и устроили себе раздевалку московские моржи. Изначально грот был проходным, сквозным, но любители купания в холодной воде закрыли выход в сторону реки, навесили дверь с противоположной стороны и разделили образовавшееся закрытое помещение на мужскую и женскую половины" (из рассказа Валентина Кузнецова "Моржи Нескучного сада").

После смерти графа Орлова его состояние унаследовала дочь Анна.


В 1826 году Орлова дала бал по случаю коронации императора Николая I, на нем присутствовали 1200 гостей, и залы дворца освещались 7000 свечей.
В 1832 году Анна Орлова продала роскошную усадьбу за полтора миллиона рублей Николаю I, подарившему ее своей супруге Александре Федоровне - с тех пор дворец стал называться Александрийским.


В 1843 году после покупки дачи Голицыных произошло объединение Нескучного сада и Александрийского летнего дворца в единый ансамбль.
Главным архитектором, занимавшимся переделкой бывшего демидовского дома под царский дворец, был Евграф Дмитриевич Тюрин. В усадьбе был сделан ремонт, осуществлены перестройки служебных зданий. Перед дворцом были устроены газоны, рядом с Кавалерийским корпусом построили Гауптвахту.
На пилонах въездных ворот были установлены скульптурные двухфигурные группы, держащие рог изобилия.


Перед дворцом сохранился чугунный фонтан работы скульптора Ивана Петровича Витали. Ранее с 1835 по 1934 годы фонтан стоял на Лубянской площади, где служил водозаборным бассейном, в который поступала питьевая вода из Мытищинского водопровода.


После революции во дворце разместился музей мебели. А в 1934 году в него был переведен из Ленинграда Президиум Академии наук СССР.


Нескучный сад был открыт для публики в отсутствие императорской семьи в Москве.
В 1861 году планировалось передать Нескучный сад с бывшей усадьбой Голицыных в распоряжение Общества Акклиматизации животных и растений для устройства здесь Зоологического сада. Однако Зоосад был построен на Пресненских прудах.
В 1890-1905 годах Нескучный сад стал местом летней резиденции Московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича Романова. В те времена доступ в Нескучный сад ограничили.
В 1928 году территория Нескучного сада вошла в состав Парка культуры и отдыха, получившего в дальнейшем название Парк имени Горького.