Краткое описание типов вагонов
характеристики | Купейный | Плацкартный | Сидячий | Люкс (СВ) | Мягкий |
купе в вагоне | 9 (16) | 54 места | 40-68 (60-102) мест | 9 (16) | 4-6 |
мест в купе | 4 | − | − | 2 | 2 |
санузел | 2 (3) туалета в вагоне | 2 туалета в вагоне | 2 туалета в вагоне | 2 (3) туалета в вагоне | туалет и душ в купе |
кондиционер | общий | общий | общий | общий | в купе |
Характеристики в скобках относятся к двухэтажным вагонам.
В каких вагонах разрешена перевозка животных?
Перевозка животных в поезде связана с соблюдением множества условий: нужны справки, мелкое животное разрешено перевозить только в клетке, для крупной собаки придется выкупать все купе. Подробнее о перевозке животных:
Купейный вагон
В таком вагоне обычно 32 или 36 мест. В купе нижние места нечетные, а верхние — четные. Купе изолированы друг от друга и закрываются на замок. В купе есть зеркало, столик, вешалки и крючки для одежды, а также лампа-ночник для каждого пассажира. В одноэтажном вагоне на верхней полке в купе можно свободно сидеть, в двухэтажном же неудобно, так как низкий потолок. Для багажа предусмотрена ниша под потолком (есть только в одноэтажном вагоне).
обозначение | комфорт | бесплатные услуги | перевозка животных |
2 Э | кондиционер биотуалет |
питание и напитки постельное белье |
да |
2 Т | кондиционер биотуалет |
питание и напитки пресса (кроме двухэтажных вагонов) постельное белье |
нет |
2 Б | кондиционер может не быть биотуалета |
питание и напитки набор путешественника пресса постельное белье |
да |
2 К | кондиционер биотуалет |
постельное белье | да |
2 У | кондиционер может не быть биотуалета |
постельное белье | да |
2 Ф | кондиционер биотуалет |
набор путешественника (кроме двухэтажных вагонов) пресса (кроме двухэтажных вагонов) постельное белье |
да |
2 Х | кондиционер биотуалет |
набор путешественника (кроме двухэтажных вагонов) пресса (кроме двухэтажных вагонов) постельное белье |
нет |
2 Ц | кондиционер биотуалет |
набор путешественника (кроме двухэтажных вагонов) пресса (кроме двухэтажных вагонов) постельное белье |
да |
2 Н | может не быть кондиционера биотуалет |
постельное белье |
да |
2 Л | постельное белье | да | |
2 Д (турист)
— вагон идет за рубеж |
может не быть кондиционера и биотуалета | постельное белье | нет |
Плацкартный вагон
В вагоне 9 купе по 6 спальных мест: два верхних, два нижних и два боковых. Между купе нет дверей, все они соединены общим коридором. Все нижние места с нечетными номерами, а верхние — с четными. Места с 37 по 54 — это «боковушки», они короче мест в блоке по четыре. Места с 33 по 38 находятся около туалета, на них может быть некомфортно. В плацкарте много места для багажа — это отсеки под нижними сиденьями и третьи полки. Из-за наличия третьей полки на верхнем месте в плацкарте сидеть неудобно.
обозначение | комфорт | бесплатные услуги | перевозка животных |
3 Э | кондиционер биотуалет |
− | нет |
3 Б | кондиционер биотуалет |
− | да |
3 Т | кондиционер может не быть биотуалета |
− | нет |
3 Д | кондиционер может не быть биотуалета |
− | да |
3 У | может не быть кондиционера и биотуалета | − | да |
3 Л | может не быть кондиционера и биотуалета | − | нет |
3 П (для перевозки организованных групп детей на базе купейного вагона) | кондиционер биотуалет |
− | нет |
Вагон с сидячими местами
Первый класс. Здесь довольно просторно — обычно стоят три ряда сидений. Всего в таком вагоне до 48 мест. Каждое кресло раскладывается в положение «полулежа». Под потолком в проходе часто установлен жк-телевизор. В вагоне есть кондиционер.
обозначение | комфорт | бесплатные услуги | перевозка животных |
1 Р | кондиционер биотуалет |
холодные закуски и напитки набор путешественника плед |
нет |
1 Р (двухэтажные поезда) | кондиционер биотуалет |
холодные закуски и напитки набор путешественника пресса плед |
нет |
1 Ж | кондиционер биотуалет |
холодные закуски и напитки набор путешественника пресса плед |
да |
Второй и третий класс. До 68 мест в вагоне — до четырех рядов кресел, меньше места для ног. Может быть небольшой откидной столик на спинке переднего сиденья. Кондиционер не гарантируется.
обозначение | комфорт | бесплатные услуги | перевозка животных |
2 Р | кондиционер биотуалет |
набор путешественника | нет |
2 С | кондиционер биотуалет |
− | нет |
2 Ж | кондиционер биотуалет |
− | да |
2 В | кондиционер может не быть биотуалета |
− | да |
2 Е | кондиционер может не быть биотуалета |
− | нет |
3 Ж | может не быть кондиционера и биотуалета | − | да |
3 С | может не быть кондиционера и биотуалета | − | нет |
Вагон с сидячими местами (электропоезда)
К таким поездам относятся «Ласточки» и некоторые экспресс-электрички. Первый класс комфортнее остальных — меньше мест в вагоне, больше расстояние между рядами.
обозначение | комфорт | бесплатные услуги | перевозка животных |
1 С | кондиционер биотуалет |
− | нет |
2 С | кондиционер биотуалет |
− | нет |
2 Ж | кондиционер биотуалет |
− | да |
2 В | кондиционер может не быть биотуалета |
− | да |
2 М | может не быть кондиционера и биотуалета | − | нет |
3 Ж | может не быть кондиционера и биотуалета | − | да |
3 С | может не быть кондиционера и биотуалета | − | нет |
Вагон люкс (СВ) и РИЦ (2-местные купе)
Старое обозначение вагона люкс — СВ, что значит «спальный вагон». В нем 8-10 купе по 2 спальных места, оба расположены снизу. Иногда бывают люксы с вертикальным расположением мест. Каждая полка напоминает мягкий диван — есть удобная спинка для сидения. По уровню обслуживания люкс лучше купейного вагона — в люксе обычно есть кнопка вызова проводника, кондиционер, в некоторых поездах есть и телевизор.
РИЦ — вагоны международного сообщения. Обычно они немного лучше, чем курсирующие по стране, так как за рубеж ходят новые вагоны.
обозначение | пояснение | комфорт | бесплатные услуги | перевозка животных |
1 Б | когда 2 места выкуплены одним пассажиром |
кондиционер биотуалет |
питание и напитки набор путешественника пресса улучшенное постельное белье |
да |
1 Э | − | |||
1 У | − | кондиционер биотуалет |
постельное белье | да |
1 Т | − | кондиционер биотуалет |
питание и напитки набор путешественника пресса постельное белье |
нет |
1 Л | − | кондиционер может не быть биотуалета |
постельное белье | да |
1 Д (турист) | вагон идет за рубеж | кондиционер может не быть биотуалета |
постельное белье | нет |
1 Х | − | кондиционер биотуалет |
постельное белье | нет |
1 Ф | − | кондиционер биотуалет |
постельное белье | да |
Мягкий
Мягкий вагон напоминает номер в отеле. В каждом купе 1 или 2 спальных места. Если мест два, то нижнее — это мягкий диван, раскладывающийся в кровать шириной 120 см. Верхнее место шириной 90 см. В купе также есть столик и кресло, могут быть телевизор и мини-бар. Тут обязательно кормят горячим завтраком, выдают набор для душа, халат и махровое полотенце.
Общий вагон
Обычно это плацкартный вагон с тремя сидячими местами на каждой нижней полке. Боковые полки также используются как сидячие места.
«Сапсан»
Этот популярный высокоскоростной поезд курсирует между Москвой и Санкт-Петербургом. На отдельных участках он разгоняется до 250 км/ч и проходит свой маршрут за 4 часа, на что обычному поезду нужно около 8 часов. Сапсан также отличается повышенным уровнем комфорта. Во всех вагонах «Сапсана» есть кондиционер и биотуалеты.
обозначение | пояснение | комфорт | бесплатные услуги | перевозка животных |
1 Р | купе-переговорная | купе на 4 сидячих места есть стол два телевизора мини-бар |
горячее питание и напитки набор путешественника пресса Wi-Fi |
да |
1 В | первый класс | кожаные кресла с пультом регулировки положения спинки розетка и лампа для чтения у каждого кресла индивидуальная система развлечений |
||
1 С | бизнес-класс | кожаные кресла розетки между креслами видеотрансляция для всех пассажиров |
||
2 В | эконом-плюс | кресла с регулируемой спинкой и увеличенным пространством для ног розетки между креслами |
набор питания | нет |
2 С | эконом-класс | кресла с регулируемой спинкой и подставкой для ног | − | да (только вагон № 3 и № 13) |
2 Е | вагон-бистро | 10 приоконных столов на 4 места каждый бар |
напитки и питание из меню на 2000 рублей | нет |
«Стриж»
Это высокоскоростной поезд, адаптированная для России версия испанского Talgo 250. Курсирует между Москвой и Нижним Новгородом. Вагоны отличаются повышенным уровнем комфорта.
17 декабря 2016 года в первый рейс отправился «Стриж» Москва — Берлин. В нем, кроме сидячих вагонов 1-го класса и мягких, есть купейные вагоны.
обозначение | пояснение | комфорт | бесплатные услуги | перевозка животных |
1 Р | сидячий, 1 класс, 20 мест | кондиционер биотуалет |
холодные закуски и напитки набор путешественника |
нет |
2 С | сидячий, 2 класс, 36 мест | кондиционер биотуалет |
− | нет |
1 Э | мягкий — 2 спальных места одно над другим | кондиционер в вагоне биотуалет, душ и умывальник в купе сейф, розетки в купе |
горячее питание и напитки 2 набора путешественника пресса улучшенное постельное белье |
да |
1 Е | мягкий — 2 спальных места одно над другим (с обязательным выкупом всех мест в купе 1 или 2 пассажирами) |
Вагоны перевозчика «ТКС»
«ТКС» (АО «ТрансКлассСервис») — самый крупный частный перевозчик. У него нет собственных составов, по договору с ОАО «РЖД» он добавляет вагоны к фирменным поездам АО «ФПК». Сегодня более ста сорока вагонов компании курсируют из Москвы по шестнадцати направлениям. Это купейные вагоны, люкс (СВ) и несколько плацкартных. У АО «ТКС» только новые вагоны, и он предлагает много приятных мелочей, которые отсутствуют у государственного перевозчика.
Обозначение | Пояснение | Комфорт | Бесплатные услуги | Перевозка животных |
СВ+
(поезда 001 Волгоград-Москва-Волгоград; 009 Саратов-Москва-Саратов) |
Вагон люкс с 2-местными купе. В поезде есть комната матери и ребенка. |
душевое купе, бесплатный Wi-Fi, в купе: персональный сейф, телевизор,розетки 220 В. |
Да | |
CB | Вагон люкс с 2-местными купе. | В вагоне: кондиционер, биотуалет,
гигиенический душ, бесплатный Wi-Fi, в купе: персональный сейф, телевизор, розетки 220 В. |
Питание (ужин и завтрак), напитки, постельные принадлежности, ежедневная уборка купе и застил белья, дорожный набор, пресса. | Да |
2У | Купейный вагон, 4-местные купе |
В вагоне: кондиционер, биотуалет,
гигиенический душ, в купе: персональный сейф, телевизор, розетки 220 В. |
Питание (ужин или завтрак), постельные принадлежности, ежедневная уборка купе и застил белья, дорожный набор, пресса. | Да |
2T | Купейный вагон, 4-местные купе |
В вагоне: кондиционер, биотуалет,
гигиенический душ, |
Питание (ужин или завтрак), постельные принадлежности, ежедневная уборка купе и застил белья, дорожный набор, пресса. | Нет |
2Л | Купейный вагон, 4-местные купе |
В вагоне: кондиционер, биотуалет,
гигиенический душ, в купе: персональный сейф, телевизор, розетки 220 В |
Постельные принадлежности, ежедневная уборка купе и застил белья, дорожный набор, пресса. | Да |
3У | Плацкартный вагон, 6-местные купе |
В вагоне: кондиционер, биотуалет,
гигиенический душ, в купе: розетки 220 В |
Постельные принадлежности, дорожный набор. | Нет |
Вагоны перевозчика «Гранд Сервис Экспресс»
обозначение | пояснение | комфорт | бесплатные услуги | перевозка животных |
3Э
«Плацкарт» |
плацкартный вагон, 4-местные купе |
кондиционер, биотуалет |
— |
нет |
2Л
«Купейный дополнительный» |
купейный вагон, 4-местные купе |
кондиционер, биотуалет |
постельное белье и полотенце | да |
2Э
«Эконом» |
купейный вагон, 4-местные купе |
кондиционер, биотуалет, в купе телевизор, розетки 220В для каждого пассажира, кнопка вызова проводника | горячий завтрак, десерт, минеральная вода, чай и кофе, дорожный набор и тапочки, постельное белье и полотенце, пресса, Wi-Fi |
да |
2К
«Купе» |
купейный вагон, 4-местные купе |
кондиционер, биотуалет, в купе розетки 220В для каждого пассажира, индивидуальное освещение | постельное белье |
да |
2К
«Купе для маломобильных пассажиров» |
купейный вагон, 2-местные купе |
кондиционер, в купе розетки 220В для каждого пассажира, индивидуальное освещение | постельное белье |
да, можно бесплатно провезти собаку-проводника |
1Э
«СВ» |
вагон СВ, 2-местные купе | биотуалет, в купе розетки 220В для каждого пассажира, индивидуальное освещение |
завтрак и/или ужин, постельное белье, санитарно-гигиенический набор |
да |
1У
«1 класс Стандарт» |
вагон СВ, 2-местные купе | кондиционер, биотуалет, в купе телевизор, шкаф для одежды, розетки 220В для каждого пассажира, кнопка вызова проводника, электронный замок |
горячий завтрак, десерт, минеральная вода, чай и кофе, дорожный набор и тапочки, постельное белье и комплект полотенец, пресса, Wi-Fi |
да |
1Б
«1 класс Бизнес» |
вагон СВ, 2-местные купе |
кондиционер, биотуалет, в купе телевизор, сейф, шкаф для одежды, розетки 220В для каждого пассажира, кнопка вызова проводника, электронный замок |
да | |
1Л
«Премиум Сингл» |
вагон СВ, одноместное размещение | горячий завтрак, десерт, минеральная вода, чай и кофе, дорожный набор и тапочки, постельное белье и комплект полотенец, пресса, Wi-Fi, трансфер в пункте прибытия |
да | |
1Е
«Премиум» |
вагон СВ, 2-местные купе (купе покупается целиком) | кондиционер, биотуалет, в купе раковина, телевизор, сейф, шкаф для одежды, розетки 220В, кнопка вызова проводника, электронный замок, трансформируемый диван (шириной 100 см в разобранном состоянии), верхняя полка шириной 80 см (складывается) |
горячий завтрак, десерт, минеральная вода, чай и кофе, дорожный набор и тапочки, постельное белье и комплект полотенец, пресса, Wi-Fi, трансфер в пункте прибытия |
да |
1Г
«Гранд Сингл» |
вагон Люкс, одноместное размещение, купе занимает площадь 1,5 обычных | да | ||
1М
«Гранд» |
вагон Люкс, 2-местные купе (купе покупается целиком), купе занимает площадь 1,5 обычных |
в купе: TV, DVD, ванная комната (душ, раковина, туалет), индивидуальный кондиционер, сейф, фен, розетка 220В, кнопка вызова проводника, электронный замок, трансформируемый диван (шириной 110 см в разложенном состоянии), верхняя полка шириной 80 см (складывается) |
горячий завтрак, фруктовая тарелка, шоколад, минеральная вода, свежевыжатый сок, чай и кофе, дорожный набор и тапочки, постельное белье, комплект полотенец и махровый халат, пресса, Wi-Fi, трансфер в пункте прибытия а/м бизнес-класса |
да |
1А
«Гранд де Люкс» |
в купе: TV, DVD, ванная комната (душевая кабина, раковина, туалет), индивидуальный кондиционер, сейф, фен, розетка 220В, кнопка вызова проводника, электронный замок, трансформируемый диван (шириной 110 см в разложенном состоянии), верхняя полка шириной 80 см (складывается) |
горячий завтрак, фруктовая тарелка, шоколад, минеральная вода, свежевыжатый сок, чай и кофе, дорожный набор и тапочки, постельное белье, комплект полотенец и махровый халат, пресса, Wi-Fi, трансфер в пункте прибытия а/м бизнес-класса |
да | |
1И
«Гранд Империал» |
вагон Люкс, 2-местные купе (купе покупается целиком), купе занимает площадь 2-х обычных |
в купе: 2 TV, беспроводные наушники, DVD, ванная комната (душевая кабина, раковина, туалет), индивидуальный кондиционер, сейф, фен, розетка 220В, кнопка вызова проводника, электронный замок, трансформируемый диван (шириной 110 см в разложенном состоянии), верхняя полка шириной 80 см (складывается), VIP-бар в вагоне |
ужин, горячий завтрак, фруктовая тарелка "Гранд Империал", шоколад, минеральная вода, свежевыжатый сок, чай и кофе, дорожный набор и тапочки, постельное белье, комплект полотенец и махровый халат, пресса, Wi-Fi, трансфер в пункте прибытия а/м бизнес-класса |
да |
Вагоны перевозчика «Тверской экспресс»
ООО «Тверской экспресс» — частная пассажирская компания, основанная в 2003 году. Ей принадлежит поезд «Мегаполис» — он следует между Санкт-Петербургом и Москвой и по пути делает остановку в Твери. По уровню комфорта «Мегаполис» сравним с фирменными поездами «ФПК». Все вагоны поезда новые, а интерьеры оформлены в оранжевых и синих цветах.
обозначение | пояснение | комфорт | бесплатные услуги | перевозка животных |
1 Г | СВ с услугами премиум-класса, вагон включает салон-гостиную, кухню и три 1-местных купе |
в купе: большая кровать, спутниковое ТВ и DVD, индивидуальный климат-контроль, свой санузел с подогревом пола, душевой кабиной и раковиной. В салоне-гостиной: итальянская мебель, домашний кинотеатр,спутниковое ТВ, климат-контроль, караоке (при выкупе всех мест в вагоне) |
приветственный стол (фруктовая и сырная тарелки, шампанское), вода, чай, кофе без ограничений, дорожный набор, пресса, питание из меню вагона-ресторана на сумму 1500 руб., постельное белье премиум-класса, тапочки халат, банные принадлежности, косметические средства премиум-класса, Wi-Fi |
нет |
1 Б | СВ с услугами бизнес-класса, 2-местные купе |
биотуалет | набор питания, горячий завтрак, чай-кофе, санитарно-гигиенический набор путешественника, тапочки, пресса, постельное белье, Wi-Fi,обслуживание в зале ожидания повышенной комфортности на Ленинградском и Московском вокзалах | нет |
1 Л | СВ с услугами питания, 2-местные купе |
биотуалет | горячий завтрак, постельное белье, Wi-Fi | нет |
1 У | СВ без услуг, 2-местные купе |
биотуалет | постельное белье, Wi-Fi | нет |
2 Э | Купейный с услугами экономического класса, 4-местные купе |
биотуалет | набор питания, столовый набор, санитарно-гигиенический набор путешественника, постельное белье, Wi-Fi | нет |
2 Т | Купейный с услугами питания, 4-местные купе |
биотуалет | горячее питание, холодные закуски и напитки на выбор по меню вагона-ресторана на общую сумму 1000 руб., постельное белье, Wi-Fi, обслуживание в зале ожидания повышенной комфортности на Ленинградском и Московском вокзалах | нет |
2 Л | Купейный без услуг, 4-местные купе |
биотуалет, кондиционер |
постельное белье, Wi-Fi | нет |
2 К | Купейный-Стандарт, 4-местные купе |
биотуалет | постельное белье, Wi-Fi | нет |
2 У | Купейный-Универсал, 4-местные купе |
биотуалет | постельное белье, Wi-Fi | нет |
Железнодорожный транспорт Беларуси во многом остается таким, каким он был во времена СССР. Медленно обновляется подвижной состав, практически не увеличиваются скорости, а качество услуг – из той же эпохи. При этом сохраняются низкие цены, государство в какой-то мере оказывает поддержку железной дороге, линии не закрываются. Я решил лично оценить, какой сервис предоставляет Белорусская железная дорога в вагонах СВ, курсирующих внутри страны.
На самом деле это не такая уж тривиальная задача найти вариант с СВ, который не выезжает за пределы Беларуси. Вполне разумно, что дорога понемногу переводит межобластные перевозки на сидячие вагоны – расстояния-то совсем небольшие. И СВ в таком случае оправдан лишь как возможность уединиться ото всех и спокойно доехать до точки назначения. Из Минска до Витебска, Бреста и Гродно можно приехать по самому дорогому билету на проходящих поездах (в западные областные центры – составами из Москвы, в культурную столицу – “Звяздой”, что идет на Питер). В Могилев добраться СВ-вагонами невозможно вообще. В Гомель – аж два варианта! Во-первых, проходящий Минск-Симферополь (но только летом), во-вторых в составе обычного пассажирского поезда №708 тоже есть СВ. Этим вариантом я и воспользовался.
Билеты я давно покупаю через официальный сайт БЖД. Там же прохожу электронную регистрацию и с бумажными талонами не сталкиваюсь вообще. Очень удобно! Всячески рекомендую! Цена проезда в СВ до Гомеля составляет 194 900 рублей, плюс взимается небольшая комиссия за оформление через Сеть. Все равно стоимость копеечная как по мне. Цены на транспорт в Беларуси еще из той эпохи коммунизма. Для сравнения сидячка в 708-м обойдется вам в 45 тысяч, а купе в 96. Но есть варианты и дешевле, этот поезд, что называется, флагманский.
Вечером добираюсь до вокзала на такси. Мой состав стоит на третьем пути у второй платформы. Вагон СВ 7-й от хвоста (поезд гомельского формирования, поэтому в “правильном” направлении он едет из Гомеля), а пока я до него иду, обращаю внимание, что некоторые вагоны еще с надписями фирменного поезда “Сож”, который ходил по этой нитке (?). Теперь от понятия “фирменный” в БЖД отказываются, хотя по стоимости составы все же отличаются. К слову, “фирма” внутри страны ходила еще до Полоцка и, вроде бы, все.
В общем, предъявляю паспорт и сажусь в вагон. СВ, конечно, не новый, а откапиталенный на Гомельском вагоноремонтном заводе. Судя по интерьерам – давно, еще с теми представлениями и красоте и достатке.
При покупке билета я всегда беру 33-е место в купе или 15-е в СВ. Это маленький лайфхак позволяет в ненагруженные дни с большой долей вероятности остаться без попутчиков, потому что в народе все еще крепка мысль, будто ехать “у туалета” менее комфортно. Согласен, если ты в плацкарте, а тем более на боковом месте, то так и есть. Но в купе или СВ? Не вижу никакой разницы. 33-е место – это предпоследнее нижнее в самом дальнем купе – благодаря его покупке у людей остается вариант “два верхних около туалета” или одно нижнее. Согласитесь, интерес к таким местам понижен.
В купе темно, пока состав стоит на станции. К сожалению, никакого света включить нельзя вообще, пользуюсь только тем, что достается мне из коридора. Весьма странно.
Кровати по-люксовому широкие, с мягкой обивкой. На такой будет удобно спать даже такому громиле как я.
Правда, ехать всего 4 часа – вопрос сна не актуален.
Немедленно решаю сделать look в зеркале, что висит с обратной стороны двери.
Поезд трогается, дают свет. Освещение тут в двух вариантах – у изголовья как обычно, и люминесцентный свет с потолка. Ночник светит куда приятнее, поэтому оставляю его.
Исследую возможности вагона. На потолке висит внешний блок кондиционера – летом ехать не должно быть жарко. Но открывается и окно, к сожалению, по новейшей белорусской моде – откидное, с небольшим зазором. Практика показывает, что в жаркие дни притока воздуха хватать не будет.
Блок управления малюсенький. Свет с потолка, вызов проводника, регулятор громкости радио. Радио включить не удалось, поэтому весь путь до Гомеля я проделал в тишине без завываний Аллегровой и Газманова. Думаю, это и хорошо.
На столе меню со стандартным набором чай-кофе-лапша быстрого приготовления. Комплект белья в стоимость билета не входит и стоит 18 тысяч. В поездах “попроще” комплект дешевле на пару тысяч.
Шок, но правда: туалет в поезде не закрытого цикла (био), а обычная дырка в нужнике. Соответственно на остановках должен закрываться. На стене купе прикреплен небольшой LCD-телевизор, который, увы, ничего не транслировал. По всем трем каналам передавали умиротворяющий синий цвет.
708-й идет до Гомеля без единой остановки за 4 часа с хвостиком. Есть варианты и побыстрее (в частности, я езжу дневным из Гомеля в Минск за 3,5 часа), поэтому приезжаю я аж в 22:17.
Попутчик мне не попался, в вагоне вообще было пассажиров 6-7 включая меня. За одиночество я готов переплачивать, но, положа руку на сердце, статус вагона оказываемым услугам никак не соответствует. Просто купейник, но без верхних полок.
Очень удобным, но не совсем быстрым транспортом для переезда с одного города в другой, является поезд. С одной стороны, как правило, железнодорожный вокзал находится в пределах города, к нему легко доехать любым транспортом, и стоимость билетов намного дешевле, чем на самолёт или автобус.
Но путешествовать на поезде придётся намного дольше, чем на авиатранспорте. И если у вас предстоит длительный путь, больше 12 часов, а порой 2-3 суток, обязательно стоит позаботиться о своём комфорте: так время будет быстрее пролетать, и поездка не будет казаться чересчур изнурительной.
Типы вагонов
На сегодняшний день наши железные дороги, в обзоре не берутся к вниманию поезда других стран, предоставляют несколько видов вагонов. Укажем их по возрастанию комфортабельности:
- сидячий вагон;
- плацкартный;
- купе;
- СВ-вагон;
- люкс-вагон.
Однако, больше всего спросом на OnlineTickets пользуются билеты на вагоны: плацкарт, в силу своей дешевизны, купе и СВ, за счёт повышенного комфорта.
Что такое вагон купе
Купе вагон – это вагон второго класса, в котором 9 или 10 отдельных купе. Каждое купе изолированное раздвижной дверью. Внутри его находится: 4 спальных места, столик, две багажные полки, в новых поездах – кондиционер и радио.
СВ-вагон
Согласно расшифровки, СВ-вагон – это спальный вагон повышенной комфортности, в котором находится 9 двухместных купе. Купе, как правило, с 1 или 3 спальными местами. В отличие от купе-вагона, здесь мягкие, более комфортные спальные полки, стол-трансформер, кресло, встроенный шкаф для одежды, кроме основных плафонов на потолке, также имеются ещё небольшие светильники для чтения.
В фирменных поездах также предусмотрено наличие телевизора и аксессуаров для умывания. В СВ вагоне обязательно есть кнопка вызова проводника. Внутренняя обстановка СВ-вагона более дорогая, и немного напоминает домашнюю обстановку.
Кстати, изобретателем СВ-вагона является американский инженер Джордж Пульман, который в 1867 году впервые представил сиденья для пассажиров с возможностью трансформации в лежачие места. До этого пассажиры в вагонах сидели на жёстки сиденьях, что было очень неудобно.
Вагон люкс
Не стоит также путать вагон-люкс с вагоном-купе или СВ. Вагон люкс – это абсолютно отдельный вагон, который арендуется для перевозки определённой группы пассажиров с повышенными условиями комфорта.
Вход в этой вагон для посторонних зарыт. Вагон-люкс оснащается душевой кабиной, хорошим туалетом, мини-баром, спальней и другими элементами роскоши. Это вагон можно назвать, как вагон для VIP-персон: звёзд, политиков.
Отдельным вагоном является вагон-ресторан, в котором можно вкусно покушать, попить кофе, чай, провести деловые переговоры, если поездка проходит вместе с партнером, или пригласить спутницу по купе на бокал вина.
СВ-класс вагона – это премиум-предложение (аббревиатура расшифровывается как «Спальный Вагон»). От плацкартных и купейных он отличается тем, что одно изолированное дверьми отделение делят между собой только два человека. Также, говоря о СВ-билетах на поезд, что это такое, нельзя не упомянуть дополнительные услуги.
На некоторых маршрутах также предлагается питание, халат и тапочки, чтобы вы почувствовали себя практически как дома. На части фирменных поездов пассажиру доступна свежая пресса, предоставляется бесплатный доступ к сети wi-fi, что можно назвать просто неоценимым «плюсом» - связь в пути, как известно постоянно пропадает, а наличие доступа в интернет дает возможность работать, решать бизнес-задачи, смотреть кино и читать в поездке и, конечно, общаться привычными способами.
Сколько стоит билет на поезд СВ?
Как следует из того, о чем мы говорили выше, цена поездки будет существенно отличаться от прочих. Стоимость св билетов на поезд значительно выше, чем в плацкартных и купейных вагонах. В ряде случаев она разнится на 20%. Также цена проезда, естественно, варьируется в зависимости от расстояния. Например, билеты на поезд Москва-Владивосток в СВ обойдутся в сумму около 27000 рублей.
Но особой разновидностью СВ-билетов является класс «люкс». Обслуживание здесь ещё более эксклюзивное: некоторые вагоны (в зависимости от даты сборки) оборудованы душевой, в стоимость входят напитки, в т.ч. и алкогольные, которые могут быть доставлены из вагона-ресторана в течение всего пути следования. Не каждый рядовой турист может позволить себе приобрести «люкс»: такое путешествие может обойтись дороже полета на самолёте. Поэтому самым актуальный вопрос перед приобретением вагона в СВ или люкс: стоимость билета оправдывает себя или лучше полететь?
Как можно приобрести билеты на поезд в СВ-вагон?
Существует два варианта: можно отправиться на вокзал и приобрести бумажный посадочный талон там или забронировать поездку онлайн. Купить билеты на поезд в СВ-вагон можно на сайте . Благодаря удобному интерфейсу, сделать это просто буквально в несколько кликов. При этом в стоимость билета на поезд в СВ-вагон входить небольшая комиссия сайта за обслуживание.
Для завершения процесса не потребуется ничего, кроме паспортных данных. При этом, после того, как билет забронирован, некоторое время есть возможность его не оплачивать: клиенту предоставляется время на размышление. Также сервис даёт возможность вернуть деньги, если ваши планы изменятся.
В конце года, расскажу о своем опыте путешествий в люкс-вагонах российских железных дорог.
Итак, этим летом у меня возникла необходимость срочной поездки всей семьей (я, муж и ребенок-младенец) из Сочи в центральную Россию. И в силу специфики направления, ехать предстояло либо железной дорогой, либо на автомобиле. Всзвесив все "за" и "против", пришли к выводу, что вариант у нас остается один - поезд.
До начала поездки оставалась примерно неделя. И нужно было решить, как же наиболее оптимально (комфортно и недорого) организовать поездку? Согласитесь, не каждый здравомыслящий родитель согласиться сыграть в рулетку и поехать в знакомом всем купе со всеми его рисками, и уж тем более в плацкарте. Летом на поездах сочинского направления всегда битком, и поэтому шансы схватить что-то из набора "храп-носки-перегар-доширак-бредни-я йца-и.т.п." очень велики.
Именно поэтому решение своего уравнения я стала искать на сайте РЖД, и уже через 5 минут, хлопая в ладоши от радости, убеждала мужа в необходимости закрыть глаза на цену ради предлагаемого комфорта. А нашла я "Вагон класса Люкс": http://pass.rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ID=5217
Тут вам и никаких соседей, и большая кровать (столь удобная для сна с малышом), и собственный туалет с душем, и климат-контроль, и много-много всего. Так много, что хотелось закрыть глаза на стоимость билета - 13.600 рублей с человека в один конец! Хорошо, что взяли в один конец…
Внутри долбило какое-то сомнение, что в аббревиатуре РЖД Р - это российские, а значит не может быть все так сладко. Ну да ладно, посмотрим…
Но в вагоне первое, что бросилось в глаза, так это то, что он вполне обычный, и вместо максимум 5 обещанных купе на один вагон, их внутри было как в обычном купейном. Сразу подумалось - куда же они тогда туалеты спрятали? Зайдя в свое купе, и поставив вещи, я поняла, что никто тут ничего не прятал - мы в ОБЫЧНОМ купейном вагоне, разве что без верхних полок. Но даже лестница на верхнюю полку тут была! Куда по ней забираться?!
Пребывая в немного шоковом состоянии, я проверила билет, и там черным по белому указано, что наш вагон - ЛЮКС. Оставалось узнать правду у милого проводника. И тут оказалось, что это у нас …СВ! Если кто путешествовали вагонами СВ, тот знает в чем его отличие от купе - не только в отсутствии верхней полки. Я открыла сайт РЖД на планшете, чтобы убедиться, что я еще не совсем сошла с ума. И тут проводник (видимо, этот случай у него уже далеко не первый) говорит: "Ну вот посмотрите тут внизу страницы указано, что купе класса Люкс, обозначаются (внимание!!!) буквой М - мягкий. А это у вас Люкс - то есть обычный СВ". На мое шокированное "Но ведь и этот вагон не СВ, а обычное купе без верхних полок" проводник лишь умело развел руками и сказал: "Ну какой есть". В эту минуту весь существующий во мне гнев хотел выплеснуться на этого милого человека. Но ведь он тут не при чем. Следы искать стоит в менеджменте этого красно-белого криворукого монополиста. Спасибо проводнику и за рассказ о том, как и где стоит правильно бронировать МЯГКИЙ вагон!
По итогу этой поездки нам пришлось несколько раз заклеивать кондиционер мусорным пакетом, дабы ребенок не обледенел (в чудо-вагоне кондиционер не уменьшается и не отключается при температуре снаружи выше 25), не спать всю ночь и следить за сном малыша (поместиться с ним на узкой койке невозможно, и без присмотра оставить тоже - никаких поручней нет). Добил нас шеф-повар своими изысками студенческой кухни за пару тысяч на двоих.
Итог поездки - уничтоженная нервная система и безумная ночь за (всего-то) без малого тысячу американских долларов!
Мысли об обратном пути целых 2 недели не давали спокойно спать - пережить подобный стресс повторно будет почти нереально даже закаленным родителям.
Поэтому, воспользовавшись советами проводника, мы нашли-таки другой поезд с мягкими местами. Стоимость там была уже целиком за все купе - чуть меньше 26.000. И до самой поездки смущало то, что она ниже, чем первые билеты в чудо-СВ.
Но, зайдя в вагон, мы смогли спокойно выдохнуть - это был тот самый ЛЮКС! С большой кроватью (на поверку оказалась еще и вторая почти такая же) с отличными матрасами и бельем, креслицем, туалетом с душем, с климат-контролем и отоплением (в те дни резко похолодало). И пусть вагон все же напоминал микс из двух вот таких Мягких купе и остальных "типа" СВ, мы ехали спокойно и с удовольствием.
Позабавили 2 момента: первый - это слова начальника этой железной дороги, что мы сейчас в передвижном 5-звездном отеле (то ли он в таких не бывал, то ли с коньяком перепутал); и второй - то, что в конце путешествия по цепочке не работал кондиционер, потом бойлер или слив в унитазах (как только чинили что-то одно, сразу вырубалось второе - и так по кругу).
Так что мой совет, друзья - путешествуя железной дорогой, будьте начеку и не попадитесь на тупые удочки этих монополистов-аферистов. И приятной всем дороги!