Заграничные паспорта и документы

Самые захватывающие пешеходные маршруты испании. Трекинг в испании Треккинг в испании

Испания — колоритная жизнерадостная страна, привлекает интерес не только тех, кто любит солнце, пляжи и горнолыжный активный отдых. Испания, являясь одной из самых высоко расположенных стран Европы — горы здесь занимают большую часть страны, интересна своим ландшафтом и тем, кто любит походный формат путешествий и увлекается горным пешим туризмом и треккингом.

Канарские острова представляют собой уникальную область вулканического происхождением — здесь насчитывается более шестиста вулканов, а вулкан Тейде на острове Тенерифе является самой высокой точкой страны. Его высота составляет 3718м. Также здесь можно встретить абсолютно уникальную растительность, представители которой не произростают больше нигде, кроме этого острова.

Документы:

Для посещения Испании нужна шангенская виза. Также для осуществления трекинга по Тенерифе нужно получить специальное разрешение местных властей, поэтому принятие заявок на участие в походе прекращается за 15 дней до даты старта мероприятия.
Каждый участник похода в обязательном порядке должен быть застрахован ! Поскольку страховка не входит в стоимость похода, перед отъездом Вам необходимо застраховать себя. Настоятельно рекомендуем не экономить на страховке и выбирать программу, которая покрывает такие виды активностей как треккинг и альпинизм, а также не имеет франшизы на любой вид эвакуации в случае необходимости.

Немного о трекинге в Испании или чем заняться в горах провинции Кастельон. Внимательно изучив путеводитель "50 треков по Испании", купленный в местном декатлоне пару годами ранее, я сделал вывод, что самые перспективные горные районы можно найти где-то в районе Андорры и северных провинций в целом, а на востоке страны один песок и скандинавская ходьба. Но до Андорры далеко, а если часто бывать на пляже, то можно стать воблой, и я решил поискать по округе что-нибудь представляющее интерес для коротких прогулок вверх.

Наиболее доступные горы находятся рядом с Беникасимом (Benicassim) на территории нацпарка "Пустыня и Пальма - уже лес" (Natural Area Les Palmas Desert), где до отметки в 400м ведет автомобильный серпантин CV-147, на котором велосипедистов-шоссейников больше, чем машин. На территории парка есть античные развалины замка и капеллы, действующий монастырь (очевидно женский, иначе зачем на такую высоту класть столько асфальта), плантации оливок, рестораны с видами, ну и собственно горы. В основной массе горы схожи с Хибинами, т.е. невысокие (до 800м) и плоские настолько, что наверх ведут грунтовки к сотовым станциям. Но среди них нашелся интересный хребет с двумя выраженными вершинами, не похожий ни на что вокруг. Если ехать по маршруту Е-15 "Автострада Медитерранео" на север в Барселону, то эти скалы отчетливо выделяться среди остальных сопок. На картах это вершины под общим названием Иглы Санты Аглоеда (Agujas de Santa Agueda), но мы их называли просто "перьями".

Чтобы туда попасть, пришлось подняться в 6 утра. В основном из-за того, что хотелось сходить по свежести, а не сразу в сауну. С побережья на хребет есть как минимум три разных тропы, но я поднялся на машине по CV-147 насколько было возможно, т.е. по факту к подножью.

Подъем "от обочины" начинается с 330м, ближайшая к дороге вершина хребта - всего 538м, до нее топать километр, правда сначала 500м тропа с плавным набором петляет среди цепких и кусачих кустов-колючек, а потом начинается лазанье по лестнице с высокими ступеньками. По сути сложностей никаких, кроме выхода на самый верх: там провешено 10м веревки, за которой щель-коридор полметровой ширины выводит буквально сквозь вершину на восточный склон. Все просто.

1. Вот примерно так выглядит хребет с востока. При желании можно устроить себе интересный трип часов на 6 из Беникассима в Оропесу.

2. Тропу наверх найти не сложно. Я пользовался приложением OruxMaps со слоем topo4u, в нем четко прорисованы тропы как минимум этого района (тропы отмечены не номерами, а категориями сложности). Тур на фото один такой, в основном тропа промаркирована мелкими пирамидками из двух-трех камней и кучей меток различного цвета и форм (в википедии вообще написано, что делать метки или знаки краской или другими несмываемыми материалами тут запрещается). Мне попались как минимум четыре разных метки на тропе, идущей уже по хребту, что не мешает эту тропу успешно терять, обходя всякие засады.

3. Ранее утро над долиной Миравет (Miravet). Солнце греет только восточный склон и в тени очень комфортно.

4. Природный Десьерто-де-лас-Пальмас, хребет Aguja del Salando, а следующая за ним высота - с развалинами замком Montornes, ради которого в основном и едут в этот парк де натурал. Агломерация у горизонта - райцентр Кастельон-де-ла-Плана (город, муниципалитет, административный центр провинции).

5. На вершине виды куда ни плюнь - сплошная песня. Времени полвосьмого, на подъем ушло 40мин. Сижу осматриваю окрестности, например город-курорт Беникассим: сплошные пляжи, виллы, гостиницы. Блестящие лужи при ближайшем рассмотрении оказались плантациями мандаринов, мы на них еще совершим набег.

6. На ближнем плане камень и есть сама вершина: на нее забраться невозможно без снаряжения. Там не сколько лазанье по гладкому камню, сколько возможность капитально улететь метров на 15 и далее транзитом по склону с 12 фото.

7. А так как на вершину на залезть, то все "покорители" рисуются там, куда руки дотянулись. А я то думал эта милая традиция только у нас.

8. Вся восточная сторона хребта Santa Agueda заросла горной сосной, что добавляет атмосфере аромат "Хвоя". Весь хребет на вики отмечен как микрорезерва, где прорастают разные эндемики и поэтому запрещается "развитие альпинистского мероприятия в зона микрорезерва, если не разрешено специально для научных или сохранения". Скорее всего под альпинизмом подразумевается засверливание новых маршрутов, а не шатание туда-сюда по тропинкам.

9. С подстилкой из сухих иголок не соскучишься: местами они лежат толстым ковром, который под ногами начинает уезжать вниз по скале. Зато в расщелинах можно найти укромные полочки под палатку (не большие, но палатку вроде marmot eos1 можно воткнуть), где не нужен даже коврик. Правда в свете особо охраняемого статуса вполне вероятно, что за ночевку могут и нахлобучить.

10. Скала-побратим красноярских столбов.

11. Помимо сосен на вершинах растет веерная пальма-эндемик.

12. С горы я притащил две огромные шишки, самая большая была 22см. "Специально для научных или сохранения".

13. Вершина Agujas de Santa Agueda-западная, вокруг нее я лазал час (фото 4-13), после чего пошел по хребту на соседнюю. Восточный склон горы в основном представляет собой асфальтоподобные плиты с крутизной до 45°.

14. Под вершинами много гротов и маленьких пещер, но оставаться надолго я бы в них не стал, так как под ногами лежали свежие пласты отколовшегося сланца.

15. Тропа вдоль хребта ведет естественно не по кромке, а по плитам восточного склона. Так как метки частично стерты, а туры стоят не везде, то местами она не читается и ее приходится либо искать, либо много прыгать и лазить по небольшим стенкам.

16. В какой-то момент я просто пошел-полез вверх по плите чисто посмотреть вокруг. Пока поднимался, три раза облился потом, насчитал шесть проушин, ведущих до самого края и пару раз подскользнулся на хвое (хоть с веником ходи), но все-таки добрался до ребра.

17. Панорама Agujas de Santa Agueda и долины.

18. "Язык" плиты, на которую вели проушины. Возможно на язык был пробит маршрут с обрывистого склона, когда это не еще не возбранялось. На заднем плане восточная вершина, на которую мне не хватило времени (да и лень было заходить на этот массив снизу, т.к. "в лоб" хрен залезешь). Ну и надо что-то оставить на будущее.

19. Соседняя скала и западная вершина, до которой вроде рукой можно достать, а на самом деле полчаса бодрого шага.

20.

21. Глори-фото!

22. С глори-фото получилось класически: залезть я залез, но обратно только прыгать с перспективой встрять. Пришлось искать маршрут через обрывистый западный склон, где больше микрорельефа за счет выветривания и полочек, через которые можно было выйти на восточные плиты. Корячился прилично.

23. Основным дискомфортным моментом за день для меня было отсутствие воды. Ближайшая вода есть только в долине либо в виде ресторанов, либо в виде источников, качество которых я не проверял (ближайший около "хутора" с 3й фотографии, на карте родники фигурируют как Font). Я взял всего 0.5, но по ощущениям надо было нести втрое больше, т.к. солнце и влажность начали меня выжимать, как только я вышел из под тени горы.

24. Долина Миравет. Яркая освещенная скала справа - руины одноименного замка, туда мы тоже сходим днем позже.

25. Обратно к машине я возвращался тем же путем, без захода на вершину получился час. Всего на гору я потратил 3.5часа с учетом медитаций и фото, прошел 5.1км с набором 500м.

27. Камень-останец на тропе чуть ниже восточной вершины.

28. Дорога по долине Миравет на карте отмечена как грунтовка без номера. Горя они не знают!

29. Те самые мандариновые рощи с края 5й фото.

День 1: встреча в городе Сантадер.

Этот относительно небольшой, но процветающий город на берегу Бискайского залива радует глаз. Монументальная набережная, центральные авеню с роскошной архитектурой и даже крупнейший банк Испании с одноименным названием Santander . Осмотрев центр города, мы садимся на электричку или автобус и едем в городок Ункера(Unquera). Далее пересекаем по мосту крупную реку и покидаем провинцию Кантабрия и входим в провинцию Астурия. На другой стороне реки Дева появляется симпатичный средневековый городок Бустио. Далее мы входим в густой эвкалиптовый лес. Справа по ходу открываются руины монастыря Тина. Здесь же в каньоне будет красивый лесной водопад. Возле этого монастыря мы расставим наш лагерь.
2 часа, 5 км

День 2: Трекинг вдоль океана, купание на пляжах.

Проходим через живописное селение Пимианго (Pimiango). Далее идем параллельно береговой линии океана по живописным лугам и лесам. Через некоторое время мы выйдем к устью речки и великолепному пляжу Плая де ла Франка. Далее мы пересекаем реку Кабра по древнему мосту и направляемся к Буфонес де Сантиусте. Это место, где во время штормов, морская вода бьет вверх на много метров. Мы идем над скальными обрывами и заночуем около Недалеко от городка Buelna(Буэльня) мы заночуем.
15 км 5- 6 часов

День 3: Трекинг вдоль океана, выход в горы Сьера Де Ла Куэста

С самого утра мы пройдем возле нескольких уникальных скальных образований, сквозных огромных отверстий в известняках. Это правда уникальные места. В городке Buelna мы сделаем остановку и сходим в городок Пендуэлес (Pendueles) чтобы докупить продуктов. Далее мы поднимаемся в гору вдоль дороги LLN-4 и выходим к селению Карранцо у подножия гор Сьера Де Ла Куэста. Далее входим в узкое ущелье и останавливаемся на ночлег в живописном эвкалиптово-буковом лесу.
10 км, 4-5 часов

День 4: Подъем на вершину горы Coteru el Espinu на хребте Сьера Де Ла Куэста

Позавтракав, мы оставляем вещи в лагере и начинаем подъем в гору. Чем выше тем живописнее. Пройдя удаленный хутор мы начинаем резко подниматься на хребет по овечьей тропке. Горы становятся более скалистыми и крутыми. Наконец мы выходим на вершину Coteru el Espinu , отсюда открывается чудесный вид на безграничный океан, и горный массив Пикос Де Европа. Насладившись видами и красотами, мы спускаемся вниз к лагерю.
9 км, 4-5 часов, набор высоты 700 м

День 5: Возвращение к побережью

С утра мы начинаем спуск на долины. Дорога очень живописная перелески перемежаются с красивыми фазендами и лугами. Мы входим в долину речки Пурон и далее по евкалиптовым лесам спускаемся к живописной стоянке на речке Пурон, Здесь мы остановимся на ночь. 11 км, 5-6 часов

День 6: Переход по побережью в город Лджянес(Llanes) и далее на пляж По

Сегодня мы вновь идем вдоль океана. По пути мы посетим прекрасные пляжи Бискайского залива. С обзорной площадки Ла Бориза(La Boriza) мы насладимся видами на океан, побережье и горы Сьеера Де Ла Куэста. После обеда пройдя несколько симпатичных городков, мы выйдем в город Лджянес(Llanes). Посвятим осмотру этого симпатичного древнего городка несколько часов. Докупив продуктов, мы пойдем далее, еще около 3 км. Город делится узким морским заливом - каналом, в котором радуют глаз стоящие на приколе яхты и катера. На набережной местные художники чудесно разрисовали бетонные кубы волнолома, которые стали одной из достопримечательностью Лджанеса. На краю огромного пляжа По зажатого между высокими скалами мы разобьем лагерь и утро следующего дня. Ночевка в кемпинге возле океана.
Расстояние 14 км 5- 7 часов

День 7: Радиальный выход к пляжу и островам Playa San Martin и возвращение в Лджянес(Llanes) и далее Сантандер.

Утром налегке мыв пойдем вдоль побережья, восхищаясь видами моря и небольших островов похожих на стоящие в воде броненосцы. Мы пройдем вдоль Playa de Almenada и выйдем к Сан Мартину. Острова Альменада и Кастро Сан Мартин восхищают свои видом. Сегодня очень насыщенный морской день. Возвратившись в лагерь мы переходим на станцию По или в Лджянес(Llanes). К вечеру добираемся до Сантандера. Где можно переночевать в платках возле аэропорта на кемпинге или же в городе в хостеле.
8-10 км, 4-5 часов

День 8: Осмотр города Сантандер и отлет или переезд в Мадрид.

Сегодня наше чудесное и насыщенное путешествие вдоль Бискайского залива Атлантического океана походит к концу. Утром мы осматриваем Сантандер и улетаем, кто куда. Отсюда можно уехать в Барселону, Бильбао или Мадрид на автобусе или поезде

Деревянный мостик в Монтфалько, провинция Уэска / Montfalcó (Huesca)

Это один из наиболее часто фотографируемых и самых головокружительных маршрутов в Испании. И, в то же время, один из наименее известных и пропагандируемых. Дорога идет от Монтфалько до Конгост-де-Монт-Ребей, что под Леридой / Congost de Mont-Rebei. На путешествие у вас уйдет весь день. От базы в Монтфалько можно пешком дойти до начала дорожки из вделанных в гору деревянных мостиков, это займет всего полчаса. А вот карабкаться на высоту 83 метра по нависающим над рекой Ногера Рибагорзана / Noguera Ribagorzana деревянным мостикам, число которых 291, придется не менее трех часов. Вообще-то, это несложно, несмотря на то, что мостики приделаны к отвесной скале. Они очень устойчивы и расположены с незначительным уклоном. А вот открывающиеся с них виды заставляют туристов надолго замирать в восхищении, забывая достать фотоаппарат, чтобы запечатлеть захватывающие дух пейзажи.

«Цветочный пояс», провинция Уэска / Faja de las Flores (Huesca)

Место назначения - Национальный парк Ордеса-и-Монте-Пердидо / Ordesa y Monte Perdido. Это достаточно сложный маршрут, проходящий по долине Ордеса вдоль реки Арасас / Arazas. Примерно за семь часов можно преодолеть 15 км, при этом перепады высот на маршруте достигают 1 000 метров. Трехкилометровый участок этого маршрута, носящий название «Цветочный пояс», - это своего рода «балкон» шириной от 3 до 7 метров на скале над долиной. Он проходит между вертикальными утесами, имеющими высоту до 1 км. Один из наиболее трдуных участков пути придется преодолеть, продвинаясь по отвесной скале, используя лишь вбитые в нее штыри. Да, это не легкая прогулка: придется подключить все свои мышцы, а перед походом будет нелишним поработать над собственной спортивной формой. Однако награда стоит того: величественные пейзажи нетронутой природы, суровый и одновременно притягивающий взгляды вид на скалы и долину, чистейший воздух, потрясающей силы энергетика и звенящая тишина - ради всего этого туристы возращаются сюда снова и снова.

Маршрут по железной дороге Фрегенеда - Вега Террон, провинция Саламанка / La Fregeneda-Vega Terrón, Salamanca

Железнодорожная станция Фрегенеда / La Fregeneda находится между реками Дуэро / Duero и Агеда / Ágeda, почти на границе с Португалией. Маршрут от нее до водяной мельницы в Вега Терроне составляет 17 километров. Дорога чрезвычайно живописная, а местами еще и опасная, поскольку дерево, из которого сделаны некоторые мостики, довольно сильно повреждено. Пускаться в это путешествие не рекомендуется туристам с плохим вестибулярным аппаратам. А вот смельчаки будут вознаграждены видом незабываемых пейзажей. Кроме того, дорога позволяет познакомиться с образцами инженерной мысли, пусть и слегка устаревшей: во время пути туристы проходят сквозь 20 рукотворных тоннелей и по 13 мостам. В речном порту Вега Террона две мельницы XIX века, которые в настоящий момент не используются. Есть и одна новая, построенная в 80-90-х годах XX века. Если вы решитесь предпринять это путешествие, которое, несомненно, надолго сохранится у вас в памяти, заранее договоритесь о том, чтобы вас забрали из Фрегенеды, иначе придется идти те же 17 километров в обратном направлении. Нам же кажется, что и одного подвига в день вполне достаточно.

Деревянные мостики над рекой Мао, провинция Оренсе / Río Mao (Orense)

Это, пожалуй, самый красивый маршрут региона Рибейра Сакра / Ribeira Sacra, что в Галисии. Путь по деревянным мостикам здесь намного легче, чем в Монтфальке - настолько, что в него можно смело отправляться с детьми. Начинается маршрут от старой электростанции, известной как Фабрика света / Fábrica da Luz, построенной в начале прошлого столетия. Электростанция обеспечивала электричеством столицу провинции и город Монфорте / Monforte. Первые 1,7 километров маршрута проходят как раз по деревянным мостикам над рекой Мао. Виды открываются такие, что нередко у туристов переполняются карты памяти фотоаппаратов задолго до окончания 3,5-километрового пути. Заканчивается маршрут в городке Барчакоба / Barxacoba, откуда можно вернуться назад.

Маршрут «Рута дель Карес» между Леоном и Астурией / Ruta del Cares, entre León y Asturias

Этот маршрут, проходящий по Национальному парку Пики Европы / Picos de Europa, хорошо известен как в Испании, так и за ее пределами благодаря великолепным пейзажам, окружающим вставшего на эту тропу туриста. Он также носит название «Божье горло» / «Garganta Divina» - возможно, из-за того, что проходит прямо внутри скалы. Путь длится чуть более 11 километров и проложен между городками Каин, провинция Леон / Caín (León) и Понсебос, провинция Астурия / Poncebos (Asturias). Пройти этот маршрут можно только пешком, но, в целом, для любителей долгих прогулок он не покажется слишком тяжелым. 3-4 часа пути, с совсем небольшими перепадами высоты - с этим можно справиться, особенно ради эмоций и впечатлений от увиденного, ведь вам откроются красивейшие виды на горные вершины, вы пройдете через речку, в обжигающе холодных водах которой особо смелые могут искупаться. А если повезет, вам встретятся резвые горные козочки. Единственное, о чем нужно побеспокоиться - это о возвращении назад. Не идти же снова 11 километров, пусть даже по восхитительно красивой природе! Впрочем, знающие люди говорят, что в конечном пункте можно воспользоваться услугами специального горного такси.

Маршрут «Рута де Чанас», провинция Астурия / Ruta de las Xanas, Asturias

Маршрут проходит по ущелью, расположенному в муниципалитете Санто-Адриано / Santo Adriano недалеко от Овьедо. Оно может считаться младшим братом «Божьего горла», что в Национальном парке «Пики Европы», хотя многие посетившие оба места туристы находят «Рута де Чанас» даже более красивым, хотя сложно представить, как это возможно. Тем не менее, именно это ущелье в апреле 2002 года объявлено Правительством Астурии Природным памятником.

Чанас - популярные персонажи астурийского фольклора. Это невероятной красоты женщины, которые живут в реке и расчесывают свои длинные белокурые волосы, завлекая путников. С чанас нужно держать ухо востро, поскольку множество мужчин были околдованы их чарами и погибли в водах горной реки. Возможно, заповедная красота этих мест - тоже результат магии, но, в отличие от красавиц-чанас, никакой опасности не представляет.

Начать путь можно из любого из городков Педровейя / Pedroveya или Вильянуэва / Villanueva. За окончание маршрута в Педровейе говорит тот факт, что здесь находится отличный ресторан, известный благодаря исключительного вкуса фабаде (традиционное астурийское блюдо из фасоли и кровяной колбасы). А недалеко от Вильянуэва дорога сливается с красивейшей Медвежьей Тропой, по которой можно пройти вдоль забора, ограждающего территорию, на которой живут медведи Пака и Тола. Если вам улыбнется удача, вы их увидите во время кормления. Весь маршрут можно пройти за 2-3 часа, но советуем вам не торопиться, чтобы насладиться невероятно красивыми пейзажами, впитать в себя энергетику этого волшебного места, а если повезет, увидеть парящего орла или ястреба. Дорога туда и обратно составляет около 8 километров, причем она достаточно проста и подходит для путешественников любого возраста. Идти нужно по тропе, расположенной на высоте 80 метров над рекой, местами дорога пролегает прямо внутри скалы. Незабываемые впечатления гарантируются!

Канал Урдон, провинция Кантабрия / Canal de Urdón (Cantabria)

Возможно, это самый сложный маршрут из тех, о которых мы рассказываем. Восхитительный с точки зрения открывающихся видов, но физически очень трудный, поэтому идти по нему рекомендуем только действительно подготовленным туристам и уж точно без детей. Маршрут начинается в городке Тресвисо / Tresviso, откуда нужно спуститься к истоку реки Урдон. На этой реке в начале ХХ века была построена небольшая гидроэлектростанция. В 1913 году для увеличения ее мощности был создан искусственный водопад. Работы, судя по всему велись тяжело, ведь сторителям пришлось соорудить дорогу прямо в скалах. По ней мы и предлагаем вам отправиться. Практически все участки пути, идущие вдоль канала, огорожены проволокой, предотвращающей от возможных падений. Самая знаменитая и красивая часть маршрута - это галерея Матальяна / Matallana, представляющая собой узкий проход, вырезанный прямо в скале. Сразу за галереей будет тоннель, пройти по которому без фонарика практически невозможно. После этого начинается довольно крутой подъем в гору, который несколько облегчают натянутые вдоль тропинки канатные поручни. Преодолев перевал, вы начнете спуск, который приведет вас к той самой электростанции, откуда недалеко до деревеньки Урдон. Здесь можно договориться о поездке к началу пути. Либо можно сделать маршрут кольцевым, начав и закончив его в Урдоне.

Королевская тропка, провинция Малага / Сaminito del Rey (Málaga)

Эта дорога долгое время считалась самой опасной для пешего туризма в Испании. В течение 15 лет она была закрыта на реконструкцию, однако благодаря инвестициям в 5 миллионов евро Королевская тропка стала гораздо более безопасной, чем ранее и готова вновь принимать туристов после Пасхи 2015 года.

Навесной деревянный мостик построен вдоль стен ущелья Гаитанес / Desfiladero de los Gaitanes, образованного рекой Гуадалорсе / Guadalhorce, протекающей между муниципалитетами Алора / Álora и Ардалес / Ardales. В начале XX века этот путь был сооружен для осуществления работ по обслуживанию плотин Гаитанехо / Gaitanejo и Чорро / El Chorro. Свое название тропка получила, по всей видимости, после того, как в мае 1921 года по ней прошел Король Испании Альфонсо XIII, чтобы прибыть к месту открытия плотины Графа Гуадалорского / Conde de Guadalhorce.

Теперь приделанный к отвесной скале мостик, ширина которого не превышает одного метра, полностью обновлен, укреплен и не представляет опасности. Его реконструкция проходила с привлечением альпинистов и вертолетов. Начать 4-километровое путешествие можно с любого его конца: из Ардалеса или Алоры. Кстати, рядом с последней находится маленький городок Чорро, который по совместительству является одним из основных центров скалолазания в Европе. Наиболее захватывающие виды открываются в самом начале ущелья, поэтому советуем не спешить. Тем более что весь маршрут занимает немногим более трех часов.

Для посещения Королевской тропки необходимо будет зарегистрироваться на сайте Правительства Малаги. Само путешествие можно будет предпринять в любой день, кроме понедельника, только после восхода и до захода солнца. И не забудьте захватить с собой каску - ее наличие является обязательным условием допуска на маршрут.

Маршрут «Каоррос де Моначиль», провинция Гранада / Cahorros de Monachil (Granada)

Этот маршрут находится в непосредственной близости от Альгамбры, всего в 15 минутах езды от центра Гранады. Он проходит вдоль реки Моначиль, которая берет свое начало на вершине горы Велета / Veleta. Именно ее воды делают чудом неповторимый по красоте пейзаж. Часть пути туристы идут между гор, иногда расположенных довольно близко друг от друга, из-за чего тропа становится очень узкой. На пути также находится висячий мост длиной 63 метра. Он был построен примерно 100 лет назад и изначально был веревочным. Сегодня можно не бояться: вот уже 40 лет как он реконструирован и не представляет опасности. И все равно идти по висячему мосту - раскачивающемуся и пружинящему под ногами - дополнительное удовольствие, правда, не без легкой нервотрепки. Кстати, если перед тем, как ступить на мост, зайти немного под него, можно увидеть небольшой красивый водопад. Впрочем, на пути их будет несколько.

В целом, маршрут несложный, пройти предстоит 9 километров. Его преимуществом является закольцованность, то есть можно вернуться в то же место, где было начато путешествие. Машину, если вы приедете на ней, нужно оставить на стоянке на дороге Эль Пурче / El Purche, прямо с нее уже откроется красивый вид на долину реки. Вскоре после начала пути придется выбрать между двумя маршрутами: верхним («Cahorros Altos»), дающим возможность полюбоваться рекой, горами и долиной сверху и нижним («Cahorros Bajos»). Какой бы вариант вы не предпочли - воспоминания о красоте практически нетронутой природы останутся надолго, а сделанными вами фотографиями обязательно будут восторгаться друзья.

Путешествовать по Испании можно различными способами: поселиться у моря и выезжать на экскурсии, переезжать из города в город на машине, а можно и пройти пешком. Хотя бы частично. Практически вся Испания покрыта сетью пешеходных маршрутов различной направленности и сложности. Выберете ли вы Цветочный пояс или поход к святому Иакову с ракушкой на груди, зависит только от вас самих.

Camino de Santiago, или путь святого Иакова

Это, пожалуй, самый древний и самый большой пешеходный маршрут Испании. Легенда и библейские сюжеты гласят, что апостол Иаков, отправился из Палестины на территорию нынешней Испании проповедовать христианскую веру. По возвращении в Палестину Иаков был убит, а тело его было отправлено морем обратно на Иберийский полуостров. После шторма, случившего у самых берегов Галисии, лодку подняли из пучины, всю облепленную ракушками. Поэтому ракушка-виэйра, нашитая на одежду или привязанная к посоху, стала отличительным знаком всех пилигримов, идущих к месту захоронения святого.

В 899 году по указу короля Альфонса III над мощами была построена небольшая церковь. Позднее на её месте возвели огромный собор Сантьяго-де-Компостелла.

Считается, что святой не раз появлялся и помогал испанским королям в битвах с сарацинами. С 12 до 16 века место становится святыней наравне с Иерусалимом и Римом, и поток пилигримов, включая королевских особ, течёт огромной рекой. Попутно разрастается инфраструктура вдоль дороги: монастыри, питейные заведения и гостиницы. Однако чума, голод и набравшее силу протестантское учение приостановили поток верующих на долгие годы. Только в к.19 века ученые обнаружили прекрасные образцы средневековой архитектуры в местах, далёких от цивилизации, и только с 80-х гг. 20 века паломническое течение начинает возрождаться вновь.

На самом деле дорога или просто Сamino - это сеть из 15 паломнических дорог, конечной точкой которых является город Сантьяго-де-Компостелла. Начало же Camino берет в различных городах Испании, Франции и Португалии. Camino de Norte проходит вдоль Атлантического побережья, Camino Portuguese берет начало в Лиссабоне или Порту, Camino de Levanter - в Валенсии, Via de La Plata - в Севилье, Camino Catalan - в Барселоне, англичане приплывают паром в La Coruña и идут пешком оттуда.

Наиболее известный путь - Французский путь, или Camino Frances - начинается в пиренейском городке Сен-Жан-Пье-де-Пор и проходит через крупнейшие города Северной Испании: Памплону, Бургос и Леон. Его «официальная» длина 765 км, но из-за количества тропок и ответвлений эта цифра может колебаться плюс-минус 50 км. Французский путь проходят в среднем за 30-50 дней. Новички часто выбирают Португальский путь из-за его краткости (250 км) и возможности пройти по двум живописным странам сразу.

Смысл пешего путешествия не только религиозный. Даже кодекс пилигрима «Codex Calixtinus», составленный еще в 12 веке, гласит, что смысл пешего похода – не конечная цель, а сама дорога. Важно не просто идти к цели, останавливаясь на ночлег в приютах, важно кого ты встретил в пути и как с ним обращался. Возможно, кому-то нужна было помощь словом или делом именно в твоём лице.

В древности люди шли по звёздам, да и сейчас «сетка» Камино напоминает Млечный путь. Чтобы паломничество считалось завершенным, необязательно проходить все 800 км. Достаточно 100 км пешком, либо проехать 200 км на велосипеде или лошади. Многие испанцы проходят маршрут небольшими частями по выходным.

Документальное подтверждение паломнического пути – Credencial del Peregrino, временный паспорт пилигрима, куда ставятся штампики о посещении кафе, туристического центра или церкви.

Передвигаются паломники пешком, без карты, зачастую в одиночестве. Указателями путникам служат желтые стрелки и ракушки, нанесённые на стены домов, тротуар или специальные столбики. Каждый сам решает, сколько пройти за день и в каком приюте (alberge) остановиться.
Приюты бывают монастырские, муниципальные, donativo (за пожертвование), частные и, собственно, отели. Последние редко пользуются популярностью в таком походе, ибо стоят дорого и не соответствуют духу аскетизма. Однако для пожилых людей отель подходит больше, чем монастырское помещение на 20 кроватей.

Ночь в приюте стоит от 5 до 12 евро, зачастую включая ужин и завтрак. В приютах с системой пожертвования ужин готовят исходя из денег, оставленных предыдущими паломниками.

В давние времена шляпа, посох и высушенная тыква для хранения воды были непременными атрибутами паломника этой дороги. Сейчас немногое изменилось: ботинки и палка для треккинга, рюкзак, сменная обувь и запас воды – вот, что отличает идущего по Казино.

Дошедший до Кафедрального собора Сантьяго-де-Компостелла получает Compostella, свидетельство на латыни с датой завершения пути и алтарной печатью собора. Паломники посещают мощи святого, и по желанию их ждёт праздничный ужин.

Однако не все ограничиваются этой точкой. Особо подготовленные проходят ещё 88 км до мыса Финистерре (лат. finis terrae – буквально, конец земли), самой западной точки Испании, куда причалил св. Иаков и где, по преданию, ему являлась Дева Мария. До Финистерре доходит лишь каждый десятый паломник и обязательно сжигает какой-либо предмет одежды, в котором он прошёл этот долгий путь.

Гора Монсеррат, Барселона (Каталония)


Если у вас нет нескольких свободных недель, но есть горячее желание совершить пешее паломничество или просто короткий пеший поход по горным красотам, то стоит по-новому взглянуть на знаменитый монастырь Монсеррат, который находится рядом с Барселоной.

Монсеррат – это не только монастырь с музеем и винодельней на высоте 720 метров. Это довольно причудливая гора, с которой открывается потрясающий вид на предместья и соседние скалы. На горе существует пять официальных и множество неофициальных маршрутов для прогулок.

Самый известный: Путь молитв (Rosari Monumental de Montserrat) , ведущий к Святой Пещере (Capella de la Santa Cova), где в 9 в. была найдена первая скульптура Богоматери Монтсерратской. В пещере до сих пор хранится копия статуи, стоящей в соборе аббатства. К этой Мадонне также можно подойти и прикоснуться, загадав желание и избежав той очереди, что собирается в главном храме. По пути расставлены 15 скульптур начала 20 в., изображающие сцены из жизни Христа и Богородицы. Во время спуска вам будут открываться потрясающие виды на соседние скалы и территории.

Длина маршрута: 1,5 км в одну сторону. Время в пути 30-40 минут в одну сторону. Сначала вниз по широкой мощеной дороге до станции фуникулёра Сант-Жуан (путь можно сократить вдвое, подъехав на вагонетке от входа в аббатство). Далее дорога поднимается вверх, к пещере. «Пещера» представляет собой небольшую часовню, где тихо, прохладно и нет людской толчеи. В храме есть статуя Богородицы, бронзовая скульптура Христа и специальная комната для вотивов - предметов, оставляемых в дар Богородице за исполненное желание. В качестве вотива лежат таблички с надписями, гипсовые оттиски ножки младенца или мотоциклетный шлем с просьбой молиться о здоровье пострадавшего (в Испании мотороллер – довольно популярный вид транспорта, но, к сожалению, нередки и аварии с их участием).

Далее нужно проделать обратный путь к монастырю по той же дороге. Хотя маршрут считается простым, неподготовленному человеку все же стоит быть аккуратным, иметь удобную обувь и запас воды. Если вы прибыли в монастырь с экскурсионной группой, то свободное время для мини-похода придётся на самый солнцепёк (13:00 – 14:00). Поэтому последние метры дороги с непривычки могут показаться самыми длинными в вашей жизни.

Также на горе есть маршруты протяженностью в 5-7 км по более узким горным тропам наверх от монастыря до часовни Св.Михаила (Camí de Sant Miquel). Подняться к кресту Св. Михаила (Creu de Sant Miquel) можно как короткой тропой, так и более сложной дорогой La Font Seca, ведущей на смотровую площадку мимо пушек 19 в.

Camino de Ronda (Каталония)


Camino de Ronda (каталонское Cami de Ronda) – дорога, сохранившаяся с к.18 века и изначально тянувшаяся вдоль всего побережья Каталонии. Дорогу использовала как штатская гвардия для патрулирования прибрежных границ и морской территории, так и рыбаки, причалившие в шторм далеко от своей деревни. По этой же камино пробирались пираты и контрабандисты.

Со временем дорога обветшала, где-то оказалась завалена камнями, и в итоге распалась на несколько частей. Сейчас несколько участков длиной от 2 до 13 км в Коста Брава отреставрированы и служат туристическими тропами для приятных прогулок.

- San Pol – S’Agaro : красивая тропа под соснами по скалистому берегу моря. Время в пути – 1 час. Подходит также велосипедистам, местами оборудованы пандусы для инвалидных колясок. Дорога снабжена указателями, зелёными стрелочками GR-92.

- Roc de San Gaileta - Platja Llarga : широкая дорога для прогулок протяженностью 2,5 км со смотровыми площадками и возможностью спуститься вниз к морю и искупаться. Две трети пути – асфальтированный морской променад, последняя треть - деревянный настил. По пути можно встретить красивые дома и старинную церковь.

- Vilanova – Sitges : 7 км земляной тропы с бело-красными указателями и несколькими вариантами прохождения. Можно держаться чуть вглубь или идти вдоль моря. Последняя тропа более красива, но временами идёт по краю обрыва и через небольшие холмы. Позиционируется как несложная, для прогулок с детьми, однако совсем маленьких деток и коляски брать сюда не рекомендуется. Удобная треккинговая обувь более чем желательна.

На сегодняшний день Камино де Ронда является также частью GR’92 (Grand Recorrer) – громадной пешеходной тропы в 561 км, растянувшейся по всему Средиземноморскому побережью от Портбоу до Тарифы, проходя через Каталонию, Валенсию, Мурсию и Андалусию. И при желании и соответствующей подготовке можно пройти и этот большой путь целиком.


Vias Verdes del Carrilet, или «зелёные дороги» Жироны (Каталония)


С начала 90хх гг. в Испании без дела остались 7,5 тысяч км железнодорожного полотна. Правительством было принято решение перестроить часть дорог в велосипедные и пешие туристические маршруты, и к 2011 г. появилось 2000 км «зелёных дорог». Перепады высот на маршрутах практически отсутствуют, поэтому ровная дорога даёт возможность путешествовать людям даже с минимальной физической подготовкой. Особо красивы дороги в районе Жироны. Здесь можно выбрать один из четырех маршрутов:

- Олот-Жирона , 54 км по вулканической долине Гарочча и узким улочкам старинных городов Каталонии,

- Жирона-Сан-Фелиу-де Гишольс , 40 км пологой трассы по долине до моря,

- Vía verde del Hierro y del Carbón (Риполь - Огасса 12 км), дословно «дорога железа и угля»,

- Vía verde del Tren Petit, или «дорога маленького поезда» (Паломос – Парафружле), 6 км пути по самой старинной паровозной дороге.

Маршрут Фрегенеда – Вега Террон (Кастилья и Леон)


Маршрут Фрегенеда – Вега Террон ещё один результат проекта «Зелёные дороги».

Железнодорожная станция Фрегенеда расположена между двух рек почти на границе с Португалией. От станции до водяной мельницы в Вега Терроне 17 километров весьма живописного пути. Этот маршрут – своеобразный музей инженерного искусства под открытым небом. Туристы проходят через 20 рукотворных тоннелей и 13 деревянных мостов. Впрочем, некоторые из них сильно обветшали. Пускаться в это путешествие не рекомендуется туристам с плохим вестибулярным аппаратам. Конечная точка пути – речной порт Вега Террон. Здесь можно увидеть две старые мельницы 19 века, которые в настоящий момент не используются, и одну новую, построенную в 80-90-х годах XX века. Об обратном пути стоит позаботиться заранее.

Текст: Алла Аникина