Заграничные паспорта и документы

Усадьба "Райки": фото, история, как добраться, лучшие советы перед посещением и отзывы. Знаменское-Раек, усадьба в Тверской области: описание, история, как доехать

В 18 столетии в России было построено много роскошных усадеб, но сохранилась лишь их малая часть. Одна из них — Знаменское-Раек. Усадьба расположена в Тверской области, вблизи города Торжка.

Это произведение архитектора Николая Львова, автора проектов, по которым были построены Невские ворота и Свято-Троицкая церковь в Санкт-Петербурге. Описание поместья Знаменское-Раек, история усадьбы, современное состояние, как добраться до памятника архитектуры 18 века — все это представлено в статье.

Расположение

Находится в 40 км от Твери и в 15 от Торжка. Добраться от Москвы можно по трассе М10. Нужно проехать Клин и, не доезжая 20 км до Торжка, повернуть налево у населенного пункта Медное. В сторону усадьбы Знаменское-Раек есть указатели. Добраться можно и на общественном транспорте.

Из Москвы в Тверь электрички отправляются каждый день с Ленинградского вокзала. Можно доехать до конечной, а оттуда заказать такси. Электричка из Москвы в Тверь идет 1 час 40 минут.

Путешествие по железной дороге — это, конечно же, не единственный способ попасть в усадьбу. Между Москвой и Тверью транспортное сообщение налажено превосходно. Добраться можно и на автобусе до Знаменское-Раек.

Как доехать до усадьбы? Вариантов много. Автобусы ходят от Павелецкого "Новоясеневская", "ВДНХ", "Красногвардейская", "Тушинская", от метро "Речной вокзал". До конечной не нужно доезжать — выйти на остановке "Деревня Марьино". До усадьбы Знаменское-Раек придется пройти еще километра три пешком.

Достопримечательность находится чуть в стороне от Ленинградского шоссе. Это одно из самых прекрасных поместий в стране. Уже много лет ведутся восстановительные работы на территории усадьбы Знаменское-Раек. Текущее состояние этого памятника архитектуры чуть выше среднего. Хотя здесь бывает много посетителей, особенно летом. Регулярно проводятся экскурсии.

Название

"Знаменское-Раек" — слово, которое таит в себе немало загадок. О его происхождении исследователи спорят по сей день. Есть версия, что название усадьбы Знаменское-Раек в Тверской области произошло от слова "рай". Уж больно живописны места, где находится этот архитектурный комплекс. Есть легенда, что Екатерина II, побывав здесь, восторженно воскликнула: "Вот это раек!"

Что еще может означать название усадьбы? "Раек" — это архаизм. В словаре Даля дается такое толкование: "ящик с передвижными картинками". Иными словами, кукольный театр.

Знаменское-Раек — усадьба, которая, действительно, напоминает нечто бутафорское. Удивительно, что кинематографисты обошли вниманием архитектурный ансамбль, утопающий летом в изумрудной зелени. Кажется, что именно в такой усадьбе должны обитать утонченные тургеневские барышни.

Немало печальных событий в истории усадьбы. Знаменское-Раек, возможно, вскоре и послужит декорацией к какой-нибудь исторической киноленте. Но восстановительные работы все еще ведутся.

Хозяин поместья

Усадьба была построена в XVIII веке. Иван Федорович Глебов, занимавший в середине 18 века должность генерал-губернатора Киева, — это не единственный житель усадьбы Знаменское-Раек. В поместье некоторое время жили его родственники. Но о них мало что известно.

Здесь когда-то проводились грандиозные празднества, баллы. Усадьбу посещали самые известные люди Москвы и Петербурга. После смерти Глебова поместье приносило неплохой доход его вдове.

Это было одно из родовых дворянских имений, коих в России строилось немало. Во второй половине 18 века проживали в нем люди, не оставившие след в истории, а потому стоит рассказать подробнее о первом владельце.

Иван Федорович Глебов, как уже было сказано, был киевским генерал-губернатором. Эту должность он занимал с 1762 по 1766 год. Позже стал генерал-губернатором Санкт-Петербурга.

С 1751 года Глебов занимался расселением жителей из Сербии в России. Во время семилетней войны служил в действующей армии, принимал участие в сражении при Цорндорфе. Здесь он отличился и был награжден Орденом св. Александра Невского.

Последние годы Глебов провел в Тверской области. Несколько лет прожил в усадьбе, о которой речь идет в этой статье. Но погребен в Старице, на территории Успенского монастыря.

Главный объект на территории усадьбы — церковь знамения Божьей Матери. Этот храм построен был в 1766 году. Примерно через шесть лет жена бывшего киевского генерал-губернатора постриглась в монахини. Глебов произвел семейный раздел имения. Роскошного дворца с колоннадой здесь еще не было.

Елизавета Петровна Стрешнева

Эта дама известна была в московском обществе прежде всего своим крутым нравом. Она была представительницей старинного боярского рода Стрешневых. Но главное, именно благодаря этой женщине появилась усадьба, которая сегодня входит в популярные экскурсии по Тверской области.

Когда Глебов производил раздел имения, роскошного архитектурного ансамбля еще не был в его планах. Идея возникла позже. Усадьбу построили по проекту архитектора Львова для Елизаветы Петровны Стрешневой, второй жены Ивана Федоровича.

Она была дочерью генерал-аншефа. Нарекли ее в честь правящей тогда императрицы, дочери Петра. В семье Стрешнева было девять детей. Все они умерли в раннем возрасте, кроме Елизаветы. Старый дворянин очень любил единственную дочь, во всем ей потакал. Первый и единственный раз он проявил строгость, когда семнадцатилетняя дочь заявила о намерении выйти замуж за Глебова, которому к тому времени исполнилось 34 года. Он был против этого брака.

Тем не менее Елизавета Петровна вышла замуж за бывшего киевского генерал-губернатора. Свадьба их состоялась спустя год после смерти Стрешнева. Замуж она за Глебова так стремилась не из большой любви. Елизавета поняла: этот человек — единственный мужчина, которым она сможет управлять, при этом уважая его.

Глебов же был всю жизнь влюблен в свою молодую жену. Ради нее он построил роскошное имение в Московской области — Покрово-Стрешнево. Для любимой жены он заказал у Львова проект усадьбы Знаменское-Раек.

Глебов надеялся, что в имении, среди тверских лесов, красавица Елизавета будет всецело принадлежать ему. Он был крайне ревнив. Однако в этой усадьбе Стрешнева прожила недолго.

После смерти супруга она переселилась в подмосковное имение, которое со временем превратила чуть ли не в музей. Покрово-Стрешнево было перестроено в классицистическом стиле. Комнаты дома украшали портреты представителей двух дворянских семей — Стрешневых и Глебовых. Но это уже совсем другая история.

Но вернемся к усадьбе Знаменское-Раек, точнее, к человеку, благодаря таланту которого появился этот неповторимый архитектурный ансамбль. Документы, которые подтверждали бы авторство Николая Львова, не сохранились. Однако достаточно взглянуть на другие здания, построенные по проекту этого архитектора, как всякие сомнения рассеиваются.

Николай Львов

Архитектор усадьбы Знаменское-Раек в конце XVIII века был широко известен и в Москве, и в Санкт-Петербурге. Он являл собой личность весьма разностороннюю. Находил время не только для основной деятельности, но и для литературы. Кроме того, увлекался музыкой.

Родился в семье небогатого тверского помещика. В возрасте 18 лет поступил в Преображенский полк. Он с юных лет занимался самообразованием, а к тому времени когда была построена усадьба, прослыл в Москве и Петербурге одним из самых остроумных и эрудированных людей.

Известнейшие архитектурные работы Львова сосредоточены в Петербурге. Есть и в Тверской области несколько храмов, построенных по его проектам. Например, Борисоглебский собор в Торжке.

Львов был поклонником итальянского искусства. Доказательство тому — усадьба Знаменское-Раек. Описание и фото представлены в этой статье. Они очень напоминают описания и изображения итальянских поместий.

Николай Львов уделял большое внимание не только декоративным элементам, но и вентиляции, отоплению. Он написал несколько монографий о строительстве. Одна из них посвящена печам и каминам.

Архитектурные сооружения в СПб, возведенные по проектам Николая Львова:

  1. Здание Почтамта.
  2. Церковь Святого Ильи Пророка.
  3. Свято-Троицкая церковь.
  4. Усадьба Гавриила Державина.

Кроме того, сохранилось более двадцати построек в Москве, Гатчине и Торжке.

Строительство усадьбы

Подготовительные работы начались в 1781 году. Спустя шесть лет была произведена закладка фундамента. На строительство ушло двенадцать лет. Этим процессом руководил коллега Львова Франц Иванович Буци. В строительстве принимали участие еще три архитектора, среди которых был и итальянский мастер.

Торжественное освещение поместья состоялось в 1798 году. Это мероприятие вылилось в празднество, которое продолжалась три дня. Бал владелец усадьбы Раек организовал грандиозный: с салютами, катаниями на лодке и прочими развлечения, модными в ту пору. Даже самых искушенных гостей поразил роскошный интерьер дворца.

Усадьба и окрестности в конце 18 века, конечно же, выглядели иначе, не так, как сегодня. Но кое-что осталось неизменным. От Петербургского тракта к поместью вела широкая аллея. Завершалась она у парадных ворот, которые напоминали Триумфальную арку.

Сооружение было украшено изящными вазами на аттике. Подойдя к воротам, путешественники видели огромный овальный двор с флигелями. Этот же путь проходят сегодня и туристы. Правда, нет больше роскошного сада, а в одном из флигелей располагается гостиница.

Колоннада

Садом и парадными воротами гостей усадьбы, представителей дворянских родов, сложно было удивить. Главной достопримечательностью поместья стала колоннада. Это необычное сооружение, выполненное в дорическом стиле, и сегодня видят туристы, посещающие усадьбу Знаменское-Раек.

Двойная колоннада объединяет флигели с главным домом. Одинарная — с воротами. Необычная галерея состоит из 136 колонн. Неизвестно, в какую сумму обошлось строительство усадьбы Глебову. Но безусловно, ему пришлось немало потратиться, дабы возвести эту "золотую клетку" для своей молодой жены.

Архитектура главного дома представлена в сдержанном стиле. Здание и остальные постройки составляют единый архитектурный ансамбль. Колонны разной высоты. Однако все они имеют одинаковый диаметр. Архитектурная композиция впечатляет четкостью, продуманностью. ясностью форм.

Флигели

В одной из этих построек проживали дворовые. В другой находились оранжерея и театр. Двор напоминал конфигурацией Дворцовую площадь. В центре его размещалась скульптурная композиция со встроенным фонтаном. В праздничные дни по приказу владельца усадьбы по периметру двора устанавливали пушки для фейерверков. У фонтана вальяжно бродили павлины.

В усадьбе Знаменское-Раек проводились великосветские приемы. Здесь, как уже было сказано, однажды побывала Екатерина Великая. Тогда она и воскликнула фразу, благодаря которой к названию поместья Знаменское добавилась приставка "Раек".

Главный зал

Усадьба напоминала миниатюрный дворцовый комплекс. В главном доме имелась и парадная лестница, и вестибюль овальной формы, и огромный зал, в котором по вечерам гости танцевали и вели неспешные праздные беседы.

Архитекторы продумали каждую мелочь. Световой потолок они устроили таким образом, что первые солнечные лучи падали на нижнюю ступеньку. Затем постепенно поднимались. Последние лучи освещали верхнюю ступень.

В главном зале архитектор, влюбленный в работы итальянских мастеров, мечтал сделать открытый купол. Однако российский климат не позволил ему реализовать эту идею. Верхний купол покрасили в голубой цвет, и у гостей создавалось ощущение, что они находятся под открытым безоблачным небом.

Убранство дома поражало богатством отделки. Двери были из красного дерева. Камины из темно-бордового мрамора. Парадную, как и полагается, украшали портреты русских правителей.

В 1813 году была произведена В обширный перечень вошло множество портретов, кроме того, медальоны, зеркала.

Сад и пруды

За домом располагался английский сад в 22 гектара. С одной стороны, он был частью усадебной композиции. С другой — гармонично вписывался в окружающий ландшафт. Главная аллея вела к реке.

В саду были устроены пруды с каскадами. В центре самого верхнего, на небольшом островке, посадили три сосны. Одна из них сохранилась до наших дней.

Елизавета Петровна Глебова была настоящей светской львицей. Но это не мешало ей увлекаться живописью. Она написала несколько пейзажей, в том числе и картину, изображающую пруд с соснами. Благодаря ее работе нашим современникам известно, как выглядел сад в имении Знаменское-Раек в начале 19 века.

Роскошный парк когда-то украшали беседки, пристани, купальни, павильоны. Вблизи главного дома была установлена изящная восьмиколонная ротонда. А у реки располагалась маленькая постройка, напоминающая копию античного храма.

Федор Михайлович Глебов умер в 1799 году. Елизавета Петровна несколько лет провела в усадьбе, затем перебралась в Москву. Она пережила своего супруга на сорок лет. У них было трое детей, но никто из них не дожил до взрослого возраста.

После смерти Елизаветы Петровны усадьба перешла ее дальней родственнице. Затем поместьем владела вдова адмирала Дубасова. Уже при наследниках в усадьбе начался процесс разрушения.

XX век

Что произошло с усадьбой после революции, несложно догадаться. Ее национализировали, но прежде разграбили. К счастью, не сожгли, как большую часть усадеб в России. Первое время здесь располагался пансионат для госслужащих. Позже и пионерский лагерь, и колония для несовершеннолетних.

В годы Великой Отечественной войны в стенах Главного дома устроили госпиталь. Примечательно, что именно здесь проходил лечение легендарный летчик Маресьев.

В восьмидесятые годы в бывшей дворянской усадьбе находился профилакторий. К концу минувшего столетия поместье превратилось чуть ли не в руины. Именно в таком плачевном состоянии запомнил эти места Александр Солженицын, побывавший здесь в 1996 году.

Реставрация

Восстановительные работы начались в двухтысячных годах. Финансирует их компания «Конкор», которой государство передало усадьбу в долгосрочную аренду.

В советские времена главное здание в усадьбе не раз ремонтировали, но весьма своеобразно — настенные росписи, имеющие высокую художественную ценность, многократно покрывали дешевой краской. В ходе реставрационных работ было частично восстановленно убранство дворянского дома. В 2007 году в одном из флигелей открылась мини-гостиница.

Существует закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Все реставрационные работы проводятся в соответствии с ним. То есть цель любых строительных мероприятий, которые осуществляются на территории усадьбы, — восстановить былое состояние, максимально воссоздать обстановку конца 18 века. И как любой культурный памятник, поместье всегда открыто для посетителей.

В усадьбе Знаменское-Раек проводятся концерты классической музыки, выставки произведений живописи. Адрес усадьбы: Торжокский район, поселок Раек.

Экскурсии

Добраться до усадьбы самостоятельно несложно. Но стоит помнить, что открыта она для посещения не в любой день. Если вы хотите посетить достопримечательности Торжка, а заодно и побывать в легендарном поместье, отправляйтесь в поездку в среду или в четверг. Экскурсии в усадьбу проводятся также с пятницы по воскресенье. Но в выходные дни на М10 могут быть пробки. Стоимость билета — 80 рублей.

Одним из узнаваемых образов России, определяющим светлые смыслы ее прошлого, давно и по праву считается дворянская усадьба. Разгромленная в последовавшие за 1917-м и сломавшие весь устоявшийся жизненный уклад кровавые десятилетия, она существует и в наши дни. В сознании нынешних поколений дворянская усадьба сохранилась не только как миф. Она представляет собой вполне реальное наследие некогда великой культуры — ее уцелевшие здания, парки, ландшафты, коллекции старинных книг и портретов можно увидеть своими глазами, к ним можно прикоснуться. Встреча с ними переживается как приобщение к жизни давно знакомых и полюбившихся героев, как напоминание о причастности каждого из нас к отшумевшим судьбоносным событиям.

Усадьба «Райки» (Щелковский район): как все начиналось

На одном из живописных берегов Клязьмы, в необыкновенно красивых местах Щелковского района Московской области, неподалеку от поселка Свердловского, расположена деревня Райки.

Известно, что данное название не является первоначальным - когда-то это поселение называлось Иванковом. Историки пересказывают легенду, согласно которой императрица Екатерина II, проезжая по этому краю, залюбовалась его красотой, назвала встретившееся ей сельцо Иванково райским местом. С тех пор оно и стало называться Райково, или Райки. И, как известно, этот рай на земле является далеко не единственным. Помимо усадьбы «Райки» в Московской области существуют еще и другие памятные места. Они настолько красивы, что издавна ассоциируются у русских с представлениями о земном рае. К таковым относятся усадьба в Серпуховском уезде «Рай-Семеновское», а также усадьба в Тверской области «Знаменское-Раек».

«Райки»: краткая история

Сельцо Райки некогда принадлежало Давыдовым, затем Кондрашовым, позже - Ивану Некрасову. Известно, что в этом имении несколько лет провел знаменитый поэт Борис Пастернак.

За все время своего существования усадьба «Райки» повидала множество выдающихся личностей, в стенах усадьбы писались музыкальные произведения и картины. В настоящее время ее территория используется пансионатом «Юность» и санаторием им. А.М. Горького. В 70—80-е годы для нужд этих учреждений здесь были построены современные жилые постройки. К сожалению, временем разрушены многие великолепные здания XIX века, однако кое-что сохранилось. Даже сейчас посетители усадьбы «Райки» могут полюбоваться остатками «висячих» садов в бывшем ступенчатом парке, сохранившимся старинным прудом с островами, а также деревьями, извечно украшавшими легендарное имение.

Известно, что с 1811-го хозяевами этого земного рая значились господа Давыдовы, в 1852-м году имение перешло в собственность помещика Аггей Абаза, с 1890-го усадьба перешла во владение шелковых фабрикантов Кондрашовых, а затем ее владельцем стал И.И. Некрасов, известный золотопромышленник. Именно с ним историки связывают все наиболее значительные события в жизни «Райков». Последним усадьбой владел фабрикант С.И. Четвериков, после революции эмигрировавший со всем семейством в Европу.

Архитектура

На рубеже XIX-XX веков по проекту архитектора Л.Н. Кекушева здесь строится ряд интереснейших зданий в стиле модерн. К сожалению, в пожаре 1996 года сгорела жемчужина архитектурного комплекса - построенный по проекту известного архитектора главный дом с восьмигранной башенкой. К числу прекрасных творений Л.Н. Кекушева относится также жилое здание в парке, так называемый «американский домик» в стиле фахверк и другие строения, каждому из которых присущ собственный неповторимый стиль.

Голландский (американский) домик, арх. Л.Н. Кекушев (1901 г.)

По мнению знатоков, особого внимания заслуживает симметричный и компактный американский (или располагающий двумя этажами и мансардой. В каждом из помещений детали продуманы до мелочей, а оформление внешнего декора навевало массу приятных романтических ассоциаций. Отделка фасадов здания была выполнена из мрамора, а кровлю выложили марсельской черепицей. Известно, что в 1907-1909 гг. именно здесь проводила свой летний отдых семья знаменитого поэта Бориса Пастернака.

Также в 1911-м здесь останавливалась на лето семья известного инженера и изобретателя Бари. Десятью годами ранее, в 1901-м, здесь работал над своей картиной «Степан Ра-зин» знаменитый русский художник Суриков. В усадьбе творили и отдыхали также художники К. Бедросов, В. Денисов, П. Кончаловский и многие другие. В разных источниках это здание называют по-разному: его именуют и фахверкским коттеджем, и голландским, и американским домиком...

На фото можно увидеть, что фасады здания деревянным рамочным каркасом визуально разделяются на поля прямоугольной формы. В постройке упрощенно воспроизводятся общие викторианские стилевые тенденции. Знатоки утверждают, что общий силуэт этого строения относится скорее к стилю, характерному для времен королевы Анны, а отделка стен относит посетителя к временам Тюдора и Елизаветы. К сожалению, сегодня на фасаде не увидишь характерных для фахверка темных полос - их закрасили светлой краской.

Строение, возведенное всего за один год, архитектурная общественность признала образцом нового стиля. Домик стал признанным эталоном комфортного загородного жилья. Известно, что в здании был проведен свет, водопровод, газ. В этом комфортном коттедже любила подолгу проживать жена владельца усадьбы Некрасова - Анна Тимофеевна, которая серьезно увлекалась живописью. В советские времена здесь иногда останавливался пребывавший в опале В.М. Молотов.

Из старинной мебели сохранился книжный шкаф, который сегодня стоит в библиотеке, и трюмо. В самом доме, а также в современной пристройке имеется несколько люксов, в которых можно пожить приезжим.

Финский домик, арх. Л.Н. Кекушев (1900-е годы)

По мнению знатоков, это красивое деревянное здание чем-то неуловимо напоминает более позднее создание Л.Н. Кекушева - московский жилой дом купца В. Д. Носова, построенный в 1903-м. В реестре памятников архитектуры здание названо финским домиком, в других источниках - деревянным домом в стиле модерн, а также великолепным образцом франко-бельгийского арт-нуво. Как бы то ни было, это архитектурное творение прекрасно. По отзывам, необыкновенно приятно посидеть напротив этого шедевра, разглядывая каждую его деталь... Домик неизменно навевает на посетителей умиротворение и покой.

Садовые скульптуры

В парке сохранилось также два объекта, авторство которых отдают архитектору Л.Н. Кекушеву (или его ученикам). Ими являются две замечательные садовые скульптуры - «Львица со львенком» и «Лев с жертвой». Атрибуция этих работ пока не доказана. Но все же ее многие склонны считать автором «львов» знаменитого мастера - ведь обращение к «львиной» тематике является его визитной карточкой.

О пансионате «Юность»

Пансионат расположен по Щелковскому шоссе в каких-нибудь 23 км от Москвы. Территория пансионата окружена старинным пейзажным парком с проложенными по нему терренкурными дорожками. Пансионат располагает тремя отдельно стоящими жилыми корпусами, ресторанным комплексом, оздоровительным центром с сауной и бассейном, развлекательным центром и собственным бугельным подъемником. Режим работы пансионата: круглосуточно.

Отдыхающим предлагается воспользоваться широким спектром услуг: посещение сауны, бассейна, массаж, соляная комната. Гости могут здесь поиграть в настольный теннис или бильярд. Зелеными лесными массивами и живописными прудами создается неповторимая атмосфера, вдохновляющая на совершение приятных пеших прогулок.

Отдыхающим предлагается богатый ассортимент вариантов размещения: от 1-местного стандарта до изысканного люкса с обстановкой в стиле ампир. Во всех номерах имеется телевизор, комфортабельное спальное место и собственная ванная комната.

Питание постояльцев (трехразовое, входит в стоимость проживания) организовано в столовой пансионата. Кроме того, для отдыхающих в доступен ресторан "Империал", в котором проводятся массовые банкетные мероприятия.

Расстояние от пансионата до МКАДа составляет 23 км, поэтому добраться до него не составляет труда. До Белорусского вокзала отсюда - 38 км, до аэропорта Внуково - 63 км. Адрес пансионата: пос. Юность, Щелковское ш., Тем, кого интересует, как добраться до усадьбы, знатоки рекомендуют воспользоваться координатами: с.ш. 55.91790100, в.д. 38.12895300.

Как гости отзываются о пребывании в пансионате?

По отзывам, природная и архитектурная красота этих мест необыкновенно позитивно воздействует на отдыхающих, дает небывалой силы душевный подъем. Отдыхающих здесь обычно бывает немногим больше десятка, в основном размещаются воспитанники детских школ восточных единоборств и танцев.

Питание предоставляется не по меню. И тем более, как отмечают авторы отзывов, здесь неуместно ожидать формата «шведский стол». В основном гости едят, что дают. Еды немного, но она съедобна, уверяют гости. Территория пансионата чистая и ухоженная, с множеством ярких цветочных клумб.

Публика приезжает в пансионат преимущественно на рыбалку (в здешних прудах разводится рыба). Для любителей шашлыка предусмотрены специальные мангалы из кирпича и весьма цивилизованные площадки для стоянки.

Многие ценители старины сожалеют о том, что в пансионате не предусмотрено ни музея, ни даже обыкновенного стенда, которые бы рассказывали об истории этих мест. Часто отдыхающие даже не догадываются о том, что пребывают в месте, хранящем остатки богатейшей истории и культуры. Известно, что администрация «Юности» начала серьезно об этом задумываться. Тем не менее, знатоки рассказывают, что для строительства главного корпуса пансионата в 70-е было разрушено здание в стиле неоклассик (именно то, в котором когда-то проживал Пастернак с семьей).

Авторы отзывов рассказывают, что при входе здесь можно увидеть табличку, на которой указано, что войти на территорию можно только по карточке пансионата. Но это не так. Охранники запросто сюда пускают, разрешают осматривать окрестности. Заметно, что они очень горды тем, что работают в таком важном историческом месте. Любители старины отмечают, что можно просто приезжать в усадьбу и здесь гулять. Неплохо бы привозить орехов для белок. Разрешается также загорать и удить рыбу в пруду (не бесплатно).

О проекте "Усадебный экспресс"

Инициатором данного проекта выступил известный блогер Вадим Разумов (автор "Летописи русской усадьбы"). В свое время начинание было поддержано ООО «Центральная пригородная пассажирская компания», Министерством культуры Московской области и порталом «Афиша Подмосковья». Проект приглашает ценителей отечественной истории в путешествия по старинным российским усадьбам в Фряново, Гребнево, Торжке и т.д. Одним из мест, в котором участники поездки не только могут посетить интереснейшие экскурсии, но и остановиться ненадолго, пообедать и погулять, является усадьба "Райки". Туристы с огромным воодушевлением отзываются о прекрасных возможностях, предоставляемых проектом.

О санатории им. А.М. Горького (пос. Юность)

Природным ландшафтом территории учреждения является огромный парковый массив из лиственных и хвойных пород деревьев. По отзывам, здешний чистейший воздух наполнен ни с чем не сравнимым лесным ароматом. Благоухание сосен, цветущих лип, туй, голубых елей и др., тенистые аллеи кленов, живописный естественный водоем - всем этим создается атмосфера спокойствия и безмятежности, являющаяся идеальным условием для отдыха.

В санатории можно не только забыть о городской суете, отвлечься от повседневных проблем и забот, снять рабочее напряжение и избавиться от хронической усталости, но и качественно и полноценно восстановить свое здоровье. Учреждение располагает всеми необходимыми условиями для качественного и полноценного лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы, неврологических и др. Лечебно-диагностическая база санатория оснащена новейшим техническим оборудованием.

На территории санатория гости могут воспользоваться услугами библиотеки, посетить финскую сауну, поиграть в бильярд, поплавать в бассейне. Для отдыхающих организовываются экскурсии, проводятся концерты приглашенных звезд эстрады и т.д.

Гостей размещают в номерах со всеми удобствами, оборудованными современной мебелью, телевизором, холодильником, душем (в некоторых номерах есть ванна).

Для отдыхающих санатория организовано 5-разовое питание (заказная система). Качество питания каждого из гостей находится под пристальным наблюдением диетолога. Лица с избыточным весом, кардиологическими заболеваниями и диабетом получают питание по специальным диетам. Но, как уверяют гости, диетическое питание в санатории радует своим разнообразием и вкусом.

Впечатления гостей

В своих отзывах гости благодарят персонал санатория за их заботу и внимание. Отдыхающие отмечают, что заведение расположено в сталинском корпусе в стиле русской усадьбы. Многие авторы отзывов сообщают о том, что им здесь все очень нравится: и питание, и проживание, и разнообразные процедуры, и сама благоприятная атмосфера санатория. Природу называют чудесной, поистине сказочной. Гости отмечают эффективность лечения в санатории, подобранного для каждого индивидуально.

По отзывам, в отличие от «Юности», в санатории достаточно шумно по причине близости трассы. Территория убирается неосновательно - на ней можно увидеть валяющиеся пакеты, бутылки. Внутри красиво, сделан неплохой ремонт, но всюду присутствует неприятный запах больницы и «столовки». В санатории им. Горького, отмечают посетители, ничего не осталось от усадьбы «Райки». Тем не менее, многие выражают надежду приехать сюда еще и уверенно рекомендуют этот санаторий для отдыха и лечения.

Как сюда добраться?

Добраться сюда (адрес: Щелковский р-н, пос. Юность) можно общественным транспортом:

  • Электропоезд отходит с Ярославского вокзала, ехать до ст. «Чкаловская», далее пересесть на маршрутное такси №25 и продолжать путь до ост. «Поселок Биокомбината». Проходная санатория им. Горького находится непосредственно близ остановки.
  • От ст. м. «Щелковская» курсируют автобусы, а также маршрутные такси №№ 321, 320, 429, 378. Ехать до ост. «Поселок Биокомбината».

На своем авто можно следовать по Щелковскому шоссе в направлении пос. Черноголовки (21 км от МКАД), до поселка Юность.

«Рай-Семеновское»

Возвращаясь к разговору о «рае на земле» (см. начало статьи), нельзя не отметить, что, помимо «Райков», существуют другие старинные российские усадьбы, своей красотой и умиротворенностью вызывающие у посетителей мысли о рае. Ассоциация с раем, так или иначе, отразилась и в их названиях. Одним из таких мест является усадьба «Рай-Семеновское» в Серпуховском районе. На протяжении многих десятилетий село Семеновское принадлежало боярам Ордин-Нащокиным. На рубеже XVIII-XIX веков владельцем имения стал гофмаршал Павла I А.П. Нащокин, создавший в усадьбе великолепный архитектурный ансамбль и гордо назвавший его «Раем». В 1803-м владельцем была открыта в усадьбе водолечебница, впоследствии ставшая широко известной. До наших дней курортные постройки, к сожалению, не сохранилась. После революции «Рай-Семеновское» постепенно пришло в запустение.

Усадьба «Раек» (Тверская область)

Еще один настоящий «рай на земле» расположен недалеко от г. Торжка в Тверской области. От Москвы до него ехать всего 3 часа. Усадьба «Знаменское-Раек» (фото представлены в статье) является поистине удивительным местом с необычайно богатой историей. С высоты птичьего полета комплекс напоминает драгоценное колье, украшенное крупными бриллиантами, с застежкой - там, где располагаются ворота. Известно, что усадьба «Раек» в Тверской области - место съемок нескольких документальных и художественных фильмов. Последним здесь снимался х/ф «Узник старой усадьбы» (реж. Марина Сулейманова, 2014 г.)

Историки твердят, что в свое время уникальный подвесной пол усадьбы в Твери, по ироничной прихоти владельца, заставлял красавиц, вальсируя, крепче прижиматься к своим кавалерам. Посетители с удовольствием любуются здешней богатой парковой зоной, живописным озером с романтичным островком Любви. Усадьба «Раек» в Твери предлагает к услугам гостей ресторан и мини-отель. Развлечься здесь можно конными прогулками и барбекю.

История

История усадьбы «Знаменское-Раек» своим началом восходит к 1746 году, когда по заказу генерал-аншефа Федора Глебова было начато ее строительство. Усадебный комплекс был возведен по проекту Николая Львова. Предполагалось, что в усадьбе в Твери по дороге из Петербурга в Москву будут останавливаться монархи. Строительство здесь велось с поистине царским размахом.

Краткая история усадьбы «Раек» гласит, что владельцу Ф.И. Глебову не довелось дожить до полного окончания отделки усадьбы. Его вдова почти не посещала имение. Наследник, гусарский офицер П.Ф. Глебов-Стрешнев, погиб в битве при Бородино. После его гибели усадьбу продали, после чего она постепенно стала приходить в упадок. После революции 1917-го постепенно исчезли парковые постройки. Многое из созданного H.A. Львовым до наших дней не сохранилось. Последней потерей усадьбы «Раек» в Тверской области стала обвалившаяся в 1991-м прекрасная беседка-ротонда.

Усадьба сегодня

К сожалению, сегодня в «Райке» сохранилась лишь небольшая часть былых ландшафтных и архитектурных изысков. Некогда арендаторами велись реставрационные работы, в одном из флигелей комплекса функционировали ресторан и отель. О нынешнем режиме работы усадьбы «Раек» в Тверской области известно, что на текущий момент реставрация здесь приостановлена, ввиду финансовых сложностей. Пожить в усадьбе пока не удастся, но при желании территорию по-прежнему можно осмотреть (продолжительность экскурсии - 1 час).

Многие туристы считают, что усадьба «Раек» в Тверской области является местом, благодаря которому удается точно осознать, ради чего ты путешествуешь по родной земле.

Деревня Райки расположена на Стромынской дороге, на берегу Клязьмы, недалеко от Биокомбината и поселка Свердловского, в очень живописных местах. Недаром существует легенда, объясняющая, почему селение, называвшееся когда-то Иванковом, получило другое имя. Будто бы императрица Екатерина II, однажды приехав сюда, с восторгом воскликнула: "Райское место!".

Сельцо Райково (Райки) в 1811 г. принадлежало кригс-комиссару Петру Ивановичу Давыдову и Александру Михайловичу Давыдову. Числились там три двора и 33 крестьянина. В 1852 г. им владел Аггей Абаза, крупный помещик и сахарозаводчик, правнук Ильи Андреевича Абазы, молдавского боярина, принявшего русское подданство в 1711 г. вместе с господарем Валахии Дмитрием Кантемиром. После отмены крепостного права эту усадьбу вместе с гребневской купили купцы Кондрашевы из Фрязина. С 1890 г. Райки это - "дачная местность при сельце Райках в усадьбе Кондрашевых почетных граждан братьев Максима и Федора Ивановича Кондрашевых", затем у золотопромышленника Ивана Игнатьевича Некрасова.

На рубеже XIX-XX веков возведены усадебные постройки по проекту московского архитектора Л. Н. Кекушева. В 1899 г. в селении было 33 двора с 159 жителями. Крестьяне имели 153 десятины земли (пашни - 68, покосов - 52, леса - 21), 19 лошадей и 37 коров. Из промыслов главным было шелкоткачество и размотка нитей - на дому работали 2 мужчин и 31 женщина на стороне - 41 мужчин и 13 женщина. Летом 1915 года в связи с женитьбой сына Некрасовых Николая Ивановича на Ольге Ивановне Морозовой (внучке Викулы Морозова) родители дарят ему "Райки", и он продает усадьбу Сергею Ивановичу Четверикову, директору Городищенской фабрики, имевшему свою усадьбу в соседнем Кашинцеве (совр. пос. Биокомбината).

Именно для Некрасова архитектором Львом Николаевичем Кекушевым на рубеже XIX-XX веков в Райках создаётся ряд интереснейших построек в стиле модерн. Это главный дом с восьмигранной башенкой (сгорел в 1996 г.), жилой дом в парке, и так называемый Американский или фахверковый домик. Все постройки деревянные, разнохарактерные, с яркой индивидуальностью. Особенно в этом смысле примечателен фахверковый домик, более похожий на американский коттедж.

Компактный в плане и симметричный, двухэтажный дом с мансардой имел самый ограниченный набор помещений: кабинет, буфет, столовая, гостиная, детские и спальня; дом был функционально продуман до мелочей. Деревянный каркас, утеплённый войлоком, и голландские печи позволяли в нём жить не только летом, но и зимой.
Полукруглый и прямоугольный выступы по центрам фасадов, наружная отделка из естественного камня - мрамора и высокая кровля из марсельской черепицы, придавали ему романтичный вид.

Территория усадьбы в настоящее время используется под пансионат "Юность". Постройки XIX в., некогда украшавшие эту местность, мало сохранились. В 1970-1980-е гг. для пансионата построен современный жилой корпус, однако даже и сейчас угадывается необычная конфигурация ступенчатого парка с бывшими "висячими" садами, спускавшимися к реке, до сих пор стоят вековые деревья, украшавшие усадебный комплекс.

(Россия, Московская область, Щёлковский р-н, пос. Юность)

По легенде, увидев бывшее сельцо Иванково, проезжавшая здесь императрица Екатерина II, назвала его райским местом. С тех пор, яко бы и стало называться оно Райково или Райки. Как известно это далеко не единственный рай на земле, было ещё, и существует доныне Рай-Семёновское в Серпуховском уезде, и Знаменское-Раек в Тверском краю…
Первыми известными владельцами этого уголка «вечного блаженства» в 1811 г. числились господа П.И. и А.М. Давыдовы, в 1852 г. помещик Аггей Абаза, с 1890 г. «шелковые» фабриканты Кондрашевы, и далее золотопромышленник И.И. Некрасов.

Сохранились: жилой дом в парке, Американский дом, пейзажный парк с каналами, пруд с островами, парковая скульптура

Именно для Некрасова архитектором Львом Николаевичем Кекушевым на рубеже XIX-XX веков в Райках создаётся ряд интереснейших построек в стиле модерн. Это главный дом с восьмигранной башенкой (сгорел в 1996 г.), жилой дом в парке, и так называемый Американский или фахверковый домик. Все постройки деревянные, разнохарактерные, с яркой индивидуальностью. Особенно в этом смысле примечателен фахверковый домик, более похожий на американский коттедж.
Компактный в плане и симметричный, двухэтажный дом с мансардой имел самый ограниченный набор помещений: кабинет, буфет, столовая, гостиная, детские и спальня; дом был функционально продуман до мелочей. Деревянный каркас, утеплённый войлоком, и голландские печи позволяли в нём жить не только летом, но и зимой.
Полукруглый и прямоугольный выступы по центрам фасадов, наружная отделка из естественного камня — мрамора и высокая кровля из марсельской черепицы, придавали ему романтичный вид.
В бывшей новиковской усадьбе, превращённой под дачи, три счастливых лета (1907, 1908 и 1909) провела семья Бориса Пастернака.
Теперь на территории усадьбы Райки — пансионат «Юность».




1-4. Усадьба Райки (Щелковский район)"Американский дом"
5-10. Деревянный дом в стиле модерн в усадьбе Райки
11. Главная аллея пансионата «Юность» (бывшая усадьба Райки)
12.

Архивные фото и материалы усадьбы Райки



1.
2.
3. «Американский дом». Архитектор Л.Н. Кекушев, 1900 г.
4. Усадьба Райки, дом Некрасова, утрачен в 1996 г. Фото М.В. Нащокиной из сборника «Русская усадьба» №4 (20), 1998 г.
5-8. Дом Некрасова в бывшей усадьбе Райки
9.
10.

УСАДЬБА РАЙКИ

Щелково №3, 2003 (Специальный выпуск), с. 33

Деревня Райки расположена на Стромынской дороге, на берегу Клязьмы, недалеко от Биокомбината и поселка Свердловского, в очень живописных местах. Недаром существует легенда, объясняющая, почему селение, называвшееся когда-то Иванковом, получило другое имя. Будто бы императрица Екатерина II, однажды приехав сюда, с восторгом воскликнула: «Райское место!».
Сельцо Райково (Райки) в 1811 г. принадлежало кригс-комиссару Петру Ивановичу Давыдову и Александру Михайловичу Давыдову. Числились там три двора и 33 крестьянина. В 1852 г. им владел Аггей Абаза, крупный помещик и сахарозаводчик, правнук Ильи Андреевича Абазы, молдавского боярина, принявшего русское подданство в 1711 г. вместе с господарем Валахии Дмитрием Кантемиром. После отмены крепостного права эту усадьбу вместе с гребневской купили купцы Кондрашевы из Фрязина. С 1890 г. это — «дачная местность при сельце Райках в усадьбе Кондрашевых почетных граждан братьев Максима и Федора Ивановича Кондрашевых», затем у золотопромышленника Ивана Игнатьевича Некрасова.

На рубеже XIX-XX веков возведены усадебные постройки по проекту московского архитектора Л. Н. Кекушева. В 1899 г. в селении было 33 двора с 159 жителями. Крестьяне имели 153 десятины земли (пашни — 68, покосов — 52, леса — 21), 19 лошадей и 37 коров. Из промыслов главным было шелкоткачество и размотка нитей — на дому работали 2 мужчин и 31 женщина на стороне — 41 мужчин и 13 женщина. Летом 1915 года в связи с женитьбой сына Некрасовых Николая Ивановича на Ольге Ивановне Морозовой (внучке Викулы Морозова) родители дарят ему “Райки”, и он продает усадьбу Сергею Ивановичу Четверикову, директору Городищенской фабрики, имевшему свою усадьбу в соседнем Кашинцеве (совр. пос. Биокомбината).

В 1991 г. вышла книга «Музыка в творчестве, судьбе и в доме Бориса Пастернака», из которой стало известно, что семья Б. Л. Пастернака три лета — в 1907, 1908, 1909 гг. — провела в имении Райки. Сын Бориса Леонидовича Евгений, вспоминая усадьбу, пишет: «Райки расположено на высоком северном берегу Клязьмы, в районе Щелкова. В начале века оно принадлежало богачу-дельцу Некрасову, и многочисленные построенные в разном стиле дома в парке сдавались внаем. На лето там располагалась семья замечательного инженера-механика А. В. Бари, одна из дочерей которого, Ольга Александровна, была ученицей Леонида Осиповича. По их совету был снят белый одноэтажный дом, просторный и высокий, с большим крыльцом-террасой». Здесь, среди чудесной природы, в обществе замечательных «райчан и райчанок» происходило рождение поэта Бориса Пастернака.

Мать будущего поэта — прекрасная пианистка Р.И. Кауфман — вела активную концертную деятельность. Друзья Бориса — Добровейн и Фейнберг — стали впоследствии известными музыкантами. Отец — Л.О. Пастернак — известный художник, преподаватель в училище живописи, ваяния и зодчества. Борис учился музыке у Глиэра и Скрябина, занимался рисованием, увлекался философией.
Он искал свое призвание. Родители считали его философом, брат отца Александр Пастернак был уверен, что Борис утвердится в поэзии.
В 1907 г. родители уехали за границу. Борис пишет им из Райков: «Что здесь, как и везде, восхитительно, это природа. И как часто кажешься ничтожным, со всем своим исканием, со всем своим воем, перед каким-нибудь заходом солнца, когда он обдает своим последним ровным и могучим красным дыханием... все великое, которого не замечает человек, когда чувствуется присутствие “святого” — красоты. На днях здесь Мамонтовы играли в четыре руки Бетховена, хорошо играли...». 27 июля того же года он отправляет родителям открытку с шутливым поэтическим посланием:

Как бронзовой золой жаровень,
Жуками сыплет сонный сад.
Со мной, с моей свечою вровень
Миры расцветшие висят.
И, как в неслыханную веру,
Я в эту ночь перехожу,
Где тополь обветшало-серый
Завесил лунную межу,
Где пруд, как Явленная тайна,
Где шепчет яблони прибой,
Где сад висит Постройкой свайной
И держит небо пред собой.

В 1908 г. Борис Пастернак блестяще сдал выпускные экзамены, и ему был выписан «аттестат зрелости за № 383 в том, что он при отличном поведении кончил полный восьмилетний курс классической гимназии с отличными оценками по одиннадцати предметам и награждается золотой медалью». Счастливый Борис пишет родителям: «Дорогие папа, мама, просим вас скорее прямо к нам в Райки из Амстердама. ...Вот мы (а также и вы), слава Богу, выдержали экзамен. Да здравствуют самостоятельные дети и самостоятельные родители! Вот вы скоро и дома, в самом лучшем, самом теплом месте земного шара».
В архиве московской семьи Леонида Николаевича Капцова, внука Анны Капцовой, купившей у Кондрашевых фрязинскую шелкоткацкю фабрику, хранится литография художника Л. О. Пастернака «Г-жа Капцова с сыном». Капцова, скорее всего, жена Михаила Капцова, директора фрязинской фабрики, изображена сидящей на скамейке внутри вокзала в ожидании поезда. Очевидно, совместные поездки по железной дороге подружили Капцовых с Пастернаками. Судьба Михаила Капцова неизвестна. Л. Н. Капцов предполагает, что М. Капцов, приходящийся ему дядей, был привлечен к процессу промпартии в конце 1920-х гг. и погиб. Отец Леонида Николаевича Н. А. Капцов стал известным советским физиком-электронщиком, по его книге «Физические явления в газах и вакууме» обучали студентов.

Лето 1901 г. провел в Райках художник Василий Иванович Суриков. 19 августа он писал брату: «Поздравляю тебя с ангелом, желаю тебе здоровья. Мы еще на даче, 1 или 2 сентября выезжаем в го род. Я ездил на Волгу был в Астрахани и нарисовал кое-какие этюды. Я, слава богу, здоров. Катаюсь по утрам на лодке по маленькой Кпязьме-реке и вспоминаю Енисей...
Твой Василий. Имение Райки по Ярославской железной дороге ст. Щелково».
Территория усадьбы в настоящее время используется под пансионат «Юность». Постройки XIX в.,
некогда украшавшие эту местность, не сохранились. В 1970—1980-е гг. для пансионата построен
современный жилой корпус, однако даже и сейчас угадывается необычная конфигурация ступенчатого парка с бывшими «висячими» садами, спускавшимися к реке, до сих пор стоят вековые деревья, украшавшие усадебный комплекс.