Заграничные паспорта и документы

Сайменский канал. Озеро Сайма. Выборгский залив. Речные круизы. Есть ли экскурсии по Сайменскому каналу? Правила хождения по сайменскому каналу

За Сайменским каналом мы обычно наблюдаем из окна автомобиля или автобуса. Сайма манит солнечными бликами на синей глади, хочется остановиться и прогуляться до берега. Но останавливаться нельзя: пограничная зона. А вот прокатиться на кораблике из Выборга в Лаппеенранту можно и нужно.

В первую очередь потому, что Сайменский канал - уникальное сооружение. Это не природа так задумала, а люди пробили в скальных породах между озерами каналы и замкнули их в единую цепь. И теперь, через 150 с лишним лет, мы можем любоваться местными красотами с борта теплохода.

Но об истории позже, сначала о практической стороне вопроса. Поехать в круиз по Сайме очень просто. От Лаппеенранты до Выборга и обратно курсирует старый, но не потерявший резвости, немецкий пароходик «Карелия». Билеты от пункта до пункта дает право на передвижение на пароходе из точки А в точку Б. Хотите большего - купите круиз, который включает в себя более широкий спектр услуг: помимо самого путешествия, ужин на пароходе, размещение в отеле и обратный трансфер.


Но сначала надо добраться до Выборга. Это можно сделать автобусом, маршруткой или электричкой. К сожалению, летом в Выборге не останавливается «Аллегро». Из всех предложенных вариантов самый удобный – электричка, которая уходит с Финляндского вокзала, причем скорая - «Ласточка» - долетит до Выборга за один час пятнадцать минут. Чуть дороже обычного, но зато быстро и кресла удобные. Кроме того, можно добраться до Выборга и на большом туристическом автобусе.


Если вы не собираетесь останавливаться в Лаппеенранте и хотите рвануть вглубь Финляндии, можно, например, за 4 евро доехать до Йоенсуу или за 5 евро до Хельсинки на автобусе компании Onni. Недавно они открыли , который следует из Хельсинки в Йоенсуу через Лаппеенранту.

Однако, что бы вы ни планировали, собираясь в это путешествие, настройтесь на пять с половиной часа созерцания сайменских волн и суровых скал, поросших кустами и деревьями. На мой взгляд, это путешествие – просто терапия души. И начинается она на причале в Выборге. Время отправления - 16.15, прибытие в Лаппеенранту – 21.45.

На борту

Нас, питерских, часто обвиняют в том, что, мол, заелись, в Финляндию за фейри и сыром ездят. Между тем, ничего особенного в этом нет. Финны тоже к нам ездят не только за бензином. Водные круизы на «Карелии» пользуются у соседей большой популярностью. Во-первых, дешево, во-вторых, для финнов старшего возраста такая поездка – возможность побывать в старом финском городе Виипури. Ну и покупок наши соседи не чураются. Везут веники, льняные салфетки, выборгские крендели, даже наши овощные закрутки и чай.


«Карелия» отчаливает вовремя и направляется в бухту Защитная, где начинается Сайменский канал. Пассажиры высыпают на верхнюю палубу, наслаждаясь солнцем и озерными красотами, мужская половина – пивом, купленным в Выборге.


После первого со стороны России шлюза «Брусничное» начинается 20-километровая территория, аренда которой была продлена несколько лет назад договором между Россией и Финляндией.


Говорят, шлюзование совершено безопасная операция, но когда вода начинает прибывать в закрытую камеру, а между стенкой шлюза и бортом – буквально пара метров, становится немного тревожно. Хотя к концу путешествия привыкаешь и воспринимаешь эти подъемы как само собой разумеющееся.

Пока мы идем по российской территории. Живописные озера Малое и Большое Цветочное, Большое Илистое и Нуйямаярви соединены между собой узкими рукотворными каналами. Невозможно представить, что все это сделано людьми, но факт остается фактом. Лично для меня Сайменский канал такое же чудо, как Египетские пирамиды или Собор Парижской богоматери.


Справа – отвесный скальный берег, слева – идиллические лужайки с редкими палатками, а то и роскошными дачами (как говорят, пограничных генералов). Судя по тому, что посторонние на этой территории не ходят, так оно и есть.


Граница между Россией и Финляндией проходит по озеру Нуйямаярви. Ее можно было бы и не заметить, если бы не изменилась обстановка: на левом берегу появились гуляющие люди, машины и даже пасущиеся кони. И никакого пропуска в приграничную территорию не нужно. Кстати, где-то на берегу Сайменского канала мы видели поля клубничной фермы. Но сборщиков уже не было. Они работают утром.


К моменту пересечения границы мы уже отобедали лососем, и вскоре пришло время предаться культурным развлечениям. Не знаю, как сейчас, а во время нашей поездки культурную программу вел певец по имени Keorki, ради которого «Карелия» причалила к берегу сразу после пересечения границы. Он прибыл с мобильной аппаратурой, расположился в кают-компании, и началось действие под названием хоровое пение. Представьте, полное помещение людей, все с песенниками, Георгий называет номер песни, все шелестят страничками, открывают нужную и начинают петь под аккомпанемент ведущего. Это очень трогательно, поверьте, и совершенно не похоже на караоке: такая душевная и объединяющая акция…


История вопроса

«Сайма – уникальная озерная система, площадь которой равна территории Бельгии. Больше нигде в мире нет такой длинной и изрезанной береговой линии. Мысль о создании канала посредством соединения природных озер смущала умы здешних жителей еще в середине 15 века, однако материальная и техническая возможность осуществить дерзкую идею появилась только в середине 19 века. Начатый в 1845-м, при Николае I, законченный в 1856 году при Александре II, названный «царским», Сайменский канал по тем временам был прогрессивным гидротехническим сооружением.

Интересно, что в день открытия канала в Выборге загорелся замок, и пожар был чреват большими последствиями, поскольку в непосредственной близости находились боеприпасы, но все обошлось благополучно благодаря мужеству огнеборцев.

В эксплуатацию канал был сдан на 4 года раньше намеченного срока и обошелся казне дешевле запланированного – почти 12 с половиной миллионов финских марок. Как утверждают историки и газеты тех времен, это стало возможным благодаря распорядительности и честности финнов, которые строили канал, а также дешевизне рабочей силы, в том числе и арестантской, которая здесь использовалась.


Те же источники сообщают, что польза от канала была бы значительно больше, если в его строительство не вмешались выборгские купцы. Путем всевозможных интриг они добились того, чтобы канал сделали узким. Чтобы пройти в Финляндию вверх по каналу суда шириной более 7 метров были вынуждены перегружать свой товар в Выборге на так называемые сайменские баржи, построенные специально под размеры канала.

И, тем не менее, невозможно было недооценить значение нового сооружения. По каналу в обе стороны устремились мощные грузовые потоки. Потребовались новые суда и паровые машины, вследствие чего стало бурно развивалось судо- и машиностроение.


И, наконец, благодаря каналу в Южной Карелии начался настоящий туристический бум. Сюда хлынули состоятельные туристы из России и Европы. В лучшие сезоны количество пассажирских судов, проходивших ежедневно по каналу, доходило до 27. В финских путеводителях тех времен, коих издавалось множество, можно найти информацию о Сайменском канале и его окрестностях, о расписании пароходов, о том, где можно нанять лошадей, о гостиницах, курортах, развлечениях и ценах. Целая флотилия роскошных пассажирских ходила по Сайме. Туристические маршруты вели не только в Лаппеэнранту, но и в Куопио, Йоенсуу, Иматру, Пуанкахарью и Савонлинну.


Особенно модными были путешествия на иматранские пороги – Иматранкоски. Среди состоятельных петербуржцев существовало даже такое выражение – «прокатиться на пороги». Во время российских праздников гостиницы Финляндии заполнены туристами из России. Стоит заметить, что уже в те годы состоятельные петербуржцы покупали дачи по берегам канала. Самой известной из них была дача министра иностранных дел России А. Вон Гиерса».

Как узнаваемо все это звучит сегодня! Одна разница – моды изменились, и путешествия стали доступнее.



Миновав промышленный порт, мы подходим к последнему, восьмому и самому большому на Сайменском канале шлюзу Мялкиа. Перепад высоты здесь достигает 12,4 метра. Добравшись до конечного пункта, «Карелия» поднялась больше, чем на 75 метров. Мы входим в гавань Лаппеэнранты, освещенную малиновым закатным солнцем, которое садится за бастионом».


Сайменский канал (карта, приведенная ниже, поможет читателю разобраться с его местоположением) - это между Выборгским заливом (Россия) и озером Сайма (Финляндия). Открыто данное сооружение в 1856 году. Общая протяженность составила 57,3 км, из них России принадлежат 34 км, а Финляндии - 23,3 км.

История создания

Первые попытки соединить Финский залив и озеро Сайма предпринимались еще в 1500 и 1511 годах губернатором Выборга Эриком Туресоном Бьелке. Следующая попытка была сделана в 1600-м, в это время были произведены две выемки, однако на этом все и закончилось. Уже в царствование Екатерины Великой предлагался новый план - поскольку осуществляет соединение озера Сайма с то предполагалось соорудить канал в обход Иматры. Однако слишком большие расходы, которые необходимо было затратить на данный проект, стали причиной отказа от приведения этого плана в исполнение. В 1826 году на заседании городских судов Карелии и Саволакса было решено направить депутацию крестьян в Петербург к императору для того, чтобы он осуществил соединение озерного края с приморскими городами. Приняв и выслушав депутатов, Николай Первый приказал произвести необходимые изыскания. Однако реальных средств найдено не было, в связи с этим к прокладке канала не приступили. В следующий раз этот вопрос поднял губернатор Выборга Август Рамзай в 1834 году. Ход этому делу дали сенатор Л. Ф. Гартман (начальник финансовой экспедиции) и князь Меньшиков. В городе Выборг учредили комитет для составления сметы и плана данного проекта. Для первоначальных исследований пригласили известного шведского инженера. В результате его работы выяснилось, что воды озера находятся выше уровня моря на 256 футов, и стоимость данного сооружения составит три миллиона рублей. Необходимая сумма была ассигнована с рассрочкой на пятнадцать лет.

И вот, в 1845 году начались строительные работы. В их процессе шведский инженер Нильс Эриксон внес некоторые улучшения в план канала. Первоначально руководителем этой строительной компании был барон Карл Розенкампф, который получил прозвище «барон каналов». Однако в 1846 году он скончался, и на его место назначили генерал-майора Шернваля. Все строительные работы велись за счет казны Финляндии. Общая стоимость составила 12,4 миллионов финских марок. Общая длина сооружения - 54,5 версты, на этом отрезке было возведено двадцать восемь шлюзов из гранита.

Мы строили, строили и наконец построили…

26 августа 1856 года произошло торжественное открытие этого сооружения. Приурочено оно было к коронации Императора Александра Второго. Финляндия гордилась Сайменским каналом, который помогал проникнуть в пустынные районы страны. Особую прелесть ему придавала первозданная красота природы. По берегам канала были установлены памятные знаки с надписью на шведском и русском языках, на которых перечислялись все деятели, причастные к созданию данного сооружения. Все строительство выполнено весьма оригинально и смело, учитывая, что разность уровней соединяемых вод делала течение в канале чрезвычайно стремительным.

Открытие состоялось на четыре года раньше запланированного. Еще одной особенностью данного проекта стала дешевизна такого гигантского объема работ. Здесь сыграли свою роль следующие факторы: честность и распорядительность финских управляющих, а также дешевизна рабочей силы, ведь здесь были в основном задействованы арестанты.

Значение канала

Сайменский канал имел огромное значение для развития этого региона. и Саволакса наконец-то освободилось от исключительной экономической зависимости отдаленных гаваней Ладоги и Ботнического залива (его северной части). Польза от эксплуатации данного сооружения могла бы быть еще значительней, если бы руководители проекта смогли устранить корыстное вмешательство купеческого лобби. Так, из боязни потерять монополию в торговле они посредством интриг и других методов добились того, что пропускная способность шлюзов была ограничена. В результате все суда, идущие этим путем, должны были иметь ширину корпуса не более семи метров. В противном случае весь товар необходимо было перегружать в Выборге на подходящие под эти требования корабли. Таким способом несколько купеческих фирм обеспечивали монополию на экспорт. И, как следствие, Сайменский канал из Выборга потерял большую часть своего значения для развития данного края. Однако позже, во время реконструкции этого сооружения, ширину шлюзов существенно увеличили.

Озеро Сайма в дореволюционных русских путеводителях

В 1870 году было открыто сквозное пассажирское железнодорожное сообщение между Санкт-Петербургом и Хельсинки. Это событие сделало доступным для общества красивейшие места южной Финляндии. Железнодорожное сообщение дало новый толчок к развитию Карельского перешейка и всей прилегающей местности. Здесь начали возникать поселки, строиться курорты и санатории, прокладываться грунтовые дороги, связывающие различные населенные пункты и железную дорогу. Огромную роль в новом освоении этого края играл Сайменский канал. Теперь он выполнял функции не только по развитию торговых отношений. Стали популярными круизы в Финляндию, к озеру Сайма и водопаду Иматра. Так, эти места начали попадать в русскую литературу, которая описывает культурные памятники этого района. Одновременно с этим появилась литература, направленная на популяризацию информации об этом регионе и пропаганду его достопримечательностей, а также создание нового имиджа. Выпускались специальные путеводители, описывающие Сайменский канал и его окрестности. Большинство из них содержали сведения о маршрутах движения, почтовых станциях, о расписании пароходов и поездов, сведения о гостиницах, как и где нанять лошадей, курортах и санаториях и многом другом. Все вышесказанное свидетельствует о том, что до революции информация об этом объекте как о значительной достопримечательности Финляндии была весьма известна. Путешествие по Сайменскому каналу было обыденно для любителей активного отдыха.

Дачная жизнь на канале

Первые дачи здесь начали появляться еще во времена строительства. Участки канала, которые находились в служебном пользовании, были украшены посадками, это послужило стимулом для сдачи земли в аренду либо под строительство коттеджей. Помимо красивой природы, популярности отдыха в этом районе способствовало хорошее сообщение, обеспечиваемое теплоходами, осуществляющими речные круизы и проходящими по этой водной артерии. И вот вскоре состоятельные жители Выборга и Петербурга застроили побережье канала до озера Нуйамаа. В Ряттиярви находилась самая роскошная дача, принадлежащая министру иностранных дел России Вон Гиерсу. Ее построил один из инженеров, участвовавший в сооружении канала. Большинство дач выделялись своей архитектурой, они были украшены башнями, балконами, резьбой, их окружали ухоженные обширные сады с причалами и беседками. Названия домов такие романтичные, как и их внешний лик: "Рунолинна", "Раухантаранта", "Оннела", "Илоранта"... Спрос на недвижимость в этом регионе был настолько высок, что ее стало выгодно строить для сдачи в наем. Сайменский канал того времени известен не только дачами, но и большими имениями. Самым известным из них является имение Лавола, оно принадлежало роду Чесефф и располагалось в устье объекта. Усадьбы вместе с дачами образовывали весьма красочный ансамбль, атмосфера здесь была веселой, интернациональной. Речные круизы, концерты, посещения и прогулки оживляли общественную жизнь, она предлагала отдыхающим множество впечатлений и возможностей заработка для местных жителей. Однако после революции дачная жизнь пришла в упадок, а вместе с ней и Сайменский канал. Туры по нему уже не интересовали русскую богему.

Противотанковое заграждение

В планах генштаба в тридцатые годы прошлого века этот водный объект рассматривался в качестве возможного пути для организации снабжения армии. Согласно разработанным планам предполагалось сосредоточить проведение военных действий на Карельском перешейке. И вот, в 1939 году в период сверхсрочных сборов было отмечено, что канал может оказаться в зоне боевых действий. Он представлял собой серьезное препятствие благодаря глубокому руслу. Поэтому было принято решение задействовать его в противотанковой обороне. В результате были затоплены довольно обширные области в районе озер Кярстила Люкюля и Вентеля. Общая площадь затопляемых участков составила тридцать пять квадратных километров. В период 1941-1944 годов канал в военных действиях участия не принимал.

Восстановление судоходства

В силу того, что мирный договор, установленный между Советским Союзом и Финляндией, оставил Выборгский залив на территории СССР, а граница разделила канал на две части, в конечном итоге он перестал функционировать. В послевоенный период для возобновления судоходства требовалось не только провести реконструкцию сооружений и обветшалого оборудования, но и достичь двухстороннего соглашения об использовании этого водного объекта. Впервые данный вопрос поднимался в 1948 году, однако официальные межгосударственные переговоры начались только в 1954 году. Согласно достигнутой договоренности в Советский Союз выехала группа финских инженеров для изучения состояния этой водной артерии. Специалисты пришли к заключению, что речные каналы на советской территории вполне пригодны для восстановления по ним судоходства. Однако работы в этом направлении начались спустя тринадцать лет, после того как обе стороны наконец-то пришли к единому решению в вопросах аренды. В 1968 году реконструкция была завершена. В ходе нее были существенно расширены пропускные возможности шлюзовых камер.

Круиз - Сайменский канал

Лаппеенранте - курортный городок в Финляндии. Привлекательность ему придают озеро Сейма, на берегу которого он находится, и Сайменский канал. Экскурсия на теплоходе по этим водным объектам - единственное, что привлекает сюда туристов из России. Между прочим, это единственный в РФ внутренний водный путь, по которому могут ходить суда иностранных компаний. Пассажирские теплоходы, совершающие речные круизы, перевозят туристов из Российской Федерации и Финляндии. Раньше, согласно договору от 1963 года, пассажиры, прибывающие из Финляндии в нашу страну, имели право безвизового въезда. Однако с присоединением республики к Шенгенскому договору данное соглашение было отменено. Теперь пассажиры обязаны получать визы. Однако они нужны только в том случае, если судно пристает к берегам России, например, высаживает их для Если круизы на пароме из Финляндии не предусматривают заходов в российские порты, виза не нужна. Например, пароход «Кристина Брахе» осуществляет проход через территорию нашей страны, совершая рейсы между Лаппеенрантой и Хельсинки, а судно «Карелия» - между Выборгом и Лаппеенрантой.

Путешествие глазами туриста

Трудно предположить, сколько еще лет продлятся подобные круизные рейсы. Ведь финнов, которые бы желали посмотреть достопримечательности Сайменского канала, не слишком много, а наших туристов еще меньше. И это несмотря на то, что билет в одну сторону составляет порядка тридцати евро. Путешествие стоит затраченных денег.

Длина маршрута составляет сорок три км, но на них приходится восемь шлюзов. Когда теплоход по Сайменскому каналу преодолевает первые из них - это интересно. Однако уже на третьем шлюзе начинает расти раздражение, а к восьмому не можешь дождаться, когда это уже закончится, но все равно интересно. Когда пароход достигает пограничного поста Нуиямаа, начинается проверка документов. Интересен тот факт, что этот пост является совмещенным - автомобильно-водным. Если вы окажетесь на корабле в одной компании с финскими туристами, то будьте готовы к тому, что они зачастую ведут себя как большинство россиян: начинают употреблять горячительные напитки еще до того, как судно отойдет от причала. Многие туристы специально покупают билет в такой круиз, объясняя это тем, что на пароходе есть магазин «дьюти-фри». Если учесть тот факт, что в Финляндии с алкоголем напряженка, такое поведение становится вполне понятным. В период всеобщей пьянки экскурсоводы тщетно пытаются привлечь внимание публики к рассказам о канале, шлюзах и других достопримечательностях. И там есть-таки, на что посмотреть - канал очень красив. Например, под Выборгом его пересекают довольно высокие мосты - железнодорожный и автомобильный. Все навигационные комплексы возведены на гранитных столбах или выставлены на островках. Часть канала вырублена в скальном массиве, другая часть имеет отлогие песчаные берега с валунами. Вдоль канала растет густой лес, что в сочетании со скалами образует весьма красивый пейзаж. Российская часть совершенно не заселена, поблизости Выборга еще попадаются одинокие домики, а дальше находится первозданная природа. Единственное оживленное место - в районе границы, там, где проходит трасса на Лаппеенранту. Совершенно противоположная картина на финской части: здесь населенные пункты встречаются сразу же за контрольно-пропускным пунктом. В районе Лаппеенранты, не доходя до последнего шлюза, расположен главный порт на этой водной артерии - Сайма-терминал. Здесь осуществляется погрузка/разгрузка грузовых судов. Грузы идут преимущественно с российской стороны - до двух миллионов тонн в год.

Озеро Сайма

Когда корабль преодолевает последний шлюз, он попадает в Сайменское озеро. Первое, на что открывается вид, - это весьма большой целлюлозно-бумажный комбинат. Экскурсовод с гордостью рассказывает о том, что здесь работает более двух с половиной тысяч человек. Вот это «чудо» цивилизации портит все впечатление от путешествия, оно же мешает городу Лаппеенранте обрести в полной мере статус туристического. Ведь предприятие, даже если на нем установлены современные очистные сооружения, все равно сбрасывает тонны отходов в воды озера, что делает его непригодным для купания в радиусе до нескольких десятков километров. И что самое интересное, в туристических буклетах ничего не сказано о наличии здесь комбината. Однако это не все: напротив завода находится кондитерская фабрика, которая также производит сброс отходов в озеро, ведь не зря оно в районе этого предприятия полностью затянуто травой. И здесь же, как ни странно, расположился главный туристический комплекс - «Хухтиниеми» - и летняя гостиница «Карелия-парк». У самого «забора» с кондитерской фабрикой стоит еще один комплекс - «Сайма». Правда, вид у него какой-то унылый, заброшенный, как у с трудом удерживающихся на плаву в маленьких городках гостиниц советской эпохи. Здесь же есть и пляж, правда, для того, чтобы добраться до воды, придется преодолевать травяные заросли либо попытаться пройти по специальным мостикам, которые, к слову, поломаны в своей средней части, однако через пролом кто-то услужливо положил доску. Вот такой курорт!

Лаппеенранте

Главной достопримечательностью Лаппеенранты является Мемориальное кладбище, которое находится в центре города. Здесь можно увидеть могилы погибших воинов в периоды 1939-1940 и 1941-1944 годов. И что весьма любопытно, все захоронения индивидуальные, братских нет. К кладбищу примыкает памятник солдатам, призывавшимся с территории Карельского перешейка (сегодня это территория Российской Федерации). Он состоит из двух частей - скульптуры и плит с названиями населенных пунктов и фамилиями солдат, между прочим, среди них встречаются и русские. Особенно много их среди уроженцев Терийок (Зеленогорска). Собственно, больше здесь достопримечательностей нет. Город имеет современный вид, очень ухоженный и постоянно реконструирующийся. Делать там особенно нечего. В ночное время Лаппеенранте засыпает, закрываются все магазины, можно найти только киоски, торгующие гамбургерами и прочей подобной снедью. Здесь даже здание вокзала закрыто до семи утра. Бродя по пустым ночным улочкам, становится понятно, почему финны так «отрываются» в нашей стране.

Иматра

Этот город совершенно не похож на Лаппеенранту, история его гораздо короче. Основан он в 1948 году и настолько близко расположился к границе с Россией, что здесь ловят отечественные сотовые сети. Расположена Иматра в истоке реки Вуокса. Основные предприятия этого города - металлургический завод и гидроэлектростанция. Однако в отличие от Лаппеенранты на побережье озера промышленных объектов нет. Здесь есть два своеобразных памятника - первый посвящен турбине, а второй - опоре ЛЭП. Главным туристическим объектом является искусственный водоскат Иматракоски. До возведения ГЭС он был естественным, в дореволюционные времена русская богема любила сюда приезжать и любоваться водопадом. Сейчас здесь вода пускается по расписанию, этот спуск и является главным «туристическим аттракционом» Иматры. Вторая достопримечательность - это Коронный парк, который находится на острове, разделяющем старое русло Вуоксы и водохранилище. Основан парк по указу императора Николая Первого, который повелел, чтобы водоскат и его окрестности оставались в неизменном виде. Город Иматра для туристов гораздо привлекательнее, чем Лаппеенранте, здесь есть вполне современные гостиницы, места для отдыха, а любителям рыбной ловли представится замечательная возможность провести незабываемое время на берегу озера Сайма.

Сайменский канал: рыбалка

Рыбалка на озере отменная круглый год. Основные виды рыб - щука, окунь, озерный лосось, кумжа. Местные жители рыбалкой не увлекаются, несмотря на то что плотва здесь практически сама выпрыгивает на берег, финны почему-то ее не используют в пищу. Ловят ее в основном туристы из России. В конце весны на троллинг лучше всего клюет лосось и форель. Круглый год ловится щука. Кроме того, здесь много налима, его часто удят на блесну и баланс. Из-за больших размеров водоема определить, где спряталась рыба, не так-то просто. Однако умелый рыбак всегда вернется с Саймы с хорошим уловом. Природа здесь чиста и нетороплива, способствует умиротворению, располагает к размышлению и созерцанию. Прекрасный отдых будет вам обеспечен!

на т/х «M/S Carelia»

Возможные даты тура:

Программа тура

7:30 посадка на автобус в Санкт-Петербурге (гостиница «Октябрьская», Лиговский пр. д.10). 8:00 переезд в г. Выборг. 10:00 прибытие в г. Выборг, где находится единственный в России средневековый остров-замок постройки XII века. 10:30 поздний завтрак. 11:30 обзорная экскурсия по городу с посещением природно-ландшафтного парка Монрепо и Выборгского замка, где Вы посмотрите игрища викингов, рыцарский турнир и отведаете хмельной грог. 16:00 начало регистрации на теплоход «M/S Carelia» на пристани Выборгского замка. На борту теплохода Вас встретит финский экипаж во главе с капитаном. 17:00 отправление теплохода в Лаппеенранту. Вы совершите увлекательное путешествие по Сайменскому каналу (5 часов), во время которого увидите завораживающие пейзажи карельского перешейка, скальные ландшафты и уникальные шлюзные сооружения. На теплоходе к Вашим услугам: ужин (шведский стол) финских кулинаров, бар, магазин беспошлинной торговли «Duty free» и развлекательная программа. 21:30 ориентировочное прибытие в Лаппеенранту. Размещение в уютных номерах гостиницы 3*. В отеле есть бар, ресторан. Свободное время.

8:00 завтрак в отеле (шведский стол). 10:00 обзорная экскурсия по г.Лаппеенранта с посещением крепости «Лаппеенранта». Свободное время для посещения магазинов и супермаркетов. 13:00 отправление в г.Иматра. 13:30 обзорная по г.Иматра, в ходе которой Вы увидите замок-отель «Иматран Валтионхотелли» и знаменитый коронный парк. 14:30 Посещение аквапарка «Сказочный лес» (за доп. плату). 19:00 Знакомство с известнейшим водопадом на порогах Иматранкоски под волшебную музыку Яна Сибелиуса. Это зрелище, действительно, достойное королей! 19:30 отправление автобуса в Санкт-Петербург. 23:45 ориентировочное прибытие в Санкт-Петербург.

Стоимость тура на человека:

В стоимость тура включено:

  • Экскурсионное обслуживание
  • Завтрак в первый день
  • Ужин на теплоходе
  • Размещение в отелях выбранной категории с завтраком (шведский стол)

Дополнительно оплачивается:

Морское путешествие по Сайменскому каналу с посещением 4-х городов!!!

СПб - Выборг - Лаппеенранта - Иматра - Савонлинна - СПб

Возможные даты тура:

Программа тура:

7:30 посадка на автобус в Санкт-Петербурге (гостиница «Октябрьская», Лиговский пр. д.10). 8:00 переезд в г. Выборг. 10:00 прибытие в г. Выборг, где находится единственный в России средневековый остров-замок постройки XII века. 10:30 поздний завтрак. 11:30 обзорная экскурсия по городу с посещением природно-ландшафтного парка Монрепо и Выборгского замка, где Вы посмотрите игрища викингов, рыцарский турнир и отведаете хмельной грог. 16:00 начало регистрации на теплоход «M/S Carelia» на пристани Выборгского замка. На борту теплохода Вас встретит финский экипаж во главе с капитаном. 17:00 отправление теплохода в Лаппеенранту. Вы совершите увлекательное путешествие по Сайменскому каналу (5 часов), во время которого увидите завораживающие пейзажи карельского перешейка, скальные ландшафты и уникальные шлюзные сооружения. На теплоходе к Вашим услугам: ужин (шведский стол) финских кулинаров, бар, магазин беспошлинной торговли «Duty free» и развлекательная программа. 21:30 ориентировочное прибытие в Лаппеенранту. Переезд в г.Иматра. Размещение в номерах гостиницы 3 *. Свободное время.

8:00 завтрак в отеле (шведский стол). Обзорная экскурсия по г.Лаппеенранта с посещением крепости «Лаппеенранта». Свободное время для посещения магазинов и супермаркетов.Отправление в г.Иматра. Обед за доп.плату.Обзорная по г.Иматра, в ходе которой Вы увидите замок-отель «Иматран Валтионхотелли» и знаменитый коронный парк. Посещение магазинов и супермаркетов. Свободное время. Посещение аквапарка «Сказочный лес» (ориентировочное время пребывания в аквапарке 2,5 часа). 19:00 Знакомство с известнейшим водопадом на порогах Иматранкоски под волшебную музыку Яна Сибелиуса. Это зрелище, действительно, достойное королей! 19:30 Отправление в отель. Свободное время в отеле.

8:00< завтрак в отеле (шведский стол). 9:00 отправление в г.Савонлинна. 11:00 прибытие в г. Савонлинна. Экскурсия по городу Савонлинна - одному из самых популярных туристских мест Финляндии с посещением величественной крепости Олавинлинна. Крепость и два ее музея (музей истории крепости и православный музей) открыты круглый год. Олавинлинна - наиболее хорошо сохранившееся военное укрепление на севере Европы. Свободное время для прогулки по центру города, по всевозможным маленьким магазинам и небольшим бутикам улицы Линнанкату и многочисленным магазинчикам «Кирпутори». В центре города также есть несколько универмагов, где продаются, в частности высококачественные текстильные изделия и керамика. 15:00 отправление в Санкт-Петербург на автобусе. 23:00 - Ориентировочное прибытие в Санкт-Петербург.

Стоимость тура на человека:

Дополнительно оплачивается:

  • Консульский сбор + страховка 43 евро
  • Входной билет в аквапарк
  • Входной билет в крепость Олавинлинна - взрослый - 5евро, дети- 2,5евро

В стоимость тура включено:

  • Автобусное и теплоходное обслуживание
  • Экскурсионное обслуживание
  • Завтрак в первый день
  • Входные билеты в Выборгский замок и парк
  • Ужин на теплоходе
  • Размещение в отеле с завтраками (шведский стол)

Эксклюзивное морское путешествие по Сайменскому каналу

На т/х «M/S Carelia»

по маршруту СПб - Выборг - Лаппеенранта - Иматра - СПб

Обратно домой из Финляндии в Россию по Сайменскому каналу на теплоходе!!!

Возможные даты тура:

Программа тура:

7:30 посадка на автобус в Санкт-Петербурге (гостиница «Октябрьская», Лиговский пр. д.10). 8:00 переезд в г. Выборг. 10:00 прибытие в г.Выборг, небольшая остановка. 10:30 отправление в г. Лаппеенранта. 12:00 ориентировочное прибытие в г. Лаппеенранта. Обзорная экскурсия по г.Лаппеенранта с посещением крепости «Лаппеенранта». Свободное время для посещения магазинов и супермаркетов. Переезд в г.Иматра. Размещение в уютных номерах гостиницы 3* в г. Иматра. Посещение аквапарка «Сказочный лес» (ориентировочное пребывание в аквапарке 3 часа) 19:00 знакомство с известнейшим водопадом на порогах Иматранкоски под волшебную музыку Яна Сибелиуса. Это зрелище, действительно, достойное королей! 20:00 переезд в отель. Свободное время в отеле.

6:00 завтрак в отеле (шведский стол). 6:45 отправление автобуса в морской порт г.Лаппеенранты. 7:30 начало регистрации на теплоход «M/S Carelia». На борту теплохода Вас встретит финский экипаж во главе с капитаном. 08:00 отправление теплохода в Выборг. Вы совершите увлекательное путешествие по Сайменскому каналу (5 часов), во время которого увидите завораживающие пейзажи карельского перешейка, скальные ландшафты и уникальные шлюзные сооружения. На теплоходе к Вашим услугам: обед (шведский стол) финских кулинаров, бар и магазин беспошлинной торговли «Duty free». 14:30 ориентировочное прибытие корабля в порт г.Выборга. Посадка на комфортабельный автобус, отправление в г. Санкт-Петербург. 18:00 ориентировочное прибытие в г.Санкт-Петербург.

Стоимость тура на человека:

В стоимость тура включено:

  • Автобусное и теплоходное обслуживание
  • Размещение в отеле с завтраком (шведский стол)
  • Обед на теплоходе

Дополнительно оплачивается:

  • Консульский сбор + страховка 42 евро
  • Входной билет в аквапарк

Из Питера в Финляндию не ездил только ленивый. Изучена она вдоль и поперек. Народ «откатывает» шенгенские визы, бегает по магазинам или отдыхает на природе. Нам нужно было «откатать» визу. Весь вопрос состоял в том, как добраться. Можно, конечно, на автобусе. Или на своей машине. Трясись 6 часов, жди на границе, пока всех досмотрят и до тебя дойдет очередь. Никакого удовольствия. Поезд Аллегро комфортный, но дорогой. А хотелось, чтобы полезное сочеталось с приятным. И решили мы поплыть по Сайменскому каналу. Если кто не знает, то канал этот соединяет Выборг с Лаппеенрантой (Финский залив с озером Саймаа).

Перепад уровней между озером Сайма и Финским заливом в среднем 75,7 м. Чтобы преодолеть этот перепад высот на канале соорудили шлюзы. На территории России расположены 5 шлюзов: «Брусничное» (перепад уровня 10,0 м), «Искровка» (11,4 м), «Цветочное» (5,5 м), «Илистое» (10,2 м), «Пялли» (11,7 м). На территории Финляндии 3 шлюза:«Соскуа» (8,3 м), «Мустола» (7,3 м), «Мялкия» (12,4 м). Общая протяжённость канала с морским фарватером 57,3 км, из них Финляндии принадлежат 23,3 км, России 34 км (включая 14,4 км фарватера в Выборгском заливе). Финляндия арендует 19,6 км российской части канала и прилегающую территорию.

Эти картинки я снимала на теплоходе Карелия, который и возит народ из Выборга в Лаппеентрату и обратно. Прошу обратить внимание на слово "канава". Это заимствование из русского языка. Канал построили еще в 19 веке, когда Финляндия была частью Российской империи. Потом, конечно, была большая реконструкция (в 60-х годах 20 века).

Путешествие началось а автовокзала в Питере, где нас ждал большой облом. Автобус отменили и пришлось до Выборга добираться на такси. Но это была первая и последняя неприятность. Если не считать, что погода малость подкачала. То и дело накрапывал дождичек.

Итак, Выборг. Красивый, но ужасно запущенный город.

Но есть и остатки прежней роскоши.

Дом построен в начале 20 века. Стиль модерн.

Это здание тоже из тех времен.

Рыночная площадь. Крытый рынок построен тоже в начале 20 века. Работает до сих пор.

Круглая башня. 16 век. Диаметр 21 метр. Толщина стен 4 м. Сейчас внутри ресторан.

Выборгский замок. 13 век. Построили его шведы с подачи Торгильса Кнутссона. Был в те времена такой шведский генерал.

Памятник основателю Выборга Торгильсу Кнутссону на площади Старой Ратуши.

Смотровая башня замка. Народ обозревает окрестности.

Ну вот, бегом по городу до порта. Причем бегали не мы одни. В этот день в Выборге были соревнования по спортивной ходьбе.

Участники соревнований.

Ну вот, погрузились, поплыли. Дождь. Теплоход принадлежит Финляндии. На корме финский флаг.

За кормой Выборг, впереди 57 км и 5 часов пути.

Впереди первый шлюз.

Внутри шлюза. Шлюзовые ворота закрылись. В него набирается вода, теплоход как будто вырастает из-под земли.

Поднялись на 10 метров. Дождь кончился. Жизнь прекрасна!

На открытой палубе прорва народу. Почему-то в этот день на теплоходе была огромная толпа итальянских туристов. Все упакованы в одеяла. А дело-то было 20 июля.

Проходим мимо живописнейших берегов.

Солнышко выглянуло и лес заулыбался.

Еще один шлюз пройден.

А так выглядят стены внутри шлюзов.

К вечеру, когда были уже в Финляндии, погода все-таки исправилась. Не могла не сфоткать эти лодки, вызолоченные солнцем.

В Лаппеенранте нам предстояло переночевать в отеле и провести воскресенье.

Лаппеенранта. Озеро Саймаа. Вид из крепости.

Внутри крепости постройки 18-19 веков. Отдыхают лошади, на которых дефилирует патруль. К сожалению, снять бравых наездников не успела.

Внутри крепости православная церковь Покрова Богородицы. Крепость-то построили русские солдаты еще в 18 веке. Церковь сначала была деревянная, потом ее перестроили. Все содержится в идеальном порядке.

Еще одна старинная постройка внутри крепости. Виден кусочек озера Саймаа.

Вид из крепости. Справа кусочек крепостной стены, вдали современные городские здания.

Озером можно любоваться бесконечно.

А прямо на берегу фестиваль песчаных скульптур. Фантазия авторов создала причудливый мир символов.

Глядя на эти скульптуры, есть о чем подумать. Расшифровать символы...

Воскресный блошиный рынок. Каждый продает какой-нибудь хлам, но иногда попадаются интересные вещицы.

Улицы почти пустынны. Весь народ на набережной, на рынке или в кафе.

Набережная в Лаппеенранте. Справа всякие закусочные. Ели вкуснейший финский суп с черным хлебом. Кстати, на теплоходе кормежка тоже была на пять с плюсом и завтрак в отеле выше всяких похвал. Считаю этот уикэнд удавшимся.

Спасибо за внимание.

Сайменский канал соединяет Финский залив с озером Сайма. Его протяженность 43 км и в нем 8 шлюзов, 3 из которых находятся на территории Финляндии и 5 на территории России. Первый канал был торжественно открыт в 1856-ом году. После реконструкции он был вновь открыт в 1968-ом году. Этому уникальному историческому сооружению 2006-ом году исполнилось 150 лет.

Программа тура:

ВНИМАНИЕ: Время отправления указано ОРИЕНТИРОВОЧНО .

1 день

10.30 - Выезд на автобусе из Санкт-Петербурга, от ст. метро Черная речка.

Переезд в Выборг.
Обзорная экскурсия по Выборгу.

Выборг - маленький уголок средневековой Швеции на севере Ленинградской области. В ходе обзорной экскурсии мы увидим
Часовую башню и руины Кафедрального собора, костел св. Гиацинта и дома зажиточных горожан XIV-XVI вв., Круглую башню на Рыночной площади и, конечно, Выборгский замок с башней св. Олафа. Замок находится на острове в Финском заливе, первые упоминания о нем относятся в XIII веку. Мы пройдем по узким улочкам старого города, полюбуемся площадями и парками Выборга. Желающие смогут подняться на вершину башни св. Олафа, чтобы посмотреть на панораму города сверху.

  • Свободное время.
  • Регистрация на теплоход «M/S Carelia» на пристани Выборгского замка.
  • Отправление в круиз.
    На борту теплохода нас встретит финский экипаж во главе с капитаном. Во время пятичасового круиза мы пройдем по Сайменскому каналу, по всем восьми шлюзам, поднимающим теплоход на высоту 80 метров, увидим уникальные скальные ландшафты. На теплоходе к нашим услугам ресторан, где нас ждет ужин от финских кулинаров ("шведский стол": мясное или рыбное блюдо, 2 вида картофеля и 2 салата), бар и развлекательная программа.
  • Прибытие в Лаппеенранту.
  • Размещение в отеле Sokos Lappee.

2 день

  • Завтрак в отеле.
  • Обзорная экскурсия по городу Лаппеенранта с посещением крепости.
    Этот поселок получил статус города от шведской королевы Кристины в XVII в. Для защиты шведских границ была возведена крепость на мысу, вдававшемся в озеро Сайма. Наспех возведенные валы не смогли защитить город, крепость была захвачена русскими войсками. Уже в конце XVIII века её перестроил граф Суворов. Его работой по праву гордимся не только мы, но и финны, старательно сохраняющие наследие былых времен.
  • Переезд в городок Леми.
    Мы отправимся в Леми, прежде всего, для того, чтобы попробовать сяря - фирменное блюдо здешних земель. Это баранина, тушеная в деревянном корыте, ее готовят по особой технологии не менее 9 часов. Сяря считается неотъемлемой частью финской кухни.
  • Отправление на автобусе в С.-Петербург.
  • Прибытие в С.-Петербург к ст. метро "Черная речка" ориентировочно в 23:00.

Внимание:

Для участия в данном туре необходимо наличие действующей визы и медицинской страховки.

Для участия в турах в Республику Беларусь, Армению, Грузию, Узбекистан и Турцию наличие визы не требуется.

В программу тура не входит посещение аквапарков, торговых комплексов и рыбных магазинов.

Поздней осенью, зимой, ранней весной, из-за короткого светового дня, посещение некоторых заявленных в программе обьектов может происходить в тёмное время суток.

Организатор не несет ответственности за очереди на пограничных пунктах, задержки в пути, связанные с таможенными, пограничными и иными официальными формальностями, погодными условиями, а также с пробками на дорогах.

В случае, если погодные условия на маршруте могут угрожать безопасности туристов (сильные снегопады, низкие/высокие температуры воздуха, сели, ливни, наводнения, лесные пожары, смог и пр.), организатор оставляет за собой право в одностороннем порядке изменять программу тура: заменять одни объекты на другие, а при невозможности замены - исключать объекты из программы.

Места в автобусе распределяются организатором по мере набора группы.

Стоимость тура Сайменский канал с гостиницей на 2018 г.:

08.06, 30.06, 12.07, 28.07, 17.08

Sokos Lappee 4* DBL

179 евро

Sokos Lappee 4* TRPL

179 евро

Sokos Lappee 4* SGL

229 евро

Sokos Lappee 4* DBL

169 евро

Sokos Lappee 4* TRPL

169 евро

Sokos Lappee 4* SGL

219 евро

Sokos Lappee 4* DBL

165 евро

Sokos Lappee 4* TRPL

165 евро

Sokos Lappee 4* SGL

215 евро

Дополнительные услуги *:

1 ужин

24 евро

1 ужин (до 15 лет)

12 евро

доп.ночь в Лаппеенранте (1/2TWIN)

48 евро

портовый сбор (обязателен к оплате!)

10 евро

* По желанию, дополнительно оплачивается в офисе (в рублях по курсу ЦБ+3%)

В стоимость тура входит:

Переезды на комфортабельном автобусе,
- Круиз по Сайменскому каналу на теплоходе "Сarelia",

Топливные сборы,

Размещение в гостинице выбранной категории,

Услуги экскурсовода-сопровождающего.

Дополнительно оплачиваются (цены ориентировочные):

  • ужин на теплоходе ("шведский стол"): 24 евро/взрослый, 10 евро/дети - оплата при покупке тура;
  • портовый сбор (на летний сезон 2018 года) - 10 евро, обязательная оплата при покупке тура в рублях по курсу ЦБ + 3%;
  • обед в ресторане "Сяряпиртти" (блюдо сяря) - 33 евро - взрослые, 16,5 евро - дети (9-12 лет), 12,5 евро - дети (4-8 лет), неограниченное количество подходов. Блюдо сяря включает в себя: сяря, лепёшку «риеска», масло, сладкий суп, воду и квас.