Заграничные паспорта и документы

Уникальная история гостиницы «Националь. Здание гостиницы "националь" Кто жил в гостинице националь

Гостиница «Националь» - одна из старейших действующих гостиниц в Москве. Расположенная в самом центре Москвы – на углу Тверской и Моховой улиц, по соседству с Красной площадью, Кремлем, Александровским садом – она давно уже стала неотъемлемой частью столичного ландшафта, а ее история тесно связана с историей самой Москвы, да и всей России.

Строительство гостиницы «Националь» началось в 1900 году. Проект здания гостиницы по заказу Варваринского общества домовладельцев разработал известный тогда архитектор Александр Иванов. При возведении здания применялись самые современные технологии и строительные материалы – железобетонные конструкции, гидроизоляция. Величественные фасады гостиницы были отделаны природным камнем, керамической плиткой, лепниной, а угловой аттик украшен майоликовыми панно. Поражала воображение внутренняя отделка «Националя» - мраморные лестницы в вестибюле, витражные окна, мозаичный пол, фигуры атлантов, установленные у входа в лифты.

Не менее пышно были отделаны и обставлены номера гостиницы. Мебель для них была изготовлена по специальному заказу, из красного дерева, светлого и мореного дуба, других ценных пород. Самые дорогие апартаменты «Националя» - такие, как «Гостиная Людовика XV» или «Гостиная Людовика XVI» - располагались на третьем этаже и предназначались для приема высокопоставленных гостей. Роскошь обстановки дополнялась эксклюзивным набором удобств и гостиничных услуг. Многие номера гостиницы были оборудованы ванными комнатами и ватерклозетами, во всех номерах были установлены сейфы. Здание «Националя» обогревалось самой современной системой отопления, разработанной на литейном заводе Сан-Галли. Гостиница была полностью телефонизирована, что тоже являлось признаком роскоши по тем временам.

Кроме номеров, в здании «Националя» размещались читальня, ресторан и различные гостиничные службы, а также магазины, пекарня и винный склад.

Гостиница «Националь» открылась в 1903 году и сразу же приобрела небывалую популярность, заняв почетное место в ряду лучших гостиниц Москвы. Проживание в «Национале» стоило недешево, однако номера гостиницы никогда не пустовали. Здесь селились богатые купцы и крупные промышленники, иностранные дипломаты, здесь в разное время проживали такие видные деятели русской культуры, как Федор Шаляпин, Николай Римский-Корсаков, Иван Бунин.

Перемены, произошедшие в России после Октябрьской революции 1917 года, отразились и на судьбе гостиницы «Националь». Во время октябрьских боев в Москве здание гостиницы служило одним из опорных пунктов контрреволюционных сил и получило повреждения при артобстреле. После окончательной победы большевиков были национализированы все крупные гостиницы Москвы. Гостиница «Националь» была превращена в «1-й Дом Советов», то есть, общежитие для функционеров и чиновников новой власти. В марте 1918 года, после того, как столица была перенесена в Москву, в роскошных номерах «Националя» поселились члены Советского правительства. Здесь проживали Дзержинский, Свердлов, Троцкий, а в номере 107 ненадолго поселились Ленин и Крупская. Номер был обставлен мягкой мебелью в зеленых тонах, на массивном письменном столе, покрытом зеленым сукном, стояли черные мраморные чернильницы с пресс-папье, два бронзовых подсвечника и бронзовая лампа с зеленым абажуром. Освещала номер бронзовая трехрожковая люстра. Некоторые детали этой обстановки сохранились и до наших дней.

После того, как Советское правительство перебралось в Кремль, гостиница «Националь» долгое время оставалась общежитием ВЦИК. Последствия этого выявились в начале 1930-х годов, когда гостинице решили вернуть прежние функции. В ходе инвентаризации оказалось, что большая часть гостиничных интерьеров и мебели пришла в негодность, а инженерно-технические коммуникации значительно изношены. В здании «Националя» был проведен капитальный ремонт. Изменился внешний вид гостиницы: нижние этажи, облицованные гранитом, песчаником и красным кирпичом, перекрасили под гранит, дубовые рамы заменили алюминиевыми переплетами, а вместо майоликовых панно на угловом аттике здания появился индустриальный пейзаж в духе времени. Мебель для номеров «Националя» взяли из резервного фонда, созданного при национализации дворянских усадеб. Так в гостиничной обстановке появились мебель и предметы искусства из Аничкова и Царскосельского дворцов. «Националь» превратился в своеобразный «музей», что сразу сказалось на стоимости проживания в гостинице – селиться в ее номерах было не по карману даже иностранным туристам. В последующие годы «Националь» приобрел репутацию убыточной гостиницы. Несколько раз – и в 1950-х, и в 1960-х годах - предпринимались попытки модернизировать и переоборудовать здание гостиницы, но размахом они не отличались – ремонт крыш и электропроводки, реставрация отдельных предметов антикварной обстановки, внутренние перестройки здания. Правда, в 1974 году гостиница «Националь» была включена в список памятников истории и культуры, охраняемых государством – но не потому, что ее здание было архитектурным памятником в стиле модерн, а потому, что здесь когда-то проживал Ленин. Ветхость здания и отсутствие современного оборудования практически лишили «Националь» прежней популярности.

Серьезные перемены в судьбе гостиницы начались только в 1985 году, когда наконец было принято решение о полной реставрации «Националя». Часть антикварной мебель, признанной национальным достоянием, передали на хранение в музеи, остальную вывезли на реставрацию, чтобы потом использовать в оформлении интерьеров гостиницы. По результатам конкурса, проведенного в 1990 году, был выбран генеральный подрядчик – австрийская фирма «Рогнер». С российской стороны в реставрации «Националя» принимали участие специалисты московского управления по проектированию общественных зданий и сооружений «Моспроект-2».

Работы по возрождению гостиницы «Националь» велись в трех основных направлениях – ремонт и перепланировка здания, модернизация гостиничного оборудования, обновление интерьеров. К северному фасаду здания пристроили еще один этаж – там разместился оздоровительный центр, чердак превратили в мансарду с двадцатью дополнительными номерами, а бывший внутренний двор перекрыли стеклянной крышей и обустроили там кафе с зимним садом. Одновременно австрийские дизайнеры разрабатывали для «Националя» мебель в стиле югенд, проектировали интерьеры. Были изготовлены новые люстры, до мелочей повторявшие дизайн первых, еще дореволюционных светильников «Националя».

Возрожденный «Националь» принял первых постояльцев в 1995 году. В том же году указом Президента Российской Федерации здание гостиницы было отнесено к памятникам истории и культуры города Москвы федерального значения. Так начался новый этап в истории «Националя». С самого открытия гостинице была присвоена высшая категория – пять звезд. В новом облике «Националя» современное гостиничное оборудование сочеталось с бережно восстановленной атмосферой старины. Многие номера сохранили интерьеры начала 20 века и были обставлены антикварной мебелью, на стенах гостиницы появились гравюры и эстампы с видами старой Москвы, живописные полотна, написанные в духе русского реализма. Новый «Националь» быстро завоевал популярность у гостей столицы, приобретя репутацию престижной и эксклюзивной гостиницы. К 2000 году, когда старейшая гостиница Москвы торжественно отпраздновала свое столетие, уже можно было сказать, что проект возрождения «Националя» увенчался несомненным успехом.

Траурной датой в более чем вековой истории гостиницы «Националь» стало 9 декабря 2003 года. В этот день у гостиницы был совершен террористический акт. При взрыве «мерседеса», припаркованного у входа в гостиницу, погибли шесть человек, в том числе обе террористки – чеченские шахидки, еще двенадцать человек получили ранения разной тяжести. Взрывной волной были выбиты несколько стекол на первом и втором этажах гостиницы. В июне 2005 года у гостиницы «Националь» был открыт памятный знак, посвященный жертвам теракта. На кубе из черного мрамора высечена искра и написаны имена погибших. Надпись на памятнике гласит: «Вечная память жертвам террористического акта 9 декабря 2003 года».

В наши дни гостиница «Националь» прочно заняла почетное место среди лучших пятизвездочных гостиниц мира. Достижения «Националя» были неоднократно отмечены почетным дипломом и Бриллиантовой звездой Академии гостеприимства США – самой престижной наградой в мировом гостиничном бизнесе. «Националь» входит в группу наиболее фешенебельных отелей европейской гостиничной сети «Le Meridien» - «А Royal Meridien Hotels», но при этом остается стопроцентно муниципальной гостиницей и обслуживается исключительно российским персоналом. Генеральный директор гостиницы Юрий Подкопаев, который руководит «Националем» с 1985 года, дважды отмечен званием одного из лучших отельеров мира.

03 В XIX веке «Варваринское акционерное общество домовладельцев» выкупило угловой участок под новую застройку — вскоре здесь появились несколько домов с дешёвыми квартирами, первые этажи которых были отданы под лавки.

04 Проектировщики при этом придали угловому выступу основного здания полукруглую форму, характерную для московской архитектуры конца XVIII века.

05 В 1901 году новые владельцы начали строительство роскошной гостиницы по проекту архитектора А. В. Иванова.

06 Новый архитектурный проект предусматривал сохранение в общих чертах облика предшествующей постройки (доходный дом архитектора Л. Н. Бенуа), в том числе и полукруглого угла.

07 Здание гостиницы «Националь», открытой в 1903 году, решено в стиле эклектики с элементами модерна.

08 «Националь» изначально задумывался как роскошный отель мирового класса. В отделке использовались дорогие материалы.

09 Наружное убранство отмечено использованием большого количества лепнины; в интерьерах были применены мозаичные полы и витражи.

10 Гостиница оснащалась передовыми техническими новинками того времени: были установлены лифты, а в номерах появились телефоны, ватерклозеты и ванны

11 В 1918 году после переезда Советского правительства в Москву здание гостиницы заняли правительственные подразделения новой власти (и занимали на протяжении последующих 15 лет); гостиница получила название Первый Дом Советов.

12 Несколько дней в марте 1918 года в двухкомнатном номере 107—109 проживал глава Советского государства В. И. Ленин с женой Н. К. Крупской и сестрой М. И. Ульяновой.

13 В 1932 году зданию вернули гостиничный статус.

14 В 1985 году началась реконструкция и реставрация «Националя».

15 Реставрация продолжалась до 1995 года, за это время до мельчайших деталей было восстановлено убранство Националя.

16 Открывшемуся отелю присвоили высшую категорию - 5 звезд, и одновременно отнесли к памятникам истории и культуры федерального значения.

17 С 1995 года начинается вторая жизнь отеля: часть номеров обставили антиквариатом, ввели новую услугу - проживание в номере с интерьерами начала 20 века.

18 Сейчас гостиница входит в систему элитных отелей Le Meridien, присвоившую Националю статус королевского отеля.

19 Вместе с тем, гостиница по-прежнему остается гостиницей-музеем, где теряются даже первые лица государств.

21 В разные годы здесь жили Г. Уэллс, У. Черчилль, Кофи Аннан, Хавьер Солана, шведская принцесса Бригитта, принц Майкл Кентский, Пласидо Доминго, Мирей Матье, Пьер Ришар и многие-многие другие, чьи портреты висят в галерее на втором этаже гостиницы.

22 Впрочем, в Национале останавливаются не только знаменитости и миллионеры. Этот отель выбирают участники различных фестивалей, зарубежные бизнесмены и туристы, руководители крупных компаний, и иные VIP-персоны.

23 Замечательна экспозиция с историческими фотографиями гостиницы в разные годы

27 В гостинице Националь 11 банкетных залов с великолепным декором и вместимостью от 6 до 150 человек. Здесь Вы можете не только провести официальную встречу на самом высоком уровне но и просто отдохнуть в компании старых друзей. Конференц-зал оборудованный полным комплектом необходимой аппаратуры.

28 Ресторан "Московский" - известен великолепной русской кухней в исполнении известного шеф-повара Вячеслава Брылова. Из окон открывается неповторимый вид на Кремль и Манежную площадь. По вечерам - живая русская музыка.

29 «Националь» приглашает провести незабываемое гастрономическое путешествие в ресторане «Московский», из окон которого открывается изумительный вид на Кремль.

30 Фортепьянная музыка по вечерам и чарующие огни Кремлевского архитектурного ансамбля зададут верное настроение и романтическому свиданию, и деловой встрече.

31 В ресторане «Московский» гости могут насладиться традиционными блюдами русской кухни (Стерлядь «Царская», Осетрина по-монастырски, Грудка гуся нагульного, Жаркое из кабана по-стрелецки), а также богатым ассортиментом блюд европейской кухни.

32 Возрождая лучшие кулинарные традиции вековой истории «Националя» шеф-повар ресторана «Московский» Андре Мартин создал меню исконно русской дворянской кухни.

33 Росписи потолка впечатляют

40 Именно, «отдыхая» в ресторане гостиницы на цокольном этаже, художник Андрей Иогансон придумал этикетку водки «Столичная». На ней изображена гостиница «Москва», как раз под тем ракурсом, который увидел художник со своего места. Этикетка интересна с «точки зрения» маркетинга тем, что с момента создания (приблизительно 1937—1938 г.) практически не подвергалась изменениям.

42 В «Национале» 201 номер, включая 56 люксов. В 2009 году была закончена комплексная реконструкция и реновация гостиницы, в ходе которой были увеличены площади гостиных и ванных комнат, появились гардеробные комнаты, были внедрены новейшие технические решения.

43 Люкс Классический: Просторные двухкомнатные люксы с гостиными и уютными спальнями. В оформлении интерьеров «Классических» люксов использованы предметы антиквариата музейной ценности: мебель, музыкальные инструменты, торшеры и лампы из Богемского стекла - все это рождает уникальный, неповторимый стиль каждого номера. Мраморные ванные комнаты оборудованы гидромассажными ваннами.

44 Более тридцати люксов имеют живописный вид на Кремль и Красную площадь.

45 Люкс Президентский: Роскошные трехкомнатные номера с панорамным видом на Кремль и Тверскую улицу, состоящие из гостиной, спальни и кабинета с отдельным душем. Антикварная мебель и предметы искусства в сочетании с выдающимися интерьерными решениями придают этим номерам особый шарм. Мраморные ванные комнаты этих номеров оснащены джакузи. В «Президентских» люксах «Националя» предпочитали останавливаться Президенты Франции Николя Саркози и Жак Ширак, Президент Швейцарии Паскаль Кушпен, Премьер-министр Италии Сильвио Берлускони, Король Испании Хуан Карлос, принцесса Королевства Швеции Биргитта, принц Майкл Кентский и многие другие.

50 Виды из окон "Националя" не всегда были такими захватывающими. До 1930-х годов (до расчистки Манежной площади) из окна ресторана можно было видеть вместо Красной площади дом напротив.

Действующий музей, принимающий постояльцев в исторических интерьерах. На заре своей более чем вековой истории отель приветствовал высоких гостей последнего русского царя и представителей царствующих династий Европы. После революции 1917 года «Националь» стал на небольшой отрезок времени домом для Советского правительства, в составе которого в гостинице проживали Ленин, Дзержинский, Троцкий. Впоследствии отель был преобразован в Первый Дом Советов – общежитие для зарождающейся советской номенклатуры. В годы Второй мировой войны «Националь» служил резиденцией 16 иностранным посольствам и дипломатическим миссиям. И это лишь некоторые вехи легендарной истории гостиницы!

При всем их многообразии, множество драматических коллизий судьбы «Националя» всё же поддается подведению к общему знаменателю: за более чем 100-летнюю историю гостиницу выбирали поистине герои своего времени, яркие и незаурядные личности.

В числе предметов внутреннего убранства современного «Националя» – лично принадлежавшие царской семье России и прекрасно сохранившиеся доныне предметы мебели и произведения искусства из Царскосельского и Аничкова дворцов. Редкий отель сможет сравниться с «Националем» по уровню высокохудожественного исторического интерьера, располагающего уникальными предметами мебели и интерьерного декора, редкими образцами живописи и прикладного искусства, а также музыкальными инструментами музейного уровня.

Историческая фотогалерея

Интересные факты

  • Для постояльцев двери гостиницы открылись 1 января 1903 года. Первоначальное название гостиницы –«Национальная» . По замыслу создателей, гостиница была предназначена для приема и обслуживания высокопоставленных иностранных гостей и представителей российской государственной и военной элиты.

  • Архитектура построенного здания сочетала черты ренессанса и классицизма с декоративными мотивами модерна. Фасад здания был решен в стиле классицизма. Особым великолепием отличался интерьер вестибюля гостиницы с главным акцентом в виде парадной лестницы , имеющей уникальную для начала XX века конструкцию. И поныне белый мрамор с лепными позолоченными украшениями металлических ограждений и гармоничной мозаикой уникальных витражей на главной лестнице притягивает множество восхищенных взглядов гостей «Националя». Посмотреть фотографию парадной лестницы .

  • В 1905 году над парадным входом в гостиницу был сооружен металлический козырек с грифонами, растяжками, вензелями и вывеской с датой открытия гостиницы – «1903 год». Длительное время существовала легенда, что точно такой же козырек, при открытии установленный в средней части фасада здания на Тверской улице, был уничтожен взрывом гранаты во время революционных событий в октябре 1917 года. Однако фотоизображения и документального подтверждения этой легенды пока обнаружить не удалось.

  • В 1903 году «Национальная» насчитывала сто шестьдесят номеров , среди которых самыми дорогими и роскошно отделанными были апартаменты на третьем этаже гостиницы: номер 101, до 1917 года называвшийся «Гостиная Людовика XVI» и номер 115, носивший имя «Гостиная Людовика XV» . И по сей день мы можем любоваться элементами первоначального внутреннего убранства уникальных номеров: потолочной художественной росписью в номере 115 и камином, облицованным белым мрамором , с металлической решеткой в номере 101. Апартаменты предназначались для проживания высокопоставленных гостей: губернаторов, иностранных дипломатов и членов монархических семей Европы. В настоящее время данные номера носят говорящее название «Президентские люксы» и являются настоящей гордостью гостиницы.

  • В 1903 году стоимость проживания в гостинице колебалась от 1 рубля 50 копеек до 25 рублей в сутки . Для сравнения в начале XX века земские учителя и врачи получали жалованье 10–15 рублей, что являлось неплохим доходом.

  • «Национальная» весьма дорожила своей репутацией. На службу нанимали только с письменной рекомендации уже работающего в гостинице персонала. Каждый работник дорожил своим местом, так как состоять в штате такой гостиницы было весьма престижно и доходно.

  • Основной категорией постояльцев гостиницы с 1903 по 1917 годы были представители российской государственной власти. В «Национальной» останавливалось более одной тысячи высокопоставленных чиновников. C уверенностью можно сказать, что история постояльцев гостиницы – это хроника последнего десятилетия Российской империи в лицах.

  • В 1913 году в «Национальной» проживал великий князь Александр Михайлович – внук императора Николая I, дядя последнего русского императора Николая II.

  • В начале XX века в Москве насчитывалось 228 гостиниц и 10 из них находились на Тверской улице , рядом с «Национальной». Кроме последней, особой популярностью у приезжих пользовались гостиницы «Дрезден», «Лоскутная», «Париж» и «Большая Московская». Однако все перечисленные гостиницы были построены еще в XIX веке и не могли сравниться с «Национальной» по уровню оснащения и разнообразию сервиса , которая поистине могла гордиться необычными для начала XX века техническими новинками – лифтами, сложным устройством вентиляции, передовой системой отопления, телефонной связью, службой такси и т.п.

  • С 1903 по 1910 годы была выпущена серия почтовых открыток с изображением «Национальной».

  • Особой гордостью владельцев гостиницы и визитной карточкой гостиницы всегда был ее ресторан, приятно удивлявший гостей разнообразием и затейливостью меню, в особенности, блюд русской национальной кухни . Вершиной кулинарного искусства было, например, меню праздничного обеда начала ХХ века. Перечисление одних лишь закусок поражает воображение: тут и устрицы, и бульон, и борщок, и царский студень , и поросята сливочные, и кулебяки разные, и паштеты из дичи с трюфелями, и форель гатчинская, и нельма сибирская, и лососина висляндская, и осетрина кучугурская, и ростбиф, и ветчина, и телятина, и солонина, и огурцы нежинские , и индейка, а также каплуны, фазаны кавказские, рябчики сибирские и салаты разные!

  • В «Национальной» предпочитали останавливаться не только министры, чиновники и дипломаты. Среди постояльцев гостиницы было множество деятелей искусства – знаменитая русская балерина Анна Павлова, французский писатель Анатоль Франс, английский писатель Герберт Уэллс . В 1903 году одним из самых именитых постояльцев «Национальной» был автор всемирно известного ныне «Полета шмеля» – выдающийся русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков .

  • В 1910 году на втором этаже гостиницы, слева от парадной лестницы в залах рекреаций открылся Британский клуб .

  • На третьем этаже , в нынешнем номере 177, раньше находилась читальня. К услугам постояльцев в читальне имелась большая библиотека, свежие газеты и журналы.

  • Октябрьская революция 1917 года роковым образом изменила судьбу «Национальной». В 1918 году Советское правительство переехало из Санкт-Петербурга в Москву, и пока для Правительства в спешке приводили в порядок помещения в Кремле, пострадавшие от артиллерийского обстрела в ходе уличных боев, гостиница «Национальная» стала временным пристанищем для Ленина, Крупской, Дзержинского, Троцкого, Свердлова и других представителей большевистской элиты . Ленин и Крупская прожили 7 дней в номере 107, который, сохранив исторический флер, является одним из лучших Кремлевских люксов современной гостиницы «Националь» .

  • После переезда Советского правительства в Кремль гостиницу стали именовать в духе революционного времени , по-новому – «Националь», Первый Дом Советов .

  • За время использования «Националя» в качестве Дома Советов состояние гостиницы резко ухудшилось. Длительное отсутствие ремонта привело к обветшанию здания и разрушению всех систем жизнеобеспечения. К началу 30-х «Националь» решили снова сделать гостиницей для приема иностранцев и знакомства их с молодым Советским государством, но стационарное оборудование и интерьеры номеров гостиницы к тому времени не могли уже соответствовать предъявляемым международным стандартам. Капитальный ремонт гостиницы продолжался с 1 июля 1931 года по 31 декабря 1932 года. Оборудование вновь открывающихся гостиничных номеров «Националя» осуществлялось из резервного фонда, созданного после Октябрьской революции в результате «расформирования» усадеб и дворцов. В числе предметов внутреннего убранства в «Национале» оказались мебель и произведения искусства, в том числе, из Царскосельского и Аничкова дворцов .

  • В начале 1930-х годов возрожденный «Националь» представлял своего рода гостиницу-музей, в котором были собраны уникальные предметы мебели, музыкальные инструменты, живопись и произведения декоративно-прикладного искусства. Пожалуй, ни один отель в Европе и Америке не мог сравниться с «Националем» по столь высокому «музейному» уровню «гостиничного оборудования».

  • Новое масштабное полотно площадью в 120 квадратных метров, размещенное к 1932 году на фасаде вновь открывшегося «Националя», изображало индустриальный пейзаж – вышки электропередач, заводские трубы и трактора – всё, что по мнению идеологов советского искусства 1930- х годов, лучше отражало дух времени, чем первоначальный античный сюжет в духе модных тенденций конца XIX начала XX веков.

  • В 1933-м «Националь» стал частью структуры Государственного акционерного общества по иностранному туризму в СССР – ГАО «Интурист».

  • «Сороковые-роковые» оставили памятный след в судьбе уникальной гостиницы. Они принесли отелю мировую известность. Когда немецкие войска были на подступах столицы, «Националь» фактически превратился в центр, объединивший страны антифашистской коалиции. В гостинице размещали персонал дипломатических миссий стран – союзников, лидеров антифашистского Сопротивления, представителей нейтральных государств и международного Красного Креста.

  • В конце 1960-х годов рядом с «Националем» вырос «Интурист», здание новой гостиницы из стекла и бетона. В 1983 году «Интурист» и «Националь» были объединены в единый гостиничный комплекс «Интурист-Националь», а в 1989 году решением Государственного комитета единый гостиничный комплекс «Интурист-Националь» был вновь реорганизован и разделен на две самостоятельные структуры – гостиницы «Интурист» и «Националь».

  • С 1991 по 1995 г. в «Национале» была проведена масштабная реконструкция.9 мая 1995 года гостиница «Националь» вновь открыла свои двери для гостей под брендом Le Meridien , одним из крупнейших гостиничных брендов, объединяющего пятизвездочные отели по всему миру.

  • С 2000 года, в соответствии с рекомендацией компании Le Meridien , знаменитая гостиница предстала под новым отличительным знаком – Le Royal Meridien National .

  • 1 сентября 2009 г. гостиница «Националь» стала первым и единственным в России отелем сети The Luxury Collection , покинув бренд Le Meridien, также принадлежащий компании Starwood Hotels & Resorts . The Luxury Collection насчитывает более 60 отелей по всему миру. Все они – эксклюзивные отели с уникальной историей и архитектурой, высочайшим уровнем сервиса для самых взыскательных и респектабельных гостей . Для перехода в бренд The Luxury Collection отелю потребовалось осуществить масштабную модернизацию всего номерного фонда и гостевых зон.

  • За более чем вековую историю «Националь» пережил «золотой век» и разруху, побывал в эпицентре войн и революций, пережил все беды и потрясения, выпавшие на долю страны. Сегодня среди гостей «Националя» по-прежнему лидеры государств и видные политики, общественные деятели и ученые, бизнесмены и писатели , актеры и музыканты, поэтому «Националь» и поныне находится в центре общественной, политической и культурной жизни страны и мира, принимая глав государств Большой Восьмерки, гостей Московского Международного кинофестиваля и т.д.

Москва

(http://progulkipomoskve.ru/publ/doma/ gostinica moskva istorija stroitelstva_i_razrushenija/ 39-1-0-1512 ) http://zyalt.livejournal.com/ 780468.html

Гостиница «Москва» в городе Москве одна из самых больших в столице России. Изначально была построена в период с 1933 по 1935 годы. Проект был разработан группой архитекторов, в которую входили Леонид Иванович(?) Савельев и Освальд Андреевич Стапран, при значительном участии Алексея Викторовича Щусева.

Гостиничный комплекс был разобран в 2004 году, а на его месте возведено здание, которое построено по действительным первоначальным чертежам и практически полностью воспроизводит былые формы демонтированного ранее (так заявляют застройщики).

История строительства первой очереди

Гостиница «Москва» вошла в список первых строений такого типа в советской России. Занимает целый квартал, ограниченный улицей Охотный Ряд и площадями –Манежной и Площадью Революции. Массивное здание стало доминантой прилегающей территории.

Сложное по своей архитектурной пластике здание гармонично вписали в окружающий архитектурный облик , где по соседству располагаются Исторический музей, здание Городской Думы, гостиницы «Метрополь» и «Националь», да и весь комплекс Кремля в целом.

Стоит отметить, что район Охотного Ряда считался в начале XX столетия одним из самых неблагополучных по санитарному состоянию в городе Москве. Так как это место было запланировано при новой власти под площадку для строительства Дворца труда, то окрестности начали расчищать и приводить в более достойный вид.

Без перегибов, результатом которых стал снос в 1920-е годы часовни во имя Александра Невского и церкви Параскевы Пятницы, не обошлось. Но вместе с тем здесь снесли все ветхие лавки, большая часть которых находилась в южной оконечности этого района, а здешний рынок перенесли из самого центра первопрестольной на Цветной бульвар.

В силу финансовых трудностей проект Дворца труда так и не был реализован (может быть, даже и к лучшему), а в начале тридцатых здесь начали строительство гостиницы Моссовета (первое проектное название), проект которой разработали в конце 1920-х.

Авторами стали архитекторы Стапран и Савельев . Будущее здание должны были возвести в модном тогда стиле конструктивизма, что явно вступало в противоречие с архитектурным обликом этого района: массивность и строгий аскетизм сюда никак не вписывались.

Когда была уже практически завершена каркасная коробка здания, к реализации проекта строительства будущей гостиницы «Москва» привлекли известного архитектора еще дореволюционной школы Алексея Щусева. Почему?

Здесь стоит сделать ремарку .

Дело в том, что к наступлению 1930-х годов архитектура страны Советов начала отходить от авангардной стилистики в контуре зданий и повернулась лицом к градостроительному наследию прошлого , т. е. классическому стилю, который и стал фактором появления так называемого «сталинского ампира».

Так вот, Алексей Иванович и должен был подправить первоначальную задумку своих молодых коллег.

Значительные изменения внести уже было невозможно из-за уже выстроенной монолитной коробки, но Щусев сумел многое подправить, не ущемляя самолюбия Савельева и Стапрана, и создать лаконичный декор, исполненный в духе неоклассицизма.

Так здесь появился восьмиколонный портик с открытой террасой, высотой в шесть этажей, многочисленные балконы по фасаду и лоджии-аркады со стороны главного входа. На углах здания появились башенки, а оно само после всех нововведений получило некую пластичность, которую помогло выразить членение на фрагменты всего фасада.

Здание гостиницы «Москва» изначально должно было быть разновысотным: главный фасад со стороны Манежной площади насчитывал 14 этажей, а корпус по Охотному ряду – всего 10.

Театральной площади

Украина (http://www.ukraina-hotel.ru/history/section304/)

История

Гостиница «Украина» – одно из семи зданий, известных как «сталинские высотки». Ярко выделяясь архитектурой, увековечившей эпоху, они в значительной мере определяют облик столицы. Это здание Министерства иностранных дел РФ на Смоленской-Сенной площади (1948–1953), Главное здание Московского Государственного Университета на Воробьёвых горах (1949–1953), жилой дом на Котельнической набережной (1938–1940, 1948–1952), административно-жилое здание у станции метро «Красные Ворота» (1939–1953), гостиница «Ленинградская» на Каланчевской улице (1949–1952), жилой дом на Кудринской площади (1948–1954) и, конечно, гостиница «Украина» на Кутузовском проспекте (1953–1957). Советские высотки стали памятной страницей истории нашего государства и визитной карточкой Москвы.

30-е годы ХХ века – время крупных градостроительных проектов. В стране было отстроено около 400 новых городов и тысячи поселков, активно реконструировались многие старые города. Именно в это время Москва и столицы союзных республик приобретали основные черты своего нынешнего архитектурного облика. В 1935 году принят Генеральный план реконструкции Москвы, в котором было заложено всё то, что осуществлялось потом десятилетиями: создание Канала Москва – Волга, строительство линий метрополитена, возведение мостов, новых магистралей (Новый Арбат), реконструкция Садового кольца, массовая жилищная застройка.

Именно в 30-е годы у И.В. Сталина возникла идея воздвигнуть «советские небоскребы », развернув панораму Москвы вдоль набережных реки, где высотные сооружения подчеркнут живописный природный рельеф города, его историческую радиально-кольцевую планировку , но вплотную приступили к ее воплощению уже после победы СССР в Великой Отечественной войне. Строительство московских высоток было завершено после смерти «вождя всех народов», и всё же они в полной мере являются его детищем и творением (http :// retrofonoteka . ru / skyscrapers / moscow _ skyscrapers . htm ).

Постановление № 53 Совета министров СССР «О строительстве в городе Москве многоэтажных зданий» было подписано Сталиным 13 января 1947 года – в год празднования 800-летия столицы. В день 800-летия Москвы были торжественно заложены 8 камней, символизирующих будущие здания. И хотя восьмая высотка в Зарядье, которая должна была перекликаться с вертикалью будущего Дворца Советов по другую сторону Кремля, так и не была построена, это не повлияло на колоссальность проекта «сталинских высоток». Они стали зримым воплощением престижа страны-победительницы, символом основательности, величия и могущества молодого социалистического государства.

Архитектуру периода 30–50-годов ХХ века специалисты называют «неотрадиционализмом», «неоромантизмом», «неоренессансом», «пролетарской неоклассикой». Для России «сталинский классицизм», «сталинская» или «тоталитарная» архитектура, давно стала искусством и предметом национальной гордости.

Свой облик гостиница «Украина» получила благодаря группе именитых архитекторов: академика архитектуры, президента Академии архитектуры СССР А. Г. Мордвинова, инженера-конструктора П.А. Красильникова, соавтора по проекту жилых корпусов В.Г. Калиша и соавтора по проекту стилобата – доктора архитектуры В.К. Олтаржевского, который изучал технику возведения небоскребов в Нью-Йорке и специализировался на проектировании и строительстве гостиниц. Всего над различными деталями проекта работали более двух тысяч человек.

Параметры: общая площадь здания «Украины» – более 88 тыс. кв.м, высота – 206 м, включая 73-метровый шпиль.

Здание отличает композиционное совершенство: центральный корпус с башней со шпилем уравновешивают основательность и строгая геометрия флигелей. Угловые башенки и стилизованные под снопы пшеничных колосьев вазоны подчеркивают дворцовую архитектуру здания, а шпиль придает ему возвышенную строгость.

Советская символика в наружном декоре «Украины» – звезды, серпы и молоты в обрамлении венков, – утратив со временем свой политический пафос , стала ее изюминкой и сентиментальным напоминанием об ушедшей эпохе.

Устарели морально и физически

По данным GVA Sawyer, к первому кварталу 2010 года на долю качественного предложения гостиничного рынка Москвы, которое формируется гостиницами категории «3–5 звезд», пришлось менее половины общего номерного фонда (44 %, или 17,8 тыс. номеров). Немалую часть среди них занимают реконструированные объекты. Оставшиеся 56% делят между собой гостиницы, не соответствующие международным стандартам, – среди них как «советские», так и современные гостиницы.

«В Москве действует 221 гостиница. Из них порядка 35% являются новыми или введенными в эксплуатацию в течение последних пяти лет. В целом же, на столичном рынке преобладает «наследие» 80-х–90-х гг., которое нуждается в капитальном ремонте и реконструкции.

В Подмосковье также множество объектов требует того или иного обновлении. Из пяти с лишним тысяч санаториев, пансионатов, турбаз, домов отдыха в эксплуатации находятся лишь 35%, простаивают или используются не по назначению – 15%, а оставшаяся половина требует серьезной реконструкции», – обрисовывает ситуацию Кирилл Иртюга, генеральный директор УК «РосинвестОтель» и гостиничной сети VOYAGE Hotels&Resorts.

На столичном рынке преобладает «наследие» 80-х–90-х гг., которое нуждается в капитальном ремонте и реконструкции

В регионах также большая часть российских гостиниц по-прежнему представлена средствами размещения советской постройки. Однако количественно оценить число гостиниц, нуждающихся в редевелопменте и новой концепции, сложно.

Новая жизнь

Если в регионах реконструкция отелей – достаточно редкое явление, то в Москве такие проекты сменяют один другой с середины 80-х. В первую очередь, изменения коснулись знаковых столичных гостиниц. В 1985 году началась десятилетняя реконструкция гостиницы «Националь» (1903 г.).

Впоследствии гостиница вошла в элитную группу Le Royal Meridien компании Starwood Hotels & Resorts Worldwide, а в 2009 году после очередной реновации сменила бренд на The Luxury Collection. В 1986 году начались комплексные работы по реставрации и переоборудованию одной из старейших московских гостиниц – «Метрополь» (1905 г.). Работы вели финские и австрийские специалисты, антикварная мебель реставрировалась в «Эрмитаже». Обновленный «Метрополь», открывшийся в 1991 году, первым в России получил статус «пять звезд».

В 1989 году была закрыта на трехлетнюю реконструкцию гостиница «Бухарест». В гостинице были заменены все коммуникации, совершенно изменилась планировка, и от старого здания остался только фасад. Общие расходы составили около 85 миллионов долларов. В 1992 году реконструированный отель открылся под новым названием «Балчуг Кемпински» и также получил пятизвездочный статус.

С большим размахом проводилась последняя реконструкция гостиницы «Савой» (до первой реконструкции 1987–1989 гг. гостиница, входившая в систему «Интуриста», работала под именем «Берлин»). Масштабные изменения в 2005 году обошлись владельцам в солидную сумму (свыше 20 миллионов долларов). Над новым дизайном гостиницы работали итальянские специалисты во главе со знаменитым архитектором Леонардо Тониони. Гостиница «Украина» (1957 г.) после трех лет реконструкции открылась этой весной под именем Radisson Royal Hotel, Moscow. К услугам гостей – фешенебельные номера и апартаменты, рестораны различных гастрономических традиций, современный конференц-центр и велнесс-клуб с 50-метровым бассейном.

Четырехзвездочные отели также в своем большинстве «выросли» из старых гостиниц: реконструировались гостиницы «Советская» (1952 г.), «Арбат» (1960 г.), «Космос» (1979 г.), «Орленок» (1976 г.) – ныне Korston Hotel Moscow, «Международная» (1980 г.) – сейчас Crowne Plaza Moscow World Trade Centre. На стадии реконструкции находятся гостиницы «Марко Поло Пресня» (1904 г.) и «Пекин» (1955 г.). Гостиницы категории «три звезды» также обновляются. Наиболее яркими примерами являются построенные к Олимпиаде–80 ГК «Измайлово» и отель «Аструс – Центральный Дом Туриста». Новое лицо также получили гостиницы «Заря» (1956 г.), «Академическая» (1976 г.), «Аэрополис» (1980 г.), «Варшава» (1960 г.), «Белград» (1973 г.), «Байкал» (1976 г.), «Охотник» (1980 г.). Трехзвездная «Ленинградская» (1950 гг.) после реконструкции стала отвечать категории «четыре звезды» и получила имя Hilton Moscow Ленинградская. Весной этого года открылась «Катерина Парк» (бывший «Евролюкс»). Обновлению подверглись не только «долгожители», но и гостиницы, построенные в 90-х («Ренессанс Москва», «Ирис Конгресс Отель», «Царицыно»).

В Москве, которая является наиболее интересной площадкой для отельеров, до сих пор остаются гостиницы, ожидающие обновления. УК «ГОСТ Отель Менеджмент» планирует перевести «Сретенскую» в сегмент luxury, работы должны начаться в 2011 году. Вскоре закроется на реконструкцию отель, ставший одним из первых в России для гостиничного оператора Radisson – «Рэдиссон САС Славянская». Компания MosCityGroup планирует приобрести гостиницу «Будапешт», чтобы превратить ее в первый московский отель класса «6 звезд» (это потребует порядка $100 млн.).

Как показывает практика, чаще всего реконструкция и ребрендинг отеля связаны со сменой управляющей компании. Конечно, не все столичные гостиницы были сохранены – некоторые оказалось целесообразнее снести. Так, вместо «Интуриста» был построен престижный The Ritz-Carlton, а на месте легендарной гостиницы «Москва» в 2003 году началось строительство отеля оператора Four Seasons – открытие ожидается в конце этого года.

Попасть в цель

У каждого объекта свой «срок жизни» – период, на протяжении которого его эксплуатация может быть максимально эффективной и доходной. «У торговых центров этот срок составляет примерно 7 лет, чуть больше у офисов и гостиниц – около 10 лет. По истечении этого срока необходима модернизация дизайна, реконструкция и реинжиниринг, – комментирует Дмитрий Золин, управляющий партнер LCMC. – Но есть и другая причина – ошибки на стадии проектирования гостиницы. Российский рынок еще очень молод, и многие проекты, созданные на стадии его формирования, реализовывались неопытными специалистами, нередко с неверно разработанной концепцией или вообще без нее. Такие объекты, безусловно, нуждаются в реновации, но иногда для них достаточно привлечь грамотного гостиничного оператора, чтобы скорректировать зонирование или изменить бренд».

«Реконцепция может быть связана с пониманием несостоятельности прежней концепции, ее неокупаемости и неэффективности. Также на переориентирование отеля могут оказывать влияние внешние факторы, – рассказывает Мария Василенко, директор по маркетингу AZIMUT Hotels Company. – Например, бизнес-отель в регионе, загрузку которого составляли преимущественно командировочные, может быть переориентирован в связи с закрытием ряда градообразующих предприятий города, которые генерировали основной поток туристов».

Однако не всегда обновление дает нужные результаты. По мнению экспертов, основной проблемой является отсутствие четкого видения конечного результата работы с объектом. Перекрасить стены – это не значит сделать реконструкцию или ребрендинг. Чтобы гостиница успешно функционировала в дальнейшем, нужно изменить не только внешнюю составляющую, но и внутреннюю логику. На первом этапе рекомендуется провести комплексное исследование, включающее в себя как оценку самого объекта и его окружения, так и характеристику состояния рынка недвижимости на данный момент.

На втором этапе идет определение и обоснование причины реконцепции, формулировка проблемы, предложение различных вариантов ее решения и выбор концепции. Далее необходимо провести подробную детализацию новой концепции, после чего можно приступать непосредственно к реализации проекта. «В первую очередь необходимо понимать, кто ваши гости, зачем нужна реновация, каковы будут расходы по сравнению с ожидаемым возвратом прибыли и увеличит ли данная реновация стоимость гостиницы, – рассказывает Дэвид Дженкинс, директор группы гостиничной недвижимости DTZ в России и СНГ. – Крайне важно улучшить качество номеров, а также определить, какие функциональные помещения и услуги необходимы для привлечения ваших клиентов. Понимание своего рыночного позиционирования позволит определить необходимый уровень модернизации для того, чтобы быть конкурентноспособным на данный момент и в будущем».

Вопрос цены

Проблемы с финансированием – это основная сложность, с которой сталкивается владелец при реконструкции гостиницы, и основная причина, по которой проект превращается в долгострой. Привлечение проектного финансирования является серьезным препятствием на пути собственника. Как констатирует Кирилл Иртюга, классическое кредитование проектов не выгодно.

Привлечение банковских средств по существующей процентной ставке экономически не интересно, так как серьезно отражается на рентабельности и окупаемости проекта. По его словам, финансирование проектов чаще всего идет с привлечением сторонних инвесторов, которые приобретают пакет акций у собственника гостиницы. «Финансирование получить очень сложно. Банки неохотно финансируют гостиничные проекты, а требующие реконструкции – вдвойне. Банкирам очень сложно объяснять, для чего нужно осуществлять те или иные действия в процессе работы и какой конечной результат это даст», – делится Александр Удалов. В связи с этим компания «Юмако» создала свой инвестиционный фонд – «когда вкладываются свои деньги, легче привлекать к финансированию других».

Как замечает Дмитрий Золин, новый объем доходов, предполагаемый после реновации, можно вычислить, опираясь на план реконцепции объекта. Ориентировочный срок окупаемости будущего проекта рассчитывается по следующей формуле: общий объем инвестиций (с учетом затрат на реконцепцию) нужно разделить на разницу между бывшим до реконцепции объемом доходов и предполагаемым после нее. По доходности гостиничный бизнес занимает четвертое место после складской, жилой и торговой недвижимости. На сегодняшний день сроки окупаемости московской трехзвездной гостиницы составляют 7–8 лет. В Подмосковье период растягивается до 10 лет.

Ломать голову или гостиницу?

Чтобы сделать существующий бизнес эффективным, часто необходима полная реконструкция, что существенно увеличивает затраты инвесторов, и, в конечном счете, может сделать проект экономически неоправданным. «В первую очередь, реконцепция целесообразна для гостиниц, расположенных в центральных и исторических районах городов, а также в зонах высокой туристической активности. Тем не менее, во многих случаях конструктивные особенности существующих отелей не предоставляют возможности для эффективного ребрендинга», – говорит Полина Кондратенко, директор департамента оценки и консалтинга Colliers International.

Советским гостиницам характерны очень маленькие номера, низкие потолки, которые практически исключают возможность улучшения слабой системы кондиционирования. Следующее отличие, совершенно не характерное для мировой практики, это обширные общественные зоны. В России гостиница с номерами уровня «три звезды» и функциональными помещениями уровня «четыре звезды» является весьма распространенным явлением. Еще одна деталь к «портрету»: зачастую многие номера заняты офисами. И заключительный штрих: стоимость подобных капитальных реноваций с трудом может быть оправдана выручкой. «Безусловно, в региональных городах советские гостиницы зачастую имеют прекрасное, самое выгодное, расположение, тем не менее, в большинстве случаев лучшее решение – снести и заново построить», – уверен Дэвид Дженкинс.

Реконструкция зачастую является более затратным проектом, чем строительство «с нуля», так как процессы усложнены детальным анализом объекта, инженерных коммуникаций и оценкой всех имеющихся ресурсов здания. «Реконструкция имеет смысл только в том случае, если в существующей гостинице возможно разместить современные инженерные системы, такие как вентиляция, кондиционирование, и обеспечить функционал в соответствии с действующими сегодня стандартами. В противном случае, лучше снести здание, так как реконструкция обойдется дороже, – предупреждает Александр Удалов, президент компании «Юмако Групп». – Объект советского типа может быть сохранен, если гостиница имеет какое-то историческое значение, представляет интерес именно как гостиница эпохи, например, гостиница «Советская», которая сама по себе уже является брендом». Чтобы работа по реконструкции не была проделана впустую, консультант и исполнитель проекта должен быть профессионалом в своей области.

Главный критерий для выбора исполнителя проекта прост: успешный опыт работы в этой среде, причем обязательно на российском рынке, и хорошая репутация компании. К критериям оценки результатов относятся стабильная высокая заполняемость объекта, успешное функционирование составных частей его структуры, а также уровень доходов в сравнении с показателями, фигурировавшими до реновации.

Мнения экспертов

Дмитрий Золин, управляющий партнер LCMC

Если рассуждать объективно, то гостиницы «советского типа» подлежат сносу. Раньше их переделывали в офисные центры, но к 2010 году требования к офисным помещениям возросли, и теперь такие здания превратить в офисы весьма проблематично. В связи с особенностями технических характеристик подобных объектов, их практически невозможно реконструировать с соблюдением современных требований и стандартов. Именно поэтому достаточно проблематично реализовать качественный гостиничный проект, реконструируя старую советскую гостиницу.

Мария Василенко, директор по маркетингу AZIMUT Hotels Company

Гостинице «советского типа» чаще всего требуется перепланировка номеров, внешняя отделка, обновление фасада, окон, замена сантехники и мебели. В смене названия нет необходимости, если отель имеет положительную репутацию, обладает большим количеством постоянных гостей, высокой степенью лояльности среди местных жителей, а также хорошим уровнем известности и узнаваемости. Экономическая целесообразность проекта реконструкции отеля легко оценивается: по типичной модели рассчитывается, на что повлияет реконструкция, как она отразится на цене номера, загрузке и выручке отеля. Обычно каждые 7–10 лет делается косметический ремонт с заменой покрытий стен, потолков и текстиля.

Проведение полной реконструкции рекомендуется раз в 15 лет. Обновление наших региональных гостиниц (их не закрывали, а лишь выводили номерной фонд из продажи), заняло порядка 2–2,5 лет. Мы постоянно занимаемся реновацией своих объектов. Основные задачи на ближайшее время – перевести под бренд «АЗИМУТ Сеть Отелей» два новых отеля в Ставрополе и Подмосковье.

Кирилл Иртюга, генеральный директор УК «РосинвестОтель» и VOYAGE Hotels&Resorts

Необходимость реконструкции обосновывается, как правило, статистическими данными: показателями снижения загрузки отеля, износа оборудования, номерного фонда и технической базы. Стоит помнить, что обновлением номерного фонда задача не исчерпывается. Реконструкция должна коснуться всего – качества и объема услуг, уровня питания, профессионализма персонала, привлекательности окружающей территории. При этом прогноз окупаемости инвестиций в обновление может быть лишь расчетной цифрой. Если стоимость номера и питания являются конкретными суммами, то один из ключевых элементов доходности – ожидаемая загрузка – это субъективная величина, которую не может гарантировать ни одна гостиничная управляющая компания.

Александр Удалов, президент «Юмако Групп»

К сожалению, в 90% случаев за обновленным фасадом сохраняются прежние законы работы гостиницы. Недостаточно сделать только формальное обновление, необходима продуманная внутренняя логика для меняемого объекта. Здесь нужно чувство духа времени и современное понимание гостиничного бизнеса. Подходящий пример – гостиница «Евролюкс». Прежние владельцы сделали большую реконструкцию объекта: гранитный пол, добротный бар, ресепшен, обновили номерной фонд, – но забыли про такие простые вещи, как раздевалки, столовая для персонала или туалеты на первом этаже для гостей, что отрицательно сказывалось на функционировании объекта в современных условиях.

Полина Кондратенко, директор департамента оценки и консалтинга Colliers International

Насколько успешной будет функционирование гостиницы после ребрендинга, напрямую зависит от профессионализма управляющей компании. Есть примеры увеличения дохода гостиниц после ребрендинга с вхождением в международную гостиничную сеть более чем на 30%.

Дэвид Дженкинс, директор группы гостиничной недвижимости DTZ, Россия и СНГ

Одной из ключевых причин ребрендинга является необходимость изменить восприятие отеля гостями, как нынешними, так и потенциальными. Однако необходимо отметить, что ребрендинг и обновление номерного фонда – лишь первые шаги, за которыми должен следовать постоянный контроль сервиса. Очевидно, что необходимость данных мер обусловлена самим рынком как обязательное условие выживания. Для гостиницы, отличающейся нецентральным месторасположением, особо важны конференц-помещения. Их реновация позволяет привлечь дополнительный доход от организации мероприятий, повышает известность отеля как место их проведения, добавляя ценность продукту в целом.

Пятница, февраля 5, 2016

Незадолго до нового года нам посчастливилось отснять одну из самых старых и шикарных гостиниц города — «Националь».

Гостиница «Национальная» была построена в 1902-03 годах по проекту архитектора Александра Иванова, в качестве заказчика и спонсора выступило Варваринское акционерное общество. На момент открытия это была самая дорогая, престижная, современная и технически оснащённая гостиница.

В этой публикации мы прогуляемся по холлам и номерам гостиницы, а также коротко расскажем о ее истории —>

Во все времена в гостинице останавливались соответствующие ей гости – представители государственной власти, важные иностранные господа и знаменитости. Бесконечные генерал-губернаторы, предводители дворянских собраний. Но самый известный гость первых лет гостиницы, вовсе не чиновник, а композитор — Римский-Корсаков.

После революции гостиница превратилась в 1-й Дом советов, фактически в общежитие для советских чиновников. За одни лишь 1920-е годы была утрачена большая часть мебели и былого великолепия интерьеров. С 1930-х годов это снова гостиница, уже под привычным именем «Националь», в её номера завезены сотни единиц антикварной мебели, реквизированной из богатых дворцов царской эпохи. Но масштабный ремонт и реставрацию провели в ней только в начале 1990-х годов. В ходе реставрации все помещения гостиницы привели максимально близко к изначальному виду. Пройдёмся по гостинице и посмотрим, что там внутри, что изменилось за 113 лет, и кто имел честь жить в её номерах.


Оформление лифтов в главном холле гостиницы. Лифт для 1902 года – небывалая роскошь и новшество, самые первые электрические лифты в Москве появились за год до этого, в 1901 году.

Нельзя сказать, что гостиница «Националь» – это здание в стиле модерн. Всё-таки это эклектика, архитектор Александр Иванов, который её строил, даже в эпоху модерна остался верным смешению стилей, это архитектор петербургской школы, он жил в северной столице и построил там более 60 домов, начиная с 1870-х годов, и только в 1890-е приехал в Москву. Даже в расцвет модерна он в своих проектах использовал только детали новомодного стиля. Гостиница «Националь» по своей композиции близка к классицизму, а по декору это яркая смесь классицизма, барокко, французского ренессанса и модерна. Больше всего модерна в кованных решётках балконов, мозаичном панно вверху угловой части здания, а в интерьере это прежде всего ограды парадных лестниц.


Парадных лестниц было две: главная – со стороны Моховой улицы. Ограда лестницы в стиле модерн, отсылающая к франко-бельгийскому ар-нуво – гордость «Националя», и один из главных символов гостиницы.


Смотрим с лестницы в сторону входа. Композиция холла навевает петербургской неоклассикой, многие парадные Питера оформлены похожим образом, и с атлантами. Корни архитектора дают о себе знать. Кстати, деревянный тамбур при входе частично подлинный.


Взгляд вверх на лестничные пролёты, украшенные к Новому году.


В 1990-е годы долго не могли придумать логотип бренда гостиницы. И внезапно обнаружили чудом сохранившийся фужер с вензелем гостиницы из сплетения русской буквы и H и латинской N. Логотип был готов, ничего нового придумывать было не нужно. В итоге вензель начала 20 века лёг в основу нового фирменного стиля гостиницы, он теперь везде – и на костюмах персонала, и в рекламных буклетах, и на всех вывесках.


Новое пространство кафе на первом этаже возникло в 1990-е годы. До реконструкции это был двор-колодец, со всех сторон окружённый корпусами гостиницы.


Растительный декор парадной лестницы тоже довольно характерная деталь эпохи модерна, но по композиции он все же ближе к классицизму.


Ещё один повод для радости – сохранившиеся витражи 1902 года в стиле модерн, украшающие окна парадной лестницы. Все они подлинные, утрачена в советское время только центральная часть окон. В Питере таких ещё довольно много сохраняется в парадных доходных домов, для Москвы это, увы, большая редкость.

Один из залов ресторана на втором этаже гостиницы. Здесь почти вся отделка утрачена в советское время, в 1930-е годы это была обычная столовая. По сохранившимся следам всё восстановлено в процессе реставрации, включая цветовую гамму стен и потолков.


Местный артефакт – подлинные радиаторы отопления начала 20 века.


Вида, который сейчас открывается из ресторана со второго этажа, изначально не было. До 1930-х годов на месте Манежной площади стоял целый квартал старой застройки, в том числе пятиэтажные корпуса гостиницы Лоскутная. Она-то и закрывала вид на Кремль из Националя.


Вид их верхних этажей «Национальной» в начале 20 века. Между домами – узкая Тверская, а вдалеке за крышами проглядывают верхушки Исторического музея и острая крыша Городской Думы (бывшего Музей Ленина, ныне еще одного здания Исторического музея).


Кухня до революции находилась на шестом этаже, чтобы запахи еды не распространялись по всей гостинице, а блюда транспортировались в ресторан на втором этаже с помощью специального подъёмника — «машины для опускания кушаний».


В окне справа видна новодельная гостиница «Москва». Считается, что художник Андрей Иогансон набросал вид гостиницы, сидя в одном из залов ресторана на первом этаже гостиницы, позже превратив рисунок в этикетку водки «Столичная».


Зал на втором этаже с окнами в сторону Тверской, — это памятник уже советской эпохи, времён «развитого социализма», 1975-76 годы. Авторы лепнины и росписей – художники И.В. Николаев и М.М. Дедова-Дзедушинская.


Оформление явно отсылает в эпоху сталинского ампира, но здесь это всё специально сделано наивно и по-детски. И не просто так, здесь в 1970-е годы была идея устроить детское кафе.


Фрагмент под названием «Карнавал», автор – Марина Дедова-Дзедушинская.


Соседний, угловой зал, оформленный теми же художниками, до революции занимал магазин меховых изделий и швейных принадлежностей братьев Петуховых. В магазин вела отдельная лестница с первого этажа, со стороны Тверской. Сейчас это вторая парадная «Националя».


В залах и номерах «Националя» содержится огромное количество антиквариата. Однако сейчас сложно сказать, откуда взялся каждый из артефактов, вот этот рыцарь, например. В 1930-е годы тысячи единиц реквизированы из дореволюционных барских домов, усадеб дворян и купцов. Всё это раздали по советским гостиницам и учреждениям.


Коридоры второго этажа.


Двери, их отделка и орнамент с номером на стекле полностью восстановлены именно так, как было в 1903 году.


Некоторые из знаменитостей, останавливавшихся в разное время в Национале – Катрин Денёв, балерина Анна Павлова, футболист Пеле, гонщик Дэвид Кулхард и Ален Дэлон. Портретами увешана вся стена в одном из коридоров.

После революции, в марте 1918 года из Петрограда в Москву переехало советское правительство. В первом поезде ехали Ленин, Крупская, Мария Ульянова и Бонч-Бруевич с женой. Их поселили в номерах «Национальной». Партийных деятелей из второго поезда определили в «Метрополь». Перед прибытием партийной верхушки в Москву из гостиницы выселили всех постояльцев и выставили охрану. Номер 107, в котором поселили Ленина с Крупской, охраняли латышские стрелки из Смольного.


Это кабинет и спальня Владимира Ильича Ленина. Мебель в номере антикварная, но не из Националя, а, опять же, из дворцов и усадеб, ввезённая в 1930-е годы. Причём в этом номере часть предметов аж из царских дворцов Петербурга. Круглый стол имеет штамп Царскосельского дворцового управления., а письменный стол с выдвижными ящиками – клеймо Аничкова дворца. Подлинная мебель из «Национальной», увы, не пережила 1920-е годы, значительная её часть ещё и пошла на дрова для отопления.


В этой комнате спали Крупская и сестра Ленина Мария Ульянова.


Неоклассический орнамент, восстановленный в ходе реконструкции в 1990-е годы, восстановленный по следам, обнаруженным под несколькими слоями советских обоев. Подобные орнаментальные пояса украшали все номера гостиницы, только рисунок их в каждом номере разный.


В каждой комнате разный орнамент.

Кроме вождя пролетариата, в бывшей «Национальной» успели пожить в те дни: Свердлов, Троцкий, Луначарский, Цюрупа, Будённый, Ворошилов и Сталин. 19 марта 1918 года, через неделю после приезда, всех партийных лидеров, вместе с Лениным переселили в Кремль, в скором порядке почищенный и подлатанный после революционных боёв.


Ванная в номере 107 теперь новая. Подлинные ванные были по нынешним меркам маленькие и неудобные, однако для начала 20 века – роскошь небывалая. Всеми этими удобствами «Национальная» и выигрывала у остальных, лидирующих в то время гостиниц. Лоскутная, Большая Московская, Париж, Лувр-Мадрид, Дрезден, — все они были построены ещё до проведения канализации в Москве, и в большинстве случаев не имели сантехнического оборудования и ванных. Да и «Национальной» только 13 самых дорогих номеров имели ватер-клозеты и ванные. Остальные гости пользовались 49 санузлами на этажах.


Коридор третьего этажа.

После переезда правительства в Кремль «Национальную» переименовали в 1-й Дом Советов. Все магазины 1-го и 2-го этажа были закрыты, ресторан превратился в столовую. Делегаты съездов Советов, приехавшие, вроде как, на время, уезжать отсюда не хотели. Члены Коммунистической партии Финляндии, работники аппарата Государственного Контроля, члены Малого Совета Народных Комиссаров, перечислять их должности можно ещё долго, но фамилии вряд-ли кому-то о чём-то говорят в наше время: Фрумкин, Минкин, Галкин, Карамясов, Рославец и т д. Из известных людей можно вспомнить Молотова и Кагановича. Постепенно номера гостиницы переполнялись, партийные деятели низших чинов приглашали свою родню и друзей, все хотели здесь остаться, в итоге гостиница превратилась в сплошной хаос и беспорядок.

Вот, что писал в отчёте после проверки член комиссии Г.П. Маурин: «Осматривая 1-й Дом Советов ВЦИК, его склады с продуктами, кладовые с инвентарем и кухню, где готовится обед, я нашел и был прямо-таки поражен всей бесхозяйственностью лиц, поставленных в этом учреждении. Кухня, где готовится кушанье, представляет из себя, если войти от 10 часов утра до 1 дня, сплошное болото или помойную яму. На полу сплошняком лежат отбросы от продуктов, как-то: корки от очистки картофеля и листья от капусты, и все это в достаточной мере пропитано грязью.
…туши мяса и рыбы лежат на открытом дворе под навесом, подвергаясь обветриванию и порче. Та же участь постигает и картофель, которого 1000 пудов в мешках составлены в общую груду и представляют из себя свалку испорченных продуктов».

И только в 1930-е годы всё изменилось, всех большевиков выселили, и 1-й Дом Советов снова превратился в гостиницу «Националь».

Вернёмся к осмотру лучших номеров гостиницы.


Это 115 номер, носивший до революции имя «Гостиная Людовика XV». Мебель из карельской берёзы, завезённая сюда в 1930-е годы, была изготовлена в начале 20 века на известной фабрике П.Н. Шмидта. Изначально в этом номере, как и во всех номерах третьего и четвёртого этажа была мебель из красного дерева, с фабрики Мельцера, законодателя мебельной моды Петербурга и поставщика Императорского двора. На пятом и шестом этажах стояла мебель из светлого и морёного дуба. Восстановлена первоначальная отделка стен штофом – тканью розовых тонов. При реставрации оказалось, что верхний карниз был ещё и деревянной конструкцией крепления шелкового штофа.


Самая значительная реликвия из 115 номера – французская ваза начала 19 века с изображениями Наполеона и его жены Жозефины. Жозефина смотрит в угол, и раз в две недели вазу поворачивают на 180 градусов, чтобы всё было по-честному. В эпоху «перестройки», когда из гостиницы вывозили имущество, легендарная ваза пропадала. Уголовный розыск бросил все силы на её поиски, и вскоре в милицию позвонил истопник одной из московских котельных. Оказалось, что его друг, бывший сотрудник гостиницы прятал эту вазу у него в котельной. Вора поймали, а вазу вернули на место.


Сейчас этот номер относится к классу президентский люкс. До революции в таких номерах останавливались члены королевских семей, иностранные дипломаты, министры царского правительства. В 1913 году тут проживал дядя Николая II, великий князь Александр Михайлович, тесть Феликса Юсупова. А в 1918 г. именно в этом номере разместился Яков Свердлов — председатель ВЦИК, один из людей, принимавших решение о расстреле царской семьи.


Рояль 19 века немецкой фирмы Rud Ibach Sohn.


Живописное панно «Триумф Юноны» сохранилось с 1902 года, в 1990-е отреставрировано.


А в спальне мебель уже современная, стилизованная под старину.

Во времена сталинских репрессий многие номера прослушивались. Однажды писатель Михаил Шолохов стал случайной жертвой прослушки. Обычно, приезжая в Москву, он останавливался в «Национале». В 1938 году разыгрался роман писателя с женой «железного наркома» Николая Ежова. Евгения Ежова навещала автора «Тихого Дона» именно в номерах этой гостиницы. И самое интересное то, что запись с прослушки через чекистов попадала прямиком к наркому Ежову.


Ещё один номер, достойный внимания – 177. Мебель тоже вся антикварная, привезённая из богатых усадеб.


Контраст.


Стоит приглядеться к деталям кровати.


Её спинки украшены бараньими головами.


Кровать с баранами, а шкаф с лебедями в капителях.


Сверху пояс восстановленных фрагментов декора в стиле модерн. Тёмный прямоугольник – это расчищенная подлинная роспись, по ней и были восстановлены все остальные. Потемнел подлинный фрагмент от времени, изначально он был таким, как все остальные сейчас – более светлым.


Подлинный и восстановленный фрагменты.


Столик в гостиной.


В гостиной комнате декор представлен мастями игральных карт. И тут тоже сохранили подлинный, потемневший фрагмент.


Коридор четвёртого этажа.


В 2007 году в этом номере останавливался президент Франции Николя Саркози.


Картина «Вакх на деревянном велосипеде», относится к изначальной отделке гостиницы, недавно отреставрирована.


Детали мебели номера 210.


Этот номер трёхкомнатный, по бокам от главной угловой комнаты расположены ещё две, с окнами на Моховую и Тверскую. В 1920-е годы в угловой комнате жила семья товарища Кропоткина и стояло 10 кроватей.


Комната с окном на Моховую. В этой комнате жила уже другая семья. Фактически каждый номер в 1920-е годы представлял собой коммуналку.


А эта выходит на Тверскую. В таких небольших комнатах могли во времена 1-го Дома Советов жить охранники или подчинённые больших начальников.

В ходе реставрации «Националя» в 1990-е годы с 3-го по 6-й этаж восстановлено 120 номеров, их максимально привели к изначальному виду.


Самый верхний витраж отличается от всех остальных.


Его фрагмент.


Коридоры шестого этажа и богатая растительная лепнина.


Смесь рококо и модерна.


И в завершение – кадр из зала ресепшн, на первом этаже.

Над публикацией работали:
текст: Александр Иванов
фото: Александр Усольцев