Заграничные паспорта и документы

Невский проспект от адмиралтейства до мойки

Доктор геолого-минералогических наук С. ШУЛЬЦ (младший)

Более чем на четыре километра протянулась главная улица Санкт-Петербурга Невский проспект. Прямой, как стрела, от Адмиралтейства до площади Восстания, он делает затем небольшой поворот и доходит до площади Александра Невского. "Большая першпективная дорога" во все времена была главным въездом в город. Вдоль улицы расположено множество прекрасных зданий. Чтобы оценить красоту и неповторимость Невского проспекта, эти четыре километра следует пройти пешком. Путеводителем на небольшом отрезке пути может служить публикация Сергея Сергеевича Шульца (см. "Наука и жизнь" №№ 9 и 11, 2001 г.). Дойдя по нечетной стороне улицы до набережной реки Мойки, можно перейти на противоположную сторону и прогуляться к Дворцовой площади.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Начало Невского проспекта. Левая, четная сторона. Дом №2 расположен на углу Невского и Дворцовой площади.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Дом №16, расположенный на углу Невского проспекта и Большой Морской улицы, несколько раз перестраивался, в последний раз - в 1880 году по проекту архитектора Л. Ф. Шперера.

Дом № 10 построен в XVIII веке и с тех пор не перестраивался. Это один из самых ранних домов на Невском проспекте.

Дом №12 - образец эклектики начала прошлого века. Построен архитектором Ван-дер-Гюхтом для коммерческого банка.

Готовясь к юбилею города, Невский проспект удивительно преобразился. Тротуары оделись в гранит. Сетка из крупных плит серого и красного камня хорошо сочетается с окружающей архитектурой.

Когда-то в первые годы существования Санкт-Петербурга именно здесь на берегу Мойки, на краю просеки, давшей начало будущему Невскому, был построен дом (№ 18) сподвижника Петра - адмирала Корнелия Крюйса. Этот голландец был приглашен в Россию в 1697 году во время посещения Петром Амстердама. Крюйс прибыл с большим отрядом голландских офицеров, корабельных мастеров и матросов и по указанию Петра начал строительство русского флота в Воронеже (в 1699-1700 годах), а затем в Архангельске (в 1701-1703 годах).

Адмирал Крюйс принял активное участие в работах по созданию Адмиралтейской верфи, где отныне должны были создаваться корабли российского флота.

Как и большинство сподвижников Петра, адмирал испытал и милость Петра, и его жестокий гнев. Когда вблизи Ревеля Крюйсу не удалось догнать шведский флот - два флагманских корабля сбились с фарватера и сели на мель, - он был схвачен, лишен всех званий и наград и приговорен к смертной казни, которую Петр, едва его гнев остыл, заменил ссылкой в Казань. В 1719 году адмирал был помилован, возвращен в Петербург и вновь приближен ко двору. Петр вернул ему дом на Мойке и назначил вице-президентом Адмиралтейской коллегии. Адмирал Крюйс не намного пережил Петра I.

Некоторое время домом Крюйса владели потомки, а затем его купил портной Иоганн Нейман, существенно перестроив: часть дома, выходившая на Невскую перспективу, осталась одноэтажной, но к ней пристроили расширявшее дом двухэтажное здание, выходившее на Мойку. Нейман открыл в доме знаменитый на весь Петербург Кабинет восковых фигур. В "Санкт-Петербургских ведомостях" имеется описание этого заведения. "Здесь, - сообщает газета, - можно видеть персону Короля Французского с Королевою, Дофином и Принцессами Его Величества дочерями, также всю Высокую фамилию Его Величества Короля Английского и всех знатнейших министров французского двора в совершенной величине их роста, в платье и со всем убором, в котором они при дворе ходили". Как указывает газета, одежда на восковых фигурах пожертвована в Кабинет теми царствующими особами, фигуры которых в нем представлены. "За помянутое смотрение берется с персоны по произволению, а именно - по полуполтине, по два гривенника и по десять копеек".

В последние годы царствования императрицы Елизаветы в бывшем доме Крюйса была размещена школа пажей, преобразованная в 1759 году в Корпус пажей, по образцу версальского. Большинство пажей были детьми придворных чинов и офицеров гвардии. Они подразделялись на пажей (до 14 лет) и камер-пажей (15-18 лет). Юношей обучали немецкому, латинскому и французскому языкам, физике, геометрии, фортификации, алгебре, истории, географии, геральдике. С 1759 года штат пажей расширен, появились звания рейт-пажей и ягт-пажей, в обязанности которых входило сопровождать императрицу во время поездок верхом и на охоте. Рейт-пажей положено было иметь по штату 18, а ягт-пажей - 6.

В октябре 1802 года Александр I преобразовал Пажеский корпус в военно-учебное заведение, и его перевели на Садовую улицу в Воронцовский дворец.

В доме № 18 в годы царствования Екатерины II располагался магазин посуды немецкого купца Альбрехта, считавшийся лучшим в Петербурге. Когда фаворитом Екатерины стал Платон Зубов, в городе широко распространились случаи отравления. Известно, что и Потемкин, и замечательный историограф при дворе императрицы Михаил Щербатов, и многие другие погибли тогда от яда. Весьма своевременным поэтому было опубликованное в "Санкт-Петербургских ведомостях" объявление, что в посудной лавке Альбрехта на углу Мойки покупателям предлагают "разные хорошие и редкие товары из серпантинова камня, который не терпит ничего ядовитого, из которого имеются у него разные сервизы".

В годы царствования Александра I этот дом был приобретен богатейшим петербургским купцом Кононом Котоминым. По заказу нового владельца архитектор Василий Петрович Стасов поставил на месте старого дома новое здание. Работы по строительству дома продолжались в течение 1812-1815 годов. В эти годы дом приобрел облик, который в основных чертах сохранился до настоящего времени. Центральная часть, выходящая на Невский проспект, по бокам окаймлялась двумя лоджиями с четырьмя дорическими колоннами в каждой. Третий и четвертый этажи отделялись от нижних выступающим портиком, под которым и располагались колонны. Впоследствии лоджии были заложены при перестройке дома по проекту архитектора Дмитревского в 1856 году, но колонны остались. Сохранились и скульптурные вставки, дополняющие пышность отделки.

Сдаваемые в наем помещения котоминского дома были чрезвычайно дороги. В 1820-х годах на третьем этаже разместилась редакция "Литературных Листков", издававшихся Фаддеем Венедиктовичем Булгариным. Это была одна из первых литературных газет того времени, дополнявшая издаваемый Булгариным и Гречем журнал "Сын Отечества". Здесь с 1824 года жил и сам Булгарин. О нем известный в те годы литератор А. Е. Измайлов писал, намекая на службу Булгарина в 1807 году в наполеоновских войсках:

Ну, исполать Фаддею!
Пример прекрасный подает!
Против Отечества давно ль
служил злодею?
А "Сын Отечества" теперь
он издает.

Булгарин действительно служил в наполеоновской армии, сражался против русских, но сражался-то он именно за свое отечество - за Польшу, за ее свободу и независимость.

В "Литературных Листках" Булгарин периодически печатал обзоры и заметки под общим заголовком "Прогулки по Невскому проспекту". Из этих публикаций можно извлечь много интересного.

В шестом выпуске "Литературных Листков" за 1824 год Булгарин сообщает, что он "посещает только доброго, честного швейцарца Вольфа, который с лишком 15 лет занимается своим ремеслом и заслужил уважение посетителей своей честностью и добротой своих товаров".

Действительно, нижний этаж дома Котомина занимала кондитерская Вольфа и Беранже, пользовавшаяся огромной популярностью и посещавшаяся всей светской молодежью Петербурга. Это заведение было своеобразным клубом того времени: здесь собирались писатели, поэты, журналисты, художники. Кондитерская просуществовала довольно длительное время. Именно здесь встретились перед трагической дуэлью 27 января 1837 года Пушкин и его секундант Данзас, который уже сделал нужные приготовления к дуэли. Он нанял парные сани, заехал в оружейный магазин Куракина за пистолетами, выбранными до этого Пушкиным. Было около четырех часов дня. Выпив стакан лимонада или воды (Данзас не помнит), Пушкин вышел с ним из кондитерской, они сели в сани и отправились по направлению к Троицкому мосту и далее к месту дуэли.

Кондитерская Вольфа и Беранже привлекала внимание тайной полиции, которая установила за ней самое пристальное наблюдение. Переодетые жандармы и нанятые агенты, располагавшиеся за столиками кондитерской с газетами и журналами в руках, старались записать каждое услышанное крамольное слово. Большое количество сыщиков посещало кондитерскую Вольфа зимой и весной 1831 года, в период польского восстания.

Хотя многие знали о существовании слежки, кондитерская продолжала оставаться местом откровенных и живых бесед между молодыми людьми. Здесь в читательском салоне можно было получить иностранные газеты и журналы, поступавшие из многих европейских стран, и различные альманахи. В конце 1830-х и в 1840-х годах читальню часто посещал молодой Федор Достоевский. Весной 1846 года ему был представлен юный Николай Чернышевский. В те же годы в кондитерской бывал Герцен. Читальня и курительная при кондитерской Вольфа были великолепно обставлены. Как отмечал журнал "Иллюстрация", "роскошь мебели, сервизов, до последнего блюдечка и ложки, все в китайском стиле, заставляли людей бегать смотреть на это диво".

В конце XIX века место кондитерской Вольфа занял французский ресторан "Альберт", известный изысканнейшей кухней и чрезвычайно высокими ценами. В другой части котоминского дома расположились книжный магазин Дейбнера и один из первых петербургских фотографических салонов Карла Шапиро, а также музыкальный нотный и парфюмерный магазины. Там же размещались Адмиралтейская аптека и винный магазин "Дерби". Владельцем дома с 1883 года был Д. А. Пастухов, продавший его в 1898 году А. Г. Елисееву, одному из членов Торгового товарищества братьев Елисеевых.

В наши дни в бывшем доме Котомина на углу Невского и Большой Морской улицы располагается один из самых крупных и известных в Санкт-Петербурге антикварно-букинистических магазинов, переведенный сюда более двадцати лет назад с Литейного проспекта. Именно этот магазин явился организатором первых в нашей стране книжных аукционов.

В той части дома Котомина, где когда-то находилась кондитерская Вольфа и Беранже, на углу Мойки и Невского, в наши дни открыто литературное кафе.

Дом Котомина отделен от следующего дома по Невскому проспекту (№ 16) началом Большой Морской улицы, которая соединяется с Дворцовой площадью перед Зимним дворцом двойной аркой Главного штаба с видом на Александровскую колонну. Когда-то здесь располагались занимавшие большую часть территории современной Дворцовой площади Луговая, Миллионная улицы и Морской рынок, к которому первоначально и вели улицы Морской Слободы - Большая и Малая Морские.

При Екатерине II Академия Художеств несколько раз объявляла конкурс на застройку участка между Невским проспектом и примыкавшей к Зимнему дворцу Дворцовой площадью "великолепны ми домами". Это и было выполнено в начале 1780-х годов. По проектам архитекторов Ю. Фельтена и А. Квасова на месте центральной части нынешнего здания Главного штаба был сооружен дворец для любовника Екатерины II Д. А. Ланского, дворец затем перешел к Кушелевым. Тогда же были построены рядом с дворцом дом Я. А. Брюса и здание гостиницы "Европа". К тыловым частям этих домов примыкали многочисленные служебные постройки, которые и занимали большую часть пространства между Дворцовой площадью и Невским проспектом. После того как было возведено здание Главного штаба, значительную часть этих построек снесли и участок Большой Морской улицы, располагающийся между аркой Главного штаба и Невским проспектом, обстроили каменными домами. Уже в начале ХХ века левее арки Главного штаба по Большой Морской одним из выдающихся архитекторов Петербурга Ф. И. Лидвалем построено здание для Азовско-Донского банка, в котором в настоящее время размещаются Центральный телеграф и Междугородная телефонная станция (ныне дом № 3/6 по Большой Морской улице). Этот дом - классический образец архитектурного стиля модерн в городе, так же как и другие постройки Ф. И. Лидваля.

Стоящий рядом с постройкой Лидваля дом на углу Невского и Большой Морской - дом № 16 по Невскому - находится на том месте, где в 1766 году стоял дом генерала Иллариона Яковлевича Овцына (архитектор А. В. Квасов).

Овцынский дом многократно перестраивался в XIX веке, последняя его перестройка произведе на архитектором Л. Ф. Шперером в 1880 году. Владельцами дома во второй половине XIX и начале ХХ века были графы Зубовы - Александр, Андрей, Сергей и Валентин Платоновичи. Нижние этажи дома снимала торговая фирма венских коммерсантов Мандль, которые разместили здесь один из самых фешенебельных в Петербурге магазинов готового платья. Рядом располагались магазин картин и эстампов М. Ф. Буша и фотография Лоренса. В доме размещалась также Санкт-Петербург ская музыкальная школа.

Дом № 14 принадлежал во времена Екатерины II (до 1778 года) придворному кофишенку (мастеру кофейных дел) Петру Васильевичу Мышлевскому. Позже дом многократно менял владельцев и в конце XIX - начале ХХ века принадлежал известному домовладельцу Г. Г. Больдерману. В 1939 году на месте этого дома Б. Р. Рубаненко (ученик архитектора И. А. Фомина) возвел существующее и в настоящее время здание школы № 210. Это здание дает представление о характере многих построек сталинской эпохи.

Далее следует дом № 12 постройки 1910 года (архитектор В. И. Ван-дер-Гюхт), осуществленной для Коммерческого банка "Юнкер и К о ". Это образец эклектики начала века, вобравший в себя некоторые черты архитектурного стиля модерн.

Когда-то на этом месте стояло здание, украшенное пилястрами, весь верхний этаж его занимал в 1819-1822 годах М. А. Милорадович, петербургский военный генерал-губернатор, герой наполеоновских войн. О Милорадовиче сохранилось такое количество анекдотов, устных рассказов, легенд, что, когда их собрали в начале ХХ века, они составили несколько книг. М. А. Милорадович отличался поразительной храбростью и сохранял невозмутимое спокойствие в сражениях в самых опасных местах. Под ним убивали лошадь, пуля пробивала его шляпу, а он закуривал трубку или небрежно играл золотой табакеркой, подбадривая солдат. А. И. Герцен относил Милорадовича к разряду людей, занимавших "не только все военные места, но девять десятых высших гражданских должностей, не имея ни малейшего понятия о делах и подписывавших бумаги, не читая их. Они любили солдат и били их палками не на живот, а на смерть оттого, что им ни разу не пришло в голову, что солдата можно выучить, не бивши его палкою. Они тратили страшные деньги и, не имея своих, тратили казенные: красть собак, книги и казну у нас никогда не считалось воровством. Но они не были ни доносчика ми, ни шпионами и за подчиненных стояли головой. Один из полнейших типов их был граф Милорадович, храбрый, блестящий, лихой, беззаботный, десять раз выкупленный Александром из долгов, волокита, мот, болтун, любезнейший в мире человек, идол солдат, управлявший несколько лет Петербургом, не зная ни одного закона..."

При Милорадовиче состоял в качестве чиновника по особым поручениям поэт и будущий декабрист Федор Глинка. Он вспоминает, как однажды явился к своему начальнику и Милорадович, "лежавший на своем зеленом диване, закутанный в дорогие шали, закричал навстречу: "Знаешь, душа моя! У меня сейчас был Пушкин. Мне ведь велено взять его и забрать все его бумаги; но я счел более деликатным пригласить его к себе и уж от него самого вытребовать бумаги. Вот он и явился очень спокоен, с светлым лицом и, когда я спросил о бумагах, он отвечал: "Граф! Все мои стихи сожжены: у меня ничего не найдете в квартире, но, если вам угодно, все найдется здесь (он указал пальцем на свой лоб). Прикажите подать бумаги, я напишу все, что когда-либо написано мною (разумеется, кроме печатного), с отметкой, что мое и что разошлось под моим именем". Подали бумаги, Пушкин сел и писал, писал... и написал целую тетрадь. Вот она (граф указал на стол у окна), полюбуйтесь. Завтра я отвезу ее Государю. А знаешь ли, Пушкин пленил меня своим благородным тоном и манерою обхождения". На другой день я пришел к Милорадовичу поранее. Он возвратился от Государя, и первым словом его было: "Ну вот, дело Пушкина и решено!" И продолжал: "Я подал Государю тетрадь и сказал: "Здесь все, что разбрелось в публике, но вам, Государь, лучше этого не читать". Потом я рассказал подробно, как у нас дело было. Государь слушал внимательно и, наконец, спросил: "А что же ты сделал с автором?" - "Я? Я объявил ему от имени Вашего Величества прощение!" - Тут мне показалось, что Государь слегка нахмурился. Помолчав немного, он с живостью сказал: "Не рано ли?" Потом, еще подумав, прибавил: "Ну, коли уж так, то мы распорядимся иначе: снарядить Пушкина в дорогу, выдать ему прогоны и, с соблюдением возможной благовидности, отправить его на службу на юг". Вот как было дело. Между тем, в промежутке двух суток разнеслось по городу, что Пушкина берут и ссылают. Гнедич, с заплаканными глазами (я сам застал его в слезах), бросился к Оленину. Карамзин, как говорили, обратился к Государыне, а Чаадаев хлопотал у Васильчикова, и всякий старался замолвить слово за Пушкина. Но слова шли своею дорогою, а дело исполнялось буквально по решению".

Двумя годами позже, в 1822-м, Милорадович переехал из дома № 12 по Невскому проспекту в предоставленные ему казенные апартаменты на Большой Морской улице. Для перевозки имущества генерал-губернатора на новую квартиру был прислан особый отряд. На Морской Милорадовичу предстояло прожить три года с небольшим, прежде чем он был смертельно ранен П. Г. Каховским на Сенатской площади 14 декабря 1825 года. Милорадович выехал на площадь к поднявшим мятеж полкам с дурными предчувствиями. И они его не обманули.

Дом № 12 по Невскому в годы, когда в нем жил граф Милорадович, принадлежал торговому дому Калержи. Предки рода Калержи упоминаются в венецианских хрониках начиная с первой половины XIV века; позже ветвь рода Калержи переселилась в Грецию, а в XVIII веке - в Россию. Иван Калержи, занимавшийся торговлей пшеницей и сальными свечами, которые он с большой выгодой вывозил из России в Турцию и Италию через Азовское, Черное и Средиземное моря на принадлежавших ему судах, составил себе огромное состояние.

Поселившись в Санкт-Петербурге в 1816 году, он вскоре приобрел дом на Невском проспекте, где в качестве "Генерального консула семи греческих островов" устраивал приемы, приглашал к себе приезжавших в столицу знатных иностранцев, включая представителей известнейших европейских фамилий. Иван Калержи приложил много усилий для вовлечения России в борьбу за освобождение Греции от турецкого ига.

Замуж за Ивана Калержи была выдана одна из самых знаменитых юных красавиц Санкт-Петербурга - дочь генерала Фридриха Карла Нессельроде, героя Бородинского сражения, племянника канцлера Российской Империи Карла Васильевича Нессельроде, на протяжении почти сорока лет руководившего внешней политикой России. В качестве свадебного подарка жених преподнес шестнадцатилетней невесте вклад в банке на ее имя на 600 тысяч золотых рублей и дом на Невском проспекте.

Однако брак Ивана Калержи с Марией Нессельроде, которая при венчании приняла фамилию мужа, продолжался недолго и вскоре окончился разрывом. Дальнейшая жизнь Марии Калержи, знаменитой пианистки, ставшей любимой ученицей Шопена и Листа, протекала в основном в Париже, где она купила особняк на Анжуйской улице и открыла салон, который посещали представители художественного и музыкального мира. Шопен считал Марию Калержи самой талантливой из всех своих учениц. Но одновременно пианистка иногда выполняла и секретные поручения русского двора, передавала информацию о тайных замыслах правительства Луи-Филиппа своему дяде, канцлеру К. В. Нессельроде. Несколько лет ее ближайшим другом и любовником был граф Моле, министр иностранных дел в правительстве Луи-Филиппа. Важнейшую роль сыграла Мария Калержи при захвате власти Луи Бонапартом в дни создания во Франции Второй Империи. О ней пишет Виктор Гюго в знаменитой "Истории одного преступления":

"Когда Париж покрылся в 1852 году баррикадами и по приказу Бонапарта по всему городу производились аресты, одни лишь окна Елисейского дворца оставались всю ночь освещенными. Редкие прохожие наблюдали мелькавшие в окнах "привидения преступления". Среди них были и женщины. Одна из этих женщин, Калержи, была русская - высокая, белокурая, веселая, причастная к тайным дипломатическим интригам, показывавшая шкатулку, наполненную любовными письмами графа Моле, чуть-чуть шпионка, бесконечно обольстительная и отчаянная женщина".

Эта знаменитая красавица, "немка по происхождению, гречанка по мужу, русская по воспитанию, полька по национальности матери и влечению сердца" была воспета многими поэтами. Теофиль Готье писал о ней в "Эмалях и камеях", Гейне воспел Марию Калержи в "Романсеро". Но самые поразительные, полные страсти и горечи бессмертные стихи посвятил Марии Калержи один из величайших польских поэтов - Циприан Камиль Норвид. Его роман с Марией Калержи продолжался всего около полутора лет, в 1842-1844 годах, но ей посвящены многие стихи, написанные Норвидом и позже, полные воспоминаний о ней, любви и отчаяния.

В конце 1830-х и в 1840-х годах Мария Калержи часто приезжала в Санкт-Петербург с концертами и останавливалась всегда в своем доме на Невском проспекте. Она обладала значительным состоянием, и, когда концертные выступления Рихарда Вагнера в Париже в 1840 году закончились неудачей, все убытки Калержи приняла на свой счет. Как в Петербурге, так и в Париже большое количество нуждавшихся музыкантов, художников и писателей, в том числе многие польские эмигранты, вынужденные покинуть родину после восстания 1830-1831 годов, были обязаны ей постоянной денежной помощью.

Последние годы своей недолгой жизни Мария Калержи провела в Варшаве, выйдя замуж за героя обороны Севастополя 1854-1855 годов 30-летнего подполковника С. С. Муханова, назначенного директором варшавских театров. Но вскоре тяжелый ревматизм приковал пианистку к постели. Когда до Листа дошла весть о ее безвременной смерти, он устроил в Веймаре грандиозный концерт, где впервые исполнил посвященную Марии Калержи сонату. "Она играла как никто, - говорил Лист. - Кому довелось слушать ее, тот, конечно, этого не забудет, потому что это была не игра, но единственное в своем роде воссоздание творчества".

Когда в конце XIX века была открыта поэзия Норвида, умершего в полном забвении и нищете в приюте для неимущих в Париже, польские писатели и поэты приезжали в Петербург, чтобы посмотреть на дом, принадлежавший музе Норвида - Калержи, который тогда еще существовал. Но в те годы он принадлежал уже коммерсанту Сергею Владимировичу Шишкину, сдававшему нижний этаж фирме искусственных драгоценных камней Г. Фиоле и обувному магазину Петерсон. Позже дом был куплен Коммерческим банком "Юнкер и К о " и полностью перестроен в 1910-1911 годах по проекту архитектора В. И. Ван-дер-Гюхта. Находящийся рядом дом № 10 - одна из самых ранних построек этого участка Невского проспекта. Он, по-видимому, спроектирован архитектором А. В. Квасовым, хотя подтверждающей это документации не сохранилось. Дом строился для купца Петра Михайловича Перкина, а с 1773 года принадлежал коллежскому советнику Ивану Даниловичу Либериху.

Для ближайшего родственника Петра Перкина - публичного нотариуса Ивана Перкина был построен и соседний дом № 8 по Невскому. Сходство композиций фасадов домов № 8 и № 10 связано с тем, что оба дома строил один архитектор для близких родственников. Эти дома, не подвергавшиеся существенной перестройке, дают полное представление об архитектурном стиле и характере построек на Невском проспекте в первые годы царствования Екатерины II. Особенно хорошо сохранился дом № 10 с превосходно найденными пропорциями и изяществом декоративного оформления. Фасад дома № 8 был несколько переделан в 1830-х годах и позднее, в 1850-х, когда его приобрел конструктор, изобретатель и предприниматель Франц Карлович Сан-Галли. Более всего он прославился изобретением батарей парового отопления. Сконструированные им батареи были поставлены в Зимнем дворце, а потом и в других домах Санкт-Петербурга. Благодаря деятельности основанной им фирмы батареи получили широчайшее распространение во всем мире.

На протяжении почти всего XIX века в домах № 8 и № 10 размещались торговые выставки картин и скульптур, салоны для продажи гравюр и эстампов, книжные лавки и магазины, торговавшие французской, немецкой, итальянской литературой. Большой известностью пользовался располагавшийся в доме № 8 в конце XIX и начале ХХ века книжный магазин, принадлежавший Ф. К. Сан-Галли.

Соседние дома № 4 и № 6 первоначально сооружались по проектам, сходным с проектами домов № 8 и № 10, хотя и были несколько более значительны по размерам. Их строительство также финансировалось семейством купцов Перкиных, хотя дом № 6 в 1780 году достался по закладной калужскому купцу Андрею Григорьевичу Губкину. Дома эти в конце XIX века надстроены четвертым и пятым этажами. В доме № 6 в конце века располагались модный магазин Бертран, часовой и ювелирный магазин Бурхард и известный всему Петербургу магазин граммофонов, принадлежавший той же фирме "Бурхард". Дом № 4 приобретен Главным штабом и приспособлен для размещения учреждений военного ведомства.

Дом № 2 , угловой, выходящий на Дворцовую площадь, приобрел современный облик в 1845-1846 годах, когда был перестроен архитектором И. Д. Черником, который продолжил этим зданием гигантскую постройку Карла Ивановича Росси - дуговое здание Главного штаба. При этом не только фундамент, но и многие внутренние части здания, где прежде размещалось Вольно-Экономическое Общество, сохранились в первоначальном виде; полностью изменен только фасад. Нижняя часть дома отделана гранитом репакиви; монументальные пятиметровые угловые двери парадного подъезда на углу здания украшены львиными мордами, венками и шестиконечными звездами. Сверху - Афина Паллада среди ядер, пушек и знамен держит щит с двуглавым орлом.

После перестройки, осуществленной архитектором И. Д. Черником, дом № 2 стал частью Главного штаба. В здании Главного штаба размещались военное министерство, Генеральный штаб и Министерства иностранных дел и финансов. В доме № 2 открылся крупнейший в империи Географический магазин. По уровню и разнообразию картографической продукции этот магазин на протяжении многих десятилетий не имел себе равных в мире. Склады магазина оказались столь обширны, что пачки старинных карт, географических альбомов и атласов извлекались из них даже в конце 1930-х годов. Планы, схемы и карты городов России, составленные в начале ХХ века и изданные Генеральным штабом, во времена Сталина были засекречены и до сих пор хранятся в спецхранах наших библиотек.

Во внутренней части здания расположены несгораемые помещения, в которых в прошлом размещался архив Главного штаба. Чугунное литье для этих несгораемых помещений и чугунные доски для пола выполнялись по макетам, проверявшимся и утверждавшимся императором Николаем I.

Вот мы и вышли на Дворцовую площадь - главную площадь Санкт-Петербурга.


Фото В. МЕКЛЕРА.

Огромное розовое здание, выходящее фасадами и на Невский проспект, и на набережную Мойки, и на Большую Морскую улицу, сейчас занимает "Талион Империал Отель" . Но история этого дома длинна и увлекательна, как хороший исторический роман.

Участок на углу Невского и Мойки был застроен одним из первых в Петербурге. Уже в 1716-м году здесь был построен Мытный двор (то есть, фактически, крытый рынок, а название "Мытный" происходит от слова "мыт" - так называли пошлину с товаров). Но здание было деревянным, поэтому пожар в 1736 году с легкостью его уничтожил (как, собственно, и почти всю Адмиралтейскую часть). Торговый центр перенесли немного дальше, туда, где сейчас Гостиный двор , а на месте Мытного двора в 1755-м году легендарный Растрелли построил - ни много ни мало - временный Зимний дворец Елизаветы Петровны.

Огромный дворец простирался от Мойки до Малой Морской улицы. Растрелли построил его всего за несколько месяцев. Именно здесь, в роскошных парадных анфиладах, проходили знаменитые елизаветинские маскарады; и именно здесь императрица умерла. Но после строительства нынешнего Зимнего Дворца надобность во временном исчезла, и его разобрали.

Наконец, в 1768-м году участок (снова пустой) становится собственностью генерал-полицмейстера Н.И. Чичерина, верного помощника императрицы Екатерины II. Генерал-полицмейстер в те времена был едва ли не самым влиятельным человеком в столице: он отвечал не только за полицию, но и за строительство, и за общее благополучие граждан. И Чичерин действительно немало сделал для столицы: за период нахождения его в должности был открыт первый Родильный госпиталь, на домах появились доски с названиями улиц на двух языках, начали прокладывать подземные трубы для канализации. Правда, закончилась его карьера печально: императрица посчитала его (вернее, нерасторопность его подчиненных-полицейских) виновным в последствиях знаменитого наводнения 1777-го года, в результате которого погибли тысячи петербуржцев. Согласно легенде, Екатерина II, вызвав Чичерина во дворец, поклонилась ему в пояс со словами: «Спасибо, Николай Иванович! По твоей милости погибло несколько тысяч моих подданных». Согласно той же легенде, от расстройства Чичерина на следующий день разбил паралич, а еще через несколько дней он умер; но это неправда: умер Николай Иванович пять лет спустя. Но вот должность генерал-полицмейстера он, конечно, потерял безвозвратно.

Но вернемся на несколько лет назад - на момент строительства дома Чичерина. Интересно, что архитектор, построивший дом, истории неизвестен; исследователи выдвигают четыре наиболее вероятные кандидатуры: Ж. Б. Валлен-Деламот, А. Ф. Кокоринов, Ю. М. Фельтен и А. В. Квасов. Хозяин занимал только третий этаж здания; первый этаж отдали купцам, а еще два этажа сдавали внаем. Кстати, именно здесь в конце XVIII века были открыты Английский клуб и первая независимая (негосударственная) типография.

В течение первой половины XIX века дом постоянно менял владельцев и жильцов. В нем располагались и знаменитые типографии (здесь впервые был выпущен "Ревизор" Гоголя), и модные собрания и клубы, и популярные рестораны (завсегдатаем одного из них - Taleon - был А.С. Пушкин, упоминавший его в "Евгении Онегине"), а среди жильцов, нанимавших здесь квартиры, были такие знаменитые, как Кваренги.

Стоит упомянуть и еще одну историю, связанную с домом Чичерина. В 1826-м году в доме №15 демонстрировался некий прообраз Гранд-макета России - модель Санкт-Петербурга в 1/240 натуральной величины. Модель сконструировал венецианский дворянин Антуан де России на основе плана города; в собранном виде она имела размеры 23 на 39 метров. Фасады домов были сделаны из толстого картона, крыши - из свинца, Нева и каналы заполнялись водой. Но, как ни странно, модель не имела успеха: то ли из-за высокой цены на билет (5 рублей - немыслимые деньги по тем временам), то ли из-за общей атмосферы (только что прошло восстание декабристов, и петербуржцам, видимо, было не до зрелищ). В результате владелец увез модель за границу.

Наконец в середине века дом покупают знаменитые Елисеевы. Впрочем, они занимали только один корпус здания, а в другом более пятидесяти лет размещалось Благородное собрание. Здесь впервые читали свои произведения Достоевский, Салтыков-Щедрин и Тургенев, давало концерты Русское музыкальное общество, а почетными членами собрания были почти все представители русской элиты тех времен. Параллельно в здании был открыт первый в России шахматный клуб, но после доноса в Третье отделение о том, что в клубе "иногда ораторствует Чернышевский, ведутся рассуждения о конституции, а шахматами и не пахнет" , он был поспешно закрыт.

С Елисеевыми и домом №15 связана еще одна известная легенда: якобы сразу после октябрьской революции Елисеевы именно здесь замуровали все свое золото в надежде найти его после возвращения в Россию (но так как дом уже в 2000-х подвергался глобальной реконструкции, нам придется признать несостоятельной и эту легенду). После побега Елисеевых за границу в доме №15 по инициативе Горького организовали Дом Искусств. Это учреждение вошло в мемуары, пожалуй, всех поэтов и писателей Серебряного века, оставшихся в стране. Здесь выступали А. М. Горький, А. А. Блок, А. Белый, А. А. Ахматова, Ф. Сологуб, В. В. Маяковский, М. М. Зощенко, К. И. Чуковский, Г. Уэллс, А. Ф. Кони. Многие писатели здесь не только бывали, но и в прямом смысле слова жили. А.С. Грин именно в этом доме написал "Алые паруса"; Николая Гумилева арестовали тоже именно в этом доме.

В 1923-м Дом искусств был закрыт, а вместо него в доме №15 открылся кинотеатр "Светлая лента". Немые фильмы здесь сопровождались живой музыкой, и тапером некоторое время работал молодой Шостакович. Правда, вскоре его уволили: необычная игра никому пока не известного студента консерватории отвлекала зрителей от собственно фильмов. С 1931-го кинотеатр был переименован в "Баррикаду".

В начале 2000-х дом был полностью реконструирован, и теперь в нем размещается отель класса люкс. Впрочем, мы вернулись к тому, с чего начали...

Как приятно прогуляться по многочисленным набережным «северной Венеции"в теплую, тихую погоду. Этот рассказ об одной из таких прогулок-прогулки по набережной Мойки. Особо хотелось заострить внимание на архитектуре располагающейся по обеим берегам реки. Река имеет длину 4,7 км, ширину до 40 м. Первоначально вытекала из болот в районе Марсового поля, а в 1710 г. соединена с Фонтанкой. В 1798—1811 гг. были сооружены гранитные набережные и спуски. Через Мойку в разное время было сооружено 14 мостов, и большинство из них являются памятниками архитектуры.

Река Мойка вытекает из реки Фонтанки, можно сказать, под 1-м Инженерном мостом, это там где стоит «Чижик-пыжик»


Следом по-правую руку Летний Сад, по-левую Михайловский(Инженерный замок).Замок был построен по проекту архитектора В.Бренна (1797-1800).Замок был назван в честь архангела Михаила, которого Павел 1 считал своим небесным покровителем. Павел решил построить дворец с церковью и сам принимал участие в проектировании своего любимого детища. Дворец выглядел как крепость, со всех сторон был обнесен рвами, наполненными водой и охранялся солдатами.1 февраля 1800 г. Павел переехал в новый дворец, в нем же, в ночь на 12 марта 1801 г. был убит заговорщиками. В 1819 г. в замке разместилось Инженерное училище, сейчас здесь филиал Русского музея


Далее между 1-м Садовым мостом и 2-м Садовым располагаются с одной стороны Марсово поле, с другой Михайловский сад. Река Мойка протекает через центр города. Набережные Мойки имеют свой, характерный только для них, неповторимый колорит. Каждый поворот реки открывает новую, оставляющую неизгладимое впечатление, панораму. На набережных ограничено движение транспорта-поэтому здесь множество тихих, удивительно поэтичных уголков. Это одно из красивейших мест города.

По адресу наб. Мойки 1,Дом Адамини 1827 г. постройки. На фото также виден Тройной мост


Следующее здание-Круглый рынок, построенный в 1790 г.,реконструирован в 2012(наб.р. Мойки 3)


Дом Балкина-Дом Зубовой,1863 год постройки (наб.р. Мойки 5(на фотот справа)).Следом доходный дом Глинки-Маврина,1905 постройка,2012 реконструкция(наб.реки Мойки 7) и затем доходный дом 1874 года постройки


Большой Конюшенный мост 1828 года постройки. Рядом угловой дом-Доходный дом баронессы Майдель, построен 1882(наб.р. Мойки17), далее доходные дома в основном построенные в сер.19 века


Здание по наб.реки Мойки 31-Доходный дом Ферзена, год постройки 1915.Здание находится на пересечении реки Мойки и канала Зимней канавки, на фото виден 2-й Зимний мост. А рядом особняк Лобанова-Ростовского, сейчас здесь консульство Японии в Санкт-Петербурге, год постройки 1876(наб.р. Мойки 29)


Еще ряд зданий от канала Зимней канавки до Большого Конюшенного моста по нечетной стороне.27 дом (коричневое здание) доходный дом 1844 год постройки. Следом дом Эбелинга,1803(наб.р. Мойки25).Дальше дом князя Абамелек-Лазарева(светло-зеленое здание) построен в 1914 г.(наб.р. Мойки 23), красное здание следом, тоже дом князя Абамелек-Лазарева 1909 постройки


Дом графа Аракчеева 1799 года постройки на фоне 2-го Зимнего моста(наб.р. Мойки 35)


Следом за каналом Зимней канавки, Певческий мост. Этот мост является 3-м по ширине в городе(72 м), был построен в 1840 г. От Певческого моста всего 100 м до Дворцовой площади. Напротив моста Придворная певческая капелла, построена в 1889 году(наб.р. Мойки 22а и 18а)



Гостиница Мойка,22 Кемпински, в старом доходном доме 1853 г.


Рядом с Певческим мостом располагается здание Главного Штаба. Здание построено по проекту архитектора К.Росси в 1829 г. Восточное крыло здания передано Эрмитажу. Это здание известно как «дом-стена»,в результате оптического обмана с определенной точки недалеко от Певческого моста, кажется, что дом является тонкой стеной, за которой ничего нет. Здание тянется на 250 метров(наб.р. Мойки 39-47)



На противоположной стороне от Главного Штаба: Здание, известное как Волковские бани(серое здание)дата постройки первая пол.19 в.(наб.р. Мойки 36).Следом училище при немецкой реформатской церкви, ныне школа № 636,год постройки 1900(наб.р. Мойки 38).Следующее красное здание гостиница «Демут»,построенное в 1877 г.(наб.р. Мойки 40)


Дом Голландской церкви-Голландская реформатская церковь, построен в 1839 г. Здание находится на углу наб.р. Мойки 44 и Невским проспектом 20. Далее(на фото слева) доходный дом Башмакова 1867 г.(наб.р. Мойки 42)


Вид от Невского проспекта в сторону Дворцовой площади, по нечетной стороне. Дом Неймана-Дом Котомина,1815 г.(желтое здание, угол Невского проспекта и наб.р. Мойки 57).Следом дом Болина,1875.Далее дом Кудрявцева,1912(наб.р. Мойки 53)и затем красноватый дом Фелейзена,1880(наб.р. Мойки 51)


Наша прогулка постепенно подошла к Невскому проспекту и Зеленому мосту на фоне Строгановского дворца. Построен мост в 1806 и не раз реконструировался.


За Зеленым мостом располагаеся красивый Строгановский дворец. Он был выстроен в стиле барокко в 1752—1754 гг. для графа Строганова. Дворец является одним из лучших строений Растрелли. В настоящее время в музее экспонируются картины из фондов Русского Музея. Адрес угол наб.р. Мойки 46 и Невского проспекта 17


На противоположной стороне от Строгановского дворца доходный дом Елисеевых,1860 г.(наб.р. Мойки 59)


Следующее за этим здание-доходный дом и зал собраний Руадзе, год постройки 1857(наб.р. Мойки 61


На пересечении с ул. Гороховой и наб. Мойки стоит красивейшее здание-торговый дом «С.Эсдерс и К.Схейфальс».С 1919 года здесь была швейная фабрика им. В.Володарского. Год постройки 1907(наб.р. Мойки 73) и рядом с ним додоходный дом Корпуса,1880(наб.р. Мойки 71)



Cледом(зеленое здание) дом Вельцина,1860 г.(наб.р. Мойки 75)



Следом здание гостиницы Соболева, год постройки 1872(наб.р. Мойки 60) и угловое здание-доходный дом Липина,1863(Наб.р. Мойки 62)



Доходный дом Риц-а-Порта, год постройки 1863(наб.р. Мойки 81)



Постепенно мы приблизись к Исаакиевской площади и Синему мосту. Синий мост получил название по окраске, построен в 1818 г. Это самый широкий мост в городе и один из самых широких в мире (97 м), он является частью Исаакиевской площади, на которой находится великолепный Исаакиевский собор .В центре площади установлен памятник Николаю Первому(ск. П.Клодт,1859).У северного устоя моста расположена стелла с отметками уровней самых разрушительных наводнений в городе. Самые высокие отметки были зафиксированы в 1777 г.(310 см над уровнем ординара), 1824 г.(410 см) и 1924 г.(369 см).

Дом И. Г. Неймана - Дом К. Б. Котомина Классицизм

Невский пр., 18 - наб.р. Мойки, 57

Дом К. И. Крюйса

1705 - деревянный

Дом И. Г. Неймана

1741 - арх. Земцов Михаил Григорьевич - каменный

Дом Котомина

1812-1815 - арх. Стасов Василий Петрович - дом перестроен

* Чертеж из коллекции Ф.-В.Берхгольца, 1740-е гг. (И.Г.Котельникова. Панорама Невского проспекта В.С.Садовникова. Ю.М.Денисов.

Приложение к альбому "Панорама Невского проспекта В.С.Садовникова". Л., "Аврора", 1974). Подпись на немецком языке: "des Schneider

Neumann seyn hauss, nach der seite der Grossen Merskoy" - "Собственный дом портного Неймана со стороны Большой Морской". (Очевидно,

Ошибка: это фасад по Невскому проспекту. Комментарий Юрия Денисова: "Большой Прешпективе".) (S.P.)

** Карр Э.Х. Русская революция от Ленина до Сталина. 1917-1929. - М. 1990. С. 128-129. Ил.1.

Первым владельцем участка между современными Большой Морской улицей и набережной реки Мойки был вице-адмирал К. И. Крюйс, сподвижник Петра I, вице-президент Адмиралтейств-коллегий. Для него в 1710-х гг. выстроили деревянный дом. Последующими владельцами были генеральша М. И. Балк, лекарь Преображенского полка Х. Килвент, иностранный купец О. Б. Герцен (Герцын), торговавший водкой. В 1741 г. на этом участке для портных дел мастера И. Г. Неймана был построен по проекту архитектора М. Г. Земцова каменный дом, состоявший из двухэтажных на высоких подвалах угловых частей и соединявшего их одноэтажного корпуса. Фасады несли черты раннего барокко: рустованные лопатки, наличники с «ушками», лучковые сандрики. В середине XVIII в. в доме располагались классы Пажеского корпуса, трактир Гаусмана. Французы из Савойи открыли здесь первый в России кабинет восковых фигур. В конце XVIII - начале XIX в. дом принадлежал купчихе И. Р. Шаде и ее мужу, надворному советнику фон Штиндту. В 1807 г. его приобрел богатый купец К. Б. Котомин, бывший крепостной князя И. Б. Куракина. Для нового владельца выдающийся зодчий В. П. Стасов в 1812-1815 гг. кардинально перестроил здание в стиле высокого классицизма. Четкий единый объем четырехэтажного дома поделен на два основных яруса. Нижний ярус был пластически обогащен портиком из восьми полуколонн в центре главного фасада и четырехколонными лоджиями по сторонам. Необычный изгиб линии фасада со стороны Мойки обусловлен поворотом набережной. Это здание - один из ранних в Петербурге крупных доходных домов с плотной застройкой всего участка. В середине XIX в. из практических соображений были заложены лоджии и сломан портик (лоджии вновь раскрыты при реконструкции 1978-1981 гг. по проекту архитектора О.И. Минервина). В доме Котомина открыл свою первую фруктовую лавку П. Е. Елисеев, родоначальник знаменитой купеческой династии. Выходец из казенных крестьян, он приехал в столицу в 1813 г., а через шесть лет записался в купечество. Семья Елисеевых жила здесь с 1830-х по 1858 г. (когда купила дом № 15 напротив). Их магазин работал в этом доме до 1903 г. Располагавшаяся в первой половине XIX в. на углу набережной Мойки кондитерская С. Вольфа и Т. Беранже служила местом встреч писателей и поэтов. Отсюда 27 января 1837 г. А. С. Пушкин со своим секундантом К. К. Данзасом отправился на роковую дуэль с Дантесом. Кафе посещали М. Ю. Лермонтов, Т. Г. Шевченко, Н. Г. Чернышевский, И. И. Панаев. Здесь весной 1846 г. произошло знакомство Ф. М. Достоевского с М. В. Петрашевским. Позднее кондитерскую сменил французский ресторан «Альберт». В 1822-1824 гг. в доме жил журналист и писатель Ф. В. Булгарин. В 1841-1866 гг. здесь работал книжный магазин Ю. А. Юнгмейстера, издавшего «Картинки русских нравов» в шести книгах. В 1859 г. открылся книжный магазин Г. Гесселя, в 1873-м его приобрел А. В. Дейбнер - комиссионер Публичной библиотеки. При новом владельце, потомственном почетном гражданине А. Н. Пастухове, купившем дом в середине 1870-х гг., помещения занимал ресторан О. Лейнера, в котором часто бывали артисты петербургских театров. Согласно легенде, П..И. Чайковский 20 октября 1893 г. после спектакля в Александрийском театре, выпив в этом ресторане стакан сырой воды, скончался через несколько дней от холеры. Здесь Ф. И. Шаляпин познакомился с артистом М. В. Дальским, обучавшим певца актерским навыкам. В ресторане с 1902 г. снимало помещение Скандинавское благотворительное общество. В здании обосновался музыкальный магазин В. В. Генера, сюда переехала Адмиралтейская аптека, рядом разместились магазины К. Воткея (бинокли и подзорные трубы) и Ф. Треймана. В 1920-х гг. в доме находились издательство Ленинградского губпрофсовета, ресторан и кафе, булочная-кондитерская, прачечная-красильная, фотоателье П. С. Жукова. Унаследовав ателье у известного фотографа К. А. Шапиро, Жуков создал уникальный фотоархив. В этом доме он жил и умер в 1942 г. После реконструкции здания на месте кондитерской Вольфа и Беранже в 1985 г. открыто «Литературное кафе». Оформление его создано З. Б. Томашевской, мраморная стела с изображением А. С. Пушкина - М. К. Аникушиным. Давно существовавший на месте магазина Дейбнера антикварно-букинистический магазин «Старая книга» был расширен и оформлен в 1983 г. по проекту А. И. Акмена и В. А. Бондаренко при участии художника Н. Ф. Маркова и скульптора Г. Д. Ястребенецкого. В 2001 г. он уступил место белошвейному салону «Altenia», а тот, в свою очередь, магазину «Невский сувенир». Сегодня соседями гранд-кафе «Литературное» стали кофейня «Шоколадница» и салон цветов фирмы «Оранж». В 2005 г. отремонтированы фасады здания.

... Близость дома Неймана к проезжей дороге, к Адмиралтейству, к Морским слободкам - известно, что моряки никогда не принадлежали к трезвенникам - обратила на этот дом внимание виноторговцев. Уже в 1739 г. «Иноземец Октавий Бартоломей Герцен» продавал в нем «разные водки наподобие гданских водок зделанные, лучшие сорта фляжки по 90 коп., а целый ящик 43 рубля, в котором 50 фляжек, да у него же продается недорогою ценою разных сортов, а именно Шпанское, Алеканти и другие хорошие виноградные вина»...

В 1812-1815 гг. по заказу купца Котомина Василий Петрович Стасов построил огромный по тем временам четырехэтажный дом, занимавший целый квартал между Большой Морской ул. и Мойкой. Облик дома во многом сохранился. Центральная часть, выходящая на Невский пр. по бокам окаймлялась двумя лоджиями с четырьмя дорическими колоннами. Третий и четвертый этажи отделялись от нижних выступающим портиком, под ним располагались колонны. Впоследствии при перестройке дома арх. Дмитриевским в 1856 г. лоджии заложили кирпичной кладкой. Но колонны остались. Три верхних этажа занимали жилые комнаты, в первом этаже располагались помещения, сдаваемые для торговли.

К 1860-м гг. дом перешел в собственность другой ветви рода Котоминых. Новый владелец - Михаил Антонович Котомин (1810-1859), санкт-петербургский 2-й гильдии купец, потомственный почетный гражданин, торговал чаем. В 1875 г. дом был продан Николаю Александровичу Пастухову.

Елисеевы .

Основатель знаменитой купеческой династии, выходец из ярославской губернии, Петр Елисеев переселился в Петербург в 1813 г. Вскоре он перевез в город свое семейство - жену и троих сыновей. В первые годы Елисеев состоял в звании торгующего крестьянина. В 1819 г. Петр Елисеев смог записаться в столичное купечество, первоначально по 3-й гильдии.

Помещение для торговли Елисеев нанял в первом этаже в доме купца Котомина (Невский пр., 18), также уроженца Ярославской губернии, и открыл торговлю фруктами и колониальными товарами.

В 1820-х гг. Елисеевы открыли лавку на Биржевой линии, в доме Политковского .

В 1825 г. Петр Елисеевич Елисеев скончался, его похоронили на Георгиевском Большеохтинском кладбище . Торговлю продолжила вдова Мария Гавриловна Елисеева, записавшаяся в санкт-петербургское купечество по 2-й гильдии. На 1832 г. она объявила капитал по 1-й гильдии, но в 1833-1839 снова пребывала во 2-й гильдии. С 1839 г. она, а затем и ее сыновья состояли только в первогильдейском купечестве. После смерти матери во главе дел встал старший сын - Сергей Петрович Елисеев, братья не стали делить капитал, вели дело вместе. В 1830-1840-х гг. Елисеевы купили в Голландии два парусных корабля, приспособленных для перевозки «колониальных товаров». В 1856 г. они приобрели новый винтовой пароход «Александр II». Елисеевы покупали «на корню» урожай винограда в знаменитых винодельческих районах Франции. Там же он проходил первичную обработку, потом винные полуфабрикаты на кораблях доставлялись в Петербург, выдерживались в собственных подвалах до готовности, разливались в бутылки и отправлялись на продажу.

В середине 1840-х гг. братья Елисеевы приобрели дом с флигелями на углу Большой Морской и Гороховой улиц .

В 1856 г. Елисеевыми была основана Елизаветинская богадельня на Васильевском острове.

В 1857 г. Елисеевы получили разрешение учредить Торговый дом «Братья Елисеевы», во главе которого встал старший брат. В 1845 г., Сергей Петрович Елисеев , и его род был возведен в потомственное почетное гражданство.

В 1858 г. Елисеевы купили у наследников купца А. И. Косиковского дом на Невском пр. 15

В 1820-х гг. на третьем этаже дома размещалась редакция «Литературных листков» - газеты, издававшейся Фаддеем Венедиктовичем Булгариным. С 1824 г. здесь жил сам Булгарин.

В первой половине XIX в. на углу Мойки располагалась кондитерская С. Вольфа и Т. Беранже и служила местом встреч писателей и поэтов.

В 1870-х гг. при новом владельце А. Н. Пастухове со стороны Большой Морской был ресторан О. Лейнера - место встречи артистов театров

Лоджии восстановлены при реконструкции 1978-1981 гг. (арх. О. И. Минервин).

После реконструкции в 1985 г. на месте кондитерской Вольфа и Беранже открылось Литературное кафе - оформление З. Б. Томашевской

1965: Мастерская живописца И.М. Пентешина - Невский пр., 18. (. C. 124)

1973: Книжный магазин и магазин канцелярских товаров № 53 (антиквар-ный) - ул. Герцена, 12 (. С.284)